/Доклад на тему зона степей 4 класс – Зона степей (4 класс, окружающий мир)

Доклад на тему зона степей 4 класс – Зона степей (4 класс, окружающий мир)

сообщение доклад (3, 4, 5 класс. Окружающий мир. Биология)

Степь – равнинная зона, она присутствует на всех континентах, кроме Антарктиды. Расположена она в умеренных и субтропических поясах Земли.

Для них свойственно отсутствие деревьев. Из-за этого в этой зоне постоянные сильные ветры. В ней очень хорошо прорастают кустарники и травянистые растения.

Есть несколько видов степей. Горные, они имеют пышные разнотравья. Находятся они не далеко о гор, про это говорить и само название. Луговые степи имеют самую породную почву чернозем. На ней лучше всего что-то выращивать. Ксерофильные на ней много ковыли и именно поэтому ее еще называют ковыльной. Пустынные степи не плодородные. Через некоторое время из-за деятельности человека они превратятся в пустыни.

Климат в этой зоне очень благоприятный для обитателей. Находиться степь, как правило, в  умеренно-континентальном или резко-континентальном климате. Количество осадков варьируется 250-450 мм. Среднегодовая температура 0 – +20 ºС. Летом она может достигнуть +40 ºС, а зимой -20 ºС. Минусов является большие, резкие перепады температуры днем и ночью. Из-за засушливого климата, возникает проблема с водой. А особенно летом, когда температура очень большая. Растительность спасают не большие реки, подземные воды.

Фауна очень богатая и разнообразная. Из травоядных животных (сайгаки, антилопы). Хищники (степные коты, волки, лисы). Также присутствуют множество грызунов (суслики, тушканчики, сурки). И огромное количество насекомых (стрекозы, бабочки, кузнечики). Сразу видно круговорот животных в природе. Хищники охотиться травоядных животных, а они питаются растительностью, которой огромное множество.

Флора зоны продвинутая. Многие растения, умеют приспосабливаться под невыносимую жару и засуху. Больших растений на степи нет, только трава, злаковые. Растут (ковыль, пшеница, овсец, типчак, ромашка.). На степях часто выпрашивают злаковые растения. Потому что они засухоустойчивы. Очень много целебных растений. Этим активно пользуются люди. Когда наступает момент собирания целебных трав, цветов, многие кто находиться в этой зоне собирают их.

Степь зона, где есть свои + и -. Но все животные, растение привыкли и научились приспосабливаться к засухе. Главное чтобы человек не испортил эту зону, а то она может превратиться в пустыню. Люди берегите степь!

Вариант 2

Степи – это расположенная субтропическом или умеренном поясе любого полушария  природная ландшафтная зона. На разных материках степям дают различные названия (южноамериканские пампасы, африканские саванны, североамериканские прерии). Нет степей только на континенте Антарктида. Хотя последние десятилетия показали резкое уменьшение площадей степей по всему земному шару из-за чрезмерной распашки плодородных земель, распространения скотоводства, а также различных стихийных бедствий (пожары, наводнения и прочее). В европейском континенте первозданные степи можно встретить только в заповедных местах.

Степи характеризуются практически полным отсутствием деревьев и широким разнообразием цветов, трав, кустов. Эта ландшафтная зона располагается между лесостепью и  полупустыней.  В ней произрастают растения, которые хорошо переживают длительные засухи, сильную жару и ветра. Большинство покрова растений в степи имеет сизоватый зеленый оттенок.

Степи наполнены полезной для человечества растительностью: употребляемыми в пищу культурами (кукуруза, подсолнечник), а также лечебными травами.

Животное разнообразие степи не так разительно отличается от соседних природных зон, как  растительное. Проживающие в степи животные могут адаптироваться к холодной зиме и жаркому лету. В этой ландшафтной зоне обитают как хищники, такие как волки, лисы, таки и парнокопытные антилопы. Также здесь очень большое разнообразие птиц (от орлов до жаворонков), основная масса которых на зиму перелетает на юг. Самые большие нелетающие птицы страусы проживают исключительно в степях. Множество видов грызунов, рептилий, насекомых проживают в степных регионах. Ряд животных, распространенных в степях нашей страны, занесены в Красную книгу, потому что их очень мало осталось и им грозит исчезновение.

Не все степи одинаковые, они различаются по количеству растущих в ней травы и злаков. Так существуют горные, луговые, ксерофильные, пустынные степи.

