Каким был Собор Парижской Богоматери и каким он стал после пожара
Увы, вчера случилась трагедия — сгорел Собор Нотр-Дам-де-Пари…
Далее фото собора снаружи и внутри… уверен что собор восстановят, но таким как раньше он уже никогда не будет.
Вчера в 19 часов начался пожар в ходе ремонтных работ (возможно даже поджог) который уничтожил крышу и шпиль собора. Собор полностью выгорел внутри. Две башни у главного входа удалось отстоять. Почему-то поздно стали тушить вертолетами, да и мощных вертолетов для тушения там нет.
По иронии судьбы, ремонтные работы затеяли чтобы укрепить шпиль, который в результате этого «ремонта» и вовсе утрачен.
Был там несколько раз… этот собор — сердце не только Парижа, но и всей Франции…
Увы, но крыша собора давно требовала ремонта, но денег никак собрать не могли. Некоторые реставраторы даже заявляли, что её запустили настолько сильно, что дешевле разобрать и построить снова.
Парижский собор Нотр-Дам-де-Пари (подробный пост о соборе снаружи и внутри)
Внутри собор был не менее прекрасен. Подробный пост о внутреннем убранстве собора — Собор Нотр-Дам-де-Пари внутри
Увы, но витражи утрачены…
Спасен «Терновый венец» Христа. Но всегда были сомнения в его подлинности.
Подъем на крышу — особенно впечатляет.
Собор имеет два уровня и две смотровые площадки. Первый уровень на башнях (колокольня) и уровень ещё выше.
Собор строили 200 лет. Теперь уже начали собирать деньги на его восстановление.
В храме было много деревянных конструкций (особенно на крыше).
pantv.livejournal.com
Собор Нотр-Дам-де-Пари внутри — Удачи и свободы Вашему Я! — LiveJournal
О соборе Нотр-Дам-де-Пари снаружи и о его истории я уже писал, теперь подробно напишу о соборе внутри.
Все на табуретах стоят и только один на карлике ))
Ворота в собор.
Трёхнефная церковь в форме латинского креста.
Собор с его великолепным внутренним убранством в течение многих веков служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций и национальных похорон.
Собор настолько велик, что мог вместить в себя всех жителей Парижа, которых на тот момент было около десяти тысяч. Вики утверждает что среднем нефе и сейчас можно разместить двенадцатиэтажный дом, но лично мне сие сомнительно.
Еще одна особенность конструкции собора заключается в том, что в нем нет ни одной внутренней стены. Их заменяют колонны, соединенные арками, а помещения отделяются друг от друга витражами.
В сокровищнице Собора хранится Терновый венец христа. Считается, что тут находится и один из гвоздей, с помощью которых был сколочен крест для распятия Иисуса Христа. С другой стороны, то же самое говорится еще примерно про тридцать гвоздей, находящихся в разных странах. Был гвоздь и в Кремле, но утерян после грабежа церквей.
В 1302 году в нём впервые собрались Генеральные Штаты — первый парламент Франции. Здесь отслужил благодарственный молебен Карл VII (1447), коронованный в Реймсе. А за шесть дней до Варфоломеевской ночи — 18 августа 1572 года состоялась свадьба Генриха, короля Наварры, и сестры французского короля Маргариты де Валуа.
В 1456 году здесь начался реабилитационный суд по поводу Жанны д’Арк, а 2 декабря 1804 года Наполеон Бонапарт короновался императором Франции в присутствии папы Пия VII.
26 августа 1944 года в соборе прошло исполнение «Магнификата» в честь освобождения Парижа, в присутствии генералов де Голля и Леклерка.
Сидения тут удобные.
pantv.livejournal.com
Собор Парижской Богоматери. Фотографии
Достопримечательности Парижа
Рубрика: Париж
Собор Парижской Богоматери, или Нотр Дам де Пари – главный католический храм столицы Франции. Его нередко называют духовным «сердцем» Парижа и одной из главных достопримечательностей города, соприкоснуться с которой стремятся тысячи туристов. Стоит он на острове Сите, в том самом месте, где некогда находилась первая в столице церковь, базилика св. Стефана. А до этого, еще в I веке н.э., здесь был алтарь, посвященный древнеримскому божеству Юпитеру.
