/Царь колокол описание: Недопустимое название

Царь колокол описание: Недопустимое название

Содержание

фото и отзывы — НГС.ТУРИЗМ

Царь-пушка и Царь-колокол являют собой гордость российского литейного искусства, оба феномена «рождены» на территории Пушечного двора. Расположены в городе Москве на территории Кремля: Ивановской и Красной площадях соответственно.

Первым, в 1586 году, появился нынешний памятник артиллерии – бронзовая Царь-пушка, автором орудия выступил Андрей Чохов. Габариты его внушительны: около 5,5 метров длина, масса немного превышает 39 тонн, а калибр равен 890 миллиметрам или 35 дюймам. Пушка рельефно опоясана, а правую сторону ее дула украшает изображение царя Федора Ивановича, в руках монарха символы самодержавия, а сам он верхом на коне. В качестве атрибутов изготовили и декорировали узорами в 1835 году на заводе Берда в городе Петербурге ядра и лафеты.

Изначально пушку собирались использовать в качестве средства обороны Кремля и установили устрашающее орудие на деревянном настиле подле Лобного места на Красной площади. Тем не менее, в бою Царь-пушке участвовать так и не довелось. В 18 веке ее переместили во двор Арсенала, после к его воротам, а советское время обернулось для достопримечательности «переездом» на Ивановскую площадь, к собору Двенадцати Апостолов. Пушку водрузили на чугунный лафет, а рядом поместили ядра.

При проведении ремонтных и исследовательских работ в 1980 году, выяснилось, что пушечными снарядами должны были быть каменные 8-ми тонные ядра, а также обнаружились свидетельства произведенного хотя бы однажды выстрела. Историки полагают, таким образом, был развеян прах Лжедмитрия. Царь-Пушка внесена в Книгу рекордов Гиннеса как обладательница самого большого калибра, конечно, когда-то отливались превосходящие ее орудия, но, увы, до наших дней конкуренты не дошли.

Царь-колокол велела отлить, а точнее перелить из Григорьевского, отяжелив и увеличив в масштабе, Анна Иоанновна. За дело взялись Иван Моторин и его сын Михаил (1733-1735 годы), к исходному металлу добавили остатки старого колокола, сохранившегося со времен правления Бориса Годунова. Формирование колокола происходило на территории Ивановской площади, для чего было вырыто 10-ти метровое углубление. Высота колокола чуть более превысила 6 метров, диаметр его составил 6,6 метров, а вес достиг 2 тысяч килограммов. Литье завершилось 25 ноября 1735 года, его предварял подготовительный процесс, а в саму работу вмешивались неприятные обстоятельства – умер Иван Моторин, и Михаилу пришлось заканчивать труд самостоятельно. Примечательно, что в составе сплава содержится 72 килограмма золота и 525 килограммов серебра. 

Последовала чеканка колокола, а 20 марта 1737 года случился так называемый Троицкий пожар, спаливший деревянную времянку над ямой, в которой находился Царь-колокол. Поленья и бревна падали в нее, раскаляя металл. Люди сбегались со всей округи и заливали углубление водой, боясь, что колокол расплавится. Но своими действиями навредили не меньше, по причине перепада температур будущий памятник испещрили трещины, а также от него откололся 1,5-тонный кусок. Многострадальное произведение литейного искусства оставили в яме, где он и провел последующий век.

Позднее скол объясняли падением колокола, но современник считают, дело было в производственном браке. А пожар пришелся кстати, позволив скрыть нарушения технологии. Колокол пытались вытащить дважды в конце 18 и начале 19 веков, что успехом не увенчалось. Удача улыбнулась 17 августа 1836 года, извлеченного гиганта установила на бронзовый пьедестал в Московском Кремле, постамент украсили портретными изображениями и росписью. Отколотый кусок разместили подле.

357 просмотров за октябрь, 347 за сентябрь, 17316 всего

Царь-колокол в Москве, Описание, Как добраться

Царь-колокол, который сейчас можно лицезреть у Кремля — не первый по счету гигантский колокол в царской России.

Первый из них — «Царь» весом примерно 40 т был изготовлен в 1600 г. по распоряжению Бориса Годунова, однако он не пережил падения во время пожара.
Следующий, уже вдвое тяжелее, изготовили в 1654 г. при царе Алексее Михайловиче. К сожалению, он получился не слишком прочным, и разбился во время звонов. Через 5 лет его переплавили на новый, еще больший, массой 160 т, но и ему не повезло. После поднятия на звонницу (что далось неимоверными усилиями), случился крупный пожар, и колокол разбился после падения. 

Современный Царь-колокол отливали талантливые мастера-литейщики Иван и Михаил Моторины, отец и сын. Распоряжение об этом отдала в 1730 г. императрица Анна Иоановна. Для нового, еще большего колокола было решено переплавить остатки старого, разбившегося, с добавлением дополнительного металла. Первоначально эта работа была предложена французским мастерам, но они не рискнули взять столь сложное задание, и тогда в дело вступили Моторины. 

Прежде чем колокол был отлит, прошло целых 3 года подготовительных работ. Пришлось выкопать яму глубиной 10 м на Ивановской площади, в которой и разместили форму для отливки.
В 1734 г. мастера, наконец, попытались отлить колокол, на 85% состоящий из меди, но ничего не вышло из-за пожара, вызванного неисправностью плавильных печей. Старший Моторин вскоре скончался, но его сын продолжил дело, и через год вновь начал литье. Оно длилось 3 дня, и в результате увенчалось успехом. Теперь оставалась только чеканка.

Многие туристы, увидев колокол впервые, сразу задаются вопросом: зачем в те времена вообще нужны были такие колокола, если их изготовление давалось с таким трудом?
Ответ кроется в том, что на Руси православные верующие издавна считали, что чем ниже звонит колокол, тем раньше возносимые в церкви молитвы достигнут ушей Господа. А чем больше весит колокол, тем ниже его тональность. Поэтому дело вовсе не в том, что императоры желали подчеркнуть свое богатство и величие.

В 1737 г. опять случился сильный пожар, и когда вокруг Царь-колокола загорелись строительные леса, возникла угроза, что он может расплавиться. Его принялись остужать холодной водой, но не учли, что разница температур приведет к появлению трещин. Огромная часть колокола весом в 11 т в результате откололась и отпала.

