/Музей летная гавань – Таллин. Часть 14: Лётная гавань: varandej — LiveJournal

Музей летная гавань – Таллин. Часть 14: Лётная гавань: varandej — LiveJournal

Таллин. Часть 14: Лётная гавань: varandej — LiveJournal

Среди многочисленных достопримечательностей Каламаи в прошлой части я не показал одну — Лётную гавань, или вернее обосновавшийся в ней Морской музей Эстонии: рассказ о нём выйдет объёмнее, чем о самой Каламае (и я в курсе, что «финно-угорский русский» не допускает склонения этого названия, но ничего не могу с собой поделать).

В Прибалтике три больших Морских музея с доступными для осмотра судами — в Калининграде, Клайпеде и Таллине. Все они довольно молоды (с советских времён существует только литовский, да эстонский с 1935 года имел экспозции в зданиях), все весьма солидны по меркам континентальной Европы (хотя до морских музеев англосаксонского мира им, конечно, далеко). В Калининграде отчётлив научный уклон, ведь его главное судно — легендарный «Витязь»; в Клайпеде — этнографический и природный при редуцировнной «корабельной» части; в Таллине… этот музей я бы назвал шедевром концепции и планировки — он гениально вписан в местность, с музейными судами соседствуют действующие, рядом работает верфь и снуют гигантские паромы, а главное здание музея — крупнейшие в мире гидроангары:

2.

Они были построены аж в 1916-17 годах датской фирмой «Кристиан и Нельсен» как часть Морской крепости Петра Великого, база царских гидросамолётов, которые, сколь мне известно, так и не были туда поставлены. Позже ангары занимали воинские части всех владевших Таллином государств, но уже в 1979 году местные краеведы пришли к пониманию, что это уникальный памятник. В 1990-х за них шла борьба между государством и бизнесменами (да такая, что как-то охранники грубо выставили отсюда самого президента Леннарта Мери), и лишь в 2000-е началось обустройство музея, а открылся он, как я понимаю, буквально в последние годы. Ныне музей включает экспозицию в ангарах (вставки — судя по всему на месте проёмов, через которые выкатывали самолёты) и полтора десятка судов и кораблей на причале, а его основа — ледокол «Большой Тылль» на воде и подводная лодка «Лембит» в ангарах.

3.

Музей состоит из двух объектов (ещё башня Толстая Маргарита в Старом городе) с гибкой тарифкацией и имеет очень симпатичный сайт аж на 7 (!) языках — эстонском, английском, русском, немецком, латышском, финском и шведском. Кассовый зал от экспозиции отделяет стена-аквариум с балтийской фауной — но в отличие от Клайпеды (где это по сути основная часть музея) и Калининграда (где это целый павильон), на этом биологическая часть исчепрывается. Начало осмотра — на втором ярусе, лестница приводит в кафе под впечатляющими бетонными сводами:

4.

И подойдя к краю, на секунду теряешь ориентацию в пространстве. Огромный зал в неестественном свете, то и дело мелькающие по потолку тени (вернее, наоборот, отсветы) самолётов, отдающиеся эхом шумы волн, судовых и авиационных моторов, крики чаек, музыка, перемежающаяся рассказом на разных языках… в общем, это впечатляет.

5.

Два яруса имеют свой концепт — навесы служат как бы мостками, у которых на воображаемой поверхности воды висят разные лодки и бакены; на «дне» — мины (до недавнего времени занимавшие отдельный Музей Мин около Толстой Маргариты). Плюс — берег с артиллерийскими орудиями, где «пришвартована» господствующая в этом ангаре подлодка «Лембит». Теоретически, тут ещё должен быть редкий британский гидроплан-торпедоносец «Шорт-184» времён Первой Мировой, на вооружении Эстонии стоявший до 1933 года, но мне не повезло — его увезли на ремонт, хорошее фото есть здесь.

6.

Вдоль «причала» висят с одной стороны лодки, с другой — парусные яхты. На дне лежит остов парусника 1550-х годов, построенного непосредственно в Ливонии — чуть ли не единственный сохранившийся экземпляр. А висит над ним, если я не ошибаюсь, «Монотип-15» — буер (то есть яхта, скользящая по льду), разработанный в Эстонии, бывшей тогда одним из лидеров Европы по буерному спорту, в 1932 году и до сих пор выпускающийся.

7.

Лодки очень эффектно смотрятся на вису. Здесь — две осинки, то есть долблёнки. Удивительно, но этот древнейший тип лодок, изобретённый ешё первобытными людьми, до сих пор живёт на небольших озёрах, я их видел и в Архангельской области. Слева — более архаичная осинка из Соомаа (это под Вильянди, в переводе — Болотный край), вернее её современная реплика на фоне бакенов. Справа — более продвинутая казаринская осинка (1979, название от реки Казари), на которой можно было ходить и в тихих бухтах… в данном случае бухта конкретно заминирована.

8.

