/Письменность шумеров 5 класс – |

Письменность шумеров 5 класс – |

Шумерская клинопись. Удивительная археология

Шумерская клинопись

Шумерская письменность, которая известна ученым по сохранившимся клинописным текстам XXIX–I веков до н. э., несмотря на активное изучение, до сих пор во многом остается тайной. Дело в том, что язык шумеров не похож ни на один из известных языков, поэтому не удалось установить его родство с какой-либо языковой группой.

Первоначально шумеры вели записи с помощью иероглифов – рисунков, обозначавших конкретные явления и понятия. В дальнейшем происходило совершенствование знаковой системы шумерского алфавита, которое привело к формированию клинописи в III тысячелетии до н. э. Это связано с тем, что записи велись на глиняных табличках: для удобства письма иероглифические символы постепенно преобразовались в систему клинообразных штрихов, наносившихся в разных направлениях и различных сочетаниях. Один клинописный символ обозначал слово или слог. Письменная система, разработанная шумерами, была заимствована аккадцами, эламитами, хеттами и некоторыми другими народами. Именно поэтому шумерская письменность сохранялась гораздо дольше, чем просуществовала сама цивилизация шумеров.

По данным исследований, единая письменная система в государствах Нижней Месопотамии применялась уже в IV–III тысячелетиях до н. э. Археологам удалось найти немало клинописных текстов. Это мифы, сказания, обрядовые песни и хвалебные гимны, басни, поговорки, споры-диалоги и назидания. Изначально шумеры создали письменность для хозяйственных нужд, однако вскоре стала появляться и художественная литература. Самые ранние культовые и художественные тексты датируются XXVI веком до н. э. Благодаря произведениям шумерских авторов получил развитие и распространение жанр сказания-спора, ставший популярным в литературе многих народов Древнего Востока.

Существует мнение, что шумерская письменность распространилась из одного места, являвшегося в то время авторитетным культурным центром. Многие данные, полученные в ходе научной работы, позволяют предполагать, что этим центром мог быть город Ниппур, в котором находилась школа для писцов.

Археологические раскопки развалин Ниппура впервые начались в 1889 году. Много ценных находок было сделано в ходе раскопок, которые производились вскоре после Второй мировой войны. В результате были обнаружены развалины трех храмов и большая клинописная библиотека с текстами, посвященными самым различным вопросам. Среди них был так называемый «школьный канон Ниппура» – произведение, предназначавшееся для изучения писцами. В него входили сказания о подвигах великих героев-полубогов Энмешарра, Лугальбанды и Гильгамеша, а также другие литературные произведения.

Шумерская клинопись: вверху — каменная табличка из библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала; внизу — фрагмент диоритовой стелы, на которой записан кодекс законов вавилонского царя Хаммурапи

Обширные клинописные библиотеки были найдены археологами и на развалинах многих других городов Месопотамии – Аккада, Лагаша, Ниневии и др.

Одним из важных памятников шумерской письменности является «Царский список», найденный в ходе раскопок Ниппура. Благодаря этому документу до нас дошли имена шумерских правителей, первыми из которых были герои-полубоги Энмешарр, Лугальбанда и Гильгамеш, и сказания об их деяниях.

Предания рассказывают о споре Энмешарра с правителем города Аратта, расположенного далеко на Востоке. Легенда связывает изобретение письменности именно с этим спором. Дело в том, что цари по очереди загадывали друг другу загадки. Никто не сумел запомнить одну из хитроумных загадок Энмешарра, из-за чего и возникла потребность в ином способе передачи информации, чем устная речь.

Ключ к расшифровке клинописных текстов был найден совершенно независимо друг от друга двумя исследователями-любителями Г. Гротенфендом и Д. Смитом. В 1802 году Гротенфенд, анализируя копии клинописных текстов, найденных на развалинах Персеполя, заметил, что все клинописные знаки имеют два основных направления: сверху вниз и слева направо. Он пришел к выводу, что тексты следует читать не в вертикальном, а в горизонтальном направлении слева направо.

Так как изучаемые им тексты были надгробными надписями, исследователь предположил, что они могут начинаться примерно так же, как и более поздние надписи на персидском языке: «Такой-то, великий царь, царь царей, царь таких-то мест, сын великого царя…» В результате анализа имеющихся текстов ученый пришел к выводу, что в надписях различаются те группы знаков, которые должны, согласно его теории, передавать имена царей.

Кроме того, вариантов первых двух групп символов, которые могли бы означать имена, было всего два, причем в некоторых текстах Гротенфенд обнаружил оба варианта.

Далее исследователь заметил, что в некоторых местах начальная формула текста не укладывается в его гипотетическую схему, а именно в одном месте отсутствует слово, обозначающее понятие «царь». Изучение расположения знаков в текстах позволило сделать предположение, что надписи принадлежат двум царям, отцу и сыну, причем дед царем не был. Так как Гротенфенду было известно, что надписи касаются персидских царей (по данным археологических исследований, в ходе которых были обнаружены эти тексты), он пришел к выводу, что, скорее всего, речь идет о Дарии и Ксерксе. Соотнося персидское написание имен с клинописным, Гротенфенд сумел расшифровать надписи.

Не менее интересна история исследования «Эпоса о Гильгамеше». В 1872 году сотрудник Британского музея Д. Смит занимался расшифровкой клинописных табличек, найденных при раскопках Ниневии. Среди сказаний о подвигах героя Гильгамеша, который на две трети был божеством и лишь на одну треть – смертным человеком, ученого особенно заинтересовал фрагмент легенды о Великом потопе:

Я открою, Гильгамеш, сокровенное слово,

И тайну богов расскажу тебе я.

