Города основанные во время правления Ярослава Мудрого
На данной странице перечислены города, основанные Ярославом Мудрым или во время его правления Киевской Русью с 1019 по 1054 годы.

Основание Ярославля
Если судить по дате первого упоминания в летописи, Ярославль — древнейший из существующих городов на Волге. Он был заложен в период ростовского княжения Ярослава Мудрого (988—1010) на мысе над Стрелкой на месте или около языческого поселения Медвежий Угол. На естественно защищённом с трёх сторон участке построили Ярославский кремль.Существует легенда, согласно которой Ярослав путешествовал по Волге из Новгорода в Ростов и во время одной из стоянок на него напал медведь, которого князь с помощью свиты зарубил секирой. После этого князь приказал срубить на неприступном мысу над Волгой небольшую деревянную крепость, названную по его имени — Ярославль.

Надпись: «На этом месте в 1010 году Ярослав Мудрый основал Ярославль»
1030 — основание Юрьева (Тарту, Дерпт)
«В лето 6538. Семь же лет иде Ярослав на чюдь, и победи я, и постави град Юрьев» — Повесть Временных Лет
Это одно из наиболее достоверных и ранних письменных свидетельств о взаимоотношениях прибалтийских народов и киевских князей. Предположительно, поводом к походу Ярослава могло послужить то обстоятельство, что эсты приняли сторону Канута, короля Дании и Англии, противник которого Олаф Толстый, король Норвегии, получил помощь от Ярослава.

Поход на Эстов
Крепость, основанная Ярославом, находилась на самой высокой возвышенности заболоченной луговой поймы реки Эмайыги. Здесь проходили торговые пути, соединявшие южноэстонские и латвийские области, а также ремесленные центры Новгорода и Пскова с гаванями Северной Эстонии и Балтийским морем.
Уже после смерти Ярослава Мудрого, в 1061 году город был сожжён местными племенами — но вновь и вновь отстраивался.
Тарту — один из древнейших городов Прибалтики. Постоянное поселение человека на холме Тоомемяги датируется V веком, городище — VI—VIII веками. Оно называлось Тарбату (tarvas — эст. зубр). Отсюда позднее эстонское название Тарту, так же как Dörpt, Dorpat или Дерпт. Сегодня Тарту — второй по численности населения после Таллина город Эстонии, центр уезда.
1032 — города-крепости Поросской линии
В год 6539 (1031). Ярослав и Мстислав, собрав воинов многих, пошли на поляков, и вновь заняли Червенские города, и повоевали землю Польскую, и много поляков привели, и поделили их. Ярослав же посадил своих поляков по Роси; там они живут и по сей день. — Радзивиловская летопись
Поросская оборонная линия — цепочка сторожевых крепостей по реке Рось, основанных в эпоху Древнерусского государства для защиты от набегов степных кочевников.

Польские походы
Юрьев-Русский (Белая Церковь)
Основан Ярославом Мудрым, как крепость для защиты от кочевников в период строительства городов Поросской оборонительной линии. Город был заселен поляками, плененными в результате успешных походов против ослабленной Польши в 1031-1032 годах.Город был кочевникам «как кость в горле», постоянно препятствуя их походам на север. Не раз его разрушали до основания. Последний раз Юрьев был опустошен кочевниками в XIII веке, пав для того, чтобы возродиться с новым названием — Белая Церковь.

(Юрьев-Русский)
Корсунь
Еще один из городов-крепостей Поросской линии, также основанный в 1032 году.В 1240 году город был разрушен Батыем, а спустя три века стал одним из центров восстания Богдана Хмельницкого.
Современное имя город получил в 1944 году в честь Тараса Шевченко, родившегося в 34 км от Корсуня, в селе Моринцы. Сейчас является районным центром Украины.

