/Масаи фото – Современные масаи (14 фото)

Масаи фото – Современные масаи (14 фото)

Содержание

Современные масаи (14 фото)

Масаи – один из самых важных для Кении народов.
Полукочевые племена гордятся древними обычаями и традициями.
В центре быта этого народа находится скот, который является главным источником дохода и средством к существованию.


Из-за изменений в климате в результате глобального потепления и потери территорий в результате роста парков для сафари, многие масаи вынуждены пользоваться современными технологиями и менять стиль жизни. Но традиции остаются неизменными. Мобильный телефон теперь – неотъемлемая часть их жизни, как и работа в городах на должностях официантов, охранников, водителей и гидов по всей Кении. Несмотря на необходимость адаптации к современности, масаи продолжают оставаться одним из самых уважаемых восточноафриканских народов и не теряют колорита и самобытности.

1. Библиотекарь. (RubénSalgadoEscudero)

2. Некоторые масаи используют переводы средств по мобильному телефону, чтобы вести дела или пересылать деньги семьям. (RubénSalgadoEscudero)

3. Пастухи используют мобильные телефоны для заключения сделок по продаже скота. Также во время засухи по мобильному можно узнать, в каком районе есть вода и куда вести стадо. (RubénSalgadoEscudero)

4. Глобализация затронула даже самых консервативных представителей народа – в поселениях широко распространены западные товары вроде «Кока-Колы».(RubénSalgadoEscudero)

5. Некоторые масаи работают личными водителями. (RubénSalgadoEscudero)

6. Мужчина смотрит, как мясник разделывает его козу. (RubénSalgadoEscudero)

7. Охранник (слово «аскари» также можно перевести как «воин»). (RubénSalgadoEscudero)

8. Из-за проблем с электроэнергией, в центре города имеются центры подзарядки мобильных телефонов. (RubénSalgadoEscudero)

9. Масаи говорит по одному телефону, пока другой заряжается на станции подзарядки. (RubénSalgadoEscudero)

10. Капалеи работает в гостинице для туристов, посещающих резервацию Маасаи. (RubénSalgadoEscudero)

11. Многие люди из народа масаев работают в больших городах вдали от дома. После долгой рабочей недели в суете столицы Наироби, они возвращаются в общину Элангата Вуас Маасаи.(RubénSalgadoEscudero)

12. Эта женщина изготавливает бусы и продает туристам. (RubénSalgadoEscudero)

13. Дети играют во время перемены. Большинство детей масаев ходят в школы современного образца, что помогает им адаптироваться к современному миру и подготовиться к работе.(RubénSalgadoEscudero)

14. Масаи в цветных одеждах «шука» идет по железной дороге с тростью («о-ринка») на плечах. (RubénSalgadoEscudero)

Источник: socialdocumentary.net

fishki.net

Племя Масаи (масай), традиции масаев из Кении

Масаев без преувеличения можно назвать «титульной нацией» Кении. Интересный факт – далеко не все кенийцы, разумеется, являются этническими масаями, но многие предпочитают представляться таковыми. Даже несмотря на то, что с развитием структуры национальных парков Кении масаи утратили изрядную часть своих земель и обязаны следовать неизбежным ограничениям цивилизации, они до сих пор имеют славу отчаянных и суровых воинов, чему немало способствовало восстание 1960-х г.г., приведшее Кению к независимости. Сегодня в Кении живёт около миллиона масаев.

Масаи – красивые и неприспособленные к рабству

Знаменитая Карен Бликсен, писательница, 20 лет прожившая в окрестностях Найроби, и известная по бестселлеру «Из Африки», свидетельствовала, что масаи занимают особое положение среди племён Кении, отличаются собственным «стилем» в поведении, даже некоторой надменностью и дерзостью, и при этом очень верные, порядочные и стойкие. Карен Бликсен отмечала, что масаям присуща благодарность и они долго помнят добро, но также и обиду. Она упоминала, что масаи являются воинами до самой глубины своего существа, и оружие – неотъемлемая часть масаев. Писательница вообще подчеркивала красоту масаев – «…лица с высокими скулами и резко очерченными челюстями, гладкие, без единой морщинки. У них сильные мускулистые шеи, придающие им грозный вид — такая шея бывает у рассерженной кобры, леопарда или быка». Свидетельствовала она и о том, что масаи никогда не были рабами: даже если кто-то из этого народа попадал в неволю, он очень быстро умирал, неприспособленный к ярму.

Племя Масаи, Кения

Карен Бликсен говорила, что морани – молодые масаи, недавно посвященные в воины, «питаются только кровью и молоком». Это преувеличение – но и то, и другое действительно входит в их рацион. Дело в том, что коровы – это не просто «священные животные», это смысл и основа жизни масаев.

Жизнь и быт масаев

Божий дар – коровы

Действительно, самое главное для масаев – их коровы. По большому счёту, весь боевой опыт этого народа направлен на то, чтобы защищать от посягательств свой скот и пытаться завладеть чужим. Масаи совершенно серьёзно (причём по сей день) считают, что Нгаи, повелитель дождя и главное божество, сотворил коров специально для масаев. Поэтому все коровы, какие ни есть в мире, которые не принадлежат им, считаются украденными у масаев!

Коровы у Масаи, Кения



Коровы (справедливости ради надо уточнить, что здешняя порода больше смахивает на зебу) – основа жизни масаев. Сухой навоз скрепляет стены их хижин, а дети и подростки вправду пьют кровь животных – бутылочки из длинных тыкв приспособлены у масаев для этого, совсем как молочные. Для того, чтобы животное жило и здравствовало, ведь масаи берегут свой скот, разработана особая «дойка»: с помощью стрелы из лука с близкого расстояния в шейной вене животного пробивается отверстие, кровь собирается, а дырка затем заклеивается специальной лепёшкой из навоза.

Кровь коровы у масаев пища

Молоко масаи тоже используют, а вот мясо едят редко (хотя и любят его) – коровы совсем не для того, чтобы их убивать. Это и источник пропитания, и денежная единица, и приданое, и показатель состоятельности в общине.

Дом на спине или Полукочевая жизнь масаев

Совершая туры в Кению, путешественники убеждаются, что масаи сберегли свой вековой уклад, несмотря на приход европейских колонизаторов. Масаи считаются полукочевым народом, они перемещаются тогда, когда их стадам становятся необходимы новые пастбища.

Собственно, на территорию современной Кении масаи тоже переселились – ученые уверены, что из Судана. С собой они, конечно же, привели коров. Интересно, что, хотя по соседству другие африканцы строили города, масаи никогда не меняли образ жизни. Сегодня им стало сложнее соответствовать традиции – ведь в местах их исконных кочевий теперь расположены охраняемые территории, такие, как Серенгети в Танзании и продолжающий этот парк резерват Масаи-Мара в Кении. Но масаи упрямы.

Туры в Кению познакомят гостей страны с хижинами из веток, скрепленными навозом (это вообще популярнейший строительный материал у кочевников во всех уголках мира). Масаи ставят свои хижины кольцом, а вокруг делают частокол, чтобы защититься от хищников.

Дом у Масаев, Кения

Деревня масаев – это небольшое племенное объединение, до пяти семей. Войдя в дом, можно увидеть очаг в центре и звериные шкуры, служащие масаям постелями. Интересно, что, хотя масаи – очень высокие люди, найти кого-то ниже 170 см ростом можно с трудом, потолки их хижин – максимум полутораметровые. Когда деревня кочует, каркас хижины разбирается и переносится с собой, часто – просто на спине.

 

 

От детства к зрелости

Как и у наших далеких предков, возрастная группа очень важна для представителя народа масаев. От этого зависят права и обязанности. Малыши-мальчики, как только начинают ходить, приступают к пастушеским обязанностям, а девочки делают вместе с матерями всю работу по хозяйству и учатся доить коров. У масаев существуют особые ритуалы, во время которых детей довольно сильно бьют – это должно повышать смелость и терпение. И мальчики, и девочки проходят по достижении подросткового рубежа процедуру обрезания, очень болезненную (кричать при этом нельзя – большой позор). Впоследствии они считаются полноценными взрослыми членами общины.

Дети Масаев, Кения

Мальчики, которые дожидаются, пока заживет рана после обрезания, а занимает это несколько месяцев, носят особые одежды черного цвета и живут отдельно в т.н. «маньятте». Когда этот период заканчивается, они становятся «морани» – молодыми воинами, так восхищавшими Карен Бликсен.

С этого момента молодой масаи может начинать копить имущество (конечно же, в основном коров!) и торговать. У неинициированных детей по масайским законам собственного имущества не может быть – и им разрешается красть необходимое!

С церемонией посвящения масаев в воины связана и еще одна традиция – убийство льва. Сейчас с этим существенно сложнее, чем раньше, поскольку дикие животные в Кении охраняются везде. Кроме того, старейшины сетуют, что с появлением огнестрельного оружия это стало, так сказать, неспортивно. И, тем не менее, традиция убийства льва в процессе инициации не ушла и явно уйдёт у масаев не скоро.

Хоть и убийство льва сегодня в Кении запрещено, масаи должен быть способен это сделать. И они действительно не боятся даже львов! С воинами-масаями не страшно в саванне, поэтому их часто нанимают на работу охранять кемпы с туристами.

