/Что такое кабуки – Кабуки — это… Что такое Кабуки?

Что такое кабуки – Кабуки — это… Что такое Кабуки?

Кабуки — театр в Японии

Кабуки в Стране Восходящего Солнца считается сложным видом искусства. К каждому выступлению актеры Кабуки готовятся очень тщательно. Перед представлением актерам наносят сложный грим и одевают национальную одежду. Любое действие в Кабуки обусловлено японской символикой. Здесь нет места мелочам, присутствует предельное внимание к деталям. Цвета, иероглифы и движения подчинены определенным канонам.

Кабуки: историческая справка

Кабуки, как жанр, зародился в 17 веке. В истоках этого жанра лежат ритуальные танцы, которые совершались жрицами культа Идзумо Тайся. Основоположницей жанра является Окуни. Именно она и другие служители религиозного культа сумели добиться его большого распространения на всей территории Японии.

На сцене Кабуки в те времена ставили сценки из повседневной жизни, а любые роли доверялись только актрисами. Первый состав театра приглашали выступать перед самим императором. Помимо основной драматической трупы стали возникать и другие театральные объединения, которые помогли жанру обрасти новыми тонкостями и элементами.

Изначально театральное представление выглядело, как неприличные и приземленные постановки. Некоторые актрисы театра вели непристойный образ жизни. В 1629 году сегунат Токугава издал запрет, который ограничил возможность женщин блистать на сцене, но Кабуки был настолько популярным, что вместо женщин роли в театральных постановках стали исполнять мужчины.

Повседневные сценки, как тема для театральных постановок, перестали быть основой репертуара. Им на смену пришли национальные танцы, драматическое искусство и возвышенные сюжеты. В период Мэйдзи театр Кабуки пришел в упадок. Повсеместная европеизация привела к тому, что жанр был реконструирован по европейскому образцу. Специальные башни больше не использовались в постановках. А для публики стали устанавливать стулья.

В 1928 году Кабуки перестал быть прерогативой японских сцен. Приверженцы данного жанра начали путешествовать по миру, показывая свои представления в Советском Союзе, США и многих других странах. Во времена Второй Мировой многих актеров забрали на фронт. Бомбардировки уничтожили здания театров, а те подмостки, которым удалось уцелеть, стали клубами для военных. Многие постановки были запрещены. Лишь некоторые из них были внесены в список, который был разрешен для представления широкой публике.

В 1945 году труппа «Дзэнсиндза» возобновила свою деятельность и показала зрителям пьесу «Сукэроку». Эта пьеса было непременным атрибутом классического репертуара любого театра Кабуки. В наши дни японцы по-прежнему ценят и любят данное направление. Многие актеры, исполняющие роли в театральных постановках, играют еще и в кино, участвуют в телепередачах. Женщины снова получили возможность исполняет роли в пьесах. В 2005 году Кабуки включили в «третью декларацию шедевров наследия». Теперь этот жанр официально признан организацией ЮНЕСКО.

Сценический грим Кабуки

Сценический грим Кабуки

Грим актера зависит от того, какую роль он исполняет. Играя юную прелестницу или молодого человека, лицо раскрашивается белым цветом. Для отражения более зрелого возраста, в грим добавляют коричневые оттенки. Если сценарий требует того, чтобы актер выглядел сильным и мужественным, на его лицо наносят различные полосы. Для усиления эмоционального окраса персонажа применяют специальные каноны Кумадори. Цвета канонов: синий черный и разные оттенки красного. Алый цвет означает храбрость, честность, и верность, а чёрный символизирует духовность и сверхъестественные силы. Синий в данной традиции трактуется, как зло и темные потусторонние силы.

Часто, в Кабуки роли женщин по-прежнему исполняют мужчины. И гримируют их так искусно, что со сцены таких актеров невозможно отличить от настоящих женщин. Основу данного грима составляют светлые оттенки и большое количество косметики на лице.

Театральное действие в Кабуки

Сцена, которая используется для постановок такого жанра, выглядит весьма необычно. Ханамити — это деревянный помост, который применяют для выхода актеров, а также используют при проведении некоторых актов. В целом, сценические подмостки тянутся через весь зал от левого края. Декорации, которые используют в театре Кабуки, называются одогу. В постановках активно используются платформа со ступеньками, все они выполняются в натуральную величину.

В больших театрах сама сцена может вращаться, также в постановки активно включают механические люки и крутящиеся стены.

Ведущие персонажи театра

Сценический грим Кабуки

Персонажей театра Кабуки можно разделить на следующие категории:

  • «Татияку» — это герой, которого можно охарактеризовать, как мудрого, красивого и смелого мужчину. Он может быть бойцом, утонченным красавчиком, героем-любовником и непревзойденным воином;
  • «Катакияку» — это отрицательный герой, который во многих пьесах является антагонистом татияку. Обычно, это злой и мерзкий обманщик, но этот персонаж может раскрываться также, как благородный человек, который из-за своего знатного положения вынужден совершать некрасивые поступки;
  • «Докэката» — комический персонаж, который во всех пьесах призван смешить людей своими поступками;
  • «Кояку» — это герой, которого исполняют дети;
  • «Оннагата» — женский персонаж, амплуа которого достаются мужчина. Оннагата может быть любого возраста. Обычно, женский образ показывают в кимоно с длинными рукавами. Оннагата может быть знатной дамой или прекрасной куртизанкой. Может быть девушкой воительницы или женой купца.

Персонажи Кабуки яркие и выразительные. Каждый из них имеет свои отличительные черты, строго регламентированные канонами жанра.

Особенности театральных постановок

Все пьесы Кабуки достаточно продолжительны во времени. Они могут длиться больше 3-х часов, и некоторые постановки приходится адаптировать для иностранных зрителей, сокращая сцены и эпизоды. Сегодня в мире есть три вида театральных пьес данного жанра:

  • Дзидай-моно. Такие пьесы выглядят, как исторические постановки, повествующие о легендах периода Сэнгоку;
  • Сева-моно. Являются бытовыми представлениями, которые основываются на историях, возникших после периода Сэнгоку;
  • Сесагото. Танцевальные постановки, отлично отражающие все тонкости национального японского танца.

