Читать книгу Ледовое побоище
Ледовое побоище
Вступление
Величаем тя, святым Благоверный княже Александре, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
Великий князь Александр Ярославич Невский.
Фрагмент росписи на стенах Грановитой палаты Московского Кремля. 1882 г.
Бурный и трагический XIII век, век гибели Киевской Руси, был богат на события, центральным из которых, вне всякого сомнения, стал 1242 год – легендарная победа князя Александра Невского на льду Чудского озера, которую можно причислить к судьбоносным битвам мировой истории. Исход этого сражения подарил тот луч надежды, в котором нуждалась испепелённая татарским нашествием Русь. Память о этой славной победе согревала сердца русского воинства на поле Куликовом, когда их титаническими усилиями был сломан хребет владычеству ханов Золотой Орды.
Русь и Прибалтика
Традиционно влияние Руси на юго-восточном побережье Балтийского моря было довольно значительным. Эти места были заселены славянскими и балтийскими племенами. Именно здесь начинался речной путь «из Варяг в Греки», тянувшийся из Финского залива по Ладожскому озеру и Днепру в Чёрное море, который контролировали Новгород на севере и Киев на юге. Здесь же находились самые знаменитые языческие святыни древних славян, в том числе и остров Рюген. Когда началась христианизация Руси, которая на Севере, впрочем, была весьма поверхностной и шла вяло, из Новгорода представители православной церкви начали проникать и в прибалтийские земли.
Русские князья основали город Юрьев на землях эстов, обложили данью литву и финнов. Однако балто-славянские земли, фактически не имевшие непосредственного отношения к Киевской Руси стали объектом экспансии Германии и Скандинавии. Кроме того, в этих землях со второй половины X в. заявляет о себе и стремительно поднимающееся польское государство. Его основатель Мешко принял в 966 г. латинский вариант христианства. Римская церковь уже в этот период предпринимает попытки распространить своё влияние на Прибалтику: более чем за сто лет до основания Риги архиепископ Бременский послал на север миссионеров и примерно в 1070 г. «Балтийским островам», Эстонии и Финляндии он даже назначил епископа. Вслед за основанием Лундского епископства здесь стали активно действовать и датчане: они крестили язычников на восточном побережье Балтики. Не осталось в стороне и епископство Упсальское, пославшее миссионеров в Финляндию.
С XI в. между датчанами и славянами (вендами) началась длительная война за малозаселённое южное побережье Балтики. Сфера интересов обоих народов тянулась от Шлезвига до современных восточных границ Балтийских государств.
Однако примерно с середины XII в. западная экспансия всё более проникается духом крестовых походов, особенно после фактического провала второго крестового похода. Бернард обратился в своих проповедях к датчанам и саксам, призывая их обратить в истинную веру своих соседей. Бернард Клервосский добился от папы Евгения III придания участникам похода на славянских язычников статуса крестоносцев. Экспедиция достигла кульминации, когда в 1168 г. на севере острова Рюген крестоносцы сбросили в море статую вендского божества Святовита. В середине XII в. король Швеции Эрик предпринял серьёзные меры по завоеванию Финляндии, однако достоверных сведений об этой экспедиции практически не осталось.
Но наиболее опасный характер приняла германская экспансия. Бурный демографический рост на территории Священной Римской империи сделал неизбежной значительную миграцию. Основной поток мигрантов, по большей части из Вестфалии, устремился на Восток.
Шлемы северо-западной Руси
Идейным вдохновителем этого движения было архиепископство Магдебургское, его посланники основывали новые приграничные провинции – маркграфства. Организованное польское сопротивление остановило миграцию, но в XII в. немцы снова начали поход, который возглавили знатные немецкие графы и герцоги, из которых самым знаменитым был Генрих Лев. В 1167 г. Генрих покорил самую сильную, лучше остальных вооружённую славянскую общину и основал Померанское герцогство, но во главе его оставил семью бывшего правителя. Немецкая экспансия проводилась в трёх направлениях: демографическим давлением, более прогрессивными методами ведения хозяйства и политической и религиозной организацией. К концу XII в. зона германских интересов на Востоке определилась предельно чётко и ясно: Польша, Прибалтика, псковские и новгородские земли. Отношения западнорусских княжеств с соседями, конечно, всегда были отнюдь не мирными. Непрерывно вмешивались в русские дела венгры и поляки, Новгород соперничал со скандинавами. Однако о политике целенаправленной экспансии Запада можно определённо говорить только с конца 1-ой трети XIII в., причём в масштабах, невиданных со времён Оттона I и Генриха Птицелова.
И на острие вторжения оказались верные орудия папской власти – военно-монашеские ордена. Их история начинается в XII в. в Палестине, где вскоре после первого крестового похода восемь рыцарей организовали первый такого типа орден – Орден бедных рыцарей Христа и Храма Иерусалимского, более известный как орден тамплиеров. Вслед за тамплиерами военную организацию приобрёл и Орден госпиталя святого Иоанна Александрийского (чуть позже святым патроном ордена стал Св. Иоанн Иерусалимский).
Западноевропейские шлемы
Тевтонский орден или Орден дома святой Марии Тевтонской был образован на базе больницы святой Марии Тевтонской. Эта больница была основана немецкими паломниками и рыцарями в 20-е годы XII в. После падения Иерусалима она была разрушена, но двумя годами позже во время третьего Крестового похода (1190–1193 гг.) капеллан Конрад и каноник Бурхард во время осады Сен Жан д’Акр возродили её. Новое учреждение со статусом духовного ордена было утверждено князем Фридрихом Швабским 19 ноября 1190 г., и после взятия крепости Акра основатели больницы нашли ей постоянное место в городе. По другой версии, во время третьего крестового похода, когда рыцарями осаждалась Акра, купцы из Любека и Бремена основали полевой госпиталь. Герцог Фридрих Швабский преобразовал госпиталь в духовный орден, во главе которого встал капеллан Конрад. Орден подчинялся местному епископу и на первых порах был отделением ордена Иоаннитов.
Русские топоры
Римский папа Клемент III буллой от 6 февраля 1191 г. утвердил Орден как «Fratrum Theutonicorum ecclesiane S. Mariae Hiersolymitana». 5 марта 1196 г. орден был преобразован в военно-монашеский. Папа Римский Иннокентий III подтвердил это событие буллой, датированной 19 февраля 1199 г., и определил задачи Ордена, куда входили защита немецких рыцарей, лечение больных, борьба с врагами католической церкви. Орден был подвластен Папе Римскому и императору Священной Римской империи. При основании в орден вступило около сорока рыцарей. Хотя были и исключения, но в орден вступали в основном немецкие рыцари. Отличием ордена стала белая котта и плащ с чёрными крестами.
Первоначально руководителем ордена являлся магистр больницы (Der Meister des Lazarettes).
Первые уставы Ордена были составлены его первым магистром Генрихом фон Вальпотом (Heinrich von WALPOT) в 1199 г., в том же году они были утверждены папой Иннокентием III. Они разделили членов на два класса: рыцарей и священников, которые были обязаны принять три монашеских обета – бедности, безбрачия и повиновения, а также обещать помогать больным и бороться с неверующими. В отличие от рыцарей, которые с начала XIII столетия были должны доказать древность своего рода, священники освобождались от этого обязательства. Священники были должны отправлять религиозные службы, причащать рыцарей и больных в больницах. Священники Ордена не могли стать магистрами, командорами или вице-командорами в Литве или Пруссии, но могли стать командорами в Германии. Позже к этим двум рангам был добавлен третий класс – обслуживающий персонал (Сержанты, или Graumantler), отличием которых служила котта серого цвета с трехлучевым крестом в виде буквы Т. Рыцари жили вместе в спальнях на простых ложах, ели в общей столовой, жизнь их проходила в постоянных воинских тренировках.
