/Церковь в готическом стиле – Готические соборы Германии: самые известные здания, фото

Церковь в готическом стиле – Готические соборы Германии: самые известные здания, фото

Содержание

Готические соборы Германии: самые известные здания, фото

Автор Станислав Холмогоров На чтение 12 мин.

Немцы утверждают, что в их стране в полной мере проявлена суть готики как архитектурного стиля. В Германии есть множество зданий, выполненных в духе этого направления. Особо выделяются всемирно известные соборы Германии в готическом стиле. Все они имеют богатую историю и представляют собой уникальные произведения искусства.

Кельнский собор

Это сооружение находится в городе Кельн и относится к римско-католическим готическим соборам.

Строительство Кельнского собора было начато в 1248 году и продолжалось до 1437 года. После этого работы по строительству были возобновлены в 1842 году и продолжались до 1880 года.

Общие данные о Кельнском соборе:

  • официальное название – Кафедральный собор во имя Святого Петра и Святой Девы Марии;
  • высота – 157 м;
  • ширина – 86 м;
  • площадь – 7000 кв. м.

Интересные факты:

  • в общей сложности на возведение Кельнского собора было потрачено более 1 миллиарда евро в пересчете на современные деньги;
  • в Кельнском соборе есть самый большой действующий колокол в мире под названием Петер, его вес составляет 24 тонны;
  • в этом соборе хранятся мощи трех волхвов – Мельхиора, Каспара и Бальтазара.

Ежегодно Кельнский собор посещают более 6 000 000 туристов.

Магдебургский собор

Это строение считают самым древним готическим собором в Германии. Находится он в городе Магдебург.

Строительство собора началось в 1209 году. Работы продолжались более 300 лет, до 1520 года.

Общие данные о Магдебургском соборе:

  • официальное название – Собор Святой Катерины и Святого Маврикия;
  • высота собора – 32 м;
  • ширина – 83 м;
  • длина – 120 м;
  • высота башен – 99 и 104 м.

Интересные факты:

  • собор в Магдебурге был построен на месте сгоревшего в страстную пятницу 1207 года городского собора, построенного императором Оттоном I Великим в середине Х века;
  • здание собора стало приобретать типичные для готического стиля черты только в период с 1235 по 1260 годы;
  • в Магдебургском соборе проводят концерты духовной музыки, для этого в 2008 году здесь был установлен новый орган;
  • к знаменитым духовным сокровищам этого храма относятся гранитные и мраморные древнеримские колонны, скульптуры дев середины 12 века.

Церковь святого Лаврентия

Здание находится в Нюрнберге. Церковь святого Лаврентия считают наиболее старым лютеранским храмом.

Точная дата начала строительства церкви святого Лаврентия неизвестна. Ранее на ее месте стояла часовня Святого Лаврентия – об этом здании упоминается в 1235 году. Примерно в 1275 году она стала самостоятельной.

В ходе Второй мировой войны церковь была сильно повреждена. После окончания боевых действий была начата реконструкция, которая затянулась до 60-х годов ХХ века.

Общие данные:

  • длина церкви – 91,7 м;
  • ширина – 30 м;
  • высота центрального нефа – 24,2 м;
  • высота боковых нефов – 11,5 м.

Интересные факты о соборе:

  • основными достопримечательностями собора святого Лаврентия, представляющими значительную художественную ценность, являются дарохранительница, золоченый канделябр, скульптурная композиция «Благовещение»;
  • долгое время высокие башни собора были источниками пожаров, так как в них часто били молнии;
  • западный фронтон собора украшает огромная розетка окна, диаметр которой составляет 10 м.

В церкви Святого Лаврентия есть евангелический орган, которому нет аналогов по величине. Это второй по величине церковный орган страны.

Церковь Святой Марии

Собор расположен в Любеке. Это третья по величине церковь в Германии.

Строительство церкви было начато в середине 13 века (в 1250 году). В то время пожары были частым явлением. В ходе одного из них сгорела городская церковь и возникла необходимость в возведении нового храма.

Информация о церкви:

  • высота сводов – 38,5 м;
  • высота башен – 125 м.

Интересные факты о церкви:

  • Готическая церковь в Любеке является объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
  • Собор стал образцом для 70 храмов в готическом стиле, которые были построены в балтийском регионе.
  • Возле центрального входа в церковь находится фигурка чертика. Какое отношение он может иметь к святому месту? Существует легенда, согласно которой в 13 веке, после того как сгорела предыдущая церковь, началась стройка новой. На это место пришел черт, который поинтересовался, что будет здесь возведено. Чтобы сохранить здание, ему соврали и ответили, что это будет винный ресторан. Черт обрадовался и сказал, что поможет строительству. И действительно, церковь была построена быстрыми темпами. Рядом с ней в угоду черту построили винный ресторан.

Своды церкви Святой Марии – самые высокие в мире среди кирпичных церквей.

Бременский собор

Полное название – Бременский кафедральный собор Святого Петра. Находится здание в городе Бремен.

Начало Бременскому собору дала церковь Святого Виллехада, которая была построена в 789 году. Через несколько лет она сгорела, а в 805 году была построена новая церковь. В дальнейшем строения расширялись.

Основная информация:

  • высота башен – почти 100 м;
  • высота смотровой площадки – 68 м;
  • длина нефа – 93 м.

Интересные факты:

  • к достопримечательностям собора Святого Петра относят Свинцовый подвал, в котором находится 9 хорошо сохранившихся мумий;
  • на территории собора расположен сад, открытый для туристов: в нем растут растения около 120 видов, которые упоминаются в Библии;
  • собор практически полностью построен из песчаника.

В соборе имеется резная кафедра, которая была подарена ему шведской королевой.

Шверинский собор

Также известен как кафедральный собор Святой Марии и Святого Иоанна. Находится в городе Шверине.

Шверинский собор был возведен в период с 1260 по 1416 годы. Современный вид кафедральный собор в Шверине приобрел в 1980-е годы.

Информация о соборе:

  • длина главного нефа – 100 м;
  • высота башки – 117,5 м.

Интересные факты:

  • Шверинский собор – единственная сохранившаяся в этом городе средневековая церковь;
  • наиболее ценные предметы обстановки храма: Триумфальный крест, средневековый алтарь с фигурами Святой Марии, Иоанна Богослова и Христа, бронзовая купель.

Шверинский собор – одно из самых высоких зданий в северной части Германии.

Церковь Святого Ламберта в Мюнстере

Это здание было заложено в 1375 году. Находится в Мюнстере.

Высота неоготического шпиля церкви составляет 90,5 м.

Это современный католический храм, в котором помимо служб проходят концерты классической и духовной музыки.

Церковь святого Ламберта стала особо известна в 1535 году, когда на ее территории в трех кованых клетках выставили на всеобщее обозрение тела людей, которые распространяли еретические учения, подрывающие основы христианской веры.

Церковь Святого Духа в Гейдельберге

Этот храм находится в Гейдельберге, неподалеку от Гейдельбергского замка.

