Национальный музей антропологии (Мексика) — Википедия
Национальный музей антропологии (исп. Museo Nacional de Antropología) — важнейший государственный музей Мексики, расположенный в парке Чапультепек в столице страны Мехико. Музей содержит уникальную коллекцию археологических и антропологических экспонатов доколумбовой эпохи, найденных на территории Мексики.
На подходе к музею со стороны проспекта Пасео-де-ла-Реформа посетителей встречает теотиуаканский монолит, изображающий бога дождя Тлалока. Здание музея, спроектированное в 1963 году архитектором Педро Рамиресом Васкесом при участии Хорхе Кампусано и Рафаэля Михареса, представляет собой внушительное сооружение из 23 выставочных залов, опоясывающих внутренний двор с прудом и знаменитым «зонтиком» — колонной из бетона, вокруг которой плещется искусственный водопад. Здание окружено садами, в которых также устраиваются выставки.
Площадь музея составляет около 8 гектаров, из которых 44 тыс. м² приходится на крытые помещения и 35,7 тыс. м² — на открытые зоны, в том числе центральный двор. На этой обширной территории разместилась крупнейшая в мире коллекция месоамериканского искусства, преимущественно культуры народов майя, ацтеков, ольмеков, тольтеков, сапотеков, миштеков и других народов древней Мексики, а также обширная этнографическая экспозиция, посвящённая народностям современной Мексики и занимающая второй этаж музея.
В конце XVIII века по приказу мексиканских властей часть собрания Лоренцо Ботурини была передана в Королевский католический университет Мексики. Там же нашли пристанище скульптурные изображения Коатликуэ и Камень Солнца, так называемый ацтекский календарь, что и положило начало музейной традиции в Мексике. 25 августа 1790 года торжественно открылся первый в стране Музей естественной истории. Именно тогда в обществе возникла мысль о создании коллекции исторических памятников с целью их сохранения.
В начале XIX века Мексику посетили такие учёные, как Александр фон Гумбольдт и Эме Бонплан, высоко оценившие историческую и художественную ценность памятников доколумбовой эпохи, после чего по рекомендации историка Лукаса Аламана президент республики Гвадалупе Виктория издал указ об основании Национального музея Мексики в качестве самостоятельного учреждения.
К 1906 году коллекция настолько разрослась, что было принято решение разделить её и переместить экспонаты по естествознанию в специально построенное здание для открытия постоянной экспозиции.
Таким образом, 9 сентября 1910 года в присутствии президента Порфирио Диаса состоялось повторное открытие музея, на этот раз названного Национальным музеем археологии, истории и этнографии. К 1924 году коллекция музея увеличилась до 52 тысяч предметов, в нем побывало более 250 тысяч посетителей, и музей вошёл в число самых интересных и уважаемых музеев мира.
13 декабря 1940 года музей переехал в Чапультепекский дворец и уже там получил своё современное название: Национальный музей антропологии.
Постройка современного здания музея началась в 1963 году в парке Чапультепек и продолжалась 19 месяцев. 17 сентября 1964 года состоялось торжественное открытие в присутствии президента Адольфо Лопеса, который заявил:
«Мексиканский народ воздвигает этот памятник в честь удивительных культур, расцветших в доколумбову эпоху на тех землях, на которых сейчас находится Республика. Перед свидетельствами этих культур сегодняшняя Мексика воздает честь коренным народам, в которых видит черты своего национального своеобразия».
Цели Национального музея антропологии:
- популяризация культуры доиспанского периода и современной культуры коренных народов Мексики в стране и мире посредством экспозиции собранных в нем археологических и этнографических памятников;
- распространение в доступной форме сведений об антропологии в Мексике путём организации выставок, конференций и экскурсий;
- сохранение, учёт и реставрация важнейших археологических и этнографических памятников;
- приумножение культурного достояния Мексики путём проведения различных исследований, публикации и популяризации их результатов под эгидой Национального института антропологии и истории (INAH).
Экспозиция музея состоит из двух крупных разделов. Археологический раздел занимает первый этаж, а на втором этаже разместился этнографический раздел.
Залы, посвящённые антропологии, расположены вокруг открытого центрального двора. Начиная справа, они идут до зала ацтеков (мешиков) в хронологическом порядке, а начиная с зала, посвящённого культуре штата Оахака, порядок соответствует географическому положению.
Тематика залов:
В собрании музея находятся многие известные во всем мире экспонаты, например, Камень солнца, называемый ацтекским календарём, гигантские каменные головы ольмеков, найденные в джунглях Табаско и Веракруса, сокровища цивилизации майя из Чичен-Ицы и Паленке.
Кроме того, в музее проводятся гостевые выставки, в основном посвящённые другим великим культурам мира. Темой прошедших выставок становились Персия, Греция, Китай, Египет, Испания.
Фотографии расположены в соответствии с экспозицией. В скобках указаны названия залов.
Национальный музей антропологии в Мехико
В 2014 году главному музею Мексики исполнилось 50 лет
Национальный музей антропологии в Мехико — один из самых лучших среди подобного рода музеев мира. Он расположен в северной части парка Чапультепек.
