/Масис гора: Масис (гора) — это… Что такое Масис (гора)?

Масис гора: Масис (гора) — это… Что такое Масис (гора)?

Масис (гора) — это… Что такое Масис (гора)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Масис.

Масис (гора):

  • Масис — армянское название горы Арарат и ее составляющих: «Азат Масис» («Свободный, Большой Масис» — Большой Арарат) и «Покр Масис» («Малый Масис» — Малый Арарат)[1]
  • Некс Масис — армянское название горы Сюпхан[1]
  • Масис — армянское название горы Джуди-даг[1]

Этимология

По мнению Новосельцева, «Масис» имеет иранское происхождение, и само по себе означает «великий, большой», в смысле высочайшая (гора), так как по-среднеперсидски «масист» — «самый большой»[2]. Армянская народная этимология, приводимая Мовсесом Хоренаци в «Истории Армении», возводит «Азат Масис» к имени легендарного армянского царя Амасии. По мнению Джеймса Расселла, его имя в народной этимологии происходит от названия города Амасья[1].

Интересные факты

Различные традиции ассоциировали Джуди-даг, Сюпхан (греч. Baris) и Арарат с вершиной, на которой остановился Ноев ковчег.

Примечания

  1. 1 2 3 4 James R. Russell, «Armeno-Iranica» в Jacques Duchesne-Guillemin, Pierre Lecoq, Acta Iranica, Volume XI — Centre International d’Etudes Indo-iraniennes, 1985, стр. 447—458. Стр. 456:

    In Armenia there are three mountain groups bearing the name Masis, the acc. case of a pl. tantum form *Masik-k … :

    (i) Azat ‘Noble, Free’, Masis and P’ok’r ‘Little’ Masis, named anhistorically by Arm. Christians Greater and Lesser Ararat, Tk. Agri dagi;
    (ii) Nex Masis, north of Lake Van Gk.

    Baris, Tk. Sübhan dagi, this form an arabicised homonym from the older Arm. Sip’an or Cip’an; and
    (iii) a branch of the Taurus above Nisibis called by Strabo (Geog. XI.xii.4) to Masion oros, Arabic Jabal Judi.

    In the first two cases the mountains called Masis are strikingly larger than those nearby, and Jabal Judi in Gordyene was associated with the Biblical legend of the Ark in early Christian times, so that it, too, was considered to have been the highest of mountains, at least in the days of the Flood.

  2. А. П. Новосельцев, О местонахождении библейской «горы Арарат» — «Восточная Европа в древности и средневековье», М., Наука, 1978, стр. 61-66

О названиях священной армянской горы Сис, Масис и Арарат

   Самую высокую двуглавую гору (5,165 м.) Армянского Нагорья армяне называли  Сис и  Масис.  Масис  также известен под именем Арарат. Как и многие вопросы армянской истории, названия армянской священной горы Масис и Арарат тоже заинтересовали исследователей и создали  множество вопросов. А вопросов много: почему эта священная гора имеет два названия — Масис и Арарат, которое из них древнее?, что означают названия Сис, Масис и Арарат?, почему и когда гора была названа Арарат?.

Рассмотрим каждый из этих вопросов и попробуем обьяснить их. Названия Сис и Масис древнейшие названия горы. Заметим, что другие горные вершины Армянского нагорья тоже носят названия похожие на Масис. Так, гора находящаяся на севере от озера Ван называлась Нех-Масик (Сипан)

1, гора находящаяся в Армянской Месопотамии, на юго-западе Армянского нагорья, в греческих2 и армянских3 древнейших писменных источниках называется Масиос или Масион (ныне- Тур-Абдин): Ассурские писменные источники для этих гор используют название — горы Кашшиари4. Из шумер-аккадского эпоса <Гильгамеш> известна двуглавая гора с названием  Масу или Машу5, за которой восходит и заходит солнце, и на котором остановился ковчег Утнапишти (прототип Ноя).  Масу-Машу часто отождествляется с горами Масиос-Масион.

О происхождении названий Сис и Масис есть многочисленные обьяснения и точки зрения. Самое древнее из них толкование М. Хоренаци: в своем труде <История Армении> он пишет, что название Масис произошло от имени правнука Айка – Амасии6 (Айк, Араманяк, Арамаис, Амасиа). Согласно одной из точек зрения названия Масис, Машу-Масу означает <близнецы>, <парные горы>, <горы-близнецы>7.  Согласно другой распространенной точке зрения название <Масис> произошло от армянского слова  мас  <часть>, поскольку гора состоит из двух частей и т.д.

Однако величественный вид горы подсказывает другое. Сис и Масис своим видом (одиноким, двуглавым) оставляют такое впечатление, будто выросли прямо из Матери Земли  и  прочно связанны с землей. В других случаях высокие вершины не одиноки и напрямую не соединены с матерью землей. Они высокие вершины горных хребет.

Вид горы Масис (Сис, Ма-Сис) подсказывает, что название Сис можно связать со смыслом слова <Сис>, <Материнская животворящая реликвия> /«կաթնաբեր մասունք մարց»/ 8. Во многих  индоверопейских языках встречаются слова близкие по смыслу и произношению с названием Сис9.  В названии  <Ма-сис>,   компонент  <ма>  в армянском языке имеет  смысл  <порождать>, то есть – мать /մայր/. Следовательно, можно сказать, что Масис /Ма-Сис/ означает Мать Сис

.

Армяне, называя Сисом и Масисом эту двуглавую гору, находящуюся почти в центре Армянского нагорья, видели в ней питающие Мать Землю, Страну реликвии, которые своими высокими вершинами получают космический животворящий, жизнении  поток,  энергию и питают напрямую соединеную с ними Мать Землю и страну – Армению.

Известно, что шумеры спустились в Нижнюю Месопотамию с южных частей Армянского нагорья – взяв с собой созданные на прародине культурные, в том числе – многие религиозно-мифологические ценности. Несомненно они знали о двуглавой священной горе Армянского нагорья с названием Сис и Масис, и на новой родине говоря о потопе, двуглавую гору ковчега называли Масу-Машу. Кстати, вершину, на которой остановился ковчег Утнапишти,  назывался  Нисир, которое имеет отдаленную схожесть с названием Масис. Двуглавая гора Масу-Машу, откуда согласно <Гильгамешу> восходит и заходит солнце, изображена также на аккадских печатях, кроме того, изображены они так, как видятся с Месопотамии, Масис на левой, а Сис на правой стороне.

Армяне считают Масис священной, божественной горой, вершин которого не должна коснутся нога смертного человека. В армянских поверьях гору хранят драконы  и вишапазуны (потомки драконов). Вспомним упоминание М. Хоренаци о том, как армянский царь Арташес проклинает сына – Артавазда, говоря:

Если ты на охоту поедешь

Вверх к свободному, к Масису,

Пусть драконы тебя захватят, унесут

Вверх к свободному, к Масису10.

Эти драконы и вишапазуны, охраняющие гору Масис напоминают человекоскорпионов из эпоса <Гильгамеш>, охраняющих ворота гор Масу-Машу и открывающие их только для богов. В 1255 г. когда французский путешественник  У. Рубрук хотел поднятся на вершину Арарата, старик армянин уговорил его не подниматься, говоря; <никто… не должен подниматься на Масис, она Мать Мира>11.  Для армян даже снег горы Масиса считался священным. Когда в 1829 г. армянскии писатель Х. Абовян вместе с немецким ученным Ф. Парротом поднялся на вершину Масиса, он принес оттуда снег в бутылке, который хранил как священную реликвию.

