/Храм огнепоклонников: Храм Атешгях — древний храм огнепоклонников

Храм огнепоклонников: Храм Атешгях — древний храм огнепоклонников

Содержание

Храм Атешгях — древний храм огнепоклонников

Огонь во все времена играл большую роль в жизни азербайджанцев. Неугасимый, бьющий из-под земли, он вызывал у людей чувство преклонения. Его обожествляли, строили святилища. Одно из таких мест — храм «Атешгях», что означает «Дом огня», «Место огня».

Храм огня Атешгях расположен в 30 километрах от центра Баку, на юго-восточной окраине селения Сураханы Апшеронского полуострова. Нынешний Атешгях построен в XVII-XVIII веках на месте «вечных», неугасимых огней — горящих выходов естественного газа. Он сооружен проживавшей в Баку индусской общиной, большинство членов которой происходило из Северной Индии и относилось к касте сикхов.

С очень отдаленных времен Баку отмечался в источниках как местность, где горели неугасимые огни. В Сураханы было святилище зороастрийцев- огнепоклонников, которые приезжали сюда на поклонение священному огню. Предполагается, что это первое святилище относится к началу нашей эры. После завоевания арабами Азербайджана и Баку и принятия жителями ислама храм огня зороастрийцев был разрушен. Многие зороастрийцы, не приняв ислам, вынуждены были уйти в Индию. Дальнейшая история огнепоклонничества продолжается именно там. Сменилось много поколений, прежде чем торговля и Шелковый путь не связали огнепоклонников вновь со святилищем в Сураханах. Поклонение огню в Сураханы возобновилось после XV века в виду развития экономических и культурных связей с Индией. В XVII веке источники отмечают паломников индусов, прибывших в Баку на поклонение огню.

На месте древнего святилища огнепоклонников- зороастрийцев богатые индийские купцы начали сооружать постройки. Наиболее ранняя постройка храма относится к 1713 году. К наиболее поздним относится центральный храм-алтарь, выстроенный, как гласит надпись на средства купца Канчанагара в 1810 году. В течении XVIII века вокруг святилища, пристраиваясь друг к другу, выросли молельни, кельи, каравансарай. На кельях памятника имеются резные по камню надписи, исполненные шрифтами индийского письма – даванагари и гумруки.

Отшельники, насчитывающие несколько десятков человек, жившие в Атешгях, поклонялись огню, вели аскетичный образ жизни, истязая свою плоть и очищая душу. Они вешали на себя цепи, вес которых достигал более 30 кг, лежали на негашеной извести — до омертвления отдельных частей тела. Они не трудились, жили за счет пожертвований индийских купцов. Отшельники верили, что душа человека после смерти перерождается и возвращается вновь на Землю. А в каком обличье — знатного человека или какого-нибудь животного — зависит от кармы — суммы добрых и злых дел.

В начале XIX века храм уже имел тот вид в котором он дошел до нас. Выстроенный в местных архитектурных традициях, Атешгях сочетает в себе черты древних алтарей огня. Это пятиугольное в плане сооружение, с зубчатой внешней стеной и входным порталом. В центре внутреннего двора возвышается четырехугольная ротонда главного храма-алтаря. Над входным порталом устроена традиционная на Апшероне гостевая комната – «балахане». Близ храма-святилища находится четырехугольная яма, теперь совершенно заваленная камнями, где прежде сжигали тела мертвых индусов на священном огне.

В середине XIX века, в связи со смещением земли, выход естественного газа в этом месте прекратился. Паломники восприняли это как наказание богов и стали разъезжаться. Атешгях, как место поклонения, просуществовал до 1880 года, когда последний индус, оставшись один, уехал в Индию.

В 1975 году, после проведенных реставрационных работ, Атешгях был открыт для посещения.

 

Древний храм огнепоклонников: binzajr — LiveJournal


В 30 км от Баку находится одно из интересных мест, в которое можно с легкостью попасть на обычном автобусе. Едем в Атешгях.

01. От станции метро Koroğlu на 184 автобусе всего за 30-40 минут можно доехать до древнего храма огнепоклонников. В этот день погода была не на нашей стороне, но нас это не остановило. Какие то пол часа и мы на месте, выходить надо на конечной. Вот так, встречает нас гостеприимный Азербайджан. Грязь здесь скорее исключение из правил, чем «обычное дело».

02. Эта территория известна таким уникальным природным феноменом, как горящие выходы естественного газа. Современный храмовый комплект сильно отличается от того, что здесь было сотни лет назад. Издавна на этой территории было расположено святилище зороастрийцев-огнепоклонников. Они придавали неугасимому огню мистическое значение и приезжали сюда поклониться святыне.

03. Более современные формы храм обрел ближе к 1713 году.

04. Центральный храм-алтарь построен в 1810 году. План алтаря огня имеет традиционный вид, с четырьмя столбами по углам квадрата с центральным пространством, перекрытым куполом и открытым со всех четырех сторон.

