/Факты о казаках – ​30 удивительных фактов о казаках — Интересные факты

Факты о казаках – ​30 удивительных фактов о казаках — Интересные факты

Содержание

​30 удивительных фактов о казаках — Интересные факты

Без казачества Россия потеряла бы половину страниц своей истории. Что мы знаем о казаках? Устраняем «белые пятна».

1. Казак и Казах, возможно, однокоренные слова. Они происходят от тюркского «қазақ» — удалившийся, вольный, независимый человек.

2. У казаков существовали свои «государства»: Войско Запорожское (позднее — Гетманщина), Войско Донское, Уральское войско, Червленый Яр. Одно из таких государств дало начало современной Украине. К слову, украин/окраин с казацкими поселениями существовало много. Например, Рязанская украина.

3. Удивительная игра слов произошла с названиями «казаки» и «касоги».

Касогами на Руси называли адыгов или родственных им черкесов. Черкасами же назвали запорожских и кубанских казаков. Действительно, в Приазовье обитали черкесы, которые тесно взаимодействовали с казаками-донцами и даже могли входить в казачье войско.

4. У казаков были свои города на Дону, Донце, Днепре и Урале. Самые старые и известные из них – Черкассы (XIV век), Старочеркасск (XVI век, на месте города Орна или Ахас), Урюпинск (возможно, летописный Урюпеск).

5. Казаки часто обособляли себя от русских. В составе казачьих формирований были черкесы и тюрки. Во многих переписях «казак» до сих пор упоминается в качестве отдельной народности.

6. Казачьи полки часто формировались из местных народов Российской империи: бурятские, литовские, албанские, греческие, калмыцкие, эвенские.

7. Казаки как особое сословие существовали не только в России. Казаки были на также службе Речи Посполитой. Прообразом казаков в Венгрии были секеи.

8. Нацистские идеологи считали казаков потомками остготов, а потому истинными арийцами.

9. В жизни казаков множество понятий культуры тюрков: станица (стан), кош, караул, есаул, саман, атаман, юрт, майдан, нардек.

10. Из культуры черкесов казаки взяли тоже немало. Казацкие шашки – «сашхо» по-адыгейски.

11. Древнерусскими «казаками» являлись черные клобуки (торки и половцы на службе русских князей), берладники и бродники. Морскими «казаками» были ушкуйники — свободолюбивые и воинственные новгородцы.

12. Казаки участвовали в войнах на стороне турков, поляков, русских, белых, красных и даже нацистов.

13. Освоение и завоевание Сибири осуществлялось преимущественно за счет казачьих отрядов. Поэтому большую часть России можно было назвать казачьей «украиной».

14. Казаки – традиционно православные христиане. Однако в ранние века казачества среди «туземных» отрядов можно было встретить представителей самых разных религий.

15. Старейшее казачье «государство» — Червленый Яр было поглощено Войском Донским, а единственная верфь на Хопре в Пристанском городке была уничтожена Петром I, хотя позднее восстановлена в Новохопёрске.

16. Флаг Донского казачества – желто-сине-красный. Он обозначает единство русских, казаков и калмыков.

17. Один из самых красивых казачьих городов – Новочеркасск. Он спланирован по образцу лучших европейских городов: с широкими проспектами, площадями и бульварами.

18. Омск – казачья столица Сибири. В нем располагались все общевойсковые учреждения Сибирского Линейного Казачьего Войска.

19. Волжское войско официально просуществовало недолго: с 1734 по 1777 годы. Позднее казаков переселили на Урал, Терек и в Астрахань.

20. После вступления русских войск в 1814 году в «свободный город» Гамбург, в нем было оставлено около 10000 добровольцев, которые стали называться «Войском Ганзейской Лиги», а позднее «Казаки Эльбы».

21. Одним из самых последних казачьих формирований стало Урянхайское казачье войско, образованное в 1921 году бароном фон Унгерном во время Гражданской войны.

22. Значительная часть казаков (от волжских до сибирских и уральских) были старообрядцами. На Урале и в Сибири древлеправославие было распространено больше всего.

23. Число казаков по переписи 1897 года составляло около 3 миллионов человек.

24. После распада Российской империи было образовано 7 казачьих республик.

25. Казак с мушкетом изображен на Большом гербе Украины.

26. Корни казачества уходят в эпоху Золотой Орды. Большая перекройка общества затронула все слои: множество русских было уведено в татарские города на службу к ханам. На всех этих землях действовала и православная церковь – Сарайская епархия. В период ослабления Орды (XV век) множество перемешавшихся русских и татар оказались между слабеющей Ордой и поднимающейся Москвой предоставлены самим себе, что стало предпосылкой развития казачества.

27. Впервые слово казак встречается еще в 1303 году в значении «стража».

28. Казачьи корабли – струги, плавали по Дону, Хопру, Вороне, Волге, Черному и Каспийскому морям, а также по сибирским рекам. Казаки совершали морские походы на крымские и таманские крепости.

29. Добавлять, по восточной традиции, в кашу изюм было принято еще у казаков. Позднее обычай распространился среди остальных русских.

30. Донские казаки селились в станицах, волжские — в селах, а малороссийские – в слободах (отсюда – Слобожанщина).

www.abcfact.ru

30 увлекательных фактов о казаках

1. «Казак» и «казах», возможно, однокоренные слова. Они происходят от тюркского «қазақ« — удалившийся, вольный, независимый человек.

2. У казаков существовали свои «государства»: Войско Запорожское (позднее — Гетманщина), Войско Донское, Уральское войско, Червленый Яр. Одно из таких государств дало начало современной Украине. К слову, украин/окраин с казацкими поселениями существовало много. Например, Рязанская украина.

3. Удивительная игра слов произошла с названиями «казаки» и «касоги». Касогами на Руси называли адыгов или родственных им черкесов. Черкасами же назвали запорожских и кубанских казаков. Действительно, в Приазовье обитали черкесы, которые тесно взаимодействовали с казаками-донцами и даже могли входить в казачье войско.

4. У казаков были свои города на Дону, Донце, Днепре и Урале. Самые старые и известные из них — Черкассы (XIV век), Старочеркасск (XVI век, на месте города Орна или Ахас), Урюпинск (возможно, летописный Урюпеск).

5. Казаки часто обособляли себя от русских. В составе казачьих формирований были черкесы и тюрки. Во многих переписях «казак» до сих пор упоминается в качестве отдельной народности.

Russian7.ru

6. Казачьи полки часто формировались из местных народов Российской империи: бурятские, литовские, албанские, греческие, калмыцкие, эвенские.

7. Казаки как особое сословие существовали не только в России. Казаки были на также службе Речи Посполитой. Прообразом казаков в Венгрии были секеи.

8. Нацистские идеологи считали казаков потомками остготов, а потому истинными арийцами.