После этого было очевидно, что исправить уже ничего нельзя, и Царь-колокол, так ни разу и не зазвонив, остался лежать в земле на целое столетие. Только в 1836 г. началось восстановление Кремля, и в ходе работ по благоустройству колокол подняли и поставили на постамент, спроектированный Огюстом Монферраном, недалеко от стен колокольни Ивана Великого. 

Там он остается и по сей день, как памятник невероятному мастерству русских литейных мастеров.

Царь-колокол Московского Кремля. Фото

Путешествуй с нами:


Достопримечательности Москвы


Рубрика: Москва

Одной из самых впечатляющих достопримечательностей Москвы по праву считается Царь-колокол. Несмотря на то, что он никогда не звонил, свой «царственный» статус он оправдывает небывалыми масштабами и массой, а также уникальной историей. Памятник искусства XVIII века отливали отец и сын Моторины, прославленные мастера, отлившие немало артиллерийского оружия и колоколов в городах России.

Экскурс в историю

Первые попытки создать колокол небывалого размера предпринимались на Руси давно. Так, в 1600 году в столице отлили «великан» весом в 40 т. Через полвека он упал с колокольни и разбился. Такая же судьба постигла и два отлитых позднее, весом 130 и 160 т. В 1730 году именитые столичные литейщики разработали проект колокола, весом свыше 200 т, размерами 6,15 х 6,6 м. По сей день это самый грандиозный колокол из существующих.

Для его изготовления использовали металл от старого колокола, добавив в него меди. Работа выполнялась в четырех плавильных печах. Перед тем как их затопить, в Успенском соборе отслужили специальную службу. Под колокол вырыли яму-форму глубиной 10 м, дно и стены которой выложили камнями и дубовыми бревнами. В 1737 году, когда подготовительные работы завершились, колокол был отлит. Два года продолжались чеканные работы, пока не случился знаменитый пожар, воспламенивший доски и бревна над ямой. Огонь заливали водой, и из-за резкого охлаждения от хрупкого колокола откололся массивный фрагмент. Рассматриваются и иные версии раскола, включая несоблюдение технологии отливки и даже выстрел по колоколу из Царь-пушки.

Целых сто лет треснувший колокол пролежал в литейной форме, и только в 1821 году его извлекли и установили на Ивановской площади. Вытащить гиганта из ямы оказалось непростой задачей, решить которую помог архитектор французского происхождения О. Монферран. Он создал механизм, действующий по принципу лебедки. С его помощью колокол достали из ямы и переместили на постоянное место.

Описание

Издалека колокол поражает массивностью и габаритами, а вблизи – изящной чеканкой и ювелирной проработкой деталей. На нем имеется надпись с информацией о дате отливки, именах и фамилиях литейных мастеров. Также, на колоколе присутствуют изображения императрицы Анны Иоановны, а также Иисуса, апостола Петра и других библейских персонажей. Царь Алексей Михайлович изображен в полный рост, в торжественной амуниции и при символах государственной власти. По периметру верхней и нижней части колокол огибает затейливый узор; на самом верху расположен золоченый крест. Интересная деталь: «великан» отливали без языка, а тот, что находится внутри, заимствован у другого колокола. В сплав входят следующие металлы: медь, олово, серебро, золото. Менее 1 % приходится на серу.

Во время Второй Мировой войны связисты скрывались под Царь-колоколом от вражеских бомбардировок, передавая шифрованные сообщения по нужным каналам. С этой исторической достопримечательностью связано немало легенд. В частности, верующие-старообрядцы считали, что когда настанет Судный день, колокол взлетит на воздух и начнет звонить.

Экскурсию по Кремлю невозможно представить себе без осмотра «Царя». Дотронуться до него – все равно что прикоснуться к самой Истории.

Адрес: Кремль, 119072 Москва, Россия.

← Государственный Кремлёвский дворец   Царь-пушка →

Похожие публикации:

Памятник Сергею Прокофьеву
Одиннадцатого декабря 2016 г. на территории Камергерского переулка г. Москвы в торжественной обстановке был позиционирован монумент в ознаменование 125-летней годовщины со дня рождения выдающегося русского и советского композитора Сергея Сергеевича…

Памятник Юрию Долгорукому
Мемориал, посвящённый легендарному основателю Москвы Юрию Долгорукому, открылся в начале лета 1954 года на Советской площади (современное название — Тверская). Авторами проекта выступали С. Орлов, Н. Штамм и А. Антропов, мастер по архитектурному ди…

Памятник А.С. Пушкину
6 июня достаточно широко отмечается в культурной среде и сегодня, однако в 1880 году в столице день рождения А. С. Пушкина праздновался с особенным размахом — к торжеству в честь знаменательной даты было приурочено ещё одно событие — открытие памят…

Театральная площадь
Театральная площадь — один из ключевых туристических объектов Москвы с богатой историей и целым рядом достопримечательностей. Это красивейшее место по известности, культовости и значимости для столицы вполне может конкурировать с Красной площадью. …

«ВДНХ» — выставка достижений народного хозяйства
Комплекс ВДНХ, расположенный в северо-восточной части российской столицы, можно назвать огромной выставкой под открытым небом. Его общая площадь составляет более 300 га, половину занимают павильоны, возведённые ещё до Великой Отечественной войны и …

  Поделиться ссылкой:

Царский колокол

По инициативе Николая I Московский Кремль обрел еще одну достопримечательность – знаменитый Царь-колокол. Отлитый во времена Анны Иоанновны гигантский колокол целый век пролежал в глубокой яме. В июле 1836 года его извлекли оттуда и выставили для всеобщего обозрения.

Фото: Мирослав Муразов/РИА Новости

В эпоху Николая I Московский Кремль преобразился: исчезли последние следы французского нашествия 1812 года, появились новые здания Большого Кремлевского дворца и Оружейной палаты. Началась и реставрация исторических памятников. Одним из крупнейших достижений стало решение буквально «проблемы века» – подъема на поверхность земли Царь-колокола.

Его размеры не могут не впечатлять. В свое время парижский «золотых дел мастер, член Академии наук» Жермень, получив предложение от русской императрицы Анны Иоанновны отлить колокол весом в 10 тыс. пудов (более 163 тонн; 1 пуд равен 16,3804964 кг), счел это шуткой: выполнение такого заказа казалось ему невозможным. А вот русский мастер Иван Моторин не только не испугался поставленной задачи, но и значительно этот план «перевыполнил»: отлитый им Царь-колокол весил 202 тонны – свыше 12 тыс. пудов! Неправильно держать такое чудо в земле, рассудил император Николай.