Среди бакенов на переднем плане эйстук (правда почему-то без самого характерного элемента — полозьев под дном), чуть дальше — рухнусская ладья. Так как Рухну — крошечный островок в сотне километрах от берега, она рассчитана на неспокойный Рижский залив. Обе лодки — современные реплики.

9.

Все они, кроме осинки Соомаа — наследство «береговых шведов», эстляндского народа, сложившегося из шведских крестьян и рыбаков, перебиравшихся в 16-17 веках через море. В основном они жили на островах и в окрестностях Хаасалу, где есть даже их музей, и было их до войны несколько тысяч, сейчас же осталось дай бог если несколько сот — почти все они в войну, кто от фашистской мобилизации, кто от наступления Красной амрии, бежали в нейтральную и к тому же родную Швецию. Причём — так же, как и пришли, то есть на лодках через море. Вот «Гётеборгская лодка беженцев» (1939) — характерный для межвоенной Эстонии типа рыбацких моторок, в 1943 году она увезла своих хозяев через Финляндию в Гётеборг, там каким-то чудом прожила больше полувека и в 2007 была возвращена в Эстонию.

10.

Похожая история у куда более маленькой «Готландской лодки беженцев», на которой в 1944 году люди бежали с острова Сааремаа на Готланд, а в Эстонию она вернулась в 1991-м. О всех прочих штуковинах, висящих на заднем плане этих двух двух кадров ничего конкретного сказать не могу — бакены (причём, видимо, один ещё и с маячком), мины, торпеда…

11.

С другой стороны — парусные яхты. Слева ещё один буер, информацию о котором я забыл переснять. Правее — детская спортивная яхта «Оптимист» (1964) и ешё какая-то, опять же не опознанная мной. Крайняя правая — раритетная «Акула»  (класс спортивных яхт, разработанных в 1920-е годы), их последний уцелевший представитель (1939), называвшийся в разные времена «Хайли», «Кадри» и «Лийна» и ходивший по Чудскому озеру. Ну а вторая справа, с «акульим» килем — это, кажется, «Финн», разработанная в 1949 к Олимпиаде-1952 в Хельсинки спортивная яхта, выпускающаяся теперь по всему миру, скажем конкретно вот эта сделана в 1991-м году в США.

12.

Деревянная «дачная» моторная лодка 1930-х годов из Билленеса (Финляндия) — сама конструкция очень знакома по всяким «Казанкам» и «Прогрессам», но только все они металлические. Ниже — шведский глиссер-амфибия «Скат-2», закупленный в 1997 году эстонским МЧС как пробный экземпляр, оказавшийся к местным условиям непригодным и сосланный в музей..

13.

Следующий мостик вывел меня к «балкону» с военной техникой, из которой больше всего запомнилась вот эта самоходная зенитка ЗСУ-57-2 1950-х годов:

14.

И антивоенные граффити:

15.

А вот и гордость музея. У I Эстонии было две подводные лодки — минные заградители «Калев» и «Лембит», первая называлась в честь героя эпоса, вторая — в честь вождя, предводителя эстов в борьбе с нашествием «железных людей», погибшего в бою в 1217 году. Обе были построены в Англии по заказу министра оборону Лайдонера и спущены на воду в один день в 1936 году. Эстонии послужить, они, впрочем, толком не успели и в войну принадлежали советскому Балтфлоту, перебазировавшись в Лиепаю. «Калев» погиб осенью 1941-го, скорее всего подорвался на мине, и его обломки до сих пор не найдены. А вот «Лембит» прошёл войну и накануне своего списания в 2011-м году был старейший в мире действующей подводной лодкой.

16.

Несколько кадров изнутри, хотя от полноты, конечно, этот портрет далёк. В подводную лодку я залезал, кажется, второй раз в жизни (причём первый был напрочь не помню где), и оба раза поражался тесноте и особенно — размеру люков между отсеками.

17.

18.

19.

На «дне» ангара — мины разных эпох и стран:

20.

И всякие интерактивные штуковины — хочешь кораблик в корыте погоняй:

21.

Хочешь — полетай в легкомоторном самолёте:

22.

Постреляй из зенитки:

23.

А на крайний случай есть ещё и Yellow Submarine:

24.

Теперь пойдём к причалу. Детская площадка с рыболовным мотоботом — я помню такие в своём камчатском детстве:

25.

И третья подводная лодка — разумеется, реплика, причём я так и не понял, был ли разработанный проект осуществлён в принципе. Вообще, первые прототипы подводных лодок известны чуть ли не с 15-го века, американская «Черепаха» (1775) вполне реально участвовала в войне за Независимость, и в этом ряду первая русская подводная лодка, экстренно разработанная в 1854 году в Ревеле 27-летним военным инженером Отто Герном при поддержке Крузенштерна, чем-то фантастическим не выглядит. Это был «подводный брандер» — она должна была подходить к вражескому кораблю, «откладывать» на него мину замедленного действия и отходить, но как и большинство подводных лодок, воплощённых и не воплощённых до рубежа 19-20 веков, она так и осталась экспериментом.

