/Белокаменная церковь: «Белокаменная церковь. Модель из бумаги» купить 3d модели из бумаги

Белокаменная церковь: «Белокаменная церковь. Модель из бумаги» купить 3d модели из бумаги

Содержание

Иллюстрация 1 из 1 для Белокаменная церковь. Модель из бумаги | Лабиринт

Белокаменная церковь
Православный храм — это не просто здание, а особое, пронизанное духовным светом место. Это дом Божий. У храма много светлых и добрых имён: «Небо на земле», «дом молитвы», «тихая пристань».
Как же устроен православный храм? Первое, что мы видим, подходя к нему, — это купол с крестом. Купол напоминает нам о Небе, а крест — это распростёртые руки Бога, зовущие нас к себе. Шлемовидная форма купола знаменует духовную битву, которую непрерывно ведёт Церковь с силами зла. Луковичная же форма символизирует пламя свечи, горение во имя Господа.
Храм может иметь разное число куполов. Один купол, венчающий храм, олицетворяет Единого Бога, три — Святую Троицу. Пять куполов символизируют Христа и четырёх евангелистов, семь куполов — семь Таинств Церкви, а девять — число ангельских чинов. Тринадцать куполов есть олицетворение Иисуса Христа и двенадцати Его учеников.
Сама форма храма также имеет символическое значение.

Дом Божий в форме корабля означает что Церковь, подобно спасительному судну, проводит нас через житейское море к пристанищу вечной жизни. Храм в виде креста означает, что Церковь получила свою жизнь и силу через Крест Христов. Храм в виде круга олицетворяет вечность Церкви, а в виде звезды — означает, что Церковь сравнима с путе­водной звездой, сияющей благодатным Христовым светом.
Входят в храм всегда с запада, от закатной тьмы, и идут к востоку — к свету, откуда вновь придёт Господь. Здесь, в восточной части храма, располагается алтарь.
Рядом с храмом или над его входом находится колокольня, или звонница. Колокольный звон созывает верующих на молитву, возвещает о важнейших моментах службы, совершаемой в храме.
В Древнерусском государстве церкви чаще всего имели крестово-купольную архитектурную систему. Принцип её заключается в организации храмового пространства и главных несущих и опорных конструкций по типу креста с возведённым в центре куполом.
В старину храмы строили из дерева, а позднее — из белого камня. Обычно под белым камнем понимается белый известняк, залегающий в европейской части современной России. Однако более широкое определение белого камня — любой, поддающийся обработке для последующего строительства, камень, бело-жёлтого цвета, с неблестящей поверхностью, не являющийся мрамором или ракушечником. Храмы, построенные из такого камня, стали называть белокаменными.
От византийских мастеров русские умельцы переняли кладку из плинфы — плоского квадратного обожжённого кирпича светло-розовых тонов. Толщина плинфы была, как правило, 4 см, но иногда использовалась и более тонкая, и более толстая. В сочетании с толстым слоем белого или розового раствора извести такая кладка выглядела необыкновенно красиво.
Разработчик модели Бохонов Федор Егорович.

автобусный тур по Золотому Кольцу

1
день

Ст. м. «Бабушкинская». Автобус с табличкой «Название тура».
Отправление в 07:30 на комфортабельном автобусе (иномарка) в Александров (~100 км.)

Наше знакомство с шедеврами Белокаменной Руси начинается с посещения жемчужины белокаменного зодчества русского средневековья — дворцового комплекса Александровский кремль в Александровой слободе.
Уникальный средневековый дворцово-храмовый комплекс Александровского Кремля, возведенный самыми талантливыми итальянскими и русскими зодчими своего времени, и расписанный гениальными иконописцами, был возведен в XIV веке и является старейшей загородной резиденцией московских царей. Александрова слобода так полюбилась Иоанну Грозному, что семнадцать лет он правит страной именно отсюда, и кажется, тень грозного царя незримо витает здесь до сих пор!

Экскурсия по Александровскому кремлю.
Как и в былые времена, Александровский Кремль до сих пор поражает своей красотой! Самое величественное сооружение Кремля — Троицкий собор, дворцовый храм царской резиденции, возведенный в 1513 году. Собор поражает своим резным каменным декором, а внутри сохранилась уникальная фресковая роспись XVI века!
Могучая Распятская церковь-колокольня XVI века, с площадкой для дозорных — еще один памятник русского средневекового зодчества. Кстати, по легенде, именно с этой колокольни совершит свой первый полет на самодельных крыльях «русский Икар» холоп Никитка. За что, собственно, и будет казнен недовольным этой демонстрацией Иоанном Грозным — «ибо человек — не птица»…
Покровская церковь XVI-XVII веков постройки — знаменитый домовый храм царя Ивана. На гранях церковного шатра сохранилась не имеющая аналогов фресковая роспись, «заказчиком» которой был также Иоанн Грозный.
В Александровском кремле нас ждут замечательные приключения на Государевом дворе.
В музейных экспозициях вы погрузитесь в события давно ушедшего времени, почувствуете саму атмосферу истории, услышите удивительные рассказы про эпоху, когда отсюда страной правил Иван Грозный, увидите редкие музейные экспонаты, некоторые из которых насчитывают несколько веков.
Александров – уютный островок «живой купеческой истории».

Обзорная экскурсия по Александрову: «История на каждом шагу!»
Мы побываем на древней Соборной площади Александрова, главное украшение которой — величественный белокаменный собор Рождества Христова, построенный на месте заложенного в 990 году (!) деревянного храма. Нынешний, монументальный каменный собор тоже не молод: он возведен в 1696 году благодаря попечению Петра Первого, и в свое время вмещал практически все население Александрова.Этот храм очень любила и дочь Петра Первого, будущая императрица Елизавета Петровна, ведь дворец цесаревны находился совсем неподалеку.
Есть легенда, согласно которой название города Александров произошло от имени князя Александра Невского,

 и с 2013 года Соборную площадь украшает величественная скульптура великого князя Александра Невского, которым вы также полюбуетесь. Это уникальный народный памятник, ведь средства на него, целиком и полностью, были собраны жителями Александрова в наше непростое время.
А с набережной реки Серая вам откроются живописные виды на отреставрированную, с иголочки, нарядную резиденцию русских государей Александрову слободу, мирные древенские и купеческие домики, тихую реку. Обаятельный мир уютной русской провинции…
И наше путешествие продолжится экскурсией в Александровский художественный музей, расположенный в особняке богатейшего купца Первушина, построенном в 1874 году.

Особую достоверность и домашний уют нашему знакомству придадут подлинные интерьеры купеческого дома, в котором когда-то собиралась вся творческая и деловая элита города. Каждое посещение музея — маленький театрализованный праздник, ведь экскурсию по дому проводит «сам» хозяин дома, а «дочь» привратника Дуняша расскажет о жизни прислуги и быте купцов в колоритной обстановке русской избы.
Еще один приятный сюрприз нашей экскурсии — посещение выставки минеральных камней «Чертоги подземного царства». В экспозиции выставки – природные самоцветы, полудрагоценные минералы и горные породы, а также уникальные искусственно синтезированные малахиты, чароиты и даже алмазы, друзы горного хрусталя, аметистов, гранатов. Здесь можно прикупить сувениров и ювелирных украшений – очень актуальный подарок!

Обед «Царская трапеза».
Попробовать на вкус саму историю вы сможете в одном из самых колоритных ресторанов Александрова, со стильной обстановкой времен Иоанна Грозного, славящемся блюдами национальной русской кухни! Вас ждет театрализованная встреча со свежеиспеченным караваем и настоящий «царский пир» в трапезном зале. Сегодня вы почувствуете себя знатными гостями на пиру у царя Иоанна Грозного, а во время трапезы ведущий познакомит с названием и рецептами подаваемых блюд. Сегодня в нашем царском меню — белорыбица, овощной разносол и мясное крошево, двое шти с мясными расстегаями, колдуны, каша путная, курник и царский сбитень — самое вкусное погружение в эпоху!

Переезд в Юрьев-Польский (~70 км.)
Для охраны границ своего растущего государства в 1152 году Юрий Долгорукий возводит редкую по типу круглую крепость, рассчитанную на круговую оборону, и дает ей свое имя — Юрьев-Польский.
Юрьев-Польский — Богатырская застава Юрия Долгорукого.
Переживший за долгие века своей истории многочисленные осады и разорения, Юрьев-Польский сохранил для нас дары наших далеких предков. За идеально сохранившимися семиметровыми крепостными валами притаился последний (по времени создания) шедевр белокаменного зодчества домонгольской Руси — Георгиевский собор

, возведенный в 13-м веке! Благополучно переживший все осады и напасти, в середине XV века собор неожиданно частично осыпался. Богатое кружево каменной резьбы на стенах храма в ходе восстановления перепуталось и превратилось в удивительный ребус из невиданных зверей, геральдических львов, ангелов, кентавров, который можно «разгадывать» часами! Внутри собора сохранились более поздние фрески со сценами Тайной вечери. Георгиевский cобор – последняя белокаменная постройка на Руси перед монголо-татарским нашествием и недосягаемая вершина владимиро-суздальского зодчества. Даже частично повторить его белокаменный узор больше никому никогда не удавалось.