Шуруппак – город, который ты знаешь,

Что лежит на берегу Евфрата;

Этот город древен, близки к нему боги.

Богов великих потоп устроить склонило их сердце… —

так говорит герою Утнапишти, переживший потоп и получивший от богов бессмертие. Однако далее в рассказе стали встречаться пропуски, куска текста явно недоставало.

В 1873 году Д. Смит поехал в Куюнджик, где ранее были обнаружены развалины Ниневии. Там ему посчастливилось найти недостающие клинописные таблички.

Изучив их, исследователь пришел к выводу, что Утнапишти – не кто иной, как библейский Ной.

Рассказ о ковчеге, или корабле, который заказал Утнапишти по совету бога Эа, описание страшного стихийного бедствия, обрушившегося на землю и истребившего все живое, кроме тех, кто поднялся на корабль, удивительно совпадает с библейским рассказом о Великом потопе. Даже голубь и ворон, которых после окончания ливня выпускает Утнапишти, чтобы выяснить, отхлынули воды или еще нет, есть и в библейском сказании. Согласно «Эпосу о Гильгамеше», бог Энлиль сделал Утнапишти и его жену подобными богам, то есть бессмертными. Они живут за рекой, отделяющей мир людей от потустороннего мира:

Доселе Утнапишти был человеком,

Отныне же Утнапишти и жена его нам, богам, подобны;

Пусть живет Утнапишти при устье рек, в отдаленье!

Гильгамеш, или Бильга-мес, имя которого нередко переводится как «предок-герой», герой шумерского эпоса, считался сыном героя Лугальбанды, верховного жреца Кулабы, правителя города Урук, и богини Нинсун.

Согласно «Царскому списку» из Ниппура, Гильгамеш 126 лет правил Уруком в XXVII–XXVI веках до н. э.

Гильгамеш со львом. VIII в. до н. э.

Гильгамеш являлся пятым царем первой династии, к которой принадлежали его отец Лугальбанда и Думузи, супруг богини любви и войны Инанны. Гильгамеш для шумеров не просто царь, но полубог, обладающий сверхчеловеческими качествами, поэтому его деяния и продолжительность его жизни значительно превосходят соответствующие характеристики последующих правителей Урука.

Имя Гильгамеша и имя его сына Ур-Нунгаля были обнаружены в перечне правителей, принимавших участие в строительстве и общешумерского храма Туммаль в Ниппуре. С деятельностью этого легендарного правителя связывается и возведение крепостной стены вокруг Урука.

Известно несколько древних сказаний о подвигах Гильгамеша. В сказании «Гильгамеш и Агга» повествуется о реальных событиях конца XXVII века до н. э., когда воины Урука одержали победу над войсками города Киш.

В сказании «Гильгамеш и гора бессмертного» рассказывается о походе в горы, где воины под предводительством Гильгамеша побеждают чудовище Хумбабу. Тексты двух сказаний – «Гильгамеш и небесный бык» и «Смерть Гильгамеша» – сохранились плохо.

Также до нас дошло сказание «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир», в котором нашли отражение представления древних шумеров об устройстве мира.

Согласно этому сказанию, в саду богини Инанны росло волшебное дерево, из древесины которого богиня предполагала сделать себе трон. Но на дереве поселились птица Анзуд – чудовище, вызывавшее грозу, и демон Лилит, а под корнями – змея. По просьбе богини Инанны Гильгамеш победил их, а из дерева изготовил для богини трон, ложе и волшебные музыкальные инструменты, под звуки которых танцевали юноши Урука. Но женщины Урука вознегодовали на шум, и музыкальные инструменты провалились в царство мертвых. Слуга правителя Урука, Энкиду, отправился за музыкальными инструментами, но не сумел вернуться назад. Однако по просьбе Гильгамеша боги позволили царю поговорить с Энкиду, который рассказал ему о законах царства мертвых.

Сказания о деяниях Гильгамеша стали основой аккадского эпоса, клинописные записи которого были обнаружены при раскопках Ниневии в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала, датированной второй половиной II тысячелетия до н. э. Существует также несколько отличающихся версий, записи которых были найдены при раскопках Вавилона и на развалинах Хеттского царства.

Тот текст, который был обнаружен в Ниневии, по легенде, был записан со слов урукского заклинателя Синлике-унинни. Сказание записано на 12 глиняных таблицах. Отдельные фрагменты этого эпоса были найдены в Ашшуре, Уруке и Султан-Тепе.

Дерзость и сила царя Урука заставила жителей города обратиться к богам за защитой от его произвола. Тогда боги создали из глины силача Энкиду, который вступил в единоборство с Гильгамешем. Однако герои стали не врагами, а друзьями. Они решили предпринять поход в горы за кедрами. В горах обитало чудовище Хумбаба, которого они победили.

Далее рассказывается о том, как богиня Инанна предложила Гильгамешу свою любовь, но он отверг ее, упрекая за неверность прежним возлюбленным. Тогда по просьбе богини боги посылают исполинского быка, который стремится уничтожить Урук. Гильгамеш и Энкиду побеждают и это чудовище, но гнев Инанны становится причиной смерти Энкиду, который внезапно теряет силы и умирает.

