/Футбол майя: капитану проигравшей команды вырезали сердце — ЖЖ

Футбол майя: капитану проигравшей команды вырезали сердце — ЖЖ

Содержание

капитану проигравшей команды вырезали сердце — ЖЖ

mamlas в сообществе yarodom: История футбола. Футбол в древности

Футбол в древности

…Предлагаю включить нашу машину времени и отправиться тропинками прошлого — в историю этой самой любимой в мире спортивной игры — футбола. Таки прав был дедушка Карл Юнг, когда открыл свое коллективное бессознательное, этот глубинный слой в подсознании каждого человека, в котором заложены-записаны знания едва ли не всего человечества. А в тех знаниях среди терабайтов самой различной информации большими и жирными буквами в частности написано слово «ФУТБОЛ», а еще «НАДО ГОЛ!», «СУДЬЮ НА МЫЛО» и далее по списку.

Из блога mamlas

(Хотя записано в основном в подсознании мужчин, но и у некоторых девушек тоже случается). А футбол — не только самая популярная в мире спортивная игра, но и одна из самых древнейших. (Даже не игра, а образ, один из архетипов коллективного бессознательного всего человечества). Подтверждением этому служит тот факт, что в тех или иных проявлениях футбол возникал в разных культурах и цивилизациях, которые казалось не имели между собой никакого контакта, заядлыми футболистами были древние китайцы, римляне и греки, индейцы майя, эскимосы и еще огромное количество самых разных народов.

В некоторых местах появление футбола имело религиозную подоплеку, и было покрыто красивым покрывалом, сотканным из мифов и легенд. Скажем, у древних греков, по одному из мифов, первый футбольный мяч был подарен прекрасной богиней любви Афродитой (она же Венера) своему сыночку Амуру (это тот товарищ с луком и стрелами любви). Поэтому, когда Амур играл в футбол (вместо того, чтобы выполнять свои прямые обязанности — целить стрелами любви человеческие сердца) любовь заменялась футболом, отступала на второй план, действительно, какая любовь, когда идет футбол!

Индейский футболист, изображенный на вазе майя, 650 год, из блога mamlas

У индейцев майя ритуальная игра в мяч упоминается в их священном эпосе Пополь-Вух. Там идет речь о приключениях двух божественных героев-близнецов, которым в частности приходится играть в мяч (т.е. футбол) со злыми богами смерти. И которых они, конечно же, побеждают (правда, забыл с каким счетом). Мяч, которым братья-близнецы играли в футбол, символизировал, не что не будь, а Землю, нашу любимую и дорогую планету. Индейцы майя воспроизводили свой эпос реальной игрой в футбол. Хотя это был не совсем футбол в современном понимании, более того, их футбол был не просто спортивной игрой, а самой настоящей религиозной мистерией.

Индейцы майя играли в ритуальный футбол каучуковым мячом, а в качестве ворот необходимо было попасть вот в такое кольцо, прикрепленное к стене.

Из блога mamlas

Что сделать было довольно непросто, ведь как и в современном футболе, им запрещалось брать мяч руками, можно было пользоваться только ногами (и другими, кроме рук, частями тела). Но, тем не менее, индейские футболисты старались и выкладывались на все 250, ведь у них была очень мощная мотивация — команда, которая проигрывала, в полном составе приносилась в жертву богам. (Да-да, проиграл — и сразу секир бошка).

Из блога
mamlas

Любили играть в футбол и древние китайцы, у них эта игра называлась «цуцзюй» (с китайского переводится как «толкни мяч») и по официальной исторической версии именно китайцы были первыми, кто начал гонять мяч — зародился цуцзюй еще в 2 -м веке до н. е.

Китайский император наблюдает за игрой своих придворных в цуцзюй-футбол, из блога mamlas

Игроки с помощью ног должны были закинуть маленький мяч в сетку противника. Игра в цуцзюй входила в обязательную физическую подготовку китайских воинов.

У эскимосов игра в мяч называлась «тунгантаак» и проводилась с наступлением первых морозов (видимо, чтобы согреться). Игроки разбивались на две команды, а целью игры было просто не допустить, чтобы команда соперников завладела мячом.

Римские легионеры, которые в свое время завоевали большую часть Европы и нехилую часть Азии и Африки, в перерывах между походами и битвами с варварами тоже любили сыграть в футбол, который у них назывался «гарпаструмом». В отличие от современного футбола, в древнеримском футболе можно было брать мяч в том числе и руками, а главной целью было пронести мяч на территорию противника. Таким образом, древнеримский футбол-гарпаструм был больше похож на современное регби или американский футбол и отличался немалой жестокостью (да и римские легионеры никогда не были пай-мальчиками). Римские легионеры, стоявшие в Британии, на свою голову познакомили с гарпаструмом местных жителей-кельтов, которым настолько понравилась эта игра, что сразу стала самой их любимой, а в 270 году н. е. в городке Дерби даже состоялся первый международный футбольный поединок между командами римлян и местных бриттов, в котором римляне были побеждены…

Читать полностью в блоге автора

Мистика и ужасы древнего футбола

Руины древних стадионов ацтеков и майя, на которых смотреть древний футбол собирались сотни и тысячи болельщиков, сохранились до наших дней. Всего уцелело до 1300 подобных сооружений, некоторые — в прекрасном состоянии, куда лучшем, чем руины древнеримских колизеев. Размеры крупнейшего из таких стадионов в Чичен-Ица  достигают 96,5×30 метров. Площадки для человеческих жертвоприношений и особые сооружения, где выставлялись черепа принесенных в жертву «футболистов» находились тоже непосредственно на стадионах.

Древний стадион в Мексике, Монте-Альбан, Bobak Ha’Eri, 2005 год

«Несмотря на многочисленные свидетельства, мы очень мало знаем о ритуальной значимости игры в мяч, — отмечает портал arzamas.academy. — Вероятно, она представляла собой сражение, которому мог приписываться сакральный смысл. Команды могли олицетворять две противоположные стихии, например огонь и воду, или два противоположных мира, например нижний мир и верхний мир. В иероглифических надписях майя упоминается, что игроки в мяч выступали в роли божеств… Начиная с классического периода (I тысячелетие н. э.) появляются свидетельства связи игры в мяч с человеческими жертвоприношениями. В разных областях Америки обряд жертвоприношения был разным. Чаще всего жертв обезглавливали. Эта особенность игры сильнее всего проявилась в классическом Веракрусе и в культуре майя, которые оставили наиболее полные изображения жертвоприношений. Среди последних — фрески на стенах стадионов и каменная плита с изображением обезглавленного игрока. Еще одна разновидность игры в мяч, известная у майя, была связана с войной. Захваченным пленникам заламывали за спину руки и ноги и таким образом сворачивали их в мяч, который сбрасывали со ступеней. Царь-триумфатор стоял внизу, принимая эту подачу и нанося побежденным решающий удар».

Любопытно, что вначале индейцы приносили в жертву капитана не проигравшей, а победившей (!) команды — у него вырезали сердце и сжигали его. Правила изменил местный властитель под смешным прозвищем «18 кроликов». Он счёл несправедливым, что казнили победителя и приказал вместо него приносить в жертву капитана проигравшей команды.

kstk71: Смертельный футбол

Ацтеки и майя играли в ритуальный смертельный футбол или баскетбол под названием — «ток-а-ток». Многие историки считают, что именно эта игра, привезенная конкистадорами из Нового света, стала прародителем многих спортивных игр с мячом. Тогда, видимо и прошли первые чемпионаты Америки, по баскетболу и футболу. Проводились эти древние чемпионаты как правило в городах. Специально построенное поле для этой игры, представляло собой четырехугольный двор длиной около 50 и шириной около 18 метров, со всех сторон поле было окружено окруженный высокими уступчатыми стенами. Они походили на небольшие трибуны, на которых по-видимому располагалась знать Майя или Ацтеков. Этакие VIP трибуны.

Играли Майя, как и Ацтеки, в игру под названием «ток-а-ток». Именно ее многие считают прародителем если не футбола, то уж баскетбола, это точно. Мячом служил резиновый шар из натурального каучука дерева гевеи. Вес мяча у Майя, иногда достигал веса двух килограмм, хотя диаметром был не более двадцати пяти сантиметров. В отличие от игры в футбол, в «ток-а-ток» строго запрещалось касаться мяча ногами, и даже кистями рук. Водили мяч по игровому полю быстрыми движениями тела. Мяч толкали плечами, били коленями, подбрасывали головой и локтями. Эдакий, акробатический баскетбол. Кроме того на каждой из четырех наклонных гладких стен, где то на четырехметровой высоте, были вмонтированные каменные кольца, через которые игрокам было необходимо пробросить мяч. Причём, в это же время не дать сделать это команде противника.

Из блога kstk71

Игроки часто сталкивались на больших скоростях. Именно поэтому они облачались в специальную экипировку. На груди был деревянный щит, руки и ноги обматывали полосами толстой кожи. Напоминает Американский футбол или регби, не правда ли? Так скольким спортивным играм дала начало «ток-а-ток»? Но все равно, это скорее всего был футбол! С помощью «ток-а-ток» не просто играли для удовольствия. Игра служила для обрядов и предсказаний. А самое страшное — для человеческих жертвоприношений. Капитана проигравшей команды приносили в жертву. А в очень засушливые годы и целую команду. Но прародителями этой игры, скорее всего были не Майя или Ацтеки, а по-видимому — Ольмеки. И цивилизации Майя и Ацтеков получили ее по наследству, вместе со страшным ритуалом жертвоприношения. И может это также стало психологической причиной гибели этих некогда великих цивилизаций.

