/Каракум это: кум — это… Что такое Кара-кум?

Каракум это: кум — это… Что такое Кара-кум?

Содержание

кум — это… Что такое Кара-кум?

  • Кара-Кум — Пустыня Каракумы Каракумы, Каракум (туркм. «чёрный песок»: ср. тюрк «кара», чёрный + тюрк «кум», песок) песчаная пустыня на юге Средней Азии, покрывающая большую часть Туркмении. Площадь составляет 350 000 км². В составе пустыни различают… …   Википедия

  • Кара-кум — именем этим у туземцев и в русской литературе обозначаются более или менее обширные, частью степные, главным образом песчаные, лишенные проточных вод пустынные пространства в так называемой Средней Азии, причем название это преимущественно носят… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Пустыня Кара-Кум — Пустыня Каракумы Каракумы, Каракум (туркм. «чёрный песок»: ср. тюрк «кара», чёрный + тюрк «кум», песок) песчаная пустыня на юге Средней Азии, покрывающая большую часть Туркмении. Площадь составляет 350 000 км². В составе пустыни различают… …   Википедия

  • Кара (значения)

    — Кара: Кара  в тюркских языках «чёрный» (Кара даг, Кара им, Кара калпак, Кара, Кара чай, Кара мурза, Кара калпаки, Кара манлиды, Кара папахи, Кара чаевцы, Кара манлиды, Кара качаны, Кара гасаны, Кара хаза, Кара кум, Кара гаши, Кара китайское… …   Википедия

  • кум — а; мн. кумовья, вьёв; м. Крёстный отец по отношению к родителям крестника и его крёстной матери. ◊ Кум королю. О том, кто ни от кого не зависит и вполне доволен своим положением. Он мне ни кум ни сват (совершенно чужой). ◁ Куманёк, нька; м. * * * …   Энциклопедический словарь

  • КУМ (песчаные массивы) — КУМ (тюрк.), пески, песчаные массивы; термин «кум» сопровождается обычно прилагательным, обозначающим цвет и другие признаки песков (кара черный, кызыл красный, ак белый, тау горный) …   Энциклопедический словарь

  • КУМ — (тюрк.) пески, песчаные массивы; термин кум сопровождается обычно прилагательным, обозначающим цвет и другие признаки песков (кара черный, кызыл красный, ак белый, тау горный) …   Большой Энциклопедический словарь

  • кум — kum Kum – піски, піщані масиви, складені з перевіяного вітром алювію, рідше із продуктів вивітрювання щільних порід. Термін К. – загальний для всіх тюркських мов; як правило супроводжується прикметником, який означає колір та інш.

    характеристики… …   Гірничий енциклопедичний словник

  • КАРА-КЫЗ-ЧАИР-БУРУН, гора — Возвышается в Балаклавском районе в 1,2 км к юго юго западу от села Резервного. Высота ее над уровнем моря 576,7 метра, склоны покрыты лесом. С северо запада гора ограничена оврагом Кум Дере, а с юго востока оврагом Караных Дере. Тюркские слова,… …   Топонимический словарь Севастополя

  • Кизыл-кум — (Кызыл кум) под этим названием известна часть пустынно степных пространств Туркестана, расположенная к северо востоку от Кара кумов (см.) и ограниченная на северо востоке Сыр Дарьей, на юго западе Аму Дарьей, на северо западе Аральским морем, на… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • КАРАКУМЫ • Большая российская энциклопедия

    КАРАКУ́МЫ, Каракумы Туркменские (от тюрк. «кара» – чёрный и «кум» – пески), обширная песчаная пустыня в Средней Азии, в Туркмении. Площадь около 350 тыс. км2. Природные границы К. выражены нечётко: на севере и северо-западе пустыня ограничена Сарыкамышской впадиной, на северо-востоке и востоке – долиной реки Амударья, на юго-востоке и юге – возвышенностями Бадхыз и Карабиль и предгорной равниной Копетдага, на западе – сухим руслом Узбоя и горным хребтом Малый Балхан. В рельефе выделяются приподнятые (высотой до 244 м) Заунгузские Каракумы (иногда называемые Заунгузским плато), Центральные, или Низменные, Каракумы и наиболее высокие (до 450 м) Юго-Восточные Каракумы. К. сложены в основном рыхлыми песчано-глинистыми отложениями палео-Амударьи, на юге – осадками рек Теджен и Мургаб, а также морских песков и песчаников. В Заунгузских и Центральных К. преобладает рельеф грядовых песков с направлением гряд, близким к меридиональному и совпадающим с ветрами преобладающих направлений. В рельефе Заунгузских Каракум, особенно в западной части, встречаются более высокие (до 75 м) и длинные (до 20 км) гряды – кыры. В Юго-Восточных К., кроме рельефа грядовых песков, развиты массивы бугристых песков, а также сыпучих барханных песков (менее 5% площади), которые образуют одиночные барханы или барханные цепи, лишённые растительности.

    Почти повсеместно распространены такыры в межгрядовых или межбарханных понижениях и солончаковые котловины – шоры (наиболее крупные – Карашор и Келькор). Характерны в рельефе К. сухие русла (самое крупное – Узбой) и бессточные впадины (Келифский Узбой и др). Климат резко континентальный, засушливый. Средние температуры января от –5 °С на севере до 3 °С на юге (в отдельные годы температура воздуха зимой падает до –30 °С), июля соответственно от 28 до 34 °С. Суточные амплитуды температуры воздуха до 50 °С. Часты суховеи и пыльные бури, ухудшающие экологическую ситуацию. Осадков от 60 до 150 мм (на юге) в год; до 70% годовой суммы выпадает весной. Большинство рек теряются в песках, заканчиваясь сухой дельтой или «слепым» устьем. К. богаты грунтовыми водами с высокой степенью минерализации. В южной части протянулся Каракумский канал, пересекающий пустыню. На заросших песках развиты почвы серо-бурого типа, в понижениях – солончаки и такыры. Весной песчаные гряды покрываются зелёным ковром из эфемеров и эфемероидов.
    Типичны песчаная осока, из кустарников – белый и чёрный саксаул, песчаная акация, эфедра и астрагалы. На барханных песках произрастают кандым, черкез, злак-селин. Известны месторождения полезных ископаемых: серы (Дарваза), природного газа (Дарваза-Зеагли, Ачак, Байрам-Али) и нефти. Развито пастбищное скотоводство. Для охраны типичных и уникальных природных ландшафтов пустыни в Юго-Восточных Каракумах созданы Репетекский и Бадхызский заповедники, в Центральных Каракумах – Берекетли-Каракумский заповедник, в Заунгузских Каракумах – Сюнт-Хасардагский заповедник.

    Каракумы: неистощимые ресурсы пустыни (Туркменистан)

    Источник: turkmenistan.gov.tm

    Каракумы – так издревле называли обширную, частью степную, но главным образом песчаную пустыню – одну из самых больших в Центральной Азии, одну из крупнейших на земле. Она занимает почти три четверти территории Туркменистана и расположена между предгорьями Копетдага, Карабиля и Бадхыза на юге, Хорезмской низменностью – на севере, долиной Амударьи – на востоке и руслом Западного Узбоя – на западе.

    Своей общей площадью – более 350 тысяч квадратных километров – она превышает территорию таких государств, как Великобритания, Италия или Норвегия. Английский путешественник А. Берне писал.: «Другие пустыни ничтожны по сравнению с этим беспредельным океаном песков. Я не представляю себе зрелища более ужасного, чем эта пустыня».

    Конечно, природные условия Каракумов тяжелы, но вместе с тем своеобразие этой территории, ее климата, растительности и животного мира таит в себе и необычайную прелесть и очень ценные для хозяйствования особенности. «Пустынные, безводные и однообразные желтовато- красноватые пространства» – как описывает Каракумы энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, – в далёком прошлом могли быть морского, речного и материкового происхождения. Большинство ученых считает, что просторы туркменской земли были покрыты безбрежным морем, а когда оно отступило – образовалась одна из величайших пустынь мира. В свою очередь, образование песков, под которыми оказались погребенными более древние осадочные напластования, связано с деятельностью древних рек, главным образом – Пра-Амударьи.

