/Фриульские острова – Фриульские острова — Франция — Планета Земля

Фриульские острова – Фриульские острова — Франция — Планета Земля

Содержание

Фриульские острова — Франция — Планета Земля

Фриульские островаС холма Гард — самой высокой точки Марселя — открывается вид на Лионский залив и острова Фриульского архипелага. В центре — небольшой остров Иф с его знаменитым замком.

В состав архипелага входят четыре относительно больших острова и несколько совсем крошечных. Они расположены напротив входа в морской порт Марселя.

История

В далеком прошлом Фриульские острова были частью большой суши, но в результате поднятия уровня моря оказались отрезанными от нее. На них встречаются те же растения, что и в Провансе. Фауна довольно бедна, в основном представлена морскими птицами, кроликами, крысами и одичавшими домашними кошками.

В 49 г., во время конфликта Цезаря с Помпеем Великим, Массалия (так тогда именовался Марсель) поддержала Помпея. В том же году римский флот подошел к Массалии и бросил якорь у острова Ратонно, а потом взял город и разрушил его. Уже тогда стало ясно, что Фриульские острова — «больное место» в обороне города.

Со временем на каждом острове были построены форты и установлены батареи, повсюду находились наблюдательные посты. Французские короли очень заботились об обороне южных рубежей своих владений.

При короле Франциске I (1494-1547 гг.) на острове Иф в 1524-1531 гг. была сооружена крепость, которая должна была принимать на себя первый удар при нападении неприятеля на Марсель со стороны моря. Это квадратное трехэтажное сооружение высотой 28 м.

В конце XVI в. крепость, никогда не участвовавшая в боевых действиях, превратилась в тюрьму для особо опасных преступников. Тогда же она была переименована в замок Иф. В 1830-х гг. крепость официально перестала быть тюрьмой, хотя здесь содержались 3500 гугенотов, а в 1871 г. — руководители Парижской коммуны, и революционер Гастон Кремьё был расстрелян во дворе замка. В конце XIXі в. тюрьма стала музеем, а в 1926 г. ей присвоили статус архитектурного памятника. Сегодня замок Иф — самая популярная достопримечательность Марселя.

Генрих IV Великий (1553-1610 гг.), основатель французской королевской династии Бурбонов, повелел построить мощную крепость на острове Ратонно. До наших дней это сооружение не дожило, будучи погребенным под более поздними постройками.

Король Людовик XIV (1638-1715 гг.), известный как Король-солнце, отдал распоряжение самому выдающемуся военному инженеру того времени — французскому маршалу, маркизу де Вобану (1633-1707 гг.) — создать из архипелага Фриульских островов единую систему оборонительных сооружений. И даже относительно недолго находившийся у власти император Наполеон Бонапарт продолжил строительство фортов на островах.

В 1822 г. два самых больших острова — Помег и Ратонно — были соединены молом Берри, построенным по повелению французского короля Людовика XVIII именно на том месте, где стоял римский флот. Это сооружение было названо в память об убитом герцоге Беррийском. Год спустя на острове Ратонно было построено медицинское учреждение, названное Госпиталь Каролин, или Госпиталь герцогини де Берри. Он носит имя Марии Каролины, герцогини Беррийской, вдовы убитого герцога Беррийского. Госпиталь предназначался для карантина путешественников, прибывших в Марсель, если возникали подозрения в том, что они могут быть разносчиками эпидемии.

Учреждение функционировало до 1941 г., и было разрушено бомбардировками авиации союзников при освобождении Марселя в 1944 г. В дальнейшем госпиталь был заброшен до 1971 г., пока военные не отдали его городу. В 1980 г. комплекс, находящийся в процессе реставрации, получил национальный статус Исторического памятника.

Местоположение архипелага прочитывается в названии одного из островов — Тибулена, чье имя в буквальном переводе с провансальского диалекта означает «напротив города».

Архипелаг оставался собственностью министерства обороны до 1975 г.

В 1870 г. Третья французская республика покончила с монархией, но от дальнейшего укрепления Фриульских островов не отказалась. Они были включены в систему Сред-де-Ривьер — укреплений вдоль французских границ и побережий, заменивших устаревшие укрепления, созданные Вобаном. Укрепления, построенные на островах между 1860 и 1900 гг., и придали архипелагу его нынешний вид, вписавшись в природный ландшафт.

В 1902 г. на островах было воздвигнуто последнее военное сооружение — семафор острова Помег, с которого следили за морем и Марсельской гаванью вплоть до 1999 г.

На протяжении Первой мировой войны и после нее на островах хранились наблюдательные воздушные шары, пока их не вывезли в 1923 г.

Во время Второй мировой войны германские оккупанты построили на островах дополнительные укрепления, разместили батареи морских и зенитных орудий. Сохранившиеся германские укрепления того времени на мысе Каво производят впечатление очень серьезных сооружений. Строительством занималась созданная немцами Служба обязательного труда, в которую сгоняли жителей Марселя. Союзники осуществляли массированные бомбардировки Фриульских островов, пытаясь уничтожить батареи, которые на давали захватить Марсель. И в наши дни, несмотря на то что острова покрыты густыми дикими зарослями, с воздуха можно увидеть «лунный ландшафт» там, где авиабомбы оставили глубокие воронки, в особенности это заметно на острове Ратонно.

После войны острова сохранили свое военное назначение. В 1959 г. здесь появился ангар для хранения противолодочных сетей, предназначенных для установки перед гаванью и портом. Затем появился большой причал на острове Помег, где в 1950-1960-х гг. могли швартоваться одновременно четыре миноносца и четыре 1500-тонных минных тральщика.

В 1975 г. мэр Марселя получил разрешение на преобразование выведенной из эксплуатации военной гавани острова Помег в пристань для яхт, а также на постройку 450 домов, нескольких магазинов и пожарной станции. Остальные острова перешли в собственность города от министерства обороны в 1995 г.

Однако в истории островов были исключительные ситуации, когда военные сооружения и ранее передавались на сугубо гражданские нужды. Так, в начале XVIII в. острова стали местом карантина, здесь спасались от эпидемии чумы, а в XIX в. их отвели для больных холерой. В 1920-х гг. на Фриульских островах был создан санитарный сортировочный центр для приема армянских беженцев, спасавшихся от геноцида в Турции.

В наши дни в административном отношении Фриульские острова являются районом Марселя. Здесь нет автомобилей, и даже велосипеды разрешены в ограниченном количестве. Военный причал превратился в прекрасную пристань более чем на 600 яхт. Правда, в глаза бросается его военная бетонная облицовка 1970-х гг.

