Индийские садху: мудрецы или сумасшедшие?
22 Сентября 2015, 10:58Когда я впервые увидела его, он сидел на грязной леопардовой шкуре, расстеленной на сырой земле. Вокруг был очерчен дымчатый пепел. Сквозь густые кольца дыма от конопляного чиллума, едва проступали черты человека средних лет…
…Его лицо увивала густая борода, щедро измазанная пеплом, чёрные как смоль глаза будто замерли в упрямом пристальном положении, спутанные в дреды волосы были украшены черным тюрбаном и яркими бусами. Зубы потемнели от суровой аскезы и обросли толстым угольным слоем. Его темный балахон напоминал одеяние колдунов, а заточенный бамбуковый шест угрожающе метился мне в лицо. Он не был босым, рядом стояли деревяшки, имитирующие простые шлёпанцы. Лоб украшали непонятные простому смертному рисунки, странные амулеты и перстень с драгоценным камнем гармонично завершали тот мистический образ, который предстал прямо передо мной на берегу священной Ганги.
Он сидел на земле недалеко от местного крематория, мирно покуривал травку, избавляясь от застывших концепций, и пребывал в каком-то ином измерении. Я подошла ближе, и он жестом пригласил меня сесть рядом. В темной щели, за ветхой постройкой, которую не заметишь с тропинки, сидела целая компания аскетов. Все они были похожи друг на друга, не имели одежды или же укутывались в одинаковые черные балахоны. Аскеты сбились в кучу и видимо совершали священный ритуал вокруг горящего костра, раскуривая по кругу чиллум с гашишем. Все они были шиваиты. Считается, что курение трубки способствует обретению высшей мудрости, а мягкой дымчатой субстанцией питаются духи. Оставшийся пепел мажут на лоб или съедают, демонстрируя высшую преданность Шиве.
Позже я узнала, что эти ребята были настоящие агхори – индуисты садху, практикующие крайнюю форму аскезы. Многие индуисты сторонятся агхори, потому что те якшаются с духами, живут на кладбищах и местах кремации, проводят довольно жесткие и странные для обычного человека ритуалы. Считается, что аскеза – отказ от сна, пищи и чувственных удовольствий, а также чистое видение Бога во всех его проявлениях, даже в самых отвратительных – это ведь тоже часть Вселенной, помогает подвижнику обрести духовное просветление.

Садху уходят от мирской жизни, бросают семьи и нажитое, посвящая себя духовности. Достигая единения с Богом, Абсолютом, Вселенной, мистик понимает истинную природу вещей, избавляется от страха и отвращения. То, что пугает простых людей, не может испугать агхори, потому что он понимает природу человеческого страха. Практикуя йогу и медитацию, совершая странные на первый взгляд ритуалы, садху вырабатывает внутреннее спокойствие и становится неустрашимым. Каждый агхори стремится избавиться от отвращения к уродливому и грязному. Этому помогает специальная медитация, направленная на нейтрализацию негативных эмоций. Агхори поджидают угасание погребальных костров, чтобы забрать череп или сам труп.
Садху – попросту аскеты, йогины, святые живут в ашрамах, храмах, в лесу и пещерах. Другие ведут бродячий образ жизни, совершая паломничество. Не все из них являются агхори и поклоняются Шиве, некоторые особенно почитают Вишну. А большинство из них вовсе с непониманием относится к секте каннибалов. Я повстречалась с агхори в Варанаси – древнейшем городе на земле. Этот священный город издавна считается местом паломничества, сюда приходят старики и больные умирать. Здесь начинаешь задумываться о вечном, об иллюзорности мира, о предназначении человека и смысле нашего бытия. Индуисты стекаются со всей страны к берегам Ганги, потому что верят — если умереть в священном городе есть возможность попасть в рай, а не перерождаться снова и снова в новых телах. С раннего утра у Ганги суета, гаты переполнены людьми. Костры на гате Маникарника никогда не потухают. Такая атмосфера – идеальное место для агхори.
Некоторые садху обладают даром ясновидения, занимаются магией, умеют исцелять людей и убирать сглаз. Жители небольших деревень особенно почитают садху, приглашают их на свадьбы, просят совета от мудрецов. Люди дают аскетам еду, фрукты, воду, подаяния, их бесплатно пропускают в транспорт. Впрочем, некоторые поддельные садху паразитируют на доброте людской и занимаются попрошайничеством. Они рядятся в ветхие тряпки цвета охры, плетут дреды, обмазываются пеплом, чтобы заработать побольше денег с неосведомленных туристов. Приставучие садху с хитрыми улыбками и просьбами дать денег – ненастоящие, истинные духовные отшельники ведут себя скромно, общаются на равных о жизни и денег не просят, хотя бы потому что нет у них желаний и материальных привязанностей.