    Кто хоть раз бывал в пустыне, знает, что природа Каракумов необычна, своеобразна и даже сурова, но в тоже время настолько богата животворящими силами солнечного света и тепла, что в будущем может быть превращена в один из самых освоенных экономических районов страны. То, что уже достигнуто в годы независимости в сложном и многообразном комплексе, который мы называем «преобразование пустыни», стало началом большого общегосударственного дела.

    Вдоль тысячекилометровой Каракум-реки протянулась широкая и все растущая вширь, «съедающая» пустыню полоса оазисов. От нее вглубь песков уходят автомобильные дороги, каналы, линии электропередач, водоводы. В центральных районах пустыни вырастают населенные пункты, нефтяные и газовые промыслы. Среди недавно безлюдных песков зеленеют орошаемые участки.

    Особую роль в использовании богатейших ресурсов пустыни должна сыграть железная дорога Ашхабад-Каракумы-Дашогуз, протяженностью 540 километров. Проложенная через черные пески, стальная магистраль напрямую соединила два крупных велаята – северный сельскохозяйственный с индустриально развитым центром страны, и стала важным транспортным звеном в дальнейшем освоении огромных территорий. В самом сердце Каракумов построено около ста различных объектов – разъезды, благоустроенные станции с вокзалами, десятки мостов и мостовых переходов. Вместе с новой стальной магистралью в эти пустынные районы пришла вода и электричество, проложены линии связи, построены жилье и культурные объекты.

    Теперь уже известно, что Каракумы не только благодатный край для круглогодичного пастбищного животноводства и орошаемого земледелия, но и район очень богатый различными полезными ископаемыми, главным образом, углеводородным сырьём – газом и нефтью. На территории черных песков обнаружено более двух десятков крупных промышленных месторождений газа, например, таких как Ачак, Бовредешик, Шатлык, Найип, Кирпичли, Бабарап, Сакар, Шехитли, Топорджульба, Гоюн, Кырккуи, Атасары, Тарымкая, Малай, Байрамали и др.

    Эти подземные кладовые содержат и другие минеральные ресурсы. В частности, пустыня богата самородной серой. Ее месторождение находится в самом центре Каракумов. Здесь в буграх-останцах, сложенных отложениями неогенового возраста, серную руду добывали карьерным способом, До сих пор в пустыне сосредоточены большие запасы этого минерала.

    На южной оконечности Каракумов обнаружено так называемое Анауское месторождение кварцевого песка, пригодного для стекольного производства, а на Безмеинском месторождении – барханный песок эолового происхождения (полевошпатокварцевый), необходимый для получения непрерывных волокон. Месторождения строительных материалов были разведаны на восточной окраине Каракумов в районе левобережья реки Амударьи. Это – Данишерское и Кабаклинское месторождения гравия, используемого при производстве керамзита, изготовлении щелевого кирпича, керамических плиток. Глины Кабаклинского месторождения являются ценным формовочным сырьем для литейного производства, и приготовления буровых растворов, а суглинки Байрамалийского месторождения – для выпуска керамических изделий и изготовления кирпича. В северной части Каракумов также обнаружены месторождения суглинков, пригодных для изготовления керамического кирпича (Дарьялыкское, Ильялинское и др.).

    На карте пустыни столько природных достопримечательностей, что она может стать интереснейшим объектом для разнообразных видов туризма. На территории Каракумов функционируют сразу три уникальных природных заповедника: Репетекский, Берекетли Карагумский и Капланкырский. Живописны долины древней реки – Узбоя. Ведь раньше своенравная Амударья впадала не в Аральское море как сейчас, а в Сарыкамышскую впадину на крайнем севере Туркменистана. Много раз самая большая река пустыни загромождала своё русло, но находила новый путь, оставляя после себя пустынные песчаные равнины. Это она заполнила своими наносами всю Хивинскую низменность, нарастила на её месте пологую выпуклую дельту и свернула на север к Аральскому морю.

    На своем пути воды Узбоя промывали древние речные наносы, образуя пороги и водопады в крепких известковых породах. Срываясь с известковых плит, вода выдалбливала глубокие ямы, образовывала излучины, а в некоторых местах – широкие долины. Под нависшими карнизами жёлто-белых известняков от этой деятельности остались изумрудно-зелёные озёра, насыщенные кристаллами соли и гипса.

    В те далёкие времена на карте пустыни уже было Капланкырское поднятие. Узбой огибал его с востока и юга, не проникая в огромную впадину Карашор. Обрывы и впадины создают здесь необычный ландшафт, выраженный в рельефе сложным лабиринтом глыбово-ступенчатых древних оползней, каньонов, оврагов. Человека, впервые побывавшего здесь, поражает дикость этих мест и изобилие странных изваяний – эоловых скульптур – результат деятельности ветровой эрозии.

    Впадина Карашор представляет собой глубокую и длинную замкнутую котловину, примыкающую к пескам Учтаганкумы на западе и окаймлённую обрывом юго-восточной оконечности Устьюрта – Капланкыром. Сейчас вместо солёной безжизненной Карашорской впадины мы видим озеро Алтын-Асыр. Цель его создания не только в том, чтобы отвести «мертвые» дренажные воды подальше от оазисов. Снизив концентрацию «рассола», приблизив его по качеству к нормальной воде, часть влаги можно подать на новые поля, в дома, к чабанским стоянкам, чтобы не гонять отары на водопой за десятки и сотни километров.

    Северный коллектор, с помощью которого впадина будет заполняться сбросовыми водами, построен по трассе, «проложенной» Узбоем. С юго-востока от Лебапа вода идёт по Унгузу – естественному понижению между Центральными и Северными Каракумами. Унгуз прослеживается от Амударьи до долины Узбоя, пересекая с востока на запад всю территорию Каракумов. Он представляет собой цепочку впадин, линейно вытянутых и расположенных на разных уровнях.

    Далее к северу ландшафт принимает характер грядовых песков. Здесь тоже есть удивительная природная достопримечательность – огромная и самая глубокая в Туркменистане впадина – Ахчакая ( -91 м). С севера её обрамляет возвышенность Эшеканкренкыр, Эти места особенно красивы весной. Впадину Ахчакая можно причислить к ландшафтным памятникам природы мирового масштаба! Не случайно этот район довольно часто посещают туристы.

    Помимо природных достопримечательностей в центре Каракумов можно увидеть антропогенные «памятники». Это – знаменитые огромные провалы, образовавшиеся при бурении разведочных скважин в районе Дарвазы. Здесь несколько таких искусственных провалов глубиной несколько десятков метров и шириной до 30 метров. из которых вырывается и бурлит газ. Такое зрелище стоит увидеть.

    То, что происходит сегодня в пустыне, это только начало решительного наступления на Каракумы. Все эти действия должны не только преобразовать пустыню, но и сохранить живую природу Каракумов в ее естественном виде. Использование научно обоснованных методов освоения и преобразования ландшафта Каракумов имеет первостепенное народнохозяйственное значение и для настоящего и для будущего. Потому что, как ни богаты каракумские недра, все же они истощимы, а растительные и животные ресурсы пустыни, если ими правильно распоряжаться, будут служить человеку вечно.

    Каракумы

    В 1977 г. начался пробег автомобилей по маршруту: Москва — Горький — Ташкент — Каракумы — Баку — Тбилиси — Ростов-на-Дону — Харьков — Москва. Газеты писали: «Каракумский пробег показал, что УАЗ — автомобиль, годный для эксплуатации в самых разнообразных климатических и почвенных условиях».

    19 июля с центральной площади Ульяновска взяли старт машины, несколько отличавшиеся от серийных. На них была установлена новая светотехника, улучшены тормоза, снижена токсичность выхлопных газов, более удобными стали сиденья для водителя и пассажиров.