Таким образом, однозначно можно сказать что для названий Нех-Масик, Масиос-Масион, также Масу-Машу находящихся в разных частях Армянского нагорья, послужил основой древнее название священной армянской горы Масис /Ма-сис/.

Для священной горы используется также название Арарат, которое является одним из древнейших имен Армении.  Название Арарат (Арар-ат) своим смыслом и толкованием доходит к временам сотворения и имеет смысл <место сотворения, созидания>12. Название горы Арарат распространилось по миру через Библию. Согласно Ветхому Завету во время Всемирного потопа Ноев ковчег остановился на  горах Арарата13. Оригинал Библии на иврите для Армении использует название Араратское  царство (Урарту), а гора Ноева ковчега называется Араратские горы (гора). Позднее, в раннем средневековье христианские толкователи Библии отождествили гору Ноева ковчега, находящуюся в стране (горах) Арарат,  с горой, называемой армянами Масис  и  

Арарат-Масис с названием Арарат посчитался горой Ноева ковчега.

Таким образом, название священной горы Масис, находящейся почти в центре Армянского нагорья, древнейшее название данное горе армянами и означает Мать-Кормящая (Ма-Сис), а название Арарат было дано позже – как гора находящаяся в центре страны Арарат, где во время Всемирного потопа нашли пристанище и спаслись  потомки Ноя. И вокруг горы Арарат-Масис после потопа было положенно начало новой человеческой цивилизации.

Примечания

  1. История армянского народа /на армянском языке/, 1971, т. 1, стр. 21
  2. Страбон, География, XI, 14/2
  3. С. Еремян,  Армения согласно <Ашхарацуйца> /<Армянская география>, 1963, стр. 65, 113
  4. Хрестоматия Истории Армянского Народа, 1982, Е., 1981,  стр. 15-16, 21
  5. Поэзия древнего востока /на армянском языке/, Е.,  1982, стр. 145
  6. М. Хоренаци, История Армении /на армянском языке/, 1981, стр 50-51
  7. Н. Мартиросян, Историко-Филологический журнал /ՊԲՀ/, 1961, 3-4, стр. 107
  8. Словарь армянского языка /Նոր բառգիրք Հայկազյան լեզվի/,  с. 746
  9. Г. Ачарян, Словарь Армянских Имен, /ՀԱԲ/, т. 2, стр. 471-472, В. Даль, Толковый словарь, М., 1956, с. 188
  10. М. Хоренаци, 1981, стр. 233
  11.  Ог. Акопян, Записки, том 1, Ереван, 1932, стр. 18
  12. А. Терян, Армения: колыбель сотворения и цивилизации  /на армянском языке/,  Е. 2002, стр. 18-19
  13. Книга Бытия, 4,5

Статья была опубликована в книге  Анжелы Терян,  “Армения и История”, Е., 2007

 

Like this:

Like Loading…

Related

История — mfa.am

В марте 1985г. изменилась политическая власть в СССР. На смену постаревшему руководству застойных лет пришли сравнительно молодые и передовые деятели.

Михаил Горбачев, ставший в дальнейшем первым президентом СССР, был избран генеральным секретарем ЦК КПСС. Он провозгласил о неизбежности реформ с целью выхода СССР из кризиса. СССР в эти годы стоял перед необходимостью коренных изменений. Началась эпоха Перестройки.

Глубокий кризис социалистической системы, несостоятельность государственно-партийной идеологии, множество нерешенных вопросов, в особенности национальные проблемы активизировали и привели в движение миллионы граждан разных народов и наций СССР.

В этод период усиливающиеся политические движения явились непосредственным результатом Перестройки. Первыми выступили армяне Нагорно- Карабахского АО (арцахские армяне), которые не могли смириться с аннексией своих исторических территорий к Азербайджану и с антиармянской политикой бакинских властей, проводимой в течение всего советского периода.

20 февраля 1988 г. внеочередная сессия областного совета Нагорно-Карабахской Автономной Области (НКАО) приняла историческое решение. Областной совет обратился в Верховные Советы Азербайджанской ССР, Армянской ССР и СССР с просьбой вывести НКАО из состава Азербайджана и присоединить к Армении.

В Армении и в Диаспоре поднялась большая волна массовых демонстрациий в знак солидарности с арцахскими армянами. В Ереване, в многочисленных городах республики, в Карабахе организовались многотысячные митинги. Однако политическое руководство СССР с первых же дней заняло негативную позицию по отношению к Карабахскому движению, охарактеризовав митинги народов Армении и Арцаха как требование группы экстермистски настроенных националистов.

За событиями, происходящими в Армении и Арцахе, следили и морально поддерживали известные передовые деятели, представители научной и творческой интеллигенции. В то время, как в Армении и Карабахе происходили мирные митинги, 27-29 февраля 1988г. в находившемся недалеко от столицы Баку, в промышленном городе Сумгаите произошла массовая резня армянского населения. В результате погибли несколько десятков армян, многие подверглись пыткам и около 200 человек были ранены. После этих погромов 18-ти тысячное армянское население вынуждено было иммигрировать из города.

Согласно всем достоверным источникам, резня армян была подготовлена местными азербайджанскими властями. А центральная союзная власть ввела войска в Сумгаит с опозданием на три дня. Солдаты с большим трудом сдерживали азербайджанских погромщиков и выводили из города армянское население. Даже после зверств, происшедших в Сумгаите, Центр представлял Карабахский вопрос не в качестве политической, а в качестве социально-экономической проблемы.

Движение стало более масштабным. Парралельно с митингами и демонстрациями протеста, в Арцахе и в республике начались массовые забастовки. Армянский народ требовал от правительства СССР справедливого решения Карабахского вопроса, политическую и правовую оценку сумгаитской резне. В мае 1988г. в Ереване создался “Комитет по Карабахскому движению”.

15 июня 1988г. сессия Верховного Совета Арм. ССР, в ответ на обращение областного совета НКАО, приняла решение о присоединении Области к Армении. После чего Верховный Совет Арм. ССР обратился к Верховному совету СССР с просьбой положительно решить вопрос. 18 июля на сессии Президиума ВС участвовали представители Армении, НКАО, Азербайджана. Однако высшее руководство СССР отклонило решения, принятые на сессиях областного совета НКАО и Верховного Совета Армении.

С первых дней карабахского движения практически все армянонаселенные районы Азербайджана подверглись массовым погромам и ограблениям: азербайджанские власти последовательно осуществляли этнические чистки. Так, из Кировабада, Шамхора, Ханлара, Дашкесана, Мингечаура и других населенных пунктов армяне были депортированы, подвергаясь ограблению и издевательствам.

Следующая крупная волна депортации началась в январе 1990г., когда в течение одной недели в Баку были убиты сотни армян, а примерно 200 тысячная армянская национальная община вынуждена была покинуть город, оставляя неописуемо ценное имущество и недвижимость.

Потрясшее армянский народ землятресение 7 декабря 1988г. еще более усугубило тяжелую ситуацию, сложившуюся в Армении. Зоны толчков поразили северные и северо-восточные регионы республики. В течение считанных минут полностью или частично разрушились многочисленные села, города и населенные пункты. Погибло более 25 тысяч человек, а около 500 тысяч остались без крова.

1 декабря 1989г. Верховный Совет Арм.ССР и Национальный Совет НКАО провозгласили об объединении Армении и Нагорного Карабаха. Преследования и насилие против армян в Азербайджанской ССР стали более беспощадными. В отношении Республики Армения и НКАО вводится экономическая блокада.

Прекращается доставка в республику природного газа, хозяйственных, промышленных и других продуктов.