Церковь возводилась с 1398 по 1515 годы. Она выстроена из песчаника. Изначально здание строили в качестве усыпальницы.

Эта старинная церковь сегодня является действующей евангелической церковью, в которой проводят не только религиозные служения, но и концерты органной музыки, а также прочие культурные мероприятия.

Собор Святого Духа в Гайдельберге вошел в историю как одно из мест захоронения Палатинской библиотеки.

Ульмский собор

Это лютеранская церковь в городе Ульм. Сооружение считают наиболее высоким в мире: высота шатра колокольни составляет 161,5 м. На уровне 143 м обустроена смотровая площадка, с которой открывается восхитительный вид на город.

Собор в Ульме был заложен в 1377 году. Работы над основной частью церкви были завершены в 1405 году.

Интересные факты:

  • На крыше собора имеется скульптура воробья с веточкой в клюве. Городские легенды гласят, что это знак уважения этим птицам за подсказку о том, как провезти массивные бревна через небольшие городские ворота.
  • После того как в 1405 году здание было достроено, его освятили, однако простоял собор недолго: своды были очень тяжелыми, поэтому боковые нефы не выдержали нагрузки. В разрушенном состоянии собор стоял до 1543 года.

Официально собор является обычным городским храмом, но его значительность из-за внушительного внешнего вида не уменьшается.

Регенсбургский собор

Это готический собор в Регенсбурге (Бавария). Его также называют собором Святого Петра.

Датой создания считают 1260 год, когда на месте сгоревшего собора Каролингов выстроили новый. В 17 веке интерьер Регенсбургского собора был дополнен элементами барокко, а также куполом.

Утренние мессы сопровождаются пением хора мальчиков (Соборные воробьи).

Фрайбургский кафедральный собор

Это крупная городская церковь в городе Фрайбург.

Здание прошло 3 периода строительства. Первый начался в 1120 году, но готические черты собор обрел только на третьем этапе, в 1230 году. Его внешний вид сохранился и по сей день. Главный строительный материал – песчаник.

Высота башни собора составляет 116 м, ширина – 30 м, внешняя длина – 127 м. Здесь находятся 18 колоколов, самый старый из которых весит 3290 кг.

Даже во времена Второй мировой войны собор остался практически неповрежденным, чего не скажешь об остальных церквях Германии.

Церковь Святой Елизаветы

Собор расположен в Марбурге. Церковь была заложена в 1235 году рыцарями Тевтонского ордена над могилой святой Елизаветы. Освящение церкви произошло в 1283 году.

Название церкви связано с именем католической святой Елизаветы Венгерской, которая умерла в 24 года. Она вела скромный образ жизни и занималась благотворительностью.

Церковь Святой Елизаветы строилась под влиянием французской готики, но в ней все равно четко проявляется национальное архитектурное своеобразие.

Эрфуртский кафедральный собор

Собор посвящен Деве Марии. Его считают символом Эрфурта. Собор стоит на Соборной горе.

Строительство этого архитектурного памятника было начато в 1154 году. Работы были завершены в 1170 году, освящение произошло в 1182 году.

Эрфуртский собор выстроен в стиле высокой готики. Дубовые сидения хора сохранены с 1329 года.

Эрфуртский кафедральный собор пострадал при наполеоновских войнах и в ходе Второй мировой войны, но все основные ценности были сохранены. К 1949 году он был полностью восстановлен после военных действий.

На территории здания имеется самая старая в Германии бронзовая скульптура – изваяние-подсвечник, которое было создано в 12 веке.

Аугсбургский собор

Собор также носит название Встречи Марии. Находится в исторической части Аугсбурга, неподалеку от Ратушной площади.

Строительство здания продолжалось с 9 по 14 век. Первые документальные свидетельства о его существовании относятся к 822 году. Масштабные реставрации проводились в 1983-1984 годах.

В соборе установлен саркофаг Конрада и Афры Хирн.

Аугсбургский собор – яркий образец немецкого готического стиля, но здесь также прослеживаются черты барочного и романского стиля.

Рыночная церковь

Этот собор также называют церковью святых Георга и Якоба. Это главная лютеранская церковь Ганновера, где и расположен этот архитектурный образец. Местные жители называют ее Евангелическо-Лютеранской церковью.

Стиль церкви – кирпичная готика. Здание было построено в 14 веке. Высота башни Рыночной церкви составляет 98 м.

Рыночную церковь считают самым большим храмом в Нижней Саксонии.

Наумбургский собор

Это здание еще известно как Наумбургский собор святых апостолов Петра и Павла. Он расположен в историческом центре города Наумбург, что в земле Саксония-Анхальт.

Начало строительства относится к началу 12 века. Собор в Наумбурге – великолепный пример сочетания романской и готической архитектуры.

На резных каменных рельефах собора изображены сцены из Евангелия. В 13 веке здесь были созданы каменные скульптуры, изображающие 12 представителей высших сословий, которые делали значительные пожертвования для Наумбургского собора.

С октября 2018 года этот собор входит в Список всемирного наследия человечества ЮНЕСКО.

Либфрауэнкирхе

Также это здание носит название Церковь Пресвятой девы Марии. Располагается в центральной части Трира.

Работы по строительству церкви были начаты в 1230 году. Завершились они в 1260 году. Либфрауэнкирхе – один из первых готических соборов в Германии.

Изначально главная башня церкви была увенчана шпилем, который в 17 веке снес ураган. Башню покрыли четырехскатной крышей, которая была уничтожена во время Второй Мировой войны и заменена на плоскую. Только в 2003 году была восстановлена четырехскатная крыша.

На территории церкви находится 5 колоколов, наиболее старый из которых был отлит в первой половине 18 века.

В 1986 году церковь была внесена в Список всемирного культурного наследия человечества ЮНЕСКО.

Церковь Святого Николая

Эта лютеранская приходская церковь находится в Штральзунде. Здание возводили с 1270 по 1360 год. Материалом для строительства стал красный обожженный кирпич, всего в строительстве здания было использовано различных 65 видов кирпича.

Общая длина церкви – 87 м, высота купола в стиле барокко – 103 м.

В 1981 году в ходе реконструкции в башне церкви были установлены куранты, состоящие из 41 колокола.

Церковь известна алтарем из дерева с почти сотней резных фигур и астрономическими часами.

Доберанская монастырская церковь

Этот архитектурный памятник находится в Бад-Доберане. Это образец кирпичной готики, одна из центральных достопримечательностей региона.

Церковь построили в конце 13 века, в ходе христианизации земель Мекленбурга. Она сразу стала важным духовным, экономическим и политическим центром.

Церковь пережила несколько войн и стихийных бедствий: например, в 1291 году в нее попадала молния. Последние работы по реставрации монастырской церкви проводились в 1962 году.

На территории собора сохранились такие объекты, как монашеское кладбище со склепом, стены и вороты монастыря, руины амбара.

Франкфуртский собор

Еще одно название собора – Императорский собор святого Варфоломея. Он расположен во Франкфурте-на-Майне и является наиболее крупным в этой области духовным памятником. Здание выстроено из красного кирпича.