Колокололитейные рекорды

По одной из версий, первый Царь-колокол появился еще в XVI веке, при Иване Грозном: при церкви Иоанна Лествичника висел колокол весом в 1 тыс. пудов (чуть больше 16 тонн), которому и дали столь громкое и почетное название. Другому колоколу по наследству оно перешло уже в эпоху царя Алексея Михайловича: вес колокола, отлитого в 1654 году мастером Александром Григорьевым, составил около 8 тыс. пудов (131 тонна). Согласно преданию, этот Большой Успенский колокол (таким было его официальное название) долгое время никто не решался поднять, и только в 1668 году механику-самоучке, исполнявшему обязанности царского привратника, сложная задача оказалась под силу. Колокол благовестил в звоннице, находившейся неподалеку от колокольни «Иван Великий», до 19 июня 1701 года. Случившийся в тот день пожар, охвативший значительную часть Кремля, не пощадил и колокол: несколько полученных серьезных трещин не могли не повлиять на звучание – звонить в него стало уже невозможно.

Работами по подъему Царь-колокола и водружению его на постамент руководил французский архитектор и инженер Огюст Монферран. Литография из альбома «Описание Царь-колокола в Москве», вышедшего в Париже в 1840 году

Решения своей судьбы он ждал долго, поскольку после перевода столицы в Санкт-Петербург московскими колоколами в течение многих лет никто не интересовался. Лишь в 1730 году его наконец сняли и по приказу Конторы артиллерии и фортификации (она ведала Пушечным двором, где отливали не только пушки, но и колокола) разбили на мелкие кусочки для последующей переливки в новый колокол. Анна Иоанновна, недавно вступившая на престол, задумала явить миру Царь-колокол, который превосходил бы рекорд предшественника, с использованием этих фрагментов. Тогда-то по ее указанию граф Иоганн Эрнст Миних (сын знаменитого фельдмаршала), служивший в российском посольстве в Париже, и обратился к мастеру Жерменю. Правда, француз, оправившись от первоначального удивления, предложил столь сложный и дорогостоящий проект, что императрица сама поспешила от его проекта отказаться.

Подъем Царь-колокола. Чертеж ХIХ века

После неудачи с иностранными специалистами было решено обратить внимание на отечественных мастеров. Выбор пал на Ивана Федоровича Моторина и его сына Михаила – представителей старинной московской династии литейщиков, уже прославленных созданием Воскресенского и Великопостного колоколов для «Ивана Великого», колокола для Набатной башни Кремля, колоколов для ряда больших соборов и известных монастырей России, а также 115 артиллерийских орудий по заказу Петра I во время Северной войны. Чертежи будущего колокола, смету и предварительно отлитую Моториными модель весом в 12 пудов отправили в Петербург для утверждения, и разрешение на продолжение работ было получено.

Кремлевская катастрофа

По предложению мастеров формовку и отливку колокола производили прямо в Кремле, для чего была вырыта яма глубиной в 10 метров на Ивановской площади – между «Иваном Великим» и Чудовым монастырем. Изнутри яму укрепили дубовыми брусьями с металлическими ободьями и обложили кирпичом. А вокруг нее установили четыре плавильные печи, каждая из которых вмещала до 50 тонн металла. Для литья нового Царь-колокола, как уже говорилось, предполагалось использовать расколотые куски григорьевского колокола, пострадавшего при пожаре в 1701 году, но этого материала, естественно, недоставало, и потому из Петербурга были выписаны еще олово и сибирская медь. Что касается состава металла, то проведенные позднее исследования показали, что в сплаве Царь-колокола содержится также примерно 72 кг золота и около 525 кг серебра.

Царь-колокол в Московском Кремле. Худ. Э. Джильбертсон. 1838

Только подготовительные работы, начавшиеся в январе 1733 года, продолжались на протяжении почти двух лет. Не обошлось без проблем, случались и аварии. Так, при первой попытке литья в ноябре 1734 года обнаружилась утечка меди из печей, из-за чего пришлось срочно останавливать плавку и тушить возникший пожар. Для возобновления работ потребовалось время. В августе 1735 года – новый удар: скончался мастер Иван Моторин. Завершал дело уже его сын Михаил. 24 ноября 1735 года Царь-колокол был готов: плавка заняла 36 часов, а непосредственно отливка – всего 36 минут (каждую минуту в форму поступало 7 тонн металла!).

Колокол небывалых размеров украсили богатый орнамент и рельефные изображения: в клеймах наверху – образы Спасителя, Богородицы и Иоанна Предтечи, а также апостола Петра и праведной Анны Пророчицы. Выбор именно этих святых не случаен: прославляются небесные покровители самой императрицы, ее отца (царя Иоанна V) и дяди (императора Петра I). Ниже расположены искусно выполненные портреты Анны Иоанновны и царя Алексея Михайловича в полный рост, а между ними в больших барочных картушах с завитками, ангелами и цветами – две надписи, повествующие об истории создания колокола. Над выполнением деревянных моделей икон, изображений и надписей для Царь-колокола трудилась целая группа специально выписанных из Петербурга мастеров-резчиков – Василий Кобылев, Петр Галкин, Петр Кохтев, Петр Серебряков и Петр Луковников. А вот имя скульптора долгое время оставалось неизвестным. Лишь недавно историкам удалось его установить: Федор Медведев.

После отливки колокол все еще пребывал в яме, поскольку продолжались чеканные работы. Он стоял на железной решетке, основой для которой служили 12 дубовых свай, вбитых в землю. Поднять его на поверхность так и не успели: 29 мая 1737 года грянула катастрофа. В Москве заполыхал грандиозный пожар, какого город не видел уже много лет. Загоревшуюся над колоколом кровлю и падавшие в яму охваченные огнем бревна принялись тушить водой, что и стало роковой ошибкой. Из-за быстрого и неравномерного охлаждения колокол сначала треснул, а потом от него откололся значительный кусок – весом в 780 пудов (11,5 тонны). После этих трагических событий колокол остался лежать в яме – как выяснилось, почти на… 100 лет.

