/Елоховский собор мощи: Святыни | Елоховский собор

Елоховский собор мощи: Святыни | Елоховский собор

Содержание

МОЩИ СВЯТЫХ | БОГОЯВЛЕНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В ЕЛОХОВЕ :: Официальный сайт

22 мая 1953 года в день перенесения мощей Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца, ныне прославленный Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) рассказывал в Крыму о любимом русским народом святом. Великий святитель Божий Николай, которого вы все так любите, жил в IV веке по Рождестве Христовом и в том же веке почил.

Его святое тело 700 лет пребывало в земле в Мирах Ликийских, где он святительствовал.

А через 700 лет, в XI веке попустил Господь быть страшному нашествию турок, печенегов и половцев, переплывших Черное море, на всю Малую Азию, Сирию и Палестину вплоть до Иерусалима. Страшно было это нашествие, ибо варвары все разрушали на своем пути, все уничтожали, убивали мужчин, а женщин и детей уводили в плен.

Из Священного Писания, из истории Ветхого Завета мы знаем, что все тяжкие и страшные вражеские нашествия на народ израильский бывали тогда, когда евреи оставляли поклонение Истинному Богу – Иегове и начинали кланяться идолам – Ваалам и Астартам.

Господь посылал тогда пророков Своих, чтобы вразумили их, но пророков они преследовали и убивали и слушать их не хотели. Тогда не оставалось Господу Богу ничего иного, как тяжко наказать их, предавая их в руки врагов их. Если так бывало всегда в Ветхом Завете, если Святая История поучает нас, что страшные нашествия врагов Бог посылает на людей за тяжкие грехи их, то думаю я, что и это жестокое нашествие на всю Сирию – а Миры Ликийские были в Сирии – послано было Богом за тягчайшие и нетерпимые грехи народов, населявших Малую Азию.

Но когда опасность вражеского нашествия приблизилась к Мирам Ликийским, когда угрожало поругание мощам великого Святителя от варваров, тогда великий Чудотворец Николай явился во сне праведному благочестивому иноку, жившему в Италии, в городе Бари, и сказал ему: Богу неугодно, чтобы мощи мои оставались в Мирах Ликийских, поэтому перенеси их в твой город Бари и здесь их положи.

Что за изумительное событие! Сам Бог заботится о сохранении мощей великого Святителя.

Бог не защищает мужчин, избиваемых врагами, женщин и детей, уводимых в плен, испытывавших такие тяжкие страдания, оставляет их без помощи Своей. И оставив десятки и сотни тысяч живых людей, Он заботу Свою направляет на сохранение мощей Святителя Николая.

Понимаете ли вы всю глубину значения этого удивительного факта? Это значит, что не только сам великий Святитель Николай воссиял, как солнце, в царстве Отца своего, по слову Господню, и сияет там доныне, но даже мощи его имеют в очах Божиих такое огромное значение, такую святость, что Господь заботился о них, а не о живых людях.

Праведники – это те, ради которых Господь щадит до сих пор грешный мир.

Праведники – это друзья Божии, это братья Христовы, это великие светочи, сияющие уже и ныне на небе подобно тому, как сияют солнце и луна, как сверкают яркие или слабые звезды. А их мощи, остающиеся на земле, хранит Сам Господь Бог. Их мощам дал Он изумительную чудотворную силу.

Когда мощи Святителя Николая прибыли в город Бари, то уже в первый день пребывания там мощей от них получили исцеление сто одиннадцать человек. И потом не оскудевал от них огромный поток исцелений.

Бог Сам дает честь, и великую честь даже костям святых, ибо известно нам, что святое тело великого Святителя Николая не сохранилось нетленным, сохранились только кости его, почивающие и ныне в Бари, источая целебное миро. Что значит, что Сам Бог чтит даже кости Своих великих угодников, не оставляет их без внимания и защищает, когда грозит им поругание? Это значит, что и кости святых есть великая святыня, ибо только святыня, только великая святыня может удостоиться чести от Бога и забот Его.

Почему это так? Уже не раз говорил я вам, что когда живет человек в теле, то нераздельно действуют в нем дух, душа и тело, ибо, по слову апостола Павла, естество человеческое трехчастно, и между телом, душой и духом в течение всей жизни происходит глубокое взаимообщение. Все то, что творит тело, все то, о чем мыслит и чего желает душа, отпечатывается навеки неизгладимо в духе. Дух человеческий имеет свое происхождение от Духа Божия, ибо когда сотворил Господь Адама из персти земной, то вдунул в него Дух Свой – душу живую.

Тела праведных людей, всех Божьих угодников, всех святых, мучеников святых, всех преподобных и праведников суть храмы Духа Святого. В них живет дух Святой, при жизни их живет. Что же, оставит ли их без внимания и чести, когда умрут? Не оставит, ибо Дух Святой освящает даже кости их. Не теряют связи души праведных, души заслуживших любовь Божию с телами своими, даже с костями их. Святой Дух освящает и мощи и кости всех праведников, всех святых. Вот почему Господь Бог позаботился так чудесно о мощах Святителя Николая, вот почему велел перенести их из Мир Ликийских в Бари, когда свирепствовали изверги, варвары вблизи Мир Ликийских.

Вот это событие, эту заботу Божию о мощах великого Святителя Николая воспоминаем мы ныне, в сей день, в который совершилось перенесение мощей великого Святителя. А для себя какое поучение вынесем из этого праздника, из прославления Самим Богом мощей великого Святителя? Познаем, что оправдано этим почитание мощей угодников Божиих, ибо если Бог почитает их, то кто смеет не почитать?! Как смеют несчастные сектанты издеваться над нами за почитание мощей, как смеют изрекать хулы на мощи, которые хранит Сам Бог?

Помните это и заткните уши свои, когда стараются вас соблазнить сектанты, не чтущие не только святых мощей, но и самих святых. А помня, какую славу воздал Сам Бог мощам великого Святителя, почтим и мы ныне мощи его и постараемся быть хоть в малой степени достойными войти туда, где немеркнущий свет Божий сияет, и где как солнце воссиял Святитель  Николай. А мы, по милости Божией, да будем в этом Царстве Божием хотя бы самыми маленькими, едва мерцающими звездочками. Аминь.

В Елоховском Богоявленском Соборе в этот день Престольный праздник.

 

НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ

СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ. ПРАВИЛО ВЕРЫ

СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ. ОБРАЗЕЦ ВЕРЫ, КРОТОСТИ И ВОЗДЕРЖАНИЯ

СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ МИЛОСТИВЫЙ ЧУДОТВОРЕЦ

СТАРЕЦ С ВОКЗАЛА СПАСАЕТ КИТАЙЦА

Святыни и убранство Собора | БОГОЯВЛЕНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В ЕЛОХОВЕ :: Официальный сайт