Стандартная пьеса занимает 5 актов. В большинстве постановок в качестве аккомпанемента используются лирические песни Нагауто.

Уникальность японского театра заключена в его продуманном символизме. Невероятное сочетание музыкальных и танцевальных номеров соединяется с драматическими выступлениями актеров. А сложный грим и технические эффекты дают невероятный результат. Этот театр пережил непростые времена, но сохранил свою самобытность и популярность. Кабуки — это подлинное японское искусство с длинной историей. Даже неискушенный театральными постановками зритель отмечает, как действо, происходящее на сцене, захватывает с самых первых минут.

Японский театр Кабуки имеет такую специфику, которая не присуща ни одному другому театру мира. Кабуки — это и жанр, и особенное устройство самого театра, и строго регламентированные действия на сцене, которые позволяют отразить многообразие чувств и эмоций, вложенных в сценарий.

mirjapan.ru

Японском театре Кабуки: персонажи, сцена, постановки

Японцы считают Кабуки сложнейшим из искусств. Долгая подготовка к представлению, тщательный подбор деталей, каждый из которых раскрывает персонажа, неповторимый грим: все это позволяет получить зрителю незабываемый опыт.

История

Кабуки зародился в XVII веке. Основой нового театра стали ритуальные танцы, совершаемые жрецами культа Идзумо Тайся. Иероглифы, которыми записывается название Кабуки, переводятся как «пение, танец и мастерство». Однако есть и другая трактовка название — в буквальном переводе оно обозначает «нетрадиционный».

Основоположником жанра стала служительница храма Идзумо по имени Окуни. Однажды Окуни, уже прославившаяся своими танцами-молитвами, отправилась в Киото, чтобы собрать денег на нужды храма. Девушка не только танцевала, но и показывала забавные сценки, которые пришлись по нраву зрителям. Окуни решила не возвращаться к жизни храмовой служительницы, а вместо этого собрала вокруг себя женщин, которых отвергало общество, и научила их своему искусству.

Сперва в театре имели право играть только женщины. В качестве основы для представлений брались подчас неприличные, фривольные сцены из повседневной жизни. Связано это с тем, что театр Кабуки создавался как альтернатива театру Но, предназначавшегося только для элиты и высокопоставленных чиновников. Кабуки так быстро обрел популярность у простых людей и прославился, что уже первый состав театра получил право показать свое искусство самому императору.

Из-за двусмысленных сцен в 1629 году женщинам было запрещено участвовать в постановках. Поэтому главные роли начали исполнять актеры-юноши. Представления были дополнены акробатическими номерами, а вместо комических пьес начали ставиться драматические. Правда, всего через 23 года участие юношей в постановках также запретили и роли стали играть зрелые мужчины. Тогда же драматические сюжеты окончательно вытеснили комедийный жанр.

Эпоха Мэйдзи стала для Кабуки серьезным испытанием. Европейское влияние на японскую культуру не прошло даром, и традиционные постановки, пропитанные восточным колоритом, сменились привычными для европейцев спектаклями.

К счастью, традиции Кабуки не были утрачены. В начале прошлого века театр пережил второе рождение.

В XXI веке Кабуки популярен не только в Стране Восходящего Солнца, но и во всем мире.

В 2005 году театр был включен в «декларацию шедевров наследия» Юнеско.

Грим театра Кабуки

Цвета грима в театре Кабуки наполнены символическим значением. Например, если актер исполняет роль молодого человека, он покрывает лицо белой краской. Чем старше персонаж, тем более темным должно выглядеть его лицо. Мужественность отражают полосы на щеках и на лбу.

Нюансы характера персонажа помогают передать каноны Кумадори. В каноны включены несколько оттенков красного и синего, а также черный. Красный олицетворяет смелость и преданность своему делу, черный — возвышенность и наличие сверхъестественных способностей. Синий же оттенок отражает приверженность злу.

Женские роли в Кабуки все еще доверяют исполнять актерам-мужчинам. Однако благодаря тщательному гриму и актерскому искусству зрители могут не догадываться об этом.

Наносится грим в несколько этапов:

  • волосы собираются в тугой пучок на затылке;
  • на лицо и шею наносятся белила. В качестве белил применяется рисовая мука. Иногда в театре использовались белила из цинка, однако после нескольких случаев отравления актеров эта практика сошла на нет;
  • тонкой кистью краска наносится на губы и глаза. Если актер по ходу действия показывает язык, краска может наноситься и на него;
  • белилами покрывают все открытые части тела актера;
  • на голову надевается парик;
  • на лицо наносят полосы традиционных оттенков. Эти полосы показывают характер героя, опытные зрители по узору на лице могут даже «считать» историю жизни персонажа. Иногда актеры незаметно наносят эти полосы на лицо во время пьесы, что подчеркивает смену характера персонажа.

Особенности Кабуки

Изначально актеры Кабуки представляли зрителям замысловатые танцы с музыкальным сопровождением. Сюжет в представлениях появился позже. В настоящее время искусство Кабуки предполагает очень сложный макияж актеров, замысловатые костюмы и диковинные парики.

Актеры на сцене совершают преувеличенные, утрированные действия, что является одной из главных особенностей жанра. Это связано не только с традицией театре, но и с тем, что в пьесах герои говорят на одной из старинных форм японского языка. Понять их порой не могут даже жители Японии.

Специфические движения помогают зрителям понять происходящее на сцене.

Зрительный зал

Сцена в театре Кабуки для европейского зрителя выглядит непривычно. Она представляет собой длинный помост из дерева, тянущийся через весь зал.

Декорации, которые называют одогу, достаточно сложны. Это могут быть платформы со ступенями, люки и крутящиеся стены и ширмы. Благодаря этому удается создавать всевозможные эффекты, например, внезапные исчезновения или появления персонажей.