Кения. Масаи — хорошая охрана

Традиционно масай — мужчина может носить с собой 4 предмета (часто один из них, но в руках всегда что-то есть):

  1. Палочку — посох
  2. Копье (реже, палочка намного чаще)
  3. Большой нож в ножнах из красной кожи
  4. Специальную палку с набалдашником, напоминающую бедренную кость человека

Воины — масаи, Кения

Интересно, что похоронный обряд у масаев используется только для неинициированных детей. Когда умирает взрослый, прошедший обрезание, не важно, мужчина или женщина, его тело уносят в саванну и оставляют диким зверям. Считается, что так поддерживается круговорот  жизни.

Брачные традиции масаев

Так как масаи – отчаянные воины, смертность среди их мужчин высокая. Естественным образом народ пришел к полигамии (многоженству). Если у масая достаточно коров, определяющих его благосостояние – он может взять несколько жен (тем больше, чем больше кров). При этом многомужие у масаев – тоже нормальное явление. Фактически женщина, которая вступает в брак, выходит не только за своего мужа, но и за его побратимов, одновременно с ним проходивших церемонию посвящения в воины. Но это не значит, что они могут брать её, когда хотят: женщины-масаи сами выбирают время и партнёра. Однако дети всё равно считаются потомками официального мужа. Знают масаи и процедуру развода – она называется «китала» и может включать в себя возврат выкупа, заплаченного за невесту перед свадьбой.

Масайская свадьба

Кстати, у масаев довольно зрелищная свадьба и в последние годы они соглашаются организовать бракосочетание по своему обряду для гостей, совершающих туры в Кению.

Свадьба туристов в Масаи

Интересные и полезные факты о масаях

Красота по-масайски

Карен Бликсен не преувеличивала. Разглядывая фото масаев в процессе планирования путешествий в Кению, туристы увидят действительно красивых людей – поджарых, с хорошей кожей, выразительными чертами лица. Но сами масаи считают, что себя необходимо украсить дополнительно.

Сегодня масаи редко носят шкуры, а предпочитают т.н. шуку – яркую красную тунику из ткани. К ней непременно надевают бисерные диски на шею, а также бисерные браслеты на ноги и руки – и женщины, и мужчины.

Масаи — женщины, Кения

А вот выбивают себе пару нижних зубов для красоты только женщины! Они же бреют головы, что, кстати, с учетом «фирменной» длинной шеи у масаев смотрится красиво и эффектно.

Главная же косметическая процедура у масаев – оттягивание мочки уха. Его прокалывают рогом коровы в семилетнем возрасте, и это имеет ритуальное значение. Со временем мочка оттягивается при помощи специальных деревяшек, а также под тяжестью бисерных украшений и в итоге часто достает до плеча.

Масаи прокалывают мочку уха, Кения

Как танцуют масаи

Туры в Кению – это ещё и возможность познакомиться с песнями и танцами масаев. В отсутствие письменности масаи сочиняют длинные и довольно красивые песни, а танцуют просто, базовый элемент их танца – подпрыгивание. Однако всё вместе, да ещё с учетом красных одежд и бисерных украшений масаев, выглядит весьма эффектно.

Масайские танцы, Кения

Но прыгают масаи не просто так. Традиция пошла от того, что когда в племени созревала очередная невеста, устраивались показательные танцы, где каждый масай по очереди выходил и прыгал под звучное и ритмичное пение. Кто прыгал выше всего — тот и лучший воин, тому отдавала предпочтение невеста.

Язык масаев

Вопреки распространённым заблуждениям, масаи говорят не на суахили, а на собственном языке, который называют «ол маа». Для него не существует письменности, а филологи, работая с этим языком, пользуются латиницей. Важнейшая особенность языка масаев – тональность. В зависимости от выбранного тона значение слова кардинально меняется! Ол маа родственен языку другого кенийского народа – самбуру.

Масаи в кино

Планируя туры в Кению, можно познакомиться с художественным отображением жизни масаев, посмотрев фильм «Масаи – воины дождя». Это приключенческая драма о том, как юные масаи охотятся за львом Витчуа, в которого воплотился Красный бог. Лев непобедим и из-за него народ страдает от небывалой засухи. Старший брат главного героя уже погиб, пытаясь одолеть Витчуа, и теперь наследник вождя клана вместе со своим лучшим другом, сыном пастуха, отправляются в полный опасностей путь.

Еще один известный фильм о масаях — «Белая масаи» (нем. Die weiße Massai), поставленный по роману швейцарки Корины Хоффманн. Роман автобиографичен и повествует о любви швейцарской девушки и воина племени масаи. О любви непростой: очень сложно жить совместно людям из совершенно разных миров.

Масаи в кино, Кения

Масай и фотография: туристу на заметку

Очень важный момент касается фотографирования масаев. Они очень не любят, когда их фотографируют без спросу и считают, что камера делает человека слабее. Могут возмутиться съемке исподтишка. Но при этом современные масаи уверены, что материальная компенсация поможет этому горю! Поэтому, фотографируя масаев, нужно непременно заранее попросить разрешения и отблагодарить парой купюр по итогу.

Спросите разрешение на фото у масая

Что купить у масаев

Раз масаи так себя украшают, то конечно и на продажу они для туристов делают много всего интересноно, и это можно купить на рынке. А если заехать в деревню масаев, где есть магазины «для местных», то все можно приобрести значительно дешевле, чем на рынках для туристов. Итак, самые интересные масайские изделия:

  • шука (масайская накидка), особенно характерна красного цвета
  • мачете (а точнее — масайский нож)
  • украшения из бисера
  • сандалии женские — очень красивые, также украшенные бисером
  • сандалии мужские — а вот это настоящий шедевр. Дело в том, что масаи делают их из старых автомобильных покрышек (см выше). Это очень прочная обувь, и к тому же совершенно необычная

Сандалии масаев — мужчин

Рынок в Кении

 

 

 

kenya-info.me

13.6.2. Масаи. Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей

Общий облик. Своеобразны масаи (маасаи) и родственные им самбуру, живущие в саваннах Кении и Танзании (всего около 900 тыс.). Еще недавно они были одним народом – маа, сложившимся в результате смешения нилотов и кушитов. Поэтому масаи не такие черные как нилоты, и у многих точеные кушитские носы. Масаи и самбуру – гордые скотоводы, вынужденные ныне переходить на земледелие и обслуживание туристов. Стройные, высокие масаи, выходившие с копьем один на один против льва и разгонявшие караваны работорговцев,[336] давно стали объектом туризма. О них написаны книги и сняты фильмы. Эрнст Хемингуэй описывал масаи так: «Это были самые рослые, статные, красивые и к тому же самые жизнерадостные и веселые люди, каких я встречал в Африке».[337] Не меньше восхищалась масаями, писательница Карен Бликсен, жившая в 1920-е гг. в Кении:

«Воин-маасаи – замечательное зрелище. Эти молодые люди в совершенстве обладают тем особым складом ума, который мы называем «шиком»: выглядят они вызывающе, даже фантастически дико, зато хранят истовую верность своей натуре, некоему неувядающему идеалу; стиль их не заимствован, не является жалкой имитацией заграничных достижений, а выражает существо народа и его истории. Оружие и украшения маасаи так же неотъемлемы от их облика, как рога у оленя. … Мораны – молодые маасаи – питаются молоком и кровью; возможно, именно эта специфическая диета делает такой гладкой и блестящей их кожу. Гладки и их скуластые, припухлые лица, на которых невозможно усмотреть ни единого изъяна; их темные незрячие глаза похожи на камешки, вкрапленные в мозаичные изображения, да и сами мораны очень похожи на мозаичные портреты. Шейные мышцы развиты у них до зловещих размеров, как у рассерженной кобры, леопарда или разъяренного быка, и являются красноречивым символом мужественности, объявляющей войну всему миру, за исключением женщин. Гладкие припухлые лица, раздутые шеи и развитые плечи резко контрастируют – или пребывают в изысканной гармонии – с узкими бедрами, худыми коленями и прямыми ногами, благодаря чему они выглядят созданиями, добившимися через суровую дисциплину высочайшей хищности, честолюбия и ненасытности. Маасаи ходят как по струнке, аккуратно переставляя ноги, зато все жесты их рук отличаются необыкновенной гибкостью. Когда молодой маасаи, стреляющий из лука, отпускает тетиву, то кажется, что его длинная кисть поет в воздухе вместе со стрелой».[338]

Быт. Масаи разводят коров зебу, коз и овец, но почитают за стоящий скот только зебу. Зебу – главное мерило богатства; их избегают забивать на мясо. Масаи живут во временных селениях, которые легко бросают, кочуя по саванне. Селения состоят из десятка хижин, обнесенных двухметровой оградой из колючей акации. Ограду строят мужчины, хижины – женщины. Хижина – енкадж, представляет круглый короб, сплетенный из веток и тонких стволов деревьев. Она обмазана с двух сторон смесью из глины и навоза и не имеет окон. Крыша покрыта сверху слоем навоза, чтобы не пропустить дождь. Высота хижины – примерно полтора метра при среднем росте мужчин масаи 175 см. В середине очаг, по бокам – две-три лежанки, сделанные ветвей и покрытые корой деревьев. На полках – масляные лампы и посуда из тыквы. На улице находится общий очаг, на котором женщины готовят горячую пищу. Скот на ночь помещают в центр селения, чтобы защитить от хищников. Если нужно перекочевать к другому пастбищу, хозяева просто обстукивают свои дома палками, обмазка отлетает, короб разбирается и переносится на новое место. Для юных воинов –

моранов, матери строят селение –
маньятту,
где они проходят подготовку. Маньятта не огорожена, ибо юноши должны уметь постоять за себя. Живут они весело: время проходит в беседах, песнях, танцах и странствиях по саванне. В прошлом мораны занимались кражей скота у соседних племен. Масаи верят, что верховный бог Энгаи даровал им всех коров на свете. Отнимая у других стада, они восстанавливают справедливость. Набеги приводили к кровавым стычкам, но без них нельзя стать настоящим воином. Сейчас набеги заменились торговлей скотом. Ушли в прошлое и поединки со львом в отместку за нападение на скот. Львов стало мало, и правительство платит масаям деньги за отступление от славной традиции.

