Задолго до изобретения письменности люди начали искать способы передачи своего видения мира. Рассказывать о переживаниях, привлекать удачу в охоте, делиться сценами из жизни они стали с помощью петроглифов. Так называют наскальные рисунки древних людей, которые выбивали на камнях или наносили краской начиная с эпохи палеолита. Название происходит от двух древнегреческих слов: πέτρος — камень и γλυφή — резьба.
Наскальная живопись первобытных людей найдена по всему земному шару – в 120 странах обнаружено более 35 миллионов петроглифов. Археологические открытия сделаны в Испании, Италии, Германии, Англии, Алжире. В России древние рисунки можно увидеть в Карелии, Мурманской и Воронежской областях, Башкирии, Хакасии (Боярская и Сулекская писаницы). Исследования продолжаются и в наши дни, а уже обнаруженные петроглифы до сих пор хранят немало тайн.
Первые наскальные рисунки
Настоящей сенсацией в научном мире стало открытие древней живописи в пещере Гибралтара. По оценкам ученых, найденные тут изображения сделаны около 40 тысяч лет назад. Это значит, что наши представления о древнем человеке ошибочны – неадертальцы не были примитивными дикарями. Наши далекие предки нашли способ передавать свое восприятие мира, нанося рисунки на скалы.
Первым петроглифы нашел Марселино де Саутуола. В 1879 году вместе с дочкой они исследовали пещеру Альтамира в Испании. Археолог-любитель обнаружил внутри то, что взбудоражило ученых всего мира – рисунки, выполненные в эпоху палеолита. Находка настолько шокировала исследователей, что они сочли древнюю живопись фальсификацией. Однако скоро научному сообществу пришлось взять свои слова обратно и отказаться от обвинений – петроглифы были обнаружены в пещерах других стран.
О чем говорят наскальные рисунки
Изучение петроглифов помогает больше узнать о мире прошлого. Петроглифы – это древние наскальные изображения, уникальные источники информации для научных дисциплин от антропологии до зоологии. Наскальные рисунки первобытных людей говорят о тяге человека к творчеству. С их помощью ученые больше узнают о культуре и быте наших предков, а иногда даже знакомятся с историей местности, где были нанесены рисунки.
Одна из главных археологических достопримечательностей Северной Африки находится в Сахаре. В 1933 году на скалах и в пещерах в Тассилин-Аджере и Акакусе обнаружены петроглифы, которые помогли лучше узнать о прошлом пустыни. Как выяснилось, в эпоху неолита тут был совершенно другой климат и богатая экосистема. Наскальные изображения помогли установить примерные сроки появления новых видов животных – например, верблюдов.
Ученые сравнивают петроглифы с рассказами, с помощью которых древние художники передавали свое видение мира, делились новостями. Важно понимать, что это не рисунки с натуры, а сцены из жизни, переработанные сознанием человека, что они неразрывно связаны с верованиями и обрядами. Исследователи предполагают, что таким искусством наши предки пытались привлечь удачу перед охотой или рыбалкой, задобрить духов, предупредить соплеменников об опасности.
Чаще всего изображали животных: оленей, лошадей, кабанов, лисиц. С помощью наскальных рисунков можно познакомиться с видами, которые в наши дни уже не существуют, например, мамонтами и саблезубыми тиграми. Художники эпохи неолита делились сценами из повседневной жизни. Их мысли занимала охота, сражения и обряды. Примечательно, что чем древнее рисунки, тем тщательнее они выполнены. Поздние петроглифы аккуратностью исполнения не отличаются, нередко они даже не завершены. После изобретения бумаги необходимость высекать изображения отпала.
Техника выполнения и материалы
Каждый древнейший памятник живописи особенный. Способы нанесения рисунков, инструменты и краски, выбранные для творчества объекты – все это серьезно различается.
Художники древности использовали для выдалбливания изображений твердые и острые предметы. Во время раскопок археологи находят разные инструменты. Например, на стоянке древних людей Ле Рок де Сер обнаружен каменный резец. Им делали прорези, в которые потом наносили специальную краску.
Древний человек постепенно оттачивал мастерство, пробуя все новые способы и техники. В эпоху палеолита начали использовать штриховку и комбинированную роспись.
Краска древнего человека – охра разных оттенков, марганцевая руда и древесный уголь. Древние художники также использовали мел. Самый, пожалуй, необычный компонент по современным меркам – гуано летучих мышей. Все ингредиенты тщательно растирали камнями, а затем к полученному порошку добавляли животный жир и тщательно перемешивали. Для хранения использовали полые части костей.
После того, как краску заливали внутрь, необычный тюбик «закрывали» – кости с двух сторон запечатывали с помощью затвердевшего жира. Наносили изображения острыми палочками с расщепленными концами. Прообраз современной кисти – кость, к которой прикреплен маленький кусочек шерсти. Обычно сначала выводили контур, а потом закрашивали изображение. Древние художники не останавливались на достигнутом, постоянно экспериментировали и изобретали все новые способы. Например, разбрызгивали краску через тростинку.
Художники древности не уделяли должного внимания композиции и пропорциям тела. Некоторые животные непропорционально большие по сравнению с другими, некоторые – напротив крошечные. Однако все это скорее особенность, чем недостаток. Наши предки нередко создавали детальные и мастерски выполненные объемные изображения, используя рельеф скал для большей выразительности. Воображению, таланту и изобретательности древнего человека можно только позавидовать.
Знаменитые наскальные рисунки
Один из самых известных памятников археологии находится в Испании. Пещера Альтамира, в которой можно увидеть объемные изображения животных, в наши дни закрыта для посещения туристами. Это вовсе не прихоть ученых, а необходимость. Все дело в том, что изображения на сводах пещеры нанесены растительными красками, на которые оказывают губительное воздействие разные неблагоприятные факторы.
Туристы со всего мира стремились увидеть своими глазами древнюю живопись. Это не лучшим образом сказалось на влажности и температуре внутри пещеры. Рисунки покрылись плесенью. Власти Испании сначала ограничили посещение объекта, а затем и вовсе его закрыли. Однако все желающие познакомиться с петроглифами Альтамиры могут побывать в музее, расположенном недалеко от пещеры.
Быки пещеры АльтамираВ разных уголках нашей страны от Красноярского края до Карелии обнаружено немало мест с наскальной живописью. В России петроглифы называют обычно «писаницы». Древние художники не всегда творили в пещерах, излюбленные места – под открытым небом, например, на скалистых берегах рек и озер. Предполагают, что такие места имели для наших предков сакральное значение, рядом с ними проводили обряды и ритуалы.
Капова пещераС каждым годом интерес к древней живописи растет. Все больше туристов хотят прикоснуться к миру прошлого, полному тайн и загадок. В России можно познакомиться с Беломорскими петроглифами, наскальной живописью Каповой пещеры, Шалаболинской писаницей, петроглифами Канозера и другими памятниками археологии. Не все рисунки можно хорошо рассмотреть в наши дни из-за разрушительного воздействия неблагоприятных факторов. Однако работа по сохранению наскальной живописи и ее изучению ведется непрерывно.