    Колонне предстояло пройти по дорогам страны более 10 тысяч километров и значительную часть через труднодоступные места Средней Азии и Закавказья. Главным объектом испытаний было детище Ульяновского моторного завода. Модернизация серийного двигателя значительно увеличила его мощность и экономичность. На протяжении всего долгого пути за показаниями многочисленных датчиков, вживленных в тело двигателя, внимательно следили инженеры-испытатели. Сотни замеров были произведены за время почти безостановочного броска по бездорожью плато Устюрт, в песках Каракумов и в разреженном воздухе Памирских перевалов. УАЗы с надписью «Испытания» привлекали внимание повсюду. И, конечно же, приятно было слышать искреннюю хвалу вездеходам от колхозников Каракалпакии и газовиков Туркмении, хлопкоробов Узбекистана и овцеводов Киргизии, работников милиции и пограничников.

    Пустыня не была для УАЗа неизведанным районом. Ульяновские внедорожники и ранее бывали здесь, проходили испытания. Но чаще всего это было так. Шли по асфальту, потом останавливались, сворачивали в сторону и пробовали идти прямо по зыбучим барханам. Получалось. Однако хотелось не просто испытать автомобиль в песках, а пересечь пустыню с севера на юг, причем осуществить это в самом сердце Каракумов, в наиболее трудном месте. И такие испытания начались в 1979 году. Однако многие из них не знали, что ещё до песков в Северном Казахстане придется им хватить лиха. Весенняя распутица превратила мелкие речки в огромные озера. Казалось, не выбраться из этого плена. Однако, автомобили оказались на высоте и проехали вброд через водные преграды. Вода заливала лобовые стекла, машины едва касались колесами дна, но продолжали упрямо двигаться вперед. А как тяжело было в пустыне! Шли, ориентируясь только по солнцу, шли по солончакам и барханам. И всего за два дня ульяновские внедорожники преодолели по пескам 500 км. Ночью 4 апреля 1979 года колонна УАЗов вышла на улицы Ашхабада.

    Подписаться на рассылку

    Уникальная кровля BEMO украшает символ гостеприимства Ашхабада – гостиничный комплекс «Каракум». Монтаж близится к завершению

    Туристический комплекс «Каракум» – фешенебельный отель с бизнес-центром, по праву станет одним из самых красивых отелей в городе. Строительство объекта близится к завершению. Комплекс призван помочь стране в развитии туризма и стать символом традиций гостеприимства, которыми славится туркменский народ.

    Гостиничный комплекс «Каракум»

    Фотография предоставлена компанией Bemo


    Как мы уж рассказывали ранее, Объект отличается необычной архитектурой. С высоты птичьего полета задумка архитекторов видится лучше всего.

    Плавные контуры кровли здания с золотистым остеклением напоминают песчаные волны пустыни Каракум – главного символа Туркменистана. Автором проекта удалось гармонично вплести национальный колорит в современные тенденции строительства. Весь комплекс «Каракум» занимает почти семь гектаров, а его высота – 40 метров.

    Гостиничный комплекс «Каракум»

    Фотография предоставлена компанией Bemo


    Строительство этого объекта на личном контроле президента Гурбангулы Бердымухамедова.

    Важно отметить, что детальный инжиниринг и проектирование проекта было выполнено Командой BEMO в сложный период пандемии, без возможности посещения строительной площадки. Это возможно только благодаря глубокому пониманию взаимосвязей и особенностей реализации кровли такой высокой сложности, тесному согласованию со всеми участниками и на всех этапах.

    Гостиничный комплекс «Каракум»

    Фотография предоставлена компанией Bemo


    Общий объем кровли BEMO – 12256 кв.м.

    Все кровельные картины BEMO на данном объекте имеют уникальную форму (4189 единичных картин). Большая половина от общей площади кровли сформирована картинами свободной геометрии BEMO MONRO, каждая из которых имеет переменную длину, ширину и радиусы и, тем самым, индивидуальность формы!

    Гостиничный комплекс «Каракум»

    Фотография предоставлена компанией Bemo

    Гостиничный комплекс «Каракум»

    Фотография предоставлена компанией Bemo


    Специалистами BEMO была учтена и рассчитана совокупность всех главных факторов при проектировании этого сложного объекта, чтобы оптимизировать процессы производства и комплектации и, самое главное, облегчить монтаж и минимизировать вероятность ошибки!

    Например, был разработан индивидуальный план производства и сортировки кровельных картин, чтобы, в дальнейшем, существенно сэкономить время и затраты при монтаже. Длинна кровельных картин, по проекту, позволяла изготавливать кровельные панели на заводе, при этом, не задействовав мобильные станки (рольформеры) BEMO

    Гостиничный комплекс «Каракум»

    Фотография предоставлена компанией Bemo


    Профнастил нарезался на строительной площадке и укладывался заранее определенными сегментами. Основные точки Металлокаркаса и плоскость профнастила измерялись при помощи 3D сканирования, а затем, сложная плоскость кровли реконструировалась в 3D и была модифицирована с учетом отклонений, допущенных ранее при монтаже.

    Гостиничный комплекс «Каракум»

    Фотография предоставлена компанией Bemo


    Кровельные картины   отгружались c производства смешанными сетами – конические картины + панели свободной формы BEMO Monro + прямые картины, в соответствии с планом установки.  
     

    Гостиничный комплекс «Каракум»

    Фотография предоставлена компанией Bemo


    Поскольку прямые картины и картины свободной формы производятся на разных станках, а некоторые из полотен требовали искривленной формы, то это, конечно, осложняло организацию логистики, но, что важно, затем, значительно облегчало сортировку и монтаж на стройке!  

    Для формирования геометрии архитектурной кровли была применена опорная конструкция BEMO DOME которая, представляет собой изогнутые трубы диаметром 7 см, закреплённые на консолях. Распределение опорных труб было сделано с определенным шагом и разбито на сегменты определенных радиусов, с учетом геометрии здания. На эти трубы, затем, устанавливались держатели для стоячего фальца, основание каждого из которых позволяет подстраивать положение точечного держателя и вращать его в 2 направлениях вокруг трубы и вокруг своей оси.
     

    Гостиничный комплекс «Каракум»

    Фотография предоставлена компанией Bemo


    Сегменты труб под-конструкции – были определены и установлены при помощи геодезиста, чтобы идеально попасть в созданную архитектором форму оболочки.

    Гостиничный комплекс «Каракум»

    Фотография предоставлена компанией Bemo


    Общее количество единичных сегментов труб – 2041, длинна трубы. в которых, достигала 8 метров. Для каждого из сегментов, трубы были изогнуты индивидуально с уникальным радиусом!  — Интересно, что распределение труб реализовано так, чтобы каждый из покрываемых сегментов имел только один радиус изгиба! Это, опять же, позволило облегчить производство длинных отрезков труб и не требовало специального оборудования, а значит оптимизировало процесс!

    Гостиничный комплекс «Каракум»

    Фотография предоставлена компанией Bemo


    На трубы было установлено, в общей сложности,  17373  шт. регулируемых опорных держателя под стоячий фальц.
     

    Гостиничный комплекс «Каракум»

    Фотография предоставлена компанией Bemo


    Точно выставленная подсистема, на последующих шагах, серьезно облегчает и ускоряет установку, минимизирует ошибки и временные затраты.
    Пронумерованные кровельные панели легко укладываются на свои опорные точки, а декоративная облицовка, поверх стоячего фальца, крепится на монтажный Топпрофиль BEMO обжимным способом. Так как основная кривизна плоскости кровли уже сформирована фальцевыми картинами BEMO, монтаж декоративной поверхностной облицовки существенно упрощен!

    • Гостиничный комплекс «Каракум»

      Фотография предоставлена компанией Bemo

    • Гостиничный комплекс «Каракум»

      Фотография предоставлена компанией Bemo

    • Гостиничный комплекс «Каракум»

      Фотография предоставлена компанией Bemo

    • Гостиничный комплекс «Каракум»

      Фотография предоставлена компанией Bemo

    • Гостиничный комплекс «Каракум»

      Фотография предоставлена компанией Bemo

     
    Все продумано до мельчайших деталей! Ведь монтаж на подобных серьезных высотах и при таких экстремальных уклонах – невероятно сложная задача!  Специалисты BEMO сделали все, чтобы облегчить эту работу монтажникам, минимизировать человеческий фактор и риски.  
     

