/Интересная география для школьников – 16 поразительных фактов, о которых не расскажут на уроках географии

Интересная география для школьников – 16 поразительных фактов, о которых не расскажут на уроках географии

Содержание

16 поразительных фактов, о которых не расскажут на уроках географии

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Знаете ли вы, как можно оказаться сразу в четырех местах одновременно или сыграть в футбол на разных полушариях Земли? А в какой точке планеты вас точно никто не найдет? Если нет, скорее читайте нашу статью.

AdMe.ru нашел несколько фактов из области географии, которые изумят даже самых искушенных читателей.

1. Эверест не самая высокая точка нашей планеты

Вулкан Чимборасо на 3,4 метра выше Эвереста. Правда, только если измерять высоту горы от центра Земли (6 384,4 км Чимборасо против 6 381 км Эвереста от центра планеты), а не высоту над уровнем моря (тут уж 8 848 метров у Джомолунгмы). Таким образом, если сравнивать высоту Эвереста с остальными по этому методу, то Джомолунгма не войдет даже в список 20 самых высоких вершин планеты.

2. Футбольные команды могут сыграть друг против друга, находясь в разных полушариях Земли

Стадион «Эстадио Милтон Корреа» в Бразилии также известен как «Зеран» (по-португальски — «большой ноль»). Его название связано с тем, что почти по середине поля проходит экватор — нулевая параллель. Так что можно считать, что команды, которые проводят на нем матчи, защищают не только свои ворота, но и отдельное полушарие Земли.

3. Точка Немо — самая недоступная на всем земном шаре

В Тихом океане есть условная точка, которая наиболее удалена от какой-либо суши. Ближайшая к ней земля находится на расстоянии 2 688 км. Это место еще называют полюсом недоступности. Ближайшие «кусочки» земли — это необитаемые атолл Дюси, остров Моту-Нуи и остров Махер.

Свое название точка получила благодаря герою романа Жюля Верна «20 тысяч лье под водой».

Интересно, что над точкой Немо может проходить орбита Международной космической станции, поэтому иногда ближайшее к ней населенное место оказывается примерно в 400 км, только не на Земле, а в космосе.

4. Существует способ быть в четырех штатах одновременно

16 поразительных фактов, о которых не расскажут на уроках географи

www.adme.ru

Занимательные факты по географии (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему: Материалы к внеклассной работе «Занимательная география»

ЭТО ИНТЕРЕСНО

  1. Самое маленькое государство – Ватикан — 44 гектара
  2. Государство, занимающее целый континент – Австралия
  3. Самое большое островное государство – Индонезия
  4. Материк с наибольшим числом границ – Африка-108
  5. Самая длинная граница между соседними государствами –

    8963 км, между  США и Канадой

  1. Самое многонациональное и многоязычное государство Индия — более 500 народностей и племён говорит более чем на 800 языках и диалектах
  2. Самый высокий уровень рождаемости в Африке
  3. Самый высокий уровень смертности в Африке
  4. Самая многонаселённая столица – Токио –25,8 млн.человек
  5. Самый богатый монарх современности – султан Брунея Даруссалама Муда Хассанал Болкиях Муиззаддин Ваддаулах

(в его дворце – 1778 комнат)

  1.  В 1974 году в Аргентине, после смерти мужа первым в мире президентом среди женщин стала

Мария Эстела Мартинес де Перон

  1. Старейшая в мире конституция, действующая и поныне –  Билль о Правах  США принятый в 1789 году
  2.  Страны, которые совсем не имеют конституции –  Израиль, Ливан, Новая Зеландия, Оман и Великобритания.
  3. Северный полюс -это единственная точка северного полушария, которая не участвует в суточном вращении Земли вокруг ее оси . Здесь нет  смены дня и ночи, нет долготы, нет восточного, западного и северного направления.
  4. На экваторе день всегда равен ночи, а Солнце дважды в году( в день весеннего и в день осеннего равноденствия) бывает в зените.
  5. На краю Сахары местные жители строят свои дома под землёй. Здесь они находят пресную воду и надёжное убежище от песчаных бурь.
  6. Сингапур можно из конца в конец проехать на метро. Территория этой страны вытянута с севера на юг на 23 км, с запада на восток на 42 км. Общая протяжённость линий метро 67 км. Здешний метрополитен является самым современным в мире.
  7. Белая ночь наблюдается в широтах, где полуденная высота Солнца над горизонтом меньше 18*, т.е. меньше той высоты, при которой наступает конец астрономических сумерек. Особенно светлые ночи на широте от 59 до 66,5*,где полуночная высота Солнца меньше 8 градусов.
  8. В 450 км. К северу от столицы Намибии лежит Хоба-крупнейший метеорит на Земле. Его вес около 50 тонн.

География на колесах

(География + Автомобили)

  1. В какой стране была изобретена первая надувная шина для автомобиля?
  2. Какие автомобили производит фирма, которая первой стала сотрудничать с нашей страной в области автомобилестроения. В ее названии отражены местонахождение компании и род ее занятий?
  3. В какой стране в 1908 году была основана корпорация «Дженерал Моторс»?
  4. В какой стране в 30-е годы XX века возникла идея создать «народный автомобиль», максимально простой и доступный каждой семье? Выпущенные автомобили внешне походили на божью коровку, за что получили прозвище «жучок».
  5. В каком городе расположен автозавод фирмы «Фольксваген»?
  6. В автомобилях, какой страны в 1956 году появились ремни безопасности, идея которых была позаимствована у авиаторов?
  7. В какой стране в 1919 году была создана фирма «Ситроен»?
  8. В какой стране была создана компания «Феррари»?
  9. В какой стране  в 1895 году впервые в истории автомобилестроения состоялись автогонки?
  10.  Являются ли соотечественниками грузовики марок МАЗ и БелАЗ?
  11.  Как называется житель города, где выпускают одноименный автомобиль?
  12.  Какой советский легковой автомобиль выпускался в Польше под названием «Варшава»?
  13.  Какой центр автомобилестроения до 1964 года назывался Ставрополь-на-Волге?
  14.  Какой автомобиль получил имя вождя индийского племени?
  15.  Назовите родину «Мерседесов».
  16.  Какая компания выпускает джипы «Ландровер»?
  17.  В какой стране построен самый большой и сильный самосвал?
  18.  Назовите родину самого длинного легкового автомобиля?
  19.  Где производились современные кареты «скорой помощи» — автомобили «РАФ»?
  20.  Назовите автомобильную столицу США и крупнейший в мире центр автопромышленности?
  21.  В каком итальянском городе нет автомобилей?
  22.  Марка этой машины переводится с латыни как «я качусь».
  23.  Какая машина получила название «шведский чемодан»?
  24.  Назовите карету и кузов легкового автомобиля с открывающимся верхом, носящие название немецкого города.
  25.  Автомобильная «упругость» по-французски.
  26.  Какой приток реки Кама является тезкой российского автомобиля?
  27.  Какая тропическая кошка дала имя импортной машине?
  28.  Какой автомобиль является таким же символом Баварии, как всемирно известное пиво и футбольный клуб?

География на все  100!

Отгадайте слова, являющиеся географическими понятиями, названиями и именами, в    которых есть числительное 100.

  1.   _ _ СТО _     — сторона света.
  2.   _ СТО _        — начало реки.
  3.   СТО _ _ _ _  — главный город страны.
  4.   _ СТО _ _ _   — государство в Прибалтике.
  5.   _ _ СТО _      — город «Золотого кольца» России.
  6.   _ _ _ _ СТО _ _ _ _   — героический город в Крыму, давший название знаменитому вальсу.
  7.   _ _ _ _ _ _ _ СТО _   — город РФ, порт на Тихом океане.
  8.   _ _ _ _ СТО _    — столица Ямайки, порт на Карибском море.
  9.   _ _ СТО _          — город США, порт на Атлантическом океане
  10.   _ _ СТО _          — город в Германии, порт на Балтийском море.
  11.   СТО _ _ _ _ _ _ — столица Швеции, порт на Балтийском море.
  12.   _ _ _ СТО _ _ _ — имя мореплавателя, открывшего Америку.
  13.   _ _ _ _ _ _ СТО _ — фамилия исследователя, открывшего водопад Виктория, одноименный город в Замбии.

