/Афганистан женщины как живут – Афганские женщины: самые шокирующие факты

Афганистан женщины как живут – Афганские женщины: самые шокирующие факты

Права женщин в Исламском Эмирате Афганистан — Википедия

Комплекс мер, принятых исламистской организацией Талибан в период своего правления в Афганистане, направленный на ограничение женских прав, по словам самих талибов — создание безопасной среды для женщин, где они смогут сохранить своё достоинство и целомудрие[1]. Такие меры основаны на пурде, персидской женской нравственной философии, образованной в мусульманской среде, согласно которой целомудренная женщина должна избегать контакта с мужчинами и закрывать лицо[2].

Афганские женщины были обязаны носить паранджу, так как, по утверждению пресс-секретаря талибов, открытое лицо женщины может ввести мужчину в порок, даже если он «морально чист»[3]. Комплекс мер, направленных на сегрегацию женщин, иногда называют половым апартеидом, так как женщинам не позволялось свободно передвигаться, получать образование до 8 лет (до этого они имели возможность лишь изучать Коран). Те женщины, которые стремились иным образом получить образование, посещали подпольные школы, где они и учителя имели высокий риск быть схваченными и наказанными

[4][5]. Женщинам не позволялось лечиться у докторов-мужчин. За нарушение правил женщин подвергали порке или казнили[6][7]. Талибы позволяли выдавать замуж девушку до 16 лет[8].

Стоит отметить, что несмотря на то, что такие ограничения создавались на основе шариата и исламского дресс-кода, они были сильно искажены и направлены на прямое ущемление прав женщин, так как в шариате нет закона, по которому женщина обязана прятать лицо и руки, запрета на самостоятельное передвижение и возможность работать. Наоборот, шариат приветствует получение образования.

Начиная с 8 лет, девочке не позволялось входить в любой контакт с мужчиной, если это не муж или родственник (махрам)

[9].

  • Женщине не позволялось появляться на улице без сопровождения мужа/родственника и без бурки (которая полностью закрывает лицо и тело женщины).
  • Не разрешалось носить обувь на каблуках, так как мужчину, услышавшего шаги женщины, это может раздражать.
  • Женщины не должны громко разговаривать в общественном месте. Незнакомец не должен слышать разговор[10].
  • Все окна первых этажей зданий должны были быть закрашены/заделаны, чтобы женщин внутри не было видно с улицы.
  • Женщин не позволялось фотографировать/снимать на видео, их изображения были запрещены в газетах, книгах, журналах и даже дома.
  • Все словосочетания, где присутствовало слово «женщина», изменялись, например «женский двор» на «весенний двор»[11].
  • Женщинам запрещалось появляться на балконах любых зданий, даже дома.
  • Женщинам запрещалось присутствовать на радио, телевидении и любых мероприятиях любого типа[12].

Запрещалось носить яркую одежду, так как она считалась сексуально привлекательной[12]. Указ талибов 1996 года гласит, что женщины, носящие обтягивающую модную одежду и украшения, никогда не попадут на небеса[13][14]. Салоны красоты оказались вне закона и были закрыты

[15][16][17], косметика и лак для ногтей оказались также вне закона[18]. Женщины были обязаны покрывать всё тело, в том числе и лицо. Поощрялось ношение бурки.

На женщин были наложены строгие ограничения в свободе передвижения, делая его практически невозможным при отсутствии мужа/родственника, без которых женщина оказывалась, образно говоря, под домашним арестом[2]. В интервью с Латифой, афганской женщиной, которую жестоко избили талибы за то, что она одна ходила по улице, она сказала: «Мой отец был убит в сражении… у меня нет мужа, нет брата, нет сына. Как мне жить, если я не могу ходить в одиночку?»[19].

По утверждению члена гуманитарной организации

Terre des hommes, после прихода власти талибов в крупнейшем приюте Кабула, Таскиа Маскан, весь женский персонал был уволен, а около 400 девочек, живших в приюте, были заперты в нём в течение года без возможности покинуть стены здания[9].

Основные ограничения передвижения женщин были следующими:

  • Женщинам не позволялось передвигаться на улице и в общественных местах без сопровождения мужа/родственника.
  • Женщинам не позволялось водить автомобиль/мотоцикл/велосипед, даже при сопровождении мужа/родственника.
  • Женщинам не позволялось брать такси без сопровождения мужа/родственника.
  • Женщинам и мужчинам не позволялось вместе ездить в общественном транспорте
    [10]
    .

Такие ограничения меньше повлияли на жизнь женщин, живших в маленьких посёлках, которые, как правило, жили и работали в пределах своего дома, территории. Однако они не могли путешествовать в соседние посёлки[1].

Бурка, одежда, в которой поощрялось ходить женщинам, покрытие лица было обязательным

Талибы утверждали, что, работая, женщина может вступить в половой контакт с соработником в рабочее время, что соответственно противоречит законам шариата[3]. 30 сентября 1996 года талибы объявили, что женщины обязаны быть отстранены от любого вида работы по найму[20]. На тот момент 25 % государственных служащих были женщинами, массовое увольнение женщин пагубно сказалось на экономике (особенно на услугах в сфере домохозяйства, в которых работали в основном женщины), начальном образовании (абсолютное большинство учителей были женщинами)

[9]. Тысячи образованных семей бежали из Кабула в Пакистан после того, как талибы захватили город в 1996 году[2][21].

Верховный Лидер Талибов Мухаммед Омар — заверил женщин-гражданских служащих и преподавателей, что они будут по-прежнему получать пособие в сумме $5 в месяц, которое однако было лишь предложением[22]. Представитель талибов заявил следующее: «Более 30 000 женщин будут получать пособие, чтобы, не рискуя собой, жить комфортно дома; т.е., кто заявляют об ущемлении прав женщин, безосновательно пытаются натравить женщин Кабула против талибов».

[3]

Талибы приветствовали соблюдение традиционных семейных патриархальных ценностей, а также выделения средств закята для женских пособий, чтобы «отучать их от работы»[2].

Единственная сфера работы, где женщины могли остаться — медицина (чтобы лечить женщин-пациентов), однако на них накладывался ряд серьёзных ограничений. Многие женщины из-за половой сегрегации и повсеместной практики преследования добровольно покинули рабочие места, другие продолжали работать под страхом расправы[2]. Поэтому такие женщины-врачи пользовались большой ценностью, как единственные способные оказывать услуги женщинам, в частности акушерки. В кабульской больнице Муллалай после взятия города талибами женский персонал сократился с 200 человек до 50. После падения режима талибов женщины испытывали острую нехватку медицинских услуг из-за фактического отсутствия квалифицированных женщин-врачей

[23]. Другим исключением, когда женщины не подлежали увольнению, был факт их работы в гуманитарной организации; талибы объясняли это тем, что они имеют хорошую возможность оказывать помощь другим беспомощным женщинам, одновременно проводя пропаганду о полезности талибов[2].

Новый губернатор Кабула Герата Мулла Раззак постановил, что запрещает женщинам появляться в его кабинете, ввиду их «отвлекающего» характера

[24].

Талибы поощряли образование девочек, однако только до 8 лет. Представитель талибов Маулви Лаламадин объяснил это тем, что эти меры применяются для предотвращения лишнего контакта с мужчинами и дополнительной безопасности. Учебная программа была также изменена на более «исламизированную», в которую входило побуждение школьников к совершению джихада в понятии талибов[2].

Ограничение на получение образования девочками после 8 лет негативно сказалось на системе образования. В частности, в Кабуле от учёбы были отлучены 106 256 девочек. 7793 женщин-учителей были также уволены, из-за чего сразу 63 школы закрылись из-за острой нехватки кадров[9]

. Некоторые женщины-учителя продолжали преподавать в «подпольных школах» в своих домах, обучая местных детей или других женщин. Однако в таких заведениях учились на страх и риск, так как замеченные женщины в лучшем случае могли попасть в тюрьму, в худшем случае — могли быть повешены[25][19].

До прихода к власти талибов в Афганистане мужчинам было разрешено лечить женщин в больницах в особых ситуациях, однако после указа, что мужчине запрещено касаться тела незнакомой женщины[19], и значительного сокращения женского персонала женщины стали испытывать острую нехватку медицинских услуг; стала повсеместной ситуация, в которой женщинам приходилось путешествовать на дальние расстояния, чтобы получить услуги врача

[2].

В Кабуле существовали неформальные женские клиники в домах для обслуживания семьи и соседей, однако они не могли предоставить нужные медикаменты. Из-за этого процент преждевременных женских смертей резко возрос. Если семья женщины располагала достаточными средствами, она получала медицинские услуги в Пакистане[19].

В октябре 1996 года женщинам было запрещено посещать традиционные бани хаммам, так как, по мнению талибов, это противоречило исламским законам. Так как для многих жителей Афганистана баня являлась единственной возможностью полноценного соблюдения личной гигиены, среди женщин сильно возрос процент инфекционных заболеваний на фоне фактической невозможности получения медицинской помощи

[9]. Насрин Гросс, афгано-американская писательница, в 2001 году описала ситуацию так: что «прошло уже 4 года с тех пор, как женщины не могут молиться Богу, так как ислам запрещает женщине молиться во время месячных, пока она не помоется»[26]. В июне 1998 года талибы запретили женщинам посещать крупнейшие больницы, оставив им лишь специальные палаты для женщин, которые были только в одном госпитале в Кабуле, столице Афганистана[27].

