/Ледовое побоище 4 класс – Окружающий мир 4 класс Как написать рассказ на тему «Ледовое побоище»?

Ледовое побоище 4 класс – Окружающий мир 4 класс Как написать рассказ на тему «Ледовое побоище»?

УРОК окружающий мир «Гордиться славою своих предков ..»( Ледовое побоище.)4 класс

План — конспект урока.

Ледовое побоище.

  1. ФИО: Ковалёва Наталья Эдуардовна

  2. Место работы: МКОУ «ООШ №2».

  3. Должность: учитель начальных классов.

  4. Предмет: окружающий мир.

  5. Класс: 4

  6. Тема и номер урока в теме: Ледовое побоище. Урок № 1.

  7. Базовый учебник: Плешаков «Окружающий мир».

8.Цели:

Ценностные ориентиры: Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогом и сверстниками.

Личностные: Эмоционально — ценностное отношение к окружающему миру, к прошлому нашей Родины. Формировать интерес к учебному материалу.

Метапредметные: Определять логику решения практической и учебной задач.

Предметные: Познакомить с историей Ледового побоища, расширить знания учащихся о личности Александра Невского и его роли в истории России;

Показать судьбоносное для Руси значение Ледового побоища.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Познавательные: Проводить сравнение. Обобщать. Делать вывод.

Принимать участие в работе парами, группами. Договариваться, приходить к общему решению.

9.Задачи урока:

развивающие

Развитие у учащихся интеллектуальной, исследовательской, информационной, рефлексивной культуры;

обучающие

Организовать работу учащихся по изучению хода Ледового побоища, помочь учащимся определить, как в этой исторической битве проявился полководческий талант Александра Невского;

воспитательные

Воспитание у учащихся уважения к историческому прошлому своей Родины.

10.Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

11. Формы работы с учащимися: групповая, парная, индивидуальная.

12. Необходимое техническое оборудование: телевизор, компьютор.

Структура и ход урока.

I. Мотивация.

Эпиграф к уроку: (на слайде1)

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно: не уважать оной есть постыдное малодушие». (А.С. Пушкин)

Учитель: Как вы понимаете эти слова?

— Да, прекрасно сказано, но чтобы гордиться славой своих предков, надо знать их историю: культуру, искусство, обычаи и традиции. Человек, которому не дорог родной очаг, не задумываясь, разрушит чужой очаг. Человек, который не знает своих корней, не любит свою малую Родину, не гордится славой своих предков, не будет уважать традиции, культуру и национальные чувства другого народа.

— Сегодня, мы вновь будем наслаждаться славой наших предков.

— Вы же пока, что не герои истории, но можете стать героями урока: за каждый ответ вы получите звезду для своей команды. В конце урока, команда, набравшая наибольшее количество звезд, станет победителем урока.

— Мы отправляемся с вами в прошлое.

II. Домашнее задание. (Вспоминаем то, что проходили на прошлом уроке)

(Прочтение отрывка наизусть из стихотворения «Невская битва» заранее подготовленным учеником.) (на слайде 2 Невская битва)

Шведский лагерь у реки

За туманом скрылся.

Александр привел полки.

Ночью затаился.

Утром, только рассвело,

Залетали стрелы.

Зря вас, шведы, занесло

В русские пределы.

Сто приплыло кораблей,

И пять тысяч войска.

Только русской нет сильней

Доблести геройской.

Шли в атаку с трех сторон

Русские дружины.

Враг к Неве был оттеснен

Натиском лавины.

Князя, храбрые дружины

Окружили шведский стан

И побили, шведов, финнов,

Был разрушен дерзкий план.

Всем врагам врата закрыты

Славь Россия ратный труд.

Александра после битвы

Невским вскоре назовут.

— О каком событии идет речь? Кто напал? Где и когда произошло это событие?

III. Введение в тему. Постановка цели.

— Нелегкая доля выпала на наших предков — много врагов было у Руси. После изгнания шведов, на западных рубежах новгородской земли появились немецкие рыцари.

— О чем на уроке мы будем говорить?

(На слайде 3 показана тема урока)

— Ребята перед вами, ребята, слово “побоище”. Подберите синонимы к этому слову. (Сражение, битва, сеча)

Работа со словарём, интернетом.

— Посмотрим значение этого слова в словаре Ожегова.

В интернете. (Прочтение учениками значения).

Постановка проблемы.

— Почему люди воюют? (Слайд 4)

— Эти задачи ставил перед собой и Ливонский орден. (Слайд 5)

IV. Подготовка к изучению нового материала.

1.Сообщение ученика. « Ливонский орден». (Слайд 6)

V. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя о «Ледовом побоище» сопровождается показом слайдов 12-15 под музыку.

(весь ход сражения описан позднее в стихотворении …)

5 апреля 1242года произошла битва на льду Чудского

Это была ранняя весна. Все реки и озёра, а их в новгородских

землях очень много, были покрыты подтаявшим льдом. Поэтому Александр

Невский решил встретиться в бою с крестоносцами именно на льду Чудского озера. Он хорошо понимал, что в этом случае преимущество будет за его воинами. Закованные в тяжёлые доспехи, немецкие рыцари не были готовы биться с русскими воинами на льду озера.

Традиционным боевым построением немецких рыцарей был так

называемый клин, или «свинья». В голове и на флангах длинной и довольно узкой колонной шла тяжеловооруженная рыцарская конница, защищавшая

находившуюся в центре пехоту. Мало кому удавалось выдержать удар такой «кабаньей головы».