Раньше в этом соборе проводились церемонии коронации императоров Священной Римской Империи. На протяжении всей истории это здание было кайзерским, а не кафедральным собором. В 19 веке Франкфуртский собор стал символом единения германской нации.

Шпиль собора имеет высоту 95 м. Общая длина здания – 64 м, высота купола – 23 м.

Интересные факты:

  • Известно, что ранее участок, на котором теперь стоит Франкфуртский собор, был островом. Результаты раскопок показали, что на этой территории люди жили еще со времен неолита.
  • Собор обрел черты, присущие готическому стилю, в 13 веке. Свой сегодняшний вид он обрел только в 15 веке.
  • В марте 1944 года в ходе авианалета собор святого Варфоломея получил сильные внешние повреждения, а интерьер был уничтожен практически полностью. К счастью, все произведения искусства и прочие ценности, которые хранились в нем, были заранее вывезены в безопасные места, а после того как ситуация стабилизировалась, возвращены обратно.

В Германии есть большое количество соборов, выполненных в готическом стиле. Большинство из них были построены в 10-13 веках и претерпели некоторые изменения, поскольку пережили различные катастрофы и войны. Вместе с тем эти здания сохранили характерные черты стиля до сегодняшнего дня. Некоторые из них входят в список Всемирного культурного наследия человечества.

putihod.ru

где покоятся останки французских монархов. Ридус

Самая знаменитая королева Франции Мария-Антуанетта была обезглавлена на гильотине. Спустя двадцать два года после казни ее останки были захоронены в усыпальнице всех французских королей, базилике Сен-Дени, которая является еще и самым первым в мире готическим собором.

Сегодня в пригороде Парижа под названием Сен-Дени в конце тринадцатой линии метро живут в основном мигранты, а сам район считается самым криминальным местом Франции. 


Но в центре Сен-Дени находится одно из важнейших мест в истории Франции и всей мировой архитектуры. В XII веке под руководством влиятельного аббата Сугерия, служившего советником Людовика VI и Людовика VII, здесь появилось первое в мире архитектурное сооружение в готическом стиле.

Готический храм появился в результате реконструкции старого собора, основанного еще в 630 году. Новая церковь была освящена в 1144 году и стала образцом для всех готических сооружений, которые начали появляться позднее по всей Европе. 

Вскоре новый стиль применили при строительстве знаменитого собора Нотр-Дам-де-Пари, но началась эпоха европейской готики именно здесь, на севере Парижа в аббатстве Сен-Дени.

В построенный храм перенесли останки французских королей и членов их семей. В усыпальнице Сен-Дени захоронены все французские короли начиная с Дагоберта I, умершего в 639 году.

Впервые в мире в Сен-Дени начали использовать в оформлении храма витражи и решения вроде этой «витражной розы».

Аббат Сугерий решил изображать на витражах исторические, библейские события, позднее этим приемом воспользовались в тысячах храмах по всей планете.

До сих пор Сен-Дени заслуженно остается одним из самых красивых готических храмов.

Смотрите сами. Это очень красиво!

К сожалению, большинство оригинальных витражей до наших дней не дожили, но менее впечатляющим храм от этого не становится.

Великая французская революция внесла свои коррективы в ход истории. Одним из известных эпизодов этой революции является вскрытие могил монархов в Сен-Дени в 1793—1794 годах, тела королей разбирали на сувениры и выставляли на всеобщее обозрение перед собором. 

В конце концов все останки были сброшены в братские могилы.

В 1814 году при реставрации кости королей и членов их семейства были собраны в оссуарий аббатства, позднее в стенах базилики были размещены надгробные плиты всем погребенным.

Герцог Людовик Орлеанский, его супруга Валентина Висконти, их сыновья Карл и Филипп.

Гробница Людовика XII и Анны Бретонской.

Одними из самых интересных являются, конечно, памятники королю Франции Людовику XVI и его супруге, королеве Марии-Антуанетте. 

Людовик XVI был последним монархом Франции Старого порядка. При нем в 1789 году началась Великая французская революция, а сам он сначала принял конституцию 1791 года, отказался от абсолютизма и стал конституционным монархом, но вскоре начал противодействовать радикальным мерам революционеров. 

Все закончилось 21 января 1793 года казнью на гильотине. После этой казни Лондон удалил посланника Франции, а Франция в свою очередь объявила войну Англии.

Супруга Людовика, Мария-Антуанетта, после начала революции была объявлена вдохновительницей контрреволюционных заговоров и интервенции. Ее казнили на гильотине 16 октября 1793 года. Останки Людовика и его супруги были перенесены в Сен-Дени в 1815 году, спустя двадцать два года после казни.

В этих станах собрана действительно вся история Франции.

Еще одна знаменитая королевская пара, Генрих II и Екатерина Медичи. Они были удостоены сразу двух надгробий, первое более масштабное.

И второе, немного скромнее…

Согласно легенде, первая церковь была построена на месте могилы первого епископа Парижа святого Дионисия: он был казнен обезглавливанием на вершине холма Монмартр, а после казни взял в руки свою голову и пришел с ней на место, где и был в будущем построен храм Сен-Дени. 

Самые древние захоронения Сен-Дени находятся в подземной крипте, где проходят археологические раскопки. Считается, что здесь же захоронен и святой Дионисий.

Последним погребенным в Сен-Дени монархом считается Людовик XVIII, умерший в 1824 году. Но в 2004 году здесь же состоялись похороны детского сердца Людовика XVII, умершего в возрасте 10 лет в 1795 году. Он был вторым сыном в семье Людовика XVI и Марии-Антуанетты. 

В 1793 году дядя мальчика, граф Прованский, находившийся в эмиграции в Германии, издал декларацию, в которой провозгласил племянника королем Людовиком XVII. К декларации присоединилось большинство королевских домов Европы и республиканское правительство США. Молодой мальчик фактически не правил ни дня и умер при загадочных обстоятельствах, предположительно, 8 июня 1795 года. 

Попытки установить точное место захоронения молодого короля и идентифицировать его останки предпринимались в XIX и XX веках, но к успеху так и не привели. И только в 2000 году, по инициативе историка Филиппа Делорма, был проведен анализ ДНК сердца, которое было изъято при предполагаемом вскрытии мальчика и сохранено в спирте потомками врача, а затем переходило от одного европейского аристократа к другому. 

Эксперты, проводившие анализ, пришли к выводу о том, что генетические признаки совпадают с признаками ДНК, извлеченной из волос Марии-Антуанетты. После этого сосуд с сердцем поместили в гроб, покрытый синим знаменем с золотым изображением королевских лилий.

Правитель Королевства Наварра, а после и король Франции Генрих IV, основатель королевской династии Бурбонов.