05. В течение XVIII века вокруг святилища, пристраиваясь друг к другу, выросли молельни, кельи, караван-сарай.

06. Древние надписи над входами. До настоящего времени сохранилось 14 индуистских, 2 сикхских и одна персидская надпись.

07. Отшельники, жившие в Атешгях, поклонялись огню, вели аскетичный образ жизни, истязая свою плоть и очищая душу. Они не трудились, жили за счет пожертвований индийских купцов. Отшельники верили, что душа человека после смерти перерождается и возвращается вновь на Землю.

08. Атешгях означает «Дом огня» или «Место огня».

09. В кельях представлены различные исторические материалы, сделано все довольно современно.

10. Часть сооружений, представляющих исторический интерес, закрыты прозрачным стеклом.

11. Комплекс довольно компактный, больше часа сдесь делать просто нечего.

12. 20 лет назад Атешгях был представлен в ЮНЕСКО для внесения в Список объектов Всемирного наследия.

13. В середине XIX века, в связи с движением земной поверхности начали промышленным способом и в больших объемах добывать природный газ и выход естественного газа в этом месте прекратился. Паломники восприняли это как наказание богов и стали разъезжаться.

14. Атешгях, как место поклонения, просуществовал до 1880 года. В 1902 году погас последний огонь.

15. Современный Атешгях привлекает туристов уже искусственными огнями.

Азербайджан. Часть II. Храм огнепоклонников Атешгях: vnarod — LiveJournal

Начало

Два дня ходили по Баку. Посмотрели дома, где я когда-то жил. Моя последняя квартира сейчас стоит пустая, её сдают. А в соседней живёт очень общительный дедушка, затащил нас с улицы к себе, долго рассказывал всякие истории и пытался чем-нибудь угостить.

Это был мой балкон. Только тогда он открытым был.

Зашли на кладбище, навестить могилы родственников.

это не родственник, мне просто написание имени понравилось

Местное кладбище это настоящий лабиринт, хоронили там без всякой системы, не зная дороги, найти нужную могилу — целый квест. Кстати, раньше я не задумывался, а сейчас возник вопрос: почему вдруг на еврейском кладбище все могилы смотрят в разные стороны, по правилам ведь все должны лежать ногами к Иерусалиму?
Хорошо, что у меня была подробная пошаговая видео-инструкция, папа снял лет 20 назад.
Другой вариант — воспользоваться помощью работников, они стоят гурьбой у входа, сразу предлагают помощь. Они всё кладбище знают, а что не знают найдут.

Я с дедом

На третий день взяли в прокат машину и поехали в храм огнепоклонников. С машиной получилось интересно, я хотел доехать на ней до грузинской границы, там сдать и уйти в Грузию, но ни одна фирма не предоставляла такого сервиса. А возвращаться 6 часов в Баку только чтобы вернуть машину не имело смысла. Пришлось вспомнить безотказное азербайджанское заклинание, волшебные слова «юз долар» и сразу нашёлся человек, готовый всю ночь ехать, чтобы забрать у меня машину и отвезти обратно.

На самом деле я собирался писать только про храм огнепоклонников Атешгях («дом огня»), пальцы сами печатают всё подряд. Так вот, про храм. Он находится в 30 км от Баку. Сам храм не очень большой и, если ничего про него не знать, кажется довольно простым.

Но история у него богатейшая. Долгое время в этом месте природный газ выходил прямо из земли и воспламенялся, горящая сама по себе земля впечатляла людей и место стало известным. Первое упоминание об этом месте встречается в V веке. Здесь жили зороастрийцы, люди поклоняющиеся огню и считающие, что огонь несёт свет и всё хорошее.

Потом пришли мусульмане, зороастризм был забыт почти на тысячу лет. Возможно, так бы всё и оставалось, но через это место прошёл Шёлковый путь, здесь появилось много индийских купцов, которые в 17м веке построили храм.

Поклоняющиеся Шиве и сикхи начали совершать сюда паломничества из Индии (совсем неблизкий путь), храм рос и процветал, обрастал молельнями, кельями для паломников и караван-сараем для проезжающих купцов.

Здесь постоянно жило несколько десятков отшельников-аскетов, которые очищали душу через истязания плоти. Они вешали на себя цепи, вес которых достигал более 30 кг, лежали на негашёной извести — до омертвления отдельных частей тела, могли месяцами держать руку в одном положении. Жили они за счёт пожертвований индийских купцов.

В конце 19 века огни из земли начали ослабевать и, в конце концов, совсем погасли. В одном месте написано, что из-за землетрясения, в другом что из-за нефтянного завода неподалёку. Так или иначе, интерес к храму у паломников пропал и некоторое время храм стоял в запустении. В советское время его отреставрировали, я помню как нас со школы возили сюда на экскурсию. Сейчас храм отреставрировали заново, намного лучше.