9. В жизни казаков множество понятий культуры тюрков: станица (стан), кош, караул, есаул, саман, атаман, юрт, майдан, нардек.

10. Из культуры черкесов казаки взяли тоже немало. Казацкие шашки — «сашхо» по-адыгейски.

Zdorovayajizn.ru

11. Древнерусскими «казаками» являлись черные клобуки (торки и половцы на службе русских князей), берладники и бродники. Морскими «казаками» были ушкуйники — свободолюбивые и воинственные новгородцы.

12. Казаки участвовали в войнах на стороне турков, поляков, русских, белых, красных и даже нацистов.

13. Освоение и завоевание Сибири осуществлялось преимущественно за счет казачьих отрядов. Поэтому большую часть России можно было назвать казачьей «украиной».

14. Казаки — традиционно православные христиане. Однако в ранние века казачества среди «туземных» отрядов можно было встретить представителей самых разных религий.

15. Старейшее казачье «государство» — Червленый Яр было поглощено Войском Донским, а единственная верфь на Хопре в Пристанском городке была уничтожена Петром I, хотя позднее восстановлена в Новохопёрске.

Pohodd.ru

16. Флаг Донского казачества — желто-сине-красный. Он обозначает единство русских, казаков и калмыков.

17. Один из самых красивых казачьих городов — Новочеркасск. Он спланирован по образцу лучших европейских городов: с широкими проспектами, площадями и бульварами.

18. Омск — казачья столица Сибири. В нем располагались все общевойсковые учреждения Сибирского Линейного Казачьего Войска.

19. Волжское войско официально просуществовало недолго: с 1734 по 1777 годы. Позднее казаков переселили на Урал, Терек и в Астрахань.

20. После вступления русских войск в 1814 году в «свободный город» Гамбург, в нем было оставлено около 10000 добровольцев, которые стали называться «Войском Ганзейской Лиги», а позднее «Казаки Эльбы».

Poltavskiyregiment.narod.ru

21. Одним из самых последних казачьих формирований стало Урянхайское казачье войско, образованное в 1921 году бароном фон Унгерном во время Гражданской войны.

22. Значительная часть казаков (от волжских до сибирских и уральских) были старообрядцами. На Урале и в Сибири древлеправославие было распространено больше всего.

23. Число казаков по переписи 1897 года составляло около 3 миллионов человек.

24. После распада Российской империи было образовано 7 казачьих республик.

25. Казак с мушкетом изображен на Большом гербе Украины.

26. Корни казачества уходят в эпоху Золотой Орды. Большая перекройка общества затронула все слои: множество русских было уведено в татарские города на службу к ханам. На всех этих землях действовала и православная церковь — Сарайская епархия. В период ослабления Орды (XV век) множество перемешавшихся русских и татар оказались между слабеющей Ордой и поднимающейся Москвой предоставлены самим себе, что стало предпосылкой развития казачества.

27. Впервые слово казак встречается еще в 1303 году в значении «стража».

28. Казачьи корабли — струги, плавали по Дону, Хопру, Вороне, Волге, Черному и Каспийскому морям, а также по сибирским рекам. Казаки совершали морские походы на крымские и таманские крепости.

29. Добавлять, по восточной традиции, в кашу изюм было принято еще у казаков. Позднее обычай распространился среди остальных русских.

30. Донские казаки селились в станицах, волжские — в селах, а малороссийские — в слободах (отсюда — Слобожанщина).

Читайте также: 12 главных брендов царской России

www.factroom.ru

Интересные факты о казаках | VivaReit

Считается, что слово «казак» произошло от тюркского «аза» — удалившийся, вольный, независимый человек. Первые упоминания об оседлых жителях восточного приазовья и причерноморья относятся к 720 году до нашей эры. Выжившие после набегов кочевников скифы и аланы со временем смешались с приазовскими славянами, приняли их православную веру, язык и письменность, стали называться казаками. Во времена татаро — монгольского нашествия казаки несколько ассимилировались с татарами. Но православную веру, и русский язык они сохранили.

Промыслы

Казачьи поселения располагались по берегам рек (Днепр, Дон, Хопер, Терек, Волга, Яик). Основными промыслами в них были рыболовля, охота, коневодство, военные походы по рекам и морям. У донских казаков на реке Ворона и в низовьях Дона были верфи для строительства парусно — гребных лодок (стругов). Струги были беспалубными, имели заостренные корму и нос, рули на обоих концах, что позволяло без разворота менять направление движения судна при необходимости.

Запорожские казаки славились изобретательностью и хитростью. Свои суда они называли чайками. Конструктивно чайки походили на струги донцов. История сохранила информацию о «подводных лодках» запорожцев. Это были усовершенствованные чайки: корпус судна обшивали кожей, сверху устраивали подобие палубы, не пропускавшей воду. На дно укладывали балласт. Такие суда имели весла с кожаными манжетами, которыми казаки заставляли судно «ползти» под водой по дну чтобы появиться в нужном месте неожиданно для врага.

В морских походах казаки громили турецкие корабли и прибрежные города побеждая и числом, и умением. Случалось, запорожцы на чайках доходили до Геркулесовых столбов (Гибралтарский пролив). В Европе к ним относились с уважением.

Начало службы

В XVI веке Золотая орда перестала существовать, но выросло и окрепло Московское царство. Царь Иван IV Васильевич Грозный, заботясь о безопасности и целостности царства предложил  казачеству государственную службу в обмен на свое покровительство, привилегии и жалованье. В соответствии с этим договором земли казачьих войск вошли в состав Русского царства. При этом казаки продолжали жить на своих землях, сохраняли общинный уклад, имели социальную автономию, освобождались от налогов. Но, обещали беглых не принимать, были обязаны служить охраной царю и по первому зову выходить в поход со своей амуницией.

Московскому царю стали служить и казаки, жившие на левом берегу Днепра. На правом берегу реки Днепр появились войска реестровых казаков, нанявшихся на службу польскому королю.

Первопроходцы

В XVI — XVII веках приращение новых территорий для Русского государства происходило с помощью казачьих войск. Освоение зауральских земель начал казачий атаман Ермак Тимофеевич.

Ермак Тимофеевич

В 1645 году русский казак Василий Поярков проплыл по Амуру со своими людьми, вышел в Охотское море и открыл северный Сахалин.

Василий Поярков

Семен Дежнев спустившись к устью Колымы, вышел в Ледовитый океан, обогнул мыс, названный впоследствии его именем, и доплыл до устья реки Анадырь. Так был открыт Берингов пролив. Исследованием Камчатки занимался казак Владимир Атласов в 1697 — 1699 годах.

Семен Дежнев

По мере освоения Сибири и Дальнего востока создавались новые казачьи города и крепости, организовывались новые казачьи войска с привлечением местного населения. Так появились Астраханское, Уральское, Оренбургское, Сибирское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское войска. Это был надежный способ освоения и охраны территорий государства.

