/Легенды про беларусь – Легенды о Беларуси

Легенды про беларусь – Легенды о Беларуси

Содержание

Белорусские короткие легенды. Легенды о беларуси. Подготовила Анастасия Данилович

Легенда о белорусах.

Бог делил между народами земли. Одним — то, другим — то. Пришли белорусы… Очень Богу понравились. Он и начал нас наделять: «Реки вам даю полные, пущи — немереные, озера — несчитанные. Жары у вас никогда не будет, но и сильных морозов — тоже. Голодать вы никогда не будете. Не уродит картошка, так уродит рожь или еще что-нибудь. А еще звери и птицы в пущах стаями, рыба в реках — косяками, пчелы в ульях — миллионами. А травы ароматные — как чай. Не будет голода. Женщины у вас будут красивые, дети — сильные, сады — богатые, грибов и ягод — завались. Люди вы будете талантливые, на музыку, песни, стихи — способные и будете жить да жить.»

Белая панна:

По преданию, одна из стен францискансого монастыря в Гольшанах при возведении постоянно рушилась. Между тем Сапега — владелец Гольшан- пригрозил строителям жестокой карой, если те не успеют к сроку. По совету колдуньи каменщики решили принести человеческую жертву — жену, которая раньше других придет с обедом. Самый молодой строитель страстно молился, чтобы это была не его горячо любимая супруга. Но именно она самой первой и пришла к молодому супругу. Женщину замуровали в стену заживо. Дела тут же пошли на лад, и 6 августа 1618 года были построены два больших объекта: костел, который освятили во имя Иоанна Крестителя, и монастырь францисканцев. С тех пор здание обители ни разу не разрушалось, не перестраивалось. Спустя века история получила продолжение. В 1997 году во время чистки подвалов под стеной монастыря двое рабочих нашли женский скелет. Строители собрали останки в коробку и намеревались их позже похоронить, но потеряли. С тех пор в монастыре стали происходить странные вещи. Рабочие умерли при странных обстоятельствах, а стена дала внушительную трещину. Скрипы, громыхание решеток, стоны не раз слышали работники музея и путешественники, рискнувшие остановиться в монастыре на ночь. Некоторые даже видели призрак — во всех описаниях фигурирует белое истлевшее платье, изящная шея, большие и очень печальные глаза.

Заручальный дуб:

У слияния Свислочи и Лошы на крутом склоне растет могучий многовековой дуб. Согласно легенде, примерно в 1580 г. в честь обручения своей дочери князь Друцкий посадил в своем имении три дуба. Один — для того, чтобы молодые всю жизнь любили друг друга, второй — чтобы они были здоровыми и у них было здоровое потомство, третий — чтобы во всех делах им сопутствовал успех. Из трех дубов сохранился один, который, как утверждают, обладает магической силой: если подойти к дубу босиком и поклонится ему до земли, то он дает людям любовь, здоровье и вдохновляет на творчество.

Заславль:

В 980 году киевский князь Владимир посватался к дочери полоцкого князя Рогволода. Но княжна, отвергла его предложения, предпочтя его брата новгородского князя Ярополка: «Не хачу разуць рабыніча, а Яраполка хачу». Оскорбленный Владимир пошел войной на Полоцк, захватил город, надругался над Рогнедой в присутствии ее родителей и братьев, а потом у нее на глазах убил их. Княжну Владимир увез с собой, дав ей имя Горислава, а Полоцкое княжество присоединил к своим землям. Но гордая Рогнеда не простила супругу убийство отца и братьев, разорение родного города. Однажды, когда князь навестил ее, она попыталась заколоть спящего мужа кинжалом. Но Владимир проснулся и схватил жену. Он реш

optistore.ru

Топ-3 легенды о происхождении белорусов | Новый Портал

Существует несколько легенд о происхождении наших предков. Мы собрали для вас три самые популярные, причём первая – авторская, принадлежащая перу одного из самых известных белорусских авторов, Владимиру Короткевичу. Две оставшиеся авторство за давностью лет утратили, и теперь считаются народными.

Как Бог землю делил…

Некогда создал Бог землю, и начал делить её между народами. И приходили к нему, и Бог определял, кому что подходит лучше всего. Тем, кто просил сладкой жизни – получил тропические джунгли, где спеет множество сладких плодов, но ползают ядовитые змеи и ночами выходят на охоту хищники. Тем, кто любил коней и просторы – солончаки, где кони находят для себя пропитание, и бескрайние степи.

И пришли белорусы – трудолюбивые, хозяйственные. И Господу так понравились, что он выбрал для них землю, богатую на животных в лесах и на рыб в реках. Да и сама земля, если потрудиться на ней, никогда не оставит голодной. А если вдруг недостаточно уродит, так грибы-ягоды прокормят.

Но тут один из ангелов, стоявших у плеча Бога, не выдержал, воскликнул: «Как же так, Ты же им рай отдаёшь!».