Читать полностью в блоге автора

Тлачтли – футбол майя

Теплым осенним днем 1528 года по всей Испании звонили в колокола. В храмах правили торжественные молебны в честь возвращения одного из покорителей Нового Света — Энрико Кортеса. Огнем и мечем сломив сопротивление ацтеков, жестокие конкистадоры завоевали их империю, превратив всю Мексику в испанскую колонию. А теперь, снова ступив с кораблей на Пиренейское побережье, воины Кортеса везли на многочисленных телегах подарки Карлу V: удивительные изделия индейцев, не известные ранее европейцам лекарственные растения, душистые коренья, драгоценные камни и, разумеется, слитки мексиканского золота. На передней телеге грустно сидели четверо индейцев-ацтеков. Тела их были раскрашены черной, красной и синей красками. Один из индейцев держал в руках серый мяч. То был каучуковый мяч для игры в «тлачтли» — национальную игру ацтеков и майя.

В мяч играли еще древние греки и римляне. Но ни резина, ни каучук им не были известны. Первый каучуковый мяч вместе с другими редкостями был привезен в Европу в 1496 году матросами Колумба. Но на своей родине он существовал издавна: ему не менее 3000 лет.

Испанские летописи подробно рассказывают о «тлачтли»: ею увлекались в разных частях Америки. Игра отличалась оригинальностью правил. Скажем больше, эта «оригинальность» порой носила трагический характер. Но об этом — немного позже…

У племен майя, которые обитали по низинам древней Мексики, корт состоял из мощеной аллеи (примерно 25 на 75 футов), обрамленной с двух сторон кирпичными скамьями и с двух других — наклонной или вертикальной стеной.

Резные каменные глыбы различной формы служили отметками на поле. В игре принимали участие две команды — от двух до десяти игроков в каждой. Играли массивными каучуковыми мячами весом от 2 до 4 кг.

Игроки поддерживали мяч в движении, подбивая его всеми частями тела, кроме… рук и ног. Точнее, можно было касаться мяча коленом или локтем, но бить стопой или ладонью строго возбранялось. При этом учитывались многие моменты: коснулся ли мяч определенных зональных пометок, упал ли он просто на землю соперников или оказался в конечной зоне и т. д.

Гол засчитывался тогда, когда игрок попадал мячом в кольцо или гнездо противоположной команды. Кольцо крепилось к стене не очень высоко от земли и в отличие от современного баскетбола было сориентировано не горизонтально, а вертикально.

На фото можно увидеть реконструкцию болкорта, открытого археологами в городе Чичен-Ица, на Юкатане. Эта площадка для игры была сооружена примерно в 850 году до н. э. Форма «гнезда», в которое залетал мяч, была заимствована юкатанскими майя у толтеков (одно из племен Центральной Мексики).

Для защиты от ударов тяжелого каучукового мяча игроки надевали защитные доспехи, похожие на те, в которые облачаются современные хоккеисты. Это были широкие кожаные пояса с передниками, такие же наколенники, кожаные рукавицы до локтей и большие прочные шлемы.

Хотя игра у майя носила немало светских черт (например, присутствовали зрители), в основе своей она была культовой и ритуальной. Большие корты при специальных храмах сооружались лишь в крупных религиозных центрах, и в их оформлении виден четко продуманный символизм. На каменных фризах изображались игроки. Отдельные камни, вырезанные в виде ног, кистей рук и голов, имели не только ритуальное, но и довольно зловещее значение. Ибо самой неприятной, с нашей точки зрения, «деталью» явилось то, что эта игра была тесно связана с человеческими жертвоприношениями. На барельефном фризе большого корта в Чичен-Ица изображен капитан команды-победительницы. В высоко поднятой руке он держит только что отсеченную голову капитана проигравшей команды.

В интересной книге писателя, кинорежиссера и путешественника Василия Чичкова «В погоне за Мексикой» дается весьма живое описание этой игры.

На возвышении стоят и сидят жрецы. Среди них — верховный правитель майя. «Защитники бога ветра — в красных набедренных повязках, защитники бога дождя — в синих. На руках у игроков браслеты из сушеных плодов. На коленях кожаные подушки. Тяжелый круглый мяч лежит на поле стадиона. Его сделали из белых слез, которые роняет священное дерево, если его ранят.

Игроки пока не трогают мяч. Они бегают по полю. Встав на колени и локти, они прыгают, как лягушки. Среди них два лучших игрока индейцев майя: Сннтейют и Шимчах…

Но вот главный игрок команды защитников бога дождя мгновенно подбежал к мячу и, по-змеиному изогнувшись, ударил его локтем. Другие игроки стали бить мяч коленями, бедрами, локтями, стараясь загнать его в каменное кольцо».

Нелегко загнать мяч в кольцо, которое по диаметру чуть больше мяча. А если вдруг коснешься его кистью руки или стопой ноги? Тогда тебе грозит смертная казнь. Напряжение матча все нарастает. Счастье вот-вот улыбнется одной из команд. Но мяч никак не может попасть в кольцо. Время здесь не учитывается и не ограничивается: игра будет длиться (без перерыва!) до тех пор, пока мяч не попадет в кольцо, и тогда оборвется жизнь главного игрока проигравших.

Среди игроков мелькнуло тело Синтейюта. Он бьет мяч коленом вверх и, будто подброшенный пружиной, устремляется вслед за ним. Локтем правой руки «тлачтлист» забивает мяч в кольцо. «Победа!» — гремит стадион. Зрители поднимаются со своих мест и осыпают защитников бога дождя драгоценностями.

А защитники бога ветра во главе со своим капитаном стоят в скорбном молчании. Спустя минуту они простятся со своим лучшим игроком. Его голову — таков закон — отрубит сам Синтейют.

Разумеется, такой трагический финал не имел ничего общего со спортом в современном понимании этого слова. Все это диктовалось социально-религиозными обстоятельствами тех далеких времен: рабская зависимость от прихотей природы приводила индейцев к такой же зависимости от жрецов и богов.

Свой очерк мы начали описанием торжеств в Мадриде. По приказу короля и под надзором Кортеса тут же был сооружен болкорт, и индейцы воспроизвели перед изумленным Карлом V и его свитой игру своих далеких соплеменников. Зрители восхищенно наблюдали, как мяч внезапно отскакивал от каменной стены, изменяя направление полета…

Пройдет совсем немного времени, и сообщения об этой игре полетят в столицы других европейских держав. Скоро появятся в Европе и каучуковые мячи, привезенные из Нового Света, и постепенно к ним привыкнут все. Каучуковый мяч изменит правила старинной игры в теннис и даже повлияет на футбольные законы.

Появится волейбол, где, по индейским правилам, команды будут стараться не дать мячу коснуться земли. А баскетбол? То же самое кольцо, но теперь оно повернуто горизонтально, а не вертикально, как было у майя.

О популярности «тлатчтли» можно судить хотя бы по перечню дани, которую получал знаменитый царь Монтесума. В так называемом «Кодексе Мендосы» упоминается, что столица государства ацтеков Теночтитлан ежегодно получала 16000 каучуковых мячей от 22 городов юго-западной Мексики — страны каучуконосов. Согласитесь, что 16000 мячей лишь для редких ритуальных игр — это, пожалуй, многовато.

Глиняные фигурки, изображающие игроков в мяч, сравнительно недавно были найдены археологами в Тлатилко — поблизости от современной столицы Мексики. Статуэтки датируются приблизительно 800—500 годами до н. э. Приятно, что каучуковый мяч остался, но правила игры с тех пор сильно изменились. В лучшую сторону.

Автор: Ю. Шанин.

Футбол придумали майя. Это правда? — Буря в стакане — Блоги

Перед каждым международным турниром англичане поют «Футбол возвращается домой» – Туманный Альбион по праву считается родиной современной версии игры. Но по этой логике петь эту песню должны и мексиканцы. Именно их предков чаще всего связывают с первой игрой, похожей на современный футбол.

Стоит сразу расставить точки на I: из всех коренных народов Месоамерики (современной Центральной Америки) нельзя выделять один, который стал прообразом современных мексиканцев. Майя, ацтеки, ольмеки и другие народности тесно связаны между собой не только географически, но и культурно: одинаковая система календарей, схожие религиозные понятия и церемонии, в основу которых положены жертвоприношения.

Поэтому называть майя создателями современного футбола неправильно. 

Почему именно Центральная Америка?

Упоминания о прообразах игры, похожей на футбол, есть практически в каждом регионе. Артефакты, найденные в египетских гробницах возрастом в 4 тысячи лет, указывают на то, что в Древнем Египте была популярна игра с мячом. Подобные находки найдены и на территории Древней Греции (также примерно 4 тысячи лет назад) и Римской империи (около 20 года до нашей эры).

Историки и археологи Уильям Хилл, Джон Кларк и Майкл Блек в своей статье Ball Court Design Dates Back 3,400 years отмечают, что первые стадионы на территории Месоамерики появились в 1400 году до н.э., а в мексиканском городище Эль-Опеньо нашли статуэтки игроков с каучуковыми мячами, которые датируют 1700 годом до нашей эры. Возраст этих реликвий уступает и греческим, и египетским находкам.

Так почему исследователи выделяют именно народности Месоамерики? Все дело в максимальном похожем на современный футбол устройстве игры.

Настоящий мяч и экипировка

Как и в других прообразах игр с мячом, основным снарядом в Месоамерике был мяч. Главное отличие было в материале.

Египтяне сшивали вместе куски ткани, создавая конструкцию, похожую на папье-маше; греки использовали также шкуры животных. Но индейцы пошли гораздо дальше. Свои мячи они изготовляли из сока кастиллы каучуконосной (Castilla elastica) – она растет в тропической части Мексики и Центральной Америки. Сок они смешивали с луноцветом шиповатым (Calonyction aculeatum), получая упругую резину.

