Сретенский ставропигиальный мужской монастырь: история, адрес, метро, как добраться
В центре Москвы есть очень древняя православная обитель, которая расположена в самом центре столице на Большой лубянке – Сретенский монастырь.
История появления этого древнего монастыря начинается в далеком 1395 году. Слово «сретение» в современном языке чаще употребляется в виде синонима «встреча». А дело было так. Хан Тимур Тамерлан, знаменитый завоеватель, со своей ордой напал на Русь, захватив Рязань и Елец, и двинулся на Москву. Митрополит Киприян повелел икону-заступницу земли Русской перенести из Владимира в более безопасное место, в Кремль. Во время переноса иконы Божией Матери на всем пути ее следования православные стояли по обочинам дороги и со слезами молились о божественной защите от безжалостного врага. Навстречу иконе из Москвы вышел крестный ход во главе с митрополитом Московским. Неподалеку от стен Кремля митрополит Киприян встретил чудодейственную икону. Позже на этом месте встречи построили Сретенский монастырь.
Новая жизнь святыни
В 1925 году Сретенский монастырь был закрыт. Монашеская жизнь здесь была возрождена только в 1991 году, когда Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери был возвращен в лоно церкви. Сейчас здесь находится мужской монастырь, где проживают сорок монахов. Ежедневно в полшестого утра здесь творится ранняя литургия, а позже – поздняя литургия, вечернее богослужение и полунощница. На праздничные службы в Сретенский монастырь стекаются в большом количестве прихожане. При монастыре для недавно приобщившихся к православной вере людей работают курсы катехизиса.
Восстановление монастыря идет постоянно, продолжается оно и теперь. Но, невзирая на ремонтные работы, Сретенский монастырь и сейчас – оазис одухотворенной красоты и тишины. Его главная святыня – хранимые здесь мощи мученика Иллариона Троицкого, частицы мощей Марии Египетской, Николая Чудотворца и других великих Божиих угодников.
С 1999 году начались лекции и семинары в Сретенском высшем православном училище. Во время учебы студенты живут в монастыре, выполняют послушания. Здесь же расположен Российский центр, главная цель которого – изучение Туринской Плащаницы. Единственная в Москве копия святыни хранится в этом монастыре.
Для православного человека здесь, без сомнения, благодатное место. С точки зрения туриста, все тут дышит русской историей, внутри великолепные фрески, большие металлические светильники, отбрасывающие мерцающие отблески на лики святых. Те, кто хочет познакомиться с историей, обрести душевный покой и напитаться духовной силой, будут довольны посещением Сретенского монастыря.
Видео:
Контакты
ПОЧТОВЫЙ АДРЕС МОСКОВСКОГО СРЕТЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ:
107031, г. Москва, а/я № 87
КАК ДО НАС ДОБРАТЬСЯ:
адрес: ул. Большая Лубянка, 19
станции метро: «Тургеневская», «Чистые пруды», «Сретенский бульвар», «Лубянка», «Трубная», «Кузнецкий мост»
КОНТАКТНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ:
Общая справочная служба:
тел.: +7 (499) 490 12 23
e-mail: [email protected]
Канцелярия монастыря:
тел.: +7 (495) 621 73 58
e-mail: [email protected]
Бухгалтерия монастыря:
e-mail: [email protected]
Редакция монастырского сайта:
тел.: +7 (495) 621 73 58
e-mail: [email protected]
Магазин «Сретение» (церковная лавка):
тел.: +7 (495) 150 19 09
адрес: ул. Большая Лубянка, 17
Интернет-магазин православной литературы «Сретение»:
e-mail: [email protected]
сайт: https://sretenie.com/
адрес: ул. Самокатная, 3/8, стр. 15
Отдел оптовых продаж издательства Сретенского монастыря
тел.: +7 (495) 628 82 10
e-mail: [email protected]
сайт: http://www.sreteniem.ru
адрес: ул. Самокатная, 3/8, стр. 15
Издательство монастыря:
e-mail: [email protected]
Паломнический центр (заказ экскурсий):
тел.: +7 (495) 640 30 40
e-mail: [email protected]
группа в «Фейсбук»: https://www.facebook.com/smpcenter
группа во «ВКонтакте»: https://vk.com/sretenskiy_monastyr
группа в Елицы: https://elitsy.ru/communities/115687/
Сайт Паломнической службы: http://sretenie.moscow
Трапезная «Несвятые святые»:
тел.: +7 (915) 273 60 54
e-mail: [email protected]
Хор Сретенского монастыря:
тел.: +7 (985) 443 68 26
e-mail: [email protected]
Просветительские курсы:
тел.: +7 (499) 490 12 23
адрес: ул. Большая Лубянка, 19, стр. 3
Подготовка к Крещению:
тел.: +7 (499) 490 12 23
Беседы с прихожанами:
Молодежный центр:
группа во «ВКонтакте»: https://vk.com/sretenskaja
группа в «Инстаграм»: https://www.instagram.com/sretenskaya_molodezh/
страница юношеского клуба во«ВКонтакте»: https://vk.com/club174175064
Воскресная школа:
группа во «ВКонтакте»: https://vk.com/sretenskaya_vs.
Молодежный волонтерский проект «Родная земля»
группа во «ВКонтакте»: https://vk.com/rzemlia?m=1
Школа-интернат в г. Михайлове:
тел.: +7 (49130) 2 17 36
e-mail [email protected]
сайт: http://mikh-internat.ucoz.ru/
РЕКВИЗИТЫ ОРГАНИЗАЦИИ:
Религиозная организация «Сретенский ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»
ИНН: 7702141968
КПП: 770201001
ОКПО: 17668920
ОГРН: 1027739660520
Юридический адрес: Москва, Большая Лубянка, 19 стр.1
Почтовый адрес: 107031 Москва, а/я № 87
Телефон: (499) 490-12-23, (495) 621-73-58
E-mail [email protected]
Для перечислений:
Плательщик /получатель:
Религиозная организация «Сретенский ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»
Расчетный счет: 40703810426800000034
в БАНК ВТБ (ПАО)
БИК 044525187
к/с 30101810700000000187
Как добраться до Сретенского монастыря своим ходом
В данной заметке я расскажу о Сретенском монастыре, самом маленьком из ставропигиальных монастырей Москвы, но не менее известном и знаменитом. Известному всей стране благодаря книге его бывшего настоятеля протоиерея отца Тихона Шевкунова Несвятые святые.
Наши русские монастыри это всегда сложное хозяйство, это не только место отшельнического подвига и церковной службы, но и крепость, библиотека, школа, книгопечатная мастерская. В голодные годы житницами.
А также кладбищами, больницами, богадельнями, сиротскими приютами, образцовыми хозяйствами где перенимали опыт. Порожденные желанием насельников монастыря удалится от мiра, монастыри стали важнейшей его частью. Итак пойдемте в Сретенский монастырь.