Некоторые садху настолько суровы, что держат руку поднятой и не опускают её, пока она не одеревенеет, стоят на одной ноге годами, используя подвесную систему, голодают, ходят голыми, не остригают волосы, которые скапливают сверхсилу и энергию. Просветленных садху называют живыми богами на земле.

В Индии порой встречаются такие чудеса, от которых голова идет кругом. Вот встретить живых агхори, пьющих из черепа только что сожженного человека, или вымазанных пеплом индийских садху – одно дело, но познакомиться с европейцами, бросившими жизнь на Западе ради познания истины на сакральном Востоке – совсем другое дело. Тут и такое случается. Я сейчас не о тех, кто приезжает к Сай Бабе, Бхагавану Раджнишу и Махарши в ашрамы. Рама-прия Дас в прошлом гражданин Америки является садху и сидит в лотосе уже 4 года. Его тело покрыто густым пеплом, его волосы спутаны индийскими ветрами, единственное имущество – набедренная повязка.
В идеале садху стремятся к чистому видению, умеют контролировать мысли, избавляются от привязанностей, видят божественное в других людях и занимаются своим духовным развитием, напоминая людям о превосходстве духа над материей.
Автор статьи: Юлия Голубятникова
Другие новости и статьи по темам
proturizm.club
Садху: бомжи, йоги, мудрецы или просто ряженые бородачи?: vlade_mir — LiveJournal
Все, кто хоть раз был в Индии или Непале, видели бродячих ряженых бородачей, похожих толи на йогов и великих мудрецов, а толи на бомжей-попрошаек. Особенна высока их концентрация возле больших храмов и монастырей, хотя в принципе можно встретить в любом месте. А называют они себя — садху!Так кто же на самом деле эти садху? Обычные попрошайки или великие духовные учителя?
Сначала я думал, что это какие-то странствующие монахи или паломники, которые наподобии буддистов совершают некое ритуальное путешествие по святым местам. Потом я решил, что это все-таки гламурные бомжи, которые косят под святых, и вымаливают таким образом деньги. Но вот настал момент прозрения, и я, наконец, во всем разобрался. Это и паломники, и монахи, и бомжи, и попрошайки, и святые, и все все все в одном лице, это — садху!!!
Садху — это религиозные аскеты, отрекшиеся от всего мирского ради познания бога и бесконечной медитации. Отрекаются они от всех моральных и материальных благ и удовольствий, а деньги они просят исключительно, чтобы не помереть с голоду (и конечно на «траву для медитаций», но об этом позже). В переводе с санскрита термин «Садху» переводится как «добродетельный человек» или как «человек в поисках цели», что в общем-то соответствует реальности.
Садху бывают разные, от ряженых нищих, вымаливающих рупии, до настоящих мудрых старцев, к которым можно прийти за советом! Люди почитают их как святых и боятся их проклятий, поэтому когда они просят милостыню предпочитают им давать, чтобы те их случайно не прокляли. Этим многие пользуются, а некоторые особо предприимчивые индусы наряжаются, принимая боевой окрас «садху», и зарабатывают себе таким образом на жизнь возле какого-нибудь храма. Днем он садху, а ночью обычный индус, который смотрит телек, пьет ром и занимается сексом. Распознать подделку непросто, ведь для этого надо время, а где ж его взять… Хотя мне кажется, что, чем демонстративнее садху «позирует» на камеру и чем настойчивее вымаливает у Вас рупии — тем больше вероятность наткнуться на подделку.
На самом деле, стать настоящим садху не так просто. Нельзя просто выйти и сказать — я садху. Чтобы стать настоящим садху нужно пройти специальный ритуал посвящения и даже «умертвить» себя (конечно не в прямом смысле, а в духовном), а сделать это может только другой, более опытный садху. После ритуала инициации молодой садху получает благословение гуру и свою личную мантру, с которой он будет идти по жизни. После этого — отрекайся от всего, медитируй, странствуй, живи в пещерах и достигай просветления… Такова твоя судьба и ты сам сделал свой выбор, садху!!!
В небольших городах и поселках живущие рядом садху почитаются как великие мудрецы. К ним приходят за советом или благословением, а иногда даже как к судьям для решения возникших споров. Но все равно главное — это духовная сторона, поэтому настоящие садху не любят суеты и стараются забраться подальше от людей, чтобы спокойно медитировать, а многие даже принимают обет молчания, чтоб их не беспокоили постоянными распросами.
Но многие садху кучкуются и живут вместе в храмах и ашрамах. Видимо, так им веселее медитировать… И курить траву. Ведь садху, для более полного погружения, с удовольствием курят различные наркотические смеси. Поэтому, несмотря на праведный образ жизни, медитации, занятия йогой и т.п. у садху очень большие проблемы со здоровьем, и долго они, как правило, не живут…
