Стратегия в реальном времени, ролевая игра и симулятор жизни |
|
Реклама на сайте pro-tank.ru |
Танк «Тигр»
Танк «Тигр» разработан фирмой «Хеншель» в 1942 году и выпускался серийно с августа 1942 года до августа 1944 года. Танк имел сварной корпус коробчатого сечения с вертикальным расположением лобовых и бортовых листов толщиной 80 мм — 100 мм. В передней его части находилось отделение управления, в котором размещались механик-водитель и стрелок-радист, здесь же были смонтированы механизмы силовой передачи. Боевое отделение с массивной цилиндрической башней располагалось посередине танка. В башне монтировалась мощная полуавтоматическая зенитная пушка калибра 88-мм и с длиной ствола 56 калибров. Бронебойный снаряд этой пушки с дистанции 1000 метров пробивал броню 115-мм, а подкалиберный с дистанции 500 м — 180-мм.
Двенадцатицилиндровый V-образный двигатель жидкостного охлаждения располагался в задней части корпуса. Ходовая часть имела катки большого диаметра, располагавшиеся в шахматном порядке. Для повышения проходимости была использована гусеничная лента шириной 72 см. При этом для обеспечения перевозки танка по железной дороге эту ленту следовало менять на более узкую. Танк «Тигр» получился очень тяжелым, с большим удельным давлением на грунт и, соответственно, с низкой проходимостью. В его конструкции имели место технические дефекты. Первое использование танков — в сентябре 1942 года и в январе 1943 года на Волховском фронте было неудачным: несколько танков было подбито, один захвачен и подвергнут тщательному изучению. Следствием этого стало ускорение создания танков ИС-2 и Т-34-85, а также разработка методов борьбы с новым танком. Танк поступал на вооружение отдельных тяжелых танковых батальонов и танковых дивизий.
Танк «Тигр»
Впервые танки «Тигр» пошли в бой 29 августа 1942 года под Ленинградом, у станции Мга
Номенклатура бронетехники
Танки второго поколения Panzerkampfwagen («Панцеркампфваген»), с которыми Германия сражалась во Второй мировой войне, изначально обозначались акронимом «PzKw», что сбивало с толку самих военных, так как за аббревиатурой «РzКw» скрывались бронетранспортеры. Соответственно, для боевых бронированных машин выбрали буквенные индексы «PzKpfw», или «Pz.Kpfw», что случилось, однако, не ранее примерно середины войны. Чтобы отличать одну модель от другой, использовались римские цифры, как, например, PzKpfw IV; версии же их обозначались сокращенным словом «аусфюрунг» (модель), сокращенно Ausf. Также применялась отдельная маркировка SdKfz («зондеркрафтфорцойг» — машина специального назначения), которая не отражала вариантов — различий между разными версиями одного и того же технического средства. Так, все 12 модификаций PzKpfw III назывались также SdKfz 141. Число индекса изменялось только применительно к основной машине.
Три последних немецких танка Второй мировой войны имели, кроме того, «персональные имена» — «Тигр», танк «Пантера» и «Тигр II», который позднее стал называться «Королевским Тигром» («Кёнигстигер»). Таким образом, полная версия названия выглядела, например, так: PzKpfw V «Пантера» Ausf.G. В иных случаях обозначения танков меняли задним числом — например, PzKpfw VI «Тигр» Ausf Н (SdKfz 181) перекрестили в PzKpfw VI «Тигр I» Аusf Е. «Тигр II» в итоге превратился в PzKpfw «Тигр II» Ausf B (SdKfz 182). Обозначение модели (Ausf.) не всегда четко следовало алфавитному порядку, как необязательно использовались все буквы. В случае с «Тигром» оригинальные индексы (Н и Р) говорили о том, какой фирме принадлежала разработка — «Хеншель» или КБ Ф. Порше. Подварианты порой получали арабские цифры, следовавшие за буквенным обозначением: допустим, PzKpfw IV F2.
Танки одного и того же типа, но с разными орудиями различались по ссылкам на марку главного вооружения или же его номинальный калибр, собственный типовой индекс или даже длину ствола. Так, PzKpfw III с короткоствольной 75-мм пушкой мог называться PzKpfw III (75). Различие между «Тиграми» и «Королевскими Тиграми» проводилось за счет указания индекса их главного вооружения. «Тигр» стал PzKpfw VI (8,8-см KwK 36L/56), а «Королевский Тигр» — PzKpfw VI (8,8-см KwK 43L/71). Использовались и какие-то особые обозначения, если они облегчали задачу идентификации той или иной машины. С 1938 года опытные образцы и экспериментальные танки впервые были снабжены аббревиатурой «VК» («Фолькеттенкрафтфарцойг» -полностью гусеничная машина), за которой следовал четырехзначный номер, причем первая пара цифр отражала массу изделия в тоннах, тогда как вторая отличала один прототип от другого. Если же одни и те же технические требования выполнялись двумя или более производителями, присутствовала первая буква названия фирмы в скобках: так, например, (Н) после VК 3001 говорила о том, что танк создан в КБ «Хеншель».
С 1943 года и далее экспериментальные или же просто разрабатывавшиеся модели стали снабжать буквой «Е» в индексе («энтвиклюнгстюп» — разрабатываемый тип), после чего следовало примерное указание на вес, т.е. классификацию по массе.
Обычно пользуются наименованиями:
«Тигр», подразумевая под ним PzKpfw VI «Тигр I» Ausf Н/Е (SdKfz 181) с пушкой KwK 36 L/56, и
«Королевский Тигр» для обозначения PzKpfw «Тигр II» Ausf В «Кёнигстигер» (SdKfz 182) с орудием Кw/К 43L/71.
Номенклатура бронетехники
Танк «Тигр». История создания и модернизация
Начиная с 1937 года немецкии генеральный штаб требовал более тяжелый и мощный танк, чем строившиеся тогда серийные PzKpfw III и IV. Его боевая масса должна была быть не меньше 30 т, и ему отводилась роль танка прорыва. Но с разработкой новой машины не торопились. Однако в 1940 году стало ясно, что PzKpfw III и IV не в состоянии справиться с толстой броней французских и английских танков. Еще более неприятный сюрприз преподнесли вермахту через год советские Т-34 и КВ. В сложившейся ситуации был объявлен конкурс на тяжелый танк, вооруженный мощной 88-мм пушкой с высокой начальной скоростью снаряда. Орудие должно было устанавливаться в башне кругового вращения.
Первые танки «Тигр» имели на корпусе мортирки для выстреливания противопехотных мин типа «S» и на башне — дымовые гранатометы NbK39. На танках более позднего выпуска одна фара устанавливалась в передней части корпуса между смотровым прибором механика-водителя и пулеметом. Танки раннего выпуска оснащались бинокулярным телескопическим прицелом TZF9с, тогда как на более поздние устанавливался монокулярный прицел TZF9E. 495 первых «Тигров» оборудовались также так называемыми воздушными трубами, которые позволяли преодолевать по дну водные преграды глубиной до 4 метров.
Одним из наиболее существенных изменений было использование на последних 800 «Тиграх» стальных опорных катков. Танки, которые эксплуатировались в условиях бездорожья, имели воздушные фильтры типа «Фейфель». На «Тиграх» применялись гусеницы двух типов — транспортировочные с траками шириной 520-мм и боевые с траками шириной 725-мм. Использование двух типов гусениц было связано с тем, что «Тигр» не вписывался по ширине в габариты железнодорожного вагона. Перед погрузкой на платформу с танка снимали один ряд опорных катков и «обували» его в другие более узкие, гусеницы.
Тактико-технические характеристики танка Рz.Крfw.VI(Н)
«Тигр» раннего периода выпуска Боевая масса, кг: ………………………56000 |
На первых 250 танках в качестве силовой установки применялись двигатели «Майбах» HL210Р30 мощностью 650 л. с. Остальные машины оснащались 700-сильными двигателями «Майбах» HL230Р45. И те и другие силовые установки представляли собой 12-цилиндровые V-образные рядные карбюраторные моторы жидкостного охлаждения. Танки, которые выпускались с середины 1943 года, покрывались циммеритом и имели дополнительный перископ заряжающего. Остальные машины отличались видоизмененным дульным тормозом 88-мм пушки KwK 36 L/56. На башне и корпусе были предусмотрены крепления для дополнительных гусеничных траков.
Варианты башен тяжелого танка «Тигр» раннего выпуска | |
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
В 1942 году фирма «Рейнметалл-Борзинг» разработала новый тип башни с 75-мм пушкой KwK 42 L/70. Готовилось также перевооружение «Тигров» 88-мм пушкой KwK43 L/71. В момент своего появления и на протяжении еще некоторого времени «Тигр» был самым мощным танком мира. Его 88-мм пушка с боекомплектом из 92 выстрелов, не имела себе равных, а лобовую броню не мог пробить ни один снаряд. Эти качества «Тигра» вынудили союзников разработать особую тактику борьбы с ним.
Однако, в ряде случаев немцы так неудачно использовали его, что танк не мог проявить всех своих возможностей. Тем не менее, союзникам не понадобилось слишком много времени, чтобы понять, какую опасность представляет «Тигр» на поле боя. Гитлер проявлял к этому танку особый интерес и прикладывал немало усилий, чтобы поскорее ввести его в строй.
Танки PzKpfw VI Sd Kfz 181 Ausf. h2 «Тигр», 1943 год | ||
Нажмите на танк, чтобы увеличить (откроется в новом окне) |
Корпус танка «Тигр» имел довольно простые очертания и выполнялся из катаной стали. Отсутствие углов рационального наклона брони компенсировалось ее толщиной: лобовая броня — 100-мм, бортовая — 80-мм, верх корпуса — 26-мм. Толщина маски достигала 110-мм, и она служила противовесом длинному орудийному стволу танка. Вращение башни обеспечивалось гидравлическим приводом который приводился в действие от коробки передач. Таким образом, когда двигатель танка не работал, вращение башни осуществлялось вручную.