Одежда и украшения.

Традиционная одежда масаев – шука. Это одеяние состоит из полотнищ красного цвета, иногда расчерченных в клетку двойными синими полосами, наподобие шотландки. Одно из полотнищ окутывает бедра до коленей, а другое в виде тоги закреплено на плече и свободно спускается вниз по груди, оставляя открытыми руки. На ногах надеты простые, держащиеся за один палец сандалии. Головы не покрыты. Молодые воины – единственные кто носит длинные волосы: их смазывают жиром и охрой и заплетают в косички. Обманчивую женственность юношей дополняют обручи и подвески. Еще недавно воин постоянно ходил с копьем. Масайское копье имеет металлический наконечник метровой длины и заострено с другой стороны. Когда воин останавливается, он втыкает копье в землю, но никогда его не кладет. Мальчики вместо копья носят в руках длинную палку. Сейчас и взрослые масаи ходят с палками. На палках они сидят, когда хотят отдохнуть, но при случае способны палками прогнать хищников вплоть до львов. Кроме копий, а теперь палок, масаи носят ножи в деревянных ножнах. В закрытом виде эти ножи выглядят, как короткая палка, украшенная резным узором, но если потянуть за рукоятку, то вылезает узкое и острое лезвие в 25–30 см длиной.

Женщины масаев, как и мужчины, предпочитают красный цвет, но некоторые одеты в синие шуки. У женщин головы выбриты, а у некоторых выщипаны брови и ресницы. Детям удаляют два передних зуба из нижней челюсти. Считается, что это нужно для кормления, если сведет челюсть. Мочки маленьких мальчиков и девочек протыкают костяной иглой; в последующие годы дырку расширяют, вставляя распорки. Когда дети вырастают, уши у них оттянуты до плеч. Это, уже не мочка, а огромная, до 10 см в диаметре дыра, окантованная полоской кожи. На этой полоске у женщин висят бусы и подвески. Мужчины вставляют в мочку разные предметы, иногда даже часы или бритвенный помазок. Как все нилоты, масаи самбуру часто украшают лицо и тело шрамами в виде простых узоров – колец и линий. Свой скот они также метят татуировкой, чтобы отличать своих и чужих коров.

Женщина масаи. 2006. Автор: javic on Flickr. Wikimedia Commons.

Еда. Традиционная еда масаи состоит из молока, крови, жира, мяса, меда, древесной коры и трав. Мясо едят не каждый день и преимущественно баранину и козлятину. Бычков забивают лишь по большим праздникам. Мясо варят с различными приправами или поджаривают на вертеле. Дичь, птица и рыба к еде запрещены. Масаи не добавляют в пищу соль. Необходимую для организма соль они получают вместе с кровью. Прокалывая наконечником стрелы вену у коровы, масаи нацеживают кровь в сосуд из тыквы. При этом стараются не наносить животному серьезных повреждений – ранку замазывают навозом. Кровь пьют еще теплой, либо смешивают с молоком или добавляют в суп. Обычно масаи в течение 10 дней пьют молоко (с кровью), затем несколько дней едят суп из древесной коры и мясо, потом снова пьют молоко. Дети и женщины масаи едят фрукты; мужчины придерживались «крове-молочной» диеты.

Несмотря на пищу, содержащую много животных жиров, у масаи вдвое ниже, чем у американцев, уровень «плохого» холестерина, нет признаков атеросклероза и болезней сердца, нет холестериновых камней. Молодежь – мораны, по физическому развитию соответствует олимпийским стандартам. Среди масаев нет людей с избыточным весом. Но если последнее объяснимо огромным расходом энергии (2560 ккал в день по сравнению с 890 ккал у американцев), то регуляция холестерина, скорее всего, связана с биологически активными веществами, содержащимися в дикорастущих растениях, используемых в пище. Кора акации олкиньеи – Eucklea divinorum, веточки олдимигоми – Pappea capensis, корни и кора олсоконои – Warburgia ugandensis, кора и шипы нильской акации олкилорити – Acacia nilotica, используемые в супе и как специи, обладают сильным антихолиностериновым действием. Они содержат полифенолы, фитостероиды, антиоксиданты, флавониды и сапонины.[339] Масаи ценят наркотическое действие коры и корней, придающих горьковатый привкус супу. Они знают, что, отведав этот настой, они становятся агрессивными, энергичными и бесстрашными. У масаи великолепные зубы и нет кариеса. Такое состояние зубов связывают с действием цельного молока, но еще важнее дубильная и галловая кислота в коре акации олкиньеи, подавляющие рост зубной микрофлоры.

В настоящее время питание масаи меняется к худшему. Часть масаи переселилась в города. Там они едят пищу «цивилизованных людей» и приобрели болезни, присущие городским жителям, в том числе, болезни сердца (но даже у масаи-горожан, уровень холестерина ниже, чем у европейцев). Другие остаются сельскими жителями, хотя лишились большей части скота, и вынуждены заниматься земледелием и птицеводством – выращивать цесарок и страусов. Едят каши, свежее и кислое молоко и масло. Состояние здоровья у них пострадало в меньшей мере, чем у городских масаи. Из напитков масаи пьют сладкий чай с молоком. Они также выделывают пиво из корней алоэ и меда.

Возрастные группы. Деление на племена и роды у масаев сочетается с возрастным делением. Из-за высокой детской смертности имя ребенку дают через три месяца после рождения. Тогда же ему бреют голову, оставив продольную полоску волос на манер петушиного гребня. Мальчикам, едва начавшим ходить, доверяют присматривать за телятами и ягнятами, а девочкам дают поручения по хозяйству. Тем не менее, основное занятие детей – игры. Каждые 15 лет масаи проводят посвящение мальчиков в молодые воины – мораны. В группу для посвящения попадают мальчики и юноши от 12 до 25 лет. Центральным в посвящении является обряд обрезания – эмората. За два дня до обрезания с головы и тела мальчиков сбривают волосы. На другой день забивают приведенный родителями скот и устраивают пир, где взрослые веселятся и пьют много пива. На следующий день знахарь племени доробо (лесных охотников и медовиков) проводит обрезания. Он работает острым ножом без анестезии. Обрезание неполное: снизу головки полового члена оставлен свисающий лоскут кожи. Мальчик должен терпеть операцию молча, не показывая боли. Затем член обрабатывают молоком, свежей коровьей мочой и заплесневелым пометом (моча обеззараживает, а плесень действует как антибиотик). Обычно выздоровление проходит без осложнений.

Обрезанные мальчики – мбарноти, выздоравливают и готовятся стать моранами. Одетые в черное, они бродят небольшими группами по саванне и охотятся на птиц. Их задача – отрастить волосы и раздобыть красивые перья птиц для прически. Но только юноши, мужественно перенесшие обрезание, имеют право носить яркие перья. Наконец, наступает время превращения в мораны. Юноши вновь меняют прически: они смазывают отросшие волосы жиром и красной охрой, заплетают в пряди и связывают кожанным ремешком. Мораны селятся в отдельном поселении – маньятте, выстроенном их матерями, и живут там годами до следующего обряда – эуното – «прихождения в возраст». Главная их обязанность – уход за скотом. В прежние времена мораны совершали набеги на соседние племена и крали у них скот. Ныне набеги заменила торговля скотом.

Эуното мораны проходят, когда наступает черед обрезания новой группы мальчиков. Прохождение эуното означает, что мораны перешли в категорию молодых взрослых и получили право жениться. В знак вхождения в новую возрастную группу мужчины сбривают все волосы на голове. Взрослые женатые мужчины участвуют в политической жизни племени, а в случае войны составляют особые воинские отряды. И обязаны были принимать участие в походах. С годами молодые взрослые переходят в возрастную группу старейших – высшую категорию в иерархии масайского общества. У масаев нет вождей – носителей власти, но есть лайбоны — жрецы, распорядители церемоний. К мнению лайбона старейшие прислушиваются, но решения важные для племени принимают только после общего обсуждения.

Девочки тоже проходят обряд посвящения, включающий обрезание. Обрезание девочек проводят после девятой менструации, но могут и раньше, если девочка забеременела. Женское обрезание сопровождается удалением клитора и прилежащей части малых половых губ. Процедуру обрезания проводит нанятый знахарь племени доробо. В отличие от честолюбивых мальчиков, девочек обрезают насильно. Перед операцией девочка может кричать и драться. Но ее крепко держат за руки и ноги взрослые женщины. Как и в случае с мальчиками, большинство обрезаний кончается благополучно, хотя девочки долго болеют. После обрезания они, как и мальчики, украшают лицо рубцами, но голову бреют наголо.