Для поверхностных знаний о садху, думаю, я рассказал достаточно, а если Вам стало интересно — гугл Вам в помощь!
Подписывайтесь на меня в инстаграме — @vladimirzhoga, там много красивого и интересного!
Данный материал является объектом авторского права. Полная или частичная публикация статьи и размещенных в ней фотографий без согласования с автором ЗАПРЕЩЕНЫ в любых СМИ, печатных изданиях и на любых сайтах, за исключением репостов в личных блогах и личных страниц социальных сетей с обязательным указанием автора и ссылки на оригинал.
vlade-mir.livejournal.com
Индийские садху (30 фото)
Каждый турист, приехавший в Индию, рано или поздно сталкивается с бродягами яркой наружности, которые не похожи на обычных нищих. Это са́дху — индийские аскеты, отшельники и йогины. Садху уходят из мира и полностью посвящают себя освобождению из круговорота рождения и смертей, идя по пути познания Бога. Около 5 миллинов садху странствуют по Индии или живут в уединении в лесах и пещерах, питаясь лишь за счёт подаяния. Простые люди часто называют садху «баба́». В Индии слово «баба» означает отец или дядя. Иногда к «баба» прибавляется уважительный суффикс джи — бабаджи. Индусы почитают садху за их святость, т.к. считается, что садху своми аскетическими подвигами (например, стояние всю жизнь на одной ноге или обет молчания) очищают карму не только себе, но и всем окружающим.
Во время Кумбха-мела (праздника кувшинов) миллионы садху и простых паломников собираются в святых местах индуизма. В 2007 году в индийском городе Аллахабаде в течении 45-ти дней в этом празднике приняли участие 70 миллионов человек, что стало самым многолюдным собранием в истории человечества.
Неопытные туристы могут принять за садху обычных нищих, просящих подаяния и притворяющихся садху, чтобы заработать себе на пропитание.
udivitelno.com
Индийский садху 43 года держит руку поднятой в честь бога Шивы
Индийский садху (святой, аскет) Амар Бхарати держит руку поднятой вот уже 43 года. До того как он стал на духовный путь, его звали Махант Амар Бхарти Джи и он был клерком в Нью-Дели. В 1973 году он поднял руку над головой в честь бога Шивы и так и не опустил ее, несмотря на боль и деформацию.
После стольких лет его рука превратилась в обтянутые кожей кости, с толстыми и закрученными в спирали ногтями (потому что их никто не стриг). Рука полностью атрофировалась и застыла в неестественном, почти вертикальном положении.
До того как стать садху, Амар Бхарати был обычным представителем индийского среднего класса, у него была работа и семья. Но однажды утром он понял, что это все не имеет значения, все бросил и посвятил свою жизнь служению индуистскому богу Шиве.
Через три года, в 1973 году, он понял, что все еще связан с мирскими соблазнами, и решил отрезать себя от них, удерживая руку поднятой.
Некоторые источники утверждают, что Амару Бхарати было очень больно из-за войн и распрей во всем мире, и он решил поднять вверх руку ради мира. Несмотря на свое мирское прошлое, садху Амар Бхарати высоко почитается во время обрядов массового паломничества Кумбха-мела в городе Харидвар.
Маха-кумбха-мела в Харидваре — одно из самых крупных религиозных массовых мероприятий в мире. Амар Бхарати вдохновил и других садху поднять руки ради мира и гармонии. Некоторые из них держат руки поднятыми на протяжении 7, 13 и даже 25 лет.
В одном из интервью садху Амар Бхарати сказал, что его духовный дискурс сосредоточен на озлобленности и распрях в современном мире, на том, как люди уничтожают своих ближних, и что самое важное — жить в мире и гармонии.
На вопрос, не болит ли его поднятая рука, Амар отвечает, что она болела, но он привык. Как и большинство аскетов, он не захотел говорить о жизни до того, как он дал свой обет.
Амар Бхарати поясняет, что он делает то же самое, что делали многие святые до него, и что он просто продолжает традицию. В Индии это называется «урдхаман тапасья» и обозначает вид служения, когда аскет посвящает часть своего тела богу.
Хотя нет никакого документального подтверждения того, что Амар Бхарати держал руку поднятой на протяжении 43 лет, известно, что индийские садху выполняют необычные задания во имя веры, например, спят стоя или подолгу постятся. В Индии есть святой Прахлад Джани, который 70 лет ничего не ел и не пил. Его случай якобы проверен и задокументирован врачами.
cameralabs.org
Садху Индии — странствующие аскеты. Kartazon Dream