Важность музея заключается в его назначении — представлении культур доколумбовой эпохи, а также современных индейских сообществ посредством проведения выставок археологических и этнографических предметов наследия для представления всех аспектов мексиканской антропологии. Организация экскурсий и других событий. Сохранение археологических и этнографических коллекций — важных национальных и международных предметов искусства. Обогащение мексиканского культурного наследия путём изучения, публикации и распространения сведений о многочисленных исследованиях, проводимых учёными.
У входа в музей расположен огромный монолит, который до недавнего времени считался скульптурным воплощением бога дождя Тлалока, однако по последним версиям более вероятно отождествление скульптуры с его сестрой – водной богиней Чальчиутликуэ. Эта огромная скульптура весит 167 тонн и была найдена возле Сан-Мигель-Коатлинчана. С большим трудом удалось её транспортировать к музею.
Сам музей был спроектирован Педро Рамиресом Васкесом и построен в 1963-64 гг. Он представляет собой прекрасный пример современной архитектуры и поэтому по праву считается одним из самых лучших музеев, где выставлены сокровища индейской культуры.
Примечательным элементом музея является и его центральный патио, где высится огромный каменный зонт, спроектированный скульптором Хосе Чавесом Морадо. Высота поддерживающей зонтик колонны 11 метров и с его вершины водопадом льётся вода, символизируя таким образом вечный жизненный цикл.
Примечательна одна история, связанная с музеем. В рождество 1985 года грабители сумели проникнуть в музей и похитили из него 173 бесценных артефакта, в т.ч. и те, что были найдены в гробнице из Паленке. В июне 1989 года полицейским удалось вернуть большую часть похищенных предметов и они снова радуют посетителей музея.
При входе в музей по левой стороне организован магазин, где можно приобрести книги, справочники и репродукции доколумбовых предметов. В центре вестибюля организован показ слайдов о музее и его коллекции. По правой стороне посетители могут увидеть фреску Руфино Тамайо, на которой изображён пернатый змей и ягуар – два центральных символа древних индейских богов. По этой же стороне и начинается тур по музею, который стартует с залов временных выставок, посвящённых различным аспектам доколумбовых культур.
Официальный веб-сайт: www.mna.inah.gob.mx
Адрес: Av. Paseo de la Reforma, Gandhi, Mexico City, Federal District (Distrito Federal) 11560, Mexico
Зал «Введение в антропологию»
Здесь посетителя ознакомят с исследованиями по вопросам развития человечества и связанным с этим предметами. Знакомство происходит посредством моделей, диорам, карт и зарисовок.
Вы увидите как жили древние люди, как и на кого они охотились, какое оружие у них было. Вам расскажут о развитии сельского хозяйства, культурных достижениях древних людей в сфере музыки, нумерологии, календаря, письма, медицины, архитектуры и живописи.
«Доисторический зал»
Ранняя история заселения Америки началась с прибытия племён через «Берингов перешеек». В зале показано развитие племён охотников и собирателей. Здесь представлены окаменелости, а также рассказывается о первых попытках занятий сельским хозяйством на плато Анауак.
Зал «Доклассический период»
Доклассический или формативный период (1400-300 гг. до н.э.) представлен достижениями в развитии керамики и других сфер хозяйственной деятельности человека. Здесь Вы увидите изящные статуи из Тлатилько, например, женскую фигурку «mujer bonita» и выгнутую мужскую фигуру акробата «Acrobat Vase», а также модель пирамиды в Куикуилько.
Зал «Мешика»
В Мексиканском зале представлена культура ацтеков от прибытия чичимеков до падения Теночтитлана. Самым ярким экспонатом зала является «Камень пяти Солнц», порой неправильно называемый календарем.
Среди других примечательных экспонатов «Камень Тисока», манускрипты, карты и скульптуры, в т.ч. и монументы Коатликуэ и Шочипилли («Владыки цветов»), бога любви, танцев и поэзии. В этом же зале Вы увидите фреску Мигеля Коваррубиаса, модель центральной части Теночтитлана и диораму рынка в Тлателолько – это всё прекрасно передаёт великолепие столицы ацтеков.
Головной убор Мотекусомы из перьев кецаля на самом деле является репликой с оригинала, который находится в этнологическом музее в Вене. В Австрию убор попал довольно замысловатым путём: сначала он был презентован вместе с щитом из перьев и ритуальным опахалом императору Карлу V, который в 1524 году передарил их своему брату будущему Фердинанду I, который, в свою очередь, передал их своему сыну, эрцгерцогу Фердинанду II, для пополнения его коллекции предметов искусств в Замке Амбрас (Schloss Ambras) в Тироле, а затем оттуда уже в 1806 году предметы попадают в Вену.
Зал «Теотиуакан»
Культура Теотиуакана (200 гг. до н.э. – 700 гг.) представлена здесь различными предметами искусства, в т.ч. и керамикой. Вашему взору предстанут скульптуры различных божеств, таких как Шипе-Тотек (из Тламимилоплана), Чальчиутликуэ и Уэуэтеотля. Во всем своем великолепии реконструирована часть Храма Кецалькоатля. Есть в зале и реконструкция фрески «Рай Тлалока», где изображены души воинов и утонувших людей.
Зал «Тула»
Одна из четырехметровых скульптур «атлантов» встречает посетителей этой секции музея. В зале также Вы увидите предметы классического тольтекского периода (700-1200 гг.): стелу, чак-мооля и мозаичный головной убор воина из перламутровых раковин.