Гильгамеш горюет о погибшем друге. Он не может смириться с тем, что и его ждет смерть, поэтому отправляется на поиски травы, дающей бессмертие. Странствия Гильгамеша похожи на путешествия многих других легендарных героев в иной мир. Гильгамеш минует пустыню, переправляется через «воды смерти» и встречается с мудрым Утнапишти, пережившим потоп. Тот рассказывает герою, где можно отыскать траву бессмертия – она растет на дне моря. Герою удается ее добыть, но по пути домой он останавливается у источника и засыпает, а в это время траву проглатывает змея – поэтому змеи меняют кожу, тем самым обновляя свою жизнь. Гильгамешу приходится расстаться с мечтой о физическом бессмертии, но он верит, что слава о его деяниях будет жить в памяти людей.

Интересно отметить, что древним шумерским сказителям удалось показать, как меняется характер героя и его мировосприятие. Если вначале Гильгамеш демонстрирует свою силу, полагая, что никто не сможет противостоять ему, то по мере развития сюжета герой понимает, что жизнь человека кратка и быстротечна. Он задумывается о жизни и смерти, переживает горе и отчаяние. Гильгамеш не привык смиряться даже перед волей богов, поэтому мысль о неизбежности собственного конца вызывает у него протест.

Герой предпринимает все возможное и невозможное, чтобы вырваться из тесных рамок предначертанного судьбой. Пройденные испытания заставляют его понять, что для человека это возможно лишь благодаря его деяниям, слава о которых живет в легендах и преданиях.

Еще одним письменным памятником, выполненным клинописью, является свод законов вавилонского царя Хаммурапи, датированный приблизительно 1760 годом до н. э. Каменная плита с высеченным на ней текстом законов была найдена археологами в начале XX века при раскопках города Сузы. Немало копий кодекса Хаммурапи было найдено и при раскопках других городов Месопотамии, например Ниневии. Кодекс Хаммурапи отличается высокой степенью юридической проработанности понятий и суровостью наказаний за различные преступления. Законы Хаммурапи оказали огромное влияние на развитие права в целом и на своды законов разных народов в более поздние эпохи.

Однако кодекс Хаммурапи не был первым собранием шумерских законов. В 1947 году археолог Ф. Стиль при раскопках Ниппура обнаружил фрагменты законодательного свода царя Липит-Иштар, датированные XX веком до н. э. Кодексы законов существовали в Уре, Исине и Эшнунне: они, вероятно, были взяты за основу разработчиками кодекса Хаммурапи.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Клинопись — Википедия

Клинопись
Тип письма логографическое, слоговое, иногда фонетическое
Языки Полтора десятка языков и диалектов: шумерский, эламский, хурритский, аккадский или ассиро-вавилонский, эблаитский, ханаанский, угаритский, урартский, хеттский, древнеперсидский и т. д.
Место возникновения Древняя Месопотамия
Дата создания 3000 до н. э.[1] или около 3200 до н.э.[2]
Период ~3300 г. до н. э. — 75 г. н. э.
Древнейший документ Наиболее старые известные документы — таблички с административными документами Шумерского царства.
Происхождение Оригинальная письменность
Развилось в Угаритский алфавит
Древнеперсидская клинопись
Направление письма Изначально справа налево, колонками, затем слева направо строками (начиная с 2400-2350 гг. до н. э. для рукописных текстов; со II тысячелетия до н. э. для монументальных надписей)
Знаков 300—900 знаков для слоговой и идеографической систем; порядка 30 букв для фонетической адаптации на восточном побережье Средиземного моря; 36 букв для древнеперсидского слогового алфавита.
Диапазон Юникода U+12000 to U+1236E (шумеро-аккадская клинопись)
U+12400 to U+12473 (цифры)
ISO 15924 Xsux
 Медиафайлы на Викискладе

Кли́нопись — наиболее ранняя из известных систем письма. Форму письма во многом определил писчий материал — глиняная табличка, на которой, пока глина ещё мягкая, деревянной палочкой для письма или заострённым тростником выдавливали знаки; отсюда и «клинообразные» штрихи.

Большая часть клинописных систем письма восходят к шумерскому (через аккадскую). В позднем бронзовом веке и в эпоху античности существовали системы письма, внешне похожие на аккадскую клинопись, но иного происхождения (угаритское письмо, кипро-минойское письмо, персидская клинопись).

Междуречье[править | править код]

Таблички из Киша (3500 г. до н.э.)

Древнейшим памятником шумерского письма является табличка из Киша (около 3500 г. до н. э.). За ней по времени следуют документы, найденные на раскопках древнего города Урук, относящиеся к 3300 году до н. э. Появление письменности совпадает по времени с развитием городов и сопутствующей этому полной перестройкой общества. В то же время в Древней Месопотамии появляется колесо и знание о плавке меди.

Между Тигром и Евфратом находилось Шумерское царство, а на востоке — царство Элам. В городах этих довольно урбанизированных государств жили управляющие, торговцы, ремесленники. Вне городов — крестьяне и пастухи.

Как торговые, так и административные контакты всех этих групп необходимо было запечатлеть в определённой форме. Именно из этой необходимости и появилась письменность.

Первыми систему записи создали шумеры. Элам, где использовали в то время лишь набор разрозненных пиктограмм, адаптировал шумерскую письменность под свой язык.