Богуслав
Разгромив отряды кочевников, князь поднялся на один из холмов, где было расположен маленькое поселение. Окруженный своими воинами, которые радостно приветствовали своего князя со словами: «Слава Ярославу!» — Он, вытерев пот со лба, глядя вслед врагам, которые убегали, устало сказал: «Богу слава!» Эти слова были подхвачены многими голосами: «Богу слава!». С того времени и стало называться укрепленное городище, а позже город, Богуслав.
Другие города
Также ко времени правления Ярослава Мудрого относят основание следующих городов:
- Ярослав (в Польше)
- Новгород-Северский (в Украине)
Биография
Ярослава Мудрого
Внутренняя политика
Ярослава Мудрого
xn--80apmdfm0a.xn--p1acf
Князь Ярослав Мудрый
Ярослав Владимирович Мудрый (годы жизни 978-1054; время правления: в Ростове (987—1010), в Новгороде (1010—1034), великий князь киевский (1016—1018, 1019—1054)), сын крестителя Руси князя Владимира Святославича (из рода Рюриковичей) и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны, в крещении получил имя Георгий (или Юрий ). Это — один из наиболее знаменитых древнерусских князей.
В 987 году, будучи девяти лет от роду, он был послан отцом княжить в городе Ростове. В 1010 году он становится князем новгородским. Предполагают, что именно в конце своего княжения в городе Ростове в 1010 году он и основал Ярославль.
Сведений об этом периоде жизни князя мало и они носят легендарный характер. Известно, что будучи князем новгородским, Ярослав хотел порвать всякую зависимость от Киева и в 1014 году отказался платить отцу ежегодную дань в 2000 гривен, как делали все посадники новгородские. Новгородцы, которых тяготила зависимость от Южной Руси, поддержали князя. Этот эпизод нашел отражение в летописях.
Разгневавшись на сына, Владимир готовился лично идти против него, но вскоре заболел и умер. Власть в Киеве перешла к старшему в роде Святополку, который, опасаясь любимого киевлянами Бориса и желая обезопасить себя от претензий других братьев на великокняжеский престол, умертвил трех из них — Бориса, Глеба и Святослава. Такая же опасность грозила и Ярославу.
В злой сече Ярослав одолел Святополка под городом Любечем, вступил в Киев и занял великокняжеский стол (1016). Борьба между братьями продолжалась с переменным успехом, и только в 1019 году после смерти Святополка Ярослав смог утвердиться на киевском престоле.
В 1036 г. летописи говорят об осаде Киева печенегами, в отсутствие Ярослава, отлучившегося в Новгород. Получив об этом известие, Ярослав поспешил на помощь и разбил печенегов под самыми стенами Киева. После этого поражения нападения печенегов на Русь прекратились. В 1030 г. Ярослав ходил на Чудь и утвердил свою власть на берегах Чудского озера; он основал здесь город и назвал его Юрьевым, в честь своего ангела (христианское имя князя Юрий). Сейчас это город Дерпт.
Одержав военные победы, Ярослав начинает грандиозные по тому времени работы. На месте своей победы над печенегами он заложил новый архитектурный ансамбль, центром которого стал Софийский собор. Киевский храм святой Софьи он построил в подражание цареградскому, великолепно украсив его фресками и мозаикой.
Ярослав не жалел денег на церковное благолепие, приглашая для этого греческих мастеров. Он украсил Киев многими постройками, построил новые каменные стены, устроив в них знаменитые Золотые ворота (в подражание таким же цареградским), а над ними — церковь Благовещения.
Стремясь устранить зависимость русской православной церкви от Византии, он предпринял действия, благодаря которым в 1054 году во главе церкви встал первый митрополит не из греков, а из русских — Илларион.
Чтобы привить в народ начала христианской веры, Ярослав велел переводить книги рукописные с греческого на славянский. Ярослав очень любил книги и часто читал их. Он умножил число книг на Руси и постепенно ввел их в употребление. С этого времени книжная премудрость прочно утвердилась среди русских. Для распространения грамоты Ярослав велел духовенству обучать детей. В Новгороде он устроил училище на 300 мальчиков.
При Ярославе Мудром возникают первые русские монастыри, в их числе Киево — Печерский, сыгравший большую роль в становлении русской книжности и летописания. Наиболее известным остался Ярослав потомству как законодатель: ему приписывается свод законов » Русская правда «.
Во внешней политике князь больше надеялся на дипломатию, чем на оружие. В то время главным путем для этого были династические браки. И весьма не прочь были лидеры европейских государств породниться с правителем Киевской Руси. Сам Ярослав взял в жены Ингигерду (в православии – Ирину), дочь норвежского короля Олафа.
Сын Всеволод был женат на греческой царевне, еще двое сыновей – на немецких княжнах, на сестре князя Доброгневе был женат польский князь Казимир; а сын Ярослава Изяслав взял в жены сестру Казимира. Норвежский король Гаральд был женат на дочери Ярослава Елизавете, венгерский король Андрей заключил брак с его дочерью Анастасией, французский король Генрих I с третьей дочерью – Анной Ярославной. Так что киевский князь был отцом, дедом и дядей многих правителей Европы.
Внешность Ярослава Мудрого
Подробного описания внешности Ярослава Мудрого летописи нам не оставили. Вскрыв гробницу князя, группа российских антропологов под руководством М. Герасимова, воссоздала его облик.
Здесь, на картинке, можно его увидеть.Понятно, что эта реконструкция дает весьма приблизительное представление о внешности Ярослава Мудрого.
Характер Ярослава Мудрого
Описывая характер Ярослава Мудрого, летописец говорит о благоразумии, уме, усердии в православной вере, храбрости, сострадании к неимущим. Нрав князя был строгим, а жизнь скромной. Этим он отличался от своего отца, любившего веселые пиры.
В то же время характер Ярослава Мудрого был далеко не простым. Противоречивая фигура: жестокий диктатор и мудрый книголюб; лукавый политик и вдохновенный строитель; творец первого свода русских законов – «Русской правды» и человек, не знающий благодарности, который мог железной рукой покарать и верных сподвижников, много сделавших и для княжества и для него лично, и даже ближайших родственников.
Да и трудно предположить спокойствие и русское добродушие в характере Ярослава Мудрого. Ведь мать его была половчанкой, и сам он наполовину половец. В его жилах текла горячая и яростная кровь жителей половецких степей.
Какие города основал Ярослав Мудрый
Для того, чтобы усилить свою власть, в разных частях Киевской Руси Ярослав Мудрый основывал города. Часто они носили имя князя. В числе таких городов:
- Ярославль. Факт основания князем этого города не является бесспорным.
- Юрьев (ныне Тарту) был основан в 1030 году во время военного похода дружины Ярослава Мудрого против эстов, который закончился присоединением части их земель к Древнерусскому государству. На этих землях князь основал город, которому дал имя Юрьев (это христианское имя князя, данное ему при крещении). Сейчас Тарту – второй по численности населения после Таллина город Эстонии.
- Ярослав был основан в 1031 году. Город того времени называют «Княжеский город». Под Ярославом в 1245 году состоялась Ярославская битва. С XIV века в составе Польши. Сейчас входит в Польше в Подкарпатское воеводство, Ярославский повят. Стоит на реке Сан.
- Ещё один Юрьев был основан Ярославом Мудрым в 1032 году. Он был одним из городов-крепостей, входящих в Поросскую оборонительную линию, построенную для обороны от вторжений степных кочевников Киевского княжества. Был уничтожен в 1240 году, во время монголо-татарского нашествия, от города остались только руины церкви, около которой город возродился вновь. Теперь это Белая Церковь – город областного подчинения в Киевской области Украины.
- Некоторые историки связывают основание Новгорода-Северского с завоевательным походом Ярослава Мудрого в 1044 году. Однако, по мнению археологов, первое укреплённое поселение на месте города появилось в конце X века, в правление Владимира Святославича. Сейчас Новгород-Северский – город в Черниговской области Украины, административный центр Новгород-Северского района.
Своими деяниями этот князь заслужил у потомков прозвище Мудрый. Княжение Ярослава Мудрого было самым продолжительным — 37 лет.
Скончался он в 1054 году и погребен в сохранившемся до нашего времени мраморном гробу в Софийском соборе.
Почитание в христианстве
Впервые как Святой князь упоминается у Адама Бременского, который в «Деяниях первосвященников Гамбургской церкви», датируемых 1075 годом, называет святым Великого князя Ярослава Владимировича.
Однако формально Ярослав Мудрый не входил в число святых Русской православной церкви. В связи с 950-й годовщиной смерти 9 марта 2004 года он был внесён в святцы Украинской Православной Церкви МП, а 8 декабря 2005 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, день 20 февраля (5 марта) был внесен в месяцеслов как день памяти благоверного князя Ярослава Мудрого.
Интересные факты о Ярославе Мудром
- Саркофаг Ярослава Мудрого в XX веке вскрывался три раза: в 1936, 1939 и в 1964 годах.
- В 1936 году нашли в саркофаге кучу перемешанных костей и определили, что там находятся два скелета: мужской, женский и несколько косточек ребенка.
- Сам прах доставали только в 1939 году. Тогда останки были отправлены в Ленинград, где с высокой долей вероятности ученые из Института антропологии впервые установили, что один из трех скелетов, найденных в захоронении, принадлежит Ярославу Мудрому. Тогда же по найденному черепу великий советский археолог и антрополог Михаил Герасимов восстановил предполагаемый облик Ярослава Мудрого.
- В 2009 году вновь была вскрыта гробница в Софийском соборе, а останки отправили на экспертизу. Решение о вскрытии саркофага принимала высокопоставленная комиссия, состоящая из ученых и представителей украинского правительства. Шутка ли, останки Ярослава – самые древние из сохранившихся останков рода Рюриковичей. Саркофаг вскрыли, чтобы определить внешность, точный возраст, болезни князя, его и с помощью ДНК установить: к скандинавам или славянам принадлежит род Рюриковичей. Но оказалось, что останков князя там нет. При вскрытии были обнаружены советские газеты «Правда» и «Известия», датированные 1964 годом. В марте 2011 года были опубликованы результаты генетической экспертизы, согласно которым в гробнице покоятся не мужские, а только женские останки. Что интересно, эти женские останки принадлежат двум женщинам, одна из них жила в эпоху Киевской Руси, а другая на тысячу лет раньше, то есть во времена скифских поселений. Останки киевского времени принадлежат женщине, занимавшейся при жизни много тяжелым физическим трудом, то есть она была явно не княжеского рода. По мнению историков, останки великого князя также следует искать в США.
- Легендарной стала «Библиотека Ярослава Мудрого», которую часто сравнивают с «Библиотекой Ивана Грозного».
- В 2008 году Ярослав Мудрый занял первое место в телепроекте «Великие украинцы».
- Существует мнение историков, что жена князя Ингигерда была реальной властительницей Руси, активно влиявшей на политические процессы.
- В приданое Ингигерда получила город Альдейгьюборг (Старую Ладогу) и довольно большую территорию вокруг Ладожского озера, в её честь названную Ингерманландией (землей Ингигерды). На территории Ингерманландии в 1703-м году был основан Санкт-Петербург.
- В Киеве по инициативе Ингигерды был сооружен первый женский монастырь при церкви Святой Ирины (после крещения Ингигерда приняла имя Ирина). До середины ХХ века возвышалась одна из колонн собора этого монастыря. Сейчас о храме напоминает только название тихой улочки Ирининской в центре Киева.
- В конце жизни Ингигерда постриглась в монахини, приняв имя инокини Анны. Останки её находятся в Новгороде.
- В 1439-м архиепископ Евфимий причислил к лику святых Ингигерду-Ирину-Анну и ее сына Владимира. Она стала небесной покровительницей Новгорода. Это тоже свидетельствует об огромном нравственном, как минимум, значении, которое имела эта женщина. Ведь её муж Ярослав Мудрый был официально причислен к лику святых только в XXI веке.
Семья Ярослава Мудрого на фреске собора Святой Софии в Киеве
www.moi-jaroslavl.ru
Крупные строительные объекты при Ярославе Мудром
Ярослав Мудрый был разносторонней и талантливой личностью. Среди прочих достоинств князя значится и талант строителя. В период его правления площадь Киева выросла в несколько раз, были построены многие другие города и укрепления, были организованы образовательные учреждения, строились храмы и монастыри. Большинство из объектов этой эпохи дошло до наших времён в изменённом виде, что не мешает сделать выводы о масштабах строительства.
Согласно легендам, свой первый город Ярослав Владимирович заложил в довольно раннем возрасте, в период ростовского княжения (987-1010 гг.). Официальной датой основания Ярославля сейчас считается 1010 год, данную дату привнёс историк Михаил Гейерович в 1959 году. До этого момента датой основания считался 1024 год, что соотносится с новгородским периодом княжения Ярослава Мудрого.Впервые город упоминается в “Повести временных лет” в 1071 году. Существует несколько легенд о его основании, однако никаких доказательств в подтверждение каждой из них нет.
С периодом киевского княжения Ярослава Мудрого связано несколько крупных построек. Строительство велось в разных местах и с разными целями.