Содержание
Как легко и быстро доехать до Сретенского монастыря в Москве
Проще и удобнее всего доехать на метро, до станции Сухаревская, оранжевая ветка. Выход из последнего вагона из центра, направо, по указателю к улице Сретенка. Вышли на улицу, огляделись по сторонам.
С одной стороны Садовое Кольцо с другой Храм Пресвятой Троицы в Листах. Двигаетесь в сторону храма, по Сретенке. Проходите мимо церкви, она справа от вас. Идете порядка восьмисот метров до большого перекрестка, до светофора. Пересечение Бульварного кольца и ул. Сретенка.
На перекрестке справа будет небольшая Успенская церковь, пересекаете Бульварное кольцо и вы почти на месте. Еще пара десятков метров и справа вход в обитель, повернув голову направо, увидите храм Храм Воскресения Христова Новомучеников и Исповедников Российских. Вы на месте.
Расписание Богослужений в рабочие дни:
- Божественная литургия, исповедь 8-00
- Всенощное бдение 18-00
В воскресные и праздничные дни:
- Ранняя Божественная Литургия, исповедь 7-00
- Поздняя Божественная Литургия 10-00
- Молебен с акафистом священномученику 13-00
- Вечернее богослужение 18-00
Краткая история Сретенского монастыря
В 1395 году на Русь двинулась огромная армия Тамерлана и опять, как уже было не один раз мы были обречены. Сил, противостоять ему на тот момент не было, от слова вообще.
Было принято решение для духовной обороны, перевести в Москву из Владимира икону Владимирской Божией Матери. Написанную апостолом Лукой, в XII веке она попала из Константинополя в Киев, затем Андрей Боголюбский перевез ее во Владимир.
Две недели Владимирскую Икону Богородицы несли на руках до Москвы крестным ходом. Москвичи встречали икону на Кучковом поле, там где и стоит сегодня Сретенский монастырь.
Тамерлан неожиданно свернул свой поход и повернул назад в Среднюю Азию. Москва и Русь были спасены. Великий Князь в честь чудесного спасения основал на месте встречи иконы монастырь, назвав его Сретенским.
Первый Сретенский Храм на этом месте был построен из дерева. Затем при Иване III был возведен каменный собор.
Нынешнее здание построено в 1679 году по повелению Царя Федора Алексеевича, храм расписали в 1707 года на средства стольника Грибоедова, прадеда писателя и дипломата. Фрески начала XVIII века сохранились.
Их регулярно промывают, обновляют, тем не менее они тускнеют, очевидно скоро будет новая реставрация. Иконостас новый, сделан в конце прошлого века.
После революции в соборе было общежитие ОГПУ. Иконы исчезли, вероятнее всего были уничтожены. Сегодня всю Лубянку по прежнему занимают здания спецслужб.
Начало возрождения Сретенского монастыря
Сретенский монастырь стал возрождаться, как подворье Псково-Печерского монастыря. На памятном месте находится список иконы Владимирской Божией Материи которой настоятель Псково-Печерского монастыря благословил монаха Тихона ( Шевкунова ) на возрождение Сретенской обители.
Через год подворье было преобразовано в Сретенский Ставропигиальный мужской монастырь. Ставропигиальный означает, что монастырь подчиняется и окормляется лично Патриархом свея Руси. Настоятелем монастыря больше двадцати лет был протоиерей отец Тихон (Шевкунов).
Древний Сретенский Храм единственный сохранившийся, окруженный конторами и коммуналками, где еще в начале 90-х прошлого века топили буржуйки, из-за отсутствия центрального парового отопления, стал ядром вокруг которого вырос монастырь.
Святыни Сретенского монастыря
В подвале Сретенского храма сделали крипту, для Туринской плащаницы. Это льняная ткань Сирийского плетения в которую завернули при погребении тело Спасителя. На ткани остались черты лица и следы от ран.
В Турине плащаницу открывают только по большим праздникам, у нас же копия и негатив , на котором лучше видны детали открыты для паломников ежедневно, как нерукотворные иконы.
После революции почти все Московские монастыри большевики превратили в тюрьмы. И в Сретенской обители были застенки, здесь расстреливали и хоронили в братских могилах на территории монастыря.
В 1995 в память о умученных и убиенных поставили крест, а в 2014 году начали строить новый храм, в старом все прихожане не помещались. Назвать новый храм решили “Собором Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на Крови что на Лубянке”.
Новый храм Сретенского монастыря
В процессе строительства и проектирования Храм менялся, сначала хотели на южной стене сделать огромные мозаичные иконы, чтоб стена была похожа на иконостас.
Тогда в теплое время года внизу под лестницей ставили переносной алтарь и служили литургию на открытом воздухе. Превращая всю монастырскую площадь в огромный храм.
Так же изначально планировалось сделать купола серебряными, затем они стали комбинированными с золотом.Также планировали круговую галерею для крестного хода.
Но оказалось, что огромный шестидесяти метровый Храм прекрасно вписывается в небольшую монастырскую территорию в центре Москвы и можно его обойти внизу.
Такие изменения показывают, что Храм приспособился к монастырской жизни среди тесноты столичных построек. В старину храмы часто возводили двухъярусными. Внизу низкий, темный теплый храм. Прообраз пещер в которых служили первые христиане в период гонений.
Наверху светлый, просторный летний холодный. Сегодня конечно не проблема обогреть любую площадь, тем не менее решили сделать Собор двухъярусным.
Внутреннее обустройство нового Собора Сретенского монастыря
По замыслу архитекторов крестово купольный Храм должен напоминать о первых веках христианства. Здесь много говорящих деталей, алтарь отделяет на высокий резной иконостас, как мы привыкли видеть в наших церквях, а низкая алтарная преграда.
Так же кафедра для чтения Евангелия и проповеди, как в Греции, у нас это большая редкость.
Полы в Русских Храмах выкладывали из белого камня или поставленного торцом кирпича затем начали делать из чугунных плит или Метлахской плитки, это уже в XIX веке.
В новом Соборе Сретенского монастыря пол выложен итальянским мрамором. Всю работу выполнял итальянский мастер. Много стилизованно под Византийскую старину.
В Сретенском монастыре все обустроено по последнему слову техники. Освещение, звуковая трансляция, всюду электронные ключи. Обитель невероятно уютная, наверно потому что традиция тут совмещается с современными технологиями.
Общая площадь росписи Храма шесть тысяч квадратных метров. Расписывали собор тридцать художников под руководством Михаила Леонтьева и Дарьи Шабалиной.
Причем роспись необычная, фреску наносили на волнистую штукатурку, шубу. И кажется, что фреска бликует, как мозаика. Основные цвета зеленый- муравленый и золотое сияние солнца.