Трудно представить более удивительное по своей атмосфере и истории место во Франции…

www.ridus.ru

10 прекрасных готических соборов средневековой Европы

Интересно, что архитектура, называемая готической, не имеет ничего общего с племенами готов, когда-то населявших Европу. Готический стиль вырос из романского в 12-м веке, и в то время его называли «французским стилем». С этого времени готическая архитектура стала набирать популярность в Западной Европе. И вплоть до 16-го века церкви и дворцы, оформленные в традициях готики, росли, как грибы после дождя.

Готический стиль имеет отличительные черты: использование каркасной системы, высокие вертикальные окна с витражами, стрельчатые арки со столбами, являющимися опорами, аркбутаны, крестовые своды, ажурные башни и многое другое. Вот 10 самых известных готических соборов Европы:

Собор Святого Стефана — Вена, Австрия


Этот замечательный храм расположен в самом сердце уютной Вены, пережившей множество военных конфликтов. Стремящийся вверх своими шпилями собор на Штефансплатц — символ города и всей Австрии. Он стоит на руинах двух храмов 12-го века. Под храмом находятся катакомбы, являвшиеся некогда подземным кладбищем, а внутри — усыпальница династии Габсбургов.

Смотрите также: 10 самых замечательных оперных театров мира

Кафедральный собор в Бургосе, Испания


Небольшой средневековый городок на севере современной Испании содержит один из шедевров готической архитектуры — собор в честь Девы Марии. Он славится своей уникальной формой и большими размерами. Строительство его началось в 1221 году и длилось почти 2 века! В 1919 году свое последнее пристанище здесь нашли национальный герои Испании Родриго Диас де Вивар (Эль Сид) и его жена. Храм входит в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Смотрите также: 10 лучших пляжей Средиземного моря

Реймсский собор — Реймс, Франция

Реймсский собор долгое время был местом коронации всех французских монархов. Он заложен на месте старинной базилики, где святой Ремигий, епископ города, крестил Хлодвига I. Строительство завершили к концу 13-го века. Собор сильно пострадал во время военных столкновений.

Смотрите также: 10 самых известных мостов в мире

Миланский собор — Милан, Италия

Удивительный готический храм на главной площади Милана — визитная карточка города. Более того, Дуомо ди Милано — одно из самых знаменитых и фотографируемых зданий во всей Европе. Это также один из самых больших готических соборов мира. Его строительство началось в 1386 году. Архитектор Антонио да Салуццо вдохновлялся поздней французской готикой. Строительство завершилось лишь спустя почти 5 веков!

Смотрите также: 10 лучших островов Италии

Севильский кафедральный собор — Севилья, Испания

Средневековая Испания, раздираемая между христианским севером и мусульманским югом, наконец, была объединена после кровопролитной и славной Реконкисты. В знак того, что новая Испания теперь сильная и богата, на юге страны стали строиться новые храмы на месте мечетей. Один из них — Севильский кафедральный собор. На момент завершения строительства, в 16-м веке, он был самым большим готическим собором и третьей по величине церковью в мире. Строители использовали некоторые элементы мечети и ее колонны, а минарет превратили в колокольню.

Смотрите также: 10 лучших островов Испании

Йоркский собор — Йорк, Англия

Один из крупнейших готических соборов Северной Европы, Кафедральный собор Йорка спорит за это звание с Кельнским собором. Нынешнее здание строилось в период с 1230 по 1472 года. Собор известен своими огромными витражами. Из-за угрозы обрушения храм часто реконструируется.

Смотрите также: 10 тюрем, вошедших в историю

Нотр-Дам де Пари — Париж, Франция

Красивый католический собор в четвертом округе Парижа является едва ли не самым знаменитым готическим собором мира, благодаря тому, что его имя прочно вошло в золотой фонд мировой литературы. Его строительство началось в 1163 году и длилось примерно до 1345 года. Это яркий пример французской готической архитектуры, включающий уникальные витражи и скульптуры. Во время французской революции часть скульптур была повреждена. А еще именно в этом соборе короновали Наполеона Бонапарта 2 декабря 1804 года.

Смотрите также: 10 самых сказочных замков мира

Кельнский собор — Кельн, Германия

Самый большой готический собор Германии — визитная карточка Кельна. Он уже не является самым высоким зданием в мире, но по-прежнему имеет громадные размеры и самый большой фасад среди всех храмов. Его воздвигли на месте римского святилища 4-го века. Строительство началось в 1248-м году и длилось с перерывами, ни много ни мало, 600 лет! Храм освящен в честь Петра и Марии и является резиденцией католического архиепископа Кёльна.

Смотрите также: 10 самых красивых общественных городских парков

Санта-Мария-дель-Фьоре — Флоренция, Италия

Главный собор и символ города Флоренции строился в период с 1296 года по 1436 год. Он по-прежнему носит звание крупнейшей церкви Италии и имеет самый большой купол, построенный из кирпича. Храм содержит множество интересных деталей и необычных артефактов, например, часы Уччело, идущие с 1443 года. В соборе установлены бюсты, изображения и фрески известных уроженцев Флоренции.

Смотрите также: 10 грандиозных амфитеатров Рима

Шартрский собор — Шартр, Франция


Шартрский собор находится в небольшом городке недалеко от Парижа. Кажется, будто такому грандиозному сооружению не место в глубинке. Интересно, что, возможно, именно удаленность от главных городов спасла собор от разрушений во время воин, лихорадивших Европу. Он практически в первозданном виде дошел до наших дней. Даже чудесный витражи в окнах собора сохранились практически полностью с 13-го века!

Смотрите также: 10 самых красивых дворцов в мире

touropia.ru

Готика. История с географией.: agritura — LiveJournal


Видите окна? Это — типичная «пламенеющая» готика.

Итак, с чего же начать?

Материала столько, что хватит поста на два. Похоже, два и напишу, к концу этого будет видно.

Готика! Само слово загадочное и мрачноватое. Так и видятся страшный горбун между шпилями и черные тени от зловещих химер Нотр-Дам. Однако, как заметили комментаторы к моему посту о романской архитектуре, мрачность и тяжеловесность, символизирующая темное средневековье, больше присуща романским соборам и замкам; кружевная готика – это, скорее, нечто возвышенное и романтичное, как песнь влюбленного трубадура.
Как же все началось?


Франция. Монастырская церковь аббатства Сен-Дени (1137-1144). Первая готическая постройка. С нее все и началось!

Понятное дело, средневековые зодчие к тому моменту поднакопили опыта. Стало понятно, что удерживать кровлю можно разными способами; есть более эффектные, чем попросту громоздить ее на толстенные стены. Эту проблему решали еще во времена романской архитектуры, когда делали крестовые своды над перекрестом центрального нефа и трансепта. Иногда таким образом оформляли перекрытия в боковых нефах и галереях. Таких «крестиков» стали делать все больше и больше,  соединяя их небольшими парусами-пандативами, точки наибольшей нагрузки опирались на узкие колоны, а не на стены, как ранее. Ребра-перекрестья стали называть нервюрами, а подобный свод – крестово-нервюрным (а я думала, что «нервюра» — это я, когда пытаюсь в течение часа накормить сына супом!).