Все предметы на сцене должны быть меньше своих размеров в реальной жизни. Они выступают в качестве символов и не должны отвлекать внимание зрителя.

Актеры появляются из ханамити — специального строения, расположенного с левой стороны от помоста. Ханамити используется для достижения драматического эффекта, например, для передачи трагизма расставания персонажей. В переводе с японского «ханамити» обозначает «тропа цветов».

Персонажи Кабуки

Героев представлений можно разделит на несколько категорий:

  • «Татияку» – смелый, благородный молодой мужчина, который может быть либо воином, либо влюбленным в прекрасную даму героем;
  • «Катакияку» – антагонист пьесы. Противостоит главному герою, отличается хитростью и коварством. Иногда Катакияку раскрывают как положительного персонажа, который в силу обстоятельств вынужден совершить нелицеприятный поступок;
  • «Докэката» – комик, который вносит в действие юмор и смешит зрителей;
  • «Кояку» – персонаж, роль которого исполняет ребенок;
  • «Оннагата» – собирательное название для всех женских образов. Это может быть пожилая мудрая дама или юная девушка, воительница или супруга одного из персонажей.

Появление каждого персонажа имеет символическое значение. Зритель по позам, оттенкам, использованным в макияже, а также по положению рук должен сразу угадать характер героя и его место в предстоящей пьесе.

Виды постановок

В Кабуки можно увидеть три разновидности постановок:

  • Дзидай-моно. Эти пьесы освещают период с 15 по 17 века и обычно посвящены каким-либо историческим событиям, произошедшим в реальности. Дзидай-моно повествуют о подвигах великих воинов и носят трагическую окраску;
  • Сэва-моно. В основе постановок сюжет о благородном герое, куртизанке, которая борется за его любовь, и ее сопернице;
  • Сесагото. Представления, в которых на первый план выходит музыкальное сопровождение. Сюжет их обычно прост. Он повествует о двух влюбленных, которые волей обстоятельств не могут быть вместе. В конце представления герои совершают самоубийство. Долгое время в Японии были запрещены пьесы Сесагото, так как некоторые молодые люди брали пример с главных героев.

Кабуки в наши дни

В большинстве современных трупп Кабуки играют мужчины. Имеются несколько женских трупп, однако им не удалось достигнуть мастерства, которое актеры мужского пола оттачивали на протяжении четырех веков.

 Интересно, что в театре обычно играют представители династий Кабуки. Это искусство достаточно закрытое, и людям, которые не состоят в династии, стать актером непросто. Дети начинают участвовать в пьесах с раннего возраста, постепенно перенимаю опыт родителей. Это позволяет открыть актерские таланты и изучить все тонкости театра, которые не преподаются ни в одном учебном заведении.

Актеры Кабуки знамениты в Японии: они часто приглашаются на телешоу и исполняют роли в игровом кино.

А 1975 году зрителям в театре стали предлагать наушники, позволяющие понять происходящее на сцене. Благодаря этому быстро вырос интерес иностранцев к традиционному японскому театру. В 2005 году в Японии сняли первый фильм в жанре Кабуки. А в 2002 году основательнице театре, танцовщице и актрисе Окуни, в Киото поставлен памятник.

Кабуки — один из самых ярких образцов японской культуры. Самобытный и необычный, загадочный и наполненный многочисленными символами, он словно отражает саму душу Страны Восходящего Солнца.

Видео

ojapan.ru

Кабуки — это… Что такое Кабуки?

— один из видов традиционного театрального искусства Японии. Зародившись во второй половине XVI в., он прошел путь весьма длительной эволюции и к настоящему времени достиг степени классического совершенства. И хотя период его расцвета уже миновал, Кабуки пользуется широкой популярностью среди японцев даже в наше время. В эпоху Эдо, на которую приходится основной период развития Кабуки, дистанция между классом воинов и простым народом соблюдалась более строго, чем в какое-либо другое время японской истории. Искусство Кабуки было распространено в те дни главным образом среди купеческой прослойки. Эта часть населения достигла большого экономического могущества, но занимала низкое социальное положение, так как не принадлежала к классу самураев. В этих условиях Кабуки имел для них важное значение, являясь средством художественного выражения их чувств и стремлений. Поэтому основной тематикой пьес Кабуки были конфликты между человеком и феодальной системой. Уникальность искусства Кабуки состоит в том, что все женские роли исполняются актерами-мужчинами, которых называют «оннагата». На начальной стадии в театре Кабуки играли преимущественно женщины, но с ростом популярности многие актрисы стали пользоваться чрезмерным вниманием поклонников мужского пола. Поняв, что это может привести к серьезному падению общественных нравов, власти наложили официальный запрет на выступление женщин в театрах в 1629 г. Так как театр уже пользовался всеобщим признанием, женские роли стали играть мужчины и продолжают играть их до настоящего времени. Запрет на актрис действовал в течение почти 250 лет. За это время Кабуки довел до совершенства искусство «оннагата». В результате, когда запрет был снят, в Кабуки уже не было места для женщин. Кроме того, искусство «оннагата» стало к тому времени неотъемлемой частью театра Кабуки, и, лишившись ее, Кабуки мог безвозвратно утратить свои традиционные качества. Другой важной особенностью Кабуки является его всеобъемлющий и собирательный характер. Он вобрал в себя все виды театрального искусства, существовавшие ранее в Японии. В числе традиционных видов, у которых Кабуки перенял элементы сценической техники и репертуар, — драма Но, театр Кёгэн (фарсы, которые разыгрывались в антрактах во время спектаклей Но). Сегодня число японских ценителей Но значительно меньше числа поклонников Кабуки. Пьесы Кабуки, которые заимствовали свой сюжет из пьес Но или написаны под влиянием этого искусства, пользуются широкой популярностью и составляют существенную часть репертуара театра Кабуки. Еще одним источником, из которого Кабуки заимствовал некоторые элементы, был кукольный театр Бунраку, искусство которого развивалось почти параллельно искусству раннего Кабуки. В театре Кабуки наибольшее значение придается актеру, а не какому-либо другому аспекту спектакля, например литературным достоинствам пьесы. В начале XVII в. несколько крупных писателей, в том числе Тикамацу Мондзаэмон, которого часто называют японским Шекспиром, ушли из Кабуки, где господствовали актеры, и примкнули к кукольному театру, где их творческий гений обретал боґльшие возможности для роста и развития. В результате был период, когда куклы затмили актеров, а кукольный театр был более популярен, чем театр Кабуки. Для того чтобы выдержать такую конкуренцию, Кабуки включил в свой репертуар почти все пьесы кукольного театра. Таким образом, сегодня больше половины традиционных пьес репертуара Кабуки обязаны своим происхождением Бунраку. Последний пример общего заимствования Кабуки относится к концу XIX столетия, когда в это искусство был привнесен элемент литературного реализма. До Кабуки японцы никогда не видели такого красочного, яркого, волнующего и необычного зрелища. Что касается этих качеств, ни один театр мира, пожалуй, нельзя сравнить с драмой Кабуки. В традиционном репертуаре Кабуки — около 300 спектаклей. В настоящее время он пополняется новыми пьесами авторов, не связанных непосредственно с Кабуки. В репертуаре театра несколько спектаклей под названием «Сёса-гото», или «Драматический танец», в основе которых — и почти исключительно — танцевальные движения актеров. Актеры в этой драме танцуют под аккомпанемент вокальной и инструментальной музыки. Многие пьесы имеют законченный сюжет, но есть и такие, которые представляют собой всего лишь фрагменты танцев. Примерами драмы-танца могут служить спектакли «Кандзинтё» («Список пожертвований для храма»), «Мусумэ Додзёдзи» («Девушка из храма Додзёдзи»), «Мигавари Дзадзэн» («Замена») и «Такацуки» («Танец деревянных башмаков»). С точки зрения сюжета и характера действующих лиц пьесы Кабуки можно разделить на две категории:

1) Историческая драма (дзидай-моно). Эти пьесы рассказывают об исторических эпизодах или представляют подвиги воинов или вельмож. Многие из них — мрачные трагедии, несколько оживленные краткими комедийными штрихами. Их герою часто приходится приносить величайшие жертвы. Например, в «Тюсингура» — одном из знаменитых спектаклей Кабуки, сюжет которого заимствован из пьесы театра Бунраку, рассказывается известное всем предание о 47 самураях, потерявших своего господина. После многих лет терпеливого ожидания и интриг эти люди отомстили за вынужденное самопожертвование своего господина, но из-за этого и сами принуждены были покончить жизнь самоубийством;

2) Семейная драма (сэва-моно). В этих пьесах обычно отражена жизнь низших классов общества. В центре внимания — человек из народа. К этой категории можно отнести пьесы «Кагоцурубэ» («Куртизанка») и «Цубосака-Дэра» («Чудо в Цубосака»). В основе семейной драмы вполне реалистический сюжет. Однако нередко в пьесы такого рода включаются сцены, где действие и инсценировка становятся нереальными, большое значение уделяется таким внешним эффектам, как ораторское искусство актеров и яркие краски, а внутреннее содержание, логическая последовательность сюжета остаются в тени.

Красота формального стиля — один из эстетических принципов, на которых основано все искусство Кабуки, — находит наиболее яркое выражение в манере игры — самом важном аспекте Кабуки. Когда актер Кабуки готовится к роли в классической пьесе, он по старинному обычаю начинает подготовку с изучения традиционной манеры игры, доведенной до совершенства его предшественниками. Этот стиль игры, даже если первоначально он и был нацелен на реалистическое воплощение, обрел совершенно определенную форму и стал ярко символичным в процессе развития искусства Кабуки. Таким образом, даже в реалистической пьесе Кабуки самые тривиальные жесты и движения часто ближе к движениям танца, чем к движениям актерской игры. Почти каждый жест сопровождается музыкой. Существует много примеров, где этот символизм доведен до степени абстракции, в результате чего традиционная манера игры уже не имеет прямой связи с какой-либо рациональной интерпретацией роли. Особый прием актеров Кабуки, известный под названием «миэ», пожалуй, больше всего гармонирует с принципом формализованной красоты. Он используется в определенные кульминационные моменты или в финале классической пьесы актером, исполняющим главную роль, который внезапно останавливается в живописной позе, устремляет пристальный взгляд в одну точку и скашивает глаза. Эта своеобразная манера игры является примером того, что Кабуки всеми средствами стремится подчеркнуть величие красоты. Формальная манера исполнения характерна также и для вокального аспекта пьес Кабуки. Даже в реалистической жанровой пьесе главным в речи актера считается не естественность, а формальное ораторское искусство. Таким образом, текст пьес Кабуки, в особенности длинные монологи, произносят в манере завораживающей мелодекламации, которая представляет собой нечто среднее между пением и обычным разговором. Это становится еще очевиднее, когда диалоги и монологи сопровождаются музыкальным аккомпанементом, что, кстати, происходит довольно часто. Это придает синхронным движениям актеров на сцене еще больше ритмичности, они становятся более похожими на движения танца. Еще одной особенностью драмы Кабуки является эффектное, захватывающее зрелище сцен спектакля. Общепризнанным среди знатоков театра является факт, что декорации, костюмы и грим Кабуки — самые экзотичные и красочные в мире. Можно сказать, что популярность Кабуки сегодня объясняется в большей степени живописностью его зрелища: зрители в этом театре могут получить полное удовлетворение, наслаждаясь удивительными по своей цветовой гамме картинами, которые разворачиваются перед их глазами на сцене, даже если сюжет пьесы не привлек их внимания. Музыка — неотъемлемая часть искусства Кабуки. Для сопровождения пения и действия спектакля в театре используется целый ряд музыкальных инструментов, но основным является трехструнный инструмент сямисэн. В историческом или жанровом спектакле с поднятием занавеса начинает звучать музыка, как бы пробуждая к жизни неподвижную до этого атмосферу сцены. Музыканты, невидимые для зрителя, находятся в левом углу сцены. Музыка становится своеобразной динамической основой пьесы: она подает «сигнал» к выходу актера, под ее аккомпанемент актеры произносят текст и движутся по сцене. В драме-танце музыканты хорошо видны зрителю, и музыка играет доминирующую роль. Музыка Кабуки подразделяется на несколько категорий (около 12) в зависимости от принадлежности к той или иной школе. Сегодня наиболее часто исполняется музыка «нагаута», «токивадзу», «киёмото» и «гидаю», последняя используется в драме, заимствованной из театра кукол. Помимо сямисэна в спектаклях Кабуки используются деревянные трещотки, оповещающие о начале и конце спектакля. Их отрывистые звуки повторяются в ритме стаккато. Деревянные трещотки используются также в качестве одного из ударных музыкальных инструментов во время действия спектакля. Все без исключения театры Кабуки, их здания, сцена и реквизит создаются сегодня по