В окт. 1846 г. прихожане заново отстроенной Богоявленской ц. обратились в Святейший Синод за разрешением «украсить внутренность новосооруженного храма священными изображениями греко-фряжского стиля». К 1853 г. был сооружен 18-метровый многоярусный иконостас, 65 образов для него были написаны в традициях академической школы. В 1895 г. завершилась внутренняя отделка церкви, стены были украшены лепниной и живописью. В 1912 г. артель живописцев из мастерской придворного иконописца и реставратора В. П. Гурьянова при участии худож. А. Е. Куликова заново расписала трапезную, позолотчик В. Р. Чубаров отделал иконостас Никольского придела. Накануне празднования 800-летия основания Москвы в соборе была проведена реставрация живописи главного купола с изображением «Св. Троицы Новозаветной» и образами рус. святых. Бригаду реставраторов-живописцев возглавлял выпускник МДС худож. П. А. Голубцов (в монашестве Сергий; впосл. архиеп. Новгородский и Старорусский), к-рый в 1954 г., уже в сане архимандрита, был помощником главного художника храма по реставрации его настенной живописи. Начиная с 70-х гг. XX в. работы по реставрации интерьера храма ведутся непрерывно: расширена солея, реконструированы сев. и юж. балконы и выстроен центральный балкон для размещения хоров, промыта и тонирована настенная живопись, в 1987-1988 гг. отреставрирован главный иконостас.
К передаче мощей свт. Алексия в 1947 г. на одном из оборонных предприятий Москвы для Б. с. была изготовлена рака из бронзового сплава по эскизу М. Е. Губонина. На внутренней стороне крышки раки помещено шитое изображение святителя. В июле следующего года над ракой установили резную деревянную сень, исполненную также по эскизу Губонина мастерами-резчиками по дереву братьями Ворносковыми. В Никольском приделе храма в 1949 г. по проекту акад. А. В. Щусева было сооружено беломраморное, украшенное бронзовыми деталями надгробие над могилой Патриарха Сергия. Эта работа явилась последним произведением маститого зодчего. У надгробия в стеклянном футляре хранится куколь Патриарха Сергия.
Средник иконы Божией Матери “Млекопитательница”. Кон. XIX в.
Средник иконы Божией Матери “Млекопитательница”. Кон. XIX в.
У сев. стены храма, под Распятием XIX в., находится металлическая рака с частицей Древа Животворящего Креста Господня, десницей ап. Андрея Первозванного, главой свт. Иоанна Златоуста, частицами мощей свт. Николая Чудотворца и митр. св. Петра. С 1731 г. в храме пребывает особо почитаемый образ Богоматери «Всех скорбящих Радость». В 1894 г. в течение 2 месяцев в Елоховской ц. находилась привезенная из афонского Ильинского скита его настоятелем архим. Гавриилом икона Божией Матери «Млекопитательница». «В дар и благословение» Богоявленскому храму архим. Гавриил оставил список с иконы афонской работы кон. XIX в., к-рый хранится в соборе. Многие из почитаемых храмовых икон издавна принадлежат Богоявленской ц.: свт. Николая Чудотворца с житием 1-й трети XIX в. (средник – список с иконы XI в.), Благовещения Пресв. Богородице нач. XIX в. в серебряном киоте 1813 г. и др.
На рубеже 1945-1946 гг. в местный ряд иконостаса главного алтаря, слева от царских врат, была помещена икона XVII в.- список с чудотворного Казанского образа Божией Матери, находившийся прежде в Казанском соборе на Красной пл. После закрытия Казанского собора в 1930 г. община перешла в ц. свт. Николая в Хлыновском туп., перенеся туда и чудотворный образ; после разрушения в 1936 г. Николо-Хлыновской ц. икона оказалась в Богоявленском Дорогомиловском соборе, затем попала в Елоховский храм. Рамой для чудотворного образа служит икона «Похвала Богородицы» с фрагментами старого серебряного оклада. Среди икон, к-рые поступили в храм из московских церквей, закрытых в 20-30-х гг. XX в., Богоматерь «Избавительница» и вмч. Пантелеимон афонского письма (1893), происходящие из ц. Покрова в Филях, а также житийный образ вмц. Ирины (XIX в.) из Троице-Ирининского храма в с. Покровском. В соборе особо почитаются иконы Божией Матери «Взыскание погибших», Тихвинская (обе – XIX в.), образ прп. Серафима Саровского с частицами камня, на к-ром молился преподобный, и частицей его одежд (XX в.). На 5-й неделе Великого поста, в пятницу вечером, на акафист в честь Похвалы Пресв. Богородицы, в собор по благословению Святейшего Патриарха Алексия II приносят икону Божией Матери «Умиление» – келейный образ прп. Серафима Саровского.
Казанская икона Божией Матери. XVII в.
Казанская икона Божией Матери. XVII в.
В 1897 г. на средства прихожан были созданы вызолоченные хоругви с эмалевыми украшениями в память коронования имп. св. Николая II и имп. св. Александры Феодоровны. На одной из них помещены иконы святых, тезоименитых членам царской семьи, на др.- иконы Богоявления и свт. Феодосия Черниговского. Обе хоругви ныне укреплены на сев. и юж. стенах центрального нефа. В ризнице собора имеются драгоценные литургические предметы: напрестольные кресты XVIII – нач. ХХ в., потиры (в т. ч. изготовленный на имп. стекольном заводе в С.-Петербурге в кон. XVIII – нач. XIX в.), шитые золотом воздухи и др., а также священнические ризы XIX в.
Собор сохранил основной набор из 17 колоколов, сложившийся в XIX в., за исключением самого большого колокола, получившего в ХХ в. трещину. Общая масса всех колоколов превышает 6800 кг.

14 мая 2014

Паломничество в Богоявленский собор в Елохове – Азбука паломника

Мiръ Россия Москва Богоявленский собор в Елохове (Москва)

Идёт загрузка карты…

{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:55.7727799999999973579178913496434688568115234375,»lon»:37.67472000000000065256244852207601070404052734375,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%B2_%D0%95%D0%BB%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B5_(%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0)\» title=\»\u0411\u043e\u0433\u043e\u044f\u0432\u043b\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440 \u0432 \u0415\u043b\u043e\u0445\u043e\u0432\u0435 (\u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0430)\»\u003E\u0411\u043e\u0433\u043e\u044f\u0432\u043b\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440 \u0432 \u0415\u043b\u043e\u0445\u043e\u0432\u0435 (\u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0430)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: »’\u0411\u043e\u0433\u043e\u044f\u0432\u043b\u0435\u0301\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043a\u0430\u0444\u0435\u0434\u0440\u0430\u0301\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0301\u0440 \u0432 \u0415\u043b\u043e\u0301\u0445\u043e\u0432\u0435»’ \u2014 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0441\u043b\u0430\u0432\u043d\u044b\u0439 \u0445\u0440\u0430\u043c \u0411\u043e\u0433\u043e\u044f\u0432\u043b\u0435\u043d\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0431\u043b\u0430\u0433\u043e\u0447\u0438\u043d\u0438\u044f \u041c\u043e\u0441\u043a\u043e\u0432\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0435\u043f\u0430\u0440\u0445\u0438\u0438. \u0421 1991 \u0433\u043e\u0434\u0430 \u043a\u0430\u0444\u0435\u0434\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440 \u041c\u043e\u0441\u043a\u043e\u0432\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u041f\u0430\u0442\u0440\u0438\u0430\u0440\u0445\u0430\u0442\u0430; \u0432 1938\u20141991 \u0433\u043e\u0434\u0430\u0445 \u0431\u044b\u043b \u041f\u0430\u0442\u0440\u0438\u0430\u0440\u0448\u0438\u043c \u043a\u0430\u0444\u0435\u0434\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440\u043e\u043c.»,»title»:»\u0411\u043e\u0433\u043e\u044f\u0432\u043b\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440 \u0432 \u0415\u043b\u043e\u0445\u043e\u0432\u0435 (\u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0430)»,»link»:»»,»lat»:55.7727799999999973579178913496434688568115234375,»lon»:37.67472000000000065256244852207601070404052734375,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}

Богоявле́нский кафедра́льный собо́р в Ело́хове — православный храм Богоявленского благочиния Московской городской епархии. С 1991 года кафедральный собор Московского Патриархата; в 1938—1991 годах был Патриаршим кафедральным собором.

История

В XIV-XVII веках здесь располагалось сельцо Елох. «Елох», «елоха», по словарю Даля, означает ольху, и вероятно, когда-то здесь рос густой ольховый лес. А еще «ольхой» в старину называли мокрое, подтопленное место.

Во второй половине XV века Елохово было пригородным подмосковным селением, где стояла церковь Владимирской иконы Божией Матери. В ее приходе в 1468 году родился знаменитый московский юродивый Василий Блаженный.

Старая Басманная, которая вела и в Елохово, и в раскинувшуюся за ним Немецкую слободу, была центральной улицей дворцовой Басманной слободы, где селились царские пекари, (от татарского «басман» — дворцовый или казенный хлеб), или по старой, менее вероятной версии, мастера серебряных дел.

А Богоявленский собор в древности, возможно, был обыкновенной сельской церковью. Документально он известен с 1687 года, а уже в 1712-1731 гг. был перестроен в камне, на средства его прихожанина, полковника Воронецкого и царевны Прасковьи Ивановны. Кирпич на него пожаловал лично Петр I. Строительство растянулась надолго, и он был освящен только в 1731 году.

В конце XVIII столетия прихожанами старого петровского Богоявленского храма стала семья Пушкиных. Известно, что великий поэт родился в Немецкой слободе и был крещен в старом Богоявленском соборе в 1799 году. Восприемниками были бабушка, Ольга Сергеевна, урожденная Чичерина, и граф Воронцов, внук замученного при Бироне министра Артемия Волынского.