Постоянно на островах проживает более ста человек, не считая тех владельцев катеров и яхт, кто живет на них постоянно. Единственное предприятие, которое есть на островах, — морская ферма по разведению устриц, расположенная в бывшем карантинном порту острова Помег. Никаких государственных служб, кроме пожарной станции, на островах нет, и в отсутствие полиции, школы и врачей жители должны ежедневно выбираться в Марсель на пароме, который ходит до Старого порта.

В 2002 г. акватория у островов объявлена морским парком.

Фриульские острова на карте

Общая информация

Местоположение: Средиземноморское побережье Франции.

Острова: Помег, Ратонно, Тибулен и Иф.

Административная принадлежность: 7-й округ, кантон Марсель — Сен-Ламбер, округ Марсель, департамент Буш-дю-Рон, регион Прованс — Альпы — Лазурный Берег.

Происхождение: континентальное.

Цифры

Общая площадь: 1,935 км.

Помег: длина — 2,7 км.

Ратонно: длина — 2,5 км, ширина — 500 м.

Иф: площадь — 0,03 км2.

Население: 146 чел. (2012).

Плотность населения: 75,4 чел/км2 (2012).

Самая высокая точка: 89 м. (о. Помег).

Удаленность: от 1,6 до 4 км к западу от г. Марселя (по прямой).

Количество посетителей островов: свыше 400 тыс. чел. в год.

Климат и погода

Средиземноморский.

Мягкая зима, жаркое лето.

Средняя температура января: +8°С.

Средняя температура июля: +24°С.

Среднегодовая температура воды: +18°С.

Среднегодовое количество осадков: 300-400 мм.

Среднегодовая относительная влажность: 70%.

Достопримечательности

Природные
Исторические
  • Замок Иф (1531)

  • Мол Берри (Помег и Ратонно, 1822)

  • Госпиталь Каролин (Госпиталь герцогини де Берри, Ратонно, 1828)

  • Семафор (Помег, 1902)

  • Порт и причал острова Помег (1950-1970-е)

  • Оборонительные сооружения острова Помег (батареи Кап-Каво и семафор, батарея и форт Помег, башня Помег)

  • Оборонительные сооружения острова Ратонно (форты Брегантин и Ратонно, батарея Кап-де-Круа)

Прочие
  • Дом пилотов (станция лоцманской службы Марсель-Фос, Ратонно)

  • Действующий семафор на о. Тибулен

Любопытные факты

  • Шарль-Фердинанд, герцог Беррийский (1778-1820), в честь которого назван мол между двумя островами Фриульского архипелага — Помег и Ратонно, был наследником французского престола, вторым сыном графа Карла д’Артуа (будущего короля Карла X) и Марии-Терезы Савойской. В годы Великой французской революции герцог жил в эмиграции, служил в армиях разных стран, в том числе в русской. Он вернулся во Францию во время реставрации Бурбонов. В 1820 г. был смертельно ранен ремесленником Луи Лувелем — ярым противником монархии Бурбонов. Строящийся мол был назван в память о герцоге два года спустя, что при дворе посчитали неправильным решением короля Людовика XVIII. При жизни герцог Беррийский прославился разве что какой-то невероятной любвеобильностью. У него было множество любовниц и внебрачных детей. Два внебрачных сына и законный сын Генрих родились после его смерти.

  • Во вместительном дворе Госпиталя Каролин каждый год проходит музыкальный фестиваль МІМІ, организуемый марсельской Ассоциацией содействия музыкальным инновациям. Фестиваль проводится в середине июля и принимает исполните-лей-новаторов со всего мира, всех жанров и направлений.

  • В 1997 г. Жан-Клод Майо, владелец форта Брегантин на острове Ратонно, собрал несколько единомышленников и основал в форте Свободную республику Фриули. Такие образования с претензией на государственность, созданные когда в шутку, а когда вполне серьезно, принято называть виртуальными государствами, или микронациями. Цели создания «республики» туманны, однако она печатает собственные «деньги», которые являются законным платежным средством только в «республике». Она даже подала официальный запрос о вступлении в ООН. У «республики» имеются «посольство» во Франции, флаг и герб.

  • Французский писатель Александр Дюма (1802-1870) написал в 1844-1845 гг. один из самых известных в мире романов — «Граф Монте-Кристо»: историю многолетней мести спасшегося из замка Иф главного героя Эдмона Дантеса. В действительности нет ни одного доказанного подлинного случая побега из замка. В 1890 г. его открыли для посетителей, и туда устремились толпы туристов. На первом этаже представлена якобы «камера Эдмона Дантеса», соединенная тесным лазом с помещением без окон — «камерой аббата Фариа». На втором этаже «камера» героя другого романа Дюма — узника Железная маска, хотя тот, по сюжету, пребывал совсем в другом месте заключения.

  • Вопреки известному заблуждению маркиз де Сад никогда не был узником замка Иф.

  • Жан-Батист Клебер (1753-1800) — французский генерал, участник Наполеоновских войн, главнокомандующий французской армией в Египте, был убит в Каире молодым исламским фанатиком. Его забальзамированное тело было отправлено во Францию. Однако гроб с телом Клебера 18 лет простоял в замке Иф. Наполеон не простил Клеберу публичных обвинений в трусости за то, что тот якобы бежал из Египта, бросив на произвол судьбы армию. В 1818 г. останки Клебера по приказанию Людовика XVIII были перезахоронены в его родном Страсбурге.

geosfera.org

12. Марсель, замок Иф и Фриульские острова: kolllak — LiveJournal

Марсель фото и достопримечательности. Что посмотреть в Марселе.

Продолжим прогулку по Марселю, а также скатаемся в замок Иф и искупаемся на Фриульских островах.

1. В Марселе есть и пафосная «парижская» часть, она расположена в окрестностях Rue da la Republique. Я такую архитектуру не понимаю, поэтому не стали здесь надолго задерживаться. На фото ниже из-за богатых фасадов выглядывает скромная Гран-Карм.

DSCF8314_1

2. Чуть дальше от нее Сен-Кана.

DSCF8317_1

3.

DSCF8318_1

4.

DSCF8320

5. В первой части отчета я писал про особенность строения Сен-Ферреоль, здесь это лучше видно.

DSCF8323

6.

DSCF8311

7. Мы еще побродили по центру Марселя, зашли в Старбакс за вайфаем, потом пошатались по ЦУМу галерее Лафайет. Пошатались мягко сказано, реально там пару часов провели. Причем Таня, которая меня туда затащила, так ничего толком и не выбрала, зато я знатно прибрахлился. Потом поужинали в приятной кафешке в Старом порту и пошли встречать марсельский закат.

DSCF8331

8. Закат не подкачал.

DSCF8332

9.