западноевропейскому образцу, однако они сохраняют и некоторые важные особенности традиционного театра Кабуки, в частности ханамити и мавари-бутаи. Ханамити, или «цветочная дорога», — это помост, соединяющий левую часть сцены с задней частью зала и проходящий по залу на уровне головы зрителя. Он предназначен для выхода и ухода актеров со сцены — в дополнение к выходам, расположенным по обеим сторонам сцены. Ханамити, однако, используется не только для прохода, но является еще и частью сцены. По пути на сцену и со сцены актеры часто разыгрывают самые важные эпизоды в спектакле. Мавари-бутаи, или «вращающаяся сцена», впервые была создана в Японии свыше 300 лет назад, а затем это устройство было внедрено и за границей. Оно позволяет быстро менять декорации, не нарушая последовательности действия. Авансцена в театре Кабуки ниже и много шире, чем в театрах Америки и Европы. Сцена представляет собой удлиненный прямоугольник, а не почти квадрат, как в других театрах. Занавес в театрах Кабуки сделан из красно-коричневых, черных и зеленых полос хлопковой ткани, он не поднимается, а отодвигается в сторону. Наиболее яркой отличительной особенностью Кабуки как театрального искусства, по сравнению с другими видами театра, является первостепенное значение роли актера. Подавляющее большинство классических пьес Кабуки было написано авторами, которые работали специально для этих театров. Авторы хорошо знали сильные и слабые стороны отдельных актеров, их склонность к тем или иным ролям и приемам, поэтому они старались создавать такие пьесы, которые помогали бы наиболее полно раскрыться таланту этих актеров. Нередко сами актеры, рассматривая пьесу лишь как средство прославиться, изменяли строки и даже целые сюжеты в соответствии со своим темпераментом. В конце концов именно актеру театр Кабуки обязан своим величием. Требования, предъявляемые в театре к актеру, очень суровы. Так как в основе драматического искусства Кабуки заложен своеобразный принцип представления, каждый актер должен иметь фундаментальную подготовку. Это, в свою очередь, обязывает человека, который хочет стать актером Кабуки, тренировать себя с детства. Он должен пройти тщательную подготовку по многим видам театрального искусства. Поскольку Кабуки — вид музыкальной драмы, японские танцы и музыка — обязательная часть такой подготовки. Следует отметить, что техника актерской игры в театре Кабуки — не результат достижений современных актеров, а накопленный опыт, передаваемый актерами из поколения в поколение по принципу передачи наследства в семье. В настоящее время в Японии есть семьи, в которых искусством Кабуки владели представители семнадцати поколений: с одной стороны, в эпоху феодализма почитание семейных традиций было неписаным законом, с другой — сама природа искусства Кабуки, которое требует длительной подготовки и огромного опыта, нашла в семье идеальную среду для своего развития. Эта преемственность, нередко наблюдающаяся и сегодня, пожалуй, имеет более важное значение, чем полагают многие, так как она в значительной мере способствовала сохранению искусства Кабуки до наших дней. Было время, когда актер обычно исполнял только ту роль, в которой он достиг совершенства. Это привело к тому, что актер изучал характер только одного действующего лица из всего разнообразия типов мужчин и женщин. В настоящее время такая узкая специализация актеров встречается реже. Обычно актеры исполняют разные по характеру роли. Исключение составляют только «оннагата» — исполнители женских ролей. Секрет красоты «оннагата», передаваемой ими на сцене, заключается в том, что эта красота создана не природой, а искусством мужчин, объективно наблюдающих поведение и психологию противоположного пола. Несмотря на то, что в эпоху феодализма актеры Кабуки пользовались широкой популярностью в народе, они занимали довольно низкое положение на социальной лестнице. В настоящее время их статус повысился настолько, что несколько выдающихся актеров избраны членами Академии художеств Японии — это самое почетное звание, которое может быть присвоено художнику. Во время спектакля Кабуки на сцене появляются люди, которые не входят в состав труппы театра. Чаще всего в начале спектакля, после открытия занавеса, публика видит странные фигуры в капюшонах, одетые в черное, которые занимают места позади актеров. Их называют «куроко» («человек в черном»), они переставляют предметы на сцене при открытом занавесе и выполняют роль суфлеров. Они не являются действующими лицами спектакля, и предполагается, что зрители их «не видят». История мирового театра свидетельствует о том, что, когда древнее драматическое искусство достигает совершенства, оно способно выдержать проверку временем, даже если его литературное содержание стало далеким от современности. Правильность этого положения подтверждает искусство Кабуки. Оно не отражает жизни современной Японии, которая подверглась интенсивному процессу европеизации. Но, несмотря на это, Кабуки пользуется широкой популярностью. Основная причина — в совершенной, выкристаллизованной форме этого театра. Таким образом, Кабуки был и, по-видимому, еще долго будет оставаться гордостью Японии и пользоваться любовью народа.