Зная об этом, Александр Невский основные свои силы

разместил на флангах, а в центре оставил только пешее ополчение.

Новгородцы в тяжёлых доспехах (броне), вооружённые мечами, копьями и

щитами, были немного неповоротливы, но отлично выдерживали удары

всадников. За полком левой руки в засаде поместились княжеские дружины

Александра и Андрея.

Впереди всех встали лучники, издалека стрелявшие по приближающему

врагу. В тылу русских войск, возле крутого берега, поставили скованные

цепями телеги, так что и бежать было невозможно, и рыцарским коням былоне проехать. Ливонцы пробили русский центр и «закружились» перед

телегами. С флангов их стали теснить полки правой и левой руки,

потом ударила из засады конница.

«И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и

звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замёрзшее озеро, и не было

видно льда, ибо покрылось оно кровью.»

Весенний лёд проломился, и тяжёлые рыцари, доспехи которых весили до 70

кг, пошли на дно.

Немецкие рыцари потерпели поражение и вынуждены были отказаться от

захваченных ими новгородских и псковских земель. В память народную это

сражение вошло как «Ледовое побоище».

(ДЕТИ)

В субботу пятого апреля

Сырой рассветною порой

Передовые рассмотрели

Идущих немцев тёмный строй.

Был первый натиск немцев страшен
В пехоту русскую углом.
Двумя рядами конных башен
Они врубились напролом.
Как в бурю белые барашки,
Среди немецких шишаков
Мелькали белые рубашки,
Бараньи шапки мужиков.
Они с открытыми глазами
На немцев голой грудью шли,
До кости пальцы разрезая,
Склоняли копья до земли.
Сквозь строй немецкий прорубались
Плечом к плечу, спиной к спине,
Уже смешались люди, кони,
Мечи, секиры, топоры,
Подняв мечи из русской стали,

Нагнув копейные древки,
Из леса с криком вылетали
Новогородские полки.
Стоял суровый беспорядок
Железа, крови и воды.
На месте рыцарских отрядов,
Легли кровавые следы.
Под ними лошади тонули,
Под ними дыбом лёд вставал,
Их стремена на дно тянули,
Им панцирь выплыть не давал…
И князь, едва остыв от свалки,
Из-под руки уже следил,
Как беглецов остаток жалкий
К Ливонским землям уходил.

Вопросы после текста.

1.КОГДА ПРОИЗОШЛО Ледовое ПОБОИЩЕ?

2. С кем воевали русские воины весной 1242 года?

3. Как называли немецких рыцарей и почему? /Немецкие рыцари шли под знаменем с чёрным крестом, за что называли их крестоносцами./

4. Задание. На карточке даны слова:

кольчуга, панцирь, шлем с рогами, белый плащ с крестом, шлем, железные доспехи, кожаный шлем,

мечи, лук, копьё, щиты, острые сабли, латы, боевые топоры.

Выбери:

  • одежду и вооружение русских воинов,

  • одежду и вооружение крестоносцев.

5. Как строилось немецкое войско? / В виде острого клина или «свиньёй»: сначала шла тяжёлая конница, затем ряды лёгкой конницы, а потом –

пешие рыцари./

6. Почему Александр Невский дал бой на льду озера? /Он хорошо понимал, что в этом случае преимущество будет на его стороне.

Закованные в тяжёлые латы немецкие рыцари не были готовы биться с русскими воинами на льду./

7. Какую роль сыграл засадный полк в ходе боя? / Русская конница окружила

крестоносцев./

8. Какое значение имела победа русских? / Значение победы над немецкими и

шведскими рыцарями было огромно. Русские воины спасли русских людей от порабощения, они остановили рыцарей./

— Благодаря чему победили наши предки? (Грамотный полководец, хорошо знал тактику немецких рыцарей, угадал с местом боя).

— Имеет ли это событие историческое значение? (Слайд 16)

Впервые после монгольского нашествия показали, что сильна Русь и не отдаст она ни пяди своей земли.

— Как вы понимаете слова Александра Невского: «Кто к нам с мячом придет, …(На слайде 17)

(Они являются не только предупреждением всем противникам и недругам Руси, но и призывает жить в мире и согласии.)

ИССЛЕДОВАНИЕ: ( по группам)

hello_html_m665b3c09.gif

3. Упражнение: « От обратного».

— Что было бы, если победили крестоносцы …

VI. Закрепление пройденного материала.

1. Просмотр фрагмента художественного фильма “Александр Невский”.

— А сейчас мы посмотрим, как, изучаемые нами, события показаны в фильме известного режиссёра Сергея Эйзенштейна. (Просмотр фильма на слайде 18)

2. Работа с деформированным текстом. Самостоятельная работа в парах и последующая проверка по слайду 19.

Найдите ошибки в историческом тексте.

5 апреля 1240 года шведские рыцари построились клином на льду реки Невы. Впереди войска находились пешие рыцари, а за ними тяжеловооружённая конница. Киевский князь, Александр Невский, самые сильные свои отряды поставил в центре. Началась жестокая битва. Вскоре немецкие рыцари не выдержали и побежали. Непрочный мартовский лёд треснул, и многие рыцари стали уходить под воду.(слайд 20)

3. Составление синквейна. (Работа в группах)

— Составьте синквейн к теме: Александр Невский. (Слайд 21)

— За что А.Невский был зачислен к лику святых? (Cлайд 22)

Искренней глубокой верой и добрыми делами

— Как вы думаете, почему в Великую Отечественную войну был учреждён орден Александра Невского? ( Cлайд 23)

Орденом награждались командиры Красной Армии, проявившие в боях за Родину личную отвагу, мужество и храбрость.