«Тигр» был первым немецким танком с ходовой частью, в которой опорные катки устанавливались в шахматном порядке. Эта система с торсионной подвеской обеспечивала плавный ход машины и относительное удобство экипажа. Однако при эксплуатации танков на Восточном фронте в зимнее время между катками набивались грязь и снег, которые замерзали за ночь и к утру блокировали ходовую часть «Тигров».
Тактико-технические характеристики танка Рz.Крfw.VI(E)
«Тигр» позднего периода выпуска Боевая масса, кг: ………………………57000 |
В 1943 году на базе стандартного «Тигра» был разработан танк управления. Он имел уменьшенный боекомплект — вместо ликвидированной боеукладки устанавливалась дополнительная радиостанция. Демонтировался также спаренный с пушкой пулемет MG-34. На корпусе танка управления устанавливались две штыревые антенны. Всего было построено 84 танка этого типа.
Танки PzKpfw VI Sd Kfz 181 Ausf. E «Тигр», весна 1945 года | ||
Нажмите на танк, чтобы увеличить (откроется в новом окне) |
Небольшое количество танков PzKpfw VI «Тигр» Ausf. Н1 (Е) было переоборудовано в ремонтно-эвакуационные машины. В 1945 году планировалось переоборудовать некоторое количество «Тигров» в огнеметные танки. На машинах «Фламмтигр» огнемет устанавливался вместо курсового пулемета MG-34 калибра 7,92-мм. Экспорт танков «Тигр» в третьи страны был незначительным, и, прежде всего, по той причине, что его производство не покрывало собственные нужды Германии. Тем не менее, летом 1943 года 2-3 «Тигра» получили итальянцы, но после капитуляции Италии немцы забрали танки обратно. Летом 1944 года три «Тигра» получила венгерская армия. Один танк закупила Япония. В разобранном виде его должны были доставить в Страну восходящего солнца на борту океанской подводной лодки.
Всего было выпущено 1354 танка типа PzKpfw VI «Тигр» Ausf. Н1 (Е).
Год и месяц |
Произ- водство |
Поступление танков в войска |
Потери | Наличие в войсках на 1 -е число |
|
новых | из ремонта |
||||
1942 | |||||
Апрель | |||||
Май | |||||
Июнь | 1 | ||||
Июль | 0 | ||||
Август | 8 | 9 | |||
Сентябрь | 3 | 2 | 9 | ||
Октябрь | 10 | 8 | 3 | 11 | |
Ноябрь | 21 | 14 | 16 | ||
Декабрь | 34 | 35 | 30 | ||
1943 | |||||
Январь | 35 | 30 | 1 | 11 | 65 |
Февраль | 32 | 33 | 0 | 3 | 85 |
Март | 41 | 39 | 0 | 16 | 108 |
Апрель | 46 | 47 | 0 | 4 | 134 |
Май | 50 | 47 | 0 | 17 | 177 |
Июнь | 60 | 55 | 0 | 0 | 207 |
Июль | 65 | 57 | 0 | 34 | 262 |
Август | 60 | 74 | 0 | 41 | 286 |
Сентябрь | 85 | 55 | 0 | 34 | 319 |
Октябрь | 50 | 85 | 0 | 37 | 339 |
Ноябрь | 56 | 36 | 0 | 29 | 387 |
Декабрь | 67 | 80 | 0 | 65 | 394 |
1944 | |||||
Январь | 93 | 87 | 0 | 62 | 409 |
Февраль | 95 | 102 | 1 | 13 | 434 |
Март | 86 | 88 | 1 | 32 | 526 |
Апрель | 104 | 94 | 3 | 96 | 583 |
Май | 100 | 85 | 5 | 21 | 584 |
Июнь | 75 | 104 | 5 | 92 | 654 |
Июль | 64 | 65 | 8 | 195 | 671 |
Август | 6 | 16 | 11 | 94 | 549 |
Сентябрь | 6 | 125 | 433 | ||
Октябрь | 1 | 39 | 314 | ||
Ноябрь | 18 | 19 | 276 | ||
Декабрь | 4 | 2 | 274 | ||
1945 | |||||
Январь | 2 | 62 | 276 | ||
Февраль | 3 | ? | 216 | ||
Март | 0 | ? | ? | ||
Апрель | ? | ? | ? |
Танк «Королевский тигр»
Panzerkampfwagen VI Ausf.B (Sd.Kfz.182) —
Panzerkampfwagen Tiger Ausf.B -Tiger II Konigstiger.
Танк «Королевский тигр» разработан в 1943 году фирмой «Порше» и с 1944 года начал поступать в германские войска дополнительно и взамен танков «Тигр». Так же, как и его предшественник, «Королевский тигр» был вооружен 88-мм полуавтоматической пушкой, однако длина ее ствола была увеличена до 71 калибра, что обеспечило получение начальной скорости бронебойного подкалиберного снаряда 1000 м/с. Такой снаряд на расстоянии 1000 метров пробивал броню толщиной до 200-мм. Кроме мощной пушки, танк имел и исключительно мощное бронирование, причем, учитывая опыт «Пантеры», конструкторы расположили броневые листы с рациональными углами наклона.
Башня также напоминает по своей форме башню «Пантеры», но более вытянута в длину. В башне, кроме вооружения, располагались три члена экипажа и часть боекомплекта — 22 снаряда. Снаряды располагались в горизонтальном положении, что в сочетании с механизмом заряжения существенно повышало скорострельность пушки. Для снижения уровня загазованности башни были предусмотрены вентилятор и система продувки канала ствола после выстрела. Карбюраторный двигатель фирмы «Майбах» жидкостного охлаждения был установлен в задней части танка, а трансмиссия с ведущими колесами — в его передней части. Соединение ее с двигателем обеспечивалось карданной передачей. Ходовая часть имела катки большого диаметра, расположенные в шахматном порядке. По сравнению с танком Т-VI Н она удлинена на один опорный каток на борт. В связи с высоким весом подвижность танка оказалась даже ниже, чем у танка Т-VI Н.
Танк «Королевский тигр»
«Королевский тигр» имел направленность на истребление танков и бронетехники противника; это не позволяет соотносить его с советским танком прорыва ИС-2, ориентированным главным образом на преодоление укрепленных позиций и поддержку пехоты.
История создания тяжелого танка «Королевский тигр»
«Королевский тигр» — последний немецкий тяжелый танк — называли гибридом между «Элефантом» и «Пантерой». От первого он получил знаменитую 88-мм пушку, а от второй — форму корпуса с рациональными углами наклона броневых листов. Появился этот танк как результат настойчивого желания Управления вооружений вермахта и самого фюрера вооружить танк отработанной конструктивно, мощной-зенитной пушкой. Тем самым будущему танку предназначалась роль истребителя танков. А как только наступательное оружие, каким, безусловно, являются танки, создается в ответ и для борьбы с танками противника, оно становится уже оборонительным оружием и неизбежно теряет одно из главнейших качеств, в данном случае маневренность и подвижность. Уже не так важно, какой окажется масса машины, главное — толщина брони и вооружение. И скорость не важна, и проходимость. Такой танк-истребитель будет действовать против наступающего противника в основном из засад и с больших дистанций, которые позволяют баллистика пушки и качество прицелов.
В августе 1942 года было разработало техническое задание на тяжелый танк, который должен был в перспективе заменить танк «Тигр». На новой машине предполагалось использовать 88-мм пушку с длиной ствола в 71 калибр, которая была сконструирована фирмой «Krupp» в 1941 году. Осенью 1942 года к проектированию танка приступили фирма «Henschel» и конструкторское бюро Фердинанда Порше, вновь вступившего в соревнование с Эрвином Адерсом.
VK 4502 (P1)
Проект Порше VK 4502 (P1) с задним расположением башни.
Ничего принципиально нового доктор Порше не предложил. Его танк VK 4502(P) — заводское обозначение Тур 180/181 или Sonderfahrzeug III — представлял собой несколько переработанный, применительно к новому техзаданию, танк VK 4501(Р). От последнего позаимствовали ходовую часть, силовую установку из двух карбюраторных двигателей «Simmering-Graz-Pauker» мощностью 200 л.с. каждый и электрическую трансмиссию.
Проект Порше VK 4502 (P1)
VK 4502 (P1) с задним расположением башни.
Другие варианты проекта, предложенные конструкторским бюро Porsche AG, предполагали использование иных типов двигателей, в том числе спаренных дизелей мощностью по 370 л.с. каждый или одного Х-образного 16-цилиндрового дизельмотора мощностью 700 л.с., и гидромеханической трансмиссии. Были разработаны и два варианта компоновки танка VK 4502(Р): с передним и задним расположением башни. При заднем размещении башни двигатель располагался в средней части корпуса, а отделение управления — впереди.
Проект Порше VK 4502 (P2)
Проект Порше VK 4502 (P2) с передним расположением башни
Главными недостатками проекта VK 4502(Р) были недоведенность и низкая надежность электротрансмиссии, дороговизна и невысокая технологичность производства. Шансов на победу в конкурентной борьбе с машиной Э.Адерса у нее практически не было, тем не менее в 1943 году завод «Friedrich Krupp AG» в Эссене успел изготовить 50 башен для танка конструкции Порше.
Компоновка танка
Компоновка танка VK 4502 (P2)
Что касается проекта, предложенного фирмой «Henschel», — VK 4503(H) — то он в значительно большей степени отвечал требованиям военных. В частности и выдвинутому в феврале 1943 года требованию максимально возможной унификации с танком «Пантера II», разработка которого также шла в тот период.