И тогда Господь задумался, и решил, что для равновесия (и чтобы жизнь раем не казалась) даст белорусам самое плохое начальство. Так и пошло, что земля урожайная, и живность всякая в лесах водится, и рыбы в реках много. А вот со всем прочим до сих пор сложности.

Перуново творчество

В языческих представлениях белорусов главным божеством был Перун. И именно его почитали как творца мира. Согласно этой легенде, в начале времени была только чёрная, мёртвая вода, а посреди неё торчал то ли камень, то ли что иное. И Перун ударил молнией в этот камень, и от него отскочили три искры – белая, красная и жёлтая. Одна полетела вверх, и появилось небо, а на нём – солнце и луна. Вторая попала на камень, и из воды появилась земля, а на ней – разные деревья, кусты и прочая зелень. Из этой же искры и животные начали нарождаться, а потом и люди. Третья искра также попала в воду, и стала вода живой, завелись в ней рыбы и раки. А на месте, где то ли камень, то ли что другое было, вырос дуб. Высокий, до самого неба – и небо на своих ветвях держал.

И люди размножились на земле, и чем больше их становилось, тем шире становилась земля. А там, где земля только появлялась, были болота.

И вот, умирал один из первых людей, и делил между детьми своими имущество своё. Поделил имущество, а землю – повелел, чтобы сами поделили. И дети пустили своих любимых животных. Кто собаку гончую за зайцем пустил, чтобы побольше надел получить. Кто сокола охотничьего за утиной стаей направил, чтобы обозначить свои делянки.

А младший брат пустил выдру. И где пробежала выдра, там пролегли русла рек – Днепра и Двины. Там и стали селиться дети и внуки младшего брата. Белорусами себя называть стали.

Знать своё имя

А говорят, когда мир только начинался, всего у белорусов было вдоволь. И земли было достаточно для каждого, кто руки имел, готовые к работе. И земля эта была плодородная, хорошо родила, даже в самые неблагоприятные годы. А если уж урожай был не слишком хорош, или хозяин ленив, то всегда можно было в пущу уйти, и там прокормиться, дарами леса да охотой.

Но вот нашлись люди жадные, которые хотели много иметь, да не трудиться в поле. И возвысились, стали забирать добро, что раньше общим было, себе. Так, пока посевная, то да сё, — а пуща уже вроде как и не общая, а принадлежит богатею. И сеножати, что в пуще. Пока жниво, а тут уже и рыбу в реке ловить запрещено, а если ловишь, то непременно часть надо хозяину отдавать.

Но всё равно хорошо ещё жили, скот держали да землю обрабатывали без устали. И непременно стариков уважали, а старики сохраняли самое главное, что знали, всю мудрость. Но главное – имя народа именно они сохраняли. А потому, даже когда приходили из чужих земель жадные до чужого добра люди, старики всегда знали, как обойти неприятеля в ратном деле – хитростью да умелостью.

А однажды пришли к белорусам чужеземцы. И вроде бы не со злой волей, но пришла с ними болезнь, и первыми старики стали умирать. А среди молодых мало оказалось тех, кто имя своё помнил. И чужеземцы, что имя своё помнили и чтили, завоевали всю власть.

Один же из последних мудрецов, умирая, сказал, что белорусы снова смогут вернуть себе то время, когда всего было вдоволь, если имя своё вспомнят.

np.by

три замка и шесть привидений

Что может сильней будоражить кровь любителей мистики и тайн, чем средневековые замки? Конечно, замки с призраками! Вы считаете себя скептиком и не верите в легенды о привидениях? Возможно, этот рассказ о самых загадочных и мистических местах Беларуси заставит вас пересмотреть свои взгляды.

Монастырь около гольшанского замка.

foto-planeta.com (автор снимка Alexander Naumov)

Покоящийся в руинах замок, расположенный в Ошмянском районе РБ, по праву считается одним из самых мистических и загадочных мест нашей страны. В легендах Беларуси есть многочисленные упоминания о Черном монахе, Белой даме и о прочих привидениях, регулярно появляющихся у живописных развалин. Впрочем, наиболее загадочной и пьянящей представляется история, связанная не с самим замком, а с небольшим монастырем, расположенным с ним по соседству.

Как гласит легенда, подканцлер ВКЛ Павел Стефан Сапега повелел своим мастерам построить монастырь в самые сжатые сроки. За выполнение задачи строителям было обещано серьезное вознаграждение, и те взялись за дело с удвоенным усердием. Строители спешили, но в тот момент, когда работы уже близились к завершению, одна из стен неожиданно обвалилась. Недолго думая, каменщики отстроили стену вновь, но не прошло и пары дней, как та снова обвалилась. Так происходило снова и снова. И никакие строительные ухищрения не позволяли придать стене необходимую прочность.

В итоге, каменщики были доведены до отчаяния. Однако в одну осеннюю ночь «на помощь» строителям пришел неизвестный старик, сказавший мастерам, что для устойчивости стен храму нужна человеческая жертва. Совет казался ужасающим, но, обещанное вознаграждение настолько вскружило головы непутевым каменщикам, что те решили последовать совету старика. Выбор жертвы был оставлен на откуп случаю. Как гласят легенды Беларуси, по замыслу каменщиков смерть должна была постигнуть ту из жен строителей, которая первой явится к мужу и принесет ему обед.