Географические анаграммы

  1. • ФУТ -> Т _ _ (горная порода).
  1. • АРБА -> А _ _ _ (национальность).
  1. • ВЫБОР -> О _______ (крутой откос по берегу реки).
  1. • ПОРТИК -> П _______ (река, впадающая в другую)
  1. • ПОДВОДА ->В______ (падающий поток воды).
  1. • НОСИК -> О _ _ _ _ (минерал, разновидность агата).
  2. • СТЕНА  ->С _ _ _ _ (палата парламента в США).
  1. • РОЗГА -> Г _ _ _ _ (атмосферное явление).
  1. • ЛАСКА -> С _ _ _ _ (каменная крутая гора).
  1. • КАРЕ -> Р _ _ _ (водоем).
  1. • БОГИ -> Г _ _ _ (пустыня в Азии).
  1. • ИСКОРКА -> К ______ (остров в Средиземном море).
  1. • ВРАГ -> Г _ _ _ (город-порт во Франции).
  1. • ВАРАН -> В _ _ _ _ (город в Болгарии).
  1. • ОСТРОВ -> Р _ _ _ _ _ (город «Золотого кольца»
  1. • РУБАХА -> Б _ _ _ _ _ (город в Узбекистане).
  1. • КУШАК -> К _ _ _ _ (город в Туркмении).
  1. • ИГРА -> Р _ _ _ (столица Латвии).
  1. • КОЛОС -> О _ _ _ _ (река в РФ и на Украине).
  1. • ДИВАН -> Д _ _ _ _ (река на севере европейской части РФ)
  1. СЛИВА -> В _ _ _ _ (река в Польше).
  1. ВЕСНА  ->С _ _ _ _ (озеро в Армении)
  1. ПАРА -> А _ _ _ (река в Армении).
  1. НАДУЙ -> Д _ _ _ _ (международная река в Европе).
  1. КАРТА-> К _ _ _ _ (государство в Юго-Западной Азии).
  1. ЮРА МАЛ -> Ю _____ (город в Латвии).

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ШАРАДЫ (6-7 класс)

1.Чтоб разгадывать шарады,

Географию знать надо!

Слева направо слово прочтешь,

То от дождя ты защиту найдешь.

Если с конца же его ты прочтешь,

Горное озеро тут же найдешь

2.Музыка в первом приятно играет,

Соки и пиво народ попивает.

Титул монгольский дает нам второе,

В сказках встречаем его мы порою.

Целое видят в пустынях верблюды,

Это песка нанесенного груда.

3.Первое можно из снега слепить,

Грязи кусок может тоже им быть.

Ну, а второе — мяча передача,

Важная это в футболе задача.

Целое люди в походы берут,

Ведь без него они путь не найдут.

4.Одна из нот — начальный слог,

Второй — трехзначное число,

Предлог — шарады окончанье.

Все вместе — города названье

Любой, кто Украину знает,

Легко шараду разгадает

5.Про первое слыхали с детства все мы,  

Ведь то планета Солнечной системы.

Зимой второе в ельнике срубают,    

 Потом на праздник ярко наряжают.  

 А целое есть город, крупный порт,        

 Во Франции, где Рона их течет.

6.Первое, ребята, это лес,

Тот, где только сосны до небес.

А второе — как кому охота —

Есть предлог, приставка или нота.

Все же вместе — это город,

Но не русский,

Не английский, не немецкий,

А французский.

7.Вот вам легкая шарада:

К ноте «Н» прибавить надо.

Нота больше не поет,

А рекой она течет.

8.В дубраве дерево найдите,

Приставку сзади примостите.

Такое вот дано условье.

Отгадка — город в Подмосковье

9.Три слова стоят по порядку:        

Первое — в сотку грядка.          

Второе — в природной есть клетке,

Хранит оно признаки предков.

Третье — в пруду и в болоте,

Увязнув по уши, найдете.

Все вместе понятия эти —

Названье страны в Новом Свете.

10.Мое начало происходит в поле,

Второе с третьим вы учили в школе,

Когда был по грамматике урок:

Одно из них — союз,

Другое же — предлог.

Затем вы, приложив старанье,

Найдете дерева названье.

А в целом — имя города-героя,

Чьей мы гордимся славой боевою.

11.Два слога первые — цветок,                                                                                                              В «лохань» попал мой третий слог.

А вместе если их прочтете,

То в волжский город попадете.

12.Начало — утверждение,

В середке — отрицание,

Конец — местоимение,

А все — страны название.

13. Слог первый — в Англии нальют,

Его пьют гномы, люди пьют.

Второй — в строительстве найдете:

Дом без него не возведете.

А в целом — гордая гора,

Что на Кавказе, детвора.


ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ (5-6 класс)

В географии чертеж

На ковер большой похож.

И на нем моя страна

Из конца в конец видна.

             ***

Карты в нем одна к одной

Сшиты в типографии.

Он теперь всегда с тобой —

Гид по географии.

***

На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

***

Знает всякий: стар иль молод,

Что на карте точка — ….

        ***

Под стеклом сижу,

На север и на юг гляжу.

Со мной пойдешь

Дорогу обратно легко найдешь.

        ***

Он и летом и зимой —

Между небом и землей.

Хоть всю жизнь к нему иди —

Он все будет впереди.

       ***

Не видать ее корней,

Вершина выше тополей,

Все вверх и вверх она идет,

Но не растет.

***

Если горы в беспорядке,

Много гор, а не одна,

То запомните, ребятки,

Это горная ….

***

Взлетают пыль и кучи пепла,

В земле бушует бог огня.

Какие горы Этна? Гекла? —

Такой вопрос вам от меня.

                   ***

Послушай, друг,

Бывает круг —

Кружок обычный просто,

А есть иной на карте круг,

Как этот круг зовется?

Подскажем, что на Севере,

За этим самым кругом

Олени в тундре бегают

Вдогонку друг за другом.

На Севере, на Севере,

За этим самым кругом —

Раздолье нартам узеньким,

Раздолье снежным вьюгам.

               ***

Много лет в горах подряд

Снег идет и сыплет град.

Слой осадков тех велик,

И зовут его ….

Масса снега от вершины

Вмиг бежит с горы в долину.

Не вставай ей на пути,

А спеши скорей уйти.

                                 ***

Шум раздался среди скал,

И помчалась вниз лавина.

А хребет пониже стал.

В чем, ребята, тут причина?

                            ***

Все обходят это место:

Здесь земля, как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги.

            ***

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий в море.

                                ***

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Стало видно далеко.

Кроссворд «США» (10 класс)

1

4

3

2

7

10

6

11

13

15

8

9

14

12

5

        По вертикали: 1 – Страна, граничащая с США; 2 – Одно из Великих озер; 3 – Центр штата Массачусетс; 9 – Штат на побережье Мексиканского залива; 11 – Штат, по территории которого протекает одноименная река.

               По горизонтали: 4 – Столица США; 5 – Штат, имеющий одноименное название с правым притоком «Американской Волги»; 6 – Штат на границе с Мексикой; 7 – Одно из Великих американских озер; 8 – Центр штата Монтана; 10 – Штат испытаний ядерного оружия в США; 12 – Река бассейна Атлантики; 13 – Город в штате Джорджия; 14 – река в Техасе; 15 – штат в центре США.


 Кроссворд «Страны мира» (9-10 класс)

6

4

5

3

2

1

8

7

18

10

12

17

20

 

13

16

19

15

14

9

11

                                                                          

По горизонтали: 7 – искусственное орошение полей; 8 – выезд людей за границу на постоянное жительство; 11 – столица страны – родины чая; 12 столица родины Олимпийских игр; 13 – страна первого в мире метро; 14 – столица Белоруссии; 18 – страна самой высокой в мире рождаемости; 19 – город в США; 20 – река – «Американская Волга»

По вертикали: 1 – страна персидских ковров; 2 – скопление городов вокруг одного, главного; 3 – столица страны на реке Даугава; 4 – страна Ближнего Востока; 5 – рост городского населения; 6 – столица родины картофеля;  9 – страна славиться производством  охотничьих ружей «Браунинг»; 10 – одно из американских озер; 15 – самый крупный город Африки; 16 – город – «Мать городов русских»; 17 – африканская «Медная страна»; 18 – остров, у берегов которого, по преданию, из пены вышла Афродита.


Кроссворд «Африка» (6-7 класс)

11

        9

3

8

7

6

5

4

2

1

10

По горизонтали: 1. Залив у берегов материка. 3. Самая большая пустыня мира. 4. Одно из озер Африки. 6. Море, омывающее северное побережье Африки. 8.Крупная река. 10. Вулкан.

По вертикали. 2. Остров у берегов материка. 5. Крайняя западная точка материка. 7. Озеро и водопад. 9. Нагорье. 11. Пролив у берегов Африки.

Метаграммы. (6 класс)

Метаграмма, дети, эта

Абсолютно несложна:

С «У» — далекая планета,

С «И» же – в Азии страна.        

И

У

        

Я – Сибирская река,

Широка и глубока.

Букву «Е» на «У» сменить –

Стану ночью всем светить.

У

Е

            С буквой «К» — теку привольно

Меж зеленых берегов.