Талибы создали культурное ограничение для женщин. Любые присутствия изображений женщин в СМИ были запрещены, женщин не допускали к радио и телевидению. Также все словосочетания, которые включали слово «женщина», заменялись на альтернативные. Женщинам запрещалось смеяться и разговаривать достаточно громко, чтобы женский голос мог услышать незнакомец. Женщинам было запрещено заниматься спортом и входить в спортивные клубы[28].

Ограничения, наложенные на женщин, а также гуманитарные последствия, связанные с медициной и здравоохранением, крайне негативно сказались на психике многих женщин. Опрос среди 160 женщин показал, что 97 % из них испытывают те или иные признаки депрессии. 71 % утверждали о физическом снижении благополучия[9].

Латифа, жительница Кабула, писала следующее:

Квартира напоминает тюрьму или больницу. Тишина давит на всех нас. Мы не так много рассказываем друг другу о наших делах. Неспособные делиться своими эмоциями, мы заключены каждый день в свой собственный страх и смятение. Поскольку мы все в этой чёрной яме, нет смысла повторять снова и снова, что мы не можем видеть ясно[19].

Наказания проводились публично, в основном на стадионах, городских площадях или посредством уличного избиения. Практически за все «проступки» наказывали с применением силы[9].

Ниже приведены известные случаи:

  • В октябре 1996 года женщине отрезали большой палец за ношение лака на ногтях[9].
  • В декабре 1996 года по радио объявили, что в результате рейда были задержаны 225 женщин за нарушения дресс-кода. Суд вынес приговор, согласно которому ноги женщин будут избиты плетью[29].
Публичная казнь женщины, обвинённой в убийстве, матери семерых детей на стадионе Гази, Кабул 16 ноября 1999 года. Видео можно увидеть здесь (в настоящее время удалено)
  • В мае 1997 года во время своих исследований гуманитарная организация CARE International зафиксировала случаи, когда члены религиозной полиции использовали электронную систему, чтобы публично оскорблять женщин, перед тем как напасть на них, избивая кожно-метальным кнутом длиной в 1,5 метров[1].
  • В 1999 году Зармина, мать семерых детей, была приговорена к смертной казни за то, что якобы убила мужа в знак мести за его оскорбления и избиения[30][31]. Приговор был исполнен на крупном стадионе на глазах у 30 000 людей (на илл.). Ранее была подвергнута пыткам, однако отказывалась признаваться в преступлении (по имеющимся данным, фактическим виновником является её дочь)[32].
  • Когда талибы узнали о том, что женщина держала подпольную школу в своём доме, они устроили массовое избиение детей, а женщину столкнули с лестницы, сломав ей ногу. После этого, угрожая, что убьют всю её семью, женщину заставили подписать декларацию о лояльности к Талибану и его действиям[19].
  • Афганская девочка, известная, как Айша Биби, в 12 лет была передана в семью нового мужа по договорённости, однако в новой семье девочка терпела много насилия и сбежала в 18 лет, попытавшись вернуться обратно в родную семью. Однако недовольный отец сдал дочь командиру талибов, чтобы он показал наглядный пример — «что будет с девушками, если они попытаются сбежать»[33]. Её уши и нос были отрезаны, девушку оставили умирать в горах, но она выжила[33].
  • Было множество случаев, когда женщин расстреливали из-за того, что они «подпольно работали» (женщинам было запрещено работать)[34].

Многие женщины подвергались публичному наказанию без участия талибов, сами же талибы выступали против того, чтобы их члены принимали участие в наказании, объясняя это так: мы не можем напрямую наказывать женщин за их проступки и поэтому возлагаем эту задачу на таксистов и продавцов, которые могут успешно подавлять женщин, побуждая их не забывать, кто является главным в патриархальном обществе[1].

Были случаи, когда мужчина мог получить наказание из-за женщины, примеры:

  • Таксист, который принимал непокрытую женщину или без сопровождения махрама, подлежал аресту, а также наказывался муж женщины[1].
  • Если женщина занималась в одиночку стиркой белья у реки, то её проводили немедленно домой, а мужа/родственника наказывали[1].
  • Портные, которые нанимали женщин-портних, тоже подлежали наказанию[1].

Несмотря на протесты международных организаций относительно гендерной роли, талибы в большинстве случаев игнорировали просьбы по облегчению женских прав и отдавали предпочтение интерпретации исламского права, а кодексы ООН рассматривали как инструмент западного империализма[1].

  • В ноябре 1995 года детский фонд ЮНИСЕФ в знак протеста против ограничений для девушек в получении образования и разделения школ по половому признаку приостановил финансирование образования в регионах, подконтрольных талибам[9].
  • В 1996 году организация Save the Children также отозвала поддержку, которая оказывалась женщинам-сиделкам, объясняя это сложившейся ситуацией, когда они фактически не имеют возможность помочь женщинам чем-либо[9].
  • Генеральный секретарь ООН Бутрос Бутрос-Гали выразил своё беспокойство относительно нового социального статуса афганских женщин[35].
  • В 1999 году государственный секретарь США Мадлен Олбрайт открыто заявила: «Мы говорим от лица всех женщин и девочек Афганистана, которых преследуют… Это преступление и мы все ответственны за то, чтобы остановить это»[36].
  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 Nancy Hatch Dupree. ‘Afghan Women under the Taliban’ in William Maley (2001) ISBN 0-7864-1090-6. Fundamentalism Reborn? Afghanistan and the Taliban. London: Hurst and Company, ISBN 0-8147-5586-0 pp145-166.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 Marsden, Peter. (1998). The Taliban: War, religion and the new order in Afghanistan. London: Zed Books Ltd, ISBN 1-85649-522-1 pp88-101.
  3. 1 2 3 M. J. Gohari (2000). The Taliban: Ascent to Power. Oxford: Oxford University Press, ISBN 0-19-579560-1 pp. 108—110.
  4. Synovitz, Ron. «Afghanistan: Author Awaits Happy Ending To ‘Sewing Circles Of Herat’» Архивировано 8 июля 2004 года., Radio Free Europe, March 31, 2004.
  5. Lamb, Christina. «Woman poet ‘slain for her verse’», The Sunday Times, November 13, 2005.
  6. ↑ «The Taliban’s War on Women»PDF (857 KB), Physicians for Human Rights, August 1998.
  7. ↑ «100 Girls’ Schools in Afghan Capital Are Ordered Shut», The New York Times, June 17, 1998.
  8. ↑ A Woman Among Warlords Wide Angle, accessed 12/11/07
  9. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Michael Griffin (2001). Reaping the Whirlwind: The Taliban movement in Afghanistan. London: Pluto Press, pp6-11/159-165.
  10. 1 2 Some of the restrictions imposed by Taliban in Afghanistan
  11. Rod Nordland. Women’s gardens in Kabul, The New York Times (20 июня 2010). Дата обращения 9 января 2011.
  12. 1 2 Restrictions Placed on Women by the Taliban (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 22 июня 2013. Архивировано 8 октября 2010 года.
  13. Butcher & Bolt: Two Hundred Years of Foreign Failure in Afghanistan, David Loyn, pg 235 (ISBN 978-0-09-192140-8)
  14. ↑ Afghan women tell tales of brutality
  15. Carol J. Williams. The Beauty Shop Beckons in Post-Taliban Kabul, Los Angeles Times, December 15, 2001.
  16. Heidi Kingston. Kabul beauty school dropout, June 17, 2007.
  17. ↑ Kabul Beauty School — Afghanistan, YouTube, October 21, 2008.
  18. ↑ PBS, Taliban Women, March 6, 1998
  19. 1 2 3 4 5 6 Latifa My forbidden face: Growing up under the Taliban. UK: Virago Press pp29-107.
  20. ↑ UNHCR — Chronology of Events January 1995 — February 1997
  21. ↑ Rashid Taliban (2000), p.106
  22. ↑ Taliban sack all female civil servants, teachers
  23. ↑ UNFPA: News
  24. Butcher & Bolt: Two Hundred Years of Foreign Failure in Afghanistan, David Loyn, pg 243 (ISBN 978-0-09-192140-8)
  25. ↑ Synovitz, Ron. «Afghanistan: Author Awaits Happy Ending To ‘Sewing Circles Of Herat’», Radio Free Europe, March 31, 2004, accessed 29 July 2010. Also see Lamb, Christina. «Woman poet ‘slain for her verse’», The Sunday Times, November 13, 2005.
  26. ↑ Afghan Women’s Request for Recognition at the U.N
  27. ↑ Rashid Taliban (2000), p. 71
  28. ↑ Revolutionary Association of the Women of Afghanistan (RAWA) (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 22 июня 2013. Архивировано 6 августа 2019 года.
  29. ↑ Women in Afghanistan: The violations continue Amnesty International accessed 12/11/07
  30. ↑ Taliban publicly execute woman
  31. ↑ Lifting the veil Channel 4 News UK, accessed 12/11/07
  32. ↑ Zarmina’S Story
  33. 1 2 Anthony, Andrew. Afghanistan’s propaganda war takes a new twist (5 December 2010). Дата обращения 5 декабря 2010.
  34. ↑ The Taliban War on Women Continues Human Rights Watch in the Wall Street Journal 14/7/2010
  35. ↑ United Nations Daily Highlights 96-10-07
  36. ↑ World: South Asia Albright warns Taleban on women BBC, accessed 12/11/07

ru.wikipedia.org

Афганские женщины: чем они удивляли советских солдат

Умеют стрелять

Если в самом начале афганской операции местное население радостно встретило советских воинов как освободителей, которые помогут в борьбе с душманами, то довольно скоро отношение изменилось сначала на настороженность, а затем – на откровенную ненависть к вражеским солдатам. Поэтому выстрелить в спину могли не только мужчины, выдававшие себя за мирных жителей, но и женщины.