23 августа 1990г. первая сессия новоизбранного Высшего совета Армении приняла “Декларацию о независимости Армении”, которая практически провозглашала начало процесса независимости. Таким образом, в истории Армении начался период третьей республики. Специальная статья декларации признавала господство законов независимой Армении над законами СССР. В качестве государственного флага был утвержден триколор: красный, синий, оранжевый. Это был флаг Первой республики. Был утвержден другой символ новой государственности – герб, который также принадлежал Первой республике. Декларация провозглашала уважение прав человека, свободу совести, вероисповедания, партий, собраний и слова. Восстановились права Армянской Апостольской церкви.

Пользуясь поддержкой Москвы, Азербайджанские власти продолжали осуществлять погромы и массовые переселения в армянонаселенных районах. В первой половине 1991г. азербайджанский ОМОН (отряды милиции особого назначения) с помощью советской армии начали открытую войну против армянского населения Шаумянского, Геташенского подрайонов и НКАО, осуществляя заранее спланированную операцию насильственной депортации “Кольцо”. Захватчики основательно разрушили многочисленные армянские села и поселки.

Фактически с мая-июня 1991г. азербайджанская сторона стала зачинщиком азербайджано-карабахской войны. Весь армянский народ принял этот вызов. А в НКАО создался подпольный комитет и штаб самообороны, во всех районах области организовались вооруженные отряды самообороны.

Арарат, Армения

Арарат или Агра-Даг, как называют эту в могучую гору в Турции, славится не только своей красотой, но и связанной с ней библейской легендой. Многие исследователи считают, что именно к вершине Арарата был пришвартован Ноев ковчег во время Великого Потопа.

Где находится Арарат

Гора Арарат находится на востоке Турции, на берегу реки Аракс, в 16 км от Ирана и в 32 км от Армении.

Это потухший вулкан. Ученые предполагают, что он проявлял активную вулканическую деятельность в III тысячелетии до нашей эры. Последние извержения произошли в середине XIX века, вызвав сильное землетрясение, разрушившее монастырь Святого Иакова и небольшую деревню Аргури.

Гора Арарат состоит из двух сливающихся у основания гор: Масис и Сис, их еще называют Большой Арарат (5137 метров) и Малый Арарат (3927 метров). Расстояние между вершинами — 11 км. Этот район называется Сардарул-Булакская долина.

Большой Арарат считается самой высокой горой Турции. Начиная с высоты 4200 метров склоны вулкана покрыты снегом и ледниками. Пещеры, в которых жили первые христиане Анатолии, расположены на высоте примерно 2100 метров. Гора Арарат — одно из туристических направлений Турции. Посетители могут посмотреть барельефы крестов и другие культовые изображения, которые до сих пор видны на стенах.

Малый Арарат находится к востоку от Большого Арарата. На его склонах мало растительности из-за толстого слоя отложений пепла, лавы и тефры.

Рядом находится национальный парк площадью более 88 тысяч гектаров, в котором исследователи до сих пор пытаются найти легендарный Ноев ковчег.

Происхождение названия Арарат

Существует несколько версий происхождения названия горы Арарат, впервые оно упоминается в Библии в VII веке до нашей эры. Самый популярный из вариантов: название Арарат берёт начало от ассирийского названия государства Урарту.

История Арарата

История Арарата уходит вглубь веков, но гора всегда была одним из главных символов Армении. Исторически гора находилась на территории Армянского нагорья. В 1923 году между Турцией и Советским Союзом был заключен мирный договор, по которому регион вошел в состав Турции. Республика Армения, возникшая после распада СССР в 1991 году, не признала это соглашение, и гора Арарат до сих пор считается священным местом для жителей Армении. Гора также изображена на гербы страны.

Легенды об Арарате

Легенды об Арарате, сложенные армянами за многие сотни лет, свидетельствуют о том, что гора была и остается источником вдохновения народа. Арарат чтили, ему поклонялись, его стремились покорить.

Гора арарат (61 фото)

1

Араратская Долина храм


2

Арарат гора Армения


3

Хор Вирап и Арарат


4

Долина горы Арарат


5

Армения Ереван Арарат


6

Арарат над Ереваном


7

Армения Арарат


8

Гора Арарат фото


9

Гора малый Арарат


10

Арарат гора Армения


11

Гора Арарат высота над уровнем моря


12

Гора малый Арарат


13

Город Масис


14

Гора Арарат закат


15

Ереван вид на Арарат


16

Гора Арарат


17

Айастан Арарат


18

Гора Агри (Арарат)


19

Гора Арарат виноградники


20

Сис и Масис гора Арарат


21

Вулкан на горе Арарат


22

Армения Арарат


23

Гора Арарат вулкан


24

Масис Армения


25

Гора Масис Армения


26

Подножие горы Арарат


27

Горы Кавказа Арарат


28

Армения Full HD С горами и


29

Арарат гора со стороны Армении


30

Гора Масис Армения


31

Гора Арарат хор Вирап живопись


32

Хор Вирап Армения


33

Монастырь хор Вирап


34

Хор Вирап Армения


35

Монастырь хор Вирап


36

Ереван Арарат


37

Гора Арарат вид с Еревана


38

Монастырь хор Вирап в Армении


39

Гора Арагац и Арарат


40

Хор Вирап и Арарат


41

Горы Кавказа Арарат


42

Гора Арарат и Аракс


43

Ереван монастырь хор Вирап


44

Хор Вирап вид на Арарат


45

Гора Арарат


46

Гора Масис Армения


47

Бамбакашат Армения


48

Армения Арарат панорама


49


50

Арарат гора со стороны Армении


51

Арарат гора Армения


52

Арарат из Еревана


53

Араратская Долина Армения


54

Монастырь хор Вирап на фоне горы Арарат


55

Масис и сис Арарат


56

Фотообои гора Арарат


57

Ереван гора Арарат


58

Ереван гора Арарат


59

Горы Армении


60

Республика Армения гора Арарат


61

Вид с горы Арарат со стороны Армении

Отель Масис 3*

Гостиница «Масис» находится в курортном микрорайоне Лазаревское, в 200 метрах от реки Псезуапсе и в 10 минутах езды от берега Черного моря. В зонах общественного пользования предоставляется бесплатный WiFi.

Все номера оснащены кондиционером, телевизором с плоским экраном, а также холодильником. В собственной ванной комнате установлен душ. В гостинице «Масис» к вашим услугам круглосуточная стойка регистрации и принадлежности для барбекю.

Гости могут воспользоваться бесплатной парковкой. До железнодорожного вокзала Лазаревская — 1,7 км. Расстояние от гостиницы до международного аэропорта Сочи составляет 96 км.

Описание отеля носит только ознакомительный характер, полную информацию обо всех услугах уточняйте на официальном сайте отеля.

самые популярные удобства

  • 1 бассейн
  • Бесплатная парковка
  • Семейные номера
  • Бесплатный Wi-Fi
  • Можно с питомцами

Услуги

Домашние животные

Бесплатно! Размещение домашних животных допускается по предварительному запросу. Дополнительная плата не взимается.

Спорт и отдых

Настольный теннис

Интернет

Бесплатно! Wi-Fi предоставляется в общественных зонах бесплатно.