А вот с «С» — кусаюсь больно,

Хоть совсем я без зубов.

С

К

С «К» — коль к карте обратиться –

Это Турции столица.

С «Г» — Сибирская река,

Полноводна, глубока.

Г

К

Я к углеводам отношусь,

Сластенам нужен я всегда.

Но я в пустыню превращусь,

Едва ко мне прибавишь «А».

А

А

А

А

А


Части света, материки

  1. Какой материк омывается всеми четырьмя океанами земного шара?
  2. Какой континент расположен во всех географических поясах Северного полушария?
  3. Назовите материк, крайние северная и южная  точки которого удалены от экватора почти на одинаковое расстояние.
  4. Назовите часть света, состоящую из двух материков.
  5. Назовите материк, в который ходят две части света.
  6. Каким перешейком соединены Северная и Южная Америки?
  7. Какой континент никому не принадлежит?
  8. На каком материке летом самая «теплая» температура – минус 36 0С?
  9. На каком материке нет рек?
  10. Какой материк пересекают все меридианы?
  11. На каком континенте не зарегистрировано ни одного землетрясения?
  12. На каком континенте есть земля и море у ее берегов, которые являются «супружеской парой»?
  13. Назовите единственную часть света, названную в честь реального человека.
  14. В какой части света, чем севернее, тем теплее?

Викторина

«Самый, самая, самое… в мире»

  1. Какая часть света самая большая?
  2. Какой материк на Земле самый высокий?
  3. Назовите самый низкий материк.
  4. Какой материк Земли самый жаркий?
  5. Какой материк самый влажный?
  6. Назовите самый сухой материк?
  7. Какой материк Земли самый мирный?
  8. Какой из материков на Земле самый озерный?
  9. Назовите океан самых больших волн?
  10. Где находится самое глубокое место на Земле?
  11. Назовите самый протяженный желоб Мирового океана.
  12. Назовите самый широкий пролив на Земле?
  13. Какой пролив считается самым узким?
  14. Какой пролив на Земле самый длинный?
  15. Какое море на Земле самое соленое?
  16. В каком заливе бывают самые высокие приливы?
  17. Назовите самый большой полуостров на земном шаре.
  18. Назовите самый большой песчаный остров в мире.
  19. Какое озеро самое старое в мире?
  20. Назовите самое глубокое высокогорное озеро?
  21. Какое озеро мира самое синее?
  22. Какое озеро считается самым «мертвым» на нашей планете?
  23. Какое водохранилище является самым крупным в мире по объему накопленной воды?
  24. Назовите самый высокий водопад в мире.
  25. Назовите самый широкий водопад в мире.
  26. Назовите самое большое болото в мире.
  27. Назовите самый большой лес в мире.
  28. Какая пещера является самой протяженной в мире?
  29. Назовите самое холодное обитаемое место в мире.
  30. Какая низменная равнина считается самой большой на Земле?
  31. Назовите самую протяженную горную цепь мира.
  32. Назовите самое маленькое по площади государство.
  33. Между двумя какими государствами проходит самая длинная в мире граница?
  34. В какой стране самый высокий уровень  продолжительности жизни?
  35. Какой город самый большой в мире по занимаемой площади?
  36. Назовите самый высокогорный город в мире?
  37. Назовите самую южную столицу мира.
  38. Назовите самый южный город планеты.
  39. Какой народ на Земле самый худой?
  40. Какая страна имеет самую длинную подвесную дорогу в мире?

Викторина

«Самый, самая, самое… в России»

  1. Назовите самое большое и глубокое море у берегов России.
  2. Назовите самое холодное и ледовитое море у берегов России.
  3. Назовите самое мелководное море на Земле и самое маленькое по площади у берегов России.
  4. Какое море России является самым чистым?
  5. Какой пролив России является самым длинным?
  6. Назовите самый широкий пролив в России.
  7. Где в России самые высокие приливы?
  8. Какой полуостров России самый большой?
  9. Назовите самый большой остров России.
  10. Назовите самую большую равнину России.
  11. Назовите самую длинную горную систему России.
  12. Какие горы России самые высокие?
  13. Назовите самую высокую вершину России.
  14. какова самая низкая отметка России?
  15. Назовите самую длинную реку, текущую только по территории России.
  16. Какая река России считается самой полноводной?
  17. Какая река России самая извилистая?
  18. У какой российской реки самая большая дельта.
  19. Какой водопад России самый большой.
  20. Назовите самое глубокое озеро мира.
  21. Назовите самое горячее озеро России.
  22. Какое озеро России самое сладкое?
  23. Назовите самое большое по площади водохранилище России.
  24. назовите самое большое по объему водохранилище России.
  25. Назовите самый высокий действующий вулкан в России.
  26. С каким государством у России самая протяженная граница?
  27. С каким государством у России самая короткая граница?
  28. Какой заповедник России самый большой?
  29. Какой заповедник России самый маленький?
  30. Какой заповедник России самый старый?
  31. Какой заповедник России самый молодой?
  32. Где в России самое жаркое лето?
  33. Где в России самая холодная зима?
  34. Назовите самую длинную магистраль в мире.
  35. Где находится самая высокая статуя?
  36. Назовите самую длинную систему каналов в России?
  37. Где в России находятся самые большие башенные часы?

7 класс

Южная Америка

  1. Четвертый по площади материк Земли.
  2. Самый высокий водопад мира.
  3. Самая многоводная река мира.
  4. Самые длинные горы суши
  5. Самый влажный материк Земли.
  6. Хищная рыба Амазонки.
  7. Самая крупная кувшинка.
  8. Самое большое высокогорное озеро мира.
  9. Самая большая змея на Земле.
  10. Самый крупный грызун на Земле.
  11. Самое высокое озеро сельвы.
  12. Зонтичная сосна.
  13. Самые крупные птицы Земли.
  14. Очень древний вид животных, обитающих в Андах.
  15. Дерево «сломай топор».
  16. Самая маленькая птица.
  17. Самое крупное государство Южной Америки.
  18. Самые большие по площади леса.
  19. Самое легкое дерево.
  20. Одна из самых сухих пустынь Земли с богатейшими месторождениями селитры.
  21. Рыбка, спасающая от малярии.
  22. Какое дерево изображено на гербе государства Перу?

Географические шагословы.

Л

Е

Н

А

А

М

А

К

  1.         Река во Франции
  2. Река в Карелии
  3. Река в Европейской части РФ, приток Волги
  4. Река в Закавказье, Грузия, Азербайджан
  5. Река в Западной Сибири и на Северном Кавказе

А

В

Е

Н

Е

Р

О

М

  1. Засеянное поле
  2. Углубление в стене, в скате горы
  3. Груз, переносимый на себе
  4. Жилище зверей
  5. Природная возвышенность
  6. Оно было у Федоры

nsportal.ru

13 интересных географических фактов

1. Самое короткое название места — «Å», оно расположено и в Швеции и в Норвегии. На скандинавских языках «Å» означает «река». Изображение выше — один из недавно замененных дорожных знаков — их часто воруют на сувениры.

2. Самый большой город в мире — (по площади) Хулунбуир, Внутренняя Монголия (Китай), площадь которого составляет 263 953 кв.км (102 000 кв. миль).

Ватикан

3.

Лесото, Ватикан, и Сан-Марино — единственные страны, полностью окруженные территорией другого государства. Лесото полностью окружено Южной Африкой, а Ватикан и Сан-Марино тесно соседствует с Италией.

4. Вторым самым длинным в мире географическим именем является «Taumatawhakatangihangak oauauotamateaturipukaka pikimaungahoronukupokaiwhe nua kitanatahu» (85 букв), которое дано холму в Новой Зеландии, и на языке маори переводится как «здесь был Таматеа, человек с большими коленями, который пытался забраться на скалу, но соскальзывал, при этом играл на флейте своей любимой». Оно было самым длинным до недавнего времени (хотя Книга рекордов Гиннеса все еще расценивает его как самое длинное), но было вытеснено названием Krung thep maha nakorn amorn ratana kosin-mahintar ayutthay amaha dilok phop noppa ratrajathani burirom udom rajaniwes-mahasat harn amorn phimarn avatarn sathit sakkattiya visanukamprasit в Таиланде (163 буквы).

5. В Белом море, в России — самая низкая температура, -2 градуса по Цельсию. Персидский залив — самое теплое море. Летом его температура достигает 35.6 градусов по Цельсию.

6. Сан-Марино признано, самой старой конституционной республикой в мире — оно было основано в 301 году христианским каменщиком, бегущим от преследования при Императоре Дайоклетиэне. Его конституция 1600 года- одна из самых старых письменных конституций в мире.