Как и сейчас, в те годы Афганистан был буквально наводнен оружием. И всем его жителям волей-неволей приходилось уметь с ним обращаться.

О причинах ненависти, испытываемой местным населением к советским воинам, говорится в книге «Солдаты Афганской войны» (Новосибирск, 1999 год издания), которую написал непосредственный участник тех событий Сергей Бояркин. В этом документальном расследовании приведены воспоминания воинов-интернационалистов.

Например, военный переводчик капитан Алексей Чикишев (66 ДШБ, провинция Газни, 1984-1985 годы) рассказал: «…причина, вынуждавшая спецназовцев убивать мирных афганцев, была обусловлена «мерами предосторожности». Находясь в пустыне или горах на выполнении боевого задания в отрыве от главных сил, любая группа спецназа не могла допустить, чтобы ее местопребывание было раскрыто… Именно поэтому спецназ не мог позволить себе играть в гуманизм, когда ставкой была их собственная жизнь и выполнение задачи».

То есть, не доверяя афганцам, советские воины убивали мирных жителей, поскольку опасались, что случайный путник может рассказать душманам, где они находятся. Видя своих отцов, братьев или мужей застреленными из советского оружия, женщины начинали ненавидеть. А тут и до выстрела в спину недалеко.

Хотя нельзя утверждать, что убийства и грабежи мирных жителей, изнасилования и издевательства над пленными, если о таких инцидентах становилось известно командованию, оставались безнаказанными. В статье кандидата исторических наук Андрея Почтарева «Прокляты и забыты?», которая была опубликована в «Независимой газете » 13 февраля 2004 года сказано, что с декабря 1979 по февраль 1989 года к уголовной ответственности за различные преступления, совершенные на территории Афганистана, были привлечены 4 тысячи 307 воинов-интернационалистов.

russian7.ru

АФГАНИСТАН: вперед в прошлое. | Блогер rianulla на сайте SPLETNIK.RU 3 мая 2018

Грустная шутка о том, что Афганистан сегодня не производит ничего, кроме детей и героина, увы, недалека от реальности. Страна эта давно стала синонимом войны, наркотиков, нищеты и фанатичной религиозности. А ведь так было не всегда, ещё каких-то 40 лет назад жизнь в Афганистане была совсем другой. Фотографии тех лет сегодня заставляют удивляться безмерно: неужели это одна и та же страна?
Лицо любой страны — это её столица. На сегодняшний день столица Афганистана Кабул считается одним из самых небезопасных городов мира. Почти ежемесячно в разных его районах гремят взрывы терактов, а перестрелки среди бела дня случаются здесь регулярно. Первое впечатление, которое производит Кабул, — большая тюрьма или крепость. Второе впечатление — грязь.
Все более или менее значимые здания в Кабуле надёжно закрыты трёхметровыми заборами с колючей проволокой.  Почти у каждого учреждения, тем более у посольств, установлен блокпост  (чаще  всего  несколько), внутри которого сидят полицейские, вооружённые автоматами и пулемётами. Половина улиц заставлена бетонными блоками, расположенными в шахматном порядке, чтобы по ним не смогла пронестись шальная машина со смертниками. Самая популярная профессия в Кабуле — «человек с ружьём». Одетых в камуфляжную форму людей объединяет бессменный автомат Калашникова.
Вот  как  описал  современный Кабул иностранный турист:
«Мелкая и едкая пыль, висящая в воздухе, мгновенно забивает глаза и уши.  В   грязи   и   нечистотах барахтаются дети. Тут  же  молятся истовые мусульмане, погружая  лицо  в  покрывающую мостовую зловонную  кашу из пластиковых бутылок, алюминиевых банок и гниющих объедков. Придорожные лавки полны арбузов, бананов и засиженного мухами мяса. Жители, закрывая лица платками, бредут в свои дома, слепленные из навоза, глины и соломы. В этих жилищах нет водопровода и канализации. Дети, завидев иностранцев, дружно осаждают приезжих, прося милостыню. Здесь на улицах не проблема купить гашиш и марихуану, зато запрещены открытая демонстрация женской красоты и алкоголь».
Как афганцы докатились до такой жизни? Всё началось  в  1978  году  после государственного   переворота,  когда  пришедшая к власти коммунистическая партия Афганистана начала проводить в стране радикальные реформы. В официальных источниках этот процесс назывался секуляризацией, простыми словами это означало снижение роли религии в жизни общества, переход к светскому государству.

Реформы раскололи афганское общество на две части, настолько непримиримые, что в стране началась гражданская война. В войну вмешались две державы — СССР и США, которые выясняли отношения в Афганистане в течение 10 лет, фактически воюя друг с другом на территории третьего государства. Пока «советы» поддерживали законную афганскую власть, стремясь не допустить к правлению исламистов, американцы оказывали  военную  поддержку  афганским  моджахедам, т.е. боевикам.
После вывода советских войск из Афганистана в 1989 году война там не закончилась, а разгорелась с новой силой. К власти при поддержке американцев пришло движение «Талибан»,  целью  которого  стало  построение в Афганистане исламского государства, основанного на законах  шариата.
За время своего правления талибы уничтожили практически всё, что построил за прошедшие годы Советский Союз, а таких строек в стране набралось больше ста, если точнее — 124 объекта. Это были дороги, школы, больницы, городские здания, гидроэлектростанции, знаменитый тоннель Саланг под труднопроходимым горным перевалом, соединяющий  северную и южную части страны, хлебокомбинат в Кабуле, политехнический университет, авторемонтный завод. Со временем всё это пришло в упадок, промышленность и сельское хозяйство в стране умерли.  
Под запрет талибов попали европейская медицина и образование. Афганским мужчинам предписывалось обязательно носить бороду определённой длины. Сбрить бороду — одно из самых суровых наказаний, это как поставить клеймо, пока не отрастёт, мужчина был фактически бесправен. Женщинам талибы запретили выходить на улицу с открытым лицом, запретили учиться и работать. При талибах широко практиковались средневековые виды наказаний — людям отрубали руки, забивали камнями. Под запрет попали телевизоры, музыка и музыкальные инструменты, изобразительное искусство, шахматы (якобы азартная игра) и даже белая обувь (белый — цвет талибского флага).
Такие законы отбросили Афганистан в средневековье, из которого он не смог выбраться даже спустя много лет после падения режима талибов.
В начале двухтысячных годов власть талибов в стране закончилась, но гражданская   война  продолжилась.  После теракта в США 11 сентября 2001 года  печально известный террорист  Усама  бен  Ладен нашёл убежище в талибском Афганистане,  именно это якобы послужило поводом для вторжения США в Афганистан.

Кабул  в  60-е  годы.

Кабул  в  наши  дни.

Советские  строители  построили  в  Кабуле  несколько  жилых  кварталов.  Дома  сохранились  и  в  наши  дни,  кабульцы  до  сих  пор  называют  их  по-русски — микрорайоны.

Так  выглядела  в  60-е  годы  набережная  протекающей  через  центр  афганской  столицы  реки  Кабул.

Так  набережная  выглядит  сейчас.

Афганцы  на  прогулке  в  60-70 е  годы. 

Афганцы  в  наши  дни.

Снимок  называется  «Кабульцы,  ноябрь,  1961  год». Пухлые,  розовощёкие  дети  в  европейских  пальтишках.  И  взгляд  у  них  был,  как  и  положено,  детский.

Урок  в  классе  мужской  гимназии  в  Афганистане  
в  1967 году.  Обратите  внимание  на  европейский  стиль  одежды  детей. 

Урок  в  афганской  школе  в  наши  дни.  Сегодня  при  численности  населения  34,4  миллиона  человек  уровень  грамотности  в Афганистане  один  из  самых  низких  в  мире.

Городские  каналы  Кабула  в  60-е  годы.

 

В наши  дни  водные каналы  полны  мусора,  но  кабульцы  используют  эту  воду,  ведь  ни  водопровода,  ни  канализации  в  городе  нет.