Нижний, зимний Храм Сретенского собора
Нижний Храм Сретенского собора посвящен Иоанну Предтечи и двенадцати Апостолам. Он подобен пещере, хорошо видно , как бликует роспись на потолке, внизу подлинная мозаика и баптистерий, купель в форме корабля, украшенная Итальянской смальтой, коей здесь 126 оттенков.
Использованы древние символы, эмблемы Евангелистов, буквы альфа и омега, начало и конец всего, монограмма имени Христа Спасителя.
Так как Сретенский монастырь самый маленький по территории из Московских монастырей, то архитекторов попросили предусмотреть дополнительные помещения для технических служб, отдыха и занятий. Под Собором устроены два подземных яруса.
На минус втором этаже кладовые, мастерские, прачечные, на минус первом зал заседаний с полукруглыми рядами кресел, рядом лекторий и классы воскресной школы.
Сретенская семинария
Первые школы на Руси были при монастырях, сегодня в монастырях расположены семинарии. Сретенская духовная Семинария котируется очень высоко.
Здание семинарии было построено в пятидесятые годы прошлого века под общеобразовательную школу с углубленным изучением французского языка, типовой проект.
В десятые годы XXI века здание перестроили под Семинарию, добавили мансардный этаж, украсили окна крупными наличниками, оживили стены росписями.
В Сретенской Семинарии четыре года бакалавриат и два магистратура. В ней есть великолепная библиотека с читальным залом с огромными потолками сюда приходят те кто любит заниматься с бумажными носителями информации.
Все книги семинарии оцифрованы и студенты их могут читать на своих гаджетах. Книги подняли монастырь. В девяностые годы, после семидесяти лет правления атеистов, не было ни духовной литературы ни Богослужебных книг.
Монастырь взял ссуду и начал издавать книги, после нескольких тиражей появились средства на ремонт, стройку, оплату сотрудников. Самое известное издание Сретенского издательства это книга наместника монастыря отца Тихона
“Несвятые святые” она выдержала семнадцать изданий, общий тираж свыше двух с половиной миллионов экземпляров.
Оформление классов Семинарии
Все классы в семинарии одинаково разные, тематические с названиями Византия, Античность, Святая Земля всюду своя стилизованная мебель. На потолках тематическая роспись, на стенах методические материалы.
Студент каждый раз попадает в разную атмосферу, даже если заскучает на занятиях может с пользой смотреть по сторонам. Говорят включают фронтальную камеру и смотрят, что там у них за спиной.
Учебный процесс, как и в других ВУЗах, редко когда преподаватель требует ведения бумажного конспекта и не пускают на занятия с гаджетами. В основном сами записывают свои лекции и выкладывают в интернет для свободного доступа студентов.
Монастыри дали Руси иконописцев Черного, Дионисия, Рублева, в Сретенской обители нет своей иконописной мастерской, а школа иконописи появилась.
Как уже сказано приглашенные живописцы писали по волнистому фону, впервые подобную технику опробовали в вестибюле семинарии.
Над лестницей написана большая картина по мотивам книги наместника монастыря “Несвятые святые”, на ней изображены герои книги, священники, монахи Псково — Печерской обители, семья последнего Российского Императора и два писателя, Достоевский и Гоголь.
Заключение
Монастырь всегда большое хозяйство. В Сретенской обители есть древние и новые соборы, старые и новые страницы истории. Уникальные святыни.
Деятельно работающее издательство, Сретенская Семинария потрясает разумной организацией быта, досуга и учебы семинаристов, поразительно много вместили эти здания, как продуман здесь каждый уголок.
Здесь соединяется история, современность и традиция. Дорогие друзья желаю Вам помощи Божией, крепости духа в это непростое время которое мы сейчас переживаем.
Само существование монастыря подтверждает, то что все изменяется, все возрождается. Если вы были в Новом Храме Сретенского монастыря поделитесь своими впечатлениями. На сем заканчиваю. До встречи. Храни Вас Бог.
Сретенский монастырь в Москве: история, описание, фото
Сретенский монастырь в Москве: история, описание, фото
Адрес: Россия, Москва
Дата основания: XIV век
Основные достопримечательности: Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери, Собор Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери в колокольне
Объект культурного наследия России Содержание:
История обители в XIV-XVII веках
Монастырь на новом месте
Сретенский храм
Обитель в наши дни
Как добраться до монастыря
Сретенский монастырь на карте
В самом центре столицы, неподалеку от пересечения Бульварного кольца и Большой Лубянской улицы стоит старинная Сретенская обитель. В ее соборном храме можно увидеть удивительные по красоте настенные росписи начала XVIII века, которые по праву считают одним из шедевров древнерусского искусства.
Общий вид на монастырь
История обители в XIV-XVII веках
На протяжении столетий обитель играла важную роль в духовной жизни горожан. Монастырь лежал на дороге в Сергиев Посад, поэтому в нем останавливались все, кто шел на богомолье в Лавру.
Ежегодно 26 августа совершали крестный ход, и икону Владимирской Богоматери из кремлевского Успенского собора несли в монастырь. Многолюдное шествие было очень значимым, и в нем принимали участие великие князья, а позже — российские цари. Кроме того, дважды в год через монастырь проходили крестные ходы, посвященные избавлению города от нашествий крымских татар.
Как и в других монастырях Москвы, каменное строительство в обители началось, когда у власти был великий князь Иоанн III Васильевич. В годы его правления две древние церкви — иконы Божией Матери «Владимирская» и Марии Египетской построили из кирпича.
В 1552 году дружина Иоанна IV Грозного с триумфом возвращалась в столицу из Казанского похода. Русский царь сделал остановку в стенах монастыря, участвовал в благодарственном молебне и наградил обитель щедрыми дарами.
Общий вид на собор Новомучеников и исповедников Церкви Русской на Крови
Монастырь отличился и в непростое для страны Смутное время. Когда Москва была захвачена польско-литовскими войсками, в обители размещались русские ополченцы. В начале весны 1611 года Дмитрия Пожарского тяжело ранили в бою. Обессилевшего князя привезли в монастырь, и иноки оказали ему необходимую помощь.
Монастырь на новом месте
В XVII веке из-за возведения каменной стены Китай-города обитель перевели в ту часть Москвы, где она располагается сегодня. Все началось со строительства каменной часовни, но монастырь быстро разросся. Он получал щедрые пожертвования из царской казны, поэтому за короткое время здесь выросли храмы и братские корпуса.
Потом ситуация изменилась. В 1737 году в центре города случился сильный пожар, и огонь уничтожил несколько монастырских зданий. В 1764 году российская императрица Екатерина II провела церковную реформу. Обитель объявили заштатной, прекратили финансирование из казны, и разрешили жить в стенах монастыря не более чем семи монахам.