26.

Военны катера, списанные из флота II республики до его недавнего обновления, самый известный — . За ними — Таллинская верфь, грохот которой тут служит естественным фоном. Первый по счёту — патрульный «Гриф», с которым была связана интерсная история про рьяных националистов в 1992 году:

27.

И среди них шхуна «Хелен фон Маасхольм» (1932), как я понимаю, иногда действующая (есть ещё в Таллине парусник «Кайсамоор», который я видел на ходу, и вполне возможно, что его постоянное место здесь же).

28.

Но главный здесь, безусловно, «Большой Тылль» — аутентичный столетний ледокол и первое в Таллине судно-музей. Он был построен в 1914 году в Штеттине по заказу царского правительства и поступил в Ревель накануне Первой Мировой как «Царь Михаил Фёдорович», причём капитаном его с самого начала был эстонец. После февральской революции восставшие матросы переименовали его в «Волынец» в честь восставшего Волынского полка (базировался в Варшаве), а после Октября он участвовал в Ледовом походе, проводя русские корабли из буржуазного Хельсинки в красный Кронштадт, но сам в итоге достался финнам, переименовавшим его в «Вяйнямёйнен» — это главный герой «Калевалы». В 1922-м финны вернули его братскому народу уже не в Ревель, а в Таллин. Большой Тылль — это мифический великан с острова Сааремаа, добродушный, но вспыльчивый и в гневе становящийся очень жестокими, и по легенде, он часто во время штормов вытаскивал из моря суда и лодки. В общем, идеальное название для ледокола, и для II республики он был незаменим — ведь Финский залив замерзает, и заходившие в Таллин иностранные суда даже платили специальный «ледокольный сбор».. В 1941-92 он вновь назывался «Волынец», последнюю проводку совершал в 1986 году, а в 1994 стал музеем. Мне сильно повезло — он уходил на ремонт и вернулся буквально в день моего приезда в Таллин:

29.

Часто пишут, что это старейший в мире сохранившийся ледокол, но это точно не так — финский «Тармо» в Котке был построен в 1906-м, иркутская «Ангара» — в 1899-м, а шведский «Боря» (Bore) из Мальмё и вовсе в 1894-м, но почему-то в этой компании самый малоизвестный. Ледокол — судно в принципе весьма экзотическое, а уж столетней давности…

30.

«Тылль» в общем-то не особо большой — всего 72 метра в длину, но облазать его можно практически целиком. На нём был снят и вводный кадр. Штурвал на капитанском мостике:

30а.

И характерные смотровые площадки на его крыльях. На музейном причале, как видите, многочисленные частные яхты:

31.

Буксир, а за ним два списанных военных корабля — минные тральщики «Вамбола» (ближе) и «Сулев» (дальше), бывшие немецкие «Куксхафен» и «Линдау» (1957-59). И далёкий паром на фоне острова Аэгна — часть музейного пейзажа:

32.

Вид на запад, в сторону полуострова Копли. Опять же какие-то немузейные катера — честно говоря, не знаю, по какому принципу определяется, каким судам стоять в этой гавани:

33.

А вдалеке — Минна гавань, где стоит эстонский военный флот из 4 кораблей (не считая катеров береговой охраны), то есть в кадре его 3/4 — английские минные тральщики «Сакала» (бывший «Инвернесс») и «Уганди» (бывший «Бридпорт») проекта «Сэндаун» (1988, здесь с 2008-го) и шведский корабль управления «Тасуя» (бывший «Линдормен»). За ними — рыбный порт (не путать с исторической Рыбной гаванью между Каламая и центром), белое здание — бывшая гостиница «Океан», и по словам Каца, условия и контингент в советские время там были таковы, что в командировку сюда рыбное министерство посылало чем-то провинившихся сотрудников.

34.

Спустимся внутрь ладокола — здесь я также даю лишь несколько кадров для общего впечатления, что где — думаю понятно и так. Но в принципе, такого количества открытых для осмотра помещений я не видел ещё ни одном судне… кроме нетуристического тяжёлого буксира в Балтийске, куда экскурсию мне провели неформально.

35.

36.

37.

38.

39.

Не «Витязь», конечно, но чувствуется, что своего «Большого Тылля» эстонцы любили:

40.

Мастерская:

41.

И даже кубрик, где можно перекусить блинчиками да солянкой:

42.

Покинув «Большого Тылля», я вышел на причал. «Сулев» ныне тоже музей:

43.

Корма минного тральщика на фоне гидроангаров и Батарейной тюрьмы (см. прошлую часть):

44.

Внутри «Сулев» оказался неожиданно маленьким.

45.

Больше всего впечатлила компановка кают:

46.

Дальше у причала — наверное, буксир вспомогательного флота:

47.

Взгляд назад. Слева видна труба старой электростанции, Горхолл и небоскрёбы Кесклинна:

48.

Далёкие телебашня (314м) и огромный яхт-клуб, построенные к Олимпиаде:

49.