Торговля в 60-е

И в наши дни

Американские военные окопались за высокими заборами военных баз и оттуда начали развивать в Афганистане свою демократию. Но религиозное наследство талибов уже прочно въелось в кожу афганцев, и ни колонны танков, ни широкая поступь технологического прогресса не смогли изменить привычный уклад жизни деревенских кишлаков. Низенькие глинобитные хижины, повозки с осликами, бородатые аксакалы в чалмах и женщины, с головы до пят укутанные в паранджу, стали неотъемлемой частью Афганистана.  


В 2013 году итальянский журнал «Панорама» выяснил, например, какой реальный результат дали несколько миллиардов долларов, потраченные на создание в Афганистане современной правовой системы с адвокатами, присяжными, современными залами судов и ювенальной юстицией. Журналист обнаружил, что в оборудованных новой мебелью судебных залах применяются всё те же нормы шариата. А в специальном интернате для юных преступников он увидел двух девочек, 14 и 15 лет, вся вина которых была в том, что они выходили из дома без сопровождения мужей. Демократия в религиозном средневековье так и не прижилась.


Афганистан сегодня — крайне бедная страна, сильно зависящая от иностранной поддержки. Практически все товары в магазинах и на рынках здесь — иностранные. Даже овощи и фрукты завозят из соседнего Пакистана. Легальной экономики в Афганистане практически нет. Из 12 миллиардов долларов госбюджета 10 миллиардов — иностранная помощь.


Зато процветает экономика нелегальная, причём в буквальном смысле слова — цветёт пышным маковым цветом. По данным ООН, ежегодно в Афганистане производится примерно 150 миллиардов разовых доз героина, две трети которых уходят на экспорт. Во времена советского присутствия поток афганского наркотрафика резко снизился. В последующие годы производство наркотиков в Афганистане снова выросло в несколько раз. Сегодня Афганистан — самый крупный в мире поставщик опиума, здесь производится 90 процентов от общего количества этого наркотика, поступающего на мировой рынок. В  наркопроизводстве заняты 3 миллиона афганцев, а это 10 процентов населения страны.


Если посмотреть на демографическую кривую на графике численности населения Афганистана, то можно увидеть, что кривая эта резко рванула вверх начиная с 90-х годов, со времён правления талибов. Живой пример того, что чем ниже в стране уровень образования, тем выше рождаемость. Женятся здесь рано — в 15 лет, семьи заводят большие, семеро детей — это не предел. По прогнозу, к 2020 году население Афганистана будет составлять уже 36,4 миллиона человек, то есть за два года увеличится на 2 миллиона. При этом средняя продолжительность жизни афганцев — всего 43 года.

Во время своей поездки в Афганистан британский министр обороны Лайям Фокс вызвал на себя волну критики, назвав эту страну «сломленной страной 13-го века». Но главное осуждение было не в том, что он не прав, а в том, что он был слишком прямолинеен. Его вряд ли можно назвать первым жителем Запада, который назвал Афганистан средневековым. 
Десятилетия войны, религиозного фанатизма, опиумного дурмана и иностранного влияния превратили эту восточную страну с богатой историей и культурой в дряхлую развалину. Единственное положительное, что можно извлечь сегодня из Афганистана — это поучительный урок того, КАК ЖИТЬ НЕ НАДО.

Так  в  1967  году  выглядели  учащиеся  колледжа  в  Кабуле.  Пиджаки  и  галстуки  у  мужчин,  короткие  юбки  и  открытые  лица  у  женщин.  В  те  годы  в  Афганистане  женщинам  разрешалось  учиться  и  работать.

Афганские  девушки  60-х  годов,  прекрасно  сочетающие в  себе  восточные  черты  и  западную  моду.

Вы  не  поверите,  но  и  эти  фото  тоже  было  сделаны  
в  Афганистане  в  60-е  годы.

Сегодня  женщины  в  Афганистане  выглядят  так.

Сегодня  дети  в  Афганистане  рано  становятся  взрослыми.  Они  видели  войну  и  живут  без  всякого  комфорта,  многие  не  умеют  читать  и  писать.  Детство  в  Афганистане  короткое,  в  10-16 лет  мальчики  уже  работают  в  полную  силу,  а  девочки  выходят  замуж.
Более 50 миллионов девочек в развивающихся странах выходят замуж, не достигнув 17 лет. Миллионы рискуют быть насильно отданными под венец в детском возрасте. Такая ситуация обычна для Афганистана. Это чуждый мир афганских свадеб и мрачная сторона раннего брака. На фото: Афганские невесты во время массовой церемонии бракосочетания 50-ти пар.


16-летняя Межгон Амони плачет в своей комнате в приюте. Приютом руководят социальные службы Афганистана и общественная организация, созданная для афганских женщин. Амони провела в приюте 6 месяцев в ожидании, примут ли ее обратно члены новой семьи. Но по правилам афганского общества, женщина, которая покинула дом своего мужа, считается запятнанной. В 11-летнем возрасте отец продал ее 60-летнему мужчине за 2 ящика героина. И до своего побега она вынуждена была заниматься контрабандой наркотиков, чтобы выжить. Герат, 17 июня 2004 года.
17-летняя Без Гал в безопасном убежище. Ей было 11, когда ее насильно выдали замуж. Спустя 5 лет она бежала от своего мужа – человека, лишь на 5 лет старше ее. Провинция Бимиан, 7 октября 2010 года.


55-летний Саид Мохаммед и 8-летняя Рошан Касем в день помолвки в деревушке Чавош. 60-летний отец невесты, Абдул Касем сказал, что он чувствует себя несчастным, отдавая дочь в чужой дом в таком раннем возрасте, но крайняя нужда не оставила ему выбора. 10 сентября 2005 года.
Полицейский Малалаи Карар арестовывает 35-летнего Джанана после того, как он пытался убить свою 15-летнюю жену Джамилю. Джамиля сбежала к своей матери после нескольких лет издевательств со стороны мужа и свекрови. Джанан преследовал жену, намереваясь убить ее, но все закончилось тем, что он нанес многочисленные колотые ранения ее бабушке, которая пыталась защитить внучку. Джамиля была помолвлена, когда ей был всего год, и в 10 вышла замуж. Кандагар, 4 июня 2006 года.
40-летний Фаиз Мохаммед и 11-летняя Гулам Хидер в ее родительском доме накануне свадьбы в селении Дамарда, Афганистан. Гулам сказала, что расстроена своим замужеством, потому что хотела стать учителем. До того как ее заставили бросить школу, ее любимым предметом был местный язык – Дари. Девочек выдают замуж прямо со школьной скамьи, что ограничивает их экономические и социальные возможности. Родители зачастую забирают дочерей из школ, чтобы оградить их от внебрачных связей, которые могли бы помешать им найти мужа. Ранние беременности так же служат причиной увеличения осложнений во время родов. Трудно назвать точную цифру таких браков, но, по данным Министерства по делам женщин Афганистана и женских общественных организаций, около 57% девочек выходят замуж до 16 лет – официального возраста вступления в брак в этой стране. 11 сентября 2005 года.

Но есть подвижки к изменениям, например учебная  программа «Сахара Speaks» 

Участникам программы  рассказывают об основах методах интервьюирования, поиске источников, методах мультимедийных рассказов, а также о том, как рассказывать истории иностранным СМИ. Их обучают международные журналисты, такие как продюсер CNN Антони Мортенсен и журналист афганской газеты BBC Najiba Feroz.RFE / RL Афганская служба Кабульский корреспондент агентства Сахар Леваль поделился своим опытом как местной женской журналисткой и сверстницей.

«Мы говорили об опасностях — им угрожают как боевики, так и правительственные чиновники, что они столкнутся с дискриминацией и патриархальным отношением на рабочем месте и даже лишениями в их семейной жизни», — сказал Леваль. «Но я также призывал их противостоять всем этим препятствиям, потому что, даже если мы не сможем остановить все эти нарушения наших прав на данный момент, по крайней мере, мы можем попытаться построить более безопасное будущее для следующего поколения женщин ».

Афганистан — молодые журналистки-женщины участвуют в учебной программе «Сахара Speaks» в Кабуле. Март 2016 года.

Источники:

ca-portal.ру

pressroom.rferl.орг

bigpicture.ру

dawn.ком

citadelle.ми

NewsInPhoto.ру

photoshtab.ру

www.google.ру

cdn.fishki.нет

www.spletnik.ru

Афганистан: женщины в зоне риска. Фоторепортаж

Главными темами международной конференции в столице Казахстана стали положение женщин в Афганистане и помощь, которую может оказать им мировое сообщество. Форум организован Фондом Первого президента РК – Елбасы и казахстанским Министерством иностранных дел. На конференцию прибыла представительная делегации афганских женщин, которые обсудили пути взаимодействия с представительницами деловых кругов нашей страны. Накануне конференции в столице Афганистана побывал корреспондент Informburo.kz и поговорил с женщинами, которые каждый день отстаивают свои права.