Еще один древнейший памятник русской истории и архитектуры — заложенный в XIII веке Михайло-Архангельский монастырь. До нашего времени сохранились соборы и церкви более поздней постройки — XVII-XVIII веков, а еще — фрагмент стены с тремя башнями, возведенными в XVI веке.
В монастыре расположен музей, который мы также посетим.

Переезд в Кольчугино (~30 км.).

Размещение в гостинице.

Ужин в кафе города (по желанию, оплачивается при покупке тура )

2
день

Завтрак, освобождение номеров. Отправление в Суздаль (~100 км.).

Обзорная экскурсия «Узоры вечного города».
Суздаль — Белокаменная столица древней Руси.
При Юрии Долгоруком Суздаль достигает вершины своего могущества и становится столицей Ростово-Суздальского княжества. Именно с времен правления Долгорукого в Суздале начинает складываться тот особый архитектурный стиль, который на века станет «визитной карточкой» Владимиро-Суздальской Руси — белокаменное строительство со строгой изысканностью пропорций и тонкой резьбой по камню.
Тысячелетняя история Суздаля связана и с именем великого князя Владимира Мономаха, который начинает на берегу реки Каменки строительство мощного крепостного укрепления. Это величественное сооружение — Суздальский кремль.
Вы полюбуетесь ансамблем Суздальского кремля – самой древней достопримечательностью Суздаля. Вы увидите древние Архиерейские палаты, построенные в XV веке, деревянную Никольскую церковь, возведенную в 1766 году, Успенскую церковь XVII века и Христорождественскую церковь, построенную в XV веке. Побываете в роскошном соборе Рождества Пресвятой Богородицы, старейшем храме Суздаля, где полюбуетесь уникальным шедевром суздальских мастеров – Златыми Вратами, выполненными в редчайшей технике «огневого золочения».
Грандиозная бесстолпная Крестовая палата, площадью 330 кв.м — подлинное архитектурное диво, возведенное в конце XVIII века, и главная достопримечательность суздальского кремля, ведь здесь хранятся редчайшие сокровища окрестных монастырей и церквей, которыми вы полюбуетесь.
Одна из суздальских архитектурных жемчужин и святыня города – Спасо-Евфимьев монастырь, в который мы с вами направимся. Он основан в 1350 году! Это самый эффектный, если можно так выразиться, монастырь города, неприступная цитадель на крутом живописном берегу Каменки. Звонница Спасо-Ефимьевского монастыря – редкий тип звонницы с галереями, а ее колокола славятся совершенно особенным, «малиновым» звоном. Главный храм обители — Спасо-Преображенский собор (конец XVI века) — построен в традициях древней белокаменной архитектуры Суздаля, в нем сохранились интереснейшие фрески XVII века, выполненные костромскими мастерами под руководством Гурия Никитина.

Обед в кафе города.

Суздальская медовуха — гастрономический «бренд» города! Сегодня вы попробуете сразу несколько вкусов замечательного напитка, приготовленного по древнейшим рецептам, в колоритном дегустационном зале, выполненном в виде тронного зала русских царей. Дегустация 10 сортов уникальной суздальской медовухи с мятой, хмелем, пряностями, липовым цветом, ягодами можжевельника, малиной, шиповником, и даже почками сосны и другими забытыми ингредиентами — невероятный, удивительный вкус самой истории!

Отправление в Кидекшу.

Кидекша — Княжеская резиденция Юрия Долгорукого и первый на Руси шедевр белокаменного зодчества.
В далеком 1152 году на своем новом княжьем дворе в Кидекше Долгорукий возводит храм в честь святых мучеников Бориса и Глеба — это самая первая белокаменная постройка Северо-Восточной Руси и самый ранний памятник владимиро-суздальского зодчества. В интерьере церкви сохранились фрагменты подлинных фресок XII века (!), которыми вы сможете полюбоваться.
Невероятные, грандиозные впечатления!

Сегодня в маленьком селе Кидекша сохраняется уникальный исторический комплекс: остатки укреплений резиденции Юрия Долгорукого, белокаменный храм Бориса и Глеба, и несколько архитектурных сооружений XVII-XVIII веков, традиционных для владимиро-суздальского зодчества. Эти строения, несмотря на «разницу в возрасте», составляют с суровым древним храмом единый гармоничный ансамбль: строгая, очень необычная Стефаниевская церковь (1780 г.), Святые ворота (XVII в.) с интересным резным декором, и собственная «Пизанская башня» — «падающая» шатровая колокольня с проездными воротами (XVIII в.).

Отъезд в Москву. (≈200 км)
Прибытие в зависимости от транспортной ситуации.

Храмовый комплекс Кидекши — белокаменная церковь Бориса и Глеба 1152 года, церковь святого Стефана 1780 года, «падающая» колокольня 18 века, Святые врата с оградой

Храмовый комплекс Кидекши (село Суздальского района Владимирской области в четырех километрах от Суздаля) находится на улице Старой,2. Он состоит из белокаменной церкви Бориса и Глеба 1152 года, церкви святого Стефана 1780 года, «падающей» колокольни 18 века, Святых врат с оградой 18-20 века.

Борисоглебская церковь является одним из древнейших памятников белокаменного зодчества домонгольской Руси. Она построена в 1152 году на княжеском дворе князя Юрия Долгорукого. Рядом с ней, предположительно, находились княжеские палаты и другие постройки. Резиденция была обнесена оборонительными валами и представляла собой серьёзное оборонительное сооружение. Сам Юрий Долгорукий был здесь мало, в 1155 году он отправился на великое княжение в Киев, где и скончался. Его наследники Кидекшей не интересовались, в резиденции не бывали. В церкви погребены дети Долгорукого — Борис (умер в 1159 году) и Евросиния (1202), жена Мария (1161). При нашествии Батыя церковь пострадала, но уже в 1249 году снова действовала. Остальные постройки, скорее всего, были уже тогда разрушены. Около 14 века здесь образовался небольшой мужской монастырь, который к 18 веку уже не существовал, а церкви стали приходскими.

Церковь Бориса и Глеба сложена из отлично отёсанного белого камня. Она одноглавая и четырёхстолпная. Она просторная и прочная. Возможно, задумывалась и как последний рубеж обороны, когда все захвачено врагом, а последние оставшиеся в живых затворялись в церкви. Кстати, так и произошло в Успенском соборе Владимира. В конце 16 века у церкви глава и часть сводов обрушились. Верхняя часть храма в 17 веке перестроена, в таком виде он и существует сейчас. Церковь является музейным объектом Владимиро-Суздальского музея-заповедника, на официальном сайте которого можно узнать обо всех музеях в его составе. Она работает с 10 до 17 часов, кроме вторника. В ней имеются фрагменты фресок.

Стефановскую церковь (святого Стефана) возвели в 1780 году. Это зимний храм. Довольно мощный основной объём увенчан небольшой главкой. Крыша двухскатная, высокая. Храм напоминает более древние деревянные храмы. Сейчас эта церковь действующая. Восьмигранная шатровая колокольня была построена в 18 веке. Она наклонена градусов на десять, это видно невооруженным глазом. Это произошло либо из-за ошибки в расчётах, либо по причине просадки грунта. Колокольню называют падающей, многие туристы специально приезжают смотреть на неё. Святые врата построены тоже в 18 веке, вместе с оградой они прекрасно дополняют архитектурный комплекс.

После революции храмы были закрыты, постепенно разрушались. Стараниями учёного А.Д.Варганова они были переданы Суздальскому музею и спасены. Храмовый комплекс Кидекши — один из самых выдающихся архитектурных памятников Владимирской земли.

 

Владимирская церковь в Быково

Знаменитый памятник русской псевдоготики XVIII века напоминает французский Нотр-Дам-де-Пари. Эта белокаменная церковь с готическими шпилями не похожа на другие подмосковные соборы — она точно удивит поклонников необычной архитектуры.

Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская

История

Церковь в селе Быково известна с начала XVII века. Тогда она была деревянной, клетского типа. В поселке до середины XVIII века жили представители семьи Воронцовых. Затем императрица Екатерина II подарила земли своему тайному советнику Михаилу Измайлову.

После смерти супруги в 1780 году Измайлов в память об усопшей решил возвести новый большой храм на месте обветшавшего.

Церковь Владимирской иконы Божией Матери построили в 1789 году в псевдоготическом стиле. По одной из наиболее распространенных версий, проект храма разработал Василий Баженов. В 1830-х годах рядом с церковью возвели отдельно стоящую колокольню, выдержанную в том же стиле, что и храм. 

В 1930-х годах церковь закрыли, в храме разместили швейную фабрику, а позднее — склад.  Лишь в 1989 году святое место вернули верующим.

Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская

Что посмотреть

В здании имеется два храма — верхний, возведенный в честь Владимирской иконы Божией Матери; и нижний, Христорождественский, расположенный в подклете. Снаружи церковь облицована белым камнем. Она не похожа на другие русские храмы, поэтому точно удивит любителей архитектуры. Кроме величия сооружения, особое впечатление производит ведущая к главному входу широкая каменная лестница.

Неподалеку находится усадьба Быково. Имение пребывает в полуразрушенном состоянии. Главный дворец окружает неухоженный парк.

Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская

Как проехать

На электричке с Казанского вокзала до станции Удельная, далее 1,5 километра пешком. 

На автобусах № 424, № 441, № 478 до остановки «Храм», далее 500 метров пешком.

На автомобиле по Рязанскому шоссе, затем повернуть налево на Быковское шоссе, далее через семь километров повернуть направо, затем прямо через поселок.

Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская

Как Белокаменная Москва возвращается из руин XX века в цифре — Российская газета

Фрагменты утраченных архитектурных памятников старой Москвы из фонда «Белый камень» в музее-заповеднике «Коломенское» мы скоро увидим на своих компьютерах. Это станет возможным благодаря совместному проекту музейщиков и IT-специалистов.

Белокаменные скрижали со словами о том, кем и как была построена Сухарева башня, фрагменты строений Симонова монастыря, стоявших когда-то на месте Дворца культуры ЗИЛ, капители разрушенных храмов, уцелевшие образцы декора, массивные колонны и много других архитектурных форм сохранили для нас и сохраняют для потомков ревнители московской старины и всего, что связано с историей государства Российского, его традициями и культурой.

А теперь в союз с музейщиками все активнее вступают лидеры IT-индустрии — профи по использованию цифровых технологий в архивном деле, музейной и выставочной работе.

Ярким и по-своему уникальным примером такого сотрудничества становится оцифровка музейных экспонатов из фонда «Белый камень» в Московском государственном объединенном художественном историко-архитектурном и природно-ландшафтном музее-заповеднике «Коломенское» (МГОМЗ). Нынешний хранитель фонда «Белый камень» Анастасия Дробязко рассказала, что сам этот фонд обязан своим существованием основателю музея-усадьбы «Коломенское» архитектору-реставратору и защитнику русской культуры Петру Дмитриевичу Барановскому.

— Он в буквальном смысле сражался за каждое старинное здание, которое хотели ликвидировать власти в ходе реконструкции Москвы, — говорит Анастасия. — Ему мы обязаны сохранившимися архитектурными памятниками в Крутицком подворье, Болдинском монастыре, на Красной площади (собор Василия Блаженного) и в самом Коломенском. При этом в Коломенское он своими силами свозил остатки русских зданий, которые подлежали разрушению по всей столице.

Фото: Анна Коузова

Теперь хранилища Коломенского — одно из немногих мест, где начиная с 20-х годов ХХ века нашли свое спасение фрагменты старинных зданий прежде, чем от них не оставили камня на камне и они стали называться «утраченными памятниками Москвы». Фонд «Белый камень» считается уникальным как по историко-культурной ценности, так и размеру, весу своих экспонатов и сложности работы с ними. А назван так потому, что все главные экспонаты — из белого известняка, едва ли не единственного природного камня, который имели в распоряжении древнерусские строители и благодаря которому Москву с XIV века стали называть белокаменной.

Фонд насчитывает около 3 тысяч единиц хранения, датируемых XIV-XIX веками. Петр Барановский свез сюда большое количество архитектурных фрагментов, деталей резного убранства, надгробий, памятных закладных плит, начиная с допетровских времен, колонн, капителей и целых архитектурных форм — порталов и крылец.

Но как экспонировать массивные колонны весом до полутонны, капители, фрагменты декора зданий, древние надгробия? До недавних пор это было неразрешимой задачей. А теперь выход найден — в цифре. Музей-заповедник «Коломенское» взял твердый курс на цифровизацию и за последние два года оцифровал более 500 массивных предметов из фонда «Белый камень». В 2020-м намечено оцифровать еще 137 предметов, включая фрагменты знаменитой Сухаревой башни и надгробие доверенного лица царя Алексея Михайловича Дементия Минича Башмакова.

Как выглядит это хранилище сейчас? Массивные экспонаты разложены по стеллажам, чем-то напоминающим книжные. А чтобы снять какой-то и рассмотреть, нужен электрокар с гидравлическим подъемником. Хранитель фонда Анастасия Дробязко умело с этим управляется: на моих глазах извлекает нужный предмет и за считанные секунды перемещает его к месту фотофиксации — это первый этап оцифровки.

Фото: Анна Коузова

— Фотосъемка производится так, чтобы объект находился в кадре строго фронтально, для этого мы ставим штатив на максимальную высоту, — рассказывает эксперт по фотографированию и высококачественному сканированию Сергей Никитин. — Свет используем контрастный, рисующий, чтобы подчеркнуть фактуру материала и орнамент. Качество изображения, естественно, самое высокое, фотосьемка ведется в формате RAW, с дальнейшей конвертацией в TIFF.

Съемка каждого объекта занимает от 15 минут до получаса, в зависимости от сложности. Потом изображение обрабатывается: добавляется резкость и производится цветокоррекция. В завершение обработки на графический образ наносится инвентарный номер экспоната, по которому его можно будет распознавать и оперативно находить в электронной базе.

— В течение многих лет фонд «Белый камень» старались не трогать, если можно так сказать, — комментирует Анастасия Дробязко. — Делать какие-то выставки с настолько крупными экспонатами сложно. Поэтому фрагменты старой Москвы без движения лежали на полках. Сегодня появились другие возможности: организовано новое хранилище, закуплено современное оборудование, ведем оцифровку. А публикация уже оцифрованных экспонатов фонда в интернете дает новые плюсы в работе — на глазах растет интерес экспозиционеров и, конечно, ученых-историков, исследователей прошлого нашей столицы. Фонд начал жить!

Фото: Анна Коузова

В этом году было решено оцифровать надгробия и памятные плиты, которые представляют собой не только памятники истории и образцы малых архитектурных форм, но являются еще и ценным литературным источником. Ученые, библиографы стали все чаще обращаться в «Коломенское» за информацией о могильных плитах того или иного деятеля или памятных плитах, посвященных историческим событиям.

По словам Анастасии Дробязко, «людям нужны хорошие фото, качественные электронные копии, а их нет». Пишут исследователи, когда могут, приходят лично, просят ознакомиться с тем или иным текстом. А теперь они смогут сделать это онлайн из любой точки мира.

Спектр использования цифровых копий, уверяют в музее-заповеднике «Коломенское», весьма широкий. Их размещают в Государственном каталоге музейного фонда России, на сайте «Музеи Москвы онлайн», сайте самого музея «Коломенское» и других электронных ресурсах. Кроме того, наличие цифровых копий позволяет создавать виртуальные выставки и экспозиции, а также делает возможным научное изучение предметов фонда. И если в реальности, глядя на разрозненные обломки исторических зданий и их отдельные элементы, бывает сложно с точностью представить, как изначально выглядел тот или иной архитектурный фрагмент, то электронные копии значительно упрощают эту задачу.

Фото: Анна Коузова

— На некоторых деталях есть маркировки, заботливо сделанные при разборе памятника, но это громадный, неподъемный пазл, сложить который в реальности вряд ли удастся, — заключает Анастасия Дробязко. — А вот в виртуальном, цифровом мире, используя электронную копию каждого отдельного элемента, мы можем восстановить фрагменты разрушенных когда-то памятников. И если для сравнительно небольших экспонатов (до 50 килограммов) экспонирование возможно, то для большинства крупных и тяжелых архитектурных фрагментов Москвы Белокаменной единственный путь не остаться на музейных полках и в забвении, а обрести новую жизнь — это оцифровка.

Первые среди утраченных

Самые известные архитектурные памятники Москвы, фрагменты которых хранятся в фонде «Белый камень»

Сухарева башня (по-другому — Сухаревская). Была возведена в 1692-1695 годах на пересечении современных улицы Сретенка и Садового кольца. Сейчас на это место указывает вход на станцию метро «Сухаревская». В 1926 году в Сухаревой башне открыли Московский Коммунальный музей (его преемник — Музей истории Москвы). В 1934 году вопреки протестам известных архитекторов и историков башня была разобрана в связи с реконструкцией площади.

Церковь Николая Чудотворца Большой Крест в Зарядье (по-другому — Церковь Николая Чудотворца «Мокрого»). Впервые упоминается в летописях 1468 и 1547 годов. В конце XVII века (1695-1697) построена заново Евдокией Чириковой (урожденная Лопухина) в память дочери Неонилы. В 1802 году значительно перестроена в готическом стиле на средства прихожан. Были вновь выстроены колокольня и трапезная. В начале 1930-х в Зарядье стали расчищать место под строительство гигантского высотного здания наркомата тяжелой промышленности. В 1932 году церковь Николая Чудотворца была закрыта. Первое время в ней разместили склад театрального реквизита, а затем снесли. В 1970-е годы на ее месте оказался южный вестибюль гостиницы «Россия», которая спустя 40 лет тоже была снесена. Теперь это место стало частью парка «Зарядье».