Петроглифы — писаницы или наскальные изображения
Ученым теперь придется переписывать учебники истории если не всего человечества, то, как минимум, искусств. Когда-то, давным-давно, кто-то вошел в пещеру на индонезийском острове Сулавеси и нарисовал на ее стене свою ладонь, а затем и оленей со свиньями, за которыми он наверняка охотился. Археологи считали, что древний художник «украсил» стену пещеры, в которой, очевидно, жил примерно десять тысяч лет назад, потому что больше «живопись» в условиях тропиков существовать просто физически не может. Однако сейчас выяснилось, что эта картина является самой старой на нашей планете и что она была создана на 30 тысяч лет раньше, чем считалось.
Открытие сделал профессор Максим Обер. Состарить пещерную живопись на несколько десятков тысяч лет позволил уран. Его атомы обнаружили и датировали современные приборы в тонких слоях кальцита, которые образовались со временем на картинах.
— Я даже понятия не имел, что результат будет таким, — написал профессор Обер в журнале Nature. — Когда на приборе появились цифры, я подумал: «Вот это да!».
Это открытие ученых заставляет по-новому взглянуть на историю развития человечества
Открытие очень важно еще и потому, что расширяет географию древнего искусства. До точного анализа изображений на стенах пещеры на Сулавеси считалось, что искусством в те далекие времена занимались только в Европе. Теперь же оказывается, что «живописцы» жили и в Азии.
Так что, пишет Times, теория евроцентризма в искусстве человечества является как минимум неточной. В центре эволюции человечества по-прежнему остается Африка, но к Европе сейчас прибавилась и Азия.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
В Индии обнаружены древние наскальные изображения пришельцев и их летательного аппарата
Находятся наскальные рисунки, соответственно, в Индии — в штате Чхаттисгарх (Chhattisgarh) примерно в 130 километрах от города Райпур (Raipur). На рисунках фигуры. Но не люди, а какие-то гуманоиды. Некоторые — в скафандрах и с предметами, напоминающими оружие. Изображен и объект — на трех ногах-опорах, который можно принять за «летающую тарелку» (читайте далее)
Наскальные изображения каньона Лошадиная Подкова, штат Юта, США.
Подобные древнейшие исторические памятники не сконцентрированы где-нибудь в одном месте, а разбросаны по всей планете. Петроглифы были найдены не одновременно, иногда открытия различных рисунков разделяют значительные промежутки времени.
Временами на одних и тех же скалах ученые находят рисунки из разных тысячелетий. Прослеживаются черты сходства самых разных наскальных рисунков, так что создается впечатление, будто в древности существовала единая пракультура и связанные с ней универсальные знания. Так, многие фигуры на рисунках имеют одинаковые черты, хотя их авторы ничего не знали друг о друге — их разделяло громадное расстояние и время. Однако сходство в изображениях носит систематический характер: в частности, головы богов всегда излучают свет. Несмотря на то, что наскальные рисунки изучаются уже около 200 лет, они до сих пор остаются загадкой.
Есть мнение, что первыми изображениями загадочных существ были наскальные рисунки на горе Хунань, Китай (рисунок выше). Им около 47 000 лет. Эти рисунки предположительно изображают ранние контакты с неизвестными существами, возможно, гостями из внеземных цивилизаций.
Эти рисунки были найдены на территории Национального парка под названием Сера-Да-Капивара в Бразилии. Эксперты утверждают, что картины были созданы около двадцати девяти тысяч лет назад:
Интересные наскальные рисунки возрастом более 10000 лет, были недавно обнаружены в штате Чхаттисгарх, Индия:
Это наскальное изображение датируется приблизительно 10 000 годом до нашей эры, и находится в долине Валь-Камоника, Италия. Нарисованные фигуры похожи на два существа, на которых надеты защитные костюмы, а их головы излучают свет. В руках они держат странные приспособления:
В качестве следующего примера можно привести наскальное изображение светящегося человека, которое находится в 18 км к западу от города Навои (Узбекистан). При этом сияющая фигура восседает на троне, а у стоящих вблизи нее фигур на лицах надето нечто похожее на защитные маски. У стоящего на коленях человека в нижней части рисунка подобного приспособления нет — он находится на значительном расстоянии от светящейся фигуры и, видимо, не нуждается в подобной защите.
Тассилин-Адджер (Плато рек) – крупнейший памятник наскального искусства Сахары. Плато расположено в юго-восточной части Алжира. Самые древние петроглифы Тассилин-Адджер датируются 7 тысячелетием до нашей эры. А самые поздние – VII веком нашей эры. Впервые рисунки на плато были замечены в 1909 г:
Изображение, относящееся приблизительно к 600 г. до нашей эры, из Тассилин-Адджер. На рисунке существо с разными глазами, странной прической «из лепестков» и бесформенной фигурой. Похожих «богов» в пещерах было найдено более сотни:
Эти фрески, найденные в пустыне Сахара, – изображают человекоподобное существо в скафандре. Фрескам – 5 тысяч лет:
Австралия изолирована от остальных континентов. Однако на плато Кимберли (северо-запад Австралии) расположены целые галереи петроглифов. И здесь присутствуют все те же мотивы: боги со схожими лицами и с ореолом лучей вокруг головы. Рисунки были впервые обнаружены в 1891 году:
Это изображения Вандины, богини неба, в ореоле сияющих лучей.