7. Самое глубокое отверстие, которое когда-либо просверлил человек — Кольская сверхглубокая скважина в России. Она достигает глубины 12 261 метра. Скважину просверлили для научного исследования границ литосферы, но из-за огромных технических сложностей работа была со временем приостановлена, а потом и вовсе объект «заморозили».

8. Из-за выпуклости земли на экваторе пик Горы Чимборасо Эквадора (20 700 футов или 6 310 метров) является точкой, самой удаленной от центра земли.

Марианская впадина — самый глубокий исследованный разлом в мировом океане, и самая низкая точка земной поверхности. Его глубина в настоящее время оценивается до 10 971 м. (35 994 фута). Расположено это место в Тихом океане к востоку от Марианских островов.

9. Горный хребет Центральной Атлантики — самая длинная горная цепь на земле (40 000 километров). Она расположена вдоль середины Атлантики. Исландия — единственная часть этой цепи, которая выше уровня воды. Анды формируют самую длинную «сухопутную» горную цепь в 7 000 километров.

10. Гору Сирсео на Мысу Сиркэеум на западном побережье Италии когда-то назвали Aeaea (5 гласных подряд без согласных). Она, как считали древние, была домом ведьмы Сирс. Из других подобных названий — город Аиеа на Гавайях, и Еиао — один из Островов Маркизы.

11. Саргассово море — область в Атлантическом океане, окруженная несколькими обширными течениями, и это — единственное море, у которого нет никакого побережья. Оно ограничено на западе Гольфстримом, на севере Североатлантическим течением, на востоке Канарским, а на юге — Североатлантическим Экваториальным течением. Эта система течений формирует Североатлантическую Субтропическую Спираль.

12. Озеро Бозумтви, расположенное в древнем кратере от метеорита, составляет приблизительно 8 км в диаметре и это единственное естественное озеро в Гане. Оно расположено приблизительно в 30 км к юго-востоку от Кумаси и является популярной зоной отдыха. На берегах Бозумтви расположено 30 деревень с суммарным населением приблизительно 70 000 человек.

13. Подавляющее большинство рек текут в сторону экватора, и только течение Нила направлено в противоположную сторону. Во многих отношениях эта река является уникальной, и до недавнего времени именно Нил считался самой длинной рекой в мире (сейчас пальма первенства у Амазонки).

Источник: www.mindhobby.com

www.factroom.ru

Дайте школьникам лёгкую и интересную географию / Newtonew: новости сетевого образования

Символ нашего времени — это не технологии, не Тесла и даже не Pokemon Go. Символ нашего времени — это постоянная разработка концепций. Концептуальный подход требуется ко всему на свете, от маркетинг-плана до государственной стратегии. Образование последнего десятилетия так же окрашено в цвета реформ и концепций.

Концепцию начинают создавать тогда, когда понимают, что система не отвечает современным запросам. Значит, пора работать над новыми решениями и инструментами для их воплощения. Если говорить о российских образовательных реформах, по ряду дисциплин (русский язык, литература, история, математика) уже разработаны концепции, теперь очередь дошла и до географии.

Над проектом концепции по географии работала группа под эгидой Русского географического общества и Министерства образования и науки РФ.

В июле–августе в Российской академии образования пройдёт цикл съездов, посвящённых обсуждению проблем преподавания различных школьных предметов. Откроется цикл съездом по химии. А 26 августа планируется съезд по географии, на котором выступит академик РАО, главный редактор журнала «География в школе» Михаил Викторович Рыжаков. Темой его доклада станет как раз проект концепции развития географического образования в РФ.

Корреспондент издательской группы «ДРОФА»–«ВЕНТАНА-ГРАФ» поговорила с Михаилом Викторовичем о ситуации, разворачивающейся вокруг преподавания географии. Давайте почитаем, что говорит эксперт об этой концепции — насколько она работоспособна и адекватна.

Михаил Викторович Рыжаков

академик РАО, главный редактор журнала «География в школе»

География как страноведение давно устарела

Концепция — очень важный, нужный и ответственный документ. В его основе всегда лежат глубокий анализ, рефлексия, прогноз, проект основных направлений развития в будущем. Поэтому концепция такого уровня не может создаваться «на пустом месте». Тем более концепция развития географического образования в одной из крупнейших стран мира!

Почему я говорю «на пустом месте»? За последние 20 лет разработано как минимум две концепции и концепция федерального государственного образовательного стандарта по географии, которая была признана лучшей на Всероссийском конкурсе стандартов.

Впечатление такое, что авторы обсуждаемого текста об этом ничего не знают. Здесь видится первое и крайне серьёзное методологическое упущение. Без серьёзного анализа, сделанного до вас в интересующей вас сфере ничего путного получиться не может. И вы будете обречены ходить по кругу, что и демонстрирует обсуждаемый текст.

По этой же причине вне поля зрения авторов остались те проблемы, которые прежде всего и определяют векторы развития любого школьного предмета, да и образования в этой области в целом. Речь идёт о правовом поле, которое изменилось, речь идёт о научном, географическом знании, которое уже давно ушло от парадигмы «изучаем, что где есть».

Между прочим, термину «конструктивная география» скоро исполнится сорок лет, а мы все занимаемся страноведением.

Появилась совершенно новая информационная среда, и даже ещё круче — виртуальная реальность. Обострились, по-новому осознаются многие экологические проблемы, вопросы геополитики. Всё более активное сопротивление встречают идеи глобализации, особенно в крупных, суверенных национальных государствах. И многое, многое другое. Здесь и надо искать обоснование новой концепции, однако ничего подобного мы не видим.

Такой подход с неизбежностью приводит впоследствии к профессиональной декомпетенции, потере профессионализма. Человек перестаёт замечать, просто не видит отрицательных результатов своих действий, он остаётся уверенным в своей высокой квалификации. Человек не в состоянии, а часто уже и не желает осознать свои ошибки в силу своего объективно низкого профессионализма. Страшно, когда это принимает массовый характер, особенно в сферах, которые определяют само существование страны, государства и его граждан.

Деградация географии в школе

…система географического образования и просвещения, сложившаяся в России на протяжении многих лет, в настоящее время находится в состоянии деградации, что проявляется, в частности, в постоянном уменьшении количества часов, выделяемых на преподавание географии в основной и старшей школе»

из текста проекта концепции

Я разделяю это мнение. Но уменьшение количества часов — это не причина, а следствие. Главная причина заключается в том, что в нынешнем виде школьная география мало кому интересна. Её образовательная ценность постоянно уменьшается. Можно сказать, что школьная география всё хуже выполняет возложенные на неё задачи (функции).

Вы конечно же спросите, что это за функции? Я бы тоже спросил, но авторы концепции, похоже, этим вопросом даже не задавались. Поэтому попробую высказать ряд позиций, не претендуя на истину в последней инстанции.

Идти надо от уникальности географического знания, в том числе и школьного. Здесь мы точно не ошибёмся:

Земля — главный и единственный объект географического образования. А география — единственный учебный предмет, дающий целостное представление о Земле как небесном теле и планете людей. Во всём многообразии их проявлений.

Географическое знание — надёжная основа для воспитания рачительного хозяина своей страны и всей планеты как общего дома человечества. После этого можно формировать спектр целей и получить достаточно полное представление о возможной структуре и содержании нашего предмета.

Обратите внимание: в соответствии с законом «Об образовании в РФ» и новыми в ФГОС содержание образования определяется участниками образовательного процесса самостоятельно. Уменьшение часов на географию свидетельствует прежде всего о том, что школьные администрации не видят большой пользы от изучения этой дисциплины. Положение усугубляется ещё и тем, что у географии появились и бурно развиваются «конкуренты» в лице таких предметов, как обществознание, ОБЖ, экономика, экология, в рамках которых изучается много тем, ранее представленных в курсе географии. Примеры здесь не требуются, учителя очень хорошо об этом знают.

То же самое происходит и в системе высшего образования. В экономических вузах и на геофаках география уже перестала быть обязательным предметом на вступительных экзаменах.

Вполне возможно, что скоро география уйдёт из педуниверситетов.

Дело в том, что в ноябре прошлого года в Москве прошла Всероссийская конференция по обсуждению результатов проектов модернизации педагогического образования, на которой серьёзно обсуждался и продолжает обсуждаться новый профиль подготовки: учитель основного общего образования. Не учитель географии, физики, биологии или химии, а учитель основного общего образования. Можно только предполагать, что станет с соответствующими факультетами.

Косметическим ремонтом здесь не обойтись

Если авторы концепции утверждают, что существующая система деградировала, значит, надо искать системные решения. И здесь мы видим ещё одну фундаментальную ошибку, которая состоит в том, что они считают существующую структуру школьной географии незыблемой и не предлагают никаких изменений в этом направлении, ограничиваясь лишь косметическими в масштабах предмета мерами.