Церковь Космы и Дамиана в Нижних Садовниках. Построена в 1657 году в слободе государевых садовников. Выделялась редким по форме порталом. Снесена в 1932 году. Сейчас на месте церкви жилой дом (Садовническая улица, 31, юго-восточное крыло здания).

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке. В 1922 году по инициативе наркома просвещения Луначарского Большой Успенский переулок был переименован в Потаповский — в честь крепостного мастера, построившего церковь. Луначарский пытался использовать свой авторитет и власть, чтобы сохранить храм, но добиться цели не смог. В ноябре 1935 года Моссовет под председательством Николая Булганина постановил закрыть и снести Успенскую церковь, мотивируя это «острой необходимостью в расширении проезда по ул. Покровке».

Архитекторы-реставраторы, и первый среди них — П.Д. Барановский, как могли пытались защитить храм. Перед сносом получили разрешение сделать обмеры и снять образцы резных белокаменных деталей. Зимой 1936 года Успенскую церковь снесли до основания. Сейчас на этом месте — угол Покровки и Потаповского переулка — сквер.

Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы в Башмаках. Построена в XV веке на углу (современных) Всехсвятского проезда и Пречистенской набережной. Впервые упоминается в 1475 году. В 1629 году деревянная церковь сгорела и была заново выстроена в камне. Старое название этой местности «Башмаки» связано с фамилией думного дворянина Дементия Башмакова, который еще раз перестроил каменную церковь в конце XVII века. Перестроил ее на свои средства и на деньги, завещанные подьячим Шандиным. Храм получил тот внешний и внутренний вид, который сохранял до начала XX века: высокий, пятиглавый, с декором в стиле барокко.

Разрушена в 1932 году, чтобы освободить территорию для строительства Дворца Советов, а в итоге на этом месте появился бассейн.

Симонов Успенский монастырь. Основанный в XIV веке как женский монастырь, он стал одним из самых крупных и богатых монастырей столицы. А в XVI — XVII веках входил в пояс укреплений, защищавших подступы к городу с юга.

После Октябрьской революции монастырские ценности передали (1918 год) в Оружейную палату. В 1923-м закрыли и саму обитель, а в Тихвинской церкви с трапезной устроили Музей военно-крепостной обороны. Его директор Василий Троицкий наладил отношения с церковной общиной и разрешил службы в одном из храмов монастыря. Тогда же удалось провести частичные ремонтно-реставрационные работы стен и башен под руководством архитекторов из Центра имени Грабаря. А в 1929 году территорию монастыря выбрали для строительства Дворца культуры Пролетарского района. В ночь на 21 января 1930 года были взорваны постройки обители. Снесли пять из шести церквей, в том числе Успенский собор, колокольню, надвратные храмы, Сторожевую и Тайницкую башни с прилегающими к ним постройками. В ходе сноса уцелели южная стена с тремя башнями, трапезная с Тихвинской церковью и некоторые служебные постройки.

На месте уничтоженного некрополя в 1937 году воздвигли Дворец культуры ЗИЛа.

В фонде «Белый камень» в Коломенском хранятся фрагменты разрушенных башен, колоколен, взорванных церквей и некрополя на месте Симонова монастыре.

Подготовил Александр Емельяненков

Церковь Покрова на Нерли | izi.TRAVEL

Самая старая монастырская постройка – Лестничная башня. Она сохранилась в почти первозданном виде со времен Андрея Боголюбского. Башня – свидетельница гибели князя. 33 ступени ведут наверх в спальню, куда ночью 29 июня 1174 г. поднялись вооруженные бояре-заговорщики во главе с Якимом Кучкой. Князя ранили, но он смог спуститься по лестнице. Заговорщики нашли его по кровавому следу, добили, отрубили правую руку и сбросили тело во двор. Два дня государь пролежал на голой земле непогребенным, в то время как жители Боголюбова грабили дворец. Когда волнения улеглись, тело Андрея перенесли во Владимир и похоронили в Успенском соборе. Православная церковь причислила князя к лику святых мучеников.

Брат Андрея Боголюбского – Всеволод Большое Гнездо жестоко расправился с убийцами. Их живыми заколотили в гробы, засмолили и бросили в озеро Поганое. Оно недалеко, в двух километрах от Владимира. Такая же участь постигла и жену князя, знавшую о заговоре. Каждый год 29 июня в ночь убийства поросшие водорослями гробы поднимаются со дна озера и оттуда слышны стоны.

Впрочем, история Боголюбова – это не только кровь и убийства. Чтобы увидеть настоящее архитектурное чудо, надо от монастыря спуститься к железной дороге и перейти ее возле пригородной станции. Сразу за ней, по широкой пойме реки Клязьмы, через луга тянется узкая тропа. Если когда-нибудь в России объявят конкурс на самую красивую дорогу – эта тропа займет призовое место. Белокаменная церковь Покрова видна издалека. Она стоит у впадения в Клязьму маленькой речки Нерль. Церковь Покрова на Нерли – последняя и, возможно, лучшая постройка времен Андрея Боголюбского. И, без сомнения, одно из самых совершенных произведений русской архитектуры. В небольшом озере отражается ее стройный силуэт. Существует предание, что на дне озера, на восьмиметровой глубине, лежат церковные сокровища. Их спрятали от хана Батыя.

Церковь Покрова такая хрупкая и утонченная. Не догадаться, что ее построили в честь военной победы. В 1164 г. Андрей Боголюбский ходил походом на Волжскую Болгарию. Еще в V в. болгарский народ был вытеснен кочевниками со своих земель в низовьях Волги. Одна часть болгар переселилась на запад. Другая пошла на север и основала Волжскую Болгарию. Земли Болгарии простирались от Урала до Оки, и все среднее течение Волги находилось в руках ее князей. В XII в. отношения Руси с Волжской Болгарией ухудшились. За проезд по ее территории нужно было платить дань, разорительную и унизительную.

Вот и решили показать болгарам, кто на Русской земле хозяин. Поход князя Андрея был успешным. Но без жертв не обошлось. В битве погиб сын князя Изяслав, наследник владимирского престола. В честь победы и в память о сыне Андрей Боголюбский повелел заложить церковь близ своей резиденции, там, где Нерль сливается с Клязьмой.

По легенде, князь пожелал строить храм только из белого камня из болгарских каменоломен. Хотя ни в материале, ни в мастерах у Андрея недостатка не было. И строить храм должны были тоже непременно побежденные. Они же насыпали и холм на берегу точь-в-точь на высоту паводка.

За прошедшие столетия и Клязьма, и Нерль обмелели. Но и сегодня весной, во время большого паводка, вода подходит к самому основанию храма.

File:Church of the Protection of the Theotokos on the Nerl 10 commons.wikimedia.org
Автор:Nickolas Titkov www.flickr.com
Лицензия: creativecommons.org

у истоков белокаменного зодчества Руси

 

В 5 километрах от Суздаля расположено старинное село Кидекша, знаменитое своим храмовым комплексом. В XII веке здесь была построена белокаменная церковь Бориса и Глеба, в конце XVIII века — зимняя Стефановская церковь, «падающая» шатровая колокольня и церковная ограда со Святыми вратами. Многие даже не догадываются, какие потрясающие тайны и загадки скрыты здесь. Попробуем разобраться в них.

♦ По теме: Путеводитель по Суздалю

Храмовый комплекс в КидекшеСхема архитектурного ансамбля в Кидекше

Резиденция Юрия Долгорукого

Сегодня Кидекша — небольшое село с постоянным населением в 137 человек (данные на 2010 год). Многие приезжают сюда только на лето. А в XII веке в Кидекше находилась княжеская резиденция Юрия Долгорукого. Согласно легенде, в этом месте произошла встреча святых князей Бориса и Глеба, направлявшихся в Киев и убитых в 1015 году своим старшим братом Святополком. Они стали первыми русскими святыми, небесными покровителями Русской земли.

Резиденцию Юрия Долгорукого окружали земляные валы, частично сохранившиеся до настоящего времени. Их протяженность составляла около 1 километра — как в Дмитрове. Место было стратегически важным: у впадения реки Каменки в Нерль. Тем самым, Юрий Долгорукий мог контролировать речной путь из Владимира в Суздаль.

Земляные валы в Кидекше

По нынешней Центральной улице в Кидекше некогда проходил торговый путь из Суздаля в Городец и Нижний Новгород.

Здесь проходил торговый путь из Суздаля в Городец

В 1152 году в Кидекше была построена белокаменная церковь Бориса и Глеба, которая считается одним из древнейших памятников белокаменного зодчества домонгольской Руси и древнейшим в Северо-Восточной Руси. Вероятно, что рядом с ней стояли княжий двор и жилые палаты. В 1155 году Юрий Долгорукий уехал княжить в Киев, где вскоре умер, и Кидекша потеряла своё значение. Сын Долгорукого, Андрей Боголюбский, предпочел построить новую резиденцию в Боголюбово.