Магистр – титул гроссмейстера появился позже
www.bookol.ru
5 апреля 1242 года, на Чудском озере произошло Ледовое побоище
- Подробности
- Категория: События
- Опубликовано: 05 апреля 2019
777 лет назад, 5 апреля 1242 года, на Чудском озере произошло Ледовое побоище, результатом которого стала одна из славных побед русского оружия над иностранным захватчиком. С 1240 года немецкие рыцари Ливонского ордена стали активно совершать походы на русские земли, намереваясь захватить северные территории нашей страны. Сначала им сопутствовал успех – рыцарям удалось завладеть Изборском и Псковом. Следующей целью был Новгород. Чтобы сохранить свободу, его жители обратились за помощью к Александру Невскому. Прославленный полководец без труда собрал войско, но столкнулся с проблемой его вооружения – достойно снабдить армию, чтобы она была способна противостоять закованному в латы противнику, было затруднительно. Причина заключалась в том, что ресурсы для производства оружия в северных русских княжествах добывать было сложно, из-за чего всё необходимое обычно закупалось за границей. Внезапно торговые отношения с новгородцами на Западе стали считаться практически противозаконными. Но в тот момент наши ремесленники смогли продемонстрировать всё своё искусство. Об этом говорится у С. В. Глязера в книге «Ледовое побоище» (1941), которую можно прочесть на портале Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина: «Папа римский объявил, что он проклянёт того, кто осмелится продать русским оружие. Новгородцы тайно покупали за границей мечи, шлемы и металл, нужный для изготовления оружия. Этого металла не хватало, и новгородцы добывали руду на болотах. Это было очень трудно, из болотной руды нельзя было получить такое хорошее железо, какое нужно было для кованых мечей. Но искусные новгородские ремесленники и из выплавленного из этой руды железа ковали такие мечи, от которых враг бежал в смертном страхе».
Также С. В. Глязер подробно описывает элементы экипировки русских воинов: «Кто был побогаче, тот носил длинную рубаху из толстой материи, на которую нашивались рядами железные кольца. Другие надевали железные кольчуги. Для того чтобы кольчуга не поранила тело, под ней носили толстый стеганый кафтан… Щиты были деревянные, обтянутые кожей, окрашенные ярко-красной краской. На голове воины носили стальные, медные или железные шлемы. Для защиты лица с передней части шлема спускалась металлическая полоска – „нос“… Уши и затылок защищались подвешенными к шлему металлическими пластинками или кольчужными сетками. У бояр и княжеских дружинников были шлемы, покрытые золотом или серебром. К остроконечным верхам шлемов прикреплялись маленькие флажки красного цвета – еловцы. Простые воины вместо кольчуг надевали толстые стеганые кафтаны, подбитые пенькой. В пеньке прокладывались куски железа. Матерчатые стёганые шапки, также набитые пенькой, заменяли собой шлемы».
Именно так выглядело войско, которое под предводительством Александра Ярославича выступило против захватчиков. Русским воинам удалось освободить Псков, взять крепость Копорье. «Но не одумались рыцари и теперь, – они только ещё более распалились воинским духом и в гордости говорили: „Пойдём – погубим князя новгородскаго и возьмём его в плен“. Сведав о замыслах вражеских, Александр опять отправился против рыцарей и встретил их, на рассвете 5 апреля 1242 года, на льду Чудскаго озера, где и произошла „зело злая сеча“, в которой русским пришлось сражаться с противником храбрым и искусным не менее шведов», – пишет С. Кротков в своём историческом очерке «Невская битва и Ледовое побоище»(1900).
Ливонские рыцари были уверены в легкой и быстрой победе. Но Александр Невский сделал ставку на новую тактику, которую не смог предугадать враг: главную роль в нашем войске должны были сыграть не центровые бойцы, а фланги. Таким образом, он как бы пропустил врагов внутрь своей армии, и когда те подумали, что смогли одолеть русичей, Александр Ярославич замкнул кольцо. О первых минутах Ледового побоища читаем в книге историка М. Д. Хмырова «Александр Ярославич Невский, великий князь Владимирский и всей Руси» (1871): «Способ действия свиньёю, выгодный и решительный против войск малодушных и нестойких, в настоящем случае не имел никакого успеха и только усилил жестокость с обеих сторон. Гордые рыцари, закованные в крепкия брони, хотя и прошли сквозь густые полки Александровы, но далеко не все, потому что мечи и топоры русские уложили многих на этом кровавом пути. Остальные же, с ужасом видя перед собою, вместо ожидаемого расстройства, живую стену замкнутых рядов, сверкающих оружием, на котором дымилась ещё немецкая кровь, – упали духом». Автор отмечает: расчёт оказался верным. Рыцари с трудом отбивались от града ударов, которыми их осыпало со всех сторон русское войско. Последнюю надежду переломить ход сражения уничтожила княжеская конная дружина. Под предводительством самого Александра она врезалась во вражеский тыл: «Герой Невский начал своё дело: быстро ринулся он с запасными полками на оторопелых бойцов, смял их, сёк и гнал по льду, который алел кровью: 500 рыцарей пали в бою, 50 взяты в плен… По свидетельству очевидцев, озеро колыхалось под сражающимися и стонало от треска ломающихся копий и звяка секущихся мечей. Уже поздним вечером кончился этот ледовой бой, который, приведя в ужас всю Ливонию, осенил победителя новой славой».
Кровопролитная битва, которая началась с первыми лучами весеннего солнца, завершилась только поздним вечером. Осознав, что дальнейшее сопротивление бесполезно, немецкие латники стали спасаться бегом. И последний удар им нанёс тонкий лед Чудского озера. Под весом тяжёлого вооружения захватчиков он стал проламываться, увлекая их в холодную воду.
Результатом Ледового побоища стал договор между немцами и новгородцами, согласно которому крестоносцы обязались оставить все завоёванные ими ранее русские земли. Об условиях соглашения подробно написано в вышеупомянутой книге С. Кроткова «Невская битва и Ледовое побоище: исторический очерк» (1900): «Испуганные рыцари прислали послов своих с поклоном к новгородцам, которым они сказали: „Что зашли мы мечом: Воть, Лугу, Псков, Летголу, от того от всего отступаемся; сколько взяли людей ваших в плен, теми разменяемся: мы ваших пустим, а вы наших пустите“… Вскоре после этого Александр Невский усмирил и литовцев, и слава о нём распространилась далеко за пределы России, так что начальник ливонских рыцарей (магистр) Вельвен говорил об Александре так: „Я прошёл многия страны, знаю свет, людей и государей, но видел и слушал Александра новгородскаго с изумлением“».
Победителя, героя Невской битвы и боя на Чудском озере Александра Ярославича русские города встретили всеобщим ликованием. В книге «Святый благоверный великий князь Александр Невский» (1898), ознакомиться с которой можно на портале Президентской библиотеки, Н. А. Воскресенский пишет: «Едва ли псковичи помнили в истории своей день счастливее того дня, когда победоносный вождь торжественно возвращался в город. Впереди в светлых одеждах шло духовенство: игумены и священники – с святыми иконами и крестами, – позади шла в праздничных нарядах счастливая и радостная толпа псковичей. Несмолкаемо в честь победителя раздавались в воздухе хвалебныя песни: „Слава Господу и верному рабу Его Александру Ярославичу“. Разделив радость торжества с псковичами, Александр поспешил в Новгород, где тоже, исполненный сердечной благодарности Богу, народ восторженно праздновал славную победу над иноземцами».
Этот подвиг русских воинов стал поистине бессмертным и поучительным для врагов нашей страны. Слова, сказанные Александром Невским во время Ледового побоища, звучат сквозь века: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет».
Все, кто желают больше узнать об этой великой битве, могут ознакомиться с копиями раритетных изданий, которые рисуют наиболее полную картину тех событий, – они содержатся в специальной коллекции «Александр Невский (1221–1263)», доступной на портале организации.
- Подробности
- Просмотров: 4380
historyrussia.org
Состоялась битва на Чудском озере («Ледовое побоище»)
5 апреля 1242 г. на Чудском озере у Вороньего камня состоялась битва русской дружины под предводительством князя Александра Невского с рыцарями Тевтонского ордена. Это сражение вошло в историю под названием «Ледовое побоище».
После поражения в Невской битве в 1240 г. шведы уже не принимали активного участия в выступлениях против Руси, но немецкие рыцари стремились укрепиться на границах Новгородской и Псковской земли. В 1240 г. пали русские крепости Изборск и Псков. Ощутив новую опасность, новгородцы во главе с князем Александром Невским поднялись на борьбу с врагом. В марте 1242 г. Псков был освобождён. Отбив у неприятеля Псков, русское войско двинулось на Изборск. Тем временем разведка выяснила, что противник послал на Изборск незначительные силы, а главные направил к Чудскому озеру.