Причал загибается буквой «Г». Над судами (включая далёкие паромы в пассажирском порту) виден воздушный шар — ещё одна смотровая площадка в центре Таллина:

50.

Вид на порт с конца причала. Таллинский порт в Прибалтике четвёртый по грузообороту (после Клайпеды, Риги и Вентспилса), но состоит из нескольких небольших портов на приличном расстроянии друг от друга (крупнейший — Мууга в городе-спутнике Маарду), поэтому выглядит совсем маленьким.

51.

А напоследок мимо судов на берегу:

52.

Можно выйти к Таллинской судоверфи, осколку завода Ноблесснера, и полюбоваться ей через забор:

53.

По сути дела это тоже часть Морского музея…

54.

Но о верфях (в том числе и Ноблесснеровской) — в следующей части про полуостров Копли — самый суровый район Таллина.

Таллин
Общее. Вариации города.
Виды с башен.
Старый Таллин. Вышгород, или Тоомпеа.
Старый Таллин. Вдоль стен Нижнего города.
Старый Таллин. Среда и детали.
Старый Таллин. Ратушная площадь, улицы Вене и Рюйтли.
Старый Таллин. Пикк и Лай.
Кесклинн. Горхолл, квартал Роттермана, Нарвское шоссе.
Кесклинн. Деловой центр, Тынисмяги и вокзал.
Кадриорг и Пирита.
Веэренни и Юхкентали.
Кассисаба и Кристийне, Пельгулинн и Копли-Товарная.
Каламая.
Лётная гавань.
Северный Таллин.
Нымме.
Рокка-аль-Маре в Янову ночь.

Другие посты об Эстонии.

varandej.livejournal.com

Леннусадам (Летная гавань) как самый интересный музей Таллинна

С чего начать?.. С чего бы начать?.. Хм… Наверное, начну с того, что в большинстве своих путешествий я, обычно, благополучно игнорирую существование музеев. Не то что бы я их совсем не любил – просто по-настоящему толковых и интересных музеев на свете не так уж и много. По крайней мере, в процентном соотношении. Исключения из правил встречаются – мне, например, когда-то очень понравился варшавский Центр науки Коперника, а в этом году меня приятно удивил брестский «Музей Войны». Но чаще (в любых городах) попадаются все же обратные примеры. Помните мою статью про музей в Каменце – в знаменитой Белой Веже? Вот из-за таких музеев я их обычно и обхожу стороною.

Каменецкая башня: скучный музей и призраки коммунизма

Там было скучно, темно, а за мной по пятам постоянно ходили две сварливые тетки, которые всем своим видом показывали, как они мечтают о том, чтобы я (их единственный посетитель) поскорее ушел. Впрочем, ладно… К чему я все это веду? Да, к тому, что Таллиннский музей «Леннусадам» («Летная гавань») – это обратный пример — показатель того, каким должен быть хороший современный музей. Тут вам уж точно скучно не будет. Хочешь – летай на самолетном симуляторе. Хочешь, стреляй из противовоздушной пушки времен Первой мировой. А еще там есть настоящая подводная лодка. Настоящая. Подводная. Лодка. Карл! (это так – если, кто вдруг с первого раза не понял). Конечно, я не могу сказать, что в масштабах такого города как Таллинн Леннусадам – это достопримечательность №1. Конечно, нет. Но если вы задержитесь в столице Эстонии хотя бы на дня 3-4, не обходите этот музей стороной. А я сейчас постараюсь, рассказать вам о нем чуть подробней.

Итак…

Как добраться до музея Леннусадам (Летная Гавань)?

От Ратушной площади шагайте в сторону башни «Толстая Маргарита», а затем – дальше к берегу моря. Я бы вам еще настоятельно посоветовал перед поездкой скачать себе приложение MAPS.ME. Оно бесплатное и работает даже в оффлайне. Забил в навигаторе нужную точку – и шагай по стрелочкам. Для тех, кому интересно, Летная гавань находится в Таллине на улице Vesilennuki 6. В его сторону в городе показывают многочисленные указатели. Да и вообще: построек у моря не много. Поэтому большие покатые ангары вы, скорее всего, увидите еще издалека. Но для большего спокойствия можете использовать в качестве ориентира вот это старое советское здание.

Это таллинский Горхолл, а по совместительству бывший концертный зал, спортивная площадка и один из объектов знаменитой Олимпиады-80. В наши дни здесь летом тусуется эстонская молодежь – пьет пиво, болтает и смотрит на проплывающие по морю корабли. Зимой тут лазят только туристы и любители фотографии. Найдете Горхолл – считайте, нашли и Летную гавань. Они находятся друг от друга всего в 1 километре.

Чем заняться в Таллине, если Старый город вы уже весь обошли.

Стоимость входных билетов и другая «техническая» информация

Зимние прогулки… Недалеко от Горхолла и «Летной гавани».

