Плоский дом, описание, история, фотографии, особенности
Краткое описание и история
Недалеко от Приморского бульвара находится Воронцовский переулок, который на первый взгляд ничем не примечательный. Но каждый одессит знает, что в этом переулке, а точнее по адресу Воронцовский переулок, 4 находится весьма необычное здание – дом с одной стеной. Если же Вы посмотрите на него прямо, то оно покажется Вам самым обыкновенным домом, который ничем не отличается от остальных жилых зданий нашего города. Но стоит только посмотреть на него под нужным углом – и тут возникает недоразумение. Ведь оказывается, что у дома всего лишь одна фасадная стена и он совершенно плоский!
Из-за своей необыкновенности, как только не называют этот дом – карточный, ведьмин, плоский, дом теней, дом-стена. Его построили в 1889 году по проекту архитектора Д. Я. Климова. Стили: ренессанс и эклектика. Первым его владельцем являлся Г. Рафалович — банкир, финансист и совладелец торгового дома «Федор Рафалович и Ко». Здание дома насчитывает три этажа. В ранние годы своего существования его квартиры занимали в основном представители «среднего класса» — чиновники, купцы, юристы.
Архитектура Ведьминого дома, несмотря на свою некую строгость, является достаточно гармоничной и типичной для периода 1880 — 90-х годов. Нельзя сказать, что фасад здания сильно запоминающийся, но все же его отделка привлекает внимание своей изысканностью и импозантностью. Здесь Вы увидите восемь балконов, великолепные ограждения которых сохранились до нашего времени. Они имеют форму криволинейного изгиба, также как и перила в подъездах здания.
Подъезды Плоского дома являются прекрасным примером интерьера дорогого доходного дома конца XIX века. Стены верхних этажей отделаны с помощью полихромной венецианской шпатлевки под мрамор, их украшают филенки-рамки, между которыми размещаются пилястры с роскошными капителями коринфского ордера. Они поддерживают карнизы потолка над лестничной клеткой. Над карнизом Вы можете увидеть протянутый расписной орнаментальный фриз. Потолок подъезда декорирован лепниной мелких форм, которая в свою очередь покрашена в полихромной цветовой гамме.
В наше время дом с одной стеной посещают тысячи туристов! Так что обязательно присоединяйтесь к ним и посетите эту интересную и необычную достопримечательность!
Как добраться?
Добраться до Ведьминого дома Вы сможете маршрутными такси № 117, 137, 145, 220А, 221. К дому с одной стеной можно также добраться пройдя буквально 100 м от памятника Дюку де Ришелье в сторону памятника Екатерине ІІ и свернуть направо.
Особенности
Как только Вы посмотрите на дом с одной стеной, у Вас тотчас возникнет множество вопросов: «Как такое возможно?», «Как здесь могут жить люди?» и множество других. Жильцы дома выходят на балконы, а потом исчезают за дверью. Но как? В этом нет никакой мистики и содействия потусторонних сил! Если же Вы подойдете к дому поближе, то и сами сможете разгадать секрет.
Оптическая иллюзия создается из-за того, что боковые стены дома построены под острым углом. Изначально никто не планировал строительство дома именно такой формы, поэтому Плоский дом стал достопримечательностью Одессы совсем случайно. Поговаривают, что для строительства здания недоставало средств, в результате чего архитекторы придумали выход из сложившейся ситуации. Они приняли решение свести боковые стены дома так, чтобы он приобрел форму треугольника, а сели же на него посмотреть под определенным углом, то создавалось бы впечатление, что он плоский. Вторая легенда гласит, что все дело в пьяном руководителе строительства, подписывавшем документы и которого обманул подрядчик. В результате ему не хватило средств и он построил дом со всего лишь тремя стенами. Третья и наиболее вероятная версия заключается в том, что просто из-за нехватки земли пришлось построить здание именно такой формы.
Не зависимо от того, как появился дом с одной стеной, он является одной из интереснейших достопримечательностей Одессы! Многие приходят сюда, чтобы посмотреть на это мистическое здание и разгадать секрет его постройки. Не упустите и Вы возможности увидеть это зрелище собственными глазами!
Доходный дом Г. Рафаловича
Воронцовский переулок, 4
Так называемый «дом с одной стеной» по понятным причинам входит в число известнейших достопримечательностей исторического центра Одессы. Взгляд с определенного ракурса создает иллюзию отсутствия боковой стены дома: она примыкает к фасадной под очень острым углом и, когда взгляд направлен параллельно ей, попросту не видна.
Тип здания: доходный дом
Архитектор: Д. Я. Климов или Д. В. Тележинский
Дата строительства: 1889
Статус: памятник архитектуры местного значения
Общепринятые наименования: «дом-стена», «плоский дом», «дом с одной стеной», «ведьмин дом»
Фасад
Общий вид со стороны служебных строений Воронцовского дворца
За время своего существования дом успел обрасти множеством легенд и домыслов, иногда мистических, но чаще попросту несуразных, призванных объяснить причины столь нетрадиционной планировочной формы здания. Следует отметить, что неправильную форму имеет не только тот участок, где выстроен дом, но и несколько соседних с ним по Воронцовскому переулку.
В первой половине XIX века участки под нынешними номерами 4, 6 и 8 имели значительно большие размеры и относились не к переулку, который тогда еще не был застроен, а к Военному спуску, что объясняет современный неправильный угол поворота границ между ними относительно красной линии самого переулка.
В первые десятилетия существования Одессы Военный спуск фактически был центральной артерией молодого города, выходом к морю — к Практической и Военной гаваням, а также центральной магистралью для ввоза товаров из порта, пересекавшей весь город через Греческий базар (ныне одноименная площадь), современный Александровский проспект, площадь Старого базара и далее. В 1820-х годах вдоль дороги, ранее огибавшей стоявшую над обрывом турецкую крепость (в левой части теперешнего Приморского бульвара), был проложен современный Воронцовский переулок, к четной стороне которого частично отошли смежные с ним участки по Военному спуску.
