/Музей модерна в риге – Рижский музей модерна — Википедия

Музей модерна в риге – Рижский музей модерна — Википедия

Рижский музей модерна — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 июня 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 июня 2019; проверки требует 1 правка.

Рижский музей модерна (латыш. Rīgas Jūgendstila centrs) — музей, посвященный архитектурному и декоративно-прикладному стилю модерн (также югендстиль или ар-нуво). Расположен в Риге, столице Латвии, по адресу улица Альберта, 12.

Здание в стиле национального романтизма, одного из проявлений модерна в Риге, было возведено в 1903 году видным латышским архитектором Константином Пекшенсом. В проектировании дома принимал участие Эйжен Лаубе, на тот момент студент архитектурного отделения Рижского политехнического института, а в будущем также знаменитый архитектор. Здание одним из первых в Риге было оборудовано центральным отоплением, а в квартиры подавалась горячая вода.

Внешний вид здания замечателен ярким выразительным силуэтом. Резные орнаменты, украшающие стены, содержат стилизованные изображения местных растений и животных.

Роспись потолка над спиральной лестницей в подъезде выполнена, предположительно, жившим здесь же латышским художником Янисом Розенталсом. Другим известным обитателем был латышский писатель и драматург Рудольф Блауманис.[1]

Спиралевидная лестничная клетка главного подъезда по праву считается одной из прекраснейших не только в Латвии, но и во всей Европе.

23 апреля 2009 года в квартире, где некогда проживал сам архитектор (Константин Пекшенс жил здесь до 1907 года), был открыт музей. В 2008-2009 годах реставратором Гунитой Чакаре была воссоздана аутентичная декоративная отделка помещений. Собрание содержит предметы обстановки квартир, характерной для обитателей Риги начала XX века. Автор проекта интерьера — архитектор Лиесма Маркова.

В музее стиль модерн открывается во всей красе — начиная с планировки помещений, оригинального украшения стен и росписи потолков, оконных витражей, дубовых стеновых панелей, и заканчивая оконными и дверными ручками и прочими мелочами. Здесь собраны разнообразные предметы интерьера и быта того времени — мебель, посуда, художественные изделия, часы, одежда, вышивка и т. п. Полному погружению в эпоху способствуют сотрудники музея, облаченные в костюмы того времени, и музыка.

В 2016 году в музее начала действовать цифровая экспозиция.[2]

Музей регулярно проводит в Риге акции в поддержку Всемирного дня модерна в начале июня.

  • Отделка балконов

  • Вход в подъезд

  • Лестница в подъезде

  • Роспись прихожей

  • Обстановка квартиры

ru.wikipedia.org

Википедия — свободная энциклопедия

Избранная статья

Первое сражение при реке Булл-Ран (англ. First Battle of Bull Run), также Первое сражение при Манассасе) — первое крупное сухопутное сражение Гражданской войны в США. Состоялось 21 июля 1861 года возле Манассаса (штат Виргиния). Федеральная армия под командованием генерала Ирвина Макдауэлла атаковала армию Конфедерации под командованием генералов Джонстона и Борегара, но была остановлена, а затем обращена в бегство. Федеральная армия ставила своей целью захват важного транспортного узла — Манассаса, а армия Борегара заняла оборону на рубеже небольшой реки Булл-Ран. 21 июля Макдауэлл отправил три дивизии в обход левого фланга противника; им удалось атаковать и отбросить несколько бригад конфедератов. Через несколько часов Макдауэлл отправил вперёд две артиллерийские батареи и несколько пехотных полков, но южане встретили их на холме Генри и отбили все атаки. Федеральная армия потеряла в этих боях 11 орудий, и, надеясь их отбить, командование посылало в бой полк за полком, пока не были израсходованы все резервы. Между тем на поле боя подошли свежие бригады армии Юга и заставили отступить последний резерв северян — бригаду Ховарда. Отступление Ховарда инициировало общий отход всей федеральной армии, который превратился в беспорядочное бегство. Южане смогли выделить для преследования всего несколько полков, поэтому им не удалось нанести противнику существенного урона.