В 1159 году в Борисоглебском храме был погребен сын Юрия Долгорукого князь Борис Юрьевич. Позднее здесь нашли свое последнее пристанище его супруга Мария, которая умерла в 1161 году и дочь Евфросиния, скончавшаяся в 1202 году.

Размеры Борисоглебской церкви в Кидекше:

  • длина без апсид (наружные размеры) — 15,15 м
  • общая длина (наружные размеры) — 18,90 м
  • ширина (наружные размеры) — 15,50 м
  • подкупольное пространство — 4,92 × 4,92 м
Церковь Бориса и Глеба в Кидекше

Загадки белокаменного строительства во Владимиро-Суздальском княжестве

При Юрии Долгоруком во Владимиро-Суздальском княжестве было построено пять белокаменных храмов, из которых до нашего времени дошли только два: Борисоглебская церковь в Кидекше и Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. Они — самые древние белокаменные постройки Северо-Восточной Руси. Другие белокаменные постройки времен Долгорукого — Спасская церковь в Суздале, церковь Святого Георгия на дворе Юрия Долгорукого во Владимире, старый Георгиевский собор в Юрьев-Польском, — до наших дней не сохранились.

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, 1152-1157 годы

В отличие от белокаменных храмов эпохи правления Андрея Боголюбского и более поздних, храмы Юрия Долгорукого своим обликом напоминают крепости и вполне могли служить последним рубежом обороны.

Белокаменные храмы стали «визитной карточкой» Владимиро-Суздальского, а затем и Московского княжества. После Юрия Долгорукого традицию белокаменного строительства продолжили Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Святослав Всеволодович, Юрий Всеволодович, Константин Всеволодович. Батыево нашествие лишь ненадолго задержало развитие белокаменного строительства, и уже вскоре появляются белокаменные храмы в Твери, Москве, Коломне, Нижнем Новгороде, Можайске, Звенигороде, Старице, Угличе, Сергиевом Посаде. Из белого камня при Дмитрии Донском были возведены стены Московского Кремля. Одной из последних крупных белокаменных построек стал Успенский собор Московского Кремля (1475-1479 годы, архитектор Аристотель Фиораванти).

Южный фасад Борисоглебской церкви

И тут начинаются загадки. Почему во Владимиро-Суздальском княжестве при возведении храмов начали использовать белый камень — известняк? Ученые до сих пор спорят об этом. Расскажу об одной гипотезе, которая кажется мне наиболее достоверной.

В Древнем Риме и Византии храмы возводили преимущественно из плинфы — тонкого обожженного кирпича. Применялась также смешанная техника. Каменное строительство практиковалось только на окраинах империи, где не было необходимой для изготовления кирпича глины, но зато в большом количестве имелся природный камень. Из плинфы или в смешанной технике строили и древнерусские храмы.

Плинфа была дешевым строительным материалом, в то время как белый камень, по расчетам академика С.В.Заграевского, был на порядок дороже: более сложная его добыча, транспортировка, обработка. Не был белый камень и привлекательнее с точки зрения эстетики: вскоре после строительства стены храмов становились грязно-серыми из-за копоти от печного отопления и пожаров, практика их очистки появилась только в XIX веке. Серыми зимними днями они практически сливались с окружающим пространством. Белокаменные храмы невозможно построить такими же большими, как кирпичные. Что же заставило древнерусских мастеров отказаться от экономичной и удобной плинфы?

Близ Владимира и Суздаля старые выработки известняка отсутствуют. Где же добывали белый камень?

Анализ остатков одноклеточных организмов – фораминифер, содержащихся в известняке храмов Владимира и Суздаля показывает, что такой состав характерен для мячковского геологического горизонта, названного так по населенному пункту в Раменском районе Московской области. Мячковский горизонт распространен на весьма большой площади Восточно-Европейской равнины. Но выходов известняка на поверхность или близко к поверхности не так много.

До середины XIX века действовали Даниловские каменоломни (ныне район современной Даниловской набережной, Данилова монастыря и прилегающих районов в Москве). Также существовали выработки близ Подольска, Красной Пахры. Сьяновские каменоломни около Домодедово являются одной из крупнейших старинных систем на территории России. Они соседствуют с Камкинскими каменоломнями.

Наиболее древними выработками являются пещерные каменоломни в окрестностях сел Верхнее и Нижнее Мячково на Москва-реке, где известняк залегает довольно близко к поверхности. Содержащиеся в известняке фораминиферы идентичны тем, что обнаруживаются в белом камне владимиро-суздальских храмов. В XII веке это была юго-западная окраина Владимиро-Суздальского княжества. С присоединением новых земель зона добычи известняка значительно расширилась.

Белый камень везли водным путем — по Москва-реке, далее в районе нынешних Мытищ волоком в речку Ворю, оттуда по Клязьме во Владимир. Затем вверх по Нерли — в Суздаль, Кидекшу. По воде везли и в Юрьев-Польский, Переяславль-Залесский… Во всех этих городах мы обнаруживаем древние белокаменные храмы. Стоимость транспортировки составляла до 80% стоимости храма, по воде предстояло пройти более 500 км!

Река Нерль в Кидекше

При строительстве белокаменных храмов применялась так называемая полубутовая техника. Из обтесанного белого камня возводили две стенки-облицовки – внутреннюю и внешнюю, промежуток между которыми заполнялся бутом – обломками камня, плинфы, булыжниками, а затем заливался известковым раствором.

Возведение белокаменных храмов требовало мобилизации ресурсов всего княжества. Тем не менее, было нечто такое, что заставило Юрия Долгорукого и его потомков отдать предпочтение именно этому строительному материалу. На протяжении более чем 300 лет все самые лучшие храмы на Руси возводили из белого камня. На этот период падает и период междоусобиц, и ордынское иго, когда страна не имела возможности сорить деньгами.

Из белого камня невозможно было возвести такие же большие храмы, как из кирпича, его «предел надежности» гораздо ниже. Так, например, храмы более бедного Рязанского княжества, построенные из кирпича, были большими по размеру, чем белокаменные Владимиро-Суздальские. Огромные храмы, возведенные из плинфы и в смешанной технике, украшали Киев, Новгород. Вместо пяти белокаменных церквей Юрий Долгорукий мог вполне построить 50 кирпичных. Но этого не сделал ни он, ни его потомки.

По одной из версий, строителями храма в Кидекше могла быть артель галицких мастеров — с начала XII века белокаменное строительство распространяется в Галицко-Волынском княжестве, которое по своим традициям было близко Европе. Но, по мнению С.В.Заграевского, переход артели через ряд недружественных по отношению к Юрию Долгорукому княжеств выглядит сомнительным. Кроме того, подобный переход целой артели высококлассных мастеров должен был сопровождаться значительными бытовыми сложностями. В то же время, нельзя исключить факта, что отдельные галицкие мастера вполне могли перейти на службу Юрию Долгорукому.

На белокаменные храмы Галицкой и Северо-Восточной Руси большое влияние оказала романская и готическая архитектура Западной Европы. В пользу этого говорят многие заимствования в архитектуре, например, столь излюбленный в древнерусском зодчестве аркатурный пояс, орнаментальный и зооантропоморфный декор, перспективные порталы и др. Этому вопросу посвящено немало работ. Однако как справедливо отмечал И.Э.Грабарь, «Нигде нельзя встретить ни одной церкви, собора, дворца или здания, которое могло бы быть принято за образец владимирских церквей. Можно найти только частности, но нельзя встретить в целом ничего тождественного».

Археологические раскопки Института археологии РАН в 2018 году, которые проводились на территории храмового комплекса в Боголюбово, принесли новые результаты. По словам члена-корреспондента РАН Владимира Седова, «Открытые при раскопках 2018 года части собора дали новый материал как о плане собора, так и о происхождении владимиро-суздальской архитектуры в целом. Теперь мы понимаем, что, скорее всего, в строительстве этого храма участвовали мастера из Ломбардии и Эмилии-Романьи». Таким образом, версия о европейских корнях владимиро-суздальского белокаменного зодчества и храма в Кидекше в частности, получила новые доказательства.

Несмотря на геополитическое противостояние, культурное воздействие Западной Европы было очень велико. К XII веку самые значительные соборы строились там из камня, символизируя мощь и величие молодых государств. Из кирпича строились второстепенные церкви и хозяйственные постройки. Возможно, что суздальские «каменных дел мастера», возводившие, в том числе, и церковь в Кидекше, учились в Европе, ездили в Западную Европу, перенимая опыт и секреты мастерства западноевропейских зодчих, а потом перенесли это на родную почву, творчески переосмыслив мономаховы традиции. Как считает Заграевский, весьма вероятно, что архитектор Борисоглебского храма был хорошо знаком с императорским собором в Шпейере (Шпайере) в Германии, построенным в 1029-1106 годах.

Западный фасад Борисоглебской церкви. Обращает на себя внимание «универсальный» романский декор, который встречается на фасадах западноевропейских церквей, в том числе и на соборе в Шпейере

Вполне возможно, что именно это во многом и предопределило симпатии Юрия Долгорукого к белому камню — как «имперскому» строительному материалу, символизируя вхождение Владимиро-Суздальской Руси в число ведущих европейских держав.