В XIX столетии московские митрополиты предприняли немало усилий по возрождению монастырской жизнь. Когда началась война с французами, в монастыре ежедневно проходили церковные службы, а в день Бородинского сражения из обители провели многолюдный крестный ход. Потом в монастырь привезли раненых русских солдат. Больных выхаживали, а те, кто умирал от ран, находили последний приют на кладбище монастыря.
К началу прошлого века обитель была широко известна, благодаря великолепным колокольным звонам. На монастырской территории существовали гостиница для паломников и церковно-приходская школа, а на здешнем кладбище хоронили представителей известных дворянских родов.
С приходом советской власти старинный монастырь закрыли не сразу. В начале 1920-х годов из храмов вывезли всю ценную богослужебную утварь, серебряные оклады и старинные иконы. Настоятеля монастыря епископа Иллариона арестовали и этапировали в ссылку под Архангельск. Потом его вернули в Москву, но вскоре опять заключили под стражу, судили и отправили на Соловки.
Монастырь ликвидировали в 1926 году. В стране шла активная антирелигиозная кампания, и были уничтожены все монастырские храмы, за исключением Сретенского собора. Верующие очень сожалели об утраченной церкви Марии Египетской — одной из самых древних в Москве.
Чтобы добротное здание бывшего собора не пустовало, его приспособили под общежитие для сотрудников НКВД. Потом в храме располагался гараж, а после него — мастерские реставраторов. В 1950-е годы на бывшем монастырском некрополе, где находились могилы участников войны 1812 года, выросло здание средней школы.
С 1958 по 1962 год фасады Сретенского храма отреставрировали. Тогда церковь еще не была восстановлена в правах, поэтому на обновленном храме не установили православные кресты. До 1990 года внутри храма находились реставрационные мастерские, и посторонних в здание не пускали.
В начале 1990-х годов старинный собор вернули верующим. Поначалу его сделали приходским, и здесь собирались члены возрождающейся церковной общины. Спустя два года храм получил статус подворья знаменитой Псково-Печерской обители.
Собор Владимирской иконы Божией Матери Сретения
Летом 1996 года на базе собора восстановили мужской монастырь. Постепенно на территории появились колокольня и ограда. А с 1999 года в обители открыли училище, которое вскоре переросло в духовную семинарию.
Сретенский храм
Красивая старинная церковь стоит в центре монастырского двора. Она появилась в 1679 году по указу русского царя Федора Алексеевича и была построена на месте более древнего храма, существовавшего с конца XIV века. После освящения церковь было решено расширить, и с трех сторон к ней пристроили арочные крыльца. В начале XVIII века западное крыльцо переделали в паперть, а возле южного фасада появился придел, посвященный Рождеству Иоанна Предтечи.
Несмотря на ремонты и реконструкции, внешний облик старинной постройки изменился незначительно. Сретенский собор представляет один из лучших образцов московско-ярославского храмового зодчества. Он состоит из разделенного на три нефа двухсветного четверика и трех абсид. Несколько лет назад к храму пристроили галерею с небольшой изящной звонницей.
Наружные стены собора оформлены тремя арками, и в просветах между ними можно увидеть большие иконы. Четверик увенчан пятью луковичными куполами. Массивный барабан, поддерживающий центральную главу, световой, а остальные украшены декоративными окнами.
Вид собора Владимирской иконы Божией Матери Сретения с тыла
Внутри находится тябловый пятиярусный иконостас, изготовленный в 1995 году. Нижняя часть или крипта оформлена белым мрамором и мозаикой. В ней хранится точная копия знаменитой Туринской плащаницы, выполненной в натуральную величину. Верующие приходят сюда, чтобы помолиться перед старинными иконами и частицами мощей христианских святых.
Уникальные фрески Сретенского храма были выполнены в 1707 году, в период перехода к барокко. Заказчиком настенных росписей стал стольник Семен Федорович Грибоедов, а расписали храм талантливые изографы, приглашенные из Костромы и Ярославля.
Обитель в наши дни
Сегодня в действующем монастыре постоянно живет около 40 насельников. Здесь находится крупнейшее в России православное издательство, а монастырский хор выступает на праздничных концертах в разных уголках страны и за рубежом. Церковные службы в обители проходят ежедневно в 6.30 и 18.30.
Монастырь имеет два скита, сельскохозяйственный кооператив и ведет опеку над детским домом города Михайлова. Постепенно в его владение перешли здание школы, гостиница и несколько помещений, расположенных по Рождественскому бульвару.
Совсем недавно в обители был освящен новый храм, посвященный Новомученикам Российским. Его часто называют «храмом на крови» или «храмом примирения» и считают данью памяти всем, кто был репрессирован и погиб в годы активных церковных гонений. К сожалению, для того, чтобы масштабная постройка заняла свое место, пришлось снести несколько исторических зданий монастыря.
Колокольня собора Владимирской иконы Божией Матери Сретения
Как добраться до монастыря
Монастырская территория находится в 1,5 км к северо-востоку от Московского Кремля. За 15 минут до нее нетрудно дойти пешком от станций метро «Тургеневская», «Чистые пруды», «Сухаревская», «Цветной бульвар», «Трубная», «Лубянка» или «Кузнецкий мост». До монастыря также можно доехать на автобусах № Н6, М2 и М9. Выходить нужно на остановке «Сретенские Ворота».
Рейтинг достопримечательности
Сретенский монастырь на карте
Города России на Putidorogi-nn.ru:
Казань |
Санкт-Петербург |
Владимир |
Ярославль |
Муром |
Ростов Великий |
Александров |
Иваново |
Калуга |
Кострома |
Сергиев Посад |
Нижний Новгород |
Псков |
Касимов |
Переславль-Залесский |
Суздаль |
Сретенский монастырь / Travel.Ru / Страны / Россия / Москва
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь ведет свою историю с 1397 года. Он был основан в память об избавлении Москвы от Тамерлана: завоеватель, двигавшийся на Москву, внезапно изменил маршрут: этому предшествовал крестный ход и встреча специально доставленной в город Владимирской иконы Божьей Матери. Однако ни одна постройка той поры до наших дней не сохранилась. Старейшим зданием является возведенный в 1679 году пятиглавый собор Владимирской иконы Божьей Матери.
В советское время практически все здания монастыря были уничтожены, в соборе размещался научно-реставрационный центр им. Грабаря, пока здание в 1991 году не было передано церкви. Позднее была построена колокольня — это новое здание в стиле XVII века, а не реконструкция. К 2017 году на территории монастыря должен быть достроен еще один храм с хозяйственными помещениями и мастерскими.
Считается, что в советское время на территории монастыря, расположенного на Большой Лубянке неподалеку от здания органов госбезопасности, проводились массовые расстрелы — в память о жертвах террора установлен крест.
Настоятелем монастыря является архимандрит Тихон, которого в СМИ не раз представляли как духовника Владимира Путина. Монастырь играет большую роль в церковной жизни. Сейчас здесь живут около 40 насельников. Здесь также работает православное училище. В монастыре издается православная литература, здесь же был создан один из первых в стране православных сайтов, который до сих пор является одним из самых известных и посещаемых — Православие.Ру.