Наскальное изображение в Пуэрта-дель-Каньон, Аргентина:
Каньон Сего, штат Юта, США. Самые древние петроглифы появились здесь более чем 8 000 лет назад:
«Скала-газета» там же, в Юте:
«Пришелец», Аризона, США:
Калифорния, США:
«Человек-солнце» из Каракольской долины, Алтай:
Ещё один из множества петроглифов итальянской долины Валь-Камоника в Южных Альпах:
Наскальные рисунки Гобустана, Азербайджан. Самые древние рисунки ученые относят к эпохе мезолита (порядка 10 тысяч лет назад:
Древние наскальные рисунки в Нигере:
Онежские петроглифы на мысе Бесов Нос, Россия. Самый известный из онежских петроглифов — Бес, его длина два с половиной метра. Изображение пересекает глубокая трещина, разделяя его ровно на две половины. «Щель» в иной, потусторонний мир.В километровом радиусе от Беса нередко отказывает спутниковая навигация. Часы тоже ведут себя непредсказуемо: могут убежать вперед, могут остановиться. С чем связана такая аномалия, ученые только предполагают. Древняя фигура перерезана православным крестом. Скорее всего, его выдолбили поверх бесовского изображения монахи Муромского монастыря в XV–XVI веке. Дабы нейтрализовать дьявольскую силу:
Петроглифы Тамгалы, Казахстан. Наскальные рисунки изобилуют самыми разными сюжетами и самые распространённые из них изображают божественных солнцеголовых существ:
Скала Белого Шамана в Нижнем Каньоне, Техас. Возраст этого семиметрового изображения по мнению экспертов составляет более четырех тысяч лет. Считается, что Белый Шаман скрывает тайны древнего исчезнувшего культа:
Наскальные изображения гигантских людей из Южной Африки:
Мексика. Веракрус, Лас-Пальмас: наскальные рисунки с изображением существ в скафандрах:
Наскальные рисунки в долине реки Пегтымель, Чукотка, Россия:
Боги-близнецы сражаются на боевых топорах. Один из петроглифов, найденных в Танумсхеде, западная Швеция (рисунки окрашены в красный цвет уже в современный период):
Среди петроглифов на скальном массиве Литслебю доминирует гигантское (рост 2,3 м) изображение бога с копьем (возможно, Один):
Ущелье Сармыш-сай, Узбекистан. В ущелье были найдены многочисленные древние наскальные изображения людей в странных одеждах, часть из которых можно трактовать как изображения «древних астронавтов»:
Наскальные рисунки индейцев хопи в штате Аризона, США, изображающие некие существа — качина. Хопи считали этих загадочных качина своими небесными учителями:
Кроме того, существует множество древних наскальных изображений то ли солярных символов, то ли каких-то предметов, напоминающих летательные аппараты.
Наскальные рисунки пещеры Сан-Антонио, Техас, США.
Этот древний наскальный рисунок, обнаруженный в Австралии, изображают нечто очень похожее на корабль космических пришельцев. В то же время, изображение вполне может означать нечто вполне объяснимое.
Что-то, напоминающее взлетающую ракету. Калбыш Таш, Алтай.
Петроглиф с изображением НЛО. Боливия.
НЛО из пещеры в Чхаттисгарх, Индия
Петроглифы Онежского озера изображают космические, солярные и лунные знаки: круги и полукружья с отходящими линиями-лучами, в которых современный человек отчётливо увидит и радар, и скафандр. Более того — телевизор.
Наскальный рисунок, Аризона, США
Петроглифы Панамы
Калифорния, США
Наскальные рисунки гуанчей, Канарские острова
Древние изображения мистического символа спирали встречаются повсюду в мире. Эти наскальные рисунки когда-то были созданы индейцами в каньоне Чако, штат Нью-Мексико, США.
Наскальный рисунок, Штат Невада, США
Один из рисунков, обнаруженных в пещере острова Юности, у берегов Кубы. В нём можно обнаружить большое сходство со строением Солнечной системы, где имеется изображение восьми планет с их наиболее крупными спутниками.
Эти петроглифы находятся в Пакистане, в долине реки Инд:
Некогда в этих местах существовала высокоразвитая индская цивилизация. Именно от нее остались эти древние изображения, высеченные на камнях. Присмотритесь — не кажется ли вам, что это загадочные виманы — летающие колесницы из древнеиндийских мифов?
У истоков наскальных художеств
Кроманьонцы, обитающие на земле 30 тыс. лет назад, для выражения своих чувств и эмоций использовали простые рисунки. Но наскальные рисунки первобытных людей нельзя называть примитивными, поскольку их создавали люди, обладающие незаурядными художественными талантами. Рисунки первобытных людей в пещерах – это графические и объемные изображения, барельефы на стенах. Таких рисунков на сегодня известно много: во Франции (юго-западная часть), Испании (северо-западная ее часть), Италии, даже в России, Сербии и Англии имеются в единичных экземплярах.
Фото с сайта 5.firepic.org
Наскальная живопись и картинки первобытных людей уникальны и чаще всего напоминают двухмерное изображение. При этом приемы, помогающие передать объем, стали применять только в период Возрождения. Наскальная живопись изобилует изображением носорогов, бизонов, мамонтов, оленей. Также на рисунках встречаются сцены охоты, изображены люди со стрелами и копьями. Изредка встречаются рисунки рыб, растений, насекомых. Краски, которыми выполнены рисунки, не тускнеют и в полной мере передают первозданную яркость. Трудно представить человека, который не имеет представления о том, что такое наскальные рисунки (фото помогут разобраться в этом).
Где рисовали первые люди?
Труднодоступные участки пещер, расположенные в сотне метров от поверхности, являлись прекрасным местом для рисования. Это объясняется прежде всего культовым значением наскальных изображений, требующим исполнения определенного обряда. Таким обрядом и было рисование. В плошки заливали растопленный и еще горячий жир диких животных, пучков мха или шерсти. Тогда художник начинал трудиться при свете каменных светильников.
Как называются наскальные рисунки?
Наскальные рисунки древних называются петроглифы (греч. – вырезать камень). Встречаются рисунки, выполненные в виде символов или условных обозначений. Рисунки содержат огромное количество ценной информации о быте представителей древнейшего населения, раскрывают традиции и исторические события, оказавшие влияние на древнего человека.
Фото с сайта 5.firepic.org
Более поздние рисунки выполнялись в виде символов или условных обозначений. Человек изначально стремился к выражению мыслей с помощью знаков, письма. Живопись приближала наступление этого момента, став переходным периодом между графическими рисунками и письменностью. Изображения получили название пиктограмм. Например, на территории Армении археологами были обнаружены начертания, напоминающие все известные древние алфавиты. Самые древние изображения, найденные здесь, созданы более 9 000 лет назад. Наскальные рисунки первобытных людей – картинки, созданные первыми людьми.
Техника выполнения и материалы
Что побуждало людей рисовать? Просто желание создавать красоту или необходимость совершить и запечатлеть особый ритуал? Выполнить скальную гравюру было не так уж и просто, особенно, если краска наносилась в глубокие прорези, которые древний живописец высекал грубым режущим инструментом. Это мог быть крупный каменный резец. Такой инструмент был обнаружен на стоянке древних людей Ле Рок де Сер. В период среднего и позднего палеолита техника выполнения наскальной живописи первобытных людей более тонкая. Контуры гравюр высекались по несколько раз неглубокими линиями. Уже тогда использовалась штриховка и комбинированная роспись. Встречаются подобные изображения на бивнях и костях животных, которые относятся к тому же периоду.
Наскальные рисунки, фото в Пещере Альтамира
Фото с сайта 5.firepic.org
Краска первобытного человека – это все оттенки охры, которые использовались в качестве красного красителя, древесный уголь и марганцевая руда. Использовался и мел, гуано летучих мышей. Будущая краска растиралась при помощи кости или камня. Полученный порошок смешивали с жиром животных. У древних людей были даже прототипы современных тюбиков. Краски они хранили в полых частях животных костей, обе стороны которых запечатывались затвердевшим комочком из того же животного жира. Других красок, например, зеленых или голубых, не было.