В степи обычно встречаются различные вариации континентального климата.  Усредненное значение количества осадков (за год) приближается к 400 мм. Сильные ветра довольно частое природное явление в степи, поэтому в степи часто можно попасть в пылевые бури. Лето тут очень жаркое и сухое, а зима сопровождается постоянными метелями. Температурный режим степной зоны характеризуется резкими скачками дневных и ночных значений. Так, ночью в степи может быть на 15°-20°С холоднее, чем было днем.

Степь

Интересные ответы

  • Коала сообщение доклад 2, 4, 7 класс

    Коалу нередко называют сумчатым медведем, но на самом деле австралийский пушистик далек от медведей, но близок вомбатам, чьим близким родственником и является

  • Животные
  • Растения Краснодарского края — доклад-сообщение

    Россия – по правде огромная страна, в которой место себе нашли самые разнообразные народности, и более того, у этих народностей по сей день, получается, жить хоть и в шатком, но в мире.

  • Горы — сообщение доклад

    Удивительные пейзажи, неповторимые природные зоны, своеобразные контрасты животного или растительного мира на разных уровнях высот над уровнем моря, вот только некоторые характерные особенности гор.

  • Ориентирование на местности — доклад сообщение

    Чтобы уметь находить дорогу в нужный момент, чувствовать себя уверенно даже в дебрях лесной чащи или попытаться пополнить свой багаж знаний интересным материалом, нужно безошибочно применять имеющиеся знания

sochinite.ru

Животные и растения степи России – фото, список, названия, описание, доклад


Под лесостепью понимается природная зона, которая состоит из степей и перемежается с участками леса. Особенностью таких территорий является отсутствие характерных видов флоры и фауны. В степи можно встретить белок, куниц, зайцев, лосей и косуль, и в то же время увидеть хомяков, мышей, змей, ящериц, луговых собачек и различных насекомых. Животные прекрасно осваиваются в лесостепных зонах и адаптируются к климату, который присущ данным территориям. Преимущественно такую местность можно найти в Европе и Азии. Лесостепная зона состоит из переходных регионов, например, берет свое начало в умеренных лугопастбищных угодьях и, заканчивается в широколиственных и хвойных лесах.