При этом авторы даже не задаются вопросами: а нужны ли те курсы, что есть в школьной программе сейчас? Отвечают ли они потребностям современного общества? В правильной ли последовательности они изучаются, или их надо заменить другими?

А ведь существующая ныне структура курса была создана более полувека назад. Мне представляется, что она давно устарела. Действительно, зачем нужны в основе своей страноведческие курсы, когда есть огромное количество источников информации на эту тему?

Может быть, лучше всё-таки сосредоточиться на объяснении причин или следствий? Учить детей размышлять, а не запоминать и ретранслировать?

Про количество часов

В числе основных решений по реализации концепции — сохранение количества часов по предмету география в объеме 2 часов в неделю в каждом классе (с 6 по 9-й класс) и введение курса «География родного края» для 8–9-х классов по 1 часу в неделю в каждом классе.

Мы сегодня живём в новых реалиях. Базисный учебный план, утверждавшийся на федеральном уровне, отменён, государство больше не регулирует количество часов на учебные предметы. Осталась только предельно допустимая учебная нагрузка.

Если разработчики концепции адресуют свои пожелания директорам школ, то повторюсь, мало кто захочет тратить драгоценное учебное время на изучение бесполезного, по их мнению, предмета.

Если обратиться к историческому опыту, то самое большое количество времени на изучение географии (17 часов в неделю) отводилось в СССР в довоенные годы. Это не менее сорока процентов учебного времени. В то время единственным источником информации по географии был учебник, который открывал детям окно в мир. После войны наша страна всё больше открывалась миру, и мир открывался нам. Бурно развивались человеческие контакты. Вспомним, например, о Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве, бурное развитие телевидения и т. д.

Огромный объём географической информации люди стали получать вне школы, естественно, сокращалось и время, отводимое на изучение предмета. Наконец, капитально начали меняться программы и учебники. Особенно в связи с переходом на новое содержание среднего образования (семидесятые годы).

Страноведческие курсы географии впервые в истории получили общие разделы, предваряющие изучение стран и территорий. Это была первая серьёзная попытка органично вписать теорию в страновой контекст. География училась не только описывать, но и объяснять объекты и явления. Термин «формирование понятий» на многие годы стал ведущим в методике. Но курсовая структура предмета в целом оставалась прежней.

Хотя до сих пор никто не сможет объяснить, почему например, тектонику плит или климатические закономерности надо изучать в 5-6 классах, а не в старшей школе.

Можно ввести географию в качестве обязательного вступительного испытания при приёме на обучение по ряду специальностей/направлений подготовки, как это предлагают авторы концепции. Да, её будут учить, но это не сделает предмет интересным, познавательным, формирующим личность ученика. Не будем забывать о том, что география всегда была мощнейшим средством патриотического воспитания. Только делать это надо умеючи и большого количества часов для этого не требуется. Да и обязаловка здесь точно не поможет.

Поделюсь любопытным наблюдением: когда я учился в школе, география считалась одним из самых лёгких предметов. Подготовка к ней не требовала больших усилий, неуспевающих по этой дисциплине не было. Думаю, причина предпочтений сегодняшних девятиклассников, выбирающих ОГЭ по географии, понятна — подготовиться к экзамену по географии проще, чем к какому-либо другому. Но боюсь, что очень скоро ситуация изменится к худшему. Ровесники моей внучки, которая учится в восьмом классе в одной из лучших школ Москвы, утверждают, что это очень сложный предмет, материал перегружен, часто непонятен даже хорошим ученикам, а учителя объясняют так, что ничего ясней не становится.

Я расцениваю это явление, как очень тревожное, потому что пусть лучше будет легко и интересно, чем трудно и непонятно.

Выводы

Я бы эту концепцию написал заново и выделил бы в ней три крупных блока: школьная, вузовская география и просветительская деятельность в этой сфере. И в каждом блоке указал бы направление развития.

Что же касается школьного курса, требуются кардинальные изменения структуры и содержания. Для того, чтобы понять, какие именно изменения потребуются, необходимо провести серьёзные исследования. Убеждён, если привлечь серьёзных учёных, видных профессионалов, учителей-практиков, то подготовить такую концепцию можно, и она будет долго служить нынешнему поколению и будущим поколениям учителей географии.

22 июля 2016, 15:00

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

Занимательные вопросы по географии.

Занимательные вопросы по географии.

1.В каком море нельзя утонуть? Почему?

В мертвом море-озере, вода в нем очень соленая, поэтому плотность воды больше, чем плотность человеческого тела, из-за этого человек не тонет.

2.Как вы думаете, почему рыбаки на побережье Белого моря ставят рыбачьи сети строго по часам?

Во время прилива — через каждые 6 часов — в сетку попадает рыба.

3.Можно ли утверждать, что бутылочная почта- это только атрибут произведений приключенческого жанра?

И сегодня люди из разных уголков Земли кидают миллионы запечатанных бутылок с посланиями; а ученые, используя этот давний способ, изучают направления и скорости течений и другие особенности вод.

4.В Африке около одного родника всегда оживленно: женщины опускают на дно корзинки с мясом, а вынимают их, то мясо оказывается не только сваренным, но и посоленным. Как вы можете объяснить такое чудо природы?

В этом месте бьет горячий источник с минерализованной водой.

5. В Казахстане есть удивительное озеро: в восточной его части вода соленая, а в западной — в основном пресная. О каком озере идет речь?

Это озеро Балхаш, которое разделено на две части: западная часть озера опресняется рекой Или, а восточную часть впадают небольшие реки.

6.Объясните, почему у айсбергов надводная часть иногда составляет 1/5- 1/7 их общей высоты.

Это связано с плотностью морской воды, поэтому айсберги так глубоко погружены в воду.

7.Назовите одно из крупнейших государств мира, большая часть которого расположена в восточном полушарии, а самая восточная часть — в западном?

Россия.

8.Назовите самую высокогорную столицу мира? Где она находится?

Ла-Пас-столица Боливии, находится в Андах на высоте 3700 м.

9.В каком месте земного шара была зафиксирована самая высокая температура воздуха (+58 С)?

В северной Африке, в районе города Триполи.

10. На Земле, в районах распространения растворимых пород-известняков, гипсов, доломитов, встречаются озера, в которых уровень воды иногда очень резко меняется. А в некоторых вода совсем исчезает? Как вы можете объяснить эти загадочные явления с научной точки зрения?

Когда эти породы растворяются, вода просачивается через пустоты и уровень воды в озере резко изменяется.

11.Какой город на земном шаре разделен проливом на две части света — Европу и Азию? Многие жители этого города живут в Европе, а на работу ездят в Азию.

Стамбул в Турции.

12.Почему, когда мы говорим об экваторе, вспоминаем одно из южно- американских государств? Назовите это государство.

Эквадор.

13.Самолет летел на юг, но, долетев до одной из точек, не меняя направления движения, продолжал лететь на север. Почему самолет не мог двигаться дальше на юг?

Самолет долетел до Южного полюса Земли.

14.На Дальнем Востоке есть железнодорожная станция Ерофей Павлович, в честь этого отечественного путешественника назвали и крупный город-порт. Кто это?

Е.П. Хабаров.

15. На Южном острове в Новой Зеландии есть река, в которой можно сварить выловленную в ней же рыбу, не вынимая из воды. Как вы можете объяснить этот фантастический «трюк»?

Эту реку одновременно питают горячие и холодные источники, и вода в ней не успевает смешиваться. В одном месте она такая же ледяная, как в горных речках, а в другом месте её водой можно ошпариться.

16. Какая река, протекающая на северо-западе нашей страны, всем сообщает, что она очень большая?

Река Великая, на самом деле её длина 406 км.

17. В каком озере нашей страны, расположенном в Астраханской области летом в результате сильного испарения образуется такой мощный слой соли, что по нему прокладывают Железнодорожное полотно, и в вагоны грузят соль , прямо на середине озера?

Баскунчак. Его называют «всероссийская солонка»

18. Почему зимой и поздней осенью небо на горизонте над лесом бывает гораздо темнее, чем над полем?

Это явление объясняется тем, что снег, лежащий на полях, отражает почти все падающие на него лучи обратно в атмосферу. Лес же поглощает часть падающих на него лучей, поэтому небо над лесом темнее.

19. Почему при сильных морозах кататься на лыжах становится труднее?

Лыжи скользят потому, что снег под ними подтаивает, и образующая пленка воды служит как бы «смазкой» для лыж. При сильных морозах эта «смазка» практически не образуется, а кататься на лыжах по сухому снегу гораздо труднее.

20.Иногда для утепления построек их заваливают снегом. 
Имеет ли это какой-нибудь смысл?