Величие, красота и гармония
Своим появлением собор обязан двум архитектурным гениям того времени Жану де Шелю (он работал на строительстве с 1250 по 1265 годы) и Пьеру де Монтрею. Последний трудился здесь вплоть до самой смерти (с 1250 по 1267 гг.). Добро же на строительство дал Людовик VII из династии Капетингов. Только вот остается загадкой, кем был заложен первый камень в фундамент. Одни историки уверены, что это был епископ Морис де Сюлли. Другие придерживаются мнения, что им был сам Папа Римский Александр III.
Нотр Дам де Пари подкупает своей величественной красотой и гармоничностью архитектурного ансамбля. Высота храма составляет 35 метров, колоколен – 69 м, и кажется, будто его стрельчатые своды взметаются куда-то далеко в небо. В длину он раскинулся на 130 м. Располагает массивными колоколами: один только «Эммануэль», что в восточной башне, имеет язык весом 500 кг, а сам он тянет на 13 тонн. Глядя на пропорциональность собора, его безукоризненный стиль и законченность даже сразу не верится, что он, ставший образцовым воплощением готического искусства, строился почти два столетия (с 1163 по 1345 гг.), и что впоследствии его многократно реставрировали и основательно перестраивали.
Уже в мае 1182 года прошла церемония освящения главного алтаря собора. Через четырнадцать лет почти закончили неф здания. Западный фронтон с его узнаваемыми двумя башнями начали строить около 1200 года и закончили к 1245 году. В целом же возведение храма было практически завершено уже к 1250 году. Внутренняя отделка растянулась до 1315 года. Еще через тридцать лет Нотр дам де Пари был окончательно готов. Кстати, башни храма имеют разную высоту и отличающийся друг от друга стиль, что подтверждает участие в строительстве самых разных архитекторов.
Уникальный архитектурный облик
Исследователи отмечают, что архитектура собора заключает в себе некую двойственность. В его облике можно увидеть как воплощение классического романско-нормандского стиля, таки и новые веяния готического стиля. Именно им Собор Парижской Богоматери обязан некоей своей легкостью в облике и даже простотой конструкции. Но отдельные его части смотрятся весьма мощно. Например, фасад.
По вертикали он разделен пилястрами на три части. По горизонтали же он разделен галереями на три яруса. Самый нижний тоже не монолитен, в нем есть три портала, каждый из которых имеет собственное наименование. Слева мы видим портал Богородицы, справа – Святой Анны, а посередине портал, олицетворяющий Страшный суд. Их объединяет общая смысловая составляющая: показать путь грехопадения человечества (и, соответственно, историю христианства), начиная от непослушания Богу в Эдемском саду и заканчивая Апокалипсисом.
Скульптурные изваяния порталов признаны одними из лучших произведений эпохи Средневековья. Над ними находится Галерея королей. Эта уникальная аркада включает в себя 28 статуй правителей древней Иудеи. Однако, как ни печально, значительная часть скульптур собора не являются оригиналами. В том числе и все статуи вышеназванной аркады. Мы можем видеть только копии, которые были изготовлены в XIX веке. Подлинники же постигла незавидная участь: во время буржуазной революции во Франции они были разбиты.
Неизменный интерес представляют украшающие фасад Нотр Дам де Пари химеры. Точнее их статуи, которые можно увидеть у подножия башен (это на верхней площадке собора). Правда, время их не пощадило и они несколько столетий назад были разрушены. Однако скульптор Виоле ле Дюк взялся их восстановить, и за десять лет (1850-1860 гг.) это ему удалось. Химеры, эти страшные существа, словно сошедшие из фильмов ужасов, наделены каким-то внутренним жутковатым магнетизмом, который словно вырывается наружу и производит на зрителей неизменно леденящее кровь впечатление. От этого собор иногда кажется излишне мрачноватым, даже холодным.
Однако таким впечатлением о себе главный храм французской столицы обязан не только фантастическим изваяниям. Свою лепту в это вносит и серый цвет, доминирующий в его интерьере. Но как могло быть по-другому, если такого цвета сам камень, использовавшийся при возведении стен и сводов. Но были в истории собора и более «темные» времена, когда центральный неф освещался из ряда вон плохо. Чтобы исправить ситуацию, было решено сделать дополнительные окна в боковых стенах. Но зато в Нотр Дам де Пари совсем нет настенной живописи, что ставит собор в один ряд с другими храмами готического стиля, и в то же время придает ему дополнительную «серость». Положение спасают многочисленные витражи, которые можно видеть в переплетах высоких храмовых окон. Когда через них проникают солнечные лучи, они преломляются и разливаются по церкви множественными цветовыми оттенками, заметно оживляя ее.