Земледелие

Еще в XVII веке казаки «за сохой не ходили» и хлеб не сеяли. Но в первой половине XVIII века, с началом «эпохи дворцовых переворотов», жалованье им стало поступать с перебоями и на Дону поневоле занялись землепашеством.

Правительство старалось заинтересовать казаков заниматься земледелием. Это удавалось в районах, имеющих плодородные земли. У терских казаков развитие получили только виноградарство, бахчеводство и огородничество. В Яицком войске землю обрабатывать было сложно и приоритетным промыслом оставалась рыбная ловля.

Назначение

Казаки всегда считали себя воинами и главным своим назначением — военную службу. Занятие хозяйством рассматривалось как возможность иметь хороших коней, качественное снаряжение и служить достойно. Каждый казак с юности оттачивал умение владеть холодным и огнестрельным оружием, совершенствовал приемы джигитовки. Женились казаки рано, до 20 лет, чтобы успеть обзавестись потомством до ухода на войну или на службу. Если казак носил серьгу в ухе, это значило, что он единственный сын в своем роду. Таких берегли: возможность продолжить род очень ценилась у казачества.

Запорожские казаки также, считали себя доблестными рыцарями, борющимися с «басурманами». Для этой борьбы все средства были хороши: известны легенды о казаках — характерниках, которые могли уклониться от «своей» пули, полой кафтана поймать раскаленное ядро и силой мысли заставить врага поверить, что перед ним молодая роща, а не преследуемые казаки за частоколом из копий.

С весны до осени запорожцы жили в Сечи, где занимались ремеслами, военной и физической подготовкой. Дети казаков учились в школах, действующих при церквях.

Казаки, независимо от войска, где они служили, были сильными, смелыми, трудолюбивыми и не признавали над собой «другой власти, кроме, как от Бога». Благодаря этим качествам они заняли достойное место в истории и сохранили свою идентичность.

vivareit.ru

Факты о казаках

Без казачества Россия потеряла бы половину страниц своей истории. Что мы знаем о казаках? Устраняем «белые пятна». 

1. Казак и Казах, возможно, однокоренные слова. Они происходят от тюркского «қазақ» — удалившийся, вольный, независимый человек. 

2. У казаков существовали свои «государства»: Войско Запорожское (позднее — Гетманщина), Войско Донское, Уральское войско, Червленый Яр.

Одно из таких государств дало начало современной Украине. К слову, украин/окраин с казацкими поселениями существовало много. Например, Рязанская украина. 

3. Удивительная игра слов произошла с названиями «казаки» и «касоги». 
Касогами на Руси называли адыгов или родственных им черкесов. Черкасами же назвали запорожских и кубанских казаков. Действительно, в Приазовье обитали черкесы, которые тесно взаимодействовали с казаками-донцами и даже могли входить в казачье войско. 

4. У казаков были свои города на Дону, Донце, Днепре и Урале. Самые старые и известные из них – Черкассы (XIV век), Старочеркасск (XVI век, на месте города Орна или Ахас), Урюпинск (возможно, летописный Урюпеск). 

5. Казаки часто обособляли себя от русских. В составе казачьих формирований были черкесы и тюрки. Во многих переписях «казак» до сих пор упоминается в качестве отдельной народности. 

6. Казачьи полки часто формировались из местных народов Российской империи: бурятские, литовские, албанские, греческие, калмыцкие, эвенские. 

7. Казаки как особое сословие существовали не только в России. Казаки были на также службе Речи Посполитой. Прообразом казаков в Венгрии были секеи. 

8. Нацистские идеологи считали казаков потомками остготов, а потому истинными арийцами. 

9. В жизни казаков множество понятий культуры тюрков: станица (стан), кош, караул, есаул, саман, атаман, юрт, майдан, нардек. 

10. Из культуры черкесов казаки взяли тоже немало. Казацкие шашки – «сашхо» по-адыгейски. 

11. Древнерусскими «казаками» являлись черные клобуки (торки и половцы на службе русских князей), берладники и бродники. Морскими «казаками» были ушкуйники — свободолюбивые и воинственные новгородцы. 

12. Казаки участвовали в войнах на стороне турков, поляков, русских, белых, красных и даже нацистов. 

13. Освоение и завоевание Сибири осуществлялось преимущественно за счет казачьих отрядов. Поэтому большую часть России можно было назвать казачьей «украиной». 

14. Казаки – традиционно православные христиане. Однако в ранние века казачества среди «туземных» отрядов можно было встретить представителей самых разных религий. 

15. Старейшее казачье «государство» — Червленый Яр было поглощено Войском Донским, а единственная верфь на Хопре в Пристанском городке была уничтожена Петром I, хотя позднее восстановлена в Новохопёрске. 

16. Флаг Донского казачества – желто-сине-красный. Он обозначает единство русских, казаков и калмыков. 

17. Один из самых красивых казачьих городов – Новочеркасск. Он спланирован по образцу лучших европейских городов: с широкими проспектами, площадями и бульварами. 

18. Омск – казачья столица Сибири. В нем располагались все общевойсковые учреждения Сибирского Линейного Казачьего Войска. 

19. Волжское войско официально просуществовало недолго: с 1734 по 1777 годы. Позднее казаков переселили на Урал, Терек и в Астрахань. 

20. После вступления русских войск в 1814 году в «свободный город» Гамбург, в нем было оставлено около 10000 добровольцев, которые стали называться «Войском Ганзейской Лиги», а позднее «Казаки Эльбы». 

21. Одним из самых последних казачьих формирований стало Урянхайское казачье войско, образованное в 1921 году бароном фон Унгерном во время Гражданской войны. 

22. Значительная часть казаков (от волжских до сибирских и уральских) были старообрядцами. На Урале и в Сибири древлеправославие было распространено больше всего. 

23. Число казаков по переписи 1897 года составляло около 3 миллионов человек. 

24. После распада Российской империи было образовано 7 казачьих республик. 

25. Казак с мушкетом изображен на Большом гербе Украины. 

26. Корни казачества уходят в эпоху Золотой Орды. Большая перекройка общества затронула все слои: множество русских было уведено в татарские города на службу к ханам. На всех этих землях действовала и православная церковь – Сарайская епархия. В период ослабления Орды (XV век) множество перемешавшихся русских и татар оказались между слабеющей Ордой и поднимающейся Москвой предоставлены самим себе, что стало предпосылкой развития казачества. 

27. Впервые слово казак встречается еще в 1303 году в значении «стража». 

28. Казачьи корабли – струги, плавали по Дону, Хопру, Вороне, Волге, Черному и Каспийскому морям, а также по сибирским рекам. Казаки совершали морские походы на крымские и таманские крепости. 