Надпись: «На этом месте в 1010 году Ярослав Мудрый основал Ярославль»
Основанные города
Строительство в Новгороде
Ярославово дворище

Возникновение этого двора относится ещё к рубежу X—XI веков. Впервые словосочетание «Ярославль двор» упоминается ещё в Ипатьевской летописи под 1149 годом, что исключает вероятность возникновения данного топонима в связи с именем другого русского князя.
Сравнительно поздняя, но сохранившая фрагменты древненовгородского летописания Новгородская III летопись (под 1030 годом) объясняет происхождение название урочища «Ярославово дворище» тем, что
«…жил великий князь Ярослав на Торговой стране, близ реки Волхова, где ныне церковь каменная Николая чудотворца, яже и доныне словет Ярославле дворище.»
Это замечание важно и тем, что археологам так и не удалось найти остатков княжеского дворца.
Юрьев монастырь

В период новгородского княжения Ярослава Мудрого в Великом Новгороде был построен Юрьев монастырь, ставший впоследствии духовным центром новгородской земли. Один из древнейших мужских монастырей на Руси был основан в 1030 году. Своё название он получил в честь Георгия, небесного покровителя Ярослава Мудрого. На Руси имена Георгий и Юрий не различались. Изначально монастырь представлял собой деревянный комплекс из двух построек — собственно, Юрьева монастыря и соборной церкви Святого Георгия. В 1119 году Мстиславом Великим был заложен каменный Георгиевский собор. Сейчас Юрьев Монастырь включает в себя Георгиевский собор, являющийся главным храмом, Крестовоздвиженский собор, Спасский собор, а также колокольню высотой 52 метра.
Строительство в Киеве
Золотые ворота

В Киеве был осуществлён масштабный проект по укреплению города, включавший в себя строительство новой оборонительной линии и Золотых ворот в 1019-1026 годах. Протяжённость укреплений составила 3,5 километра. Укрепления представляли собой земляные валы с бревенчатыми стенами, достигающими 16-18 метров в высоту, в которых было организовано три входа. Самым долговечным оказался центральный вход — каменные Золотые ворота, фрагменты которых сохранились до сих пор. Перед воротами был организован ров шириной около 8 метров и 15 метров в глубину. Венчала ворота надвратная церковь Благовещения, построенная в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, покровительницы Киева.
Собор Святой Софии

Помимо укрепительных сооружений были построены и православные храмы. Главным приобретением Киева в период правления Ярослава стал Собор Святой Софии, строительство которого длилось около 10 лет с 1037 по 1047 годы. Он был заложен на месте победы над печенегами в 1036 году. В возведении главного каменного собора Древней Руси принимали участие константинопольские зодчие. При соборе были учреждены митрополия, книгописная школа и библиотека. Библиотека при Софийском соборе это первая библиотека на Руси.

Собор Святой Софии стал духовным центром всей Древней Руси, именно здесь восседал и первый митрополит русского происхождения Илларион Русин в 1051-1054 годах. Собор хорошо сохранился до наших дней, однако несколько реконструкций существенно изменили его вид. Именно здесь нашёл своё последнее пристанище Ярослав, где его похоронили после его смерти в 1054 году.
Церкви святых Ирины и Георгия
Также в 1037 году в Киеве были заложены две церкви в честь небесных покровителей княжеской четы. Они располагались вдоль главной улицы Киева друг напротив друга. Первая церковь носила имя Святого Георгия, вторая же носила имя Святой Ирины, небесной покровительницы жены князя Ингигерды. При церкви Святой Ирины действовал один из первых на Руси женских монастырей.
Освящение церкви Святого Георгия произошло между 1051 и 1054 годом, так как, согласно данным древнерусского церковного сборника Синаксария (Пролога), освящение производил митрополит Илларион. Судьба обеих церквей оказалась трагична. Церковь Святой Ирины была почти полностью разрушена во время осады Киева ордами хана Батыя в 1240 году. От неё остались лишь руины и один из четырёх столпов, которые были разобраны в 1840 году во время прокладки Владимирской улицы. Церковь Святого Георгия также пострадала от нападения монголов в 1240 году. В 1744-1752 годах на фундаменте старой церкви был построен каменный храм, однако и он был разрушен в 1934 году советской властью.
Церковь Киево-Печерской лавры
В 1051 году была основана одна из главных современных достопримечательностей Киева — Печерский монастырь, ставший впоследствии Киево-Печерской лаврой. Монастырь был основан монахом Антонием и его учеником Феодосием, среди основателей был и монах Илларион, ставший впоследствии киевским митрополитом.Изначально монастырь был основан в лесу, в пещере, которую вырыл себе Илларион. После того, как монаха Иллариона назначили киевским митрополитом, его пещеру занял монах Антоний, привлекший сюда последователей. Основное строительство Киево-Печерской лавры велось уже во времена правления Святослава II Ярославича, сына Ярослава Мудрого.

Прочие объекты строительства
За время княжения Ярослав Мудрый построил такие города, как Юрьев (ныне Тарту, Эстония), Юрьев (ныне Белая Церковь, Украина), Торческ, Корсунь-Шевченковский, Триполье, Володарев (ныне посёлок Володарка), Богуслав, Стеблёв, основал Ярославль и, по некоторым источникам, Новгород-Северский. Помимо перечисленных были построены города, не дошедшие до наших дней, такие как Дверен, Ростовец, Бакожен, Родень.
Большинство из перечисленных городов входило в Поросскую оборонительную линию. Поросская оборонительная линия это земляной вал, протяжённостью около 75 км, а также группа крепостей на реке Рось, построенных для защиты государства от набегов степных кочевников. Включает в себя Юрьев (Белая Церковь) (основан в 1032 году), Торческ, Корсунь-Шевченковский (основан в 1032 году), Триполье, Володарев, Богуслав, Стеблёв, Дверен, Ростовец, Бакожен, Родень. Большинство городов было построено в 1030-е годы.
Земляной вал представлял собой сооружение из земли и брёвен до 3,5 метров в высоту и до 7 метров в ширину с вырытыми перед валом рвами до 6 метров в ширину и 2 в глубину. До наших дней дошёл частично. Его остатки располагаются возле сёл Ягнятина и Фурсово.
Город Юрьев (Тарту) был основан в 1030 году. По этому поводу есть запись в Повести временных лет:
«В тот же год пошёл Ярослав на чудь, и победил их, и поставил город Юрьев».
Город был основан на месте городища Тарбату. Городище находилось на территории, завоёванной князем во время военного похода против эстов. Сейчас Тарту является вторым по численности городом Эстонии.
Сын Ярослава Владимировича Владимир Ярославич также отличился масштабным строительством в Новгороде, куда был посажен на княжение своим отцом и княжил с 1034 по 1052 годы. В 1044 году началась масштабная постройка Новгородского детинца (Новгородской крепости).

Данный проект включал в себя строительство деревянного дубового кремля с крепостными стенами и каменного Софийского собора, заложенного в 1046 году и освящённого в 1052 году епископом Лукой. На закладке Софийского собора присутствовал лично Ярослав Мудрый. Владимир Ярославич был похоронен в Софийском соборе в 1052 году, спустя несколько месяцев после завершения строительства.
xn--80apmdfm0a.xn--p1acf
Князь Ярослав Владимирович Мудрый — Исторический портрет
Краткая биография

Портрет из Царского титулярника, 1672г. Ярослав Владимирович (по прозвищу Мудрый) — один из сыновей великого князя Владимира Святославича (Крестителя) от насильно взятой им в жены полоцкой княжны Рогнеды Рогволдовны. После смерти Владимира в 1015 году, началась междоусобная война между его сыновьями от разных жен за право на киевский престол. В результате нескольких лет противостояния в 1019 году Ярослав Мудрый одержал верх и занял Киев.
За время своего правления смог вновь обложить данью племена Чудь, Емь, Ятвягов и Литвы, укрепил северо-западные границы Киевской Руси, вернул Червенские города , отразил набег печенегов на Киев в 1036 году, а также заключил ряд династических браков с правящими династиями европейских государств.
Серьезной неудачей закончилось лишь одно масштабное мероприятие — поход на Константинополь в 1043 году.
Во внутренней политике князя Ярослава Мудрого стоит выделить несколько ключевых моментов: издание первого сохранившегося до наших дней свода законов — Русской Правды, церковный устав (составленный совместно с митрополитом Илларионом), развитие образования, строительство новых городов и храмов.
Перед смертью Ярослав Мудрый разделил власть между своими сыновьями — Изяславом, Святославом и Всеволодом. Период мирного правления братьев называется историками «Триумвират Ярославичей», он существовал 19-ть лет, после чего распался и князья вновь начали междоусобицы.
Правление Ярослава Мудрого — расцвет Киевской Руси
Развернуть хронологию
Ростовский период (ок. 988 — 1010) и начало новгородского (с 1010 по 1014 г.) периода правления князя Ярослава оставили крайне мало свидетельств, что неудивительно — он был посажен отцом на княжение в Ростов в возрасте около 9 лет и большую часть административных функций выполняли, скорее всего, специально приставленные люди.К этому времени относится «Сказание о построении града Ярославля» — согласно легенде Ярослав путешествовал по Волге из Новгорода в Ростов, во время охоты на берегу на него напал медведь, которого князь зарубил секирой. После этого Ярослав приказал срубить на неприступном мысу над Волгой небольшую деревянную крепость, названную по его имени.