Общий вид
Застройка, занимавшая участок №4 в 1820—80 годы, едва ли относилась к презентабельной, да и сам переулок, несмотря на очень высокую цену земли в этом районе, по сути играл роль задворок парадного Приморского бульвара. Импозантные строения начали появляться здесь лишь в последние десятилетия XIX века.
В середине — второй половине 1880-х годов участок приобрел представитель одной из самых успешных в тогдашней Одессе семей, сколотивших капитал на различного рода денежных операциях, один из семи братьев Рафалович — Георгий, финансист, банкир, совладелец торгового дома «Федор Рафалович и Ко» наряду с двумя братьями, Александром и Марком. Кроме того, он был консулом, представлявшим в разное время в Одессе интересы Бразилии, Перу и Дании. Он владел также имением площадью в 1812 десятин в Подольской губернии.
Неудобная для строительства форма участка, доставшегося Г. Рафаловичу, нового владельца нисколько не смутила. В конце 1880-х архитектор Д. Я. Климов (по другим данным — Д. В. Тележинский) составил проект большого трехэтажного доходного дома, строительство которого было окончено уже в 1889 году. Квартира домовладельца находилась здесь же. Проживали в доме и другие члены его семьи.
В 1890-е годы здесь квартировал Александр Рафалович, старший из братьев, купец 1-й гильдии, после смерти отца — Федора Рафаловича — с 1882 года глава торгового дома «Федор Рафалович и Ко» и председатель правления Бессарабо-Таврического земельного банка. После 1897 года в списках жильцов его имя не значится. Сам Александр Рафалович владел четырьмя домами в Одессе. Другой брат Г. Рафаловича, Артемий (Артем), жил здесь в 1890—93 году. К середине 1890-х Артемий Рафалович, финансист и «выдающийся банковский деятель», переехал из Одессы в Санкт-Петербург.
Доходный дом Г. Рафаловича в окружающей архитектурной среде
Жили по этому адресу и другие выдающиеся люди своего времени. Так, с 1894 года и до самой смерти в 1902 году квартиру в доме Рафаловича снимал Борис Юльевич Витте, председатель Одесской судебной палаты, заместитель городского головы, действительный статский советник. Он был родным братом Сергея Юльевича Витте, бывшего министром финансов в 1890-е годы, а впоследствии с 1903 года и до выхода в отставку в 1906 году — председателем комитета министров Российской империи. Сергей Юльевич в юности жил в Одессе, любил приезжать туда в гости и, разумеется, бывал в этом доме.
Уровень арендной ориентированности дома не подлежит сомнению: основная часть квартир предназначалась для юристов, чиновников, крупных торговцев — представителей высшего сегмента так называемого «среднего класса» — и имела внушительную площадь. Учитывая эти факторы вкупе с высокой вероятностью неправильных планировок, автор проекта должен был с особой ответственностью подойти к его составлению.
Доходный дом Рафаловича состоит из четырех крыльев, расположенных по периметру участка неправильной формы, напоминающей сильно деформированную трапецию. Боковые крылья примыкают к лицевому под различными острыми углами таким образом, что по мере приближения к обрыву над Военным спуском участок расширяется. Лицевое и боковые крылья — трехэтажные, тыльный флигель имеет два этажа (частично был надстроен в 2000-х годах) и расположен с отступом от края участка со стороны Военного спуска, образуя небольшой двор-террасу, огороженный каменным парапетом. Доступ туда из основного двора осуществляется через проходной подъезд самого флигеля.
Просторный и хорошо освещенный двор имеет неправильную планировочную форму — два прямоугольника (в общих чертах), совмещенных под тупым углом. Функцию доходного исполняло не только лицевое крыло, но и боковые, в пользу чего свидетельствует их планировочная структура и презентабельная, хотя и более скромная, чем в лицевом, отделка подъездов.
Строгая, несколько суховатая, но достаточно гармоничная архитектура дома типична для рубежа 1880—90-х годов. Облик главного фасада тяжело назвать запоминающимся, однако его архитектурная отделка носит характер импозантной и изысканной. Протяженность фасада по красной линии — 15 оконных осей, три центральные несут в себе сдвоенные окна второго и третьего этажей. Подчиненная горизонтальным ритмам композиция фасада прорезается тремя неглубокими, но выразительными ризалитами, два из которых занимают по одной крайней оси. Композиционный центр строго симметричного фасада сходится к центральному ризалиту в три оси шириной. Центральная ось как дома в целом, так и центрального ризалита подчеркнута высоким лучковым проемом проездной арки, ведущей во двор.
Входная группа
Портал арки до реставрации
Фасадная плоскость полуподвального этажа покрыта глубоким рустом, на первом руст становится плоским и схематичным, веерно смыкаясь над окнами без наличников.
Отделка первого этажа
Полуподвал и первый этаж трактованы как цоколь, и архитектурное убранство верхних этажей в контрасте с ними выглядит более легким и вычурным. Оси центрального ризалита на двух верхних этажах композиционно разделены между собой мощными рустованными лопатками. Отделка второго этажа традиционно выполнена наиболее ярко.
Сдвоенные проемы в центральном ризалите обрамляются строгими наличниками и венчаются общими сандриками на лепных консолях, между которыми расположены орнаментальные вставки с мелкомасштабной лепниной растительного характера. Сандрики крайних осей центрального ризалита прямые, центральный разорванный сандрик полуциркульной формы в сдержанной трактовке позаимствован из архитектуры барокко. В тимпане санрика и в пространстве, образуемом его разрывом, помещен пышный лепной картуш, подчеркивающий главенствующую композиционную роль сандрика на фасаде дома в целом.
Отделка второго этажа
Фасадные плоскости между ризалитами шириной в пять осей каждая ритмически расчерчены классическими одинарными окнами с наличниками, совершенно идентичными таковым в отделке окон центральных осей. Повторяется здесь и декор сандриков над ними, однако сами сандрики имеют классическую треугольную форму.
Оформление окон крайних ризалитов ничем не отличается от остальных, кроме формы сандриков над ними — они лучковые.