Хорошая статья

«Хлеб» (укр. «Хліб») — одна из наиболее известных картин украинской советской художницы Татьяны Яблонской, созданная в 1949 году, за которую ей в 1950 году была присуждена Сталинская премия II степени. Картина также была награждена бронзовой медалью Всемирной выставки 1958 года в Брюсселе, она экспонировалась на многих крупных международных выставках.

В работе над полотном художница использовала наброски, сделанные летом 1948 года в одном из наиболее благополучных колхозов Советской Украины — колхозе имени В. И. Ленина Чемеровецкого района Каменец-Подольской области, в котором в то время было одиннадцать Героев Социалистического Труда. Яблонская была восхищена масштабами сельскохозяйственных работ и людьми, которые там трудились. Советские искусствоведы отмечали, что Яблонская изобразила на своей картине «новых людей», которые могут существовать только в социалистическом государстве. Это настоящие хозяева своей жизни, которые по-новому воспринимают свою жизнь и деятельность. Произведение было задумано и создано художницей как «обобщённый образ радостной, свободной творческой работы». По мнению французского искусствоведа Марка Дюпети, эта картина стала для своего времени программным произведением и образцом украинской реалистической живописи XX столетия.

Изображение дня

Рассвет в деревне Бёрнсте в окрестностях Дюльмена, Северный Рейн-Вестфалия

ru.wikipedia.green

Рижский музей модерна — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Рижский музей модерна (латыш. Rīgas Jūgendstila centrs) — музей, посвященный архитектурному и декоративно-прикладному стилю модерн (также югендстиль или ар-нуво). Расположен в Риге, столице Латвии, по адресу улица Альберта, 12.

Здание в стиле национального романтизма, одного из проявлений модерна в Риге, было возведено в 1903 году видным латышским архитектором Константином Пекшенсом. В проектировании дома принимал участие Эйжен Лаубе, на тот момент студент архитектурного отделения Рижского политехнического института, а в будущем также знаменитый архитектор. Здание одним из первых в Риге было оборудовано центральным отоплением, а в квартиры подавалась горячая вода.

Внешний вид здания замечателен ярким выразительным силуэтом. Резные орнаменты, украшающие стены, содержат стилизованные изображения местных растений и животных.

Роспись потолка над спиральной лестницей в подъезде выполнена, предположительно, жившим здесь же латышским художником Янисом Розенталсом. Другим известным обитателем был латышский писатель и драматург Рудольф Блауманис.

[1]

Спиралевидная лестничная клетка главного подъезда по праву считается одной из прекраснейших не только в Латвии, но и во всей Европе.

23 апреля 2009 года в квартире, где некогда проживал сам архитектор (Константин Пекшенс жил здесь до 1907 г), был открыт музей. В 2008-2009 годах реставратором Гунитой Чакаре (латыш. Gunita Čakare) была воссоздана аутентичная декоративная отделка помещений. Собрание содержит предметы обстановки квартир, характерной для обитателей Риги начала XX века. Автор проекта интерьера — архитектор Лиесма Маркова (латыш. Liesma Markova).

В музее стиль модерн открывается во всей красе — начиная с планировки помещений, оригинального украшения стен и росписи потолков, оконных витражей, дубовых стеновых панелей, и заканчивая оконными и дверными ручками и прочими мелочами. Здесь собраны разнообразные предметы интерьера и быта того времени — мебель, посуда, художественные изделия, часы, одежда, вышивка и т. п. Полному погружению в эпоху способствуют сотрудники музея, облаченные в костюмы того времени, и музыка.

В 2016 году в музее начала действовать цифровая экспозиция.[2]

Галерея

  • Отделка балконов

  • Вход в подъезд

  • Лестница в подъезде

  • Роспись прихожей

  • Обстановка квартиры

Примечания

wikipedia.green

Рижский музей модерна — Howling Pixel

Рижский музей модерна (латыш. Rīgas Jūgendstila centrs) — музей, посвященный архитектурному и декоративно-прикладному стилю модерн (также югендстиль или ар-нуво). Расположен в Риге, столице Латвии, по адресу улица Альберта, 12.