Надпись: «На этом месте в 1010 году Ярослав Мудрый основал Ярославль»
Борьба за власть и удержание киевского престола
В 1014 году князь Ярослав отказывается выплачивать дань своему отцу, киевскому князю Владимиру. Предположительно, это было связано с намерениями Владимира передать престол одному из своих младших сыновей, князю Борису, которому ранее было поручено командование киевской дружиной. Ярослав начал готовиться к вооруженному противостоянию с отцом и нанял варягов.Владимир собирался наказать сына и даже подготовил войска для похода, но заболел и в 1015 году умер.
После смерти князя Владимира, его старший сын Святополк, ранее заключенный отцом за попытку переворота и выпущенный незадолго до этих событий, был поддержан своими последователями и объявил себя новым киевским князем.

Междоусобица Ярослава Мудрого и Святополка Окаянного
1015-1019
Во время дальнейшей борьбы за власть между наследниками Владимира Крестителя Киевская Русь погрузилась в междоусобные войны. Основные противники, Ярослав и Святополк, сражались друг с другом с переменным успехом:- 1015 — убиты князья Глеб, Борис и Святослав.
- 1016 — битва под Любечем (Ярослав побеждает)
- 1017 — Святополк вместе с печенегами осаждают Киев (Неудачно)
- 1018 — Святополк вместе с польским королем Болеславом I разбивают Ярослава в сражении на реке Буге и занимают Киев
- 1019 — Ярослав побеждает в битве на реке Альте

В итоге Ярослав Мудрый одержал победу и изгнал Святополка, прозванного впоследствии Окаянным, но цена победы оказалась высокой — были потеряны Червенские города, многие жители Киева, в том числе сестры Ярослава, стали польскими пленными, а земли, на которых братья сражались друг с другом, пришли в запустение.
Конфликт с Брячиславом Полоцким
В 1021 году племянник Ярослава, полоцкий князь Брячислав Изяславич, совершил нападение на Новгород, захватил пленных и много добычи.
Согласно официальной истории, Ярослав догнал нерадивого племянника на реке Судоме и смог отнять награбленное, обратив родственника в бегство. В следующем же году князья заключили мир, в знак которого Брячиславу под управление были переданы города Витебск и Усвят.
Согласно «Саге об Эйдмунде» все произошло гораздо менее благоприятно для князя Ярослава Мудрого.
Подробнее о конфликте
Конфликт с Мстиславом Тмутараканским
В 1023 году Ярослав отлучился из Киева, чтобы усмирить вспыхнувший под Суздалем мятеж. Его брат, тмутараканский князь Мстислав решил воспользоваться этим и вместе с большим войском сначала подошел под стены Киева, но не стал долго осаждать город и вместо этого занял Чернигов.
Ярослав собрал дружину и выступил против брата, но потерпел поражение. Мстислав предложил заключить мир и разделить земли по Днепру.
В 1026 году братья-князья заключили мир у Городца, а впоследствии вместе отбили у Польши червенские города в 1031 году.
Подробнее о конфликте
Кратко о сути и направлениях внешней политики
Ярослава Мудрого
После заключения мира с братом Мстиславом, Ярослав Мудрый начинает вновь обкладывать данью племена, вышедшие из повиновения во время междоусобицы 1015-1019 годов, а также обращает более пристальное внимание на западное и южное направление.Отельного внимания заслуживают разгром печенегов во время осады Киева в 1036 году и неудачный поход на Константинополь (называемый также войной с Византией) в 1043 году. Кроме того, Ярославом были заключены династические браки с правителями сопредельных государств, что позволило укрепить влияние Киевской Руси в Европе.
Основные события внешней политики перечислены в таблице ниже:

Таблица «основные события внешней политики Ярослава Мудрого»
Год/событие | Результат |
1018 – Польский король Болеслав I и Святополк Окаянный захватывают Киев | Множество пленников (в том числе сестры Я. М.) и добычи увезены в Польшу. Червенские города перешли под контроль польского короля. |
1030 – Поход на чудь (эстов) | Успешно, племена обложены данью, в качестве форпоста основан г. Юрьев. |
1030-31 – Польские походы | Ярослав Мудрый помог польскому князю-изгою Безприму взойти на польский трон. Вместе с братом Мстиславом, Ярослав вернул под управление Киева червенские города и захватил множество пленников. |
1036 – Набег печенегов на Киев | Войска печенегов разгромлены и рассеяны, перестав играть значительную роль в степи. |
1038 – Заключение союза с Польшей против Мазовии и союзных племён | Ярослав помогает польскому королю Казимиру подчинить Мазовию, объявившую независимость от Польши. В честь заключения союза отпущены пленники, захваченные в 1018 году Болеславом I в Киеве, а также заключены браки между родственниками правителей. |
1038/1039 – Династические браки | Брак венгерского герцога Андраша и Анастасии Ярославны. Польский король Казимир I и Мария Добронега. Сестра Казимира I Гертруда и Изяслав Ярославич. |
1042 – Поход на племена Ямь (Емь) | Успешно, захвачены пленники, наложена дань |
1043 – Поход на Константинополь (война с Византией) | Поход закончился неудачно, погодные условия и греческий огонь противника нанесли серьезные потери войску киевлян. Мир был заключен спустя три года. В 1051 году Ярослав назначает киевского митрополита без согласования с константинопольским патриархом. |
1046 – Заключение мира с Византией | Династический брак родственницы императора Константина Мономаха и Всеволода Ярославича |
1049/1051 – Династический брак с королём Франции | Анна Ярославна выходит замуж за Генриха I Французского |
Краткая характеристика внутренней политики и реформ Ярослава Мудрого
По разным источникам, в 1016 или 1036 году Ярославом Мудрым был составлен свод законов и судебных норм получивший название «Правда Ярослава». Этот документ является одним из старейших дошедших до нас русских кодексов уголовного права.Также, вместе с митрополитом Илларионом, которого князь Ярослав назначил без согласования с константинопольским патриархом, был издан Церковный устав.
Князь уделял внимание пропаганде образования — били открыты школа в Новгороде, организован перевод и перепись книг при Софийском соборе (основанном в честь разгрома печенегов под Киевом в 1036), там же позже появилась обширная библиотека.