… белый камень для Древней Руси имел колоссальное историческое значение. Он был не просто строительным материалом, он был выражением государственной мощи и имперской идеологии. И все огромные сложности добычи и обработки белого камня (в шедевре русской литературы начала XIII века – «Молении Даниила Заточника» – приводится пословица: «Лепше есть камень долотити нежели зла жена учити») с лихвой окупались исключительным значением белокаменного строительства для государственного престижа Древней Руси.

С.В. Заграевский

Кроме того, добыча и обработка известняка в наших краях была очень выгодна. До середины XV каменное строительство вели исключительно князья, которые выделяли огромные средства, оседавшие в карманах многочисленных посредников. «Откаты» существовали и в те давние времена!

На первых порах, во времена Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, белокаменное строительство подчеркивало величие княжеской власти, которая могла позволить себе возведение столь дорогостоящих храмов.

♦ По теме: «Каменная поэма»: Дмитриевский собор во Владимире

Во времена ордынского лихолетья белокаменные храмы символизировали величие и мощь ставшей легендарной к тому времени Древней Руси. Отказаться от них было равносильно потере своей идентичности. То, что начиналось как подражание имперскому стилю, утверждение мощи Владимиро-Суздальской Руси и её вхождение в число ведущих европейских держав, впоследствии стало традицией, цементирующей национальное самосознание. Может потому нам так бередит душу белоснежный храм Покрова-на-Нерли, эта квинтэссенция русской души?

Спустя несколько столетий европейские зодчие вновь перешли на более дешевый и экономичный кирпич. То же самое мы видим и в России. Впрочем, из белого камня по-прежнему продолжали строить, но с меньшим размахом.

Обрушение храма Бориса и Глеба в Кидекше

В 1238 году Кидекша была разорена татаро-монголами и опустела, её жители переселились в Суздаль. В 1239 году пострадавший от рук врага Борисоглебский храм был восстановлен и заново освящен. В XIV веке здесь возник монастырь, приписанный позднее к Печерскому Нижегородскому монастырю.

Белый камень нес в себе еще одну проблему, неочевидную на первых порах строительства. Давайте посмотрим на северную и южную стены Борисоглебского храма. В глаза сразу бросится одна деталь — непропорциональность храма.

Борисоглебский храм в Кидекше

Древнерусские храмы унаследовали византийскую крестово-купольную систему. Соответственно, с каждой стороны должно быть по три прясла, разделенных лопатками. Но их три только с западной стороны и три апсиды с восточной. А с южной и северной — по две! Третья есть, но куцая. Как так могло случиться?

Западный и южный фасады Борисоглебской церкви

Дело в том, что на рубеже XVI-XVII веков часть сводов и глава церкви Бориса и Глеба обрушились. Этому в определенной степени способствовал более континентальный, нежели в Европе, климат Руси — постоянные переходы температуры через ноль. Вода, которую впитывал известняк, буквально разрывала камни. К тому же строители, бывало, ошибались в расчетах, превышая «предел надежности». Так что неудивительно, что многие белокаменные храмы обрушивались полностью или частично. К этому разговору мы еще вернемся, когда будем говорить о Георгиевском соборе в Юрьев-Польском.

Непропорциональность Борисоглебской церкви в Кидекше — результат её обрушения и достройки в XVII веке

В 1660-е годы восточные прясла северной и южной стен были разобраны до уровня аркатурного пояса, перестроены восточные столпы внутри храма. Церковь перекрыли четырехскатной кровлей, сменившей древнее позакомарное покрытие. Вместо светового барабана была возведена маленькая декоративная головка, характерная для того времени.

Реконструкция церкви Бориса и Глеба в Кидекше

Храмовый комплекс в Кидекше в Новое время и наши дни

В 1764 году Борисоглебский монастырь был упразднен, Борисоглебская церковь стала приходской. В 1780 году рядом с Борисоглебским храмом на месте более старого храма были возведены зимняя Стефаниевская (Стефановская) церковь, надвратная шатровая колокольня и ограда со Святыми вратами. Колокольня со временем наклонилась до такой степени, что её уклон заметен сейчас невооруженным глазом — более 6°.

Храмовый ансамбль в КидекшеЗимняя Стефановская церковь, построенная в традициях деревянных храмовИкона Святого первомученика архидиакона Стефана над входом в Стефановскую церковьНадвратная колокольняСвятые врата

На рубеже XIX-XX веков с западной стороны к Борисоглебскому храму пристроили низкий притвор, расписанный в 1913 году к 300-летию дома Романовых. В 1930-е годы церковь Бориса и Глеба едва не погибла — местные жители начали разбирать её и ограду на камни, рядом был устроен карьер для добычи песка. Лишь благодаря вмешательству суздальского историка А.Д.Варганова этот выдающийся памятник архитектуры удалось спасти и передать Суздальскому музею.

В 2011 году архитектурно-археологический отряд Суздальской экспедиции Института археологии РАН исследовал Борисоглебскую церковь и выявил ранее неизвестные детали внутреннего убранства храма: основания позднего иконостаса и более ранней алтарной преграды под ним, нижнюю часть белокаменного престола с отпечатками четырех ножек и омфалий (особое место, куда в определенные моменты службы становился епископ, предшественник амвона) середины XII века.

Сейчас внутри церкви Бориса и Глеба находится музей, где можно познакомиться с экспозицией, посвященной истории этого удивительного храма. Сохранились фрески XII-XVIII веков, росписи притвора, выполненные в 1913 году. В наши дни она включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля. Церковь Бориса и Глеба».

Сама Кидекша — живописное село с неторопливым течением жизни. И только лишь старинный храмовый комплекс, окруженный земляными валами, напоминает о её былой славе.

Мемориал жертв Великой Отечественной войныЖилой дом в Кидекше

Информация для путешественников и карта

  • Адрес: Россия, Владимирская область, Суздальский район, село Кидекша
  • Телефон: +7 49231 2‑11-30
  • Сайт: vladmuseum.ru
  • Время работы: понедельник, среда — с 10:00 до 16:00; с четверга по воскресенье — с 10:00 до 17:00. Последний понедельник месяца — санитарный день. Летом: с понедельника по пятницу — с 10:00 до 18:00, суббота — с 10:00 до 19:00, воскресенье — с 10:00 до 18:00.

При написании статьи использованы материалы:

© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

 

Белый камень | О нас

Заявление веры Белого камня

ПИСАНИЕ

Мы верим, что Священные Писания, Ветхий и Новый Завет, являются вдохновенным Словом Божьим, без ошибок

в оригинальных писаниях, полным откровением Его воли для всех. спасение людей и Божественное и окончательный авторитет

для всей христианской веры и жизни. II Тим. 3:16, 17; 2 Петра 1:20, 21; Матфея 5:18

БОГ

Мы верим в единого Бога, Творца всего, бесконечно совершенного и вечно существующего в трех Лицах,

Отца, Сына и Святого Духа.Втор. 6: 4; II Кор. 13:14; Откр. 4:11; Евр. 1: 3; I Кор.8: 6

ИИСУС ХРИСТОС

Мы верим, что Иисус Христос является истинным Богом и истинным человеком, зачатым от Святого Духа и

рожденным от Девы Марии. Он умер на кресте в качестве жертвы за наши грехи согласно Писанию. Далее, Он

телесно воскрес из мертвых и вознесся на Небеса, где по правую руку величия на Высшем Он теперь является нашим

Первосвященником и Защитником, и в лице Святого Духа Он пребывает в верующем.Является. 7:14; Мэтт. 1: 18-25;

I Cor.15; Евр. 7: Иоанна 1: 3-14; ПЗУ. 8: 9; 1 Петра 2: 21-25; Деяния 1: 9, 10; 1 Иоанна 2: 20-27

СВЯТОЙ ДУХ

Мы верим, что служение Святого Духа должно прославлять Господа Иисуса Христа и в этот период обличать, возрождать, запечатывать, пребывать, направлять, наставлять и наделять силой для жизни и служения . Мы верим, что Святой Дух продолжает дарить верующему все дары. Иоанна 16: 8-13; I Кор. 12: 7-14: Еф.1: 13: Рим. 8: 9: Титу 3: 5; Еф.2: 1-3; Иоанна 3:36

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

Мы верим, что человек был создан по образу Божьему, но впал в грех и поэтому погиб, и только

через возрождение Святым Духом может быть получено спасение и духовная жизнь. Быт. 1:26, 27; 2:17; 3:16; I

Кор. 15:21, 22; ПЗУ. 3: 9-23; Еф. 2: 1-3: Иоанна 3:36

СПАСЕНИЕ

Мы верим, что пролитая кровь Иисуса Христа и Его воскресение являются единственным основанием для

оправдания и спасения для всех, кто верит, и только те, кто принимает Иисуса Христа, рождены Святой Дух