Интересно, что впоследствии, когда в народе стали забываться истинные причины нахождения колокола в земле и приобретения им повреждений, появился целый ряд необычных легенд и мифов с различными версиями о том, как это произошло. Например, московские старообрядцы говорили о падении колокола в связи с реформами Никона и свято верили, что когда-нибудь его звон возвестит о победе сторонников древнего обряда. Не менее популярная легенда связывала произошедшее с именем Петра I. Дескать, вернувшись после победы под Полтавой в Москву, царь приказал звонить во все колокола, но звонари, как ни старались, этот гигантский колокол заставить зазвучать не могли. Тогда-то, утверждали в народе, разгневанный Петр и ударил его дубинкой со словами: «Вот тебе за то, что не хочешь о моей победе звонить!» В месте удара от колокола откололся огромный кусок, а сам он с гулом ушел глубоко под землю… Возможно, возникновение этой легенды обусловлено петровской кампанией по переплавке колоколов в пушки.

ЧТО ПОЧИТАТЬ?

ЗАХАРОВ Н.Н. Кремлевские колокола. М., 1969

БОНДАРЕНКО А.Ф. Московские колокола XVII в. М., 1998

 

На свет Божий

На самом деле мысли об извлечении Царь-колокола из ямы возникали неоднократно. Императрица Елизавета, изъявившая желание поднять его и заново перелить, нашла составленную на этот случай смету завышенной. Не увенчались успехом и старания Екатерины II, затем ее внука Александра I. Николай I, узнав о новом способе починки колоколов, поначалу хотел его восстановить и соорудить для него особую звонницу, но и этот проект остался лишь на бумаге. В то же время яма с колоколом на Ивановской площади, мягко говоря, не украшала облик Кремля. Чтобы хоть как-то исправить положение, над ней соорудили деревянный помост, имевший дверь, через которую все желающие, взяв ключ у звонарей колокольни «Иван Великий», могли спуститься и увидеть дивный исполинский колокол.

Когда стало ясно, что Царь-колокол уже никогда не будет звонить, император Николай I распорядился установить его в Кремле как памятник, подняв на постамент. В 1836 году было принято окончательное решение о вызволении гигантского колокола из его вековой темницы. Эту работу поручили проверенному специалисту – французскому архитектору и инженеру Огюсту Монферрану, который к тому моменту уже получил известность в России благодаря строительству Исаакиевского собора и сооружению Александровской колонны на Дворцовой площади в Петербурге.

Поднятие Царь-колокола тщательно готовили: прежде всего вынули землю, окружавшую колокол, укрепили стенки ямы, выкачали воду, в течение шести недель возводили строительные леса. Но первая попытка все же обернулась неудачей: при подъеме колокол повлек за собой железную решетку, на которой он был когда-то укреплен, из-за чего деревянная подъемная конструкция затрещала, лопнула часть канатов (Монферран впоследствии предположил, что канаты отсырели при доставке в Москву из Петербурга). Вся проделанная работа была бы напрасной, если бы не смелость одного из рабочих, который бесстрашно спустился в яму и под нависшим над ним колоколом установил подпорку из бревен. Колокол зафиксировали в таком положении, работы на время остановили.

Вторая попытка подъема, для которой было увеличено количество канатов и воротов, наконец оказалась удачной. 23 июля 1836 года за 42 с половиной минуты Царь-колокол извлекли из ямы и водрузили на восьмигранный постамент, установленный возле колокольни «Иван Великий». Монферран увенчал колокол большой державой с позолоченным крестом, подчеркнув таким образом его царское название. С тех самых пор он стоит на своем почетном пьедестале вместе с отколовшимся когда-то из-за пожара куском, припаять который так и не удалось, да и вряд ли теперь эта задача актуальна. Исполинский колокол во время Великой Отечественной войны сослужил добрую службу: в 1941 году в нем размещался узел связи Кремлевского полка.

Царь-колоколу, отлитому русскими мастерами при императрице Анне Иоанновне, без малого 300 лет, но его рекордный вес остается непревзойденным не только в России, но и за ее пределами. Это по-прежнему самый большой колокол в мире.

Царь-пушка

По повелению императора Николая I в Московском Кремле был установлен и другой памятник царского масштаба – Царь-пушка. Отлитая в 1586 году мастером Андреем Чоховым на Пушечном дворе, она украшена конным портретом царя Федора Иоанновича в короне и со скипетром в руке. Предполагалось, что на поле сражения для пушки будет вырыт специальный окоп, поэтому лафета у нее изначально не было. Впрочем, принять участие в боевых действиях ей так и не довелось: сперва она стояла на Красной площади, а в XVIII веке переехала во двор Арсенала.

В 1835 году по эскизам Александра Брюллова, брата знаменитого художника, для Царь-пушки на петербургском заводе Чарльза Берда (о чем сообщает надпись на торце оси лафета) были изготовлены декоративные ядра, а также сам лафет, украшенный львиной головой и богатым растительным орнаментом. В 1843 году пушке подыскали более заметное и почетное место – возле старого здания Оружейной палаты.

Этим преследовалась особая цель, озвученная в указе:

«Постановление старинных орудий у палаты будет прилично и соответственно уже потому, что само здание ее назначено для хранения достопамятностей».

В начале 1960-х, когда старое здание Оружейной палаты было снесено для строительства Кремлевского дворца съездов, Царь-пушке пришлось снова переселяться – теперь на Ивановскую площадь. Но новое ее расположение оказалось, пожалуй, самым удачным: сегодня Царь-колокол и Царь-пушка образуют единый ансамбль.

Никита Брусиловский

Царь-колокол, Москва: история, описание, где находится

История колоколов-гигантов заканчивается отливкой в Московском Кремле знаменитого Царь-колокола, который и сегодня можно увидеть на белокаменном постаменте у колокольни Ивана Великого. Для его создания был использован металл разбитого колокола А. Григорьева с добавлением большого количества меди. Более 250 лет назад императрицей Анной Ивановной был подписан указ о его отливке. В этом указе от 26 июня 1730 года говорилось: «Мы, ревнуя изволению предков наших, указали тот колокол перелить вновь с пополнением, чтобы в нем в отделке было весу 10 тысяч пуд».

Графу Миниху было поручено «отыскать в Париже искусного человека, дабы сделать план колокола купно со всеми размерениями». Миних обратился к «королевскому дел мастеру и члену Академии наук Жерменю, который по сей части «преискуснейшим почитается механиком». Этот заказ вызвал у почтенного академика явное удивление, еще более увеличивающееся после того, как он узнал определенный заранее вес колокола — 10 тысяч пудов. Однако предложение было принято, и Жермень составил необходимые проектные документы.