Здание в стиле национального романтизма, одного из проявлений модерна в Риге, было возведено в 1903 году видным латышским архитектором Константином Пекшенсом. В проектировании дома принимал участие Эйжен Лаубе, на тот момент студент архитектурного отделения Рижского политехнического института, а в будущем также знаменитый архитектор. Здание одним из первых в Риге было оборудовано центральным отоплением, а в квартиры подавалась горячая вода.

Внешний вид здания замечателен ярким выразительным силуэтом. Резные орнаменты, украшающие стены, содержат стилизованные изображения местных растений и животных.

Роспись потолка над спиральной лестницей в подъезде выполнена, предположительно, жившим здесь же латышским художником Янисом Розенталсом. Другим известным обитателем был латышский писатель и драматург Рудольф Блауманис.[1]

Спиралевидная лестничная клетка главного подъезда по праву считается одной из прекраснейших не только в Латвии, но и во всей Европе.

23 апреля 2009 года в квартире, где некогда проживал сам архитектор (Константин Пекшенс жил здесь до 1907 года), был открыт музей. В 2008-2009 годах реставратором Гунитой Чакаре была воссоздана аутентичная декоративная отделка помещений. Собрание содержит предметы обстановки квартир, характерной для обитателей Риги начала XX века. Автор проекта интерьера — архитектор Лиесма Маркова.

В музее стиль модерн открывается во всей красе — начиная с планировки помещений, оригинального украшения стен и росписи потолков, оконных витражей, дубовых стеновых панелей, и заканчивая оконными и дверными ручками и прочими мелочами. Здесь собраны разнообразные предметы интерьера и быта того времени — мебель, посуда, художественные изделия, часы, одежда, вышивка и т. п. Полному погружению в эпоху способствуют сотрудники музея, облаченные в костюмы того времени, и музыка.

В 2016 году в музее начала действовать цифровая экспозиция.[2]

Музей регулярно проводит в Риге акции в поддержку Всемирного дня модерна в начале июня.

Галерея

Примечания

  1. ↑ Музей Яна Розенталя и Рудольфа Блауманиса
  2. ↑ Riga Art Nouveau Museum (англ.)

См. также

Архитектура модерна

Архитекту́ра моде́рна (архитектура ар-нуво) — архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890-е—1910-е годы в рамках художественного направления модерн. Архитектуру модерна отличает отказ от классических линий и углов в пользу более декоративных (необарочных, неоготических, неорусских) линий при использовании новых материалов, таких как металл, бетон, железобетон (Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме, Мост Драконов) и стекло (Стеклянный павильон).

Новые материалы и технологии позволили повысить этажность зданий, увеличить масштаб арок и окон (витрина). «Ярким харизматическим примером модерна» называют металлическую Эйфелеву башню в Париже (1889 год), высота которой достигла 324 метров. В отличие от поздней архитектуры, модерн сохраняет интерес к декору, который уже выражается в плиточной облицовке (майоликовые панно) и кованных металлоконструкциях. Стиль модерн уделяет большое внимание комфорту, снабжая здания лифтами и центральным отоплением. Он отвечал запросам массового, индустриального общества. В этом стиле строились не только церкви и жилые дома, но также вокзалы, мосты и промышленные павильоны.

Латышский национальный романтизм

Латышский национальный романтизм — архитектурное направление стиля модерн, получившее чрезвычайно широкое распространение в довоенной Риге преимущественно в период с 1905 по 1911 год.

Модерн

Моде́рн (от фр. moderne — современный) — художественное направление в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, распространённое в последнем десятилетии XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны).

Отличительными особенностями модерна являются отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например, в архитектуре), расцвет прикладного искусства.

Мастера модерна стремились сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека, реализовать идеи «преображения жизни средствами искусства». В этом они следовали традициям романтизма и символизма.