Кистью первобытным художникам служили кости или острые палочки, концы которых расщепляли. Использовали и кусочки шерсти, которые привязывали к кости. Рисовали сначала контур, а потом закрашивали. Но встречаются и другие изображения. Например, отпечаток руки, который был забрызган краской через тростинку.
Древние люди не имели представления о композиции или пропорциях тела. Они рисовали больших хищников и на их фоне – крошечных горных козлов. Но это не мешало им создавать шедевры, сопоставимые с современным представлением о живописи. Точность передачи объектов и животных поразительна, и рисунки древних людей в пещерах запечатлели в камне древних животных, которые давно вымерли. Визуальный эффект усиливался благодаря тому, что изображение наносилось на выступ скалы.
Что рисовали первобытные люди?
Наскальные рисунки древних людей – это проявление эмоционального и яркого образного мышления. Не все могли создавать подобные шедевры, а только те, в подсознании которых возникали зрительные образы. Те, кого переполняли яркие образы, переносили их на плоскость скал.
Фото с сайта 5.firepic.org
Существует предположение, что с помощью наскальной живописи передавались видения, человек самовыражался и передавал полученный жизненный опыт. Но большинство ученых придерживаются версии о культовом значении рисунков: вероятно, они создавались перед охотой. Таким образом, человек пытался повлиять на результат, привлечь предпочитаемого зверя во время охоты.
Исчезновение некоторых животных, изменение климата повлекло серьезную смену деятельности человека. Теперь он больше времени проводил, выращивая животных и обрабатывая землю. Для охоты оставалось меньше времени. Это отразилось и в наскальной живописи. Рисунки теперь выполнялись не глубоко в пещере, а снаружи. Изображения человека теперь встречались все чаще. Животные, которых одомашнили, также изображались на пещерных гравюрах (сцены охоты на лис). Распространились схематические рисунки: треугольники, прямые или извилистые линии, нагромождение цветных пятен.
Если раньше чаще всего изображали сцены охоты, то теперь это были и ритуальные танцы, сражения, выпас скота. Таких рисунков много в Испании.
Где можно увидеть наскальную живопись?
Во Франции в пещерах Ласко и Шове обнаружены рисунки, которые датируют примерно XVIII—XV тысячелетиями до н. э. На них изображены лошади, коровы, быки, медведи. В Испании в пещере Альтамира сцены охоты изображены древними художниками настолько искусно, что если смотреть на них при пылающем огне, то создается впечатление движения объектов. В Африке есть целый комплекс пещер с наскальной живописью. Это и Лаас-Гаальв Сомалиленде, и Тассилин-Адджер в Алжире. Обнаружены наскальные рисунки и в Египте (пещера Пловцов), Болгарии, Башкирии, Аргентине (пещера Куэва-де-лас-Манос) и многие другие.
Фото с сайта 5.firepic.org
Объекты искусства или примитивное отражение действительности?
Между первобытным «искусством» и современным невозможно поставить знак равенства. Но, рассматривая древние изображения, современные искусствоведы опираются на привычные формулировки, далеко уходя за пределы специфики первобытного искусства. Сегодня в мире искусства есть автор произведения, и есть потребитель. Древние художники создавали свои творения лишь потому, что обладали умением рисовать и чувствовали необходимость в отображении окружающей их действительности или значимых событий. Представления об искусстве у них отсутствовали либо были размытыми, но переполнявшие сознание образы находили выход в мир через своего создателя, которого, вероятнее всего, соплеменники считали наделенным сверхъестественной силой.
Фото с сайта 5.firepic.org
Так чем же отличается наскальная живопись от обычной современной? Отличие только в том, что первые рисунки выполнялись художниками эпохи палеолита, а в качестве холста использовалась скала. Конечно, феномен творчества связан с взаимодействием всех духовных сил и выбросом особым образом эмоций. Человек мог создавать нечто новое и важное для себя, но осознание этого явления происходило постепенно. Кроманьонец проживал в такой культурной среде, в которой отсутствовало разделение на отдельные сферы деятельности. А досугом в нашем понимании древние люди не располагали, так как их жизнь не делилась на строгое выполнение работы и отдых. Время, когда человек не боролся за существование, он посвящал выполнению ритуалов и иных действий, важных для благополучия племени.
10 Доисторических Наскальных Рисунков | WIDE WORLD
Доисторические люди жили почти на всех континентах мира, и они оставили свой след в мире в виде наскальных рисунков и петроглифов. Эти рисунки очень просты, и большинство из них изображают сцены из повседневной жизни, такие как общественные собрания, охоту и семейную жизнь. На большинстве пещерных рисунков также изображены животные, обычно встречающиеся в этих районах, или домашние животные. Анализируя эти картины, исследователи могут найти тонну информации об образе жизни в доисторические времена, начиная от климатических условий того времени, флоры и фауны, присутствующих там, типа общин и семей, и инструментов, используемых для повседневной работы. Анализируя цвета, используемые для картин, тип и размещение картин, мы можем также оценить технологии, к которым эти люди имели доступ. Вот наш список из 10 самых популярных доисторических наскальных рисунков в мире.Пещера Магура
Эта пещера находится в южной Болгарии и имеет одну из самых больших и разнообразных коллекций доисторических пещерных рисунков, найденных в любой точке мира. По оценкам, эти картины были сделаны примерно 4000 и 8000 лет назад, и в этой большой пещере есть около 700 изображений. Дальнейшее расследование показало, что эти рисунки были сделаны экскрементами летучих мышей, которые были в изобилии найдены в этом районе. Это была самая старая пещера, открытая для туристов в Болгарии 2 июля 1961 года. Считается, что пещера была создана землетрясениями и реками очень давно. Пещера была известна людям миллионы лет и сейчас используется для туризма и для производства натуральных игристых вин. В прошлом она также использовалась для хранения сыра, в качестве убежища для партизан и для других целей. Большинство фигур в пещере — это люди, выполняющие различные виды деятельности, такие как танцы и охота, а также большое количество картин животных.Куэва-де-лас-Манос
Эта пещера, в регионе Патагонии Аргентины, имеет несколько уникальных доисторических пещерных картин, и название пещеры буквально переводится как «Пещера рук», так как изображения внутри пещеры — это человеческие руки. Войдя в пещеру, можно увидеть большое количество трафаретов человеческих рук, нарисованных распылителем на каменных стенах. Большинство контуров — это левые руки, это значит, что художники держали распылительный шланг в своих правых руках. Эта пещера является одной из главных достопримечательностей Патагонии. Картины Куэва-де-лас-Манос были выполнены примерно 13000 и 9500 лет назад. На стенах также изображены картины животных, таких как гуанако, которые все еще видны в регионе и на различных сценах охоты. Считается, что люди, оставившие эти рисунки, являются предками исторических общин охотников-собирателей Патагонии, найденных европейскими поселенцами в 19 веке. Читайте также: Топ-10 увлекательных анклавов по всему мируБхимбетка