Отливка Царь-колокола

Отливка колокола-гиганта была произведена, однако, совсем не по французскому плану. Работы по проектированию и отливке этого колокола были в конце концов поручены «колокольных дел мастеру Ивану Федорову сыну Моторину», числившемуся на службе в Московской канцелярии артиллерии и фортификации, потомственному московскому литейщику.

Иван Федорович Моторин родился в 60-х годах XVII века в семье литейного мастера Федора Моторина, владевшего небольшим литейным предприятием. С детских лет усвоив все премудрости бронзолитейного дела, Иван Федорович в 90-х годах XVII века был уже известным мастером-литейщиком и имел в Земляном городе, в Пушкинской слободе, населенной пушкарями, собственный, крупный по тем временам, литейный завод. На этом заводе производились отливки колоколов разной величины и веса для многих московских церквей.

В 1701 году, после тяжелых потерь в артиллерии, понесенных молодой русской армией в сражении со шведами под городом Нарвой, Петр I сделал заказ на срочную отливку 115 бронзовых орудийных стволов. Для выполнения этой работы из казны были выданы все необходимые материалы. В короткий срок, начинавшийся с апреля 1701 года по февраль 1702 года, на заводе Моторина было отлито 111 трехфунтовых и четыре шестифунтовых орудия.

Именно ему, артиллерийскому и колокольному мастеру Моторину, и было указано 26 ноября 1702 года приступить к отливке колокола весом в 3300 пудов для колокольни Ивана Великого. Отлитый колокол получил название «Воскресенский».

Спустя два года в 1704 году, им же был отлит колокол «Великопостный» весом 923 пуда. В 1712 году с завода Моторина был привезен в Кремль и поднят на Царскую башню кремлевской стены известный «Набатный» колокол, весивший около 2 тонн.

С этим колоколом связана одна из трагических страниц истории Москвы. Во время известного восстания в Москве в 1771 году, носящего название Чумного бунта, восставший народ собрался в Кремле под удары этого колокола. Разгневанная императрица Екатерина II, не найдя организаторов восстания, тех, кто «ударил в набат», приказала наказать сам колокол — отнять у него язык. Так, без языка, и висел этот колокол на Царской башне до 1803 года, когда при ремонте кремлевских стен и башен он был снят и отправлен в кремлевский Арсенал. Оттуда, в 1821 году, колокол был перенесен в старое здание Оружейной палаты и установлен в ее вестибюле. Этот колокол находится в Оружейной палате и поныне.

Принятое в 1730 году решение об отливке Царь-колокола начало осуществляться лишь год спустя. Московская контора артиллерии и фортификации, уполномоченная руководить этими работами, тем не менее, была лишена возможности принимать самостоятельные решения. По всякому, даже не очень существенному поводу представители конторы капитаны Глебов и Рух должны были через графа С.А.Салтыкова, управляющего Московской сенатной конторой, обращаться в Петербург, в правительствующий сенат. Такой порядок решения организационных и чисто технических вопросов приводил к задержке подготовительных работ.

Только в 1731 году состоялось, наконец, решение сената, которым разрешено было «оной колокол переливать и к тому материалы и припасы покупать и подряжать из Артиллерии. Медь и олово отпускать по требованию Артиллерийской канцелярии».

Место для отливки колокола Московская канцелярия артиллерии и фортификации определила и согласовала с графом Салтыковым. Оно найдено было в Кремле во внутреннем дворе между Чудовым монастырем и колокольней Ивана Великого.

К этому времени Иван Федорович Моторин закончил составление колокола, над которым он работал вместе со своим сыном Михаилом. Решение всевозможных вопросов в утверждение проекта затянулось до мая 1734 года, когда, наконец, было получено разрешение сената на начало отливки колокола.

На месте отливки колокола для установки формы была вырыта яма глубиной 10 метров, имевшая внизу диаметр больший, чем наверху, на поверхности, где ее ширина определена была также 10 метров. Стены ямы были укреплены дубовым срубом и выложены кирпичом. Сруб был дополнительно укреплен железными связями. Дно ямы укрепили двенадцатью дубовыми сваями. На последние была положена железная решетка, которая являлась основанием самой формы. На решетке установлен был глиняный «болван», который определял внутренний объем тела колокола. После просушки и соответствующей подготовки на нем была выполнена из глины форма будущего колокола. В распоряжении Московской конторы артиллерии и фортификации не оказалось специалистов-мастеров, которые могли бы выполнить замысел Ивана Федоровича Моторина, т.е. украсить тело колокола необходимыми изображениями и надписями. В связи с этим, канцелярия была вынуждена обратиться в сенат с просьбой командировать в Москву специалистов «для сделания из дерева форм для святых и для персон ее императорского величества… и прочих украшений и надписи…». Специалистов прислали, ими оказались посланные еще Петром I для обучения «пьедестальному и формовальному делу» мастера Василий Кобелев, Петр Галкин, Петр Кохтев и Петр Серебряков.

После окончания работ над формой приступили к изготовлению кожуха, на котором с внутренней стороны должны были отпечататься все скульптурные изображения фигур, просушки сначала формы, а затем и кожуха. Однако эти работы были задержаны, так как для их производства требовались соответствующие распоряжения из Петербурга.

В первой половине ноября начались приготовления к отливке, печи были зажжены, вокруг печей и рабочих построек все время находилось четыреста человек с пожарными трубами. В печи загрузили 14 212 пудов 27 фунтов металла. Плавка продолжалась 36 часов, и в 1 час 13 минут 25 ноября начался выпуск металла в форму из первой печи. Металл вылился из нее за 17 минут, а уже в 2 часа 25 минут весь металл из четырех печей вышел в форму. Таким образом, на весь процесс отливки Царь-колокола потребовалось 1 час 12 минут.

Через несколько дней после окончания отливки была разобрана забутовка вокруг формы, и окружающие увидели перед собой глиняную кору кожуха, закрывавшую собой сам колокол. Затем был разобран и кожух, после чего стало видно еще прикрытую кое-где пригорелой глиной поверхность колокола.

На литейной яме были восстановлены деревянные конструкции с множеством блоков и канатов, необходимые для того, чтобы приподнять колокол с решеткой, на которой он находился, и вынуть глиняный болван из него, создавший внутреннюю форму колокола. Итак, создание гигантского колокола, которое прошло с немалыми трудностями, было завершено 25 ноября 1735 года. Царь-колокол представляет собой выдающееся произведение русского литейного искусства. Он уникален как по своему весу, так и по размерам. Вес Царь-колокола составляет 12 327 пудов 19 фунтов, то есть 201 тонну 924 килограмма. Высота его равна 6 метрам 14 сантиметрам.