Пекшенс, Константин

Константин Пекшенс (латыш. Konstantīns Pēkšēns, 1859, Салисбург, Лифляндская губерния, Российская империя — 1928, Киссинг, Германия) — латышский архитектор. Внёс большой вклад в архитектурный облик Риги и других городов Латвии конца XIX — начала XX века.

Рижский модерн

Рижский модерн (также рижское ар-нуво, рижский югендстиль) — распространённый в Риге архитектурный стиль; около трети зданий в центре города выполнено в этом стиле, что делает латвийскую столицу городом с наибольшей концентрацией архитектурного модерна в мире. Большинство зданий в стиле модерн датируются периодом 1904—1914 годов, обычно это многоэтажные многоквартирные дома.

На других языках

This page is based on a Wikipedia article written by authors (here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

howlingpixel.com

Википедия — свободная энциклопедия

Избранная статья

Первое сражение при реке Булл-Ран (англ. First Battle of Bull Run), также Первое сражение при Манассасе) — первое крупное сухопутное сражение Гражданской войны в США. Состоялось 21 июля 1861 года возле Манассаса (штат Виргиния). Федеральная армия под командованием генерала Ирвина Макдауэлла атаковала армию Конфедерации под командованием генералов Джонстона и Борегара, но была остановлена, а затем обращена в бегство. Федеральная армия ставила своей целью захват важного транспортного узла — Манассаса, а армия Борегара заняла оборону на рубеже небольшой реки Булл-Ран. 21 июля Макдауэлл отправил три дивизии в обход левого фланга противника; им удалось атаковать и отбросить несколько бригад конфедератов. Через несколько часов Макдауэлл отправил вперёд две артиллерийские батареи и несколько пехотных полков, но южане встретили их на холме Генри и отбили все атаки. Федеральная армия потеряла в этих боях 11 орудий, и, надеясь их отбить, командование посылало в бой полк за полком, пока не были израсходованы все резервы. Между тем на поле боя подошли свежие бригады армии Юга и заставили отступить последний резерв северян — бригаду Ховарда. Отступление Ховарда инициировало общий отход всей федеральной армии, который превратился в беспорядочное бегство. Южане смогли выделить для преследования всего несколько полков, поэтому им не удалось нанести противнику существенного урона.

Хорошая статья

«Хлеб» (укр. «Хліб») — одна из наиболее известных картин украинской советской художницы Татьяны Яблонской, созданная в 1949 году, за которую ей в 1950 году была присуждена Сталинская премия II степени. Картина также была награждена бронзовой медалью Всемирной выставки 1958 года в Брюсселе, она экспонировалась на многих крупных международных выставках.

В работе над полотном художница использовала наброски, сделанные летом 1948 года в одном из наиболее благополучных колхозов Советской Украины — колхозе имени В. И. Ленина Чемеровецкого района Каменец-Подольской области, в котором в то время было одиннадцать Героев Социалистического Труда. Яблонская была восхищена масштабами сельскохозяйственных работ и людьми, которые там трудились. Советские искусствоведы отмечали, что Яблонская изобразила на своей картине «новых людей», которые могут существовать только в социалистическом государстве. Это настоящие хозяева своей жизни, которые по-новому воспринимают свою жизнь и деятельность. Произведение было задумано и создано художницей как «обобщённый образ радостной, свободной творческой работы». По мнению французского искусствоведа Марка Дюпети, эта картина стала для своего времени программным произведением и образцом украинской реалистической живописи XX столетия.

Изображение дня

Рассвет в деревне Бёрнсте в окрестностях Дюльмена, Северный Рейн-Вестфалия

qwewqeq.wikipedia.green

Рижский модерн — Википедия

Эклектичный ар-нуво: здание на улице Альберта, архитектор — Михаил Эйзенштейн. Популярное у туристов здание, однако чрезмерно украшено по сравнению с более характерными образцами[1].

Рижский модерн (также рижское ар-нуво, рижский югендстиль) — распространённый в Риге архитектурный стиль; около трети зданий в центре города выполнено в этом стиле, что делает латвийскую столицу городом с наибольшей концентрацией архитектурного модерна в мире. Большинство зданий в стиле модерн датируются периодом 1904—1914 годов, обычно это многоэтажные многоквартирные дома.