Эта пещера имеет один из немногих образцов наскальных изображений, найденных в Индии, а также является одной из старейших в мире. Пещера Бхимбетка расположена в Центральной Индии и содержит рисунки, изображающие жизнь пещерных людей, а также животных, с которыми они столкнулись в своей повседневной жизни. Здесь запечатлены тигры, львы, быки и крокодилы. Красный и белый являются наиболее часто используемыми цветами в этих картинах 12,000-летней давности, но зеленый и желтый также иногда видны. Пещера находится в Райсене на южной окраине центрального индийского нагорья. Она была обнаружена доктором В. С. Ваканкаром в 1958 году. Название означает «место сидения Бхимы».Серра-де-Капивара
Серра-де-Капивара является национальным парком Бразилии и содержит несколько пещер с доисторическими картинами, некоторым из которых, по оценкам, около 25 000 лет. Эти картины чаще всего изображают сцены групповых ритуалов и охоты, а также животных, которых люди видели вокруг. Однако дата создания этих картин оспаривается, поскольку ученые не могут договориться о том, как давно в Бразилии существовали населенные пункты.Laas Geel
Поскольку считается, что человеческая жизнь зародилась в Африке, неудивительно, что на этом континенте существует множество доисторических изображений. Пещера Лаас Гил является одним из таких мест, которое находится в Сомали и является примером некоторых из самых ранних наскальных картин в регионе. На картинах изображены сцены ритуалов с коровами в церемониальных одеждах, людьми, выполняющими различные действия, домашними собаками и жирафами. Однако из-за затянувшегося конфликта в Сомали эта пещера не является очень популярным туристическим местом и ее существование не известно людям за пределами академических кругов. Laas Geel означает «источник воды для верблюдов», и участок расположен на гранитном выступе, который поднимается с плато на высоте 950 метров над уровнем моря в северо-западной части Африканского Рога по дороге, которая соединяет Харгейсу и Берберу.Tadrart Acacus
Эти доисторические наскальные изображения не сосредоточены в нескольких пещерах, а разбросаны по большому горному хребту в пустыне Сахара. Эти картины могут быть датированы 12,000 до н.э. и являются одними из самых значительных наскальных рисунков, поскольку они дают нам представление о климатических условиях Сахары. На картинах есть много изображений озер и лесов, доказывающих, что климат Сахары был намного влажнее в то время и медленно менялся из-за опустынивания.Пещера Шове
Эта пещера на юге Франции имеет самые старые доисторические наскальные рисунки, известные нам, они появились около 32 000 лет назад. Однако открытие этой пещеры произошло совсем недавно, так как, только в 1994 году ее обнаружил Жан-Мари Шове, в честь которого названа пещера. С тех пор она приобрела большое значение в исторических исследованиях, а также была объявлена объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2014 году. Она быстро превращается в туристическое направление на юге Франции.Наскальные Рисунки парка Какаду
Эти наскальные рисунки были сделаны аборигенами Австралии и, по оценкам, насчитывают более 20 000 лет. В Национальном парке Какаду сохранилось много наскальных рисунков, и в этом парке есть более 5 000 различных мест, где были обнаружены картины. Некоторые из этих картин изображают сцены человеческой деятельности, в то время как другие показывают рисунки скелетов животных. Это дает представление о глубине понимания аборигенами своего окружения.Пещера Альтамира
Пещера Альтамира в Испании является первым образцом доисторических наскальных изображений, которые были обнаружены в мире и открыли совершенно новую область исследования. Когда картины были впервые обнаружены в 19 веке, они были очень хорошо сохранены, и это заставило людей скептически относиться к фактической дате появления этих изображений. Однако, более поздние исследования показали, что эти рисунки действительно принадлежат к доисторической эпохе. Некоторые из нарисованных вещей — это фигуры животных, сцены охоты и общественных собраний.Картины Ласко
Еще одна пещера в Южной Франции, которая имеет доисторические пещерные изображения и известна своей красотой. Эта пещеру называют «доисторическая Сикстинская капелла», так как она имеет много знаковых наскальных изображений, которые насчитывают 17 000 лет. Самый известный из них-Большой зал Быков, изображающий быков, лошадей и оленей. Однако, чтобы сохранить картины, эта пещера закрыта для публики. Туристы могут посетить копию пещеры, которая была построена поблизости и содержит копию всех рисунков, присутствующих в оригинальной пещере.Вам может понравиться
Карельские петроглифы – одни из самых древних наскальных рисунков на Земле. И самые таинственные.
Карельские петроглифы. Наскальные рисунки почтенного возраста — им не менее 5-6 тысяч лет.
Игорь Георгиевский.
Фотограф, журналист, исследователь.
Петроглифами (по-древнегречески πέτρος — камень, γλυφή — резьба) во всём мире называют изображения, высеченные на камнях. Они есть в Азии и в Европе, в обеих Америках, в Африке и в Австралии.
В Карелии наскальные святилища всегда — в самых красивых местах. Древние художники жили на Белом море, при впадении реки Выг; на мысах и островах восточного берега Онежского озера. Именно здесь археологи находят высеченные кварцем изображения людей, животных, небесных светил и неопознанных (возможно, летающих) объектов.
Беломорские петроглифы. Бес и крепкие хозяйственники
Беломорские петроглифы. Старая Залавруга.
Беломорские петроглифы — на островах. Большой Малинин, Ерпин Пудас, Шойрукшин. В древности рисунки находились у самой воды, в основном изображения небольшие: от 20 до 50 сантиметров, но есть и лоси-гиганты — до трёх с половиной метров в длину.
Вообще беломорские петроглифы реалистичны. Лодки, с экипажами и пустые. Подробные сцены охоты на лосей, птиц, тюленей. Батальные композиции. В них всегда участвует человек: идёт пешком, на лыжах, плывёт в лодке. Сражается, охотится, пляшет.
Беломорские петроглифы. Разметка для будущей фотографии.
Но есть здесь и свои бесы. На острове Шойрукша на пологой скале выбиты восемь отпечатков то правой, то левой человеческой ступни. Ведут они к изображению Беса, самой крупной фигуре. Бес высотой около метра, изображен в профиль. С огромной рукой, ногой, мужским достоинством.
Много лет жители соседней деревни считали Бесовы Следки священной скалой. Когда началась Великая Отечественная, верили, что враг сюда не дойдет: Бес охранит.
Онежские петроглифы. Бес и инопланетяне
Карелия. Мыс Бесов Нос. Онежские петроглифы. Знаменитый Бес.
Восточный берег Онежского озера. Бесов нос, мысы Кладовец, Гагажий, Пери Нос, остров Гурий. Здесь больше тысячи петроглифов, размеры фигур от нескольких сантиметров до четырёх метров. И лебеди — огромные, с такими непропорционально длинными шеями, что, может, и не лебеди это вовсе — динозавры!
Карелия. Онежские петроглифы. Изображения лебедей.