4. Вывод на слайде 24: Защищать Отечество — священный долг всех людей.

У.: Правильно. И он делал все, чтоб Русь окрепла и была сильным государством. Имя А.Н. не забыто и до сих пор. 
Ему стоят памятники в таких городах как Санкт– Петербург, Курск, Владимир. Кто будет в этих городах, обязательно сходите и посмотрите эти памятники.
По телевидению в 2008 году проходил масштабный проект “Имя России” организованный телеканалом “России и институтом российской истории и завершился победой Александра Невского. За святого князя проголосовали 2.011.766 человек. Вот как любят наши россияне этого замечательного полководца до сих пор он живет в памяти нашего народа.

VII. Рефлексия деятельности учащихся.

— Какие чувства вас сопровождали во время изучения данной темы

— Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке? (слайд 25)

— Продолжите предложение

Я – узнал …

— удивился …

— вспомнил …

— задумался …

Итог. Подсчитываем звезды у каждой команды и определяем победителя

Домашнее задание: Написать мини-сочинение “Защитник земли русской”.

infourok.ru

Ледовое побоище. 3-й класс

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: показать судьбоносное для Руси значение Ледового побоища.

Задачи.

1. Организовать работу учащихся по изучению хода Ледового побоища, помочь учащимся определить, как в этой исторической битве проявился полководческий талант Александра Невского; учить делать выводы, сравнивать, обобщать.

2. Развивать исследовательские умения, внимание, учить устанавливать причинно-следственные связи.

3. Воспитывать чувство гордости за свой народ, интерес к родной истории.

Оборудованиекомпьютер, презентация, карта «Русь в XII — начале XIII в.», схема «Ледовое побоище», репродукции картин, запись сюиты А.Прокофьева «Александр Невский»

Ход урока

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

Давайте все вместе возьмемся за руки и скажем друг другу: “У нас все сегодня получится!” (слайд 1)

Эпиграф урока:

“Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно: не уважать оной есть постыдное малодушие”. (А.С. Пушкин)

II. Введение в тему. Постановка цели.

— Сегодня мы отправляемся с вами в прошлое.

— Что нам для этого надо взять с собой? (Смекалку, знания,…)

— Ребята перед вами слово “побоище” подберите синонимы к этому слову. (Сражение, битва, сеча)

Работа со словарём.

— Посмотрите значение этого слова в словаре Ожегова.

— Какие ассоциации у вас вызывает это слово?

— Нелёгкая доля выпала нашим предкам. Много врагов было у Руси.

— Вот сегодня мы и поговорим о побоище.

Постановка проблем.

— Почему люди воюют? (Слайд 3)

III. Актуализация опорных знаний.

Составление кластера.

— Попробуйте составить кластер. Русь VIII века.

— Назовите причины нашествия крестоносцев? (Слайд 4)

— Какие задачи ставили перед собой крестоносцы? (Слайд 5)

Продолжите предложение: Александр Невский – это…

Изучение нового материала.

Работа с учебником.

«Чтение с пометками» (С. 119)

Пометки:

“V” — “знаю”; 
“-“ – “противоречит моим первоначальным представлениям”; 
“?” – “хочу узнать”; 
“+” – “это для меня новое”.

— Кому могут принадлежать эти слова? «Кто к нам с мечом войдёт, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет русская земля”.

— На уроке мы попытаемся доказать справедливость этих слов. (Они являются не только предупреждением всем противникам и недругам Руси, но и призывает жить в мире и согласии, решая все вопросы за столом переговоров, а не на полях сражений. На это нацелена государственная политика и России XXI века, России – в которой нам жить!)

Работа в группах.

Каждая группа получает текст, и отыскать ответ на вопрос.

Ледовое побоище
(отрывок из летописи)

“Был же тогда субботний день, а на восходе солнца сошлись оба войска.

И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что лёд на замершем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И сам я слышал об этом от очевидца, бывшего там.

И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 вёрст по льду до Суболицкого берега, и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело раненными. Был же этот бой 5 апреля (1242 г.)”.

1 группа: Где происходило Ледовое побоище? (Слайд 6)

2 группа: Почему на озере не было видно льда? (Слайд 7)

3 группа: Что означает выражение летописца «гнали их русские с боем как по воздуху…»? (Слайд 8)

4 группа: Когда происходило Ледовое побоище. (Слайд 9)

Работа со стихотворением.

— Уже в ХХ веке Константин Симонов написал стихотворение «Ледовое побоище».