По подсчётам военных историков на льду Чудского озера собралось 10-12 тыс. рыцарей. У Александра Невского было 15-17 тыс. воинов. Большинство составляли пешие «вои», значительно уступавшие рыцарям в вооружении и боевой выучке.
На рассвете 5 апреля крестоносцы выстроили своё войско треугольником, обращённым острым концом против неприятеля («свиньёй»). Александр Невский сосредоточил основные силы не в центре («челе»), как это всегда делали русские войска, а на флангах. Впереди расположился передовой полк из лёгкой конницы, лучников и пращников. Боевой порядок русских был обращён тылом к обрывистому крутому восточному берегу озера, а княжеская конная дружина укрылась в засаде за левым флангом.
При сближении войск русские лучники осыпали рыцарей градом стрел, но закованным в броню рыцарям удалось смять передний полк. «Прорезав» передние войска рыцари упёрлись в обрывистый берег озера и не смогли развить успех операции. Русские войска ударили по «свинье» справа и слева, а в тыл бросилась отборная дружина самого Александра Невского. Как писал летописец: «Бысть ту сеча велика… и не бе видети леду: покрыло все кровию». Сражение продолжалось до позднего вечера. Когда рыцарское войско дрогнуло и обратилось в бегство, русские погнали их к современному мысу Сиговец. Тонкий прибрежный лёд проламывался под конями и тяжеловооружёнными рыцарями.
Непосредственным результатом битвы на Чудском озере стало заключение договора между немцами и Новгородом, согласно которому крестоносцы уходили из всех захваченных ими русских земель.
В истории борьбы с немецкими завоевателями Ледовое побоище является важной датой. Немцы не прекратили свои походы на Русь, но они уже не могли нанести существенного удара по северным землям.
Лит.: Бегунов Ю. К., Клейненберг И. Э., Шаскольский И. П. Письменные источники о Ледовом побоище //Ледовое побоище 1242, М; Л., 1966; Данилевский И. Ледовое побоище: смена образа // Отечественные записки. № 5 (20) 2004; Зверев Ю. Ледовое побоище происходило: на суше // Техника и оружие. 1995. № 1. С. 20-22; Кирпичников А. Н. Ледовое побоище 1242 г.: Новое осмысление // Вопросы истории. 1994. № 5. С. 162-166; Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М; Л., 1950. С. 72-85; Трусман Ю. И. О месте Ледового побоища в 1242 г. // Журнал Министерства Народного просвещения. 1884. № 1. С. 44-46.
См. также в Президентской библиотеке:
Беляев И. Д. Великий князь Александр Ярославич Невский. М., 184?;
Воскресенский Н. А. Николай Александрович Святый благоверный великий князь Александр Невский : памяти царя-миротворца : краткое жизнеописание. М., 1898;
Жизнь святого благоверного великого князя Александра Невского в иночестве Алексия. СПб., 1853;
Казанский П. С. Житие святого благоверного великого князя Александра Невского в иночестве Алексия: для народного чтения. СПб., 1871;
Кирилл (Наумов В. И.) Жизнь святого благоверного великого князя Александра Невского, в иночестве Алексия. СПб., 1852;
Кротков С. Невская битва и Ледовое побоище. М., 1900;
Пичета В. И. Александр Невский : [исторический очерк].Ташкент, 1942;
Похвальное слово святому благоверному князю Александру Ярославичу Невскому, читанное в Воронежской губернской гимназии 10 сентября 1836 года старшим учителем оной Николаем Савостьяновым. М., 1841;
Хитров М. И. Святой благоверный великий князь Александр Ярославич Невский. СПб., 1899;
Хмыров М. Д. Александр Ярославич Невский, великий князь Владимирский и всей Руси. СПб., 1871.
www.prlib.ru
Читать онлайн электронную книгу Ледовое побоище и другие «мифы» русской истории — О побоище на льду Чудского озера бесплатно и без регистрации!
Официальная версия события[59]См.: Ледовое побоище 1242 г. М., 1966.
Из Новгородской первой летописи старшего и младшего изводов мы знаем, что:
1) изгнав немцев из Пскова, князь Александр Ярославич «сам поиде на чудь. И яко быша на земли, пусти полк в зажития», т. е. вторгся в пределы владений Ливонского ордена;
2) Домаш Твердиславич и Кербет были выдвинуты вперед для разведки; «у моста» они встретили немцев и вступили с ними в бой; Домаш был убит, а его отряд разбит; остатки отряда прибежали к Александру Ярославичу;
3) узнав о том, что отряд Домаша разбит, князь Александр Ярославич «въспятися на озеро», т. е. отступил обратно на озеро;
4) «Немци же и Чудь поидоша по них», т. е. стали их преследовать.
Об этом же ливонская «Рифмованная хроника» рассказывает так:
1) князь Александр ворвался «в землю братьев», имея при себе войско из Суздаля и лучников;
2) вторжение сопровождалось пожарами и уводом населения в полон;
3) узнав об этом, епископ сразу же направил своих воинов в состав рыцарского войска, чтобы вступить в борьбу с русскими;
4) рыцарское войско быстро изготовилось и выступило в поход.
О столкновении с отрядом Домаша и Кербета ливонская «Рифмованная хроника» не упоминает.
Из сопоставления этих двух источников можно видеть, что:
а) Александр Ярославич, вторгнувшись во владения Ливонского ордена, «пусти полк весь в зажития», т. е. разместил нахолившееся при нем войско по населенным пунктам, не углубляясь далеко в рыцарские земли;
б) вперед, по-видимому, в сторону Дорпата, был выслан в конную разведку отряд Домаша и Кербета;
в) говоря о составе русского войска, совершившего нападение, ливонский хронист упоминает «her von Susdal», что может быть понято как дружина Александра Ярославича и лучники, т. е. легкая пехота;
г) вторжение русского войска вызвало сильную тревогу в Дорпате; для отпора ему были мобилизованы все силы ордена, вплоть до епископских копейщиков;
д) рыцарское войско быстро собралось и выступило против русских;
е) оно встретило отряд Домаша и Кербета и разбило его; остатки отряда «к князю прибегоша в полк»;
ж) узнав о приближении рыцарского войска, князь Александр Ярославич отступил обратно на озеро.
О последующих событиях Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов сообщает:
1) Александр Ярославич «поставиша полк на Чудьском озере, на Узмени, у Воронья камени», т. е. построил войско в боевой порядок для встречи врага;
2) «и наехаша на полк Немци и Чудь и прошибошася свиньею сквозь полк» — рыцари в сопровождении пехоты атаковали русское войско и своим компактным боевым построением прорвали его строй;
3) произошла «сеча тут великая немцами и чудью», т. е. ожесточенный бой, в котором рыцари и находившаяся с ними пехота из прибалтийских племен подверглись избиению; «немци ту падоша, а Чудь даша плеща», — сообщает летопись;
4) «и, гоняче, бита их на 7-ми верст по леду до Суболичьского берега» — битва закончилась избиением бегущих по льду на протяжении семи верст до противоположного Суболичского берега.
Это свидетельство русского летописца очень интересно сопоставить с записью, сделанной ливонским хронистом. В «Рифмованной хронике» читаем:
1) в начале битвы было видно, как войско рыцарей, подавив стрелков, проникло в расположение русского войска, т. е. первый успех был на стороне рыцарей;
2) затем завязалась ожесточенная сеча — «был слышен звон мечей и видно было, как рассекались шлемы. С обеих сторон убитые падали на траву»;
3) затем полное окружение всех, кто находился в рядах рыцарского войска;
4) далее ливонская хроника сообщает, что рыцари дрались очень хорошо, но были перебиты;
5) русская летопись дополняет сведения сообщением о бегстве пехоты-чуди и преследовании их по льду озера.