В итоге, первой к недостроенному монастырю явилась молодая супруга самого молодого каменщика. Именно ее непутевые строители и замуровали в монастырской стене. После этого храм был успешно достроен и благополучно простоял вплоть до наших дней.

Музей «Брестская крепость»: фото, видео и много личных впечатлений.

Наверное, история о несчастной девушке и алчных строителях монастыря так бы и осталась просто одной из легенд Беларуси, если бы в 1995-м году в здании не начались реставрационные работы. Разобрав одну из монастырских стен, ученые обнаружили под ней скелет молодой женщины, погибшей в результате насильственной смерти.

Куратор работ попросила, двух местных строителей похоронить кости на кладбище, а над могилой установить христианский крест. Однако до конца благое дело доведено так и не было. По странному стечению обстоятельств, строители, разобравшие стену стали умирать при загадочных обстоятельствах. Место захоронения древних костей и остатки умершей женщины отыскать больше также не удалось. Так родилась одна из самых мистических легенд Беларуси.

Что посмотреть в Гродно: королевский город в советских тонах.

Гольшанский замок.

фото atua.livejournal.com

Немало таинственных преданий связано и с самим замком. Как пример – история сельского парня Гремислава Валюжинича без памяти влюбившегося в знатную дворянку Ганну-Гордиславу Гольшанскую. Любовь была взаимной, однако происхождение парня, а также тот факт, что Ганна уже была замужем, не давали влюбленным быть вместе. В итоге, молодые люди решили встречаться тайно.

фото surfingbird.ru

Облачаясь в темные одеяния монаха Гремислав каждую ночь пробирался в опочивальню княжны, однако такие встречи продолжались недолго. Об изменах жены прознал муж, и вскоре оба любовника были казнены по приказу хозяина замка. С тех пор, если верить мифам и легендам Беларуси, призраки влюблённых часто появляются у полуразрушенных стен дворца.

Как бесплатно снять жилье за границей: 7 проверенных способов.

Мирский замок.

фото www.openbelarus.ru

Немало холодящих кровь легенд связано с замком в Мире. Впрочем, как и в случае с Гольшанами, наиболее интересная из них связана не с сами замком, а с роскошным озером, расположенным у самых крепостных стен.

Все дело в том, что на протяжении всей своей многовековой истории, Мирский замок неоднократно менял владельцев. Еще во времена его первого хозяина – князя Илинича – возле замка был разбит красивый яблоневый сад. Впоследствии этот сад вместе с землей, прилегающей к замку, перешел во владение князьям Радзивиллам, и в их времена стал необычайно красив и роскошен. Как гласят легенды Беларуси, семья Радзивиллов очень любила этот сад. Однако после вхождения белорусских земель в состав Российской Империи состояние и положение в обществе некогда великого княжеского рода стало стремительно ухудшаться. Замок пришлось продать, а вместе с ним оставить и любимый яблоневый сад.

Как это часто бывает, новый хозяин дворца – российский полководец Николай Святополк-Мирский — сразу же после оформления сделки решил переиначить имение на свой лад. Не пощадил новый хозяин и роскошный яблоневый сад, на месте которого было приказано вырыть искусственное озеро. Вот с этого момента и начались все беды. Во время вырубки сада по трагической случайности погибло несколько лесорубов. А некоторое время спустя мать одного из погибших прокляла дворянина, сказав, что с этого момента каждый год в пруду будут тонуть люди, и продолжаться это будет до тех пор, пока количество мертвецов не сравняется с количеством вырубленных деревьев.

Мифы и легенды Беларуси, гласят, что с тех пор пророчество быстро начало сбываться. Всего несколько месяцев спустя после того как пруд был залит водой, в нем утонула 12-летняя княгиня Сонечка. Некоторое время спустя у берега пруда был мертвым найден и сам Николай.

Впрочем, на этом история не закончилась. Достоверно известно, что даже в наши дни в пруду около Мирского замка часто тонут местные жители – в основном мужчины. В то же время родовая усыпальница Святополк-Мирских, расположенная рядом с замком, регулярно страдает от паводков. Словно мертвым князьям, похороненным в этом месте, суждено тонуть вновь и вновь…

Несвижский замок.

фото www.liveinternet.ru

Самая лиричная и в то же время одна из самых таинственных легенд Беларуси связана с Несвижским замком и его прежними владельцами – Барбарой Радзивилл и ее возлюбленным — наследным принцем Сигизмундом Августом. Роман двух людей начался еще до того, как Сигизмунд взошел на престол Речи Посполитой. Однако именно коронация принца стала отправной точкой в череде трагических событий, связанных с жизнью влюбленной пары.