Лучковый сандрик одного из окон второго этажа (крайние ризалиты)
Третий этаж лишен выразительных деталей. Сохраняя аналогичную второму этажу конфигурацию, его окна венчаются аскетичными прямыми сандриками на лепных консолях.
Элементы третьего этажа
В отделке обоих этажей применен также ряд совершенно аналогичных элементов: плоский линейный руст и строгие прямоугольные вставки без декора между подоконными консолями.
Одна из подоконных вставок
На главном фасаде дома расположено восемь балконов, по четыре на каждом этаже. Они размещены в крайних ризалитах и занимают боковые оси центрального. Все балконы сохранили великолепные ограждения криволинейного изгиба, чей дизайн находит отображение в секциях перил подъезда лицевого крыла.
Балконы
Фасадную плоскость дома венчает простой карниз небольшого выноса, средней ширины фриз без декора и еще один карниз, более массивный и опирающийся на ритм небольших лепных дентикул, которые в ризалитах дополнены пышными консолями.
Консоли
Ризалиты композиционно завершаются высокими аттиками в виде глухих балюстрад, а центральная ось дома подчеркнута изящной двухпроемной люкарной.
Люкарна
В оформлении арки проезда применены достаточно самобытные принципы декорирования, нигде более в Одессе не повторенные. Сама арка с лучковыми крестовыми сводами состоит из четырех пролетов различной протяженности, границы между которыми отмечены широкими, приземистыми ионическими пилястрами, капители которых украшены размашистыми лепными венками, а в основных плоскостях расположены каннелированные прямоугольные филенки.
Арка проезда
В предпоследнем (при счете с улицы) пролете расположены входы в квартиру первого этажа и сам подъезд, сохранившие обильно декорированные резьбой аутентичные двери.
Двери подъезда
Отделка подъезда представляет собой прекрасный пример парадного интерьера дорогого доходного дома конца XIX века. Стенные плоскости заполнены большими филенками-рамками сдержанной трактовки, между ними размещены пилястры с пышными капителями коринфского ордера, поддерживающие карниз потолка над лестничной клеткой.
Подъезд лицевого крыла
Общий вид с верхней площадки
Капитель одной из пилястр
Стены отделаны полихромной венецианской шпатлевкой под мрамор (на нижних этажах закрашена). Над карнизом протянут расписной орнаментальный фриз. Потолок над лестничной клеткой декорирован изящной, измельченных форм лепниной распространенного в домах того периода образца. Лепнина покрашена в полихромной цветовой гамме, однако аутентичность этих красок вызывает сомнения.
Дорогие секционные лестничные перила относятся к очень редкой разновидности и, как уже писалось ранее, во многих чертах повторяют орнаментацию балконных ограждений главного фасада.
Архитектурная отделка тыльного фасада лицевого крыла и фасадов остальных крыльев дома отличается от главного простотой и схематичностью. Окна обрамлены максимально упрощенными наличниками, которые на втором этаже венчаются простыми треугольными сандриками без изысков. Ажурные секционные ограждения балконов придают дворовым фасадам некоторую живописность, однако часть из них, к сожалению, не сохранилась.
Дворовые фасады
Тыльный фасад лицевого крыла и фрагмент левостороннего (относительно красной линии переулка)
Правостороннее крыло и фрагмент тыльного служебного
Одно из аутентичных балконных ограждений
Подъезды боковых крыльев в целом очень аскетичны, однако достаточно недешевые секционные перила установлены и здесь, хотя их дизайн заметно упрощен по сравнению с перилами лицевого крыла. Еще одна лестничная клетка без изысков расположена в двухэтажном тыльном крыле дома, через сквозной подъезд которого осуществляется сообщение основного двора и малого двора-террасы, нависающего над Военным спуском (точнее — над бывшим участком Я. Наума по Военному спуску, 3).
Подъезд правостороннего крыла
Горизонтальная верхняя секция
В советский период своей истории здание постигла судьба многих других жилых домов центра Одессы. Основательно «уплотненный», перепланированный под коммунальные квартиры дом десятилетиями не ремонтировался, что, разумеется, давно перестало удивлять горожан. Однако наиболее масштабные невзгоды в жизни постройки появились уже в постсоветские времена. В начале 2010-х годов один из жильцов третьего этажа предпринял попытку надстроить свои апартаменты мансардой. Строительные работы начались с разбора перекрытий чердака и крыши, на чем они «благополучно» завершились.
В таком состоянии дом простоял без малого полтора(!) года, по стенам поползли трещины. В 2012 году по Одессе прокатилась волна общественного возмущения, связанная с началом строительства на примыкающем к дому участке (№6), что грозило утратой знаменитой оптической иллюзии дома. На волне вызванного этим скандала дом был включен в список памятников культурного наследия города Одессы, на фасаде проведены тщательные реставрационные работы, а строительство по соседству остановлено.
Сегодня дом Рафаловича ежегодно привлекает тысячи туристов, продолжая удивлять неподготовленных людей иллюзией того, что от него осталась одна лишь фасадная стена. Во многих других городах иногда можно встретить подобные дома, да и для Одессы здание не является единичным: здесь строений подобной конфигурации насчитывается около десятка(!), однако «дом-стена» в Воронцовском переулке, 4 — самое знаменитое из них.
Использованная литература и архивы
Авторы
Дом с одной стеной (доходный дом Рафаловича)
Так называемый «Дом с одной стеной» по понятным причинам входит в число известнейших достопримечательностей исторического центра Одессы. Взгляд с определенного ракурса создает иллюзию отсутствия боковой стены дома: она примыкает к фасадной под очень острым углом и, когда взгляд направлен параллельно ей, попросту не видна.
Дом с одной стеной
Доходный дом Рафаловича был построен в стиле ренессанса с элементами эклектики в 1889 году архитектором Д.Я.Климовым или Д.В.Тележинским. Дом известен также под следующими наименованиями: «дом-стена», «плоский дом», «дом с одной стеной» и даже «ведьмин дом».