От счёта — к письму[править | править код]

Согласно гипотезе профессора Техасского университета (Остин) Дениз Шмандт-Бессера, изначально для учёта имущества в Шумере и Эламе использовали систему глиняных фишек различной формы (токенов), при этом каждый токен обозначал один объект (корову, барана и т. п.). Затем размер и форма токена стали претерпевать изменения, а вскоре на них стали появляться пометки (след пальца, засечки, узнаваемые геометрические формы).

Токены[3] складывались в глиняный контейнер, который зачастую запечатывался цилиндрической печатью, идентифицирующей владельца. Таким образом, например, если контейнер содержал информацию о количестве голов скота в стаде, его необходимо было разбить, чтобы провести подсчёт находящихся в нём шариков.

К 3300 году до н. э. на поверхности контейнера вместе с печатью владельца стали появляться отпечатки токенов, содержащихся в конверте. Таким образом, информация, заключённая в наборе значков, помещённых в глиняный шар, дублировалась с помощью оттиска тех же самых значков на его поверхности. Это позволяло считывать информацию, содержащуюся в конверте, не разбивая его, и затрудняло несанкционированное изменение информации.

Постепенно физические токены исчезли, остались лишь их отпечатки, а контейнер из сферического стал плоским. Так появились первые глиняные таблички с первыми записями о количестве определённых объектов: кружочками и уголками, выдавленными в глине, форма и размер которых указывали на обозначаемый объект и его количество[4].

При этом не существовало абстрактного понятия «универсальной единицы измерения». Каждый символ существовал только в связи со своим качественно-количественным признаком. Одна овца не равна одной мере зерна.

Таким образом, первые символы письменности имели форму считаемых объектов (товаров). Например, знак «1 коза», «2 овцы», «3 меры зерна». Играя роль «символа-картинки», они по определению были пиктограммами.

Впоследствии стали образовываться устойчивые сочетания пиктограмм, смысл которых постепенно отходил от суммы смыслов картинок. Например, знак «птица» вместе со знаком «яйцо» дали сочетание «плодовитость» не только в применении к птицам, но и как абстрактный термин. Эти сочетания уже были идеограммами («символ-идея»).

К 3000 году до н. э. получавшиеся пиктограммы и идеограммы стали использовать фонетически, составляя из этих символов («символ-звук») слова, не имеющие порой никакого, даже косвенного, отношения к изображённым предметам.

Одновременно изменяется и стиль письма. Для упрощения записи все символы разложены на короткие отрезки (клинья — откуда название письменности), которые уже не надо было вырезать в глине, а можно было просто наносить при помощи калама — специальной палочки с заострённым концом треугольной формы.

Параллельно с этим происходит разворот существующих символов на 90° против часовой стрелки.

Словарь новой письменности постоянно пополняется, начертания оттачиваются и стандартизируются. Письменность уже способна довольно точно передавать шумерский язык, не только административные и юридические журналы, но и литературные произведения, такие, как «Эпос о Гильгамеше».

Начиная со II тысячелетия до н. э. клинопись распространяется по всему Ближнему Востоку, о чём свидетельствуют Амарнский архив и Богазкёйский архив.

Постепенно эта система записи вытесняется другими появляющимися к тому времени системами записи языка.

В середине XIX в. Гротефенд частично дешифровал персидскую клинопись. Однако его работа осталась малоизвестной. Гротефенд проанализировал структуру посвятительных надписей царей, обнаружил блоки знаков, предположительно соответствующие именам и титулам, и сопоставил с хронологией персидских царей.

Позднее Роулинсон скопировал Бехистунскую надпись и окончательно дешифровал персидскую клинопись. Благодаря тому, что надпись была трёхъязычной, были также дешифрованы (в сотрудничестве с целым рядом ассириологов) эламская и аккадская клинопись. Они оказались потомками шумерской клинописи. В Вавилоне и Ниневии были обнаружены большие архивы с документами и даже словарями, что дало возможность уже к концу XIX века в основном дешифровать более поздние формы клинописи. Большинство клинописных форм письма (хурритская, хеттская и т. п.) являлись дальнейшим развитием аккадской клинописи, поэтому были прочитаны без труда, а благодаря большому количеству детерминативов и логограмм в основном были поняты и языки, скрывавшиеся за этими письменностями. Некоторые поздние формы клинописи (персидская, угаритская) лишь внешне напоминали аккадскую, являясь оригинальными формами письма.

По состоянию на начало XXI в. недешифрованными остаются древнейшие рисуночные прототипы знаков шумерской клинописи (так называемое протошумерское письмо) и протоэламское письмо, возможно, не имеющее отношения к шумерской клинописи.

Использование клинописи для других языков[править | править код]

К середине 3-го тыс. до н. э. клинопись, использовавшаяся теперь как минимум для шумерского и аккадского языков, развилась в более-менее стабильную словесно-слоговую систему, включавшую около 600 знаков, для которых была характерна как полифония, так и омофония. В последующие века все 600 знаков никогда не использовались одновременно в одном месте, и в каком-то смысле дальнейшая история клинописи — это история выборок форм знаков и их значений, в зависимости от времени, места и жанра, с добавлением некоторых значений и неиспользованием многих других, упрощением отдельных знаков и формированием характерных местных пошибов.