Парковка и ресторан сделаны с размахом

От храма до пляжа (Мардакяны) рукой подать, минут 25 всего. Каспийское море — чудесное, я во многих морях купался и во всех океанах, кроме Северного Ледовитого, но такой приятной ласкающей воды нет нигде. А вот сам пляж разочаровал — очень замусорен, везде окурки. Ну да это мелочи.

В заключение еще немного бакинских фотографий:

Рукописные указатели на стенах старого города (наверное, жителям надоело отвечать на один и тот же вопрос)

Дом в крепости снаружи

дворик этого же дома

Кто тут самая читающая нация? 🙂

Гранаты вкусные когда красные. А красивые когда зелёные

Продолжение

Атешгях, древний храм огнепоклонников | TourPedia.ru

Уникальная достопримечательность Азербайджана древний зороастрийский храм Атешгях считается одной из главных достопримечательностей Апшеронского полуострова. Территория, где стоит этот храм, известна тем, что из земли выходит природный газ, и при соприкосновении с кислородом происходит естественное возгорание. Древний зороастрийский храм расположен в 30 км от центра Баку, на окраине селения Сураханы. Название храма «Атешгях», в переводе означает «Дом огня», «Место огня».

Выходы горящего газа на поверхности Апшеронского полуострова сохранились в наше время и в небольшом поселке Мехеммеди на Апшеронском полуострове близ Баку, где находится гора Янардаг. Склон горы охвачен пламенем днем и ночью на протяжении многих лет. Здесь из верхних слоев почвы испаряется природный газ. Загораясь, он создает впечатление, что гора горит.

Храмовый комплекс Атешгях, история святилища

Самые ранние упоминания об огне бившем из под земли на Апшеронском полуострове встречаются у Приска Панийского (V в.), в арабских источниках VII-Х вв. Когда-то давно на этом месте было древнее капище зороастрийцев-огнепоклонников (III-IV вв. н.э.), называемое Семиямным капищем. Название было дано благодаря семи источникам огня, семи огненным «ямам».

Местное тюркское население, согласно летописям, называло его «Едди гёзлепир», что отражало, в принципе, похожую суть – «Семиглазное капище». Глазом считался выход огня. Там же выходили и теплые серные воды, в которых местные жителями принимали лечебные ванны.

После введения в Азербайджане ислама многие зороастрийцы были вынуждены уехать в Индию, где и продолжалась дальнейшая история религии Огня. Зороастрийские святилища приходили в упадок, хотя часть населения Закавказья довольно долго оставалась зороастрийцами и после введения ислама. Об этом можно прочитать у ал-Истахри, который в Х в. пишет, что недалеко от Баку живут огнепоклонники. Это подтверждается упоминанием провинции Багаван – «Области богов» (т.е. огнепоклонников) у Моисея Каланкатуйского, а также археологическими данными.

Прошли столетия, прежде чем в Средние века торговля и Шелковый путь не связали купцов-индуистов из пенджабского Кангара с заброшенным зороастрийским комплексом в Сураханы, и с ХVI в. индусы потянулись сюда на паломничество.

Как сообщает немецкий путешественник Кемпфер, побывавший здесь в 1683 г., с середины ХVII в. индусы начинают основывать здесь постоянные поселения. Наиболее ранняя постройка при храме – конюшня – относится к 1713 г. В течение XVIII в. вокруг святилища, пристраиваясь друг к другу, выросли молельни, кельи, караван-сарай.

Летописи утверждают, что монастырь был построен индийскими купцами – сикхами и шиваитами – для своих монахов. Большинство монахов было выходцами из северных областей Индии – большей частью из Мултана, а так же из Лахора, Тенессерима, Качбуди и т.д. Говорили монахи на индустани. Кстати, монастырь в те времена назывался не Атешгях (так его продолжало называть лишь местное население), а Шридалаваджи.

Храм Атешгях, достопримечательности и архитектура

В плане Атешгях представляет собой пятиугольное сооружение с зубчатой внешней стеной и входным порталом. В центре двора – четырехугольный главный алтарь, внутри которого неугасимый огонь, которому были не страшны свирепые апшеронские ветра.

Центральный алтарь, выстроенный в персидской архитектурной планировке в виде чахар-тага – четырех арок, обращенных к четырем сторонам света, сочетает в себе и атрибуты индуистской религии, среди которых можно выделить трезубец (тришул) и надпись на санскрите. Алтарь был восстановлен, как гласит его украшенная изображением свастики надпись, на средства купца Канчанагара в 1810 г.

В силу того, что Атешгях строился жителями окрестных поселений, его внешний вид сочетает в себе черты местных архитектурных традиций и элементы древних алтарей священного огня. Над высоким входным порталом – традиционная на Апшероне гостевая комната – балахана. Происхождение этого термина – из древнего фарси, где «бала» имело значение «высокое». Таким образом «балахана» означает «высокое место», и это вполне в зороастрийских традициях.