29. Добавлять, по восточной традиции, в кашу изюм было принято еще у казаков. Позднее обычай распространился среди остальных русских. 

30. Донские казаки селились в станицах, волжские — в селах, а малороссийские – в слободах (отсюда – Слобожанщина).

belayaistoriya.ru

Интересные факты о казаках

Старинные казачьи обычаи и традиции вызывают заслуженный интерес. Несмотря на обилие исследований, книг, фильмов, посвященных этой самобытной культуре, многие факты из жизни самого воинственного сословия всё ещё могут удивить читателей.

Блок: 1/11 | Кол-во символов: 240
Источник: http://ucrazy.ru/interesting/1500371160-lyubopytnye-fakty-o-zhizni-kazakov.html

1. Непререкаемый авторитет родителей и старших

Мнение и желание родителей для казаков почти что священны. Ни одно дело, никакая работа не начинались без их благословения. Неуважение к родителям и к старшим считалось большим грехом.

Блок: 2/13 | Кол-во символов: 232
Источник: https://www.epochtimes.ru/12-interesnyh-faktov-o-byte-kazakov-99041278/

Илья Муромец – первый казак в русском фольклоре

«Богатырский скок». Виктор Васнецов. 1914.

Иногда былинного богатыря Илью Муромца называют первым казаком на Руси, хотя действие сказаний о нем разворачивается во времена, когда о казаках еще никто не слышал. Вероятно, это объясняется тем, что в поздних фольклорных произведениях образ богатыря смешался с образом его тезки Илейки Муромца, повешенного в Москве в 1607 году. В Смутное время «Муромец-младший» выдавал себя за царевича Петра, никогда не существовавшего сына царя Федора Иоанновича. До этого будущий самозванец успел сменить множество поприщ. В числе прочего он служил в казачьем отряде князя Хворостинина.

Блок: 2/11 | Кол-во символов: 668
Источник: http://ucrazy.ru/interesting/1500371160-lyubopytnye-fakty-o-zhizni-kazakov.html

Обычаи и участие в войнах

Многие факты из казацкой истории остаются тайной, несмотря на интерес к ней. На территории России существовало 12 областей, где жили эти люди.

Это были приграничные территории вблизи крупных рек.

Что их отличало:

  • Казацкие области были свободны от крепостного права. Действовала формула «С Дона выдачи нет!». Этот обычай означал, что крепостной крестьянин, бежавший в казацкие земли, автоматически становился свободным.
  • В Запорожской Сечи не могли жить женщины. В этих землях был введён обет целомудрия. Однако многие казаки имели жён, которые жили неподалёку от Сечи.
  • До правления Екатерины ни одно народное восстание не обходилось без казачества. Кондратий Булавин, Степан Разин, Иван Болотников — казаки, возглавлявшие бунты и крестьянские войны. Самая известная российская императрица ограничила самоуправление в казачьих землях после восстания Емельяна Пугачёва.
  • Казацкие воины сурово карали преступников за убийство. Самая страшная казнь полагалась за убийство казака. Живого убийцу клали в гроб вместе со своей жертвой и закапывали в землю.
  • В 1641 году донские казаки проявили мужество и смелость, выдержав осаду Азова. Турецкая армия превосходила казацкое войско в 3 раза. Но ни подкупить, ни склонить к предательству казаков не удалось. Крепость осталась в их руках.
  • В военных походах и при охране границы они должны были вести холостой образ жизни. Именно этот обычай и нашёл отражение в знаменитой песне о Стеньке Разином. Предводитель крестьянского восстания нарушил обет целомудрия, поэтому по требованию казачьего Круга вынужден был утопить персидскую княжну.

Феномен казачества нашёл отражение в пословицах и поговорках, народных песнях, в произведениях живописи и литературы.

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 1832
Источник: https://diaryrh.ru/istoricheskij-fakt/rejting-interesnyh-faktov-o-kazakah

«Инородцы» и «иноверцы»

«Запорожцы» — картина русского художника Ильи Репина.

Этнический состав казачества был неоднороден. Часто казаки принимали к себе представителей местного населения тех регионов, где селились и несли службу.

Среди оренбургских и алтайских казаков можно было встретить татар, калмыков, бурят, нагайбаков. В отряде Ермака служили немцы и литвины. Во время войны 1812 года в сибирские казаки зачисляли пленных поляков из наполеоновских войск. После победы над Бонапартом многие из них не пожелали уехать на родину. Некоторые дослужились до офицеров.

«Инородцы» женились на казачках, сами станичники брали в жены местных девушек, и дети от смешанных браков становились уже потомственными казаками.

Не было единообразия и в вероисповедании. В казачьих войсках были буддисты и мусульмане. После церковного раскола XVII века православные казаки разделились на последователей никонианства и старообрядцев.

Блок: 3/11 | Кол-во символов: 920
Источник: http://ucrazy.ru/interesting/1500371160-lyubopytnye-fakty-o-zhizni-kazakov.html

3. Женитьба и продолжение рода

Казаки женились, как правило, до 20 лет — чтобы обзавестись детьми до того, как отправиться на службу. Серьга в ухе казака — знак того, что он является единственным сыном в семье.

Поскольку продолжению рода в казачестве придавалось большое значение, таких юношей старались беречь. При этом были казаки, принявшие обет безбрачия.

Блок: 4/13 | Кол-во символов: 360
Источник: https://www.epochtimes.ru/12-interesnyh-faktov-o-byte-kazakov-99041278/

Вольница и царева служба

Александр Бубнов. Тарас Бульба (1956)

Пресловутая казачья «вольница» держалась на достаточно жестком кодексе правил и строгой дисциплине внутри вооруженных отрядов. Но храбрые воины, готовые отдать жизнь за тех, кому присягнули на верность, не терпели никаких посягательств на ограничение своих прав.

В XVII–XVIII веках попытки правительства Российской империи приструнить «вольницу» стали одной из главных причин многочисленных восстаний и бунтов, в том числе Булавинского восстания и крестьянских войн, возглавленных донскими казаками Степаном Разиным и Емельяном Пугачевым.

Блок: 4/11 | Кол-во символов: 601
Источник: http://ucrazy.ru/interesting/1500371160-lyubopytnye-fakty-o-zhizni-kazakov.html

4. Езда на лошади и военные навыки

Как только у ребёнка прорезался первый зуб, его усаживали на лошадь. Трёхлетние дети казаков могли спокойно ездить на лошади во дворе, а пятилетние вовсю скакали по степи.

С юных лет казаки оттачивали своё умение владеть оружием, а также совершенствовались в приёмах джигитовки.