Терновый венец Иисуса Христа
Эта великая реликвия христианства хранится именно здесь, в Соборе Парижской Богоматери. Но так было не всегда. Когда святыню в 1239 году доставили в Париж, Людовик IX Святой из династии Капетингов приказал поместить ее в часовню, которую построили специально с этой целью. Там он благополучно и простоял до великой революции, во время которой толпы по-революционному непримиримо настроенных парижан камня на камне не оставили от этой часовни. Однако с Терновым венцом ничего не случилось, будто сам Христос спас его. И вот в 1809 году реликвию передали в Собор Парижской Богоматери, где он продолжает находиться по настоящий день.
Но как вообще Терновый венец Господа оказался во Франции? Это уже отдельная история. Если коротко, то король выкупил у одного из константинопольских князей, которые стали править в городе после распада Византийской империи, случившегося под натиском крестоносцев. Звали его Балдуин II, и чтобы как-то управиться с долгами, он начал распродавать священные христианские реликвии. Вот таким путем Терновый венец оказался у Людовика IX. Вообще же, до 1063 года святыня находилась в Иерусалиме (непосредственно на горе Сион). Тогда же ее и перевезли в Константинополь, столицу Византии.
Интересные и малоизвестные факты
- В соборе на протяжении многих веков проходили бракосочетания королей, коронации французских императоров и даже национального масштаба похороны.
- Первый французский парламент – Генеральные штаты – на свое первое заседание в 1302 году собрался именно здесь, в Нотр Дам де Пари.
- В конце XVII столетия, во времена правления Людовика XIV, собор претерпел серьезные изменения – здесь разрушили могилы и все витражи.
- Приказ о разрушении «украшающих храмы «каменных» королей», что относилось и к аркаде собора, отдал Максимилиан Робеспьер, один из лидеров Великой Французской революции.
- В 1802 году, уже при Наполеоне I, собор Нотр Дам де Пари был возвращен в собственность католической церкви.
- «Собор Парижской Богоматери» – именно так назывался роман Виктора Гюго, который он опубликовал в 1831 году. В предисловии писатель подчеркнул, что одна из его главных задач – побудить французов полюбить отечественную архитектуру.
- В 1841 году в главном храме Парижа стартовали реставрационные работы, которыми руководил архитектор Виоль ле Дюк. На восстановление здания ушло целых 23 года.
- Знаменитые химеры, за образец которых были взяты средневековые гаргулии, изготавливали пятнадцать скульпторов. Их работой руководил Жоффруа Дешоме.
- Крыша собора изготовлена из свинцовых плит, имеющих всего 5-миллиметровую толщину, и которые уложены внахлест. Общий вес крыши – 210 тонн.
- Нынешний дубовый шпиль храма, покрытый сверху свинцом, появился в ходе реставрации и заменил собой прежний, который был разобран в 1786 году. Его основание окружают четыре группы статуй апостолов Христа из бронзы. Все изваяния повернуты лицом к Парижу. И только покровительствовавший архитекторам Фома обращен своим ликом к шпилю собора.
- В соборе, вернее в его правой части, расположены часовни, в которых находятся произведения живописи и скульптуры самых разных мастеров. Эти работы представляют собой дары, ежегодно преподносимые собору первого мая.
Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари; Notre Dame de Paris)
6 Parvis Notre-Dame, Place Jean-Paul II, 75004 Paris
cathedraledeparis.com
← Музей Лувр – национальное достояние Франции | Версальский дворец – величественный символ французской монархии → |
---|
Похожие публикации:
Пирамида Лувра
Эту размещенную на территории луврского дворца-музея созданную из стекла, алюминия и стали пирамиду, сооружение которой продолжалось на протяжении пяти лет, торжественно открыли в конце марта 1989 г.