Вскоре девушку выдают замуж за «молодого взрослого», т. е. за отслужившего свой срок морана. Получается, что муж старше жены на 7 – 15 лет. Если же девушку берут второй или третьей женой, то возрастной разрыв еще больше, не говоря о случаях, когда на ней женится мужчина из числа престарелых. Девушки, не прошедшие обрезания, не могут выйти замуж. В Кении и Танзании пытаются искоренить варварский обычай и внедрить «обрезание словами», сопровождаемое песнями и танцами. Насколько новшество привьется, покажет будущее. Во всяком случае, женское обрезание официально запрещено.

Брак и семья. Масаи придерживаются многоженства, когда мужчина имеет сразу несколько жен. Количество жен у мужчины зависит от величины стада. Жен должно быть достаточно, чтобы ухаживать за животными и детьми, носить воду и дрова для очага. На практике больше двух жен имеют лишь старейшины. У молодых мужчин обычно одна жена. Первый брак совершается по сговору родителей жениха и невесты. Родители же договариваются о выкупе за невесту. Если они хорошо знакомы, цена выкупа может быть 5–6 коров, но может доходить и до 14–15. Жених обычно не общается с невестой до женитьбы и часто вообще не знает ее. Незадолго до женитьбы жених и его лучший друг отправляются в селение невесты. С собой они гонят скот, предназначенный для ее выкупа. Если селение невесты далеко, они рассчитывают время, чтобы вернутся в свое селение ко дню свадьбы. Отдав скот родным невесты, и забрав девушку, молодые люди возвращаются домой. Родные невесты их не сопровождают: им не положено быть на свадьбе.

Нравы у масаи патриархальные: муж является владельцем скота и детей. Утверждение, что у масаи наряду с многоженством есть многомужество, ошибочно. Авторы путают право воина на секс с женой сверстника, прошедшего вместе с ним обрезание, с правами мужей, имеющих общую жену. В первом случае речь идет о сексуальной, а не о брачной традиции. Все дети, родившиеся у женщины в результате визитов мужчин из возрастной группы мужа, считаются его законными детьми. Жена не полностью бессловесна. Она может отказать сверстнику мужа, если он ей противен, и имеет право уйти к родителям, если муж ее бьет. Такой развод или уход – китала, завершается переговорами о возврате выкупа и уходе за детьми. Обычно стороны находят компромисс.

Сексуальные традиции. Масаи допускают половую свободу, но при соблюдении жестких правил. Главными являются запрет на секс необрезанных юношей и моранов с обрезанными женщинами и допустимость секса взрослых воинов с женами сверстников. Это приводит к раннему началу половой жизни у девочек. Дело в том, что юношам моранам, находящимся в пике полового созревания, запрещено женится и заводить любовниц среди обрезанных сверстниц. Отдушиной для них являются еще не прошедшие обрезание девочки 8 – 13 лет. Мораны делают матерям юных любовниц подарки, но никогда не дарят козу или корову, ведь скот предназначен для выкупа невесты. Родители девочки относятся к ее связи с мораном (или моранами) спокойно. Они считают, что девочка слишком мала, чтобы забеременеть. Девственность дочери мало что значит: она не требуется при замужестве. Существует поверье, что семя морана способствует созреванию девушки и развитию ее груди. Что касается мальчиков, то в подобной атмосфере они легко приобщаются к сексу с подругами детских игр.

Иногда необрезанные девочки беременеют. Тогда им делают обрезание и быстро выдают замуж, но никогда – за отца ребенка. С другой стороны, некоторые необрезанные подростки ухитряются вступить в половую связь с обрезанной девушкой или женщиной. Тайна становится явью перед обрезанием, когда мальчик беседует с лайбоном. Жрецу лайбону врать не станешь, ведь он общается с духами и все знает, и подросток признается в грехе. Расплачиваться приходится отцу нарушителя, пожертвовав быка или корову. У моранов самодисциплина выше и романы с замужними (обрезанными) женщинами они заводят редко. Тем более, что у них сколько угодно доступных девочек.

Пожалуй, самой известной традицией масаи является право мужчины открыто заниматься сексом с женами сверстников, прошедших вместе с ним обрезание. Делается это просто: воин подходит к жилищу приглянувшейся жены сверстника и втыкает в землю копье. Потом он входит, точнее, вползает, в низкую хижину. Женщина имеет право ему отказать, если он ей решительно не нравится, но такое бывает нечасто. И копье остается торчать рядом с шалашом, как знак того, что хозяйка занята важным делом. Знак для мужа и прочих мужчин, ищущих, куда воткнуть копье. Законный муж, увидев, что жена занята, ей не мешает и уходит с тем, чтобы поискать приют в другой хижине. Открытая ревность карается. Ревнивый муж должен отдать сверстникам девять голов скота. Замужних женщин наказывают, если они заводят связи с моранами, подростками и мужчинами, не принадлежащими к возрастной группе мужа. У женщин нет скота, и наказывают их поркой – вплоть до 40 ударов хлыстом. Оскорбленный муж может убить обидчика, но тот имеет право убежать, чем обычно пользуется.

Масаи и секс-туризм. Книги и фильмы о сафари пробудили интерес к «великолепным дикарям», бродящим по саваннам Восточной Африки. Масаи стали входить в моду; появились их почитатели и …почитательницы. Последние не всегда ограничивались любованием стройными черными воинами, но шли дальше, желая испытать новые острые чувства с мужчинами столь непохожими на их спутников. Ведь масаи прыгают на метр вверх во время плясок и не боятся выйти с копьем против льва. Первый сексуальный опыт убедил белых мемсаиб[340] (по крайней мере, так они писали), что как любовники, масаи несравненно лучше европейских и американских мужчин. Масаи прекрасно оснащены для любовных игр. Они хорошо сложены, сильны, выносливы и, как все нилоты, обладают крупным мужским достоинством, заставляющим белых мужчин чувствовать себя недомерками. Вдобавок, достоинство снабжено свернувшимся под головкой лоскутом крайней плоти, оставшимся от неполного обрезания. Об этом появились статьи. Все остальное дополнило женское воображение. Масаи стали секс-символом в пресыщенной Европе и Северной Америке и ценным товаром для секс-туризма.

Танец-прыжки масаи. Кения. 2009. Автор: Brutere. Wikimedia Commons.

Надо сказать, что масаи не вполне подходят к отведенной роли. Они люди гордые и независимые, не склонные выполнять прихоти заезжих дам и отнюдь не страдающие от воздержания. У моранов хватает девушек, привычных, молодых и по их понятиям более красивых, чем белые женщины. Но деньги, как кислота, разъедают сталь, и часть масаи пошла в турбизнес. Чаще – на роль исполнителей этнографических сцен и плясок и проводников сафари, но некоторые обслуживают жаждущих черного секса туристок. Спрос, однако, значительно превышал предложение, и при отелях Кении и Танзании появились фальшивые масаи. Отличить их от настоящих помогают уши. У подлинных масаи мочки с огромной дырой, свисающие ободками почти до плеч; у поддельных – уши не изуродованы. Впрочем, нравы и быт натуральных масаи вряд ли устроят любительниц приключений. Одно дело – актер, нанятый щекотать нервы и знающий свое место, и другое – человек совершенно иной культуры и чуждой психики.

Столкновение культур. Натуральность привычек масаи может обескуражить. Вот далекие от политкорректности впечатления россиянина, проведшего 6 лет в Танзании:

«Интересный народ, но, мягко говоря, не очень чистоплотный. Свои естественные нужды в городах масаи справляют прямо на улице, в любое время суток, независимо от места, где их приперло. Просто отворачиваются к стенке или присаживаются в какой-нибудь щели между домами. Но это-то типично не только для них. Так ведут себя все южно-африканские народы. Но вот удовлетворения своих сексуальных потребностей на улице, еще в неполные сумерки, на глазах десятков людей, мне до этого видеть не приходилось. Тем более – группового. … В сельских районах поведение масаев еще более дикое и для нас непонятное. Они могут испражняться стоя или с легким наклоном, а подтираются пучком травы. Но могут и совсем не подтираться. Если рядом нет воды, они умываются своей мочой. Но умываться они не любят, считают это лишним, поэтому долго находиться в их присутствии нелегко. Может быть, этим объясняется удивительнейший феномен: дикие звери масаев почти не трогают. Они мирно сосуществуют».[341]

Есть сходные, хотя более осторожные, зарисовки европейцев. В автобиографической книге Коринны Хофманн «Белая масаи» (1998) 26-летняя швейцарка приехала отдохнуть с женихом в Кению: «В аэропорту Момбасы нас встретил изумительный тропический воздух, и уже там родилось предчувствие: это моя страна, здесь мне будет хорошо. Видимо, эту восхитительную ауру ощущала я одна, поскольку мой друг Марко сухо заметил: “Тут воняет!”».[342] Вскоре Коринна увидела красавца масаи: «На перилах парома непринужденно сидел высокий темнокожий красавец. … Боже мой, подумала я, какой же он красивый, таких я еще никогда не видела. На нем была лишь короткая красная набедренная повязка и много украшений… Длинные красные волосы были заплетены в тонкие косички… Черты его лица были настолько правильны и красивы, что можно было подумать, будто это лицо женщины. Но манера держаться, гордый взгляд и мускулистое тело убеждали в обратном. Я не могла отвести от него глаз. Сидя в лучах заходящего солнца, он был похож на молодого бога».[343]