Блок: 5/13 | Кол-во символов: 314
Источник: https://www.epochtimes.ru/12-interesnyh-faktov-o-byte-kazakov-99041278/

Пластуны

На особом счету в казацких войсках были пластунские подразделения. Опытные воины пополняли численность своих рядов, отбирая наиболее подходящих молодых казаков. Пластунам требовались другие качества, чем кавалеристам, и тренировали их по-иному.

Они были разведчиками, участниками засад и поисковых отрядов. Они должны были уметь без движения лежать или сидеть часами в неудобных позах, не шевельнув ни единым мускулом, бесшумно передвигаться на дальние расстояния, лазать по деревьям и стенам. Пластунов приучали спокойно переносить мороз, жару, ливень, снегопад и докучливую мошкару. Кроме всего прочего, им нужно было безупречно владеть штуцером, пистолетом и кинжалом.

Блок: 5/11 | Кол-во символов: 682
Источник: http://ucrazy.ru/interesting/1500371160-lyubopytnye-fakty-o-zhizni-kazakov.html

Казак и его конь

Проводы на Сечь. Художник А. Г. Сластион.

Для терских и кубанских казаков боевой конь был не просто ездовым животным. Жена седлала лошадь перед походом и отдавала мужу повод с присловьем: «На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне и домой возвращайся с победой». Затем она кланялась животному в ноги, прося сберечь благоверного в бою. Встречая супруга с войны, жена кланялась его верному другу со словами благодарности.

На похоронах казака его конь, покрытый черным чепраком, и с оружием, прикрепленным к седлу, шествовал за гробом впереди семьи и друзей усопшего.

Блок: 6/11 | Кол-во символов: 581
Источник: http://ucrazy.ru/interesting/1500371160-lyubopytnye-fakty-o-zhizni-kazakov.html

Назначение

Казаки всегда считали себя воинами и главным своим назначением — военную службу. Занятие хозяйством рассматривалось как возможность иметь хороших коней, качественное снаряжение и служить достойно. Каждый казак с юности оттачивал умение владеть холодным и огнестрельным оружием, совершенствовал приемы джигитовки. Женились казаки рано, до 20 лет, чтобы успеть обзавестись потомством до ухода на войну или на службу. Если казак носил серьгу в ухе, это значило, что он единственный сын в своем роду. Таких берегли: возможность продолжить род очень ценилась у казачества.

Запорожские казаки также, считали себя доблестными рыцарями, борющимися с «басурманами». Для этой борьбы все средства были хороши: известны легенды о казаках — характерниках, которые могли уклониться от «своей» пули, полой кафтана поймать раскаленное ядро и силой мысли заставить врага поверить, что перед ним молодая роща, а не преследуемые казаки за частоколом из копий.

С весны до осени запорожцы жили в Сечи, где занимались ремеслами, военной и физической подготовкой. Дети казаков учились в школах, действующих при церквях.

Казаки, независимо от войска, где они служили, были сильными, смелыми, трудолюбивыми и не признавали над собой «другой власти, кроме, как от Бога». Благодаря этим качествам они заняли достойное место в истории и сохранили свою идентичность.

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 1467
Источник: https://vivareit.ru/interesnye-fakty-o-kazakah/

6. Гостеприимность

Гость у казаков считался посланцем от Бога. При этом самый желанный гость — это незнакомец, которому необходим отдых, крыша над головой, всесторонняя забота и опека.

Гостям, независимо от возраста, выделялось лучшее место для отдыха, их угощали лучшими яствами.

Блок: 7/13 | Кол-во символов: 281
Источник: https://www.epochtimes.ru/12-interesnyh-faktov-o-byte-kazakov-99041278/

Казацкие шаровары

Запорожский казак в шароварах.

В форме казаков по сей день сохраняются детали старинного костюма. Крой шаровар, одежды, идеально приспособленной для кочевой жизни, унаследован от древних скифских племен.

По преданию, лампасы на шароварах появились в XVI веке, когда царь наградил казаков синим и алым сукном. Синей ткани было в избытке, а алой мало. Дьяк, привезший из Москвы подарки, посоветовал отрезать красного сукна на кафтан атаману. Так и поступили, но на совет отдать оставшуюся красную материю героям ответили, что герои здесь все, иначе было бы не выжить. Алую ткань казаки поделили по-братски, нарезав ее лентами.

Донской казак в штанах с лампасами.

Лампасы – символ справедливости в отношениях между казаками. Впоследствии они стали означать, что носящий их человек свободен от казенных податей.

Блок: 7/11 | Кол-во символов: 823
Источник: http://ucrazy.ru/interesting/1500371160-lyubopytnye-fakty-o-zhizni-kazakov.html

Первопроходцы

В XVI — XVII веках приращение новых территорий для Русского государства происходило с помощью казачьих войск. Освоение зауральских земель начал казачий атаман Ермак Тимофеевич.

Ермак Тимофеевич

В 1645 году русский казак Василий Поярков проплыл по Амуру со своими людьми, вышел в Охотское море и открыл северный Сахалин.

Василий Поярков

Семен Дежнев спустившись к устью Колымы, вышел в Ледовитый океан, обогнул мыс, названный впоследствии его именем, и доплыл до устья реки Анадырь. Так был открыт Берингов пролив. Исследованием Камчатки занимался казак Владимир Атласов в 1697 — 1699 годах.

Семен Дежнев

По мере освоения Сибири и Дальнего востока создавались новые казачьи города и крепости, организовывались новые казачьи войска с привлечением местного населения. Так появились Астраханское, Уральское, Оренбургское, Сибирское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское войска. Это был надежный способ освоения и охраны территорий государства.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 958
Источник: https://vivareit.ru/interesnye-fakty-o-kazakah/

7. Казаки в бою: казацкая «подводная лодка»

Бесстрашные в бою, казаки нередко демонстрировали недюжинный ум и хитрость. У казаков существовала даже «подводная лодка».

Она имела 2 днища, между которыми укладывался груз. Лодка слегка погружалась воду, и незаметно приближалась к врагам. В нужный момент балласт выкидывался, лодка подымалась на поверхность воды, а казаки атаковали своих противников.

Блок: 8/13 | Кол-во символов: 398
Источник: https://www.epochtimes.ru/12-interesnyh-faktov-o-byte-kazakov-99041278/

Прически казаков

Прически, принятые у казаков в разных регионов, имели символическое значение. Так, чуб-оселедец (чупрына) был знаком принадлежности к воинскому братству Запорожской Сечи. Любопытно, что похожие длинные клоки волос на выбритой голове носили норманны, посвятившие себя богу Одину, а также воины Святослава Киевского.

Казак с чубом-оселедцем.

С клятвами мести казаки бросали вырванные или срезанные пряди оселедцев в могилы товарищей. Волосы из чубов вырывали и тогда, когда произносили проклятия.

Казацкая стрижка под горшок.

