/Особенности развития внимания у детей 3-7 лет: виды, свойства и способы тренировки

Особенности развития внимания у детей 3-7 лет: виды, свойства и способы тренировки

Как развивается внимание у детей дошкольного возраста. Какие виды и свойства внимания формируются в 3-7 лет. Какие игры и упражнения помогают тренировать внимание дошкольников. Нормы концентрации внимания в разном возрасте.

Особенности внимания у детей 3-7 лет

Внимание — это важнейший познавательный процесс, который активно развивается в дошкольном возрасте. У детей 3-7 лет можно выделить следующие особенности внимания:

  • Преобладает непроизвольное внимание, которое вызывается внешне привлекательными предметами и событиями
  • Внимание становится более устойчивым, но по-прежнему отличается быстрой истощаемостью
  • Развивается произвольное внимание, но оно пока слабо и требует поддержки взрослого
  • Объем внимания расширяется с 1-2 объектов в 3 года до 4-5 объектов к 7 годам
  • Формируется способность к распределению и переключению внимания

К 6-7 годам дети способны удерживать внимание на одном виде деятельности 15-20 минут. Однако выраженность свойств внимания сильно зависит от индивидуальных особенностей ребенка.


Виды внимания у дошкольников

У детей 3-7 лет можно выделить следующие основные виды внимания:

Непроизвольное внимание

Это наиболее простой вид внимания, который возникает и поддерживается независимо от сознания ребенка. Оно привлекается яркими, новыми, необычными раздражителями. В дошкольном возрасте непроизвольное внимание остается преобладающим.

Произвольное внимание

Этот вид внимания начинает формироваться у детей 4-5 лет. Ребенок уже способен сознательно направлять и удерживать внимание на определенных предметах и явлениях, прилагая для этого волевые усилия. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием речи и формированием самоконтроля.

Послепроизвольное внимание

Возникает в процессе увлекательной для ребенка деятельности и не требует волевых усилий для поддержания. Появляется к концу дошкольного возраста на основе произвольного внимания.

Свойства внимания дошкольников и их развитие

В дошкольном возрасте активно развиваются основные свойства внимания:

Объем внимания

Это количество объектов, которые ребенок может охватить вниманием одновременно. Объем внимания дошкольника постепенно увеличивается:


  • 3-4 года — 1-2 объекта
  • 4-5 лет — 2-3 объекта
  • 5-6 лет — 3-4 объекта
  • 6-7 лет — 4-5 объектов

Устойчивость внимания

Характеризует способность длительно удерживать внимание на чем-либо. Устойчивость внимания у дошкольников невелика, но постепенно возрастает:

  • 3-4 года — 5-7 минут
  • 4-5 лет — 10-15 минут
  • 5-6 лет — 15-20 минут
  • 6-7 лет — 20-25 минут

Переключаемость внимания

Это способность быстро переходить от одного вида деятельности к другому. У дошкольников переключаемость развита слабо, им трудно отвлечься от интересного занятия. С возрастом она улучшается.

Распределение внимания

Позволяет выполнять несколько действий одновременно. У дошкольников только начинает формироваться к 5-7 годам.

Игры и упражнения на развитие внимания

Для тренировки внимания дошкольников очень эффективны специальные игры и упражнения. Вот некоторые примеры:

Для детей 3-4 лет:

  • «Что изменилось?» — убрать/добавить предмет из группы
  • «Найди такой же» — сравнение предметов по форме, цвету
  • «Чего не стало?» — запоминание и называние исчезнувших игрушек

Для детей 4-5 лет:

  • «Что лишнее?» — нахождение предмета, не подходящего в группу по какому-либо признаку
  • «Найди отличия» — поиск различий в похожих картинках
  • «Лабиринты» — прохождение простых лабиринтов

Для детей 5-7 лет:

  • «Корректурная проба» — вычеркивание определенных букв/фигур в тексте
  • «Запрещенное движение» — выполнение движений по команде, кроме запрещенного
  • «Нарисуй по памяти» — воспроизведение увиденного рисунка по памяти

Факторы, влияющие на развитие внимания дошкольников

На формирование внимания ребенка 3-7 лет оказывают влияние следующие факторы:


  • Возрастные особенности развития нервной системы
  • Индивидуальные особенности темперамента
  • Состояние здоровья ребенка
  • Интерес к деятельности
  • Утомление, перевозбуждение
  • Организация деятельности взрослым
  • Тренировка свойств внимания в играх и упражнениях

Учет этих факторов позволяет эффективно развивать внимание дошкольников, создавая благоприятные условия для формирования произвольности и других важных свойств.

Диагностика развития внимания у дошкольников

Для оценки уровня развития внимания детей 3-7 лет используются следующие методики:

  • Методика «Запомни и расставь точки» (объем внимания)
  • Тест Бурдона (концентрация и устойчивость внимания)
  • Методика «Проставь значки» (переключение и распределение внимания)
  • Методика «Найди и вычеркни» (продуктивность и устойчивость внимания)
  • Таблицы Шульте (объем и распределение внимания)

Результаты диагностики позволяют выявить сильные и слабые стороны внимания ребенка и скорректировать программу его развития.

Рекомендации по развитию внимания дошкольников

Для успешного развития внимания детей 3-7 лет рекомендуется:


  • Использовать игровую форму обучения
  • Чередовать виды деятельности
  • Делать частые перерывы
  • Создавать положительный эмоциональный фон
  • Поощрять успехи ребенка
  • Учитывать индивидуальные особенности
  • Постепенно усложнять задания
  • Формировать познавательную мотивацию

Регулярные занятия по развитию внимания помогут подготовить ребенка к школе и сформировать важные навыки произвольной регуляции деятельности.