Вслед за распространением по Передней Азии шумеро-аккадской культуры повсеместно начинала распространяться и клинопись. В первую очередь вместе с аккадским языком, но постепенно адаптируясь и для местных языков. От некоторых языков нам известны лишь отдельные глоссы, имена собственные или изолированные тексты (касситский, аморитский, амарнско-ханаанский, хаттский). Известны лишь 4 языка, которые адаптировали и систематически использовали клинопись для большого корпуса текстов: эламский, хурритский, хеттский и урартский:

Древнеперсидская клинопись

В таблицах в соответствующих статьях приводятся наборы силлабограмм, использовавшихся в соответствующем виде клинописи. В заголовках строк указывается предполагаемая согласная фонема (или аллофон), а в заголовках столбцов — последующие или предшествующие гласные. В ячейках, соответствующих пересечению согласного и гласного, указывается стандартная транслитерация данного слога — при этом выбирается значение, наиболее близкое к предполагаемому фонетическому звучанию. Например, знак 𒍢, который транслитерируется как zí, используется в эламском для передачи слогов ʒi/ci и ʒe/ce, а возможно также и ǰi/či и ǰe/če. Когда близкое по звучанию транслитерационное значение оказывается не самым основным (например, pí для 𒁉 в хурритском), более обычная транслитерация указывается в скобках прописными (BI). Более редкие силлабограммы даются курсивом.

Клинописными по форме, но самостоятельными по происхождению являются древнеперсидская клинопись и угаритский алфавит. Последний, по мнению А. Г. Лундина, представлял собой адаптацию к написанию на глине иной письменности (протоханаанейской или синайской), от которой произошло также финикийское письмо, в пользу чего свидетельствует порядок знаков и их чтение.

Кипро-минойское письмо также представляло собой попытку адаптировать письмо эгейского типа к написанию исключительно на глине. Наиболее близкими к клинописному начертанию являются знаки таблички, найденной в Ашдоде (см. также филистимский язык).

Шрифты

ru.wikipedia.org

Шумерская письменность Википедия

Клинопись
Тип письма логографическое, слоговое, иногда фонетическое
Языки Полтора десятка языков и диалектов: шумерский, эламский, хурритский, аккадский или ассиро-вавилонский, эблаитский, ханаанский, угаритский, урартский, хеттский, древнеперсидский и т. д.
Место возникновения Древняя Месопотамия
Дата создания 3000 до н. э.[1] или около 3200 до н.э.[2]
Период ~3300 г. до н. э. — 75 г. н. э.
Древнейший документ Наиболее старые известные документы — таблички с административными документами Шумерского царства.
Происхождение Оригинальная письменность
Развилось в Угаритский алфавит
Древнеперсидская клинопись
Направление письма Изначально справа налево, колонками, затем слева направо строками (начиная с 2400-2350 гг. до н. э. для рукописных текстов; со II тысячелетия до н. э. для монументальных надписей)
Знаков 300—900 знаков для слоговой и идеографической систем; порядка 30 букв для фонетической адаптации на восточном побережье Средиземного моря; 36 букв для древнеперсидского слогового алфавита.
Диапазон Юниа U+12000 to U+1236E (шумеро-аккадская клинопись)
U+12400 to U+12473 (цифры)
ISO 15924 Xsux
 Медиафайлы на Викискладе

ru-wiki.ru

Шумерская клинопись

Когда-то, несколько тысяч лет назад, реки Тигр и Евфрат не сливались в одно устье, а впадали в Персидский залив раздельно. Постепенно отложения ила, который несли обе реки, нарастали, поднимались из воды островами, соединялись друг с другом. Суша все больше вдавалась в залив. Наконец, образовалась общая дельта Тигра и Евфрата. Большие наносы плодородного ила накопились и в самой долине Междуречья (Месопотамия).

Около 10 тыс. лет назад пришли в долину Тигра и Евфрата ее первые обитатели – шумеры. Они поселились в южной части Междуречья, у берегов Персидского залива. Это были крепкие малорослые люди с круглой бритой головой, большими глазами и длинным прямым носом.

Жизнь и плодородие приносила вода. Она же была и бедой. На севере Месопотамии воды мало. Разлив Тигра и Евфрата покрывает лишь узкие полосы по обеим сторонам рек. В большей части долины – вечная засуха.

В низовьях рек, ближе к Персидскому заливу, воды слишком много, летом стоит нестерпимая жара. Зимой идут дожди. И после них степь покрывается растительностью. Но снова приходит лето с жаркими ураганами, и цветущий луг превращается в пустыню. Чтобы не погибнуть от голода и лишений, обитателям Месопотамии нужно было распределять влагу по полям, строить каналы и запасные резервуары. А в низовьях приходилось ежегодно осушать болота, чтобы обеспечить себе пропитание. Занятие земледелием и заставило шумеров составлять календари сельских работ.

Строить каналы было не под силу одной семье и даже одному роду. В Шумере и Аккаде возникли крупные общины-города-государства. В каждом городе был свой правитель – «патеси», или «энси». Он имел большую власть, по его приказу тысячи людей сгонялись на постройки.

В Шумере и Аккаде камня и дерева было мало, зато было много глины. Из глины делали все: строили дома, изготавливали посуду, зернотерки, игрушки, сосуды… Писали тоже на глиняных табличках.


Из глины шумеры делали лепешки и придавали им круглый или квадратный вид. Деревянной, костяной или тростниковой палочкой квадратной или треугольной в сечении на конце «писали». Нажимали углом, держа палочку наклонно, как карандаш. Поэтому в месте нажима углубление получалось глубже и шире. А там, где палочку легким движением оттягивали от места нажима, углубление получалось уже и мельче. Получался клин.