Фотографии Сретенского монастыря в Москве
Единственная сохранившаяся постройка монастыря — храм XVII векаКолокольня монастыря
Хор Сретенского монастыря
Хор Сретенского монастыря — один из самых известных церковных хоров в стране, он является главным хором РПЦ. Хоры при монастыре существовали всегда, после возрождения монастыря в 1994 году был возрожден и хор. Однако слава к нему пришла позднее, после того как в 2005 году его возглавил Никон Жила.
В составе хора 30 человек. Их пение можно услышать не только в монастыре (там они поют два раза в неделю), но и на торжественных богослужениях в Кремле, а также на концертах и конкурсах, которые проходят в России и за границей.
Хор исполняет не только духовные песнопения, но также народные и казачьи песни и песни военных лет. Хор Сретенского монастыря выпустил несколько альбомов.
Афишу и другую полезную информацию можно найти на официальном сайте хора Сретенского монастыря: www.bestchoir.ru.
Расписание богослужений Сретенского монастыря
Богослужения в монастыре совершаются несколько раз в день, актуальное расписание представлено на официальном сайте: www.pravoslavie.ru/sretmon/raspisanie
Где находится и как добраться
Монастырь располагается в самом центре Москвы, на пересечении Большой Лубянки, Сретенского бульвара, Рождественского бульвара и улицы Сретенки. Сюда легко добраться пешком от станций метро «Чистые пруды», «Кузнецкий мост», «Сухаревская», «Трубная».
- Адрес:
- г. Москва, Большая Лубянка, 19.
Метро Сретенский бульвар на карте Москвы
от остановки Метро Чистые пруды (130 метров)
Китай-город — 47 остановок на автобусе 122
Комсомольская — 3 остановки на автобусе 122
Красносельская — 5 остановок на автобусе 122
Красные ворота — 2 остановки на автобусе 122
Кузнецкий мост — 48 остановок на автобусе 122
Охотный ряд — 48 остановок на автобусе 122
Сокольники — 20 остановок на автобусе 122
Казанский вокзал — 38 остановок на автобусе 122
Ленинградский вокзал — 4 остановки на автобусе 122
Ярославский вокзал — 4 остановки на автобусе 122
от остановки Метро Чистые пруды (150 метров)
Верхние Котлы — 24 остановки на трамвае 3
Крестьянская застава — 15 остановок на трамвае А
Ленинский проспект — 25 остановок на трамвае 39
Нагатинская — 25 остановок на трамвае 3
Нахимовский Проспект — 32 остановки на трамвае 3
Новокузнецкая — 7 остановок на трамвае 3, А, 39
Павелецкая — 10 остановок на трамвае 3, А
Павелецкая — 10 остановок на трамвае 39
Площадь Гагарина — 25 остановок на трамвае 39
Севастопольская — 34 остановки на трамвае 3
Третьяковская — 7 остановок на трамвае 3, А, 39
Тульская — 19 остановок на трамвае 3, 39
Университет — 36 остановок на трамвае 39
Чертановская — 35 остановок на трамвае 3
Нагатинская — 25 остановок на трамвае 3
Павелецкий вокзал — 11 остановок на трамвае 3, А, 39
Тульская — 21 остановка на трамвае 3
от остановки Сретенские ворота (410 метров)
Александровский сад — 4 остановки на автобусе м2
Алексеевская — 13 остановок на автобусе м9, Н9
Алтуфьево — 51 остановка на автобусе Н9
Арбатская — 4 остановки на автобусе м2
Арбатская — 6 остановок на автобусе м2
Багратионовская — 22 остановки на автобусе м2
Бибирево — 43 остановки на автобусе Н9
Боровицкая — 4 остановки на автобусе м2
ВДНХ — 17 остановок на автобусе м9, Н9
Владыкино — 29 остановок на автобусе м9
Кутузовская — 15 остановок на автобусе м2
Отрадное — 33 остановки на автобусе Н9
Парк Победы — 19 остановок на автобусе м2
Проспект Мира — 5 остановок на автобусе м2, м9, Н9
Сухаревская — 1 остановка на автобусе м2, м9, Н9
Рижская — 48 остановок на автобусе м9
Рижский вокзал — 11 остановок на автобусе м2 ; 48 остановок на автобусе м9
от остановки Проспект Академика Сахарова (640 метров)
Баррикадная — 12 остановок на автобусе Б
Воробьевы горы — 29 остановок на автобусе А
Добрынинская — 17 остановок на автобусе Б
Кропоткинская — 16 остановок на автобусе А
Курская — 5 остановок на автобусе Б
Марксистская — 11 остановок на автобусе Б
Маяковская — 9 остановок на автобусе Б
Октябрьская — 19 остановок на автобусе Б
Парк Культуры — 19 остановок на автобусе Б ; 20 остановок на автобусе А
Пушкинская — 10 остановок на автобусе А
Смоленская — 15 остановок на автобусе Б
Трубная — 4 остановки на автобусе А, Б
Фрунзенская — 23 остановки на автобусе А
Цветной бульвар — 4 остановки на автобусе А, Б
Курский вокзал — 5 остановок на автобусе Б
Сретенский женский монастырь в Гороховце
1 – Сретенский собор
2 – Церковь Сергия Радонежского
3 – Шатровая колокольня
4 – Келейные корпуса
5 – Ограда
6 – Сторожка
7 – Богадельня
8 – Дом Ширяевых
9 – Поздние постройки
На центральной площади гороховецкого посада, на противоположной от Благовещенского собора стороне, расположился женский Сретенский монастырь. При основании в 1658 г. по указу патриарха Никона монастырь был деревянным. Но в 1689 г. начинается активное каменное строительство в обители – воздвигаются главный собор и колокольня.
Шатровая колокольня буквально открывает вход в монастырь: она возвышается над святыми воротами на 35 метров, заменяя собой привычный для такого места храм. Форма колокольни очень схожа со звонницей Никольского монастыря и типична для гороховецкой церковной архитектуры. Разница лишь в том, что в приземистом нижнем четверике, который за три века почти на метр «врос» в землю, сделан проход на территорию монастыря (здесь до сих пор сохранились следы святых ворот в виде фигурных столбов).
Колокольня буквально сдавлена с обеих сторон двухэтажными каменными келейными и хозяйственными корпусами, которые на рубеже XVII-XVIII вв. сменили деревянные постройки. На их аскетическом фоне особенно нарядно и выразительно смотрятся храмы монастыря.