фото www.alfa.lt

Все дело в том, что еще до коронации Барбара и Сигизмунд обвенчались тайно. Об их отношениях знали многие, однако сам факт брачного союза открылся лишь тогда, когда королева-мать влиятельная Бона Сфорца решила выдать своего сына за одну из заморских принцесс. Именно в этот момент молодая Барбара Радзивилл и стала мешать планам надменной и властной свекрови. В итоге совсем скоро юную королевну нашли отравленной в ее собственной опочивальне. Убийцу белорусской красавицы так и не нашли. Впрочем, для истории это не так важно.

Убитый горем король так и не смирился с потерей возлюбленной. Отринув все устои католической церкви, Сигизмунд пригласил к себе во дворец могущественного колдуна пана Твардовского, решив с его помощью вызвать призрак мертвой жены. Сеанс спиритизма прошел удачно. Однако в тот самый момент, когда в комнате замка появился призрак Барбары Радзивилл, король, пренебрег заветами колдуна, бросившись к возлюбленной в попытке ее обнять. В результате этого цепь спиритических операций была нарушена,  а дух Барбары Радзивилл навсегда остался в стенах Несвижского замка.

Wojciech Gerson — Zjawa Barbary Radziwill

Город Несвиж и самый красивый замок Беларуси. Наша майская поездка.

Как утверждают легенды и мифы Беларуси, если бы Сигизмунд умер в замке, его душа смогла бы воссоединиться с душой почившей возлюбленной. Однако по трагическому стечению обстоятельств, польский король скончался внезапно за много километров от собственного дома. С тех пор два призрака – Сигизмунда и Барбары – блуждают по темным коридорам двух разных замков: Краковского и Несвижского, словно навеки потерявшись вдали друг от друга.

Также советуем почитать:

Места, от которых стынет кровь. Самые страшные мистические истории из мира путешествий.

my-travel-diary.by

Легенды о беларуси. Легенды беларуси Белорусские легенды для детей на русском

Вода в представлениях далёких предков белорусов была средой таинственной, если не сказать – враждебной человеку. Поэтому ничего удивительного, что существование в самом центре водной глади земли, «выстоявшей» в сражении двух стихий, обрастало легендами и мифологическими представлениями.

  • В пятёрку самых таинственных, безусловно, входит Освейское озеро. Когда-то здесь жили фино-угорские племена, которые рассматривали это озеро как самостоятельный, или, как мы бы сегодня назвали, параллельный мир. По легендам, сохранившимся с тех времён, в озере жили обитатели, очень похожие на людей, однако куда более могущественные. Они могли порадовать «землян» сокровищами, но тем, кто, ведомый алчностью, отправлялся в дорогу на поиски золота, назад путь был заказан. Даже рыбаки, которые и сегодня ловят в этом озере рыбу и раков, строго соблюдают многочисленные ритуалы подготовки к каждому выходу. А те, кто упустил что-то из ритуалов, не ловят дважды на одном месте. Так сказать, во избежание эксцессов.

  • Недалеко от Браслава (а этот край богат на озёра, недаром же и этнографы называют его Поозерье) есть озеро Струста. С ним у местных жителей связано немало легенд, наиболее яркая из которых гласит, что когда-то уровень воды здесь понизится настолько, что станет виден валун, который сейчас якобы находится на самом дне. И как только он поднимется над поверхностью озера, начнутся мощные грозы, и молнии будут бить именно в него, и вода закипит, а потом и вовсе исчезнет. И превратится весь край в безжизненную пустыню.

    Предсказания апокалипсиса достаточно характерны для всех культур мира, и белорусы – не исключение. Отчасти именно поэтому осушению болотистых участков в окрестностях Браслава местные жители отнюдь не способствовали. Ещё бы, когда такие перспективы!

    Сегодня на озере имеются семь островов различного размера, многие из которых совсем «молодые».

  • 3. Снуды

    Это озеро также находится в непосредственной близости от Браслава. Местные жители здесь издревле занимались главным образом ремёслами, связанными с добычей рыбы и раков. Свежайшую, только что выловленную, рыбу отправляли как на ближайшие базары, так и вполне себе достойным заказчикам, в том числе, в аристократические имения. Легенды гласят, что местную рыбу отправляли «даже Радзивиллам», некоронованным королям Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой.

    А о происхождении озера говорят так. Жила в пуще семья охотника. И в один из годов весна удалась очень голодной. Добычи не было, и люди голодали. Особенно страдали дети. В один из дней отец-охотник отправился в лес, и пропал. Тогда старший сын обратился за помощью к высшим силам, и неподалёку от сторожки земля провалилась, и провал наполнился водой, а вода даже забурлила от множества рыбы. Семья сумела выжить, только пропитание уже стал