Животные

Сайгак

saygak

Луговая собачка

saygak

Тушканчик

saygak

Гигантский слепыш

saygak

Корсак

korsak

Байбак

korsak

Кулан

korsak

Ушастый еж

korsak

Суслик

korsak

Хомяк обыкновенныйkorsak

Сурок

korsak

Антилопа гну

antilopa-gnu

Бизоны

antilopa-gnu

Каракал

antilopa-gnu

Джейран

antilopa-gnu

Степной кот Манул

antilopa-gnu

Заяц-русак

zayac-rusak

Лиса

lisa

Ласка

laska

Хорек

Зубр

laska

Тарпан

laska

Дикий осел

laska

Растения

Коровяк обыкновенный

laska

Адонис весенний

adonis

Тонконог гребенчатый

tonkonog

Шизонепета многонадрезанная

tonkonog

Касатик безлистный

iris-bezlistiy

Василек синий

vasilek

Мятлик луговой

myatlik

Донник белый

myatlik

Шалфей степной

myatlik

Ковыль

kovil

Тюльпан шренка

kovil

Ирис карликовый

kovil

Вишня степная

vishnya

Резак

vishnya

Ковыль-волосатик

kovil

Кермек

kovil

Астрагал

astragal

Эспарцет донской

astragal

Клубника

astragal

Змееголовник сибирский

astragal

Зопник клубненосный

astragal

Тимьян степной

astragal

Котовник

astragal

Астра алтайская

astragal

Хатьма обыкновенная

astragal

Лук-слизун

astragal

Лук

luk-repchatiy

Люцерна серповидная

luk-repchatiy

Солодка уральская

solodka

Вероника колосистая

solodka

Скабиоза желтая

solodka

Гвоздика степная

solodka

Гранатник сибирский

solodka

Горичник Морисона

solodka

Прострел

solodka

Стародубка

solodka

Борщевик Сибирский — Пучка

solodka

Осот полевой

solodka

Цмин песчаный

cmin-peschaniy

Нивяник обыкновенный

cmin-peschaniy
Девясил

cmin-peschaniy
Бедренец камнеломка

cmin-peschaniy
Очиток живучий

cmin-peschaniy
Очиток пурпурный

cmin-peschaniy
Пастернак лесной

cmin-peschaniy
Льнянка обыкновенная

cmin-peschaniy
Лабазник дланевидный

cmin-peschaniy
Кровохлебка аптечная

cmin-peschaniy

Котовник лимонный

cmin-peschaniy
Земляника

cmin-peschaniy

Птицы

Степная чайка

chayka

Журавль-красавка

zhuravl-krasavka

Степной орел

zhuravl-krasavka

Болотный лунь

zhuravl-krasavka

Степной лунь

zhuravl-krasavka

Черноголовая чайка

zhuravl-krasavka

Пеганка

zhuravl-krasavka

Дрофа

zhuravl-krasavka

Кобчик

kobchik

Черный жаворонок

kobchik

Полевой жаворонок

kobchik

Жаворонок

kobchik

Перепел

kobchik

Серая куропатка

kuropatka

Серая цапля

kuropatka

Пустельга

kuropatka

Удод

kuropatka

Выпь

vip

Сизоворонка

vip

Розовый скворец

vip

Золотистая щурка

zolotaja-churka

Трясогуз

tryasoguzka

Чибис

chibisa

Авдотока

chibisa

Красная утка

chibisa

Заключение

Растительность лесостепи относительно влаголюбивая. На территории степей можно найти разнообразное количество трав, кустарников, лишайников, мхов и других представителей флоры. Благоприятный климат (средняя годовая температура колеблется от +3 градуса до +10) способствует развитию умеренных широколиственных и хвойных лесов. Лесные островки в большинстве случаев состоят из лип, берез, дубов, осин, лиственниц, сосен и травянистых растений. Самыми частыми жителями лесостепной зоны считаются грызуны, птицы, лоси и дикие кабаны. В настоящее время большое количество лесостепей распахано и превращено в угодья сельского хозяйства.

ecoportal.info

Доклад-сообщение Животные степи 4 класс

Степи – необозримые пространства, покрытые травой. Невероятно красивы бывают весной, когда покрыты ковром цветущих тюльпанов и ирисов. Но с наступлением жары, все меняется. Трава жухнет и желтеет.

Климат очень суров. Зимой дуют пронзительные ветра, и температура опускается до минус сорока, а летом  жара достигает + 40 градусов. И даже в таких тяжелых условиях обитают более 50 видов животных. Выживать удается только самым сильным и здоровым, которые могут обходиться долгое время без воды и еды.

Одной из особенностей животных степей является их окрас. Когда нет угрозы жизни, они почти сливаются по цвету с окружающей средой, но если опасность рядом, животное предупреждает сородичей, поменяв позу, показывая другой цвет окраса.

Яркими  представителями фауны являются хомяки и суслики. Это зверьки небольших размеров. Живут в норах, со множеством ходов Летом питаются травой, семенами. Они. Эти зверьки собирают на зиму зерна кукурузы, семена подсолнечника, складывают запасы в  кладовые в норах, сверху закупоривая их травой. На зиму впадают в спячку, иногда просыпаясь, чтобы поесть и опять заснуть.

Сурки более крупные по размеру, чем суслики и хомяки. Питаются, аналогично, сусликам и хомякам, травой, семенами, корнеплодами. Живут также колониями, роют себе целые подземные города. Предупреждают свою колонию об опасности свистом. Другое название сурка – байбак.

Тушканчик  является еще одним представителем  степей. Его иногда называют земляным зайцем.  У него длинные уши и живет в глубоких, до трех метров, норах. На зиму впадает в спячку, а летом пропитание себе ищет по ночам, днем прячется от жары. У тушканчика длинный пушистый на конце хвост, длинные задние лапы и короткие – передние. Быстро прыгает, балансируя хвостом. Передними лапками добывает и ест коренья, луковицы тюльпанов, насекомых.

Корсак – степная лисица. Хищный зверек  с мехом серо-желтого цвета. Питается мелкими грызунами и насекомыми, разоряет птичьи гнезда. Живет в норках, вырытых сурками или сусликами.

Сайгак – степная антилопа, очень вынослива. В поисках еды способны преодолевать большие расстояния. Питаются травой, лишайниками, способны есть даже ядовитые растения.

Здесь описаны самые распространенные животные степной зоны, но далеко не все.

2, 3, 4 класс окружающий мир. Красная книга

Животные степи

Животные степи

Популярные доклады

  • Доклад на тему Пиявки 7 класс по биологии кратко сообщение

    Лечебное свойство пиявок известно человечеству на протяжении нескольких тысячелетий, используя их для кровопускания, считалось, что они способны исцелить от множества заболеваний. В настоящее время использование пиявок в нетрадиционной медицине

  • Доклад-сообщение Ядовитые животные России 4, 5 класс

    Ядовитые животные – это те животные, организм которых вырабатывает опасные для человека и других животные ядовитые вещества. Некоторые ядовитые вещества накапливаются в организме животного, если он долгий период своей жизни живет

  • Доклад Эпоха Возрождения 7, 8 класс сообщение

    15 и 16 века являются временем заметных перемен в политическом строе и в культуре Европы, а также в росте экономики. Общество перестраивалось и проходило новые этапы развития, а именно в науке, литературе,

more-dokladov.ru

Материал по окружающему миру (4 класс) на тему: Доклад: «Отчет зоолога о природной зоне степи»

Отчет зоолога о природной зоне степи

Типичные животные этой зоны — грызуны (самая многочисленная группа) и копытные.