Имея почти 22-х метровую высоту и занимая площа…
Елисейские Поля
У французов (и не только) есть не очень честный, но эффектный и эффективный способ «пустить пыль в глаза» потенциальным партнёрам, покупателям, клиентам. Они арендуют за несколько сотен евро почтовый ящик — на Елисейских полях (Champs-Élysées). Эпи…
Остров Сите – старейшая часть Парижа
Отправляясь знакомиться с многочисленными достопримечательностями французской столицы, следует, в первую очередь, обратить свое внимание на исторический центр города, точнее, старейшую его часть – остров Сите (Île de la Cité). Именно здесь можно не…
Опера Гарнье (Гранд-Опера, фр. Opéra Garnier, Grand Opéra)
…Приглушён свет. В зале опадает шум. И за мгновение до занавеса, до вихря и экстаза танца, за мгновение до чьей-то новой любви сумрак в ложе № 5 сгущается и мрачнеет… Эрик снова пришёл.
Он пришёл за Ней. Но время оказалось сильнее всех сил на свет…
Река Сена
Сена начинается в Париже. Не символически, а буквально. Ключ реки «размыкает» землю в еловом парижском лесу и устремляется в путь — из Парижа — в Париж — в Ла-Манш, в океан…
За 290 километров от столицы Франции, на бургундском плато Лангр (Langres…
www.hobbysalon.ru
Призраки Собора Парижской Богоматери
Инопланетянин

17 апреля 2019 02:54
15 апреля 2019 года Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари) пострадал от обширного пожара, простояв до того нетронутым огнем почти 900 лет. В пламени был уничтожен шпиль собора, часы, а также вся кровля и многие деревянные перекрытия.
1.
15 апреля 2019 года Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари) пострадал от обширного пожара, простояв до того нетронутым огнем почти 900 лет. В пламени был уничтожен шпиль собора, часы, а также вся кровля и многие деревянные перекрытия.

Это одно из тех зданий, которые известны по всему миру и которое в том числе имеет огромное историческое значение. И у него есть свои паранормальные истории, особенно это касается привидений. Каждый, кто был в Париже, наверняка слышал, что в этом городе есть множество мест, где можно встретить привидение, а Собор Парижской Богоматери одно из них. Вот лишь несколько из таких легенд. Собор строился почти 200 лет, был начат в 1163 году и закончен в 1345 и одним из его строителей был некий мастер по замкам. Он создал замки для всех дверей собора и для всех запираемых шкафчиков, но церковь постоянно давила на него, так как им казалось, что он работает слишком медленно. Боясь, что в случае нарушения сроков работ его могут казнить, мастер решил попросить о помощи самого Дьявола. Он вызвал его и заключил с ним контракт и Дьявол помог ему закончить работу в срок. Однако спустя несколько дней мастер внезапно скоропостижно скончался. И с тех пор его призрак часто видят бродящим на нижнем этаже собора.
2.

3.

Когда дама со старушкой поднялись на башню, женщина показала истинную причину ее визита, она вскочила на перила балкона и бросилась вниз. Ее тело упало на острые шпили ограды, которые пронзили его насквозь. Вскоре после этого призрак женщины стали видеть возле башенки с гаргульями, а также на верхнем этаже башни, где он бродит бесцельно и опустив голову.
4.

Авторский пост
Ссылки по теме:

Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:
Новости партнёров
fishki.net
Собор Парижской Богоматери (34 фото)
Собор Парижской Богоматери — драгоценное сокровище Франции, величественное и впечатляющее. Его украшают кованые ворота, которые после возведения не удавалось открыть — помогла святая вода.
В соборе нет ни единой стены — весь он увенчан столбами, соединёнными арками с витражами в их проёмах. Здесь нет настенной живописи. Все цвета и краски придают помещению витражи — сквозь них проходят солнечные лучи, окрашивающие помещение в необычные цвета.
Собор огромен — в нём без труда разместится 12-этажный дом. Он построен в готическом стиле. В нём находится один из гвоздей, из которых был сколочен крест для распятия Иисуса Христа.


































classpic.ru
ФотоТелеграф » Нотр-Дам-де-Пари
Нотр-Дам-де-Пари, или собор Парижской Богоматери, это старинный католический собор, который находится в самом центре французской столицы. Благодаря известному роману Виктора Гюго он овеян ореолом романтики, что, вероятно, и привлекает к нему толпы туристов. По туристической притягательности Нотр-Дам-де-Пари способен потягаться с Эйфелевой башней и Лувром.
