Остров Хийумаа. Часть 2: север и запад, или Последние берега: varandej — LiveJournal
В прошлой части я рассказал о Хийумаа в целом и показал два его центра — Большую мызу (в прошлом) и город Кярдла (ныне). Но самое интересное — дальше, на север и запад от Кярдлы, на полуостровах, вдающихся в открытую Балтику: местная Гора Крестов, несколько мыз и церквей, уже показанный хутор Михкли, но самое главное — три старинных маяка, в том числе средневековый Кыпу, который лично для меня стал, пожалуй, самым впечатляющим зданием Эстонии.
Типичная дорога на Хийумаа — ровная, окружённая лесом и совершенно пустая. Вечером, когда мы ехали обратно, от Ристны (конечного пункта этого поста) до Кярдлы нам не встретилось ни одной машины. Вкупе со свинцовым морским небом (а погода испортилась за считанные минуты) и холодным ветром это особенно впечатляет. А странный указатель не случайно…
2.
В прошлогоднем путешествии по Литве одним из сильнейших впечатлений стала Гора Крестов близ Шяуляя, одна из главных достоприамечательностей страны, невысокий холм, сплошь покрытый сотнями тысяч принесённых людьми крестов разного размера и формы. Тем больше было моё удивление, когда я узнал, что своя Гора Крестов есть и в Эстонии — на Хийумаа в нескольких километрах западнее Кярдлы. Но у обеих гор одинаково непонятное происхождение, скорее всего уходящее корнями куда-то в язычество, обе создавались «всем миром», и с обеими связаны предания о жертвах царского режима: если литовцы, по преданию, ставили кресты на том холме в память о погибших в польско-литовских восстаниях, то на Хийумаа кресты якобы оставили шведы, в 1781 году выселенные отсюда в степи Новороссии (куда идти пришлось пешком, ибо поезда тогда ещё не придумали) — каждый ушедший в память о себе на обжитой земле. Ещё есть легенда, что как-то тут столкнулись два свадебных шествия, передрались да ненароком убили с одной стороны невесту, а с другой — жениха, после чего опомнились, покаялись друг перед другом, женили оставшихся жениха и невесту, а на месте драки поставили крест, и с тех пор кресты тут начали ставить по любому поводу. Суть в любом случае та же — место, куда каждый может принести свой крест:
3.
Но если литовская Гора Крестов видна издалека, то эстонская… я даже не сразу понял, что уже по ней иду. Приглядитесь — ведь верхний кадр ВЕСЬ В КРЕСТАХ. Просто тут они вот такие:
4.
На литовскую Гору Крестов обычно едут, приготовив большой красивый крест заранее, а здесь принято мастерить кресты самим из подручных материалов, коих в лесу вокруг небогато. Конечно, самодельные кресты (даже из зубочисток и пакетиков сахара) есть и на литовской Горе, а здесь есть и некоторое количество капитальных крестов, но всё же преобладающие формы тут явно разные. Наглядное отличие драматичных литовцев от эстонцев-интровертов:
5.
Вот кто-то сделал крест из жерновов, а я — сложил на земле из шишек:
6.
Если вспомнить, что на карте Хийумаа — Перевёрнутый Крым, то Кярдла примерно соответсвует Евпатории, а Гора Крестов — Симферополю, то есть это сердце острова, на карте похожего на крест или четырёхлучевую звезду. Через несколько километров мы свернули в сторону моря — на северный полуостров Тахкуна. На нём находится и хутор Михкли (кстати, помимо него на острове есть ещё хутор-музей Соэра восточнее Кярдлы, у дороги на Большую мызу), входящую в большую и разбросанную по лесу деревню Малвасте. Вот какое-то крупное здание, более всего похожее на дом отдыха времён Первой республики:
7.
А в лесу, если хорошенько поискать (нам дорогу подсказали музейщики на хуторе, сами бы не нашли), можно обнаружить кладбище с православной Ильинской церковью (1925) абсолютно самодельного вида. Интересно, что у неё за история, может основана какими-нибудь беженцами из России? На Хийумаа, в отличие от Сааремаа, православных церквей почти нет (помимо этой вроде бы есть ещё всего одна, да и та заброшенная).
8.
Через оконо сфотографировал убранство — необычайно минималистическое, тем более для православия:
9.
Дальше в лесу скрываются ещё руины каких-то батарей, небольшой военный музей, в Первую Мировую ходила обслуживавшая орудия узкоколейка (не единственная на Хийумаа, но в отличие от Сааремаа «на мирные рельсы» они тут не перешли), но мы их даже не искали. Лес впереди расступился, открыв плоский ветреный мыс и на нём маячный городок:
10.
Маяк Тахкуна — не самый старый и не самый уникальный в Эстонии, но по-моему — самый красивый. Он был заказан в 1871 году во Франции (говорят, что у Эйфеля, но не рановато ли по датам?) и смонтирован из готовых металлических деталей в 1873-м. Прямо сказать, маяков я до этой поездки видел немного, а тем более металлических, но в Эстонии их минимум три и все 1870-х — ещё есть маяк Ристна, к которому доедем в конце поста, и чуть более молодой маяк острова Рухну. Высота маяка Тахкуна — 40 метров от основания и 43 — над уровнем моря:
11.
Отдельное же достоинство маяков Хийумаа в том, что на каждый из них можно залезть — а это не то что у нас в России немыслимо, но и в остальной Эстонии не предусмотрено, по крайней мере у других маяков, будь то Рухну, Сырве на Сааремаа, Пакри в городке Палдиски, двух маяках Сурупи в окрестностях Таллина или Таллинский маяк близ центра города, я такой возможности не припомню. Но Хийумаа не зря называют Островом Маяков, здесь этом символ и главная достопримечательность, поэтому на каждом маяке за пару евро можно подняться наверх, а спустившись — согреться чашечкой кофе или купить сувениров. Во дворе за забором — старая «головка» маяка, заменённая в 2002 году — все они ещё и действующие.
12.
В металлической «трубе» маяка — ноктюрн: под ногами лязгают ступени, металл слегка вибрирует и гудит от ветра снаружи, а в жаркие безветренные дни тут, наверное, совсем духовка… Не знаю, где раньше висела мемориальная плита, но получается, что именно на этом мысу в октябре 1941 года немцы наконец добили оборону Моонзундов — аэродром на Сааремаа, с которого в августе 1941-го бомбили Берлин, я уже показывал в позапрошлом посте.
13.
Повороты винтовой лестницы кажутся бесконечными, гудение ветра и дрожащего металла всё громче и тревожнее:
14.
И вот мы выходим наверх — площадка с прозрачными забором и полом запечатлена на вводном кадре, и ветер на ней буквально сдувает. Вид назад, на острове лишь бесконечный лес, а ближе как на ладони весь маячный городок. Обратите внимание на относительно новый асфальт — раньше сюда вела убитая грунтовка, а шоссе к достопримечательности проложили в 2011 году. И ещё на то, что Хийумаа плоский, как стол, и берега его хоть и каменистые, а лишь немногим выше уровня воды:
15.
Острие мыса Тахкуна, на котором кто-то выложил натуральный «вавилон» — так эти спирали из камней, присыпанных дёрном, называют у поморов, и в мире их известно около сотни, в том числе больше половины в России и 1/3 — на Соловках (да и там почти все на Большом Заяцком острове). Для чего они — никто не знает, версий много, но ни одна не кажется идеальной. В Эстонии подобного, сколь мне известно, никогда не было, а вот в Финляндии и особенно Лапландии встречаются.
16.
А металлическая конструкция на берегу, склонившаяся над водой и словно гнутая ветрами- ни что иное, как памятник погибшим на пароме «Эстония»: здешний «Титаник», ходивший между Таллином и Стокгольмом и бывший одним из символов II республики, примерно за час был потоплен сильнейшим штормом ночью 28 сентября 1994 года в 60 километрах северо-западнее этого мыса, унеся на дно 852 жизни. Подробнее об этой катастрофе я писал в посте об эстонских реалиях, так как для крошечной страны это был сильнейший удар, ведь в процентном отношении (Эстония в 100 раз меньше России) катастрофа забрала больше людей, чем у нас Чеченская война, и памятники крушению «Эстонии» стоят ныне во многих городах.
17.
Но этот — самый пронзительный. Колокол с детскими лицами покачивается от ветра, и когда ветер достигает той же силы, что в ту штормовую ночь — начинает звонить. В принципе Тахкуна — не ближайшее к точке крушения место, от мыса Кыпу (виден на заднем плане кадра выше) дотуда километров на 10 поменьше, но дело в том, что сюда под утро волна прибила всплывшие обломки, в том числе 14 пустых шлюпок.
17а.
Одна из них стоит на лужайке около музея на «изумрудном острове» Кассари, показанном в прошлой части — там я упоминал «самый интересный и трагический экспонат». Шлюпка, надо сказать, в отличном состоянии, так и не скажешь, что с погибшего парома.
18.
Но она никого не спасла, а просто была оторвана ветром и волнами. Народы Прибалтики очень трепетно относятся к родной земле, и может быть шлюпки принесли души погибших?
19.
Впечатлённые и слегка подавленные (и к тому же потрёпанные ветром на площадке маяка), едем обратно к трассе — дальше наш путь лежит на западный полуостров Кыпу, или Дагерорт, к двум его маякам. Но по дороге — ещё пара остановок, например в деревне Рейги:
20.
Местную кирху, известную в дереве с 1627 года и бывшую центром тех самых выселенных шведов, отстроил в камне в начале 19 века барон Унгерн-Штернберг в память о сыне, который, по некоторым сведениям, покончил с собой, так как проиграл в карты немерянные суммы долгов. У нас вот самоубийц хоронили на выселках и не молились за их упокой, а тут целый храм построили — и не ясно, в лютеранстве это дело или в безграничности власти баронов на принадлежавшем им острове? Как бы то ни было, выглядит церковь достаточно мрачно:
21.
Кстати, следом за последними в моём прибалтийском цикле скансеном (тем самым хутором Михкли), замком (Аренсбург) и уездным остзейским городком (Курессааре), Рейги — последняя церковь. Правда, я ещё Палакюльскую часовню (1820), несостоявшуюся усыпальницу Штернбергом между Крядлой и Суурьмыйзой пропустил, а фактически после Хийумаа ещё осматривали Хаапсалу с окрестностями, но речь о последовательности рассказа, а не самой дороги.
22.
Вокруг — красивое старое кладбище, где мы надеялись найти «шведских крестов» (так тут называют кресты в круге), но то ли их тут нет, то ли плохо искали.
23.
Обратите внимание — кресты поставлены умершим в ноги, прежде в лютеранских и католических странах видел такое лишь на Куршской косе, на кладбище исчезнувшего народца курсениеков (ну или в других местах тоже видел, но не обращал внимания) — интересно, чья традиция:
24.
Деревянное здание, явно не жилой дом, в следующем селе с красноречивым названием Роотси (Шведское). О береговых шведах когда-то у меня был отдельный пост, но если вкратце — они здесь жили задолго до Шведской Эстляндии, перебираясь через море со Средних веков.
25.
А вообще, здесь ещё одна вотчина Унгерн-Штернбергов — мызой №2 на острове Дагё был Хохенхольм, ныне Кыргессааре, а при Советах и вовсе Вискоза, ныне довольно крупный (целых 300 человек!) по меркам Моонзундов посёлок чуть в стороне от трассы. У отворота — симпатичный каменный мостик со скамеечкой, где проезжает разве только редкий велосипедист:
26.
Хохенхольм возник почти сразу после Ливонской войны, и первым его хозяином был русский боярин-перебежчик Путилов (далеко не единственный случай, надо сказать), которого с 1624 года сменили потихоньку прибравшие к рукам весь остров Делагарди, и так как ближайшая к Большой мызе Большая гавань (Суурьсадама, см. прошлую часть) была королевским портом, свою частную гавань они начали строить здесь, да так успешно, что в 1691 году и она отошла королю. Под Россией сюда как-то затесался ещё один род с чрезвычайно красивой фамилией Цеге-фон-Майтенфейль, а в 1755 Хохенхольм выкупили Стенбёки, вновь снихронизировав его историю с Большой мызой, и в 1796 вместе с ней передав за долги Унгерн-Штернбергам. Надо сказать, не очень удачно — первый дагёсский барон из этого рода, Отто Рейнхольд Людвиг, в 1802 был арестован по обвинению в пиратстве и сослан в Тобольск: якобы, он построил фальшивый маяк, заманивал суда на мели, грабил их, матросов запугивал, а офицеров даже убивал, и якобы гувернёр баронова сына своими глазами видел, как тот в своём кабинете лично убил шведского капитана Карла Мальма. Дело получилось резонансным, какое-то время европейские газеты писали о нём столь же охотно, сколько о победах Наполеона, по мотивам был написан приключенческий роман «Башня на Дагё»… и лишь при I республике таки выяснилось, что барон всего лишь вылавливал грузы с затонувших судов, а вся эта история стала лишь сведением счётов между ним и Стенбёком — уступив Большую мызу за долги, последний всё же выкарабкался, стал вице-губернатором Эстляндии и злоупотребил служебным положением. Это, впрочем, оказалась обычная месть — вернуть себе Дагё он уже не смог, а Унгерн-Штернберги продолжили благоустраивать остров.
27.
Кыргесааре была не столько жилой мызой, сколько промышленным центром, вторым на острове после суконной Кярдлы. Не знаю, есть ли тут дворец — может утрачен, а может невзрачен. Нынешний центр Кыргессааре — винокурня 1880-х годов:
28.
Красиво, конечно, но бутофория. Всё же приусадебные производства от настоящей индустрии всегда довольно далеки. Вино же здесь пытались делать, понятное дело, не из винограда (не климат ему тут, он и в Курляндии-то едва прижился вс
varandej.livejournal.com
Маяк Кыпу в Эстонии — ФОТО.
Эстонский маяк Кыпу (Kõpu Lighthouse) – один из самых старых маяков в мире. Его история началась в 1505 году, когда купцы Ганзейского союза постановили: «Хватит нашим кораблям пропадать в Балтийском море. Пусть построенный здесь маяк станет путеводной звездой всем торговым судам, проходящим вдоль берегов Балтии».
Сказано – сделано. В 1531 году на втором по величине острове Эстонии заработал маяк Дагерорт (от шведского «край дневного света»). Впоследствии он был переименован в Kopu (в переводе с эстонского языка – «тихий звук»). Маяк был установлен на самой высокой горе острова, имел высоту 36 метров над уровнем земли, 102 метра над уровнем моря и светил на расстоянии около 35 морских миль.
Башня маяка выполнена из крупных камней. Её стены в нижней части имеют толщину около 3 метров. Вес башни составляет более 12 тысяч тонн. В 60-х годах XVII века внешняя стена Кыпу была оборудована железной лестницей; в начале XIX века была возведена внутренняя лестница. Вплоть до начала XX века маяк Кыпу работал на основе обычных костров, разжигаемых из сухих смолистых дров, и только в 1901 году на нём была установлена, купленная в Париже, светооптическая система. К государственной энергетической сети страны маяк был подключён перед Второй Мировой Войной, в 1940-м году.
В настоящее время Кыпу – одна из главных достопримечательностей острова. Помимо «Тихого звука» туристы могут посетить место жительства владельца маяка, баню и машинное помещение. Все выше перечисленные объекты охраняются государством как архитектурное наследие страны.
Маяк Кыпу фото.
vmireinteresnogo.com
Маяк Кыпу в Эстонии — ФОТО
Эстонский маяк Кыпу (Kõpu Lighthouse) – один из самых старых маяков в мире. Его история началась в 1505 году, когда купцы Ганзейского союза постановили: «Хватит нашим кораблям пропадать в Балтийском море. Пусть построенный здесь маяк станет путеводной звездой всем торговым судам, проходящим вдоль берегов Балтии».
Сказано – сделано. В 1531 году на втором по величине острове Эстонии заработал маяк Дагерорт (от шведского «край дневного света»). Впоследствии он был переименован в Kopu (в переводе с эстонского языка – «тихий звук»). Маяк был установлен на самой высокой горе острова, имел высоту 36 метров над уровнем земли, 102 метра над уровнем моря и светил на расстоянии около 35 морских миль.
Башня маяка выполнена из крупных камней. Её стены в нижней части имеют толщину около 3 метров. Вес башни составляет более 12 тысяч тонн. В 60-х годах XVII века внешняя стена Кыпу была оборудована железной лестницей; в начале XIX века была возведена внутренняя лестница. Вплоть до начала XX века маяк Кыпу работал на основе обычных костров, разжигаемых из сухих смолистых дров, и только в 1901 году на нём была установлена, купленная в Париже, светооптическая система. К государственной энергетической сети страны маяк был подключён перед Второй Мировой Войной, в 1940-м году.
В настоящее время Кыпу – одна из главных достопримечательностей острова. Помимо «Тихого звука» туристы могут посетить место жительства владельца маяка, баню и машинное помещение. Все выше перечисленные объекты охраняются государством как архитектурное наследие страны.
Маяк Кыпу — ФОТО
phototravelguide.ru
Маяк Кыпу — Дагерортский
маяк, достопримечательность, памятник архитектуры (истории)
Старейший маяк Российской Империи/СССР/Эстонии. Строительство началось в 1505 году, введён в строй в 1531 году. Высота 36,5 метра. Подробнее здесь: estonia.worlds.ru/articles/estonia_article_6425.shtmlСказано – сделано.В 1531 году на втором по величине острове Эстонии заработал маяк Дагерорт(от шведского «край дневного света»).Впоследствии он был переименован в Kopu(в переводе с эстонского языка – «тихий звук»).Маяк был установлен на самой высокой горе острова,имел высоту 36 метров над уровнем земли,102 метра над уровнем моря и светил на расстоянии около 35 морских миль.
В настоящее время Кыпу – одна из главных достопримечательностей острова.Помимо «Тихого звука» туристы могут посетить место жительства владельца маяка,баню и машинное помещение.Все выше перечисленные объекты охраняются государством как архитектурное наследие страны.
ТОП-25 Маяки Эстонии + карта, координаты, фото
В Эстонии имеется несколько десятков маяков, 6 из которых внесены под охрану: Кыпу, Тахкуна, Суурупи, Пакри, Рухну и Кери. Здесь рассмотрены популярные маяки Эстонии с картой, GPS-координатами и краткими сведениями. В статье представлены фото только тех маяков, которые мы посетили лично.
Содержание статьи:
Маяки континентальной Эстонии
✔ Маяк Пакри
- Описание: Нынешний маяк Пакри был построен в 1889 г. В часы работы можно подняться наверх. Рядом расположены руины старого маяка, построенного в 1760 г.
- Цена билета: взрослые – 5€, дети – 3€.
- Время работы: летом (01.05-30.09) – ежедневно 10.00-20.00; зимой (01.10-30.04) – сб-вс 12.00-18.00.
- Официальный сайт: http://www.pakrituletorn.ee.
- Координаты GPS: 59.387527, 24.037712


✔ Маяки Суурупи
- Описание: В Суурупи находятся два маяка: верхний и нижний. Верхний построен из бутового камня в 1760 г. Открыт для посещения. Нижний – старейший деревянный маяк в Эстонии, возведен в 1859 г. Закрыт для посещения.
- Цена билета: взрослые – 5€, дети – 3€.
- Время работы: ? летом (01.05-31.10) – ср-вс 10.00-18.00; зимой (01.11-30.04) – по предзаказу.
- Официальный сайт: http://suurupi-ulemine-tuletorn.business.site.
- Координаты GPS: верхний – 59.46358, 24.38024; нижний – 59.47163, 24.41622


✔ Церковь-маяк Харью-Мадизе
- Описание: Церковь XV-XVIII вв., башня которой служит маяком.
- Координаты GPS: 59.29005, 24.12282

✔ Маяк Кясму
- Описание: Маяк Кясму – один из двух сохранившихся деревянных маяков Эстонии. Построен на пожертвования в 1892 г. На территории находится морской музей.
- Координаты GPS: 59.60457, 25.92284
✔ Маяк Юминда
- Описание: Маяк был построен в 1931 году высотой 24 м (32 м над уровнем моря), а в 2006 г. надстроен еще на 8 м. К посещению туристами закрыт.
- Координаты GPS
✔ Маяк Летипеа
- Описание: Современный бетонный маяк был построен в 1951 г. Высота – 14,8 м, над уровнем моря – 18,8 м.
- Координаты GPS: 59.55244, 26.60688
✔ Маяк Раннапунгерья
- Описание: Построен в 1937 году. Маяк расположен на смотровой платформе, с которой открывается вид на Чудское озеро.
- Координаты GPS: 58.97938, 27.1757
Маяки острова Хийумаа
Самые впечатляющие маяки Эстонии, на мой взгляд, находятся на острове Хийумаа.
✔ Маяк Ристна
- Описание: Самый западный маяк острова Хийумаа. Приобретен на выставке в Париже вместе с маяком Тахкуна. Сделан из чугуна. Работает с 1874г. В часы приема можно подняться наверх.
- Цена билета: взрослые – 2€, дети – 1€.
- Время работы: летом (01.05-15.09) – вт-вс 10.00-20.00; зимой (16.09-30.04) – только по предзаказу.
- Координаты GPS: 58.94005, 22.05513

✔ Маяк Кыпу
- Описание: Маяк Кыпу – сокровище острова Хийумаа. Это один из старейших действующих маяков мира. Функционирует с 1531 года.
- Цена билета: взрослые – 2€, дети – 1€.
- Время работы: летом (01.05-15.09) – ежедневно 10.00-20.00; зимой (16.09-30.04) – только по предзаказу.
- Координаты GPS: 58.91592, 22.19964


✔ Маяк Тахкуна
- Описание: Еще одна жемчужина острова Хийумаа – маяк Тахкуна. В 1871 г. при царской России был заказан чугунный маяк Тахкуна (как и Ристна) на французском заводе Эйффеля. Установлен в 1875 г. Это самый высокий маяк Эстонии над уровнем моря – 42,7 м. Можно подняться наверх. Недалеко от маяка на берегу установлен памятник детям, погибшим на пароме «Estonia» в 1994 г.
- Цена билета: взрослые – 2€, дети – 1€.
- Время работы: летом (01.05-15.09) – вт-вс 10.00-19.00; зимой (01.09-30.04) – только по предзаказу.
- Координаты GPS: 59.09134, 22.58624


✔ Маяки Створа Кыпу
- Описание: большой и малый маяки Створа Кыпу построены в 1934г.
- Координаты GPS: 58.70393, 22.48592 и 58.70108, 22.49233


✔ Маяк Эммасте
- Описание: Расположен недалеко от одноименной деревни.
- Координаты GPS: 58.69073, 22.55359
✔ Маяки Орьяку
- Описание: Маяк Орьяку нижний построен в 1928 году. Высота маяка 10 метров, над уровнем моря – 13 метров.
- Координаты GPS: 58.79502, 22.77175


Маяки острова Сааремаа
✔ Маяк Сырве
- Описание: Нынешний маяк возведен в 1960 г.
- Координаты GPS: 57.90981, 22.05534
✔ Маяк Кийпсаар
- Описание: Был построен в 1933г.высотой 26 м. Из-за изменения береговой линии оказался в воде. До маяка нужно идти пешком около 4-х км.
- Координаты GPS: 58.4958, 21.84109
✔ Маяк Кубассаар
- Описание: Маяк Кубассаар возведен в 1924 г. В 1939 г. Надстроен на 7 м. Высота – 18 м.
- Координаты GPS: 58.42833, 23.29988
Маяки других островов Эстонии
✔ Маяк Вильсанди
- Описание: Построен в 1809 г., капремонт в 1957 г. Высота – 37 м, над уровнем моря – 40 м. Находится на территории одноименного острова-заповедника.
- Координаты GPS: 58.38287, 21.81264
✔ Маяк Кихну
- Описание: Один из 4-х чугунных маяков Эстонии. Возведен в 1864 г. Высота – 29 м, над уровнем моря – 31 м. Можно подняться наверх в часы посещения.
- Цена билета: взрослые – 3€, дети – 1,5€.
- Время работы:05-31.05 – сб. 10.00-15.00; 01.06-31.08 – ежедневно 10.00-18.00; 01.09-05.10 – сб. 10.00-15.00; 06.10-30.04 – только по предзаказу.
- Координаты GPS: 58.09708, 23.97112
✔ Маяк Рухну
- Описание: Изготовлен во Франции по проекту Г. Эйфеля. Установлен в 1877 г. Высота -39,5 м, над уровнем моря – 65 м.
- Координаты GPS: 57.80135, 23.26012
✔ Маяк Саксби на острове Вормси
- Описание: Первый чугунный маяк, построенный по системе Гордона в Эстонии в 1864 г.
- Координаты GPS: 59.0276, 23.11739
✔ Маяк Осмусаар
- Описание: Находится на острове Осмусааре. Современный маяк был построен в 1954 г., модернизирован в 1998 г. Высота башни – 35 м.
- Координаты GPS: 59.30356, 23.36117
✔ Маяк Найссаар
- Описание: Нынешний маяк построен в 1960 г. Высота – 45 м, над уровнем моря – 48 м.
- Координаты GPS: 59.60376, 24.51054
✔ Маяк Кери
- Описание: Нынешний маяк построен в 1858 г. Состоит из 2-х частей: каменное основание и стальная башня. Высота – 28 м, над уровнем моря – 31 м.
- Координаты GPS: 59.69872, 25.0227
Маяки Эстонии на карте
Карта маяков Эстонии:
Если вы посещали эти и другие маяки Эстонии, поделитесь своим опытом и отзывами в комментариях.
Марина и Костя Саморосенко
Привет! Мы, Марина и Константин Саморосенко, – авторы данного блога о путешествиях. Вся предоставленная информация на сайте бесплатная. Но если вы хотите отблагодарить авторов, примите участие в сборе средств на дорогостоящую операцию по восстановлению слуха нашему сыну Елисею. Подробности и нашу историю можно узнать тут.
Реквизиты для помощи:
✔ Карта Тинькофф 4377 7237 4260 2448 Саморосенко Константин Игоревич (папа Елисея)
✔ Яндекс.Деньги 410012258423394 Саморосенко Константин Игоревич (папа Елисея)
frog-travelers.ru
Маяки Эстонии | Маячник. Маяки России и мира | Фонд «Русское маячное общество»
По решению Международной организации маяков и морских знаков IALA шесть эстонских маяков — Кыпу, Рухну, Кери, Суурупи, Тахкуна и Пакри — включены в список маяков, находящихся под охраной.
* Маяк по-эстонски называется tuletorn, что в переводе «огненная башня», «башня с огнём». И уж где-где, а в Эстонии, 1/10 часть которой занимают острова, толк в маяках знают! Через полторы тысячи островов, через острые мысы и узкие проливы издавна ходили торговые суда ганзейских купцов и шведские галеоны и галеры. Маяков здесь много, они идеально вписаны в ландшафт, и многие из них – с очень давней историей.
Сегодня в Эстонии действуют 61 маяк, 187 навигационных знаков и более 200 буев.
История маяков тесно переплетена с мореходством, они вызывают интерес как морские и архитектурные сооружения не только у специалистов, но и у любителей романтики и приключений, не говоря уже о фотографах и художниках, которые с радостью делятся своими наблюдениями и впечатлениями об эстонских маяках с другими.
Неслучайно в последние годы было издано несколько книг, посвященных маякам. Недавно вышел в свет альбом фотографа Кайдо Хаагена «Eesti tuletornide lugu» («История маяков Эстонии»), в котором представлены не только все эстонские маяки, но и много морских навигационных знаков.
Маяк Рухну
Конструкция: стальной цилиндр на четырех опорах
Высота от поверхности земли: 39,5 м
Высота над уровнем моря: 65 м
Дальность видимости: 11 морских миль
Маяк с металлической башней установили на острове Рухну в 1877 году вместо снесенного деревянного сооружения. Маяк был собран из деталей, изготовленных на заводе Le Havre во Франции. Стальной цилиндр с четырьмя опорами с винтовой лестницей внутри спроектировал Гюстав Эйфель. Это была одна из самых дешевых моделей. В регионе Балтийского моря это единственный сохранившийся маяк подобного типа.
* Маяк острова Рухну примечателен хотя бы своим расположением: Рухну, или по-шведски Рунё – крошечный островок в сотне километров от эстонского берега. Никакая другая суша с него не видна, но между тем, тут есть деревенька и старейшая в Прибалтике деревянная церковь. И маяк на самом высоком месте – металлическая конструкция, напоминающая марсианские треножники из «Войны Миров» Герберта Уэллса. Только «ног» у него 5, включая центральную, а построен он был задолго до написания известного романа – в 1877 году. Почтенный возраст выдают заклёпки на стыках металлических листов – электросварку тогда тоже ещё не изобрели.
Нижний маяк Суурупи
уезд Харьюмаа – проще говоря, окрестности Таллина.
Конструкция: деревянная
Высота от поверхности земли: 15 м
Высота над уровнем моря: 18 м
Дальность видимости: 11 морских миль
* Комплекс из двух маяков на высоком берегу и прямо у воды, причём оба сразу можно увидеть только с моря. Нижний маяк, построенный в середине XIXвека, уникален тем, что он деревянный. На привычные нам маяки – устремленные к небу башни – эта конструкция, ширина которой почти равна высоте, совсем не похожа.
Четырехгранная деревянная башня в форме пирамиды была построена в 1859 году. Это старейший и единственный в Эстонии действующий деревянный маяк.
В 1885 году нижний маяк Суурупи был реконструирован и надстроен. Скорее всего, он задумывался как временное сооружение, однако успешно действует до сих пор.
Маяк Кыпу
Мяк Кыпу (Дагерорт) на острове Хийумаа
Конструкция: четырехгранная каменная башня с контрфорсами
Высота от поверхности земли: 36 м
Высота над уровнем моря: 102 м
Дальность видимости: 26 морских миль*
Один из самых старых в мире Кыпуский маяк веками предупреждал мореходов о Хийуской мели, именуемой также мелью Суурраху или Некмансгрунд. Поскольку многие суда терпели бедствие, садясь на Хийускую мель, ганзейские чиновники еще до 1490 года ходатайствовали о строительстве на полуострове Кыпу сооружения, видного издалека и хорошо узнаваемого. В 1499 году на ганзейских днях в Любеке в связи с гибелью большого числа судов было принято решение запросить у Сааремааского епископа разрешение на строительство на его землях наземного сооружения. Строительные работы начались в 1505 году и продолжались с перерывами 26 лет. Впервые огонь на площадке башни был зажжен 1 августа 1531 года.
* Мяк Кыпу – безусловно, главный из эстонских маяков. Построенный в 1550-е годы ганзейскими купцами, а в XVII веке усовершенствованный шведами, это один из старейших маяков мира – в путеводителях пишут, что второй после испанского в Ла-Корунье, построенного ещё Римской империей, но на самом деле пятый: есть ещё средневековые маяк Ла-Латерна в Генуе да парочка на Британских островах. Как и деревянный Сурупи, на изящные маяки современности Кыпу совсем не похож – неприступная рукотворная скала, на плоской «вершине» которой некогда просто разводили мощный костёр, а в XIX веке надстроили башенку с фонарём. Узкую лестницу внутри маяка пробили тогда же – а прежде смотритель влезал наверх по верёвкам.
Как памятник архитектуры Кыпуский маяк проделал большой путь от средневековой наземной башни до сооружения с современным оборудованием, свет которого предупреждает мореходов об опасности.
* 1 морская миля равна 1852 метрам.
Маяк Кери (ранее Кокскяри)
Конструкция: цилиндрическая металлическая башня на каменном цилиндрическом основании, т.н. графин
Высота от поверхности земли: 28 м
Высота над уровнем моря: 31 м
Дальность видимости: 11 морских миль
На острове Кери, невысоком каменистом острове в Финском заливе в шести километрах к северу от острова Прангли, маяк действует с 1719 года. Маяк в форме графина, поставленный по распоряжению Петра I, считается одним из первых маяков в Финском заливе. Сохранившаяся до наших дней каменная башня была построена в 1803 году, надстройка из металла установлена в 1858 году.
Считается, что в 1906-1912 годах в качестве источника огня впервые в мире здесь использовали обнаруженный на острове природный газ. В наши дни маяк работает на солнечной энергии, управляет им компьютер.
Маяк Тахкуна
на острове Хийумаа
Конструкция: чугунная башня
Высота от поверхности земли: 43 м
Высота над уровнем моря: 43 м
Дальность видимости: 12 морских миль
Маяк на мысе Тахкуна на острове Хийумаа представляет собой изготовленную в Париже в 1875 году башню, детали которой отлиты из чугуна. Маяки Ристна и Тахкуна заказывались одновременно. При транспортировке их обменяли и на мысе Тахкуна, имеющем для мореходства не очень большое значение, возвели высокий маяк, свет которого обладает большой дальностью.
* Маяк Тахкуна – примерно тех же лет что и Рухну, и тоже металлический, но совсем другой формы: стройная башня в полсотни метров высотой. Пожалуй, это самый красиво расположенный из действующих эстонских маяков – на узком мысу, между лесом и пустошами, обдуваемый северным ветром. Около маяка – небольшой памятник в виде склонившейся над морем металлической конструкции с колоколом: он посвящён погибшим на пароме «Эстония», местном «Титанике», который в 1994 году с почти тысячей людей на борту потопил шторм. К мысу Тахкуна течение прибило всплывшие обломки, в том числе несколько пустых шлюпок. Колокол на памятнике начинает звонить, когда ветер достигает той же силы, что и в ту злополучную бурю.
Маяк Тахкуна открыт для посетителей.
Таллинский маяк
примечателен не красотой и не древностью (построен уже после войны), а расположением: в обычном городском районе Юлемисте, почти что во дворе за высоким забором. От его подножья моря не видать, но зато со стороны моря сам маяк прекрасно виден и его огонь сверкает среди многоэтажек.
Маяк Киипсааре
на полуострове Харилайд, который в свою очередь на острове Сааремаа – один из самых малоизвестных и труднодоступных в Эстонии, но едва ли не самый зрелищный. Нет, теоретически – обычная бетонная башня 1930-х годов, но вот расположение… маяк заброшен, стоит в воде недалеко от берега и заметно накренился в сторону моря, за несколько десятилетий размывшего песчаный берег. Кругом – безлюдье, ветер, высокая трава. Эстонские краеведы гадают, что случится раньше: кто-нибудь догадается залезать на маяк и зажечь его или же башня окончательно рухнет.
Источники информации:
Источник 1 Неповторимые береговые маяки Эстонии postimees.ee
Источник 2 Святыни морей. О маяках, наших и соседских. cyrillitsa.ru
Маяки упоминаемые в материале:
www.mayachnik.ru
Маяк Кыпу — Википедия (с комментариями)
Ты — не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: «Истинное обустройство мира».
http://noslave.org
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Маяк | ||
Маяк Кыпу | ||
280x400px | ||
Страна | Эстония | |
Море | Балтийское море | |
Остров | Хийумаа | |
Архитектор | Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value). | |
Дата строительства | 1530 | |
Действующий | да | |
Основные даты: 1970 — Маяк электрифицирован | ||
| ||
12px [[:commons:Category:Ошибка Lua: callParserFunction: function «#property» was not found.|Маяк Кыпу]] на Викискладе |
Маяк Кыпу (Кыпуский маяк, Дагерортский маяк) (эст. Kõpu tuletorn) — маяк на острове Хийумаа. Является старейшим действующим маяком в Балтийских странах и одним из старейших в мире. Был старейшим маяком на территории Российской империи и СССР.
Маяк построен на вершине холма в западной части острова Хийумаа. Был построен в 1505—1530 годах. Представляет собой массивную каменную башню с четырьмя контрфорсами.
Система освещения за время службы маяка несколько раз переоборудовалась: костры от дров, смолы, угля, конопляного масла, керосино-калильное, ацетиленовое и электрическое (автономное) освещение. В 1970 году к маяку подведена линия электропередачи.
Напишите отзыв о статье «Маяк Кыпу»
Ссылки
- [http://www.travel.ru/wow/kopu.html Маяк Кыпу: старейший навигационный ориентир в Балтии]
Отрывок, характеризующий Маяк Кыпу
12 апреля, 1927 года. Из письма княжны Елены к Александре (Alix) Оболенской:«Сегодня очень устала. Вернулась из Синячихи совершенно разбитой. Вагоны забиты людьми, даже везти скот в них было бы стыдно………………………….. Останавливались в лесу – там так вкусно пахло грибами и земляникой… Трудно поверить, что именно там убивали этих несчастных! Бедная Эллочка (имеется в виду великая княгиня Елизавета Фёдоровна, которая являлась роднёй моего дедушки по линии Гессе) была убита здесь рядом, в этой жуткой Староселимской шахте… какой ужас! Моя душа не может принять такое. Помнишь, мы говорили: «пусть земля будет пухом»?.. Великий Боже, как же может быть пухом такая земля?!..
О, Аlix, моя милая Alix! Как же можно свыкнуться с таким ужасом? …………………. ………………… я так устала просить и унижаться… Всё будет совершенно бесполезно, если ЧК не согласится послать запрос в Алапаевск ……………… Я никогда не узнаю где его искать, и никогда не узнаю, что они с ним сотворили. Не проходит и часа, чтобы я не думала о таком родном для меня лице… Какой это ужас представлять, что он лежит в какой-то заброшенной яме или на дне рудника!.. Как можно вынести этот каждодневный кошмар, зная, что уже не увижу его никогда?!.. Так же, как никогда не увидит мой бедный Василёк (имя, которое было дано при рождении моему папе)… Где же предел жестокости? И почему они называют себя людьми?..
o-ili-v.ru