Влюбившись с первого взгляда, Коринна сумела познакомиться с красавцем. Он оказался из племени самбуру, и звали его Лкетинга. Ее возбуждал даже его запах: «Масаи стоял совсем рядом и молчал. Только по очертаниям его высокого тела и запаху, который пробуждал во мне эротические фантазии, я понимала, что он еще там».[344] Девушка порвала с женихом и уехала домой с намерением вернуться. Через полгода, распродав все, она приехала к Лкетинге. Настал великий день – они оказались вдвоем на всю ночь в хижине:

«… я села на узкую кровать и стала ждать заветной минуты. Мое сердце колотилось как бешеное. Лкетинга сел рядом, и я видела только белки его глаз, перламутровую пуговицу на лбу и белые серьги из слоновьей кости. Вдруг все пошло невероятно быстро. Лкетинга прижал меня к кушетке, и я тут же почувствовала его возбуждение. Не успев понять, готово ли мое тело, я ощутила резкую боль, услышала странные звуки, и через мгновение все кончилось. Близость с мужчиной я представляла себе совершенно иначе и от разочарования едва не разрыдалась. Только тогда я поняла, что имею дело с человеком совсем другой культуры. Развить эту мысль мне, однако, не удалось, поскольку вскоре все повторилось. Таких приступов было много, и после третьего или четвертого «акта» я прекратила попытки продлить действо с помощью прикосновений и поцелуев. Судя по всему, Лкетинге это не нравилось».[345]

Утром пришла подруга Лкетинги Присцилла и напоила Коринну чаем. Выслушав ее рассказ, Присцилла сказала с явным смущением: «”Коринна, мы другие. Возвращайся к Марко, приезжай в Кению в отпуск, но не ищи здесь спутника жизни”. От белых она знала, что они хорошо относятся к женщине, в том числе и в постели. Мужчины масаи другие, и то, что произошло сегодня, для них совершенно нормально. Масаи не целуются. Рот дан для того, чтобы есть, а целоваться (ее лицо при этом исказилось) – просто отвратительно. Мужчина никогда не трогает женщину ниже живота, и женщина не имеет права прикасаться к половому члену мужчины. Волосы и лицо мужчины для нее также табу».[346] Коринна также выяснила, что мужчина и женщина не едят вместе. Больше того, мужчина не может смотреть на еду женщины, а женщина – на еду мужчины. Рухнули ее мечты готовить мужу и вместе обедать в маленькой уютной хижине. Казалось, ей следует вернуться в Швейцарию, но сила любви была столь велика, что Коринна поехала в отдаленную деревню Лкетинги, познакомилась с его матерью и вышла за него замуж.

Жизнь в деревне самбуру, в маленькой хижине, где ночевали Лкетинга, его мать и Коринна, стала большим испытанием. Было неуютно, тяжко физически, часто голодно и очень грязно. Но следует поправить россиянина из Танзании. Самбуру (как и масаи) все-таки моются, если есть возможность. Правда, она есть далеко не всегда. В деревне мылись в пересохшем ручье – мужчины отдельно от женщин. Еще и еще раз убеждалась Коринна, что африканский секс имеет особенности: «…Короткий акт любви мы повторили много раз. Я никак не могла привыкнуть к тому, что все происходит так быстро и после короткой паузы повторяется вновь. Но мне это не мешало, я ни о чем не жалела. Я была счастлива оттого, что Лкетинга рядом». Коринна переболела малярией, потом гепатитом, но неуклонно шла к цели – семейному счастью. Она приобрела грузовик, открыла продуктовый магазин в деревне и, наконец, забеременела. Лкетинга научился целоваться, помогал, как мог, в магазине, но слишком увлекался жеванием наркотической травы мираа. И что хуже всего, он постоянно изводил Коринну своей ревностью.

Рождение девочки, Напираи, семейные отношения не улучшили. Скорее наоборот. Лкетинга везде чудились измены Коринны. Однажды он даже заявил, что ребенок не от него. Кроме того, он подрывал семейный бизнес. Неспособный общаться с покупателями, неграмотный и вздорный, имевший смутное понятие о деньгах и кредитах, он пытался быть боссом потому, что он мужчина. Любовь Коринны прошла: «Мы ссорились все чаще, и я поймала себя на мысли, что не хочу прожить так до конца своих дней. Мы работали, а он стоял и портил настроение мне и нашим клиентам. Если он был не в магазине, то сидел дома с другими воинами и занимался разделкой козьей туши. В такие дни, возвращаясь вечером домой, я очищала пол от крови и костей».[347] Пропала любовь – угасло влечение: секс с мужем стал неприятен Коринне, и она стремилась его избегать. Это приводило к новым ссорам. Дошло до рукоприкладства. Коринну пугало и будущее дочери:

«Иногда к нам приходили мужчины, рассматривали мою маленькую, восьмимесячную, дочку и обсуждали с Лкетингой возможность будущей женитьбы. Я бесилась, а он благосклонно принимал их предложения. Я пыталась всячески препятствовать таким визитам, как по-хорошему, так и по-плохому. Наша дочь сама выберет себе мужа; она выйдет замуж за человека, которого будет любить! Я не собиралась продавать ее старику в качестве второй или третьей жены. Женское обрезание тоже часто становилось предметом наших ссор. Тут я неизменно наталкивалась на непонимание со стороны мужа …».[348]

Кончилось тем, чем и должно было кончиться. Вопреки нежеланию Лкетинги, Коринна, забрав дочку, улетела в Швейцарию – якобы на время. Назад она не вернулась. Дальнейшая жизнь сложилась удачно для этой незаурядной женщины. Она развелась с мужем, вернулась к профессии торгового консультанта и написала книгу о своей жизни в Африке, ставшую бестселлером. Переведенная на основные европейские языки, книга «Белая масаи» была продана в 4 млн. копий. Пришли богатство и известность: по книге был сделан фильм под тем же названием. Ныне Коринна Хофманн живет в красивой вилле на берегах озера Лугано, много путешествует и пишет об этом книги. Она помогает семье бывшего мужа и даже его повидала, но искра любви между ними не вспыхнула.

Масаи на перепутье. Масаи составляют менее 2 % населения Кении и Танзании. Роль их в жизни этих стран незначительна, и будущее не вселяет оптимизма. Традиционная культура масаи разрушается; масаи потеряли основные стада скота. Само пребывание масаи на землях, отведенных под национальные парки, ставится под вопрос. Есть и положительные сдвиги: наиболее дальновидные старейшины масаи прилагают усилия к распространению среди них образования. Среди масаи появились образованные люди: с ними связаны надежды на сохранение этого удивительного народа.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Жизнь племени Масаи | Сафари-Занзибари

Африканское племя масаи наверняка видели на фотографиях даже те, кто никогда не был в Африке и не интересовался их обычаями.

Большинство знает, что женщины племени масаи бреют головы, выбивают себе передние зубы и носят множество украшений.

Мужчины племени, как и женщины, проходят через обряды взросления, одним из которых является обрезание.

Племя масаи в Африке – одно из самых интересных и самобытных.

Прекрасные представители племя масаи

Но даже те, кто видел их деревни и сталкивался с отрядами чернокожих торговцев украшениями в Танзании вряд ли знают, какова история племени и как проходит та часть их жизни, которая не видна туристам.

А между тем масаи – едва ли не единственное племя, полностью сохранившее свои традиции и обряды, включая самые экзотичные.

А еще никто не знает точно численности этого племени, потому что масаи не имеют паспортов – что не мешает им регулярно совершать переходы через границу между Кенией и Танзанией.

История кочевого племени

По предположениям ученых, масаи пришли на территории их теперешнего обитания в 16 веке из долины Нила в Судане.

Воинственное племя, известное своими подвигами, быстро захватывало новые и новые территории — к 19 веку они кочевали по всей Великой рифтовой долине и прилегающим землям, доставляя немало неудобств европейским колонизаторам.

Но со временем история племени стала трагической: численность масаев сильно сократила эпидемия сонной болезни – африканского трипаносомоза, который переносят знаменитые мухи цеце.

На сегодня численность племени масаев в Африке составляет около миллиона человек. Больше трети из них находятся на территории Кении, остальные – в Танзании.

Танзания — место жительства большинства представителей племени

Масаи сохранили полукочевой образ жизни и переходят с места на место, когда их скоту нужны новые пастбища, пересекая, в том числе, и государственные границы.

Пограничникам приходится тихо курить в сторонке – как остановить тысячи свирепых воинов и их стада?

Пусть уж лучше кочуют и создают африканский колорит, пока остальные племена Африки получают образование, носят европейскую одежду, сотрудничают с туроператорами и развивают экономику.

Создание национальных парков Серенгети и Масаи-Мара, а также строительство больших городов изрядно уменьшило территорию кочевок масаев и некоторые из них постепенно переходят на оседлую жизнь.

Особенно в районах национальных парков, где они выполняют функцию охраны и зарабатывают на посещениях туристами своих деревень.

Кстати, пусть вас не вводит в заблуждение их экзотический вид и обычаи – паспортов и других документов они не признают, зато отлично понимают ценность денег.

Они готовы спеть для вас, сплясать, показать свои украшения и дать себя сфотографировать и сфотографироваться с ними – но только за деньги.

Фотографирование бесплатно ослабляет их жизненную энергию – это вам объяснит любой член племени.

Как живут масаи

Деревни масаев – это жилища 3-5 семей. Хижины, выстроенные в круг, ограждаются частоколом от диких зверей – вот и деревня.

Есть желание познакомится с традициями жителей Африки? — тогда отправляйтесь в племя Масаи

Бывают, впрочем, селения и побольше – но в любом случае, не стоит рассчитывать увидеть там магазины, школы и парки аттракционов.