Много космических, «солярных» и «лунарных» знаков: круги и полукружья с отходящими линиями-лучами. Есть версия, что это — капканы. Но современный человек отчётливо увидит и радар, и скафандр. Более того — телевизор.
Самый известный из онежских петроглифов — Бес (некоторые специалисты полагают, что Бесиха). Больше беломорского чёрта: два с половиной метра. Изображение пересекает глубокая трещина, разделяя его ровно на две половины. «Щель» в иной, потусторонний мир.
В километровом радиусе от Беса нередко отказывает спутниковая навигация. Капитаны этому давно не удивляются, ориентируются на маяк. Часы тоже ведут себя непредсказуемо: могут убежать вперед, могут остановиться. С чем связана такая аномалия, ученые только предполагают. Говорят, всё дело в насыщенных магнитной рудой гранитах, залегающих глубоко под землей. Но Бесу виднее.
Древняя фигура перерезана православным крестом. Скорее всего, его выдолбили поверх бесовского изображения монахи Муромского монастыря в XV–XVI веке. Дабы нейтрализовать дьявольскую силу.
Природный музей без охраны
Старая Залавруга. Волонтеры за работой.
В 1934 году молодые советские музееведы решили, что Эрмитажу нужна наскальная живопись. И взорвали скалу с петроглифами на мысе Пери Нос–3. Большая плита с рисунками («крыша») отправилась в Эрмитаж, обломок помельче достался местному краеведческому музею. При взрыве погибли около десятка рисунков, в том числе уникальная для карельских петроглифов сцена деторождения.
В советские времена территория Беломорских петроглифов пострадала при строительстве ББК и Выгостровской ГЭС. Одна из групп рисунков на острове Шойрукшин засыпана плотиной.
Сегодня карельские петроглифы тоже никто всерьёз не охраняет. В Беломорске летом работают волонтёры, приглядывающие за вольными туристами. Пару лет назад на норвежские деньги сделали мостки — чтобы не топтали петроглифы при осмотре.
Восточный берег Онеги и вовсе далёк от заповедных условий. Сюда приезжают на джипах, ставят палатки, жгут костры на камнях с древними рисунками. Добавляют свои, современные. «Ося и Киса здесь были»…
Читайте также:
Краеведческий музей
Петрозаводск. Карельский краеведческий музей. Стена с петроглифами и осколки скал.
К обломку скалы, перепавшему карельским музейщикам от эрмитажных щедрот, три года назад археологи присоединили ещё две плиты с рисунками.
На этот раз никакого варварства: камни откололись от скалы сами, много лет назад (то ли из-за перепада температур, то ли ледоход помог). С максимальными предосторожностями находки весом в 460 и 280 килограммов подняли и перевезли в Карельский государственный краеведческий музей.
Карелия. Онежские петроглифы. Щука.
Теперь артефакты можно увидеть (и потрогать руками) в зале петроглифов. Дети счастливы: для них здесь организована интерактивная программа «В гостях у древнего племени». Костёр в музее разжечь, конечно, не дадут. Но почувствовать себя древним человеком можно: добыть огонь трением, обработать скребком шкуру, примерить маску шамана. Как мальчик Льок из книжки археолога Линевского «Листы каменной книги» (читать каждому юному краеведу!).
А ещё здесь, в музее, есть целая стена с петроглифами. Каменная. Хочется просунуть руку в трещинку, провести пальцем по контуру заонежского Беса.
И только если подойти совсем близко, видно, что это — фотография. Точнее, панно (19,5 на 2,55 метра). И если имя художника, выбившего на скалах первые петроглифы, навсегда останется для нас тайной, то имя художника, «выбившего» фотографию на музейной скале, известно: Игорь Георгиевский.
Фотоаппарат как машина времени
Карелия. Онежские петроглифы. Смысл многих изображений остается загадкой для ученых.
В археологических экспедициях на Белом море и Онежском озере фотограф Георгиевский работал одиннадцать сезонов. Фиксировал на плёнку сцены охоты на белуху, хоровод «космических пришельцев», древнюю карельскую «Камасутру» (есть среди северных петроглифов и непринуждённая групповая эротика).
Карелия. Онежские петроглифы. Карельская Камасутра эпохи неолита.
«Поймать» удачный момент для съёмки непросто: многие скалы потрёпаны временем и водой. Края петроглифов стёрлись, при свете дня рисунки почти не видны. Много лет для выявления изображений использовали прожектора, солнечные зайчики крупных зеркал, многочасовые наблюдения в скользящих лучах солнца. Надёжную картину на бумаге давали протирки графитом — так дети монетку карандашом копируют.
Карелия. Онежские петроглифы. Карельская Камасутра эпохи неолита.
Пять лет назад археолог Кнут Хельскуг привёз карельским учёным кусок черной плёнки: похожа на нашу, из магазина «Сад-огород». Но только абсолютно непрозрачная. Накрывшись этой пленкой и приоткрывая один край, можно было запустить луч света вдоль поверхности камня. Чётко обрисовывался микрорельеф и фактура скалы.
Новый подход — и сенсация. На Старой Залавруге в Беломорском районе археологи обнаруживают более двухсот «новых» изображений!
Фотографу задача: зримо отобразить находку. Но вопрос перестал быть только «фотографическим», требовалось инженерное решение — петроглифы располагались группой на большой поверхности.
Раскраски и паззлы
Беломорские петроглифы. Старая Залавруга.
Как снять одним кадром многометровое горизонтальное скальное полотно с петроглифами? Встать на ходули, влезть на стремянку? Съёмка с вертолёта невозможна: вокруг скалы, высоковольтные линии двух гидроэлектростанций. К тому же вертолёт — это пыль у самой поверхности земли и вибрации.
Надо делать составную фотографию. Разметить скалы, снять отдельно сотни фрагментов и после сводить в компьютере по угловым точкам-маркерам.
Была и ещё одна сложность: равномерность освещения общего снимка. Центральная часть полотна Старой Залавруги — это сложный макрорельеф и физический размер 12 на 16 метров. Часть рисунков видна только в косых лучах утреннего освещения. Другая появляется вечером. А днём неглубоко выбитые, особенно крупные по площади петроглифы вообще не видны.
Карелия. Онежские петроглифы.
Решили прокрасить петроглифы акварельными красками, а фотосъёмку произвести в максимально короткие сроки.
Дневник, Залавруга:
• 4–9 июня 2006 года: выявление под чёрной плёнкой петроглифов с обводкой контуров мелом, тонирование выбивок акварелью в два цвета
• 10 июня: дождь смывает акварель
• 11 июня: повторные тонировки с проверкой
• 12–13 июня: разметка скалы на фрагменты 40×60 см с закреплением угловых точек кусочками малярной клейкой ленты
• 14 июня: фотографирование 523 фрагментов в течение 3-х часов. Погода безоблачная, солнечная. Компенсационные корректировки экспозиции и цветового баланса по ходу съемки намеренно не производились
• 15 июня — ветер, дождь. Финал полевых работ
После экспедиции — многочасовое сидение за компьютером. Тогда, в 2006-м, Игорю Георгиевскому впервые удалось уложить в один кадр реальную скальную поверхность площадью 11 на 15 метров. И лодки, и лосей, и охотников.