Tiger II с башней Порше
Sd.Kfz.182 Pz.Kpfw VI Ausf.B Tiger II с башней Порше
Создавая новый тяжелый танк, и Адерс не изобрел ничего оригинального: взамен «ящикообразного» корпуса старого «Тигра» в основу новой машины были положены формы и пропорции корпуса и башни «Пантеры». При этом 150-мм лобовую броню корпуса расположили под углом 50° к вертикали, а 80-мм бортовую — 25°. В ходовой части применили девять сдвоенных опорных катков с внутренней амортизацией. Часть деталей ходовой части (в частности ведущих колес) заимствовали у «Тигра» и «Пантеры». В наследство от последней новой машине достался 700-сильный двигатель Maybach HL230Р30 и система охлаждения с четырьмя радиаторами, расположенными попарно слева и справа от двигателя. По — «Пантеровски» в силовом отделении разместили и вентиляторы. У «Тигра» заимствовали карданный вал, а маску пушки и установку курсового пулемета унифицировали с «Пантерой II».(так и не пошедшей в серию).
Sd.Kfz.182 Pz.Kpfw VI Ausf.B
Tiger II с башней Порше
В середине января 1943 года Гитлеру показали модель танка VK 4503(H). Игрушка понравилась и работа пошла полным ходом. При этом, так же как в случае с танком «Тигр», поступило распоряжение использовать на танке фирмы «Henschel » уже изготовленные башни конструкции Порше. 20 октября на полигоне Арис в Восточной Пруссии фюреру продемонстрировали полноразмерный деревянный макет новой машины. 18 ноября 1943 года в сборочный цех с фирмы «Wegmann» поступили первые три полностью скомплектованные башни и началась сборка танков. До конца года были изготовлены три предсерийные машины.
Tiger II с башней Порше
Sd.Kfz.182 Pz.Kpfw VI Ausf.B Tiger II с башней Порше
Новый танк получил обозначение Panzerkampfwagen VI Ausf.B (Sd.Kfz.182). позже замененное на Panzerkampfwagen Tiger Ausf.B или Tiger II. Неофициальное название «Konigstiger» — «Королевский тигр» — в Вермахте использовалось довольно редко, но именно оно стало наиболее популярным у противников Германии. Так, например, в нашей стране название «Королевский тигр» известно каждому, а «Тигр Б» или «Тигр II» в большинстве случаев вызовет удивление и недоумение.
Tiger II с серийной башней
Sd.Kfz.182 Pz.Kpfw VI Ausf.B Tiger II с серийной башней
Серийное производство «Королевского тигра» началось в январе 1944 года. В соответствии с заказом Управления вооружений предполагалось изготовить 1237 танков «Тигр II» со средним темпом сборки 120 машин в месяц. Однако планам этим с самого начала не суждено было сбыться. Еще 23 октября 1943 года, то есть спустя три дня после показа на полигоне Арис, 486 английских бомбардировщиков бомбили Кассель. Город был разрушен на 80%, досталось и заводам «Henschel».
В результате к маю 1944 года заводские цеха покинули только 20 серийных «Королевских тигров». Своего максимума производство достигло в августе 1944 года, но и тогда не дотягивало до планового. Еще один крупный удар по немецким танковым заводам авиация союзников нанесла осенью 1944-го. После того выпуск «Королевских тигров» сократился почти втрое. С марта 1945 года к их производству должны были подключиться заводы «Niebelungenwerke» в Сент-Валентине, но этого не произошло.
Другой немецкий автор — Фриц Хан приводит другое число танков, выпущенных в 1945 году — 112. Подобное разночтение не позволяет указать общее количество изготовленных «Королевских тигров». Число это колеблется от 477 до 489, без учета трех прототипов, покинувших заводские цеха в 1943 году.
Производство танков1943 | 1944 | 1945 | |
январь | — | 3 | 40 |
февраль | — | 5 | 42 |
март | — | 6 | 18 |
апрель | — | 6 | — |
май | — | 15 | — |
июнь | — | 32 | — |
июль | — | 45 | — |
август | — | 84 | — |
сентябрь | — | 73 | — |
октябрь | 1 | 26 | — |
ноябрь | — | 22 | — |
декабрь | 2 | 60 | — |
Итого | 3 | 377 | 100 |
Первые же бои с участием «Королевских тигров» выявили некоторые недостатки у первых 50 танков, на которых устанавливались башни конструкции Порше, например, склонность снарядов к рикошету вниз при попадании их в нижнюю часть маски. Такие рикошеты грозили пробоиной в относительно тонкой крыше корпуса. К маю 1944 года фирма «Krupp» разработала новую башню, которую начали устанавливать на танки с 51-й машины. Эта башня имела прямую 180-мм лобовую плиту, исключавшую возможность рикошета. Больший забронированный объем новой башни позволил увеличить боекомплект с 77 до 84 выстрелов.
Pz.Kpfw VI Ausf.B King-Tiger
Всего было выпущено 489 танков «Королевский тигр»
Помимо смены башни, ставшей наиболее крупной модернизацией, в конструкцию танка в процессе серийного производства вносились и другие, более мелкие, изменения. Была усовершенствована конструкция пушки, усилено бронирование моторного отделения, установлен новый прицел. В конце ноября 1944 года на «Королевских тиграх» появилась новая гусеница Kgs 73/800/152, а в марте 1945 года внедрили бескомпрессорную продувку канала ствола пушки. Она осуществлялась воздухом из специального цилиндра, куда тот нагнетался с помощью энергии отката орудия. К этому же времени пулеметы MG-34 заменили на МG-42, а шаровую установку курсового пулемета — на установку пистолета-пулемета MP-40. По мере приближения конца войны в конструкцию танка вносилось все больше упрощений. На машинах последних выпусков, например, отсутствовали даже внутренняя окраска. В течение всего серийного производства предпринимались неоднократные, но безуспешные попытки усовершенствовать бортовые передачи и двигатель танка.
Танк «Королевский тигр» (Pz.Kpfw VI Ausf.B) в музеях стран мира | |
---|---|
Тигр-II с башней Порше в Бовингтонском музее |
Тигр-II в Бовингтонском музее |
Нажмите на фото танка, чтобы увеличить |
Как и в случае с «Тигром» сборка «Королевских тигров» на фирме «Henschel» теоретически была разделена на девять этапов по 6 часов в каждом. В среднем же на сборку одного танка уходило до 14 дней. При этом от 18 до 22 машин одновременно находилось в сварочном цеху, а 10 — в сборочном. Что касается расхода материала, то на изготовление одного «Королевского тигра» уходило 119 798 кг стали (для сравнения на одну «Пантеру» — 77 469 кг).
Танк «Королевский тигр» (Pz.Kpfw VI Ausf.B) в музеях стран мира | |
---|---|
В Германии | В Бельгии |
Нажмите на фото танка, чтобы увеличить |
В начале 1945 года 10 танков с башней «Henschel» были переоборудованы в командирские. Сократив боекомплект до 63 выстрелов и демонтировав спаренный пулемет, на освободившемся месте разместили радиостанции Fu5 и Fu7 (вариант Sd.Kfz. 267) или Fu5 и Fu8 (вариант Sd.Kf/. 268). Переделкой занималась фирма «Wegmann».Первый командирский танк «Panzerbefehlswagen Tiger II» покинул заводской цех 3 февраля 1945 года.
Танк «Королевский тигр» (Pz.Kpfw VI Ausf.B) в музеях стран мира | |
в Швейцарии | в США |
Нажмите на фото танка, чтобы увеличить |
В конце 1944 года фирма «Krupp» приступила к проектированию танка «Тигр II», вооруженного 105-мм пушкой с длиной ствола 68 калибров. Пушка размешалась в стандартной «хеншелевской» башне. Бронебойный снаряд массой 15,6 кг покидал ее ствол с начальной скоростью 990 м/с. Этот проект реализован не был.
< Назад | Вперед > |
---|
«Пантеры» на льду / История / Независимая газета
Для немецких бронетанковых войск русская зима стала серьезным испытанием. Фото Федерального архива Германии
Хорошо известно, каким неприятным открытием для немцев в 1941 году стала русская зима. Кто бы мог подумать: зимой в России холодно и полно снега. Вот ведь какая неожиданность. Как-то умудрились немецкие войска оказаться неготовыми к таким условиям.
Потом начались грустные воспоминания о пережитом: «В окопах под укрытием изодранных плащ-палаток – карманные печки, на которых от свечи можно было нагревать консервированную в банках пищу, давали тепло лишь для того, чтобы отогреть больные суставы и застуженные руки. Мы отлично понимали, что наша легкая одежда вовсе не подходит для русской зимы».
После войны немецкие генералы принялись уверять читателей, что именно «генерал Зима» помешал им эту войну выиграть. А пока она шла – приходилось как-то к русской зиме приспосабливаться.
«Четыре суровые русские зимы»
Учиться воевать в непривычном климате приходилось, разумеется, и немецким танкистам. Наиболее подробно особенности применения танковых войск (не только собственно танков, но и взаимодействующих с ними мотопехоты и артиллерии) зимой на советской земле описал генерал-полковник Гейнц Гудериан в книге «Танки – вперед». Это нечто среднее между краткой историей танковых войск Германии и обобщением опыта использования танков во Второй мировой.
Конечно, творения побежденных немецких генералов – весьма специфические источники информации. Это надо учитывать, и воспринимать их с большой осторожностью.