Хижины масаев всегда низкие. Хотя масаи – особенно мужчины племени — отличаются высоким ростом и горделивой осанкой, внутри жилища им приходится передвигаться, согнувшись в три погибели.

Впрочем, в жилье они проводят не так много времени – коровы, знаете ли, сами себя не выпасут и не подоят.

Строится жилище из сплетенных каркасов веток, облепленных навозом – в саваннах туго со стройматериалами. А еще такое жилье точно не съедят подчистую термиты – благодаря такому «экоматериалу» они обходят домики масаев десятой дорогой.

К тому же это очень удобно при переходах на новое место – сбил навоз, забрал каркас и поехал. На новом месте подождал, пока коровы сделают по лепешке-другой навоза – вот и есть из чего строить новый дом.

Еда масаев столь же экзотична – они едят очень много мяса, пьют молоко, а также кровь скота.

Масаи – своего рода вампиры – они стрелой пробивают артерию коров и набирают кровь – главный источник жизни. А затем замазывают дырочку глиной – и корова живет себе дальше и восполняет потерю крови.

Поголовье коров придает члену племени статус, не худший, чем россиянину — коллекция «Лексусов»!

Кровь скота масаи пьют и в чистом виде, а также используют во время ритуалов.

Скот – главное, что есть в их жизни.

Они уверены, что Творец создал коров специально для их племени и подарил масаям. А, следовательно, весь скот других племен – украден у масаев и его нужно по возможности возвращать обратно.

Отсюда и воинственность, создавшая масаям специфическую репутацию – скот ведь нужно охранять!

Как выглядят масаи

Единственный случай, когда масаю удалось замаскироваться так, чтобы никто не понял, из какого он племени – это съемки Боладжо Бадеджо в фильме «Чужой».

В костюме Чужого никто не увидел характерные черты внешности, которыми известно африканское племя масаи, остались заметными только высоченный рост и худоба.

Встретив же масая в Танзании, его невозможно не узнать – представители этого племени делают все, чтобы выделяться среди остальных.

Главное отличие масаев от других африканских племен — это яркий внешний вид

Они отличаются высоким ростом, стройным телосложением, особой горделивой походкой и осанкой. Кожа масаев светлее, чем у их черных как гуталин суданских предков. Почти все представители этого народа очень красивы.

Но этой красоты им кажется недостаточно – и они всячески стремятся украсить себя дополнительно, в основном довольно травматичными, на наш взгляд, способами. Уже в детстве многим из них:

  • Прокалывают уши острым краем коровьего рога и постепенно растягивают их с помощью подручных предметов и массивных украшений.

Чем больше дырка в ухе и чем большие по размеру украшения можно в нее вставить – тем круче, так что в сравнении с масаями наши любители тоннелей в ушах просто отдыхают.

  • Девочкам выбивают два передних зуба снизу, мальчикам – один вверху. Это эталон красоты.

Наносят первые татуировки – например, круглые знаки на щеках.

  • Позже многие масаи покрывают себя более затейливыми татуировками и шрамами.

Женщины племени масаи в обязательном порядке бреют себе волосы и брови. У мужчин прически более разнообразные – это может быть и короткая стрижка, и небольшие косички.

Одежда масаев – это куски ткани ярких цветов с преобладанием красного, завязанные на манер римской туники и тоги.

Обязательно большое количество ярких украшений — преимущественно бисерных. Их носят как мужчины, так и женщины.

Культура и обычаи

У масаев очень специфичные и интересные обычаи, большинство из которых они свято хранят до сих пор.

Масаи строго придерживаются обычаев на протяжении многих лет существования племени

Их культура предполагает высокую выносливость и презрение к боли (что, собственно, понятно уже по обязательным «процедурам красоты»).

Но главные испытания ждут членов племени при обрядах инициации – перехода из детей во взрослые.

Как абсолютно все мужчины племени, так и многие женщины проходят через процедуру обрезания, которая надолго выводит подростков из строя.

Обычно они несколько месяцев после этого носят черные одежды.

Парни в это время живут в специальном поселении, девочки освобождаются от тяжелой работы. Только после завершения этой процедуры мальчик становится мужчиной – молодым воином, а девочка считается готовой к браку.

Хотя и Кения, и Танзания на законодательном уровне запрещают женское обрезание, по сей день во многих селениях женщину масаи без этой процедуры могут не взять замуж. Мужчина же после этого приобретает право на собственное имущество и создание семьи. Процедуру инициации проходит вся возрастная группа, имеющаяся в деревне на этот момент.

Только после посвящения во взрослую жизнь следующей группы молодых воинов члены предыдущей группы становятся «младшими старшинами» и имеют право решать важные для племени вопросы.

Раньше молодой мужчина перед вступлением в брак должен был обязательно убить самца льва – это свидетельствовало о его готовности к дальнейшим испытаниям и возможности защитить семью. Сейчас львы в Африке охраняются законом – и такая презентация личных качеств воина заменяется другими испытаниями.

Фактически, это единственная традиция, от которой большинство семей племени согласились отказаться.

Брачные отношения

Девочки семьи – выгодное капиталовложение, ведь при замужестве за них принято платить большой выкуп.

Утренний ритуал масаев

Мужчина может иметь больше одной жены – и масаи зачастую этим пользуются, потому что одной жене трудно управляться и со стадом, и с детьми, и с домашними делами, а две-три – это уже сила.

Любопытно, что первая жена должна одобрить кандидатуру каждой следующей – видимо, именно это и способствует сохранению мира в таких семьях.

Впрочем, жестким патриархатом семейные структуры масаев не назовешь: женщина, выходя замуж, имеет право на половые отношения (по своему согласию) с любым из членов возрастной группы своего мужа.

Дети, от кого бы они ни родились, считаются детьми мужа. Так что пресными супружеские отношения масаев точно не становятся – особенно с учетом их легендарной мужской силы.

Кстати, замуж невеста выходит обязательно девственницей – и невинности ее лишает не жених, а тамада – распорядитель свадьбы. Отличная миссия – и никаких обид, какой же тамада от такого откажется?

Любопытно, что при всем этом большинство масаев являются христианами – хотя их вера имеет много языческих «добавок».

Обычаи масаев во многом стали известными благодаря книге швейцарки Коринны Хофман, по которой в 2005 году был снят немецкий фильм «Белая масаи».

Книга полностью автобиографична – Коринна Хофман действительно, съездив с женихом в туристическую поездку в Африку, с первого взгляда влюбилась в воина масаи и в итоге, преодолев многие препятствия, вышла за него замуж.

Как чувствует себя белая женщина в племени африканских воинов – вы можете узнать, посмотрев видео.

Фильм «Белая масаи», трейлер фильма, отзывы зрителей и фото доступны на сайте «Кинопоиск» и других русскоязычных сайтах.

Что покажут туристам

Многие туры в Танзании включают посещение той или другой деревни масаев.

Танцы масаев

Конечно, на свадьбу или еще какой-нибудь серьезный ритуал вас не в каждой деревне позовут, если вы не являетесь личным другом племени – но впечатлений и без того хватит.

Однако некоторые масайские семьи радушно приглашают туристов взглянуть на свои большие праздники – в том числе и свадьбу, сватание, крещение детей, и даже обрезание мальчиков. В такой поездке вы увидите жилища масаев, их скот, внешность, узнаете основные факты об их жизни.

Члены племени с удовольствием поют туристам свои песни и показывают танец племени масаев, состоящий из притоптываний по кругу и высоких прыжков. Это, конечно, не балет в Мариинском, но выглядит очень впечатляюще.

Примечательно, что в отличие от большинства городских жителей Танзании, масаи говорят не на суахили, а на собственном языке.

Хотя понимают английский и суахили, когда речь идет о деньгах – жизнь у них, несмотря на всю ее красоту и самобытность, очень бедная. Хотя они никогда не унывают.

Что мы узнали про племя масаи?

Масаи – уникальное и самобытное племя, представление о котором не даст ни Википедия, ни статьи на сайтах.

Вся их жизнь вертится вокруг скота – и тем не менее, они слывут большими гордецами и великими воинами, справедливыми, но вспыльчивыми и жесткими, с понятием чести племени.

Масаи – одно из немногих племен, нерушимо сохраняющих свои обычаи до сегодняшнего дня, хотя многие из них небезопасны и противозаконны.

Узнать немножко больше об этом племени и его традициях поможет увлекательный фильм «Белая масаи» («Белая из племени масаи»), который можно посмотреть онлайн или скачав его на свой компьютер.

Но лучше всего увидеть масаев своими глазами – пока они еще успешно сопротивляются урбанизации и ассимиляции с другими народами.

safarizanzibari.ru

Масаи — Википедия

Мужчина масаи

Масаи — полукочевой африканский нилотский коренной народ, живущий в саванне на юге Кении и на севере Танзании. Масаи являются одним из самых известных племён Восточной Африки. Несмотря на развитие современной цивилизации, они практически полностью сохранили свой традиционный уклад жизни, хотя с каждым годом это становится труднее. Говорят на масайском языке.

Масаи насчитывают примерно от 900 тысяч человек до миллиона, из них, по разным оценкам, 350 000—453 000 живёт в Кении. Правда, точность этой статистики сомнительна, поскольку переписи населения в этом районе неэффективны, потому что у них нет паспортов, известно, что численность этих людей заметно спала после эпидемии сонной болезни, передающейся через муху цеце.