В конце XIX века бывший ганзейский город-порт Рига играл важную роль для Российской империи. В период стремительного экономического, промышленного и демографического развития Рига росла не менее быстро: в 1897—1913 годах население города увеличилось на рекордные в истории 88 % (в 1914 году оно составило 530 000 человек). Рига стала пятым по размеру городом в Империи и третьим в Балтике[2][3].

В середине XIX столетия Рига выросла за пределы средневековых фортифицированных границ — оборонительные сооружения постепенно демонтировали начиная с 1856 года, на их месте находится цепочка бульваров и садов, окружающих старый город. Новую застройку вели по сетке и в соответствии со строгими требованиями (к примеру, было запрещено строить здания больше 6 этажей или 21,3 м высотой), это позволяло новым кварталам иметь общий стиль[4]. В 1910—1913 годах ежегодно возводили от 300 до 500 новых зданий, большинство из них — вне старого города, в основном использовался модерн (югендстиль)[3]. Несколько строений в стиле модерн появилось и в пределах старого города, а также в Межапарке — там построили частные дома на одну семью[5][6]. Самые первые здания в стиле модерн были возведены по проектам архитекторов Альфреда Ашенкампфа и Макса Шервинского[en] в средневековой части города по адресу: улица Аудею, 7[5].

Владельцы, архитекторы и строители новых зданий в стиле модерн были из разных этнических групп, среди них были первые латыши, впервые занимавшие столь высокие позиции в обществе[7]. Среди архитекторов-латышей этого периода были Эйжен Лаубе, Константин Пекшенс, Янис Алкснис[en], также в стиле модерн работали евреи (Михаил Эйзенштейн, Пауль Мандельштам) и балтийские немцы (среди них Бернхард Биленштайн[en], Рудольф Донберг и Артур Мёдлингер)[8]. В этот же период шло развитие латышской национальной идентичности, и хотя мало кто из общего количества архитекторов были латышами с родным латышским языком, именно эта небольшая группа спроектировала около 40 % зданий, возведённых в начале XX века[9]. Росло число домовладельцев-латышей (не немцев и не русских). Несмотря на то, что архитекторы, работавшие в стиле модерн, по большей части были рижанами, рижский модерн испытал зарубежное влияние — в основном, германское, австрийское и финское[5][10][11]. Важным этапом становления модерна стало открытие в 1869 году архитектурного факультета в Рижском политехническом институте, ныне носящим название Рижский технический университет; этот факультет окончило целое поколение местных архитекторов[5].

Декоративные элементы на зданиях, скульптуры, витражи, майоликовые печи и подобные предметы частично были произведены местными компаниями, а частично импортировались. Компании, производившие декоративные вещи, работали также на экспорт, их продукцию отправляли по Российской империи, в частности, в Таллин и Санкт-Петербург[12].

По состоянию на 2000-е годы в стиле модерн выполнено около трети зданий рижского центра, что делает Ригу городом с наибольшей концентрацией архитектуры ар-нуво в мире[13][14][15][16].

Модерн (также ар-нуво или югендстиль) появился как реакция на эклектизм и другие стили, возрождавшие старину. Аналогично другим странам, развитие латвийского модерна было вызвано желанием создания индивидуалистического архитектурного облика, не полагающегося на явные исторические стили и вобравшего в себя местные особенности; как и везде, в Латвии модерн избирательно использует материалы, а украшения на зданиях размещаются сугубо в соответствии с конструктивной схемой здания[18][19].

Рижский модерн обычно разделяют на четыре основные разновидности: «декоративный» («эклектичный»), «вертикальный» («перпендикулярный»), «в стиле национального романтизма» и «неоклассический». Данное разделение, однако, во многом условно, часто встречаются здания, облик которых демонстрирует влияние нескольких стилей одновременно[18][19].