Копытные животные приспособлены к длительным передвижениям по бескрайним просторам степей. Из-за маломощности снежного покрова растительный корм доступен и зимой. Важную роль в питании играют луковицы, клубни, корневища. Для многих животных растения — это еще и основной источник влаги. Типичными представителями копытных в степях являются туры, антилопы, тарпаны. Однако большинство этих видов в результате хозяйственной деятельности людей было истреблено или оттеснено на юг. В отдельных районах сохранились широко распространенные в прошлом сайгаки.

Из грызунов наиболее часто встречаются суслик, полевка, тушканчик и другие.

Живут в степи также хорь, барсук, ласка, лисица.

Из птиц типичны для степей дрофа, стрепет, серая куропатка, степной орел, канюк, пустельга. Однако и эти птицы встречаются сейчас редко.

Пресмыкающихся значительно больше, чем в лесной зоне. Среди них выделим степную гадюку, полоза, ужа обыкновенного, прыткую ящерицу, щитомордника.

Выполнил:Ковальчук Егор   4 Б

Степи

Животные, грызуны, птицы, пресмыкающиеся степи                    

               Сайгак                                                                   суслик

                         

                                          Большой тушканчик

       

                     Дрофа                                                       Степной орел

    

             Серая куропатка                                       Пустельга

                                

                                               Степная гадюка

                                   

                                               Прыткая ящерица

nsportal.ru

Сообщение по окружающему миру на тему: «Животные зоны степей». |

Су́слик

План

1. Описание
2. Распространение
3. Питание
4. Размножение
5. Это интересно

1. Описание

Суслик — грызун из семейства Беличьи.
Длина тела 14—40 см, хвоста 4—25 см (обычно менее половины длины тела). Задние конечности немного длиннее передних. Уши короткие, слабо опушённые. Окраска спины очень разнообразная, от зелёной, до пурпурной. Часто на спине имеется тёмная рябь, продольные тёмные полоски, светлые пестрины или мелкие пятнышки. По бокам туловища могут проходить светлые полосы. Брюхо обычно грязно-жёлтого или беловатого цвета. К зиме мех у суслика становится мягким и густым; в летнее время он реже, короче и грубее. Имеются защёчные мешки. Сосков от 4 до 6 пар.

 

2. Распространение

Суслики широко распространены по степным, лесостепным, лугостепным и лесотундровым ландшафтам умеренных широт Северного полушария. Характерны для открытых ландшафтов. По луговым участкам речных долин заходят за Полярный круг, а по остепнённым участкам — в полупустыни и даже пустыни; по горным степям поднимаются в горы до высоты 3500 м над уровнем моря. Образ жизни наземный; живут колониями, в норах, которые выкапывают сами. Длина норы и её устройство зависят от вида суслика и конкретного ландшафта. На песчаных почвах они наиболее протяжённые — до 15 м в длину и 3 м в глубину; на более плотных глинистых почвах редко длиннее 5—7 м. Внутри норы обычно имеется гнездовая камера, устланная сухой травой. Суслики известны своей привычкой при опасности вставать «столбиком» и издавать характерные свистящие звуки.

 

3. Питание

Питаются суслики надземными и подземными частями растений, всегда неподалёку от нор. Некоторые виды употребляют в пищу и животные корма, как правило насекомых. Делают значительные запасы пищи из семян травянистых растений и зёрен хлебных злаков. Активны в утренние и вечерние часы; день преимущественно проводят в норах. На холодный период года впадают в спячку, продолжительность и временные рамки которой сильно зависят от географического положения. У ряда видов наряду с зимней спячкой имеется и летняя, связанная с недостатком кормов.

 


4. Размножение

Гон у сусликов обычно начинается через несколько дней после пробуждения из спячки. Самка приносит 1 выводок в год. Число детёнышей в нём колеблется от 2 до 12. Длительность беременности примерно 23—28 дней.

 

5. Это интересно

Сложная система звукового общения. Суслики живут колониями и могут предупреждать друг друга об опасности. Эти зверьки являются обладателями одного из самых сложных и совершенных языков, позволяющим посылать сородичам сообщения различного содержания.