По мере совершения успешных военных походов, князь укреплял границы — на пограничных территориях появлялись новые города-крепости.
Законодательство
Основанные города
Итоги и результаты правления
- Ценой утверждения на Киевском престоле для князя Ярослава стали утраченные во время Междоусобицы 1015-1019 годов земли Черниговской Руси, которые были возвращены после заключения перемирия с князем Мстиславом и совместных походов в Польшу в 1030-1031.
- Развитие образования стало очередным камнем в фундаменте будущей славянской культуры.
- Строительство новых городов на приобретённых территориях и крепостей Поросской линии обеспечили дополнительную защиту государства от будущих вторжений кочевников.
- «Правда Ярослава» и «Церковный устав» — новые вехи на этапе развития гражданского и церковного права.
- Укреплено влияние Киевской Руси на направлениях север и северо-восток
- Налажены отношения с Польшей, пленники и червенские города, захваченные Болеславом I возвращены
- Заключены династические браки с королями Франции, Польши, Венгрии и Норвегии, а также с семьей императора Византии — увеличение авторитета Киевской Руси в Европе
- Отражен набег печенегов на Киев — больше данные племена не беспокоили юго-восточные границы государства
Семья и личная жизнь
Ингигерда, дочь первого христианского короля Швеции Олафа Шётконунга и королевы Астрид, стала женой Ярослава в 1019 году.
Дети Ингигерды и Ярослава Мудрого
В некоторых источниках утверждается, что Ингигерда научила своих детей скандинавским языкам, и они знали саги. Всего в семье Ингигерды и Ярослава родилось девять детей:
Киевская Русь после Ярослава Мудрого
Триумвират Ярославичей
Перед смертью в 1054 году, князь Ярослав дал своим детям наставление жить мирно, без ссор и распрей, а также поделил земли между ними, старшим назначив Изяслава. Вскоре два младших сына, Игорь и Вячеслав, умерли и фактическая власть сосредоточилась в руках Святослава, Изяслава и Всеволода (старший сын Владимир умер до кончины самого Ярослава).
Вплоть до 1073 года братья правили совместно, этот период был назван историками «Триумвират Ярославичей». К сожалению, детям Ярослава, как и двум поколениям правителей Киевской Руси до них, не удалось сохранить мир внутри государства и с 1073 года они вновь начали междоусобные войны.
Образ в культуре и памяти поколений
Личность Ярослава Мудрого оставила более чем значительный след в истории современной России и Украины. За прошедшие столетия были созданы множество картин, фильмов и памятников, посвященных князю.
Почему и за что Ярослава назвали Мудрым?
Древнерусские летописцы поднимают тему мудрости Ярослава, начиная с «похвалы книгам», помещённой под 1037 годом в «Повести временных лет», которая состояла, по их сказаниям, в том, что Ярослав мудр потому, что построил храмы Святой Софии в Киеве и Новгороде, то есть посвятил главные храмы городов Софии — премудрости Божьей, которой посвящён главный храм Константинополя. Тем самым Ярослав объявляет, что русская церковь стоит наравне с церковью византийской. Упомянув о мудрости, летописцы, как правило, раскрывают это понятие, ссылаясь на ветхозаветного Соломона.
xn--80apmdfm0a.xn--p1acf
Поход Ярослава Мудрого на Чудь (Эсты) и основание г. Юрьев в 1030
Поход Ярослава Мудрого на Чудь (Эстов) в 1030 г. — военная акция киевского князя, ставшая первым существенным внешнеполитическим событием после его окончательного утверждения на киевском престоле и примирения со своим братом Мстиславом Храбрым.
Предположительно, причиной для совершения похода Ярослава Мудрого против чудских племён могло послужить то обстоятельство, что эсты приняли сторону Канута, короля Дании и Англии, противник которого Олаф Толстый, король Норвегии, получил помощь от Ярослава.