Вообще, Леннусадам – это одна из составных частей Морского музея Эстонии. Другая часть экспозиции находится в башне Толстая Маргарита, но о ней, честно сказать, я читал не самые лестные отзывы. Поэтому лично мы с моим другом Миреком, который ездил в эту поездку вместе со мной, благополучно обошли эту часть музея стороной. Если кто-то был в Толстой Маргарите – напишите, пожалуйста, в комментариях понравилось ли вам там?

Кассы музея

Теперь что касается билетов… Во-первых, они довольно дорогие. А вот вторых – довольно запутанные. Одни открывают доступ в весь Морской музей (включая Толстую Маргариту), другие – только в Леннусадам, третьи – лишь к музейным кораблям, которые стоят рядом с Летной гаванью. Впрочем, смотрите сами. Принтскрин прилагается (все цены актуальный на декабрь 2016 года).

От себя добавлю лишь то, что к музейным кораблям можно спокойно пробраться бесплатно. За ними никто не следит. Ходи, где хочешь. Лазь, где хочешь. Это Европа, тут все на честном слове. Кстати, в самой Летной гавани (внутри ангаров) даже гардероб без номерков и гардеробщицы. Повесил куртку и ушел. За ними никто не следит.

Мне сначала чуть-чуть стрёмно было. Но когда мы вернулись после 5 часов шатаний по музею, моя куртка все также висела на месте.

Еще немножко полезной информации:

Официальный сайт — http://meremuuseum.ee/lennusadam/ru/

Музейные корабли

Это первое, что бросается в глаза, когда приходишь к музею со стороны моря (если вы подойдете к музею с главного входа – они будут стоять прямо за зданиями ангаров). Вы их не пропустите. По сути, они занимают собой весь причал и еще большую площадку у берега моря.

Главная звезда здесь – это старый ледокол «Суур Тыль», который считается одним из самых известных кораблей в Эстонии. Выглядит он действительно интересно. Плюс ко всему (как и везде в музее) по нему можно спокойно полазить, пофотографироваться, постоять на капитанском мостике.

Рядом с ледоколом стоит еще целая куча других кораблей. Тут их не меньше двух десятков. Я не очень разбираюсь в военной технике, поэтому свои комментарии я оставлю при себе и, пожалуй, ничего больше о них писать не буду. Просто оставлю здесь сделанные фотографии.

Как самостоятельно получить шенгенскую визу в Эстонию: подробный обзор.

Внутри музея

Несмотря на то, что Летная гавань была построена более века назад, внутри здание действительно впечатляет. Антураж и атмосфера «моря» тут были воссозданы очень тонко и очень грамотно. Дрожащая голубая подсветка, специальное покрытие на потолке и особое звуковое сопровождение создают ощущение соприкосновения с морем, как будто ты находишься под водой – в каком-то гигантском батискафе или внутри большого воздушного пузыря. Очень круто. За атмосферу, короче, музею – твердая десятка.

Что касается самой структуры «Летной гавани», то тут стоит отметить, что вся экспозиция условно поделена на три зоны – уровень воды, под водой и над водой. Последний сегмент довольно условный – его представляет подвешенный под крышей пропеллер и один единственный самолет.

А вот две остальные части наполнены очень неплохо. О них я напишу по очереди.

Страховка для Шенгена: как выбрать и не ошибиться?

Уровень воды

Вообще, начать осмотр музея можно с разных сторон. Но лично мы решили двигаться поступательно и сразу пошли на центральный уровень. Что здесь есть? Да в основном всякие лодки. Какие-то сделаны для катания по льду, другие – по  водной глади.

Рядом со многими экспонатами стоят интерактивные стенды, где можно почитать об истории этих лодок и практиках их изготовления. Еще, насколько я знаю, при помощи специальных карточек (которые заменяют тут бумажный музей) вы мо

my-travel-diary.by

Морской музей Эстонии — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Морской музей Эстонии (эст. Eesti Meremuuseum) — музейная экспозиция на морскую тематику, включающую рыболовство для научных исследований и подводную археологию.

Открыт 16 февраля 1935 года в здании Управления Водных Путей на Байковском причале торгового порта (сейчас территория терминала «D»). Первый директор — капитан Мадис Мей[1].

В 1940 году, после установления в Эстонии Советской власти, музей был упразднён, а его коллекции разделены между различными музеями. В конце 1950-х годов с использованием старых музейных коллекций в Таллине был открыт Таллинский городской музей, Морской музей — воссоздан в 1960 году.

В настоящее время музейная экспозиция размещена в башне «Толстая Маргарита» в Таллине (отреставрированной к Олимпийским играм в Москве 1980 года, реконструкция была завершена в 1981 году).

В экспозиции представлена история мореплавания, местного судостроения, портового и маячного хозяйства. Особого внимания заслуживает коллекция находок, поднятых со дня Балтийского моря. Также тут представлено водолазное оборудование разных времен.[2]

Во внутреннем дворе — экспозиция под открытым небом.