* * *
Итак, Ледовое побоище 1242 г. Древнейшим свидетельством об интересующем нас событии является «Старшая ливонская рифмованная хроника», которая была записана со слов участника битвы вскоре после 1278 года. Приводим отрывок из этой хроники, в котором описана интересующая нас битва:
Старшая ливонская рифмованная хроника
Строки 2065–2294: «Прервем теперь это повествование и поговорим опять о том, как дела Тевтонского ордена[60]Немецкий дом (дутчен хус) — одно из самоназваний Тевтонского ордена, объясняемое тем, что этот орден был в XII в. организован при доме призрения немецких паломников в Иерусалиме, отсюда название орденских рыцарей — «братья из немецкого дома». первоначально шли в Ливонии. Дерптский епископ Герман в это время начал враждовать с русскими. Те хотели подняться против христианства, как прежде. Их кощунство принесло им много горя. Они причинили ему достаточно зла. Долго он это терпел, пока не попросил помощи у братьев-рыцарей. Магистр прибыл к нему немедленно и привел к нему много отважных героев, смелых и отменных. Мужи короля прибыли туда со значительным отрядом; Епископ Герман возрадовался этому. С этим войском они двинулись тогда радостно на Русскую землю.
Ледовое побоище. Предполагаемая обстановка перед началом битвы
Схема предполагаемой битвы
Их дела пошли там очень хорошо. Там они подошли к замку, в замке не возрадовались их приходу. Пошли на них (русских} приступом, захватили у них замок. Этот замок назывался Изборск. Ни одному русскому не дали уйти невредимым. Кто защищался, тот был взят в плен или убит. Слышны были крики и причитания: в той земле повсюду начался великий плач. Жители Пскова тогда не возрадовались этому известию. Так называется город, который расположен на Руси. Там люди очень крутого нрава, они были соседями этого захваченного замка Изборска. Они не медлили, они собрались в поход и грозно поскакали туда, многие были в блестящей броне; их шлемы сияли, как стекло. С ними было много стрелков. Они встретили войско братьев-рыцарей; те оказали им сопротивление. Братья-рыцари и мужи короля смело атаковали русских. Епископ Герман там был как герой со своим отрядом.
Начался жестокий бой: немцы наносили глубокие раны, русские терпели большой урон: их было убито восемьсот человек, они пали на поле брани[61]Вторая Псковская летопись приводит цифру потерь — 600 человек.. Под Изборском они потерпели поражение.
Остальные тогда обратились в бегство, их беспорядочно преследовали по пятам по направлению к их дому.
Русские сильно понукали своих коней плетьми и шпорами; они думали, что все погибли: путь им казался очень долгим.
Лес звенел от горестных криков. Они все спешили только домой; войско братьев-рыцарей следовало за ними. Моде[62]Великая. называется река: за ними на другой берег переправились братья-рыцари с большой силой; они вели за собой многих смелых воинов. Псковичи тогда не были рады гостям.
Братья-рыцари разбили свои палатки перед Псковом на красивом поле. Епископ и мужи короля также очень удобно расположились лагерем. Многие рыцари и слуги хорошо заслужили здесь свое право на лен. По войску дали приказ готовиться к бою, и при этом дали понять участникам похода, что пойдут также на приступ.
Русские заметили то, что многие отряды намереваются штурмовать как замок, так и посад. Русские изнемогли от боя под Изборском: они сдались ордену, так как опасались большего несчастья. Тогда повели переговоры о мире.
Мир был заключен тогда с русскими на таких условиях, что Герпольт[63]Русские источники ничего не сообщают о Герпольте Псковском. П. Гетце отождествляет его с Ярославом Владимировичем, единственным русским князем, в то время активно поддерживающим нападение крестоносцев на Русь., который был их князем, по своей доброй воле оставил замки и хорошие земли в руках братьев-тевтонцев, чтобы ими управлял магистр. Тогда штурм Пскова не состоялся.
После того как произошло это примирение, долго не ждали, войско тогда собралось в обратный путь. Все они были преисполнены божьей благодати и восхваляли бога: они были ему благодарны за очень многое. Когда войско стало готово для обратного похода, оно радостно ушло оттуда. Там оставили двух братьев-рыцарей, которым поручили охранять землю, и малую силу немцев.
Это обернулось позже им во вред: их господство длилось недолго.
На Руси есть город, он называется Новгород. До новгородского князя дошло это известие, он собрался со многими отрядами против Пскова, это истина. Туда он прибыл с большой силой; он привел много русских, чтобы освободить псковичей.
Этому они от всего сердца обрадовались. Когда он увидел немцев, он после этого долго не медлил, он изгнал обоих братьев-рыцарей, положив конец их фогтству, и все их слуги были прогнаны. Никого из немцев там не осталось: русским оставили они землю.
Так шли дела братьев-рыцарей: если бы Псков был тогда убережен, то это приносило бы сейчас пользу христианству до самого конца света. Это — неудача.
Кто покорил хорошие земли и их плохо занял военной силой, тот заплачет, когда он будет иметь убыток, когда он, очень вероятно, потерпит неудачу.
Новгородский князь[64]Хронист не отождествляет неизвестного новгородского князя с Александром Невским, князем Суздальским. По русским источникам, «неизвестный новгородский князь» — это Андрей, брат Александра Невского. опять ушел в свою землю.
После этого недолго было спокойно. Есть город большой и широкий, который также расположен на Руси: он называется Суздаль. Александром звали того, кто в то время был его князем: он приказал своему войску готовиться к походу.
Русским были обидны их неудачи; быстро они приготовились. Тогда выступил князь Александр и с ним многие другие русские из Суздаля. Они имели бесчисленное количество луков, очень много красивейших доспехов. Их знамена были богаты, их шлемы излучали свет.
Так направились они в землю братьев-рыцарей, сильные войском.
Тогда братья-рыцари, быстро вооружившись, оказали им сопротивление; но их (рыцарей) было немного. В Дерпте узнали, что пришел князь Александр с войском, в землю братьев-рыцарей, чиня грабежи и пожары.
Епископ не оставил это без внимания, быстро он велел мужам епископства поспешить в войско братьев-рыцарей для борьбы против русских.
Что он приказал, то и произошло. Они после этого долго не медлили, они присоединились к силам братьев-рыцарей. Они привели слишком мало народа, войско братьев-рыцарей было также слишком маленьким. Однако они пришли к единому мнению атаковать русских. Немцы начали с ними бой.
Русские имели много стрелков, которые мужественно приняли первый натиск[65]Хронист говорит о стрелках из лука. В.Т. Пашуто в книге «Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран». М., 1963. С. 105, называет оружие русских стрелков «самострелами», то есть арбалетами, что неверно. Слово bogen означает именно лук., находясь перед дружиной князя.
Видно было, как отряд братьев-рыцарей одолел стрелков; там был слышен звон мечей, и видно было, как рассекались шлемы.
С обеих сторон убитые падали на траву. Те, которые находились в войске братьев-рыцарей, были окружены. Русские имели такую рать, что каждого немца атаковало, пожалуй, шестьдесят человек. Братья-рыцари достаточно упорно сопротивлялись, но их там одолели. Часть дерптцев вышла из боя, это было их спасением, они вынужденно отступили. Там было убито двадцать братьев-рыцарей, а шесть было взято в плен. Таков был ход боя.
Князь Александр был рад, что он одержал победу. Он возвратился в свои земли. Однако эта победа ему стоила многих храбрых мужей, которым больше никогда не идти в поход. Что касается братьев-рыцарей, которые в этом бою были убиты, о чем я только что читал, то они позже должным образом оплакивались со многими бесстрашными героями, которые по призыву бога посвятили себя жизни среди братьев-тевтонцев; очень многие из них с тех пор были убиты на службе богу.
Они также вооруженной рукой с тех пор покорили хорошие земли, как вам дальше станет известно.
На этом кончается это повествование.
Магистр Герман Балк вел войну с русскими и язычниками. Он должен был от них обоих обороняться в большой войне и помог этим разорению божьих врагов.
Епископ и мужи короля его поддерживали, все, что он с ними предпринимал, делалось единодушно, как это видно по самим делам.
Эта книга истинно нам говорит, что продолжалось пять с половиной лет правление магистра Германа Балка, после чего он умер».
* * *
«Рифмованная хроника» называет нам лишь число убитых и плененных рыцарей, действительных членов Тевтонского ордена. Количество же убитых воинов из отрядов подвластных немцам эстонцев (чуди) никто не считал, им, по выражению летописи, «несть числа».
В изложении хрониста все эти военные действия — просто крупные, но обычные столкновения ливонских феодалов с русскими, вызванные чисто местными поводами (набеги псковичей на земли тартуского епископа).
Так что же сообщает нам «Хроника»? Русские обижали эстонцев. Ливонцы напали и захватили Изборск. Убито 800 русских. После этого пришли под Псков, в котором правил Герпольт, который сдался без боя.