Недалеко от храма расположена большая погребальная яма, где раньше на священном огне кремировали тела верующих индусов. Отшельники, насчитывающие несколько десятков человек, жившие в Атешгях, поклонялись огню, вели аскетичный образ жизни, истязая свою плоть и очищая душу. Некоторые из них лежали нагишом на негашеной извести, другие вешали на себя тяжелые цепи весом 25 кг и более.

В храме сейчас функционирует небольшой музей, где воссозданы сцены из жизни обитателей храма и его гостей.

В начале XIX в. храм имел уже тот вид, в котором он дошел до наших дней– он состоял из центрального алтаря, балаханы и 26 келий. На кельях – вырезанные в камне надписи, выполненные шрифтами индийского письма нагрик, деванагари и гурмуки. Из них явствует, что индусами Атешгях использовался как храм индуистской богини огня Джваладжи. На одной из плит также обнаружили сикхскую надпись на языке панджаби.

Согласно сведениям де Шардена, храм огня в Сураханы в 60-х гг. XVII в. посещался и зороастрийцами. Это подтверждает персидская надпись почерком насх над стрельчатой аркой входного проема одной из келий, где говорится о визите зороастрийца из Исфахана.

Атешгях интересовал многих выдающихся личностей, посещавших Апшерон. Среди них можно выделить русского царя Александра II, ориенталистов Дорна, Березина, писателя А.Дюма-отца, химика Менделеева, художников Верещагина и Иванова, французского путешественника Виланда, английского путешественника А.Джексона и др.

К середине XIX в. огонь в Атешгяхе постепенно угасал – виной тому многочисленные землетрясения, а также активные нефтеразработки и построенный в 1853 г. рядом с комплексом нефтеперерабатывающий завод. Однако монахи думали иначе: они видели в этом кару богов за недостаточное смирение плоти и недобросовестные молитвы. И постепенно уезжали – к 70-м гг. XIX в. в Атешгяхе остался лишь один монах, да и тот вернулся на родину предков в 1883 г. Атешгях пришел в запустение.

Атешгях начали реставрировать в 30-е гг., основная часть реставрационных работ была проведена в 60-е. В итоге в 1975 г. Атешгях был открыт для посещения как культурный и туристический объект. В XXI в. Атешгях получил статус историко-культурного заповедника.

Азербайджан, карта расположения храма Атешгях

Зороастрийский храм огня, Иран – Варламов.ру – ЖЖ

Недалеко от Язда находится зороастрийское святилище Чак-Чак. Хотя зороастризм возник в восточном Иране, сейчас последователи насчитывают всего ок. 10 000 человек, и мусульмане называют их неверными. Большинство храмов было разрушено, но те, что остались, вызывают большой интерес у туристов.

Зороастризм, или маздеизм, религия, основанная в 8 или 7 в. до н.э. реформатором древней иранской религии по имени Заратуштра. Религия зороастризма продолжает существовать до сегодняшних дней. В Иране ее последователи насчитывают всего ок. 10 000 человек, и мусульмане называют их габарами («неверными»). Сегодня община зороастрийцев (зартошти) — это, в основном, парсы Индии и США. Небольшие общины рабросаны по всему свету — Иран, Азербайджан, Таджикистан, Канада, Турция, Афганистан.

Хотя на картах Чак-Чак отмечен как деревня, реально там никто не живет, кроме охранника и редких в обычные дни паломников. Только во время религиозных праздников, множество зороастрийцев со всего мира съезжаются сюда. Находится Чак-Чак в 43 километрах от Ардакана — небольшого исторического городка, расположенного на трассе Язд-Тегеран. Добраться до святилища не очень просто — поток машин туда крайне мал, чаще всего сюда едут такси, везущие местных и иностранных туристов. Возле Ардакана также можно осмотреть зороастрийские башни молчания.

К храму Пир-е Сабз, вырубленному в толще горы, ведут 320 ступенек. В Пир-е Сабз горит огонь и бьет священный источник. Согласно преданиям, появление в этом месте родника связано с побегом от арабского нашествия сасанидской принцессы Никбану. Томимая жаждой в пустыне, Никбану последовала велению Ахура-Мазды и бросила на землю свой посох. Там, где она сделала это, забил ручей. Кстати, название комплекса Чак-Чак произошло от звука падающих на пол капель.

В зороастрийских храмах, называемых по-персидски «аташкадэ» (букв. дом огня), горит неугасимый огонь, служители храма круглосуточно следят, чтобы он не погас. Есть храмы, в которых огонь горит на протяжении многих столетий. Семья мобедов, которым принадлежит священный огонь, полностью несёт все расходы по содержанию огня и его защите и материально не зависит от помощи бехдинов. Решение об учреждении нового огня принимается только в случае наличия необходимых средств.

Мобеды являются стражами священных огней и обязаны защищать их всеми доступными способами, в том числе и с оружием в руках. Вероятно, этим объясняется тот факт, что после исламского завоевания зороастризм быстро пришёл в упадок. Многие мобеды были убиты, защищая огни.