Прежде всего, это центральный Сретенский собор (церковь Сретения Пресвятые Богородицы Владимирские), на который открывается замечательный вид из-под арки святых ворот. Храм был построен в 1689 г. на средства богатейшего гороховецкого купца Семена Ершова. Его трехчастная структура характерна для творений гороховецких зодчих: трапезная, основной объем, апсиды. Снаружи храм богато декорирован: по всему периметру четверика карнизная часть фасадов украшена фризом из килевидных кокошников, который опирается на орнаментальный поясок. Окна убраны в резные наличники, отличающиеся по рисунку на северной и южной стенах, входы оформлены перспективными порталами. Барабаны пятиглавия охвачены аркатурно-колончатыми поясами, что зрительно делает храм стройнее. А сами главы покрыты цветной глазурованной черепицей, живописно играющей в лучах солнца. Архитектурный декор храма придает ему особую женственность, столь уместную в девичьей обители.
Невольно напрашивается сравнение двух храмов, заказанных Семеном Ершовым: Сретенского, более нарядного и женственного, и Троицкого в Никольском мужском монастыре – строгого и элегантного в своей простоте и мужественности. Удивительно, каким необыкновенным художественным вкусом, чувством меры, пониманием архитектурного языка и законов композиции обладали простые русские зодчие!
За холодным Сретенским храмом строго по оси расположена более низкая, но с типичным для Гороховца трехчастным строением теплая церковь Сергия Радонежского. Она была построена в конце XVII в., позже основного собора. Декоративное убранство церкви очень скупое, контрастирующее с узорочьем главного храма. Более того, она скорее напоминает гражданское строение, в том числе и своим скромным интерьером, который оживляется лишь изразцовой печью XVIII в.
В 1764 г. в результате церковной реформы Сретенский монастырь был упразднен, а монахини переведены в г. Арзамас. Келейные корпуса были переданы в ведение гражданских властей. В XIX в. в них размещались уездные присутственные места, городская тюрьма, а также винные и соляные магазины и склады. В 1870 г. Сретенская церковь была приписана к приходу Благовещенского собора. В советские годы храмы бывшего монастыря использовались в качестве складских помещений, все остальные здания были жилыми.
Возрождение Сретенской женской обители началось в 2001 г.
Автор: В. Королькова
Московский хор Сретенского монастыря в Карнеги-холле
Тем, кто не в курсе, перспектива могла показаться суровой, если не совсем запретительной: полный вечер пения а капелла хора Московского Сретенского монастыря. Очевидно, что большинство из тех, кто присутствовал в большой и в основном русскоязычной аудитории в Карнеги-холле в понедельник вечером, знали лучше.
Музыка Русской Православной Церкви была посвящена лишь около трети программы — что на мой вкус не хватало. В следующей трети, в промежутке между антрактом, были исполнены русские народные песни.И, наконец, появился набор сочиненных песен, которые глубоко вошли в культуру, судя по тому, как многие слушатели подпевают или хлопают в ладоши, даже когда режиссер Никон Жила не поощряет их.
Но, к сожалению для непосвященных, программа почти не помогла: никаких текстов и переводов, скудная информация о музыке.
По крайней мере, одно крупное произведение, основанное на русском православии, хотя и написано для концертных целей, но почти вошло в стандартный хоровой репертуар на Западе: Вечерня Рахманинова, или Всенощное бдение.И хор красиво и сдержанно рассказал об одном номере из той службы: «Радуйся, Дева»: вся тонкость и недосказанность, такого рода, что случайный слушатель не мог бы ассоциировать с Рахманиновым.
Было также несколько произведений Александра Гречанинова — более авантюрных по гармонии и поставленных мощно, иногда почти агрессивно — вместе с созданным дроном Павлом Чесноковым «Бог с нами».
Светский репертуар включал знакомую «Песню волжских бурлаков» и другие мелодии, запомнившиеся из записей хора и оркестра Советской Армии (и фильма «Русские идут, русские идут»): «По Питерской улице» и Лев Книппер «Катящиеся поля.Популярные номера, некоторые из которых были в умеренно пышной аранжировке, длились слишком долго для слушателя, все еще жаждущего более духовного или фольклорного материала.
Выступления везде были замечательными, хотя и с удивительно небольшим наслаждением подземными басовыми нотами, которые культивируются всеми русскими хорами. Ближе всего подошел «Конь» Игоря Матвиенко.
Два солиста — Дмитрий Белосельский, сильный, немного резкий бас; и Алексей Татаринцев, тенор с некоторой чванливостью, были представлены неоднократно, а другие время от времени выходили из хора.Двое главных обрушили дом в своих окончательных числах: г-н Белосельский в «На холмах Маньчжурии» Ильи Шатрова, г-н Татаринцев в «Катюше» Матвея Блантера. А в «Жизнь, я тебя люблю» хор сделал это самостоятельно.
Московский хор Сретенского монастыря | Библиотека Конгресса
Библиотека Конгресса США предоставляет доступ к этим материалам в образовательных и исследовательских целях и не дает никаких гарантий относительно их использования для других целей.Письменное разрешение владельцев авторских прав и / или других правообладателей (например, правообладателей публичности и / или прав на неприкосновенность частной жизни) требуется для распространения, воспроизведения или иного использования защищенных объектов сверх разрешенного добросовестным использованием или других установленных законом исключений. Может быть контент, защищенный как «работы по найму» (авторские права могут принадлежать стороне, заказавшей оригинальную работу) и / или в соответствии с законами об авторском праве или смежных правах других стран.
Ответственность за проведение независимой юридической оценки предмета и получение всех необходимых разрешений в конечном итоге лежит на лицах, желающих использовать предмет.Пользователи должны обращаться к библиографической информации, которая сопровождает каждый элемент для конкретной информации. Эти данные каталога предоставляют сведения, известные Библиотеке Конгресса о соответствующих элементах, и могут помочь пользователям в проведении независимых оценок правового статуса этих элементов в отношении их желаемого использования. Элементы, включенные сюда с разрешения правообладателей, указываются как таковые в библиографической записи для каждого элемента.
Несмотря на то, что были приложены все усилия для получения разрешения на использование этих песен или их частей, в некоторых случаях правообладатель мог предоставить разрешение только на использование части материала в Интернете.В этих случаях используются только отрывки из звуковых или видеозаписей и одна или две страницы печатных или рукописных материалов.
В некоторых случаях Библиотеке не удавалось идентифицировать возможного правообладателя и она решила разместить некоторые из этих предметов в Интернете в порядке добросовестного использования для строго некоммерческих образовательных целей. Библиотека Конгресса хотела бы узнать больше об этих материалах и получить известие от отдельных лиц или организаций, которые имеют дополнительную информацию или знают их историю.Обращайтесь: Читальный зал исполнительских искусств.
Предлагаемая кредитная линия: Библиотека Конгресса, Музыкальный отдел.