Затем неназванный новгородский князь (возможно, Андрей, брат Александра Невского) изгнал захватчиков.
Все вернулось на круги своя.
Но тут суздальский князь Александр с отрядом лучников напал на ливонские земли. На защиту эстонцев (чуди) встали рыцари. Был бой. 20 рыцарей убито, 6 остальных взяли в плен. Кроме этих 26 были воины из Тарту, часть которых бежала с поля боя. Погибшие остались лежать на траве родной земли.
Об отходе русских за озеро и о сражении на льду Чудского озера нет ни слова.
Князь со славою возвратился в Суздаль.
Вот что сообщает ливонская хроника, не указывая точной даты.
А как с русскими летописями?
Из русских источников самым ранним является известие Лаврентьевской летописи, составленной во второй половине XIV в., то есть на столетие позже «Старшей ливонской рифмованной хроники»:
«В лето 6750. Великий князь Ярослав послал сына своего Андрея в Новгород Великий, в помощь Александру на немцев, и победил их за Плесковом на озере, и полон многий пленил, и возвратился Андрей к отцу своему с честью»[66]ПСРЛ. Т. I. Вып. 2. Суздальская летопись по Лаврентьевскому списку. Изд. 2-е. Л., 1927, столбец 470..
В этой версии лишь упоминается об Александре, вся же честь битвы приписана Андрею, возглавившему новгородские полки, о чем новгородские летописи молчат. Таким образом, перед нами — несомненное суздальское известие, причем известие древнее, потому что князь Андрей Ярославич не представлял собой фигуры, которая оставила благодарный след у потомков и современников.
И впервые, спустя 135 лет, указывается дата боев — 1242.
Из немецких источников дату приводят Герман фон Вартберге[67]«Хроника Ливонии» Германа фон Вартберге: «Затем он (магистр Ордена меченосцев Вольквин) приступом взял у рутенов город Изборх. Рутены, вернее, плесковичи, сожгли свой город и подчинились ему. А тот магистр оставил там двух братьев-рыцарей с небольшими силами для бережения замка и для того, чтобы увеличилось число обращаемых в католичество. Но новгородцы этих упомянутых оставленных братьев-рыцарей с их слугами внезапно изгнали». Автор описание событий относит к 1237 году. (конец XIV в.) и Бальтазар Руссов[68]«Хроника Ливонии» Бальтазара Руссова: «…король Дании… послал также на помощь ордену против нехристей значительную воинскую силу, с каковым войском магистр Герман Бал к вооружился против русских, которые ордену, а особенно дерптскому епископу Герману из-за захваченного дерптского замка беспрестанно причиняли большой вред. Поэтому магистр вторгся с большой силой в Русскую землю, к Изборску, и там сражался с русскими, многих из них перебил, а остальных обратил в бегство. Затем магистр и дерптский епископ Герман со всем войском расположились лагерем перед городом Псковом на Руси и намеревались штурмовать город. Но русские в Пскове запросили мира и выразили готовность сдаться ордену, что и произошло с согласия русского князя Герпольта, тогда замок и город Псков были сданы магистру, и магистр крепко занял замок и город орденскими рыцарями и христианским войском, и все возносили хвалу и благодарность богу за большую победу, а затем обратно возвратились в Ливонию. Но новгородский князь Александр обратно отвоевал от ордена Псков в 1244 году. Христиане, правда, сражались мужественно, но в конце концов они потерпели поражение. Тогда было убито семьдесят орденских рыцарей со многими из немецкого войска, а шесть братьев-рыцарей попали в плен и были замучены до смерти». (ок. 1542–1602).
Ростовские летописные известия о Ледовом побоище, отразившиеся в Академическом списке Суздальской летописи, отличаются лаконичностью:
«В лето 6750. Ходил Александр Ярославич с новгородцами на Немцев и бился с ними на Чудском озере, у Воронья камня, и победил Александр и гнал по льду 7 верст, секучи их».
Эти записи, составленные в Ростове при епископской кафедре и вошедшие в Ростовский свод, сообщают два новых факта:
(1) битва князя Александра с немцами состоялась на Чудском озере, у Вороньего камня.
(2) и окончилась полной победой русских, гнавших врагов по льду 7 верст.
Наиболее обстоятельный и подробный рассказ о Ледовом побоище находится в Новгородской первой летописи старшего извода.
«В лето 6750. Пошел князь Александр с новгородцами и с братом Андреем и с низовыми казаками (с низовци) на Чудскую землю на немцев и занял все пути и до Плескова. И захватил князь Плесков, прогнав немцев и чудь, и, сковав, отправил в Новгород, а сам пошел на чудь. И когда был на земле, пустил полк весь в зажития, а Домаш Твердиславич и Кербет были в разгоне, и встретили их немцы и чудь у моста, и бились тут. И убили тут Домаша, брата посадничего, мужа честного, и иных с ним избили, а иных руками изловили, а иные к князю прибежали в войско. Князь же возвратился на озеро. Немцы же и чудь пошли на них. Узрев это, князь Александр и новгородцы поставили полк на Чудском озере, на Узмени, у Воронья камня. И наехали на полк немцы и чудь, и пробились свиньею сквозь полк. И была сеча тут великая немцам и чуди. Бог же и святая Софья и святые мученики Борис и Глеб, их же ради новгородцы кровь свою пролили, тех святых великими молитвами пособил бог князю Александру. А немцы тут пали, а чудь пустилась бежать; и, гоня, били их 7-мь верст по льду до Суболичьского берега. И пало чуди без числа, а немцев 400, и 50 руками схватили и привели в Новгород. А бились месяца апреля в 5, на память святого мученика Клавдия, на похвалу святой Богородицы, в субботу».
В Синодальном списке этот рассказ написан третьим полууставным почерком XIV в. Рассказ имеет специфическую новгородскую окраску (говорится о помощи св. Софии и князей Бориса и Глеба, в отличие от псковских летописей, где говорится о помощи св. Троицы) и сообщает новые интересные подробности:
1) в освобождении Пскова участвовали, кроме новгородцев с князем Александром, суздальцы с братом Александра князем Андреем и донскими казаками;
2) прежде чем изгнать немцев из Пскова, князь Александр занял все дороги, ведущие к городу;
3) изгнав немцев из Пскова, князь Александр отправил пленных в Новгород, а сам перенес военные действия на Чудскую землю;
4) Домаш Твердиславич, брат посадника, и Кербет были отправлены в «разгон», т. е. в конную разведку, в то время как основные силы были заняты военной операцией с целью сбора продовольствия и фуража у населения вражеской стороны.
А что добавят нам псковские летописи:
Псковская 1-я летопись (по Тихановскому списку)
«В лето 6750. Пришел князь Александр и избил немцев в граде Пскове, и град Псков избавил от безбожных немцев с помощью святой троицы. И бился с ними на льду; и пособил бог князю Александру и мужам новгородцам и псковичам; тех избил и этих, связав, босыми повел по льду. Этот бой был месяца апреля в 1 день; и была во граде Пскове радость великая. И говорит князь Александр: «О муже псковичи, се же вам говорю: если кто после из моих племянников или прибежит в печали или так придет жить во град Псков, а вы его не примете и не почтете его, и наречетесь вторая Жидова».
Псковская 2-я летопись
«В лето 6750. Князь Александр, помощью святой троицы, избил немцев во Пскове, и так избавил град Псков от иноплеменных немцев; и бился с ними на льду и одолел, месяца апреля 1, овых избил, овых повязал и повел босыми по льду. И так клятвою завещал псковичам, говоря: «Если кто и в будущем из моих племенников прибежит в печали или так приедет к вам пожить, а не примете, ни почествуете его как князя, то будете окаянные и наречетесь вторая Жидова, распявшая Христа».
Псковская 3-я летопись
«В лето 750. Александр князь избил немцев во Пскове и град Псков избавил от безбожных иноплеменников немцев с помощью святой троицы. И бился с ними на льду; и пособил бог князю Александру и мужам новгородцам и псковичам, овых избил, овых связал, руками поймав, и повел босыми по льду, апреля 1, и была во Пскове радость великая. И говорит Александр псковичам: «Это же вам глаголю: если напоследок моих кто соплеменников или кто прибежит в печали или так приедет жить к вам во Псков, а не примете его, и не почтете его, и наречетесь вторая Жидова».