Зороастрийцы придают большое значение ритуалам и церемониям. Главная особенность зороастрийских обрядов — борьба со всякой нечистотой, материальной и духовной. Священный огонь играет исключительно важную роль в зороастризме, по этой причине зороастрийцев часто называли «огнепоклонниками», хотя сами зороастрийцы считают такое название оскорбительным. Они утверждают, что огонь — лишь образ бога на земле.

Зороастрийский праздник Навруз и поныне является национальным праздником в Казахстане (Наурыз), Азербайджане (Новруз), Таджикистане, Узбекистане, Туркменистане и республиках РФ.

Гигантский Симург — священная птица зороастризма, является основным элементом эмблемы рок-группы Queen. Эмблему разработал лидер группы, Фредди Меркьюри — парс по рождению, который, будучи выходцем с Занзибара, придерживался зороастрийской веры. Гигантский Симург также изображен на гербе Республики Узбекистан и называется птицей «Хумо»(птица счастья).

Одним из основополагающих элементов видеоигры Prince of Persia (2008) является упрощённая версия зороастризма — личное противостояние между Ормаздом и Ахриманом.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Зороастрийцы

Каталог всех моих записей.

Путешествия по странам:
Путешествия по России.
Абхазия.
Боливия.
Великобритания.
Вьетнам.
Германия.
Иран.
Испания.
Йемен.
Корея.
Куба.
Монголия.
Нидерланды.
Перу.
США.
Сирия.
Турция.
Эквадор.

Оплот страны огней. Часть 5 — Храм огнепоклонников и языческое захоронение в поселке Сураханы


Стоит ли удивляться, что в местности, где из-под земли внезапно может вырасти неугасимый огненный язык, и где горят камни, непременно возникнет религия. основанная на поклонении огню? Правильно,

Азербайджан, Баку, Fawlty Towers Hotel
Ассорти фото из поездки
Оплот страны огней — Баку, октябрь 2011 года. Часть 1 — подготовка
Часть 2 — Гобустан
Часть 3 — Грязевые вулканы и Пир-Гара-Атлы
Часть 4 — Масазыр, Янардаг, нефтепромыслы и пос. Амираджан

Храм огнепоклонников «Атешгях» в поселке Сураханы

Мне хотелось посетить знаменитое святилище Атеш-Гах,
но оно находится в двадцати двух верстах от города,
и я бы не успел обернуться. Там горит вечный огонь,
уже сотни лет поддерживаемый парсийскими священниками,
выходцами из Индии, которые не едят животной пищи.
В других странах этих убежденных вегетарианцев считали бы
просто любителями овощей.
Жюль Верн «Клодиус Бомбарнак»

Стоит ли удивляться, что в местности, где из-под земли внезапно может вырасти неугасимый огненный язык, и где горят камни, непременно возникнет религия. основанная на поклонении огню? Правильно, не стоит, и где же ей еще возникнуть, как не на территории нынешнего Азербайджана? Одним из святилищ зороастрийцев- огнепоклонников и стал храм «Атешгях», что означает «Дом/место огня». Огнепоклонники приезжали сюда на паломничество уже около двух тысяч лет назад. Когда арабы завоевали эту территорию, храм был разрушен, а все не желающие принудительно принять ислам вынуждены были бежать в Индию. Только в XV веке, когда в Индию из Персии снова пошли караваны с шелком, и между государствами наладилось некое подобие торговых отношений, в селении Сураханы снова появились огнепоклонники. Правда, ютиться им пришлось буквально по пещерам и кустам — нынешний храм был построен на деньги богатых индийских купцов только в 1713 году. В 1810 году центральный храм был перестроен на средства купца Канчанагара — об этом свидетельствует надпись на стене храма. Постепенно вокруг святилища выросли кельи для паломников, конюшни, склады, караван-сарай, а сейчас мы видим комплекс таким, каким он был в начале XIX века.

Через несколько десятилетий, в середине XIX века, огонь здесь погас — видимо, сместившиеся земные пласты перекрыли выход на поверхность природного газа. Паломники посчитали это дурным знаком и проклятием богов, и перестали сюда приезжать. Отшельники, которые жили за счет пожертвований, продержались до 1880 года, когда последний индус уехал отсюда на историческую родину. Долгое время храм был заброшен, и открыт снова — как музей — после проведения реставрации в 1975 году (предположу, что теперь под алтарем вечный огонь поддерживается банальным трубопроводом).

Храм снаружи напоминает замок: высокая каменная зубчатая стена, входные ворота, только подъемного моста не хватает. По периметру стен устроены кельи, в каждой из которых устроена небольшая экспозиция: то стенды информационные (довольно много информации на русском), то витрины с черепками-посудой, то композиции «из жизни отшельников».

В центре двора — ротонда-алтарь, где и горит вечный огонь.