Такие мячи получались буквально на века: совсем недавно такой каучуковый мяч нашли в болоте неподалеку от городища Эль-Манати. Когда завоеватель Эрнан Кортес привез несколько мячей в Испанию, весь королевский двор был шокирован свойствами каучука – этот материал им был незнаком.

Каучуковый мяч получался прыгучим, но при этом цельным и тяжелым. Его диаметр варьировался от 20 до 30 см, а вес мог доходить до 4 кг – для сравнения, футбольный по правилам весит не более 450 грамм. Пример такого мяча представлен в Музее Миннесоты.

Из-за твердости мяча и его веса «футболисты» часто получали травмы. Диего Дюран, главный эксперт в месоамериканской истории, писал, что нередки были и смертельные случаи: «игроки умирали, когда мяч ударял им по рту или по животу, или по кишкам».

Чтобы предотвратить опасность, игроки надевали специальную защитную экипировку. Главные элементы, которые совпадают во всех вариациях игры: пояс, щитки на бедра и наколенники. Также носили и шлемы, но в большей степени они несли декоративную функцию.

Правила

Точные правила месоамериканского футбола не сохранились ни в одном из источников. Совершенно точно они не могли быть универсальными – несмотря на общее культурное развитие, регионы и даже города Месоамерики порой кардинально отличались друг от друга.

Кстати, именно по этой же причине у «игры в мяч» нет единого названия: майя называли ее пиц’, у ацтеков она известна как олламалистли, а современные мексиканские индейцы играют в уламу.

Единственное, что наверняка совпадает – главная цель игры: переиграть соперника по очкам. При этом принцип подсчета очень похож на современный теннис или волейбол: очко засчитывается команде, если соперник уронил мяч на пол. Позднее в игру ввели новое правило: попадание в каменное кольцо автоматически заканчивает игру. Сделать это было нелегко, потому что такие кольца висели на высоте 5-8 метров над землей, и добить мяч было нелегко.

Каменное кольцо на стадионе в Чичен-Ице.

Игрокам также запрещалось отбивать мяч руками и ногами – оставались только бедра, плечи и предплечья. Археологи также находили предметы, похожие на современные биты, – в некоторых версиях их, вероятно, использовали для удара по мячу.

От вариаций правил менялось и количество участников. Торибио Мотолиния – миссионер, проживший с индейцами более 45 лет, – рассказывал, что видел команды и по 2 человека, и по 8. При этом количество игроков с обоих сторон не всегда совпадало.

Стадион

Первый стадион, который обнаружили Уильям Хилл, Джон Кларк и Майкл Блек в Пасо-де-ла-Амада, представлял простую площадку, ограниченную насыпями. Более ранние площадки либо не сохранились, либо их просто не было – игроки могли спокойно играть на подходящих склонах.

Первая площадка в Пасо-де-ла-Амада

К концу позднего периода становления (300 г. до н.э.) стадионы превратились во внушительные конструкции: специально выровненная поверхность была по бокам ограничена двумя параллельными каменными стенами. Стены могли быть перпендикулярными или отклоненными от игроков, концы площадки могли открытыми или закрываться стенами, образовывая букву I. Стандартные размеры такой площадки – 15 метров в ширину, 60 метров в длину.

Каменный стадион в Шочикалько

К моменту появления каменных «стадионов» правило с кольцом уже повсеместно распространилось по Месоамерике. По длине площадка устанавливали три каменных столба – отметки. На некоторых из таких столбов находили четырехлистники – символ входа в подземный мир.

Учитывая то, что стадионы располагались в священной части города, и символы загробной жизни, Александр Восс в книге A Game of Life and Death предполагает, что месоамериканский футбол выполнял функции не только развлечения, но и ритуальных обрядов.

Об этом свидетельствуют и сцены священных жертвоприношений, изображенные на панели стадиона в Эль-Тахине.

Самый известный стадион в игру с мячом расположен в Чичен-Ице – центре культуры майя. Возможно, именно поэтому истоки футбола чаще всего связывают с этой цивилизацией.

Что касается самой площадки, то она потрясает размерами: 146 метров и 36 метров в ширину. Трудно поверить, что на ней кто-то действительно играл – особенно с кольцами, установленными на высоте 8 м.

Стадион в Чичен-Ице

Всего на территории Месоамерики на данный момент насчитывается 1560 стадионов. Почти в каждом крупном или среднем городе имелась хотя бы одна площадка, а в столицах их число могло измеряться десятками (Чичен-Ица – 13, Эль-Тахин – 18, Кантона – 24).

Ставки

Как и в случае с современным футболом, спорт быстро привлек внимание азартных людей.

Изначально в игру с мячом разрешалось играть только индейцам высшего сословия, а потому и ставили только они. Когда правила изменили и в футбол попали бедняки, интерес к азартной части возрос в несколько раз. Люди ставили на кон земли и урожай.

А вот игрокам ставить запрещалось – они получали «зарплату». Торибио Мотолиния рассказывал, что богатые дворяне, присутствующие на стадионе, были обязаны одарить победившую команду. Если богачи пытались уйти без подарка, игрокам разрешалось ограбить их – правители боялись прогневить богов, которые защищают победителей.

***

Приход испанцев в начале XVI века почти уничтожил традиции игры с мячом. В странных обрядах и украшениях церковь увидела языческие обряды и приказала искоренить игру.

Однако в 2006 году в Мексике возродили традиционный спорт – спустя почти четыре тысячи лет после его появления. В 2017 в чемпионате по уламе приняло участие десять команд из Мексики.

Если Мексика надумает в ближайшем времени подавать заявку на право проведения чемпионата мира, ей можно использовать лозунг «Футбол возвращается домой». Полторы тысячи стадионов уже готовы.

Суарес каждый день пьет по 5 литров воды, а Венгер запрещал в «Арсенале» сладости. Мы не шутим – эти и куча других уникальных футбольных историй каждый день выходят в Telegram-канале блога «Буря в стакане».

голову с плеч, а сердце вон

Перед концом света Sportbox вспомнил о древней забаве индейцев майя, носившей название тлачтли. Ее считают предвестником современного футбола, хотя она лишь отдаленно напоминает сегодняшнюю игру в мяч.

Близнецы Хунахпу и Шбаланке мастерски умели обращаться с мячом и владели прекрасной экипировкой: кожаными наколенниками, перчатками и масками. Так начинается одна из частей мифологического эпоса «Пополь-Вух» – «индейской библии», скопированной в 1701 году испанским священником Франсиско Хименесом. Своими шумными забавами близнецы привлекли внимание демонов преисподней, которые вызвали их на поединок. Правда, до игры дело не дошло, поскольку братья не выдержали многочисленных испытаний по дороге на «стадион». Старшего обезглавили, а голову насадили на ветку тыквенного дерева, которе к изумлению всех расцвело. Поздее высохший череп Хунахпу исхитрился плюнуть на руку проходившей мимо девушки, дочери одного божества — та чудесным образом забеременела и родила новых близнецов. Более мастеровитые, чем их предшественники, полубоги подросли, организовали матч-реванш с демонами, выиграли его и вернулись на землю с останками Хунахпу и Шбаланке.

Миф засвидетельствовал невероятную популярность тлачтли. Испанские конкистадоры, высадившиеся на полуострове Юкатан, с изумлением наблюдали за забавами местного населения. Художник Кристоф Вейдиц, путешествовавший с Кортесом, так описывал увиденное: «У индейцев есть игра в надутый воздухом мяч. Они ударяют по нему задней частью своего тела, не отрывая рук от земли. Индейцы носят кожаные перчатки, а та часть тела, которой они ударяют по мячу, защищена кожаными повязками». Образцы игровых мячей даже отправили как диковины в Испанию, где все были поражены мастерством аборигенов, однако многие площадки во время усмирения индейцев разрушили. Тем не менее, до наших дней в Мексике сохранились около 1500 различных по площади и форме игровых полей.

Цивилизация майя умела обрабатывать каучук, из которого и делались мячи для игры в тлачтли. Первоначально они были литыми, поэтому бить головой или босой ногой по мячу не рекомендовалось. В игре использовались плечи, бедра и голени. Площадка делилась на две половины, и игроки противоборствующих команд стремились как можно дольше удержать мяч в воздухе. На некоторых площадках имелись вертикально расположенные кольца, в которые надо было попасть мячом. А вокруг возвышались сложенные из отесанного камня трибуны.

В документах есть свидетельства того, что на исход игр делали ставки, и некоторые богачи ухитрялись даже проигрывать целые имения. Порой поединки в тлатчли устраивались перед церемонией жертвоприношения, после чего проигравшая команда отправлялась под нож: им отрубали голову или вырезали еще бьющееся сердце.

Александр Кобеляцкий, Sportbox.ru

В Мексике нашли один из древнейших «футбольных стадионов» майя — Наука

ТАСС, 13 марта. На территории мексиканского штата Оахака археологи нашли один из самых древних «футбольных стадионов», который предки индейцев майя использовали для игры в тлачтли – ритуальную спортивную игру с мячом. Свою находку ученые описали в научном журнале Science Advances.

«Игра в мяч – одна из самых примечательных черт древней мезоамериканской цивилизации, однако мы почти ничего не знаем о ее происхождении и развитии. Традиционно считается, что она появилась в низинных областях современной Мексики, а на высокогорьях она возникла, если верить прошлым находкам, на тысячу лет позже. Наши данные говорят о том, что эту парадигму нужно пересмотреть», – пишут ученые.