    Гостиничный комплекс «Каракум»

    Фотография предоставлена компанией Bemo


    Благодаря профессионализму инженеров BEMO, воплощение сложнейшей архитектурной кровли – основы проекта, которая является изюминкой всего комплекса —  c ювелирной точностью, быстро и слаженно подходит к своему завершению!

     

    Новый LADA Largus: старт производства

    4 февраля на АВТОВАЗе стартовало серийное производство обновлённого семейства LADA Largus. Первым автомобилем, который сошел с конвейера, стал LADA Largus Cross в максимальной комплектации, окрашенный в новый цвет «Каракумы».

    Новый LADA Largus преобразился внешне, получив дизайн экстерьера и интерьера в современном стиле LADA. У автомобиля оригинальный передний бампер, капот и передние крылья, решетка радиатора, фары, диски колес и наружные зеркала – все это формирует солидный, более современный и выразительный облик автомобиля для работы и путешествий.

    Значительная доля изменений направлена на повышение комфорта и функциональности автомобиля. LADA Largus получил новую панель приборов и руль, мультимедийную систему, передние сиденья с развитой боковой поддержкой и ряд других опций, актуальных как в дальних, так и в повседневных поездках.

    О старте приема предзаказов на обновленный LADA Largus будет объявлено дополнительно.

    Напомним, что LADA Largus стал первым совместным проектом АВТОВАЗа и Renault. Автомобиль был специально разработан для Восточной Европы, но для России он дополнительно получил усиленное шасси и улучшенную антикоррозийную защиту. Сегодня LADA Largus входит в ТОП-10 автомобилей на российском рынке; это единственный в своем классе семиместный автомобиль. Модели семейства LADA Largus 7 раз получали премию «Автомобиль года в России».

    К настоящему моменту изготовлено более 450 тысяч LADA Largus. Автомобиль с течением времени модернизировался, в частности, получив гамму российских силовых агрегатов, пополнялся специальными версиями (двухтопливные универсалы и фургоны, Cross, автомобили для «Скорой помощи», социального такси и специальных служб).

    Группа «АВТОВАЗ» является частью бизнес-подразделения Dacia-LADA в структуре Groupe Renault. Компания производит автомобили по полному производственному циклу и комплектующие для 2-х брендов: LADA и Renault. Производственные мощности АВТОВАЗа расположены в Тольятти – АО «АВТОВАЗ”, ОАО “LADA Запад Тольятти”, а также в Ижевске – ООО «LADA Ижевск».

    Продукция марки LADA представлена в сегментах В, B+, SUV и LCV и состоит из 5 семейств моделей: Vesta, XRAY, Largus, Granta и Niva. Бренд лидирует на российском автомобильном рынке с долей более 20% и представлен в более чем 20 странах. LADA имеет самую большую официальную дилерскую сеть в России – 300 дилерских центров.

    Мираж наоборот / Заметки на погонах / Независимая газета

    Черные пески учат быть умнее, быстрее, точнее

    Пустыня Каракум только с виду равнинная, на поверку она изобилует низинами и впадинами. Фото с сайта www.turkmenistan.gov.tm

    Когда Туркменистан был еще советской республикой в составе СССР, мне довелось работать там переводчиком с алжирцами, изучавшими ЗРК «Квадрат». После теоретических и практических занятий, проходивших на территории учебного центра, начались тренировки в пустыне Каракум. В переводе на русский – Черные пески.

    Однако песок там вовсе не черный, как, скажем, на Тенерифе, а самый обычный, бежевый. Почему же пустыне дали столь мрачное название? Одни объясняют это тем, что она погубила немало людей, другие говорят, что черными (или темными) называют пески, покрытые хоть какой-то убогой растительностью, в отличие от песков голых, считающихся светлыми: ак-кум. Оба утверждения небеспочвенны.

    Чтобы поменьше жариться на солнце, мы работали там с пяти утра до полудня. Вставали в четыре, второпях завтракали, прыгали в автобусы и грузовики и отправлялись в пустыню.

    Там, метрах в 500 от шоссейной дороги, были установлены большие палатки, навесы, полевые кухни, радиостанции и деревянные столы, на которых лежали карты, уже не игральные, а самые настоящие, военные.

    Повсюду на табуретках стояли темно-зеленые гофрированные баки с питьевой водой. Ее наличию здесь уделялось особое внимание. Рассказывали, как на одной из тренировок советский офицер, молодой здоровый парень, потерял сознание от обезвоживания и перегрева и скончался по дороге в госпиталь.

    Говорили, что он старался потреблять минимум влаги, чтобы поменьше потеть, а именно это там смертельно опасно. При нас летальных исходов по этой причине не случалось, но обычные обмороки во время занятий в пустыне случались регулярно и с преподавателями, и с переводчиками, и с обучаемыми. Особенно по понедельникам.

    Пустыня Каракум оказалась вовсе не такой, какой я ее себе представлял, то есть безжизненной, серо-желтой, уходящей волнами к горизонту и смыкающейся там с небосводом. Такой ее обычно показывают в кино: сыпучий песок, в котором по щиколотку тонет нога, отсутствие растительности и редкая, мелкая живность.

    В этой пустыне песок был плотный. По нему легко было передвигаться пешком – нога почти не проваливалась. Присутствовала и растительность – низкорослые скрюченные саксаулы, иссохшие кусты, клочья серо-желтой травы и зеленые колючки, благодаря которым, если смотреть вдаль, общий тон пустыни представал зеленовато-песочным.

    Но больше всего поражало богатство здешней фауны. Она, правда, не лезла на глаза, однако песок был испещрен ее следами. Повсюду тянулись вереницы крошечных ямок, оставленные насекомыми, непрерывные синусоидные следы говорили об изобилии змей и заставляли невольно оглядываться.

    Попадались отпечатки лап крупных собакообразных. Сначала я думал, что их оставили шакалы, но потом узнал, что таковые здесь не водятся, а вот волков хватает. Их основная пища – джейраны, но человечина, я уверен, тоже им по вкусу. На каждом шагу встречались норки и норы всех форм и размеров – от маленьких дырочек в песке, служивших убежищем в том числе скорпионам, фалангам и змеям, до более крупных – лисьих, вараньих и волчьих.

    Мой преподаватель, добродушного вида майор лет 35, был облачен в комбинезон песочного цвета. На голове – повседневная фуражка, на ногах – обычные офицерские ботинки. Он повел меня к СУРНу – самоходной установке разведки и наведения, за которой стояли четыре пусковые установки с ракетами.

    В них уже сидели алжирцы, готовые ехать к месту занятий. Как опытные пустынники, повязали лица платками и шарфами, оставив неприкрытыми лишь глаза, и сразу стали похожи на разбойников из фильмов про Али-Бабу.

    Мне не хотелось трястись в крытом грузовике или тесниться в кабине СУРНа, не имея ни малейшего обзора, и я спросил преподавателя, нельзя ли устроиться на броне.

    – Валяй, – равнодушно отозвался тот. – Только держись крепче.

    Сам он поехал в кабине грузовика, а я устроился на передке СУРНа, ухватившись за поручни. Еще минута, и вся колонна, поднимая тучи пыли, двинулась вглубь пустыни.

    Увлекательно и радостно было ехать на броне во главе колонны, вдыхая свежий утренний воздух и любуясь окружающими видами. Гусеничная машина уверенно и мягко шла по песку, легко и быстро взбиралась на крутые холмики, плавно съезжала вниз, и казалось, будто плывешь по морским волнам на небольшом катере.

    Кусты и саксаулы трещали под гусеницами. Попадавшиеся на пути ямы и кочки не ощущались под тяжестью СУРНа. Не было ни малейших толчков, подскоков, проваливаний и пробуксовок, которые обычно сопутствуют езде на автомобиле по пересеченной местности.