Япония от А до Я. Энциклопедия. EdwART. 2009.

dic.academic.ru

Японский театр кабуки

кабуки фотоКабуки – вид японского национального театра, традиционный японский театр, сочетающий в себе жанры танца, пения, драмы и музыкальные композиции.

Театр кабуки в Японии

Актерам кабуки наносится сложный грим, их облачают в яркие наряды, на которые нанесено большое количество особой символики, имеющей определенный смысл. На японском кабуки пишется так — 歌舞伎. Эти иероглифы означают «танец, песня и мастерство». Театр кабуки пользуется огромной популярностью не только среди японцев, но и по всему миру.

Театр кабуки видео

Также вы можете узнать больше в документальном фильме о японском театре

Грим театра кабуки

Традиционно в кабуки мужчины играют все роли.

Отличительной чертой японского театра является сложный разноцветный грим, нанесенный на лица актеров, носящий определенный раскрас в зависимости от того, какую роль исполняет актер. Если актер играет молодую девушку или парня, его лицо раскрашивается в белый цвет, а для того, чтобы показать другой возраст, добавляются иные цвета, например, коричневый. В качестве показателя силы пальцами наносят разноцветные полосы на лице актера. Кумадори – уникальный канон, по которому наносятся линии различной формы и цвета, усиливающие эмоциональный окрас мужского персонажа и показывающие его характер. Его главные цвета – синий, черный и красный. Красный символизирует храбрость, преданность и честность, черный – волшебство и божественность, синий – зло, ярость и потусторонние силы.

Театр кабуки фото

Фото театр кабуки

Особое искусство – играть роль женщины (оннагата). Искусство игры и грим совершенны до такой степени, что актеров оннагата невозможно отличить от настоящих женщим. Грим оннагата состоит из белой основы, уши, веки, брови и щеки окрашиваются красными, черными и зелеными цветами.

Сцена кабуки

Сцена имеет особое устройство. Деревянный помост ханамити тянется от левого края сцены через весь зрительский зал. Ханамити используется как для прихода и ухода актеров со сцены, так и для обыгрывания некоторых моментов пьесы. Также в кабуки была впервые в мире применена вращающаяся сцена. Очень важное место занимают декорации, именуемые одогу. Платформа с тремя ступеньками на сцене может быть позицией полководца, магазинчиком купца или каморкой куртизанки в зависимости от декораций, которые на ней установлены. Декорации и утварь специально делаются меньше натуральных размеров для того, чтобы повысить значимость актеров.

Сцена театра кабуки фото

Сцена

Амплуа актеров японского народного театра

— Татияку — главный герой, мудрый, мощный, ловкий, красивый. Существует несколько видов: арагото – боец, который имеет необыкновенную силу; вагато – утонченный красавчик, прекрасный любовник; дзицугото -мудрый, честный, стоический мужчина.

— Катакияку – отрицательный персонаж, враг татияку. Его типы: дзицуаку — мерзкий проходимец, злодей; кугэаку — благородный человек из знатной семьи, из-за сложившегося положения вынужденный совершать плохие поступки; ироаку – отрицательный персонаж, имеющий облик утонченного красавца.

— Докэката — смешной персонаж. Это бездельник и дурачок.

— Кояку — персонаж ребенка, который, как правило играется сыновьями актеров.

— Оннагата – женский персонаж, которого играет мужчина. Существуют различные типы оннагата. Основной — юная прекрасная девушка. Среди этих девушек есть несколько видов: мусмэката –молодая скромница, облаченная в кимоно с длинными рукавами; акахимэ — соблазнительная красотка родом из знатной семьи одетая в красное платье; кэйсэй — известная куртизанка; сэванёбо – покорная и кроткая жена купца; онна будо — воительница; акуба, или докуфу, — злобная и хитрая дама, женщина — вамп. Кроме того, присутствует амплуа женщин в возрасте: касягата — старуха и фукэояма — женщина среднего возраста.

Жанр статьи — Культура Японии

jamato.ru

Кабуки театр уникальный и зрелищный

Кабуки (歌舞伎) является традиционной формой японского театра, возникшей в начале зарождения эпохи Эдо . В самом начале театр кабуки появился как альтернатива театру Но ( 能, мастерство, умение, талант), который являлся церемониальным театром и был предназначен для элиты японского общества. В отличие от но, кабуки театр создавался для горожан, он предназначался для простых людей и показывал жизнь простого народа.

Что такое театр кабуки?

Кабуки является одним из трех главных классических театров Японии, таких как Но и Бунраку (кукольный театр) и в ноябре 2005 года был признан нематериальным культурным наследием ЮНЕСКО. В переводе кабуки означает «пение, танец, мастерство». Так же существует еще одно понятие слова кабуки, которое первоначально было образовано от глагола кабуку — нетрадиционный.  Изначально это было танцевальное представление с музыкальным сопровождением без какого-либо сюжета, танцы преимущественно носили религиозный характер, со временем концепция кабуки менялась как по форме, так и по содержанию. Театр кабуки это зрелищная форма искусства, она включает в себя замысловатые костюмы, необычный и привлекательный макияж, диковинные парики  и самое главное, преувеличенные действия, выполняемые актерами на сцене. В спектаклях используется старинная форма японского языка, который сложно понять даже японцам, поэтому стилизованные отточенные движения актёров служат для передачи смысла, происходящего на сцене.

Учитывая, что театр кабуки многие принципы позаимствовал от кукольного театра бунраку, то и виды постановок здесь те же:

  1. Дзидай-моно -исторические пьесы, созданные до периода Сэнгоку (эпоха воюющих провинций,  XV-XVII вв.) В период правления сёгуната Токугавы существовала цензура и нельзя было ставить пьесы, основанные на реальных событиях и критиковать сёгунат. Пьесы того времени рассказывали о подвигах воинов и как правило являлись трагедиями.
  2. Сэва-моно — пьесы, рассказывающие  о бытовой жизни простого народа, созданные после XVII века. Но в основной массе сюжет таких пьес сводился к развитию отношений между главным героем, куртизанкой и её соперницей.
  3. Сёсагото — танцевально-драматические пьесы, причем музыка здесь играет большую роль, чем танец, поэтому в постановках используется барабаны, свирель и сямисен (трехструнный музыкальный инструмент). И сегодня по-прежнему большой популярностью пользуются сюжеты с синдзюу — когда влюбленные по какой-то причине (имущественные, общественные и т.д.) совершают двойное самоубийство. Во времена эпохи Эдо такие постановки были запрещены, в силу того, что действие, происходящее на сцене стало плавно перетекать в реальную жизнь.