Шумерская клинопись

Клинопись – писать клиньями. Чтобы табличку с надписями сохранить, ее сушили или обжигали.
Первоначально это были простые рисунки. Трехдневное путешествие по воде для охоты, во время которой было убито три оленя, можно было изобразить лодкой над волнистой линией под тремя солнцами, нарисовать трех оленей вверх ногами. Это пиктография.

Но постепенно для важнейших предметов и понятий выработались специальные рисунки. Каждый рисунок изображал предмет и закреплялся за одним или несколькими словами. А каждое слово имело свое звучание. И стали выражать рисунком не только понятие или предмет, но и всякую группу звуков, соответствующую данному слову.
 
По-шумерски:

  • стоять – «губ»;
  • ходить – «ду»;
  • приносить – «тум».

Рисунком ног можно было выразить не только понятия «стоять», «ходить», «приносить», но и слоги «губ», «ду», «тум». Помогло то, что в шумерском языке много односложных слов. Теперь можно было ставить знаки по порядку и написать любое слово.

Появились слоги. Словесно-слоговое письмо. Существовало долго, т.к. было удобно. Несмотря на большую сложность клинописной грамоты, читать ее, зная языки аккадский и шумерский, было не так уж трудно. Знаков, используемых постоянно, было около трехсот. Специальные учебники – «силлабарии» содержали списки шумерских знаков с объяснением их произношения и значения и списки грамматических форм. Такие силлабарии нужно было заучивать. Они служили словарями.

А вот и наши «шумерские записи»:




А вот и ключ к разгадке:

 

farta

 

 

subscribe.ru

Шумерская клинопись расшифровка. Что скрывают письмена

Тип : силлабо-идеографическая

Языковая семья : не установлена

Локализация : Северная Месопотамия

Время распространения :3300 г. до н. э. — 100 г. н. э.

Родиной же всего человечества шумеры называли остров Дильмуи, отождествляемый с современным Бахрейном в Персидском заливе.

Наиболее ранняя представлена на текстах, найденных в шумерских городах Урук и Джемдет-Насра, датированных 3300 г. до н.

Шумерский язык до сих пор продолжает оставаться для нас загадкой, поскольку и сейчас не удалось установить его родство ни с одной из известных языковых семей. Археологические материалы позволяют предположить, что шумеры создали Убайдскую культуру на юге Двуречья конца V — начала IV тысячелетия до н. э. Благодаря возникновению иероглифической письменности шумеры оставили множество памятников своей культуры, запечатлев их на глиняных табличках.

Сама клинопись была письмом силлабическим, состоящим из нескольких сот знаков, из которых наиболее употребительными были около 300; в их число входили более 50 идеограмм, около 100 знаков для простых слогов и 130 для сложных; были знаки для цифр по шестидесятичной и десятичной системам.

Шумерская письменность развивалась на протяжении 2200 лет

Большинство знаков имеют по два и несколько чтений (полифонизм), так как нередко рядом с шумерским они приобретали и семитическое значение. Порой они изображали смежные понятия (например, «солнце» — bar и «светить» — lah).

Само изобретение шумерской письменности было, несомненно, одним из крупнейших и наиболее значительных достижений шумерской цивилизации. Шумерское письмо, прошедшее путь от иероглифических, образных знаков-символов до знаков, которыми стали записывать простейшие слоги, оказалось чрезвычайно прогрессивной системой. Ее заимствовали и использовали многие народы, говорившие на иных языках.

На рубеже IV-III тысячелетий до н. э. мы имеем бесспорные доказательства того, что население — Нижней Месопотамии было шумерским. Широко известная история о Великом потопе впервые встречается именно в шумерских историко-мифологических текстах.

Хотя шумерская письменность была изобретена исключительно для хозяйственных нужд, первые письменные литературные памятники появились у шумеров очень рано: среди записей, датируемых XXVI в. до н. э., уже есть образцы жанров народной мудрости, культовые тексты и гимны.

Благодаря этому обстоятельству культурное влияние шумеров на Древнем Ближнем Востоке было огромным и на многие столетия пережило их собственную цивилизацию.

Впоследствии письменность утрачивает рисуночный характер и трансформируется в клинопись.

Клинописью в Месопотамии пользовались почти три тысячи лет. Однако потом она была забыта. Десятки веков клинопись хранила свою тайну, пока в 1835 году необычайно энергичный англичанин Генри Роулинсон — английский офицер и любитель древностей — не расшифровал ее. Однажды ему сообщили, что на отвесной скале в Бехистуне (близ города Хамадан в Иране) сохранилась надпись. Это оказалась одна и та лее надпись, выполненная на трех древних языках, в том числе и на древнеперсидском. Роулинсон сначала прочитал надпись на этом известном ему языке, а потом сумел разобраться и в другой надписи, определив и расшифровав более 200 знаков клинописи.

В математике шумеры умели считать десятками. Но особо почитали числа 12 (дюжина) и 60 (пять дюжин). Мы до сих пор пользуемся наследием шумеров, когда делим час на 60 минут, минуту — на 60 секунд, год — на 12 месяцев, а окружность — на 360 градусов.

На рисунке вы видите, как за 500 лет иероглифические изображения числительных превратились в клинописные.