Одна из самых причудливых и при этом интересных традиций ацтеков, майя и других индейцев, которые жили в Центральной Америке до пришествия европейских завоевателей, заключалась в том, что они часто разрешали внутренние и даже внешние конфликты и споры, играя в своеобразный «футбол» – ритуальную игру тлачтли. Во многих случаях подобные игры заменяли войны и другие вооруженные конфликты.

Для этих состязаний правители каждого крупного города-государства строили своеобразные стадионы – каменные площадки, длина которых всегда была больше ширины примерно в четыре раза. Они могли быть как достаточно большими, не уступая по размерам современным хоккейным «коробкам», так и маленькими, которые были сопоставимы с теннисными кортами. Как правило, поле делилось на две половины, на каждой из которых находились от двух до четырех полевых игроков противоборствующих команд, один из которых был капитаном.

Цель игры – взять под контроль мяч (тяжелый четырехкилограммовый шар из каучука) и направить его в сторону зоны соперника с помощью своих бедер (в других версиях игры разрешается пользоваться ногами, локтями или битами), или же опустить его в одно из колец на противоположной стороне площадки. Тлачтли играл в жизни древних индейцев огромную роль, на что указывают тысячи «стадионов», которые ученые открыли за последнюю половину века во всех уголках Мезоамерики.

Родина индейского футбола

Археологи, как пишут Джеффри Бломстер и Виктор Чавес из Университета Джорджа Вашингтона (США), давно считают, что эта игра возникла в низинных районах Мексики, в окрестностях древних городов Тлатилко или Тласкала. Это связано с тем, что здесь растет каучуконос Castilla elastica, из сока которого были изготовлены самые древние мячи для тлачтли. В пользу этого так же говорило то, что самые древние «стадионы» археологи нашли на территории этих регионов Мексики, а также на низменных равнинах у берегов Мексиканского залива и Тихого океана.

При этом первые игровые площадки появились на территории высокогорий Мексики, где тоже жили предки майя, ацтеков и других народов Мезоамерики, значительно позже – примерно через тысячу лет.

Чавес и Бломстер усомнились в этом. Они проводили раскопки на территории древнего города Этлатонго, который археологи открыли несколько лет назад в центральных регионах Мексики, в штате Оахака. В далеком прошлом там жили миштеки – одни из союзников ацтеков. В центре этого города ученые обнаружили сразу два «стадиона», один из которых был построен поверх второго, а также ритуальные фигурки и другие атрибуты игры.

Измерив доли изотопов углерода в органических останках, найденных рядом с нижним «футбольным полем», ученые пришли к выводу, что его построили примерно в 1374 году до нашей эры. Это делает его почти полным «ровесником» самых древних площадок для игры в тлачтли из окрестностей Тлатилко или Тласкалы, возраст которых составляет примерно 3,4 тыс. лет.

Открытие, как отмечают ученые, не позволяет говорить о том, что древнеиндейский «футбол» стал популярным на территории высокогорий значительно позже, чем в низинах. Скорее всего, эти спортивные ритуалы развивалась параллельно и в тех, и в других регионах, в конечном итоге превратившись в ту причудливую игру, зрителями которой становились испанские миссионеры и конкистадоры.

Развенчан популярный миф о майя — Российская газета

Ученые из Университета Копенгагена установили, что популярный миф о принесении цивилизацией майя в жертву победителей древней игры в мяч оказался не более чем выдумкой.

Как сообщает Live Science, речь идет об игре, которая была популярна у майя, ацтеков и других народов Мезоамерики. Упоминания о ней встречаются в легендах индейцев.

Еще в 1987 году появилось исследование, утверждавшее, что победителей таких игр приносили в жертву. А сама игра была ритуальным действом, олицетворявшим борьбу добра со злом.

Новое многолетнее исследование позволило изучить правила игры. Были проанализированы и записи испанских монахов, и барельефы майя. Один из них относится к 700-800 годам нашей эры. На нем изображены люди, играющие в каучуковый мяч.

Ученые установили, что на древних стадионах зачастую не было каменных колец, в которые необходимо было забросить мяч. Хотя до сих пор именно это считалось главной целью игры, которую иногда называют баскетболом «майя». Также установлено, что зрители делали ставки на исходы состязаний, выигрывая и проигрывая крупные суммы.

Главный вывод — если кого-то из игроков и приносили в жертву, то это были единичные случаи. Да и то речь шла, скорее всего, о пленниках из других племен.

«Это было бы действительно ужасно, если бы лучших игроков регулярно приносили в жертву, — говорит ведущий автор работы Кристоф Хелмке. — Миф о человеческих жертвоприношениях породили рисунки, обнаруженные на некоторых площадках для игры в мяч — там изображены черепа и кости. Но должны ли они восприниматься буквально?»

По его словам, жертвы не были неотъемлемой частью игры. Если кого-то и убивали, то это был и без того приговоренный к смерти человек. Возможно, казни пленников повышали популярность игр.

Известно, что испанцы в начале периода завоевания Мезоамерики запретили проведение таких игр. Однако сделано это было не из-за жертвоприношений, как считалось до сих пор, а из-за идолопоклонничества. Завоеватели стремились покончить с языческими верованиями.

Возможно, миф был связан с эпосом Пополь-Вух, рассказывающем о битве богов и людей. Они играют в мяч, божества обманывают людей, а затем их обезглавливают.

Но исследователи отмечают, что этот эпос передавался устно на протяжении многих столетий. А записан он был лишь в начале 1700-х монахом-доминиканцем Франсиско Хименесом, который мог «сгустить краски».

Майя Плисецкая: теряла сознание от боли, но поехала на футбол увидеть игру Платини

https://rsport.ria.ru/20150503/828229159.html

Майя Плисецкая: теряла сознание от боли, но поехала на футбол увидеть игру Платини

Майя Плисецкая: теряла сознание от боли, но поехала на футбол увидеть игру Платини — РИА НОВОСТИ Спорт, 04.09.2020

Майя Плисецкая: теряла сознание от боли, но поехала на футбол увидеть игру Платини

Почти десять лет назад, находясь в Мюнхене на чемпионате мира по футболу, наудачу позвонил Майе Михайловне Плисецкой, которая вместе с Родионом Константиновичем Щедриным жила не так далеко от Мариенплатц. Так бывает очень редко, наверное, но Майя Михайловна тогда ответила и пригласила в гости. Почти час в гостях у величайшей балерины и ее постоянного спутника, гениального композитора. Родион Константинович советовал, где слушать «Тоску», что заказывать в Вене и какой ресторан посетить, Майя Михайловна говорила только о футболе. Вечером в субботу Майи Михайловны не стало. Не стало в Германии, где состоялась наша первая встреча. Встреча, которая остается одним из ярчайших эпизодов в жизни. Некоторые ее воспоминания и размышления о футболе из того интервью, из расшифровки, которую так и не удалил.

2015-05-03T01:12

2015-05-03T01:12

2020-09-04T12:22

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdn24.img.ria.ru/images/rsport/82877/14/828771450_0:160:3073:1888_1920x0_80_0_0_9ebe3e504ddc9ae7b34223775c8c35aa.jpg

РИА НОВОСТИ Спорт

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2015

Василий Конов

https://cdn21.img.ria.ru/images/rsport/89844/76/898447646_278:0:994:716_100x100_80_0_0_c380e708d45ccb8b0ec069cf89032132.jpg

Василий Конов

https://cdn21.img.ria.ru/images/rsport/89844/76/898447646_278:0:994:716_100x100_80_0_0_c380e708d45ccb8b0ec069cf89032132.jpg

Новости

ru-RU

https://rsport.ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА НОВОСТИ Спорт

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn23.img.ria.ru/images/rsport/82877/14/828771450_171:0:2900:2047_1920x0_80_0_0_c4146d679e5627820365385542fb2dbe.jpg

РИА НОВОСТИ Спорт

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Василий Конов

https://cdn21.img.ria.ru/images/rsport/89844/76/898447646_278:0:994:716_100x100_80_0_0_c380e708d45ccb8b0ec069cf89032132.jpg

интервью — авторы, авторы, футбол, спорт, мишель платини, виктор понедельник, всеволод бобров, майя плисецкая, чемпионат мира по футболу 2018, германия, пфк цска, мирослав клозе, криштиану роналду, сборная россии по футболу

01:12 03.05.2015 (обновлено: 12:22 04.09.2020)

Василий Конов

Р-Спорт

Все материалы

Почти десять лет назад, находясь в Мюнхене на чемпионате мира по футболу, наудачу позвонил Майе Михайловне Плисецкой, которая вместе с Родионом Константиновичем Щедриным жила не так далеко от Мариенплатц. Так бывает очень редко, наверное, но Майя Михайловна тогда ответила и пригласила в гости. Почти час в гостях у величайшей балерины и ее постоянного спутника, гениального композитора. Родион Константинович советовал, где слушать «Тоску», что заказывать в Вене и какой ресторан посетить, Майя Михайловна говорила только о футболе. Вечером в субботу Майи Михайловны не стало. Не стало в Германии, где состоялась наша первая встреча. Встреча, которая остается одним из ярчайших эпизодов в жизни. Некоторые ее воспоминания и размышления о футболе из того интервью, из расшифровки, которую так и не удалил.

Игра в мяч майя — История

Загрузка …

Эксперты считают, что в мезоамериканскую игру в мяч играли все культуры региона, начиная с ольмеков, которые, возможно, ее изобрели. Этой игре с мячом 3500 лет, что делает ее первой организованной игрой в истории спорта. Майя любили эту игру, и все играли в нее в разное время, но она также имела глубокое религиозное, ритуальное значение. По этой причине в нее иногда играли просто как в игру, когда команды играли в азартные игры.В других случаях игра превращалась в зрелище и ритуал, когда правители города играли плененных воинов в сфальсифицированных ритуальных играх. Пленные проиграют игру и будут принесены в жертву.