Прочитав отрывок из стихотворения, задайте “Тонкие и толстые” вопросы другой команде:

В субботу, 5 апреля,
Сырой рассветною порой
Передовые рассмотрели
Идущих немцев тёмный строй

Был первый натиск немцев страшен
В пехоту русскую углом.
Двумя рядами конных башен
Они врубились напролом.
Как в бурю белые барашки,
Среди немецких шишаков
Мелькали белые рубашки,
Бараньи шапки мужиков.
Они с открытыми глазами
На немцев голой грудью шли,
До кости пальцы разрезая,
Склоняли копья до земли.
Сквозь строй немецкий прорубались
Плечом к плечу, спиной к спине,
Уже смешались люди, кони,
Мечи, секиры, топоры,
А князь по прежнему спокойно
Следил за битвою с горы
И только выждав, чтоб ливонцы,
Смешав ряды, втянулись в бой,
Он, полыхнув мечом на солнце,
Повёл дружину за собой.
Подняв мечи из русской стали,
Нагнув копейные древки,
Из леса с криком вылетали
Новогородские полки.
По льду летели с лязгом, с громом,
К мохнатым гривам наклоняясь,
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь.
И отступая перед князем,
Бросая копья и щиты,
С коней валились немцы наземь,
Воздев железные персты.
Стоял суровый беспорядок
Железа, крови и воды.
На месте рыцарских отрядов
Легли кровавые следы.
Под ними лошади тонули,
Под ними дыбом лёд вставал,
Их стремена на дно тянули,
Им панцирь выплыть не давал…
И князь, едва остыв от свалки,
Из-под руки уже следил,
Как беглецов остаток жалкий
К Ливонским землям уходил.

Задание. Из данных слов выбери (кольчуга, панцирь, шлем с рогами, белый плащ с крестом, шлем, железные доспехи, кожаный шлем).

1 группа: одежду русских воинов. (Кольчуга, шлем)

2 группа: выбирает одежду крестоносцев. (Шлем с рогами, белый плащ с крестом, железные доспехи)

(Мечи, лук, копьё, щиты, острые сабли, латы, боевые топоры)

3 группа: вооружение русских воинов. (Мечи, луки, копья, щиты, боевые топоры)

4 группа: вооружение крестоносцев. (Мечи, копьё, щиты, латы)

— Сравните и сделайте вывод. (Слайд 10–11)

Работа с планом и схемой сражения. (Слайд 12-13)

Работа с таблицей. (Слайд 14)

Работа в парах.

Найти ошибки в историческом тексте. (Слайд 15)

5 апреля 1240 года шведские рыцари построились клином на льду реки Невы. Впереди находились пешие рыцари, а за ними тяжеловооружённая конница. Киевский князь Александр Невский самые сильные свои отряды поставил в центре. Началась жестокая битва. Вскоре немецкие рыцари не выдержали и побежали. Непрочный мартовский лёд треснул, и многие рыцари стали уходить под воду.

Это сражение вошло в историю как “Ледовая битва”.

— Имеет ли историческое значение это событие? (Слайд 16–17)

— Защищать Отечество — священный долг всех людей.

— Кому могут принадлежать эти слова?

«Кто к нам с мечом войдёт, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет русская земля”. (Слайд 18)

— На уроке мы попытаемся доказать справедливость этих слов. (Является не только предупреждением всем противникам и недругам Руси, но и призывает жить в мире и согласии, решая все вопросы за столом переговоров, а не на полях сражений. На это нацелена государственная политика и России XXI века, России – в которой нам жить!)

— Продолжите предложение: Александр Невский – это… (Слайд 19)

— Назовите принципы Александра Невского. (Слайд 20)

Учитель. Полководческий талант Александра Ярославича отражён в житиях, сказаниях и других литературных произведениях различных времён. А сейчас мы посмотрим, как изучаемые нами события показаны в фильме известного режиссёра Сергея Эйзенштейна.

Физкультминутка.  

Просмотр фрагмента художественного фильма “Александр Невский”.

— За что А.Невский был зачислен к лику святых? (Cлайд 21-22)

 — Как вы думаете, почему в Великую Отечественную войну был учреждён орден Александра Невского? (Cлайд 23)

Составление синквейна.

— Составьте синквейн к Александр Невский. (Cлайд 24)

 Упражнение “От обратного”.

— Что было бы, если победили крестоносцы ……

IV. Рефлексия деятельности учащихся. Итог.

— Какие чувства вас сопровождали во время изучения данной темы

Задание “Шесть шляп”. Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей.

Белая шляпа. Факты. Весной 1242 года было Ледовое побоище.

Жёлтая. Позитивное мышление. Каждый человек должен знать историю своей Родины.

Черная. Проблема. Война — это страшное кровавое бедствие. Гибли десятки тысяч людей. А каждая смерть — это горе для близких.

Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам понравилось составлять характеристику Александра Невского — защитника Отечества. Это вызывало гордость.

Зеленая. Творчество. Не всё мы знаем о защитниках Отечества.

Синяя. Философия. Обобщают высказывания каждой группы.

— Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке?

— Продолжите предложение

Я – узнал …

— удивился …

— вспомнил …

— задумался …

Домашнее задание: Написать мини-сочинение “Защитник земли русской”.

urok.1sept.ru

ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Битва на Чудском озере.

Ледовое побоище – сражение между новгородско-суздальским войском (командующий – новгородский князь Александр Ярославич Невский) и немецко-датским войском Ливонского ордена, Дерптского епископства (включая ополчение подвластных им эстов) и вассалов короля Дании (командующий не известен) на льду Чудского озера (по современной географической номенклатуре – Теплого озера, т.е. пролива между Чудским и Псковским озерами) 5 апреля 1242 г. Стало результатом конфликтов между Дерптским епископством, Ливонским орденом и вассалами короля Дании, с одной стороны, и Псковской республикой, с другой, осенью 1240 г. и между Дерптским епископством, Ливонским орденом и вассалами короля Дании, с одной стороны, и Новгородской республикой, с другой, в 1240 – 1242 гг. Закончилось победой русских.