DSCF8337

10. Обратно в наш Holiday Inn у вокзала Сен-Шарль поехали на метро. Метро вполне приличное, публика тоже нормальная даже ближе к полуночи.

DSCF8342

11. Второй день начался с грустного события. Я где-то потерял свой отнюдь недешевый рэй-бан. Я пытался вспомнить в какой кафешке я мог оставить очки, но никаких идей не появлялось. Так что утро началось с обхода в обратном порядке всех заведений, где мы побывали. Первая по дороге была галерея Лафайет. Мы подошли к кассе в мужском отделе, и Таня спросила про «люнет нуар». И, о чудо, кассирша достала из ящика мои очки. Видимо, я забыл их в примерочной. Как-то меня это приятно поразило, что никто их не прикарманил. Так что находка очков добавила еще пару очков в пользу моего положительного мнения о Франции.

Теперь можно было спокойно гулять дальше. И мы решили обойти Старый порт в его Южной части.

DSCF8344

12.

DSCF8345

13.

DSCF8346

14. Главная туристическая площадь Марселя со сложным названием Cours Honoré-d’Estienne-d’Orves.

DSCF8348

15.

DSCF8349

16.
DSCF8350

17.

DSCF8351

18. Виды на форт Сен-Жан (св. Иоанна), по которому мы лазили в первой части отчета.

DSCF8353

19. С этой стороны порта Марселя главные достопримечательности — это аббатство Св. Виктора и форт св. Николая. Причем, монастырь тоже больше похож на крепость.

DSCF8357

20.

DSCF8358

21. Следующей нашей целью была базилика Нотр-Дам де ля Гард. Как вы поняли из предыдущих отчетов, я стараюсь больше ходить, транспортом пользуюсь в крайних случаях. Но в Марселе стояла почти 40-ка градусная жара, так что я решил, не мучать спутницу и доехать до холма на общественном транспорте. Мы зашли в кафешку выпить что-нибудь холодного и перекусить и заодно Таня спросила у нашего соседа по столику про транспорт до Нотр-Дам де ля Гард. Оказалось, что для марсельцев это был непростой вопрос. Постепенно в кафе поднялась бурная дискуссия ходит ли туда что-то вообще или давно весь транспорт в Марселе благополучно сдох от кризиса.

DSCF8361

22. Так толком и не разобравшись мы пошли пешком.  В принципе это было не так уж и далеко, от аббатства св. Виктора мы дошли за полчаса. Но путь был в гору и еще в адскую жару. Так что лезть по длинной лестнице прямо к базилике Таня уже не смогла. Полюбовавшись собором снизу, мы наконец разобрались с вопросом, как добраться до Нотр-Дам де ля Гард. Надо сесть на площади у Старого порта на автобус 60, или как вариант доехать на туристическом поезде. Обратно мы, как раз поехали на 60-м автобусе. Но надо понимать, что вы в Марселе, так что расписание на автобусной остановке — это вообще ни о чем.

«Пестрая из-за сочетания светлого и темного камня базилика доминирует над Марселем, возвышаясь на холме высотой в 154 метра. Она была построена архитектором Эсперандье в середине XIX века фактически над капеллой XIII века, в которой расположены гробницы-усыпальницы.

Издавна этот высокий холм был идеальной точкой, с которой великолепно просматривались море и суша. И задача наблюдателя, дежурившего на горе, состояла в том, чтобы увидеть врага, приближающегося к городу морским или сухопутным путем. Отсюда и появилось у церкви название Мадонны-защитницы.

Несмотря на величественный вид собора снаружи, внутри довольно тесно. Хотя и есть, на что полюбоваться. Впечатляют стены из разноцветного мрамора и мозаики, изображающие сцены из жизни Девы Марии. Обилие полотен на морскую тематику и модели лодок свидетельствуют о том, что церковь эта является покровительницей моряков и рыбаков.

Сияющая золотом 11-метровая статуя Мадонны с младенцем на вершине колокольни была установлена здесь при стечении публики в 1931 году. Ночью ее освещают прожекторы, и этот ореол света виден морякам за много километров от берега.»

DSCF8363

23. Из-за дикой жары во второй день уже было не до прогулок по городу. Но меня ждала главная часть марсельской программы — замок Иф! Признаться, именно из-за него я и включил Марсель в наш маршрут.

DSCF8372

24. Итак, как же добраться до замка Иф и Фриульских островов? Есть несколько вариантов, на мой взгляд самый удобный — это Frioul If express. Если на площади Старого порта встать лицом к морю, то кассы и корабли этой конторы будут расположены слева прямо на углу. Паромы курсируют по круговому маршруту Старый порт — замок Иф — Фриульские острова — Старый порт. Вы можете взять билеты до любой из этих точек, или сразу полный билет с возвратом в Марсель. До замка Иф паромы идут достаточно быстро, где-то полчаса, от него до островов еще минут пятнадцать. Вот расписание паромов:
http://www.frioul-if-express.com/presentation/?rub_code=1
Имейте в виду, что замок Иф сравнительно рано закрывается, летом это часов в пять. Плюс, если плохая погода, то паромы туда могут не ходить, и кажется, понедельник у них выходной.

DSCF8375

25.

DSCF8376

26.

DSCF8378

27. А вот и остров Фриульского архипелага, на котором расположен замок Иф.

DSCF8390

28. С воды замок вполне внушает.

DSCF8395

29. До Марселя не так уж и далеко.

DSCF8399

30.

DSCF8402

31. Первым делом, конечно пошли искать камеру Эдмона Дантеса. Таня пытается пролезть в ход в камеру аббата Фариа.

DSCF8404

32. Эээ, скажем, честно, замок Иф разочаровал. Я представлял его более мрачным и большим. А тут оказалось весьма милое место, всего на несколько камер. Причем, в некоторых очень комфортные условия: камины, большие окна, красивые виды.

DSCF8432

33. Мой разочарованный лук.

DSCF8438

34. Здесь можно оценить размеры замка. Совсем крошечный.

DSCF8443

35. Ну, все я отдал свой долг любимой в детстве книжке, можно было подумать и о физических развлечениях. В планах было наконец-то искупаться, для этого мы отправились на Фриульские острова.

DSCF8447

36. Около главного порта на Фриульских островах есть несколько кафешек и магазинов, есть душевые, переодевалки и туалет. Последние крайне неудобные и по-хорошему предназначены только для местных владельцев яхт. Но из-за марсельского разгильдяйства кодовые замки не работали, чем мы с Таней и воспользовались.

DSCF8448

37. Несмотря на то, что паромы были забиты битком, на самом острове все как-то рассосались и мне это очень понравилось. Практически полное уединение, тишина, спокойствие и красота! Отличное место.