Суслик, проснувшись после зимовки, не раскапывает заделанный земляной пробкой старый ход, а прогрызает новый, вертикальный, называемый веснянкой. Земляного холмика обычно наблюдаемого возле любых других сделанных сусликами ходов, возле веснянки нет — вся земля складируется в отнорок.

Существуют как растительноядные, так и всеядные виды сусликов. Растительноядные суслики питаются исключительно травами, листьями, зернами, корнями и луковицами. Всеядные к названному рациону добавляют лягушек, мышек и насекомых.

Естественными врагами сусликов являются все обитающие в районе проживания зверьков хищники, дневные хищные птицы, степные удавы и ежи.

Следует соблюдать осторожность со зверьками, пойманными в дикой природе, поскольку они могут переносить ряд опасных для человека болезней (бруцеллеза, чума).

Продолжительность жизни от 3 до 6 лет в зависимости от вида.

Просмотры: 33 072

Вам может быть интересно

informic-doam.ru

Урок окружающего мира в 4 классе «Степь»

Растительный мир степей

Почвы в степи плодородные, покрыты чернозёмом. В степи растут травы, каждый год их отмирающие стебли и листья увеличивают плодородный слой.

Отсутствие влаги не создаёт условия для роста деревьев.

Растут  тюльпаны, ирисы, ковыль, овсяница, тимофеевка степная, пион тонколистный.

Форма листьев узкая, чтобы испарялось меньше влаги; цвет светлый, т.к. не даёт сильно нагреваться листу. Светлые лучше отражают солнечные лучи.

Корневая система: луковица, пучок, корневище. 
В луковице сохраняются питательные вещества. Мочковатая корневая система лучше собирает и удерживает влагу с поверхности земли. У высоких растений корневая система уходит глубоко в почву.

Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остаётся луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Также приспособились ирисы и таволга. У таволги на корнях клубневидные утолщения, там откладываются запасные питательные вещества, их даже можно употреблять в пищу. Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак. Они растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.

 

Животный мир

В степях нет деревьев, но есть травянистый покров. Поэтому в траве живёт множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель, и другие. Раз есть насекомые, значит здесь много птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка. Птицы степи устраивают гнёзда прямо на земле. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землёй, в которой они делают норы. В степи живут суслики, хомяки, мыши-полёвки. И, конечно, в степи есть хищники: степной орёл, степной хорёк, степная гадюка. Окрас у степных животных часто под цвет растительности.

Степной орёл — хищная птица. Гнездится га земле. Пальцы слабые, когти короткие, питается небольшими животными ( грызунами, птицами ). Размах крыльев до двух метров.

Пустельга — птица-хищник.

Степной жаворонок — Его песню слышим с ранней весны. Поёт только самец. Кормятся насекомыми, падалицей.

Дрофа — самая крупная птица, масса от 16 до 21 кг. Хорошо бегает и неплохо летает. Поднимается в воздух тяжело с разбега. Летит против ветра, низко, постепенно набирая высоту. Отсутствуют потовые железы, трудно приходится в жару, отсутствует жировая смазка.

Серая куропатка — похожа на небольшую курицу, также квохчет и разгребает лапами землю. Уничтожает множество вредных для с/х насекомых. Мясо очень нежное и вкусное.

Суслики — от нор далеко не отходят. Поднявшись на задние лапки, они всё время осматриваются, и замечая человека или животное , с писком скрываются в норе. В засушливые годы с наступлением бескормицы впадают в спячку. Могут проводить во сне до 9 месяцев.

Степные гадюки — в бурьянах и канавах. Питаются грызунами, насекомыми.

Цепи питания

Растения—> Кобылка—> Куропатка—> Степные орлы
                                                                 —> Лисы
                                                                 —> Волки

Растения—> Тушканчик—> Степной орёл

Экологические проблемы

Население степей ( монголы, буряты, татары и другие) живут возле рек, лесов, где строят большие города.

На плодородных степных почвах получают богатые урожаи пшеницы, кукурузы, сахарной свёклы, ячменя, проса, подсолнечников и томатов.

Люди сажают защитные лесополосы, чтобы уберечь посевы от сильных ветров.

На поливных землях сеют арбузы, дыни, тыквы.

Также в степной зоне люди занимаются животноводством, так как степные травы – хороший корм для домашних животных. Иногда большие стада животных подолгу пасут на одном месте, происходит перевыпас. Это ещё одна экологическая проблема степной зоны. Из-за перевыпаса разрушается почва, исчезают многие растения, страдают дикие животные.