Большинство женщин в Афганистане полностью зависимы от мужчин / Фото Григория Беденко


Сколько людей сегодня проживает в Афганистане, точно не знает никто. Предполагается, что население этой крайне нестабильной азиатской страны насчитывает около 34 миллионов человек. Из них более половины – а это 17 миллионов – составляют женщины. Их права, а точнее, полное отсутствие каких-либо прав во время правления в стране теократического режима талибов стало одной из главных мировых гуманитарных проблем начала XXI века. Сегодня афганские женщины постепенно возвращают себе утраченную социальную роль, но это весьма непросто.


Главное занятие афганцев – торговля / Фото Григория Беденко


Говорить о мире в Афганистане, спустя почти 17 лет после свержения «Талибана», не приходится. Мира в стране как не было, так и нет. Население подвергается постоянным террористическим атакам. Относительно хрупкое благополучие установилось в городах, но и то благодаря присутствию иностранного военного контингента и активной помощи из-за рубежа в различных сферах. Самостоятельно себя поддерживать и обеспечивать хотя бы элементарную безопасность Афганистан сегодня не в состоянии. На этом фоне возникают серьёзные опасения за будущее самой незащищённой части афганского общества – женской.


Кабул сегодня / Фото Григория Беденко


Что же говорят сами афганские женщины относительно своей дальнейшей жизни в этой стране?


Лия Джавад, руководитель правозащитной организации афганских женщин / Фото Григория Беденко


Лия Джавад

Лия Джавад возглавляет женскую правозащитную организацию. Живёт и работает в Кабуле.

– Я родилась и выросла в Кабуле. Когда мне было 15 лет, моя семья уехала в Пакистан, где мы прожили в статусе беженцев 20 лет, – рассказывает Лия. – После событий 2001 года мы вернулись на родину и сейчас живём в Кабуле.


Житель Кабула на горе Раббани / Фото Григория Беденко


– Всё моё детство для меня было очень радостным, потому что у меня была большая дружная семья. Мы жили вместе с родственниками отца. Нас, детей, было много в доме. Семья наша очень образованная. Мой отец был на тот момент профессором Кабульского университета. В 7 лет я пошла в школу, но не смогла полностью закончить 12-летнее образование, так как тогда было принято выдавать девочек замуж в раннем возрасте. Я вышла замуж, а потом мы переехали в Пакистан.


Государственный флаг Афганистана развевается над Кабулом / Фото Григория Беденко


– В Пакистане я закончила вуз по специальности «Экономика». 12 лет я преподавала в университете. Возможности задумываться о том, чем я занимаюсь сейчас, тогда не было. В 2002-м году, когда режим талибов был свергнут, мы переехали в Афганистан, и тогда я начала думать о том, что необходимо поднимать некоторые проблемы, которые на протяжении долгих лет замалчивались. Первым нашим шагом было открытие школы в провинции Лагар. Мы открывали учебные заведения подпольно, в домашних условиях, в подвалах. Обучали детей грамоте, не разделяя мальчиков и девочек. В моей семье были большие сомнения, смогу ли я работать, выдержу ли. Очень сильно переживали отец, муж. Они помогли мне выстоять, потому что поступали угрозы и было очень сильное противодействие со стороны фундаменталистов в отношении нашей работы.


Афганские мальчишки на скотном рынке / Фото Григория Беденко


– В период правления талибов все школы были закрыты, – продолжает далее г-жа Джавад. – Книги для детей мы привозили на лошадях через горы, нелегально. С приходом правительства Хамида Карзая в 2002-м году мы начали работать официально. Я училась на специальных курсах в Англии в течение трёх месяцев. Там получила небольшой теоретический опыт общественной деятельности. Затем, это был уже 2006-й год, я поняла, что мне необходимо открыть свой офис.


Лии Джавад постоянно угрожают представители движения «Талибан», которое в Афганистане сегодня считается оппозиционным / Фото Григория Беденко


– Потом, когда я находилась на конференции в Мазари-Шарифе, на наш офис напали. Позднее я получила угрожающее письмо о том, что я должна прекратить свою деятельность. Нам пришлось переехать в другой, отдалённый район Кабула под названием Кош-Кархан. Там мы вели свою деятельность уже подпольно.


Боевики на улицах Кабула / Фото Григория Беденко


– Мне рекомендовали максимально ограничить все передвижения, а также те обращения, которые мы публиковали, призывая к справедливости в отношении тех или иных событий. Целый год мы никуда не выезжали, очень сложно было добираться до работы, домой. Дома была напряжённая обстановка. Корни моей семьи из провинции Лагар. Мы не виделись с родными.


Пожилая жительница афганской столицы / Фото Григория Беденко


– Тем не менее мы продолжали свою деятельность, так как в Афганистане всегда есть люди, которым нужна помощь, в первую очередь психологическая. Работа нашего офиса началась с того, что мы начали помогать женщинам, которые овдовели, мужья которых погибли во время войны. Основной нашей задачей было показать, что они могут нормально жить, и вернуть их в общество. Мы помогали этим женщинам получить работу, организовали курсы кройки и шитья. На небольших швейных фабриках, которые есть в Кабуле, мы искали вакантные места, договаривались с хозяевами и устраивали этих девушек на работу. Они могли заработать деньги, содержать детей, – возвращались в общество.


Афганцы не теряют оптимизма / Фото Григория Беденко


– Очередную угрозу мы получили в конце 2015 года, – продолжает рассказ афганская правозащитница. – Я и ещё 9 мужчин получили письма от движения «Талибан» с требованием прекратить нашу деятельность. В наш адрес была вынесена фетва. За полгода до этого в одном из домов Кабула мулла убил девочку. Мы собрали пресс-конференцию и призвали власти к тому, чтобы мечеть, из которой был тот мулла, закрыли. При мечети работало медресе. Но никакой поддержки от государства мы не получили. Нам лишь порекомендовали какое-то время пожить за пределами страны. На протяжении шести месяцев мы всей семьёй жили в Индии.


В афганской провинции царят средневековые нравы / Фото Григория Беденко


– Я периодически приезжала в Кабул. Старалась поддерживать работу. Мы получали угрозы теперь уже постоянно. Мужу звонили по телефону и требовали, чтобы он на меня повлиял. Мы думали о том, чтобы даже живя в Индии нанять телохранителей себе и детям. Спецслужбы предложили мне приобрести оружие, чтобы я его носила с собой.


Парни возвращаются домой после работы в поле / Фото Григория Беденко


– Основа нашей работы состоит в том, чтобы изменить систему предвзятого отношения к женщинам, – рассказывает Лия Джавад. – Я неоднократно посещала Америку, Англию, Голландию. Мне много раз предлагали оформить статус беженца и остаться в этих благополучных странах. У меня есть много друзей, которые использовали эту возможность – уехали. Они постоянно меня уговаривают уехать, чтобы не подвергать опасности семью. Но моё решение работать на благо народа остаётся неизменным. Моя семья оказывает мне моральную поддержку. Все понимают, что Афганистан – это наша родина и мы должны помочь нашей стране.


Вооружённые люди встречаются в Афганистане повсеместно / Фото Григория Беденко


– Если считать то, как живут женщины в столице Афганистана, нормой для нас, то можно сформировать неверное представление о ситуации в стране. Даже то, что показывают сейчас средства массовой информации, – это лишь маленькая толика того, что на самом деле происходит сегодня. Удручающая экономическая ситуация, отсутствие хоть какой-то работы в регионах. Нет необходимости говорить, в каком положении находятся наши женщины.



– Совсем недавно в уезде Баграми в провинции Кабул была сожжена молодая женщина. Виновным в преступлении оказался её муж. Как стало известно, муж этой женщины является государственным служащим. И врач, лечивший эту женщину, обратился к начальству мужа с предложением подать в суд, чтобы были какие-то юридические последствия этого преступления. Однако ответ был такой: «Если вы не замолчите, мы убьём всю вашу семью!»


Фото Григория Беденко


– Сегодняшняя ситуация такова, что в стране очень много разводов, несмотря на то что Афганистан – исламское государство. Есть даже случаи, когда супруги разводятся через месяц после свадьбы. Для исламской страны это нонсенс, – продолжает Лия. – Далеко не все женщины могут спокойно жить дальше после развода. Такие женщины находятся под мощным давлением окружающих. Лишь единицы – достаточно состоятельные или образованные – могут повторно выйти замуж, родить детей. Но, как правило, женщина у нас после развода остаётся одна до конца жизни. Менталитет нашего народа таков, что вся вина за развод ложится на женщину. Согласно законам, дети до восьми лет должны оставаться с матерью и только после этого могут перейти под опеку отца. Но реальная ситуация такова, что детей забирают. В настоящее время мы помогаем таким женщинам. В нашем МВД есть специальное подразделение по борьбе с насилием против женщин. Туда очень часто обращаются, и мы помогаем пострадавшим довести дело до суда, чтобы официально оформить развод, и чтобы дети по возможности остались при матерях.