DSCF8450

38. Мы нашли небольшой «фьорд», где никого не было и с удовольствием накупались. Вода чистейшая, хотя и прохладная, на дне песочек.

DSCF8457

39. Таня поймала айпадом стайку яхт.

DSCF8477

40.

DSCF8479

41. Кальцит для юных геологов.

DSCF8483

42. В общем, в хорошую погоду поездка на Фриульские острова — обязательный пункт в Марселе.

DSCF8485

Нажмите, чтобы увидеть оглавление всех рассказов о моих путешествиях

(c) kolllak.livejournal.com

kolllak.livejournal.com

Острова Фриуль, замок Иф — Марсель и окрестности

 

Содержание

Фриульские острова находятся в Марсельском заливе, на расстоянии 3 км от берега. Лучше всего они видны со смотровой площадки у церкви Notre Dame de la Garde. Два крупных острова, соединенных дамбой, перед которыми выступает островок поменьше с крепостью на скалах. Большие Ile Ratonneau и Ile Pomegues сейчас открытая заповедная территория. Маленький Ile d’If известен благодаря замку, описанному в романе Александра Дюма «Граф Монте-Кристо».

Как добраться до островов Марселя

Рейсовые катера на архипелаг Фриуль круглогодично ходят из старого порта Марселя. Маршрут корабля состоит из 3 отрезков: Марсель-Иф, Иф-Фриуль, Фриуль-Марсель. Путь до островов занимает около получаса.

Стоимость переезда от города до острова или между островами составляет 5 евро *. Платить нужно за каждый отрезок. Таким образом вы можете комбинировать. Например, взять билет только в одну сторону, заплатив 5 евро, или оплатить полный маршрут за 15 евро. Билеты покупаются в кассе на то время, какое вы предпочитаете. Касса и причал находятся в левой части старого порта.

Учтите, что купив билет на полный маршрут, вы не избавитесь от забот. Билет – не пропуск VIP персоны, так что придется постоять в очереди на посадку. Отправляясь из Марселя, вы скорее всего поместитесь на корабль. А вот покинуть остров может быть непросто. В билете не указано время обратного отправления, так что вашему желанию попасть на катер могут воспрепятствовать другие люди, рвущиеся домой на материк. Конечно, вне туристического сезона подобных проблем нет.

Катера отправляются с интервалом около 1 часа. Днем бывают перерывы в рейсах. Часть катеров не идет по полному маршруту, а только до одного из островов. Все это надо учитывать при сборах. Иначе вы рискуете стать одним из туристов, что одиноко стоят на причалах, с тоской глядя в морскую даль. Расписание катеров можно взять в кассе.

На остров Иф ходят также туристические катера, которые отправляются из старого порта, но от других причалов. На них в основном возят экскурсантов, но берут и обычных пассажиров. Агитационные плакаты с расписаниями туристических катеров висят вдоль набережной.

Остров и замок Иф

Всю территорию острова Иф занимает средневековый форт. Он был построен в 16 веке для обороны Марселя, а затем использовался как тюрьма. Известность острову и замку принес роман «Граф Монте-Кристо».

Сейчас тут находится музей, посвященный героям книги Александра Дюма. Вход в крепость находится рядом с причалом. Музей открыт с 9.30 до 17 часов, ежедневно кроме понедельников. Стоимость посещения – 5.5 евро.

Поскольку вся территория острова окружена стенами, иначе как через музей туда не попасть. Так что, если форт окажется закрыт, то погулять не получится. Придется заниматься скалолазанием или дожидаться катера на причале.

На первом этаже форта демонстрируются камеры Эдмона Дантеса и аббата Фариа. Для пущей убедительности между камерами прорыт «тайный» проход. Другие камеры ничем не отличаются от мест заключения этих персонажей. На стенах висят репродукции и распечатки страниц романа.

Со смотровой башни форта открывается отличный вид на Марсель и острова Фриуль. Пожалуй это самая интересная экспозиция музея.

Вот собственно и все достопримечательности легендарного замка Иф. Остров каменистый и обрывистый. Купаться тут нельзя. Посидеть можно на остатках стен или в открытой кафешке. Растительности почти нет, ветры дуют сильные. Укрыться от ветра или солнца получится только в тюремной камере или туалете.

Для отдыха, купания и приятных прогулок значительно больше подходят два соседних острова.

Острова Фриуль

Островами Фриуль обычно называют два больших, соединенных между собой острова: северный Ratonneau и южный Pomegues. Хотя на самом деле, в архипелаг входят также остров Иф и еще один небольшой островок.

Гавань архипелага находится на перемычке между островами. Здесь же расположена стоянка кораблей и жилые дома. Жителей островов насчитывается порядка 100, в то время как число посетителей заповедника превышает 400 тысяч человек в год. Так что же примечательного они тут рассчитывают увидеть?

Большие острова архипелага Фриуль – это заповедная зона. Несмотря на каменистый ландшафт, тут зарегистрировано более 350 видов растений, 14 из которых охраняются. На островах обитает множество птиц, за которыми наблюдают ученые. Встречаются стрижи, дрозды, буревестники, соколы, пустельги. Подводный мир здесь богат водорослями, губками и разными видами рыбы.

Благодаря красоте своих скалистых бухт, архипелаг Фриуль включен в Национальный парк каланок

. В большинстве бухт можно купаться. Скалистая местность усложняет спуск к диким пляжам. Поэтому здесь очень любят отдыхать владельцы лодок и яхт.

На северном острове Ratonneau оборудован общественный пляж St. Esteve со всеми удобствами: туалетом, душем, спасателями. Вход свободный, как и на любой другой пляж Марселя. От гавани до пляжа проложена дорога, по которой курсирует туристический автопоезд.

Для пеших прогулок по островам проложены меченые тропы. Маршруты по тропам нарисованы на плакатах. Эти схемы также можно взять в кассах порта.

Тропы идут по вершинам холмов, с которых открываются замечательные виды на Марсель, замок Иф и каланки. Там же находятся руины средневековых оборонительных сооружений: форт de Rattoneau на северном острове и форт de Pomegues на южном. Самая лучшая обзорная точка расположена на северной оконечности архипелага – мысе Cap de Croix.

Учтите, что пользоваться транспортом на островах запрещено, причем не только машинами, но и велосипедами. Единственное транспортное средство – туристический поезд. Но лучше рассчитывать на свои ноги. Длина каждого острова около 2.5 км. С учетом извилистых троп и подъемов прогулка в один конец занимает час времени. Для полного и неспешного осмотра островов лучше зарезервировать целый день.

Полезные ресурсы

Актуальное расписание катеров Марсель – Фриуль

находится на сайте www.frioul-if-express.com.