Доходный дом Рафаловича
За время своего существования дом успел обрасти множеством легенд и домыслов, иногда мистических, но чаще попросту несуразных, призванных объяснить причины столь нетрадиционной планировочной формы здания. К примеру, одна из наиболее распространенных городских легенд гласит , что во время строительства этого дома не хватило средств на постройку боковой стены, потому, мол, и пришлось строить треугольный дом.
Доходный дом Рафаловича (дом с одной стеной)
Есть и совсем дикие версии, например, что архитектор был пьян. На самом деле, форма здания обусловлена очертаниями участка, на котором он стоит. Земля в самом центре Одессы и тогда была дорогой, поэтому при строительстве площадь участка была использована по максимуму. Собственно, несколько соседних зданий по Воронцовскому переулку также стоят на участках неправильной формы.
Дом с одной стеной. Все дело в ракурсе — шаг в сторону, и стена уже не одна
В первой половине XIX века участки под нынешними номерами 4, 6 и 8 имели значительно большие размеры и относились не к переулку, который тогда еще не был застроен, а к Военному спуску. Сам Воронцовский переулок был проложен в 1820-х годах вдоль дороги, ранее огибавшей стоявшую над обрывом турецкую крепость. Тогда же к четной стороне переулка частично отошли смежные с ним участки по Военному спуску.
Застройка, занимавшая участок №4 в 1820-1880-е годы, едва ли относилась к презентабельной, да и сам переулок, несмотря на очень высокую цену земли в этом районе, по сути играл роль задворок парадного Приморского бульвара. Импозантные строения начали появляться здесь лишь в последние десятилетия XIX века.
Доходный дом Рафаловича. Деталь фасадного окна
Во второй половине 1880-х годов участок приобрел представитель одной из самых успешных в тогдашней Одессе семей, сколотивших капитал на различного рода денежных операция, один из семи братьев Рафалович — Георгий, финансист, банкир, совладелец торгового дома «Федор Рафалович и Ко» наряду с двумя братьями, Александром и Марком. Кроме того, он был консулом, представлявшим в разное время в Одессе интересы Бразилии, Перу и Дании.
Доходный дом Рафаловича. Арка проезда
Неудобная для строительства форма участка, доставшегося Г.Рафаловичу, нового владельца нисколько не смутила. В конце 1880-х архитектор Д.Я.Климов (по другим данным — Д.В.Тележинский) составил проект большого трехэтажного доходного дома, строительство которого было окончено уже в 1889 году. Квартира домовладельца находилась здесь же. Проживали в доме и другие члены его семьи.
В 1890-е годы здесь квартировал Александр Рафалович, старший из братьев, купец 1-й гильдии, после смерти отца — Федора Рафаловича — с 1882 года глава торгового дома «Федор Рафалович и Ко» и председатель правления Бессарабо-Таврического земельного банка. После 1897 года в списках жильцов его имя не значится. Сам Александр Рафалович владел четырьмя домами в Одессе. Другой брат Г. Рафаловича, Артемий (Артем), жил здесь в 1890—93 году. К середине 1890-х Артемий Рафалович, финансист и «выдающийся банковский деятель», переехал из Одессы в Санкт-Петербург.
Доходный дом Рафаловича. Входная дверь в проезде
Жили по этому адресу и другие выдающиеся люди своего времени. Так, с 1894 года и до самой смерти в 1902 году квартиру в доме Рафаловича снимал Борис Юльевич Витте, председатель Одесской судебной палаты, заместитель городского головы, действительный статский советник. Он был родным братом Сергея Юльевича Витте, бывшего министром финансов Российской империи в 1890-е годы, а впоследствии с 1903 года и до выхода в отставку в 1906 году — председателем комитета министров Российской империи. Сергей Юльевич в юности жил в Одессе, любил приезжать туда в гости и, разумеется, бывал в этом доме.
Арендная ориентированность дома не подлежит сомнению: основная часть квартир предназначалась для юристов, чиновников, крупных торговцев — представителей высшего сегмента так называемого «среднего класса» — и имела внушительную площадь. Учитывая эти факторы вкупе с высокой вероятностью неправильных планировок, автор проекта должен был с особой ответственностью подойти к его составлению.
Доходный дом Рафаловича. Лестница центрального подъезда
Доходный дом Рафаловича состоит из четырех крыльев, расположенных по периметру участка неправильной формы, напоминающей сильно деформированную трапецию. Боковые крылья примыкают к лицевому под различными острыми углами таким образом, что по мере приближения к обрыву над Военным спуском участок расширяется. Лицевое и боковые крылья — трехэтажные, тыльный флигель имеет два этажа (частично был надстроен в 2000-х годах) и расположен с отступом от края участка со стороны Военного спуска, образуя небольшой двор-террасу, огороженный каменным парапетом. Доступ туда из основного двора осуществляется через проходной подъезд самого флигеля.
Просторный и хорошо освещенный двор имеет неправильную планировочную форму — два прямоугольника (в общих чертах), совмещенных под тупым углом. Функцию доходного исполняло не только лицевое крыло, но и боковые, в пользу чего свидетельствует их планировочная структура и презентабельная, хотя и более скромная, чем в лицевом, отделка подъездов.
Двор доходного дома Рафаловича
Строгая, несколько суховатая, но достаточно гармоничная архитектура дома типична для рубежа 1880—90-х годов. Облик главного фасада тяжело назвать запоминающимся, однако его архитектурная отделка носит характер импозантной и изысканной.
Балконы сохранили великолепные ограждения криволинейного изгиба, чей дизайн находит отображение в секциях перил центрального подъезда.
Доходный дом Рафаловича. Балкон
Отделка подъезда представляет собой прекрасный пример парадного интерьера дорогого доходного дома конца XIX века. Дорогие секционные лестничные перила относятся к очень редкой разновидности и во многих чертах повторяют орнамент балконных ограждений главного фасада.
Доходный дом Рафаловича. Перила центральной лестницы
В советский период своей истории здание постигла судьба многих других жилых домов центра Одессы. Основательно «уплотненный», перепланированный под коммунальные квартиры дом десятилетиями не ремонтировался, что, разумеется, давно перестало удивлять горожан. Однако наиболее масштабные невзгоды в жизни постройки появились уже в постсоветские времена. В начале 2010-х годов один из жильцов третьего этажа предпринял попытку надстроить свои апартаменты мансардой. Строительные работы начались с разбора перекрытий чердака и крыши, на чем они «благополучно» завершились.