            В сентябре 1240 г. дерптский епископ Герман, пригласив на помощь братьев Ливонского ордена из Феллина (ныне Вильянди) и вассалов датского короля из северной Эстонии, напал на Псковскую республику, желая, видимо, помочь своему свойственнику, князю Ярославу Владимировичу захватить псковские земли. Разбив 16 сентября псковичей под Изборском, немецко-датское войско осадило Псков. Часть городской общины сдала город и согласилась на переход Псковской земли под власть Ливонского ордена и Дерптского епископства.

            Зимой 1240/41 гг. Ливонский орден продолжил экспансию на Руси, начав войну с Новгородской республикой с целью захвата и христианизации Водской и Ижорской земель и Карелии. Отряды ордена и подвластных ему эстов вторглись в Водскую землю и построили там, в районе Копорья, замок (что означало присоединение окрестной территории). Из Водской земли они двинулись на юго-восток, взяли Тесов, разорили земли по Луге и дошли до Сабельского погоста в 30 верстах от Новгорода.

            Чтобы организовать отпор немецкой агрессии, весной 1241 г. новгородцы добились возвращения к ним князя Александра Ярославича Невского. Собрав войско из новгородцев, ладожан, ижоры и карелов, он в том же году совершил поход в Водскую землю и освободил ее, взяв и срыв немецкий замок.

Присоединив присланные его отцом, великим князем владимирским Ярославом Всеволодовичем, суздальские войска во главе с братом Александра князем Андреем Ярославичем, в марте 1242 г. Александр двинулся через Псков на Дерптское епископство. Захватив внезапным налетом Псков, он вторгся в земли Дерптского епископства (юго-восточную Эстонию), в район Дерпта (ныне Тарту) и приступил к их разорению. Навстречу ему выступило объединенное войско Ливонского ордена, Дерптского епископства и вассалов датского короля. Оно разбило отделившийся от главных сил отряд новгородского боярина Домаша Твердиславича и суздальского воеводы Кербета. Узнав об этом, Александр отвел свои главные силы на замерзшее Теплое озеро и занял на льду позицию, к которой вскоре подошло немецко-датское войско.

Местонахождение этой позиции, т.е. место Ледового побоища остается предметом дискуссий. Наиболее распространена версия Г.Н. Караева (1966 г.), по которой сражение произошло на льду северной части Теплого озера, на участке, ограниченном с севера широтой северной оконечности полуострова Сиговец (на границе Теплого и Чудского озер), с юга – широтой деревни Остров и с востока – линией, проходящей с севера на юг примерно в 400 м к западу от северной оконечности полуострова Сиговец (и примерно соответствующей береговой линии XIII в., ныне скрытой под водой). Более убедительной представляется версия Д.Г. Хрусталева (2009 г.), по которой сражение произошло на льду средней части Теплого озера, на участке, ограниченном с севера широтой деревни Чудская Рудница, а с юга – линией Мехикорма – Пнёво. (К такому же выводу пришел еще в 1950 г. и М.Н. Тихомиров).

Сведений о численности сил обеих сторон в источниках нет.

В ходе сражения силы Ливонского ордена (находившиеся, видимо, в центре боевого порядка немецко-датского войска), действуя в строю «клин» («свинья»), прорвали строй русских лучников (отразивших первую атаку) и разрезали надвое полк, стоявший за лучниками – центр боевого порядка русских. Однако на флангах верх одержали русские – обратив, в частности, в бегство часть войск дерптского епископа (по-видимому, эстов). В итоге русские фланги сомкнулись, окружили и уничтожили орденский полк и немецкую часть войск дерптского епископа. Эстов преследовали на протяжении 7 верст – до западного берега Теплого озера.

Согласно Новгородской I летописи, в сражении погибло 400 немцев и «без числа» эстов, а 50 немцев попали в плен. «Старшая Ливонская рифмованная хроника» уточняет, что 20 из числа погибших и 6 из числа плененных немцев были орденскими братьями.

Поражение в Ледовом побоище вынудило Ливонский орден и Дерптское епископство заключить в 1242 г. мир с Новгородской республикой на условиях отказа от захваченных на Руси земель.

w.histrf.ru

Конспект по истории России на тему «Ледовое побоище»

Ледовое побоище кратко

Ледовое побоище – это одна из самых известных битв в истории России. Сражение состоялось в начале апреля 1242 года на Чудском озере, с одной стороны в нем принимали участие войска Новгородской Республики, которые возглавлял Александр Невский, с другой стороны ему противостояли войска германцев-крестоносцев, в основном представители Ливонского Ордена. Если бы Невский проиграл эту битву, история России могла пойти совсем другим путем, но князь Новгорода смог одержать победу. Теперь давайте рассмотрим эту страницу истории России более детально.

Подготовка к битве

Чтобы понять суть Ледового побоища необходимо понять, что ей предшествовало, и как противники шли к битве. Итак… После того, как шведы проиграли Невскую битву, германцы-крестоносцы решили более тщательно подготовиться к новому походу. Тевтонский орден также выделил часть своей армии для помощи. Еще в 1238 году магистром Ливонского ордена стал Дитрих фон Грюнинген, многие историки приписывают именно ему решающую роль в формировании идеи похода на Русь. Дополнительно мотивировал крестоносцев Папа Римский Григорий IX, который в 1237 объявил крестовый поход на Финляндию, а в 1239 призвал князей Руси уважать пограничные ордена.

hello_html_m2b67b5b2.jpg

Новгородцы на этот момент уже имели удачный опыт войны с германцами. В 1234 году отец Александра Ярослав разбил их в битве на реке Омовжа. Александр Невский, зная планы крестоносцев, с 1239 года начал возводить линию укреплений вдоль юго-западной границы, однако шведы внесли небольшие коррективы в его планы, напав с северо-запада. После их разгрома Невский продолжил укреплять границы, а также заключил брак с дочкой Полоцкого князя, тем самым заручился его поддержкой на случай будущей войны.