* Цены указаны состоянием на лето 2014 года.

www.guide-travel.info

Марсельские Каланки и острова Фриули: живописная альтернатива городским пляжам

Фриули и Каланки

  • Фриули – цепочка Фриульских островов в 4 км от Марселя. В этот мини-архепелаг входят четыре острова: Ратонно, Иф, Тибулен и Помег. Два из них: Ратонно и Помег, – в 19 веке использовались в качестве карантинных зон для больных холерой, а веком позже здесь базировались немцы в годы Второй мировой. Сегодня это живописный кусочек Средиземноморья рядом с Марселем, сохранивший первозданную природу и редкие виды растений и птиц.
  • Каланки – фьорды Прованса, небольшие бухточки («calanque» в переводе с французского – «маленькая бухта»), тянущиеся вдоль Средиземноморского побережья от Марселя до Кассиса и Ла-Сьота. За природную красоту, уникальные геологические образования – известняковые скалы белого цвета, Каланки с 2012 года взяты под охрану государства и наделены статусом национального парка – Parc National des Calanques.

Что нужно знать перед тем, как ехать на Каланки и Фриули:

  1. Это не столько пляжи, сколько скалы. За спокойным пляжным отдыхом – на городские пляжи Марселя, а здесь надо быть готовым к иногда крутым подъёмам и спускам, иметь удобную, нескользящую обувь: ни в коем случае не каблуки и не шлёпанцы. Вывихи и растяжения не способствуют наслаждению окружающими красотами.
  2. Выдвигаться лучше с утра пораньше, чтобы до наступления жары добраться до места.
  3. Высокий сезон: с мая по сентябрь. Особый пик туристического ажиотажа – в июле и августе. А самое комфортное время для посещения Каланок – с марта по май.
  4. Иметь с собой запас питьевой воды: чем больше, тем лучше. Часто поблизости нет ни источников, ни магазинов.
  5. Не забудьте мощный солнцезащитный крем и головной убор: солнце печёт безжалостно, а найти тенистое место – та ещё задача.
  6. Пляжной инфраструктуры нет, поэтому пляжное полотенце тоже берём с собой, а для комфортного купания пригодятся специальные тапочки, чтобы не порезать ноги об острые камни.
  7. Если планируете провести на Каланках или Фриулях целый день, то стоит позаботиться и о еде для пикника.

Фриульские острова (Friouls)

До Фриульских островов из старого порта ходят кораблики Frioul If Express. Имейте ввиду, что этот вид транспорта завязан на погодные условия, а они в Марселе переменчивые. Чем выше волны, тем меньше вероятность попасть на Фриули.

Самые подходящие для пляжного досуга острова – Помег (Pomegues) и Ратонно (Ratonneau), соединённые между собой перешейком. Там есть кафе, мини-маркет и уютные бухточки. А на Ратонно – даже оборудованный общественный пляж с постом спасателей.

Можно гулять по островам, плавать с маской, изучать плакаты с указателями местного животного и растительного мира (архипелаг Фриуль – заповедная зона, включён в Parc National des Calanques), подыскивая местечко, где кинуть полотенце.

Прогулка не будет утомительной, ведь в длину каждый остров около 2,5 км.

Для возвращения в Марсель рекомендую не надеяться на последний кораблик: все хотят уехать попозже, и на нём может не оказаться свободных мест. Оставьте себе время для манёвра и придите на пристань заранее.

  • Сколько стоит: билет на кораблик 10 € с человека в одну сторону.
  • Время в пути: около 30 минут.
  • Частота отправлений: кораблики ходят регулярно, каждые 40 минут.
  • Актуальное расписание: катеры Марсель – Фриуль.

Покупая билет в кассе, захватите там же расписание корабликов и карту с пешими маршрутами по Фриулям.

Острова Фриули, Марсель

Острова Фриули, Марсель

Фриульские острова, Марсель

Фриульские острова, Марсель

Национальный парк Каланки (Calanques)

Число бухточек, входящих в марсельскую часть каланок неисчислимо, но более-менее пригодных для посещения и купания – около 20.

Осмотреть все сразу за один день не получится. Во-первых, каланки занимают площадь около 160 га. Во-вторых, береговая линия извилиста и скалиста. Между некоторыми бухтами – обрывы и непроходимые горные гряды. Добраться до таких можно лишь со стороны моря.

Самый комфортный способ увидеть больше с минимальными физическими затратами – 2-3-часовая морская экскурсия, стоимостью 15-35 € с человека. Цена зависит от числа посещаемых каланок и сезона. Туристические кораблики отправляются из Старого порта Марселя и объезжают несколько основных бухт. Они не причаливают к берегу, поэтому умение пассажиров сносно плавать в данном случае обязательно.

Карта марсельских каланок

Карта марсельских каланок

Топ-5 марсельских каланок: как добраться

Самые живописные, самые доступные и самые комфортные для купания каланки: Sugiton, Marseilleveyre, Port-Pin, Méjean et Niolon.

Необходимо учесть, что до удобных для купания мест придется идти пешком около часа. Стоит запастись едой и питьем: туристическая инфраструктура в заповедных каланках полностью отсутствует.

Топ-5 каланок в Марселе

Каланка Сужитон (Calanque de Sugiton)

Сужитон – одна из самых популярных каланок. До неё относительно несложно добраться, часовой променад по силам даже неподготовленному туристу. Заблудиться сложно, маршрут передвижения снабжён указателями. Даже если возникли сомнения, здесь всегда можно встретить пешеходную группу и спросить дорогу. В то же время, на Сужитоне достаточно места, чтобы найти укромное местечко и побыть один на один с первозданной средиземноморской природой.

Каланка Сужитон

Каланка Сужитон

Пляж в бухте

Пляж в бухте

Calanque de Sugiton

Calanque de Sugiton

  • Как добраться: ориентируйтесь на студенческий городок, расположенный в квартале Luminy. До него из Марселя ходит автобус №21. Садимся на автобус на станции метро «Rond Point du Prado» и едем до конечной. Далее – пешеходный маршрут до бухты. Информационные щиты на французском и английском подскажут правильное направление.
  • Время в пути: около 1 часа.
  • Здесь есть фото начала тропы и инструкция, как ориентироваться.

На территории национального парка транспортное движение запрещено. Это правило касается даже велосипеда, поэтому путь от паркинга до бухты можно проделать только пешим ходом. От развилки (точка 2 на схеме) надо идти в сторону ущелья (красный пунктир), где и находится бухта.

Схема маршрута до Calanque de Sugiton

Схема маршрута до Calanque de Sugiton

Первая часть пути к Sugiton – простая и комфортная, в виде небольшой тропинки в тени сосен. Вторая потребует физических усилий, она более каменистая и крутая.