Корреспондент ФотоТелеграфа прогулялся к собору и заглянул внутрь, чтобы понять, что же это за достопримечательность, и сегодня мы вам об этом расскажем. (29 фотографий)
См. также: Прогулки по Риму. Собор Святого Петра, Старые католические церкви, Гаргульи – страшные и ужасные
Один из самых известных символов собора. (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
Собор Парижской Богоматери строился в течение трех веков – с 12-го по 14-й. Находится он на острове Ситэ, в самом центре Парижа, географическом и духовном.
В 1302 году в еще не достроенном соборе впервые собрались Генеральные Штаты — первый парламент Франции. В течение последующих веков собор служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций и национальных похорон. (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
Честно говоря, собор, конечно, красивый, но таких во Франции, а уж в мире тем более, много. Ничего такого особенного при взгляде со стороны не заметно. Да и был он вполне рядовым историческим памятником, а обрел широкую известность и популярность лишь в 19-м веке, после выхода романа Виктора Гюго “Собор Парижской Богоматери”. Молодое поколение, мало читающее классику, узнало о соборе благодаря мюзиклу “Нотр-Дам-де-Пари”, поставленному в 1998 году. (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
Собор пережил много актов вандализма. Поэтому в 19-м веке потребовалась его капитальная реконструкция. На фото вы видите галерею библейских королей, расположенную над порталами главного фасада. До Великой Французской революции здесь были статуи королей Франции. (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
В ходе революции одним из первых декретов Робеспьера было объявлено, что если парижане не хотят, чтобы «твердыня мракобесия была снесена», то они должны уплатить Конвенту мзду «на нужды всех революций, какие ещё произойдут с нашей помощью в других странах». Собор был объявлен Храмом Разума.
В июле 1793 года Конвент объявил, что «все эмблемы всех царств должны быть стерты с лица земли», и Робеспьер лично распорядился обезглавить «каменных королей, украшающих церкви».
Собор был возвращён церкви и вновь освящён в 1802 году, при Наполеоне. (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
Две башни главного фасада имеют наверху отличные смотровые площадки, куда можно подняться, отстояв на улице в немаленькой очереди и заплатив немного евро. Вход же в сам собор бесплатный. Он, кстати, действующий. (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
Внутри собора полно туристов. Люди ходят, осматривают интерьер, многие садятся, чтобы насладиться величием и убранством храма, помедитировать или помолиться, в конце концов. (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
Как и в других готических храмах, здесь нет настенной живописи, и единственным источником цвета являются многочисленные витражи высоких стрельчатых окон. (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
Высота собора — 35 м, длина — 130 м, ширина — 48 м, высота колоколен — 69 м, вес колокола Эммануэль в восточной башне — 13 тонн. (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
Значительная часть витражей выполнена в середине XIX века. Слева одна из двух боковых роз, диаметр которых составляет 13 метров – самые большие в Европе. (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
Роза вблизи. При реставрации витражи окон предполагались сначала белые, но Проспер Мериме настоял на том, чтобы они были выполнены похожими на средневековые. (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
Алтарь. В соборе хранится одна из великих христианских реликвий — Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года венец находился на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе. Балдуин II де Куртенэ, последний император Латинской империи, был вынужден заложить реликвию в Венеции, но из-за нехватки средств её не на что было выкупить. В 1238 году король Франции Людовик IX приобрёл венец у византийского императора. 18 августа 1239 года король внёс его в Нотр-Дам де Пари. (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
Это, насколько я понял, могилы царских особ. (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
Ежегодно собор посещают 14 миллионов человек, он является одним из самых известных памятников в Европе. (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
Дальше мы с вами поднимемся на башни собора, чтобы полюбоваться окружающим видом и, конечно же, поглазеть на химер. (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
Нотр-Дам-де-Пари не мыслим без химер, установленных на его башнях. Именно эти существа, страшные, загадочные и романтичные одновременно, придают собору оригинальность и притягательность. (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
Многие ошибочно называют их гаргулиями, но это именно химеры – отдельные статуи мифических существ. Гаргулии же – это украшения торчащих балок и водостоков, выполненных в виде фантастических существ. Гаргулий в архитектуре Нотр-Дам-де-Пари тоже много. (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
Туристы ходят по ярусу с химерами. (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
“Это что еще там за фигня торчит на горизонте?!”