Именно по записи в метрической книге Богоявленского собора, обнаруженной в 1927 году было установлено, в каком именно доме родился русский поэт. Долгое время его адресом считали дом титулярного советника Скворцова на Немецкой улице, 40, где Пушкины снимали квартиру. Он не сохранился, на его месте было построено здание школы, на которой в том же 1927 году установили мемориальную доску. Современный исследователь истории старой Москвы С.Романюк установил, что Пушкин родился в доме №4 на Малой Почтовой улице.

Старый петровский собор простоял до середины XIX века столетия. В 1830-х годах заказ на его перестройку получил известный московский архитектор Евграф Тюрин, прославившийся строительством домовой церкви св. Татьяны Московского университета и его Аудиторного корпуса на Моховой.

И в октябре 1853 года обновленный, красивый, величественный Богоявленский собор был освящен.

После революции этот храм не закрывался. В праздник Сретения в 1925 году торжественную Литургию в нем служил Святейший Патриарх Тихон.

А в феврале 1935 года Бауманский райсовет, ссылаясь на «наказы избирателей», постановил открыть в Богоявленском соборе один из крупнейших кинотеатров города. К счастью, этому решению не суждено было сбыться. Вскоре из разрушенной Богоявленской церкви в Дорогомилове сюда переместилась кафедра Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), который в сентябре 1943 года стал Патриархом. После кончины в 1944 году он был погребен в северном Никольском приделе собора.

В Богоявленском соборе на клиросе с юга от Царских врат главного престола покоятся мощи святителя Алексия, митрополита Московского.

Как известно, после смерти святителя похоронили в основанном им кремлевском Чудове монастыре, где его св. мощи почивали до самой революции. И в 1928 году при разрушении Чудовой обители они были перенесены сначала в закрытый Архангельский собор Кремля, а в 1947 году по просьбе Патриарха Алексия I (Симанского) и с личного разрешения Сталина были отданы вновь Православной Церкви и перенесены в Богоявленский собор в Елохове.

Богоявленский собор особенно подвергся оскорблениям и нападкам со стороны «воинствующих атеистов» в период хрущевских гонений на Церковь. Однажды во время всенощного бдения под Вербное воскресенье в храм ворвался неизвестный и ударил совершавшего богослужение Патриарха Алексия. В другой раз крестный ход, также возглавляемый Патриархом, встретила пьяная толпа с гитарами и непристойными песнями, которыми она пыталась заглушить церковное пение. В верующих полетели камни, и одним из них была серьезно ранена в голову служащая французского посольства, присутствовавшая на крестном ходе.

Когда в начале 1992 года Успенский собор Московского Кремля стал Патриаршим, Богоявленский собор сделался кафедральным.

Святыни

Мощи святителя Алексия, митрополита Московского

Богоявление (Крещение Господне) — 19 января

Местонахождение

Адрес: Москва, ул. Спартаковская, 15

Телефон: +7 (499) 261-69-13

Паломнику

Актуальное расписание богослужений на месяц

При Богоявленском соборе действует крестильный храм во имя святого Василия Блаженного с баптистерием (помещением для совершения Таинства Крещения).

Фото

Видео

Богоявленский кафедральный собор в Елохове

Богоявленский кафедральный Елоховский собор. Москва.

Ссылки

Богоявленский кафедральный собор в Елохове

Богоявленский кафедральный собор

СВЯТИТЕЛЬ АЛЕКСИЙ | БОГОЯВЛЕНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В ЕЛОХОВЕ :: Официальный сайт

Святителем, подвизавшимся во времена татаро-монгольского гнета, говорит старец Кирилл (Павлов), был святой митрополит Алексий, управлявший Церковью с 1354 по 1378 год.

Святитель Алексий, в миру Елевферий, родился в благочестивой боярской семье в Москве. С ранней юности его влекло к иноческой жизни, и на двадцатом году от рождения он принял постриг в Московском Богоявленском монастыре. С ранних лет он любил заниматься чтением Священного Писания, благодаря чему и приобрел духовную мудрость.

После смерти митрополита Феогноста святой Алексий поставляется митрополитом всея Руси. Ему также неоднократно приходилось путешествовать в Орду для защиты Церкви и русского населения.

В первый раз митрополит ездил в Орду по вызову хана Джанибека, жена которого, Тайдула, тяжко заболела глазами и лишилась зрения.

Хан, прослышав о святой жизни митрополита, отправил князю письмо, в котором требовал прислать к нему святого Алексия для исцеления жены. За неисполнение просьбы хан угрожал разорить Русскую землю.

Перед отправлением в дорогу Святитель Алексий, уповая на помощь Божию, решил отслужить напутственный молебен у гробницы святителя Петра. И Господь, не презрев молитв Первосвятителя, открыл ему, что Сам будет с ним и поездка его завершится благоуспешно.

Во время молебна перед мощами святителя Петра сама собою зажглась свеча, и, ободренный надеждой на милосердие Божие, митрополит Алексий выехал в Орду. По прибытии туда он отслужил о здравии больной молебен и окропил ее святой водой, после чего она прозрела. В благодарность за исцеление хан оказал всей Русской земле и лично святителю Алексию великую милость.

В другой раз Московскому Первосвятителю пришлось поехать в Орду по случаю нового жестокого приказа хана Бердибека в отношении взимания с нашего народа тяжких податей. И при помощи благодарной матери его, Тайдулы, ему действительно удалось смягчить сурового повелителя и убедить его не отягощать Русь непосильными налогами.

Много старания прилагал святитель Алексий и для умиротворения внутренней жизни страны, являясь мудрым советником князей, увещевая их объединиться под властью князя Московского.

Неустанно заботился святитель Алексий о построении церквей и монастырей и усердно трудился над улучшением нравственности духовенства и паствы. Ему принадлежит исправление Евангелия с греческого текста. Мирно скончался он 12 февраля 1378 года. Нетленные мощи его, почивавшие прежде в Чудовом монастыре, ныне находятся в Елоховском соборе.

ПРАЗДНИК СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ МОСКОВСКОГО

ВРЕМЯ И ВЕЧНОСТЬ

ЖАТВЫ МНОГО, А ДЕЛАТЕЛЕЙ МАЛО

ПОУЧЕНИЯ ПАСТЫРЯМ, ПАСТВЕ И ВЕЛЬМОЖАМ

СВЯТИТЕЛЬ АЛЕКСИЙ МОСКОВСКИЙ (1293- 1378). КАК ПРОВЕСТИ ПОСТ?

СВЯТИТЕЛЬ АЛЕКСИЙ. НАСТАВНИК И ЦЕЛИТЕЛЬ

СВЯТИТЕЛЬ АЛЕКСИЙ И ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ

Богоявленский кафедральный собор в Елохове в Москве

Богоявленский кафедральный собор в Елохове стал свидетелем многих церковно-исторических событий. Сельцо Елох известно с XIV века, со времен Дмитрия Донского. «Елох», «елоха», по словарю Даля – это ольха. Вероятно, когда-то здесь рос густой ольховый лес. А еще ольхой в старину называли мокрое, подтопленное место. Некогда здесь протекали речка Ольховка и ручей Ольховец. В пользу толкования названия села говорит и то, что одна из улиц вблизи Богоявленского собора называется Ольховской.

Первым документальным свидетельством существования церкви в селе Елохове явилась запись от 24 августа 1698 года в книгах Патриаршего Казенного приказа. В этой записи церковь названа «новопостроенной». В 1712–1731 годах Богоявленский храм был перестроен в камне. Есть версия, что старый собор приказал обновить сам царь Петр в честь присоединения к России прикаспийских земель. Он лично пожаловал на него кирпич.


После петровских реформ граница между Немецкой слободой и остальной Москвой постепенно стиралась. Немало православных людей селилось в том районе. Поэтому здесь нужен был большой храм. Приход Богоявленской церкви был в Москве одним из самых обширных. Он охватывал земли дворцовых сел Елохова и Покровского, Красного села и Немецкой слободы.

В этом храме, судя по писцовым книгам, был в 1799 году крещен А.С. Пушкин. Крещение происходило в трапезной, так что это здание сохранилось и можно увидеть место, где новорожденный сын Сергея Львовича Пушкина получил имя и принял крещение.

Старый петровский собор простоял до середины XIX века. Этот «холодный» Богоявленский храм уже не вмещал всех верующих прихода и не отвечал новым потребностям и вкусам. «Сего же 1837 года мая 21 дня, – записано в клировой ведомости, – настоящая холодная церковь по прошению прихожан разобрана и начата каменная же, которая строится на иждивение прихожан и прочих доброхотных дателей по плану, начальством утвержденному». Для возведения нового величественного здания храма был приглашен известный московский архитектор Евграф Тюрин (1792–1870), прославившийся строительством домовой церкви Святой Татианы Московского университета и его Аудиторного корпуса на Моховой.