В конце 1240 года немцы начали поход на земли Руси. В этом же году они взяли Изборск, а в 1241 году взяли в осаду Псков. В начале марта 1242 года Александр помог жителям Пскова освободить свое княжество и вытеснил германцев на северо-запад от города, в район Чудского озера. Именно там состоялось решающее сражение, которое вошло в историю под название Ледовое побоище.

Ход сражения кратко

Карта Ледового побоища

Первые столкновения ледового побоища начались в начале апреля 1242 года на северном берегу Чудского озера. Крестоносцами руководил известный полководец Андреас фон Фельфен, который был в два раза старше новгородского князя. Армия Невского насчитывала 15-17 тысяч воинов, в то время как у германцев их было около 10 тысяч. Однако, по свидетельству летописцев, как Руси, так и заграничных, немецкие войска были намного лучше вооружены. Но как показало дальнейшее развитие событий, это сыграло с крестоносцами злую шутку.

Ледовое побоище состоялось 5 апреля 1242 года. Немецкие войска, владеющие методикой нападения «свиней», то есть строгим и дисциплинированным строем, главный удар направили в центр врага. Однако Александр сначала атаковал армию врага с помощью лучников, а затем приказал нанести удар по флангам крестоносцев. В результате немцы были вытеснены вперед, на лед Чудского озера. Зима в это время была долгая и холодная, поэтому на момент апреля лед (весьма хрубкий) на водоеме сохранялся. После того, как немцы поняли, что отступают на лед, было уже поздно: лед начал трескаться под давлением тяжелых немецких доспехов. Именно поэтому историки назвали сражение «ледовым побоищем». В результате часть воинов утонула, другая часть была убита в бою, но большей части все же удалось спастись бегством.  После этого, войска Александра окончательно выгнали крестоносцев с территории Псковского княжества.

Точное место битвы до сих пор не установлено, это связано с тем, что Чудское озеро имеет очень изменчивую гидрографию. В 1958-1959 годах была организована первая археологическая экспедиция, однако следов битвы не было обнаружено.

Историческая справка

Результат и историческое значение битвы

Первым результатом битвы стало то, что Ливонский и Тевтонский ордена подписали с Александром перемирие и отказывали от своих претензий на Русь. Сам же Александр стал фактическим правителем Северной Руси. Уже после его смерти, в 1268 году, Ливонский орден нарушил перемирие: состоялась Раковская битва. Но и в этот раз победу добыли войска Руси.

После победы в «ледовом побоище» Новгородская Республика во главе с Невским смогла перейти от оборонительных задач к завоеванию новых территорий. Александр предпринял несколько удачных походов против литовцев.

Что касается исторического значения битвы на Чудском озере, то главная роль Александра в том, что он сумел остановить наступление мощной армии крестоносцев на русские земли. Известный историк Л.Гумелев утверждает, что факт завоевания крестоносцами означал бы конец для самого существования Руси, а значит и конец будущей России.

Некоторые историки критикуют Невского за его перемирие с монголами, что он не помог защищать Русь от них. В этой дискуссии большинство историков стоят все же на стороне Невского, ведь в той ситуации, в которой он оказался, нужно было либо договариваться с ханом, либо воевать сразу с двумя мощными врагами. И как грамотный политик и полководец Невский принял мудрое решение.

Точная дата Ледового побоища

Битва состоялась 5 апреля по старому стилю. В XX веке разница между стилями состояла 13 дней, именно поэтому за праздником закрепили 18 апреля. Однако с точки зрения исторической справедливости стоит признать, что в 13 веке (когда была битва) разница составляла 7 дней. Исходя из этой логики, Ледовое побоище состоялось 12 апреля по новому стилю. Тем не менее сегодня именно 18 апреля – это государственный праздник в Российской Федерации, День воинской славы. Именно в этот день вспоминается Ледовое побоище и его значимость в истории России.

Участники сражения после

Достигнув победы, Новгородская Республика начинает свое стремительное развитие. Однако в XVI произошел упадок и Ливонского ордена, и Новгорода. Оба эти события связаны с правителем Москвы Иваном Грозным. Новгород он лишил привеллегии Республики, подчинив эти земли единому госдуарству. После того же как Ливонский Орден утратил свою силу и влияние в Восточной Европе, Грозный объявил войну Литве для укрепления собственного влияния и расширения территорий своего государства.

Альтернативный взгляд на битву на Чудском озере

В связи с тем, что во время археологической экспедиции 1958-1959 не был найдены следы и точное место битвы, а также учитывая тот факт, что летописи 13 столетия содержат очень мало сведений о битве, сформировалось два альтернативных взгляда на Ледовое побоище 1242 года, которые кратко рассмотрены ниже:

  1. Согласно первому взгляду битвы вообще не было. Это выдумка историков конца XVIII-начала XIX века, в частности Соловьева, Карамзина и Костомарова. По мнению историков, которые разделяют эту точку зрения, необходимость создать эту битву была вызвана тем, что нужно было оправдать сотрудничество Невского с монголами, а также показать силу Руси по отношению с католической Европой. В основном, этой теории придерживается малое количество историков, так как отрицать сам факт существования битвы очень сложно, ведь сражение на Чудском озере описываются в некоторых летописях конца 13, а также в хрониках германцев.