Франция, Альби. Собор Сен-Сессиль


Франция, Альби. Собор Сен-Сессиль, 1282—1512

Таким образом, строители научились распределять нагрузку на множество точек опоры, как бы разделяя вес. Отпала необходимость в монолитных толстых стенах, стало возможным делать большие окна. Со временем промежутки между окнами становились все меньше, их стали разделять совсем узкими кружевными перегородками. Каркас здания, поддерживающий крышу, теперь не был похож на глухую коробку, он более смахивал на скелет.



Франция, Амьен, Собор Нотр-Дам,  1220-1269

 Я уже упоминала, что контрфорсы применяли уже в романском строительстве, теперь без них не обходился практически ни один проект. Была изобретена еще одна опорная конструкция, подпирающая сооружение извне – аркбутан, это уже «инновация», характерная именно для готики — похоже на растопыренные клешни краба. Другое изобретение, широко применяемая в готическом строительстве – стрельчатые проемы, которые пришли на смену полуцирулярных романских. Они и в плане нагрузки были боле совершенны, и смотрелись эффектнее, словно стрелки, указывающие вверх. И вообще, вся конструкция собора была словно устремлена ввысь, к божественному Небу.


Франция, Байё, собор Нотр-Дам  (11-13 век)

Соборы были теперь похожи на колчан со стрелами, направленными наконечниками вверх. Теперь храмы стали строить огромными, высокими. Попадая внутрь, верующий ощущал благоговейный трепет. Если ранее, в романском храме, вам могло казаться, что вы идете по мрачному подземелью, то в храме готическом вы могли бы представить, что бредете по волшебному лесу.


Франция, Бове, Собор св. Петра (1225). Огромная 153-метровая башня в 16 веке обвалилась


Франция, Бове, Собор св. Петра (1225)

Франция, Бове, Собор св. Петра (1225)

Новые конструктивные особенности полностью отвечали духовным потребностям того времени. Роль церкви к 12-13 веку возросла необычайно! Отправив воинственные армии на Восток, снаряжая один Крестовый поход за другим, отцы церкви воцарились в Западной Европе; теперь они были сильнее мирских королей! Нужны были новые храмы – похожие на небесные чертоги, а не на мрачные крепости. Это были настоящие Дворцы Господа! Именно такие храмы и стали строить по всей Европе.


Франция. Бурж. Собор св. Стефана. 1192-1390


Франция. Бурж. Собор св. Стефана


Франция. Бурж. Собор св. Стефана

Франция и тогда была законодательницей моды, во всяком случае, моды архитектурной. В Средние века она являлась самым мощным государством Европы. И романских церквей во Франции понастроили больше, чем во всех остальных странах вместе взятых, то же случилось и с готическими. Первый по-настоящему готический собор (ранее  уже были смешанные романско-готические) возвели в аббатстве Сен-Дени возле Парижа. Инициатором постройки был всемогущий бенедиктинский аббат Сугерий (Суджер).

Строительство начали в 1137 году, а завершили в 1144 – внушительная скорость, учитывая размеры постройки! Главным строителем был некий Гийом из Санса. Храм имел довольно крупные размеры. Со временем грандиозное сооружение стало самым популярным храмом Франции. Французские короли, не будь дураками, живенько облюбовали его под усыпальницу и ну хоронить там себя и своих родственничков!  Всех, буквально всех до последнего там и схоронили!

Часовня Девы в церкви аббатства Сен-Дени

Во Франции соборы нового типа стали расти, как грибы после дождя. Это было время относительного спокойствия и процветания – ни тебе ни чумы, ни голода, ни войны. Один тучный урожай следовал за другим, деньга в церковную казну сыпалась водопадом. За 50 лет на территории одной только Франции возвели более 20 больших соборов.

Строили такие храмы в течении почти 300 лет, а потом опять начались войны и разрухи, готика захирела и обмельчала, а потом и вовсе выродилась.  К слову, во Франции этапы ее развития назывались «стрельчатая готика», «лучистая» и «пламенеющая»  — по форме декора. Одно время был моден своеобразный орнамент, который называют «рыбий пузырь».

Чуть картиночки посмотрите, и дальше идем.
ЕЩЕ ФРАНЦУЗСКИЕ ХРАМЫ:

Бордо. Собор св. Андрея


Вандом. Церковь св. Троицы, 12 век


Вандом. Церковь св. Троицы, 12 век


Дьепп. Собор Сен-Жак, 1280

Клермон-Ферран, собор Нотр-Дам, 1248


Кутанс, собор Нотр-Дам, 13 век


Кутанс, собор Нотр-Дам, 13 век


Ле-Ман, собор св. Юлиана (смешение романского и готического стилей)


Ле-Ман, собор св. Юлиана


Льеж. Церковь Сен-Ламбер


Мец. Собор Сен-Этьен, 1220-1520


Мец. Собор Сен-Этьен


Мец. Собор Сен-Этьен


Мец. Собор Сен-Этьен


Нуайон


Осер. Собор Сен-Этьен. 1145—1235


Париж. Собор Нотр-Дам, 1163-1345


Пуатье. Собор Сен-Пьер, 1162


Реймс. Нотр-Дам. 1211-1275


Собор Нотр-Дам де Ронде


Руан. Собор Нотр-Дам, 1145


?,  но картинка красивая


Страсбург. Собор Нотр-Дам, с 11 века


Тулуза. Церковь Якобинцев


Авьйот. Часовня Резерве


Шалон, собор св. Стефана


Шартр, Собор Нотр-Дам, 1194-1220


Шартр, Собор Нотр-Дам

Идем дальше?

Не отставала и другая Европа. Чуть запоздала Германия. Немцам тоже пришелся по вкусу новый стиль. Сейчас немецкие историки архитектуры утверждают, что устремленные ввысь шпили и башни – архитектурное эхо мистических лесов,  которыми густо поросла Германия,  и что готика – сама душа Фатерлянда. (Кто бы сомневался? Один из таких вот, годков эдак 75 назад, пытался брататься с Далай-Ламой, называя его чуть ли не немцем. Ведь все, что круто – хоть чуть-чуть, да немецкое!).


Германия. Монастырская церковь в Бад-Доберан, 1368

Тем не менее, с качественным камнем у немцев было не густо и хитрые белокурые бестии стали возводить соборы из кирпича. Правда, без массверково-нервюрных извращений пришлось обойтись, но в целом получалось довольно неплохо и своеобразно. Строили и из камня, там, где удавалось его насобирать.  Имперский размах не давал покоя моим почти что землякам давно, второе после французов место их не устраивало и они решили поразить мир гигантоманией. Первым по высоте среди готических соборов стал Ульмский – 161,5 м, вторым – Кёльнский (157 м). Третьим идет Руанский собор во Франции (151), а четвертое место опять у немца – Гамбургский (147) (а  потом в 1980-х пришел марокканский король и построил свою мечеть Хассана в 210 метров, а немцы убилисьапстену!).

Еще смотрим картинки, а потом читаем дальше.