На верхнем ярусе башни «Толстая Маргарита» оборудована смотровая площадка на Таллинский порт. Представлен старый фонарь (1951—1998) Суурупского верхнего маяка.

Новое выставочное здание Морского музея открылось в Лётной гавани 12 мая 2012 года[3].

Музей мин — расположен в здании единственного сохранившегося в городе порохового погреба на улице Уус (постройка 1748 года). В экспозиции представлены мины от крепостных до современных и представляющие мины военных флотов Англии, Германии, России, Финляндии, Франции и Эстонии.

Историческая гидрогавань (Лётная гавань) — экспозиция исторических кораблей, как под открытым небом, так и в бывших лётных ангарах. В экспозиции представлены следующие корабли: паровой ледокол «Суур Тылл» (1914), подводная лодка «Лембит» (1936), тральщик «Калев» (1967), патрульный катер «Гриф» (1976), полномерная копия Short Type 184, английского гидроплана, который использовался в эстонских вооруженных силах. Интерактивная экспозиция Морского музея в бывших лётных ангарах повествует о военно-морской истории Таллинна и Эстонии. Летные ангары, построенные в 1916 и 1917 годах, являлись частью Морской крепости Петра Великого. Эти ангары являются первыми железобетонными бесколонными конструкциями такой величины в мире. Чарльз Линдберг, осуществлявший первый одиночный полёт через Атлантический океан, приземлился тут в 1930 году.[4]

Время работы:

  • Май—сентябрь: Пн—Вс, 10.00—19.00
  • Октябрь—апрель: Вт—Вс, 10.00—19.00

В государственные праздники Эстонии музей открыт с 10.00 до 17.00, с 5 августа ледокол «Суур Тылль» открыт с 10.00 до 17.00[5]

Музеи Таллина

И. Розенберг Музеи Таллина. Таллин:Периодика, 1987. 176 с.

ru.wikipedia.org

Летная гавань (Lennusadam) — Достопримечательности

Уникальный архитектурный комплекс «Летная гавань» стала  интерактивным музеем морской и военной истории, а также последней гаванью старинных кораблей.

Летная гавань, расположенная в знаменитом районе деревянной застройки Каламая, известна прежде всего своими ангарами для гидропланов. Эти сооружения, построенные сто лет назад (1916-1917) как часть комплекса Морской крепости Петра Великого, уникальны по своей архитектуре. Это были едва ли не первые в мире тонкостенные железобетонные купольные оболочки таких впечатляющих размеров. В этой гавани в 1930 году совершил посадку Чарльз Линдберг, первый человек, совершивший одиночный перелет через Атлантику.

Сегодня в гигантских ангарах расположен интерактивный музей, где можно узнать о морском и военном прошлом Эстонии и всей семьей оказаться в гуще событий военного прошлого. В музее более 200 экспонатов на территории, эквивалентной 2 миллионам листов в формате А4.

Главный экспонат этого музея — субмарина Lembit, водоизмещением 600 тонн, построенная в Великобритании в 1936 году для Военно-морского флота Эстонии. В годы Второй мировой она ходила под советским флагом. Подлодка оставалась в строю 75 лет и до 2011 года была самой старой субмариной в мире, находившейся в строю. Несмотря на долгую историю, подлодка Lembit отлично сохранилась. Прогулка по отсекам подлодки дает наглядное представление о технологиях 1930-х годов.

Еще один занимательный экспонат  — полноразмерная копия британского гидроплана Short Type 184, состоявшего на вооружении эстонской армии до Второй мировой войны.

Самолет этого типа заслужил место в истории – именно на нем  впервые в мире была совершена  торпедная атака с воздуха на корабль. Оригинальные экземпляры не сохранились, а полноразмерная копия в Летной гавани является единственной в мире.

Взрослым и детям понравятся симуляторы, на которых можно отработать полет над Таллинном и навигацию в Таллиннской бухте, а также совершить подводное путешествие вокруг света на желтой подводной лодке.

Под открытым небом посетителей ждет коллекция старых кораблей эстонской погранохраны, а также Suur Tõll, крупнейший в Европе ледокол с паровыми двигателями.

С Tallinn Card вход на всю территорию музея бесплатный.

 

www.visittallinn.ee

Леннусадам (Таллин, Эстония) — Лётная гавань гидросамолетов

Леннусадам (Лётная гавань, гавань гидросамолётов) – это музейно-развлекательный комплекс в Таллине. Он расположен в районе Каламая на берегу Балтийского моря. В народе гавань гидросамолётов также называют «музей с подводной лодкой», отталкиваясь от того, что здесь находится старинная субмарина «Лембит», попасть на борт которой может каждый желающий.

Экспозиция музея Леннусадам

Лётная гавань сегодня является главным подразделением Эстонского морского музея. Постоянная экспозиция Леннусадам расположена в нескольких ангарах, а также на расположенном за ними причале, где можно ознакомиться с судами береговой охраны, а также посетить паровой ледокол «Суур Тылль». В музее также регулярно проводятся тематические выставки, посвящённые связанной с морем тематике.