В большинстве, но не во всех городах майя были площадки для игры в мяч, гораздо больше, чем одна. Тринадцать сотен площадок для игры в мяч разбросаны по всей Мезоамерике, и все они имеют одинаковую форму I, то есть две наклонные стены, по которым мяч может отскакивать, длинное узкое игровое поле и две концевые зоны. Гватемала, родина первых городов майя, имеет более 500 площадок для игры в мяч.

Хотя никто не знает точных правил игры с мячом, испанцы, которые видели игры ацтеков в 1500-х годах, сообщили, что две команды от двух до пяти игроков должны были держать мяч в воздухе, не используя руки или ноги. Они бьют по мячу руками, бедрами или бедрами. Резиновые мячи, которые они использовали, были разного веса и размера, от размера софтбола до футбольного мяча. Мячи из твердой резины были тяжелыми — до восьми или девяти фунтов — и могли вызвать серьезные травмы или даже смерть. В основном игры выигрывались по очкам.Примерно в 1200 году нашей эры каменные круги с отверстием посередине были прикреплены высоко на стенах площадки для игры в мяч до шести метров в высоту. Хотя попадание мяча через отверстие было редкостью, если игрок проходил мяч через отверстие, это была мгновенная победа.

Помимо игр для развлечения и атлетики, ритуальные игры имели большое религиозное значение, разыгрывая миф о творении или удерживая солнце и луну на их привычных орбитах. Хотя современные читатели могут придавать большое значение такой причине, для майя это был вопрос жизни и смерти и одна из причин человеческих жертвоприношений.Боги нуждались в человеческой крови и сердцах, чтобы держать солнце и луну на орбите. В некоторые игры с мячом играли для разрешения ожесточенных споров между соперничающими городами или в качестве доверенности на войну. Майя также рассматривали игру как битву между богами смерти и богами жизни или между добром и злом. Они также видели в этом напоминание о Близнецах-героях, которые преодолели смерть и сами стали полубогами. Таким образом, игра символизирует возрождение и жизнь.

Эта статья является частью нашего большого ресурса о культуре, обществе, экономике и войне майя.Щелкните здесь, чтобы увидеть нашу исчерпывающую статью о майя.

Цитируйте эту статью
История «игры в мяч майя» в сети
© 2000-2021, Salem Media.
4 августа 2021 г.
Дополнительная информация для цитирования.

Игра с мячом майя: смертельный спорт


Игра с мячом майя: смертельный спорт


Один способов, которыми народы майя соревновались друг с другом другой был игрой в так называемую «Игру в мяч».Они использовали резиновый мяч, около 20 дюймов в диаметре, чтобы играть в Игру, которая была играл на каменном «корте», размеры которого менялись. (В самый большой из найденных до сих пор имеет размеры 459 на 114 футов.) стены двора были наклонены внутрь и свешивались высоко на стены были каменными кольцами.

целью игры было передать мяч без он касается ваших рук, а затем заставляет мяч проходить через одно из колец.Поскольку кольца были такими высокими, и игроки не позволяли пользоваться руками, это было чрезвычайно сложно провести мяч через кольцо. Фактически, когда игроку удалось провести мяч через кольцо, что обычно закончилась игра. В противном случае игра закончилась, когда мяч коснулся земли.

Игра в мяч майя была торжественным событием, наполненным ритуалом. важность. Присутствовали религиозные лидеры, как и большинство вожди и другие руководители правительства.Священные песни были пели и играли. Другая религиозная деятельность проходила как хорошо.

Победителей игры рассматривали как героев и устраивали большой праздник. Наказание за проигрыш игры иногда было необычно суровым: смерть. Иногда убивали лидера команды, проигравшей игру. Это соответствовало убеждению майя о том, что человеческие жертвы необходимы для непрерывного успеха сельского хозяйства, торговли и общего здоровья людей.

игра была похожа на игры и спорт, в которые люди играют сегодня в несколько способов:

  • В игроки работали как одна команда, чтобы обыграть другую команду игроков
  • г. Цель состояла в том, чтобы пробить мяч через кольцо
  • г. целью также было НЕ касаться мяча руками, как футбол сегодня.
  • Огромный построены только для игры
  • г. игры привлекли очень большое количество людей часы
  • Азартные игры на то, кто выиграет было обычным

Ballgame — Pok-ta-Pok — Археолог майя

Удивительный факт:

Знаете ли вы, что майя играли в самый ранний командный вид спорта в мире?

Это была игра с мячом с использованием резинового мяча, и игроки могли отбивать мяч только бедрами, локтями или коленями! Им никогда не разрешалось пользоваться руками, ногами или головой!

Доктор Дайан рассказывает об игре майя в Иксимче, городе майя в Гватемале

Разрушитель мифов:

Победители или проигравшие игры были принесены в жертву.

Ни победители, ни проигравшие не были принесены в жертву во время игры с мячом майя, за исключением игры, которая имела место вместо войны с городом. В этом случае команды из обоих городов будут играть друг с другом, и лидер проигравшей команды может быть убит, хотя часто им позволяли жить до тех пор, пока проигрывающий город снабжал победителей определенным количеством нефрита, обсидиана или другого особого предмета. товары.


Содержание страницы:


Как играть в игру

Игра в мяч майя ( pok-ta-pok или pitz ) была лишь одним из нескольких видов игр, проводимых по всей Мезоамерике.Площадки для игры в мяч часто располагались внутри церемониальных центров, и обычно на каждом важном месте была площадка для игры в мяч. Сегодня майя в нее больше не играют.

Как произносится Pok-ta-Pok:

Игра с мячом и площадки для игры в мяч были связаны с движением солнца и луны, которые связаны с сельскохозяйственными сезонами. В эту игру играли для развлечения, во время фестивалей или специальных мероприятий, например, когда правитель становился королем или заменял войну.

Площадка для игры в мяч в городе майя Тикаль, Гватемала

Глядя на площадки для игры в мяч, а также на изображения игроков в мяч на вазах и глиняных статуэтках, археологи могут дать некоторую информацию о том, как могла проходить игра.

Майя играют в игру, нарисованную на вазе. Источник: mayavase.com

Площадка была разделена на две половины линией, перпендикулярной ее длинной оси, и противоборствующие команды смотрели друг на друга через эту разделительную линию. Майя носили тяжелые набивки и ремни.

Мяч; резиновый шар, который изображен в различных размерах, можно было ударить локтями, бедрами и коленями, но не головой, руками или ногами.

Очко было засчитано одной команде, когда противоположная команда не смогла вернуть мяч до того, как он отскочил во второй раз, или когда мяч достиг противоположной конечной зоны (или когда мяч был брошен через одно из двух каменных колец, позднее добавление).

Каменное кольцо (высота 6 метров) в бальной площадке в Чичен-Ице

Считается, что резиновый мяч был получен путем смешивания латекса с соком из лозы ипомеи, который содержит химическое вещество, которое делает резину менее хрупкой и более упругой.

Значит, и майя были довольно продвинутыми химиками!


Народный Вух

«Попул Вух» — это история создания майя, включающая в себя великий миф о Близнецах-героях, Хун-Ахпу и Шбаланке.Эти близнецы стали великолепными игроками в мяч и были вызваны на игру Повелителями Преисподней.

Узнайте, как произносится:

Население Вух:

Хунафу:

Шбаланке:

В своей первой игре Лорды пытались использовать череп в качестве мяча, но Герои-Близнецы отказались. Однако им пришлось провести несколько испытаний в различных домах Подземного мира, в одном из которых, «Дом летучих мышей», Хунакпу отрубили голову!

Лорды повесили голову над площадкой для игры в мяч и объявили, что она будет использована в качестве мяча в следующем матче.И все же Шбаланке создал временную голову для тела своего брата и убедил кролика выдать себя за мяч, чтобы он мог вернуть голову Хунакпу и восстановить его!

Близнецы-герои нарисованы на вазе. Источник: mayavase.com

«Попул Вух», текст XVI века из Санта-Крус-Киче в высокогорной Гватемале, считается величайшим литературным произведением племени киче-майя.

К сожалению, это привело к распространенному заблуждению, что люди майя использовали череп в качестве шара. В частности, люди видят мяч с черепом посередине на стене площадки для игры в мяч в Чичен-Ице как свидетельство этого, хотя на самом деле изображение является реконструкцией Popul Vuh, а не реальностью.

Изображение мяча с черепом внутри на стене площадки для игры в мяч в Чичен-Ице

Детские развлечения

Почему бы тебе не попробовать сделать? Или почему бы не попробовать поиграть в игру?

Сыграйте в Maya Ballgame!

Что вам понадобится :

Маленький мяч

Спортзал / детская площадка

Как играть:
  • В школьном спортзале или на детской площадке разделите зону пополам линией, перпендикулярной ее длинной оси.
  • Разделитесь на две команды по 5. Противоборствующие команды встретятся друг с другом через разделительную полосу.
  • Согласитесь с системой очков, которая заключается в том, что очко может быть начислено, когда мяч достигает противоположной зачетной зоны.
  • Согласуйте также и штрафы, например, когда противоположная команда позволяет мячу вести мяч, и его нужно поднять и снова бросить, или когда команда ударяет по мячу руками или ногами.
  • Играйте в Пок-та-Пок!

Помните, что мяч можно бить только локтями, бедрами и коленями, но не руками или ногами.