Рядом с ним угадывается прямоугольная яма, где а священном огне сжигали тела индусов, но увидеть ее нельзя — она завалена камнями. Если совсем внимательно присматриваться, то видно, что над воротами имеется жилое помещение. Я предположила, что оно имеет сторожевое назначение, но оказалась неправа — комната оказалась гостевой.

Вход — 2 маната с человека, фотосъемка — 2 маната, можно купить 1 билет на 2 камеры.

***

К воротам храма мы прибыли одновременно с тем самым белым микроавтобусом, на котором приехала группа с Октаем. Водитель указал нам на хромого бодрого старикашку (76 лет — что вы хотите — сказал он нам в пути, когда мы все обсуждали, как так получилось с нашим списком), который быстро повел группу внутрь. Водитель подтолкнул нас вслед: «Экскурсию бесплатно послушаете заодно». Но услышав профессионально-заученный текст безликим «гидовским» голосом, слушать нам быстро наскучило и мы стали бродить по кельям храма сами. Вдруг в одной из келий в дверном проеме появился сам Октай в сопровождении группы безропотных туристов (судя по внешнему виду, командировочные, у которых выдался свободный день). Безо всякого приветствия или чего-то подобного Октай подскочил к нам и заверещал: «Так, молодые люди! Ваша подруга мне звонила, я ей сразу сказал, что вы напридумывали по книжкам каких-то гор и ущелий сами! это не стандартная программа! я уже сказал, что все, что сверху стандартной программы — договаривайтесь с водителем!» И снова завел экскурсию:) Я была в таком шоке, что какое-то время просто не знала, что ответить. Потом стало ясно, что дискутировать с ним бесполезно — на все попытки приблизиться и объясниться Октай просто махал на нас руками и убегал подальше. Вернулись к машине и объяснили ситуацию водителю. При этом достали ноутбук и показали, что написано на сайте, мол, вы или людей обманываете, давая на сайте такую информацию, или выполняйте свои обязательства, как договорено. Водитель подумал и согласился (надеюсь, ему за это не попало).

По логике Октая (см. расценки в первом посте, которые он озвучил), 5 часов нам нужно было на посещение Масазыра (15 км от Баку, на месте минут 10), Янардага (тот же расклад по времени) и Сурахан (еще 25 км и полчаса времени). И за все это время мы должны были заплатить еще и гиду. Интересно, что бы он нам вещал за эти три пункта и 5 часов:)

Водитель, кстати, всю дорогу рассказывал нам про бельгийцев, которых он возил по стране, которые «составили маршрут сами — по книгам, представляете! ну надо же местных жителей спрашивать! а то в книге написано — замок, а приезжаем — а там одни руины! бельгийцы расстроились, хотели возвращаться в Баку, но я их убедил еще поездить, показывал нашу туристическую программу, в Гала свозил». Из слов водителя (не то чтобы я не помню, как его зовут, прекрасно помню, просто, в отличие от Октая, не хочется человека подставлять, а в случае с Октаем — страна должна знать своих героев:), а также из последующего общения с людьми мы поняли, что для местного населения, которое так или иначе связано с турбизнесом (гиды, водители, сотрудники музеев) туристы, особенно иностранные — нечто вроде неразумных детишек, которые сами не знают, чего хотят, и что везти их непременно нужно в Гала (это смесь этнографического музея и музея под открытым небом). Намеком про Гала и как там хорошо заканчивалось каждое сольное выступление водителя:) Раз несколько мы выслушали про то, что вчерашний дольмен — нетуристическое место, и что нечего там делать туристам, потому что место святое, пока Денис не выдержал и не сообщил водителю, что «мы вообще-то в Эйюпе были, и ничего, нам там слова резкого никто не сказал». Водитель затих и минут через 15 спросил уважительно: «В Стамбуле были? а я вот никак не съезжу!» Потом снова завелся про то, как надо ездить с гидом, а то что это такое — он же не гид и рассказать нам ничего не может толком. Я уточнила: «Вы боитесь, что у нас нет информации про те места, куда мы едем?» Он утвердительно кивнул. Я его заверила, что вся информация у нас есть и что мы прекрасно понимаем, куда и зачем едем, но, по-моему, он нам не поверил, а ближе к вечеру снова завел разговор о Гала…

Водитель, пока мы гуляли по храму, уточнил у местных жителей, где расположен следующий пункт нашей программы, и через несколько минут мы уже тормозили у белой глыбы вдалеке. Это и было

Языческое захоронение на скале «Уста-Шагирд» у поселка Ени Сураханы

До него нам пришлось топать пешком, ибо машина там бы точно не прошла. Через несколько минут мы уже поднимались по лесенке. ведущей на скалу. Внутри помещения — просто прямоугольная каморка с белеными стенами, над входом — надпись арабской вязью. В чем конкретно языческость данного места и захоронение ли это вообще — осталось неизвестным.