    Приятно было преодолевать препятствия, чувствуя под собой всесокрушающую мощь и непоколебимую устойчивость. Боковой и продольный крен заставлял крепче вцепляться в поручень, но это доставляло особо острое наслаждение, как при виражах на парусной яхте или буере.

    Однако вскоре жизнь сделала мне серьезное, отрезвляющее предупреждение. Это произошло, когда машина разогналась до приличной скорости и вдруг резко затормозила на краю крутого двухметрового склона. Водитель разглядел его в последний момент, и я едва удержался на броне. Но если бы СУРН нырнул в яму, он вполне мог перевернуться, и я с большой вероятностью оказался бы под ним.

    Это был хороший урок, и я стал внимательнее смотреть вперед. Водитель дал задний ход, мы объехали впадину и вновь набрали скорость. Ящерицы едва успевали удрать с нашего пути. Еще несколько минут лихой езды по барханам, и мы прибыли на место.

    Пусковые установки заняли позиции вокруг СУРНа, метрах в 200 от него, и началась работа.

    Преподаватель напоминал дружелюбного мультяшного медведя – здоровый, круглолицый, часто улыбающийся, с ежиком жестких волос на голове. Передвигался он вразвалку, но необычайно проворно и ловко – ни дать ни взять косолапый на ловле лосося. Во время перекура он поведал мне свою биографию:

    – Под Брянском я родился, в деревне. В школу ходил, работал на ферме. Потом приезжают к нам военные, собирают в клубе мальчишек и говорят: «Давайте, ребята, поступайте в военные училища. Кто в какое хочет. Станете офицерами, форму будете носить. Смотрите, какие у нас сапоги блестящие! Красота! Все девки ваши будут!»

    И решил я пойти в училище. Думаю: в какое? В пехоту – это по полю бегать. Не-ет. В танке ездить? Тоже неинтересно. А в зенитчики – в самый раз. Пушку выкатил, стрельнул, обратно закатил – и сиди спокойно. Так я и попал в зенитные войска!

    Он весело хохотнул и затянулся сигаретой.

    – А здесь не тяжело служить? – спросил я. – После Брянска жарковато, наверное…

    – Нормально, – махнул рукой майор. – По дождю только скучаю и по снегу…

    Работать с ним было легко и приятно, несмотря на чеснок, который он потреблял постоянно, словно спасаясь от нечистой силы. По его просьбе я написал ему в русской транскрипции французские термины и команды, и он тут же начал пускать их в ход, почти не прибегая к моей помощи.

    – А во пляс (по местам), ребятушки! – то и дело покрикивал он. – Плю вит (быстрее)! Плю вит, я сказал!

    Несмотря на изматывающую жару, тренировки были предельно интенсивными. На перекурах алжирцы тут же заползали под грузовик – единственное тенистое место, оттуда вылезали потом только по команде и с большой неохотой.

    Благодаря своим языковым способностям мой преподаватель все реже нуждался в переводчике, и у меня появилась возможность совершать одиночные экскурсии по пустыне. В первую же такую прогулку меня подстерегал сюрприз: через пять минут спокойного шага я с изумлением обнаружил, что вся моя группа вместе с СУРНом и пусковыми установками бесследно исчезла.

    Местность была открытая, все было видно на километры, а отойти дальше, чем на 700 м, я не успел. Неужели они уехали без меня? В растерянности я поспешил назад и сразу же увидел свой СУРН, причем на том же месте. Это казалось волшебством! Ведь он достигал 6 м высоты, к тому же стоял на холмике!

    Оказалось, пустыня имеет свой секрет. Со своими буграми и ямами, она все же выглядела ровной, как слегка волнующаяся морская поверхность. На самом деле эта местность изобиловала низинами и впадинами, абсолютно незаметными, но такими обширными и глубокими, что пешеход или всадник не увидел бы в них большое конное или пешее войско даже в нескольких сотнях метров от себя.

    Получилось, что я сам, незаметно для себя, забрел в такую впадину и потерял из вида то, что находилось рядом. Мираж в пустыне – это когда видишь то, чего на самом деле там нет, а в моем случае вышел мираж наоборот, когда внезапно пропал существующий поблизости объект. Позднее я не раз наблюдал этот удивительный феномен, когда удаляющийся по ровной, казалось бы, пустыне человек или автомобиль вдруг исчезал, потом появлялся вновь, уже намного дальше, и снова исчезал на время.

    На следующий день сюрприз оказался более впечатляющим. Я шел по пустыне, наслаждаясь тишиной и экзотическим пейзажем, и вдруг из-за бархана, в 200 м от меня, вылетел, словно из-под земли, огромный МиГ-23 и с оглушительным ревом свечой ушел в небо.

    От неожиданности я окаменел, не понимая, как современный сверхзвуковой истребитель, слышимый и видимый обычно за несколько километров, подлетел ко мне так скрытно и бесшумно и возник перед глазами, словно немыслимая фата-моргана!

    Тренировка алжирцев заключалась в том, чтобы обнаруживать кружившие вокруг самолеты и имитировать их уничтожение, а наши истребители-бомбардировщики, в свою очередь, тренировались, «атакуя» зенитно-ракетные комплексы. Потом, при подведении итогов, выясняли, кто действовал успешнее и, следовательно, «победил».

    Военные пилоты, задействованные в наших учениях, были мастерами. Во время своих «налетов» они умело использовали рельеф местности, укрываясь от радара СУРНа и подлетая к нему на предельно малой высоте со скоростью, близкой к звуковой, что позволяло им появляться перед изумленным «противником» одновременно с ревом своего двигателя.

    После чего истребитель резко взмывал над СУРНом, попадая в мертвую зону радара, затем круто пикировал на него, имитируя сбрасывание бомбы, пуск НУРСов и обстрел из пушки. Этот прием назывался у летчиков подскоком и создавал у нас ощущение абсолютной незащищенности ЗРК. Ходили также разговоры об американском «Шрайке» – противорадарной ракете, находившей РЛС противника по ее же излучению.

    Однако все было не так однозначно. На любое действие всегда есть противодействие, и побеждает обычно тот, кто умнее, быстрее и точнее.

    Наши летчики совершенствовали над Каракумами и другие боевые навыки, при этом тамошняя феноменальная жара мешала им еще тем, что ракеты воздух-воздух с тепловой головкой самонаведения иногда уходили в землю, реагируя на раскаленный песок быстрее, чем на сопло самолета-мишени.

    От каракумской жары страдали и наземные войска. К полудню броня накалялась так, что на ней вполне можно было готовить яичницу, и некоторые проделывали это для смеха. Кондиционеров в кабинах СУРНа и СПУ не было, а работавшая в них аппаратура лишь поддавала жару, доводя температуру воздуха до 80 градусов.

    Конечно, в финской или русской бане (что, по сути, одно и то же) температура гораздо выше, однако в парилке не сидят часами и тем более не работают. Вылезая из СУРНа на солнцепек и попадая пусть и под горячий, но все же ветерок, человек какое-то время наслаждался иллюзорной прохладой. Все познается в сравнении.

    Даже алжирцы жаловались на Каракумы, хотя 90% их родной территории – жаркая пустыня Сахара! Им много приходилось слышать о российских холодах и морозах, а кто-то из них был уверен, что наша северная держава круглый год лежит под снегом. И тут такой сюрприз!

    – Непостижимая страна! – вздыхали они.

    Пустыня Каракум

    Пустыня Каракум , также пишется Каракум и Гара-Гум (туркменский: Гарагум, туркменский: [ɡɑɾɑˈɡʊm]; русский: Караку́мы;), представляет собой пустыню в Центральной Азии. Его название означает Black Sand на тюркских языках, что означает темную почву, лежащую под песчаной поверхностью большей части пустыни. Он занимает около 70 процентов, или 350 000 км², площади Туркменистана.

    Население немногочисленное, в среднем один человек на 6 человек.5 км² (один человек на 2,5 квадратных мили). Количество осадков также невелико, от 70 до 150 мм в год.