Ресурсы для загрузки

Эти ресурсы были написаны учителями во время моей поездки в район Майя. Вы можете скачать их ниже.

* Обратите внимание: вам может потребоваться использовать ваш личный адрес электронной почты, а не адрес электронной почты вашего учебного заведения, для загрузки этих файлов, поскольку некоторые школы отключают возможность получения элементов из-за пределов своего домена.

Вы можете получить доступ к полной схеме работы за небольшую плату в виде пожертвования благотворительной организации Chok Education, которая поддерживает образование детей майя.

Примеры площадок для игры в мяч


Дополнительные интернет-ресурсы

Pok-ta-Pok — игра с мячом Maya
Видео, показывающее реконструкцию игры с мячом Maya, которую вы можете попробовать в P.E.

Попол Вух: миф о сотворении мира майя
Популь Вух — священная книга народа киче майя, написанная в середине шестнадцатого века.Это видео изображает мифы, включенные в эту книгу. Это видео анимировано с использованием реальных работ майя, найденных на керамике и фресках.

База данных по вазам майя
Включает фоторепортаж о народе Вух с использованием артефактов и картин майя на вазах, а также изображения игры с мячом, например, в верхней части страницы.

Народ Вух: Священная книга майя: Виктор Монтехо. Groundwood Books, 2009. Для детей 9–12 лет.
Гневные и добросердечные боги, великаны, смертные, ягуары и красочные птицы — вот некоторые из персонажей и существ, населяющих эту историю создания.Детям понравится этот доступный пересказ истории, который в большинстве случаев недоступен на английском языке. Яркие образы, рассказы о мести и запретном плоде, испытания на смекалку и силу, а также объяснения того, почему у оленей короткие хвосты, а обезьяны живут на деревьях, — все это здесь.


Действительно ли майя пожертвовали своими игроками в мяч?

Представьте себе толпу, ревущую, когда члены королевской семьи выходят на площадку для игры в мяч с резиновым мячом в руке в этом зрелищном виде спорта, который символизирует добро и зло.Игра в мяч, в которую играли майя, ацтеки и соседние культуры, известна своим повсеместным распространением в Мезоамерике, прежде чем вмешавшиеся европейцы закрыли ее. Но многие загадки и заблуждения продолжают мешать людям понимать игру.

Например, приносились ли в жертву победители или проигравшие в конце игры? И были ли кольца на площадках для игры в мяч подобны современным баскетбольным сеткам?

Ответ на оба вопроса — нет; игроки, скорее всего, не были принесены в жертву, и мяч не должен был проходить через кольцо, хотя, вероятно, время от времени это происходило, сказал Кристоф Хельмке, доцент Института межкультурных и региональных исследований при университете. Копенгагена.[Какой вид спорта самый сложный?]

«Было бы действительно ужасно, если бы твоими лучшими игроками все время приносили в жертву», — сказал Хельмке, который объяснил внутреннюю работу игры Live Science.

Этот рельеф на известняке, датируемый 700-800 годами нашей эры, изображает двух мужчин майя, одетых в тщательно продуманные костюмы, играющих в ритуальную игру в мяч. (Изображение предоставлено: Фонд Ады Тернбулл Хертл)

Что такое игра с мячом?

Археологи собрали воедино информацию об игре в мяч из разных источников: раскопок исторических площадок для игры в мяч, документов колониального периода (написанных европейцами или коренными народами, которые научились писать на английском или испанском языках) и иконографии, то есть местных глифов с изображением игры и ее игроков.

Даже сегодня некоторые мезоамериканские культуры играют в мяч, хотя неясно, насколько эти игры похожи на древних предшественников, сказал Хельмке.

Эти различные источники показывают, что игра в мяч была широко распространена и чрезвычайно важна в доколумбовой Америке, где в нее играли даже на севере, на юго-западе Америки, в Аризоне и Нью-Мексико. В нее также играли в Мексике, Центральной Америке и Карибском бассейне, и даже на севере Южной Америки, в Колумбии.

Как и в случае с диалектами, правила, вероятно, различаются в разных местах, сказал Хельмке.Но у игр с мячом было одно общее: игра проводилась на поле в форме буквы I, известном как игровая аллея. Обычно игровая аллея представляла собой саман или гладкую полированную штукатурку из известняка. Другими словами, было бы больно, если бы вы на него упали, — сказал он.

Площадка для игры в мяч майя в Копане, Гондурас. (Изображение предоставлено Shutterstock)

Вверху и внизу буквы «I» отмечены конечные зоны, где игроки могут забивать. По обе стороны от длинного переулка были наклонные террасы, которые помогали удерживать мяч в игре, если он приземлялся за пределами корта.«Вы можете играть в мяч без этих [наклонных] структур, но это намного сложнее, потому что он просто выходит за пределы поля», — сказал Хельмке.

«Мы пытались воссоздать игру», — добавил он. «Мы обнаружили, что угол наклона определяет, насколько сильно мяч отскакивает. Чем круче угол наклона, тем быстрее темп игры, тем быстрее мяч отскакивает назад. Чем более тупым был угол, тем легче это было. »

Примерно 1500 известных площадок для игры в мяч различаются по размеру. Один в Чичен-Ица ​​на полуострове Юкатан в Мексике имеет длину 316 футов и ширину 98 футов (96.5 метров на 30 м), «но это скорее экспонат», — сказал Хельмке. «На самом деле вы не можете сыграть в него», потому что расстояние слишком велико, чтобы отбить мяч, не отскакивая от земли. По его словам, большинство площадок для игры в мяч стандартного размера имеют длину около 65 футов (20 м), что примерно в пять раз короче футбольного поля. [Фото: резные фигурки майя в действии]

Правила

Доминиканский монах Диего Дуран никогда не видел игры в мяч лично, но он побеседовал об этом со старейшинами коренных народов.Основываясь на записях Дюрана об игре с начала 1570-х годов, ацтеки пытались удерживать мяч в постоянном движении. Две команды будут соревноваться друг с другом, ударяя по мячу телом, но не руками или ногами. По данным Музея искусств Метрополитен в Нью-Йорке, произведение искусства Maya показывает игроков, которые ждут, чтобы ударить по мячу бедрами. В других регионах игроки использовали деревянные лопасти для ударов по мячу.

Команды могут зарабатывать очки, если они вбивают мяч в зачетную зону, или если противоположная команда допустила ошибку или коснулась товарища по команде, сказал Хельмке.

Сосуд майя, датируемый примерно 600–1000 гг. Н. Э., На котором изображен игрок в мяч майя, одетый в толстый протектор, защищающий его туловище от травм. Игрок с мячом ныряет, чтобы перехватить мяч, который парит перед его лицом. (Изображение предоставлено: Дар мистера и миссис Джеймс С. Грюнер)

Иногда члены королевской семьи играли, в некоторых случаях приглашая лидеров соседних государств соревноваться в демонстрации преданности, сказал Хельмке. Но независимо от того, были ли на игровой площадке представители королевской семьи или обычные спортсмены, на игры присутствовало большое количество людей, и некоторые люди теряли большие суммы, даже свою одежду, потому что делали большие ставки, пишет Дуран.

На самом деле игра служила многим целям. Для ацтеков это был вид спорта для молодежи; публичная игра с участием зрителей; гладиаторский ритуал, во время которого заключенных могли убить; реконструкция космического конфликта между планетами; и как игру, в которую могут играть боги, согласно исследованию 1987 года, опубликованному в журнале Res: Anthropology and Aesthetics.

Что касается обручей, Дюран писал, что иногда мяч проходил через обруч, расположенный в середине переулка. «Если бы это произошло, вся игра остановилась бы, и человека, который пробил мяч через кольцо, объявили бы победителем», — сказал Хельмке.«Но он [Дуран] не сказал, что это было сутью игры. Он говорит, что это могло случиться время от времени, и что это было действительно исключительным явлением».

Более того, подавляющее большинство площадок для игры в мяч в районе Майя не имеют обручей, добавил Хельмке.

Обруч для игры в мяч с корта в Чичен-Ице, Мексика. (Изображение предоставлено Shutterstock)

Самая ранняя известная площадка для игры в мяч была найдена в Пасо-де-ла-Амада, Гватемала , и датируется примерно 1400 годом до нашей эры. Однако резиновые мячи с побережья Мексиканского залива, датируемые 1600 годом до нашей эры.C. может быть самым старым артефактом в игре, сообщает Met.

Когда они приземлились в Новом Свете, испанцы никогда не видели игры с мячом, не говоря уже о резиновом мяче. Европейцы были настолько заинтригованы, что отправили команду местных игроков в Испанию, чтобы показать игру Карлу V, как сообщает Met. Но когда испанцы начали завоевывать Мезоамерику в 1519 году, они искоренили игру, запретив кому-либо играть в нее из-за ее ассоциации с человеческими жертвоприношениями и «идолопоклонническими» религиозными практиками, согласно исследованию в Res: Anthropology and Aesthetics.

Человеческое жертвоприношение

Учитывая, насколько популярными и посещаемыми были игры с мячом, иногда во время игры могли казнить пленника, сказал Хельмке. «Но [эти жертвы] не были неотъемлемой частью игры. Этого человека все равно бы ускорили [казнили]». [25 культур, практиковавших человеческие жертвоприношения]

Полная иллюстрация, а также сосуд, показывающий сцену игры с мячом. (Изображение предоставлено Художественным музеем Далласа)

Несмотря на это, трудно избавиться от современного представления о том, что игроков в мяч часто приносили в жертву, сказал Хельмке.Частично это заблуждение происходит из «Пополь Вух» — эпоса, рассказывающего о мифе сотворения одного из народов майя. Пополь Вух зародился как устная традиция, которая позже была записана лидером коренных народов, а затем скопирована доминиканским монахом Франсиско Хименесом в начале 1700-х годов.

