Особенности внимания у детей 3-7 лет
Внимание — это важнейший познавательный процесс, который активно развивается в дошкольном возрасте. У детей 3-7 лет можно выделить следующие особенности внимания:
- Преобладает непроизвольное внимание, которое вызывается внешне привлекательными предметами и событиями
- Внимание становится более устойчивым, но по-прежнему отличается быстрой истощаемостью
- Развивается произвольное внимание, но оно пока слабо и требует поддержки взрослого
- Объем внимания расширяется с 1-2 объектов в 3 года до 4-5 объектов к 7 годам
- Формируется способность к распределению и переключению внимания
К 6-7 годам дети способны удерживать внимание на одном виде деятельности 15-20 минут. Однако выраженность свойств внимания сильно зависит от индивидуальных особенностей ребенка.
Виды внимания у дошкольников
У детей 3-7 лет можно выделить следующие основные виды внимания:
Непроизвольное внимание
Это наиболее простой вид внимания, который возникает и поддерживается независимо от сознания ребенка. Оно привлекается яркими, новыми, необычными раздражителями. В дошкольном возрасте непроизвольное внимание остается преобладающим.
Произвольное внимание
Этот вид внимания начинает формироваться у детей 4-5 лет. Ребенок уже способен сознательно направлять и удерживать внимание на определенных предметах и явлениях, прилагая для этого волевые усилия. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием речи и формированием самоконтроля.
Послепроизвольное внимание
Возникает в процессе увлекательной для ребенка деятельности и не требует волевых усилий для поддержания. Появляется к концу дошкольного возраста на основе произвольного внимания.
Свойства внимания дошкольников и их развитие
В дошкольном возрасте активно развиваются основные свойства внимания:
Объем внимания
Это количество объектов, которые ребенок может охватить вниманием одновременно. Объем внимания дошкольника постепенно увеличивается:
- 3-4 года — 1-2 объекта
- 4-5 лет — 2-3 объекта
- 5-6 лет — 3-4 объекта
- 6-7 лет — 4-5 объектов
Устойчивость внимания
Характеризует способность длительно удерживать внимание на чем-либо. Устойчивость внимания у дошкольников невелика, но постепенно возрастает:
- 3-4 года — 5-7 минут
- 4-5 лет — 10-15 минут
- 5-6 лет — 15-20 минут
- 6-7 лет — 20-25 минут
Переключаемость внимания
Это способность быстро переходить от одного вида деятельности к другому. У дошкольников переключаемость развита слабо, им трудно отвлечься от интересного занятия. С возрастом она улучшается.
Распределение внимания
Позволяет выполнять несколько действий одновременно. У дошкольников только начинает формироваться к 5-7 годам.
Игры и упражнения на развитие внимания
Для тренировки внимания дошкольников очень эффективны специальные игры и упражнения. Вот некоторые примеры:
Для детей 3-4 лет:
- «Что изменилось?» — убрать/добавить предмет из группы
- «Найди такой же» — сравнение предметов по форме, цвету
- «Чего не стало?» — запоминание и называние исчезнувших игрушек
Для детей 4-5 лет:
- «Что лишнее?» — нахождение предмета, не подходящего в группу по какому-либо признаку
- «Найди отличия» — поиск различий в похожих картинках
- «Лабиринты» — прохождение простых лабиринтов
Для детей 5-7 лет:
- «Корректурная проба» — вычеркивание определенных букв/фигур в тексте
- «Запрещенное движение» — выполнение движений по команде, кроме запрещенного
- «Нарисуй по памяти» — воспроизведение увиденного рисунка по памяти
Факторы, влияющие на развитие внимания дошкольников
На формирование внимания ребенка 3-7 лет оказывают влияние следующие факторы:
- Возрастные особенности развития нервной системы
- Индивидуальные особенности темперамента
- Состояние здоровья ребенка
- Интерес к деятельности
- Утомление, перевозбуждение
- Организация деятельности взрослым
- Тренировка свойств внимания в играх и упражнениях
Учет этих факторов позволяет эффективно развивать внимание дошкольников, создавая благоприятные условия для формирования произвольности и других важных свойств.
Диагностика развития внимания у дошкольников
Для оценки уровня развития внимания детей 3-7 лет используются следующие методики:
- Методика «Запомни и расставь точки» (объем внимания)
- Тест Бурдона (концентрация и устойчивость внимания)
- Методика «Проставь значки» (переключение и распределение внимания)
- Методика «Найди и вычеркни» (продуктивность и устойчивость внимания)
- Таблицы Шульте (объем и распределение внимания)
Результаты диагностики позволяют выявить сильные и слабые стороны внимания ребенка и скорректировать программу его развития.
Рекомендации по развитию внимания дошкольников
Для успешного развития внимания детей 3-7 лет рекомендуется:
- Использовать игровую форму обучения
- Чередовать виды деятельности
- Делать частые перерывы
- Создавать положительный эмоциональный фон
- Поощрять успехи ребенка
- Учитывать индивидуальные особенности
- Постепенно усложнять задания
- Формировать познавательную мотивацию
Регулярные занятия по развитию внимания помогут подготовить ребенка к школе и сформировать важные навыки произвольной регуляции деятельности.