и таким образом стать детьми Божьими.Еф. 1: 3-14: 2: 4-10; Титу 3: 4-7; Иоанна 1: 2; 3: 16-36; 5:24; ПЗУ. 5: 9, 10; 8: 1

ЗАКАЗЫ

Мы считаем, что водное крещение и Вечеря Господня — это таинства, которые Церковь должна соблюдать в течение

годов этого века. Однако их не следует рассматривать как средство спасения. (Эта церковь должна практиковать крещение погружением

) Матф. 28:19, 20; Деяния 2:38; 8:12, 35–38; Кол. 2:12; Луки 22:19, 20: 1 Кор. 11: 23-29

ЦЕРКОВЬ

Мы верим, что истинная Церковь состоит из всех таких людей, которые возрождены Святым Духом

через спасительную веру в Иисуса Христа, объединены вместе в Теле Христовом, которым Он является Lord and Head,

и уполномочены выполнять данную Богом задачу провозглашать Евангелие каждому человеку.Только те, кто составляет

, следовательно, являются членами истинной Церкви, имеют право на членство в поместной церкви. Каждая поместная церковь имеет

право под Христом решать и управлять своими собственными делами.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ХРИСТА

Мы верим в личное и неминуемое возвращение нашего Господа Иисуса Христа, и что это имеет жизненно важное значение

для личной жизни и служения верующего. Марка 13:32: I Фес. 4: 13-18; Иоанна 14: 3; I Кор. 15;

Ред. 1: 7

ПРИГОВОР

Мы верим в телесное воскресение мертвых; верующего — к вечному блаженству и радости

с Господом, а неверующего — к суду и вечному отделению от Бога.Мал 3:18; Мэтт. 25: 34-41;

Иоанна 5: 28,29; Откр. 20: 4-6, 11-15; I Thess. 4: 16,17; II Фесс. 1: 7-9

БРАК

Мы считаем, что термин «брак» имеет только одно значение, как определено Священным Писанием, а именно брак, санкционированный Богом, который объединяет одного мужчину и одну женщину в едином исключительном союзе.

Воины Белого Камня помогают бездомным в Ваукеше

ОКРУГ ВАУКЕША, Висконсин — Боб Крауч ездил на турниры и конференции по боевым искусствам по разным городам.Он и его жена Венди встречали бездомных, куда бы они ни пошли, и начали давать воду и другие предметы людям, которых они встречали во время своих путешествий.

Вернувшись в Висконсин, они сказали, что, руководствуясь религиозным духом, подали горячую еду и разделили предметы гигиены бездомным в Милуоки и Вокеша.

Они основали White Stone Warriors, некоммерческую благотворительную организацию, деятельность которой направлена ​​на помощь бездомным.

WSW подает еду по адресу 101 Union St.у реки на стоянке в Ваукеше.

«Все говорили, что нам нужно делать больше, но у меня не было времени», — сказал он Патчу.

Когда разразилась пандемия, Краучу сказали, что он должен закрыть свою академию боевых искусств в Уотертауне на несколько месяцев. Крауч сказал, что, имея дополнительное время, он мог кормить людей каждый день.

«Центр надежды был закрыт на две недели [из-за COVID-19], и все эти парни были на улице», — сказал Крауч.

Крауч сказал, что его группе удалось получить второй фургон, чтобы проводить больше мероприятий и проводить массовые рассылки в общине, что он приписал молитве. Они также обслуживают множество кладовых в районе Милуоки и Вокеша.

Группа также работает с Just One More Ministry в Глендейле, занимающимся перераспределением продуктов питания. Какие бы оптовые товары группа не могла хранить, WSW доставляет их нуждающимся.

WSW раздал в среду 200 коробок чартерной школе и центру дошкольного образования La Casa de Esperanza.В ящиках было мясо, продукты, хлеб и молочные продукты, которых хватило на несколько обедов для семьи.

Крауч полагается на других добровольцев, которые помогают доставлять еду и выполнять другие задачи. Обычно у него более 15 человек, включая поваров, которые помогают накормить людей.

Куда уходят бездомные зимой?

Прошлым летом группа ежедневно кормила около 62 человек в Вокеше, сказал Крауч.

«Это [увеличение] по разным причинам», — сказал он. «Они выходят из тюрьмы и заходят прямо на наш сайт, и все знают, где мы сейчас находимся.«

Зимой количество людей, которых кормили, уменьшилось примерно до 10 в день. Он сказал, что« настоящие хардкорные люди », которые спят на улице, все еще приходят за едой.

Поскольку погода становится теплее, особенно в апреле, количество людей увеличится ». Сейчас они спят на чьей-то веранде, в подвале или в гаражах на зиму. Люди пожалеют о них «, — сказал Крауч.

Крауч добавил, что бездомные выйдут в полном составе летом.» Будет совершенно новая свежая группа людей «, — сказал он.

Внутри общины

Крауч чувствует, что он наладил отношения с бездомными, которым он служит в общине, и познакомился со многими людьми на улице.

Крауч сказал, что многие из них говорят ему, что не ожидают проснуться на следующий день. По словам Крауча, один мужчина находится в реанимации после удара головой после падения, когда он пил. «В прошлом году мы потеряли девять человек из-за пребывания на улице или передозировки», — сказал он.

Группа Крауча обеспечивает еду, чтобы у них был еще один день, чтобы поправиться или найти способ уйти с улицы.

Но некоторым людям, которым он служил, помогли, и они больше не живут на улице, сказал он. «Благодаря тому, что мы находимся там и укрепляемся с ними, некоторые из этих парней уходят с улицы», — сказал он.

Чтобы узнать больше о ресурсах для бездомных или о том, как вы можете помочь, посетите сайт www.Waukeshacounty.gov. Чтобы пожертвовать и узнать больше о White Stone Warriors, посетите www.whitestonewarriors.com.

Тонкие гидрокалевые отливки от C. C. Crow — HO Kit — WSC — White Stone Church kit

КАК КЛИНИКИ ОН-ЛАЙН

КАК КЛИНИКИ
Вот несколько из моих on-line, как работать с мини-клиниками Hydrocal .Каждый комплект, конечно же, включает в себя конкретные инструкции — и есть много способов что-то делать, но вот мои мысли, советы и приемы.

Окраска КАМЕНЬ
Немного попрактиковавшись, вы сможете раскрасить реалистичные каменные стены. Вот как я это делаю.
Что мы будем делать теперь, когда Testors / Floquil сбросили свои Flo-Stains?

Окраска КЕДРОВЫЕ КРЫШИ
На самом деле так же, как окрашивание бетона, это просто.Проверить как я это делаю.

Окраска КИРПИЧ
Мои традиционные техники окрашивания и затирки кирпича.

СТАНК ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ЦАРАПИНЫ

Камень ручной работы —
У меня есть три разных класса. Использовать в качестве подпорных стен, разрезать их для фундаментов или строить целые новостройки.

Кирпич обыкновенный стандартный — мелкий
Если вы любите строить с нуля или просто хотите попрактиковаться, ознакомьтесь с моими сток отливки.Это те же строительные блоки, которые я использую для создания своих комплектов.

Cedar Shake Roof- штраф
Также доступна крыша моя Cedar Shake Roof — fine, CSR-f. я Говорю вам, это отличная вещь. Я даже сделал стены здания из них.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ НАБОРЫ

Мельница для каменной черепицы
симпатичная маленькая модель. В нем такой же (но не точный) вид каменной кладки.

Защитный крючок и лестница Co.
Кирпичная пожарная часть
Как насчет этой маленькой двухэтажной пожарной части? Это введение в префект Конструкции из гидрокирпичного кирпича. Если вы боитесь браться за большие комплекты, почему бы и нет? Начните здесь? Вы обнаружите, что моделирование Hydrocal — это очень весело, а не то, сложно освоить.

Солонка Новой Англии
Или как насчет этой классики. Для его создания я использовал тот же материал крыши из кедра.

Часовня из белого камня — Penn Yan, NY

COVID-19 Уведомление: из-за текущих мер предосторожности церковные службы и собрания на территории могут быть временно нарушены.

Церковь Назарянина
201 Brown Street Ext
Penn Yan, NY 14527

Часовня Белого Камня — небольшая церковь, расположенная в Пенн Яне, штат Нью-Йорк.Наша церковь была основана в x и связана с церковью Назарянина.

Чего ожидать в Белокаменной часовне

Руководителей:

Преподобный Ричард Норман, пастор
Маргарет Норман MS CRC (в отставке) Руководитель служения консультирования

Время обслуживания:

Воскресный утренний тренинг по ученичеству 10:00:
Детский класс, возраст 4-10
Молодежный класс, возраст 11-18
Взрослый класс 19-
Воскресное богослужение 11:00
Среда Хвала, молитва и игра 18:00

Детали услуги

  • Наиболее распространенная формальная и неформальная одежда
  • Сочетание традиционного и современного стиля поклонения
  • Печатный бюллетень богослужения
  • Причастие
  • Призыв к алтарю или приглашение
  • Расположение: округ Йейтс
  • Парковка: Частная территория
  • Вечернее субботнее богослужение: №
  • Многоэтажная церковь: No
  • Основной используемый язык: английский

Министерства и программы

  • Детское служение
  • Молодежное или подростковое служение
  • Еженедельные малые группы
  • Молодежное служение
  • Мужское / женское служение

Дополнительная информация о нашей церкви

Белокаменная часовня — это гостеприимная церковь, расположенная на оконечности озера Кеука, одного из озер Фингер.Мы неформальны для тех, кто хочет неформального, и мы формальны для тех, кто хочет формального. Кто-то носит костюмы, кто-то — джинсы и рубашки, это зависит от того, насколько вам комфортно.