Зал «Майя»
Воры, ограбившие музей в 1985 году, почти треть своей добычи забрали из одного лишь зала, посвященного культуре майя. Это так или иначе указывает на значимость экспонируемых здесь объектов. Здесь представлено большое количество погребальных предметов из Паленке, в т.ч. и мозаичная маска из жадеита, а также различные предметы из золота, жемчуга, бирюзы и коралла из жертвенного колодца Чичен-Ицы – всех их удалось вернуть в музей в 1989 году.
Здесь Вы можете увидеть и репродукцию знаменитой каменной плиты из Паленке, и реконструкцию храма Бонампака со знаменитыми фресками, головы из штука и потрясающую керамику с острова Хайна, а также прекрасно выполненные каменные предметы из Чичен-Ицы.
Зал «Оахака»
Центром сапотекско-миштекской культуры (600 гг. до н.э. – 1500 гг.) был город Монте-Альбан, откуда дошло до нас большое количество выставленных в музее на показ керамических и золотых изделий. Здесь же представлены репродукции из знаменитой Гробницы 7. «Зал Оахака» не обошли вниманием и грабители 1985 года – маска бога летучей мыши и януитлеанское нагрудное украшение из золота и бирюзы также оказались в руках воров.
Зал «Культуры Мексиканского залива»
В зале Гольфо можно увидеть колоссальную ольмекскую голову, уастекскую стелу, а также разрисованную керамику, хачасы (топоры – церемониальные объекты), йоки и пальмасы (каменные предметы, вероятно, связанные с ритуальной игрой в мяч) из Эль-Тахина. Все предметы в зале представляют высокую культуру народов побережья Мексиканского залива.
Зал «Культуры Запада»
Здесь представлены терракотовые фигурки из штатов Халиско, Наярит и Колима, которые изображают сцены повседневной жизни индейцев до испанского завоевания. Есть в зале и предметы индейцев пурепеча (тарасков).
Зал «Культуры Севера»
В этой части музея представлены предметы захоронений, обихода, керамика и прочие находки из Каса-Гранде и Ла-Кемада.
Верхний этаж
Этнологические коллекции верхнего этажа организованы таким образом, что культуры потомков ушедших цивилизаций расположены непосредственно над залом предков. Среди экспонатов представлены костюмы, бытовые предметы и дома индейцев и ныне живущих в Мексике.
Тур по залам начинается с правой стороны – Вы пройдёте залы по введению в этнологию, кора-уичолей, пурепеча (тарасков), отоми-паме (долина Толука, шт.Керетаро) и «Зал Пуэбла» (отоми, тепеуа, тотонаки, науа). Напротив этих залов расположены и залы Оахака (сапотеки, миштеки), тотонаков и уастеков, и две комнаты майя (горные и низменностей), а также «Зал севера» (сери, тараумара).
Наконец, есть здесь и комната «индихенизмо», где рассказывается о достижениях индейцев и представлены избранные ремесленные изделия.
Национальная библиотека антропологии
В музее также находится и Национальная библиотека антропологии, основанная Лукасом Аламеаном в 1831 году и поддержанная императором Максимилианом. Сейчас в библиотеке находятся 300 тысяч томов.
См. также галерею фотографий музея:
Зал ацтеков – www.indiansworld.org/zal-actekov.html
Галерея 1 – www.indiansworld.org/galereya-1.html
Источник материала — http://www.planetware.com/mexico-city/national-museum-of-anthropology-mex-df-nma.htm
www.indiansworld.org
Национальный музей антропологии, Museo Nacionalde Antropologia
- Адрес: Av Paseo de la Reforma & Calzada Gandhi S/N, Chapultepec Polanco, Miguel Hidalgo, 11560 Ciudad de México, CDMX, Мексика
- Телефон: +52 55 4040 5300
- Сайт: mna.inah.gob.mx
- Открытие: 1964 год
- Время работы: вт-вс с 9:00 до 19:00

Национальный музей антропологии в Мехико – один из лучших в стране. Он широко известен во всем мире, и ежегодно сюда наведывается около 2 млн туристов. Посетители знакомятся с уникальными археологическими экспонатами, которые были найдены на территории Мексики.
История и особенности музея антропологии
Мысль о создании специальной коллекции исторических памятников возникла у мексиканских властей еще в XVIII веке. Всё началось с экспонатов Лоренцо Ботурини, – историка, который изучал Новую Испанию. По приказу властей они были переданы в Королевский католический университет. Здесь же хранился Камень Солнца, ацтекский календарь, и скульптурные изображения Коатликуэ. В 1790 году в Мексике открылся первый музей естественной истории.
В начале XIX века в страну прибыли ученые, интересовавшиеся доколумбовой эпохой, после чего президент республики подписал указ о создании Национального музея антропологии в Мексике как самостоятельного учреждения. В 1906 году было принято решение выделить для него отдельное здание, поскольку коллекция к этому времени увеличилась в несколько раз.
Второе открытие музея состоялось 9 сентября 1910 года, он стал называться Национальным музеем археологии, истории и этнографии. К 1924 году для экспонатов вновь стало не хватать места, что не удивительно, ведь их было уже 52 тыс. Возросло и число посетителей музея – до 250 тыс. Поэтому он переехал в Чапультепекский дворец 13 декабря 1940 года и тогда же сменил название на современное – Национальный музей антропологии.