Но почва разрушается, гибнут и исчезают многие растения, а вслед и дикие степные животные.

Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля. Ещё одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв.

В Красную книгу внесены следующие животные: степной орёл, журавль, дрофа, кузнечик, степная дыбка. Растения: пион тонколистый.

Сейчас охота на редких животных запрещена, но этот запрет часто нарушают браконьеры. Браконьерство — ещё одна экологическая проблема в этих краях.

Как решать экологические проблемы?

  •     Ограничить распашку степей:

  •     Ограничить выпас скота;

  •     Бороться с браконьерством;

  •     Создавать заповедники;

Расположение

Зона степей на карте выделена желтым цветом

Зона степей расположена южнее зоны лесов  Зона степей намного меньше зоны лесов  Большая часть зоны степей находится на Восточно-Европейской равнине, а также она встречается в Западной и Восточной Сибири.   Рельеф поверхности ровный. Зона степей расположена в умеренном климатическом поясе.

Климат

Южнее зоны лесов тепла ещё больше, но осадков выпадает меньше. Лето продолжительное, засушливое. В июле + 22 — + 25 градусов, жара может достигать до 40 градусов. Погода сухая, солнечная. Часто дуют сухие горячие ветры суховеи. Иногда суховеи переходят в пыльные бури.

Зима короткая и тёплая, но бывают холода до -20 -30 градусов.

Весной степь оживает, покрывается ковром тюльпанов и ирисов. Весна короткая с большим количеством влаги в почве. Дожди имеют ливневый характер. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется.

 

расположение

климат

степь

занятия населения

экологические проблемы

растительный мир

животный мир

ботаники

географы

зоологи

экологи

Карточка-помощница.(географы)

Используя учебник с. 140-141, карту природных зон ответь на вопросы и заполни таблицу.

1.Где расположена зона степей? (показать на карте природных зон)
2. Назовите форму земной поверхности, занимаемой природной зоной: равнина,

горы, возвышенность.
3. Опишите климат природной зоны степей; дать его характеристику (зима,

лето, их продолжительность, температура, осадки, ветры).

  1. Определить, какое время года наиболее благоприятно для этой природной

зоны  

  1. Какие почвы преобладают в этой зоне?

Степная зона расположена _____________________________________,

на карте на обозначена _________________________
В степной зоне больше________________, но меньше________________________________

Снеговой покров _____________________________________________________________

Лето___________________ и____________________________________________

Часто дуют иссушающие почву___________________, иногда возникают______________

Главная причина безлесья этой зоны ________________________________

В степи, как и в лесу, верхний слой почвы покрывает подстилка из ___________________________________________________________. Главное отличие степей от других природных зон – это ________________________________________

Карточка – помощница.(биологи)

Используя учебник с. 142-143., дополнительную литературу, ответь на вопросы и заполни таблицу.

1. Какие растения растут в степи? Почему в степи мало деревьев? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Как они приспособились к жизни в жарком и засушливом климате? (рассказать о корнях, стеблях листьях,листьях) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Какие группы растений преобладают в степной зоне?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Какое время года и почему благоприятно для степных растений?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка – помощница зоологов

Ответьте на вопросы, используя учебник 144-145, и другую информацию

1) Какие группы животных обитают степи?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Как птицы приспособились к условиям степи? (чем питаются нехищные птицы, чем питаются хищные птицы, каковы их оперение, окраска)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Перечислите животных, которые обитают в степной зоне.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Как они приспособились к условиям степной зоны? (чем питаются хищные животные, чем питаются травоядные животные, какие у них мех, окраска)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка – помощница экологов.

— Ответьте на вопросы, используя учебник с146-147, дополнительную литературу.

1. Назовите основные занятия населения степной зоны.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие культуры возделывают на полях, в садах, на бахчах?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Назовите экологические проблемы степной зоны.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4 Что делается для охраны природы?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

жаркое, сухое

Зима

суровая, холодная

Особенности зоны

Дожди ливневые

ветры-суховеи

бураны

Почва богата перегноем

Особенность растений.

Засухоустойчивые. Колючки или мелкие листья, чтобы меньше было испарение. Представлены луковичные корневые растения.

Безлесье, мало деревьев. Травяной покров сплошной.

1.Перечислите основные занятия населения.

2.Экологические проблемы.