театр кабуки

История возникновения и развития

Кабуки появился в начале XVII века, вернее в 1603 году, родина театра кабуки Киото. Начало жанру  дала  Окуни из Идзумо (Идзумо-но-Окуни), год рождения 1571. Окуни была служительницей синтоистского храма Идзумо в префектуре Симанэ. Танец-молитва, который она исполняла во время служения вдохновил её на создание собственного стиля, который включал пение, танец и актерскую игру. Окуни была известна своей красотой и мастерством в танце. Однажды для сбора средств и пожертвований для храма она была направлена в Киото. Именно в это время её выступления привлекли внимание горожан, помимо танцев религиозного характера, Окуни ещё показывала юмористические сценки о встречах любовников. Её мастерство стало собирать большие толпы и когда пришло время возвращаться в храм, Окуни проигнорировала требование настоятелей храма, хотя деньги продолжала посылать. Идзумо-но-Окуни осталась в Киото, собрала вокруг себя женщин, изгоев общества и обучила их танцам. Уже в 1604 году на территории храма Китано была построена сцена для выступления труппы Окуни. Так как в театре были только женщины, то все роли и женские, и мужские исполняли женщины. В репертуаре кабуки в основном были комические сцены из повседневной жизни. Постепенно выступления приобретали  всё большую популярность, стали появляться аналогичные труппы в других городах.

Исполнительницы кабуки не отличались скромностью и пользовались большим спросом среди мужского населения, выступления посещали не только простолюдины, но и лица самурайского сословия. Кабуки стал распространенной формой развлечения в районе красных фонарей в Эдо. Здесь всегда можно было встретить известных актеров, услышать новую захватывающую музыку, увидеть последние тенденции моды. Классовые границы стирались на фоне выступлений онно-кабуки, но часто возникали стычки и потасовки, в скандалы были вовлечены в том числе и государственные деятели. Все эти беспорядки привели к тому, что в 1629 году сёгунат запретил онно-кабуки (женское кабуки), предполагается, что помимо скандальной репутации театра сёгунат был обеспокоен тем, что в пьесах освещается жизнь обычных людей.

На смену женскому кабуки пришли юноши, которые быстро освоили мастерство предшественниц и дополнили представления акробатическими трюками, характер представлений изменился и от танцевального направления перешли к драматическому искусству. Но так как нравственная сторона театра кабуки не изменилась, в 1652 году выступление юношей на сцене было запрещено. Учитывая большую популярность театра его нельзя было закрыть и на сцене стали играть зрелые мужчины, появился новый вид кабуки, более утонченного и стилизованного — яро-кабуки (плутовской кабуки). До этого времени театр всё ещё не использовал литературные произведения и был призван показать красоту и мастерство исполнителей. С уходом юных актрис и актеров из кабуки спасти театр мог только сюжет пьесы, поэтому театральное действие быстро стало наполняться литературными произведениями.

театр кабуки

До XVIII века театр кабуки процветал, но позднее интерес публики к театру пропал. В период эпохи Мэйдзи (1868—1912гг.) Япония вынуждена была открыться миру, это было время больших перемен во всех сферах жизни Японии, не исключением стал и театр кабуки. С приходом всего европейского ему грозила реальная перспектива разрушения. Морита Канъя, владелец большого театра в Эдо, произвел реконструкцию театра под европейский стиль, призвав на помощь все связи добился того, что императорская чета посетила кабуки, театр в глазах общественности поднялся на ступеньку выше.

В период с 1912 года до второй мировой войны, несмотря на разрушения вследствие сильных землетрясений, кабуки успешно продолжал свою деятельность и даже гастролировал за рубежом.

После войны оккупационные власти признали театр кабуки антидемократическим и поставили ряд жёстких условий для его дальнейшего существования. Большинство пьес было запрещено, новые пьесы были ограничены по количеству и кроме этого должен был представлен перевод на английский язык. Большинство выдающихся актеров кабуки умерли или погибли во время войны. Театр переживал тяжелые времена, несмотря на такое плачевное положение уже с сентябре 1945 труппы начали давать представления. Правительство Японии как могло поддерживало и помогало деятельности традиционных театров.

Кабуки в наши дни

В наши дни кабуки самый востребованный из классических театров Японии, зрители охотно идут на представления. Кроме традиционных мужских трупп после войны появилась женская труппа кабуки Ичикава Кабуки-дза, но достигнуть мастерства, которое оттачивалось актерами мужчинами на протяжении 400 лет женщинам не удалось. Актеры кабуки снимаются в кино и являются частыми гостями в телевизионных передачах.

Внедрение наушников в театре в 1975 году, в том числе с переводом на английский язык в 1982 году позволило поддерживать интерес иностранцев.  С 2005 года стали выпускать и продавать кабуки фильмы. Театры активно гастролируют по Азии, Европе и Америке. Основательнице жанра Идзумо-но-Окуни в 2002 году, к 400-летию образования кабуки в Киото был поставлен памятник.

Окуни из Идзуми

Сегодня крупные и известные театры кабуки расположены в таких городах как Токио, Киото, Осака, Фукуока. Архитектура театра это отдельная тема разговора и об этом будет в последующих статьях. Так же очень большая и интересная тема об актерских династиях театра кабуки.  В ближайшее время я об этом напишу на страничках своего сайта. До новых встреч.