В сельской местности Афганистана существуют традиции, которые могут показаться дикими жителю цивилизованной страны / Фото Григория Беденко


– Есть у нас такая традиция «бача-пуш». К счастью, она не получила широкого распространения. В силу нашей ментальности афганский народ очень любит мальчиков в семье. Когда рождается мальчик – это большая радость, родители делятся ею со своими близкими, друзьями и соседями. Когда рождается девочка, многие воспринимают это как трагедию. Традиция «бача-пуш» получила развитие в тех семьях, где много девочек. Если положение не позволяет взять вторую, третью жену, чтобы они родили мальчиков, семья принимает решение переодеть одну из девочек в мужскую одежду, дают ей другое имя. И она становится мальчиком. Все соседи в округе видят, что в этой семье есть мальчик. Всё меняется с возрастом. Когда у девочки появляются отчётливые женские черты, многие семьи запирают этих детей дома, никуда не пускают. И такие дети потом вырастают с больной психикой.


Рождение мальчика – большая удача для афганской семьи / Фото Григория Беденко


По словам правозащитницы, с 2001-го года в Афганистане отмечаются положительные изменения. Но только в крупных городах. Если смотреть на ситуацию с правами женщин, то можно сказать, что женщинам удаётся реализовать около трети своих прав. Но во многих провинциях, уездах и по сей день нет даже элементарных школ, где могут обучаться дети, не говоря уже о девочках.


Афганские бойцы в кишлаке Гузар / Фото Григория Беденко


– Я сама каждый день молюсь за будущее Афганистана, – говорит Лия Джавад. – Но, к сожалению, реалии таковы, что мне оно видится сейчас достаточно смутным. И ожидания достаточно пессимистичные. В первую очередь из-за того, что Афганистана сегодня не может обеспечить свою безопасность. У нас нет налаженного производства, мы вне экономического рынка. Мы не можем существовать без иностранной помощи. Американское руководство вынесло на рассмотрение вопрос о полном выводе иностранного контингента из страны. Причина в том, что ежегодно тратится порядка 48 миллионов долларов на его содержание. Исследования показали, что если ввести в страну частные военные компании, расходы сократятся до 8 миллионов долларов.



– Если иностранные силы выйдут из нашей страны, не исключено, что Афганистан столкнётся с мощнейшим кризисом. В настоящее время, несмотря на то, что в Афганистане есть крупные месторождения полезных ископаемых, страна не способна их самостоятельно разрабатывать. Нам необходима международная помощь, в первую очередь – в обучении специалистов. К сожалению, сейчас большая часть нашей молодёжи, которая получила образование в стране или за рубежом не может найти работу. Уровень безработицы растёт, и несмотря на официальные заявления властей, большая часть населения находится за чертой бедности. Я уверена в том, что если иностранная помощь перестанет поступать в Афганистан, ситуация серьёзно усложнится. И в самом ближайшем будущем Афганистан столкнётся с крупным кризисом, – убеждена правозащитница.


Кабульский пейзаж / Фото Григория Беденко


Супруг Лии Джавад – преподаватель Кабульского медицинского университета. У неё шестеро детей – двое мальчиков и четыре девочки, а также восемь внуков. Две дочки живут за рубежом. Одна из них окончила американский университет по специальности «Финансы и бухгалтерия». Все дети получили образование. Младший учится на пятом курсе медицинского университета. Первое образование Лии было экономическое. Но сейчас работа требует знания права, поэтому она изучает юриспруденцию.


Хасина Маджиди, афганская предпринимательница / Фото Григория Беденко


Хасина Маджиди

Хасина Маджиди работает в местном представительстве ООН, а также владеет собственной швейной мастерской.

– Я родилась в провинции Парван, – рассказывает девушка. – Семья моя по местным меркам считается интеллигенцией. Живу с матерью и отцом. Практически всё своё детство я провела в Иране в связи с тем, что талибы захватили мою страну. Там я закончила начальную среднюю школу. Когда власть «Талибана» свергли, мы вернулись, и я закончила школу уже в Афганистане. Конечно, любое детство имеет свои яркие воспоминания, у меня их тоже немало, но, к сожалению, всё у меня связано со статусом беженца в чужой стране. Мы постоянно переезжали из одного города в другой.


В швейной мастерской Хасины / Фото Григория Беденко


Хасина не замужем, живёт с родителями, младшими братьями и сёстрами. В семье шестеро детей.


Хасина обеспечила работой шесть афганских женщин / Фото Григория Беденко


– В 2010 году я закончила школу, потом поступила в вуз по специальности «Английская литература», – рассказывает Хасина. – В 2016-м году закончила вуз, но, к сожалению, не работаю по этой специальности, а занимаюсь своим небольшим бизнесом.


Девушки шьют на заказ одежду и различные изделия для дома / Фото Григория Беденко


– Идея открыть свой бизнес пришла в 2014-м году. Так сложилось, что надо было зарабатывать деньги. После окончания обучения я переквалифицировалась, открыла свой небольшой швейный цех. Основная идея была в том, чтобы не только я, но и другие женщины могли иметь работу. В настоящее время я также являюсь сотрудником местного представительства ООН, но это не мешает мне работать здесь. Ко мне приходят женщины, которые хотят работать, но по каким-то причинам не могут устроиться где-то в другом месте. Лично моя цель – расти дальше, чтобы показать обществу, на что способна афганская женщина.


Девочки также учатся работать в мастерской / Фото Григория Беденко


– Конечно, в частном бизнесе очень много сложностей, – продолжает Хасина Маджиди. – К сожалению, сейчас мы не чувствуем поддержки государства. Было бы неплохо получить какую-то организационную помощь. С 2017 года я невольно стала основной опорой в семье. Помогаю родителям, братьям и сёстрам. Мы понимаем, что сейчас роль и место женщин в афганском обществе незначительная. Но мы стремимся исправить это.


Хасина считает, что главное для афганской женщины – это образование / Фото Григория Беденко


– Сейчас по сравнению с прежними годами статус женщины в Афганистане значительно изменился. Женщины представлены и в государственном, и в частном секторах, и в международных организациях. Это большое достижение для нас. Необходимо и дальше расширять такие возможности. Афганистан – это моя родина. Очень хотелось бы верить, что страна выйдет из того кризиса, в котором мы пребываем сейчас. В первую очередь надо менять менталитет самих женщин. Многие наши женщины сами уверены в том, что их место дома. И здесь выход прежде всего – образование, в том числе и с иностранной помощью. Образованная женщина сама выберет, что ей интересно и в какой сфере она может дальше развиваться, – считает Хасина Маджиди.


Адела Раз, заместитель министра иностранных дел Афганистана / Фото Григория Беденко


Адела Раз

Адела Раз занимает должность заместителя министра иностранных дел Афганистана по экономическим вопросам.

– Если говорить о женщине в нашей стране сегодня – она сильна и очень серьёзно вовлечена в общественную жизнь, – рассказывает Адела. – Когда я впервые выехала за границу из Афганистана на учёбу, тогда действовал режим «Талибан». В те годы женщина не то что учиться или работать – из дома не могла выйти. Если бы меня тогда спросили, будет ли афганская женщина представлять интересы своей страны в мире, я бы однозначно сказала «нет». Но сегодня всё изменилось, есть поддержка женщин со стороны афганских властей в политике, общественной жизни. Сегодня женщины представлены не только в государственном, но и в частном секторе. Но тем не менее мы сталкиваемся с серьёзными вызовами, о которых вы хорошо знаете. Главный из них – неприятие растущей роли женщины определённой частью общества.


Министерство иностранных дел Афганистана – здание советской постройки / Фото Григория Беденко


– У нас есть некоторые положительные изменения в различных сферах – в образовании, медицине и т.п. Я уверена, что борьба за свои права, которую ведут наши женщины и которая будет продолжаться, принесёт положительные результаты. Но на это необходимо время. Хочу также отметить, что права женщин сегодня ущемляются не только в Афганистане, но и в регионе Южной Азии в целом. Существуют определённые вызовы в политике и в экономике.


Мальчик из Кабула / Фото Григория Беденко


– Очень важную роль играет экономическая независимость женщины, – продолжает г-жа Раз. – В Афганистане женщины сильно зависимы от мужчин, которые содержат семьи. Наши власти концентрируют внимание на развитии частного сектора для наших женщин. К счастью, в этом отношении у нас развитие идёт неплохо. Женщины сегодня имеют собственный бизнес и поддерживаются правительством.


Фото Григория Беденко


– Наш президент Ашраф Гани всегда подчёркивает, что женщины являются важнейшей составляющей афганского общества, – говорит Адела Раз. – Главной темой конференции в Астане является экономическое развитие женщин Афганистана. Практически на всех подобных мероприятиях, которые проходили ранее, не учитывались мнения афганских женщин. Но на этот раз всё по-другому. Хочу поблагодарить за это правительство Казахстана.