Во время строительных работ богослужения для прихожан не прерывались и проводились в теплой трапезной части, у Благовещенского и Никольского престолов. К 1845 году возведение главного здания храма было закончено, и началась его внутренняя отделка. На эти работы потребовалось около восьми лет. Из-за нехватки средств, собранных прихожанами и ушедших на строительство грандиозного здания храма, затянулось сооружение иконостаса и подбор предметов убранства.

Треть от всей затраченной на строительство суммы покрыл своим доброхотным пожертвованием один из главных благотворителей Елоховской церкви, московский 2-й гильдии купец, потомственный почетный гражданин Василий Щапов. Прихожанами храма в разное время были представители видных московских купеческих семей, многие деятели литературы, искусства и науки, преподаватели высших учебных заведений. На торжественной панихиде, отслуженной в храме в 1899 году в память 100-летия со дня рождения Пушкина, здесь молилась великая княгиня – будущая преподобномученица Елисавета Федоровна.

После Октябрьской революции храм не закрыли. Собор неоднократно посещал Святейший Патриарх Тихон (Белавин). 7 апреля 1925 года прихожане Богоявленского собора вместе с духовенством тщетно ожидали его для совместной молитвы в день престольного праздника придела Благовещения, но пришла весть о внезапной кончине патриарха.

В феврале 1935 года Бауманский райсовет постановил открыть в Богоявленском соборе один из крупнейших кинотеатров Москвы. Однако после разрушения Богоявленского храма в Дорогомилове, служившего патриаршим собором, патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) перенес в Елоховский храм свою кафедру.

В июне 1941 года именно в Богоявленском соборе на всемосковском молебне прозвучал на весь мир пламенный призыв предстоятеля Русской православной церкви митрополита Сергия встать на защиту родины. Об этом ярко рассказал в своем очерке «Церковь против Гитлера» Валерий Ганичев в книге «Державница». 8 сентября 1943 года на Архиерейском соборе митрополит Сергий был избран патриархом, а 12 сентября в Богоявленском соборе состоялась торжественная церемония его интронизации – восшествия на патриарший престол. Погребен Святейший Патриарх Сергий в Никольском приделе собора 18 мая 1944 года. Над его могилой в 1948 году было воздвигнуто беломраморное надгробие, увенчанное православным крестом, выполненное по проекту великого русского зодчего Алексея Щусева.

Главные святыни Богоявленского собора – мощи святителя Алексия (1293–1378), Митрополита Московского и всея Руси чудотворца, и чудотворный Казанский образ Пресвятой Богородицы. После успения святителя Алексия его похоронили в основанном им кремлевском Чудовом монастыре. Здесь его святые мощи почивали до самого Октябрьского переворота. В 1928 году при разрушении Чудовой обители они были перенесены сначала в Архангельский собор Кремля. В 1947 году по просьбе патриарха Алексия и с личного разрешения Сталина мощи были возвращены Православной церкви и перенесены в Богоявленский собор в Елохове.

Из православных святынь, появившихся в соборе в середине ХХ столетия, нужно отметить частицы мощей и священных реликвий, переданные в собор в канун 1000-летнего юбилея Крещения Руси из Государственной Оружейной палаты.

Собор Богоявления в Елохове, или где крестили нашего Великого Поэта

Богоявленский собор в Елохово
Всего 45 фото

Богоявленский кафедральный собор в Елохове — один из красивейших и наиболее известных православных храмов Москвы. В советские годы он носил статус кафедрального Патриаршего собора Русской православной церкви, а с 1991 года является кафедральным собором Московской городской епархии. Елоховский собор много чем интересен, в частности здесь в его приходе родился знаменитый московский юродивый Василий Блаженный, а наш всенародный поэт А.С. Пушкин был крещен в этой церкви (в той, что находилась на этом месте). Так что будет много любопытного и конечно же достаточное количество фотографий.

Стоило уже давно написать об этом замечательном храме. Сам себе иногда задавал вопрос, как это я раньше, так и не удосужился это сделать несмотря на неоднократные съемки собора!? Однако, недавно заново отсняв эту церковь и начав обрабатывать фотографии вспомнил почему — лет семь-восемь назад я еще пристрастно относился к заполнявшим видимое воздушное пространство улиц Москвы электросетям, называемыми кабелями и эти самые пространства заполненные в то время неимоверно жутким количество электро-паутины, она просто отбивала всякое желание убирать их в редакторе из-за существенных затрат на это личного времени. Странно, но этот сектор Старой Москвы все еще опутан ей как и в старые добрые времена. Когда уж Сергей Семенович удосужится убрать их как сделал это в центре столицы, может к 2020 году!?) И вот сейчас отсняв уже в который раз этот собор я сказал себе, что в этот раз уж точно уберу эту паутину с фотографий, по крайней мере наиболее чудовищную ее часть) Ну, это всё фотографическая лирика, теперь же о самом Богоявленском соборе.

В XIV-XVII веках в этом месте располагалось сельцо Елох. «Елох», «елоха», по словарю Даля, означает ольху, и вероятно, когда-то здесь рос густой ольховый лес. А еще «ольхой» в старину называли мокрое, подтопленное место. Во второй половине XV века Елохово было пригородным подмосковным селением, где стояла церковь Владимирской иконы Божией Матери. В ее приходе в 1468 году родился знаменитый московский юродивый Василий Блаженный.

Старая Басманная, которая вела и в Елохово, и в раскинувшуюся за ним Немецкую слободу, была центральной улицей дворцовой Басманной слободы, где селились царские пекари, (от татарского «басман» — дворцовый или казенный хлеб), или по старой, менее вероятной версии, мастера серебряных дел. Впервые церковь Богоявления Господня, что в селе Елохове, упомянута в указе Патриарха Адриана от 1694 г.

02.

Богоявленский собор в Елохово
Вид на Богоявленский собор со Спартаковской улицы с юго-востока

Богоявленский собор в древности, возможно, был обыкновенной сельской церковью. Документально он известен с 1687 года, а уже в 1712-1731 гг. был перестроен в камне, на средства его прихожанина, полковника Воронецкого и царевны Прасковьи Ивановны (дочь царя Иоанна V Алексеевича). Кстати кирпич на него пожаловал лично Петр I. Но строительство растянулась надолго, и он был освящен только 4 июля 1731 года архиепископом Подонским и Сарским Леонидом.
03.
Богоявленский собор - вид от Пассажа
Вид на Богоявленский собор со стороны пассажа на Бауманской

В 1789-1790 гг. проводилась капитальная перестройка храма. В 1792 г. в трапезной был освящен придел во имя Святителя Николая Чудотворца. В 1793 г. заново освящен придел Благовещения. Тогда же началось возведение колокольни, завершившееся в 1805 г.
04.
Богоявленский собор в Елохово

В конце XVIII столетия прихожанами старого петровского Богоявленского храма стала семья Пушкиных. Известно, что великий поэт родился в Немецкой слободе и был крещен в старом Богоявленском соборе в 1799 году. Восприемниками были бабушка, Ольга Сергеевна, урожденная Чичерина, и граф Воронцов, внук замученного при Бироне министра Артемия Волынского. Именно по записи в метрической книге Богоявленского собора, обнаруженной в 1927 году было установлено, в каком именно доме родился русский поэт. Долгое время его адресом считали дом титулярного советника Скворцова на Немецкой улице, 40, где Пушкины снимали квартиру. Он не сохранился, на его месте было построено здание школы, на которой в том же 1927 году установили мемориальную доску. Современный исследователь истории старой Москвы С. Романюк однако установил, что Пушкин родился в доме №4 на Малой Почтовой улице.
05.
Богоявленский собор в Елохово

По описанию архитектора Фёдора Соколова, в 1808 году храмовый комплекс состоял из одноглавой церкви, трапезной с одним куполом и трёхъярусной колокольни. Перед воротами находилось здание Богоявленского народного училища. В результате московского пожара 1812 года, произошедшего во время оккупации Москвы французами, был уничтожен почти весь Богоявленский приход: из 210 дворов уцелело только шесть. Собор не пострадал от огня, но был разграблен. Дома и храм восстановили только к середине 1830-х годов. По данным клировой ведомости, на 1837-й в приходе числилось 222 двора, в которых проживали купцы, дворяне, мещане, крестьяне, иностранцы и старообрядцы.