Например, Гудериан подчеркивал: «Такая суровая зима, как в России, не могла не повлиять на тактику танковых войск. Глубокий снег вынуждал танки использовать для своего движения гребни высот, так как при толщине снежного покрова более 50 см танки останавливались. Их использование ограничивалось главным образом поддержкой пехоты в наступлении и в обороне».
Снежный покров более полуметра в зимней России того времени совсем не был редкостью. То ли еще бывало… Неужели даже такие, достаточно скромные сугробы оказывались для немецких танков непреодолимым препятствием? Ведь, двигаясь по гребням высот, немецкие танки превращались в прекрасную мишень для советских артиллеристов и танкистов.
Еще более странным, даже загадочным выглядит следующее высказывание «Быстроходного Гейнца» (прозвище Гудериана): «Боевые действия на Восточном фронте зимой заключались главным образом в отражении атак противника и в боях за важные опорные пункты».
Что бы по этому поводу сказали немецкие танкисты – участники начатой 12 декабря 1942 года операции «Зимняя гроза» – неудачного наступления войск Манштейна с целью деблокировать 6-ю армию Паулюса в районе Сталинграда? Или наши бойцы, отражавшие атаки наступающих немецких танков?
А как расценили бы утверждение Гудериана солдаты и офицеры 2-й танковой дивизии СС «Райх», которые в феврале 1943 года участвовали в весьма успешном наступлении под Харьковом? Наверное, очень удивились бы такому генеральскому утверждению.
На самом деле опыта зимних наступательных боев в СССР хватало у немецких танкистов в избытке. Чем же объяснить странное суждение Гудериана? Скорее всего – просто его личным опытом.
2-й танковой армией он командовал до 25 декабря 1941 года, затем был снят с должности и убыл с Восточного фронта в Германию. В феврале 1943-го был назначен генерал-инспектором танковых войск Германии. В июле 1944-го стал начальником Генерального штаба сухопутных войск.
Таким образом, его личный опыт непосредственного командования танкистами зимой в России ограничивается декабрем 1941 года. После перехода советских войск в наступление 2-й танковой армии действительно приходилось отражать атаки красноармейцев и пытаться удерживать опорные пункты. О наступлении думать не приходилось. Вот и перенес Гудериан свой опыт на все зимние бои в России, абсолютизировал его.
При этом Гудериан пишет про «опыт боев, приобретенный в течение четырех суровых русских зим». С тремя зимами все понятно. А четвертая зима войны – это 1944–1945 годы. Где в это время немецкие танкисты «суровую русскую зиму» нашли? На территории СССР они в ту пору только часть Прибалтики удерживали.
Но, даже с учетом специфики книги Гудериана, его мнение о зимних танковых боях в России заслуживает внимания. Ведь с 1943 года, когда он стал генерал-инспектором танковых войск, к нему поступала обобщенная информация о танковой войне на Восточном фронте. И когда Гудериан пишет о России, следует понимать, что речь идет обо всех республиках СССР.
Пристрелка орудий и расход боеприпасов
Так в чем же заключались особенности зимней танковой войны в России?
Прежде всего следовало изменить правила обслуживания и использования техники: «Танки приходилось устанавливать на соломе, ветках или досках, так как в противном случае гусеницы примерзали к земле. Ремонтные подразделения зимой бывали особенно перегружены работой, так как при низкой температуре гусеницы танков выходили из строя, а движение танка на малых скоростях сильно перегружало двигатель. Часто выходили из строя рессоры и оси, потому что под снегом невозможно было различать неровности грунта. Гораздо быстрее разряжались аккумуляторы. Этого можно было избежать, если их каждый раз вынимать из машин и брать с собой в помещение или хорошо утеплять. Для запуска двигателей иногда приходилось затрачивать несколько часов. Сначала двигатели обогревали с помощью костров, позднее было разработано специальное зимнее приспособление, которое до некоторой степени облегчало запуск двигателя. Оптические приборы сильно запотевали или покрывались снегом. Автоматическое оружие отказывало в работе вследствие загустения смазки».
Заранее подумать об особенностях использования военной техники зимой в России ни немецкие танкисты, ни представители других родов войск как-то не удосужились, не пытались заранее подготовиться к экстремальным условиям. Возникает вопрос – почему? Были уверены в том, что успеют добиться решающих успехов еще до наступления зимы? Или опасались насторожить советскую разведку, сделать нападение на СССР менее внезапным? Ведь понятно было бы, что интерес немецких танкистов к использованию техники в условиях морозов продиктован вовсе не боями в Северной Африке или планами высадки в Англии.
Так или иначе, но проблем у немцев возникало много. При орудийной стрельбе тоже имелись свои специфические особенности: «Стрельба осколочно-фугасными снарядами на большие дальности требовала значительного расхода боеприпасов, так как низкая температура и изменившееся барометрическое давление оказывали неблагоприятное влияние на баллистику (слишком низкая температура, как правило, была причиной недолетов). Зимой в России расход боеприпасов и время, затрачиваемое на пристрелку, были в четыре-шесть раз больше, чем при нормальных метеорологических условиях. При глубоком снежном покрове эффективность снарядов становилась такой же низкой, как во время распутицы. Твердая замерзшая почва без снега, напротив, значительно усиливала осколочное действие снарядов».
«Нормальными» Гудериан, надо полагать, считал метеоусловия Западной Европы.
«Моя нога превратилась в кулак»
Зимой немецким танкистам нередко приходилось преодолевать водные преграды по льду. Рассчитывать на то, что найдется невзорванный мост, да еще способный выдержать вес танков, просто не приходилось.
Немцы опытным путем установили правила, которые нужно соблюдать на льду: «Для танка «Пантера» минимальная толщина льда равнялась 75 см, а для танка T-IV – всего 50 см… Вести танки нужно было с открытыми люками. Радисты и заряжающие, если представлялась возможность, выходили из машин и переправлялись пешком. Водителю надлежало следить за указателями и сигналами постов, избегать колеи, плавно передвигать рычаги управления, на спуске снижать скорость, избегать юза, своевременно переходить на низшую передачу и осторожно спускать машину на лед. По ледяной поверхности вести машину следовало равномерно со скоростью 8 км/час, выдерживая установленную дистанцию между машинами (75 м). В случае если под идущим впереди танком провалился лед, нужно было осторожно отвести свою машину назад и оказать помощь товарищам».
Разумеется, нужно было уделять внимание защите личного состава от морозов: «Необходимы были особые меры для оказания быстрой помощи раненым, чтобы ни в коем случае не оставлять их долгое время на морозе. Особенно важно было иметь теплые одеяла и согревающие напитки… Перевязочные пункты располагались как можно ближе к передовым позициям, чтобы быстрее доставлять на них раненых. Чтобы предупредить обмораживание, необходимо было снабжать личный состав просторной обувью, валенками, шерстяными носками, стегаными куртками и брюками, меховыми шапками или теплыми подшлемниками. Очень важно было приучить людей следить друг за другом, чтобы не допустить обмораживания лица, ушей и т.д».
Надо отметить, что обеспечение немецких солдат зимней амуницией, особенно зимой 1941/42 года, было в вермахте организовано фантастически безобразно. Здесь многое можно вспомнить. Например, описанную воевавшим под Севастополем Гансом Бидерманом инструкцию «при ночной температуре ниже нуля в качестве перчаток можно использовать армейские носки…надо прорезать в носке два отверстия для большого и указательного пальцев». Проблема была в том, что носки «почти превратились в лохмотья, и в них было так много дыр, что нам было нетрудно найти отверстия для всех пяти пальцев».
Не менее потрясает кампания по сбору одежды для солдат Восточного фронта. Этим занималась «Зимняя помощь» (Winterhilfswerk des Deutschen Volkes) – фонд, призванный содействовать государству в оказании помощи безработным и бедноте. К нищим немецких солдат приравняли.
Так что задача обеспечения немецких танкистов (равно как и солдат других родов войск) подходящей для русской зимы одеждой было крайне сложной. И далеко не всегда, особенно зимой 1941/42 года, успешно решаемой.
Товарищ Ротмистров недоговаривает
Автор предисловия к русскому изданию книги Гудериана «Танки – вперед» (М., 1957) главный маршал бронетанковых войск Павел Алексеевич Ротмистров писал:
«Нельзя согласиться с выводами автора по вопросам технической эксплуатации танков в зимних условиях, а также с его рекомендациями о порядке переправы танков по льду. Что касается положений Гудериана о ведении боя в зимних условиях, то бросается в глаза его стремление скорее оправдать свои неудачи, чем дать научно обоснованные выводы и рекомендации на будущее».
При этом некоторые другие разделы книги Ротмистров оценил совершенно иначе. Например: «В разделе «Противотанковые средства» рассматривается проблема противотанковой обороны и излагаются основные положения по боевому использованию противотанкового оружия… Автор умело показывает значение разведки и охранения для успеха боя, а также принципиальную разницу в организации разведки и охранения в танковых и пехотных частях». То есть нельзя сказать, что Ротмистров решительно отвергает все, написанное Гудерианом.
Чем же так не понравилось Павлу Ротмистрову то, что Гейнц Гудериан написал об эксплуатации танков в зимних условиях и о порядке переправы танков по льду? Увы, советский маршал не конкретизировал в предисловии свои претензии по этому поводу…
Техника Германии | Tankopedia | World of Tanks Blitz
Премиум техника
heavytank
Тяжёлые танки
Благодаря толстой броне и мощным орудиям это серьёзный оппонент для любого врага.
mediumtank
Средние танки
Средние танки различаются как по броне и скорости, так и по мощности орудия. Раскройте возможности своего танка и увидите, как ваша роль в команде меняется с каждым боем от разведчика, танка огневой поддержки до атакующей машины.
lighttank
Лёгкие танки
Лёгкие танки — глаза и уши команды. Используйте превосходную манёвренность машины, чтобы найти противника и сообщить его местоположение своим товарищам. Высокая скорость танка позволит быстро вернуться в укрытие, прежде чем враг успеет понять, что его обнаружили.
at-spg
ПТ-САУ
Противотанковые самоходные установки созданы для уничтожения врагов с больших дистанций, оставаясь при этом незамеченными. Найдите подходящее укрытие, переключитесь в снайперский режим и выслеживайте цели на карте.