НЕМЕЦКИЕ СОБОРЫ:


Гамбург. Церковь св. Николая. 1335


Дуйсбрург. Церковь св. Сальвадора


Кельн. 1248


Ротвейлер. Крестовоздвиженский собор


Пренцлау. Мариенкирхе


Ульм. 1377


Фрайбург. 1120-1218


Хаина. Монастырь


Херфорд, церковь св. Иоанна


Эрфурт. Кафедральный собор и церковь св. Севера


Эрфурт


Вецлар.


Наумбург

Едем дальше.

Англичане были не менее плодотворны, чем  французы: за время существования стиля в Британии было построено около 10 000 церквей и соборов (с дуба упали что ли?! Совсем на «телек» времени не оставили?!).

В Англии готика была своеобразной.  Во-первых, англичане не любили закругленные или «граненные» апсиды, у них они встречаются довольно редко. Зато они с лихвой компенсировали эту конструктивную упрощенность другими «архитектурными» излишествами: их соборы изобилуют нагромождениями объемов,  сложностью оформления, многочисленностью деталей декора.


Англия. Бристоль. Аббатство св. Августина. 1140

Во-вторых, при всей изощренности и загроможденности, английские строители не далеко ушли от романских предшественников : они не особенно игрались в «каркасные игры», продолжая возводить тяжелые толстые стены.  Не отказались они и от обходных галерей-клуатров, которых во французских готических соборах практически не встретишь, только в романских —  ну, консервативный они народ, англичане;  что с них возьмешь?!


Вустер. 1220-1368

 Зодчие не «закидывались» конструктивными изысками, зато вовсю отрывались на украшательстве. Это объясняется тем, что в Англии подобные соборы строились обычно за городской чертой, в загородных монастырях, на фоне живописных пейзажей; у строителей так и чесались руки не просто «вписать» свое творение в пасторальную картинку, но и приукрасить ее. Получалось, к слову, довольно эффектно!


Шотландия. Глазго. Собор Сент-Эндрю

У английской готики было множество направлений,  характерных тем или иным видом декора (окон, в основном) – «ланцетовидная» готика, «украшенная» (делится на «геометрическую» и «криволинейную»), «перпендикулярная». Есть такое условное понятие, как «тюдоровская готика» — поздняя британская готика.

Вот, посмотрите еще

АНГЛИЙСКИЕ СОБОРЫ:


Глостер. Бывш. Аббатство св. Петра.  1098-1493


Даремский собор. 1093-1490


Собор в Или, 1090-1536


Йорк, собор Сен-Пол. 1154-1500


Кембридж. Старый готический собор


Кентербери. Собор Сен-Пол


Кентербери


Ливерпульский собор


Личфилдский собор


Личфилдский собор


Нориджский собор


Собор в Питерборо


Собор в Питерборо


Рипон


Солсберийский собор


Сен-Девид


Сифордский собор


Солсберийский собор


Уинчестерский собор


Уэльский собор


Херефордский собор


Шотландия. Храм Ионы (?)


Честерский собор


Эксетерский собор

А еще готику (всякую) принято разделять на раннюю, высокую (зрелую) и позднюю.

И ЕЩЕ СОБОРЫ РАЗНЫХ СТРАН:


Австрия. Вена. Собор св. Стефана

Он же в моем исполнении и в непотребных тряпках


Италия. Милан. Итальянские строители хоть и приняли некоторые готические приемы, но все же упрямо следовали романским традициям монументальности и тектоничности. Миланский собор — один из самых крупных в Европе.


Испания. Валенсия


Испания. Севилья


Чехия. Кутна Гора. Церковь св. Варвары


Чехия. Ольмюц. Церковь св. Маурициуса


Чехия (Моравия). Брно. Собор св. Якова

Чехия. Прага. Собор св. Вита. 1344-1929. Фото моё.

В своем посте я использовала гравюры, картины, иллюстрации из старых путеводителей, найденных в свободном доступе в Сети, так как готических соборов почти не видела, фотографий, соответственно, не имею — парочку всего. Расположила картинки в географически-алфавитном порядке. Следующий мой пост о готической архитектуре более подробно осветит конструктивные особенности стиля. Мы с вами изучим азбуку готики. Если хотите.

Спасибо!

И не переключайте канал!

agritura.livejournal.com

готический собор и православный храм

14 июля 2016 г.

Строительство всегда демонстрирует представление времени о модели мира. А каков был «мир» готического собора? Это был средневековый мир, мир рыцарской культуры, мир прекрасной дамы и розенкрейцеров. Чтобы приблизиться к пониманию архитектурного пути готической конструкции, его воплощения в православном храме, необходимо прочесть лексику эпохи средневековья, которая была отнюдь не тёмной, как многие полагают. 

Готическая архитектура анонимна, она не имеет авторства. Иногда попадаются псевдонимы, такие как Аббат Сугерий, перестроивший церковь Сен-Дени в XII веке, но в сущности его нововведения были не такими уж и новыми. На самом деле готика безымянна. Мы видим соборы, мы заходим внутрь и диву даёмся, как там внутри всё устроено. И задаёмся вопросом: кто мог это сотворить? 

Церковь Сен-Дени 

В XI веке существовал цех мастеров-каменщиков, куда входили совершенно гениальные художники-архитекторы, которые предпочли остаться в тени. Стать Мастером можно было только при одном условии – сдать экзамен на звание Мастера. Для того, чтобы его сдать, требовался необыкновенно высокий уровень подготовки и, безусловно, талант. Мастер сдавал экзамен на шедевр. А шедевр – это то, что никто ни до тебя, ни после тебя создать не может. 

Все соборы имеют один и тот же план – вытянутый прямоугольник. Внутри собор имеет трёхчастное деление. Это наглядно продемонстрировано в соборе Парижской Богоматери и Реймском Соборе. Нижняя часть называется «корабль», средняя – «трансепт», а верхняя – алтарная часть. Сущность готической конструкции заключается «в соединении стрельчатого свода с системой подпорок. Эта система ведёт к тому, что всё сводчатое покрытие покоится только лишь на столбах, стены не поддерживают тяжесть, так как боковое давление свода «корабля» переносится на контрфорсы». 

Собор Парижской Богоматери

Собор в Реймсе 

Трансепт, иногда его ещё называют «розой», – это метафизическое место встречи Бога и человека. Самая главная точка этой встречи называется «пуповина трансепта». Именно над этой точкой возводился купол. Раньше в этой части размещались исповедальни. Именно здесь человек очищался от грехов, и все его промахи выходили через эту точку пуповины. 

Центральная часть собора имеет вид креста. Эта часть проецируется на «корабль», а «роза» проецируется на центр креста. Здесь образуется соединение Креста и Розы. Средокрестие – связка души и тела, мужского и женского начала. А мужское и женское в гармонии противоположностей открывают портал к духу. Мф 19:5-6: «И будут два одной плотью, так что они уже не двое, но одна плоть и будет им царствие божие». 