Снег очень порист: между снежинками и даже внутри самых снежинок находится много воздуха, который является очень плохим проводником тепла. Поэтому снег сохраняет тепло лучше, чем слой дерева такой же толщины.

 

 

infourok.ru

Интересные факты по географии

Несмотря на то, что на карте уже нет белых пятен, в мире еще много малоизвестной и занимательной информации. Можно много путешествовать и повсюду видеть красивые места и удивительные традиции. А можно просто оглянуться вокруг и присмотреться, нет ли поблизости чего-либо замечательного, ведь мы много времени проводим на работе, и стоит нам просто выехать на природу, и можем любоваться захватывающими пейзажами, знакомиться с занятной информацией, которой так много в окружающем мире. Реки и озера, города, страны, моря, горы — представляем интересные факты о географии.

Горы

 

Реки и озера

Самое короткое географическое название — «Å». Это слово в шведском и норвежском языке обозначает реку и, соответственно дорожные знаки с этой надписью размещаются в Швеции и Норвегии перед реками.

До недавнего времени самой длинной рекой считался Нил, сейчас рекой с самой большой длинной считается Амазонка. На протяжении долгого времени исследователи не могли точно определить место истока Амазонки, отчасти из-за того, что река течет через труднопроходимую местность, отчасти из-за того, что приток очень много, и нужно было точно определить, какая из них самая полноводная и является началом Амазонки.

В африканской стране Гана есть только одно озеро — Бозумтви. Оно имеет круглую форму, диаметр — 8 километров. Образовалось в метеоритном кратере и является очень популярным местом как для отдыха, так и для жительства — на берегах размещены три десятка деревень, в которых живут около 70 тысяч человек.

Мертвое море является озером, которое расположено на уровне 430 метров ниже уровня моря. Соленость воды такая, что человек может лежать на поверхности воды, нырнуть будет трудно, да и опасно, ведь соль может попасть в глаза и вызвать сильную боль. Несмотря на то, что здесь очень трудные условия для жизни, в далеком прошлом на берегах моря было несколько городов, жители занимались добычей асфальта — вязкого вещества, который использовали в строительстве. Сейчас соли Мертвого моря применяют в косметологии, а сам водоем является туристическим центром.

Озеро

Города

Несколько интересных географических фактов о городах. Во Внутренней Монголии (Китай) размещен самый большой по площади город мира — Хулунбуир. Его площадь превышает 260 тысяч квадратных километров. Для такой площади одна сторона квадрата должна превышать 500 километров. Население города также большое — в 2010 году насчитывалось более 2,5 миллионов жителей. Такая большая площадь объясняется тем, что административная единица аймак (целая область) была превращена в городской округ.

Самый большой город в мире — китайский Чунцин, его население составляет около 40 миллионов человек. На втором месте — Токио с населением 35 миллионов человек. То, что малоизвестный китайский город стал самым большим объясняется тем, что китайские власти объявили всю провинцию городским округом, но на это были свои причины — правительство страны воплощает в жизнь программу переселения сельских жителей в города.

Самый большой город-призрак — Ордос, расположен в китайской провинции Внутренняя Монголия. Этот город строился на 1 миллион жителей, а живут в нем только 20 тысяч человек. Большинство зданий пустуют. Город сооружался как центр угольной добычи, но угля оказалось мало и город остался незаселенным. Но китайские власти, проводя политику переселения в города сельских жителей, планируют за несколько лет значительно увеличить количество жителей Ордоса.

Самый маленький город, занесенный в Книгу рекордов Гиннеса — хорватский населенный пункт Хум. Население — около 20 человек, есть свой мер. Несмотря на маленькие размеры, здесь есть два храма, ресторан, магазин. Сюда приезжает много туристов, так как город был построен в ХI веке на месте развалин крепости и после этого мало изменился, поэтому хоть город маленький, но достопримечательностей в нем много.

В Американском городе Буфорт есть заброшенное здание школы, магазина, автозаправочная станция, автостоянка. Вероятно, в прошлом здесь жило много человек, если этот населенный пункт считается городом, но в 2012 году здесь жил только один житель, который являлся мером города. Этот житель выставил населенный пункт на продажу, его за 900 тысяч долларов купили два вьетнамских предпринимателя.

Страны

В мире существуют три государства-анклава — Лесото, Ватикан и Сан-Марино. Лесото полностью окружено землями Южно-Африканской Республики, Ватикан и Сан-Марино окружены итальянскими землями. Ватикан является самым маленьким государством мира, а Сан-Марино — самым старым государством.

Республика Сан-Марино историю суверенитета ведет с 301 года, историки предполагают, что с VI века, когда Италия стала распадаться на отдельные государства, Сан-Марино стало полностью независимым государственным образованием. Также в этом государстве самая старая в мире конституция, она была создана в 1600 году.

Правящая династия в Японии считается самой древней на планете. Император Акихито, который правит в этой стране, является потомком первого императора Дзимму, который начал править в 711 году до нашей эры. Япония — единственная страна в мире, которая официально является империей.

В Косте-Рике более 20 процентов территории занимают национальные парки и заповедники. Это способствует развитию туризма — каждый год сюда приезжает около одного миллиона туристов, которые приносят около 7 процентов от доходов в казну.

Село

 

Моря

Забавные факты о морях. Самая низкая температура воды — минус 2 градуса по Цельсию — была зафиксирована в Белом море, которое омывает северные берега России. Как известно, вода при 0 градусов замерзает, но соленая вода замерзает при более низких температурах, поэтому море может иметь минусовую температуру.

Самая теплая вода — в Персидском заливе, она может прогреваться до температуры более 35 градусов. Такая теплая вода способствует обилию морской живности — кораллов, рыб. Также здесь много акул, поэтому Персидский залив и Красное море (которое также имеет очень теплую воду) считаются опасными для ныряльщиков (и туристов) из-за обилия хищников и ядовитых рыб и животных. Также опасность представляют большие ракушки, створки которых могут сжать руку ныряльщика, разжать этот капкан в воде очень трудно. Отдыхая в Египте или Объединенных Арабских Эмиратах, нужно быть очень осторожным на отдыхе в воде, здесь легко получить укус или быть ужаленным ядовитым морским жителем.

Саргассово море, которое расположено в Атлантическом океане, не имеет берегов. Его границами являются океанские течения — Гольфстрим на западе, Североатлантическое на севере, Канарское на востоке и Североатлантическое экваториальное на юге. Этот комплекс течений образовывает Североатлантическую Субтропическую Спираль. Вероятно, морем эта область стала из-за обилия водорослей под названием саргассум, они здесь плавают у поверхности воды и создают впечатление близости суши. Здесь обитают летучие рыбы, они могут пролетать над поверхностью воды до 400 метров (обычно до 50 метров) на высоте 5 метров над водой, достигая скорости 80 километров в час.

Горы

Земля на экваторе является выпуклой. Благодаря этому вершина горы Чимборасо, которая находится в Эквадоре и имеет высоту 6310 метров, является самой удаленной точкой нашей планеты, если считать от центра земли.

Самый длинный горный хребет расположен не на суше, а на дне Атлантического океана. Он тянется с юга на север приблизительно посредине между Африкой и Америкой и имеет длину более 18 тысяч километров. Над водой расположена только северная часть этой горной гряды, это остров Исландия. Самые длинные сухопутные горы — Анды, они тянутся на 7 тысяч километров.

Самой высокой горой в мире является не Эверест, а Мауна-Кеа, гора, которая размещена на Гавайях. Ее высота над уровнем моря 4205 метров, но если считать от подножия, которое находится глубоко под водой, то высота составляет 10203 метров.

Гора

Занимательная информация

Самое глубокое место на земле — Марианская впадина в Тихом океане, она имеет глубину почти 11 километров. Даже на такой глубине, без света и под большим давлением воды, обитают живые существа.

Есть несколько географических названий, которые состоят только из гласных звуков — Аеаеа (гора в Италии), Аиеа (город на Гавайях), Еиао (один из маркизских островов).

Самая длинная железная дорога в мире — Транссибирская магистраль в России, ее длина более 9 тысяч километров. Она тянется от Москвы до Владивостока через 87 городов.

Самая глубокая, просверленная человеком скважина — Кольская скважина, глубина которой более 12 километров. Скважину планировали сделать еще более глубокой, но столкнулись с техническими проблемами и дальнейшее бурение приостановили.

www.interesnie-fakty.ru

Изучаем географию с детьми — Развивай-ка

Здравствуйте, наши дорогие читатели!

Сегодня мы хотим поговорить об изучении географии с детьми.