Владимирский ранний рассказ о Ледовом побоище отразился в Житии Александра Невского первой редакции, составленной в Рождественском монастыре во Владимире. Приводим здесь текст рассказа о Ледовом побоище по реконструированному первоначальному тексту[69]Подобный же текст рассказа о Ледовом побоище читается в одной из редакций Жития Александра Невского третьей четверти XVI в. (см.: Бегунов Ю.К. К вопросу об изучении Жития Александра Невского. Тр. Отд. древнерусской лит. Инст. лит. АН СССР. Т. XVII. М.-Л., 1961. С. 355–356)..
После победы Александровой, как победил он короля, в третий год, в зимнее время, пошел на землю немецкую в великой силе, чтобы не похвалялись, говоря: «Укорим словенский язык ниже себя». Уже был град Плесков взят, и тиуны их посажены. Их князь Александр изгнал, град Плесков освободил от плена. А землю их повоевал и пожег, и полона взял без числа, а других иссек. Иные же города немецкие объединились и сказали: «Пойдем и победим Александра и захватим его голыми руками». Когда же приблизились ратники, заметили их стражи Александровы. Князь же Александр ополчился против врага и покрыли озеро Чудское обе стороны множеством воинов. Отец же его Ярослав прислал ему брата меньшого Андрея на помощь со множеством дружины. Также и у князя Александра было множество храбрых, как в древности у Давида царя, сильных, крепких. Так и мужи Александровы исполнились духом ратным: ибо были сердца их, как сердца львов, и решили: «О, княже наш честный! Ныне настало время нам положить головы свои за тебя». Князь же Александр, воздев руки к небу, и говорит: «Суди меня, боже, и рассуди прю мою от языка многословного и помоги мне, боже, как древле Моисею на Амалика и прадеду моему Ярославу на окаянного Святополка».
Была же тогда суббота, восход солнца, и сошлись обе стороны. И была сеча злая и треск от копий ломления и звук от сечения мечного, как же и озеру замерзшему двинуться. И не было видно льда: ибо покрылся кровью. Слышал от очевидца, который говорил мне, что видел полк божий на воздухе, пришедший на помощь Александру. И так победил он с помощью божьей, и побежали ратники и секли их, гоня, как по воздуху, и не было им утешения. Здесь же прославил бог Александра пред всеми полками, как и Иисуса Навина у Иерихона. А кто говорил: «Захватим Александра руками», того отдал ему бог в руки его. И не нашелся противник ему в брани уже никогда.
И возвратился князь Александр с победою славною. И было множество много полоненных в полку его, и вели их босыми подле коней, они же именуют себя божии воины.
И как приблизился князь к городу Плескову, игумены и попы в ризах с крестами и весь народ встретили его перед городом, воздавая хвалу богу и славу господину князю Александру, поя песнь: «Пособивый, господи, кроткому Давыду победита иноплеменьникы и верному князю нашему оружием крестным и свободити град Плесков от иноязычник рукою Олександровою».
О, невегласи плесковичи! Если сего забудете и до правнучат Александровых, и уподобитесь евреям, их же пропитал господь в пустыни манною и коростелями печеными, и все это забыли и бога своего, выведшего их из рабства из Египта.
И началось славиться имя его по всем странам, и до моря Египетского, и до гор Араратских, и по обе сторону моря Варяжского, и до великого Риму».
«В лето 6771 преставился князь Александр Невский во иночестве и схиме; положен был во Володимере у Рождества Пречистой в монастыре. По нем сел в Володимере брат его князь Ярослав Ярославич Тверской и принял всю власть во всей Русской и Киевской земле».
Житие Александра Невского — это типичное литературное произведение в жанре княжеского жизнеописания. Оно создано для прославления князя Александра Ярославича как непобедимого воина, подобного Веспасиану, Самсону, Давиду, заступника Русской земли и местнопочитаемого святого, поэтому в центре Жития находится образ князя, дорогой и близкий для современников, а исторические события являются не чем иным, как второстепенным фоном. Общей тенденцией автора Жития Александра Невского было стремление усилить церковную окраску рассказа о Ледовом побоище: князь Александр одерживает победу с помощью бога и «небесных сил», патрональных святых Пскова, Новгорода и Русской земли. Рассказ Жития о Ледовом побоище изобилует массой реминисценций и устойчивых формул, взятых из библейских книг, из паремийного чтения в честь Бориса и Глеба, из «Истории иудейской войны» Иосифа Флавия, из южнорусских летописей (типа Галицко-Волынской летописи). Как доказал В.И. Мансикка, автор Жития воспользовался описанием сражения между Ярославом Мудрым и Святополком Окаянным из паремийного чтения в честь Бориса и Глеба:
«И пришел Ярослав в силе великой и встал на Лте поле, где убили Бориса; и, воззрев на небо, говорил: «Кровь брата моего вопиет к тебе, владыка! Мсти кровь праведную, как мстил кровь Авелеву и положил на Каина стенание и трясение; так положи и на сем окаянном». Помолившись, говорит: «Брат мой, хотя телом отошел отсюда, но молитвою мне помоги на противного сего и убийцу гордого!» И это ему сказал, и пошел против него, и покрыли поле Льтское множество воинов. Была пятница тогда, восход солнца, подоспел в это время Святополк с печенегами, и сошлись оба, и была сеча злая, и по долинам кровь текла, и сходились трижды, и бились до сумерек. И был гром велик, и дождь велик, и молний блистание. Когда же блистали молния, и блистало оружие в руках их, то многие верные видели ангелов, помогающих Ярославу. Святополк же, испугавшись, побежал».
Описание победы и бегства врагов, как заметил еще В.И. Мансикка, сходно с подобным же описанием победы Тита над евреями у Генисаретского озера из третьей книги «Истории иудейской войны» Иосифа Флавия: «Тит же и вой его, по полю гоняще, сечаху. И хотящим к граду бежати, и възвращаху, преже гнавше, мало же ихъ утече». Автор Жития широко пользуется сравнениями и параллелями из библейской истории (из книги «Царств» и из книги Иисуса Навина): «мужи» Александра сравниваются с «сильными и крепцыми» «храбрами» Давида, князь Александр, победивший немцев, — с кротким Давидом, победившим филистимлян; дважды — в уста молящегося на поле битвы князя и в уста встречающих князя-победителя горожан — вкладываются вариации на темы псалмов Давида; возвращение князя Александра с Ледового побоища имеет параллель с возвращением Давида после победы над филистимлянами, а слава князя Александра — со славой Иисуса Навина и Давида.
Укоризненное обращение автора Жития к псковичам «о невегласи (невежды) плесковичи» сходно с речью князя Александра в Псковских 1-й и 2-й летописях и, на наш взгляд, заимствовано автором Жития из псковской летописи.
Таким образом, рассказ Жития Александра Невского о Ледовом побоище не может быть использован в качестве исторического источника.
Для любителей истории приведем немецкие источники по битве 1240 года.
Хроника Тевтонского ордена (вторая половина XV века)
«Этот магистр Герман Балк воевал в союзе с людьми короля против русских, которые причиняли ордену много вреда, особенно дерптскому епископу Герману, и магистр Герман пришел с силой к замку на Руси, называемому Изборх, и здесь выступили им навстречу русские, и завязался ожесточенный бой. Христиане победили, и там было убито восемьсот русских, другие обращены в бегство, и из них многие взяты в плен. Этот магистр со своими братьями-рыцарями и войском разбили свои палатки на поле перед Псковом, так называется город на Руси. Магистр приказал, чтобы каждый приготовился к штурму замка и города. Русские попросили мира, и псковичи подчинились ордену, и тогда был заключен мир с русскими. Князь Герпольт согласился на то, чтобы замок и город и все прилежащие земли перешли в руки ордена и их жители стали христианами[70]Русские в то время считались язычниками, подлежащими обращению в «христианскую», т. е. католическую, религию. Автору было важно показать, что главным результатом завоевательных действий рыцарей был не просто захват чужой территории, а обращение населения этой территории в католическую веру.. Магистр занял город и замок христианским отрядом во главе с двумя своими братьями-рыцарями, и все возносили хвалу богу и его пречистой матери за большую победу и возвратились в Ливонию.
О Ливонии.