Миссия White Stone Chapel — познать Божью любовь и поделиться этой любовью друг с другом и с нашим сообществом! Наша ответственность — провозглашать весть Иисуса Христа, нашего Спасителя, и каждый день жить святой жизнью.

Добавить или обновить информацию о церкви

Для получения дополнительной информации

  • (315) 694-8997
  • (315) 694-7091

Объединенная методистская церковь Белого камня, Уайт-Стоун, Вирджиния

По адресу Объединенная методистская церковь Белого камня , мы знаем, что войти в церковь впервые может быть немного пугающе.Мы действительно стремимся быть церковью, которая встречает людей там, где они есть, независимо от того, следуете ли вы за Иисусом много лет или только начинаете исследовать веру. Мы надеемся, что вы откроете для себя Объединенная методистская церковь Белого камня в Белый камень , Вирджиния , чтобы стать местом, где вы сможете найти сообщество, развиваться в своих отношениях с Иисусом и открыть для себя миссию своей жизни.

Святой Дух — это Дух Божий, полностью божественный. Он вдохновлял святых людей древности на написание Священного Писания.Через озарение Он дает людям возможность понять истину. Он превозносит Христа. Он обвиняет людей в грехе, праведности и суде. Он призывает людей к Спасителю и производит возрождение. В момент возрождения Он крестит каждого верующего в Тело Христово. Он развивает христианский характер, утешает верующих и дарует духовные дары, которыми они служат Богу через Его церковь. Он запечатывает верующего до дня окончательного искупления. Его присутствие в христианине является гарантией того, что Бог приведет верующего к полноте положения Христа.Он просвещает и наделяет верующих и церковь силой в поклонении, евангелизации и служении.

О Боге: Бог — Создатель и Правитель Вселенной. Он существовал в трех триединых лицах: Отце, Сыне и Святом Духе. Эти трое равны и составляют один Бог.

О служении: Служение, призванное Богом и установленное Священными Писаниями, было предоставлено нашим Господом для четырехчастной цели — вести Церковь в: Евангелизации мира.Марка 16: 15-20 Поклонение Богу. Иоанна 4: 23,24 Созидание тела святых, совершенных по образу Сына Его. Ефесянам 4: 11-16, Удовлетворение человеческих нужд служением любви и сострадания. Псалом 112: 9, Галатам 2:10; 6:10, Джеймс 1:27

: Изобразительное искусство :: Культура и искусство :: Россия-Инфоцентр

Древняя Русь оставила нам удивительные белокаменные памятники архитектуры; Великолепные соборы Владимира и скромные церкви Подмосковья, построенные из белого известняка, воплотили свою эпоху каменным почерком строителей, талант которых в те далекие времена мог проявиться в основном в возведении культовых построек.С удивительной точностью они измельчали ​​мягкий известняк, чтобы сделать стеновые блоки, плиты для ступеней, цоколи и цоколи, оконные рамы, причудливые фигуры, оригинальные украшения и даже статуи. Сложная резьба орнаментального декора на старинных соборах на протяжении многих веков выдерживала испытание временем.

Обычно термин «белый камень» обозначает светлый каменноугольный известняк (палеозойской эры), встречающийся в центральных регионах европейской части современной России. Однако часто упоминают песчаник, доломит и волжский известняк пермской формации, а также многочисленные виды известняка, травертина и алебастра, лежащие в Приднестровье.Следовательно, более общее определение белого камня — это любой поддающийся обработке камень с бело-желтоватой матовой поверхностью, который не является ни мрамором, ни ракушечником.

Белый камень был одним из основных строительных материалов в Древней Руси и имел огромное историческое значение как выражение государственной мощи и имперской идеологии XII-XV вв. Он сыграл ключевую роль не только в древнерусской архитектуре, но и в истории Древней Руси.

Христианство пришло на Русь из Византии, но строительство храма производилось из плинфа, (особый сорт широкого и плоского обожженного кирпича) или по смешанной технологии «opus mixtum».Строительные методы применялись в Киеве, Новгороде, Пскове, Смоленске и во всех других древнерусских землях, кроме Владимира и Суздальского княжества, где белокаменное строительство было начато в 1152 году. В домонгольские годы 95 процентов построек во Владимире и Суздальском княжестве Суздальские земли были построены из белого камня. Наиболее знаковыми и впечатляющими белокаменными церквями являются Успенский собор во Владимире (1158–1160 гг., Перестроен в 1186–1189 гг.) И церковь Покрова Пресвятой Богородицы на реке Нерли у села Боголюбово Владимирской области (1158 г.) .

В XII веке, когда в России начали белокаменное строительство, Византия была уже слабой и не имела значительной власти на международной арене. В то же время в эпоху готики и романизма в Западной Европе строительство из различных видов камня олицетворяло государственную власть и имперскую идеологию, тогда как кирпич использовался только для небольших светских построек и церквей в бедных окраинах. Отсюда по примеру западноевропейского строительства суздальские князья перешли на белокаменную технологию, дорогую и ненадежную, но «имперскую».

Белокаменное строительство стало одним из важнейших этапов превращения Древней Руси в одну из ведущих европейских держав, процесс, надолго прерванный монгольским нашествием. Однако даже в тяжелые времена монгольского ига строители Древней Руси продолжали использовать белый камень, что, вероятно, стало одним из факторов, которые помогли Владимиро-Суздальскому княжеству сохранить свою духовную независимость и возродиться под новым именем Московия. Русь.

Когда Москва стала базой для объединения разобщенной Руси в единое государство, большое значение имело возведение монументальных зданий.Таким образом, церкви превратились в памятники, знаменующие важнейшие факты в истории России. Так, например, знаменитый собор Василия Блаженного (1555-1560) был празднованием взятия Иваном Грозным Казанского ханства.

В конце 15 века, когда мастера западноевропейского Возрождения полностью перешли на гораздо более надежное, экономичное и практичное кирпичное строительство, выражение государственной власти в камне перестало иметь смысл. Потом россияне тоже перешли на кирпичное строительство.Последним замечательным древнерусским белокаменным храмом был Успенский собор (1475–1479) в Москве. Однако широкое использование белого камня не прекратилось, так как его использовали повсеместно для цоколей, цокольных этажей и элементов архитектурного декора. Резьба по камню в русском зодчестве достигла огромных высот в XVI-XVII веках. Резьба по белому камню использовалась как для церковных, так и для светских построек. Яркие образцы русского искусства резьбы по камню можно встретить в палатах и ​​башнях Московского Кремля.Грановитая палата (1487–1491) была украшена замысловатыми резными наличниками в XVII веке, а Теремной дворец — одно из сокровищ русской белокаменной резьбы. Мастерство русских камнерезов проявилось не только в Москве, но и в других городах и регионах. Так, резные каменные детали можно увидеть и в ярославских церквях 17 века, в Богородице-женском монастыре в Сольвычегодске и др.


Резные камни из археологических раскопок
автор: Н.А.Артлебен у церкви на Нерли Причудливые резные орнаменты и барельефы — величайшая загадка белокаменного древнерусского зодчества. До нас дошло лишь фрагментарно, в основном от чудесно сохранившихся Дмитриевского собора во Владимире и Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Существуют различные гипотезы о символическом значении изображений, изображенных на барельефах Дмитриевского собора. К сожалению, за восемь веков, прошедших с момента создания церкви, русский народ каким-то образом утратил эту красивую легенду, и теперь историки могут только строить догадки о ней.Некоторые объясняют белокаменный резной орнамент как своеобразное выражение ностальгии, которую испытывали люди того времени по наследию язычества прошлого. Также существует возможность учитывать эти орнаменты с влиянием римского, византийского, скифского и иранского, кельтского или славянского язычества.

Богатейшее царство животных и сказочных изображений обосновалось не только на стенах церквей, но и проникло внутрь, в столицы. Наибольшей популярностью пользовались изображения грифонов, львов и леопардов.Лев и леопард символизировали могущество и мощь владимирских князей. Постепенно они вошли в геральдику великих князей. Образ причудливого грифона имел торжествующее, победное значение. Наряду с этими заимствованными мотивами в белокаменной скульптуре появились фольклорные и апокрифические изображения, такие как драконы, различные птицы, а также Китоврас , что говорит о широком социальном содержании образов белокаменной скульптуры. Народные корни скульптуры наиболее ярко проявляются в растительных древовидных орнаментах.