Декоративный стиль[править | править код]

Первая появившаяся в Риге разновидность ар-нуво. Изначально декоративный модерн представлял собой адаптацию эклектизма, не привнося ничего в структуру зданий. У строений в этом стиле ритмично разделённые фасады, богато украшенные лепниной и другими декоративными элементами. В этом виде модерна было особенно сильно иностранное влияние, в частности, германское, а также влияние символизма. Одни из самых известных рижских зданий, возведённых в этом стиле, — ряд домов на улице Альберта, многие из них выполнены по проекту Михаила Эйзенштейна. Хотя они очень популярны у туристов, эти здания не самые характерные примеры рижского ар-нуво[10][20].

Вертикальный стиль[править | править код]

На смену декоративному модерну пришёл более рациональный «вертикальный» — названный так по вертикальной ориентации фасадов и геометрическим орнаментам на них. Структура зданий стала истинно модернистской, где внешняя часть здания соответствует интерьеру, а не независима от него (как было раньше). В этом стиле было построено несколько универсальных магазинов, из-за чего данная разновидность модерна иногда именуется «магазинной» (нем. Warenhausstil)[21].

Национальный романтизм[править | править код]

Национальное возрождение, начавшееся в Латвии в XIX столетии, привело к формированию отдельной латвийской идентичности, как политической, так и культурной. После политических потрясений (в особенности Революции 1905 года в России) возникла потребность в создании произведений искусства, выражающих особенности местной культуры (хотя архитекторы периодически вдохновлялись финскими строениями). Национально-романтический архитектурный стиль иногда выделяется из модерна, но в латвийском контексте обычно считается его вариантом. Данный стиль существовал относительно недолго — с 1905 по 1911 год, он характеризуется сдержанным украшением строений, фольклорными мотивами в декоре, монументальным видом зданий и использованием натуральных строительных материалов[22][23].

Неоклассический стиль[править | править код]

Неоклассический модерн — последняя стадия развития ар-нуво в Риге, она мало представлена в городе. Архитекторы вдохновлялись архитектурным классицизмом[en], разновидностью классицизма, широко распространённой в Российской империи XIX века (но не в Риге). Этот новый монументальный вид модерна был в основном использован при строительстве нескольких банков[14].

  • «Национальный романтический» модерн: украшение дверного проёма в здании 1908 года по проекту Константина Пекшенса[25]

  1. ↑ Krastins, 2006, pp. 402.
  2. ↑ Grosa, 2003, p. 3.
  3. 1 2 Krastins, 2006, p. 397.
  4. ↑ Krastins & Strautmanis, 2004, p. 10.
  5. 1 2 3 4 5 Krastins, 2006, p. 400.
  6. ↑ Maps and Routes (неопр.). Riga Art Nouveau Centre. Дата обращения 11 марта 2016.
  7. ↑ Grosa, 2003, p. 4.
  8. ↑ Krastins, 2006, p. 403.
  9. ↑ Krastins, 1996, p. 35.
  10. 1 2 Grosa, 2003, p. 5.
  11. ↑ Krastins, 1996, p. 34.
  12. ↑ Grosa, 2003, p. 7.
  13. ↑ Krastins, 2006, p. 398.
  14. 1 2 Krastins & Strautmanis, 2004, p. 14.
  15. ↑ Krastins, 1996, p. 30.
  16. ↑ Historic Centre of Riga (неопр.). ЮНЕСКО. Дата обращения 11 марта 2016.
  17. ↑ Krastins & Strautmanis, 2004, p. 51.
  18. 1 2 Grosa, 2003, pp. 3–7.
  19. 1 2 Krastins, 2006, pp. 400–410.
  20. ↑ Krastins, 2006, pp. 400–402.
  21. ↑ Krastins, 2006, pp. 402–405.
  22. ↑ Krastins, 2006, pp. 405.
  23. ↑ Grosa, 2003, p. 6.
  24. ↑ Krastins & Strautmanis, 2004, p. 58.
  25. ↑ Krastins & Strautmanis, 2004, p. 203.
  • Janis Krastins. Riga. Jugendstilmetropole. Art Nouveau Metropolis. Jugendstila Metropole. — Riga: Baltika, 1996. — ISBN 9984-9178-1-9.
  • Silvija Grosa. Art Nouveau in Riga. — Jumava, 2003. — ISBN 9984-05-601-5.
  • Solveiga Rush. Mikhail Eisenstein. Themes and symbols in Art Nouveau architecture of Riga 1901-1906. — Neputns, 2003. — ISBN 9984-729-31-1.
  • Krastins Janis & Strautmanis Ivars. Riga. The complete guide to architecture. — Riga: Projekts, 2004. — ISBN 9984-9687-0-7.
  • Janis Krastins. Architecture and Urban Development of Art Nouveau – Metropolis Riga (англ.) // International Review of Sociology : журнал. — Routledge, 2006. — Vol. 16, iss. 2. — P. 395–425. — DOI:10.1080/03906700600709327.
  • Agrita Tipane. Motifs of Nature in Riga Art Nouveau Museum (англ.) // Architecture & Urban Planning : журнал. — Riga: Rīgas Tehniskā universitāte, 2010. — Iss. 4. — P. 6–13.
  • Крастиньш Я. А. Стиль модерн в архитектуре Риги. — М.: Стройиздат, 1988. — 272 с., ил. — ISBN 5-274-00691-4
  • Riga Jugendstila Centrs (Центр югендстиля в Риге) — организация, отвечающая за музей рижского модерна и занимающаяся наполнением базы данных зданий в этом стиле.
  • Коллекция фото рижских зданий в стиле модерн.