  2. Вторая альтернативная теория: Ледовое побоище кратко описано в летописях, а значит – сильно преувеличенное событие. Историки, которые придерживаются этой точки зрения, говорят о том, что в побоище было намного меньше участников, а также последствия для немцев были менее драматичны.

Если первую теорию профессиональные российские историки отрицают, как исторический факт, то что касается второй версии, у них есть один весомый аргумент: даже если масштабы сражения преувеличены, то это не должно уменьшать роли победы над германцами в истории России. Кстати, в 2012-2013 году были проведены археологические экспедиции, а также исследования дна Чудского озера. Археологи нашли несколько новых вероятных мест Ледового побоища, кроме того исследование дна показало наличие резкого уменьшения глубины возле Вороньего острова, что позволяет предположить существование легендарного «Вороньего камня», то есть приблизительного места сражения, названого в летописи 1463 года.

Ледовое побоище в культуре страны

1938 год имеет большое значение в истории освещения исторических событий в современной культуре. В этом году известный российский писатель Константин Симонов написал поэму «Ледовое побоище», а режиссер Сергей Эйзенштейн снял фильм «Александр Невский», в котором выделил две главные битвы новгородского правителя: на реке Нева и Чудском озере. Особое значение имел образ Невского в годы Великой Отечественной войны. К нему обращались поэты, художники, режиссеры, чтобы показать гражданам Советского Союза пример успешной войны с немцами и тем самым поднять боевой дух армии.

В 1993 году был сооружен памятник на горе Соколиха возле Пскова. Годом ранее в селе Кобылье городище (максимально приближенный к месту битвы населенный пункт) поставили памятник Невскому.  В 2012 году в деревне Самолва Псковской области был открыт музей Ледового побоища 1242 года.

Как видим, даже краткая история ледового побоища — это не только битва 5 апреля 1242 года между новгородцами и германцами. Это очень важное событие в истории России, поскольку благодаря таланту Александра Невского удалось спасти Русь от завоевания крестоносцами.

Русь в XIII столетии и приход немцев

В 1240 году на Новгород напали шведы, кстати, союзники ливонцев, будущих участников Ледового побоища. Князь Александр Ярославович, которому на тот момент было всего 20 лет, разбивает шведов на озере Нева, за что и получает прозвище «Невский». В этот же году монголы сожгли Киев, то есть большая часть Руси была занята войной с монголами, Невский и его Новгородская Республика остались наедине с сильными врагами. Шведы были разбиты, однако впереди Александра ждал более сильный и могущественный соперник: германские крестоносцы.  В XII столетии Папа Римский создал Орден Меченосцев и отправил на побережье Балтийского моря, где они получали от него право владеть всеми завоеванными землями. Эти события вошли в историю как Северные Крестовые походу. Поскольку большинство участников Ордена Меченосцев – это были выходцы из Германии, поэтому этот орден называли германским. В начале XIII столетия орден распадается на несколько военных организаций, главными из которых стали Тевтонский и Ливонский ордены. В 1237 году ливонцы признали свою зависимость от Тевтонского ордена, но имели право выбирать своего магистра. Именно Ливонского ордена были ближайшими соседями Новгородской Республики.

infourok.ru

Классный час по теме «Ледовое побоище-день воинской славы России».

Технологическая карта классного часа.

Формирование у нахимовцев знаний о героических страницах истории России, связанных полководческой деятельностью русского князя Александра Ярославовича, битвой на Чудском озере.

Задачи

1. Раскрыть сущность полководческого таланта Александра Невского. 2.Развивать межличностные отношения, коммуникативные навыки в ходе работы в парах. 3.Создать условия для развития самостоятельности, познавательной активности. 4.Воспитывать у нахимовцев чувство патриотизма, гражданственности, бережного отношения к историческому наследию России.

Методическая тема

Использование элементов технологии парного обучения.

Форма проведения

Парная, коллективная

Применяемые технологии

Достигаемые результаты

Элементы технологии ТРИЗ (теории решения изобретательных задач)

Технология парного обучения.

Элементы ИКТ

Элемент ТРКМ (технологии развития критического мышления)

Здоровьесберегающая технология

Элементы игровой технологии

Создание условий, способствующих мотивации к деятельности (занятию).

Формирование умений совместной работы, самостоятельности, коммуникативной компетентности

Развитие способности работы с информацией на различных носителях, создание условий для более успешного восприятия материала.

Выделение смысловых единиц, представление обобщенной информации в различных видах

Рациональное использование времени, чередование различных видов деятельности, режимов труда и отдыха.

Введение элемента игры, перевод дидактической задачи в игровую.

Ход занятия.

Организационный момент, актуализация знаний.

Цель: создание положительного настроя на работу; формирование оптимального микроклимата;

Цель: мотивация к дальнейшей деятельности; актуализация знаний, определение темы урока.

Здровьесберегающая технология (элемент)

Технология парного обучения (элемент)

ТРИЗ (элемент).

Прием «Выскажи предположение».