Кроме того, дань с этих земель собиралась еще при отце Ярослава, князе Владимире, а разразившаяся междоусобица Владимировичей позволила данникам вновь обособиться и перестать платить.
В прибалтийских землях, предположительно на реке Амовже, дружина князя Ярослава разбила чудское войско. На месте битвы, невдалеке от западного берега Чудского озера, князь Ярослав велел заложить город Юрьев (в некоторых источниках, Гюргев, т.к. крещенное имя Ярослава — Георгий. Сегодня Юрьев — город Тарту в Эстонии). Рубленые стены и башни были поставлены на холме, склоны которого служили естественными препятствиями для осаждающих.
Согласно Повести временных лет: «В тот же год пошёл Ярослав на чудь, и победил их, и поставил город Юрьев»
«И велел во оной от всея земли дань приносить» — В.Н. Татищев.
В 1061 году, уже после смерти Ярослава город был сожжён местными племенами (ссолами — представителями эстонских племён сакаласцев или сааремасцев).
Итоги похода
- Чудские племена побеждены и обязаны вновь платить дань Киеву
- В качестве укреплённого поста основан город Юрьев
Внешняя политика
Ярослава Мудрого
Войны и походы
Ярослава Мудрого
xn--80apmdfm0a.xn--p1acf
Князья
Князь Федор Ростиславич Черный является основным небесным покровителем Ярославля.
Он признан русской историей важнейшим из всех Ярославских князей, сумев в страшные годы татаро-монгольского ига и княжеских междоусобиц сохранить мир и процветание на ярославской земле. Его жизнь была подвигом княжеского служения, подвигом служения своей Родине.
Непростой была судьба благоверного князя Федора. Он был младшим сыном смоленского князя Ростислава Мстиславича . Началось с того, что его обидели старшие братья, деля огромное Смоленское княжество после смерти отца и выделив ему всего лишь небольшой Можайский удел. Это обрекало князя на очень небогатую жизнь, на прозябание. К его мнению не прислушивались при обсуждении животрепещущих проблем.
В это же время, после кончины князей Василия и Константина, ярославский престол остался без наследников по мужской линии. Сын Василия Всеволодовича Василий, вероятно, умер еще ребенком. Наследницей ярославского престола осталась трехлетняя сестра его, Мария. От имени Марии ввиду ее малолетства управляла мать — княгиня Ксения.
Около 1259 года князь Федор женится на Марии и уходит в Ярославль управлять Ярославским княжеством. От этого брака родились дочь и сын — князь Михаил.
Во время княжения Федора, в 1262 году, появился в Ярославле какой-то Зосима, бывший монах. Он принял у татар магометанство, публично порицал христианство и проповедовал религию Магомета. Зосима пользовался покровительством жившего в то время в Ярославле татарского посла и ничего не боялся. Возмущению ярославцев не было предела, невзирая на возможную расправу со стороны татаро-монгол, они убили Зосиму и бросили его тело на съедение собакам.
Последствия этого для города могли быть самыми страшными, но великий князь Александр Невский, ездивший тогда в Орду, сумел оправдать перед ханом и Федора и ярославцев, и беда миновала.
Русские князья обязаны были ездить в Орду для выплаты дани и получения ярлыка (грамоты) на княжение. Пришлось и Федору Ростиславичу ехать в ордынскую столицу Сарай. В это время правил там хан Менгу-Тимур,который потребовал от русских князей помощи в войне с ясами. Повинуясь воле татарского хана, князь Федор принял участие в походе на ясов (1277) и болгар (1278), где показал себя доблестным воином.
Из Орды Федор Ростиславич возвращался с богатыми дарами, но, когда он приехал в Ярославль, оказалось, что его жена умерла. Теща и бояре не приняли Федора, признав своим князем его малолетнего сына Михаила Федоровича.
Тогда князь Федор возвратился в Орду и там сочетался браком с ханской дочерью, которая по разрешению константинопольского патриарха была крещена и названа христианским именем Анна.
Хан построил в Сарае для Федора великолепные палаты, дав ему множество городов в кормление. Влияние Федора на Менгу-Тимура было так сильно, хан дозволил даже, по просьбе князя, устроить в магометанской Орде несколько православных церквей.
В Орде у Федора Ростиславича и княгини Анны родились два сына — Давид и Константин.
После смерти князя Михаила Федоровича, ярославский престол оказался свободен, и Федор, получив от хана ярлык на ярославское княжение, вместе с женой и сыновьями вернулся в Ярославль. Вместе с ним пришла в Ярославль и ордынская рать, чтобы подкрепить притязания князя на престол. На этот раз ему удалось стать ярославским князем.
Благодаря родству Федора Ростиславича с ханом, Ярославль и окрестности начали тогда наслаждаться миром и тишиною. Не было набегов татар, не было княжеских междоусобиц на ярославской земле. И хотя князь Федор вынужден был участвовать в «разборках» князей, он сумел оградить от низ ярославское княжество.
Вторая супруга Федора, названная в крещении Анной, построила в Ярославле несколько храмов. Ныне существующая церковь Михаила Архангела стоит на том же месте, где когда-то княгиня Анна построила одноименный храм. Для украшения храмов писали иконы, изготавливали различную утварь. Ни в одном городе на Руси не было такого!
Если нужны были церкви, то, скорей всего, и жителей было уже много. А ведь совсем недавно, в 1238 году, все были перебиты. Город залечил свои раны, был заново отстроен, и, наконец-то, зажил благополучно. Вот таким, мирным и благополучным, было правление князя Федора.
Почувствовав близость своей кончины, Федор Ростиславич, принял в Спасском монастыре монашество и схиму. Горько оплакивал народ его смерть. Тело усопшего было положено под сводами Входоиерусалимской церкви Спасского монастыря.
После Федора на ярославском княжении был старший сын его Давид; младший же, Константин, сам никогда не был правителем, но, как говорится в житии их, был «для всех образцом благопокорности и совершеннейшей любви, пребыв до конца жизни девственным».
Князь Давид правил около 22 лет, погребен был, так же, как и его брат Константин, в Спасском монастыре.
Чудесное обретение мощей Федора, Давида и Константина произошло в 1463 году при князе Александре Федоровиче. Около 1438 года он стал последним из ярославских князей, добровольно передав в 1462 году ярославское княжество московскому правителю Ивану III. Согласно житию святых князей, архимандрит Спасского монастыря Христофор и «весь священный собор с благоверным князем Александром» собрали совет о захоронении в землю мощей ярославских князей . Но, когда сняли покровы с усопших, начали происходить многочисленные чудеса и исцеления. Восприняв происшедшее как знамение, собравшиеся не посмели гроб с князьями «положити в землю». Так в 1463 году, князья Феодор, Давид и Константин были причислены к лику святых.
В 1831 году для хранения мощей в Спасо-Преображенском монастыре по проекту П. Я. Панькова была построена церковь Ярославских Чудотворцев. Мощи Федора Черного, Давида и Константина перенесены к иконостасу этого храма.
Теперь мощи святых находятся в Федоровском кафедральном соборе. 2 октября празднуется Церковью как день памяти святого благоверного князя Федора и чад его Давида и Константина, прославленных за праведное житие в миру, за богоугодное княжение.
www.moi-jaroslavl.ru
«Заложил Ярослав город великий». Ярослав Мудрый
«Заложил Ярослав город великий»
Выше мы уже говорили, что Ярослав, будучи князем Ростовской земли, основал город Ярославль. В Новгороде Великом выстроил княжеский дворец. Став великим князем, основал город Юрьев (современный Тарту) и построил ряд крепостей на южной границе государства. Но больше всего строил он в Киеве.
На новом месте, рядом с градом своего отца, отмечает летописец, «заложи Ярослав город велики Киев, у него же града суть Златая врата». Ярослав возводит свой город, превосходящий по площади «отний». Территория нового города в семь раз превышала кремль Владимира и составляла более 70 га. Вокруг нового города насыпается оборонительный вал протяженностью 3,5 км. Высота вала достигала 11 (вместе с деревянными заборолами до 16 м), а ширина 25 м. Перед валом, там, где он проходил по относительно ровной поверхности, вырыли глубокий ров, а вал дополняла мощная стена из дубовых деревьев. В новый город можно было войти через Золотые, Лядские и Жидовские ворота. Центральным, парадным въездом в Киев, его символом стали Золотые ворота. Именно через эти ворота стремились войти все завоеватели Киева. О красоте и величии этих ворот мы находим упоминания у позднейших авторов. Посетивший в 1596 г. Киев польский дипломат Гейденштейн записал: «Остались, однако, [в Киеве] памятники прежнего величия: стена кругом города, а в ней ворота старинной структуры, все позлащенные и так высоки, что две повозки, поставленные одна на другую, не достигают их вершины». Посланник немецкого императора Рудольфа Э. Лясота замечает: «Кроме того, можно было видеть развалины красивых ворот. Одни говорят, что назывались они золотыми, по словам же других назывались железными воротами. Это было красивое и величавое здание, как можно заключить по уцелевшим остаткам». Петр Алепский, сопровождавший в 1653 г. в поездке по России Антиохийского патриарха, отмечал: «В Киеве имеются развалины высоких ворот с каменной башней, которые называются святыми воротами; они некогда были обложены золотом, но сожжены татарами». (В настоящее время Золотые ворота восстановлены, что позволяет нам увидеть их величие и красоту.) Лядские ворота являлись юго-восточным, а Жидовские ворота – северо-западным въездом в город Ярослава.