а) земледелие

б) скотоводство

в) сельское хозяйство

е) садоводство

д) промышленность

а) браконьерство

б)вытаптывание кормовых трав

в) засуха, пожары

Группы животных, обитающих в степи

Питание

Приспособление к условиям жизни

Представители

Насекомые, птицы, звери

Растительной и животной пищей

Днем спят, ночью бодрствуют, роют норки. Оперение и мех окрашены под цвет почвы

Дрофа, суслики, жаворонок, бабочки, ящерицы

infourok.ru

Конспект урока с презентацией на тему «Степь»(4 класс)

Открытый урок по Окружающему миру в 4 б классе.

               Урок подготовила и провела: Климусова И В

                                   

                                  Тема: Зона степей.

Цели:

  • обучающие – сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека; сформировать навык бережного, созидательного отношения к природе.

  • развивающие – развивать умение работать с картой, атласом и дополнительной литературой; развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы; развивать положительное отношение к природе, умение сопереживать, проявлять внимание, оказывать помощь.

  • воспитательные – сформировать убеждение учащихся о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды; воспитывать чувство уважения к окружающему миру, осознания себя как части природы.

Оборудование: Карта природных зон, картины и презентация с изображением растений и животных степи, в том числе редких и исчезнувших, Кроссворд, карточки для индивидуальной работы, рабочая тетрадь и учебники.

Ход урока:

1.Организационный момент.

                      Нас сегодня ждёт дорога,

                      И узнать нам надо много.

                      Так возьмёмся, ребята, скорей за работу,

                      Чтобы времени зря не терять.

                      О том, как потрудились дома.

                      Вам предлагаю рассказать.

2.Проверка домашнего задания, индивидуальная работа.

(Раздать карточки для индивидуальной работы)

                        Внимание, внимание!

                        Ваше домашнее задание:

                        О роли леса в вашей жизни рассказать

                        И схему здесь нарисовать.

Задание1: (Раб. тетрадь стр.50- 51)Дети рассказывают , что сделали.

Задание2: Укажите на ошибки ребят, которые они допустили во время отдыха в лесу.(чтение стихотворения)

               Раз иду я через двор

               И слышу такой разговор:

               «Мы на солнечной поляне

               Загорали, жгли костёр,

               Ветки и цветы срывали

И в костёр большой кидали,

Пили квас, консервы ели,

               Хоровые песни пели…

               Веселились, как могли,

               Отдохнули и ушли!

               И остались на полянке

               У потухшего костра

               Две разбитых нами склянки.

               Две размокшие баранки-

               Словом, мусора гора!»

(В лесу нельзя ломать ветки и рвать цветы. После своего отдыха нельзя оставлять мусор. Стеклянные, железные, пластиковые предметы надо обязательно уносить с собой. Уходя, кострище надо закрыть дёрном. Пищевые отходы и бумагу можно закопать и они сгниют.)

3. Индивидуальная работа по карточкам.

1.Карточка. Составь географический   текст. Выбери и подчеркни нужные слова.

        Лесная зона расположена к северу \к югу от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые \более мягкие, чем в тундре. Растительный мир беден \богат. Большую территорию зоны

Занимает широколиственный \хвойный лес. В лесной зоне широко распространёнными \редкими являются : зубр, амурский тигр, утка – мандаринка. Лес не является \является домом для растений, животных, грибов.

2.Карточка. В какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи.

а) голубика —— лемминг —— белая сова, песец     ( в тундре)

б) лишайник ягель —— олень —— волк       (в тундре)

в) кедровая шишка —— белка —— лиса      (в лесу)

  1. Карточка. Вставь пропущенные названия зон:

а) …..(Тундра) – это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи. Лишайники.

б) …..(Лесная зона) – это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники.

в)  …..(Арктические пустыни) – это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники.

4. Подготовка к восприятию нового материала.

             Куда приведёт нас дорога?

              Хотите об этом узнать?

                Тогда постарайтесь скорее

                Этот кроссворд разгадать.

Вопросы  к кроссворду:

  1. Кустарничек с красными ягодами и округлыми листьями, которые не опадают на зиму; растёт в тундре и лесной зоне.       (Брусника)

2.Вкруг ствола большой сосны 
Шишки по снегу видны. 
Здесь на кузнице затратил 
Много сил проворный … (Дятел)

3. Хозяин лесной просыпается весной.

    А зимой под снежный вой спит в избушке снеговой.     (Медведь)

4. В народе это дерево часто называют «сладким». Во время цветения к нему летят пчёлы, и мёд потом будет самый душистый.         (липа)

5. Лиственное дерево со стволом чёрного или серого цвета, его легко узнать по небольшим тёмным шишечкам на ветках.         (ольха)

Зовёт дорога к югу,  в бескрайние степи или в зону степей.