Загадки петроглифов
Карелия. Онежские петроглифы. Солярные и лунарные изображения.
Учёные продолжают находить новые рисунки, регистрируют их, музеефицируют некоторые находки. Но объяснить многие изображения не могут.
Лебедь, лось и кит-белуха — понятно. Человек. На карельских скалах, как правило, выгравирован в профиль, с одной рукой и одной ногой. С луком или капканом. На лодке. Эти охотники похожи на нынешних людей.
Но кто это двуногое существо, у которого вместо головы два огромных шара? Археологи ласково зовут его Чебурашкой, списывая творческий порыв художника на действие мухоморов.
Ещё меньше ясности с космическими знаками, ориентированными строго на запад или восток. Исследователи условно относят их к солярно-лунарному типу. Не исключено, что в Заонежье могла существовать первая в истории человечества обсерватория.
Но если знаки — это Луна и Солнце, то зачем они установлены на две или три «ножки»? Может, древние люди видели летающие объекты?
Жители Карелии, живущие неподалёку от этих мест, нисколько подобным изображениям не удивляются. Они, по их собственным словам, чуть не каждую ночь наблюдают в небе похожие «явления».
Человеку с древних времен свойственно желание поделиться своим видением мира, пережитыми эмоциями и привлечь в жизнь удачу. Сегодня связаться с теми, кто находится далеко, можно за несколько секунд – достаточно отправить сообщение или позвонить.
Нашим предкам приходилось изобретать собственные способы для обмена знаниями и важной информацией. Наскальная живопись стала для них не просто искусством, а способом общения с соплеменниками и потусторонним миром. Творчество эпохи палеолита – бесценный источник информации о жизни древнего человека.
Палеолит (другое название – «древнекаменный век») – самый продолжительный период в истории. В это время сформировался биологический тип человека. Ученые выделяют несколько ступеней развития: древний, средний и поздний палеолит.
История открытия наскальной живописи палеолита
Первый человек, похожий по ряду признаков на обезьяну, появился в начале палеолита. Наши предки использовали в быту простейшие орудия и научились поддерживать огонь, но самостоятельно добыть его еще не могли. Неадертальцы жили в эпоху среднего палеолита, на которую приходится самый непростой для выживания период – ледниковый. Пришлось научиться высекать огонь и изготовлять разные виды оружие. Поздний этап ознаменован расцветом творчества, особенного изобразительного искусства. Судя по находкам археологов, кроманьонцы больше всего напоминали современных людей. На скалы своих жилищ и мест для проведения ритуалов они наносили рисунки, которые позднее были названы учеными петроглифами.
Впервые наскальная живопись эпохи палеолита была обнаружена в 1879 году. Марселино де Саутуола нашел в пещере Альтамира в Испании рисунки, которые взбудоражили весь научный мир. Его находку долго не признавали – ученые считали, что это фальсификация до тех пор, пока подобные изображения не обнаружили в пещерах других стран.
Быки пещеры АльтамираВо Франции с творчеством наших предков можно познакомиться в нескольких широко известных на весь мир местах. На стены и своды пещеры Фон-де-Гом художники древности нанесли более восьмидесяти рисунков. Тут можно увидеть бизонов и волков, а также давно вымерших мамонтов. В пещере Нио животных ледниковой фауны не увидишь, зато много талантливо выполненных изображений животных, которые известны и в наши дни: лошадей, бизонов, баранов.
Бизоны пещеры Фон-де-ГомОсобенности палеолитической наскальной живописи
Ученые полагают, что большинство видов изобразительной деятельности появилось в начале позднего палеолита. Наши предки в это время начали создавать круглые скульптуры, делать гравировки на камнях и костях, а также искусно расписывать пещеры. Художники древности использовали в работе разные инструменты, выполненные из доступных материалов. Контуры изображений, как правило, наносили острыми резцами.
Вместо кисти у древнего человека была палочка с расщепленным кончиком. Иногда рисунки раскрашивали руками или с помощью шерсти животных. Краски были далеко не всех цветов. Обычно для их изготовления использовали красную, желтую и коричневую охру и сажу. Необычный рельф стен в пещерах использовали для создания объемных изображений. Этот прием помогал художникам делать рисунки реалистичнее. Большинство сюжетов посвящено животным – изображали лошадей, оленей, носорогов, медведей.
В отличии от живописи эпохи мезолита, композиция еще не появилась. Чаще всего рисунки не связаны между собой, это отдельные изображения, при этом размеры зачастую непропорциональные. Некоторые животные могут быть огромными по сравнению с другими, некоторые – совсем маленькими. Именно зверей чаще всего рисовали художники древности.
Окружающий мир был огромным, пугающим и не всегда понятным. Позже, в эпоху мезолита, главным героем наскальной живописи станет человек, сцены из его жизни, победы и поражения, а также появятся краски других цветов и новые инструменты.
Виды изображенных животных
Художники древности рисовали и тех животных, на которых умели охотиться, и тех, кто был приручен человеком. Благодаря наскальной живописи можно познакомиться и с давно вымершими видами – например, мамонтами и пещерными медведями.
Наши предки искусно изображали зверей в правдоподобных позах, уделяя серьезное внимание деталям. Например, размашистыми штрихами наносили шерсть, использовали разные оттенки для передачи пятен на шкурах. Некоторые рисунки выполнены так тщательно и подробно, что по ним ученые могут определить не только вид, но и подвид животных. Самые популярные у художников древности животные – бизоны и лошади. А вот изображения рыб, змей, птиц и насекомых встречаются значительно реже.
Живопись неолита стала для ученых бесценным источником информации о жизни человека каменного века, его интересах, переживаниях и заботах. Изучение наскальных рисунков продолжается и сегодня. Ученые уверены, что не все скопления изображений найдены, а значит впереди еще немало открытий, некоторые из которых могут перевернуть наше представление о мире древности.
Древний рисунок
(Фото предоставлено Крейгом Фостером)Homo sapiens создал первый в мире известный рисунок на этом камне около 73 000 лет назад в современной Южной Африке.
Камень изготовлен из предварительно нагретого силиката, мелкозернистой цементированной формы песка и гравия, говорят исследователи.
[Подробнее о самом старом в истории чертеже]
Раскопки пещер
(Автор фото: Магнус Хааланд)Исследователи тщательно выкапывают различные слои в пещере Бломбос, месте археологических раскопок, где они обнаружили каменную чешуйку.Авторы исследования Кристофер Хеншилвуд и Карен ван Никерк медленно копали эту пещеру с 1991 года.