Во времена этого магистра Конрада был большой город на Руси, называемый Новгородом, и там был князем Александр. Он узнал, что псковичи перешли под власть Тевтонского ордена, во времена магистра Германа фон Зальца, как выше описано. Этот князь Александр собрался с большим войском и с большой силой пришел к Пскову и взял его. Несмотря на то, что христиане храбро оборонялись, немцы были разбиты и взяты в плен и подвергнуты тяжкой пытке, и там было убито семьдесят орденских рыцарей. Князь Александр был рад своей победе, а братья-рыцари со своими людьми, которые там были убиты, стали мучениками во имя бога, прославляемыми среди христиан».
По прошествии времени и немецкие источники начинают «подправлять» историю. 20 убитых превращаются в 70. Андрей с новгородцами объединяется с суздальским князем Александром в единую фигуру — Александра Новгородского.
«История Ливонии» Иоганна Реннера (XVI век)
«Также Изборск магистр взял приступом. Русские там были взяты в плен или убиты. Когда псковичи это узнали, они вооружились и пришли своим на помощь, там храбро сражались с обеих сторон. Но 800 русских было убито, бой происходил под Изборском на Руси, другие обратились в бегство, их преследовали немцы через реку Муддов (Великую) до города Пскова и осадили его, а когда стали готовиться к приступу, русские испугались и попросили мира. Он был заключен на таких условиях, что князь русских Герпольт уступил ордену замки и земли, чтобы приступ не состоялся, что и было соблюдено. Итак, магистр оставил для оккупации (Псковской) земли двух братьев-рыцарей со многими тысячами немцев и ушел опять домой, таким образом, 9000 русских осталось на поле брани и погибло. Когда это стало известно новгородскому князю, он собрал большое войско и пришел псковичам на помощь, прогнал обоих братьев-рыцарей вместе с немцами и вновь занял землю, после чего возвратился опять домой. Затем вооружился князь Александр из Суздаля, который также большой город на Руси, чтобы отомстить за вред, причиненный немцами, и пришел с большой силой в Ливонию, грабил и жег. Против этого вооружился магистр. Равным образом Герман, епископ Дерптский, послал на помощь ордену много войска, и они выступили навстречу русским, и хотя они были слабы числом, но все же бились с врагами, но их одолели, так как русских было около 60 человек на одного немца. Здесь было убито 20 орденских братьев, а 6 было взято в плен, из дерптцев многие спаслись. После того как князь Александр, таким образом, одержал победу, он ушел опять домой, поскольку также потерял много людей».
9000 павших русских — возможно, опечатка, вместо цифры 900.
Хотя чем позднее написан «первоисточник», тем выше цифры участников боев.
Так, А.А. Строков полагает, что в Ледовом побоище с каждой стороны участвовало примерно по 15 000 человек. Е.А. Разин высказывает мнение, что немецкое войско могло насчитывать 10–12 тыс., а новгородское — 15–17 тыс. человек.
При этом обычно не сообщается, а что же одновременно с Ледовым побоищем творилось на Руси.
Ведь незадолго до этого произошло нападение на Русь монголов, разорение Рязани Батыем, сожжение «злого города» Козельска, и военный поход монгольских войск на Литву, где 19 июля погиб Шейбани-хан.
Интересно, как защищал Русь от монголов Александр Невский?!
Магистр Тевтонского ордена из «Хроники Пруссии»
По решению Президиума АН СССР в 1958 году была предпринята экспедиция в район предполагаемого места Ледового побоища.
Археологи не нашли никаких следов Ледового побоища ни на озере, ни на его берегах.
Так было ли оно вообще?! Или это миф о событии, которое лишь могло быть?
Единственное, что действительно было, так это то, что ливонцы захватили Изборск и Псков, Андрей с братом своим Александром изгоняют из Пскова ливонских управляющих. В боях погибло 20 немецких рыцарей и 6 взято в плен. За пленных получен выкуп, и они были отпущены Вот и все.
И лишь позже Андрей был забыт, а все подвиги, и которые были, и которых не было, приписали более известному князю.
librebook.me
Ледовое побоище в деталях — Истории Земли
О знаменитой битве на льду Чудского озера в апреле 1242 года написано множество книг и статей, но сама она так и не изучена до конца – и наши сведения о ней изобилуют белыми пятнами…
«И была сеча злая, и треск от ломления копий, и звук от сечения мечного, и замёрзшее озеро двинулось. И не было видно льда: весь покрылся кровью…»
Вначале 1242 года немецкие рыцари-тевтонцы захватили Псков и продвигались к Новгороду. В субботу 5 апреля, на рассвете, русская дружина во главе с новгородским князем Александром Невским, встретила крестоносцев на льду Чудского озера, у Вороньего камня.
Александр умело охватил с флангов рыцарей, построенных клином, и ударом засадного полка взял в кольцо. Началось прославленное в русской истории Ледовое побоище. Летопись сообщает, что ледяной покров не выдержал отступавших тяжеловооружённых рыцарей и провалился. Под тяжестью своих доспехов вражеские воины быстро пошли ко дну, захлёбываясь в ледяной воде.
Ледовое побоище или собственно к загадкам
Некоторые обстоятельства битвы оставались для исследователей настоящим «белым пятном». Где кончается правда и где начинается вымысел? Почему лёд рухнул под ногами рыцарей и выдержал тяжесть русской армии? Как могли рыцари провалиться под лёд, если толщина его у берегов Чудского озера в начале апреля достигает метра? Где произошло легендарное сражение?
В отечественных летописях (Новгородской, Псковской, Суздальской, Ростовской, Лаврентьевской и др.) и «Старшей ливонской рифмованной хронике» подробно описаны как события, предшествовавшие битве, так и сама битва. Указаны её ориентиры: «На Чудском озере, у урочища Узмень, у Вороньего камня».
Местные предания уточняют, что ратники бились сразу за деревней Самолвой. На летописном рисунке-миниатюре изображено противостояние сторон перед сражением, а на заднем плане показаны оборонительные валы, каменные и другие строения. В древних хрониках отсутствуют какие-либо упоминания об острове Вороний (или ином острове) вблизи места битвы. В них говорится о сражении на земле, а о льде упоминается лишь в конечной части битвы.
В поисках ответов на многочисленные вопросы исследователей первыми в конце 50-х годов XX столетия к берегам Чудского озера отправились ленинградские археологи во главе с военным историком Георгием Караевым. Учёные собирались воссоздать события более чем семисотлетней давности.
Вначале помог случай. Как-то, беседуя с рыбаками, Караев спросил, почему они называют участок озера около мыса Сиговец «проклятым местом». Рыбаки пояснили: в этом месте до самых сильных морозов остаётся полынья, «сиговица», ибо в ней издавна ловят сига. В мороз, конечно, и «сиговицу» льдом схватит, только непрочный он: зайдёт туда человек – и пропал…
Значит, не случайно южную часть озера местные жители называют Тёплым озером. Возможно, именно здесь тонули крестоносцы? Вот и ответ: дно озера в районе «сиговиц» изобилует выходами грунтовых вод, препятствующих образованию прочного ледяного покрова.
Археологи установили, что воды Чудского озера постепенно наступают на берега, это результат медленного тектонического процесса. Многие старинные селения оказались затопленными, а их жители перебрались на другие, более высокие, берега. Уровень озера поднимается со скоростью 4 миллиметра в год. Следовательно, со времён благоверного князя Александра Невского вода в озере поднялась на добрых три метра!
Г.Н. Караев убрал с карты озера глубины меньше трёх метров, и карта «помолодела» на семьсот лет. Эта карта подсказала: самое узкое место озера в древности находилось как раз по соседству с «сиговицами». Так получила точную привязку летописная «Узмень», название, не существующее на современной карте озера.
Труднее всего было определить местоположение «Вороньего камня», ибо на карте озера Вороньих камней, скал и островов насчитывается более десятка. Водолазы Караева обследовали Вороний остров вблизи Узмени и обнаружили, что он является не чем иным, как вершиной громадной отвесной подводной скалы. Рядом с ней был неожиданно обнаружен каменный вал. Учёные решили, что название «Вороний камень» относилось в древности не только к скале, но и к довольно сильному пограничному укреплению. Стало ясно: здесь начиналась битва в то далёкое апрельское утро.