В таком состоянии дом простоял без малого полтора(!) года, по стенам поползли трещины. В 2012 году по Одессе прокатилась волна общественного возмущения, связанная с началом строительства на примыкающем к дому участке (№6), что грозило утратой знаменитой оптической иллюзии дома. На волне вызванного этим скандала дом 1 марта 2013 года был включен в список памятников культурного наследия города Одессы, на фасаде проведены тщательные реставрационные работы, а строительство по соседству остановлено.
Доходный дом Рафаловича — дом с одной стеной
Сегодня дом Рафаловича ежегодно привлекает тысячи туристов, продолжая удивлять неподготовленных людей иллюзией того, что от него осталась одна лишь фасадная стена. Во многих других городах иногда можно встретить подобные дома, да и для Одессы здание не является единичным: здесь строений подобной конфигурации насчитывается около десятка(!), однако «дом-стена» в Воронцовском переулке, 4 — самое знаменитое из них.
Дом неоднократно снимался в кино — вообще Воронцовский переулок весьма популярен среди кинематографистов. Вот, с разбегу удалось найти кадр из советского фильма 1977 года «Волшебный голос Джельсомино». Мужчина на фото — отец главного героя, его играл Виктор Ильченко. За его спиной виден фасад дома с одной стеной.
Кадр из фильма «Волшебный голос Джельсомино»
А вот что рассказывает про дом с одной стеной известная артистка Нонна Гришаева:
Доходный дом Рафаловича (дом с одной стеной) на карте Одессы:
Поделиться новостью в соцсетях Метки: Одесские легенды, пер.Воронцовский « Предыдущая запись Следующая запись »
Ведьмин дом. Дом-стена. Одесса
Плоский дом в Одессе
Не каждый гость и даже житель города Одессы знает, что по адресу Воронцовский переулок 4, находится самый смешной и необычный, можно даже сказать, мистический дом города. С первого взгляда – дом как дом, мало чем отличающийся от остальных старых жилых построек. Но какое же удивление постигнет вас, если немного пройти и посмотреть на него сбоку, с определенного ракурса. Да, зрение вас не обманывает – дом действительно выглядит плоским, как будто от него осталась одна фасадная стена! Еще этот дом называют Дом-стена.
Плоский дом или Дом-стена
Первый вопрос, который появляется в голове, оправившись после легкого шока: «Как такое может быть, и как там могут жить люди!?». Да, это трудно представить, но цветы на подоконниках, занавески и кондиционеры упорно говорят о наличие жильцов в этом доме.
Дом-стена. Секрет архитектурного решения
На самом деле, секрет такого архитектурного обмана в том, что задняя стенка дома сразу прилегает к фасадной, то есть здание имеет треугольную форму. Историческая справка говорит о том, что во время строительства этого дома, еще в период царской России, не хватило средств на постройку боковой стены, вот и пришлось свести две стены вместе. Тогда никто и подумать не мог, что в итоге это здание станет одной из достопримечательностей Одессы, и будет вызывать море удивления и восхищения у гостей и жителей города.
Приморский бульвар
Найти это необычное здание просто – находится оно в конце Приморского бульвара, прямо позади Воронцовского дворца. Если же идти от памятника Дюку, то плоский дом находится в квартале от памятника, параллельно Приморскому бульвару.
Когда будете в Одессе, обязательно сходите посмотреть на дом с одной стеной, и дополнительный запас впечатлений вам гарантирован. И не забудьте сводить туда своих друзей, их реакция от увиденного запомнится вам надолго.
GPS: 46°29’21”N 30°44’17”E
Google Maps
Адрес: г. Одесса, Воронцовский переулок 4
Дом без одной боковой стены
Самый смешной и необычный дом в Одессе находится по адресу — Воронцовский переулок 4.
Найти это необычное здание просто – находится оно в конце Приморского бульвара, прямо позади Воронцовского дворца. Если же идти от памятника Дюку, то плоский дом находится в квартале (в 100 метрах) от памятника, параллельно Приморскому бульвару.
С первого взгляда – дом как дом, мало чем отличающийся от остальных старых жилых построек. Это, если на дом смотреть нормально — прямо перед собой. Но какое же удивление постигнет вас, если немного пройти и посмотреть на него сбоку, с определенного ракурса. Да, зрение вас не обманывает – дом действительно выглядит плоским, как будто от него осталась одна фасадная стена! А вторую стену дома кто-то взорвал, и она осела. Еще этот дом в народе называют «Дом-стена».
Первый вопрос, который появляется в голове, оправившись после легкого шока: «Как, как такое может быть, и как там могут жить люди!?». Да, это трудно представить, но цветы на подоконниках, занавески и кондиционеры упорно говорят о наличие жильцов в этом доме.
На самом деле, секрет такого архитектурного обмана в том, что задняя стенка дома сразу прилегает к фасадной, то есть здание имеет треугольную форму. Историческая справка говорит о том, что во время строительства этого дома, еще в период царской России, не хватило средств на постройку боковой стены, вот и пришлось свести две стены вместе. Тогда никто и подумать не мог, что в итоге это здание станет одной из достопримечательностей Одессы, и будет вызывать море удивления и восхищения у гостей и жителей города. У знаменитого плоского дома есть еще и другие названия: «Дом одной стенки», «Ведьмин дом», «Дом без боковой стены».
«Интересная ситуация» возникла в последнее время с самим домом, точнее с крышей дома. Половину крыши, известно какими методами, приватизировал местный «самый хитрый» жилец Алексей Полтавчук. Он купил квартиру в доме на 3-ем этаже, разобрал чердак, снял все перекрытия, и на этом весь его «ремонт» закончился. В таком состоянии дом простоял полтора года (?). По дому пошли трещины.