Са́дху (санскр. साधु, sādhu IAST) — термин, которым в индуизме и индийской культуре называют аскетов, святых и йогинов, более не стремящихся к осуществлению трёх целей жизни индуизма: камы (чувственных наслаждений), артхи (материального развития) и даже дхармы(долга).
Садху полностью посвящает себя достижению мокши (освобождения) через посредство медитации и познания Бога. Садху часто носят одежды цвета охры, которые символизируют отречение.
Санскритские термины sādhu IAST («добродетельный человек») и sādhvī IAST («добродетельная женщина») используются по отношению к личностям, которые отреклись от мира и сосредоточились на духовных практиках.[1]
Слова происходят от санскритского корня sādh IAST, который означает «достичь цели», «сделать прямым», или «возыметь силу над чем-то». Тот же самый корень используется в слове садхана (sādhana IAST), которое означает «духовная практика».
Обычно садху — это монахи, отрёкшиеся от мира и отказавшиеся от материальных наслаждений. Они живут в пещерах, лесах или храмах по всей Индии.
Простые люди часто называют садху баба. На многих индийских языках, слово баба означает отец или дядя. Иногда к баба прибавляется уважительный суффикс джи — бабаджи.
По данным на 2007 год, в Индии насчитывалось от 4 до 5 млн садху. В современной Индии им оказывается большое уважение, люди почитают их за святость, и часто боятся их проклятий. Считается, что своими аскетическими практиками (тапасом) садху сжигают как свою карму, так и карму общества в целом. Многие люди, видя в этом их пользу обществу, помогают им пожертвованиями. Почтительное отношение к садху, однако, не является в Индии повсеместным. Как в историческом, так и в современном контексте, на садху часто смотрели несколько неодобрительно, особенно в среде городского населения. На сегодняшний день, в особенности в популярных местах паломничества, многие нищие, притворяясь садху, зарабатывают таким образом себе на жизнь.
Для садху не существует общих духовных практик. Некоторые из них много лет живут в горах как отшельники, питаясь фруктами. Другие годами ходят с рукой, поднятой над головой. Есть и те, кто курят коноплю и созерцают природу космоса и присутствие Бога в кругах дыма.
Натхи — йогины, преимущественно шиваиты, самый большой из йогических орденов.
Нага-бабы — это живущие обнажёнными садху с бородами и большими дредлоками.
Агхори — это категория садху, которые живут в компании с духами, часто на кладбищах, шмашанах. В индуизме существует огромное количество путей к Богу, путей духовного самовыражения, которым и следуют различные группы садху.
Музыка: Uma Mohan — Mahishasura Mardini Stotram
Этот гимн был составлен великим мудрецом Ади Шанкарачарья около 810 года нашей эры. Он восхваляет Богиню Чамундешвари и рассказывает как она уничтожила многих демонов.

Нага-баба, Кумбхамела 2010

Савитри, Кумбхамела 2010

Садху в Орчхе. Индия 2013

Cадху, Кумбхамела 2013, Аллахабад

Cадху, Кумбхамела 2013, Аллахабад

Медитирующий нага-баба, Кумбхамела 2010

Лагерь нага-баба, Кумбхамела 2010

Садху у дхуни. Лагерь нага-баба, Кумбхамела 2010

Лагерь нага-баба, Кумбхамела 2010

Лагерь нага-баба, Кумбхамела 2010

Нага-баба, Кумбхамела 2010

Нага-баба , Кумбхамела 2010

Нага-баба, Кумбхамела 2010

Нага-баба, Кумбхамела 2010

Нага-баба, Кумбхамела 2010

Нага-баба , Кумбхамела 2010

Агхори , Кумбхамела 2010

Агхори , Кумбхамела 2010

Нага-баба , Кумбхамела 2010

Нага-баба (садху), Кумбхамела 2010

Нага-баба (садху), Кумбхамела 2010

Нага-баба, Кумбхамела 2010

Садху, Джагешвар

Садху в Тируваннамалаи

Садху-нищий в Кедарнатхе

Нага-баба, Кумбхамела 2010

Нага-баба, Кумбхамела 2010

Нага-баба, Кумбхамела 2010

Рампури баба, автор книги «Биография голубоглазого Йогина» в своем ашраме, Харидвар