Участники экспедиции пришли к выводу, что Вороний камень несколько веков назад представлял собой высокий пятнадцатиметровый холм с крутыми склонами, он был виден издалека и служил хорошим ориентиром. Но время и волны сделали своё дело: некогда высокий холм с крутыми склонами скрылся под водой.
Исследователи постарались объяснить и то, почему спасавшиеся бегством рыцари проваливались под лёд и тонули. В самом деле, в начале апреля, когда происходила битва, лёд на озере ещё достаточно толст и прочен. Но секрет заключался в том, что неподалёку от Вороньего камня со дна озера бьют тёплые ключи, образующие «сиговицы», поэтому лёд здесь менее прочен, чем в других местах. Раньше, когда уровень воды был ниже, подводные ключи, несомненно, били прямо по ледяному покрову. Русские, конечно, зна
xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai
История Ледового побоища Александра Невского
В конце августа — начале сентября 1240 г. в псковскую землю вторглись крестоносцы Ливонского ордена, который был образован немецкими рыцарями Тевтонского ордена в 1237 г. в Восточной Прибалтике на территории, заселенной племенами ливов и эстов. После кратковременной осады немецкие рыцари овладели городом Изборском. Затем они осадили Псков и при содействии изменников-бояр вскоре заняли и его. После этого крестоносцы вторглись в новгородскую землю, захватили побережье Финского залива и на месте древней русской крепости Копорье возвели свою. Не дойдя до Новгорода 40 км, рыцари занялись грабежом его окрестностей.
Из Новгорода было отправлено посольство к великому владимирскому князю Ярославу, чтобы тот отпустил сына Александра (князя Александра Невского) к ним в помощь. Александр Ярославович с 1236 г. правил в Новгороде, но из-за козней новгородской знати покинул Новгород и ушел на княжение в Переяславль-Залесский. Ярослав, сознавая всю опасность исходившей с Запада угрозы, согласился: дело касалось не одного Новгорода, а всей Руси.
В 1241 г. князь Александр Невский, вернувшись в Новгород, собрал войско из новгородцев, ладожан, ижоры и карелов. Скрытно совершив быстрый переход к Копорью, оно штурмом овладело этой сильной крепостью. Взятием Копорья Александр Невский обезопасил северо-западные границы новгородских земель, обеспечил свой тыл и северный фланг для дальнейшей борьбы с немецкими крестоносцами.
По призыву Александра Невского на помощь новгородцам прибыли войска из Владимира и Суздаля под командованием его брата князя Андрея. Соединенное новгородско-владимирское войско зимой 1241-1242 гг. предприняло поход в псковскую землю и, отрезав все дороги из Ливонии на Псков, штурмом овладело этим городом, а также Изборском.
После этого поражения ливонские рыцари, собрав большое войско, выступили к Псковскому и Чудскому озерам. Основу войска Ливонского ордена составляла тяжеловооруженная рыцарская конница, а также пехота (кнехты) — отряды порабощенных немцами народов (эсты, ливы и др.), которая по численности многократно превосходила рыцарей.
Выяснив направление движения главных сил противника, Александр Невский туда же отправил и свое войско. Выйдя к Чудскому озеру, войско Александра Невского оказалось в центре возможных путей движения противника на Новгород. В этом месте было решено дать бой неприятелю. Армии противников сошлись на берегах Чудского озера у Вороньего камня и урочища Узмень. Здесь в апреле 1242 г. произошло сражение, которое вошло в историю как Ледовое побоище.
ria.ru
Познай свой край родной: Ледовое побоище
Ледовое побоище
В 1240 году немецкие рыцари в очередной раз пошли походом на Псковские земли. Они осадили крепость Изборск. Псковичи поспешили на помощь изборянам, но потерпели поражение и были вынуждены отступить. Вместе с ними ушли за стены Пскова и оставшиеся в живых жители захваченного пригорода.
Неприятель последовал за дружиной и окружил Псков. Неделю вражеское войско осаждало крепость. Немцы уже собрались отступить, но у них оказался неожиданный помощник. В городе нашелся предатель. Ночью он тайно впустил врагов в город. Немецкие рыцари разорили Псков и двинулись к Новгороду.
Содержание фильма:
1240 год. Рыцари-крестоносцы немецкого Ливонского ордена осадили Псков. Попытка взять город с налёта оказалась безуспешной. Псковичи успели запереть ворота перед самым носом врага. Целую неделю рыцари безуспешно осаждали Псков, и так бы и ушли ни с чем, если бы не предательство. Ночью, посадник Твердила открыл ворота крепости, немцы убили стражников и захватили город. Примерно так была рассказана эта история в советских учебниках. Но так ли всё было на самом деле?
В проекте «Бастионы России» мы рассказываем о крепостях, повлиявших на развитие нашей страны о самых яростных осадах и сражениях, поменявших ход самой истории. Для нас это не просто набор дат и фактов. Наши эксперименты позволят понять, как работали военные технологии давно минувших веков. Мы докажем, что история, высеченная в камнях знаменитых крепостей, способна вызывать живой интерес во все времена.
Русские люди поднялись на борьбу с врагом. Ее возглавил замечательный полководец – новгородский князь Александр Невский.
В 1242 году Александр Невский подошел к Пскову и неожиданным ударом освободил город. После этой победы псковичи приняли участие в походе против немецких рыцарей. Во главе русского войска стоял Александр Невский.
Молодой князь сам выбрал место для сражения. Битва произошла на Чудском озере 5 апреля 1242 года. Рыцари построились для боя клином, или «свиньёй», как тогда говорили. Внутри клина было пешее войско, а по бокам конница. Мощным клином немцы врезались в центр противника.
Александр знал, как немецкие рыцари обычно ведут бой, поэтому лучшие силы поставил по бокам, а в центре и впереди стояли воины вооруженные луками — лучники. На них и должен был обрушиться первый удар врага.
Самую надежную часть своего войска – дружину- князь укрыл в засаде, в лесу, за прибрежной скалой. Битва была трудной и кровопролитной. Был первый натиск немцев страшен.
В пехоту русскую углом,
Двумя рядами конных башен
Они врубились напролом.
(К. Симонов)
Наступающий враг всё глубже вклинивался в ряды русского войска. Рыцари уже радовались близкой победе. Они не подозревали, что главные силы русских ещё не вступили в бой.
Подняв клинки из русской стали,
Нагнув копейные древки,
Из леса с криком вылетали
Новогородские полки.
Немецкий клин распался. С тыла внезапно ударила находящаяся в засаде дружина Александра.
«И была тут страшная и большая сеча, — рассказывает летописец, — был слышен треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и замерзшее озеро точно тронулось и не видно было льда, потому что он был полит кровью».
Недаром назвали эту битву Ледовым побоищем. Победа русских была полной.
Много рыцарей было убито, другие пытались спастись бегством, но русские преследовали их на протяжении семи километров по льду озера. Весенний лед ломался, в образующихся полыньях тяжеловооруженные рыцари тонули. Немало рыцарей захватили в плен. Но и у русских были потери, не щадили они себя в кровавой сече.
Русская рать возвратилась в Псков. Жители города торжественно встречали победителей.
Памятник на горе Соколиха (г. Псков) дружине Александра Невского в честь победы в Ледовом побоище |
Потерпев поражение на Чудском озере немецкие рыцари долго собирались силами. Прошло время и снова пошли они на земли русские, снова пытались захватить псковские земли.
Во главе псковичей встал доблестный князь Довмонт. В наш город приехал он из Литвы, а через год псковичи выбрали Довмонта князем. Был он грозой врагов Пскова и не знал поражений.
В 1269 году большое немецкое войско подошло к Пскову. Сила у врагов была огромная, но овладеть городом они не смогли. Довмонт сделал псковскую крепость неприступной.
По материалам пособия Т. Б. Пасман «Псковский край: путешествие в века»
Уже несколько лет на псковской земле проводится приуроченная к 18 апреля — Дню воинской славы и Дню победы Александра Невского в Ледовом побоище историческая реконструкция легендарного сражения. В 2014 году международный военно-исторический фестиваль прошёл уже в восьмой раз, на него приехали реконструкторы из Москвы, Тулы, Санкт-Петербурга. Прошла реконструкция чуть позднее — 3 мая в деревне Самолва Гдовского района, а предшествовал ей торжественный молебен в Кобыльем Городище у памятника Александру Невскому и церкви Михаила Архангела.
www.pskovkid.ru