В Пополь Вух (что означает «Книга людей» — вы можете прочитать полный текст здесь) божества подземного мира сражаются и используют уловки, чтобы одержать победу в игре с мячом против людей, которых затем божества обезглавливают.Затем сыновья-близнецы одного из убитых героев сталкиваются с божествами подземного мира, и на этот раз люди побеждают и расчленяют лордов подземного мира.

В дополнение к ассоциации между игрой и кровавым Пополь Вух, этот миф о «человеческих жертвоприношениях» восходит к изображениям черепов и костей на некоторых площадках для игры в мяч. «Но вопрос в том, относятся ли эти ссылки к преступному миру и этому мифическому событию? Их следует понимать буквально?» Думаю, это открытый вопрос », — сказал Хельмке.

Оригинальная статья о Live Science .

Жестокая и кровавая история мезоамериканской игры в мяч, где иногда проигрыш приводил к смерти

Площадка для игры в мяч в Мексике (фотография Денниса Джарвиса)

Его начали ольмеки, майя подправили, а ацтеки прибили. Мезоамериканская игра с мячом, в которую играют твердым резиновым мячом — весом около 10 фунтов — и командами от одного до четырех человек, регулярно появляется на протяжении всей доколумбовой истории.Хотя и добавлено позже, площадки с каменным мячом были обнаружены от Аризоны до Никарагуа.

Керамическое изображение игры в мяч в Музее Руфино Тамайо в Оахаке (фотография Томаса Алето)

Хотя точные правила игры неизвестны, обычно считается, что в эту игру играли более или менее подобно сегодняшнему волейболу (без сетки) или ракетболу. Игроки носили шлемы, накладки и толстые защитные коромысла вокруг средней части и удерживали мяч в игре, отбивая его от бедер.

Мезоамериканская игра в мяч впервые появилась среди ольмеков около 1500 г. до н.э. на центральном побережье Мексиканского залива, районе, известном в то время производством латекса. Многие шары были обнаружены в этом регионе как часть погребений и ритуальных подношений в святынях, что позволяет предположить, что шары и другие принадлежности для игры в мяч были признаком статуса или богатства. Фактически, эта идея была подтверждена свидетельствами того, что площадки для игры в мяч были найдены возле домов вождя на стоянках ольмеков. Игра, в которую играли ольмеки, была связана с престижем и социальным положением, и только богатый, а значит, высший класс мог позволить себе играть в игру.Гигантские каменные головы, найденные в этом регионе, также изображают вождей в шлемах для игры в мяч.

Голова ольмеков в парке Museo La Venta в Мексике (фотография Стивена Бриджера)

Вырезание человеческого жертвоприношения после игры в мяч в Веракрусе, Мексика (фотография Томаса Алето)

В эту игру продолжали играть по всей Месоамерике, когда ее переняли майя, добавившие свой особый поворот. Согласно истории создания, известной как Пополь Вух, люди и повелители преисподней сразились с ней, играя в игру.Таким образом, площадка для игры в мяч была порталом в Шибальбу — подземный мир майя. Майя использовали игру как замену для ведения войны, урегулирования территориальных споров и наследственных проблем, а также для предсказания будущего. Пленников войн заставляли играть (несомненно, сфальсифицированные) игры, в результате которых они приносили жертвы в случае проигрыша.

Принесенный в жертву мяч в Музее антропологии в Халапе, Мексика (фотография Мориса Марселлина)

Два игрока в мяч на резьбе в Гватемале (фотография Саймона Берчелла)

Ацтеки продолжили эту гордую традицию проигравшего проигравшего, поскольку многие вазы и скульптуры изображают неизбежное обезглавливание проигравшей команды.Есть даже изображения игроков в мяч, играющих головой проигравших вместо мяча. Произошло ли это на самом деле — дело артистов. Испанцы, наблюдавшие за игрой, сообщали об ужасных травмах тем, кто в нее играл — глубокие синяки, требующие прокола, переломы костей и даже смерть, когда игрок получил удар по голове или незащищенный укус тяжелым мячом.

Площадка для игры в мяч в Оахаке (фотография Мэтта Барнетта)

Тень каменной ямы на площадке для игры в мяч (фотография Эрика Бремера)

Большая площадка для игры в мяч в Чичен-Ица ​​в Мексике (фотография Дэрила Митчелла)

Есть много таких прекрасных площадок для игры в мяч, которые можно посетить сегодня.Большая площадка для игры в мяч в Чичен-Ице, построенная примерно в 800 году нашей эры, является самой большой и лучше всего сохранившейся из когда-либо найденных. Майя добавили каменное кольцо для получения дополнительных очков, но попадание мяча через кольцо было очень редким событием. Фактически, площадки для игры в мяч майя можно исследовать практически на каждом археологическом участке, включая Паленке, Яшчилан, Тикаль, Ушмаль, Эк Балам, Копан и Калакмуль. И хотя сейчас вы не можете много играть в этих исторических местах, сегодня в Мексике играют в чуть менее ужасную версию игры под названием Ulama.

Улемист (фотография Мануэля Агилара)

Что археология говорит об истоках футбола

Возрождение 3000-летней древней игры в мяч

Задолго до баскетбола и футбола древние майя ходили в парк, чтобы поиграть в мезоамериканскую игру с мячом. Сегодня в Идальго, Мексика, группа спортсменов полна решимости вернуть древнюю игру в мяч и чтить традиции своих предков.

Этим летом National Geographic в партнерстве с FOX Sports освещает самый популярный в мире турнир по отдельным видам спорта: чемпионат мира по футболу FIFA.Подключайтесь к FOX Sports, поскольку наш корреспондент Сергей Гордеев ежедневно представляет истории о людях, культуре и красоте принимающей страны, России, и читайте другие истории о чемпионатах мира по футболу.

Футбол на сегодняшний день является самым популярным видом спорта в мире, и не зря — его любят по крайней мере 265 миллионов человек во всем мире, в него легко играть на случайном дворе или поле, и он мгновенно связан с игроками, мчащимися по стадионам, как в России принимающей в этом году чемпионат мира по футболу.

Но если вы ищете самого раннего предка всего этого бега, пинков и сотрудничества, будьте готовы повернуть часы вспять, повернуть глобус — и постараться буквально не потерять голову.

Китайцы были первыми, кто в третьем веке до нашей эры забивал мячи в сетку, а игра, известная во всем мире как футбол, была официально оформлена в Англии в 19 веке. Но предшественников большинства современных игр с мячом, в которые мы играем сегодня, можно найти в Америке.

«Идея командного спорта была изобретена в Мезоамерике, — говорит Мэри Миллер, профессор истории искусства Йельского университета, изучившая обширные свидетельства существования этого вида спорта. (См. Старинные фотографии футболистов со всего мира.)

Отскок в истории

В Мезоамерике, обширном историческом регионе, простирающемся от Мексики до Коста-Рики, цивилизации процветали задолго до того, как Колумб «открыл» их, и многие из этих людей занимались спортом, в котором использовался тяжелый мяч, сделанный из вещество, полученное из древесной смолы.

Неизвестно, где именно была изобретена игра, но она была популярна в мезоамериканских культурах, таких как Теотиуакано, ацтеки и майя, начиная примерно 3000 лет назад.Его название менялось — ullamaliztli на ацтекском языке, pok-ta-pok или pitz на Maya — как и его правила, которые включали такие движения, как удержание мяча в игре, ударяя его частями тела или используя ракетки или летучие мыши.

Эти древние цивилизации усовершенствовали процесс изготовления резиновых мячей за тысячелетия до того, как появился современный вулканизированный каучук.

Благодаря своим впечатляющим городским структурам и передовым астрономическим знаниям цивилизация майя когда-то доминировала в Мезоамерике.Узнайте о влиянии майя на математику, о том, как их космические календари учитывали вопросы сельского хозяйства и как наследие этой древней цивилизации сохраняется среди людей майя сегодня.

«Люди, вероятно, производили резиновые мячи тысячами», — говорит Миллер. Она добавляет, что шары были полыми, но весили до 16 фунтов каждый.

Похоже, шары были почти повсеместными в культурах, которые их ценили, и многие из них до сих пор существуют в археологических записях. Другие свидетельства игрового процесса варьируются от керамических сосудов до более чем 1300 каменных кортов, разбросанных по всему региону, каждый с местом для большого количества зрителей.

Исторические записи также содержат свидетельства в виде работ колониальной эпохи Диего Дурана, доминиканского священника, чьи свидетельства очевидцев жизни ацтеков включают описание игры с мячом в том виде, в котором она проводилась в 1585 году. мяч взад и вперед между командами, используя только бедра и ягодицы (ступни или руки были запрещены). Они пытались перебросить мяч через центральную линию и одним отскоком ударились о заднюю стенку кортов соперника, часто получая опасные для жизни травмы при попадании твердого и тяжелого мяча.(Для современных футболистов удары головой по мячу также имеют последствия для здоровья.)

Если игроку удавалось попасть в высокое кольцо на стороне противоположной команды, это была автоматическая победа.

Победитель игры, писал Дуран, «был удостоен чести как человек, который победил многих и выиграл битву».

Принося жертвы

Хотя в нее играли как в повседневный спорт, во многом похожий на футбол или баскетбол, эта игра с мячом также занимала священное место в религии и войне для мезоамериканских культур.Сообщается, что короли ацтеков играли в нее вместо войны, чтобы получить правящие права или развязать дипломатические драмы с помощью игры в мяч.