Йогин Ракеш Пандей, Варанаси
В завершении обзора — «Портреты Садху» от Jeremy Snell
Индуизм включает в себя очень много разных и часто достаточно противоречивых верований. Он основан, казалось бы, на возвышенной философии, но продолжает соседствовать с массой примитивных суеверий. Так, идее индуизма о непричинении вреда всему живому (ахимса) противоречат кровавые жертвы богине Кали.
В основу индуизма легла религия племени индоариев. Они появились в долине реки Инд и от нее расселились по всей территории Индии. С течением времен религия индоариев начала включать в себя и местные культы. Индоарии записали четыре сборника священных гимнов, к которым жрецы составили ритуальные комментарии. Вскоре и комментарии, и самих жрецов, стали называть «брахманами». Позже к священным гимнам, или ведам, и брахманам добавили упанишады. Они раскрывали «тайное знание», рассказывая об освобождении.
История индуизма делится на три этапа. Первый этап известен как ведизм, или религия индоариев. Второй этап – брахманизм, этап развития ведизма брахманами, наполнение его ритуальной и мистической философии. Последний этап включает слияние брахманизма и сект. Ведизм основывался на многобожии. Оно сохранилось и в брахманизме, но в нем ясно начал проступать Брахман – единый принцип. В современном индуизме понятие «Брахман» не исчезло, но вместе с ним появилось и личное божество – Ишвара. Однако, в кастовой лестнице, Ишвара занимает позицию ниже Брахмана. Брахман безличен, а Ишвара – лишь его проявление, которое открывается тем, кто не способен достичь Брахмана.
Индуизм не считает человека «венцом творения». Человек превосходит животный мир, но уступает духам и божествам. Со смертью человека умирает только его телесная оболочка, а душа (джива) остается жить в другом человеке, или падает на нижний уровень в животный мир, или возносится на высший уровень. Судьба души определяется кармой человека, суммой его хороших и плохих деяний. Этот круговорот индуисты называют сансарой. Даже если погибнет весь мир, души человека перейдут в состояние потенциальное, чтобы потом появиться в новом мире.
Индуистское общество
Индуистское общество делится на четыре сословия: сословие брахманов, занимающее высшую ступень, сословие кшатриев (воинов), стоящих на ступень ниже, сословие вайшьев, включающее земледельцев и торговцев, и сословие шудр (слуг), занимающих низшую ступень. Все эти касты стараются обособиться друг от друга с помощью внутрикастовых браков или передачи профессий по наследству. Брахманы больше всего пекутся о своей ритуальной чистоте, вплоть до того, что они готовят еду и питаются отдельно. Нарушение законов кастовой чистоты наказывается изгнанием из общества индуистов.
Высшей целью жизни индуиста является освобождение. Несмотря на то, что душа человека постоянно перерождается, она все-таки может освободиться. Однако этого может добиться только Брахман, а точнее, только его душа, или джива.
Обычные миряне тоже могут надеяться на лучшее рождение. Индуисты выделяют четыре стадии человеческой жизни, следуя которым можно добиться освобождения. Мирянин может начать с изучения священных текстов. Человека на этой стадии называют брахмачарином. Мирянин на второй стадии – грихастха – должен выполнять свой кастовый долг. Третья стадия для индуистов означает покидание дома и семьи и начало жизни отшельника. Жизнь отшельника помогает готовиться к вечной жизни. И, наконец, на последней стадии человек становится саньясином – бродячим аскетом, который отрешился от мира, чтобы сконцентрироваться на освобождении.
© Kartzon Dream — авторские путешествия
kartazon.ru
Как живут индийские садху — Библиотека туриста
Йоги, факиры, отшельники – так мы привыкли называть индийских садху, фотографируясь с ними на память в отпуске. Но кто они, чем живут и зачем делают то, что делают, – всё это обычно остаётся за кадром. Мы решили немного расширить рамки этого кадра.
Фото: Joey L.День садху начинается с ритуального омовения холодной водой, остатки которой затем испаряются с кожи благодаря теплу священного огня, за которым индийский аскет-отшельник медитирует и читает мантры. После утренних процедур ему остаётся нанести себе на лоб яркий рисунок, осыпать тело пылью или пеплом (иногда даже человеческим прахом), завернуться в скромные одежды цвета охры (а то и остаться голышом) – и отправиться собирать подаяние на хлеб насущный.