Старый петровский собор простоял до середины XIX века столетия. В 1830-х годах заказ на его перестройку получил известный московский архитектор Евграф Тюрин, прославившийся строительством домовой церкви св. Татьяны Московского университета и его Аудиторного корпуса на Моховой.
06.
Евграф Тюрин
Архитектор Евграф Тюрин

Треть от строительных расходов возместил московский купец Василий Щапов, который был ктитором храма с конца 1850-х годов до своей смерти в 1864-м. Когда в 1840 году приступили к установке барабана центрального купола, в боковых арках появились трещины. Причину деформации связали с промежуточным этапом работ: своды не были закончены и проёмы не выдержали нагрузки. Строительство продолжилось после восстановления повреждений.
07.
Богоявленский собор в Елохово
Вид на Богоявленский собор с юга

Тюрин создал пятиглавое здание в стиле позднего ампира с купольной ротондой в центре, в которой встречаются черты подражания куполу собора Святого Петра в Риме. От старого комплекса сохранился первый ярус колокольни, над которым в середине XIX столетия возвели верхние уровни в формах XVIII века, и трапезная.
08.
Богоявленский собор в Елохово

Сочетание мощных купольных ротонд, характерных для итальянских базилик, с традиционным в России пятиглавием создало новый облик православного храма. Эти формы неоднократно (и с переменным успехом) копировались при строительстве соборных церквей в уездных городах России; но уже вскоре классицизм уступил место «русскому стилю», который уже на долгое время стал «официальным» в храмовой архитектуре.

К 1845-му завершилось сооружение храма и началась внутренняя отделка. Все работы были завершены к 1853 году. После реконструкция тесного и обветшавшего храма в прежнем виде остались лишь трапезная и 1-й ярус колокольни. Новый храм был освящен 18 окт. 1853 г. митр. Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым).
09.
Богоявленский собор в Елохово


В 1890-х годах по проекту зодчего Петра Зыкова была выполнена реконструкция верхней части здания трапезной: выложены ступенчатые аттики вдоль северного и южного фасадов с трёхарочным портиком в центре. Трапезная сохранилась от древнейшей церкви Богоявления — предшественницы нынешнего собора. Если присмотреться, видны стилистические различия в декоре, характерном в данном случае не столько для ампира, сколько для барокко (оформление карнизов и углов здания, более богатые наличники и тому подобное).
10.
Богоявленский собор в Елохово

Детали декора трапезной
11.
Богоявленский собор в Елохово

12.
Богоявленский собор в Елохово

На кровле установили широкий фигурный (граненый) купол над трапезной.
13.
Богоявленский собор в Елохово

Завершение трапезной собора украшено настенными иконами. В центре — Иисус Христос, по бокам от него — Богородица и Иоанн Предтеча. Сейчас трудно поверить в это, но в старину иные неграмотные люди считали именно их — Святой Троицей. Борьбу с этим заблуждением, в частности, вел Патриарх Никон.
14.
Богоявленский собор в Елохово

15.
Богоявленский собор в Елохово

16.
Богоявленский собор в Елохово
Вход на территорию перед храмом со стороны Спартаковской улицы

К главному зданию примыкает соединённая с ним трапезная, перекрытая крестовыми сводами, стоящими на четырёх столбах. К ней пристроена трёхъярусная колокольня высотой 65 метров с семнадцатью колоколами. Самый большой из них был отлит в 1900 году на московском заводе А. Самгина. Стройная четырехъярусная колокольня полностью гармонирует с храмом, чего не всегда удавалось достичь архитекторам, которые вынуждены были пристраивать новые колокольни к уже существующим церквям; в данном случае обе части здания — современники, что, без сомнения, облегчило Тюрину задачу сохранения единой стилистики. И только, может быть, более старинная трапезная несколько выделяется из общего архитектурного контекста — но это способен различить лишь опытный глаз.
17.
Богоявленский собор - 22
Вид на Богоявленский собор с юго-запада

Решение, успешно отработанное в эпоху господства классицизма. Колонны и пилястры подчеркивают устремленность сооружения вверх. В люкарнах завершения колокольни установлены часы, циферблаты которых выходят на четыре стороны света.
18.
Богоявленский собор в Елохово

В 1895-м вызолотили иконостас, стены алтарной части храма украсили лепниной и живописью. Росписи выполнила артель художников из мастерской иконописца Василия Гурьянова, руководил работами живописец Афанасий Куликов.

19.
Богоявленский собор - 042

Рассмотрим архитектурные детали и отделку собора
20.

Богоявленский собор в Елохово

В память о коронации Николая II, состоявшейся в 1896 году, прихожане собора заказали драгоценные вызолоченные хоругви с эмалевыми украшениями и государственными гербами. В 1900-м погост обнесли новой оградой на каменных столбах, к которой примыкала выстроенная на углу Елоховской и Красносельской улиц часовня. В подвале собора устроили камеру для духового отопления.
21.
Богоявленский собор в Елохово

В 1902-1907 годах членами братства были основаны приют, вмещающий пятнадцать сирот и дом престарелых.
22.
Богоявленский собор в Елохово

23.
Богоявленский собор в Елохово

24.
Богоявленский собор в Елохово

25.
Богоявленский собор в Елохово

Елоховский Богоявленский собор — торжество позднего классицизма. Даже маленькие приходские храмы в стиле ампир смотрятся внушительными памятниками, а творение Тюрина просто грандиозно, архитектор сознательно пошел на утяжеление пропорций здания именно для придания ему максимальной торжественности.

26.

Богоявленский собор в Елохове. 1882 г.
Богоявленский собор. 1882 год.

Богоявленский храм представляет собой поднятый на высокий подклет четверик, завершённый пятью главами. Его высота составляет 56 метров, площадь — 1164 м², вместимость — 3 000 человек. Главный купол установлен на мощной световой ротонде, украшенной сдвоенными колоннами, которые полностью закрывают простенки между широкими окнами. На этом куполе помещена малая ротонда-«фонарик». Четыре боковых ротонды с малыми куполами несут не только эстетическую, но и смысловую нагрузку — следуя русским традициям храмового зодчества, Тюрин сохраняет пятиглавие. Верх храма при этом принял пирамидальную форму, что отвечает общему замыслу вертикальной устремленности Елоховского Богоявленского собора. С северной и западной сторон собор опоясывают широкие галереи. Южный фасад разделён на три прясла широкими лопатками. Северная сторона оформлена карнизами, поясом поребрика, нишами. Окна обрамлены наличниками с парными треугольными фронтончиками.
27.
Богоявленский собор
Вид на Богоявленский собор. Ракурс тот же что и на старом фото 1882 года.

Пространство храма освещается двенадцатью арочными окнами подкупольного барабана и двойным рядом проёмов в стенах. Внутреннюю сторону купола украшает живописная композиция «Новозаветная Троица» с предстоящими Богоматерью, Иоанном Предтечей, ангелами и серафимами. В нижней части барабана изображены двенадцать угодников Божиих. На сводах находятся образы святых евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна, живописные сюжеты из Нового Завета.
28.
Интерьер 01.png
Внутренняя сторона купола. Фото стороннее.

На западной стене собора размещены две композиции: «Бесплодная смоковница» и «Брачный пир», над ними — изображения «Спаситель» и «Господь Саваоф». У северной и южной стен храма стоят хоругви: «коронационная» с изображениями Николая II, архиепископа Мирликийского и святых членов императорской семьи, «феодосиевская», пожертвованная в Елоховский собор в 1897 году. В Богоявленском приделе находятся особо почитаемые святыни собора: чудотворный образ «Казанской Божией Матери» и рака с мощами святого Алексия.
29.
Интерьер 03.png
Интерьер Богоявленского собора. Фото стороннее.

В большом алтаре представлены настенные росписи живописца Афанасия Куликова, выполненные в 1912 году и обновлённые в 1947-м. Среди них — композиции «Сошествие Святого Духа на апостолов», «Рождество Христово», «Снятие с креста» и другие. Своды трапезной расписаны масляной живописью. На них размещены евангельские сюжеты: «Наставление Спасителя ученикам», «Воскрешение дочери Иаира», «Беседа Иисуса Христа с Никодимом» и другие.