Главные экспонаты Лётной гавани – это подводная лодка «Лембит», построенная в 30-х годах ХХ века. Она считается единственной сохранившейся до наших дней торпедно-минной подлодкой своего типа. Другой важный экспонат – точная копия британского поплавкового самолёта Short 1 в натуральную величину. Здесь же работает профессиональный симулятор, позволяющий протестировать свои способности к навигации.

Любителям истории будет интересно взглянуть на останки судна, обнаруженного близ располагающейся на острове Сааремаа крепости Маасилинна. Парусник был найден в 1985 году. Проведённая экспертиза показала, что судно было построено не ранее 1550 года. Таким образом, этот парусник является старейшим образцом судостроения северных стран в период средневековья.

Видео: знакомство с Лётной гаванью

Аттракционы для детей

На территории музея Леннусадам также есть кинозалы и зона для детей. Кроме того, на территории причала оборудована небольшая игровая площадка для самых маленьких посетителей. Детям постарше будет интересно подняться на борт старинного парового ледокола «Суур Тылль» и познакомиться с его командой. Кстати, здесь же можно попробовать блюда, которые сто лет назад подавали команде судна.

Лётная гавань Леннусадам на фото

На представленных фотоснимках вы можете увидеть фрагмент наружной экспозиции музея. Здесь запечатлены корабли, стоящие на причале. Обратите внимание на то, что для ознакомления с ними не обязательно приобретать билет, поскольку они находятся в зоне свободного доступа.

triptoestonia.com

Музей «Летная гавань» — goBaltia.ru

Неподалеку от парка Каламая, на улице Кюити расположилось уникальное сооружение — Летная гавань. Построена она была в 1916 году по указанию царя Николая II как часть Морского форпоста Петра Великого. Во время Первой мировой войны в гидроангарах гавани базировались поплавковые самолеты Российской империи.

Однако по прямому назначению фортификационные постройки использовали недолго — сразу после революции их переделали в закрытую военную базу. После вывода из Эстонии советских войск «наследие царского режима» отписали Морскому музею. Проведя масштабную реставрацию, в 2012 году он открыл в гавани свой филиал. В итоге получился просто грандиозный по своим масштабам музей.

Экспозиция музея поделена на три части. Чтобы осмотреть первую — «подводную» — необходимо спуститься в подземные залы ангаров. Обстановка внутри имитирует морское дно. Посетителей окружают останки затонувших кораблей, морские мины и торпеды времен Второй мировой войны. Полы комплекса расписаны морскими картами с указанием глубин, водных и прибрежных объектов. Под потолками установлены специальные светильники, заполненные водой.

Здесь же, на нижнем уровне, находится гордость Морского музея — экспериментариум для детей и взрослых. Экспонаты, размещенные в этой зоне, разрешено не только осматривать, но и пробовать в действии. Совершенно свободно посетители могут пострелять из пулеметов, спуститься в настоящую подводную лодку или посидеть за пультом управления военного гидроплана.

Вторая часть выставки расположена на уровне земли и посвящена надводным судам. Корабли, лодки, ялики, яхты и буера — всего в коллекции представлено около сотни крупногабаритных экспонатов. Самый заметный среди них — паровой ледокол «Суур Тылл», принимавший участие в Первой мировой войне и Февральской революции.

Третью экспозицию условно называют «надводной». Ее «жемчужина» — копия английского двухместного бомбардировщика Short Type 184, который впервые в истории авиации атаковал вражеский корабль торпедой.

Музей «Летная гавань» открыт:

Май – сентябрь: Пн.– Вс.  10.00 – 19.00

Октябрь — апрель: Вт.– Вс. 10.00 — 19.00

На территории работают кафе и сувенирная лавка.

goBaltia

gobaltia.ru

Летная Гавань: военно-морской музей в Таллинне

Летная Гавань является одним из тех музеев, который обязательно стоит посетить, если вы находитесь в Таллинне. Этот совет касается абсолютно всех: здесь будет интересно и детям, и взрослым любого возраста и пола. Мы убедились в этом, когда в марте этого года в очередной раз посетили Летную Гавань с нашими друзьями из Петербурга.

Общая информация

Музей Летная Гавань входит в состав Морского Музея и расположен по адресу: Vesilennuki, 6. Сюда можно добраться на автобусе №73, туристическом автобусе City Tour или вовсе пешком из Старого города. Экспозиция состоит из двух частей: кораблей, которые находятся снаружи и внутренней выставки. В зависимости от вашего выбора, стоимость билетов тоже будет разной: 6 или 15 евро. Более подробную информацию вы можете найти на официальном сайте: http://meremuuseum.ee/lennusadam/ru/

История музея

С 1918 по 1940 в ангарах Летной Гавани располагалось подразделение гидросамолетов, штаб противовоздушной обороны и летное училище. После этого и вплоть до 1991 года это был зарытый военный объект.