 

galitravel.ru

Кабуки Википедия

Кабу́ки[1] (яп. 歌舞伎, букв. «песня, танец, мастерство», «искусное пение и танцы») — один из видов традиционного театра Японии. Представляет собой синтез пения, музыки, танца и драмы. Исполнители кабуки используют сложный грим и костюмы с большой символической нагрузкой.

Артисты кабуки изображают бой самураев

Этимология слова «кабуки»[ | ]

Слово «кабуки» произошло от широко распространённого глагола «кабуку», буквально означавшего «отклоняться». Впоследствии слово «кабуки» стало обозначаться китайскими иероглифами, а «кабуку» постепенно вышло из употребления[2].

Слово «кабуки» в его оригинальном написании на японском языке состоит из трёх иероглифов — 歌舞伎, где символы 歌舞 (кабу) обозначают словосочетание «песня и танец», а символ 伎 (ки) — «мастерство». В начале XVII века в качестве омонимов для ки использовались иероглифы «квалифицированная женщина» и «игра». Такая комбинация символов даёт описание драмы, которая в то время представляла собой представления, состоявшие из танцев, песен и скетчей с драматической составляющей[3].

В современном японском языке слово «кабуки» используется только в одном значении: для обозначения популярной формы драмы[3]. В современном русском языке слово «кабуки» является неизменяемым несклоняемым существительным мужского и женского родов.

История[ | ]

Период Эдо (1603—1868)

ru-wiki.ru

Кабуки — это… Что такое Кабуки?

        один из видов классического театра Японии. Его истоки в народных песнях и танцах, исполнявшихся бродячими актёрами. Родоначальницей К. считают О-Куни, которая с 1603 выступала с женской труппой. Хотя в сценках, которые исполняла О-Куни, основой были любовные песни и танцы, в них уже намечались элементы драматургических композиций, со временем всё более усиливавшиеся. В 1629 женские труппы были запрещены под предлогом нарушения законов о нравственности, и с 1652 в представлениях К. выступают только мужчины (яро-К.). Это породило специфические амплуа актёров — исполнителей женских ролей (оннагата, или ояма).

         Особого расцвета театр К. достиг в конце 17 — начале 18 вв., во время подъёма городской культуры (т. н. период Гэнроку,1688—1703). Был сделан большой шаг вперёд от искусства подражания (мономанэ) к более естественной манере игры. Важное значение приобрели движения и сценическая речь исполнителей, чему способствовало мастерство актёра Саката Тодзюро и драматурга Тикамацу Мондзаэмона.

         Кризис феодального строя привёл к жёсткой регламентации всей жизни Японии, что сказалось на характере пьес К., усилилась условность (танцевальные пьесы сёсагото и пантомимы). Условными были музыкальное сопровождение и декорации, канонические позы (миэ) и каноны игры (ката), парики и специфические для К. грим кумадори (красный цвет символизирует справедливость, страстность, смелость; синий — хладнокровие, злость, безнравственность и др.). Утвердилась традиция преемственности сценических имён, установились замкнутые актёрские династии с наследованием актёрских амплуа. В 1-й половине 18 в. прославились Итикава Дандзюро II и Савамура Содзюро. В 1758 драматург Намики Сёдзо ввёл вращающуюся сцену, которая вместе с «дорогой цветов» — ханамити (помост, идущий от сцены через весь зрительный зал) стала значительным завоеванием театра К.

         К концу 18 в. центр искусства К. перемещается из Киото и Осаки в Эдо (ныне Токио), где наряду с исполнением исторических драм (дзидаймоно) утверждается жанр бытовых пьес из жизни горожан (сэвамоно). Этому способствовали деятельность известного драматурга Цуруя Намбоку и реалистическая манера исполнения актёра Мацумото Косиро V.

         После буржуазной революции 1867—68 (т. н. революции Мэйдзи) Япония вступила на путь капиталистического развития, что сказалось на содержании драматургии К. Появились пьесы, отображавшие новые нравы. Ставятся исторические драмы (кацурэкимоно). В конце 19 в. широкую известность приобретают имена актёров: Итикава Дандзюро IX, Оноэ Кикугоро V и Итикава Садандзи I. Появляются новые пьесы для К., обновляются традиционные сценические приёмы.

         В 1966 в Токио в целях сохранения классического театра К. был открыт государственный театр «Кокурицу гэкидзё». Актёры К. состоят на службе у двух крупных кинокомпаний «Сётику» и «Тохо», а также в единственной независимой театральной труппе «Дзэнсиндза».

         Театр К. дважды гастролировал в СССР (1928 и 1961), познакомив сов. зрителей с популярными актёрами — Итикавой Садандзи II, Итикавой Энноскэ II, Утаэмоном VI и др.

         Лит.: Конрад Н. И., Театр Кабуки, в сборнике: Театральный Октябрь, Л. — М., 1926; его же, Театр Кабуки, Л. — М., 1928; Кабуки, [пер. с англ.], М., 1965; Театр и драматургия Японии. Сб., М., 1965; Гундзи Масакацу, Японский театр Кабуки, пер. с япон., М., 1969.

         Б. В. Раскин.

        Кабуки. Итикава Энноскэ III в роли Самбасо в пьесе «Аяцури Самбасо» (сзади в роли ассистента — актёр Итикава Кодаю).

        Кабуки. Итикава Энноскэ III в роли Самбасо в пьесе «Аяцури Самбасо» (сзади в роли ассистента — актёр Итикава Кодаю).

        Кабуки. Итикава Эбидзо (в центре) в роли Бэнтэна Кодзо в пьесе «Бэнтэн мусумэ» (сцена поединка на мечах).

        Кабуки. Итикава Эбидзо (в центре) в роли Бэнтэна Кодзо в пьесе «Бэнтэн мусумэ» (сцена поединка на мечах).

        Кабуки. Утаэмон VI исполняет танец оннагата в пьесе «Мусумэ додзёдзи».

        Кабуки. Утаэмон VI исполняет танец оннагата в пьесе «Мусумэ додзёдзи».

dic.academic.ru