После освобождения колокола от формы под деревянным шатром, сооруженном над ямой, в которой он находился, застучали молотки чеканщиков, прорабатывавших своими чеканами все скульптурные, орнаментальные и текстовые украшения колокола. Художественная обработка поверхности Царь-колокола продолжалась в 1736 году и в первой половине 1737 года.

Как или кто разбил Царь-колокол?

В мае 1737 года в Кремле возник пожар огромной силы. Возле Царь-колокола вспыхнули деревянные постройки. Сбежавшийся народ пытался потушить упавшие на колокол деревянные конструкции подъемного устройства и остатки сооружений, прикрывавших яму. Опасаясь, что величественный колокол расплавится, они лили на него воду. Но это, кроме вреда, ничего не дало. Вода, попавшая на раскаленный металл, вызвала его резкое охлаждение. В теле колокола возникли трещины, и от него откололся кусок металла весом 11.5 тонны.

Надо сказать, что еще до завершения работ по отливке гиганта, Михаил Моторин предложил два проекта, рассчитанные на то, чтобы успешно поднять Царь-колокол из ямы.

Катастрофические последствия пожара 1737 года привлекли внимание к Царь-колоколу многих москвичей, которым хотелось сохранить замечательное произведение. В 1747 году литейный дел мастер Константин Слизов предложил проект воссоздания растрескавшегося колокола. В 1759 году за работу по переливке Царь-колокола готовы были взяться участники первоначальной отливки — мастера Маляров, Кохтев, Степанов. В 1797 году известный русский зодчий Матвей Федорович Казаков, по проекту которого предполагалось произвести в Кремле большие строительные работы, спустился в строительную яму, осмотрел колокол и насчитал на его теле десять больших трещин, не считая отколовшегося куска.

Однако ни одному из предполагаемых проектов не суждено было осуществиться.

Царь-колокол — уникальный объект литейного искусства

После окончания Отечественной войны 1812 года, в Кремле начали приводить в порядок территорию, восстанавливать пострадавшие сооружения. Вспомнили и о Царь-колоколе. Руководитель работ генерал Бетанкур в 1819 году поручил Монферрану осмотреть колокол и сделать с него рисунки. В 1820 году, яму, в которой по-прежнему находился колокол, расчистили, застлали досками, обнесли перилами и сделали даже лестницу, по которой можно было спускаться вниз.

Уже тогда было ясно, что Царь-колокол — уникальное произведение литейного искусства. Он был украшен рельефными изображениями и надписями. Парадный портрет императрицы Анны Ивановны подчеркивал тот факт, что колокол отлит по ее повелению. Изображения царя Алексея Михайловича напоминало о том, что новый колокол был перелит из более древнего, изготовленного еще в XVII веке во время его правления. Алексей Михайлович, также как и императрица, изображен в полный рост в парадном облачении с державой и скипетром.

Очень красивы два больших фигурных картуша, расположенные между фигурами Анны Ивановны и Алексея Михайловича. Их рисунок образуют крупные барочные завитки, растительные мотивы и ромбовидная сетка-трельяж с четырехлепестковыми цветками-розетками. Дополняют декор фигуры ангелов. Внутри картушей помещены пространные надписи об истории создания колокола.

Под изображением императрицы Анны Ивановны , на нижнем краю колокола, вылита надпись в круглом медальоне: «Лил сей колокол российский мастер Иван Федоров сын Моторин с сыном Михаилом Моториным».

Удивительно и орнаментальное убранство колокола. Это и легкий, изящный орнамент в верхней части, и два строгих пояса между изображениями святых с четким ритмом вертикально расположенных растительных гирлянд. В нижней части колокола — пояс из листьев аканта и пояс сложного по рисунку орнамента с крупными цветочными розетками.

Все орнаментальные мотивы исполнены свободно и уверенно, здесь, как и в портретах, в изображениях святых, чувствуется рука хорошего мастера.

Однако не все намеченное удалось осуществить, так как после пожара в Кремле в 1737 году работы по чеканке изображений и орнаментов были прекращены и часть украшений остались необработанными.

К сожалению, имя скульптора, создавшего прекрасный декор Царь-колокола, было со временем забыто. В XIX веке упоминались лишь имена его помощников — мастеров пьедестального дела Василия Кобелева, Петра Кохтева, Петра Галкина и Петра Серебрякова. Восстановить имя скульптора помогли архивные материалы — им оказался Федор Медведев.

Установка колокола на постамент 

Еще раз к вопросу о подъеме Царь-колокола вернулись в 1836 году. Августу Августовичу Монферрану поручили поднять колокол из ямы и поставить его на пьедестал. По своему прямому назначению использовать колокол было уже невозможно из-за многочисленных повреждений, полученных почти сто лет назад во время пожара.

Для подъема Царь-колокола по приказу Монферрана вновь были установлены над литейной ямой деревянные леса с системой блоков, канатов и воротов. На возведение лесов и других сооружений ушло почти полтора месяца. Наконец настал день подъема. В Кремле собралась огромная толпа. Вот последовала команда, и заработали вороты, натянулись канаты. Вскоре огромный колокол показался из ямы. Но тут стало ясно, что он тащит за собой часть железной решетки, на которой так долго стоял. Несколько канатов не выдержали тяжести и лопнули. Монферрану ничего не оставалось, как прекратить дальнейший подъем колокола.

Большое мужество проявил один из мастеров, участвовавших в подъеме этого гиганта. Он спустился в яму, над которой висел на столь ненадежных канатах Царь-колокол, и соорудил для него бревенчатый помост. На этот помост осторожно опустили колокол.

Монферрану и его помощникам пришлось позаботиться о новых канатах и об увеличении количества воротов. Ввиду большой тяжести колокола число воротов достигло двадцати.

Новый подъем колокола назначили на 23 июля 1836 года на 5 часов утра. На последние приготовления ушел примерно час, и в 6 часов 5 минут солдаты, занявшие свои места возле воротов, привели их в движение. На этот раз подъем Царь-колокола прошел успешно. Он занял всего 42 минуты 33 секунды.

Как только колокол был поднят над землей, яму, в которой он до того находился, накрыли бревенчатым помостом, который продолжили до самого постамента. На помосте, на деревянные полозья поставили деревянные тележки с катками и на них опустили колокол. С помощью большого числа солдат, вращавших вороты, колокол на катках передвинули к постаменту. 26 июля его установили на специально подготовленный восьмигранный постамент, где он стоит и поныне.