Видоизменение числительных шумерского языка из иероглифов в клинопись

Главное отличие в дешифровке клинописи от египетских иероглифов заключалось в том, что иероглифы расшифровывал один исследователь, а клинопись – несколько, но не зависимо друг от друга.
Первый человек, который сделал решающий шаг в расшифровке этого древнего письма, был немецкий школьный учитель – Гротефенд.
Георг Фридрих Гротефенд родился в Германии в городе Мюндене 9 июня 1775 года. Учился он в лицее родного города, затем в Ильфельде, после чего изучал филологию в Геттингене. В 1797 он был назначен помощником учителя в городской школе, в 1803 – проректором, а впоследствии – конректором гимназии во Франкфурте на Майне. В 1811 году Гротефенд занял пост директора лицея в Ганновере.
В возрасте двадцати семи лет он заключил пари, что найдет ключ к дешифровке клинописи, не имея для этого никаких специальных знаний. В его распоряжении было лишь несколько скверных копий Персепольских надписей .
Персепольские письмена были неоднородны. Всего различали три вида письма, разделенные друг от друга колонками . Гротефенд не владел древними языками и не имел ни малейшего понятия о том, что означают эти странные знаки.
Прежде всего, он решил обосновать точку зрения, согласно которой клинописные знаки – письменность, а не орнамент. Он так же пришел к выводу, что отсутствие закруглений у знаков свидетельствовало об их предназначении для нанесения на какие – либо твердые материалы .
Гротефенд выделил два основных направления правильного прочтения клинописи: либо сверху вниз, либо слева направо и, в конце концов, он пришел к выводу, что весь текст надо читать слева направо.
Исследователь попытался расшифровать информацию, заложенную в этих символах, предположив, что надпись должна начинаться с родословной. Он исходил из того, что на известных ему персидских могилах текст начинался именно с этого .
После упорных трудов и поисков родословных персидских царей, путем проб и ошибок, Гротефенд расшифровал начало надписи. Она выглядела так: «х великий царь, царь царей, царь а и b, сын y великого царя, царя царей…» .
Это был первый решающий шаг в расшифровке клинописи.
Вторым исследователем клинописи стал Генри Кресвик Раулинсон.
Раулинсон родился в 1810 году. В 1826 он поступил на службу в Ост-Индскую компанию, а в 1833, в чине майора, перешел на персидскую службу.
Раулинсон очень интересовался историей древней Персии. В возрасте семнадцати лет он попал на корабль, направлявшийся в Индию. Для развлечения путешественников Генри издавал корабельную газету. Один из пассажиров – Джон Малькольм, губернатор Бомбея и выдающийся ориенталист, заинтересовался юным редактором. В последствии, они сдружились и разговаривали часами об истории Персии. Эти беседы определили круг интересов Раулинсона.
Занявшись клинописью, он пользовался теми же таблицами, что и Гротефенд. Но пошел дальше и расшифровал еще четыре слова. Чтобы удостовериться в своей правоте, ему необходимы были и другие надписи.
Для этого он отправился к знаменитой Бехистунской скале. Две тысячи лет назад персидский царь Дарий приказал высечь на ее отвесной стене, на высоте пятидесяти метров, надписи и рельефы, которые должны были прославить и возвеличить его деяния, его победы и его самого. На скале изображен Дарий, который наступил ногой на Гаумата, волшебника и мага, восставшего против него. Перед ним со связанными руками и вере

sro34.ru

письменность, религия, искусство и наука

 

Древние Шумеры – это народы, которые заселяли территорию Южного Междуречья (земли между реками Тигр и Евфрат), на самой заре исторического периода. Шумерская цивилизация считается одной из самых древней на планете.

Культура древних шумеров поражает своей многогранностью – это и самобытное искусство, и религиозные верования, и научные открытия, которые поражают мир своей точностью. 

Письменность и архитектура

Письменность древних шумеров представляла собой выведение письменных знаков с помощью тростниковой палочки на табличке, изготовленной из сырой глины, отсюда она и получила свое название – клинопись.

Клинопись очень быстро распространилась на окружающие страны, и стала фактически основным видом письменности всего Ближнего Востока, вплоть до начала новой эры. Шумерская письменность представляла собой набор определенных знаков, благодаря которым обозначались те или иные объекты или действия. 

Архитектура древних шумеров представляла собой религиозные сооружения и светские дворцы, материалом для строительства которых была глина и песок, так как в Междуречье был дефицит камня и древесины.

Не смотря на не слишком прочные материалы, строения шумеров обладали высокой прочностью и некоторые из них сохранились до наших дней. Культовые сооружения древних шумеров имели формы ступенчатых пирамид. Обычно свои постройки шумеры окрашивали черной краской. 

Религия древних Шумеров

Немаловажную роль в шумерском обществе играли и религиозные верования. Пантеон шумерских богов состоял из 50 главных божеств, которые, согласно их верованиям, вершили судьбу всего человечества.

Подобно греческой мифологии, боги древних шумеров отвечали за различные сферы жизни и природные явления. Так самыми чтимыми богами были бог неба Ан, богиня Земли – Нинхурсаг, бог воздуха – Энлиль.

Согласно шумерской мифологии, человек был создан верховным богом- царем, который смешал глину со своей кровью, слепил из этой смеси фигурку человека и вдохнул в нее жизнь. Поэтому, древние шумеры верили в тесную связь человека с богом, и считали себя представителями божеств на земле. 

Исскуство и наука Шумеров

Искусство Шумерского народа современному человеку может показаться весьма загадочным и не совсем понятным. На рисунках изображались обычные сюжеты: люди, животные, различные события – но все объекты были изображены в разных временных и материальных пространствах. За каждым сюжетом стоит система абстрактных понятий, что базировались на верованиях Шумеров. 