www.banyaplus.ru

Мифология о Беларуси

Наследники Перуна
Древние легенды основаны на языческом пантеоне. У белорусов особо почитался бог Перун — громовержец и суровый воитель. И, конечно, народ хотел верить, что предки были созданы именно стараниями этого божества.
По легенде, не было в мире раньше ничего, кроме черной и мертвой воды. И торчал посреди того водного простора крупный валун. И как-то раз стало скучно богу Перуну и стал он стрелять в тот камень молниями, проверять свою меткость. И вот во время одного из таких попаданий из камня вылетело три искры — белая, красная и желтая.
Первая поднялась высоко вверх, и родилось из нее небо, а на нем — солнце, звезды и луна. Вторая упала в мертвую воду, и стала подниматься оттуда суша, а на ней рождаться цветы, растения, деревья и разные животные, а потом и люди. Ну а третья искра сожгла гнилое начало в воде и стала та живой, кормилицей для всех существ.
Люди быстро стали плодиться, расселились по всей земле. А правил ими прародитель, мудрый старец Бай. Но вот почувствовал Бай приближение смерти, собрал всех сыновей и поделил между теми земли. А про одного из сыновей, Белаполя, что был на охоте, старик и позабыл.
Вернулся Белаполь с охоты, а братья ему и рассказывают, что отец уже всю землю и всё имущество им отдал. И выдали они младшему брату двух собак и сказали, сколько земли те за день оббегут, всё будет принадлежать Белаполю. Юноша пошел на озеро, поймал двух птиц, собаки как тех увидели, так в погоню и бросились. За день оббежали огромную территорию. Там и поселился Белаполь со своей семьей. А потомки его стали зваться белорусами. А по тем дорогам, где бежали собаки, теперь протекают реки Двина и Днепр.

Знающие свое имя
В языческих традициях имя было священно. Считалось, что с его помощью духи могли проклясть человека или, напротив, одарить огромной милостью. Настоящее имя называлось только в кругу семьи и близких друзей. Часто в средневековых селах соседи могли не знать имени друг друга и пользовались «мянушками» (кличками). Одна из легенд о происхождении белорусов основана именно на вере в священную силу имени.
Когда мир только начинал свое существование белорусы были довольным народом — всего у них было достаточно. Земля была плодородная, каждый год давала хороший урожай, и скотина быстро вес набирала. В семьях царил мир, дети рождались здоровыми.
Но появились среди белорусов жадные люди. Хотели они все блага иметь, но при этом не трудиться. И стали они отбирать добро, объявили ранее общие луга, поля и леса своей собственностью.
Но белорусы все равно неплохо жили, жадных этих людей прогоняли, а особенно стариков чтили. Старые мудрые люди всегда советовали, как неприятеля прогнать, как лучше себя с чужаками вести. Да и жадных людей мигом замечали, а община их прогоняла. Хранили те старики и главную ценность — народное имя.
Но раз пришли к белорусам злые чужеземцы и принесли с собой болезнь, от которой быстро стали умирать старики и дети малые. Стало имя забываться, хиреть стал народ. И смогли его чужеземцы захватить. Но после эпидемии сумели некоторые мудрецы выжить, помогли белорусам вспомнить имя, вернуть достоинство и выгнать захватчиков.
С тех пор так и повелось в народе, что жив он, и никто не сломает, с земли родной не выгонит, пока помнит он свое истинное имя — белорусы.

Создание Беларуси с помощью великанов

В славянских племенах было множество легенд о «великолюдах». Те умели вырывать деревья с корнем, дотягивались до небес и выжимали из туч дожди. Великаны свободно путешествовали по земле, порой ссорились и дрались, и тогда возникали наводнения, грозы, камнепады.
Но великаны начали вырождаться, постепенно появлялись обычные люди. И один из этих людей подружился с великаном. И пока другие великолюды уничтожали друг друга в бесконечных стычках, этот великан бродил по свету вместе со своим другом. Под конец жизни великан ослеп, но все равно упорно шел вперед. А друг-человек сидел у него на плечах и указывал дорогу.
Но в один из дней человек заснул, а великан споткнулся о корень, упал и разбился на множество осколков. Человек посмотрел и увидел, что вокруг прекрасные озера, поля, леса и решил поселиться на этой земле. И назвал этот край Беларусью. А осколки великана превратились в валуны, которыми богаты отдельные районы страны.

Божественное сотворение Беларуси

После крещения Руси на белорусских землях появились легенды о святых источниках, ангельском происхождении страны, отдельных городов и местечек.
Красивую и немного ироничную легенду о сотворении Богом белорусских земель создал Владимир Короткевич. По его версии Бог создал землю и начал делить ее между разными народами. И каждому давал по их просьбам и возможностям. Кто хотел только сладкой жизни, получил земли, где круглый год растут свежие плоды и ягоды. Но джунгли те были полны змей и ядовитых насекомых. Кто любил скорость, получил солончаки и степи, где приходится проводить на лошади несколько дней в пути.
И вот пришли к Богу белорусы. И так ему понравился этот красивый и трудолюбивый народ, что Он даровал им прекрасный край. там были голубые озера и полноводные реки, богатые рыбой. В лесах не было недостатка в дровах и дичи. Земля была плодородна, а кроме того было много дикорастущих грибов и ягод. Счастливые белорусы ушли в свою страну.
Возмущенный ангел вскричал: «Боже, но ты же даровал им Рай!» И тогда Бог задумался и понял, что поступил несправедливо по отношению к другим народам. И тогда послал белорусам Бог доверчивость к жадным людям. Так и повелось, что всё есть у Беларуси, но иногда становится народ жертвами недобросовестных людей.
Познакомиться с мифами и легендами, а также историей Беларуси будет интереснее на практике. Отправляйтесь в экскурсионный тур по Беларуси и раскрывайте тайны и загадки страны!