Фото: ReutersЖертвуют садху местные жители более чем охотно (настолько, что многие индийские неимущие специально прикидываются отшельниками), но на собранные деньги эти странные люди имеют право приобрести лишь самое необходимое из продуктов питания, все остальное они отдают в храмы или бедноте. Стать садху – значит добровольно обречь себя на нищету и лишения.
Фото: Maprakash Mathema, AFPПодают хорошо, потому что уважают. Садху для индийцев – настоящие святые, отдельная каста, к которой следует относиться с величайшим почтением (причём, совершенно не важно, к какой касте ранее принадлежал аскет). Считается, что самоотречением садху очищают не только свою карму, но и карму всего народа, иначе говоря, страдают за других. Их здесь даже называют словом «баба», что в переводе на русский будет звучать примерно как «отец», хотя среди аскетов встречаются и женщины. Их процент от общего числа невелик, в основном это бездетные вдовы, ведущие жизнь садху в своих домах, но многие из них приобретают авторитет гуру, о котором мужчины-садху могут только мечтать. К садху обращаются по массе поводов – многие из аскетов выступают в роли третейских судей, разрешая семейные и соседские споры, другие занимаются «бытовой магией»: целительствуют, снимают порчу.
Фото: Steve McCurry Фото: Swiatoslaw WojtkowiakНо даже с учётом повсеместного уважения стать садху решаются немногие. По традиции индуизма (в Индии, конечно, встречаются и мусульманские садху, называемые факирами, но их число невелико), самоотречение – это четвёртая стадия жизни человека. Уйти в аскезу можно только побыв монахом-послушником, семейным человеком и пройдя ванапрастхи, подготовку к отречению (хотя второй пункт часто опускается – путь в садху выбирают даже дети). В ходе подготовки будущий садху получает ценные указания и перенимает опыт о своего духовного гуру, который в специальном ритуале, имитирующем похороны, даёт ученику своё благословление, завещая тому отдельную именную мантру. Готов ли ученик встать на путь религиозного просветления и освобождения от сансары – это может решить только наставник, и многим будущим аскетам приходится ждать этого решения десятилетиями.
Фото: Rajesh Kumar Singh, AP Фото: Joey L.На этом сходства между примерно пятью миллионами садху заканчиваются – настолько разнообразен феномен отшельничества на просторах Индии. Некоторые из аскетов постоянно проживают в уединении в горных пещерах, добывая пропитание натуральным собирательством, и покидают свою обитель только ради паломничества к святым местам в дни важных индуистских праздников. Другие только и занимаются тем, что кочуют от святыни к святыне, проводя в этом походе всю жизнь. Одни живут большими монашескими общинами в ашрамах, другие берут себе в учение одного или нескольких последователей, для которых выступают духовными гуру. Представители духовной школы агхори и вовсе постоянно проживают на кладбищах, где общаются с духами, занимаются практическим шаманизмом с применением человеческих черепов и крепкого алкоголя в своих ритуалах, и, если верить им самим, вполне успешно практикуют ритуальный каннибализм.
Фото: Joey L.Несмотря на разницу в ритуалах и образе жизни, все садху до единого стремятся к духовному совершенствованию, которое просто не может наступить без телесных и психических испытаний аскезой. Большинство из идущих к религиозному просветлению предпочитает обходиться малыми страданиями, занимаясь постами, йогой и медитациями, но кто-то выбирается из круговорота жизней и более радикальными методами. Молчание или стойка на одной ноге в течение нескольких лет, задержка руки над головой, пока от судороги та не закоченеет, сжимание кулака до тех пор, пока ноги не начнут врастать в кожу – это обычное дело для самых неистовых садху.
Фото: Maprakash Mathema, AFPВне зависимости от степени мучительности ритуалов, любой индуистский аскет постоянно курит через чиллум разновидности конопли, прославляя Шиву и напрямую общаясь с космосом. Без марихуанового дурмана не может начаться даже такой важный для индуистов праздник, как Махашиваратри. Поэтому поправки к местным законам о наркотиках снимают с садху уголовную ответственность. А ещё в некоторых штатах они могут бесплатно пользоваться общественным транспортом.
Фото: Maprakash Mathema, AFPwww.restbee.ru
Садху — это… Что такое Садху?