При спуске в бухту, на последнем повороте извилистого пути открывается захватывающий вид на calanque de Sugiton: 2 небольшие бухточки с галечным пляжем и маленьким островком в форме торпедоносца (так кажется мужчинам) или лебедя, как кажется романтичным дамам.

На дорогу обратно отложите полтора часа.

Сужитон любят дайверы и дикие кабаны. И те, и другие туристов не боятся. А вот туристам стоит опасаться вторых. В 2014 году кабаниха жестоко атаковала человека, увидев в нём угрозу своим детёнышам.

Calanque de Sugiton

Calanque de Sugiton

Каланки Сужитон, Марсель

Каланки Сужитон, Марсель

Так выглядит "пляж" на каланке

Так выглядит «пляж» на каланке

Каланка Марсельвер (Calanque de Marseilleveyre)

Одна из самых близких к Марселю каланок, в Гуд, и одна из самых живописных, с песчаным пляжем и прозрачной бирюзовой водой. Уступает по популярности Сужитону лишь из-за дороги с пересадками.

  • Подробная информация: Каланка Марсельвер
  • Как добраться: ориентир – порт Callelongue. Едем сначала автобусом №19 от остановки метро «Сastellane» или «Rond Poind du Prado» до конечной (порт La Madrague). Затем пересаживаемся на автобус № 20 и едем до остановки «Callelongue» (конечная). Далее — 50 минут пешком до каланки.
  • Где искать расписание и другая информация об общественном транспорте Марселя.
Calanque de Marseilleveyre

Calanque de Marseilleveyre

Calanque de Marseilleveyre

Calanque de Marseilleveyre

Каланка Порт-Пин (Calanque de Port-Pin)

Port-Pin считается марсельской каланкой, хотя расположена она ближе к Кассису, чем к Марселю. До заветной бухты с песчаными и галечными пляжиками всего 25 минут пешим ходом. Своё название каланка получила, благодаря живописным соснам, которые растут на здешних белоснежных скалах. Возьмите маску для снорклинга: здесь есть на что посмотреть и под водой.

С 1 июня по 30 сентября, из-за угрозы лесных пожаров, посещение каланок Port-Miou, Port-Pin и En-Vau строго регламентировано.

Port-Pin

Port-Pin

Каланка Порт-Пин

Каланка Порт-Пин

Port-Pin, Marseille

Port-Pin, Marseille

  • Подробная информация: Каланка Порт-Пин
  • Как добраться: из Марселя (от площади Castellane) до Кассиса ходит междугородний автобус Bus Marseille – Cassis (до центра города): Ligne M08. Далее два варианта: по воде или суше.
  1. По морю: можно снять в Кассисе каяк либо доехать на туристическом кораблике и посетить по морю сразу три каланки, включая Port-Pin.
  2. По земле: от бухты Port-Miou, что на западной окраине Кассиса, пройти по дороге над морем, по краю бухты до каланки Port Pin (зеленая линия на схеме). Маршрут средней сложности, неподготовленным новичкам рекомендуется снять лодку.
Схема пешеходных маршрутов до каланок Port-Miou, Port-Pin и En-Vau

Схема пешеходных маршрутов до каланок Port-Miou, Port-Pin и En-Vau

Каланки Межан и Ньолон (Calanque de Méjean et de Niolon)

Эти каланки расположены в заливе l’Estaque и добираться до них удобно на туристическом поезде «Голубой берег» (la Côte Bleue-Marseille). Можно доехать до станции Niolon, а можно взять билет до Ensuès la Redonne и далее пойти по пешеходному маршруту GR51, который называют «тропой таможенников». По дороге будет, как минимум, 4 каланки с пляжами, один краше другого. Идеальный маршрут, чтобы сбежать от суеты большого города и основной массы туристов, затеряться на горных тропах, снующих вдоль моря, и насладиться тишиной и уединением.

Каланки Межан и Ньолон

Каланки Межан и Ньолон

Calanque de Méjean et de Niolon

Calanque de Méjean et de Niolon

Залив Л

Залив Л’Эстак

Calanque de Méjean et de Niolon

Calanque de Méjean et de Niolon

Calanque de Niolon

Calanque de Niolon

В материале использованы фото Алины Алекиной (Фриули) и Марии Барыбиной (Каланки).

inwander.ru

Путешествие к Фриульским островам (Марсель, Франция)

Вот уж никогда бы не подумала, что побывав в Марселе, я не посещу всем известный замок Иф. Предварительно посмотрев о нём материал в интернете, уже на месте я поняла, что лучше посетить Фриульские острова, полежать там на пляже и покупаться в море, тем более что погода располагала к этому. Столбик термометра поднимался на глазах, утро, а уже плюс 35*.
Выбор был сделан. Утешало то, что причаливать к острову мы будем и замок достаточно хорошо видно, а включив воображение камеру Дантеса представить можно.

Итак в путь. Кораблики отправляется из Старого порта и курсируют по круговому маршруту — Старый порт — замок Иф — Фриульские острова — Старый порт. Можно взять билет до любой из этих точек, или сразу полный билет с возвратом в Марсель. Ходят они практически каждый час и даже чаще, но лучше придти заранее, чтобы занять хорошее местечко на открытой палубе.


Но вот швартовы отданы и Марсель остаётся за бортом. Как же красиво он выглядит с большой воды!

Вот внушительный форт Сен-Жан, кто-то, не затрудняя себя в поисках местечка на пляже, купается прямо у его стен.

А вот проплывает за бортом красавец Кафедральный собор,

на высоком обрывистом берегу виден дворец Фаро, который построил Наполеон III для своей жены, но сам в нём ни разу и не был,

а здесь уже современное детище 147-метровый небоскреб известного архитектора Заха Хадида, в котором располагается штаб-квартира судоходной фирмы CGA CGM, одной из крупнейших в мире.

И вот оно море…

А на горизонте прямо по курсу появился и замок Иф. С воды замок вполне внушает. Сразу же возникла мысль, а смог бы Дантес доплыть до порта? Расстояние здесь около двух миль, для тренированного человека вполне возможно, а для заключённого, ослаблен же был? Но как помним из книги у него получилось.
Пока кораблик делал маневры, причаливая к острову, было время оглядеться.

История замка началась, как это ни странно, с носорога. В 1515 году король Португалии Мануэль I Великий решил преподнести в подарок папе Льву X носорога, который ему достался от султана Гуджарата. В те времена это животное мало кто знал и не имели представления как оно выглядит. Подарок был ценный.
Путешествие длилось долго, команда и сам носорог устали, поэтому решено было остановиться для отдыха на одном из островков недалеко от Марселя. Весть о необычном животном распространилась быстро и на остров прибыло множество гостей, что бы увидеть это чудо. Не устоял и Франциск I, который возвращался с очередной битвы. Но того поразил не сам зверь, а отсутствие хоть какой-то защиты порта. Соответственно тут же было дано указание о строительстве крепости.