Парковка

Уличная парковка

Сервисы

Трансфер

Трансфер от/до аэропорта (оплачивается отдельно)

Трансфер (оплачивается отдельно)

Круглосуточная стойка регистрации

Безопасность

Огнетушители

Видеонаблюдение снаружи здания

Видеонаблюдение в местах общего пользования

Общие

Кондиционер

Отопление

Семейные номера

Номера для некурящих

Оздоровительные услуги

Бассейн

Бассейн

Бассейн с подогревом

Открытый бассейн (работает по сезонам)

Открытый плавательный бассейн

Поблизости

Ближайшие достопримечательности

Аквапарк «Наутилус»

0.6 км

Парк Культуры и Отдыха

1.3 км

Аквапарк Морская Звезда

2.2 км

Самшитовое Ущелье

4 км

Ближайшие достопримечательности

Гора Жемси

6.9 км

Тридцать три водопада

18.5 км

Полезно знать

Заезд C 14:00
Отъезд До 12:00

Перемещенные символы – Власть – Коммерсантъ

На минувшей неделе спецпредставитель ООН Мэтью Нимитц пытался помочь Греции и Македонии преодолеть многолетний конфликт из-за названия бывшей югославской республики, на которое она, по мнению греков, не имеет никакого права. «Власть» обнаружила, что конфликт, связанный с узурпацией национальных символов, отнюдь не уникален.

Македонский символ

В 1991 году Социалистическая Республика Македония вышла из состава Югославии и провозгласила независимость. Как и всякой независимой стране, ей понадобились такие безусловные атрибуты государственности, как официальное название, государственные герб, гимн и флаг. Тут-то и начались проблемы. Как только македонцы обзавелись всем этим, выяснилось, что у соседней Греции нет претензий только к гербу и гимну. Герб Республики Македония почти копирует тот, который существовал во времена Тито, а что поют македонцы, стоя на стадионах, Грецию не слишком волновало. Зато флаг, да и само название страны вызвали у греков бурю негодования.

Флаг, принятый в 1991 году, был практически идентичен флагу сразу нескольких административных районов Греции, расположенных на территории древней Македонии. Главный элемент флага — «вергинское солнце» с шестнадцатью лучами — был известен еще во времена Филиппа II Македонского, и греки считали его использование на флаге другой страны попыткой узурпировать национальный символ и переписать историю. Кроме того, хотя они вполне терпели, пока слово «Македония» использовалось в названии одной из составляющих Югославии (в конце концов, в самой Греции есть сразу два административных района, в названиях которых присутствует то же самое слово), допустить, чтобы Македонией называлось независимое государство, греки, чтущие память Александра Македонского, разумеется, не могли. В общем, в Греции и слышать не хотели о такой стране, как Македония, да еще с таким флагом.

Ситуация осложнялась тем, что нешуточный конфликт разгорался не где-то в южных морях, а в центре Европы. В то время как прочие государства, входившие в состав Югославии, пользовались всеми благами членства в ООН, Всемирном банке, имели самые тесные отношения с Евросоюзом и НАТО, Македония всего этого была лишена.

Македонцы была готовы на некоторые уступки. В 1995 году они изменили свой флаг и согласились в международных организациях, в которых представлена и Греция, называться Бывшей Югославской Республикой Македония (БЮРМ). Однако назвали этот шаг временным и оставили в качестве официального название Республика Македония (сейчас оно признается большинством стран мира в двусторонних отношениях с Македонией). Дальнейшие переговоры с Грецией ни к чему не приводят. И это все больше волнует и Европу и мир: страна стала активным союзником НАТО и США и рассчитывает на членство в Североатлантическом альянсе и на место в Евросоюзе. Пока эти перспективы туманны: Греция обещает заблокировать вхождение Македонии в эти организации, пока та не поменяет свое название. Македонцы со своей стороны говорят, что принципами не торгуют и готовы использовать название БЮРТ только в двусторонних отношениях с Грецией. А на международной арене не позволят, чтобы официальному названию страны добавлялись оскорбительные эпитеты «бывшая» и «югославская».

Китайский символ

Вполне возможно, что непоколебимость Македонии в вопросе о названии страны связана с опытом еще одного государства, которое никак не может добиться, чтобы его называли так, как оно того хочет. Речь идет, разумеется, о Тайване. Проблемы с названием появились у Тайваня после того, как в начале 1970-х годов большинство государств мира признали Китайскую Народную Республику и обязались уважать «принцип одного Китая», в соответствии с которым существует не два, а одно китайское государство со столицей в Пекине. К этому времени Тайвань, независимость которого континентальный Китай не признавал, не признает и никогда не признает, уже играл важную роль на международной арене и был одним из самых развитых государств Азии. Игнорировать его не представлялось возможным даже тем странам, которые формально признавали КНР. Тем не менее «политика одного Китая» не позволяет никому использовать хотя бы одно из четырех названий, которые сами тайваньцы предпочитают — Китайская Республика, Китайская Республика (Тайвань), Китайская Республика на Тайване или просто Тайвань. Международные организации предложили Тайваню компромиссный вариант — «Тайвань, Китай» — однако это предложение было с возмущением отвергнуто на острове как ставящее Тайвань в подчиненное положение по отношению к КНР.

В конце концов компромисс был найден. В 1979 году Международный олимпийский комитет, а вслед за ним и другие международные организации утвердили название — Китайский Тайбэй, введя в него столицу Тайваня город Тайбэй. Китай и Тайвань остались довольны компромиссом, поскольку он не только оказался политически нейтральным, но и позволил обеим сторонам видеть в нем то, что каждая из них предпочитает.

Все дело в том, что в отличие от большинства языков мира, в которых прилагательное «китайский» означает принадлежность и к государству и к народу, в собственно китайском языке для этого существует два отдельных прилагательных. В КНР термин «Китайский Тайбэй» переводят, употребляя прилагательное zhongguo (китайский как относящийся к китайскому государству), на Тайване — zhonghua (относящийся к китайскому народу).

Разумеется, как и всякий компромисс, международно признанное название Тайваня не идеально. В 2000 году, к примеру, на конкурсе «Мисс Вселенная» тайваньская представительница именовалась «мисс Китайский Тайбэй», а через несколько лет, когда конкурс проходил в Панаме, тогда еще признававшей независимость Тайваня, конкурсантка носила сразу две ленты — «мисс Тайвань» и «мисс Китайский Тайбэй». Во Всемирной торговой организации официально Тайвань называют «Отдельной таможенной территорией Тайваня, Пэнху, Цзиньменя и Мацзу», включив в название и небольшие острова, управляемые из Тайбэя. Тем не менее и оскорбительные «Тайвань, провинция Китая» и «Тайвань, Китай» продолжают употребляться: первое используется в официальных документах ООН, второе — в Азиатском банке развития.

Ирландский символ

Арфа и трилистник — главные и всемирно известные символы Ирландии. Изображение золотой арфы с серебряными струнами — государственный герб Ирландской Республики. Похожее изображение есть и на британском гербе. С самых первых дней существования независимого ирландского государства это вызывало большое недовольство ирландцев, которые потребовали изъять арфу с британского герба. Однако в британский герб арфа попала еще в те времена, когда Ирландия целиком входила в состав Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии. После создания независимого ирландского государства название поменяли на Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, однако герб решили не трогать, посчитав, что арфа вполне подходит в качестве символа Северной Ирландии.

Ирландские политики и историки убеждали британцев, что у Северной Ирландии есть собственный символ — изображение красной ладони на белом фоне, который известен с незапамятных времен. А вот арфа менее всего имеет отношение к той территории острова, которая осталась в составе Соединенного Королевства.

Консервативные британцы оставили просьбы и требования ирландцев без удовлетворения. Во-первых, королевский герб Британии уже и так однажды менялся, когда после окончательного разрешения территориальных споров с Францией в конце средних веков из него изъяли символ французских королей — три золотые лилии. Во-вторых, заменить ирландскую арфу было нечем — ну не красной же ладонью. В конце концов ирландцы успокоились тем, что изображение арфы на британском гербе сильно отличается от арфы на гербе Ирландии. И наконец, ирландцы не устают надеяться на то, что когда-нибудь северные графства Ирландии, находящиеся под британским контролем, воссоединятся с Ирландской Республикой и тогда уж британским властям придется поменять герб.

Армянский символ

Еще один незатихающий конфликт — история с изображением горы Арарат на гербе Армении. Арарат остается едва ли не самым известным символом Армении со времен существования государства Урарту, на территории которого находился Арарат, давший название всей стране. Тем не менее этот символ Армении находится за ее пределами — в Турции, где гора, которую в Армении называют Масис, обозначается как Агры-даг.

Впервые гора появилась на гербе Армении после провозглашения независимой Демократической Республики Армения в 1918 году. Тогда появление Арарата на гербе страны казалось оправданным. Османская империя была ослаблена первой мировой войной, в которой она выступила на стороне Германии, раздел казался неминуемым, и в Армении всерьез рассчитывали, что страна сможет себе вернуть по крайней мере часть прежних территорий, в первую очередь, естественно, гору Арарат.

Этого не произошло. Армения была провозглашена Советской Социалистической Республикой. Герб страны изменили, однако изображение Арарата осталось. Более того, если на старом гербе он был лишь одним из элементов, на новом его изображение стало основным. Государственный герб, эскиз которого был выполнен Мартиросом Сарьяном, впервые сделал намек и на библейскую историю Арарата: по одной из версий, виноградная лоза, изображенная прямо под Араратом, имела прямое отношение к библейской истории о том, что Ной после потопа устроил на склонах горы виноградник.

С тех пор изображение Арарата не сходило с государственного герба Армении. Оно осталось и после создания Закавказской Республики (в нее кроме Армении вошли Азербайджан и Грузия), и после воссоздания Армянской ССР.

Говорят, что именно в этот момент к гербу Армении свои претензии высказала Турция, представители которой возмутились тем, что Армения столь бесстыдным образом эксплуатирует образ турецкой горы Агры-даг. Существует легенда, что советские представители в ответ попеняли туркам на то, что на гербе и флаге страны помещено изображение полумесяца — тогда как на Луну у Турции тоже нет никаких эксклюзивных прав. Как бы то ни было, факт остается фактом: Турция прекратила возмущаться изображением Агры-дага на гербе не слишком любимой ею Армянской ССР. Впрочем, скорее всего, главную роль здесь сыграла не история с полумесяцем, а очевидное нежелание Турции портить отношения с Советским Союзом, который турецкие власти (по крайней мере до вхождения Турции в блок НАТО) определенно и обоснованно опасались.

После вторичного провозглашения независимости Армении в 1991 году страна вернула (с некоторыми изменениями) герб демократической Армении. Изменения, в частности, коснулись и горы Арарат. Она, разумеется, осталась на гербе, но была дополнена изображением Ноева ковчега.

Словацкий символ

Арарат — не единственная гора, ставшая причиной нешуточных споров. Вскоре после распада советского блока гербовый конфликт, правда в весьма мягкой форме, вспыхнул между Венгрией и Словакией, образованной после «бархатного развода» чехов и словаков. Поводом для споров стало изображение на гербе Словакии трех гор — Татры, Фатры и Матры. К первым двум у венгров не было никаких претензий — все они находятся на территории Словакии. А вот третья гора — Матра — располагается уже в Венгрии. Масла в огонь подливали историки, напоминавшие, что печатью с изображением трех гор были скреплены документы так называемого Словацкого национального совета, созданного в Вене в разгар венгерской революции 1848-1849 годов. Словаки тогда выступили на стороне Австрии против боровшихся за независимость венгров. Так что появление на гербе Словакии Матры в Венгрии восприняли без всякого энтузиазма.

Впрочем, у словаков нашлось что ответить венграм. Они заметили, что одним из элементов венгерского герба, красочного и замысловатого, является все то же изображение трех гор — символ того, что когда-то и они, и вся территория Словакии, входили в состав Венгрии. Таким образом, на гербе Венгрии оказались сразу две словацкие горы. В конце концов обе страны решили вести себя цивилизованно и перестали придираться к гербам друг друга. В частности еще и из опасений, что склока из-за нарисованных гор может не только повредить имиджу обеих стран, но и сыграть на руку ненавистным коммунистам: во времена существования социалистических Венгрии и Чехословакии никаких проблем с гербами не было. На венгерском горы отсутствовали, а на эмблеме социалистической Словакии красовалась всего одна гора. Причем из всех документов, связанных с принятием этой эмблемы, было ясно, что это не злополучная Матра, а вполне безвредная Кривань, которая расположена в границах Словацкой Социалистической Республики и в связи с этим не может быть предметом чьих бы то ни было обид.

ВЯЧЕСЛАВ БЕЛАШ

Об именах Сис, Масис и Арарат Священной Армянской горы

Самую высокую двухпиковую гору (5,165 м) Армянского нагорья армяне называли Сис и Масис. Масис также известен как Арарат. Как и многие вопросы, касающиеся истории Армении и древних имен, названия священной армянской горы Масис и Арарат также заинтересовали исследователей и подняли много новых вопросов: почему у этой священной горы два имени — Масис и Арарат ?.

Какой древнее ?.Что означают имена Сис, Масис и Арарат ?. Почему и когда гора называлась Арарат ?. Далее мы рассмотрим каждый из этих вопросов и постараемся их объяснить. Имена Сис и Масис — самые древние названия горы. Можно отметить, что другие горные вершины Армянского нагорья также носят названия, близкие к названию Масис. Таким образом, гора к северу от озера Ван получила название Нех-Масик (Сипан) 1.

Гора в Армянской Месопотамии на юго-западе Армянского нагорья в древнегреческих2 и армянских3 источниках называлась Масиос или Масион (ныне Тур-Абдин).В ассурийских письменных источниках эти горы называются горами Кашиари4.

Из шумеро-аккадского эпоса «Гильгамеш» известна гора с двумя вершинами под названием Масу или Машу5, за которой восходит и заходит солнце и на которой покоился Ковчег Утнапишти (прототип Ноя). Масу-Машу часто отождествляют с горами Масиос-Масион.

Существует множество объяснений и точек зрения на происхождение имен Сис и Масис. Наиболее древним из них является объяснение М. Хоренаци: В своем труде «История Армении» он писал, что имя Масис произошло от великого Гайка. имя внука Амасии6 (Айк, Араманьяк, Арамаис, Амасия).По одной из точек зрения имена Масис, Масу-Машу имеют значение «близнецы»,
«пара гор», «горы-близнецы» .7

Согласно другой широко распространенной точке зрения, произошло название «Масис» от армянского слова «мас» (часть), потому что гора состоит из двух частей. Однако величественный вид на гору говорит о другом. Своим впечатляющим внешним видом Сис и Масис (одинокие, двуглавые) оставляют такое впечатляющее ощущение, как будто они прямо оторвались от Матери-Земли, земли и прочно укоренились в земле.По другим мнениям, высокие вершины не одиноки и не связаны напрямую с Матерью-Землей.

Это просто высокие вершины горных цепей. Появление горы Масис (Сис, Ма-Сис) предполагает, что имя Сис могло быть связано со значением армянского слова «циц», которое означает «грудь кормящей матери» 8 («կաթնաբեր մասունք մարց¦» ). Среди многих индоевропейских языков можно найти слова со схожим значением и произношением9.

«Ма» в слове Масис — это краткая форма обращения к матери на армянском языке.Следовательно, мы должны предположить, что Масис имеет значение Мать Сестрица. Называя гору с двумя вершинами Сис и Масис, расположенную почти в центре Армянского нагорья, армяне считали ее Родиной, источником питания земли, которая своими высокими вершинами получала космический, животворный поток и энергию. питала Мать-Землю и непосредственно связанную с ней страну — Армению.

Известно, что шумеры пришли в Нижнюю Месопотамию из южных частей Армянского нагорья, принеся с собой многие культурные ценности, в том числе религиозные и мифологические, созданные на их родине.Конечно, они знали о святой горе с двумя вершинами Армянского нагорья с именами Сис и Масис, а на новой родине, говоря о Потопе, они называли гору с двумя вершинами Масу-Машу Арк. Кстати, вершина, на которой покоился Ковчег Утнапишти, называлась Нисир, что очень похоже на название Масис.

Гора Масу-Машу с двумя вершинами, откуда, согласно «Гильгамешу», восходит и заходит солнце, также изображена на акадских марках. Более того, горы изображены так, как будто они видны из Месопотамии — Масис слева, а Сис справа.Армяне считают Масис священной, божественной горой, на вершину которой не должны ступать ноги смертного. Армяне считают, что гору охраняют черти и вишапазуны (потомки дракона). Вспомним слова М. Хоренаци, когда он упоминает об армянском царе Арташесе, который, проклиная своего сына Артавазда, говорит:

Если сядешь на коня, иди на охоту
До вольных, в Масис,
Пусть черти захвати тебя и забери
До свободного, до Масиса10.

Эти черти и вишапазуны, охраняющие гору Масис, напоминают людей-скорпионов из эпоса «Гильгамеш», охраняющих ворота гор Масу-Машу и открывающих их только для богов.В 1255 году, когда французский путешественник У. Рубрук хотел подняться на вершину Арарата, старик-армянин убедил его не лезть, сказав: «Никто… не должен подниматься на Масис, она мать Земли» 11.

Для армян даже снег на вершине Масиса считался священным. Когда в 1829 году армянский писатель Х. Абовян с немецким ученым Ф. Попугаем поднялся на вершину Масиса, он привез с собой бутылку, наполненную снегом, которую хранил как священные реликвии.

Таким образом, можно сказать, что древнее название Масис армянской священной горы послужило основой для имен Нех-Масик, МасиосМасион, а также Масу-Машу, которые расположены в других местах Армянского нагорья
года.Для священной горы Масис также используется название Арарат, которое является самым древним названием, данным Армении.

Название Арарат (Арарат) со своим значением и объяснением восходит к временам творения и имеет значение «место творения» 12. Название Арарат распространилось по миру через Библию. Согласно Ветхому Завету, во время Потопа Ноев ковчег отдыхал на «Араратских горах» 13.

В еврейской оригинальной версии Библии для Армении используется название Араратское царство (Урарту), а гора, на которой покоился Ноев ковчег, называется Гора Арарат.Позднее, в раннем средневековье, христианские толкователи Библии отождествили гору Ноев ковчег, расположенную в стране (горах) Арарат, с горой, которую армяне называли Масис, и поэтому Арарат-Масис считался горой, на которой находился Ноев. Арк отдыхал.

Таким образом, название священной горы Масис, расположенной почти в центре Армянского нагорья, является древнейшим названием, данным горе армянами, и имеет значение «Мать-Кормилица» (Ма-Сис), а название Позже ему был передан Арарат — как гора, расположенная в центре страны Арарат-Урарту, где во время Всемирного потопа потомки Ноя нашли приют и спаслись.После Потопа вокруг горы АраратМасис возникла новая человеческая цивилизация.

Отрывок из книги Ангелы Терян «Древние письменные источники европейских народов об их исконной родине — Армении и армянах»

Сноски

1. История армянского народа, Ереван, 1971, т. 1, с. 21
2. Страбон, География, XI, 14 (2)
3. Еремян С., Армения по армянской географии («Աշխար-
հացույց»)
4. Хрестоматия истории армянского народа, Ереван, 1981, с. .15-16, 21
5. Поэзия Древнего Востока, Ереван, 1982, с. 145
6. Мовсес. Хоренаци, История Армении, Ереван, 1981, с. 50-51
7. Мартиросян Н., Историко-филологический журнал, 1961, N 3-4, стр. 107
8. Новый лексикон армянского языка (Նոր բառգիրք Հայկազյան
լեզվի), с. 746).
9. Ачарян Х., Армянский этимологический словарь, 2, 1973, с. 471-472, (на
арм. Яз.), В. Даль, Толковый словарь, Москва, 1956, с. 188 с.
10. Мовсес Хоренаци, 1981, с.233
11. Акопян Овх., Примечания (на армянском), т. 1, Ереван, 1932, стр. 18
12. Терян А., Армения: колыбель созидания и цивилизации, 2002, с. 18-19
(на армянском)
13. Бытие, 4,5

Об именах Сис, Масис и Арарат Священной Армянской горы

Самая высокая двухпиковая гора (5,165 м) Армянского нагорья называлась Сис и Масис армянами. Масис также известен как Арарат. Как и многие вопросы истории Армении и древних названий, названия священной армянской горы Масис и Арарат также интересовали исследователей и вызывали множество вопросов.

И вопросов много: почему у этой священной горы два имени — Масис и Арарат, какое древнее, что означают названия Сис, Масис и Арарат, почему и когда гора называлась Арарат? Давайте рассмотрим каждый из этих вопросов и попытаемся их объяснить. Имена Сис и Масис — самые древние названия горы.

Можно отметить, что другие горные вершины Армянского нагорья также имеют названия, близкие к названию Масис. Так, гора к северу от озера Ван получила название Нех-Масик (Сипан).Гора в Армении Месопотамия на юго-западе Армянского нагорья, в древнегреческих (Страбон, География, XI, 14/2 /) и армянских (С. Еремян, Армения Согласно армянской географии / «Աշխարհացույց» /) источникам назывался Масиос или Масион (ныне — Тур-Абдин).

Ассурийские письменные источники используют название горы Кашиари для этих гор. Из шумеро-аккадского эпоса «Гильгамеш» известна гора с двумя вершинами под названием Масу или Машу, за которой восходит и заходит солнце и на которой остановился Ковчег Утнапишти (прототип Ноя).Масу-Машу часто отождествляют с горами Масиос-Масион.

Существует множество объяснений и точек зрения на происхождение имен Сис и Масис. Самым древним из них является объяснение М. Хоренаци: в своем труде «История Армении» он писал, что имя Масис произошло от имени правнука Айка Амасия (Айк, Араманьяк, Арамайис, Амасия). Согласно одной из точек зрения, имена Масис, Масу-Машу имеют значение «близнецы», «пара гор», «горы-близнецы».

По другой широко распространенной точке зрения, название «Масис» происходит от армянского слова «мас» (часть), потому что гора состоит из двух частей.Однако величественный вид на гору говорит о другом. Сис и Масис своим видом (одинокие, двухпиковые) оставляют такое впечатление, будто они выросли прямо из Матери-Земли, из земли и прочно связаны с землей. В других случаях высокие пики не одиноки и не связаны напрямую с землей. Это высокие вершины горных цепей.

Вид горы Масис (Сис, Ма-Сис) позволяет предположить, что имя Сис может быть связано со значением слова «Сис» «Реликвии кормящей матери» («կաթնաբեր մասունք մարց»), (Лексикон Армянский язык, Նոր բառգիրք Հայկազյան լեզվի, p.746). Во многих индоевропейских языках встречаются слова, близкие по значению и произношению к слову «Сис» (Х. Ачарян, Армянский радикальный словарь, 2, 1973, с. 471-472, / на армянском /. В. Даль). , Толковый словарь, М., 1956, с. 188 / на русском языке /).

«Ма» от слова Масис на армянском языке означает «порождение», что означает мать. Следовательно, можно сказать, что Масис имеет значение Мать Сестрица.

Армяне, называя Сис и Масис двухгорной горой, расположенной почти в центре Армянского нагорья, рассматривали ее как Родину, питающую землю реликвии, которые своими высокими вершинами получают космический животворный поток и энергию. и питают Мать Землю и страну — Армению, напрямую связанную с ними.

Известно, что шумеры пришли в Нижнюю Месопотамию из южных частей Армянского нагорья, взяв с собой многие культурные ценности, в том числе религиозные и мифологические, созданные на их родине. Конечно, они знали о двухпиковой священной горе Армянского нагорья с именами Сис и Масис, а на новой родине, говоря о Всемирном потопе, они называли двухпиковую гору Масу-Машу Арк.

Между прочим, вершина, на которой остановился Ковчег Утнапишти, называлась Нисир, что очень похоже на название Масис.Гора Масу-Машу с двумя вершинами, откуда, согласно «Гильгамешу», восходит и заходит солнце, также изображена на акадских марках, причем горы изображены так, как они видны из Месопотамии — Масис слева и Сис на право.

Армяне считают Масис святой, божественной горой, на вершину которой не должны ступать ноги смертного. По армянским поверьям, гору охраняют черти и вишапазуны (потомки дракона). Вспомним упоминание М. Хоренати, когда армянский царь Арташес проклял своего сына Артавазда, сказав:

Если ты сядешь на лошадь, иди на охоту
До вольного, до Масиса,
Пусть дьяволы схватят тебя и заберут
Вверх в свободное, в Масис.

Эти черти и вишапазуны, охраняющие гору Масис, напоминали людей-скорпионов из эпоса «Гильгамеш», которые охраняют ворота гор Масу-Машу и открывают их только для богов. В 1255 году, когда французский путешественник У. Рубрук хотел подняться на вершину Арарата, армянский старик убедил его не лезть, сказав: «Никто … не должен подниматься на Масис, она мать Земли» (Hovh Акопян, Записки / на армянском языке /, т.1, Ереван, 1932, с. 18).

Для армян даже снег Масиса считался священным.Когда в 1829 году армянский писатель Х. Абовян с немецким ученым Ф. Попугай поднялся на вершину Масиса, он привез с собой бутылку со снегом, которую хранил как священные реликвии.

Таким образом, можно сказать, что для имен Нех-Масик, Масиос-Масион, а также Масу-Машу, которые расположены в других местах Армянского нагорья, за основу было взято древнее название Масис Армянской священной горы.

Для священной горы Масис также используется название Арарат, которое является самым древним названием, данным Армении.Название Арарат (Арар-ат) по своему значению и объяснению восходит к временам творения и имеет значение «место творения» (А. Терян, Армения: Колыбель созидания и цивилизации, 2002, с. 18-19 / на армянском /).

Имя Арарат распространилось по миру через Библию. Согласно Ветхому Завету, во время потопа Ноев ковчег остановился на «горах Араратских» (в Бытии, 4,5). В еврейском оригинале Библии для Армении используется название Араратское царство (Урарту), а гора Ноев Ковчег называется горами Арарат (гора).

Позже, в раннем средневековье, христианские толкователи Библии отождествили гору Ноев Ковчег, расположенную в стране (горах) Арарат, с горой, которую армяне называли Масис, а Арарат-Масис считался горой Ноева Ковчега по имени Арарат. .

Таким образом, название священной горы Масис, расположенной почти в центре Армянского нагорья, является древнейшим названием, данным этой горе армянами, и имеет значение Мать-Кормилица (Ма-Сис), а имя Арарат было дано позже — как гора, расположенная в центре страны Арарат-Урарту, где во время потопа потомки Ноя нашли убежище и спаслись.А после Всемирного потопа вокруг горы Арарат-Масис зародилась новая человеческая цивилизация.

Статья напечатана в книге Анжела Терян, «Армения и история», Ереван, 2007 г.

Анжела Терян

Анжела Терян Окончила исторический факультет Ереванского государственного университета, старшее начальное сотрудник Государственного музея истории Еревана. Она занимается исследованиями в области древней истории Армении, автор научных статей и книги «Культ бога Ара в Армении» (1995), над которой Терян работал 5 лет.

Колыбель цивилизаций Армения приветствует вас

Гора Арарат или Масис по-армянски, также называемая Великим Араратом, — это спящий вулкан на родине Арара в восточной Анатолии, недалеко от границы с Арменией, Ираном и азербайджанским эксклавом Нахичевань. На высоте 5165 метров над уровнем моря, это самая высокая гора Армянского нагорья, хотя она расположена на сегодняшней территории Турции. По соседству с Араратом находится небольшая гора, которая называется маленький Арарат или Сис, ее высота составляет 3925 метров.В 2004 году обе горы были включены в национальный парк. Гора Арарат считается местом последнего упокоения библейского Ноева ковчега. Поэтому ее называют библейской горой. Однако признанные научные доказательства этого отчета отсутствуют. Некоторые авторы утверждают, что библейская история не относится непосредственно к горе Арарат, а в целом к ​​царству Урарту, которое было начертано ассирийской клинописью. Геологическое образование недалеко от вершины, известное как «Араратская аномалия», было обнаружено в 20 веке с помощью аэрофотосъемки, что породило предположения об остатках библейского Ноева ковчега.

Хотя Арарат находится в Турции, сейчас он считается национальным символом Армении. Изображен на государственном гербе Республики Армения. В 19 веке, когда не существовало армянского государства, Арарат символизировал армянскую государственность. Первая Республика Армения, первая современная армянская государственная структура, существовала между 1918 и 1921 годами, часто называемая Араратской республикой или республикой Арарат, так как она находилась в Араратской долине. Турция выразила протест, указав, что гора находится на территории Турции и, следовательно, не может быть захвачена Арменией или Советским Союзом.Позднее министр иностранных дел СССР Громыко возразил и спросил турок, почему они изобразили полумесяц на своем флаге. Они претендовали на Луну? На государственном гербе Армении четыре армянских царских дома: Арташесиан, Аршакуни, Багратуни и Рубинян изображены посреди горы Арарат с Ноевым ковчегом. Географически Арарат находится в центре четырех древних царств Армении, ибо по этой причине гора является частью исторического дома армян.

Первое исторически подтвержденное восхождение на вершину Великого Арарата состоялось в 1829 году небольшой экспедиционной группой.Эту экспедицию возглавил ректор Дерптского университета (Эстония) Фридрих Паррот. Его сопровождал его армянский лидер Хачатур Абовян, который считается основоположником новой армянской литературы. Они также сопровождали двух российских солдат Алексея Сдровенко и Матвея Чалпанова из 41-го российского охотничьего полка, а также двух фермеров Ованеса Айвасяна и Мурата Погосяна из близлежащего села Аргури. Следующую экспедицию возглавил Джеймс Брайс, поднявшийся на гору Арарат в 1876 году.Он утверждал, что обнаружил кусок обработанной древесины на высоте 4000 метров. Самый благоприятный сезон для экспедиций — лето. Большая часть горы поднимается с южной стороны. Есть и другие маршруты с востока и севера, ведущие к вершине. «Считается, что на Арарат можно легко подняться в июне, июле и августе, но зимой это чрезвычайно сложно и может быть очень опасно. У нас также есть спасательная команда. Мы уже сбили несколько трупов» ( Заявление курдского горного гида Кемаля Чевена, который утверждает, что поднимался на Арарат 200 раз).«В зимние месяцы климат на горе очень неблагоприятный, так как метели часто делают невозможным восхождение».

Вершина Арарата покрыта вечным льдом, который начал таять примерно в 1957 году. В конце 1950-х годов Блюменталь заметил, что существовало 11 ледников, выходящих из снежной массы площадью около 10 км².

Где Ноев ковчег? | Колонка

Согласно священным книгам Торы, Библии и Корана, Пророк Ной годами пытался призывать людей верить в Единого Бога, но мало кто ответил положительно.Получив откровение, он построил корабль, вмещающий по паре каждого живого существа и тех немногих, кто верил в него.

Из выражения «вода, хлынувшая из печи» (сура Худ: 40) в аяте Корана, большинство ученых пришли к выводу, что Ноев ковчег обладал передовыми технологиями и приводился в движение паром. Ной считается мастером матросов и плотников.

После проливных дождей, которые продолжались несколько дней, весь мир был залит водой. Неверующие погибли.Со временем вода отступила, и Ноев ковчег приземлился на землю. Ной и его семья процветали на этой новой земле и умножались. Все люди на протяжении всей истории произошли от трех сыновей Ноя, попавших в ковчег; все живые существа произошли от пары себе подобных, взятых на борт корабля.

Хотя это очень древнее событие, наиболее часто вспоминаемое историческое событие во всех культурах — это наводнение. Шумерский «Эпос о Гильгамеше» основан на потопе. О потопе говорят египетские оракулы, греческие философы, персидские и китайские историки, индийские брахманы, валлийские, скандинавские, майя, ацтекские и индейские легенды.

Фреска Аурелио Луини, изображающая Ноев ковчег с множеством животных, садящихся на деревянный корабль, включая единорогов, в церкви Сан-Маурицио-аль-Монастеро-Маджоре в Милане, Италия, 2 сентября 2017 г. (Shutterstock Photo)

Этапы ивента практически одинаковы, но названия разные. Например, в греческой мифологии история повествует о спасителе Девкалионе и его жене Пирре; Гора, на которой плыл корабль, называется Парнас.

Есть ли гора Арарат?

В Торе сказано, что Ноев ковчег приземлился в горах Арарат. Ассирийцы называли своих соседей, которые жили в Восточной Анатолии и называли себя Халти, Урарту. Арарат происходит из Урарту. Имеются в виду места, орошаемые рекой Аракс. Сегодня эта гора находится в самой восточной части Анатолии, на границе Турции и Армении.

Армяне, одна из древнейших христианских общин, называют эту гору Масисом.Это означает «Мать Мира». Святитель Николай Дамаскин первым сказал, что Арарат в Торе — это Масис. Армяне восприняли этот слух, и он распространился по всему миру.

Агры, название горы Арарат по-турецки, происходит от курдского слова «Агир», что означает огонь. «Агири» означает огненный. Действительно, это была вулканическая гора. Последнее извержение произошло в 1840-х годах. Сегодня там до сих пор не растут деревья, невозможно найти воду, так как камни ее впитывают. Ничего не слышно, кроме грохота скал, катящихся высоко над ними с постоянными штормами.По этой причине армяне также называют Масис Миром Тьмы.

Когда-то в долине, спускающейся вглубь горы, жила деревня под названием Аргури; выше, на высоте 1800 метров (5900 футов), находился монастырь Святого Якоба. Согласно легенде, монастырь находился на том месте, где пророк Ной построил первый храм после потопа, а из остатков ковчега был сделан большой крест.

Армянский монастырь Хор Вирап на фоне горы Арарат, в Араратской равнине, Армения.(Фото Shutterstock)

Деревня и монастырь были разрушены землетрясением в 1846 году. Считается, что прямо над деревней из части корабля растет небольшая ива, и что Пророк Ной посадил виноградник рядом с монастырем.

К северу от горы находится город Нахчыван, что означает «впервые увиденный». Нахчыван был первым городом, основанным после наводнения, и его название происходит от Ноя.

В следующий раз!

С 1829 года европейские путешественники и ученые неоднократно поднимались на гору Арарат и искали Ноев ковчег.Они утверждали, что нашли трехпалубный корабль в соответствии с размерами 150 на 25 на 15 метров, указанными в Библии, и даже купили некоторые детали. Позже летчики рассказали, что даже сфотографировали корабль. Были нарисованы репрезентативные картинки. Газеты произвели фурор. Фактически, согласно этим историям, американцы построили военный корабль «Орегон».

Самым стойким сторонником этого утверждения в Турции был политик Народно-республиканской партии (НРП) Касым Гюлек.Позже выяснилось, что ни одна из историй не соответствовала действительности. Полученные предметы не прошли проверку на углерод-14. Оказалось, что то, что считалось кораблем, было сушей, похожей на корабль.

Некоторые считают, что скальное образование в форме лодки — это остатки Ноева ковчега у горы Арарат, в Догубеязите, Агры, на востоке Турции. (Фото Shutterstock)

Со временем было заявлено, что такого рода исследования были денежной ловушкой.Исследователи несколько дней рекламировали, чтобы найти спонсоров, переходя из церкви в церковь и читая платные лекции. Религиозные люди не уклонялись от пожертвований. Потом приезжали на гору Арарат, фотографировались и на обратном пути говорили: «В этот раз мы не смогли найти, но в следующий раз точно».

Скромная гора Джуди

После разгрома горы Арарат иностранцы направились к горе Джуди. В Коране ясно сказано, что корабль сидел на Джуди: «Затем прозвучало слово:« О земля! Проглоти воду твою, и о небо! Удержи (свой дождь)! » и вода утихла, и дело было кончено.Ковчег покоился на горе Джуди, и прозвучало слово: «Долой тех, кто поступает неправильно!» (Сура Худ: 44).

Коранические комментарии сходятся во мнении, что Джуди — гора недалеко от Мосула. Исламские ученые буквально хвалят эту гору за то, что она смиренно взяла на себя корабль.

Описывая наводнение, вавилонский священник Берос, живший около 250 г. до н. Э., Говорит, что корабль находился в Кордианских горах и что его останки все еще существуют, и что люди даже делали амулеты из его частей.

Эти горы расположены на юго-западном берегу озера Ван. И это то место, где стоит гора Джуди. К северу от Месопотамии, где жил Пророк Ной, это единственная высокая гора с высотой 2144 метра, наиболее подходящая для посадки корабля.

Голубь, которого послали посмотреть, закончился ли потоп, вернулся с оливковой ветвью во рту. На подножии горы Арарат, высота которой составляет 5137 метров, из-за холода не растут ни оливковые, ни какие-либо другие деревья, а на юго-западе от Джуди находится оливковая роща.

Сегодня у подножия горы находится деревня под названием Хештан (восьмидесятые), которую, как полагают, основали восемьдесят человек на корабле, который пережил наводнение. Прямо под горой находится юго-восточный город Ширнак, и, по слухам, это слово происходит от слова «Шахр-и Ной», что в переводе с персидского означает «город Ноя». В Джизре, историческом городе очень близко к горе, есть большая гробница, которая, как говорят, принадлежит пророку Ною.

Согласно исламским верованиям, место, куда спустился Ноев Ковчег после наводнения, — это гора Джуди, Ширнак, на юго-востоке Турции.(Фото Shutterstock)

Поскольку обе горы находятся в восточной Анатолии, нет причин, по которым гору Джуди нельзя считать частью гор Арарат, упомянутых в Торе.

Как упоминается в одном из стихов Корана: «И когда народ Ноя отверг посланников, Мы потопили их и сделали их знаком человечества» (сура Аль-Фуркан: 37). Некоторые исследователи тафсира (экзегезы) пришли к выводу, что останки корабля не будут потеряны.

Передается, что Пророк Мухаммад однажды сказал: «Есть что-то, что осталось от Ноева Ковчега, где первый из этой уммы (мусульман) догонит».»Это могло быть одной из причин, побудивших людей искать корабль.

Перейти к основному содержанию Поиск