Масаи относятся к нилотскому семейству языковых групп и, вероятно, мигрировали из долины Нила в Судане в центральную и юго-западную Кению уже после 1500 года, приведя и свой одомашненный скот. Хотя другие африканские племена строили цивилизации и формировали царства, масаи никогда не отходили от своего полукочевого образа жизни. Территории, доступные для кочёвок, заметно сократились в последние годы из-за урбанизации, а также создания национальных заповедников Масаи-Мара и Серенгети.

Масаи контролировали наибольшую территорию в XIX веке. Она простиралась почти на всю Великую рифтовую долину и включала прилегающие земли от горы Марсабит на севере до Додомы на юге[1]. Ещё в XIX веке масаи полностью контролировали саванны и с трудом соглашались на компромиссы с европейцами. Однако, разразившаяся эпидемия сонной болезни, распространяемой мухой цеце, привела к значительному ослаблению масаи.

Несмотря на репутацию масаи как свирепых воинов, в центре их культуры находится скот. Одно из их священных верований говорит, что бог дождя Нгаи дал весь скот народу масаи, и поэтому все, кто также владеет скотом, должны были когда-то украсть его у масаи. Это не раз приводило к серьёзным конфликтам с другими племенами, когда масаи пытались вернуть «свою собственность». Хижины масаи построены из высушенного навоза, а питьё коровьей крови является частью некоторых их священных ритуалов.

Когда в Кении развернулся туризм, масаи не смогли воспользоваться выгодой своего контроля над саваннами. Находящиеся у власти племена охотно признали за масаи традиционное «владение» всеми животными и передали им также функцию охраны заповедников, в то время как ограниченная группа менеджеров из других племён взяла в свои руки индустрию туристских сафари. В итоге, туризм практически не улучшил благосостояние масаи. И сейчас масаи продолжают хаотично «атаковать» туристов, выклянчивая милостыню, и всё так же не участвуют в разделе высоких доходов от сафари. Масаи не разрешают себя свободно фотографировать без платы и ревностно относятся к перепечатке «пиратских» фотографий.

Из-за культурных представлений, которые циркулируют по всему миру в бесчисленных настольных книгах, фильмах, фотографиях, кажется, все «знают» масаи. Через своих влиятельных (и стереотипных) имидж медиа, масаи стали иконами африканского традиционализма и невольными символами сопротивления модернистских ценностей. При виде мужественного воина масаи, одетого в яркие красные покрывала и украшения из бисера, пробуждается романтический образ современного благородного дикаря, который так бесценен привлекательностью для туристов[2].

Уклад жизни масаи регламентирован. Важную роль играют «возрастные группы», к которым причисляются масаи с детского возраста. Самые маленькие мальчики, как только начинают ходить, пасут ягнят и телят. В племени Африки — масаи обряд инициации включает временное ритуальное превращение мальчика в женщину с переодеванием его в женскую одежду[3]. Помимо игры, специальные ритуалы избиения детей используются для повышения их храбрости и выносливости. Девочки с самого раннего возраста занимаются работой по дому с матерями, доением, приготовлением еды[4]. Примерно каждые 15 лет происходит инициация нового поколения воинов (иль-мурранов) — это юноши возраста от 12 до 25 лет, достигшие зрелости и не входящие в предыдущую возрастную группу. Для того, чтобы стать воином, требуется пройти болезненную процедуру обрезания («эморат»), которую проводят без обезболивания. Для ритуала обрезания старшие используют острые ножи и выделанные шкуры скота для перевязок[5]. Мальчик должен перенести операцию спокойно, кричать от боли — позорно и может привести к ошибкам достаточно тонкой процедуры. Заживание ран длится 3—4 месяца, когда мочеиспускание вызывает боли. В это время мальчики носят чёрные одежды в течение 4—8 месяцев[6].

Младший воин (Моран) в ритуальном облачении

Это время полагается жить в особом поселении (маньятта), которое оборудуют матери. Поселение не защищается снаружи загородками, так как воины должны сами готовиться быть защитниками общества. Крааль также не строится, так как эта возрастная группа ещё не владеет скотом.

Далее предстоит прохождение следующих ритуалов, которые переводят юношей в статус старших воинов. Наиболее важна церемония эуното (совершеннолетия)[4].

Как только новое поколение иль-моранов получило инициацию, прежняя возрастная группа воинов переходит в статус «младших старшин» и им поручается принимать политические решения о судьбе племени. Прежние «младшие» старшины при этом переходят в группу «старших старшин»[1][6].

Воины теперь свободно передвигаются по всем масайским землям, не поделённым на частные уделы, и занимаются рогатым скотом. Они уже включаются в торговлю и накапливают домашнее имущество, в то время как в раннем возрасте они не обладали собственностью и могли красть то, что им нужно[4][7].

Танцы Масаев. Адуму

Традиция считает, что перед обрезанием молодой масаи обязан убить льва. Сейчас в восточной Африке это запрещено, хотя на львов охотятся, если они мешают хозяйству и нападают на скот[8], но и сейчас убить льва считается почётным и повышает социальный статус юноши.

Девушки также проходят обряд обрезания («эмората»), которое является началом серии ритуалов («эмуратаре»), после которых они считаются готовыми к браку[9]. По представлениям масаи эта процедура обязательна, и мужчины имеют право отказаться от женщин, которые эту процедуру не прошли, или брать такую невесту за очень низкую плату. Те, кто не прошли обрезание, считаются недостаточно взрослыми. Если обрезание мальчиков как правило приносит мало побочных эффектов, обрезания девочек обладают высокой степенью риска возникновения хронических и инфекционных заболеваний[10], женское обрезание при этом в настоящее время запрещается законами Кении и Танзании[11][12]. После обрезания девушки носят тёмные одежды, раскрашивают лица специальными отметками, а по окончании церемонии закрывают лица[4].

Замужние женщины в период беременности освобождаются от тяжёлых работ — доения и поиска топлива. Запрещаются также сексуальные отношения[4].

Школа масаев в Танзании

По традиции, масаи придерживаются полигамии, которая возникла по причине высокой смертности воинов. Полиандрия также встречается. Масаи предпочитают отдавать дочерей за мужей намного старше их. С ними они, как правило, даже не знакомы. Перед дальней дорогой отец благословляет свою дочь, смачивая голову и грудь молоком и при этом приговаривая: «Мекинчо енкай енкерра кумок» — «Пусть бог даст тебе много детей». Родные и друзья предупреждают невесту: не оглядывайся, иначе превратишься в камень. Есть такое предание у масаи. В пути невесту сопровождает «паж» — друг жениха. Он прокладывает ей дорогу в самых трудных местах, переносит на руках через ручьи. Неподалеку от дома невесту ждет засада. Женщины — родственники жениха — осыпают её оскорблениями, чтобы отвратить несчастье. Они посыпают ей голову коровьим пометом. Если невеста с достоинством встретит все эти нападки, значит, с честью справится со сложностями семейной жизни[13]. Женщина выходит замуж не только за своего мужа, а за всю возрастную группу. Мужчины также по обычаям гостеприимства оставляют жён на ночь гостям из своей возрастной группы, однако вступать ли при этом в интимные отношения, женщина решает сама. Дети при этом принадлежат мужу и считаются именно его потомками. Бывают также разводы (китала) по разным причинам, также иногда с возвратом платы за невесту, которая оговаривается при заключении брака[4][14].

  1. 1 2 Phillip Briggs. Northern Tanzania — The Bradt Safari Guide. — British Library, 2006. — ISBN 1 84162 146 3.
  2. ↑ Salazar N. B. Towards an anthropology of cultural mobilities // Journal of Migration and Culture. 2010. Vol.1. p. 61.
  3. Ворошилин С. И. Расстройства половой идентификации и суицидальное поведение // Суицидология. — 2011. — № 2. — С. 5.
  4. 1 2 3 4 5 6 Mohamed Amin, Duncan Willetts, John Eames. The Last of the Maasai. — Camerapix Publishers International, 1987. — ISBN 1 874041 32 6.
  5. ↑ English — Maa (неопр.). Darkwing.uoregon.edu. Дата обращения 28 февраля 2012. Архивировано 30 мая 2012 года.
  6. 1 2 Maasai Association (неопр.). Maasai Association. Дата обращения 28 февраля 2012. Архивировано 30 мая 2012 года.
  7. ↑ Maasai People, Kenya (неопр.). Maasai-association.org. Дата обращения 28 февраля 2012. Архивировано 30 мая 2012 года.
  8. ↑ Maasai Association (неопр.). Maasai Association. Дата обращения 28 февраля 2012. Архивировано 30 мая 2012 года.
  9. ↑ Maasai Ritual of Female Circumcision: Genital Cutting Practiced throughout Africa and Middle East (неопр.) (недоступная ссылка). Orato.com. Дата обращения 5 мая 2012. Архивировано 30 мая 2012 года.
  10. ↑ In-depth: Razor’s Edge — The Controversy of Female Genital Mutilation (неопр.). IRIN Humanitarian News and Analysis, UN Office for the Coordination of Humanitarian Affairs (March 2005). Дата обращения 5 мая 2012. Архивировано 30 мая 2012 года.
  11. ↑ tan007 Tanzania fails to enforce law against female mutilation (неопр.). Afrol.com. Дата обращения 28 февраля 2012. Архивировано 30 мая 2012 года.
  12. ↑ The Abolition of Female Genital Mutilation — (неопр.). Infoplease.com. Дата обращения 28 февраля 2012. Архивировано 30 мая 2012 года.
  13. ↑ Свадебные ритуалы Африки уходят во тьму веков // Известия. — 1999. — № 218.
  14. ↑ Spencer, P. (1988) The Maasai of Matapato: a study of rituals of rebellion Manchester University Press, Manchester. Spencer, P. (2003) Time, Space, and the Unknown: Maasai configurations of power and providence. Routledge, London.
  • Ворошилин С. И. Расстройства половой идентификации и суицидальное поведение. // Суицидология. 2011. № 2. Сс. 4-23.
  • Salazar N. B. Towards an anthropology of cultural mobilities // Journal of Migration and Culture. 2010. Vol.1. Рр. 1-37

ru.wikipedia.org

Племя масаи. Брачные традиции и как жила белая девушка замужем за масаи — Альтернативный взгляд Salik.biz

История женщины Коринны Хофман, которая вышла замуж за мужчину масаи и прожила в племени несколько лет.