В этом музее мы были четыре раза. Забавно, что три раза мы приводили сюда различных друзей из Санкт-Петербурга. А в далеком 2009 году, когда мы посещали этот музей в первый раз, мы сами жили в СПб. Стоит отметить, что тогда это был всего лишь проект, никому по сути не интересный. Ангары были заброшены, внутренней экспозиции еще не было. Снаружи было всего несколько кораблей, включая знаменитую подводную лодку «Лембит».

Тогда мы приперлись сюда в заснеженный декабрьский вечер, чем удивили местного скучающего сотрудника. Мы взяли аудиогиды и пытались ползать по обледенелым палубам. Такой вот был хардкор.

Теперь все по-другому. Ангары утеплили и привели в порядок, сделав это место очень уютным. Также сюда перенесли подводную лодку, добавили различных симуляторов и современных фишечек. Здесь постоянно обновляются временные экспозиции.

Внутренняя экспозиция

В самом начале вас познакомят со старинными лодками первых поселенцев, историей парусного спорта, буями и т.д.

Проходя мимо этих экспонатов, некоторые посетители могут задуматься: ну зачем же я сюда пришел? Особенно скучала наша женская часть, но вскоре это закончилось, когда мы добрались до первого интерактива: симулятора береговой охраны:

После симулятора мы перешли уже к настоящим береговым орудиям и зениткам.

Как и во всех технических музеях, возле каждого экспоната расположены таблички с описанием на трех языках. Например, так понравившаяся нам зенитная автоматическая пушка 70К (на первом фото) была построена в 1938 году. Она способна стрелять на расстояние 4000 метров со скоростью 150 выстрелов в минуту. Есть еще и мультимедийные экраны с дополнительной информацией.

Все это можно покрутить, потрогать, посмотреть детали:

Помимо этого музей располагает большой коллекцией не менее грозного оружия – морских мин. Вы можете познакомиться с их основными типами и принципами действия. Мы уже рассказывали, как посещали заброшенную базу по размагничиванию кораблей на северо-востоке Эстонии. Таким образом боролись с минами с магнитным или индукционным взрывателями.

В здании музея на тот момент проходило две временные экспозиции. Одна из них „Секс и море“, которую привезли из Голландии, была дерзка как по названию, так и по содержанию. Здесь можно было посмотреть и послушать личные истории моряков и их любовниц, осмотреть их личные вещи, увидеть фотографии примеров венерических заболеваний, а также узнать о том, как работали портовые бордели.

Подводная лодка «Лембит»

Главным экспонатом музея является подводная лодка «Лембит». Она была заказана в 1936 году в Англии, и в 1937 году прибыла в Эстонию. Во время Второй Мировой Войны лодка принимала активное участие в боевых действиях и трижды удачно торпедировала судна противника. Вторая подводная лодка такого же типа – «Калев», пропала без вести.

Общий план и характеристики подводной лодки:

Самое интересное, что вы можете спуститься внутрь Лембита и посмотреть, как жила команда и как устроена сама лодка.

Торпедный отсек:

Это и так понятно:

Кубрик личного состава:

Управление подводной лодкой, система погружения и всплытия:

Машинное отделение с двумя дизельными двигателями для надводного хода и два электромотора для подводного плавания. На экономичном ходу Лембит мог находится в море максимум 28 дней и одни сутки под водой. Однако, аккумуляторные батареи могли выдержать только несколько часов полного хода.

Ну и детали, детали, детали…

Кстати, вы можете совершить виртуальный тур по лодке, перейдя по ссылке.

Интерактив

В музее можно побывать в виртуальной реальности, надев 3D очки, и посмотреть, как реконструировалась Летная Гавань. Здесь также можно понять основы погружения подводной лодки:

Помимо симулятора береговой охраны, можно попробовать управлять моторной лодкой или полетать на самолете. Честно признаться, в Шведском музее Авиации у нас это получалось лучше 😉

Вишенкой на торте является переодевание. Вы можете выбрать различную форму и сделать в ней снимки.

Помимо того, что вы можете фотографироваться сами, существует автомат, который позволит сделать групповое фото на заранее выбранном фоне, а после отошлет его вам на почту. Качество, конечно, чуть хуже, но море веселья во время сьемок вам обеспечено.

Выставка кораблей снаружи

Если вы не устали от посещения основной выставки, за ангарами находятся экспонаты различных кораблей. На некоторые из них можно забраться.

Здесь выделяется пароход-ледокол «Суур Тылл». Это самый старый музейный корабль Эстонии и один из трёх сохранившихся на Балтике паровых ледоколов начала 20-го столетия.

Во время нашего последнего посещения, мы провели 3 часа внутри ангаров, так что на вторую часть нам не хватило времени. Тем не менее, Виктору уже доводилось походить внутри Суур Тылл, и, поверьте, там тоже очень-очень интересно. На борту ледокола открыты кают-компания и капитанская каюта, машинное и котельное помещения, а также доступна экспозиция, посвященная истории ледокола.

ants-in-pants.com