Вертолёт над зданием американского посольства в Кабуле / Фото Григория Беденко


– Хотелось бы ещё поблагодарить правительство Казахстана и за предоставление образовательных грантов для афганской молодёжи, в том числе для афганских девушек. Я надеюсь, что эта программа будет продолжена. В состав нашей делегации входит директор независимого департамента профессионально-технического образования. Она будет разговаривать уже конкретно о том, по каким специальности необходимо будет предоставлять гранты в перспективе. Мы сегодня остро нуждаемся в профессиональных кадрах, в том числе, женщинах, имеющих хорошее образование. Афганистан – развивающая страна, нам необходимо все, прежде всего специалисты в сфере медицины и образования, – считает Адела Раз.


Представляем вниманию наших читателей документальный фильм о борьбе афганских женщин за свои права, часть материала для которого наш корреспондент Григорий Беденко снимал во время командировки в Кабул. Оператор Эдуард Галеев.

© Strana media team по заказу Фонда Первого Президента РК – Елбасы.


informburo.kz

Жизнь и права женщин в Афганистане

Кровопролитное противостояние продолжается в Афганистане в течение многих десятилетий, а надежды на скорое разрешение конфликта нет. Сегодня страна является настоящей миной замедленного действия, которая может подорвать шаткий мир во всем регионе. «Талибан» удалось отстранить от власти в 2001 году, но представители радикального исламистского движения и по сей день представляют в Афганистане серьезную силу, с которой приходится считаться.

При режиме талибов произошли значительные изменения, которые коснулись жизни женщин в Афганистане. Многие гендерные проблемы по сей день остались неразрешенными, но в настоящее время, к счастью, ситуация постепенно начинает налаживаться. Намного хуже все было в восьмидесятых-девяностых годах прошлого века, когда женщин фактически лишили всех прав.

Основные ограничения

С восьми лет девочке запрещалось контактировать с мужчиной. Исключение составляли только муж и родственники мужского пола, которых называют махрам. Не позволялось появляться на улице без сопровождения мужа или родственника и без мусульманской одежды, которая полностью закрывает лицо и тело, оставляя только глаза. Афганские девушки не могли носить обувь на каблуках, потому что звук шагов может раздражать мужчину, а это недопустимо.

Кроме того, представительницам прекрасного пола запрещалось громко разговаривать в общественных местах. Их разговор ни в коем случае не должен был услышать ни один посторонний человек. Все окна первых этажей зданий заколачивались или закрашивались, чтобы с улицы не было видно женщин, которые находятся внутри. В частных домах вместо этого часто устанавливали высокий забор.

Женщин в Афганистане нельзя фотографировать и снимать на видео, их изображения не допускается размещать в книгах, журналах, газетах или даже в собственных домах. Все словосочетания, в которых присутствовало слово «женщина», видоизменялись. Например, «женский двор» менялся на «весенний двор». Афганки не могли появляться на балконах любых зданий, выступать на радио или телевидении, присутствовать на любых культурных мероприятиях.

Как в Афганистане относятся к женщинам из-за этих ограничений, уже понятно. Ограничения были искажены до неузнаваемости, хотя создавались на основе исламского дресс-кода и шариата. Действия талибов были фактически направлены на ущемление прав женщин, так как в шариате нет закона, согласно которому представительницы прекрасного пола не могут работать, самостоятельно передвигаться, прятать руки и лицо. Наоборот, получение образования только приветствуется.

Внешний вид

Женщины в Афганистане не могут носить яркую одежду, так как талибы считают это сексуально привлекательным. Указ от 1996 года гласит, что афганки, которые носят обтягивающую и яркую одежду и украшения, никогда не попадут на небеса. Все салоны красоты оказались под запретом, как и косметика или лаки для ногтей. Женщины должны были прикрывать все тело, в том числе и лицо. Особенно поощрялось ношение бурки (паранджи, чадры) – свободного халата с длинными рукавами и закрывающей лицо сеткой.

Передвижение

Без мужа или родственника мужского пола афганская женщина оказывалась фактически под домашним арестом. Строгие ограничения делали невозможным практические любое передвижение. Например, Латифу, афганскую женщину, избила толпа талибов за то, что она ходила одна по улице. Но у Латифы на войне убили отца, у нее не было братьев, мужа или сыновей. А в приюте в Кабуле после прихода к власти талибов около 400 девочек оказались заперты в здании практически на год.

Кроме того, представительницам слабого пола не позволяется водить автомобиль (даже если есть сопровождающий – муж или родственник-мужчина), вызывать такси. Женщины и мужчины не могут вместе ездить на общественном транспорте. Подобные ограничения в меньшей степени повлияли на жизнь женщин в Афганистане из маленьких поселков, которые работали в пределах своей территории. Но и они не могли путешествовать в соседние селения.

Занятость

Талибы утверждали, что на работе женщина может вступить в половой контакт с коллегой в рабочее время, что противоречит законам шариата. Так что в сентябре 1996 года все женщины в стране были отстранены от любого вида наемной работы. Это массовое увольнение стало настоящей катастрофой для экономики, особенно в сфере домохозяйства и образования, где работали в основном представительницы слабого пола.

Тогда верховный лидер заверил, что женщины, которые работали на государственных должностях или в образовании, будут получать ежемесячное пособие (5 долларов). Члены радикального движения приветствовали соблюдение патриархальных ценностей и выделение средств для выплаты пособий.

Единственная сфера, где могли остаться женщины, — это медицина. Женщины-врачи нужны были, чтобы лечить представительниц слабого пола, но и на них накладывался ряд строгих ограничений. Многие добровольно покинули рабочие места из-за половой сегрегации и практики преследования. По этой причине женщины-врачи, количество которых в одной только из больниц Кабула сократилось с 200 человек до 50, очень ценились. Только они способны были оказать медицинскую помощь (в том числе родовспоможение) другим женщинам.

После падения режима талибов в Афганистане сложилась обстановка гуманитарной катастрофы. Многие женщины нуждались в квалифицированной медицинской помощи, тогда как женщины-врачи фактические отсутствовали. На работе разрешили остаться и представительницам гуманитарных организаций. По мнению талибов, они могли оказывать помощь другим беспомощным женщинам и пропагандировать полезность введенных норм.

Образование

Права женщин в Афганистане повсеместно нарушаются. Это же касается и сферы образования. Формально талибы поощряли образование, но только до восьми лет. Объяснялось, что такие меры предпринимаются для предотвращения контакта с мужчинами и как дополнительная мера безопасности. Учебная программа была изменена: она стала более «исламизированной», побуждала юных афганских девушек к совершению джихада.

В Кабуле от учебы были отстранен более 100 тыс. девочек, уволены практически 8 тыс. учителей, 63 школы сразу закрылись из-за нехватки кадров. Некоторые учители продолжили преподавать подпольно, они обучали взрослых женщин и афганских девушек в своих домах. Это огромный риск, потому что учителя могли в лучшем случае попасть в тюрьму, а в худшем и вовсе лишиться жизни.

Здравоохранение

До прихода к власти талибов врачам-мужчинам в экстренных ситуациях было разрешено оказывать медицинскую помощь женщинам, но после указа, что мужчине запрещено касаться тела чужой женщины, это стало невозможным. В результате стала повсеместной ситуация, когда представительницам слабого пола приходилось ездить на достаточно значительные расстояния, чтобы получить помощь.

В Кабуле существовали неофициальные клиники в собственных домах, которые обслуживали семью и соседей, но нужные медикаменты они предоставить, конечно, не могли. Значительно возрос процент преждевременных смертей среди женщин. Семьи, которые располагали достаточными финансами, имели возможность получать медицинскую помощь в соседнем Пакистане. В 1998 году запрещено было посещать больницы, медицинскую помощь можно было получить только в специальных палатах. В Кабуле, столице Афганистана, такие были только в одном госпитале.

В 1996 году женщинам запретили посещать бани, так как это (по мнению представителей радикальной организации) противоречило религиозным законам. Баня являлась для многих женщин в Афганистане единственной возможностью соблюдать правила личной гигиены, так что этот запрет вызвал всплеск инфекционных заболеваний.

Брак и дети

Девочек выдают замуж очень рано. Афганские свадьбы часто являются принудительными. Мужчине разрешается иметь одновременно до семи жен, но ни одна при этом не должна быть обделена его вниманием, все женщины должны быть обеспечены материально. Сейчас не многие афганцы имеют несколько жен – это слишком дорогое удовольствие.

Самую большую опасность для женщин в Афганистане представляет даже не Талибан, а собственная семья. Сегодня многие представительницы слабого пола страдают от жестокого обращения и угнетения, подвергаются физическому, сексуальному и психологическому насилию. Некоторые находят помощь в приютах, но большинство возвращается в семьи, где их обижали, потому что другой альтернативы просто нет.

Культура

Женщины и их изображения не могут присутствовать в любых СМИ, а любые словосочетания со словом «женщина» заменялись на альтернативные. Представительницам слабого пола нельзя было заниматься спортом и ходить в спортивные клубы. Все это сказалось на состоянии афганских женщин. Опрос показал, что 91 % из них испытывают симптомы депрессии.