Хор Сретенского монастыря в Библиотеке Конгресса
Члены московского хора Сретенского монастыря создают элегантно одетый образ. (Columbia Artists Management)
Каждые несколько лет индустрия звукозаписи высматривает другую поющую монахиню, или поющего монаха, или группу поющих монахов, чтобы занять первое место в чартах звукозаписи.Итак, прежде чем вы услышите грозный московский хор Сретенского монастыря, вы должны понять, что эта группа на самом деле не принадлежит к этому жанру. Здесь нет монахов в рясах. Кадры молодых людей, которые вышли на сцену в Библиотеке Конгресса в субботу вечером для первого из двух выступлений в Вашингтоне — они выступят в Кеннеди-центре в понедельник вечером — больше походили на религиозную группу, чем на какой-то элитный отряд спецназа. Блестящие, сшитые на заказ серые костюмы, темно-синие галстуки, короткие стрижки, серьезные загадочные лица и средний возраст около 30-х годов: это элитное лицо России-матушки, хорошо, но вряд ли народное.
Хор действительно представляет собой артистическую элиту: это спецназовцы, понятно. Я надеюсь, что многие хоровые постановщики в Вашингтоне, городе, известном своим хоровым мастерством, смогут услышать эту группу с помощью спускового крючка, регулятора включения и почти идеальной дикции — 30 роликов R звучат как один. Этот хор был основан после распада Советского Союза с целью восстановления православной музыки, и они подходят к задаче со спортивной точностью. Они готовились к выходу с такой тщательностью, что перед началом ноты оставался след звукового ореола, а режиссер Никон Жила дал мрачную долю задолго до фактического момента помолвки.
Когда начался звук, это был плавучий ковер с глубоким ворсом насыщенного цвета, лежащий на фундаменте черных басов и упругий, благодаря способности группы менять динамику с минимальной точностью, от тихой к громкой к тихой и наполовину — громко до ревущего фортиссимо и обратно. Действительно, эти изменения были настолько выраженными и интенсивными, что укачивание грозило со всех взлетов и падений, назад и вперед. Отдельные солисты легко выходили из группы певцов, так что иногда было трудно понять, кто поет: где этот богатый бас, этот плотный крепкий тенор, чей сольный голос внезапно вышел из толпы, прежде чем снова слиться с ним?
Исключением был Дмитрий Белосельский, который вышел из-за кулис с аурой кикера в американском футболе, привнесенный в особый момент, с негласными атрибутами звездной силы, и открыл рот, чтобы обнажить блестящий темный бас. баритон пронизан золотыми прожилками.Белосельский — участник хора с 2005 года; он также занимается сольной карьерой и явно обладает звездной силой. Его первое выступление состоялось прямо перед антрактом, что можно было бы назвать громким финалом первого акта; но из нескольких его номеров за этот вечер самым эффективным, на мой слух, был проникновенный «Единородный сын» Михаила Речкунова, когда техническое и эмоциональное слились в мощном порыве.
Музыка вряд ли была знакома нерусским слушателям.Он представлял собой срез православной музыки и показывал, что музыка одновременно была благоговейно религиозной и постепенно, со временем, вплетала все больше и больше светских нитей в свой гобелен: шумные народные ритмы в «Да пребудет перед вами моя молитва» Благовония »Павла Чеснокова, нежная мелодия в« Голосе ангела »Дмитрия Бортнянского. Сложно увязать религиозную музыку, исполняемую согласованно, с качественными оценками, особенно когда она имеет символическое значение этой музыки, которая варьировалась от аранжировок старинных мелодий через «Трисвят» Чайковского до более современной музыки, и которую хор пел так, как будто это имело большое значение.В зале было много русских, и они показали свое знакомство как с исполнителями, так и с репертуаром, аплодируя, как только пьесы заканчивались, но даже не двигались, когда Жила выдержала долгую паузу после огромного фортиссимо в «Блажен тот, кто ты». Hast Chosen », так что в комнате раздался звук.
Религиозная музыка, исполняемая на светском концерте, немного напоминает продукт, упакованный на экспорт; он становится выражением фольклора — традиции, которую не разделяют все, кто ее слышит.Хор подчеркнул это, возможно, невольно, своим вторым театральным представлением нового солиста в конце вечера: солист-тенор, не указанный в программе, но ищущий весь мир, как один из Трех теноров, вышел на сцену. проникновенное «Да пребудет с нами Бог» с яркими тенорными мелодиями, которые были бы неуместны в программе Бочелли. Затем хор переключился на светский мир — который будет представлен в программе Центра Кеннеди — с народной песней с Белосельским и, в крайний момент несоответствия, с преобладанием теноровых традиций, исполнением тенорового каштана ». Гранада.»
Возрождение монастыря | Хор Сретенского монастыря
В 1991 г. собор в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, сохранившийся на территории Сретенского монастыря, был возвращен Русской Православной Церкви и передан общине «Сретение» г. священник Георгий Кочетков.
Восстановлена монашеская жизнь и по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в Сретенском монастыре в 1994 году был заложен городской дом Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.В 1995 году городской дом монастыря был преобразован в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. Иеромонах Тихон (Шевкунов) был назначен настоятелем монастыря.
Епископ Тихон (Георгий Шевкунов) родился 2 июля 1958 года в Москве в семье врачей. В 1982 году окончил сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии по специальности «Литературное творчество». По окончании института стал послушником Псково-Печерского монастыря.
С августа 1986 года работал фрилансером (в статусе послушника Псково-Печерского монастыря) в Издательском отделе Московского Патриархата, которым руководил митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим.
Рукоположен в иеродиакона в июле 1991 г., в августе 1991 г. — в иеромонаха; служил в Донском монастыре в Москве.
В 1993 году назначен настоятелем Московского городского храма Псково-Печерского монастыря, в который был преобразован приход Владмирского храма бывшего Сретенского монастыря.
С 1995 г. — игумен. С июля 1996 г. — настоятель Сретенского монастыря. С 1997 г. — архимандрит. С 2015 года — епископ.
Ректор Сретенской духовной семинарии (ранее, с 1999 г. — Сретенское высшее православное училище).
С марта 2001 г. — председатель сельскохозяйственного кооператива «Воскресение» Михайловского района Рязанской области.
Автор фильма «Псков-Печерский посёлок», получившего Гран-при XII Международного фестиваля православных фильмов и телешоу «Радонеж» (Ярославль) в ноябре 2007 года.
Автор фильма «Гибель империи.Византийский урок », показан телеканалом« Россия »30 января 2008 года.
Церковных наград: 2008 г. — орден преподобного Сергия Радонежского II степени «за усердное служение и в связи с 50-летием со дня рождения»; в 2008 г. — Орден Великого Князя Святого Владимира Равноаписанного III степени «за его труды по восстановлению единства с Русской Зарубежной Православной Церковью». Светские награды: в 2003 г. — национальная премия имени П.А. Столыпинская премия «Аграрная элита России» в номинации «Эффективный собственник земли» и специальный знак «За духовное возрождение села»; в 2006 г. — Премия «Лучшие книги и издательства года» (2006 г.) «За издание религиозной литературы»; в 2007 г. — Орден Дружбы «За заслуги в сохранении духовных и культурных традиций, большой вклад в развитие сельского хозяйства»; 2008 г. — Премия газеты «Известия», «Слава.”