Идея любого готического собора – это идея Розенкрейцерства или рыцарского символа. Внутри  собора выражалась определённая мысль – изображение розы – путь женского начала; роза, пересечённая с крестом, – символ мужского и женского соискания. Каменщики, которые строили готические соборы, определённо знали смысловой контекст данной символики. Вероятно, они входили в систему семантики розенкрейцерства. 

Все готические соборы несут в себе глубочайший смысл. Каждый собор имел подле себя университет (но не в классическом современном понимании). Именно так была построена Сорбонна. Этот университет являлся источником знаний, и не простых, а тайных. У цеха каменщиков существовала целая архитектурная наука. Самым занятным местом в готическом соборе являются нервюрные своды. По сути, это небольшие колонны. Но остаётся вопрос: как будут стоять эти колонны, если все подпоры вынесены наружу? Вот тут требовался сложнейший расчёт. 

Если смотреть на внешний фасад готического собора, создаётся впечатление, что он не достроен. Такой эффект производят колокольные башни, потому что они действительно не достроены. И это не случайность. Символ башни – познание. А познание всегда бесконечно. Поэтому и башня не может быть достроена, она намеренно не достраивается. 

Какой замысел готики содержит православный храм? У храма есть подкупольное пространство, свой трансепт – иконостас, а также свой «корабль» и алтарь. И здесь мы наблюдаем эволюцию пространства готического трансепта в плоскость православного иконостаса. Трансепт преображается в вертикаль. Пространство иконостаса – это пространство трансового ноля. Это пространство ничейное, здесь мы не просто стоим перед иконостасом, а иконостас находится внутри нас. Здесь мы встречаем Бога. 

Трёхчастность православного храма и готического собора объединены идеей Святой Троицы, – во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. «Корабль» отдан телу, трансепт – душе, а алтарь – духу. Тело и душа связаны друг с другом, а дух – нет. Поэтому трансепт в готическом соборе и иконостас в православном храме являют открытому сознанию человека откровение, т.е. мистическую встречу с Богом. Для культуры, где исповедовалось христианство, данное единство было главным. Единство – как творческий потенциал Святого Духа. Данное высшее представление о своей христианской эпохе архитекторы выразили посредством великих соборов и храмов.  

В однотипных готических соборах мы видим вытянутую базилику с трёхчастным делением и с вытянутыми апсидами. Абсолютно идентично выглядят классические православные храмы с однокупольным четырёхстолпным перекрытием. Этот уникальный тип храмовой архитектуры в России мы можем наблюдать во Владимире и Новгороде. 

Успенский Владимирский Собор кажется многокупольным, но в действительности он однокупольный, т.к. остальные купола не функциональны. Купол опирается на четыре столпа и имеет три алтарных апсиды. Перекрытие между куполом и карнизами потолка – есть отсутствие перегородок. Это идея иллюзорной хрупкости. Такой же принцип символического концептуализма мы встречаем в готическом соборе. 

План Успенского собора во Владимире

Успенский собор во Владимире 

Единственным, не только в идейном, но и в экстерьерном аспекте, православным храмом в России, конгениальном готическому собору, является церковь Владимирской Иконы Божией Матери в селе Быково, на территории усадьбы М.М. Измайлова. Во внутреннем  и внешнем убранстве соблюдены воззрения готических элементов: нервюрные своды, насыщенность снаружи и лаконичность внутри, ритмика средокрестия, вытянутая апсида и т.п. Архитектором храма считается В.И. Баженов, поскольку именно он был первым зачинателем русской псевдоготики, но доказательств данному факту нет. 

Рассматриваемые нами храмы и готические соборы построены примерно в одно и то же время. И в одно и то же время в совершенно разных культурах возникает один объединяющий архитектурно-идейный элемент – единосущность. Архитектура, прежде всего, носит в себе мысль конструктивную, построенную на глубинном познании, к которому мы стремимся приблизиться. Наука магической архитектуры открывает нам пути прочитывания собора, как книги, страницы которой много веков хранят посыл Мастеров средневековья. Замысел триединства, интегрирования знания и соединения их вместе – это возврат к попытке осмыслить архитектуру в её первоначальном становлении через познание. 

Больше о готике можно узнать здесь.  

www.berlogos.ru

Готический стиль в архитектуре / Блог архитектора Новикова

Готический стиль в архитектуре зародился в Европе в зрелом и позднем средневековье (12-15 века). Готика сменила архитектуру Романского стиля и в свою очередь уступила место архитектуре Ренессанса.

Термин «готика», «готическая архитектура» происходит от слова «готы» — варварские племена с севера. Термин возник позже (в Новое время) как презрительное обозначение всего привнесённого в европейское искусство варварами-готами и подчёркивал радикальное отличие средневекового зодчества от античного искусства Древнего Рима.

В эту эпоху средневековья роль Церкви в жизни общества достигало максимального влияния. Церковь занималась не только религиозными делами, но активно вмешивалась в политику, экономику, образование, искусство. В те времена развитие науки полностью было сосредоточено в рамках Церкви. Поэтому готический стиль изначально зародился именно в церковном строительстве, а уже после перешёл и на светскую архитектуру.

Собор в средневековье был центральным местом любого города. Его регулярно посещали множество прихожан, в нём обучались, здесь жили нищие, и даже разыгрывались театральные постановки. В источниках нередко упоминается, что и правительство заседало в церковных помещениях. Изначально готический стиль для собора имел для себя цель существенно расширить пространство, сделать его более светлым.

Новые требования жизни с одной стороны и развитие науки и техники с другой стороны, стали предпосылками к появлению технически сложного готического тиля. Решающим фактором стало открытие нового способа распределения нагрузки: вес и давление каменной кладки могут концентрироваться в определённых точках, и если их поддержать именно в этих местах, другим элементам постройки уже не обязательно быть несущими. Так возник готический каркас:

Отличием от предшествующих стилей стало то, что свод перестали опирать на сплошные толстые стены здания, массивный цилиндрический свод заменили ажурным нервюрным крестовым, давление этого свода передается нервюрами и арками на столбы (колонны). Возникающий таким образом боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами, вынесенными наружу здания.

Такая конструктивная схема была открыта ранее — в предшествующую эпоху Романского стиля. Но более монументальный готический стиль привнёс свои новые особенности, которые отражены на данной схеме:

Эти конструктивные решения позволяли не только экономить строительные материалы, но и сделать внутреннее пространство храма более просторным, отказавшись от загромождавших и затемнявших его колонн. Готические храмы задумывались таким образом, чтобы они были способны вместить в себя жителей всего города одновременно. Пространство между колоннами заполнялось тонкими стенами, покрытыми резьбой, или цветными витражами в стрельчатых арочных проёмах. Увеличение площади остекления  улучшило освещённость нефа.

Всё это сделало возможным также и радикальное увеличение высоты зданий в сравнении с предшествующим Романским стилем.