Поднявшись через коммуналку на чердак, открывшийся вид просто озадачил. Остаётся только удивляться, как полутора вековой дом ещё стоит и умудряется быть достопримечательностью. Ситуация изнутри – абсолютно такая же, как с домом Руссова: несущие стены с облупленной штукатуркой распираются ржавыми швеллерами. Крыша словно мелкое решето: старый шифер пропускает и свет и воду. На полу, под слоем грязи и битого ракушечника, видавший виды, но всё ещё шикарный паркет.
В коммуналке живут 4 семьи. «Когда дождь – нас заливает, когда снег – здесь сугробы, когда жара – температура за сорок», — говорят жильцы- соседи Алексея Полтавчука. Надежду на хоть какие-то изменения в лучшую сторону они давно потеряли. Ситуация с домом – прямое следствие некомпетентности городской власти и управления ЖКХ, где работают временщики, цель которых – урвать кусок от Одессы.
Администрация сайта надеется, что городской голова не даст погибнуть исторической достопримечательности Одессы.
Когда будете в Одессе, обязательно сходите посмотреть на дом с одной стеной, и дополнительный запас впечатлений вам гарантирован. Не забудьте сводить туда ещё своих друзей. Их реакция от увиденного запомнится вам надолго…
Знаменитый дом-стена может пострадать от ближайшей стройки
Нешуточные страсти разгораются вокруг знаменитого дома-стены в Воронцовском переулке. Резонансный конфликт набирает обороты. Жильцы дома продолжают возмущаться, поскольку застройщики все ещё намерены возвести запланированное двухэтажное здание, которое, по мнению людей, навредит историческому сооружению.
Майя Ивановна 65 лет живёт в славно известном доме-стене в Воронцовском переулке. О родном доме она знает практически всё. Двери квартир жильцов не успевают закрываться от любознательных туристов, за впечатлениями сюда даже Пугачёва и Киркоров приезжали. Теперь же, Одесса может потерять уникальное здание.
Майя Ивановна, 65 лет живёт в доме-стене: дому нашему 200 лет, здесь жили придворные графа Воронцова. Посмотрите на наши шикарные парадные. Это действительно историческая часть города. Кто может себе позволить взять и закрыть то, что принадлежит одесситам. Это наша гордость.
О том, что рядом с домом-стеной будут строить новое здание, одесситов оповестили, обнеся примыкающее к нему одноэтажно строение, железным забором. Повесили информационную табличку: начало строительства в феврале. Тем не менее, жильцы дома сразу занервничали — городская достопримечательность может не выдержать строительных работ, а эффект одной стены попросту исчезнет.
Александр Левицкий, живёт в соседнем доме: проектом строительства предусмотрена ещё копка котлована впритык к этому историческому дому. Естественно, копка будет проводиться не ручным методом, а с применением тяжёлой техники, вывозом грунта.
Елена Кара, живёт в доме с одной стеной: не одна экскурсия мимо не проходит, всё-таки достопримечательность нашего города и его застроить, я считаю, что это очень нелогично.
Анна Марич, живёт в доме с одной стеной: это наше культурное достояние. Сюда с 94-го года, сколько я здесь живу, приезжают делегации, его показывают. Он, конечно, не памятник, поэтому к нему такое отношение, но я считаю, что это лицо, история Одессы.
Строительство двухэтажного здания напрямую коснётся и соседствующего детского садика. Оно попросту закроет детям дневной свет.
Зоя Яковлевна, воспитатель детского сада № 37: понижена освещаемость помещения, а если ещё возведут здание, то дети будут лишены стопроцентного освещения, и, естественно, нарушение зрения у детей будет. За помощью жильцы дома обратились к депутату горсовета от партии «Родина» Георгию Селянину. Он пообещал разобраться в конфликтном строительстве.
Георгий Селянин, депутат Одесского горсовета от партии «РОДИНА»: Оперный театр, Потёмкинская лестница, Тёщин мост, Воронцовский дворец и дом-стена — это единый туристический маршрут, единый комплекс достопримечательностей. Я не позволю чиновникам закрывать глаза на то, что город теряет одну из своих визитных карточек. Я добьюсь, чтобы этот вопрос был рассмотрен на градостроительном совете. Я добьюсь, чтобы было принято решение в интересе Одессы и одесситов.
Чтобы внести ясность в резонансную стройку, Георгий Селянин отправляется в городское управление по вопросам охраны объектов культурного наследия. В беседе с руководителем выясняется, управление не давало своё заключение на строительство двухэтажного здания. Ровным счётом, как и горисполком и управление архитектуры. Разрешение выдавал областной ГАСК.
Владимир Мещеряков, руководитель управления по вопросам охраны объектов культурного наследия Одесского горсовета: к нам в управление этот проект не поступал, мы его не рассматривали, заключения не давали, я могу сказать, что нарушений Закона об охране культурного наследия, это разрешение выдано областным ГАСКом на территории исторического ареала, более того, на территории, которую планируют включить в основной список исторического наследия ЮНЕСКО. Это недопустимо.
Почему дом-стена до сих пор не является памятником архитектуры, Владимир Мещеряков не знает. Тем не менее, он входит в исторический ареал города, а значит, подлежит охране. Любые вмешательства, кроме реставрации, вредят архитектурному ансамблю.
Владимир Мещеряков: он включён в предварительный список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО 2009 года. И для того, чтобы Одесса могла номинироваться в основной список, необходимо, чтобы на этой территории было как можно меньше изменений.
Владимир Мещеряков пообещал депутату, что лично займётся тем, чтобы всемирно известный дом-стену включили в список памятников архитектуры. До марта уже будут видимые результаты, пообещал чиновник.
В свою очередь Георгий Селянин намерен инициировать заседание градостроительного совета, с целью спасти уникальную достопримечательность Одессы.
http://atv.odessa.ua, Юлия Никандрова
Похожие страницы:
Свежие страницы из раздела:
Предыдущие страницы из раздела:
Дом одной стены в Одессе
Необычный дом, состоящий всего из одной стены, находится в Одессе, в самом конце Приморского бульвара за Воронцовским дворцом.