Здание, которое сейчас видят туристы, строилось 19 месяцев, с 1963 года. Музей был торжественно открыт в третий раз уже в присутствии президента страны 17 сентября 1964 года.

Архитектура и залы
Здание музея интересно и само по себе. Оно спроектировано Педро Рамиресом Вескесом и находится в парке Чапультепек, который идеально подходит для культурного времяпрепровождения. По дороге в музей можно увидеть белок, посетить спортивные площадки, озеро, зоопарк, ботанический сад и другие музеи.
Антропологический музей занимает территорию в 8 га, из которых 35,7 тыс. кв. м – открытые зоны и центральный двор с прудом и «зонтиком» – колонной из бетона. Среди архитектурных особенностей музея можно отметить следующие:
- 7-метровая статуя Тлалока – бога дождя, именно с нее начинается знакомство с доколумбовой эпохой. Она весит 167 т, поэтому ее транспортировка оказалась не из легких;
- 23 выставочных зала, каждый из которых посвящен определенной тематике. Экспозиция поделена на два основных раздела – на первом этаже размещена антропологическая коллекция, а на втором – этнографическая. Залы, посвященные антропологии, огибают открытый центральный двор. Они идут сначала в хронологическом порядке до зала ацтеков, а начиная с зала, описывающего культуру штата Оахака, располагаются в географическом порядке.


Посетители знакомятся с коллекциями, рассказывающими о:
В музее хранятся сокровища майя, найденные при раскопках Паленке и Чичен-Ицы. Проводятся и временные выставки, посвященные культурам разных стран. В прошлом темой таких выставок становились Греция, Персия, Египет, Испания и Китай. Во время экскурсии запрещается дотрагиваться до экспонатов.
Услуги и маршрут
У туристов есть шанс бесплатно посетить музей антропологии каждое воскресенье. Для туристов старше 60 лет, детей и студентов вход бесплатный в любой день.
В музее разрешается фотографировать без вспышки (только любительская съемка). Верхнюю одежду и сумки следует оставить в гардеробе или индивидуальных камерах хранения – это обязательно условие. Купить сувениры можно в магазине, расположенном в вестибюле. Он работает с 10:00 до 19:00. Ассортимент магазина – копии самых известных экспонатов.
Перекусить после изучения экспонатов можно в кафе на первом этаже. Оно открыто в те же дни, что и музей, но закрывается на час раньше. Еду и напитки брать с собой в залы запрещено.
Как добраться?
Доехать до Национального музея антропологии в Мехико можно на метро – ближайшие станции Auditorio (линия 7) и Chapultepec (линия 1) находятся примерно в 1,3 км от музея. Перед зданием предусмотрены парковка для велосипедистов и стоянка для автомобилей.
womanadvice.ru
Национальный музей антропологии (Мексика) — Википедия
Национальный музей антропологии (исп. Museo Nacional de Antropología) — важнейший государственный музей Мексики, расположенный в парке Чапультепек в столице страны Мехико. Музей содержит уникальную коллекцию археологических и антропологических экспонатов доколумбовой эпохи, найденных на территории Мексики.
Архитектура
На подходе к музею со стороны проспекта Пасео-де-ла-Реформа посетителей встречает теотиуаканский монолит, изображающий бога дождя Тлалока. Здание музея, спроектированное в 1963 году архитектором Педро Рамиресом Васкесом при участии Хорхе Кампусано и Рафаэля Михареса, представляет собой внушительное сооружение из 23 выставочных залов, опоясывающих внутренний двор с прудом и знаменитым «зонтиком» — колонной из бетона, вокруг которой плещется искусственный водопад. Здание окружено садами, в которых также устраиваются выставки.
Площадь музея составляет около 8 гектаров, из которых 44 тыс. м² приходится на крытые помещения и 35,7 тыс. м² — на открытые зоны, в том числе центральный двор. На этой обширной территории разместилась крупнейшая в мире коллекция месоамериканского искусства, преимущественно культуры народов майя, ацтеков, ольмеков, тольтеков, сапотеков, миштеков и других народов древней Мексики, а также обширная этнографическая экспозиция, посвящённая народностям современной Мексики и занимающая второй этаж музея.
История

В конце XVIII века по приказу мексиканских властей часть собрания Лоренцо Ботурини была передана в Королевский католический университет Мексики. Там же нашли пристанище скульптурные изображения Коатликуэ и Камень Солнца, так называемый ацтекский календарь, что и положило начало музейной традиции в Мексике. 25 августа 1790 года торжественно открылся первый в стране Музей естественной истории. Именно тогда в обществе возникла мысль о создании коллекции исторических памятников с целью их сохранения.
В начале XIX века Мексику посетили такие учёные, как Александр фон Гумбольдт и Эме Бонплан, высоко оценившие историческую и художественную ценность памятников доколумбовой эпохи, после чего по рекомендации историка Лукаса Аламана президент республики Гвадалупе Виктория издал указ об основании Национального музея Мексики в качестве самостоятельного учреждения.
К 1906 году коллекция настолько разрослась, что было принято решение разделить её и переместить экспонаты по естествознанию в специально построенное здание для открытия постоянной экспозиции.