Но вернёмся к носорогу. Его увидел и зарисовал купец из Моравии, эти рисунки попали к Дюреру, который на основании их и рассказов очевидцев сделал свой рисунок, который стал основой гравюры. В изображении животного имеются неточности, но так бывает часто, когда рисуешь не видя объекта.
А вот сам носорог до Рима не доплыл. Корабль попал в шторм и затонул. Из найденного тела сделали чучело, им и пришлось довольствоваться папе.

Крепость по своему прямому назначению практически не использовалась и вскоре превратилась в тюрьму в которой сидели не только вымышленные герои. Именно тогда она и стала называться замок Иф.


Ну, а мы, забрав туристов прибывших ранее, отправились на Фриульский архипелаг, который насчитывает кроме Иф ещё три острова: Помегу, Ратонно и Тибулен.

Это прекрасное место для отдыха вдали от городской суеты. Здесь белые, отполированные ветром и водой скалы, многочисленные укромные бухточки и необыкновенное разнообразие пляжей — песчаные, галечные, с бесподобно чистой водой. Запах моря, солнце — что ещё нужно для счастья?

Мы направились к островам Ратонно и Помег они соединены друг с другом перешейком.
В XIX веке здесь находились госпитали для инфекционных больных, а во время Второй мировой войны размещались части немецкой армии. Какие-то постройки сохранились и до сегодняшнего дня, но на осмотр их тратить время я не хотела.
В 1974 году здесь основали маленькое селение «Порт Фриуль», в котором построены небольшие рестораны и центр досуга, привлекающий большое количество туристов. Но нас интересовали пляжи!


Наконец-то причалили.
Кораблик был переполнен пассажирами и я уже начала волноваться, что не сумеем найти свой маленький, уединённый рай, но, на удивление, толпа как-то быстро рассосалась, места хватило всем.

Я всё-таки успела пробежаться по набережной, что бы заглянуть в кафе и запастись водой,

по дороге встретила вот такого интересного носорога, с книгами!!!

И поторопилась, чтобы догнать своих друзей. По пути увидела симпатичного вахтенного матроса, службу пёс нёс исправно!

А яхт и катеров очень много, объясняется тем, что парковка здесь дешевле, чем в Марселе, добраться сюда можно без проблем, а отдых здесь отменный.

На островах сохранилась первозданность, которая передаёт подлинную атмосферу Средиземноморья. Много неприметных цветов, которые приспособились к длительной засухе и солёной почве.
Острова являются прибежищем большого количества птиц, среди которых каспийская чайка, которую здесь называют «габиан».
Но заниматься изучением флоры и фауны под палящим солнцем не хотелось, поэтому мы просто купались и загорали.

фото из интернета


Было так здорово, что я даже забыла сфотографировать пляж.
Вот такой получился отдых на Фриульских островах. Вечером довольные и загорелые возвращались в Марсель.

turbina.ru

Википедия — свободная энциклопедия

Избранная статья

Первое сражение при реке Булл-Ран (англ. First Battle of Bull Run), также Первое сражение при Манассасе) — первое крупное сухопутное сражение Гражданской войны в США. Состоялось 21 июля 1861 года возле Манассаса (штат Виргиния). Федеральная армия под командованием генерала Ирвина Макдауэлла атаковала армию Конфедерации под командованием генералов Джонстона и Борегара, но была остановлена, а затем обращена в бегство. Федеральная армия ставила своей целью захват важного транспортного узла — Манассаса, а армия Борегара заняла оборону на рубеже небольшой реки Булл-Ран. 21 июля Макдауэлл отправил три дивизии в обход левого фланга противника; им удалось атаковать и отбросить несколько бригад конфедератов. Через несколько часов Макдауэлл отправил вперёд две артиллерийские батареи и несколько пехотных полков, но южане встретили их на холме Генри и отбили все атаки. Федеральная армия потеряла в этих боях 11 орудий, и, надеясь их отбить, командование посылало в бой полк за полком, пока не были израсходованы все резервы. Между тем на поле боя подошли свежие бригады армии Юга и заставили отступить последний резерв северян — бригаду Ховарда. Отступление Ховарда инициировало общий отход всей федеральной армии, который превратился в беспорядочное бегство. Южане смогли выделить для преследования всего несколько полков, поэтому им не удалось нанести противнику существенного урона.

Хорошая статья

«Хлеб» (укр. «Хліб») — одна из наиболее известных картин украинской советской художницы Татьяны Яблонской, созданная в 1949 году, за которую ей в 1950 году была присуждена Сталинская премия II степени. Картина также была награждена бронзовой медалью Всемирной выставки 1958 года в Брюсселе, она экспонировалась на многих крупных международных выставках.

В работе над полотном художница использовала наброски, сделанные летом 1948 года в одном из наиболее благополучных колхозов Советской Украины — колхозе имени В. И. Ленина Чемеровецкого района Каменец-Подольской области, в котором в то время было одиннадцать Героев Социалистического Труда. Яблонская была восхищена масштабами сельскохозяйственных работ и людьми, которые там трудились. Советские искусствоведы отмечали, что Яблонская изобразила на своей картине «новых людей», которые могут существовать только в социалистическом государстве. Это настоящие хозяева своей жизни, которые по-новому воспринимают свою жизнь и деятельность. Произведение было задумано и создано художницей как «обобщённый образ радостной, свободной творческой работы». По мнению французского искусствоведа Марка Дюпети, эта картина стала для своего времени программным произведением и образцом украинской реалистической живописи XX столетия.

Изображение дня

Рассвет в деревне Бёрнсте в окрестностях Дюльмена, Северный Рейн-Вестфалия

ru.wikipedia.green

Фриульские Острова, Марсельский архипелаг

Прямо напротив Марселя, в бухте, расположилась группа островов. Они стоят как солдаты на страже при входе в Старый порт города. На протяжении веков Фриульские острова верно служили крепостью, не подпуская врага к берегу. Их укрепляли французские короли, начиная с Франциска I, построившего замок Иф, ставший всемирно знаменитым благодаря бойкому перу Александра Дюма и герою его книги графу де Монте-Кристо.

ПЕРВАЯ ЛИНИЯ ОБОРОНЫ

На протяжении всей своей истории эти острова из-за их стратегического положения на входе в Марсель долгое время являлись оборонительным форпостом.

В состав архипелага входят четыре относительно больших острова и несколько совсем крошечных. Они расположены напротив входа в морской порт Марселя.