Восьмигранный постамент, выполненный по проекту А.А. Монферрана, сделан из блоков белого известняка и внутри сложен из красного кирпича. Все блоки связаны между собой железными скобами по горизонтальным рядам и кованными штырями по вертикали. Дополнительно постамент скреплен коваными железными полосами, верхние концы которых уходят в плоскость блоков.

На лицевой стороне постамента по распоряжению Монферрана была укреплена доска с надписью: «Колокол сей вылит в 1733 году повелением г-ни имп. Анны Иоановны. Пребыл в земле сто и три года и волею благочестивейшего г-ря имп-ра Николая I поставлен лета 1836 августа в 4 день».

Монферран, взявший на себя труд поднять из литейной ямы и установить на постамент Царь-колокол, увенчал его специальным навершием. Навершие, покоящееся на «ушах» колокола, представляет собой шар, увенчанный золоченым крестом. Навершие было установлено уже после того, как колокол подняли на пьедестал.

Важным событием в истории этого выдающегося памятника русского литейного искусства стала его реставрация, впервые проведенная советскими специалистами в 1979-1980 годах.

Все работы по реставрации Царь-колокола выполняли специалисты Военной академии имени Ф.Э. Дзержинского. Постоянную консультацию оказывали им сотрудники Всесоюзного научно-исследовательского института реставрации. Немалую помощь оказали также научные сотрудники и реставраторы Кремля.

Летом 1980 года, когда в Москве проводились XXII Олимпийские игры, москвичи впервые увидели обновленный колокол. После реставрации он стал серебристо-белым, еще большую четкость и выразительность приобрел богатый орнамент памятника.

И сегодня правительство Москвы не забывает великого прошлого столицы, реставрируя главный колокол России.

Тысячи людей ежедневно приходят в Московский Кремль. Знакомясь с его достопримечательностями, они неизменно останавливаются возле Царь-пушки и Царь-колокола. Они — частица истории Кремля, Москвы, всего нашего государства. Они ярко и выразительно дополняют архитектурный облик Кремля, прославившегося во всем мире красотой и законченностью своего ансамбля.

 

описание, фото, где находится на карте, как добраться

Главная > Россия > Москва

Царь-колокол, Москва, Россия: описание, фото, где находится на карте, как добраться

«Царь-колокол» — образец литейного искусства прошлых столетий стоит в Москве, столице России. Одно название этой диковины уже вызывает интерес у туристов всех стран. Этот шедевр был отлит в 1733- 1735 годах русскими умельцами Моториными. До сегодняшнего дня еще нигде в мире не смогли изготовить такой шедевр. Самый большой колокол весит около 202 т. Его высота равняется 6,14 м, а окружность —  6,6 м.

Кроме внушительных размеров, он отличается красивой формой и тонко прорисованными барельефными портретами Анны Иоанновны и царя Алексея Михайловича. Также хорошо пропечатаны пояски с ликами ангелов и святых, а также надписями, которые рассказывают об истории его создания. Отливка такого громадного колокола считалась вершиной мастерства литейщиков. А сформировать яму-форму для такой громадины брались только мастера высокого класса.

В 1730 году императрица Анна Иоанновна приказала создать колокол невиданных размеров, и повелела назвать его «Царь-колокол». Сначала работы по его изготовлению хотели доверить французу Жерменю, но потом перепоручили это дело Ивану Моторину. Иван уже отливал крупные колокола. Когда эскизы и расчеты были готовы, приступили к укреплению ямы, глубиной 10 метров. Сначала ее укрепили дубовыми бревнами, потом обложили кирпичом. После таких приготовлений были сооружены четыре литейные печи и конструкция, чтобы поднять кожух. В 1734 году сначала отстояли на службе в Успенском соборе и только потом затопили печи, куда сложили части отслуживших колоколов, добавили 1276 пудов металла, олова и красной меди. Колокол был изготовлен после 3-ей удачной отливки. В 1737 году в Кремле случился невиданный пожар, во время которого раскаленный колокол стали поливать водой и от него отпал обломок весом 11,5 тонн.

Колокол пролежал в яме более ста лет, пока в 1836 году арх. А. Монферран, не придумал, как вызволить его из ямы. Его перекатили на катках и установили на пьедестал, проект которого составил этот же архитектор. Монферран составил также и проект шаровидной верхушки, увенчав ее крестом с позолотой.

Дойти пешком к колоколу ближе всего от ст. метро «Библиотека им. Ленина» и «Александровский сад».

 

Фото достопримечательности: «Царь-колокол»

Царь-колокол внутри

 

«Царь-колокол» на карте:

Семена Томат Царь колокол: описание сорта, фото

Дорогие друзья!

В таком большом ассортименте всевозможных товаров очень легко заблудиться и конечно же так много всего хочется! Но бывает, что нет возможности заказать все сразу.

Чтобы вы не потеряли понравившиеся товары и не тратили время на их поиски, мы создали для вас удобный раздел, где вы можете сохранять понравившиеся вам позиции. 

Теперь вы можете составить свой личный «Семейный Сад».

На странице нашего нового раздела у вас есть возможность создать удобные для вас списки, где будут храниться ваши планы на будущие посадки.
Сортируйте товары в списки по цене, культуре, времени посадки, по любому удобному для вас свойству.

Что-то понравилось, но хотите заказать это позже?
Создайте список, сохраните туда выбранные позиции и, когда придет время, нажмите кнопку «все товары в корзину». В правом нижнем углу будет показана общая сумма будущего заказа.

Чтобы начать, воспользуйтесь уже созданным списком «Избранное», сохраняйте в него все понравившиеся вам позиции. Если хотите создать список со своим названием, просто нажмите кнопку «Добавить новый список». Дайте ему любое название, которое вам поможет сориентироваться, например «Семена на 2016 год», «Моя клуба», «Летняя клумба» и др. И когда придет час, в несколько кликов закажите весь необходимы товар, например, для Вашего зимнего сада.    

Просматривая теперь подробное описание товара, вы можете нажать кнопку «Добавить в Мой Семейный Сад», и понравившийся товар сохранится в выбранную вами папку.

Легко, быстро, удобно! Приятных покупок!

Как пользоваться разделом Мой Семейный Сад


Для добавления товара в Мой Семейный Сад, необходимо перейти на страницу товара.