Т.к. дети по своей природе очень любознательные, то география – для них – это просто кладезь интересных и необычных тем, благодаря которым они значительно могут расширить свой кругозор. Ведь география – это не только изучение стран, материков, морей и океанов, но и изучение растительного и животного мира, климата, стран и народностей, их культур и обычаев и т.д. А также география очень тесно связана с экологией. Поэтому изучение географии – это просто кладовая новых и интересных знаний для вашего ребенка!

Начинать изучение географии можно разными способами:

  • От мелких объектов к крупным – например, начать изучение со своего города, страны и перейти к странам и материкам.
  • Или наоборот, сначала познакомить ребенка с крупными объектами карты – материками и океанами, а потом “делить” их на страны, города и т.д.

Оба способа хорошие – выбирайте тот, что заинтересует вас и вашего ребенка.

В изучении основ географии вам не обойтись без таких предметов как Глобус и Карта.

Глобусы сейчас представлены в различных вариантах – выбрать можно любой, в зависимости от целей вашего изучения. Но главное, это то, что глобус поможет понять вашему малышу как же выглядит наша планета (примерно такой ее видят космонавты из космоса).

А чем раньше в детской комнате появится географическая карта – тем лучше. Даже если вам кажется, что малыш ничего не понимает, рано или поздно он ей заинтересуется. Даже если время от времени обращать внимание на карту, то в скором времени, вы заметите, что ребенок знает названия основных географических объектов.

В изучении географии важно не только запомнить географические объекты, но и разобраться в таких понятиях как пространство, время, расстояния, части света и т.д.

Что можно изучить с ребенком?

  1. Материки (Евразия, Африка, Северная и Южная Америки, Антарктида и Австралия)
  2. Океаны (Антлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский и Южный)
  3. Моря (море – часть океана, ограниченная сушей. Начните изучение с цветных морей -Красного,Желтого, Черного, Белого – выясните, почему они так называются)
  4. Острова (остров – участок суши, окруженный со всех сторон водой. Самый популярный “детский” остров – Мадагаскар)
  5. Стороны света – север и  юг (Северный и Южный полюса), восток и запад (восход и закат солнца)
  6. Времена года (зима, весна, лето, осень)
  7. Понятия день-ночь

Изучая материки, уделите внимание климату (погодным условиям), рельефу (горы или равнины), водным ресурсам (реки и озера), животному и растительному миру (отметьте животных и растений характерных именно для этого региона), населению (страны, народности, их культура и быт).

              

Например, Африка – второй по величине материк. Рельеф преимущественно равнинный, преобладают пустыни (они занимают 30% суши). На севере материка расположена самая большая пустыня в мире – Сахара. Самая высокая точка материка – Вулкан Килиманджаро.  Самая низкая точка материка – дно соленого озера Ассаль. Самая длинная река материка – Нил. Небольшие реки могут полностью пересыхать, из-за климата, который характеризуется малым количеством осадков и высокими температурами.

Характерные растения – кактусы (в пустынях) и пальмы (в тропических лесах)

Африка известна такими животными как слон, жираф, бегемот, обезьяны, зебры, леопарды, крокодилы, попугаи и т.д.

Основное население Африки представлено коренным населением – негроидами – их отличительной чертой является темный цвет кожи. Они  существуют за счет охоты, рыбалки и собирательства, не видя необходимости в благах цивилизации, и потому редко общаются с окружающим миром.

Изучать континенты можно в любом порядке.


 

Не забудьте рассказать о животном и растительном мире рек, морей и океанов!

 

 

 

Изучая с ребенком географию стоит и затронуть вопросы экологии.

Экология – это наука о доме. Для человека, дом – это стены и крыша, для животных леса, поля, горы, для рыб – реки, озера, океаны. Вроде дом для каждого -свой, но для всех вместе – наша планета Земля. И Экология как раз и изучает как все жильцы нашей планеты уживаются и влияют друг на друга. Например, если вырубить лес – испортится воздух, т.к. лес является источником кислорода, которым мы дышим. Без леса погибнут многие животные, для которых лес является домом и т.д. Но в тоже время, без природных ресурсов животные и люди не смогут существовать. Поэтому использовать эти ресурсы надо разумно и беречь то, что дано природой.

Приучать детей бережному отношению к растениям, животным и окружающей среде также надо начинать с детства. Объясняйте детям,о роли каждого растения и животного в природе, например, растения – очищают воздух и т.д. Обучайте правилам поведения в лесу, на реке и т.д. – это не только экология, но и безопасность! А также стоит приучать ребенка к уходу за растениями и животными.

 


Любое обучение стоит начинать тогда, когда ребенок сам начал проявлять интерес и все обучение проводить в игровой форме. Благо, вариантов можно придумать множество, например:

1. Детская литература.

Разнообразная детская литература несет в себе много интересной информации, в том числе и географических знаний. Обсудите в какой стране жил сам автор или герои произведения. Найти эту страну на карте и т.д.

Так, читая о проделках Карлсона, найдем на карте страну Швецию.

Читая общеизвестную сказку «Красная шапочка», расскажем, что написал её сказочник Шарль Перро, который проживал во Франции.

Собираясь читать сказку «Чиполлино», найдем на карте Италию – страну сказочника Джанни Родари.

Сказки Киплинга познакомят маленьких географов с миром животных Индии.

Путешествуя вместе с доктором Айболитом, дети знакомятся с животным миром Африки.

Очень хорошо, если книги богаты иллюстрациями, биологическими и историческими объектами. Дети любят их рассматривать, запоминая множество полезных сведений, что потом во многом облегчит дальнейшее школьное обучение.

2. Детские мультфильмы.

Этот пункт похож на предыдущий. Есть множество приключенческих мультфильмов, которые можно обсудить с ребенком. После просмотра мультфильма найдите те города и страны, в которых побывали герои и попробуйте по карте проделать тот же путь – посмотрите какие материки и океаны они преодолели и т.д.

Список мультфильмов (многие мультфильмы сняты по литературным произведениям):

  • Путешествия Нильса с дикими гусями
  • Синдбад-мореход
  • Айболит (Африка)
  • Снежная королева
  • Мадагаскар
  • Большое путешествие
  • Карлсон (Швеция)
  • Чиполлино (Италия)

А также есть и специальные детские обучающие мультики, которыми тоже можно воспользоваться:

  • Почемучка
  • Уроки тетушки Совы
  • География для малышей
  • Материк Евразия
  • Модная география

 

3. Воображаемое путешествие

Устройте с ребенком воображаемое путешествие -в ходе которого можно изучить много интересного. План путешествия может быть следующим:

Выбор страны→Выбор транспорта, на котором удобнее совершить путешествие →Обсуждаем, что встретится нам по пути (города, реки, горы и т.д.)→по прибытию в место назначения изучите символику выбранной страны, ее климат, природные особенности и т.д. →познакомьтесь с жителями этой страны (народ, его отличительные особенности, как живут, что едят и т.д.) и т.д.

Будет хорошо, если на карте вы будете отмечать те места, где уже успели “побывать” – так ребенок лучше запомнит информацию.

4. Настольные игры, геопазлы

В настоящее время большой выбор настольных игр с географическим уклоном). Например, Вокруг света за 80 дней, Большое путешествие, Мемо: Флаги, Достопримечательности России и т.д. Все они представлены в разных видах – можно выбрать то, что по душе именно Вам и вашему ребенку.

Геопазлы – это такие пазлы, элементы которых повторяют очертания границ стран, регионов и других географических объектов. С их помощью, дети учат географию, складывая элементы вместе.

       

5. Энциклопедии, атласы, карточки и плакаты.

Энциклопедии пригодятся Вам для поиска ответов на вопросы, которые задаст Ваш Почемучка, а также пригодится и детям – любителям почитать).

Чтобы любая игра заинтересовала ребенка – она должна быть подкреплена хорошими иллюстрациями. Атласы, карточки и плакаты – могут стать отличным подспорьем.

   

6. Прогулки.

Прогулки – отличный способ знакомства в географией. Во-первых, можно изучать растительный и животный мир вашего региона, во-вторых, захватив с собой компас – изучать стороны света, а заодно и научить им пользоваться) и рассказывайте, рассказывайте и рассказывайте.

Чтобы ваши прогулки становились интереснее – устраивайте “походы” или “путешествия” и не так важно куда вы отправитесь на этот раз – в парк, в лес или к реке…..

Посетите зоопарк, а после его посещения вспомните каких животных вы видели и уточните в какой стране они проживают, укажите ее на карте и т.д.

Во время прогулки вы можете спрятать “клад” и нарисуйте карту с условными обозначениями. Обычно дети в восторге от таких игр). Начать игры с картами “кладов” можно начав с карты комнаты, квартиры и т.д., а потом переходить к поискам клада на улице. Сначала карты можно рисовать самостоятельно, а в последствии учить малыша составлять карты самостоятельно.