Ярослав также ознаменовал свое правление строительством многих храмов. Важнейший из них – храм Святой Софии. Ярослав, разгромив в 1036 г. под стенами Киева печенегов, «возблагодаря Бога, на том месте заложил церковь святой премудрости Божьей и поле то присоединил к городу, веля всему войску обнести его стеною». Строительство храма символизировало рождение нового православного государства, ведь такое же название – Софийский собор – имел и главный храм Константинополя. Храм Святой Софии являлся копией Софийского собора в Константинополе, но имел меньшие размеры. Строительство собора продолжалось более 10 лет. Для постройки храма Ярослав пригласил мастеров из Византии и Руси. Подсобные работы выполняли смерды. В своем первоначальном виде (собор перестраивался в 1685–1707 гг.) он представлял собой огромное пятинефное крестово-купольное здание, окруженное с севера, запада и юга открытой одноэтажной галереей. Позднее, в конце XI или начале XII столетия, на галерее был надстроен второй этаж. Вокруг храма по северной, западной и южной сторонам пристроили новую одноэтажную галерею. Первоначально наружная, а теперь надстроечная, галерея оказалась внутренней. Двенадцать крестообразных в плане столбов делили храм на пять продольных нефов. Центральный неф был вдвое шире других. Все пять нефов на востоке заканчивались апсидами, причем центральная апсида имела пятигранную форму. В центральной апсиде помещался алтарь. В северной – жертвенник (место хранения вина и хлеба для причащения). В южной – диаконник (место хранения сосудов, риз и церковных принадлежностей). Между первым и вторым (от апсид) рядами крестообразных столбов расстояние было вдвое больше, чем между другими. Оно равнялось ширине центрального нефа, и пересечение их создавало основное центрально-купольное пространство храма. На внутренние каменные столбы опиралась целая система арок, сводов и куполов, устремленная к центральной части и создавшая внутреннюю и внешнюю ступенчато-пирамидальную композицию храма. 13 параболических куполов, покрытых свинцом, венчали храм. Около центрального, на уступ ниже, располагались 4 купола меньшего размера, остальные 8 – группами по 3 в юго-западной части и по одному – около боковых апсид. Софийский собор имел позакомарное покрытие. Закомары представляли собой полукруглое завершение верхней части стены церкви, соответствующее внутренней форме свода. Кровля при закомарном покрытии укладывалась непосредственно на своды.
Боковые нефы и западную часть храма занимали поднятые над полом хоры. Наличие хоров во многих храмах древнерусского государства было характерным явлением. Они предназначались для князя, его семьи и знати. Хоры как бы отделяли их от общей массы, возвышали над подданными, приближая к Богу.
София сооружалась из камня и кирпича – «плинфы». Фундамент наружных стен делался из крупных камней на растворе, внутренние стены покоились на каменном фундаменте, сложенном насухо, без раствора. Стены выкладывались из чередующихся рядов камня и плинфы, причем строители применяли здесь метод так называемой «утопленной плинфы», когда ряды кирпича были несколько углублены в стену, а образовавшиеся промежутки заполнены цемянкой, т. е. раствором извести, песка и толченого кирпича. Серый гранит и красный кварцит в сочетании с оранжево-розовым цветом плинфы и розоватым оттенком цемянки придавали фасаду нарядный вид.
Такого характера кладка была и у стен киевской Десятинной церкви, так делали стены и большинства других храмов в Древней Руси.
Софийский собор производил исключительное впечатление. Расположенный на высоком берегу Днепра, блестя свинцовыми куполами, он как бы господствовал над окрестностями. Открытые арки галерей связывали храм с окружающей природой, а декоративные ниши, полуколонны, шиферные карнизы и другие украшения в сочетании с цветовой гаммой стен и общим обликом здания оставляли след в памяти и сердце человека. Не менее великолепным и богатым был храм внутри.
Благодаря умелой внутренней композиции храма внимание вошедшего приковывалось, прежде всего, к алтарной части и пространству под центральным куполом, в центре которого было помещено изображение Христа-Вседержителя. Мозаика покрывала всю центральную часть храма. Даже сейчас, когда сохранилось далеко не все, мозаики покрывают и все подкупольное пространство, предалтарные столбы и алтарную часть. Стены храма, своды и столбы сверху донизу были расписаны фресками.
Одной из самых впечатляющих в храме является мозаичная фигура Божьей Матери – Марии-Оранты, помещенная на «конхе» – внутренней, сферической поверхности апсиды. В молитвенной позе, с поднятыми вверх руками, Мария обращается к Христу. Стоит она на широком помосте, украшенном драгоценными камнями. Ее синие одежды с черными складками выделяются на фоне золотой смальты.
В технике мозаики выполнены изображения Христа-Вседержителя на купольной части, двенадцати апостолов в простенках между окнами центрального барабана и другие сюжеты. Богатейшее сочетание цветов, несомненно, очень сильно воздействует на зрителя. В мозаичной палитре мастеров киевской Софии было найдено около 130 оттенков (25 – зеленого, 23 – коричневого, 19 – синего и золотого и т. д.). Чтобы придать большую выразительность мозаике, художники использовали еще один прием. Кусочки смальты, вдавливаемые в сырую штукатурку, ставились под различными углами. Свет, падавший на них, отражался по-разному, и создавалось искрящееся, хорошо видимое с любого места в соборе мозаичное изображение.
Много места в соборе занимают фрески. Техника фрески давала возможность на длительное время сохранять роспись, однако она требовала от художника большого мастерства и четкости в работе. Фрески писались водяными красками, хорошо впитывавшимися в сырую поверхность грунтовки. И хотя в них не было той яркости, блеска и разнообразия, как в мозаике, фресковая живопись Софии Киевской достигла большой выразительности.
Наряду с чисто церковными сюжетами среди фресок Софии удалось обнаружить два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого. На одном сохранились фрагменты изображения двух младших сыновей Ярослава, однако остальные изображения, в том числе и самого Ярослава, погибли. Но общий вид этой фрески нам известен благодаря зарисовке, сделанной художником Вестерфельдом в 1651 г. На ней Ярослав изображен идущим со своими сыновьями, с моделью храма в руках.
Значительно лучше сохранились фрески с изображением женщин из семьи Ярослава. Здесь мы видим четыре фигуры в рост, в разнообразных одеждах, с индивидуальными чертами лиц.
На стенах башен художник, отступив от религиозных сюжетов, запечатлел светскую жизнь. В одной из башен изображена императорская ложа, в которой сидит император в нимбе, придворные, процессия с охраной и др. Фрески с изображением императора, придворных и т. п. могли быть навеяны жизнью византийского двора.
Но особенно интересны многочисленные очень реалистические изображения бытовых сценок, близкие к нравам киевского княжеского дома. В северо-западной башне изображена охота на медведя, на другом рисунке – фигура сидящего музыканта со смычковым инструментом. Ряд фресок: «Человек ведет на поводу верблюда», «Борьба ряженых», «Стреляющий из лука», «Скоморохи», «Кулачный бой», «Акробаты». Здесь же и уже упоминавшееся изображение борьбы Ярослава с медведем. Фрески знакомят нас со многими сторонами жизни киевского общества.
Вслед за киевской Софией на берегах Волхова в Новгороде тоже строится Софийский собор.
Новгородскую Софию строили быстрее киевской (1045–1050 гг.). В композиционном плане это огромное пятинефное крестово-купольное сооружение, хоры, занимающие боковые нефы и западную стену, двухэтажные закрытые боковые галереи с арками.
Однако новгородская София имеет и свои особенности. Вместо многокупольной пирамидальной громады киевской Софии здесь 5 куполов, сгруппированных в центре. Мощные наружные лопатки на гладких стенах из плинфа, цемянки и камня подчеркивают внутреннюю, конструктивную часть собора. Глубокие, длинные проемы окон в сочетании с гладкими стенами и лопатками делают храм как бы еще выше, монолитнее. Три апсиды в алтарной части заканчиваются купольным перекрытием. Двускатные перекрытия чередуются с цилиндрическими сводами, выступают по краям фасада в виде фронтончиков. На восточной стороне цилиндрические четвертные своды сделаны в виде полузакомар.
Законченный лаконичный архитектурный образ новгородской Софии послужил образцом для последующих новгородских построек.
В отличие от киевской Софии в новгородском храме нет богатейших мозаик, мрамора, шифера. Внутреннее убранство соответствует простым, строгим формам объема.
Фресковая роспись собора создавалась не сразу, а постепенно. Законченный в 1050 г., собор стал расписываться только в начале следующего столетия.
Можно предположить, что Ярослав и его супруга Ингигерд (Ирина) часто посещали Новгород и следили за строительством храма. Следует заметить, что новгородская София, в отличие от киевской, не подвергалась перестройке и сохранила свой первозданный вид.
Построили Софийский собор и в Полоцке. Это произошло при детях Ярослава. Это пятинефный храм с тремя апсидами и семью куполами, в основном повторявший архитектурные особенности Софии Киевской.
Софийский храм в Киеве, как только был закончен, стал митрополичим кафедральным собором. Митрополит Илларион, который видел этот храм, писал: «Он [Ярослав] неоконченное тобою [Владимиром] окончил, как Соломон предприятия Давидовы, создал дом Божий, великий и святой, в честь Его Премудрости на освящение твоему граду и украсил его всякими украшениями: золотом, серебром, драгоценными камнями, дорогими сосудами, так что церковь сия заслужила удивление и славу у всех окружных народов и не найдется подобной ей во всей полуношной стране от востока до запада». На протяжении нескольких веков София Киевская являлась центром общерусской митрополии, средоточием политической и культурной жизни страны. Здесь «ставили» на великое княжение и принимали послов, происходили соборы русских епископов, правили молебны в честь блистательных побед русских дружин над половцами и приносили присягу верности. Нередко София оказывалась в центре острой социальной борьбы; на ее дворе собирались веча, выливавшиеся в народные восстания против князей и бояр. При Софийском соборе был построен митрополичий дом, в котором постоянно проживали русские митрополиты. Резиденция киевских митрополитов была ограждена мощной каменной стеной. В этой стене находились ворота, через которые можно было проехать к центральному, западному, входу в Софию Киевскую. Площадь митрополичьего двора достигала 3,5 га. О значительных его размерах говорит, например, летопись под 1147 г., сообщая, что во дворе Софии собралось вече, в котором участвовало множество киевлян.
Вслед за Софийским собором Ярослав воздвиг каменную церковь на Золотых воротах, находившихся на запад от собора. Эта церковь поставлена была на главных городских воротах в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Илларион в своем «Слове о законе и благодати», говоря о Ярославе, сообщает следующее: «Он и славный город твой [Владимира] Киев обложил величием, как венцем, и предал народ твой и город святой всеславной скорой Помощнице христиан Богородице, которой создал и церковь на великих вратах в честь первого праздника Господня – святого Благовещения, так что приветствие архангела Деве можно приложить и к сему городу Деве сказано было: «Радуйся, благодатная, Господь с Тобою». А граду можно сказать: “Радуйся, благоверный граде, Господь с тобою”».