welcometobelarus.ru

Белорусские мифы. Легенды беларуси Легенды беларуси для детей читать

Почему белорусские оборотни были добрыми, что такое мана и почему нельзя передавать вещи через порог? Про это и многое другое корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал кандидат социологических наук, сотрудник НАН Беларуси, мифолог Геннадий Коршунов.

По словам ученого, мифы зародились вместе с появлением первых людей и стали для них способом образного восприятия и объяснения бытия. Из-за того что себя человек знал лучше, чем всё вокруг, он сопоставлял окружающий мир с самим собой — своим телом, мыслями, страстями — и таким образом познавал его.

— Человек знал, что он живет, ест, спит и в конце концов умирает. И один из вопросов, на который мы до сих пор не знаем ответа, это вопрос: «А что будет потом, после смерти?» Вот в этот зазор между сущим и возможным и помещались мифологические существа.

— Если говорить обобщенно, мифологические персонажи были двух типов, — продолжает Г. Коршунов. — Фантасмагорические — с их помощью человек передавал ощущение страха и фиксировал опасность, что было необходимо для выживания. Не случайно огромный пласт мифологии посвящен всевозможным ужасам и монстрам, в том числе детским пугалам и страшилкам. Они служили для человека (и прежде всего для ребенка) отличным ориентиром, чего делать нельзя и куда ходить не стоит. Второй тип персонажей — посмертные существа. Древние верили, что после смерти тела на земле остается что-то еще. В европейской традиции мы называем это душой, в полинезийской — маной, у древних египтян вообще было 6 видов души. Когда человек рождается, он получает запас жизненной силы, рассчитанный на некий длительный период. Если по каким-то причинам человек умирает раньше, не выполнив то, что ему предначертано, часть жизненной силы остается в этом мире и превращается… например, в лешего, болотника, упыря, призрака и т.д.

Белорус всегда жил в наполовину мифологическом мире

Белорусский фольклор, считает мифолог, сохранился в первозданном, аутентичном виде только благодаря потрясающей для Средневековья веротерпимости белорусов. Здесь язычество очень странным образом переплеталось с христианством. Последнее в Европе действующее языческое капище было уничтожено именно в Беларуси! Прошла тысяча лет со времен Крещения Руси, а в центре Минска, напротив нынешнего Лицея БГУ, еще в начале ХХ века лежал камень Дед, напротив горел огонь, там был жрец, туда приходили люди и приносили жертвы — хлеб, яблоки, ткань. Последний языческий священнослужитель был репрессирован только в 1937 году.

Архаичность белорусской мифологии общеизвестна в научных кругах, и поэтому, когда речь идет о наиболее древних поверьях, отечественные и зарубежные исследователи отправляются в экспедиции к нам, в первую очередь на Полесье.

— С одной стороны, наша мифология немного проигрывает в яркости образов. Нет у нас таких пугающих чудовищ, как древнегреческий Минотавр, египетская Амат, скандинавский Ёрмунганд, — отмечает ученый. — Зато есть огромное количество представителей низшей мифологии: домовой, лазник, полевые духи, водяные, лешие, болотники. Поэтому и встречаются с ними не жрецы, а обычные люди, когда, заходя в хлев, здороваются и со скотиной, и с тем, кто присматривает за лошадьми, — с хлевником. В этом смысле мифология у нас очень живая, повседневная и по большому счету создана для того, чтобы научить людей жить правильно. Нечистики к хорошему человеку никогда не прицепятся. Если он порядочный семьянин, не пьет, не дерется, то никакая нечисть ему не страшна.

Наши сказочные существа — особенные

О том, есть ли в Беларуси свой уникальный мифический персонаж, которого не найдешь ни в одной другой стране мира, Г. Коршунов отвечает: выделить какой-нибудь образ как чисто белорусский достаточно сложно. Почти всегда найдутся параллели в других мифологиях, и это характерно для любого фольклора. Зато можно говорить о специфике общеизвестных образов.

— Возьмем того же оборотня, или по-нашему волколака. Особенность белорусских экземпляров — в абсолютном своем большинстве они принципиально не были злыми. На Западе человек становился оборотнем в полнолуние, после того как его покусали и, так сказать, заразили бешенством. У нас же злые колдуны «переворачивали» людей в волколаков, и те не могли вести себя как настоящие волки. Очень страдали, голодали, плакали. Если такой оборотень попадался на пути охотнику, тот мог особым образом схватить его за шкирку и сдернуть шкуру. Поэтому у нас их не боялись, а жалели. Но встречались, конечно, и злобные представители волколачьего племени. В них превращались как раз-таки колдуны. Находили особый пень, втыкали несколько ножей острием вверх и через них кувыркались. Если ножей было шесть, один отвечал за голову, четыре — за конечности, еще один — за хвост.