Азербайджан, Баку, Fawlty Towers Hotel
Ассорти фото из поездки
Оплот страны огней — Баку, октябрь 2011 года. Часть 1 — подготовка
Часть 2 — Гобустан
Часть 3 — Грязевые вулканы и Пир-Гара-Атлы
Часть 4 — Масазыр, Янардаг, нефтепромыслы и пос. Амираджан

BBC — Религии — Зороастризм: поклонение

Поклонение

Очистка

Зороастрийцы не огнепоклонники, как ошибочно полагают некоторые жители Запада. Зороастрийцы верят, что элементы чисты и что огонь олицетворяет свет или мудрость Бога.

Зороастр уделял меньше внимания ритуальному поклонению, вместо этого сосредотачиваясь на центральной этике «Хорошие слова, добрые мысли и добрые дела».

Зороастрийское поклонение не требует предписаний. Его последователи могут выбирать, хотят ли они молиться и как.

Общинное поклонение обычно сосредоточено вокруг сезонных фестивалей (которых у зороастрийцев много), но есть и другие возможности для собирающихся прихожан, такие как Навджот, церемония посвящения, на которой ребенка принимают в зороастрийское сообщество.

A prayer room at the Harrow Zoroastrian Centre Молельная комната в зороастрийском центре Харроу ©

Молитвы

Зороастрийцы традиционно молятся несколько раз в день. Некоторые носят кусти — веревку, завязанную трижды, чтобы напомнить им о изречении «Хорошие слова, добрые мысли, добрые дела».Они оборачивают кусти снаружи судрех, длинной чистой белой хлопковой рубашки. Они могут участвовать в ритуале очищения, таком как мытье рук, затем развязывать и снова связывать их, читая молитвы.

Молитвы в первую очередь призывают, призывая и прославляя Ахура Мазду и его добрую сущность, пронизывающую все вещи. Молитвы произносятся лицом к солнцу, огню или другому источнику света, представляющему божественный свет и энергию Ахура Мазды.

Очищение сильно подчеркивается в зороастрийских ритуалах.Зороастрийцы сосредотачиваются на сохранении чистоты своего разума, тела и окружающей среды в стремлении победить зло (Ангра-Майнью). Огонь считается высшим символом чистоты, и священные огни поддерживаются в Храмах Огня ( Agiaries ). Эти огни представляют свет Бога (Ахура Мазда), а также озаренный разум, и никогда не угасают. Ни один зороастрийский ритуал или церемония не проводится без священного огня.

,

6 Малоизвестные факты о Храме Огня

Агияри или Храм Огня — место поклонения зороастрийцев (парсов). Когда парсы впервые приехали в Индию, они поселились в Гуджарате, а затем перебрались в Бомбей (Мумбаи). Они внесли огромный вклад в области искусства, науки и промышленности. Среди известных парсов — Джамсетджи Тата, Вадиас, Хоми Бхабха, семья Годредж, мадам Бхикаджи Кама и Боман Ирани.

1. Огнепоклонники

Огонь почитается парсами, он олицетворяет Ахура Мазду — их верховное божество.Согласно отчетам за 2010 год, в Мумбаи 50 храмов огня, 100 в остальной части Индии и 27 в остальном мире.

2. Фаравахар

Фаравахар с человеческим лицом олицетворяет добрые мысли, добрые слова и добрые дела. Круг в середине ствола Фаравахара символизирует наш дух — бесконечный, без начала и конца. Рука, указывающая вверх, означает, что мы должны много работать, чтобы добиться успеха. Кольцо в другой руке означает верность и верность.

3.Новый год на парси

Навроз или Новый год на парси празднуется 17 августа. В этот знаменательный день парсы посещают Храм Огня. Горящий огонь поддерживают в храме в окружении пшеницы и воды. Здесь огонь означает очищение, а пшеница — богатство.

4. Аташ Бехрам, или огонь победы

Аташ Бехрам считается высшей степенью огня. 16 различных видов огня собираются из разных источников — они включают молнии, пожары из очагов, огонь от кремационного костра, огонь от ремесел, в которых работает печь, и так далее.Есть 9 Аташ Бехрамов — Ираншах Аташ Бехрам в Удваде, Десаи Аташ Бехрам в Навсари, Дадисет Аташ Бехрам в Мумбаи, Вакил Аташ Бехрам в Сурате, Моди Аташ Бехрам в Сурате, Вадиа Аташ Бехрам в Мумбаи, Банаджи Аташ Бехрам, Банаджи Аташ Бехрам Бехрам в Мумбаи и Йезд Аташ Бехрам в Йезде, Иран.

5. Археологическое открытие

Самые старые остатки храма огня, относящиеся к III или IV веку до нашей эры, были найдены на горе Хадже, недалеко от озера Хамун в Систане (Иран).