Шумерская культура потрясает современный мир также своими достижениями в области астрологии. Шумеры первыми научились наблюдать за движением Солнца и Луны и открыли двенадцать созвездий, которые составляют современный Зодиак. Шумерские жрецы научились вычислять дни лунных затмений, что не всегда удается современным ученым даже с помощью новейшей астрономической техники. 

Древними Шумерами были также созданы первые, организованные при храмах, школы для детей. В школах учили письменности и религиозным основам. Дети, которые показали себя прилежными учениками, после окончания школы имели возможность стать жрецами и обеспечить себе дальнейшую безбедную жизнь.

Все мы знаем, что Шумеры были создателями первого колеса. Но сделали они его отнюдь не для упрощения рабочего процесса, а как игрушку для детей. И только со временем, увидев его функциональность, стали применять его в хозяйственных работах.

Древние Шумеры сделали огромный вклад в развитие мировой культуры. Они максимально поспособствовали развитию научно — технического прогресса человечества.

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: Древнее Междуречье: рождение цивилизации
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspДревний Вавилон: государственный строй, население, право и культура

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

Читать онлайн «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс» автора Селунская Надежда Андреевна — RuLit

Письменность Шумера

Одним из величайших достижений шумеров было изобретение письменности. Они придумали ее даже раньше египтян. Правителям городов-государств надо было точно знать, какое количество налогов поступает в казну. Сборщики налогов лепили из глины изображения полученных от населения предметов. Эти фигурки помещали в глиняные же «конверты». Для удобства на каждом «конверте» рисовали то, что там находится. Из этих рисунков и возникла шумерская письменность. Она состояла из нескольких десятков значков, обозначавших как целые слова, так и слоги. Писали жители Междуречья на глиняных дощечках. На них было трудно рисовать сложные рисунки, и поэтому их заменяли условными изображениями из больших и маленьких клинышков. Клинышки выдавливали на сырой глине заостренной палочкой. Затем такую «книгу» обжигали. За свой внешний вид письменность Междуречья называют клинописью.

Клинописная табличка

Ученые нашли множество клинописных табличек. Одни из них содержат деловую переписку, другие – записи сборщиков налогов, третьи – сказки и легенды Междуречья. Самая древняя из них – легенда о царе города Урука Гильгамеше, путешествовавшем в поисках источника вечной молодости.

Сравните письменность Египта и Междуречья. Что между ними общего, чем они отличались?

Боги Междуречья

Жители Междуречья почитали множество богов. Главным из них был Энлиль – отец всех высших сил. Поклонялись богу Солнца Шамашу, а также богине любви и плодородия Иштар. Люди верили, что от ее благосклонности зависит размер урожая. Не меньшим уважением пользовался добрый и мудрый бог воды Эа, питающий влагой поля земледельцев.

В каждом шумерском городе был храм, посвященный тому богу, который считался покровителем города. Жители Междуречья возводили свои храмы в виде многоступенчатых пирамид. Каждая ступень такой пирамиды была выкрашена в особый цвет. При храмах строились жилища для жрецов и школы, где обучались дети знати и жрецов.

Научные открытия шумеров

Шумерские жрецы были прекрасными астрономами. Из поколения в поколение следили они за Солнцем, Луной и звездами. Результаты этих наблюдений тщательно записывались. Даже современные астрономы не имеют таких длительных по времени астрономических наблюдений, какими обладали древние шумеры. Наблюдая за движением планет в течение многих поколений, они научились предсказывать солнечные и лунные затмения, появления комет.

Жертвоприношение богу Энлилю. Глиняная табличка

Высокого уровня достигли математические познания шумеров. Но, в отличие от нашей, десятичной системы счета, в основе их расчетов лежало число 60. Правда, и мы в некоторых случаях пользуемся этой придуманной шумерами системой счета. Например, делим окружность на 360 градусов, а час на 60 минут, каждая из которых, в свою очередь, делится на 60 секунд.

Подведем итоги

В III тысячелетии до н. э. у людей, живших на территории Междуречья, начался переход к стадии цивилизации. Древние шумеры сумели создать самобытную культуру, многими достижениями которой мы пользуемся до сих пор.

III тыс. до н. э. Возникновение первых шумерских городов-государств.

«Двуречье превратилось в одну из самых цветущих стран мира. Именно здесь Библия помещала рай».

Российский историк А. В. Голубев

Вопросы и задания

1. Составьте рассказ о жизни и занятиях жителей шумерского города.

2. Расскажите о возникновении шумерской письменности.

3. Какие боги пользовались наибольшим уважением у жителей Междуречья и почему?

4. Расскажите о развитии науки у шумеров. Какими их достижениями мы пользуемся?

§ 12. Вавилонское царство

Образование Вавилонского царства

Город Вавилон был основан в глубокой древности на берегу Евфрата. Его название означает «Врата бога». Город быстро рос и богател. Этому способствовало его выгодное положение на пересечении речных и караванных путей, ведущих из Южного Междуречья в Северное. Сюда со всей страны стекались разнообразные товары: финики, зерно, изделия ремесленников. Сюда же приплывали корабли иностранных купцов с грузами благовоний, красителей, тонкого полотна, олова, бронзы. Для удобства торговли вавилоняне одними из первых придумали деньги. Ими служили серебряные слитки. Самый маленький слиток (сикль) весил 8 граммов, побольше (мина) – 500, а самый большой (талант) – 30 килограммов. На один сикль можно было купить 250 килограммов зерна или 3 литра растительного масла.

www.rulit.me