— Говоря о белорусском фольклоре, нельзя обойти стороной такой особенный персонаж, как домовой, — добавляет мифолог. — Он — душа дома, хранитель семьи. Но чтобы вдохнуть в здание жизнь, нужно было принести жертву. Раньше ходили такие былички (рассказ очевидца о встрече с нечистой силой. — Прим. авт. ): когда закладывались стены города или крепости и одна стена постоянно рушилась, какой-нибудь седой дед советовал кого-то в ней замуровать. Строители думали-думали и решали: чья жена завтра первая придет, ту здесь и похороним. Обычно приходила жена самого молодого, потому что соскучилась, — ее и замуровывали.

— Почти то же самое происходило, когда закладывали обыкновенный жилой дом. Естественно, человека не убивали, но первого умершего хоронили под порогом. А из-за того что детская смертность была очень высокой, обычно хоронили ребенка. Его душа и становилась домовым. На самом деле обычай на новоселье запускать кота — это отголоски тех традиций. Поэтому пожилые люди не любят переезжать в новый дом и квартиру: подсознательно они готовы к тому, что дом заберет жизнь. По той же самой причине существует поверье, что нельзя ничего передавать через порог. Проемы в стенах — окна, двери — это потенциально опасное место, через него всевозможная нечисть может проникнуть в дом и наделать в нем бед. Когда мы передаем что-то через порог, мы символически нарушаем эту границу. И домовой, естественно, будет злиться: он заботится, охраняет, а ты сам перечеркиваешь все его старания.

Ленивые белорусские драконы

Огромный интерес, по мнению Г. Коршунова, представляют собой белорусские драконы — «цмокi». В западной части Евразии дракон — воплощение первобытного хаоса, монстр самого высокого уровня, победа над которым обеспечивает человеку статус короля. На Востоке, наоборот, он выступает дающим блага и плодородие. Белорусский «цмок» не похож ни на одного из них. Он человекоподобный и не является эдаким недалеким животным, каким его описывают те же европейцы.

— «Цмокаў» в Беларуси огромное множество. Был такой огненный дракон — обогатитель, которого можно было выносить в специальном яйце под мышкой. За это он приносил хозяину деньги, зерно и прочие дары. Главное — кормить его яичницей, обязательно несоленой. Иначе отомстит пожарами и другими бедами. Потому что соль — символ вечности (засоленные продукты не портятся), а «цмок i » — существа из другого мира и таких вещей боятся.

Драконов часто вырезали на оконных наличниках. Они служили оберегами, отпугивающими разное зло. Традиция помещать на зданиях нечто, отпугивающее нечисть, вообще была достаточно распространенной. Причем образы не обязательно были положительными. Логика такая: если злой придет и увидит кого-то еще более злого, то он, скорее всего, убежит прочь.

О «цмоках» всегда ходило множество легенд…

— По преданию, белорусская деревушка Яя получила свое название, когда два дракона спорили, кто же будет главным. Один говорит: «Я!» Второй: «Я!» Стали бороться. Тут вышел один мужик и говорит: «Властвуйте над деревней оба! И ты, и ты». Цмок i удивились: «И я? И я?» Человек подтвердил: «И я, и я». Так и появилось у деревни название.

— А нынешняя станция

poluby.ru

Мистические легенды Беларуси ⋆ Мистическая Беларусь

Непосредственно перед Хеллоуином, мы решили познакомить читателей с некоторыми мистическими местами, которые связаны с самыми страшными легендами Беларуси, хотя возможно это не легенды, а жутковатая правда. История Беларуси настолько богатая загадками и тайнами, но на них долгое время не обращали внимание исследователи. А сейчас заново предстоит потратить большое количество сил и времени, чтобы хоть немного разобраться со всеми мистическими и необычными явлениями.

Мистические легенды Беларуси связаны с реальностью

Сластолюбивый монах и брестские русалки

Чёрное озеро Брестского района со всех сторон окружено лесом и находится недалеко от курортного Белого озера, соединяясь с ним узким каналом, неизвестно кем проложенным. Вид его навевает самые мрачные мысли. Кажется это удивительное место просто создано для преступлений. И человек, который так думает абсолютно прав. Чёрное озеро связано с легендой с монахе-доминиканце, который в 17 веке, во время очередной осады Бреста, чтобы заслужить любовь распутной дочери городского бургомистра, украл монастырскую казну и попытался скрыться.

Черное озеро опасное для влюбленных

Поначалу все складывалось удачно и беглец скрывшись от погони заночевал на берегу лесного озера. Ночью монах проснулся от ярких огней, из воды выходили красивые девушки в богатой украшенной золотом и самоцветами одежде. Они завлекли грешного монаха в воду вместе с котомками, в которых хранилось золото. Девушка решила тоже не оставаться на берегу и кинулась в озеро за драгоценностями.