Таким образом, 9 сентября 1910 года в присутствии президента Порфирио Диаса состоялось повторное открытие музея, на этот раз названного Национальным музеем археологии, истории и этнографии. К 1924 году коллекция музея увеличилась до 52 тысяч предметов, в нем побывало более 250 тысяч посетителей, и музей вошёл в число самых интересных и уважаемых музеев мира.
13 декабря 1940 года музей переехал в Чапультепекский дворец и уже там получил своё современное название: Национальный музей антропологии.
Постройка современного здания музея началась в 1963 году в парке Чапультепек и продолжалась 19 месяцев. 17 сентября 1964 года состоялось торжественное открытие в присутствии президента Адольфо Лопеса, который заявил:
«Мексиканский народ воздвигает этот памятник в честь удивительных культур, расцветших в доколумбову эпоху на тех землях, на которых сейчас находится Республика. Перед свидетельствами этих культур сегодняшняя Мексика воздает честь коренным народам, в которых видит черты своего национального своеобразия».
Цели
Цели Национального музея антропологии:
- популяризация культуры доиспанского периода и современной культуры коренных народов Мексики в стране и мире посредством экспозиции собранных в нем археологических и этнографических памятников;
- распространение в доступной форме сведений об антропологии в Мексике путём организации выставок, конференций и экскурсий;
- сохранение, учёт и реставрация важнейших археологических и этнографических памятников;
- приумножение культурного достояния Мексики путём проведения различных исследований, публикации и популяризации их результатов под эгидой Национального института антропологии и истории (INAH).
Залы
Центральный дворикЭкспозиция музея состоит из двух крупных разделов. Археологический раздел занимает первый этаж, а на втором этаже разместился этнографический раздел.
Залы, посвящённые антропологии, расположены вокруг открытого центрального двора. Начиная справа, они идут до зала ацтеков (мешиков) в хронологическом порядке, а начиная с зала, посвящённого культуре штата Оахака, порядок соответствует географическому положению.
Тематика залов:
Экспонаты
В собрании музея находятся многие известные во всем мире экспонаты, например, Камень солнца, называемый ацтекским календарём, гигантские каменные головы ольмеков, найденные в джунглях Табаско и Веракруса, сокровища цивилизации майя из Чичен-Ицы и Паленке.
Кроме того, в музее проводятся гостевые выставки, в основном посвящённые другим великим культурам мира. Темой прошедших выставок становились Персия, Греция, Китай, Египет, Испания.
Галерея
Фотографии расположены в соответствии с экспозицией. В скобках указаны названия залов.
Ссылки
wikipedia.green
Национальный музей антропологии — это… Что такое Национальный музей антропологии?
Координаты: 19°14′36.99″ с. ш. 99°08′21.54″ з. д. / 19.24361° с. ш. 99.139318° з. д. (G) (O) (Я)19.24361, -99.139318
Национальный музей антропологии (исп. Museo Nacional de Antropología) — важнейший государственный музей Мексики, расположенный в парке Чапультепек в столице страны Мехико. Музей содержит уникальную коллекцию археологических и антропологических экспонатов доколумбовой эпохи, найденных на территории Мексики.
Иногда ошибочно считают, что его полное название Национальный музей антропологии и истории. Это происходит из-за того, что неподалёку расположен Национальный музей истории, хотя тот является отдельным учреждением и занимается периодом от испанской колонизации до сегодняшнего дня, а также из-за того, что административный орган, управляющий обоими музеями, носит название Национального института антропологии и истории (исп. Instituto Nacional de Antropología e Historia). Однако официальное название музея: Национальный музей антропологии.
Архитектура
Колонна с «зонтиком» — фонтан, один из символов музеяНа подходе к музею со стороны проспекта Пасео-де-ла-Реформа посетителей встречает теотиуаканский монолит, изображающий бога дождя Тлалока. Здание музея, спроектированное в 1963 году архитектором Педро Рамиресом Васкесом при участии Хорхе Кампусано и Рафаэля Михареса, представляет собой внушительное сооружение из 23 выставочных залов, опоясывающих внутренний двор с прудом и знаменитым «зонтиком» — колонной из бетона, вокруг которой плещется искусственный водопад. Здание окружено садами, в которых также устраиваются выставки.
Площадь музея составляет около 8 гектаров, из которых 44 тыс. кв. м приходится на крытые помещения и 35,7 тыс. кв. м — на открытые зоны, в том числе центральный двор. На этой обширной территории разместилась крупнейшая в мире коллекция месоамериканского искусства, преимущественно культуры народов майя, ацтеков, ольмеков, тольтеков, сапотеков, миштеков и других народов древней Мексики, а также обширная этнографическая экспозиция, посвящённая народностям современной Мексики и занимающая второй этаж музея.
История
В конце XVIII века по приказу мексиканских властей часть собрания Лоренцо Ботурини была передана в Королевский католический университет Мексики. Там же нашли пристанище скульптурные изображения Коатликуэ и Камень Солнца, так называемый ацтекский календарь, что и положило начало музейной традиции в Мексике. 25 августа 1790 г. торжественно открылся первый в стране Музей естественной истории. Именно тогда в обществе возникла мысль о создании коллекции исторических памятников с целью их сохранения.