Местные жители прозвали эту мистическую достопримечательность Одессы «Ведьмин дом» или «Дом одной стены». И действительно: когда идешь по улице, то можешь и не заметить, что дом-то плоский, что он состоит из одного фасада!
Но ведь глядя спереди на дом, на занавесочки на окнах, на балконы, на кондиционеры ты понимаешь, что он заселен, но как же в нем живут люди?
На самом деле отгадка простая: этот плоский дом — это визуальный обман. Он просто навсего имеет 3 стороны вместо общепринятых четырех. Он треугольный!
Поговаривают, что причиной такой мистической особенности дома стала не задумка и фантазия архитектора, а банальная нехватка денежных средств для строительства одной стены.
Страсти вокруг известного дома с одной стеной продолжают накаляться. На минувших выходных несколько сотен возмущенных одесситов устроили акцию протеста против строительства особняка рядом со зданием. Уже в среду вопросом местной достопримечательности пообещал заняться лично секретарь СНБО Украины Андрей Клюев, который вместе с президентом посетил город. Чиновник получил документы через организатора акции протеста телеведущего Якова Гоппа, чтобы разобраться в ситуации. Мэр Алексей Костусев заверил одесситов, что работы возле дома будут приостановлены, а в Интернете появился новый эскиз будущего здания. На трехмерной визуализации видно, что застройщик намерен усилить эффект «дома-стены» за счет изображения на тыльной стороне строения неба с облаками. Однако в планах протестующих добиться полного запрета любых работ возле легендарного здания. – Эта тема задела очень многих, – говорит Гопп. – В чем уникальность этой стены? Подобных стен в мире много. Но столь выразительной иллюзии там не возникает. Это не просто памятник архитектуры, а именно наша одесская достопримечательность.
Байки для туристов Одна из легенд гласит, что при царе заказчику якобы не хватило денег на строительство здания, и архитектор сэкономил средства, срезав стену. Свое название «ведьмин дом» здание получило из-за того, что в его дворе любил собираться криминальный контингент, а напротив располагалось публичное заведение. Подобные «байки» экскурсоводы любят рассказывать туристам. Действительность намного проще. Причиной изменения архитектурных канонов стала элементарная нехватка земли. – Согласно генеральному плану города архитектора Джорджио Торричелли, который приняли в 1820-х годах, под строительство зданий нарезались косые участки земли, и это было связано с природным ландшафтом, – рассказывает краевед Олег Губарь. – Поэтому владельцы либо застраивали дома строго по линии, либо оставляли треугольник свободного места. По словам историка, раньше в Воронцовском переулке было всего три дома, а «ведьмин» построили в 1887 году по проекту архитектора Климова и инженера Збигнева. Изначально это был доходный дом – здесь сдавали квартиры.
Стена без окон – намек на соседей Подобных строений в Одессе было немало, просто висящие в воздухе стены многих из таких домов оказались скрыты пристроенными позже соседними зданиями. Их острый угол дополняли тупым близстоящего строения. Как говорят специалисты, каких-либо особенных усилий и средств для создания таких объектов не требовалось. – Здесь нет уникальности с конструктивно-планировочной точки зрения, разве только визуальный эффект от скошенной стены, – говорит заслуженный архитектор Украины Владимир Глазырин. – Тем более что на ней нет ни окон, ни отделки. Обычно зодчие оставляют такую стену, когда рассчитывают, что рядом вплотную построят еще одно здание.На почетное звание дома с одной стеной в Одессе могут претендовать еще как минимум пять строений. Одно из них – «сталинка», находящаяся на площади Веры Холодной, ее спроектировали архитекторы Минкус и Шаповаленко в 1935 году. Здания с похожим визуальным эффектом есть и на Лидерсовском бульваре (№№17 и 21), в переулке Веры Инбер, 12, на улицах Вячеслава Чорновола, 15, Пантелеймоновской, 24, Малой Арнаутской (№ 62 и 76), Преображенской, 27, Екатерининской, 80, Степовой, 17, Богдана Хмельницкого, 96, а также на Александровском проспекте, 41. И все же именно дом в Воронцовском переулке одесситам особенно дорог, ведь, несмотря на доводы архитекторов, именно он стал визитной карточкой города.
КСТАТИ До того, как дом с одной стеной стал популярным, одесситы предпочитали любоваться «чудным» строением, которое находится на пересечении Преображенской и Щепкина. Его назвали так, потому что здание было треугольной формы, так как Дворянская улица, проходя сквозь квартал, соединялась с Софиевской. Дом возвели по заказу польского шляхтича Пинчуковского, а потом его выкупил сподвижник герцога Ришелье – барон Жан Рено. При новых хозяевах здание неоднократно перестраивалось, поэтому былой уникальности уже не имеет. Мемуаристы свидетельствуют о том, что парадный вход со стороны упомянутого перекрестка украшали каменные рыцари, а в оформлении фасада присутствовала масонская символика. – «Чудной» дом нередко фигурирует в сюжетах, связанных с привидениями и разной чертовщиной, – добавляет Олег Губарь. – Есть свидетельства, что тут проходили заседания масонских лож. Интересно, что с годами люди забыли истинную причину названия дома и именовали его как «дом Чудного». Впоследствии, в 1900 году, на его месте по проекту местного архитектора В. И. Шмидта был возведен большой доходный дом 1-го Российского страхового общества, более известного как страховое общество «Жизнь». Фото Алексея Кравцова и с сайтов Думская.net и odessastory.info |
Одностенный дом
Дом с одной стеной — самое необычное сооружение Одессы, его архитектурная изюминка круглый год собирает толпы туристов.
Если смотреть на дом с лицевой стороны, он кажется обычным старым зданием с тонко коваными балконами, оригинальными карнизами и лепниной на стенах; мало чем отличается от остальных построек исторической части Одессы.Но если посмотреть на него под определенным углом, дом представит себя по-новому — он производит впечатление совершенно плоского, состоящего только из фасадной стены.