    География

    Пустыня Каракумы, охватывающая большую часть территории современного Туркменистана, расположена к востоку от Каспийского моря, с Аральским морем на севере и рекой Амударья и пустыней Кызылкум на северо-востоке. В наше время, с высыханием Аральского моря, на бывшем морском дне появился протяженный «Аральские Каракумы», площадь которого оценивается в 15440 квадратных миль / 40 000 км². Хотя уровень Аральского моря колебался за время его существования, последнее падение уровня было вызвано строительством бывшего Советского Союза крупных ирригационных проектов в регионе.Хотя Северное Аральское море в настоящее время поднимается, Южное Аральское море все еще опускается, что увеличивает размеры пустыни.

    В позднем плейстоцене Амударья протекала через Каракумы в бассейн Аральского моря и Сарыкамышскую впадину, но наводнение в долине Амударьи в плювиальный период привело к разливу в долину реки Зеравшан. Амудар-я слилась с Зеравшаном и достигла Хорезмского озера. Поскольку Хорезмское озеро, образовавшееся в более ранний хвалынский период, расширилось на север, оно соединилось с Аралом по коридору Акча Дарья, который образовал так называемую дельту Акча Дарья.

    Окружающая среда

    Пески Аральских Каракумов представляют собой солончаки, состоящие из мелкодисперсных эвапоритов и остатков щелочных минеральных отложений, смытых в бассейн с орошаемых полей.

    Геология

    В пустыне Каракумы находится газовый кратер Дарваза.

    В районе имеются значительные месторождения нефти и природного газа.

    Гидрография

    К югу реки Мургаб и Теджен вытекают из гор Гиндукуш, текут на запад и впадают в пустыню, обеспечивая воду для орошения.

    Пустыню пересекает второй по величине оросительный канал в мире — Каракумский канал, который доставляет воду из Амударьи в южные районы пустыни. Строительство канала было начато в 1954 году и завершено в 1958 году. км в длину и ежегодно переносит 13-20 км3 воды.

    Археология

    В Каракумах находится Улы-Балкан, горный хребет, в котором археологи обнаружили человеческие останки, относящиеся к каменному веку.

    Характеристики

    Газовый кратер Дарваза, который местные жители также называют «Дверью в ад» или «Вратами ада», кратер природного газа, который горит с 1971 года, расположен в пустыне Каракумы.Кратер является главной достопримечательностью, ежегодно сюда приезжают сотни посетителей.

    Внешние ссылки

    (40 ° 30 ’60 °)

    Как случайная гигантская дыра в пустыне Каракумы в Центральной Азии превратилась в туристическое направление. Детские новости. Статья

    . станет свидетелем странного, но захватывающего дух зрелища — гигантская дыра посреди пустыни, пылающая огнем, который, кажется, никогда не гаснет — И факт в том, что он не гаснет по крайней мере последние сорок лет. Однако это явление, которое стало второстепенным туристическим направлением, не является чудом природы, а результатом случайных раскопок.

    В 1971 году группа советских геологов бурила землю в этом районе в поисках запасов природного газа и нефти, когда внезапно поверхность земли обвалилась, открыв высоту 230 футов. каверна диаметром, заполненная опасным газом метаном.

    Опасаясь, что он будет токсичен для людей, живущих в соседней деревне Дервезе, ученые решили попробовать сжечь газ, подожгив его — это было 40 лет назад.Оказывается, в этой пещере, кажется, непрерывно поступает газ, который поддерживает зрелищное пламя днем ​​и ночью — зрелище, которое можно увидеть за многие мили.

    В то время как местные жители называют горящую пещеру «Дверью в ад» , это определенно включило засушливую землю в список обязательных для посещения туристических мест. Благодаря выделяющимся газам посетители могут провести по этому району всего около 5 минут, но он настолько уникален, что многие люди находят время, чтобы совершить путешествие к горящей дыре, которая находится в 260 километрах к северу от столицы Туркменистана Ашхабада. Сказав это, в 2010 году президент страны действительно приказал его прикрыть и закрыть, и, хотя этого еще не произошло, это вполне может быть возможным в ближайшем будущем.

    Расположенная в Центральной Азии малонаселенная пустыня Каракумы шириной 350 000 кв. Км составляет около 80-90% территории Туркменистана. Когда-то покрытый морем, сегодня этот район характеризуется длинным жарким и сухим летом, где температура может колебаться от 79 ° F у Каспийского моря ( — самый большой закрытый внутренний водоем ) до максимума 93 ° F в интерьер.

    Однако, в отличие от других пустынь, в Каракумах выпадает достаточно осадков для кочевого скотоводства. Кроме того, благодаря воде, поступающей из близлежащих рек Мургаб и Хари , а также Каракумского канала — Самый большой оросительный канал в мире — этот район способен выдерживать даже такие культуры, как хлопок. Кроме того, как свидетельствует кажущийся неограниченным запас газа в пещере Дервезе, Каракумы являются домом для больших подземных запасов природного газа, нефти, а также серы.

    Это не первый случай, когда подземные запасы топлива приводят к неугасаемым пожарам. Некогда шумный угледобывающий город Сентрейлия на востоке центральной части Пенсильвании превратился в заброшенный город-призрак из-за пожара 50-летней давности, который не угасает.

    Ресурсы: Britannica.com, Journeygeek.com, dailymail.co.uk

    Где находится пустыня Каракумы?

    Пустыня Каракумы в Каракалпакстане, Узбекистан.

    Расположение и описание

    Пустыня Каракумы — пустыня, расположенная в Средней Азии.Слово «Каракум» на тюркских языках переводится как «Черный песок», и это название относится к темной почве, находящейся под песчаной поверхностью пустыни. Пустыня покрывает около 70% или 135 000 квадратных миль территории Туркменистана. Протяженность пустыни составляет около 500 миль с востока на запад и 300 миль с севера на юг.

    Пустыня расположена к востоку от Каспийского моря, а бассейн Сарыкамыш и Аральское море — к северу.Северо-восточный угол пустыни ограничен пустыней Кызыл и рекой Амударья, а юго-восток граничит с Бадхызской степью и Гарабильским нагорьем. Недавнее высыхание Аральского моря обнажило территорию, которая теперь известна как Аральские Каракумы и является продолжением основной пустыни Каракумы. Площадь Аральских Каракумов составляет около 15440 квадратных миль. Газовый кратер Дарваза, также известный как «Врата ада» или «Дверь в ад», расположен в главной пустыне Каракумы.

    Среда обитания

    Растительный мир пустыни Каракумы относительно разнообразен и состоит из нескольких видов трав, небольших кустарников, деревьев и кустарников, таких как солянка, астрагал и каллигон. Эфемерные растения, которые едят животные, в изобилии встречаются во влажный ранневесенний сезон. Другие части пустыни покрыты кустарником полыни и деревьями, такими как Ammodendron conollyi.В регионах с водой глубоко под землей есть такие виды растений, как белый саксаул, а в регионах с водой близко к поверхности — такие растения, как черный саксаул.

    Животный мир не очень разнообразен и включает таких насекомых, как муравьи, жуки, термиты, клещи, пауки, навозные жуки и чернотелки.Также в Каракумах обитают ящерицы, черепахи и змеи. К видам птиц относятся воробьи, жаворонки, пустынные воробьи и другие виды, а среди грызунов — тушканчики и суслики. Заяц-толай, барханский кот, джейран, корсак — примеры млекопитающих пустыни Каракумы.

    Экономика

    Местное население придумало несколько способов поддерживать жизнь в пустыне.Современные методы орошения позволили людям активно заниматься растениеводством и животноводством. Примеры выращиваемых видов животных включают каракульских овец. Вода из Каракумского канала доступна для повседневного использования. Некоторые из выращиваемых товаров включают кормовые культуры, тонковолокнистый хлопок, фрукты и овощи.

    Туризм — еще один вид деятельности, способствующий развитию экономики в районе пустыни Каракумы.Например, Врата ада — уникальная особенность. Официально известный как газовый кратер Дарваза, кратер заполнен природным газом, который горит с 1971 года и привлекает людей со всего мира. Также были достигнуты значительные успехи в разведке нефти и природного газа.