Са́дху (sādhu IAST) — термин, которым в индуизме и индийской культуре называют аскетов, святых и йогинов, более не стремящихся к осуществлению трёх целей жизни индуизма: камы (чувственных наслаждений), артхи (материального развития) и даже дхармы (долга). Садху полностью посвящает себя достижению мокши (освобождения) через посредство медитации и познания Бога. Садху часто носят одежды цвета охры, которые символизируют отречение.
Этимология
Санскритские термины sādhu IAST («добродетельный человек») и sādhvī IAST («добродетельная женщина») используются по отношению к личностям, которые отреклись от мира и сосредоточились на духовных практиках.[1]
Слова происходят от санскритского корня sādh IAST, который означает «достичь цели», «сделать прямым», или «возыметь силу над чем-то».[2] Тот же самый корень используется в слове садхана (sādhana IAST), которое означает «духовная практика».
Садху в современной Индии
Обычно садху — это монахи, отрёкшиеся от мира и отказавшиеся от материальных наслаждений. Они живут в пещерах, лесах или храмах по всей Индии.
Простые люди часто называют садху баба. На многих индийских языках, слово баба означает отец или дядя. Иногда к баба прибавляется уважительный суффикс джи — бабаджи.
По данным на 2007 год, в Индии насчитывалось от 4 до 5 млн садху. В современной Индии им оказывается большое уважение, люди почитают их за святость,[3] и часто боятся их проклятий. Считается, что своими аскетическими практиками садху сжигают как свою карму, так и карму общества в целом. Многие люди, видя в этом их пользу обществу, помогают им своими пожертвованиями. Почтительное отношение к садху, однако, не является в Индии повсеместным. Как в историческом, так и в современном контексте, на садху часто смотрели несколько неодобрительно, особенно в среде городского населения. На сегодняшний день, в особенности в популярных местах паломничества, многие нищие, притворяясь садху, зарабатывают таким образом себе на жизнь.
Для садху не существует общих духовных практик. Некоторые из них много лет живут в горах как отшельники, питаясь фруктами. Другие годами ходят с рукой, поднятой над головой. Есть и те, кто курят коноплю и созерцают природу космоса и присутствие Бога в кругах дыма.
Нага-бабы — это живущие обнажёнными садху с бородами и большими дредлоками.
Агхори — это категория садху, которые живут в компании с духами, часто на кладбищах. В индуизме существует огромное количество путей к Богу, путей духовного самовыражения, которым и следуют различные группы садху.
Религиозные течения