В начале XIX века Мексику посетили такие учёные, как Александр фон Гумбольдт и Эме Бонплан, высоко оценившие историческую и художественную ценность памятников доколумбовой эпохи, после чего по рекомендации историка Лукаса Аламана президент республики Гвадалупе Виктория издал указ об основании Национального музея Мексики в качестве самостоятельного учреждения.
К 1906 году коллекция настолько разрослась, что было принято решение разделить её и переместить экспонаты по естествознанию в специально построенное здание для открытия постоянной экспозиции.
Таким образом, 9 сентября 1910 г. в присутствии президента Порфирио Диаса состоялось повторное открытие музея, на этот раз названного Национальным музеем археологии, истории и этнографии. К 1924 г. коллекция музея увеличилась до 52 тысяч предметов, в нем побывало более 250 тысяч посетителей, и музей вошёл в число самых интересных и уважаемых музеев мира.
13 декабря 1940 г. музей переехал в Чапультепекский дворец и уже там получил своё современное название: Национальный музей антропологии.
Постройка теперешнего здания музея началась в 1963 г. в парке Чапультепек и продолжалась 19 месяцев. 17 сентября 1964 г. состоялось торжественное открытие в присутствии президента Адольфо Лопеса, который заявил:
«Мексиканский народ воздвигает этот памятник в честь удивительных культур, расцветших в доколумбову эпоху на тех землях, на которых сейчас находится Республика. Перед свидетельствами этих культур сегодняшняя Мексика воздает честь коренным народам, в которых видит черты своего национального своеобразия».
Цели
Цели Национального музея антропологии:
- популяризация культуры доиспанского периода и современной культуры коренных народов Мексики в стране и мире посредством экспозиции собранных в нем археологических и этнографических памятников;
- распространение в доступной форме сведений об антропологии в Мексике путём организации выставок, конференций и экскурсий;
- сохранение, учёт и реставрация важнейших археологических и этнографических памятников;
- приумножение культурного достояния Мексики путём проведения различных исследований, публикации и популяризации их результатов под эгидой Национального института антропологии и истории (исп. INAH).
Залы
Экспозиция музея состоит из двух крупных разделов. Археологический раздел занимает первый этаж, а на втором этаже разместился этнографический раздел.

Залы, посвящённые антропологии, расположены вокруг открытого центрального двора. Начиная справа, они идут до зала ацтеков (мешиков) в хронологическом порядке, а начиная с зала, посвящённого культуре штата Оахака, порядок соответствует географическому положению.
Тематика залов:
Экспонаты
В собрании музея находятся многие известные во всем мире экспонаты, например Камень солнца, называемый ацтекским календарем, гигантские каменные головы ольмеков, найденные в джунглях Табаско и Веракруса, сокровища цивилизации майя из Чичен-Ицы и Паленке.
Кроме того, в музее проводятся гостевые выставки, в основном посвящённые другим великим культурам мира. Темой прошедших выставок становились Персия, Греция, Китай, Египет, Испания. Экспонаты музея
Галерея
Фотографии расположены в соответствии с экспозицией. В скобках указаны названия залов.
Ссылки
dic.academic.ru
Национальный музей антропологии (Мексика) — Википедия
Национальный музей антропологии (исп. Museo Nacional de Antropología) — важнейший государственный музей Мексики, расположенный в парке Чапультепек в столице страны Мехико. Музей содержит уникальную коллекцию археологических и антропологических экспонатов доколумбовой эпохи, найденных на территории Мексики.
Архитектура
На подходе к музею со стороны проспекта Пасео-де-ла-Реформа посетителей встречает теотиуаканский монолит, изображающий бога дождя Тлалока. Здание музея, спроектированное в 1963 году архитектором Педро Рамиресом Васкесом при участии Хорхе Кампусано и Рафаэля Михареса, представляет собой внушительное сооружение из 23 выставочных залов, опоясывающих внутренний двор с прудом и знаменитым «зонтиком» — колонной из бетона, вокруг которой плещется искусственный водопад. Здание окружено садами, в которых также устраиваются выставки.
Площадь музея составляет около 8 гектаров, из которых 44 тыс. м² приходится на крытые помещения и 35,7 тыс. м² — на открытые зоны, в том числе центральный двор. На этой обширной территории разместилась крупнейшая в мире коллекция месоамериканского искусства, преимущественно культуры народов майя, ацтеков, ольмеков, тольтеков, сапотеков, миштеков и других народов древней Мексики, а также обширная этнографическая экспозиция, посвящённая народностям современной Мексики и занимающая второй этаж музея.
Видео по теме
История

В конце XVIII века по приказу мексиканских властей часть собрания Лоренцо Ботурини была передана в Королевский католический университет Мексики. Там же нашли пристанище скульптурные изображения Коатликуэ и Камень Солнца, так называемый ацтекский календарь, что и положило начало музейной традиции в Мексике. 25 августа 1790 года торжественно открылся первый в стране Музей естественной истории. Именно тогда в обществе возникла мысль о создании коллекции исторических памятников с целью их сохранения.
В начале XIX века Мексику посетили такие учёные, как Александр фон Гумбольдт и Эме Бонплан, высоко оценившие историческую и художественную ценность памятников доколумбовой эпохи, после чего по рекомендации историка Лукаса Аламана президент республики Гвадалупе Виктория издал указ об основании Национального музея Мексики в качестве самостоятельного учреждения.