Иконостас


В иконостасе Никольского придела находятся иконы «Спас Великий Архиерей», «Святитель Николай Чудотворец со сценами жития» первой половины XIX столетия. В этой части собора представлены храмовые образы Божией Матери: «Всех Скорбящих Радость», «Тихвинская», «Нечаянная Радость», «Избавление от бед страждущих», «Рождество Пресвятой Богородицы». В иконостасе Благовещенского придела трапезной расположены праздничные иконы «Благовещение Пресвятой Богородицы», «Троица Ветхозаветная» и образ «Светлое Христово Воскресение» конца XVIII века.

30.
Интерьер 02.pngИконостас. Фото стороннее

Шестиярусный иконостас главного престола является образцом неовизантийского стиля середины XIX века. Он покрыт позолоченным растительным орнаментом и вмещает 65 икон. Два нижних яруса разделены четырьмя парами колонн. Царские врата украшены медальонами с изображениями Божией Матери, архангела Гавриила и евангелистов. В местном ряду иконостаса находятся образы: «Спас Нерукотворный», «Похвала Пресвятой Богородицы», «Богоматерь Мирожская», «Спаситель», «Святое Богоявление Крещение Господне». В алтаре на стенах размещены иконы рубежа XVII и XVIII веков: «Страстная икона Божией Матери», «Спас Великий Архиерей», «Спас Смоленский» в серебряном окладе и другие.


Александр Сергеевич Пушкин


Как уже упоминалось, с Богоявленским Собором связано имя А.С. Пушкина. В этом храме 8 июня 1799 г. был крещен будущий великий русский поэт. Восприемниками при Крещении были граф А.И. Воронцов и О.В. Пушкина. Спустя 100 лет — 26 мая 1899 г. в храме отмечался юбилей А.С. Пушкина. Панихиду совершил Митрополит Московский и Коломенский, ныне прославленный священномученик, Владимир (Богоявленский).

На юбилейной службе в честь поэта присутствовали генерал-губернатор Москвы Великий Князь Сергей Александрович (впоследствии убитый революционерами). И его супруга Великая Княгиня (ныне прославленная преподобномученица) Елисавета Феодоровна. С 1992 г. на Богоявленском Соборе у входа установлена мемориальная доска в память о крещении поэта.
31.Богоявленский собор в ЕлоховоБогоявленский собор с нижней Красносельской улицы

После революции


После Октябрьской революции многие религиозные учреждения были ликвидированы. Однако Богоявленский собор не закрыли и передали общине из 40 человек, зарегистрированной в ноябре 1918 года.

Рассмотрим теперь мозаичные панно в основании купола собора
32.

Богоявленский собор в Елохово
Херувим

В 1922 году, во время Гражданской войны, из храма в фонд помощи голодающи

Елоховский собор

На страницах нашей газеты мы продолжаем рассказывать о православных святынях Москвы и сегодня совершим паломничество в Богоявленский кафедральный собор, более известный как Елоховский. Это храм с непростой судьбой и историей. До строительства и освящения Храма Христа Спасителя Елоховский собор был не только кафедральным собором столицы, но и главным храмом всей страны. 5 июня 1988 года Божественной литургией в Богоявленском соборе началось празднование 1000-летия Крещения Руси. Сюда в 1991 году были доставлены вновь обретенные мощи преподобного Серафима Саровского. В трагические октябрьские дни 1993 года тут собрались тысячи людей, чтобы помолиться перед чудотворной Владимирской иконой Божией Матери, принесенной в эти дни из Третьяковской галереи, о сохранении мира на нашей земле. Сегодня здесь пребывают мощи святителя Алексия, митрополита Московского, всея Руси чудотворца, стоявшего у истоков Российского государства, и находятся могилы двух патриархов, служение которых имело огромное значение для Русской Православной Церкви в ХХ веке: патриарха Сергия и патриарха Алексия II.

Крещается раб Божий Александр…

Архитектурно безупречное здание Елоховского собора ярко выделяется в плотной и разномастной московской застройке. Мимо этого удивительно красивого храма нельзя пройти, не заметив. И первое, что узнаешь, когда собираешься открыть массивную дверь и войти в собор: здесь был крещен Александр Сергеевич Пушкин. Об этом свидетельствует мемориальная доска. Именно благодаря метрической книге Богоявленского собора было установлено место рождения русского поэта. Долгое время им считался дом титулярного советника Скворцова на Немецкой улице, 40, где Пушкины снимали квартиру. Но на самом деле Пушкин появился на свет в доме № 4 на Малой Почтовой улице, откуда восьми дней от роду был принесен в Богоявленскую церковь. Тогда Елоховский собор еще не имел своего величественного вида и статуса: он приобрел его уже после смерти поэта.

Первые документальные свидетельства существования храма Богоявления в Елохове датируются 1694 годом. В 1712–1731 годах он был перестроен в камне. Село Елохово граничило с Немецкой слободой, и по преданию кирпич на его строительство жертвовал лично Петр I. В числе благотворителей значатся известные деятели петровской эпохи, в том числе великая княжна Прасковия Ивановна, дочь царя Ивана Алексеевича и сестра императрицы Анны Иоанновны.

Торжественное освящение каменной церкви Богоявления в Елохове 4 июля 1731 года совершил архиепископ Сарский и Подонский Леонид. В 1789–1790 годах проводилась капитальная перестройка храма. В 1792 году был освящен придел во имя святителя Николая Чудотворца. В 1793-м — придел Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1805-м завершилось возведение колокольни.

Но даже с появлением новых приделов Богоявленский храм не вмещал всех прихожан, поэтому был разобран, и в 1837 году, согласно клировой ведомости, началось строительство нового здания. Для его возведения был приглашен московский зодчий Е. Д. Тюрин. При проведении строительных работ богослужения для прихожан не прерывались и проводились в трапезной части, у Благовещенского и Никольского престолов. В 1845 году возведение грандиозного главного здания храма было закончено, и началась его внутренняя отделка, которая затянулась на восемь лет.

Одним из главных храмоздателей и благотворителей новопостроенной Елоховской церкви стал московский 2-й гильдии купец, потомственный почетный гражданин Василий Иванович Щапов. Великое освящение собора 18 октября (по старому стилю) 1853 года совершил митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов).

В дореволюционные годы в Богоявленском соборе совершали богослужения выдающиеся московские церковные иерархи, митрополиты Московские и Коломенские: святитель Иннокентий (Вениаминов) и святитель Владимир (Богоявленский). На торжественной панихиде, отслуженной в храме в 1899 году в память 100-летия со дня рождения А. С. Пушкина, молилась великая княгиня преподобномученица Елисавета Феодоровна.

Храм патриархов

В богоборческом ХХ веке Елоховский собор избежал трагической участи других храмов, хотя неоднократно был на грани закрытия. После возрождения патриаршества в 1917 году он стал местом служения патриархов Русской Православной Церкви, четверо из них были возведены на Патриарший престол в стенах собора. Святитель Тихон (Белавин) довольно часто служил в Елоховском храме. Здесь его ждали на богослужение 7 апреля 1925 года — в честь престольного праздника Благовещенского придела — но в этот день пришла весть о внезапной кончине Святейшего.

После разрушения Храма Христа Спасителя церковная жизнь переместилась в Богоявленский храм в Драгомилово, а после его разрушения местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) основным местом своего служения избрал Богоявленский собор. Неподалеку разместилась его резиденция, а в 1938 году собор в Елохове стал кафедральным.

Сюда переместился центр духовной жизни Москвы. По документам 1935 года, в приходе Богоявленского собора значилось 25 тысяч прихожан. Несмотря на это попытки закрыть храм продолжались. Так, воскресная Литургия 22 июня 1941 года должна была стать для Елоховского собора последней. Но начавшаяся Великая Отечественная война остановила эти планы. Митрополит Сергий совершил первый молебен о победе русского воинства и положил начало сбору средств в помощь фронту. По преданию, он снял со своего митрополичьего клобука бриллиантовый крест, а со своей груди драгоценный крест и положил их на жертвенный поднос, куда прихожане уже клали свою лепту. В следующие четыре года в храме не останавливались молитвы людей о спасении Отечества.

В 1943 году митрополит Сергий был избран патриархом — интронизация состоялась в стенах собора; здесь же в Никольском приделе он был погребен в 1944 году.