обзоры и сравнение боевых машин, коллекции техники
Фильтр Нация- СССР
- Германия
- США
- Китай
- Франция
- Великобритания
- Япония
- Чехословакия
- Швеция
- Польша
- Италия
- СССР
- Германия
- США
- Китай
- Франция
- Великобритания
- Япония
- Чехословакия
- Швеция
- Польша
- Италия
- Лёгкие танки
- Средние танки
- Тяжёлые танки
- ПТ-САУ
- САУ
- I
- II
- III
- IV
- V
- VI
- VII
- VIII
- IX
- X
- Лёгкие танки универсальные
- Лёгкие танки колёсные
- Средние танки штурмовые
- Средние танки универсальные
- Средние танки снайперские
- Средние танки поддержки
- Тяжёлые танки штурмовые
- Тяжёлые танки универсальные
- Тяжёлые танки прорыва
- Тяжёлые танки поддержки
- ПТ-САУ штурмовые
- ПТ-САУ универсальные
- ПТ-САУ снайперские
- ПТ-САУ поддержки
- САУ
- Лёгкие танки универсальные
- Лёгкие танки колёсные
- Средние танки штурмовые
- Средние танки универсальные
- Средние танки снайперские
- Средние танки поддержки
- Тяжёлые танки штурмовые
- Тяжёлые танки универсальные
- Тяжёлые танки прорыва
- Тяжёлые танки поддержки
- ПТ-САУ штурмовые
- ПТ-САУ универсальные
- ПТ-САУ снайперские
- ПТ-САУ поддержки
- САУ
- Премиум/Наградная
- Коллекционная
- В моём Ангаре
- В продаже
Найдено: Машин для сравнения: Очистить
Выбирайте с помощью фильтров
Комбинируйте разные параметры, чтобы получить список интересующей вас техники.
Сравнивайте
Чтобы выбрать наиболее подходящую технику, сравните технические характеристики машин.
Изучайте
Чтобы получить подробную информацию о выбранной технике, перейдите на страницу соответствующей машины.
Для поиска техники используйте фильтры
Параметры для поиска не выбраны.
Скрыть подсказки Показать подсказкиДобавить к сравнению
Удалить из сравнения
НацияНация техники
Тип техникиТип техники
I-XУровень техники
Название техники
Роль
Базовая Улучшенная
Техника, соответствующая заданным параметрам, не найдена
Вы можете сбросить параметры поиска или изменить их и попробовать ещё раз
Немцы были сильнее? Почему советские танковые войска терпели поражения в начале войны
евгений гурьевНаследие 02 октября 2019
Позвольте выразить признательность доценту СПбГАСУ Евгению Гурьеву за обстоятельную проработку источников по Прохоровскому сражению. Прилежно собираю все выпуски полосы «История», а названный выше нахожу достойным опубликования в специальных научных журналах по военной истории. В летнем цикле моих радиосценариев на «Радио России — Санкт-Петербург» под названием «Вахта памяти» одну из передач я посвятил рассказу о сражении под Прохоровкой — в частности, о роли 5-й танковой армии генерал-полковника П. А. Ротмистрова. И рад был увидеть научное подтверждение моим выведенным в эфир оценкам — как сражения под Прохоровкой, так и едва ли не определяющей роли П. А. Ротмистрова и его понесшей ужасающие потери армии. Евгений Гурьев не упомянул лишь о существенной подробности, объясняющей среди прочих масштаб наших потерь: фашистские танки были оснащены средствами радиосвязи, наши — нет. Возможно, следовало бы более внятно сообщить о том, что наши танки (именно танки, а не САУ) тогда существенно отставали в техническом оснащении от вражеских: об этом на хорошем инженерном уровне П. А. Ротмистров сообщил заместителю наркома обороны СССР Г. К. Жукову в рапорте от 20 августа 1943 года. Наш ГКО, в котором за выпуск вооружения отвечали Г. М. Маленков, Л. П. Берия и Н. А. Вознесенский, «проспал» наращивание технического превосходства немецких танков над нашими Т-34, в самом начале войны действительно превосходившими танки вермахта. Не потому ли П. А. Ротмистров, оказавшийся в роли последнего «крайнего», не допустившего прорыва нашей обороны врагом, не был подвергнут наказанию, а вскоре, в 1944 году, стал первым маршалом бронетанковых войск? Вообще военная биография П. А. Ротмистрова заслуживает заинтересованного внимания. Укажу лишь, что он был отозван Ставкой с фронта в дни сражения за Вильнюс летом 1944-го по настоянию командующего 3-м Белорусским фронтом И. Д. Черняховского, но не понес наказания, а был сразу же назначен на видную должность в Москве… Георгий ВАСЮТОЧКИН
Фото: Wikimedia Commons / Dmitry A, Mottl / Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported
Редакция переадресовала вопрос, звучащий в письме, Евгению ГУРЬЕВУ и попросила вновь вернуться к обсуждавшейся теме.
— Действительно, одной из причин высоких потерь советской бронетехники в битве на Курской дуге и, в частности, под Прохоровкой было техническое превосходство немецких танков в вооружении и бронировании.
В начале войны советские боевые машины новых типов — тяжелые «КВ-1» и средние Т-34 — превосходили по вооружению и защите все немецкие танки и самоходные артиллерийские орудия (САУ). Уже начиная с первых боев лета 1941 года, в немецких донесениях говорилось о неуязвимости новых русских танков, с которыми не могли бороться бронетехника и противотанковые пушки вермахта.
Так, лучший немецкий средний танк Pz-IV F имел на вооружении 75-мм короткоствольную пушку с длиной ствола всего 24 калибра, с начальной скоростью бронебойного снаряда 385 м/с. А толщина лобовой брони его корпуса составляла 50 мм. Схожие характеристики вооружения и защиты имело штурмовое орудие StuG-III E.
Для сравнения: советский танк Т-34 образца 1940 года имел на вооружении 76,2-мм пушку Л-11 с длиной ствола 30 калибров, начальная скорость снаряда составляла 668 м/с, а толщина лобовой брони 45 мм, причем она располагалась под углом к вертикали, что увеличивало ее отражающие способности.
Тяжелый танк «КВ-1» был еще сильнее: он был вооружен пушкой с длиной ствола 41 калибр, имел более мощное бронирование (лоб корпуса — 75-мм).
Причинами поражений советских танковых войск в начале войны были отнюдь не техническое превосходство немецких танков, как часто писалось в советское время, а ненадежность техники, слабая подготовка экипажей, ошибки командования, превосходство в воздухе немецкой авиации и общий неудачный для Красной армии ход войны (отступление, бои в окружении и т. д.).
Немецкое командование, несмотря на успешный для себя ход военных действий, поставило перед своей оборонной промышленностью задачу усилить вооружение существующих танков и разработать тяжелые машины и САУ новых типов специально для борьбы с советскими Т-34 и «КВ-1». Она была успешно решена к лету 1942 года: именно тогда превосходство в вооружении танков стало меняться в пользу немцев.
К лету следующего года баланс сил сместился еще больше. Новые тяжелые танки и САУ вермахта могли безнаказанно поражать советские с дистанции 1,5 — 2 км, в то время как те — с дистанции 0,5 — 1 км.
Именно тяжелые потери советской бронетехники в ходе Курской битвы и стали причиной создания комиссии Г. М. Маленкова. По результатам ее работы были ускорены разработка и выпуск новых типов советских танков, которые пошли в бой уже в начале 1944 года. И, например, тяжелый танк «ИС-2», вооруженный 122-мм орудием с длиной ствола 48 калибров и защищенный 120-мм наклонной лобовой броней, мог успешно поражать все типы немецких танков, включая и «Тигр».
Что же касается биографии Павла Алексеевича Ротмистрова, то она, как и биографии большинства советских военачальников, требует обстоятельного и неконъюнктурного исследования. Слишком долгим, тяжелым и кровавым был путь становления советских танковых войск в годы Великой Отечественной войны, чтобы однозначно оценивать боевые биографии их командиров.
Да, у П. А. Ротмистрова бывали неудачи, имело место недовольство и подчиненных, и вышестоящего начальства, но были и успешные действия, и заслуженные высокие награды. В битве под Прохоровкой танкисты 5-й гвардейской танковой армии, несмотря на потери, выполнили свою задачу и остановили прорыв немецких танков. В битве под Корсунь-Шевченковским в феврале 1944 года они замкнули кольцо окружения немецкой группировки (за что П. А. Ротмистров был произведен в маршалы бронетанковых войск), а в Белорусской операции летом 1944 года именно танкисты П. А. Ротмистрова первыми ворвались в Могилев, Минск и Вильнюс.
Неудачи П. А. Ротмистрова под Москвой и Воронежем объясняются скорее плохой подготовкой наступления, чем ошибками командира, высокие потери под Прохоровкой — встречным танковым боем и превосходством немцев в вооружении.
В конце концов, все мемуаристы отмечают неуживчивый характер Павла Алексеевича, так что можно предположить, что он просто не сработался с И. Д. Черняховским. Назначенный на должность заместителя командующего бронетанковыми войсками П. А. Ротмистров не участвовал в боях конца войны, принесших заслуженные лавры и звезды его коллегам М. Е. Катукову, С. И. Богданову, П. С. Рыбалко и Д. Д. Лелюшенко, хотя его заслуги и были оценены в 1960-е годы присвоением званий Героя Советского Союза и главного маршала бронетанковых войск.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 184 (6537) от 02.10.2019.