К 1906 году коллекция настолько разрослась, что было принято решение разделить её и переместить экспонаты по естествознанию в специально построенное здание для открытия постоянной экспозиции.
Таким образом, 9 сентября 1910 года в присутствии президента Порфирио Диаса состоялось повторное открытие музея, на этот раз названного Национальным музеем археологии, истории и этнографии. К 1924 году коллекция музея увеличилась до 52 тысяч предметов, в нем побывало более 250 тысяч посетителей, и музей вошёл в число самых интересных и уважаемых музеев мира.
13 декабря 1940 года музей переехал в Чапультепекский дворец и уже там получил своё современное название: Национальный музей антропологии.
Постройка современного здания музея началась в 1963 году в парке Чапультепек и продолжалась 19 месяцев. 17 сентября 1964 года состоялось торжественное открытие в присутствии президента Адольфо Лопеса, который заявил:
«Мексиканский народ воздвигает этот памятник в честь удивительных культур, расцветших в доколумбову эпоху на тех землях, на которых сейчас находится Республика. Перед свидетельствами этих культур сегодняшняя Мексика воздает честь коренным народам, в которых видит черты своего национального своеобразия».
Цели
Цели Национального музея антропологии:
- популяризация культуры доиспанского периода и современной культуры коренных народов Мексики в стране и мире посредством экспозиции собранных в нем археологических и этнографических памятников;
- распространение в доступной форме сведений об антропологии в Мексике путём организации выставок, конференций и экскурсий;
- сохранение, учёт и реставрация важнейших археологических и этнографических памятников;
- приумножение культурного достояния Мексики путём проведения различных исследований, публикации и популяризации их результатов под эгидой Национального института антропологии и истории (INAH).
Залы
Центральный дворикЭкспозиция музея состоит из двух крупных разделов. Археологический раздел занимает первый этаж, а на втором этаже разместился этнографический раздел.
Залы, посвящённые антропологии, расположены вокруг открытого центрального двора. Начиная справа, они идут до зала ацтеков (мешиков) в хронологическом порядке, а начиная с зала, посвящённого культуре штата Оахака, порядок соответствует географическому положению.
Тематика залов:
Экспонаты
В собрании музея находятся многие известные во всем мире экспонаты, например, Камень солнца, называемый ацтекским календарём, гигантские каменные головы ольмеков, найденные в джунглях Табаско и Веракруса, сокровища цивилизации майя из Чичен-Ицы и Паленке.
Кроме того, в музее проводятся гостевые выставки, в основном посвящённые другим великим культурам мира. Темой прошедших выставок становились Персия, Греция, Китай, Египет, Испания.
Галерея
Фотографии расположены в соответствии с экспозицией. В скобках указаны названия залов.
Ссылки
wiki2.red
Национальный музей антропологии в Мехико
Есть древняя истина: народ, который не помнит собственную историю, обречен. Ее часто цитировали знаменитости, вкладывая более современный стиль и смысл. Есть подобные фразы у знаменитого царя Соломона и Людовика XI, у Михайлы Ломоносова и Уинстона Черчилля, и применялась она к отдельным нациям или населению одной, отдельно взятой страны. Но суть оставалась прежней: историю, а, тем более, историю всего человечества, нужно хранить пуще зеницы ока, ведь именно она уже невосполнима.
«Крыша» человечества доколумбовой эпохи
Национальный музей антропологии (Museo Nacional de Antropología) встречает гостей огромным каменным изваянием. Бог Тлалок, страж и символ, «хранит» безмолвно богатства множества музейных коллекций. Жил сам Тлалок, повелевавший дождями, громом и урожаями, на вершинах самых высоких гор, изредка переселяясь в свой небесный дворец над самым Мексиканским заливом. Был он ни зол, ни добр, мог наказать за нерадивость и наградить за усердие. В общем, справедливым считался Тлалок, с которого теперь и начинаются наши экскурсии по Национальному музею антропологии в Мехико.
Монумент истукана из Тулы Музей АнтропологииК зданию самого музея наши гиды приводят гостей со стороны красивого проспекта Пасео-де-ла-Реформа, заранее рассказывая историю появления такого удивительного собрания антропологических редкостей. В 1963 году правительство Мексики поручило именитому архитектору Педро Рамиресу Васкесу создать проект выставки-хранилища, где можно было бы разместить бесчисленные и редчайшие экспонаты, принадлежавшие культурам давно исчезнувших народов страны. В итоге возник громадный комплекс из 23 залов, расположенных вокруг единого центра — своеобразного национального патио-дворика с настоящим прудиком и водопадом, спадающим с 11-метровой белой колонны, подобной гигантскому зонту.
Восемь гектаров — общая площадь антропологического музея Мехико, и блуждать тут можно целыми днями напролет. Правда, подписи к экспонатам сделаны на многих языках, кроме русского, и аудиогид тоже ведет рассказ на других языках. Поэтому наши услуги любознательным туристам и путешественникам понадобятся непременно, иначе перед глазами будет только красивая картинка без минимума каких-либо пояснений. А рассказать мы можем многое, ведь экспонаты не просто делятся по этажам: на первом – антропология, на втором – этнография. В каждой экспозиции – по 11 залов, просто переполненных интереснейшими реликвиями.