Яицкие и терские казаки стриглись «под горшок» («в скобку»), что отличало их от представителей местных племен. Состриженные волосы зарывали в землю, чтобы избежать наведения порчи.

Блок: 8/11 | Кол-во символов: 724
Источник: http://ucrazy.ru/interesting/1500371160-lyubopytnye-fakty-o-zhizni-kazakov.html

8. Отношение к пьянству

Казаки известны своими шумными хмельными празднествами. Однако к настоящим пьяницам относились резко негативно. Человека, умершего от перепоя, хоронили на кладбище рядом с самоубийцами, а вместо креста устанавливали осиновый кол.

Блок: 9/13 | Кол-во символов: 254
Источник: https://www.epochtimes.ru/12-interesnyh-faktov-o-byte-kazakov-99041278/

Казацкое гостеприимство

Казаки и гости.

Традиции гостеприимства у казаков соблюдались так же нерушимо, как на Кавказе. Считалось, что любой гость послан Богом. Незнакомца трое суток не полагалось расспрашивать, кто он такой и куда держит путь. За столом гостю, невзирая на его возраст и достаток, отводилось почетное хозяйское место. Казак не брал с собой в дорогу еду для себя и корм для коня, зная, что в любой станице будет радушно принят и обеспечен всем необходимым.

Блок: 9/11 | Кол-во символов: 470
Источник: http://ucrazy.ru/interesting/1500371160-lyubopytnye-fakty-o-zhizni-kazakov.html

9. Самый страшный порок

Самый презираемый казаками порок — обман. Казаку, который не выполнил своё обещание (или просто забыл о данном слове), уже никто не доверял.

Блок: 10/13 | Кол-во символов: 165
Источник: https://www.epochtimes.ru/12-interesnyh-faktov-o-byte-kazakov-99041278/

«Умыкание» невесты

Схож с кавказским и старинный обычай похищения невест. Зачастую он происходил по сговору юноши и девушки. Как правило, дело заканчивалось свадьбой. Парень, бросивший «умыкнутую» девицу, сильно рисковал: с ним жестоко расправлялись ее братья, родные, двоюродные и троюродные.

Казацкая свадьба.

Кубанские и терские казаки перед сватовством бросали папаху в окно или во двор девушки, подгадав так, чтобы она это увидела. Если шапка тут же не летела обратно, вечером засылали сватов. По приказу отца девушка приносила папаху и клала ее на стол: донышком кверху, если кандидат в мужья был ей безразличен, и донышком вниз, если он был ей по нраву. Последнее служило для родителей недвусмысленным намеком, что неволить дочку не стоит, поскольку в случае их отказа она вряд ли станет противиться «похитителю».

Блок: 10/11 | Кол-во символов: 822
Источник: http://ucrazy.ru/interesting/1500371160-lyubopytnye-fakty-o-zhizni-kazakov.html

Отношение к алкоголю

Казаки гуляют.

Не поддержать компанию и не поднести к губам рюмку на пиру считалось верхом невежливости. Однако участник трапезы мог лишь символически пригубить вино или горилку. Назойливыми требованиями «пить до дна» ему не докучали.

В XVII веке французский инженер Гийом де Боплан, долго живший и работавший в Южной Руси, писал: «В пьянстве и бражничестве они старались превзойти друг друга… и нет на свете народа, который мог сравниться в пьянстве с казаками». Но во время военных кампаний пить запрещалось. Нарушение запрета каралось смертью. Казачьи атаманы не злоупотребляли алкоголем и в перерывах между походами, иначе им отказывалось в уважении и доверии.

Умерших от пьянства не жалели. Их хоронили за церковной оградой, там же, где самоубийц, и вместо креста водружали на могилу осиновый кол.

Блок: 11/11 | Кол-во символов: 820
Источник: http://ucrazy.ru/interesting/1500371160-lyubopytnye-fakty-o-zhizni-kazakov.html

11. Национальный состав

Казачьи полки формировались не только из славянских народов, но и калмыков, бурят, литовцев, адыгейцев, черкесов и многих других.

Ещё раньше, во времена татаро-монгольского владычества, казаки несколько ассимилировались с татарами. В быт казаков перешло много тюркских понятий — атаман, караул, юрт, майдан, станица, кош.

Тем не менее у казаков сохранилась православная вера и русский язык.

Блок: 12/13 | Кол-во символов: 415
Источник: https://www.epochtimes.ru/12-interesnyh-faktov-o-byte-kazakov-99041278/

12. «Мужские» беседы

Интересно, что мужчины-казаки предпочитали проводить своё свободное время вместе с мужчинами. Женщины, в свою очередь, общались между собой. На больших праздниках, куда приглашалась и те и другие, мужчины занимали одну сторону стола, а женщины — другую.

На правах рекламы

Блок: 13/13 | Кол-во символов: 372
Источник: https://www.epochtimes.ru/12-interesnyh-faktov-o-byte-kazakov-99041278/

Кол-во блоков: 34 | Общее кол-во символов: 27223
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:
  1. https://www.epochtimes.ru/12-interesnyh-faktov-o-byte-kazakov-99041278/: использовано 9 блоков из 13, кол-во символов 2791 (10%)
  2. http://ucrazy.ru/interesting/1500371160-lyubopytnye-fakty-o-zhizni-kazakov.html: использовано 11 блоков из 11, кол-во символов 7351 (27%)
  3. https://vivareit.ru/interesnye-fakty-o-kazakah/: использовано 5 блоков из 6, кол-во символов 4970 (18%)
  4. https://diaryrh.ru/istoricheskij-fakt/rejting-interesnyh-faktov-o-kazakah: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 2456 (9%)
  5. https://artsgtu.ru/blog/7-faktov-o-kazakah/: использовано 6 блоков из 8, кол-во символов 9655 (35%)

ggn64.ru

Интересные факты о казаках

«Надо отдать справедливость казакам, это они доставили успех России в этой кампании. Казаки — это самые лучшие легкие войска среди всех существующих. Если бы я имел их в своей армии, я прошел бы с ними весь мир»

Наполеон Бонапарт

 

Согласно официальной версии истории, ВО ВСЕХ войнах российского государства с16 по 20 век принимало участие казачество. Но кто такие казаки и откуда они взялись? Из энциклопедий можно узнать, что казаки — «…первоначально вольные люди, из бежавших от феодального гнета крепостных крестьян, холопов, горожан, селившихся на окраинах Русского государства».

 

 

По этой, общепринятой версии казачество окончательно сложилось в 16–17 веках. За оборону границ государства казачество получало из казны жалование, в пожизненное владение землю, освобождалось от налогов, имело самоуправление из выборных атаманов.

 

Несмотря на бурную деятельность, о казачестве упоминается вскользь в школьных и даже ВУЗовских курсах истории. Начало истории казачества даже в разных энциклопедиях датируется то 14, то 15, то 16 веком.