ТРКМ (элемент).

Прием «Бортовой журнал»

ИКТ – технология (элемент)

При помощи приемов психологического настроя создает положительный микроклимат, настрой на работу.

Создает условия для работы в парах. Знакомит с правилами парной работы.

Мотивирует на дальнейшую деятельность с помощью целевых вопросов. («Прослушайте отрывок, выскажите предположение»).

Предлагает заполнить первую колонку журнала («что мне известно по теме»)

Создает условия для перевода в состояние активизации информации, усвоенной ранее и необходимой для осуществления преемственности с новым материалом на основе самостоятельно подготовленных нахимовцами сообщений.

Участвуют в реализации (выполнении) приемов (улыбаются друг другу, жмут руки).

Знакомятся с правилами работы в парах, объясняют их значение.

Слушают отрывок из поэмы К.Симонова, высказывают предположения о причине несоответствия летоисчисления современному, определяют тему занятия.

Заполняют первую часть таблицы исходя из накопленных ранее знаний.

Воспринимают информацию (сообщения нахимовцев), по необходимости фиксируют ее ключевые моменты, отвечают на вопросы выступающих

Коммуникативные (умение работать совместно, учитывать позицию партнера)

Познавательные (умение объяснять и воспроизводить смысл изученных ранее понятий и терминов)

Регулятивные (умение анализировать, выделять главное)

13.25-13.28

(3 мин.)

13.28-13.32 (4 мин.)

13.32-13.35 (3 мин.)

13.35-13.40 (5 мин.)

Формирование новых знаний:

а) определение даты изучаемого события.

Цель: 1.Определение даты исторического события через использование межпредметных связей (решение математической цепочки)

2. Развитие межличностные отношений, коммуникативных навыков в ходе работы в парах.

б) снаряжение участников битвы

Цель:

1. Знакомство с

доспехами и оружием; определение их достоинств и недостатков.

2.Формирование умения отделять фактические признаки от ошибочных на основе полученной информации.

в) ход битвы

Цель: формирование знаний о расположении сил, ходе сражения через использование анимации.

Физминутка.

г) итоги битвы

Цель: формирование знаний об итогах и значении события на основе работы с текстом (анализа)

ТРИЗ (элемент).

Технология парного обучения (элемент)

ИКТ-технология

ТРКМ (элемент).

Прием «Исключи лишнее».

Технология парного обучения (элемент)

ИКТ – технология.

Здровьесберегающая технология (элемент).

Игровая технология (элемент).

ТРКМ (элемент).

Технология парного обучения (элемент)

Создает условия для активизации познавательной деятельности через использование ребуса (математической цепочки)

Создает условия для самостоятельной деятельности, работы в парах.

Формирует знания на

основе работы с наглядным образом (презентацией)

Создает условия для закрепления знаний о снаряжении участников битвы.

Создает условия для самостоятельной деятельности, работы в парах.

Создает условия для формирования знаний на основе работы с анимацией.

Создает условия для снятия мышечного напряжения.

Реализует прием «Найди пару».

Выполняет поддерживающую функцию, опосредованно поддерживает ход работы.

Создает условия для самостоятельной деятельности, работы в парах.

Выполняют вычисления, определяют дату события.

Самостоятельно выполняют вычисления, затем меняются карточками для взаимопроверки, формируют единый ответ, сигнализируют о готовности, отвечают.

Работают с наглядным

образом (сравнивают, делают выводы).

Из предложенного ряда исключают слова, не определяющие снаряжение того или иного участника битвы.

Самостоятельно выполняют задание, затем меняются карточками для взаимопроверки. Проверяют правильность по образцу.

Работают с наглядным образом (воспринимают, анализируют, делают выводы)

Встают со своих мест, выходят к доске, выполняют движения в процессе игры.

Выходят в центр класса, выбирают полоску бумаги с записанной на них частью пословицы. Находят среди

остальных участников коллектива «свою пару» — вторую часть пословицы.

Работают над текстом «Итоги битвы», выделяют итоги (тезисы).

В паре выполняют задание, представляют результат работы.

Познавательные (умение извлекать информацию)

Коммуникативные (умение работать совместно, учитывать позицию партнера)

Познавательные

(осознание общих, различных свойств, закономерностей).

Регулятивные (умение самостоятельно организовать собственную деятельность; оценивать качество выполненной работы).

Познавательные (умение обобщать, сравнивать и воспроизводить смысл изученного материала)

Коммуникативные (умение работать в парах, группах, выражать свою мысль, умение слушать других, вступать в диалог)

Познавательные (умение выделять главное, делать выводы).

Коммуникативные (умение работать в парах, группах, слушать других, вступать в диалог)

13.40-13.43 (3мин.)

13.43-

13.48 (5 мин.)

13.48-13.53 (5 мин)

13.53-13.56

(3 мин.)

13.56-14.01 (5 мин.)

Закрепление.

Цель: закрепление полученных знаний на основе применения дидактической игры с использованием сигнальных карт.

Игровая технология.

Создает условия для проверки приобретенных знаний через, использование сигнальных карт.

Читают вопрос, выбирают правильный ответ, поднимают соответствующую сигнальную карту.

Познавательные (умение извлекать информацию, давать ей оценку)

14.01- 14.04 (3 мин.)

Рефлексия. Подведение итогов.

ТРКМ (элемент).

Прием «Бортовой журнал»

Предлагает заполнить втор

infourok.ru