В последующие годы, уже после сооружения Софии Киевской и церкви на Золотых воротах, Ярослав в Киеве строит еще две каменные церкви. Одна строится на запад от Софийского собора по направлению к Золотым воротам, это храм святого Георгия Победоносца. Древние сказания открывают интересные сведения о строительстве церкви Святого Георгия. «Когда ее начали строить, то немного было делателей. Увидев это, Ярослав призвал тиуна и спросил: «Почему мало трудящихся у церкви?» Тиун отвечал: «Так как дело властельское (т. е. сооружается на средства князя), то люди боятся, чтобы за труд они не были лишены платы». Тогда князь сказал: «Если так, я сотворю вот что», – и повелел возить куны (деньги) на телегах под своды Золотых ворот и объявить на торгу людям, чтобы каждый брал себе за труд по ногате (примерно по 12 копеек серебром) на день. И явилось множество делателей, и церковь вскоре была окончена. Освещение ее совершено в 26-й день ноября митрополитом Илларионом. И сотворил в ней великий князь настолование новопоставляемым епископам, а день освещения ее заповедал во всей Руси праздновать ежегодно в честь святого великомученика Георгия Победоносца». Другая церковь сооружалась южнее Софии и носила имя святой Ирины, покровительницы жены Ярослава (при церквях Св. Георгия и Св. Ирины были основаны и монастыри). Не перечисляя других церквей, построенных во время правления Ярослава, летописец замечает: «И ины церкви ставляше по градом и по местам… и радовашеся Ярослав, видя множество церквей…»
Киев в Древней Руси по количеству построек занимал одно из ведущих мест. Великокняжеский двор, дворы князей и бояр, построенные в основном из дерева, поражали своим величием и красотой. Уже Титмар Мерзебургский называет Киев «большим городом», в котором «находится более 400 церквей и 8 рынков», а Адам Бременский именует его «соперником константинопольского скипетра, одним из великолепнейших украшений Греции (т. е. Руси). По сообщению северо-восточной летописи, в 1124 г. в Киеве одних церквей сгорело около шестисот. М. С. Грушевский считал это значительным преувеличением. По его подсчетам, в это время в Киеве и его окрестностях имелось около 30 церквей и один рынок на Подоле. Но как бы там ни было, мы не можем отрицать, что Киев во времена Ярослава превращается в огромный город большой державы. Здесь можно было встретить поляков и венгров, чехов и немцев, греков и хазар, евреев и армян, англосаксов и шведов, норвежцев и датчан.
У подножия горы над Днепром раскинулось Подолье (Подол), торговая и промышленная часть города. Открытая с севера, она была защищена палисадом – «столпьем», которое шло от гор до Днепра. С верхним городом Подолье сообщалось Боричевым узвозом и другим более отлогим спуском под горою Уздыхальницею. На Подоле проживало основное посадское население города. Жили простые люди в полуземляночных или срубных домах. В жилище устанавливалась топившаяся по-черному куполообразная глинобитная печь. Деревянные, срубные жилища преобладали в Киеве, Новгороде и других городах.
На Подоле находилась главная пристань Киева. Сюда, как и в Новгород, приходили корабли с иноземными товарами. Здесь можно было встретить купцов из различных стран Европы и Азии. Русские долбленые ладьи (выдолбленные из бревна, они могли поднимать десятки людей и много груза) везли товары – лес, пеньку, меха, продукты земледелия, мед, воск – из различных районов Руси. Небольшие струги с их небольшой осадкой могли отлично перевозить людей и грузы по мелководью через отмели и перекаты. (На наличие разнообразных судов на Руси указывает и «Русская правда».) Иностранцы привозили ткани, пряности, вина, изделия ремесленников.
На рынках шла бойкая торговля, происходил обмен товарами. Возможно, в этот период основным эквивалентом обмена на Руси становятся металлические, золотые и серебряные монеты. Первоначальной формой денег в Древней Руси были скот и меха. Скот (кожаные деньги), куны (мех куницы) и более мелкие единицы в виде «резаны», «ногаты», «белки» и др. являлись основными измерителями ценности в древней торговле. Но летописи и «Русская правда» уже говорят о скоте и о кунах как о металлических деньгах, лишь сохранивших старое название меховых денег, на которые идет счет при товарообмене, которыми платится дань, взимаются штрафы.
Металлическое денежное обращение сначала распространяется в виде пользования слитками (по весу). В этот период серебро как металлические весовые деньги в слитках конкурирует с кунами как меховыми деньгами. Попытки начать чеканить металлические деньги впервые предпринимаются еще при Владимире, когда стали чеканиться по арабской системе серебряные и золотые монеты. Это продолжалось и при Ярославе. Однако отсутствие на территории Руси того времени разведанных залежей серебра и золота заставляло для этой цели использовать иностранные деньги. Это было невыгодно и неудобно. Поэтому металлическая денежная единица в то время не получила широкого распространения во внутреннем обороте.
Русские купцы активно занимались и внешней торговлей. Первые сведения об этом относятся еще ко времени варяжских князей. Их договоры с греками свидетельствуют, что в X в. в Царьграде жило много русских, которые продавали там невольников и покупали различные ткани. Охота и пчеловодство Руси давали множество воска, меда и драгоценных мехов, бывших, вместе с невольниками, главным предметом торговли русских купцов. Константин Багрянородный пишет, что в Хазарию и на Русь шли тогда из Царьграда пурпур, богатые одежды, сукна, сафьян, перец. К этим товарам, по сообщению Нестора, можно прибавить вино и плоды. Ежегодное путешествие русских купцов в Грецию император описывает следующим образом: «Суда их приходят в Царьград из Новагорода, Смоленска, Любеча, Чернигова, Киева и Вышгорода. Подвластные россам славяне, кривичи, лучане и другие зимою рубят лес на горах своих и строят лодки, называемые однодеревки, ибо они делаются из одного дерева. По вскрытии Днепра славяне приплывают в Киев и продают оные русским, которые делают уключины и весла из старых лодок. В апреле месяце собирается весь русский флот в городе Вышичеве, откуда идет уже к порогам. Дошедши до четвертого и самого опасного, то есть Неясытя, купцы выгружают товары и ведут скованных невольников около 6000 шагов берегом. Печенеги ожидают их обыкновенно за порогами, близ так называемого Крарийского перевоза (где херсонцы, возвращаясь из Руси, переправляются через Днепр). Отразив этих разбойников (печенегов) и доплыв до острова Св. Григория, русские приносят богам своим жертву благодарности и до самой реки Селины, которая есть рукав Дуная, не встречают уже никакой опасности, но там, ежели ветром прибьет суда их к берегу, они снова должны сражаться с печенегами, и, наконец, миновав Конопу, Константию, также устье болгарских рек, Варны и Дицины, достигают Месимврии, первого греческого города». Торговля с Византией, без сомнения, была выгодна Киевской Руси, раз из-за нее наши предки отваживались на столько опасностей, и именно она была предметом всех мирных договоров с Византийской империей. Русские купцы ходили на судах не только в Болгарию, Грецию, Хазарию или Тавриду, но, если верить Константину, и в отдаленную Сирию, недаром Черное море было названо Русским. Русские купцы торговали и с печенегами, когда не находились с ними в состоянии войны. Печенегам они везли традиционные предметы русского экспорта, а закупали множество азиатских коней, овец и быков.
Волжские болгары, по свидетельству Эбн-Гаукаля, арабского географа X века, доставляли из Руси шкуры черных куниц или скифских соболей; но сами на Русь не ездили, потому что там якобы убивали всех иноземцев.
Скандинавские саги и немецкие летописи сообщают и о торговле русских с северными народами. Вся торговля с северными и балтийскими странами велась через Новгород. На новгородском рынке, куда съезжались тысячи купцов, скандинавы покупали драгоценные ткани, домашнюю утварь, богатые одежды, шитые золотом, и меха. Вероятно, что эти богатые одежды и ткани доставлялись купцами в Новгород из Царьграда, по древнему торговому пути «из варяг в греки». Если верить Нестору, то этим торговым путем пользовались новгородцы еще во времена Олега.
Вполне вероятно, что великие князья, следуя примеру скандинавских властителей, сами участвовали в торговых операциях для умножения своих доходов, ведь государственную подать в IX и X веках на Руси собирали в основном натурой. Из разных областей Руси шли в столицу обозы с медом и шкурами, это был княжеский оброк.
Ежегодно приходили и в Киев купеческие флоты из Константинополя. Такие караваны привозили богатые и важные для князя и бояр товары. Князья, ожидая их, даже из самых отдаленных мест присылали войско к Каневу для обороны судов от печенегов, а затем половцев. Днепр в его течении от Киева до моря назывался путем греческим. Им издавна пользовались и русичи. Они привозили в богатый и цветущий Судак горностаевые и другие драгоценные меха, а в Тавриде покупали соль. Здесь же русские купцы приобретали у восточных купцов бумажные и шелковые ткани, различные пряные коренья. В Киеве, как мы упоминали выше, жили греки, евреи, армяне, немцы, а также представители других народов. Сюда их привлекали выгодная торговля и обмен товарами. Немалое значение имело и гостеприимство русских, которые дозволяли христианам латинской церкви свободно отправлять свое богослужение, но запрещали им спорить о вере. По утверждению одного из польских историков, «боясь, чтобы сии проповедники не доказали, сколь вера греческая далека от истины».
Подобно Черному морю и Днепру, Каспийское море и Волга служили другим важным путем для торговли. Болгары, в случае неурожая на Руси, поставляли хлеб в Суздальский край, могли доставлять и ремесленные изделия Востока.
Удачные войны, получение выкупов, торговля русских купцов вели к обогащению высших слоев русского общества. Узнав о пышности константинопольского двора, великие князья, а вслед за ними и бояре, хотели подражать ему. За ними следовали их жены и дети, родственники.
Но не только богатства Византии привлекали русских князей. Владимир Великий, а за ним и Ярослав многое сделали для того, чтобы на Руси прижилась и книжная (то есть имевшая письменность) византийская культура.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru