/Монастыри армении в горах – Монастыри и храмы Армении ● Музей под открытым небом

Монастыри армении в горах – Монастыри и храмы Армении ● Музей под открытым небом

Монастыри и храмы Армении ● Музей под открытым небом

ЕвропаАзияЮжная АмерикаСеверная АмерикаАфрикаAвстралия

Альпы Болгария Греция Исландия Испания Кавказ Карпаты Кипр Корсика Мадейра Норвегия Пиренеи Румыния Татры Черногория Швеция Армения Бутан Вьетнам Грузия Индонезия Иордания Иран

pohod-v-gory.com

Список храмов Армении — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 июня 2017; проверки требуют 10 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 июня 2017; проверки требуют 10 правок.

Список храмов Армении — в списке представлены памятники армянской архитектуры — храмы и церкви на территории Республики Армения.

  • Монастырь Тегер, XIII век — с. Техер
  • Церковь св. Иоанна, X век — с. Бюракан
  • Церковь Ваграмашен, XI век
  • Церковь Кармравор, VII век
  • Церковь Святого Креста, IV век — г. Апаран
  • Церковь Артаваздик, VII—XIII вв — с. Бюракан
  • Усыпальница армянских царей IV век — с. Ахдзк(старое название-с. Дзорап)
  • Церковь св. Степаноса, VII век — с. Кош
  • Хачкар, 1175 года — с. Кош
  • Часовня, X век — с. Кош
  • Надгробный памятник, XII—XIII века — с. Кош
  • Каравансарай, XII—XIV вв — с. Аруч
  • Аручаванк, VII век — с. Аруч
  • Церковь VII века — с. Арташаван
  • Сагмосаванк, XIII век — с. Сахмосаван
  • Ованаванк, V—XIII вв — с. Оганаван
  • Памятники Аштарака, VII—XIII вв — г. Аштарак
  • Церковь Манканоц, VII века — с. Ошакан
  • Часовня, XII век — с. Ошакан
  • Мост, 1706 года — с. Ошакан
  • Церковь, V в. — с. Дерек
  • Касахская базилика, V в. — г. Апаран
  • Церковь, VII в. — с. Лусагюх
  • Аствацнкал, XIII в. — с. Артаван
  • Часовня, XIII в. -с. Артаван
  • Церковь, IX—X вв. — с. Заринджа
  • Церковь Катогике, VII в. — г. Талин
  • Церковь Богородицы, VII в. — г. Талин
  • Церковь св. Иоанна, VII в. — с. Мастара
  • Церковь, VII в. — с. Гарнаовит
  • Церковь, VII в. — с. Иринд
  • Церковь, V в. — с. Ашнак
  • Церковь Христафора, VII—XIII вв. — г. Талин
  • Памятники (крепость, церковь), IX—XIII вв. — г. Талин
  • Церковь Св. Григория, XII век, г. Талин
  • Церковь Кармравор, VII век

  • Талинский собор, VII век

  • Монастырь Тегер, XIII век

  • Церковь Ваграмашен, XI—XIII века

  • Крепость и церковь, X—XIII вв. — с. Урцадзор
  • Церковь, VII в. — с. Шахап
  • Обитель и надгробный памятник, X—XIII вв. — с. Урцадзор
  • Хор Вирап, XIII в. — с. Покр Веди
  • Церковь Святой Богородицы — XI—XII вв. — с. Какаваберд
  • Монастырь Авуц-тар , X—XIII вв. — с. Какаваберд
  • Девичий монастырь, X—XIII вв. — с. Какаваберд
  • Монастырь Агджоц, XIII в.
  • Монастырь Св. Ованнес-Карапет — XIV в.
  • Авуц Тар, XI—XIII века

  • Хор Вирап, XVII век

  • Эчмиадзинский монастырь, 301—303 годы

  • Церковь Святой Гаянэ, 630 год

  • Церковь Святой Рипсимэ, 618 год

  • Храм Звартноц, 641—652 годы

  • Церковь Святого Минаса, с. Арцвашен
  • Церковь Святого Иоанна, с. Арцвашен
  • Духовная академия Вазгенян, город Севан
  • Монастырь Макенаноц, IX в. — с. Макенис
  • Церковь Богородицы, XIII в. — с. Сотк (Зод)
  • Часовни, XII—XIII вв. — с. Айрк
  • Церковь Святого Григория Просветителя, X—XIII вв. — с. Норатус
  • Церковь Богородицы и хачкары, IX—XV вв. — с. Норатус
  • Церковь Богородицы, IX в. — г. Гавар
  • Церковь св. Георгия, IX—XI вв — с. Цахкашен
  • Церковь св. Иоанна, IX—X вв. — с. Цахкашен
  • Иликаванк, XIII в. — с. Ланджахбюр
  • Крепость, Х в., церковь, XIII в. — г. Мартуни
  • Церковь средневековья — с. Ттуджур
  • Часовня, XVI в. — с. Шоржа
  • Шогакаванк, IX в. — с. Дзорагюх
  • Масруц анапат, IX в. — с. Дзорагюх
  • Котаванк, IX в. — с. Неркин Геташен
  • Ваневан, 903 г. — с. Арцванист
  • Церковь, XII—XIII вв. — с. Ддмашен
  • Церковь, X—XIII вв. — с. Лчашен
  • Монастырь Севанаванк
  • Монастырь Айраванк
  • Памятники полуострова Севан, 874 г. — г. Севан
  • Монастырь Айраванк, IX век

  • Монастырь Севанаванк, IX век

  • Церковь Маштоц Айрапет, XII в. — с. Гарни
  • Каптаванк, 1349г — с. Капутан
  • Часовня, XIII в — с. Акунк
  • Языческий храм, I в. — с. Гарни
  • Церковь Богородицы, XI в. — с. Гарни
  • Гегардский монастырь, XII—XIII вв. — с. Гегард
  • Птгнаванк, VI—VII вв. — с. Птгни
  • Церковь, XIII в. — с. Меградзор
  • Монастырь Кечарис, XI—XIII вв. — г. Цахкадзор
  • Макравак, X—XII вв. — г. Раздан
  • Майраванк, X—XII вв. — с. Солак
  • Памятники Бжни, V—XII вв — с. Бжни
  • Церковь Зораван, VII века — с. Зораван
  • Церковь Богородицы,1321 год — г. Егвард
  • Тегеняц ванк, VII—XIII вв. — с. Бужакан
  • Церковь Погос-Петрос, V в. — с. Зовуни
  • Церковь Сурб Геворг, VII в. — с. Карашамб
  • Церковь VII в. — с. Бужакан
  • Монастырь Богородицы (Негуц), XI—XII вв. — с. Арзакан
  • Монастырь Гегард, XIII век

  • Монастырь Кечарис, XI—XIII века

  • Маштоц Айрапет, XII век

  • Макраванк, X—XIII века

  • Монастырь Хучап, XIII в — с. Привольное
  • Церковь V—VI вв. — с. Мецаван
  • Церковь и хачкары, XV—XVII вв. — г. Ванадзор
  • Церковь св. Георгия, VI—XVII вв. — с. Свердлов
  • Санаинский монастырь, X—XII вв. -г. Алаверди (с. Санаин)
  • Дсеванк, 1233 г. — с. Акнер
  • Ахпатский монастырь, X—XIII вв. — с. Ахпат
  • Ахталинский монастырь, XIII в. — с. Ахтала
  • Хоракерт, X—XIII вв. — с. Джилиза
  • Одзунский монастырь, VI в. — с. Одзун
  • Церковь св. Ншана, XII—XIII вв. — с. Одзун
  • Церковь св. Иоанна, XVII в. — с. Ардви
  • Монастырь Кобайр, XII—XIII вв. — с. Кобер Каяран
  • Церковь, VII в. — с. Гурсал
  • Чичханаванк, VII в. — с. Ширакамут
  • Церкви, XIII в. и памятники VII—XIII вв. — с. Дсех
  • Церковь Зораван, VII века — с. Зораван
  • Церковь Богородицы,1321 год — г. Егвард
  • Тегеняц ванк, VII—XIII вв. — с. Бужакан
  • Церковь Погос-Петрос, V в. — с. Зовуни
  • Церковь VII в. — с. Бужакан
  • Монастырь Богородицы (Негуц), XI—XII вв. — с. Арзакан
  • Монастырь Ахпат, X—XIII века

  • Санаинский монастырь, X—XII века

  • Монастырь Ахтала, X век

  • Ереруйская базилика, V в. — с. Анипемза
  • Аричаванк, VII—XIII вв. — с. Арич
  • Монастырь Мармашен, X в. — с. Ваграмаберд
  • Церковь, XI в. — с. Бардзрашен
  • Часовня, XIII в. — с. Бардзрашен
  • Церковь, XIII в. — с. Сарнахбюр
  • Церковь Григора Просветителя, VII в. — с. Нор Кйанк
  • Церкви св. Георга и Богородицы, V—VII вв. — г. Артик
  • Монастырь Лмбат, VII в. — г. Артик
  • Церковь, VII в. — с. Пемзашен
  • Макараванк, X—XIII вв. — с. Пемзашен
  • Базилика,V в. — с. Лернакерт
  • Базилика IV—V вв. — с. Карнут
  • Новая часовня, с. Айкаван
  • Церковь, 1910 г. — с. Арпени
  • Ереруйк, IV век

  • Мармашен, X век

  • Аричаванк, XIII век

  • Церковь Святого Григория Просветителя, Горис
  • Надгробный памятник, VII в. — с. Ангегакот
  • Церковь Сисаван, VII в. — г. Сисиан
  • Надгробный памятник, VII в — с. Ахиту (Агуди)
  • Воротнаванк, IX—XI вв. — с. Вагатин (Вагуди)
  • Монастырь Танаат, V в. — с. Аравус
  • Церковь Цакута, X в. — с. Татев
  • Татевский анапат, XVII в.- с. Татев
  • Монастырь Татев, IX—XVII вв. — с. Татев
  • Монастырь Бхено Нораванк, 1062 г. — с. Бардзраван
  • Хачкар VI в. — с. Шинаайр
  • Пещерные поселения XIII—XVIII вв. и церковь св. Рипсиме — пещерный Хндзореск
  • Ериц ванк, VI в. — с. Арцваник
  • Монастырь Ваганаванк, XI в. — в лесу недалеко от г. Капана (по дороге в г. Каджаран)
  • Церковь, XV—XVII вв. — с. Курис
  • Церковь Всеспасителя, XVII в. — с. Агарак
  • Крепость и церкви средневековья — г. Мегри
  • Церковь Св.Геворга (IV—V вв.) — с. Тех
  • Аракелоц ванк, XIII в — с. Ачаркут
  • Монастырь Киранц, XIII—XIVвв — с. Ачаркут
  • Монастырь Самсона, XIII век — с. Ачаркут
  • Церковь Дехцнута, XIII в — с. Ачаркут
  • Монастырь Агарцин, X—XIII вв — в лесу в 15 км от Дилижана
  • Джухтакванк, XI—XIII вв — рядом с г. Дилижаном
  • Матосаванк, X—XIII вв — рядом с г. Дилижаном
  • Гошаванк, XII—XIII вв — с. Гош
  • Монастырь Моро-Дзоро, VI—XIII вв — с. Лусаовит
  • Монастырь Онута Ванк, XIII в — с. Вазашен
  • Макараванк, X—XIII вв — с. Ачаджур
  • Мшкаванк, XII—XIII вв. — с. Кохб
  • Церковь Х в. — с. Баганис
  • Церковь Богородицы, VII в. — с. Воскепар
  • Нор Варагаванк, XII—XIII вв. — с. Варагаван
  • Монастырь Хоранашат, XII—XIII вв. — с. Чинари
  • Церковь Каптаванк, 1151 г. — с. Чинчин
  • Макараванк, X—XIII века

  • Агарцин, X—XIII века

  • Гошаванк, XII—XIII века

  • Надгробный памятник, 1291 г. — с. Кармрашен
  • Обитель Святого Сиона, IX—XIII вв. — с. Гергер
  • Монастырь Гндеванк,X век — с. Гндеваз
  • Хачкары, X—XV вв. — с. Артаван
  • Хачкары, церковь, пещерные церкви, X—XIII вв. — с. Мартирос
  • Цахац кар, X—XI вв. — с. Артабуйнк
  • Монастырь Гермона, X—XIII вв. — с. Ехегис
  • Монастырь Шатин, X—XVII вв. — с. Шатин
  • Церковь Спитакавор, XIII век — с. Вернашен
  • Монастырь Танаат, XIII век — с. Вернашен
  • Церковь Святой Богородицы, 1321 г. — с. Арени
  • Монастырь Нораванк, XII—XIV вв. — с. Амагу
  • Монастырь Каркоп, IX—X вв. — с. Хачик
  • Нораванк, XIII—XIV века

  • Церковь Арени, XIV век

Карта географического расположения основных памятников[править | править код]

ru.wikipedia.org

Храмы Армении

Армянская Апостольская Церковь — одна из древнейших христианских церквей. Первые христиане появились в Армении еще в первом веке, когда двое учеников Христа – Фадей и Варфоломей пришли в Армению и начали проповедовать христианство. А в 301 году Армения приняла христианство в качестве государственной религии став первым в мире христианским государством. 

Главную роль в этом сыграл святой Григорий Просветитель, ставший первым главой Армянской Церкви (302—326), и царь Великой Армении Трдат, который до этого был жесточайшим гонителем христиан, но тяжелая болезнь и чудесное исцеление молитвами, проведшего до этого 13 лет в темнице Григория, полностью изменили его отношение.

Несмотря на постоянные войны и гонения от персов, арабов, монголо-татарского ига и наконец османо-турецкого нашествия армяне ни разу не поменяли свою веру, оставаясь преданными своей религии.

За 1700 лет христианства в Армении были построены множество храмов. Часть из них были разрушены в результате гонений, часть пострадали от землятресений, но большинство уникальных и древних храмов дошли до наших дней.

Представляем Вам наш рейтинг самых красивых и значимых храмов Армении. 

1. Татевский монастырь.  Думаем, многие согласятся с нами, что это не только самый красивый монастырь, но и храмовый комплекс лидирующий по своей энергетике и ауре. Рассказывать о Татеве можно очень долго, но лучше один раз приехать и почувствовать его волшебную силу.

2. Ахпатский монастырь. Также как и в Татев, в Ахпат хочется приезжать снова и снова. И как сказал один из знаменитых армянских поэтов-песенников, невозможно по настоящему любить Армению, если ты не видел рассвета над Ахпатским монастырем.

3. Монастыркий комплекс Нораванк. Окруженный красными скалами Нораванк безумно красив в любую погоду.

4. Монастырь Гегард. Уникальное архитектурное строение, часть которого вырублена в скале. Является одним из самых популярных мест среди туристов.

5. Монастырь Агарцин. Одно из самых таинственных мест Армении, утопающий в зелени горных лесов монастырский комплекс Агарцин. Находится недалеко от всеми любимого Дилижана.

6. Монастырь Макараванк.  Также как и Агарцин окружен густым лесом Тавушской области.

7. Монастырь Одзун. Отреставрированный недавно Одзунский монастырь, является одним из древнейших монастырей Лорийской области.

8. Кафедральный собор Эчмиадзин. Построенный в 303 году собор, является религиозным центром всех армян.


9. Монастырь Хор Вирап. Находящийся у подножия горы Арарат, Хор Вирап стоит особняком среди всех храмов, т.к. именно отсюда началась христианская эпоха Армении. Монастырь построен на месте темницы, где долгие годы провел в заточении первый Католкос Армян — Григорий Просветитель.

10. Монастырь Ахтала. Еще одно уникальное архитектурное строение Лорийской области.


11. Храм Святой Гаяне. Находится в нескольких сотнях метрах от Кафедрального собора в Эчмиадзине. Является одним из лучших памятников армянской архитектуры.

12. Храм Святой Рипсиме. Еще один храм с уникальной архитектурой находящийся в Эчмиадзине.


13. Монастырь Ваанаванк. Находится недалеко от города Капан. Окруженный потрясающей природой сюникских гор, монастырский комплекс является усыпальницей сюникских царей и князей.


14. Монастырский комплекс Севанаванк.  Находится на полуострове озера Севан.


15. Монастырь Сагмосаванк.  Находится недалеко от города Аштарак, на краю ущелья реки Касах.


16. Монастырь Ованаванк. Находится недалеко от Сагмосаванка.

17. Монастырский комплекс Кечарис. Находится в горнолыжном курорте, городе Цахказор.


18. Монастырь Хневанк. Находящийся недалеко от города Степанаван, храм является еще одним красивейшим храмом Лорийсой области.

19. Монастырь Гошаванк. Основанный Мхитарем Гошем монастырский комплекс находится в одноименном селе недалеко от Дилижана.


20. Монастырь Гндеванк. Окружен красивыми скалами, находится в области Вайоц Дзор, недалеко от курортного города Джермук.

21. Монастырь Мармашен. Окруженный яблоневым садом на берегу реки Ахурян недалеко от города Гюмри, монастырский комплекс особенно красив в мае, во время цветения деревьев.


22. Монастырь Воротнаванк. Находится недалеко от города Сисисан.


22. Монастырь Аричаванк. Находится в Ширакской области недалеко от города Артик.


23. Монастырь Тегер. Расположен на юго-восточном склоне горы Арагац.


24. Монастырь Санаин. Наряду с Ахпатским монастырем, Гегардом, церквями Эчмиадзина (Кафедральный собор, храмы Святой Рипсиме и Гаяне), а также храмом Звартноц входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Находится недалеко от города Алаверди.


25. Татеви Мец Анапат (Большая Татевская пустынь). Монастырь находится в Воротанском ущелье. Являлся частью Татевского университета. С Татевским монастырем был соединен подземным ходом, который был разрушен во время землятресения.


26. Храм Айриванк. На другом берегу озера Севан расположился этот небольшой храм.


27. Храм Цахац Кар. Находится недалеко от деревни Ехегис, области Вайоц дзор.


28. Церковь Святого Оганеса в селе Ардви недалеко от города Алаверди


29. Церковь Ваграмашен и крепость Амберд. Расположен на высоте 2300 м  на склоне горы Арагац.


30. Руины храма Звартноц. В переводе с древнеармянского означает «Храм бдящих ангелов». Находится по пути из Еревана в Эчмиадзин. Разрушен во время землятресения в Х веке, был обнаружен в начале ХХ века. Входит в список всемирного наследия Юнеско.


31. Храм Гарни. Ну и, конечно, не можем обойти один из самых популярных храмов — единственный сохранившийся на территории Армении храм дохристианской эпохи — языческий храм Гарни.

Конечно, здесь представлены далеко не все храмы Армении, но мы постарались отметить самые значимые из них. Ждем Вас среди наших гостей и мы покажем Вам самую яркую и красивую Армению.

Заглянуть внутрь армянских храмов можете в статье  — Интерьеры армянских храмов.

Присоединиться к Паломническому туру в Армению.

фото: TRAVEL-ARMENIA, Андраник Кешишян, Мгер Ишханян, Артур Манучарян

travel-armenia.ru

Храмы и монастыри Армении

Храмы и монастыри Армении

Вера и религия всегда играли важную роль, как в жизни племен – предков армян населявших Армянское нагорье, так и в жизни уже сложившегося армянского народа, как в дохристианское время, так и после.

Вера, которая существовала в Армении до принятия христианства, со временем перетерпела большие изменения и прошла через несколько этапов развития, параллельно с развитием армянского народа в Армянском нагорье.

И, начиная с бронзового века, племена, которые жили на этой территории, выделяли места, которые обустраивали для поклонения своим богам и божествам. Это были первые прототипы храмов. Первыми культовыми сооружениями, возможно, были менгиры, кромлехи, вишапакары и т. д. Вишапакары, например, были посвящены культу воды.

Культовые сооружения Урартского периода были уже отдельными строениями в виде храмов. Так, на горельефе палаты Сардури II изображен храм верховного бога урартской мифологии — Халда. Согласно этому изображению, храм стоит на пьедестале-основе, с фронтовой части изображен колонный зал из шести колонн, которые увенчаны треугольным фронтоном.

На территории западной Армении, сохранились величественные статуи древних армянских богов. Это место носит название Немрут.

К сожалению, единственным, дошедшим до нас дохристианским армянским храмом является храм Гарни, посвященный богу солнца Мигру, который принадлежит к следующему поколению богов армянской мифологии. Здесь верховным богом является Арамазд.

   Храм Гарни был построен во второй половине I века до нашей эры. Храм принадлежит к греко-римскому типу периптерос. В центре подиума высотой 2,8м и размерами 15,7*11,5м находится целла. Целла с фронтовых сторон окружена шестью, а с боковых сторон — восемью колоннами. К входу ведут девять широких ступеней.

К сожалению, принятие христианства привело к потере большого наследия дохристианских культовых сооружений.   

  После принятия христианства как государственной религии в 301 году, в Армении начинается новый этап строительства храмов и монастырей. Приняв первыми христианство, армяне стали самостоятельно развивать армянскую церковную архитектуру. Первые христианские церкви строились на месте старых языческих храмов, таким образом связывая древние священные места с новой религией. В некоторых случаях старые храмы перестраивались, другие же полностью разрушались и на их месте строились новые — христианские церкви. Первые христианские храмы имели ту же продолговатую форму — тянущейся с востока на запад, что и дохристианские, за исключением того, что в христианских храмах алтарь был перемещен с западной стороны в восточную. Именно в это время формируются те строительные, конструкторские и художественные принципы, на основе которых, далее формируется вся армянская архитектура, какой нам известна она на данный момент.

Первые церкви IV-V веков были без куполов, базиликообразные — однонефные и трехнефные. Некоторые из них, возможно, имели языческое происхождение, хотя единственный, дошедший до наших дней языческий храм Гарни не приводит к такому выводу. Однонефные церкви в основном имеют небольшие размеры и скромно украшены. К этому типу принадлежат, например, церкви в Талине, Танаат и так далее.

Трехнефные базилики имеют более сложную архитектуру и относятся к IV-VI векам. В этом случае достаточно широкий молельный зал с помощью пилонов разделяется на три продольные нефы, средняя из которых более широкая. Примером трехнефной базилики служит церковь Ереруйк.

После VI века в Армении почти перестают строить церкви типа базилик. Армянские архитекторы работают над созданием нового — армянского типа купольных церквей. Разные типы купольных церквей становятся ведущими в церковной архитектуре VI-VII веков. О силе мысли и мастерстве армянских архитекторов того времени свидетельствуют те разнообразные примеры церквей, которые создавались в это время. В это время разрабатывалась и вся система конструктивных форм купола. Идея купола в церковную архитектуру была взята из конструкции жилых домов.

Известно, что первые церкви, как например, Эчмиадзинский кафедральный собор изначально имели деревянное покрытие, затем, после реконструкции был построен каменный купол.   

В V-VI веках поиски новых форм купольных церквей продолжались в двух основных направлениях. В первом случае за основу брались базилики для создания купольных базилик, базилики с тремя ризницами, купольные залы и т. д. Во втором случае развивались центростремительные крестокуполные церкви, с их разнообразными вариантами.

К первому типу принадлежат, например, церковь в Одзуне, церковь Св. Гаяне в Эчмиадзине. К второму типу относятся церкви в Птгни и в Аруче.

Так, возникшая в  IV веке армянская церковная архитектура в последующие века развивается и совершенствуется, вбирая в себя множество приемов из гражданской архитектуры, также, как и внедряя в нее множество новых. Так появляются внешне и внутренне крестообразные церкви (Св. Тадеос в Багаране), многообсидные церкви (Зоравар в Егварде), круглые (многогранные) церкви (Звартноц) и другие формы.  

В IX-XI веках, после относительного спада, во время арабского завоевания Армении, строительство, в том числе и церквей, начинается с новой силой. В это время больше уделяется внимание декоративному искусству. На смену великолепной простоте церквей VII века приходит тенденция украшения церквей. С этими шедеврами, вы познакомитесь участвуя в туре в Армению органзовнным нашей компанией

Несмотря на то, что тема купола продолжает господствовать, она принимает новые виды. На место восьмигранных куполов приходят многогранные (Мармашен, Амберд) и цилиндрические купола (Татев, Ахпат, Санаин).

Искусство украшения церквей, художественная обработка камня развивается и поднимается на новый уровень. Возникают новые декоративные формы — украшения в виде геометрических и растительных форм, которые достигли своего совершенства в украшении хачкаров. Развивается также фресковая живопись. Фрески в Татевском, Ахпатском, Ахтамарском храмах, своим содержанием, гармонией цветовых решений и высоким мастерством исполнения являются уникальными примерами монументальной живописи того времени.

В это же время окончательно формируются отдельные архитектурные школы, которые в дальнейшем развивают это искусство.

Такими школами были Сюникская школа, шедевром которой можно назвать Татевский монастырь, Васпураканская школа (церковь Ахтамар, на территории западной Армении), Ширакская школа, с Мармашенскй церковью, Гугаркская школа, представленная Санаинским и Ахпатским монастырями.

В XII-XIV веках все больше внимания уделяется архитектурным решениям при строительстве подсобных зданий монастырей, таких, как притвор, жилые помещения для монахов, библиотеки и так далее. В это время в основном завершается строительство монастырей Татев, Санаин, Ахарцин, Ахпат и др, в том виде, в котором они дошли до нас.

Нововведением в церковную архитектуру данного периода являются колокольни, которые в монастырских комплексах строились либо отдельно, как в Татеве и Ахпате, либо пристраивались к уже существующим зданиям.

В дальнейшие века, во время нашествия татаро-монголов, а затем и завоевания тюрков, и других завоевателей условия для развития церквей были не самыми благоприятными. В это время, как и во многих христианских странах, церковь берет на себя функцию объединения народа и защиты его интересов. И несмотря на это, в XVI-XVII веках продолжается как восстановление церквей и монастырей, так и строительство новых.

В отличие от раннесредневековых монастырей, которые строились постепенно, на протяжении долгого времени, стихийно, по принципу свободного проектирования и в соответствии с природными условиями, позднесредневековые монастыри строились на основе заранее созданного плана, одновременно и в сравнительно короткие сроки. К ним можно отнести монастырь в Мугни, монастыри в Сюнике и в Арцахе.

В средние века, после потери государственности, не только крепости, но и монастыри служили для целей защиты. Монастыри стали сами заниматься обеспечением собственной безопасности. Как вновь строящиеся, так и уже существующие монастыри обводились защитными стенами.  

На протяжении всей истории Армении монастыри играли важнейшую роль в жизни народа. Монастыри были религиозными центрами, научными центрами, где творили великие ученые времени, образовательными центрами. Ярким примером служит Татевский монастырь, где действовал один из известнейших средневековых университетов. Монастыри также были местами, где создавались рукописи, развивалось искусство миниатюры.

В самые критические времена истории Армянского народа именно церковь была тем центром, которая помогала сплотится народу.

overlandarmenia.com

монастыри Армении и НКР: monastyri_mira — LiveJournal


Армения — первая страна в мире, принявшая христианство в качестве государственной религии
Произошло это еще в 301-ом году, и хотя все эти века армян пытались обратить в зороастризм, ислам, армяне остались христианами и построили тысячи храмов, многие из которых дошли до наших дней

на верхней фотографии церковь Св.Саркиса в Ереване, хоть он и не главный храм Еревана, но пожалуй самый красивый)

Далее переместимся в северо-запад Армении
город Гюмри(бывший Ленинакан)


это главный собор Гюмри, он был практически полностью разрушен во время землетрясения 1988-го, однако его уже практически восстановили)

неподалеку от Гюмри, рядом с городом Артик находится Аричский монастырь 5-7-ых веков

в самом Артике находится маленькая церковь Св.Стефана 6-го века

восточнее Ширака(области, в которой расположены Гюмри и Артик) находится область Лори
монастырь Санаин 10-го века около города Алаверди

Ахпат, 986-го года

комплексы Санаин и Ахпат включены в список Всемирного Наследия ЮНЭСКО


церковь Одзун, построена в 8-ом веке на основании церкви 4-го века


рядом с каждой церковью(а вообще и не только рядом с церквями, а повсеместно) встречаются хачкары — каменные кресты

западнее Лори Тавушская область, отличающаяся большим количеством лесов, горных рек, каньонов)
здесь стоит выделить монастырь Гош 13-го века


к сожалению реставраторы «постарались» и поставили пластиковые купола, надеюсь в ближайшие несколько лет их заменят на каменные

далее к Севану)
на полуострове Севан озера Севан находится монастырь… удивительно, но тоже Севан)))

а чуть южнее Айраванк

западнее Севана находится область Котайк
в ней тоже много интересных мест

монастырь Гегард 15-го века, тоже занесен в ЮНЭСКО, он полностью высечен в скале

рядом с городом Егвард находятся руины церкви Зоравар 7-го века

в самом Егварде церковь Св.Богородицы

западнее Котайка пролегает область Арагацотн, наполовину равнинная, наполовину гористая
церковь Св.Месропа Маштоца(автора армянского алфавита), в которой находится могила самого Маштоца


монастрь Тегер 13-го века, находится у подножия горы Арагац


Сагмосаванк


храм 12-го века в селе Египатруш


церковь Св.Петра и Павла 5-го века
обратите внимание на то что верхняя часть темная, а нижняя — светлая, вызвано это тем, что в советское время построили Апаранское водохранилище и во время сезона паводков церковь уходит под воду

южнее Арагацотна располагается Армавирская область, а в ней город Эчмиадзин)

главная церковь Армянской Апостольской Церкви — церковь Св.Майр Атор
недавно на территории комплекса построили новую церковь, где проводят обряд крещения

также в Эчмиадзине стоит выделить храм Рипсиме 7-го века

но в городе есть еще много храмов)

южнее Армавира находится Араратская область

монастырь Хор Вирап
раньше на территории крепости находилась тюрьма, и в ней 13 лет царь Трдат держал в заточении Григория Просветителя
царь внезапно заболел и вылечить его смог лишь Григорий, обратив его в христианство, после чего царь обратил в христианство всю Армению

в горах Араратской области находится монастырь Св.Карапета

юго-западнее Арарата находится область Вайоц Дзор, полупустынная, каньонистая
в ней самый красивый на мой взгляд армянский храм — Нораванк


в горах труднодоступный монастырь Спитакавор(Белый монастырь в переводе с армянского)

далее область Сюник

монастырь Татев

далее Нагорно-Карабахская Республика

церковь Газанчецоц в городе Шуши


монастырь Амарас 4-го века, в нем Месроп Маштоц дописывал армянский алфавит


монастырь Гандзасар

в моем журнале про все монастыри и не только вы можете найти более развернутую информацию)
а на этом все=)

monastyri-mira.livejournal.com

Монастыри Армении. Часть вторая | По свету на колёсах


 

В первой части мы рассказали о монастырях, уведенных до суточной поездки в Нагорный Карабах. Это были: Макараванк, Агарцин, Севанаванк, Айраванк, Ваневан и Татев. О них можно прочесть здесь: Монастыри Армении. Часть первая. Если планируете поездку в Армению, рекомендуем ознакомиться с постом – в нем есть координаты и соблюдена последовательность осмотра монастырей нами (если вы вдруг захотите ехать нашим маршрутом).

 

Монастыри Армении — Нораванк

 

В паре километров от стен Нораванка мы ночевали в палатке. И утром, пока туристы не заполонили своими машинами парковку перед монастырем, пошли выяснять, чем же интересна эта обитель Армении. Оказалось, очень интересное место.

Во-первых, очень оригинальное архитектурное решение – главная церковь монастыря двухэтажная и входы на этажи отдельные. Забраться на второй этаж – тот еще аттракцион. Ступени узкие, перил нет и в помине. Забраться нужно. И набраться смелости, чтобы спуститься вниз. Это намного сложнее и страшнее, чем ползти вверх. Я сползала долго. Какой-то половозрелый крымчанин – еще дольше.Вторая оригинальность Нораванка – ротонда. И в одной церкви за все время поездки по Армении мы ротонд не встречали. Прямо перед входом в церковь – пазл из могильных плит. Есть и хачкары, куда ж без них?…

Нораванк был построен в XII-XIV веках в ущелье. Скалы красноватого цвета и сейчас окружают монастырь. На территории монастыря три постройки – церкви Сурб Карапет (Сурб Карапет = Святой Иоанн), Сурб Аствацацин (Святая Богоматерь) и часовня Сурб Григор (Святой Григорий). Ротонда и лестница украшают церковь Святой Богородицы, построенной в 1339 году и считающейся шедевром творчества армянского скульптора Момика.

Википедия:

«Знаменитый мастер Момик влюбился в красавицу-дочь одного из сюникских князей. И девушка полюбила Момика. Встревоженный князь вызвал к себе мастера и объявил: «Отдам тебе дочку в жёны, только если ты один, без чужой помощи, за три года построишь для меня красивый монастырь». Момик принял условие и приступил к работе. Прошло неполных три года и Момик возвёл невиданной красоты монастырь. Работы осталось самая малость. Узнав про это, князь подослал своего слугу к Момику. Исполняя княжеский приказ, тот прокрался на купол нового монастыря и столкнул мастера с большой высоты. И последний обтёсанный Момиком камень — стал его надгробием. Однако легенда скорее всего является вымыслом. Первые известные работы Момика датируются 1283 годом (миниатюры в сборнике молитв), а последняя (Нораванк) — 1339 годом. Соответственно стаж у Момика был как минимум 56 лет и прожил он более 70 лет. Конечно, любви все возрасты покорны, но все же маловероятно, чтобы князь пообещал выдать дочь за старика»

Не совру, если скажу, что Нораванк – самый удивительный монастырь Армении. Он затмил даже больший по размерам Татев. Ставим ✮✮✮✮✮. От Еревана до Нораванка – 122 километра. Координаты:N 39° 41.133′ E 45° 13.948′

Если вы собираетесь в Армению, то перед поездкой советуем прочитать:

 

Поездка по Закавказью – часть 5

 

Поездка по Закавказью – часть 6

 

Монастыри Армении – Хор Вирап

 

Переводится «Хор Вирап» как «глубокая яма». «А вы видели Хор Вирап?» «Конечно, разве ж можно не посмотреть!» Достойнейшее место. И местность. Хор Вирап стоит прямо у турецкой границы (перепаханная полоса проходит прямо у монастыря). И Арарат виден (в хорошую погоду). Арарат уже скоро 100 – это уже Турция, он был отобран у Армении в 1921 году.

Вот что говорится в «Путеводителе «Армения» об основании монастыря:

«Согласно сочинениям армянских историков V века в 287 году Трдат прибыл в Армению в сопровождении римских легионов, чтобы вернуть отцовский престол. В поместье Ериза, гавара Екегеац, он совершает обряд жертвоприношения в капище языческой богини Анаит. Один из сподвижников царя, Григорий, будучи христианином, отказывается принести жертву идолу. Тогда же Трдат узнает, что Григорий является сыном Анака, убийцы отца Трдата царя Хосрова II. За эти «преступления» Григория заключают в Арташатскую темницу, предназначенную для смертников. В тот же год царь издает два указа: в первом из них повелевается арестовывать всех находящихся в пределах Армении христиан с конфискацией их имущества, а во втором — предавать смертной казни укрывающих христиан. Эти указы показывают, насколько опасным считалось христианство для государства и государственной религии — язычества. Принятие христианства Арменией теснейшим образом связывается с мученической смертью святых дев-рипсимеянок. Согласно преданию, группа девушек-христианок родом из Рима, скрываясь от преследований императора Диоклетиана, бежала на Восток. Посетив Иерусалим и поклонившись святым местам, девы, пройдя Эдессу, достигли пределов Армении и обосновались в виноградных давильнях неподалеку от Вагаршапата (современный Эчмиадзин). Трдат, очарованный красотой девы Рипсимэ, пожелал взять ее в жены, но встретил отчаянное сопротивление. За неповиновение он приказал предать всех девушек мученической смерти. Казнь дев-Рипсимеянок произошла в 300/301 году. Смерть Рипсимэ ввергла царя в глубокую печаль и скорбь. На охоте на него неожиданно нашло бешенство; он потерял человеческую природу, превратившись в вепря, — предание объясняет это вселением в него бесов. Сестра царя Хосровадухт неоднократно видела сон, в котором ей сообщалось, что Трдата может исцелить только заключенный в темницу Григорий. Григорий, чудом оставшийся в живых, был освобожден из заключения и торжественно принят в Вагаршапате. Он сразу же собрал и предал земле мощи дев-великомучениц, а затем после 66-дневной проповеди христианства исцелил царя. Царь Трдат вместе со всем двором принял крещение и провозгласил христианство государственной религией Армении. Вскоре на местах мученичества святых дев-Рипсимеянок были построены три часовни. Это явилось свидетельством того огромного значения, которое придавали современники подвигу святых дев»

Хор Вирап — настоящая святыня для всех армян. Место паломничества как верующих, так и обычных туристов. Верующие ставят свечи. Туристы лезут в подземный склеп в церкви, где был на протяжении 15 лет заточен Святой Григорий Просветитель. Желающих спуститься в темницу так много, что приходится отстоять очередь. Зато нет очереди в туалет, за вход в который просят денег (50 драм = 12 центов).А рядом к монастырем есть древнее кладбище.Хор Вирап — место интересное и с архитектурной точки зрения, и с исторической и с «пейзажной». Ставим ✮✮✮✮✮. Координаты: N 39° 52.736′ E 44° 34.545′ . От Еревана – 40 километров.

Едем. Едем мимо удивительных, ранее не встречаемых гор. Шкура леопарда, не иначе:

Останавливаемся ненадолго в Гарни и едем к Гегарду.

Монастыри Армении – Гегард

 

Не скальный монастырь, но на скалах. Скалы здесь высокие, почти до неба. И окружают Гегард амфитеатром.

Полное название Гегарда («Гегардаванк») переводится как «монастырь копья». Почему копья?

Согласно легенде, это было копье римского воина Логина, которым он пронзил распятого на кресте Христа. Дата основания Гегарда точно неизвестна. Историки предполагают, что первые монастырские постройки появились здесь в IV веке.

Когда здесь было еще более великолепно и напыщенно (хотя куда уж великолепнее). Множество келий и построек. То, что туристы видят сейчас – это XIII век. А видят они церковь с несколькими комнатами, родником внутри и удивительной акустикой, темные стены, лазы, прорубленные в скалах, рельефы на куполе церкви в виде животных. И еще туристы становятся свидетелями свадеб, которые здесь играют одна за одной.

Туристов в Гегарде очень много. Не протолкнуться. Но все равно – ✮✮✮✮✮, хоть и не любим мы толпы народа (хотя сами являемся частью этих толп). Гегард является одной и самых посещаемых достопримечательностей страны. Сюда едут и те, кто приехал в Армению на машине самостоятельно и те, кто нашел водителя на месте. Или с экскурсией. От Еревана до Гегарда всего 40 километров.

 

Рекомендуем прочесть: Отчет о поездке и трек ->>

 

Монастыри Армении – Эчмиадзин

 

Самый знаменитый армянский монастырский комплекс. Именно здесь восседает Каталикос Всех Армян. И поэтому место отлакировано до блеска и скрежета в зубах. Все картинно-прилизанное и напрочь лишено духовности для обычных туристов, коими мы и являемся. К тому же главный храм этим летом спрятался в лесах, и его красоту оценить нам не удалось. Вот вам картинка из интернета для представления:

А вот то, что увидели мы:Не оценили мы главного духовного центра страны. Не прониклись. Оценка – ✮✮✮. Достопримечательность хорошая, увидеть во время поездки в Армению нужно. История у Эчмиадзина интересная, что не скажешь о его постройках.

Эчмиадзин находится в пригороде Еревана (30 километров), в городе Вагаршапат (в советское время – Эчмиадзин, по названию монастыря). Помимо монастыря здесь можно увидеть и другие церкви – Сурб Шорокат, церковь Святой Репсиме и храм Звартноц. Все это мы увидели, но ни одно из мест за душу не взяло.

Для того чтобы попасть в Эчмиадзин не обязательно иметь машину – из столицы Армении сюда ездят маршрутки (250 драм). Они идут довольно долго, зато проезжают мимо всех достопримечательностей.

Эти монастыри очень популярны, они есть в любых готовых туристических маршрутах и заложены в перечень тех достопримечательностей, которые каждый планирует увидеть во время поездки в Армению. Увидели их и мы. Но все-таки больше нам понравились те, о которых шел рассказ в первой части (ссылка на пост в верху страницы). А вам? Что думаете? Вам больше по душе туристические места или те, в которых можно вообще никого не встретить?

 

Подобрать подходящий отель можно прямо сейчас, вбив в строку поиска интересующий город:

 

Booking.com

Это тоже будет интересно:

Сколько стоила наша поездка в Грузию и Армению?

Что посмотреть в Ереване за 1 — 2 дня? Что понравилось нам?

Поездка в Армению самостоятельно – все, что нужно знать

Окрестности Еревана — то, что стоит увидеть

Мой отзыв о Ереване. Почему город не «зацепил»?

В Армению на машине – едем на кладбище. И не только

 

Post Views: 299

po-svetu-na-kolesax.ru

Храмы Армении — путешествия и прочее — LiveJournal

Армения — первая страна в мире, принявшая христианство — примерно в начале IV века. Только wiki в курсе более 180 значимых храмов и церквей!
За всю поездку нам удалось посмотреть только самые доступные места, но я очень рад и этому.


Монастырь Кечарис построен в XI — XII веках, находится рядом с горнолыжным курортом г. Цахкадзор, в самом его центре. Частично реконструирован после землетрясения 1828 года.

По мнению армян, внутреннее убранство храма должно быть скромным и аскетичным. В соседнем зале шла служба, зайти постеснялись.

Как у Толкиена, Мглистые Горы и вход в копи Мории. Пронумерованные блоки из стены свидетельствуют от реставрации

Внутренний двор, слева — церковь св. Григория Просветителя.

В Айраванк (IX век, между прочим) попали уже поздно вечером 31го декабря, последнее в том году режимное время.

Было тепло и солнечно, совсем не по-новогоднему. Правда в паре метров — кладбище.

Приятное место.

А где-то в новосибирских Ашанах-Лентах еще продолжается новогодний потребительский экстремизм.

Монастырский комплекс Гегард (восстановлен в XIII в.) знаменит кельями, высеченными в склоне горы. Первая церковь была высечена на месте пещеры с родником.

Каменные кельи это хорошо, но утепляться нужно.

Гавит — нежилое помещение гражданского назначения, пристраивавшееся к церквям с западного направления.

Гарни — древний языческий храм, I в. до н.э. Единственный сохранившийся памятник из эпохи язычества. Был полностью разрушен землетрясением и «восстановлен из руин в советское время» (с) wiki

Приятный вид на ущелье и реку Азат. «Симфонию камней» так и не увидел.

Храм Хор-Вирап. Знаменит своим расположением — совсем рядом находится библейский Арарат, куда приплыл на ковчеге Ной. А в этой яме, которая находится под храмом, 15 лет просидел Григорий Просветитель, благодаря ему Армения обратилась в христианство.

Едем в Нораванк! Трасса от Еревана до монастыря Нораванк не менее красивая чем наш алтайский участок М-52

Монастырь Нораванк, XIII век.

Точка съемки легко читается, подъем занимает всего пару минут. Жаль света хорошего не было.

Монастырь знаменит ущельем с красными скалами.

Случайный кадр, но нравится.

Лестница на фасаде церкви Сурб Аствацацин.

ru-travel.livejournal.com