Через тернии — к антропологической славе
Скептики могут сказать: «Ну, в Мехико сити есть уникальный антропологический музей, слышали. А подобных музеев в мире много. И стоит ли терять время, дабы всласть побродить по бесчисленным залам с очередными черепками и костями?» Приведем лишь несколько сухих фактов, пусть даже в цифрах и статистике особой поэзии и не бывает.
- Здесь самая большая в мире и богатая коллекция образцов так называемого месоамериканского или доколумбового периода, а это артефакты времен древних ацтеков и майя, индейцев пурепеча и тольтеков, миштекови и сапотеков, а также иных народов, проживавших в Южной Америки задолго до ее помпезного открытия испанцами.
- Именно сюда из Королевского католического университета Мексики было передано уникальное собрание Лоренцо Ботурини Бенадуччи, первого историка, этнографа и антиквара, серьезно занимавшегося изучением культуры и истории Древней Мексики.
- Знаменитый ацтекский календарь Камень Солнца и статуи божеств из разрушенных и полуразрушенных храмов хранятся именно в этих стенах. Их «представитель», Тлалок, и встречает гостей у входа.
- Музей антропологии в Мехико — главный туристический объект страны и Латинской Америки в целом. В год его посещает более 2 миллионов туристов.
- Восемь гектаров территории, 23 постоянных зала и дополнительные экспозиции, 44 000 квадратных метров крытых помещений, внутренний двор, укрытый навесом в 84 кв. метра, более 150 тысяч экспонатов — все это делает Национальный музей антропологии в Мехико одним из важнейших и значительнейших объектов подобного рода во всем мире.
А перед глазами — вечность…
Невозможно в рамках короткого обзора рассказать о всех диковинах музея антропологии в Мехико. Даже о тысячной доле поведать невозможно, а потому — лишь кратко и скупо о самых известных или наиболее ярких.
- «Календарь ацтеков», он же — «Камень солнца», глыба весом в 24 тонны, на которой высечена вся история практически исчезнувшего племени. Диаметр этого базальтового диска — 3,6 метра, а толщина — 1,22 метра. По разным гипотезам, Солнечный камень мог быть алтарем для жертвоприношений или же чашей куаушикалли, по бороздам которой стекала кровь во время жреческого ритуала, огибая кровавыми потоками высеченную вязь космологических знаний ацтекского племени. Говорят, что на этом камне с помощью всевозможных пиктограмм зашифрованы представления о времени и геоцентризме, о прошлом и будущем, но многое все еще покрыто тайной.
- Чак Моль — проводник между царством живых и мертвых, посредник между богами и людьми. Каждый день на этом изваянии обязательно должна была лежать жертва, а без нее следующий день мог и не настать. Не взошло бы солнце над горизонтом, и тьма поглотила бы весь род человеческий.
- Ольмекские каменные головы — находка шестидесятых годов XIX века. Лица этих голов напоминают африканские, подтверждая древнюю легенду о могучем народе, приплывшем на ладьях в Панутла, что на Мексиканском побережье в штате Веракрус. Ведомые богами, эти люди добрались до самого Тамоанчана и заложили там свои города, дав начало мудрой и сильной цивилизации.
- Раскрашенные фрагменты пирамид: нет человека, который хоть раз в жизни не видел бы фотографии гигантских пирамид майя и ацтеков. Сейчас они однородного каменного цвета, но, по уверениям ученых, во времена далекие все пирамиды были цветными, дивно-пречудно раскрашенными. И впечатление производили гораздо более ошеломляющее.
- Древние библиографические реликвии. Испанцы считали своим долгом уничтожать бумажное и письменное инакомыслие всеми своими силами. Книг и рукописей остались считанные единицы, а потому они ценятся практически на вес золота.
- Разнообразные предметы утвари рассматривать необычайно интересно. Ножи из обсидиана поражают точностью изготовления, женские украшения будут к лицу современным модницам. Каменные сосуды украшены тончайшей резьбой, а на поле Пок-та-Пок, что воссоздано во внутреннем дворе музея, так и хочется поиграть каучуковым мячом, хоть и весит он аж 6 нелегких килограммов.
На каждый вопрос найдется ответ…

Бесконечно долго можно рассказывать о музее антропологии в Мехико. Залы его настолько интересны, что каждому можно посвятить толстенную монографию. Но, как говорится, не лучше ли один раз увидеть, чем сто раз прочитать и тысячу — услышать?
Наши сотрудники готовы ответить на любой ваш вопрос, касающийся не только экспонатов именно этого музея, но и любого отдыха на территории Мексики. Мы предложим вам экскурсию из того перечня, что уже есть на нашем сайте, или же организуем индивидуальный тур или вояж.

Самостоятельные путешествия и экскурсии — это хорошо при совершенном знании языка страны пребывания и многочасовой предварительной подготовки собственного тура. Но наши экскурсии проработаны тщательнейшим образом и неоднократно опробованы и проверены. И впечатления от них буду намного ярче и богаче, чем скудные блуждания с распечатками наперевес. Обращайтесь, и мы вам поможем!
Похожие записи:
www.ekskursiivmeksike.ru