Садху вовлекаются в разного рода духовные практики. Одни практикуют суровые аскезы, а другие — сосредотачиваются на молитвах, повторении мантр или медитации.
Существует два основных течения среди общества садху: Садху-шиваиты — аскеты, посвящающие свою жизнь Шиве, и садху-вайшнавы — преданные Вишну и его аватар, таких как Рама и Кришна. Малочисленной группой по сравнению с двумя другими являются садху-шакты, преданные богини Шакти, божественной женской энергии, женской ипостаси Бога. В этих основных течениях существует множество более мелких течений и групп, которые следуют определённым философским школам или традициям, сампрадаям.
Самая большая шиваитская сампрадая называется дашанами — «десять имён»; во время церемонии духовного посвящения, садху этой сампрадаи принимают одно из десяти имён. Считается, что эта шиваитская сампрадая была основана индуистским философом VIII века Шанкарой, хотя не имеется полной и достоверной информации о возникновении этой сампрадаи. Вайшнавская сампрадая садху с самым большим количеством последователей, одновременно являющаяся самой большой сампрадаей садху в современной Индии, — это Рамананди, которая, предположительно была основана средневековым учителем бхакти (преданности Богу) по имени Рамананда.

Шиваитские садху известны как санньяси, или те, кто отвергли мирскую жизнь, тогда как вайшнавы называют себя вайраги или отречёнными. Данные термины отражают различные мировоззрения двух групп: философия шиваитского аскетизма и отречения, во многом, более сурова и радикальна, чем вайшнавская.
В мировоззрении шиваитских аскетов ключевую роль играет полное отвержение мира и посвящение себя достижению освобождения из круговорота сансары. В то время как вайшнавы предпочитают оставаться вовлечёнными в общество не-садху, осуществляя служение обществу из сострадания.
Хотя садху, как правило, оставляют свою касту после инициации, их происхождение оказывает влияние на те секты, в которые они вступают; определённые аскетические группы, такие как данди в группе дашанами, состоят в основном из брахманов по рождению, тогда как другие группы принимают в свои ряды членов любой касты.
Существуют также садху-женщины, которые известны как садхви. Часто, женщины, становящиеся на путь отречения, это вдовы, которые живут уединённой жизнью в аскетической обстановке. Многие почитают садхви как проявления Деви. В современной Индии ряд харизматичных садхви, такие как Амританандамайи, прославились как религиозные учителя.
Выбор стать садху
Садху становятся немногие. Принятие отречения является четвёртой стадией в жизни индуиста, после прохождения обучения как монах-послушник брахмачари, семейную жизнь грихастхи и стадию подготовки к отречению ванапрастхи.
Садху ведут трудный образ жизни. Считается, что садху умерли для себя, и официально умерли для Индии как её граждане. Часто садху проходят через особый ритуал, во время которого присутствуют на своих собственных похоронах, после чего они принимают гуру и следуют за ним в течение многих лет, служа ему и приобретая от него необходимый опыт.
Хотя в классической санскритской литературе индуистской традиции, санньяса, или жизнь в отречении, описывается как четвёртая, конечная стадия жизни, последователи многих течений принимают отречение в юности. Индусы, выросшие в брахманических семьях, в большинстве случаев следуют традиционной системе и, перед тем как стать садху, живут как домохозяева, выращивая своих детей. В редких случаях, индусы выбирают жизнь садху, пытаясь избавиться от тяжёлого семейного или финансового положения, оказавшегося для них непосильным.
Перед тем как быть принятыми в ряды садху, кандидаты часто проходят через определённые ритуалы, которые разнятся в зависимости от группы или течения. Обычно, садху получает духовное посвящение от гуру, который даёт ученику новое имя и определённую мантру, которую тот должен повторять как часть медитативной практики. Гуру играет крайне важную роль в аскетических традициях, обычно его почитают на одном уровне с Богом, и служение гуру, даже самое простое, рассматривается как важная духовная практика.
Образ жизни

Крайняя аскетичность жизни садху удерживает многих от следования этому пути. Садху начинают день с обязательного утреннего омовения в холодных горных водах. После этого, садху собираются вокруг священного огня и начинают свои ежедневные молитвы и медитацию.
Некоторые садху занимаются целительством, убирают сглаз и раздают благословения на свадьбах. Простым индуистам садху служат повседневным напоминанием о духовной жизни. Обычно садху разрешается бесплатный проезд на общественном транспорте.
Во время фестиваля Кумбха-мела, который проводится раз в три года в различных святых местах паломничества индуизма, огромное количество садху собираются вместе со всей Индии. В 2007 году Кумбха-мела состоялась в Нашике, Махараштра. Миллионы паломников участвуют в этом фестивале, который является самым большим собранием людей на земле.
Садху живут в ашрамах и храмах в больших городах, в хижинах на окраинах деревень, и в пещерах в отдалённых от цивилизации местах в горах. Другие ведут жизнь постоянного паломничества, непрестанно переезжая из одного святого места в другое. Одни садху-гуру живут с одним или двумя учениками; другие — в уединении, или наоборот, в больших общинах. Для одних, играет большую роль отождествления себя как садху, братство с другими аскетами, тогда как другие не придают этому особого значения.
Строгость духовных практик, которыми занимаются современные садху, бывает разных уровней. Помимо очень немногих садху, занимающихся крайне суровыми аскезами — такими как стояние на одной ноге в течение многих лет или выполнение обета молчание в течение десятилетий — большинство садху занимаются простыми духовными практиками, такими как поклонение, хатха-йога, посты и т. п. Для многих садху, употребление гашиша и других разновидностей конопли[4] имеет религиозное значение[5]. В частности курением марихуаны садху традиционно встречают праздник Маха-Шиваратри.[6]
Садху занимают особо важное место в индуистском обществе, в особенности в маленьких городах и деревнях, население которых более строго следует религиозным традициям. Садху дают религиозные наставления и благословляют простых людей, к садху часто обращаются за разрешением споров между отдельными людьми или семьями. Садху также рассматриваются как воплощение божественного, которые олицетворяют истинные ценности человеческой жизни согласно индуистскому мировоззрению: религиозное просветление и освобождение из круговорота рождения и смерти сансары.
Хотя некоторые группы садху имеют собственность, доходы от которой поддерживают их, большинство живут на пожертвования простых людей. Всё чаще повседневными реалиями жизни для многих садху является голод и глубокая нищета.
Галерея
Примечания
Ссылки
dic.academic.ru