Далее необходимо перейти по ссылке Добавить в Мой Семейный Сад.

В появившимся дополнительном окне необходимо выбрать список, в который Вы хотели бы добавить текущий товар. Вы можете выбрать Новый список, задав ему название. После выбора списка необходимо перейти по ссылке «Ок».

Мой Семейный Сад
На странице раздела Вы можете просмотреть все добавленные Вами товары, а также созданные списки.

Отсюда Вы можете положить товар в корзину, как поштучно:

А также весь список:

Также Вы можете удалить товар из выбранного списка:

Или очистить весь список от товаров:

Для полного удаления списка воспользуйтесь следующей ссылкой:

Создавайте списки на различные темы. Примеры названий могут быть самыми разными: «Моя будущая летняя клумба», «Для дачи», «Яблочный сад» и множество другое. Точно знаете, что закажете из плодово-ягодных саженцев? Так и назовите список «Вкуснотища», добавив туда любимые сорта. И когда придет время, закажите весь список всего в несколько шагов.

Мы сделали все, чтобы Мой Семейный Сад был максимально удобным и понятным в использовании!



Болгарский перец короля Артура | Премиум садовые семена

King Arthur Bell Pepper — гибридный сорт сладкого перца, который дает высокие урожаи очень большого болгарского перца. Этот сорт обладает одним из лучших пакетов по устойчивости к болезням для любого болгарского перца. В результате он широко адаптирован к любой зоне выращивания и будет продолжать плодоносить в течение всего теплого вегетационного периода.

King Arthur Bell Pepper производит блочный перец с толстой стенкой. Перцы изначально зеленые, и если их оставить на растении, они станут красными.Растения очень сильнорослые и дают значительное количество листвы, чтобы защитить плоды от солнечных ожогов. Благодаря очень большому размеру, это отличный выбор для начинки или приготовления больших ломтиков для жаркого и салатов.

Перец относится к семейству пасленовых вместе с помидорами и баклажанами. Растения семейства пасленовых подвержены гниению цветков, что является результатом дефицита кальция. Чтобы предотвратить или облегчить эту проблему, нанесите гранулированный гипс у основания растения при наступлении цветения.Перцы лучше всего растут при пересадке, так как время прорастания может быть дольше, чем у большинства семян овощных культур. В наших мощных лотках для посева семян перец очень хорошо растет. Посадку следует начинать за 4-6 недель до предполагаемой даты посадки в открытом грунте.

При благоприятных внешних условиях трансплантаты можно высаживать прямо из наших лотков на 162 клеток. Если условия все еще слишком холодные для посадки перца, пересадку можно «увеличить» до 4-дюймовых горшков, чтобы дать больше места для роста. Перец может давать тяжелые плоды, и ему потребуется какая-то опора, чтобы растение оставалось в вертикальном положении.Мы рекомендуем использовать технику плетения Florida Weave, которая предполагает использование кольев и шпагата вдоль ряда. Это гарантирует, что растения и фрукты остаются над землей, снижая вероятность заболеваний и сохраняя плоды чистыми.

Информация о посадке болгарского перца Короля Артура

Способ посадки: пересадка

Когда сажать: после последних заморозков

Глубина посадки: 1/4 ″

Расстояние между семенами: 2 ′

Расстояние между рядами: 3-4 ′

Дней до погашения: 60

Устойчивость к болезням: Бактериальная пятнистость листьев, вирус картофеля Y

Голос Будды — Колокол короля Сондока

Священный колокол короля Сондока, 771 год нашей эры, 365 г.8см

Люди иногда предвзято относятся к оценке Кореей важности своего культурного наследия. Однако в случае со Священным колоколом короля Сондока именно иностранец, доктор Отто Куммель, директор Национального музея Германии, предположил, что описание этого колокола как «лучшего в Корее» должно быть следующим. изменено на «лучшее в мире».

Если вы были в Кёнджу и его музее, то видели колокол во внутреннем дворе. Некоторое время он не звонил, но запись (не очень хорошо воспроизводимая на видео YouTube ниже) воспроизводится через динамики через регулярные промежутки времени.Считалось, что звук колокола олицетворяет голос Будды. Священный колокол изначально использовался в храме для обозначения времени молитвы или общего собрания.

При изготовлении этого колокола было использовано 27 тонн бронзы. Это самый большой колокол, сохранившийся в Корее сегодня, его высота составляет 3,75 метра. Как и во многих других артефактах и ​​древних сооружениях, методы, использованные при изготовлении колокола, до сих пор полностью не изучены. Сегодня мы не смогли бы сделать подобный колокол без доменной печи, которой тогда не было.Когда штанга наверху колокола должна была быть заменена, современная попытка создать замену потерпела неудачу. Оригинал используется до сих пор.

Изображения небесных существ на поверхности колокола — которые могут показаться знакомыми — действительно знаковые, но представляют лишь один аспект великолепия колокола. Глубокий, звонкий и протяжный звук колокола — это, пожалуй, самое глубокое впечатление на посетителей.

Крупный план некоторых украшений на боковой стороне колокола

Пульсирующий характер звука, который увеличивает его длину, физики описывают как «феномен биений».Причина этого явления в случае колокола Сеонгдок — асимметрия конструкции колокола, при которой различия в толщине стенок колокола приводят к разным частотам.

«Звуковая труба», показанная выше, позволяет уйти конфликтующим звуковым волнам, не нарушая общий тон — функция, полностью не понимаемая до недавнего времени. Углубление в земле под колоколом служит усилителем.

Жезл, который почти можно увидеть здесь, не может быть заменен современной копией, поскольку оригинальные методы, использованные для изготовления жезла, неизвестны.

Судя по всему, Священный колокол можно было услышать на расстоянии сорока миль на чистом ночь.

Колокол короля Сондока — корейское национальное сокровище номер 29.

Обслуживание King Bell Road | Поиск контактной информации

Результаты листинга Service King Bell Road

Service King: Collision Repair & Body Shop Bell Rd

(602) 404-6700 8 часов назад Качественный ремонт. Пожизненная гарантия. Обслуживание King Bell имеет сертификат Gold Class от I-CAR, что делает его элитным центром ремонта столкновений. Только около 10% центров ремонта столкновений в США.S. имеют сертификат Gold Class. Как и все наши центры ремонта столкновений, Service King Bell предлагает пожизненную гарантию на любой ремонт. Если вы не полностью удовлетворены своим ремонтом, просто принесите свой