Не стоит доверять брестским озерным феям

С тех пор, раз в году уже девять девушек выходят на берег к случайно заночевавшим парочкам и пытаются увлечь парней с собой. Тут главное твердо держаться своей возлюбленной и не смотреть на озёрных красавиц. Через некоторое время они сами уйдут обратно в озеро.

Загубленные детские души монастыря бернардинцев

В самом Бресте тоже есть мистическое место это руины бернардинского монастыря, которые находятся в Брестской крепости, неподалеку от археологического комплекса «Берестье». Здесь с некоторых пор по вечерам люди слышат детское пение из подземелий. Это связано, что во время штурма войсками Суворова Бреста, юные воспитанницы бернардинского монастыря спрятались в подвалах от жестоких азиатских всадников, которые входили в карательный корпус российского фельдмаршала.

Руины монастыря бернардинок

Но по случайности в монастырь попало несколько крупных пушечных ядер, которые завалили вход в подземелья. Местные жители и монахини пытались разобрать завалы, но было уже поздно. Кирпичи завалили вентиляционные шахты и воспитанницы монастыря попросту задохнулись. 27 загубленных душ остались в глубоких монастырских подвалах.

Невинный болотный ужас

Необычный водный призрак водится в Красном болоте, неподалеку от Мозыря, все привыкли, что водяной это кто-то старый, зелёный обмотанный водорослями, а здесь болотный дух это маленькая девочка с мутными зелеными глазами, держащая в ладонях горсть волчьих ягод. При встрече с туристами она милым голоском просит угоститься ягодами. А вот этого делать ни в коем случае не надо, так как любая ягодка, превратит того кто угостился, в слугу болотного духа.

Злобное дитя Красного болота

Полесские вурдалаки — нечисть из средневековья

Деревня Дивин в Кобринском районе считается одной из самых древних сельских поселений Беларуси. Жутковатую славу она приобрела в середине 19 века, когда жители окрестных деревень стали по вечерам встречать странных сгорбленных людей от которых шел запах свежевырытой земли. А местный полицейский исправник замечает сразу на нескольких сельских кладбищах разрытые свежие могилы.

Может это и осталось бы незамеченным уездным начальством, но пропажа двух этнографов из Петербурга вызвало переполох в столице губернии, в Гродно, и в Дивин выехал судебный следователь и помощник прокурора. Через некоторое время появилась заметка в Петербургской газете «Неделя» о полесских кровососах.

Раньше Дывин был большим местечком

Оказывается ещё в 17 веке, когда Дивин считался практически городом, с ограниченным Магдебургским правом, сюда приехала семья купцов откуда-то с Балкан. Через пару десятков лет местные жители заметили, что глава этого рода не стареет, а дети не взрослеют. По доносу местного ксендза из Брест-Литовска прибыл копный судья(должность в ВКЛ совмещающая функции следователя и прокурора) и экзекутор иезуитского ордена в Польше. Комиссия вынесла вердикт, что семейство Стефана Дрык является порождении дьявола и подлежит казни.

Когда их сжигали неожиданно пошел дождь, который затушил пламя костра, но все 6 человек задохнулись от дыма и их было решено закопать на неосвященной земле, неподалеку от местного кладбища. По совету копного судьи, искушённого в народных способах борьбы с нечистью, могилы придавили осиновыми колодами, а сверху накатили огромные валуны.

На счету дивинских вурдалаков множество жертв

Так вурдалаки лежали вплоть до конца 19 века, пока в деревню не приехал неопытный в местных реалиях батюшка из центральных регионов Российской Империи. При расширении кладбища он решил убрать большие валуны, а останки под ними захоронить на общем погосте. Вот так семейка вурдалаков и очутилась на свободе. В 19 веке комиссия вурдалаков не нашла, но в Дивинской округе начали постоянно пропадать дети и молодые телята. Сами жители Дивина стали очень нелюдимы и неразговорчивы. Ни полицейские облавы, ни увеличение количества казенных сторожей не принесло результата.

Последний зарегистрированный необычный случай произошел во время последней войны, когда неподалеку от деревни немецкие жандармы обнаружили мотоцикл с тремя трупами. У молодых унтер-офицеров одновременно случился сердечный приступ, а у девушки из вспомогательных войск люфтваффе была небольшая рана на горле и практически отсутствовала кровь в организме. Случай был настолько поразителен, что оккупационные власти даже не стали направлять карательный отряд в Дивин.

Ну и еще один штрих, на далее, чем 50 лет назад, в эпоху развитого социализма старейшины деревни в тайне от властей проводили ежегодно обряд защиты от нечисти обходя деревню по периметру с дубовым и осиновым крестом и забивая через каждые 6 метров в землю осиновые колышки, соединяя их красной шерстяной нитью.

Так что сейчас непонятно вурдалаки с Дивина исчезли со временем или затаились и продолжают жить где то в окрестных районах подыскивая себе жертву.

Читайте также

Смотрите также

welcome-belarus.ru