В культурах майя и Веракруса ставки были еще выше: проигравшие в некоторых ритуальных играх приносились в жертву.

Детали неясны, но некоторые корты украшены панелями, изображающими кровавые жертвы проигравших игроков. Жертвоприношение и спорт также тесно связаны в мифе о сотворении мира майя: в нем изображена пара играющих в мяч близнецов, побеждающих повелителей преисподней на площадке.Они становятся солнцем и луной.

Майя «ежедневно противостоят [эд] божествам в игре в мяч», — говорит Миллер. «Это центральный элемент конфликта между людьми и божествами».

Несмотря на свидетельства того, что проигравшие иногда получали буквально топор, говорит Миллер, некоторые археологи 20-го века отказывались верить, что кто-либо, кроме победителей , был убит. Она объясняет это их стремлением изобразить Майя исключительным, а не воинственным.

«Они не могли поверить, что майя приносили человеческие жертвы», — сказала она. «Теперь мы знаем, что это абсолютная ура, как и представление о том, что любой победивший игрок будет принесен в жертву». В мифологии майя проигравший в игре с мячом обезглавлен, и современные ученые широко признают, что проигравшие, а не победители, получали удар.

Остаются вопросы о том, как проходила игра и как сработал ужасный обряд, который ожидал некоторых из проигравших. Но его дух, который Миллер называет «сложным командным мышлением», жив и здоров как в современных воплощениях игры с мячом, так и в миллионах игроков, которые бегают, плетут и пробивают себе дорогу по официальному или импровизированному футбольному полю каждый день. .

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права.Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

1/12

1/12

В гробу из чистого золота хранились мумифицированные останки Тутанхамона.

В гробу из чистого золота хранились мумифицированные останки Тутанхамона.

Фотография КЕННЕТА ГАРРЕТА, Nat Geo Image Collection

Игра с мячом в Мезоамерике

В вид спорта, известный просто как «Игра в мяч», играли все основные цивилизации Мезоамерики, и впечатляющие каменные корты стали характерной чертой многих городов. Это не просто игра, она может иметь религиозное значение и фигурировать в эпизодах мифологии. Конкурсы даже предлагали кандидатов для человеческих жертвоприношений и становились буквально игрой не на жизнь, а на смерть.

Врат, площадка для игры в мяч Чичен-Ица ​​

Кёре Тор Олсен (CC BY-SA)

Истоки

Игра была изобретена где-то в доклассический период (2500-100 гг. До н.э.), вероятно, ольмеками, и стала общей чертой городского пейзажа в Мезоамерике к классическому периоду (300-900 г. н.э.). В конце концов, игра была экспортирована в другие культуры Северной Америки и Карибского бассейна.

В мезоамериканской мифологии игра является важным элементом истории богов майя Хуна Хун-Ахпу и Вукуба Хун-Ахпу.

В мезоамериканской мифологии игра является важным элементом истории богов майя Хуна Хун-Ахпу и Вукуба Хун-Ахпу. Пара раздражала богов подземного мира своей шумной игрой, и два брата были обмануты, и они спустились в Шибальбу (подземный мир), где их бросили в игру с мячом. Проиграв игру, Хун Хун-Ахпус отрубил голову; предвкушение того, что станет обычной практикой для игроков, которым не повезло проиграть игру.

Согласно другой легенде, в столице ацтеков Теночтитлане была проведена знаменитая игра с мячом между королем ацтеков Мотекухзома Ксокойоцин (г.1502-1520 гг. Н.э.) и король Тескоко. Последний предсказал, что королевство Мотекухзомы падет, и игра была настроена так, чтобы установить истинность этого смелого предсказания. Мотекухзома проиграл игру и, конечно же, потерял свое королевство от рук захватчиков из Старого Света. История также поддерживает идею о том, что игру в мяч иногда использовали для гадания.

Ballcourt, Xochicalco

Пользователь Википедии: Maxtreiber (общественное достояние)

Суд

Суды обычно были частью священной территории города, факт, который предполагает, что игра в мяч была чем-то большим, чем просто игрой.Ранние доклассические игровые площадки представляли собой простые прямоугольники с плоской землей, но к позднему периоду формирования (300 г. до н.э.) они превратились в более внушительные области, которые состояли из плоской прямоугольной поверхности, расположенной между двумя параллельными каменными стенами. С каждой стороны могло быть установлено большое вертикальное каменное кольцо высоко в стене. Стены могут быть перпендикулярными или наклонными в сторону от игроков, а концы площадки могут быть оставлены открытыми, но обозначены маркерами или, в других схемах, стеной, закрывающей игровое пространство, чтобы создать I-образную площадку.Двор в Монте-Альбан, штат Оахака, является типичным примером двора в форме буквы I. Длина корта может варьироваться, но 60-метровый корт в Epiclassic El Tajín (650-900 г. н.э.) представляет собой типичный размер.

История любви?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей по электронной почте!

На плоской поверхности корта часто есть три больших круглых каменных маркера, расположенных в линию по длине корта. На некоторых из этих маркеров с памятников майя есть картуш в виде четырехлистника, указывающий на вход в подземный мир, что привело к предположению, что игра, возможно, символизировала движение солнца (шара) через подземный мир (двор) каждую ночь.В качестве альтернативы мяч мог представлять другое небесное тело, такое как луна, а судом был мир.

Сохранившиеся суды многочисленны и разбросаны по всей Мезоамерике. В эпиклассическом городе Кантона есть 24 невероятных корта, по крайней мере 18 из которых являются современными. Эль-Тахин также имеет замечательное количество кортов (по крайней мере, 11), и он вполне мог быть священным центром спорта, как Олимпия для легкой атлетики в Древней Греции. Самый ранний известный корт находится в городе ольмеков Сан-Лоренцо, в то время как самая большая из сохранившихся каменных площадок находится в городе Чичен-Ица, в городе майя-тольтеков.При длине 146 м и ширине 36 м этот корт кажется слишком большим, чтобы на нем можно было играть, особенно с кольцами, установленными на требовательной высоте 8 м.

Ball Court Wall & Goal, Чичен-Ица ​​

Луис Мигель Бугалло Санчес (CC BY-SA)

Правила

Точные правила игры достоверно неизвестны, и, по всей вероятности, в разных культурах и в разные периоды были различия. Однако главной целью было продеть твердый резиновый (латексный) шар через одно из колец.Это было сложнее, чем кажется, поскольку игроки не могли использовать свои руки. Можно представить, что хорошие игроки стали очень умелыми в управлении мячом, используя мягкие локти, колени, бедра и плечи. Команды состояли из двух или трех игроков и состояли только из мужчин. Был и альтернативный вариант, менее распространенный, когда игроки отбивали мяч клюшками.

Мяч сам по себе мог быть смертоносным оружием, его диаметр составлял от 10 до 30 см, а вес — от 500 до 3 г.5 кг, он легко мог сломать кости. Примечательно, что семь резиновых мячей сохранились в болотах Эль-Манати недалеко от ольмекского города Сан-Лоренцо. Эти шары имеют диаметр от 8 до 25 см и датируются периодом между 1600 и 1200 годами до нашей эры.

Мезоамериканские игроки в мяч

Джеймс Блейк Винер (CC BY-NC-SA)

Игроки

Игроки могут быть профессионалами или любителями, и есть свидетельства того, что они делают ставки на исход важных игр. Игра также имела сильную ассоциацию с воинами, и военнопленные часто были вынуждены играть в нее.

Игроки часто изображались в мезоамериканском искусстве, появляясь в скульптурах, керамике и архитектурных украшениях — последние часто украшают сами корты — и эти изображения часто показывают, что игроки носили защитное снаряжение, такое как ремни и набивки для коленей, бедер, локтей и т. Д. запястья. Игроки в этих произведениях искусства также обычно носят мягкий шлем или огромный головной убор с перьями, возможно, последний предназначен только для церемониальных целей. На рельефных камнях сапотеков в Дайнзу также изображены игроки в мяч в решетчатых шлемах, а также в наколенниках и рукавицах.

Победители игры получили трофеи, многие из которых были раскопаны и включают хача и пальм . хача представляла человеческую голову (ранние из них могли на самом деле быть головами) с прикрепленной ручкой и использовалась в качестве трофея для победившего игрока, части церемониального оборудования или в качестве маркера в самом дворе. palma также, скорее всего, был трофеем или элементом церемониального костюма, который носили игроки в мяч. Они часто изображаются в камне и могут иметь форму руки, руки, игрока или птицу с веером.Среди других трофеев для победителей игры — каменные коромысла (обычно U-образные, чтобы носить их на талии, имитируя защитное поясное снаряжение, которое носят игроки) и ручные камни, часто искусно вырезанные. Все эти трофеи часто встречаются в могилах и напоминают о связи между спортом и преступным миром в мезоамериканской мифологии.

Поскольку игры часто имели религиозное значение, капитана проигравшей команды, а иногда и всю команду приносили в жертву богам.Такие сцены изображены в декоративных скульптурах на самих кортах, возможно, наиболее известные из них — на южной площадке для игры в мяч в Эль-Тахине и в Чичен-Ице, где на одной рельефной панели изображены две команды из семи игроков, один из которых был обезглавлен. Еще одним зловещим признаком мрачного поворота, который может принять это спортивное мероприятие, является присутствие цомпантли (подставки для черепа, на которых были выставлены отрубленные головы жертв), вырезанных из камня рядом с площадками для игры в мяч. Классические майя даже изобрели параллельную игру, в которой пленников, однажды побежденных в реальной игре, связывали и использовали как шары, и они бесцеремонно скатывались по лестнице.

Перед публикацией эта статья была проверена на предмет точности, надежности и соответствия академическим стандартам.