В 1945-м Богоявленский собор стал местом интронизации патриарха Алексия I (Симанского), который придал собору статус Патриаршего. В 1971 году здесь прошла интронизация патриарха Пимена (Извекова). Также здесь возглавляли богослужения и участвовали в них Предстоятели Поместных Православных Церквей.

Судьба патриарха Алексия II (Ридигера) также тесно связана с Елоховским собором. Здесь 10 июня 1990 года состоялась его интронизация. Патриарх любил собор и часто совершал в нем службы. Благовещенский придел собора стал местом его упокоения. Каждое воскресенье у его надгробия совершаются панихиды.

Елоховский храм оставался Патриаршим собором до 1992 года, когда этот статус вернул себе древний Успенский собор Московского Кремля. Сегодня Богоявленский собор — это кафедральный собор города Москвы наряду с Храмом Христа Спасителя, который является кафедральным собором Русской Православной Церкви.

Святыни собора

Одной из главных святынь Богоявленского собора являются мощи святителя Алексия, митрополита Московского, всея Руси чудотворца. Святитель Алексий почитается как великий молитвенник за Русскую землю, немало послуживший духовному объединению нашей страны. Его память Русская Православная Церковь празднует 25 февраля.

Родился святитель в 1292 году (по другим данным в 1304 году) в Москве в семье боярина Феодора Бяконта, выходца из Черниговского княжества. В 15 лет он решил стать иноком и вступил в Московский Богоявленский монастырь, где провел более двадцати лет. Подвижниками этой обители были иноки Геронтий и Стефан, брат преподобного Сергия Радонежского.

Затем митрополит Феогност повелел будущему святителю оставить монастырь и заведовать судебными делами Церкви. Эту должность святой исполнял 12 лет со званием митрополичьего наместника. В конце 1350 года владыка Феогност посвятил Алексия во епископа Владимирского, а по смерти митрополита в 1354 году он стал его преемником. В то время Русская Церковь была раздираема нестроениями и распрями. Чтобы положить конец смутам и тревогам, святитель в 1356 году отправился в Константинополь к Вселенскому Патриарху Каллисту, который дал святителю Алексию право считаться архиепископом Киева и великой России с титулом «всечестнаго митрополита и экзарха».

Не раз святой отправлялся в Золотую Орду, где налаживал отношения с ордынскими ханами. В одно из своих путешествий митрополит исцелил слепую жену хана Тайдулу. После смерти великого князя Иоанна святитель взял под свою опеку его малолетнего сына Димитрия (будущего Донского) и немало способствовал укреплению Москвы и объединению вокруг нее всей Руси.

Святитель Алексий пробыл на митрополичьей кафедре 24 года. Он был погребен по своему завещанию в Чудовом монастыре. Через 50 лет его мощи были обретены чудесным образом. После разорения Чудова монастыря мощи оказались в Архангельском соборе Кремля, откуда по личному распоряжению Сталина в 1947 году были перенесены в Богоявленский собор.

В ХХ столетии собор обрел и еще одну святыню — чудотворный Казанский образ Пресвятой Богородицы — один из первых списков с образа Божией Матери, ранее хранившийся в Казанском соборе на Красной площади.

Особо почитается в Елоховском соборе старинный образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость», известный с 1731 года, и образ святителя Николая Мирликийского, пребывающий в Никольском приделе.

В соборе пребывают также частицы Древа Животворящего Креста Господня, камня от Гроба Господня, частицы ризы Пресвятой Богородицы, десницы апостола Андрея Первозванного, главы святителя Иоанна Златоуста и частицы мощей других угодников Божиих.

Подготовила Ольга Новикова

 

**

Паломникам

Адрес Елоховского собора: г. Москва, ул. Спартаковская, д. 15. Добраться можно от станции метро Бауманская, пешком по улице Бауманской до пересечения со Спартаковской.


Свято-Николаевская церковь (Москва, Ордынка): история и особенности

Одна из церквей Москвы, построенная в XVII веке, — это Никольская церковь в Пыжах. Когда-то на его месте стояла другая церковь, срубленная из бревен и освященная в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. На тот момент это место принадлежало Стрелецкой слободе, а деньги на строительство новой церкви выделил стрелковый полк Богдана Пыжова.

Строительно-ремонтные работы

Главный престол нового храма решили оставить Благовещенскому.С трапезной была связана часовня в честь святителя Николая Чудотворца, которая была построена вместе с колокольней только в 1692 году, то есть через двадцать лет после освящения главного алтаря. Когда строительство второго престола было завершено, церковь получила в народе название церкви Святого Николая. Москва, как и вся Россия в целом, была другой тогда, да и сегодня, с особым почитанием этого святого. Не так много храмов, посвященных слуге Божьему, как этому легендарному епископу из мира Ликии.

В 1796 году церковь Св. Николая Чудотворца была обновлена. К этому времени принадлежат ее первые картины. В 1812 году во время русско-французской войны храм был разрушен. Впоследствии он неоднократно ремонтировался и обновлялся. Например, на пожертвования семьи Ляминых в 1858 году была восстановлена ​​Никольская церковь. То же произошло и в 1895 году на пожертвования семьи Рахманиных. В 1878 г. в храме была освящена еще одна часовня в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.

Стилистика храма

Архитектурный стиль, в котором построен храм, получил название «русское узорочье». По сути, это четырехугольный ящик, внутри которого нет столбов. Алтарная часть представляет собой трехчастный выступ. Декоративные элементы выполнены в виде кирпичных барельефов. Западный портал украшен резными колоннами и гирляндами, обрамляющими арку. Пять глав храма покоятся на пирамиде ярусов кокошников. Что касается колокольни, то это церковное здание шатрового типа.Имеет три уровня, нижний из которых — открытая веранда. Первоначальный декор не сохранился. Внутреннее убранство современного иконостаса выполнено в древнерусском стиле, якобы имевшем место в Николаевской церкви до революции. Москва сейчас выглядит очень колоритно в этом плане: здесь есть храмы разных архитектурных стилей: классицизма, барокко, рококо, неоготики и других. Но храмы, выдержанные в традициях древнерусского народа, — относительная редкость.

Храм после революции

После революции религиозные организации подвергались репрессиям и гонениям.Во время событий 1922 года было объявлено о конфискации церковных ценностей, в результате чего только у Никольской церкви было лишено около пятнадцати пудов золотых и серебряных украшений и церковной утвари. Москва потеряла тогда не только множество церковных реликвий, но и произведения искусства, имевшие художественную, историческую ценность. Но храм продолжал функционировать. Он был закрыт в 1934 году. Многие святыни церкви отошли в музеи. Например, изображение Спасителя в 1674 году было отправлено в Третьяковскую галерею.Колокол, отлитый в 1900 году, попал в Большой театр. Затем его выкупил Елоховский собор для собственных нужд, так как колокол собора треснул. Вообще в тридцатые годы бушевали очень жестокие репрессии, многие церкви закрывались. Среди них была и Никольская церковь. Москва потеряла множество храмов, на месте которых устроили склады, кафе, фабрики, архивы, театры и прочее. В случае с церковью Святого Николая, за ее зданием сначала ухаживала мастерская, затем акустическая лаборатория, научно-исследовательский институт, пока, наконец, не взяло на себя Росмонтумускусство.При советской власти храм когда-то реставрировали. Это было в 1960-е годы.

Возвращение Храма

Практически сразу после перестройки началась реставрация, и бывшее культовое сооружение снова стало церковным. В июле 1991 г. снова стали совершаться богослужения. На сегодняшний день в храме три алтаря: главный — Благовещенский, второй — Николая Чудотворца. Но престол в память о Киево-Печерских святых Антония и Феодосия упразднили.Вместо них покровителями храма были избраны новомученики и исповедники Руси во главе со святым мучеником Киевским Владимиром.

Адрес церкви Св. Николая

В храме есть несколько святынь, в том числе частицы многих реликвий. Но даже если вы неверующий, это незабываемое место, которое стоит посетить, прогулявшись по достопримечательностям российской столицы. Адрес, по которому находится Никольская церковь: г. Москва, Ордынка (Большая), д. 27а / 8.

,

Храм Христа Спасителя

Присоединяйтесь к нашим экскурсиям по Москве:

Забронируйте экскурсию по Москве и откройте для себя достопримечательности города пешком, совершив одну из многочисленных прогулок, или совершите экскурсию на автомобиле / минивэне или старинном советском автомобиле.