Когда построили Эйфелеву башню, парижане были недовольны, считая, что она уродует городской пейзаж. На этот счет даже существует крылатая фраза, приписываемая, кажется, Мопассану: “Самый лучший вид на Париж открывается с Эйфелевой башни, поскольку ее в этом случае не видно.” (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
Вид на Париж с башни собора. Черный небоскреб – башня Монпарнас. Это единственный небоскреб, построенный в черте города, его высота 210 м. На верхнем этаже и на крыше есть смотровые площадки. Существует популярное ироничное высказывание, что самый красивый вид на Париж открывается с этой башни, поскольку… Ну, вы поняли. (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
Как я уже говорил, известность собору принес роман Виктора Гюго “Собор Парижской Богоматери”, вышедший в 1831 году. Сам Гюго говорил, что целью романа было привлечение внимания к самому собору, который тогда собирались снести. (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
Исторический роман Гюго изобилует фразами, ставшими популярными. Например: “Я предпочитаю быть головкой мухи, чем хвостом льва!” Или, “Каждая дурная мысль настойчиво требует своего воплощения.” (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
“Не люблю я козлов за их бороду да за рога. Ни дать ни взять — мужчина.” Оттуда же. (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
Красавцы. В Средние века химер на соборе не было. Поставить их, взяв за образец средневековых гаргулий, придумал реставратор, архитектор Виолле-ле-Дюк в 19-м веке. (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
Наряду с “задумчивой” тоже очень популярная химера. Подходящая цитата из романа: “В жизни я не встречал такого великолепного уродства!” (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
“Человек нуждается в привязанности, жизнь, лишенная нежности и любви, — не что иное, как неодушевленный дребезжащий, скрипучий механизм.” Тоже из романа. (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
Вид крышу собора и Сену. Кстати, крыша выполнена из свинцовых плиток 5 мм толщиной, уложенных внахлестку, и вес всей крыши составляет 210 тонн. (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
Вид на Париж сразу с двумя башнями – Эйфелевой и Монпарнасом. (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
Ну вот и все. Будете в Париже, обязательно сходите сюда, оно того стоит. Удачи! (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
fototelegraf.ru
Собор Парижской Богоматери
История:Как считают современные археологи, на месте Нотр-Дам-де-Пари находились четыре различных храма: (1) палеохристианская церковь IV в., (2) меровингская базилика, (3) каролингский собор (перестроен после пожара в 857 г.[1]) и (4) романский кафедральный собор. Последний был разрушен до основания, а его камни строители использовали в фундаменте нынешнего сооружения.
Строительство началось в 1163, при Людовике VII Французском. Историки расходятся в мнениях о том, кто именно заложил первый камень в фундамент собора — епископ Морис де Сюлли или папа Александр III. Главный алтарь собора освятили в мае 1182 года, к 1196 году неф здания был почти закончен, работы продолжались только на главном фасаде. К 1250 году строительство собора в основном было завершено, а в 1315 году закончена и внутренняя отделка.
Строительство западного фасада, с его отличительными двумя башнями, началось около 1200 года.
Главными создателями Нотр-Дам считаются два архитектора — Жан де Шель, работавший с 1250 по 1265 год и Пьер де Монтрей (создатель Святой Капеллы. Он умер в 1267 году), работавший с 1250 по 1267 года
В строительстве собора принимало участие много разных архитекторов, о чём свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западная сторона и башни. Башни были закончены в 1245, а весь собор — в 1345 году.
Мощный и величественный фасад разделён по вертикали на три части пилястрами, а по горизонтали — на три яруса галереями, при этом нижний ярус, в свою очередь, имеет три глубоких портала: портал Страшного суда (посередине), портал Богородицы (слева) и портал св. Анны (справа). Над ними идёт аркада (Галерея Королей) с двадцатью восемью статуями, представляющими царей древней Иудеи.
Собор с его великолепным внутренним убранством в течение многих веков служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций и национальных похорон. В 1302 году в нём впервые собрались Генеральные Штаты — первый парламент Франции.
Здесь отслужил благодарственный молебен Карл VII, коронованный в Реймсе. А через полтора века состоялась свадьба Генриха IV, который был королем Наварры, и сестры французского короля Маргариты де Валуа.
fishki.net