Этот интересный визуальный эффект вызван необычной архитектурой здания. У него нет задней стены, а боковые примыкают к главному фасаду под острым углом, поэтому здание имеет треугольную структуру. За эту архитектурную особенность здание получило прозвище — Плоский дом.Эта же причина служит основанием для мистических свойств, и иногда здание называют Домом Ведьмы.
Точная дата постройки этого здания неизвестна. Предполагается, что дом был построен в конце 19 века, а его первыми жильцами были придворные графа Воронцова, дворец которого до сих пор стоит рядом. Более того, история скрывает имя архитектора, создавшего этот шедевр одесской архитектуры.
Согласно наиболее распространенной версии, объясняющей уникальную особенность здания, архитектор столкнулся с нехваткой средств при строительстве, поэтому было решено примыкать две боковые стены и сэкономить на задней стене.Тем не менее есть еще одно объяснение — недостаток земли и невозможность нарушить исторический фасад улицы. Именно поэтому архитектор был вынужден использовать столь нетрадиционную конструкцию дома.
Одностенный дом примечателен не только своим внешним видом. Несмотря на преклонный возраст, жильцы сохраняют в первозданном виде старые интерьеры: кованые перила, мраморные лестницы, безупречную лепнину на потолках.
,
достопримечательностей Одессы | Одностенный дом
On e Wall House — одна из самых известных достопримечательностей исторического центра Одессы. Взгляд под определенным углом создает иллюзию отсутствия боковых стен дома, который просто примыкает к фасаду под очень острым углом и параллельно направлению взгляда — просто исчезает. On e Wall House был построен как доходный дом в 1889 году по проекту одесского архитектора Дмитрия Климова в стиле ренессанс и эклектизм.
Так почему же On e Wall House имеет острый угол? Это потому, что земля, на которой стоит дом, принадлежала Военному спуску — в старину главной улице Одессы, которая давала выход к Черному морю — Практической гавани и Военной пристани. Военный спуск был главной улицей доставки товаров в Одессу. Военный спуск пересекает Одессу через Греческую площадь, Александровский проспект, площадь Старой Одессы и за ее пределами.
Воронцовский переулок, на котором стоит On e Wall Дом был построен только в 1820 году по дороге вокруг Турецкой крепости.Следовательно, переулок кривая. Первоначально сначала был построен дом с фасадом в виде большого угла слева от On e Wall House. По нему только что проходил Военный спуск. Со временем, когда направление Военного Спуска изменилось, появился свободный участок под строительство нового дома. Хозяину земельного участка пришлось построить дом на участке неправильной формы — под острым углом к дому слева, который со временем разрушился, открывался необычный вид On e Wall House.
В 1880 г. здесь находился Торговый Дом Рафаловичей «Федор Рафалович и Ко» — семь братьев-банкиров, имевших в то время торговый оборот в несколько миллионов рублей Российской Империи и собственный банковский оборот в десятки миллионов рублей Российской Империи в год. Один из братьев Георгий Рафалович стал владельцем земельного участка, расположенного в таком очень дорогом месте недалеко от Приморского бульвара и возле Воронцовского дворца. Георгий Рафалович был также консулом, представлявшим в разное время в Одессе интересы Бразилии, Перу и Дании.Также он владел имением в Подольской губернии площадью 1812 соток. Георгий Рафалович жил в доме On e Wall House с двумя своими братьями.
В 1886–1897 гг. В доме «На стене» жил Александр Рафалович — старший из братьев, купец 1-й гильдии (после смерти отца — Теодора Рафаловича в 1882 г. он был главой Торгового дома «Рафаловичи» Федор Рафалович. и Ко »и председатель Бессарабско-Таврического земельного банка. Также он владел четырьмя домами в Одессе.
В 1890-1893 гг. В доме на стене Он-е жил еще один из братьев — Артемий Рафалович, финансист и банкир, впоследствии проживавший в Санкт-Петербурге.
В доме у стены с 1894 по 1902 снимал квартиру Борис Витте — председатель Одесской судебной палаты, заместитель городского головы, статский советник. Он был братом Сергея Витте — бывшего министра финансов в 1890 году, а затем с 1903 года до выхода на пенсию в 1906 году — председателя Комитета министров Российской империи.
Теперь туристы и гости Одессы могли собственными глазами увидеть волшебный, впечатляющий и необычный вид On e Wall House.
Вы можете посетить Украину Достопримечательности Одессы | Одностенный дом с туром по Украине Южное кольцо
,Достопримечательности Одессы Одностенный дом ::: OdessaGuide.Net
Достопримечательности Одессы Одностенный дом ::: OdessaGuide.Net — Экскурсии по Одессе, гид-переводчик Игорь Калинин.Получить гида / заказать экскурсию по Одессе: +380678114493
:
Одностенный дом
Описание
Здание недалеко от Воронцовского дворца славится своей формой.Если выйти из дворца и остановиться на краю здания, кажется, что там только фасад, а не боковая стена. Здание выглядит плоским.
Причиной такой архитектуры, вероятно, является земельный участок. Дом был построен в 1889 году по проекту архитектора Д. Климова и принадлежал Рафаловичу.
Зрелище чуть не потерялось в 2012 году, когда жадные бизнесмены начали рядом с ним строительство. Новое здание рядом с этим могло скрыть вид и убрать странный вид.Община была возмущена, и люди вышли на протест. К счастью, строительство было остановлено. Однако нам нужно подождать и посмотреть.
Собственно, таких построек в Одессе больше:
- Веры Холодной пл., 3,
- Вери-Инбер-лейн, 12,
- Лидерсовский бульвар, 21,
- ул. Степовая, 17,
- ул. Богдана Хмельницково, 96.
Однако прославился только он, возможно, благодаря расположению рядом с Приморским бульваром и другими достопримечательностями центра города.Кроме того, непросто рассмотреть другие здания.
2013.
2013.
2013.
2013.
2013.
Расположение
Центр города.
Улица Адрес:
Украина, 65026 Одесса, Воронцовский переулок, 4.
Географическое положение
E3044’18.8 «N4629’20,8» (E30.738556 N46.489111).
Карта
Последнее обновление
2013.04.03.
,