Наказания

Наказаниям женщины подвергались публично, чаще на стадионах или городских площадях. В 1996 году одной афганской женщине отрезали большой палец за то, что у нее были накрашены ногти, в том же году 255 женщин избили плетью за нарушение правил дресс-кода. В 1999 некая Зармина была приговорена к казни за убийство мужа, который оскорблял и избивал ее. Женщина подверглась пыткам, не сознавалась в убийстве, которое фактически совершила ее дочь, а не она сама.

Афганка Айша Биби в двенадцать лет была насильно выдана замуж. Через шесть лет она попыталась сбежать и вернуться в родную семью, но отец сдал дочь командиру талибов. Несчастной девушке отрезали нос и уши, а затем оставили умирать в горах, но она выжила.

Были случаи, когда мужчин наказывали из-за женщин. Например, наказывали таксиста, который принимал женщину без сопровождения муж или родственника-мужчины, мужей тех представительниц слабого пола, которые в одиночку занимались стиркой белья у реки, и так далее.

Так было не всегда

Права женщин в Афганистане не всегда ущемлялись. В 1919 году, например, жительницы страны получили возможность голосовать на выборах, а в середине прошлого века им было разрешено не носить паранджу. В 1960-м в Конституции появилась норма о равных правах (без учета половой принадлежности). Но смута, бедность, отсутствие юридической и социальной защищенности, сиротство и вдовство сделали афганских женщин полностью зависимыми от мужчин. Все усугубилось, когда к власти пришло радикальное движение «Талибан».

Женщины-военные

Сейчас ситуация немного наладилась. Но все же есть серьезные проблемы, которые мешают женщинам в Афганистане спокойно жить. Сейчас есть даже женщины, которые служат в армии. Они получают доступ там, где это невозможно для мужчин, обучены поведению в разных ситуациях, изучают местные традиции и пуштунский язык. Правда, женщины-военные в Афганистане – это в основном американки, очень редко встречаются афганки-переводчицы.

Известные женщины

Сегодня многие женщины делают все, что в их силах, чтобы улучшить положение местных жительниц. Например, Фавзия Куфи, бывший депутат парламента, продвигает законы в защиту прав женщин, Робина Мукимьяр Джалалай участвовала в Олимпийских играх в 2005 году, а затем баллотировалась в парламент, а Мождах Джамалзадах чем-то похожа на азиатскую Опру Уинфри, девушка произвела настоящую сенсацию на телевидении.

Известна на Западе и Шарбат Гула, которую долго называли просто афганской девочкой. Она стала известной благодаря фотографии, которая попала на обложку журнала National Geographic. Удивительное фото Шарбат Гулы, сделанное в 1984 году, сравнивают с портретом Моны Лизы. Тогда Гуле было приблизительно двенадцать лет.

fb.ru

Женщины Афганистана: тяжелые судьбы | Блогер NeStandart на сайте SPLETNIK.RU 22 апреля 2010

Опубликовано пользователем сайта

Говорят, что… NeStandart

Заранее хочу сказать, что это проблема отдельных словев населения, отдельно взятых провинций восточных государств. Ранее я делала пост про Пакистан, но вот мне попалась информация по Афганистану, а конкретнее, его провинция Герат. _____ Проблема женских самосожжений становится всё болезненней в Герате – западной провинции Афганистана, на границе с Ираном. Афганские женщины всё острее чувствуют горечь от осознания разницы между свободой женщин в других странах и своим подневольным положением. Многие женщины в этом регионе погибли от причинённых себе увечий, найдя в этой ужасной смерти избавление от невыносимой жизни в браке. Защитники прав человека и активисты международных миссий отмечают, что афганские женщины зачастую не обращаются к ним за помощью из-за социальных предрассудков. Также, они полагают, что в действительности суициды и самоувечья женщин носят гораздо больший размах, чем задокументировано, поскольку регистрируются случаи только тех пациенток, которые добрались до госпиталя. Работники благотворительных служб говорят, что в независимости от того, как именно женщина получила увечья – во время попытки самоубийства или в результате нападения, это в обоих случаях на совести местной власти, которая не может, да и не хочет защитить своих гражданок от подневольных замужеств. Во время 5-летнего режима Талибана женщинам не разрешалось ни работать, ни учиться. Они даже не могли выходить из дому без сопровождения мужчины, и само собой, их тело и лица должны были быть скрыты под паранджей. После свержения режима талибов в 2001-м году, женщины вновь получили право работать и учиться. Но активисты говорят, что во многих регионах Афганистана, включая Герат, женщины продолжают оставаться в подневольном и угнетённом положении. Многие из них не видят разницы между своим существованием сейчас и при Талибане, и отчаяние толкает некоторых на страшный шаг. 20-летняя Захра показывает рубцы от причинённых себе ожогов 5-летней давности. Проблема женского самоувечья остро стоит в приграничном с Ираном районе Афганистана, так как женщины всё болезненней ощущают разницу между своим подневольным положением и свободой женщин в других странах. Фарибе всего 11 лет. Она сидит вместе со своей семьей и показывает корреспонденту шрамы от ожогов, которые нанесла себе год назад. 26-летняя Симагол показывает свои руки, обожжённые 3 года назад. 16-летняя Васийех показывает свои изуродованные рубцами лицо и грудь. Она подожгла себя 2 года назад. Симагол показывает свою грудь, навсегда обезображенную огнём 3 года назад. Благотворительные работники с сожалением говорят, что многие женщины не обращаются к ним за помощью из-за многовековых предрассудков. 33-летняя Элахель тоже несёт на себе печать огня. Она подожгла себя 10 лет назад. Самосожжением афганские женщины выражают обществу свою невыносимую боль и протест против подневольного положения. 40-летняя Афизех показывает руку, изувеченную при попытке самосожжения 10 лет назад. Такие инциденты случаются теперь чаще — афганские женщины всё острее переживают свою угнетённость 16-летняя Кадиджех демонстрирует отметины от огня 3-х летней давности, также причинённые самой себе. После свержения режима Талибана женщины официально получили более широкие гражданские права. Но в действительности положение многих из них мало изменилось. Провинцией Херат правит железная рука Измаила Хана — местного деспота и военного лидера. 26-летняя Симагол показывает рубцы от ожогов 3-х летней давности. Немало женщин в Херате сталкиваются с ежедневным угнетением и издевательствами. Они не видят улучшения своей жизни после свержения Талибана, и это толкает некоторых к самоубийству. 30-летняя Рахимех демонстрирует свою обожжённую 16 лет назад грудь. В настоящее время в Афганистане действует несколько неправительственных организаций помощи женщинам, и даже есть комитет по женскому вопросу, который постоянно пытается привлечь внимание общественности к этой проблеме. Но загвоздка состоит в том, что местные женщины зачастую настолько забиты и скованы вековыми предрассудками, что даже выйти в одиночку из дому и пойти искать помощи может представляться для них немыслимым шагом. Photo by Majid Saeedi/Getty Images

Оставьте свой голос:

www.spletnik.ru

Чем советских военных удивили афганские женщины

Умеют стрелять

Если в самом начале афганской операции местное население радостно встретило советских воинов как освободителей, которые помогут в борьбе с душманами, то довольно скоро отношение изменилось сначала на настороженность, а затем – на откровенную ненависть к вражеским солдатам. Поэтому выстрелить в спину могли не только мужчины, выдававшие себя за мирных жителей, но и женщины.

Как и сейчас, в те годы Афганистан был буквально наводнен оружием. И всем его жителям волей-неволей приходилось уметь с ним обращаться.

О причинах ненависти, испытываемой местным населением к советским воинам, говорится в книге «Солдаты Афганской войны» (Новосибирск, 1999 год издания), которую написал непосредственный участник тех событий Сергей Бояркин. В этом документальном расследовании приведены воспоминания воинов-интернационалистов.

Например, военный переводчик капитан Алексей Чикишев (66 ДШБ, провинция Газни, 1984-1985 годы) рассказал: «…причина, вынуждавшая спецназовцев убивать мирных афганцев, была обусловлена «мерами предосторожности». Находясь в пустыне или горах на выполнении боевого задания в отрыве от главных сил, любая группа спецназа не могла допустить, чтобы ее местопребывание было раскрыто… Именно поэтому спецназ не мог позволить себе играть в гуманизм, когда ставкой была их собственная жизнь и выполнение задачи».

То есть, не доверяя афганцам, советские воины убивали мирных жителей, поскольку опасались, что случайный путник может рассказать душманам, где они находятся. Видя своих отцов, братьев или мужей застреленными из советского оружия, женщины начинали ненавидеть. А тут и до выстрела в спину недалеко.

Хотя нельзя утверждать, что убийства и грабежи мирных жителей, изнасилования и издевательства над пленными, если о таких инцидентах становилось известно командованию, оставались безнаказанными. В статье кандидата исторических наук Андрея Почтарева «Прокляты и забыты?», которая была опубликована в «Независимой газете » 13 февраля 2004 года сказано, что с декабря 1979 по февраль 1989 года к уголовной ответственности за различные преступления, совершенные на территории Афганистана, были привлечены 4 тысячи 307 воинов-интернационалистов.

onashem.mediasole.ru