Материалы рубрики
немецких танков во Второй мировой войне, Panzer
Немецкие танки во Второй мировой войне, Panzer
Panzers, немецкие танки, штурмовавшие всю Европу во время Второй мировой войны
5 минут читал.
В годы после Первой мировой войны немецкий офицер Хайнц Гудериан, интересовавшийся танками и читавший о них британскую литературу, разработал и представил новые идеи об использовании танков в мобильной войне. Первоначально он был заблокирован консерватизмом, но в 1933 году, когда Адольф Гитлер увидел свою демонстрацию мобильной танковой войны, он понял потенциал танков, и идеи Гудериана получили высокий приоритет.Под руководством Гудериана Германия создала мощную «танковую» (бронетанковую) силу, которая вместе с сильной тактикой поддержки с воздуха стала основой ее подавляющей тактики блицкрига (молниеносной войны).
Между 1933 и 1945 годами немецкая промышленность разработала и произвела серию танков, получивших название «Panzerkampfwagen», что означает «боевая бронированная машина». Вкратце они назывались «Panzer» (броня).
Немецкие танки типов
Panzer I
Очень маленький легкий танк (6 тонн) с экипажем из двух человек, механиком-водителем и командиром, вооруженный двумя легкими 0.3 «пулемета (с 1500 патронами), который был произведен в середине 1930-х годов как учебный танк. В 1935 году было выпущено более 800 танков, и этот танк использовался немецкими войсками, которые участвовали в гражданской войне в Испании.Когда началась Вторая мировая война, в немецкой армии было около 1500 танков Panzer I. Они участвовали во вторжении в Польшу в 1939 году, хотя было известно, что они не подходят для боевых действий на передовой из-за отсутствия огневой мощи и очень тонкой брони. Во вторжении во Францию в 1940 году в блицкриге участвовало всего 500 человек.Остальные остались в Германии и Польше.
К концу 1941 года они больше не использовались на передовой, за исключением версии командирского танка, которая содержала небольшой картографический стол и дополнительное радиооборудование для использования командирами танковых частей. Шасси устаревших танков было переоборудовано для перевозки боеприпасов или противотанковой пушки, но они также устарели и были выведены из эксплуатации.
Panzer II
Легкий танк (10 тонн) с экипажем из трех человек, разработанный в середине 1930-х годов как промежуточный до появления средних танков Panzer III и Panzer IV.Несмотря на то, что изначально он задумывался как учебный танк, он был основным танком во время блицкригских вторжений в Польшу и Францию, в которых участвовало около 1000 Panzer II. Он также участвовал во вторжении в Россию в 1941 году, хотя был уже устаревшим и не имел брони и огневой мощи. Он был вооружен 20-мм пушкой (на 180 патронов) и спаренным 0,3-дюймовым пулеметом.Panzer II также послужил основой для нескольких специальных типов танков: быстрого разведывательного танка, плавающего танка с винтом, разработанного для предполагаемого вторжения в Англию в 1940 году, и огнеметного танка (названного Flammpanzer II), оснащенного двумя огнеметами. (К 1942 г. на вооружении находилось 100).
Когда танк Panzer II устарел, его переоборудовали в самоходную противотанковую пушку с использованием трофейных российских 76-мм орудий (названных Marder I) и немецких 75-мм орудий (Marder II). Самоходная 105-мм артиллерийская установка (Wespe) производилась в оккупированной Польше.
Panzer III
Средний танк (22 тонны) с экипажем 5 человек, основной немецкий танк 1940-1942 гг. Первоначально у него было 37-мм орудие (и два пулемета), но планировалось использовать в будущем более крупные орудия.В небольшом количестве он участвовал во вторжении в Польшу, но массовое производство 50-мм пушки началось после начала Второй мировой войны. Поскольку новое орудие было слишком слабым против российских танков Т-34, было установлено более мощное 50-мм орудие. Более поздние модели имели еще более крупную 75-мм пушку, такую же, как у Panzer IV, с 64 снарядами. Производство закончилось в середине 1943 года, но производство варианта самоходки продолжалось до конца войны. Также были вариант командирского танка и другие версии. Всего было произведено 15 000 экземпляров.Panzer IV
Средний танк (25 тонн) с экипажем из пяти человек, выпускавшийся с 1936 года и до конца войны, стал основным немецким танком. Он имел короткоствольное 75-мм орудие, позднее замененное более сильным длинноствольным 75-мм орудием (с 87 патронами), и два пулемета (один спаренный и один зенитный сверху, с 3000 патронами). Его отличное шасси осталось неизменным, несмотря на множество модификаций и добавлений дополнительной брони, а также было базой для многих вариантов, таких как истребители танков (Jagdpanzer IV), самоходные орудия и зенитные орудия и другие.Было произведено 9000 Panzer IV, и, как рекомендовал Гудериан, было бы произведено и больше, если бы не одержимость Гитлера сложным и очень дорогим современным оружием, в данном случае тяжелыми танками Panther, Tiger и King Tiger, что привело к сокращению производства. Panzer IV еще до того, как они были полностью разработаны и испытаны.
Пантера
Пантера (Panzer V) был тяжелым танком (45 тонн) с экипажем из четырех человек, который был разработан для противодействия превосходному российскому танку Т-34.Он имел наклонную броню (для лучшей защиты) и нес длинноствольную 75-мм пушку (с 79 патронами) и два пулемета (один спаренный и один зенитный сверху). Производство началось в конце 1942 года. План состоял в том, чтобы производить 600 Panther в месяц, но его сложность (были сотни субподрядчиков по производству) и союзнические бомбардировки немецкой промышленности сократили производство до половины и даже меньше. Всего было произведено всего 4800 экземпляров. Его запустили в производство без надлежащих испытаний, и в результате больше Panther было потеряно изначально из-за механических проблем, чем из-за действий противника.Позже проблемы были устранены, и Panther считается лучшим немецким танком войны. Танк «Пантера» первоначально участвовал в Курской битве в июле 1943 года, крупнейшем танковом сражении войны, и прослужил на всех фронтах до конца войны. Он широко использовался в Нормандии после дня «Д».
Варианты «Пантеры» включали мобильный наблюдательный пункт, истребитель танков и командирский танк.
Тигр и Королевский тигр
Самые грозные и известные немецкие танки «Тигр» и его более поздняя версия «Королевский тигр» подробно описаны в «Тигре», «Королевский тигр» (чтение 3 минуты).Panzers чешского производства
Оккупация Чехословакии в марте 1939 года предоставила немецким военным большое количество бесплатного высококачественного оружия из арсенала чешских вооруженных сил. Техники хватило примерно на 40 армейских дивизий. Кроме того, чешская промышленность, в основном заводы Skoda, стала частью немецкой военной производственной машины и продолжала производить танки и другое оружие для Германии.Итак, год спустя, когда Германия вторглась во Францию, три полные немецкие танковые дивизии были оснащены чешскими танками.Одна дивизия была оснащена чешским легким танком Type 35 (10 тонн), который был переименован в Panzer 35, а две дивизии были оснащены легким танком Type 38 (10 тонн), который был переименован в Panzer 38.
Panzer 35 имел экипаж из четырех человек и нес чешскую 37-мм пушку (с 72 патронами) и два пулемета, один спаренный и один спереди (с 1800 патронами). Он оставался на передовой до 1942 года, когда они были преобразованы для других ролей.
Panzer 38 имел экипаж из четырех человек и нес чешскую 37-мм пушку (с 90 патронами) и два пулемета, один спаренный и один спереди (с 2550 патронами).Он был разработан как преемник Типа 35, но еще не поступил на вооружение, когда немцы вторглись. В 1939-1942 годах для немецкой армии было выпущено 1400 танков. Когда он стал устаревшим как танк, его использовали как разведывательную машину. Было много других вариантов, которые использовали его отличное шасси, в том числе Hetzer, отличный истребитель танков с 75-мм пушкой, который оставался в производстве даже после войны для новых чешских вооруженных сил и даже был экспортирован в швейцарскую армию, где и остался. на вооружении до конца 1960-х!
Эссе по теме:
Блицкриг (чтение 10 минут)
Курская битва (чтение 8 минут)
Танк Т-34 (чтение 4 минуты)
Танк Тигр, King Tiger (чтение 3 минуты)
Секретное оружие Германии (чтение 7 минут)
Танк времен Второй мировой войны в подвале пенсионера приводит к юридической ссоре
- 84-летний немец оказался в центре юридических дебатов после того, как рейд обнаружил в его подвале танк «Пантера».
- Прокуроры утверждают, что пенсионер нарушил Закон Германии о контроле над военным оружием.
- Музей США заинтересован в покупке танка.
- Смотрите больше историй на бизнес-странице Insider.
Немецкий пенсионер оказался в центре судебной тяжбы после того, как полиция обнаружила в его подвале танк времен Второй мировой войны, зенитное орудие и торпеду.
Группа прокуроров и юристов работает над согласованием наказания для 84-летнего подростка, которое может включать условный приговор и штраф в размере до 500 000 евро (594 050 долларов США).
Возникли споры о том, нарушил ли военный коллекционер Закон Германии о контроле за военным оружием. Защита утверждает, что оружие больше не функционирует, следовательно, не нарушает этот закон, и согласится на меньший штраф в размере 50 000 евро, согласно отчету RT-DE.
Однако это оспаривается прокурорами, которые утверждают, что оружие все еще может быть использовано.