Прогулки в разное время года – по своему интересны. Зимой можно “оказаться” на северном полюсе, а летом – на экваторе, в африке…. Весной, если удастся – разыскать ручеек и изучить “целые реки” – попробовать найти исток и устье, посмотреть как течет ручеек на ровной поверхности и с возвышенности (сравните равнинные реки и горные – чем они отличаются?), ровно ли течет ручеек или огибает препятствия, а как ведет себя большая река? и т.д.

У воды можно затронуть столько “околоводных” тем, что всех и не перечислить…. А где-нибудь на пляже можно заняться и “географическим” строительством – сооружать горы из песка, прокладывать реки, строить плотины и водохранилища…..

       

7. Реальные путешествия.

Это, пожалуй, лучший способ изучения географии. Всевозможные поездки и путешествия расширяют кругозор малыша, дают ему понять, что мир — это не только привычная комната и песочница во дворе. Существуют еще поля и леса, горы и моря, реки и озера, другие города и люди… Конечно, не все города и страны можно посетить, но даже путешествия в соседние города – хорошее подспорье в изучении географии.

8. Устные игры, игры с картой, загадки, конкурсы, викторины….

Например:

Игра “Я знаю 5 названий…”

Мама задает тему: “Я знаю 5 городов…”. А малыш продолжает, перечисляя названия известных ему городов на каждый шаг: “Москва — раз, Киев — два…”. Темы могут быть самыми разными: страны, столицы государств, моря, реки, озера, вершины, вулканы. Или даже так: “Я знаю 5 животных, живущих в Северной Америке…” Если 5 названий вспоминается легко, называем сразу по 10. Мама подсказывает, малыш запоминает.

Игра “Отгадай, что это?”

В игре участвуют дети, знакомые с географической картой.
Взрослый дает описание того или иного объекта – постепенно, начиная с общих определений, переходя к более конкретным. Например: это остров, он находится в восточном полушарии, расположен в Тихом океане, на нем расположен город такой-то…. Или это река, расположена в Евразии, впадает туда-то, на ней стоит город такой-то. В процессе игры дети высказывают предположения. Кто быстрее угадал, о чем идет речь – получает очко.

Игра “Находилки”

Игрок загадывает географическое название, другой (ие) должны его найти. Можно давать подсказки: что это река, озеро, гора или город…

Геологика:

По данным определениям отгадайте географический термин или понятие. Кто даст правильный ответ по меньшему числу определений, тот считается выигравшим:

  • Тёплый, холодный, звёздный, кислотный, слепой, грибной, частый, затяжной, проливной… (дождь),
  • Метеоритный, транспортный, финансовый,  воздушный,  людской, дождевой, водный, грязевый, речной… (поток),
  • Наземный, подводный,  спящий, потухший, грозный, огнедышащий, извергающийся… (вулкан),
  • Золотой, сахарный, крупный, мелкий, морской, речной…(песок),
  • Живая, мертвая, огненная, жёсткая, мягкая, мутная, прозрачная, проточная, пресная, солёная… (вода),
  • Пышные, кудрявые, ватные, перистые, слоистые, кучевые, дождевые, грозовые…(облака),
  • Звёздный, весёлый, холодный, теплый,  сильный,  слабый, порывистый,  южный,  северо-западный… (ветер),
  • Звуковая, световая, воздушная, взрывная, ударная, магнитная,   длинная, кроткая, сейсмическая, морская, приливно-отливная… (волна),
  • Тёплая, дружеская, непринуждённая, напряжённая, здоровая, загрязнённая, земная, солнечная… (атмосфера).

 Кто в городе живёт?

Москвичи- живут в Москве, одесситы – в Одессе, японцы – в Японии. А вот попробуйте определить, где живут:

  • Челнинцы (в Набережных Челнах, Татария),
  • Омичи (в Омске),
  • Индийцы (в Индии)
  • Куряне (в Курске),
  • Томичи (в Томске)
  • Донетчане (в Донецке, Украина)
  • и т. д.

Блиц-опрос

Например, географические рекорды России:

  • Самое мелководное море на Земле и самое маленькое по площади у берегов России (Азовское),
  • Самая большая равнина России (Западно-Сибирская),
  • Самые высокие горы России (Кавказ),
  • Самая полноводная река России (Лена),
  • Самый высокий действующий вулкан России (Ключевская Сопка)
  • С каким государством у России самая короткая граница (С. Корея)
  • Самый большой остров России (Сахалин),
  • Самая длинная горная система России (Урал),
  • Самая высокая вершина (Эльбрус на Кавказе),
  • Самое глубокое озеро в мире и самое большое по площади в России (Байкал),
  • С каким государством у России самая протяжённая граница (Казахстан),
  • Где в России самая холодная зима (в Оймяконе, -71).

Можно придумать вопросы для любой страны, материка….

География с песнях и пословицах

Русские поговорки и пословицы, а также песни помогут подружится с географией. Можно вспомнить песни и поговорки, в которых упоминаются географические объекты, вместе с ребенком, или предложить ему заполнить “забытые” слова:

  • Язык до… (сейчас город на Украине) доведёт. (Киев)
  • Не разом… (город) строилась. (Москва)
  • Нет… (озеро) без омуля и омуля без… (озеро). (Байкал)
  • Без труда не вытащишь и рыбки из… (пруда)

Весь покрытый зеленью,
Абсолютно весь,
… (участок суши) Невезения,
В… (водоём) есть
…(участок суши) Невезения В…(водоём) есть,
Весь покрытый зеленью, Абсолютно весь.

 

Жил отважный капитан.

Он объездил много ….(суверенная территория),

И не раз он бороздил …(водоем).

Раз 15 он тонул,

Погибал среди акул,

Но ни разу даже глазом не моргнул.

 

Если долго, долго, долго,

Если долго, по дорожке,

Если долго по тропинке

Топать, ехать и бежать,

То, пожалуй, то, конечно,

То, наверно, верно, верно,

То, возможно, можно, можно,

Можно в …(материк) прийти!

А в ….(материк)…..(водоем) вот такой ширины.

А в….(материк) …..(ландшафт) вот такой вышины.

Ах, крокодилы, бегемоты,

Ах, обезьяны, кашалоты,

Ах, и зеленый попугай!

Ах, и зеленый попугай!

 

 А я иду, шагаю по …(город),

И я еще пройти смогу соленый ….(название) океан,

И …(ландшафт), и ….(ландшафт).

 

Географические загадки:

У меня в ладонях страны,
Реки, горы, океаны.
Догадались, в чём тут фокус?
Я держу руками …

(Глобус)  

Глобус делит ровная
Линия условная.
Выше – север, ниже – юг.
Назови границу, друг.
(Экватор)

Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном.
(Географическая карта)

У меня в столе хранится
Шар земной на ста страницах!
(Атлас)

Возьми, дружок,
Меня в поход!
Со мной никто
Не пропадёт!
Дорогу
Точно укажу!
Куда идти, –
Всегда скажу!
(Компас)

Север –
Там, где много вьюг.
Там, где жарко –
Будет…
(Юг)

Знает всякий: стар и молод,
Что на карте точка – …
(Город)

Суши маленький кусочек, –
Но бывает иногда
Он большим, и даже очень,
А вокруг всегда вода.
(Остров)

У той немаленькой горы
Характер тихий до поры.
Но может так случиться –
Взорвётся, задымится!
(Вулкан)

Речка тихо нам журчала,
Чтоб нашли её начало –
Тихий, слабый ручеёк
Под названием…
(Исток)

Я не маленький ручей,
Я и шире, и длинней!
А ещё я глубока,
Потому что я…
(Река)

Читаю на карте названия разные:
Чёрное, Белое, Жёлтое, Красное…
А с виду – зелёное, серое, синее,
Когда ни взгляни – оно очень красивое.
(Море)

Географические загадки-шутки:

– Какой город может находиться в воздухе? (Орел)
– Какой город самый сердитый? (Грозный)
– Какой город самый сладкий? (Изюм)
– Какой остров считает себя одеждой? (Ямайка)
– Между какими двумя буквами можно поставить маленькую лошадь, чтобы получить название страны, острова? (Япония)
– Какой город носит название рыбы? (Судак)
– По какому городу течет кровь? (По Вене)
– Какую реку можно разрезать ножом? (Прут)
– Какой город называют воротами в Донбасс (Харьков)
– В каком море не водится рыба? Почему? (В Мертвом. Очень соленая вода.)
– Какую страну можно носить на голове? (Панама)
– Контур какой страны напоминает сапог? (Италия)
– Где текут сухие реки? (На карте)
– Какая река находится у нас во рту? (Десна)
– Какая река носит название посуды? (Таз)

Изучать географию можно не только на уроках в школе, но и так – весело, интересно и познавательно!

razvivaika14.ru