    Фердинанд Бада в мировых фактах
    1. Дом
    2. Мировые Факты
    3. Где находится пустыня Каракумы?

    Как добраться до пустыни Каракумы

    Черные пески пустыни Каракумы когда-то были владениями бродячих банд туркменских рабовладельцев, терроризировавших Каспийский бассейн. К счастью, набеги рабов занесены в учебники истории, но безудержный роман продолжает жить. Наблюдать за закатом над бескрайними дюнами, пока ящерицы бегут в укрытие, верблюды жевают колючий кустарник Сахары: это приключение.

    И в этих учебниках истории говорится не только о рабстве. В наши дни Центральная Азия может казаться немного захолустной, но 800 лет назад Туркменистан доминировал на Шелковом пути в центре торгового мира.

    Немногие посетители попадают в страну, что делает изучение руин древних империй необычным занятием.Рядом с побережьем Каспия древнее море Тетис вырезало завораживающие формы и цвета в Каракумах. Прямо в его центре кратер Дарваза тлеет, как вулканическая дверь в ад.

    До монгольских завоеваний, которые истребили невероятные 35 миллионов человек и разрушили многие из древних центров Шелкового пути, Конье-Ургенч и Мерв были двумя из крупнейших и наиболее важных персидских городов.

    Но разрушение монголов было безжалостным, от прежних городов остались лишь остатки. Сегодня, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, вы можете посетить памятники, которые были либо слишком красивы, либо слишком сильны, чтобы монголы не могли их разрушить.

    Чтобы полюбоваться совершенно другим видом на пустыню, направляйтесь на восток к каньону Янгикала. Радужные скальные образования в форме когтей динозавров создают незабываемое зрелище, когда луна восходит и тени становятся длиннее. Прямо в центре пустыни находится кратер Дарваза, известный как Дверь в Ад, извергающий огненные шары, как злой дракон.

    Визит в Туркменистан хорошо сочетается с поездкой в ​​Узбекистан. Конье-Ургенч, Дарваза, Ашхабад и Мерв можно легко посетить по суше между двумя культурными городами Узбекистана Хивой и Бухарой.

    Ашхабад — авиаузел Туркменистана. Он связан с крупными городами региона и имеет ежедневные рейсы в Мары (Мерв), Дашогуз (Конье-Ургенч), Туркменабат (на границе с Бухарой) и Туркменбаши (каньон Янгикала), все они занимают около часа каждый.

    По суше Дарваза находится в четырех часах езды на машине от Ашхабада и в пяти часах езды от Конье-Ургенча. Каньон Янгикала находится в четырех часах езды от Туркменбаши. Мерв находится в шести часах езды от Ашхабада и восьми часах от Бухары (включая время, проведенное на границе).

    Экология птиц в пустыне Каракумы

    Глава

    • 2 Цитаты
    • 169 Загрузки
    Часть Monographiae Biologicae книжная серия (МОБИ, том 72)

    Реферат

    Список птиц, населяющих пустыню Каракумы, включает 238 видов.Из 79 видов гнездящихся птиц 28 классифицируются как «основная» фауна, имеющая древние и глубокие связи в экосистемах пустыни. Мы проанализировали состав, статус проживания, распределение местообитаний и численность основных видов птиц в глинистых пустынях, песчаных пустынях, черносаксауловых лесах, чинках и микрооазисах. Внутри основной фауны эндемичные виды отсутствуют, а эндемичных подвидов немного. Это говорит о существовании молодого центра происхождения орнитофауны пустыни. С точки зрения птичьей зоогеографии Каракумы и Кызылкумы являются пустынями южного типа и могут быть объединены в единую зоогеографическую зону.Обсуждаются фаунистические характеристики видов птиц Восточного, Центрального, Западного и Северного Каракумов, а также экологические, поведенческие и морфологические адаптации. Среди экологических факторов наиболее важным является вода. Обсуждаются отрицательные и положительные эффекты орошения на популяцию птиц, а также влияние человека на среду обитания птиц. Приведен список орнитофауны с замечаниями о численности видов и статусе проживания.

    Ключевые слова

    Виды птиц Экосистема пустынь Статус обитания Основная фауна Фауна птиц

    Эти ключевые слова были добавлены машиной, а не авторами.Это экспериментальный процесс, и ключевые слова могут обновляться по мере улучшения алгоритма обучения.

    Это предварительный просмотр содержимого подписки,

    войдите в

    , чтобы проверить доступ.

    Предварительный просмотр

    Невозможно отобразить предварительный просмотр. Скачать превью PDF.

    Информация об авторских правах

    © Springer Science + Business Media Dordrecht 1994

    Авторы и аффилированные лица

    Информация об авторских правах отсутствует

    Каракум, Черный песок

    Автор: Армин Вамбери (1863)
    Фото: Константин Новакович (Мерв, Туркменистан)

    Армин Вамбери был венгерским ученым и путешественником.В возрасте двадцати пяти лет он отправился в Стамбул , где провел шесть лет, изучая языки. В 1863 году, после восьми месяцев ожидания в посольстве Турции в Тегеране, прежде чем появился подходящий караван, он присоединился к паломникам, возвращавшимся из Мекки в Восточный Туркестан . Он путешествовал под видом дервиша, пересек Каспийское море и пустыню Каракумы (Черный песок), которая занимает около 70% площади сегодняшнего Туркменистана . Это краткий отрывок из его отчета о испытаниях в пустыне Каракумы.

    Тогда у нас была дождевая вода; но здесь не было ни одного источника, который можно было бы привлечь к ответственности. С невыразимым сожалением наши взоры остановились на Оксе, который становился все более отдаленным и сиял вдвойне прекраснее в последних лучах уходящего солнца. Даже у верблюдов, которые до того, как мы отправились в путь, обильно напились, глаза долго-долго смотрели в одном направлении!

    Наша утренняя станция носила очаровательное название Адамкырилган (что означает «место, где гибнут люди»), и нужно было только взглянуть на горизонт, чтобы убедиться, насколько уместно это имя.Пусть читатель представит себе песчаное море, простирающееся так далеко, насколько может дотянуться глаз, с одной стороны образованное высокими холмами, подобными волнам, наброшенным в это положение яростным штормом; с другой стороны, опять же, как гладкие воды тихого озера, только слегка колеблющиеся западным ветром. Ни птицы, видимой в воздухе, ни червяка, ни жука на земле; следы ничего, кроме ушедшей жизни, в отбеливающих костях погибшего человека или зверя, собранные каждым прохожим в кучу, чтобы направлять марш будущих путешественников!

    Мы провели три дня в песчаных частях пустыни.Теперь нам нужно было выйти на твердую равнину и увидеть гору Халата, которая тянется к северу. К сожалению, нас снова ждало разочарование. Наши звери были неспособны к дальнейшим усилиям, и четвертый день мы провели в песках. В моей кожаной бутылке еще оставалось около шести стаканов воды. Я пил их по капле, страдая, конечно, ужасной жаждой. Сильно встревоженный, обнаружив, что мой язык начал немного чернеть в центре, я немедленно выпил половину остатка своего запаса, думая так, чтобы спасти свою жизнь; но, о! жжение, за которым последовала головная боль, усилилось к утру пятого дня, и когда мы смогли различить около полудня горы Халата из окружавших их облаков, я почувствовал, что моя сила постепенно покидает меня…

    Я больше не мог спешиться без посторонней помощи; они положили меня на землю; страшный огонь, казалось, сжег мои внутренности; моя головная боль довела меня почти до оцепенения. Мое перо слишком слабо, чтобы дать даже небольшой набросок мученичества, вызывающего жажду; Я думаю, что никакая смерть не может быть более мучительной. Хотя я обнаружил, что могу набраться смелости, чтобы противостоять всем остальным опасностям, здесь я чувствовал себя совершенно разбитым. Я действительно думал, что достиг конца своей жизни.Ближе к полуночи мы двинулись в путь, я заснул и, проснувшись утром, оказался в глиняной хижине, в окружении людей с длинными бородами; в них я сразу узнал детей «Ирана». Мне сказали: «Шума ки хаджи нистид» (Ты, конечно, не хаджи). У меня не было сил ответить. Они сначала дали мне чего-нибудь теплого напиться, а потом немного простокваши, смешанной с водой и солью, называвшейся здесь «Айран»: это придало мне сил и восстановило меня.