Панорамный вид
(Фото: Магнус Хааланд)Панорама пещеры Бломбос, где был обнаружен самый ранний из известных рисунков.
Параллельные линии
(Автор изображения: Copyright D’Errico / Henshilwood / Nature)Каменная чешуйка имеет рисунок, состоящий из девяти красных линий: шести параллельных и трех изогнутых линий, пересекающих их.
Охраная гравюра
(Автор изображения: Copyright D’Errico / Henshilwood / Nature)Абстрактный узор, который ученые нашли выгравированным на куске охры, обнаруженном в пещере Бломбос в том же археологическом слое, в котором образовалась каменная чешуйка.
Пещера
(Фото предоставлено Магнусом Хааландом)Снаружи пещера Бломбос, расположенная на юге Южной Африки.
[Подробнее о самой старой записи на записи]
,Когда и где люди развивали язык? Чтобы выяснить это, загляните вглубь пещер, предлагает профессор MIT.
Точнее, некоторые специфические особенности пещерного искусства могут дать подсказки о том, как развивались наши символические, многогранные языковые возможности, согласно новой статье, соавтором которой является лингвист MIT Сигеру Миягава.
Ключом к этой идее является то, что пещерное искусство часто находится в акустических «горячих точках», где звук сильно эхом, как наблюдали некоторые ученые.Эти рисунки расположены в более глубоких, труднодоступных частях пещер, что указывает на то, что акустика была основной причиной размещения рисунков в пещерах. Рисунки, в свою очередь, могут представлять звуки, издаваемые людьми в этих местах.
В новой статье эта конвергенция звука и рисунка — это то, что авторы называют «кросс-модальной передачей информации», конвергенцией слуховой информации и визуального искусства, которая, как пишут авторы, «позволила ранним людям расширить свои способности передавать символическое мышление.«Сочетание звуков и образов — это одна из вещей, которая характеризует человеческий язык сегодня, наряду с его символическим аспектом и способностью генерировать бесконечные новые предложения.
«Кейв-арт был частью комплексного предложения с точки зрения того, как homo sapiens получила такую высокоэффективную когнитивную обработку», — говорит Миягава, профессор лингвистики и профессор японского языка и культуры Кочи-Манджиро в Массачусетском технологическом институте. «У вас есть этот очень конкретный когнитивный процесс, который преобразует акустический сигнал в некое ментальное представление и экстернализует его как визуальное.»
Таким образом,пещерных художников были не просто первопроходцами, рисующими впечатления от отдыха на природе в свободное время. Скорее, они, возможно, были вовлечены в процесс общения.
«Я думаю, очень ясно, что эти художники разговаривали друг с другом», — говорит Миягава. «Это совместное усилие».
Статья «Кроссмодальная передача информации: гипотеза о связи между доисторическими наскальными рисунками, символическим мышлением и появлением языка» публикуется в журнале Frontiers in Psychology .Авторы Миягава; Кора Lesure, аспирант факультета лингвистики Массачусетского технологического института; и Витор А. Нобрега, аспирант по лингвистике в Университете Сан-Паулу, Бразилия.
Воссоздания и ритуалы?
Появление языка в истории человечества неясно. Наш вид оценивается примерно в 200 000 лет. Человеческий язык часто считается по крайней мере 100 000 лет.
«Очень трудно попытаться понять, как сам человеческий язык появился в эволюции», — говорит Миягава, отмечая, что «мы не знаем 99».9999 процентов от того, что происходило тогда ». Однако он добавляет:« Есть идея, что язык не окаменел, и это правда, но, возможно, в этих артефактах [наскальных рисунках] мы можем увидеть некоторые из начал гомо сапиенс как символические существа. «
Хотя самое известное в мире пещерное искусство существует во Франции и Испании, его примеры существуют во всем мире. Одной из форм пещерного искусства, предполагающей символическое мышление, — геометрические гравюры на кусочках охры из пещеры Бломбос на юге Африки — было оценено, по крайней мере, 70000 лет.Такое символическое искусство указывает на познавательную способность, которую люди взяли с собой в остальной мир.
«Пещерное искусство повсюду», — говорит Миягава. «Каждый крупный континент, населенный homo sapiens, обладает пещерным искусством … Вы найдете его в Европе, на Ближнем Востоке, в Азии, везде, как человеческий язык». Например, в последние годы ученые составили каталог индонезийского пещерного искусства, которому, по их мнению, около 40 000 лет, старше, чем самые известные образцы европейского пещерного искусства.
Но что именно происходило в пещерах, где люди шумели и раскладывали вещи на стенах? Некоторые ученые предположили, что акустические «горячие точки» в пещерах использовались, например, для создания шумов, которые повторяют удары копыт; около 90 процентов наскальных рисунков касаются копытных животных. Эти рисунки могут представлять истории или накопление знаний, или они могли быть частью ритуалов.
В любом из этих сценариев, считает Миягава, пещерное искусство отображает свойства языка в том смысле, что «у вас есть действие, объекты и модификация.«Это соответствует некоторым универсальным чертам человеческого языка — глаголам, существительным и прилагательным — и Миягава предполагает, что« пещерное искусство, основанное на акустике, должно было помочь в формировании нашего когнитивного символического разума ».
Будущие исследования: требуется больше декодирования
Безусловно, идеи, предложенные Миягавой, Лесуре и Нобрегой, просто обрисовывают в общих чертах рабочую гипотезу, которая призвана стимулировать дополнительное осмысление происхождения языка и указать на новые исследовательские вопросы.
Что касается самого наскального искусства, это могло бы означать дальнейшее изучение синтаксиса визуальных представлений. «Мы должны более внимательно изучить содержание», — говорит Миягава. По его мнению, как лингвист, который смотрел на изображения знаменитого пещерного искусства из Франции в Лашко, «в нем много языка». Но остается открытым вопрос, сколько даст интерпретация изображений пещерного искусства с точки зрения лингвистики.
Долгосрочные сроки пещерного искусства также подлежат переоценке на основе любых будущих открытий.Если пещерное искусство вовлечено в развитие человеческого языка, то обнаружение и правильное датирование самых старых из известных таких рисунков поможет нам поместить происхождение языка в человеческую историю — что, возможно, произошло довольно рано в нашем развитии.
«Нам нужно, чтобы кто-нибудь отправился и нашел в Африке пещерное искусство, которому 120 000 лет», — шутит Миягава.
Как минимум, дальнейшее рассмотрение пещерного искусства как части нашего когнитивного развития может уменьшить нашу тенденцию рассматривать искусство с точки зрения нашего собственного опыта, в котором оно, вероятно, играет более строго декоративную роль для большего количества людей.
«Если это на правильном пути, вполне возможно, что … кросс-модальная передача помогла развить символический ум», — говорит Миягава. В этом случае, добавляет он, «искусство — это не только то, что является второстепенным для нашей культуры, но и лежит в основе формирования наших познавательных способностей».
,