Орда нацистских памятных вещей
84-летний мужчина, обвиняемый в хранении танка (M), и его адвокат Джеральд Гёке (слева) ждут в зале суда начала судебного процесса.Фото Акселя Хеймкена / фото альянса через Getty ImagesПо словам его адвоката, американский музей хочет купить танк «Пантера» времен войны, а коллекционеры милитарии заинтересовались 70 штурмовыми винтовками и многочисленными пистолетами, принадлежащими обвиняемому, сообщает газета Die Welt.
Вооружение было обнаружено в подвале пенсионера в 2015 году после того, как местные власти были проинформированы о его содержании военного времени после обыска на предмет предметов искусства нацистской эпохи, сообщает BBC.
20 солдатам потребовалось девять часов, чтобы вывезти запас военной техники из дома неназванного человека в Хайкендорфе, пригороде Киля, на севере Германии.
Была также орда нацистских памятных вещей, в том числе бюст Гитлера, манекены в нацистской форме, подвески со свастикой, рунические лампы СС и статуя обнаженного воина с мечом в протянутой руке, которая когда-то стояла у Гитлера. Канцелярия в Берлине, созданная любимым скульптором диктатора Арно Брекером, сообщает War History Online.
Во время рейда мэр Хайкендорфа Александр Орт сказал Suddeutsche Zeitung, что этот человек однажды управлял танком в 1978 году.
Когда его спросили, что он думает о том, кому принадлежит танк, мэр ответил: «Любят пар. поезда, другие старые танки ».
Рассмотрение дела должно завершиться в августе 2021 года.
Как американский танк Шерман победил превосходящие немецкие танки во Второй мировой войне?
Вот что нужно помнить: «Шерман» был не лучшим танком, но благодаря эффективным методам американского производства он был бы самым продуктивным.
американских танков во Второй мировой войне в целом уступали своим немецким аналогам. Немецкие танки отличались лучшей броневой защитой и большей огневой мощью.
Но броня и смертоносность не говорят всей истории. Те же американские танки превосходили своих соперников и по другим важным параметрам. В частности, M-4 Sherman помог армии США выиграть войну, хотя в бою немецкие танки уничтожали их массово.
Неадекватность Шермана была продуктом его происхождения.Перед войной дизайн и разработка американских танков были двухполюсными — результатом конкурирующих требований пехотных и кавалерийских подразделений армии.
Пехоте нужен танк, который — что неудивительно — сможет поддержать пехоту на поле боя. Пехотные генералы предпочитали машину с большой пушкой, которая могла спокойно стоять и уничтожать вражеские бункеры.
Пехота вступила в бой. Их не особо заботила скорость танка.
Напротив, кавалерия — армейские разведчики — предпочитала быстро движущийся танк, способный преодолевать бреши в линиях врага.Свободно летящая кавалерия не боялась броневой защиты.
Две танковые философии, полностью противоречащие друг другу. А Великая депрессия усугубила проблему — деньги на НИОКР закончились.
Американские танковые силы простаивали, пока война не разожгла их.
От экспорта к эффективности
Вскоре после начала Второй мировой войны Соединенные Штаты начали снабжать Великобританию танками. Потеря Франции нанесла сокрушительный удар по промышленному производству союзников — США.К. не мог производить все необходимое самостоятельно.
Британская армия, отчасти из-за отчаяния, закупила американские танки.
Первый американский экспортный M-3 Grant имел 75-миллиметровую низкоскоростную пушку, установленную в корпусе для поражения пехоты, и 37-миллиметровую высокоскоростную противотанковую пушку в башне.
Это может показаться впечатляющим, но Грант был вооружен двумя орудиями, потому что у американцев не было единого орудия, способного поражать как пехоту, так и танки. Расположение Гранта также придавало ему видимость на поле боя, позволяя легко обнаружить… и тем самым уничтожить.
Боевое крещение Гранта произошло в битве при Газале в Северной Африке весной 1942 года. Британская армия развернула 167 Грантов против танков Panzer III и IV немецкой 15-й танковой дивизии.
Хотя немецкий Африканский корпус в конечном итоге отбросил британцев, появление 75-миллиметрового орудия — первого для британцев — стало шоком для немцев.
Каким бы адекватным ни был Грант, война почти каждый месяц вынуждала создавать более быстрые и более смертоносные танки.Новая, более смертоносная версия Panzer IV, так называемая «Mark IV Special», появилась за три месяца до битвы.
Введите Шерман
Еще в Америке танковые конструкторы уже работали над преемником Гранта. В новом Sherman было единственное 75-миллиметровое орудие. Экипаж был всего пять человек по сравнению с семью Грантами. M-4 отличался множеством улучшений, основанных на британском опыте работы с Грантом в Северной Африке.
При постоянной модернизации Sherman будет основным американским танком до конца войны.
Даже во время представления Sherman не вызывала особого восторга. Защита была ничем не примечательной и требовала постоянного улучшения — например, добавление дополнительного дюйма стальной пластины, приваренной к корпусу для защиты боеприпасов основного орудия, плюс система «мокрой укладки», которая омывала боеприпасы водой, чтобы предотвратить их детонацию в случае прямого попадания. ударять.
75-миллиметровое орудие Шермана тоже не было чем-то особенным. Против новейших немецких танков, особенно «Тигра» и «Пантеры», он был бессилен.Орудие больше подходило для поражения менее хорошо вооруженных целей — полугусеницы, артиллерии, пехоты.
Американская разведка оценила Sherman как равный Panzer IV, опору немецких танковых войск. Америка пришла к выводу, что «Шерман» достаточно хорош. К сожалению, США не смогли точно спрогнозировать производство новых и более мощных немецких моделей, таких как Panther и Tiger.
Американские военные считали, что, хотя «Шерман» уступает этим танкам, новые немецкие модели редко появляются на поле боя.
Это оказалось неверным.
Цифры, числа, числа
«Шерман» был не лучшим танком, но благодаря эффективным американским методам производства он был бы самым продуктивным. С 1942 по 1945 год Соединенные Штаты построили 49 234 танка Sherman.
Большинство перешло в армию и корпус морской пехоты США, которые в военное время значительно расширились. Вашингтон предоставил союзным войскам 21 959 танков. Соединенное Королевство, силы Свободной Франции, Польша, Бразилия, Новая Зеландия, Китай и Советский Союз развернули М-4.
Многие армии зависели от американских заводов, чтобы держать их в Шерманах. Сборочные линии должны были продолжать движение, несмотря ни на что. Чтобы поддерживать высокий уровень производства, менеджеры сводили конструктивные изменения к минимуму.
Введение новой конструкции танка или даже внесение существенных изменений в существующую означало бы меньшее количество танков.
Сухопутные войска сухопутных войск, которые следили за оборудованием наземных боевых подразделений, следили за долгой игрой. Помня о плохом опыте использования армейской техники в Первой мировой войне, AGF хотела создать надежные машины.Танки, построенные в Детройте только для того, чтобы сломаться во Франции, были хуже, чем бесполезны.
Армия прекрасно понимала, что немецкие и советские танки становились все больше и мощнее, но Соединенным Штатам не удавалось угнаться за ними. Немецкие и русские танки на Восточном фронте могли передвигаться по железной дороге, но американские танки приходилось загружать на грузовые суда и выгружать с них — гораздо более дорогой вид транспорта, который накладывал множество ограничений на конструкцию и производство транспортных средств.
Более тяжелые танки могли бы вызвать проблемы у американцев.
Экосистема оружия
Наконец, армия рассматривала танковые силы как единое целое в рамках настоящей экосистемы вооружений. Пехота, танки, артиллерия, инженеры и самолеты были частью одной команды.
Таким образом, танки не должны сражаться с другими танками. Вместо этого бронетранспортеры должны использовать бреши в рядах врага, врываться, взрывать всякую всячину. Пехота, самолеты, артиллерия и истребители танков — машины, похожие на танки, но с легкой броней, — будут атаковать танки врага, пока американские танки неистовствуют.
Возникла проблема с этим рассуждением. То, что армия хотела, чтобы ее шерманы избегали более сильных немецких пантер и тигров, не означало, что этих столкновений не было.
Что еще хуже для американских танкистов, неспособность армии правильно прогнозировать производство немецких танков — которая была намного выше, чем кто-либо предсказывал — означала, что на поле боя было намного больше этих танков, чем армия изначально рассчитывала.
В начале 1945 года США все же представили новый, более тяжелый танк.Обладая 90-миллиметровым орудием и более толстой броней, M-26 Pershing исправил многие из худших неудач «Шермана». В боях под Кельном М-26 превзошел немецкие «Пантеры» — даже несмотря на то, что новая американская машина была недостаточно мощной и менее надежной, чем «Шерман».
Послевоенная разработка американских танков позволила американским танкистам больше никогда не проигрывать на поле боя. Танки серии М-60, за которыми последовал М-1 «Абрамс», как минимум не уступали советским моделям.
Во многом это произошло из-за того, что американские войска к настоящему времени постоянно дислоцировались в Европе и им не приходилось бросаться за границу в случае войны.Американские конструкторы танков были ограничены только своим воображением и стоимостью.
Со своей стороны, М-4 была хороша в 1942 году, адекватна в 1943 году и полностью уступила в 1944 году. К несчастью для американских танкистов, война длилась до 1945 года.
Тем не менее — как бы часто ни критиковали Шермана, важно рассматривать его в контексте. Сторона с Шерманом выиграла войну.
Кайл Мизоками — писатель по вопросам обороны и национальной безопасности из Сан-Франциско, который появлялся в журналах Diplomat, Foreign Policy, War is Boring и Daily Beast. В 2009 году он стал соучредителем блога по обороне и безопасности Japan Security Watch. Вы можете подписаться на него в Twitter: @KyleMizokami .