С пересадочным туром Москва вы сможете покинуть аэропорт и осмотреть достопримечательности города в перерывах между рейсами.


Cathedral of Christ the Saviour Храм Христа Спасителя построен в благодарность за заступничество Господа в переломный момент российской истории, как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года по приказу Александра I. , Император России.

На строительство Храма Христа Спасителя ушло 44 года. Над его созданием работали лучшие архитекторы и художники Российской Академии художеств.

В 1931 году советское правительство решило снести собор и построить грандиозный Дворец Советов. Полностью разрушить собор не удалось, и было принято решение взорвать его. Мрамор собора использовался для отделки станций метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд». А есть легенда, что скамейки из собора можно найти на станции метро Новокузнецкая.Часть плит с именами героев войны была разбита и использована для покрытия дорожек в парках Москвы, другая часть использовалась для украшения зданий.

В 1994 году начались работы по реконструкции. Они проводились на пожертвования тысяч граждан России, а также российских и зарубежных компаний. Службы в соборе проходят с 2000 года.

Cathedral of Christ the Saviour Современный комплекс Храма Христа Спасителя включает в себя верхний и нижний храмы.

Верхний храм — это сам Храм Христа Спасителя.В нем три алтаря: главный посвящен Рождеству Иисуса, южный — Святому Николаю, а северный — Святому князю Александру Невскому.

Нижний храм — Преображенский храм, воздвигнутый в память об Алексеевском женском монастыре, который когда-то располагался на этом месте. В нем также три алтаря: главный посвящен Преображению Господню, а меньший — Святым Алексию и Тихвинской Богородице.

В стилобатной части собора расположены музей, зал Синода, зал Высшего церковного совета, трапезные и служебные помещения.

Нижний проход собора — памятник Наполеоновской войны 1812 года. Вы можете найти тексты Высшего манифеста о переходе французской армии границ России и Воззвание к русскому народу на милиции слева от западного входа в собор. Рядом с ними мраморные плиты с описанием 71 сражения, произошедшего на территории России в 1812 году, включая название битвы, дату, участвовавшие войска, имена убитых и раненых офицеров и общее количество солдат. убитый.Ряд мемориальных плит завершается на восточной стене собора Манифестом изгнания Наполеона из России 25 декабря 1812 года.

Cathedral of Christ the Saviour На первом этаже собора два музея . Музей Храма Христа Спасителя показывает историю собора, его возведения, сноса и реконструкции.

В Патриаршем музее церковного искусства представлены иконы 14-20 веков.

Вы также можете посетить смотровых площадок и насладиться чарующим видом на Москва с высоты 40 метров.

К реликвиям собора относятся часть бесшовного одеяния Иисуса, часть мантии Богородицы, мощи святого апостола Андрея и другие.

Рядом с Храмом Христа Спасителя находится Патриарший мост . Это красивый пешеходный мост, открытый в 2004 году. Он расположен напротив собора и соединяет два берега Москвы-реки.

Обратите внимание на дресс-код православных церквей: женщины должны покрывать голову и плечи и избегать вызывающей одежды; мужчинам следует носить длинные брюки.

Адрес: ул. Волхонка, 15 (Рус: ул. Волхонка, 15)

Часы работы:
Кафедральный собор открыт ежедневно с 9.00 до 18.00. Он может быть закрыт накануне больших православных праздников.
Themuseums работают ежедневно с 10:00 до 18:00. Они закрыты в последний понедельник каждого месяца.

Вход:
Вход в Храм Христа Спасителя свободный.
Вход в музеи и фотосъемка бесплатный.

Как добраться до Храма Христа Спасителя: общественным транспортом до метро Кропоткинская, выход на улицу Волхонка. Собор находится рядом с выходом из метро.

Сайт: http: // www.xxc.ru

Cathedral of Christ the Saviour


Другое Москва достопримечательности:

Новодевичий монастырь — старейший и, наверное, самый красивый действующий монастырь Москвы.

Новодевичье кладбище — самое известное кладбище Москвы. Он включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Кремль , символ государства Российского, один из величайших архитектурных комплексов мира, сокровищница реликвий и памятников искусства.

Здание Большого театра — один из символов Москвы и России.

Усадьба Коломенское — уникальное историческое место, расположенное в самом живописном уголке Москвы.

Царицыно , парк с великолепным историческим архитектурным ансамблем, живописными прудами, музыкальными фонтанами, живописными пейзажами и вневременной атмосферой.

Середниково , усадебный ансамбль, представляющий русскую неоклассическую архитектуру XVIII века.

Измайловский кремль , культурно-развлекательный комплекс, построенный с имитацией русской архитектуры XVIII века.

Город-призрак Piligrim Porto заставит вас почувствовать себя путешественником во времени: старые дома, узкие улочки, католическая церковь, гильотина и даже полноразмерный корабль, выброшенный на берег!


,

Лидская епархия | Католическая церковь через исторический Западный райдинг Йоркшира с 1878 года

Расписание богослужений Святой Мессы и других Таинств

Воскресные мессы: Собор в субботу 18:00, воскресенье 9:15 (, обратите внимание на изменение времени ), 11:00 и 18:00; Святой Розарий 10:30 утра

Мессы в будние дни: Собор с понедельника по пятницу в 12.30, в субботу в 12.00; Вторник и четверг 17:30; Святой Розарий Пятница 10.00

Исповедь: собор вторник, четверг, пятница после 12.30pm Масса; Вторник и четверг после 17:30. Это будет на 30 минут. В настоящее время только те, кто присутствуют на мессе до момента исповеди, смогут совершать причастие.

Розарий: Собор, понедельник — пятница, 11.50; Суббота, 11.20, , это будет прямая трансляция.

В связи с требованием присутствия управляющих во время работы церквей, в настоящее время невозможно открыть их для частной молитвы.Мы рассмотрим это и будем держать вас в курсе.

Re-open Volunteers Я очень благодарен тем, кто уже откликнулся на это обращение; однако нам нужно больше волонтеров; без вашей помощи не сможет открыться для мессы. Если вы хотите помочь или хотите узнать больше, пожалуйста, свяжитесь с деканом собора и приходским священником каноником Мэтью Хаброном по адресу dean.cat [email protected]

Отец Даррен Джонс В субботу, 25 июля, в праздник Святого Апостола Иакова, отец Даррен Джонс был рукоположен в Священное священство епископом Маркусом.Пожалуйста, помните отца Даррена в своих молитвах, когда он готовится к своему служению в приходе Святого Остина и английских мучеников в Уэйкфилде. Ad multos annos!

Отец Бенджамин Хилтон Мы с нетерпением ждем возможности приветствовать отца Бена Хилтона, в настоящее время служащего в Харрогейте, в приходе Матери Непоколебимой Помощи в октябре. Пожалуйста, молитесь за него и всех священников, которым предстоит переехать этой осенью.

Перепись

прихода В эти дни мы как никогда осознали важность поддержания связи друг с другом, особенно потому, что мы не можем собираться вместе на мессу каждое воскресенье.Давно не проводилась приходская перепись. Перепись позволяет нам быть в курсе событий с прихожанами, а также создать базу данных тех, кто желает получать информацию о жизни прихода по электронной почте. Простая форма переписи доступна в разделе Загрузки. Печатные копии формы также будут доступны в церквях, когда мы снова откроем их. Пожалуйста, найдите время, чтобы завершить перепись. Онлайн-версия будет скоро доступна.

Сообщения о Covid-19 от епархии и епископа Марка

Чтобы получить актуальную информацию от епархии по COVID-19, нажмите на следующую ссылку:

https: // www.dioceseofleeds.org.uk/cessation-of-public-masses-in-the-diocese-of-leeds/

Собор Лидса — один из лучших католических соборов Англии.

Посвященный Святой Анне, матери Богородицы, собор расположен в самом центре города Лидс и контрастирует с окружающими его новыми отелями и офисными зданиями, торговым центром The Light и викторианской ратушей.

Собор — это место тишины и молитвы, которое обеспечивает убежище от активности одного из самых оживленных городов Великобритании.Эта умиротворяющая атмосфера усилилась благодаря ежедневному совершению литургии, и каждый день после полудня происходит молчаливое Поклонение перед Святым Таинством. Ощущение мирного присутствия Бога — главная слава Собора.

Я надеюсь, что все посетители Лидса откроют для себя это великое сокровище епархии и города Лидса.

The Very Rev Canon Мэтью Хаброн Кафедральный декан

.