Эта пожалуй очень удивительно, так как европейская культура настолько отлична от традиций, обрядов, жизненных устоев людей живущих в саваннах Кении и Танзании, что женщина даже написала книгу о своем пребывании в качестве жены в племени масаи.

— Salik.biz

Впервые она попала в Кению в качестве туристки в возрасте 26 лет.С первых же минут пребывания, ее накрыла волна какой-то эйфории, причем другие туристы абсолютно не разделяли ее восхищения.

Коринна познакомилась с масаи, и с первого взгляда влюбилась в мужчину.Он казался ей идеальным, гладкая темная кожа, белые ровные зубы, атлетическое сложение, высокий рост-он был мужчиной ее мечты.На нем не было одежды кроме набедренной повязки и она могла оценить всю красоту его мускул, ей очень захотелось продолжение отношений с ним.Этого красавца звали Лкетинга, и девушка дала себе слово вернуться как можно скорее.


Через полгода решив все формальности девушка вновь приехала к своему Лкетинга.

Настал долгожданный день, о котором она мечтала с первой их встречи, они остались наедине на всю ночь в хижине.Вот тут и началась бесконечная череда разочарований.Ночь любви в европейских странах очень отличалась от того как это происходит в племени.Мужчина совершенно не интересовался ощущениями своей дамы, и полностью отсутствовала прелюдия.Все произошло быстро и непонятно, потом все повторилось, так же молча и без эмоций.

Утром ей удалось пообщаться с девушкой племени Присциллой. Девушка была знакома с европейцами, и знала, как они хорошо относятся к женщинам, в том числе и в постели.Она не понимала ее эмоций и возмущения по поводу того, что было и чего не было ночью.Просто объяснила ей, что у них это происходит так.Их мужчины другие. Например, они не целуются, совсем, рот дан только для употребления пищи.И для любого масаи то, что мы называем нежным поцелуем-отвратительно.Мужчина не имеет права касаться женщины ниже пояса, женщина не в коем случае не должна касаться мужского достоинства.Трогать волосы и лицо мужчины тоже нельзя.Еще одна странность которая удивила Каринну это то, что мужчины и женщины не разделяют трапезу, даже нельзя просто смотреть как, и что едят мужчины.Еще одна мечта так и осталась мечтой -покорять Лкетинга своими кулинарными способностями.

Рекламное видео:

Вопреки здравому смыслу Коринна все же не отступилась от своих планов, вышла замуж за Лкетинга и уехала жить в отдаленную деревню, где жила его мать.Теперь ее жизнь стала настоящим испытанием.Было тяжело, иногда приходилось голодать, но больший дискомфорт все же причиняло отсутствие воды.Помыться получалось не всегда, мылись в пересохшем ручье, и как обычно-женщины отдельно, мужчины отдельно.

Коринна, не смотря на все трудности не переставала любить своего мужа и строила свое семейное счастье как могла.Она купила грузовичок, открыла небольшой магазин в деревне и готовилась стать матерью. Лкетинга тоже освоил ласки, даже привык целовать жену, стал помогать ей в магазине. Однако, Коринну смущалао его пристрастие к жеванию дурманящей травы-мираа. И еще один нюанс, так как Каринна отличалась от других женщин племени, естественно что на нее смотрели с интересом и другие мужчины, что вызывало в Лкетинга ревность, и он мучил Каринну своими подозрениями.

Появление дочери, Нипираи, не изменило их семейного положения.Даже наоборот, как то он заявил, что ребенок не от него, и продолжал изводить жену своей ревностью и подозрениями в изменах.Кроме того, их небольшой бизнес шел под откос.Воспитание не позволяло ему принять, что Каринна умнее и образованнее его, легко общается с поставщиками и покупателями, он же пытался быть боссом, не имея представления о финансах, кредитах, и опустим тот момент, что он был в принципе безграмотен, не умел писать и читать.Однако считал, что он должен быть главным, по тому простому праву, что он мужчина.

Под натиском неурядиц и вечных ссор, Коринна осознала, что любовь прошла, и что она не хочет прожить всю оставшуюся жизнь в таких условиях.Еще больше она не хотела чтобы ее дочь жила в этой деревне всю свою жизнь.В конце концов она просто стала избегать своего мужа, стала избегать близости с ним, что влекло новые ссоры.

Ужасны были и переживания за малышку, за ее будущее.Девочке еще и года не было когда к ним стали приходить мужчины и вести разговоры по поводу женитьбы с их сыновьями.Так же у масаи, до сих пор существует варварский обряд, который делает девочку женщиной.Это было неприемлемо для Коринны, однако муж так не считал.

Вскоре Коринна взяв дочь уехала обратно в Швейцарию, якобы на время, но уже тогда знала, что обратно не вернется.

Дальнейшая жизнь этой исключительной женщины сложилась успешно.Она расторгла брак, устроилась на работу и написала книгу о своей жизни в Африке.Книга стала бестселлером, позже по книге сняли фильм, с таким же названием «Белая масаи».

Сейчас женщина богата и знаменита.Она даже однажды виделась со своим бывшем мужем, но ни о каких отношениях уже речи быть не могло.

salik.biz

Племя Масаи — жизнь и обычаи

Масаи — уникальное и популярное племя. Своей популярностью оно обязано культуре и традициям, передающимся из поколения в поколение. Несмотря на влияние цивилизации, люди верны старинному образу жизни, благодаря которому они стали символом кенийской культуры.

Представители племени на фоне своих владений.

Масаи проживают вдоль границ двух стран – Кении и Танзании. По разным подсчетам их количество варьируется от 900 тыс. до миллиона. Говорят они на языке Маа, который зародился в северной Африке.

На карте показано примерное расселение Масаев.

История племени Масаев

Считается, что их предки впервые появились на севере Африки, позже они мигрировали на юг, вдоль долины Нила и прибыли в северную Кению в середине XV-го века. Они продолжали двигаться на юг, завоевывая все племена на своем пути. К концу своего путешествия Масаи владели почти всеми землями в долине Рифт и прилегающих территориях между горами Марсабите и Додома. Здесь они осели и занялись скотоводством.

Взирают на бескрайние просторы саванны.

Количество украшений – показатель достатка.

Традиции Масаев

Культ воина имеет очень большое значение у племени. С детства и до юношества молодые мальчики учатся быть мужчинами и воинами. Роль воина заключается в защите своего скота от других племен и диких животных, постройке Крааля (поселения Масаев) и обеспечения безопасности своей семьи.

Типичное жилье Масаев.

Часы на левой руке доказывают, что традиции потихоньку отступают перед могуществом западной цивилизации.

Пройдя через ритуалы и церемонии, в том числе обрезание, мальчики готовы стать настоящими воинами. Пышная церемония «эутното» становится своеобразным выпускным, после которого мальчик превращается в воина.

На видео молодые воины Масаи прыгают в традиционном танце адуму. Такие прыжки позволяют найти себе пару. Самый лучший «скакун» обязательно найдет себе девушку.

У девочек и женщин совершенно другая жизнь. Они должны заботиться о хозяйстве: доить коров, ходить за водой, заниматься рукоделием и даже строить хижины. Девочка становится взрослой в 14 лет, после официальной церемонии обрезания — эмората.

Масайская одежда и красота

Хотя для племени традиционна одежда из звериных шкур, современные Масаи предпочли платье из красных простынь (его еще называют шука), обмотанных вокруг тела. Также очень популярны всевозможные бисерные украшения на руках и шее. Их носят как мужчины так и женщины, унисекс, так сказать.

По утрам даже в Африке бывает очень холодно.


Прокол и растяжка мочки ушей также считается атрибутом красоты у масайцев. И мужчины и женщины носят металлические обручи в ушах. Женщины бреют головы и специально выбивают два нижних передних зуба, того требует традиционная медицина.

Чем сильнее оттянуты мочки ушей, тем красивее девушка. Эта, наверное, на вес золота)

Современные Масаи не сильно дружелюбны и обязательно потребуют оплату за фото.


Пища африканцев

Вся жизнь масайцев крутится вокруг их скота. Это и мясо, и молоко, и даже кровь, которую пьют во время некоторых ритуалов. Шкуры используют как подстилки, навозу тоже нашли применение – это отличное покрытие для стен хижин. Скот также обменивают на другую пищу.

Староста прокалывает быку шею, чтобы набрать крови для ритуального напитка. Обычно, рану скотинке замазывают глиной и отпускают, она живет дальше.

free-eyes.com