ru.wikipedia.org

Рижский музей модерна — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Рижский музей модерна (латыш. Rīgas Jūgendstila centrs) — музей, посвященный архитектурному и декоративно-прикладному стилю модерн (также югендстиль или ар-нуво). Расположен в Риге, столице Латвии, по адресу улица Альберта, 12.

Здание в стиле национального романтизма, одного из проявлений модерна в Риге, было возведено в 1903 году видным латышским архитектором Константином Пекшенсом. В проектировании дома принимал участие Эйжен Лаубе, на тот момент студент архитектурного отделения Рижского политехнического института, а в будущем также знаменитый архитектор. Здание одним из первых в Риге было оборудовано центральным отоплением, а в квартиры подавалась горячая вода.

Внешний вид здания замечателен ярким выразительным силуэтом. Резные орнаменты, украшающие стены, содержат стилизованные изображения местных растений и животных.

Роспись потолка над спиральной лестницей в подъезде выполнена, предположительно, жившим здесь же латышским художником Янисом Розенталсом. Другим известным обитателем был латышский писатель и драматург Рудольф Блауманис.[1]

Спиралевидная лестничная клетка главного подъезда по праву считается одной из прекраснейших не только в Латвии, но и во всей Европе.

23 апреля 2009 года в квартире, где некогда проживал сам архитектор (Константин Пекшенс жил здесь до 1907 г), был открыт музей. В 2008-2009 годах реставратором Гунитой Чакаре (латыш. Gunita Čakare) была воссоздана аутентичная декоративная отделка помещений. Собрание содержит предметы обстановки квартир, характерной для обитателей Риги начала XX века. Автор проекта интерьера — архитектор Лиесма Маркова (латыш. Liesma Markova).

В музее стиль модерн открывается во всей красе — начиная с планировки помещений, оригинального украшения стен и росписи потолков, оконных витражей, дубовых стеновых панелей, и заканчивая оконными и дверными ручками и прочими мелочами. Здесь собраны разнообразные предметы интерьера и быта того времени — мебель, посуда, художественные изделия, часы, одежда, вышивка и т. п. Полному погружению в эпоху способствуют сотрудники музея, облаченные в костюмы того времени, и музыка.

В 2016 году в музее начала действовать цифровая экспозиция.[2]

Галерея

  • Отделка балконов

  • Вход в подъезд

  • Лестница в подъезде

  • Роспись прихожей

  • Обстановка квартиры

Примечания

wiki2.red