Этот материал появился ранее и переиздается в связи с интересом читателей.
Изображение: Викимедиа
немецких камуфляжей — Sklep Modelarski Agtom
Чтобы начать свой путь с покраски немецкой военной техники времен Второй мировой войны, у вас нет большой палитры красок Reed.Для начала нужно определиться, какой танк, броневик, легковой или грузовой автомобиль вы хотите реконструировать. Вы можете сосредоточиться на наиболее точной реконструкции оборудования по фотографии, иллюстрации или описанию или попытаться создать собственное видение предмета. Вы можете восстановить живую историю, сделав небольшую пластиковую модель. Независимо от того, какой путь вы выберете, большинство цветов, используемых в немецкой армии, будут одинаковыми.
После того, как вы решите, с какой машиной вы будете работать, вам следует проверить, где и когда она использовалась.Есть такие машины, как Kübelwagen, Panzer III или Marders, которые широко использовались Вермахтом на протяжении всей войны. В этом случае выбор камуфляжа будет предельным. С другой стороны, вы не найдете King Tiger в Панцерграу, не так ли? Для нашего гида мы выделим четыре периода окраски немецких машин: ранний, средний, поздний и для ведения войны, использовавшейся в кампании в Северной Африке.
Ранний камуфляжВ начале конфликта немцы использовали очень простые образцы камуфляжа.Все машины были окрашены в серый цвет Panzergrau (RAL 7021). С опытом, накопленным на полях сражений по всей Европе, стало ясно, что потребуется дополнительный камуфляж. Поначалу танкисты использовали … грязь, чтобы «рисовать неровные пятна на броне». Затем дополнительно использовали коричневую и зеленую краски.
Tiger I в зимнем камуфляже и раннем выпуске в цвете Panzergrau.
Средний военный камуфляж
Во время войны серого и импровизированного оказалось недостаточно.Серые силуэты танков, особенно на восточном фронте, были слишком легкой мишенью для советских артиллерийских расчетов. В 1942 году и официально в инструкции от 1943 года в качестве основного цвета использовалась новая базовая краска для немецкой брони. Это был темно-желтый Dunkelgelb (RAL 7028). Впоследствии броня танков была окрашена пятнами неправильной формы, полосами и линиями двумя дополнительными цветами: темно-зеленым Olivegrün (RAL 6003) и темно-коричневым Rotbraun (RAL8017). В весенне-летний период камуфляж был преимущественно зеленым, в осенний — более коричневатым.Были ситуации, когда столь необходимое оборудование отправлялось в подразделения перед покраской камуфляжа. В таком случае машина пошла на бой только окрашенной в базовый, темно-желтый цвет. pomalowany jedynie kolorem podstawowym.
Были и более сложные виды камуфляжа с дополнительными темно-зелеными и темно-коричневыми цветами. Эти камуфляжные рисунки назывались «Засада» и «Осколок». Первым был вариант камуфляжа пятен. Разница заключалась в дополнительных точках или небольших пятнах, нарисованных на камуфляже основного типа, зеленом и коричневом на желтом, коричневом и желтом на зеленом и зеленом и желтом на коричневом.Второй, «Сплинтер», было легче сделать, раскрашивая правильные полосы или геометрические формы с острыми краями.
Sturmtiger в камуфляже типа «Засада».
Достаточно уникальный камуфляж типа «Сплинтер». Фотография с сайта tanks-encyclopedia.com, очень полезного источника информации о танках и боевых бронетранспортерах czołgów.
Зимой описанные ранее камуфляжи практически не использовались из-за снежного ландшафта.В тех условиях желтый, зеленый и коричневый камуфляж был легкой мишенью для врага. Из-за этого использовалась белая моющаяся краска или кальций. Обычный камуфляж просвечивал сквозь белую краску. На большинстве машин все обозначения танков остались неокрашенными.
Hetzer в типичном трехцветном камуфляже и в зимнем камуфляже.
Камуфляж для поздней войны
По мере того, как война подходила к концу, экономическое положение нацистской Германии становилось все более и более безнадежным.Нехватка припасов и союзных бомбардировщиков сильно ударили по фабрикам, поэтому для отступающего Вермахта пополнялось все меньше и меньше оборудования. Танки, которые поставлялись передовым частям, иногда были недостроенными или утилизированными из нескольких разрушенных или поврежденных машин. Иногда башню, корпус, Schürzen, двигатель и другие компоненты брали с другой машины. При этом никто не позаботился об унификации маскировки утилизированного танка.
Поздняя версия танка Tiger I в желто-коричневом камуфляже.
В 1944 г. снята окраска немецких танков.Olivegrün стал основным цветом, а Dünkelgelb стал маскирующим. Еще один новый метод, призванный сэкономить время и ресурсы, — покрасить темно-зеленый камуфляж поверх антикоррозийной грунтовки корпуса в красный цвет (Rotbraun RAL 8012). Иногда из-за нехватки материалов или времени некоторые части резервуара оставляли в основном цвете грунтовки. Из-за этого некоторые поздние военные машины, особенно те, которые защищали материковую часть Германии и Берлин, часто окрашивались очень странным образом.
Африка
Основные театры военных действий в Африке, Тунисе и Ливии можно рассматривать как пустынные страны, но их ландшафт очень отличается. Рядом с песчаными бездорожьями можно увидеть оазис, полный зелени. Пейзаж пустыни тоже отличался один от другого. Разница была не только во флоре, но и в типах скал и песка. Единственной общей чертой в этой недружественной обстановке было то, что танки, окрашенные в цвет Panzergrey, были легкой мишенью.
Обстоятельства, при которых немецкие части были переброшены в Африку, требовали поспешности, поэтому очень часто техника не была подготовлена к ландшафту и условиям климата.Первые машины были просто окрашены в обычный цвет Panzergrey и спонтанно замаскированы их собственными экипажами любой маскирующей краской, которую они могли достать. Со временем, проведенным в Северной Африке, камуфляж изменился. Основным цветом оборудования Африканского корпуса был коричнево-желтый (Gelbbraun, RAL 8000). Цвет, выбранный для маскировки, — зелено-серый (Grau Grün, RAL 7008).
К моменту поражения немцев на этом театре военных действий окраска их машин изменилась. Основной цвет — коричневый (Braun, RAL 8020), камуфляж — Feldgrau.wym, nieco ciemniejszym od poprzedniego (Braun; RAL 8020).
Вы должны помнить, что помимо методов камуфляжа, представленных в нашем гайде, иногда менялась техника. Например, «Тигры» из Schwere Panzer Abteilungs (тяжелые танковые батальоны) воевали в Африке и на всех европейских фронтах. Очень часто на каждом из них служил один танк. Старые танки, особенно Panzers I и II, использовались в ополчении и для борьбы с сопротивлением или партизанами. Неудивительно, что мы можем обнаружить танк, камуфляж которого является гибридом нескольких типов камуфляжа и окраски (например, базовое покрытие Gelb Brown и камуфляж Olivegrün).То, как вы покрасите свой танк, будет зависеть от двух вещей: вашего собственного творчества и любопытства, чтобы найти все больше и больше информации о реконструированной машине.
Ниже мы представляем вам таблицу с палитрой красок от самых популярных производителей, которая поможет вам выбрать цвета для ваших немецких автомобилей времен Второй мировой войны.
Firma / Farba | Vallejo Model Color | Tamiya Enamel Tamiya Acrylic | Tamiya TS (распылитель) | Humbrol12 | Pactra | |||
Panzergrau [RAL 7021] | Немецкий серый (167) | Немецкий серый (52) | немецкий Panzer7 .601) | Немецкий серый (XF-63) | Немецкий серый (TS-4) | Матовый серый бак (67) | серый бак, матовый серый (78) | Schwarzgrau (107) |
Dunkelgelb [RAL 7028] | Темно-желтый (116) | ) | Немецкий темно-желтый (73.604) | Темно-желтый (XF-60) | Темно-желтый (TS-3) | Matt Middle Stone (225) | Sandy Yellow (16) | Panzer Dunkelgelb (104) |
Rotbraun 1 [RAL 8017] | Hull Red | 904 9307 (41) | — | Красно-коричневый (XF-64) | Красно-коричневый (TS-1) | Коричневый 903 (186) Rust, Mat (83) | Panzer Schokobraun (105) | |
Olive Grün [RAL 6003] | Retractive Green 900 07 (90) | Оливковое масло среднего размера (92) | — | Оливково-зеленый (XF-58) | Оливковое масло TS 2 9 ( ) | Светло-оливковый (86) | Оливково-зеленый, шелк (361) | Panzer Olive Grün (106) |
Ярко-красный (34) | Коричневый (105) | Немецкий красный Коричневый (73.605) | Hull Red (XF-9) | Hull Red (TS-33) | Matt German Cam. Красный (160) | Красновато-коричневый, матовый (37) | Rot Braun (103) | |
Gelb Braun [RAL0003 (114) Коричневый хаки (24) Немецкий зеленый Коричневый (73.606) Desert Yellow (XF-59) — Matt Light Earth (119) Dark Earth, Mat (82) (82) (82) (82) Африка Желтый (20) | ||||||||
Браун | Коричневый Песок (132) | Камуфляж Коричневый 117127 9307 — | Buff (XF-57) | Light Sand (TS-46) | Matt Desert Yellow (93) | Охра-коричневый, матовый 9000 ) | DAK Gelb Braun (102) | |
Grau Grün [RAL 7008] | Зеленый Серый (1 01) | Серо-зеленый (116) | — | Хаки Драб (XF-51) 9303 | 903 Drab | Olive Brown, Mat (86) | Field Drab, Mat (23) |