В далеком прошлом острова были частью большой суши, но в результате поднятия уровня моря оказались отрезанными от нее. На них встречаются те же растения, что и в Провансе. Фауна довольно бедна, в основном представлена морскими птицами, кроликами, крысами и одичавшими домашними кошками.

В 49 г., во время конфликта Цезаря с Помпеем Великим, Массалия (так тогда именовался Марсель) поддержала Помпея. В том же году римский флот подошел к Массалии и бросил якорь у острова Ратонно, а потом взял город и разрушил его. Уже тогда стало ясно, что Фриульские острова — «больное место» в обороне города.

Со временем на каждом острове были построены форты и установлены батареи, повсюду находились наблюдательные посты. Французские короли очень заботились об обороне южных рубежей своих владений.

При короле Франциске I (1494-1547 гг.) на острове Иф в 1524-1531 гг. была сооружена крепость, которая должна была принимать на себя первый удар при нападении неприятеля на Марсель со стороны моря. Это квадратное трехэтажное сооружение высотой 28 м.

В конце XVI в. крепость, никогда не участвовавшая в боевых действиях, превратилась в тюрьму для особо опасных преступников. Тогда же она была переименована в замок Иф. В 1830-х гг. крепость официально перестала быть тюрьмой, хотя здесь содержались 3500 гугенотов, а в 1871 г. — руководители Парижской коммуны, и революционер Гастон Кре-мьё был расстрелян во дворе замка. В конце XIX в. тюрьма стала музеем, а в 1926 г. ей присвоили статус архитектурного памятника. Сегодня замок Иф — самая популярная достопримечательность Марселя.

Генрих IV Великий (1553-1610 гг.), основатель французской королевской династии Бурбонов, повелел построить мощную крепость на острове Ратонно. До наших дней это сооружение не дожило, будучи погребенным под более поздними постройками.

Король ЛюдовикXIV (1638-1715 гг.), известный как Король-солнце, отдал распоряжение самому выдающемуся военному инженеру того времени — французскому маршалу, маркизу де Вобану (1633-1707 гг.) — создать из архипелага Фриульских островов единую систему оборонительных сооружений. И даже относительно недолго находившийся у власти император Наполеон Бонапарт продолжил строительство фортов на островах.

В 1822 г. два самых больших острова — Помег и Ратонно — были соединены молом Берри, построенным по повелению французского короля Людовика XVIII именно на том месте, где стоял римский флот. Это сооружение было названо в память об убитом герцоге Беррийском. Год спустя на острове Ратонно было построено медицинское учреждение, названное Госпиталь Каро-лин, или Госпиталь герцогини де Берри. Он носит имя Марии Каролины, герцогини Беррийской, вдовы убитого герцога Беррийского. Госпиталь предназначался для карантина путешественников, прибывших в Марсель, если возникали подозрения в том, что они могут быть разносчиками эпидемии.

Учреждение функционировало до 1941 г., и было разрушено бомбардировками авиации союзников при освобождении Марселя в 1944 г. В дальнейшем госпиталь был заброшен до 1971 г., пока военные не отдали его городу. В 1980 г. комплекс, находящийся в процессе реставрации, получил национальный статус Исторического памятника.

Местоположение архипелага прочитывается в названии одного из островов — Тибулена, чье имя в буквальном переводе с провансальского диалекта означает «напротив города».


УВОЛЬНЕНИЕ В ЗАПАС

Архипелаг оставался собственностью министерства обороны до 1975 г.

В 1870 г. Третья французская республика покончила с монархией, но от дальнейшего укрепления Фриульских островов не отказалась. Они были включены в систему Сред-де-Ривьер — укреплений вдоль французских границ и побережий, заменивших устаревшие укрепления, созданные Вобаном. Укрепления, построенные на островах между 1860 и 1900 гг., и придали архипелагу его нынешний вид, вписавшись в природный ландшафт.

В 1902 г. на островах было воздвигнуто последнее военное сооружение — семафор острова Помег, с которого следили за морем и Марсельской гаванью вплоть до 1999 г.

На протяжении Первой мировой войны и после нее на островах хранились наблюдательные воздушные шары, пока их не вывезли в 1923 г.

Во время Второй мировой войны германские оккупанты построили на островах дополнительные укрепления, разместили батареи морских и зенитных орудий. Сохранившиеся германские укрепления того времени на мысе Каво производят впечатление очень серьезных сооружений. Строительством занималась созданная немцами Служба обязательного труда, в которую сгоняли жителей Марселя. Союзники осуществляли массированные бомбардировки Фриульских островов, пытаясь уничтожить батареи, которые на давали захватить Марсель. И в наши дни, несмотря на то что острова покрыты густыми дикими зарослями, с воздуха можно увидеть «лунный ландшафт» там, где авиабомбы оставили глубокие воронки, в особенности это заметно на острове Ратонно.

После войны острова сохранили свое военное назначение. В 1959 г. здесь появился ангар для хранения противолодочных сетей, предназначенных для установки перед гаванью и портом. Затем появился большой причал на острове Помег, где в 1950-1960-х гг. могли швартоваться одновременно четыре миноносца и четыре 1500-тонных минных тральщика.

В 1975 г. мэр Марселя получил разрешение на преобразование выведенной из эксплуатации военной гавани острова Помег в пристань для яхт, а также на постройку 450 домов, нескольких магазинов и пожарной станции. Остальные острова перешли в собственность города от министерства обороны в 1995 г.

Однако в истории островов были исключительные ситуации, когда военные сооружения и ранее передавались на сугубо гражданские нужды. Так, в начале XVIII в. острова стали местом карантина, здесь спасались от эпидемии чумы, а в XIX в. их отвели для больных холерой. В 1920-х гг. на Фриульских островах был создан санитарный сортировочный центр для приема армянских беженцев, спасавшихся от геноцида в Турции.

В наши дни в административном отношении Фриульские острова являются районом Марселя. Здесь нет автомобилей, и даже велосипеды разрешены в ограниченном количестве. Военный причал превратился в прекрасную пристань более чем на 600 яхт. Правда, в глаза бросается его военная бетонная облицовка 1970-х гг.

Постоянно на островах проживает более ста человек, не считая тех владельцев катеров и яхт, кто живет на них постоянно. Единственное предприятие, которое есть на островах, — морская ферма по разведению устриц, расположенная в бывшем карантинном порту острова Помег. Никаких государственных служб, кроме пожарной станции, на островах нет, и в отсутствие полиции, школы и врачей жители должны ежедневно выбираться в Марсель на пароме, который ходит до Старого порта.

В 2002 г. акватория у островов объявлена морским парком.


Атлас. Целый мир в твоих руках №403

asonov.com