Конструктивные и художественные элементы готического стиля:

контрфорс — вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей стены путём принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к основанию;

аркбутан — наружная каменная полуарка, передающая горизонтальное усилие распора от сводов на опорный столб (контрфорс), расположенный за пределами основного объёма здания;

пинакль — декоративная копьевидная башенка, часто увенчиваемая остроконечным фиалом. Пинакли ставились в основном наверху контрфорсов, также на уступах контрфорсов и башен, на коньках и столпах стен. Конструктивной функцией пинакля является пригруз опоры аркбутана, чтобы предотвратить её сдвиг. Для данной цели пинакли нередко утяжеляли свинцом;

нервюры (фр. nervure жилка, прожилка) выступающее ребро каркасного крестового свода.
Наличие нервюр в совокупности с системой контрфорсов и аркбутанов позволяет облегчить свод, уменьшить его вертикальное давление и боковой распор и расширить оконные проёмы. Нервюрный свод также называют веерным. Система нервюр образует каркас, облегчающий кладку свода.

Готические своды Сен-Шапель часовни-реликварии на территории бывшего Королевского дворца на острове Сите в Париже:

Своды готического собора:

масверк готический декоративний каркасный орнамент, все элементы которого построены при помощи циркуля. Состоит из стилизованных трилистников либо четырёхлистников, кругов и их фрагментов. Выполняется глубоким рельефом на деревянных либо каменных конструкциях.

● Вимперг (нем. Vimperg) высокий остроконечный декоративный фронтон, завершающий порталы и оконные проемы готических зданий. Поле вимперга украшалось ажурной или рельефной резьбой; по краям вимперг обрамлялся каменными пластическими деталями и увенчивался крестоцветом (флероном).

Трифорий   невысокая декоративная галерея в средневековых соборах Западной Европы, расположенная в толще стены над арками, отделяющими боковые нефы от среднего.

__________________________________________________________________________________________

Родиной готической архитектуры является Франция. Крёстным отцом готического стиля считается влиятельный и могущественный аббат Сугерий, который в 1135-44 гг. перестроил в новом стиле базилику аббатства Сен-Дени. Сугерий писал, что высокий, залитый светом храм призван символизировать безбрежный свет, исходящий от Бога. Вскоре вслед за Сен-Дени новый стиль был применён при возведении собора Парижской Богоматери (заложен в 1163) и Ланского собора (заложен в 1165).

Базилика аббатства Сен-Дени в Париже:

Собор Парижской Богоматери в Париже:

В каждой европейской стране готика имела свои особенности, но в целом можно выделить три периода развития этого стиля, характерные для всех:

Ранняя готика. Главные отличительные признаки:

● Высокие стрельчатые окна без масверка (Франция), с масверком и без крипты (Германия)

● Фасады 2-х башенные с круглыми окнами (розасами). Розас и фасад Нотр-Дама в  Париже становятся образцами многочисленных кафедральных соборов

● Масверк, круглое готическое окно и вимперги высшей утонченности

● Важные росписи по стеклу

● Членение стен 4-х зонное

● Круглые колонны с 4 тонкими служебными колоннами

● Богатая орнаментика капителей

● Исключительно стрельчатые арки

 Зрелая готика. Главные отличительные признаки:

● Вместо стен устанавливаются витражи с росписью. После замены односкатных крыш боковых нефов шатровыми и вальмовыми крышами удается снабжать задними окнами и трифории (Кельн). окна верхних проемов круглые

● Членение стен 3-х зонное

● Тонкие разделяющие стены

● Стремление ввысь, которое требует двойных (Шартр 36 м, Бове 48 м) и тройных аркбутанов

● Колонны составные (пучкообразные)

● Арки полуциркульные

● Свод 4-частный

● Крыши башен ажурные

 Поздняя готика. Главные отличительные признаки:

● Низкие верхние оконные проёмы или уменьшение размеров окон, а так же круглые окна наряду со стрельчатыми с богатым ажурным орнаментом

● Более высокие аркады

● Более декоративно насыщенная (стиль Изабелла с 1475, стиль Платереско соединение восточных и мавританских влияний)

● Ажурный орнамент в виде рыбьего пузыря (каф. собор Амьена 1366-1373)

● Средний неф выше боковых и меньше разделительных элементов между нефами. В Германии поперечный неф вовсе отсутствует

● Колонны приобретают более упрощенный профиль. круглые столбы устанавливаются далеко один от другого

● Капитель на служебных колоннах отсутствует или есть на отдельных колоннах

● Арки больших размеров килевидная (уже ренессансная)

● Звездчатый или сетчатый свод и свод с замковыми нервюрами с грушевидным профилем

● Трифорий отсутствует

● Крыши с куполами.

Собор в Севильи (Испания):

Источники:

ru.wikipedia.org

arch-simple.ru

www.syl.rul

novikov-architect.ru

Испанская готика — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 мая 2017; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 мая 2017; проверки требуют 2 правки.

Испанская готика — период и стиль в архитектуре Испании, имеющий отличия от готики других стран.

Обстановка, в которой развивалось искусство Испании в Средние века, была сложной. Первоначально на Пиренейском полуострове правили вестготы, ветвь более крупного народа — готов. По их имени и назван этот архитектурный стиль во всей Европе. Испанская готика имеет отличительные черты. Во-первых, влияние мавританского искусства. Во-вторых, для неё характерны многообразие, несмотря на общие черты. В период 12-13 веков происходила борьба за возврат власти с маврами (Реконкиста). До этого, в 11 в., в Испании господствовал романский стиль, а ему предшествовал астурийский (протороманский) стиль. Готика распространялась по Испании неравномерно. В Кастилии произведения готики появились уже в 13 в., в Каталонии — в 14-15 вв., а в Андалусию она проникла только во 2-й половине 15 в.

В то время многие мавританские учителя работали в Испании ( Мудехар), и его стиль также называли Мудехар. Конечно, они использовали арабские мотивы для украшения зданий. Готический стиль в Испании выражался главным образом в строительстве соборов, а также в архитектуре замков и общественных зданий. Готический стиль навеян французскими конструктивными моделями, хотя используется больше комнатных растений в немецком стиле. Корабли несколько шире, но сохраняют высоту готики. Например, собор Севильи достигает 36 метров в высоту, собор Паленсии — 43 метра, а собор Пальма-де-Майорка — 44 метра.

В интерьере множество часовен и алтарей с великолепным художественным оформлением. Окна очень высокие и большие, хотя их меньше, чем во французской готике.

Интерьер шёлковой биржи в Валенсии, Каталония (XV век).

В Каталонии сложился свой вариант готики. Сооружения в Каталонии отличаются большей пространственной свободой, широтой плана, преобладанием спокойных горизонтальных линий. Вместо острых готических крыш — плоские покрытия по уступам. Аркбутаны и контрфорсы не выступают наружу, а часто спрятаны внутрь.

Последовательность готических стилей в Испании[править | править код]

Определением стилей в испанской готической архитектуры заключаются в следующем. Даты являются приблизительными.

  • Всеобщая история искусств. Редакторы — Ю. Д. Колпинский, Е. И. Ротенберг, М.:»Искусство», 1962.
  • Архитектура Испании.

ru.wikipedia.org