Прослушайте стихотворение П. Вяземского «Степь».(слайд)

                Бесконечная Россия

                Словно вечность на земле!

                Едешь, едешь, едешь, едешь,

               Дни и версты нипочем!

                Степь широко на просторе

                 Поперек и вдоль летит,

                 Словно огненное море

                 Зноем пышет и палит.

                 Небеса, как купол медный,

                 Раскалились. Степь гола;

                 Кое-где пред хатой бедной

                 Сохнет бедная ветла.

                 Шагом , с важностью спокойной

                 Тащут тяжести волы.

                 Пыль метет метелью знойной,

                 Вьюгой огненной золы.

                 Степи голые, немые,

                 Все же вам и песнь,  и честь!

                 Все вы – матушка Россия,

                 Какова она ни есть!

Закройте глаза и представьте такую картину: куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг.  Только весной степь оживает и расцветает разноцветными красками.  

 Возникает вопрос: Как приспособились растения и животные к жизни в степи? Чтобы ответить на этот вопрос, мы разделимся на группы.

5.Работа над новой темой.

Работа ведётся по группам.

Группа географов. Учебник с.114-115.

Группа ботаников и зоологов. Учебник. С.118.

Группа экологов. Учебник. С 119-120.

Физкультминутка.

Представьте себе, что вы растения степи. Ранняя  весна (дети показывают, как они быстро растут). Жарко солнце жжёт землю (дети – растения показывают, как им плохо.) Подул ветер- всё сильнее и сильнее началась пыльная буря (дети изображают бурю) Вдруг всё стихло (дети садятся на свои места).

6.Отчёт групп по плану

7 .Закрепление изученного материала.

  1. Работа в тетради на печатной основе. С.53-54.

Подводим итоги (вопросы в презентации)

Выставление оценок.

8.Составление синквейна

Степь

Бескрайняя,безлесая,красивая

Цветёт,радует,удивляет

Степь поразительно красива!

Равнина

9. Контроль и оценка

Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Мне очень хотелось бы узнать у вас понравилось ли вам это путешествие, интересно ли вам было, легко ли вам было в пути. Оцените наше  путешествие.

 (Дети показывают сигнальные карточки : солнышко, солнышко, спрятанное за облачко,  туча.)

Учитель: Каждой группой бала проведена большая работа, подготовлены интересные сообщения. Ребята, подумайте и оцените работу каждой группы.

Учитель: Руководитель группы оцените своих товарищей.

10.Домашнее задание: Рабочая тетрадь Стр56. доклады о животных растениях степи, рисунок

________________________________________________________________

Приложение

 Фамилия,имя:……………………………..

1.Карточка. Исправь географические ошибки  в тексте.

                  Лесная зона расположена к северу (…………..) от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые (…………………), чем в тундре. Растительный мир беден(…………….). Большую территорию зоны занимает широколиственный (………………….) лес. В лесной зоне широко распространёнными(…………………..и) являются : зубр, амурский тигр, утка – мандаринка. Лес не является(…………………….) домом для растений, животных, грибов.

————————————————————————————————

                           

Фамилия,имя:……………………………..

2.Карточка. В какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи.

а) голубика —— лемминг —— белая сова, песец     ( ………………………)

б) лишайник ягель —— олень —— волк       (……………………)

в) кедровая шишка —— белка —— лиса      (…………..)

________________________________________________________________

                           

Фамилия,имя:……………………………..

3.Карточка. Вставь пропущенные названия зон:

а) …………………….– это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи. Лишайники.

б) ……………………….– это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники.

в)  ……………………………. – это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники.

Фамилия, имя: ………………………………..

______________________________________________________________________________

Алгоритм работы в парах, группах.

  1. Прочитайте текст.

  2. Выберите, отметьте главные мысли.

  3. Обсудите в группе.

  4. Составьте план ответа.

Алгоритм работы в парах, группах.

Прочитайте текст.

1.Выберите, отметьте главные мысли.

2.Обсудите в группе.

3.Составьте план ответа.

___________________________________________________________________________________

Алгоритм работы в парах, группах.

Прочитайте текст.

1.Выберите, отметьте главные мысли.

2.Обсудите в группе.

3.Составьте план ответа.

________________________________________________________________________

Алгоритм работы в парах, группах.

Прочитайте текст.

1.Выберите, отметьте главные мысли.

2.Обсудите в группе.

3.Составьте план ответа.

_____________________________________________________________________

Алгоритм работы в парах, группах.

Прочитайте текст.

1.Выберите, отметьте главные мысли.

2.Обсудите в группе.

3.Составьте план ответа.

infourok.ru