6. Храм огня Атешгях

Храм Огня Атешгях — похожий на замок храм в Сураханах, Азербайджан, который находится на расстоянии 216 км от Армении. Построенный в 17-18 веках, он содержит персидские и индийские надписи. Этому храму поклонялись как индусы, так и зороастрийцы. После 1883 года от него пришлось отказаться, так как поблизости были построены нефтегазовые заводы. Это привело к прекращению подачи природного газа в храм и тушению священного огня.

Забронируйте международный отпуск

Турпакеты в Дубай | Турпакеты в Сингапур | Турпакеты в Таиланд

,

Пожар в индийском храме убил более 100 верующих на индуистском новогоднем мероприятии

Огромный пожар унес жизни более 100 человек и ранил более 200 человек, собравшихся на фейерверк в Индии.

Пожар в храме в Колламе душераздирающий и шокирующий. Мои мысли о семьях погибших и молитвах с ранеными.

Это произошло в Колламе в южном штате Керала, где верующие собрались на мероприятие, чтобы начать индуистский Новый год рано в воскресенье

Медицинские работники штата заявили, что местные больницы были переполнены жертвами, поэтому многие из них. Пострадавших пришлось отвезти в столицу штата примерно в 70 км.

Местное телевидение сообщило, что фейерверк упал на сарай, где хранились другие салюты, вызвав взрыв и пожар.

По телевизору видно, как людей, в том числе с ожогами в руках, доставляют в больницы.

Премьер-министр Нарендра Моди сказал, что вылетит на место храма позже в воскресенье.

«Пожар в храме в Колламе душераздирающий и шокирующий, не передать словами», — сказал он в своем сообщении в Twitter. «Мои мысли о семьях погибших и молитвах с ранеными.”

Керала находится в разгаре выборов в новое собрание штата, так как политики спорят о причине пожара.

Нет разрешения

Главный министр штата Керала Оомен Чанди сказал, что администрация района Коллам отказала властям храма в разрешении провести фейерверк, и что правительство расследует, как они были продвинуты.

«Не было разрешения даже на хранение фейерверков», — сказал он.

Керала изобилует храмами, которыми управляют богатые и могущественные тресты, которые часто нарушают местные правила.Каждый год в храмах устраивают фейерверки, часто соревнуясь за самые зрелищные.

Судья района Коллам А. Шайнамол сказал, что люди, живущие по соседству с храмом, в прошлом жаловались на опасность этих фейерверков.

Взрыв фейерверка был настолько сильным, что некоторые части крыши храма обвалились. Местные СМИ показали, как бульдозеры пытались очистить территорию от завалов.

Я скоро доберусь до Кералы, чтобы оценить ситуацию, возникшую из-за злополучной трагедии с пожаром в Колламе.

— Нарендра Моди (@narendramodi) 10 апреля 2016 г.
.

Храм Атешгях близ Баку

Древний зороастрийский храм Атешгях — «Храм огня»

Храм Вечного огня — Атешгях — это настоящая азербайджанская экзотика. Он известен практически во всем мире. Он расположен в 30 км от центра Баку в пригороде Сураханы. Эта территория известна таким уникальным природным явлением, как горение выходов природного газа (подземный газ, выходящий на поверхность, контактирует с кислородом и загорается). Храм в его нынешнем виде был построен в 17-18 веках и построен бакинской индуистской общиной, связанной с сикхами.

Однако история Храма еще длиннее. С незапамятных времен это было святое место зороастрийцев-огнепоклонников (примерно начало нашей эры). Они приписали неугасимому огню мистическое значение и пришли поклониться реликвии.

После введения ислама зороастрийский храм был разрушен. Многие зороастрийцы уехали в Индию и продолжили там свое поклонение. Однако в XV-XVII веках индуисты-огнепоклонники, прибывшие на Апшерон с торговыми караванами, стали совершать паломничества в Сураханы.Индийские купцы начали строить храм, и самая ранняя часть датируется 1713 годом. Последняя часть, центральный храм-алтарь, была построена при поддержке купца Канчангара в 1810 году. В 18 веке были часовни, кельи и караван-сарай. были пристроены к центральной части храма. На храме даже вырезаны надписи индийскими буквами.

В начале 19 века Храм приобрел современный вид. Атешгях — пятиугольное строение с замком и входным порталом.В центре двора, у алтаря-святилища, выполненного в виде каменной беседки, находится знаменитый колодец, из которого бьет «вечно» горящий газ. С углов центра расположены еще башни, окруженные двором с кельями.

Над входным порталом расположена традиционная гостевая комната или «балахане». Рядом с храмом есть большая яма, где сжигали тела умерших индусов на священном огне.

В середине 19 века из-за движения поверхности прекратилась добыча природного газа.Паломники восприняли это как наказание богов и ушли. Атешгях как место поклонения просуществовал до 1880 года. Сегодня этот древний зороастрийский храм открыт для туристов, привлекая их искусственным огнем.

Достопримечательности

Окрестности

Музеи

Разное

.