 

Двухмесячная осада Москвы казаками Ивана Болотникова проходит как стихийные восстания крестьян на окраинах России. Поход на Москву для восстановления законного престолонаследника царевича Дмитрия называется «авантюрой Лжедмитрия» и польской интервенцией.

 

 

Территории

 

Посмотрим, где же прятались крестьяне, не желавшие гнуть спину на помещиков. В течение двух столетий сотни тысяч беглых крестьян прячутся на самых крупных, центральных реках России — по сути на торговых и политических магистралях. Это ДНЕПР, ДОН, ВОЛГА, УРАЛ и ТЕРЕК. Сложно придумать более неудачное место для того, чтобы спрятаться.

 

Именно здесь постоянно проходят торговые и иные караваны, так именно вдоль этих рек направлены практически все крупные военные походы того времени (Иван Грозный, Юрьев, Шереметев, Ноздреватый, Ржев, Адашев, Серебряный, Вишневецкий и др.). Здесь нет лесов, гор, непроходимых болот в которых, например, стремились прятаться староверы от никоновской реформы. Все эти области преимущественно степь, которая просматривается на многие километры вокруг и где поиск беглецов максимально упрощен.

 

Историки уверяют, что все эти области были незаселенной, ненужной никому окраиной, захолустьем. Но беглым крестьянам достаются из самых благодатных в климатически-географическом плане мест. Удивительно ровный теплый климат, черноземные почвы, дающие два урожая в год, обилие пресной воды. До сих пор эти области называются житницами и здравницами.

 

И за гораздо более скромные места на земле велись долгие кровопролитные войны. Здравый смысл подсказывает, что такие территории доставались только самым сильным и удачливым, а не беглым крестьянам и холопам.

 

Есть ещё одна странность в отношении главной русской реки. Как в России относятся к Волге? «Волга-матушка», «Мать родная, русская река». Но согласно учебникам традиционной истории, Волга должна была остаться в народной памяти как некий генератор бед. Своеобразные тартарары, откуда постоянно приходят орды кочевников. Отсюда приходили кипчаки и половцы, совершали опустошительные набеги неразумные хазары. Позже из-за Волги пришли дикие монголы. Здесь же они и расположились своими Сараями. Сюда, на Волгу, сотни лет со страхом в сердце отправлялись русские князья на поклон к ханам, заведомо оставляя посмертные завещания. Позже здесь разбойничали банды и шайки разных атаманов.

 

 

 

Налоги

Беглые крестьяне освобождаются от налогов. Причём за то, что они защищали границы России от многочисленных врагов. Оба утверждения противоречат здравому смыслу – зачем беглецам защищать границы государства, из-под гнета которого они только что убежали? И откуда такая теплота, вплоть до налоговых льгот, у государства к беглецам, которых по логике нужно вернуть, а не просить их платить налоги и спать спокойно.

 

 

 Активность

 

 

Буквально с первых дней своего существования казачество проявляет просто фантастическую активность. Бежавшие с разных мест России разрозненные группы землепашцев и голытьбы, не имея никаких средств связи и, надо полагать, оружия, моментально организовываются. И организовываются не в трудовую крестьянскую общину, а в мощнейшее войско. Причем войско не оборонительное, а ярко выраженное наступательное.

 

Вместо того чтобы сидеть себе тихо, возделывать огород и наслаждаться волей, как, казалось бы, должен поступить убежавший крестьянин, казаки начинают ВОЕННЫЕ ПОХОДЫ во все стороны. И идут не против какой-то соседней деревни, а нападают на сильнейшие государства своего времени. Театры действий казачьих войск не знают предела. Они нападают на Турцию, Речь Посполитую, Персию. Организовывают походы в Сибирь. Их ФЛОТ свободно плавает вверх-вниз по Дону, Волге, Днепру и Каспию.

 

Беглые крестьяне на окраинах государства живо интересуются политическими и дворцовыми делами в столице. На протяжении всего 17 века они все время хотят что-то подправить в устройстве государства. Постоянно с фанатизмом рвутся в Москву. Причем их интересует единственный вопрос. Они хотят поставить «правильного» царя. Откуда они берут оружие, и на каких верфях строят флот? Не царское же правительство снабжало своих беглых холопов.

 

Мысль историков о том, что казачество не платило налоги за свою службу России, не выдерживает критики хотя бы потому, что именно России больше всего от казаков и доставалось в 16–18 веках. При этом КАЗАЧЬИ ВОЙНЫ под предводительством Хлопка, Болотникова, Разина, Пугачева, не называют крестьянскими.

 

Следуя этой логике, историки должны описывать исторические битвы так: «ударом с фланга беглых холопов атамана Скоропадского шведские войска были обращены в бегство» или «глубокий обходной маневр с проходом в тыл беглых холопов атамана Платова остановил наступление французских войск».

 

Тогда историки говорят, что есть второе определение казаков вплоть до 1920 года – военное сословие на Руси. Но когда именно беглые крестьяне превратились в ВОЕННОЕ СОСЛОВИЕ? Ведь военное сословие – это не просто профессиональные, но и потомственные военные.

 

 

 

Казаки-татары и казаки-басурмане

 

 

Всякий раз, когда казаки (или скажем так: жители обозначенных выше территорий) воюют на стороне России или на выгодной для нее стороне, они именуются казаками. Как только они громят романовские войска или берут русские города, они называются либо татарами, либо басурманами, либо восставшими крестьянами.

 

Казачьи войны 17 века против Романовых названы крестьянскими бунтами.

 

Казачьи атаки на Москву, Серпухов, Калугу 15-16 веков названы татарскими набегами.

 

Эти же «татары», воюющие на выгодной для России стороне против Речи Посполитой, против Турок или Шведов уже называются казаками.

 

Пока низовье Волги воюет с Москвой, там располагается нерусское и басурманское Астраханское Ханство, как только в 1556 году заключается мир и это ханство присоединяется к России здесь волшебным образом появляется Астраханское казачье войско.

 

На месте Большой Орды появляется надпись Донские казаки. На месте Едисанской Орды — Запорожская Сечь, на месте Ногайской Орды — Ногайские и Яицкие казаки.

 

Вообще у татар и казаков общие территории обитания, идентичное оружие, одежда, способ ведения боевых действий, названия орд-казачеств.

 

Татары принимают самое активное участие в освободительной войне украинского и белорусского народов против польской шляхты, т. е. против католиков в 1648–1654 г.г. Войска Богдана Хмельницкого полностью состоят из казачьей и татарской конницы. Никто толком не может объяснить, как уживались одновременно и на одной земле татары и казаки.

 

 

Происхождение слова «казак»

 

Считается, что слово казак или козак — это тюркское слово, означающее «удалец». Не странно ли, что православные русские крестьяне бегут от помещиков и называют себя тюркским словом «удалец»? Почему не по-китайски или не по-фински? При этом, эти беглые крестьяне 15–16 веков, предстают перед нами настоящими полиглотами. Себя назвали тюркским словом, а военачальников своих назвали гордым англосаксонским словом headman — предводитель, вождь. Так определяют происхождение слова АТАМАН энциклопедии.

 

 

Знаменитые казаки

 

Удивляет не то, что величайший полководец древней Руси Святослав Игоревич (живший, согласно традиционной истории, в Х веке) был, казаком, а то, что беглые крестьяне 16 века каким-то неведомым способом узнали и решили перенять и сохранить старорусские воинские традиции 600-летней (!) давности. Во внешности Святослава описаны ТРИ УНИКАЛЬНЫХ черты облика запорожских казаков — висячие усы при бритой бороде, чуб-оселедец и одна серьга в ухе.

 

Прямым текстом старым КАЗАКОМ называется богатырь Илья Муромец в русских былинах, которые, по мнению самих же историков, относятся к 11–12 векам! Хотя по общепринятой хронологии до возникновения казачества еще полтысячелетия.

 

 

 

 Альтернативная версия

 

 

Казачество — старинное воинское сословие. Никакого перерождения беглых холопов в воинов не было. Эти территории им достались в наследство от предков и принадлежали им издавна и по праву.

 

Они жили там, где им было удобнее и лучше (вдоль крупных рек, в теплых и житных краях). Ни от кого никогда не прятались. Поэтому военные походы правительственных войск вдоль Днепра, Волги, Дона и т. д. не натыкались на поселения сбежавших холопов. Эти «сбежавшие холопы» изначально и были регулярным войском страны, специально расположенным так, чтобы в течение нескольких дней собрать все курени (небольшие конные гарнизоны) в заранее оговоренном месте.

 

Войско никогда не платит налоги. Казаки сами жили за счет налогов и сами эти налоги собирали.

 

В обязанности войска, по сути регулярной армии, входит защита от внешних врагов государства.

 

Также войско проявляет активную политическую позицию во время бурных перемен в государстве, при смене царских династий. Армия обязана занять какую-то сторону и принять участие в боевых действиях, беглые крестьяне на это не способны.

 

Нет логики в том, что беглые холопы, волшебным образом превратившиеся в потомственных военных, и получающие жалование, начинают целыми полками уходить то к враждебным полякам, то к ненавистным туркам, а то и вообще идут походом на Москву, т. е. на своих благодетелей.

 

Однако, если предположить, что единые ранее территории без центральной власти начинают делиться по религиозному и национальному признаку, то всё встаёт на свои места.

 

Перестало существовать государство, которому войско служило верой и правдой испокон веков. Недавним историческим аналогом можно считать разделение единой Советской Армии на армии отдельных государств, и ситуацию на Украине в наши дни.

 

В этой версии становятся логичными войны западных и южных казаков, получившие названия польско-турецкие войны.

 

Или войны восточных казаков с южными, названные походами донских казаков в Турцию и Персию.

 

Поход западных казаков на Москву сейчас называется польской интервенцией и серией русско-польских войн 1632–1667 г.г. Становится понятным, почему множество русских городов не просто сдавалось без боя, а радостно встречало приход «иностранных интервентов-захватчиков». Как только стало ясно, что западные казаки все же не в состоянии довести дело до конца, взять Москву и готовы подписать мир с Романовыми в поход выступают восточные казаки под руководством Степана Тимофеевича Разина. Это сейчас называется крестьянской войной 1667–1671 г.г. После поражения Разина в войну вступила третья часть бывшего имперского войска — Турция. Началась первая русско-турецкая война 1676–1681 г.г.

 

В результате этих войн произошло разделение территорий западного и восточного казачеств по Днепру. Левый берег позже провозгласил воссоединение с Россией, а правый так и остался врагом Романовых на многие годы и десятилетия.

Комментарии запрещены.

artsgtu.ru

история происхождения, участие в войнах и некоторые обычаи

Более 30 лет история казачества представляет интерес для исследователей. За эти годы произошло его возрождение, возрос интерес к культуре и быту казацкого населения. Немногие при изучении в школе «Тараса Бульбы» или «Тихого Дона» осознают, что читают о казачестве — специфическом явлении в российской истории. Ещё менее известны особенности, присущие только этой прослойке населения, поэтому озвучим рейтинг наиболее шокирующих фактов о казаках.

Тайна происхождения

Лингвистические исследования свидетельствуют, что слово «казак» присутствует во многих языках. У древних персов это слово означало человека, состоящего на службе и получающего за неё плату из казны. Арабы называли так всадника, который сражался за веру. А у древних жителей Монголии это был свободный воин, который охранял границы.

Не существует единого мнения по вопросу о том, кто же такие казаки — народ или сословие. Казачество зарождается в 16−17 веках и к 1917 году составляет 6% от всего населения России. С приходом Советской власти они были подвергнуты репрессиям, а часть из них эмигрировала.

Обычаи и участие в войнах

Многие факты из казацкой истории остаются тайной, несмотря на интерес к ней. На территории России существовало 12 областей, где жили эти люди.

Это были приграничные территории вблизи крупных рек.

Что их отличало:

  • Казацкие области были свободны от крепостного права. Действовала формула «С Дона выдачи нет!». Этот обычай означал, что крепостной крестьянин, бежавший в казацкие земли, автоматически становился свободным.
  • В Запорожской Сечи не могли жить женщины. В этих землях был введён обет целомудрия. Однако многие казаки имели жён, которые жили неподалёку от Сечи.
  • До правления Екатерины ни одно народное восстание не обходилось без казачества. Кондратий Булавин, Степан Разин, Иван Болотников — казаки, возглавлявшие бунты и крестьянские войны. Самая известная российская императрица ограничила самоуправление в казачьих землях после восстания Емельяна Пугачёва.
  • Казацкие воины сурово карали преступников за убийство. Самая страшная казнь полагалась за убийство казака. Живого убийцу клали в гроб вместе со своей жертвой и закапывали в землю.
  • В 1641 году донские казаки проявили мужество и смелость, выдержав осаду Азова. Турецкая армия превосходила казацкое войско в 3 раза. Но ни подкупить, ни склонить к предательству казаков не удалось. Крепость осталась в их руках.
  • В военных походах и при охране границы они должны были вести холостой образ жизни. Именно этот обычай и нашёл отражение в знаменитой песне о Стеньке Разином. Предводитель крестьянского восстания нарушил обет целомудрия, поэтому по требованию казачьего Круга вынужден был утопить персидскую княжну.

Феномен казачества нашёл отражение в пословицах и поговорках, народных песнях, в произведениях живописи и литературы.

diaryrh.ru