    Из книги Арминия Вамбери «Путешествие по Средней Азии», Лондон, 1864 г.

    Статья о Каракумах из «Свободного словаря»

    (Туркменские Каракумы; по-туркменски Каракум, «черный песок»), песчаная пустыня на юге советской Средней Азии, занимающая большую часть Туркменской ССР. На севере и северо-востоке пустыня ограничена впадиной Сарыкамыш и долиной реки Амударья, на юго-востоке — возвышенностями Карабиль и Бадхыз, на юге — предгорной равниной Копетдага, а на западе — старым руслом реки. называется Западный узбой.Площадь около 350 000 кв. Км.

    Каракумы включают северные возвышенные Заунгузские Каракумы, южные низменные или центральные Каракумы и юго-восточные Каракумы. Пустыня Каракумы по своему рельефу представляет собой холмистую сильно расчлененную равнину с общим уклоном с востока на запад. Пустыня Каракумы в основном образована песчаными отложениями древнего течения Амударьи, которая текла по этой территории в Каспийское море. На юге Каракумы сложены отложениями рек Мургаб и Теджен; их древние и современные дельты простираются через эту область.Каракумы характеризуются уплотненными территориями, известными как такыры, которые образовались из глинистых отложений древних рек и аллювиальных паводков, а также солончаковыми бассейнами, известными как шоры . Около 5% Каракумов занимают рыхлые барханные пески, практически лишенные растительности. Они образуют большие площади вокруг такыров ( алканы ), узкие полосы по гребням хребтов и неровные песчаные участки вокруг оазисов. Основная территория Каракумов — полузрастистые пески с нарушенной, преимущественно ячеисто-грядовой и бугристой зональностью.На западе гребни простираются на юго-запад по ходу ветров; в центре они простираются на юг, а на востоке — на юго-восток. Местами встречаются асимметричные барханы и полузаросшие цепи, перпендикулярные ветру. В юго-восточных и центральных Каракумах, сложенных древним аллювием Амударьи, Мургаба и Теджена, высота песчаных гряд от 3–5 до 30 м, расстояние между ними 150–200 м. В Трансунгузских Каракумах, сложенных в основном глинисто-песчаными отложениями миоценового и плиоценового палео-Амударьи, высота хребтов достигает 40–60 м при среднем расстоянии 0.Между ними 5 км. Вдоль границы низменности и Заунгузских Каракумов протекает Унгуз — цепь изолированных солончаковых бассейнов разного уровня. На западе некоторые из них были затоплены плиоценовыми морями, а другие временами были заполнены песчаными обломками палеоамударьи.

    Трансунгузские Каракумы — эпигерцинская платформа с мезоценозойской мантией, состоящей из ряда ветвящихся антиклинальных структур, прогибающихся на севере (Хорезмская впадина в низовьях Амударьи) и опускающихся вдоль прогиба Унгуз до р. юг.Рельеф не сохранил прежних аллювиальных черт и в целом сформирован неотектоническими и эоловыми процессами.

    Низменные Каракумы — образование предглубинного типа с эпипалеозойским покровом мощностью до 12 км. Вышележащие антропогенные речные отложения в основном сохранили топографические особенности конусов дельт Мургаба и Теджена и равнины палео-Амударьи, которая простирается поперек дельт. Мощность Антропогенного аллювия колеблется от 500 м на юго-востоке Каракумов до 5 000 м и более на западе.Амударья покинула низменные Каракумы в конце антропогенного периода (примерно 20 000–30 000 лет назад). Когда Хвалысское море (около 15 000–20 000 лет назад) образовало обширный залив в низменности Каракум с уровнем абсолютной отметки +50 м, его воды были солеными, поскольку Амударья впадала в Хорезмскую впадину. . Здесь оно образовало озеро, из которого начало течь сначала на север (канал Акчадарья), а затем на запад в впадину Сарыка-мыш.Заполнив его, Амударья в V-II тысячелетиях г. до н.э. снова стал впадать в Каспий, образовав реку Западный Узбой.

    Климат Каракумов резко континентальный, с очень жарким, безоблачным и продолжительным летом, мягкой весной с дождями, теплой сухой осенью и морозной зимой с частыми оттепелями. Средняя температура января на севере составляет около –5 ° C, а на юге — около 3 ° C; средние температуры июля 28 ° и 34 ° C соответственно.Здесь очень высокие суточные колебания температуры (до 50 ° C для воздуха и до 80 ° C для почвы). Осадков выпадает от 60 до 150 мм в год (на юге больше). С ноября по апрель выпадает до 70 процентов осадков. Вегетационный период 200–270 дней. Амударья течет по северо-восточному краю Каракумов; Теджен и Мургаб уходят в песок, не доходя до озера или моря. Каракумы богаты подземными водами, которые залегают на разной глубине: от 3–6 м у Амударьи (основного источника всех подземных вод Каракумов) до 300 м на нагорье Карабиль.Подземные воды восстанавливаются колодцами. В тех районах, где к ним просачиваются речные воды, грунтовые воды слабо засолены, но в центральных частях Каракумов они сильно минерализованы.

    Каракумские почвы на заросших песках серо-бурые, мелководные; в понижениях — солончаки и такыры. Весной вся территория Каракумов, за исключением барханных песков, покрывается зеленым ковром из эфемеров и эфемероидов, отмирающих в конце апреля — начале мая.Типичными являются осока песчаная ( илак , основной корм для овец) и кустарник, в том числе черный и белый саксаул, кандым [Calligonium ], песчаная акация, эфедра и астрагал . Эти заросшие барханные пески характеризуются травой Aristida , песчаной акацией, одним или двумя видами Calligonium и древесной солянкой, или cherkez [Salsola richteri] . Типичные животные — персидская газель, корсак, волк, песочный кот и степной кот; особенно многочисленны грызуны.Из птиц встречаются саксауловая сойка, многочисленные жаворонки, пустынный ворон и воробьи. Характерными рептилиями являются змеи (включая ковровую гадюку, Taphrometoron lineolatum , песчаную змею и кобру), ящерицы (агама, гекконы и варан, длина которых может достигать 1,5 м) и черепаховый черепах Хорсфилда. . Распространены птицееды и скорпионы. Большая часть пустыни используется как круглогодичные пастбища для овец и верблюдов. Минералы включают серу, нефть и газ.

    Население сосредоточено преимущественно в оазисах, образованных реками Амударья, Теджен и Мургаб, а также небольшими речками, вытекающими с северных склонов Копетдага.За годы Советской власти в Каракумах созданы крупные животноводческие совхозы, реконструировано или вырыто более 6000 колодцев, построены грунтовые дороги, проложена железная дорога Чарджоу-Кунград по северо-восточной окраине пустыни. , и автотранспорт получил широкое распространение. Также были развиты воздушные соединения. В южной части Каракумов построен Каракумский канал, способствующий ирригации и судоходству. Газопровод Средняя Азия-Центр проходит через Каракумы.

    Перспективы развития Каракумов связаны с быстрым ростом эксплуатации очень богатых месторождений нефти и газа, а также с дальнейшим развитием механизированного орошения и хлопководства, особенно в зоне Каракумского канала; Предполагается также дальнейший рост животноводства. Большая работа ведется по лесовосстановлению, стабилизации подвижных песков и благоустройству пастбищ. На юго-востоке Каракумов находится старейший в мире центр изучения песков Репетекская станция изучения песков Академии наук Туркменской ССР.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Федорович Б.А. Лик пустыни , 3-е изд. Москва, 1954.
    Очерки природы Кара-Кумова . Москва, 1955.
    Бабаев А.Г. Пустыня Каракумы . Ашхабад, 1963.
    Советский Туркменистан .