Сегодня в Сретенском монастыре живут и действуют более сорока жителей. Сотни прихожан, нашедших помощь в духовной жизни в лице священников монастыря, приезжают в монастырь на службы. В монастыре организованы катехизические курсы, которые посещают в основном люди, недавно вошедшие в церковную жизнь. Сейчас на курсах обучаются около четырехсот человек.
Главная святыня монастыря — мощи священномученика Илариона (Троицкого), покровителя монастыря.В соборе также хранятся мощи святой Марии Египетской, святителя святителя Николая Чудотворца, святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, преподобного Серафима Саровского, великомученика и целителя Панталеона и других великих святых.
Сретенский издательский дом — одно из крупнейших в России. Издательство издает литургические, богословские, исторические, художественные книги по всем основным направлениям религиозной жизни.
Сретенский монастырь неоднократно организовывал сбор средств на благотворительную помощь жителям Чечни с 1997 года, и духовенство монастыря сопровождало эти гуманитарные грузы в город Грозный и районы, пострадавшие от войны.
Осенью 1999 года начались занятия в Высшей Сретенской православной школе, преобразованной Священным Синодом в высшее учебное заведение — Сретенскую духовную семинарию в 2000 году.
Российский центр изучения Туринской плащаницы был создан при монастыре в 1997 году.
В Сретенском монастыре также есть два скита: Серафимов скит и Ильинский скит. Первый (мужской), носящий имя преподобного Серафима Саровского, находится в Рязанской области, на месте отреставрированной скитом Красной усадьбы.Недалеко от монастыря в селе Слободка находится сельскохозяйственный кооператив «Сретение», возрожденный братством Сретенского монастыря из полного разорения и запустения. Монастырь возглавил детский дом в той же Рязанской области, в городе Михайлове, его директором стал священник, выпускник Сретенской духовной семинарии.
Второй скит находится в деревне Верзилов Ступинского района Московской области. Это небольшой женский монастырь, основанный в конце 1990-х — начале 2000-х годов, количество монахинь небольшое.
Монастырь как встреча человеческого и божественного
Иварс Купцис *
Основанный более 600 лет назад Сретенский монастырь в центре Москвы был местом заключения и казни преследуемых за свои политические или религиозные убеждения в репрессивные советские времена.
Рядом с возрожденным в середине 1990-х гг. Монастырем была основана современная православная духовная семинария, а недавно был построен впечатляющий монастырский храм новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви.
Это место посетил генеральный секретарь Всемирного Совета Церквей во время своего визита в Москву в январе 2019 года по случаю 10 -летия -й годовщины интронизации Патриарха Кирилла в Русской Православной Церкви.
Монастырь на месте встречи
Название монастыря, образованное от русского «сретение», указывает на встречу, произошедшую в том же районе много веков назад. Согласно историческим источникам, одна из самых известных православных икон — Владимирская Богоматерь — была перенесена из Владимира в Москву в августе 1395 года и чудом спасла столицу от неминуемого вторжения армии императора Тамерлана.
На том месте, где икону встречали москвичи, была построена деревянная церковь и основан мужской монастырь, носящий название «Сретенский».
Хотя Сретенский монастырь стал одним из главных центров православия в Москве к 20 90–100 гг. века, в 1925 году монастырь был закрыт, а большая часть его построек была разрушена. Это место было превращено в лагерь для заключенных, где подвергались пыткам, казнили и хоронили людей, преследуемых советской властью.
Церковь Сретения иконы Владимирской иконы Божией Матери была единственным зданием, которое не было демонтировано. Его уникальные фрески 1707 года сохранились благодаря слоям краски и обоев, которыми они были покрыты в советские времена, когда здание использовалось как общежитие.
Обучение в семинарии Христос ученики
Сретенская духовная семинария, одно из главных православных высших учебных заведений Москвы, была основана на территории монастыря в 1999 году.Бывшее здание школы превращено в современный ультрасовременный учебный центр для будущего духовенства Русской православной церкви.
Традиции сочетаются с высокими технологиями в вестибюле семинарии, где панорамная фреска «Христос и его ученики» сопровождается сенсорным экраном, позволяющим зрителям нажимать на конкретную фигуру, чтобы узнать больше. Среди учеников, святых и мучеников можно найти несколько православных авторитетов, а также известных русских писателей, таких как Достоевский или Гоголь.«Они тоже были учениками», — рассказывает экскурсовод семинарии.
В настоящее время в семинарии обучается около 200 студентов, которые имеют аккредитованные степени бакалавра и магистра теологии. Помимо учебы в хорошо оборудованных классах и активного участия в монашеской молитвенной жизни, студентам предлагается поддерживать хорошую физическую форму в спортивном зале семинарии.
Церковь мученичества и воскресения
Новопостроенный монастырский храм с впечатляющим силуэтом, выделяющийся в этой части города, на Лубянке, был завершен в 2017 году и посвящен преследуемым здесь же недавним мученикам Русской Церкви.
Яркое здание собора символизирует победу Воскресения Христова над смертью и злом, отсюда и его полное название — «Церковь Воскресения Христова и новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви».
Первую божественную литургию и освящение храма в мае 2017 года возглавил Патриарх Кирилл, на ней присутствовал президент Российской Федерации Владимир Путин.
«Место, где построен монастырь, — бывшее место заточения, страданий и мученичества многих исповедников — иерархов, священников, мирян.Нашим высшим призванием было построить храм, посвященный их верности, отваге и духовному богатству, просить их молитв », — вспоминает митрополит Тихон (Шевкунов), настоятель Сретенского монастыря, руководивший процессом строительства нового храма.
В результате конкуренции между новыми российскими архитекторами дизайн и интерьер недавно построенного храма открывают более современную страницу православной архитектуры в России. Благодаря внутренней системе климат-контроля с цифровым управлением, совсем не важно, что сегодня на улицах Москвы очень холодно.
* Иварс Купцис, сотрудник по связям с общественностью Всемирного совета церквей
Генеральный секретарь ВСЦ посетил главу Русской Православной Церкви (пресс-релиз ВСЦ от 30 января 2019 г.)
В Москве отметили 10-летие Патриаршего руководства (пресс-релиз ВСЦ от 01 февраля 2019 г.)
Еще фотографии из визита генерального секретаря ВСЦ в Москву
Подпишитесь, чтобы прочитать | Файнэншл Таймс
Разумный взгляд на мировой образ жизни, искусство и культуру
- Полезные чтения
- Интервью и отзывы
- Кроссворд The FT
- Путешествия, дома, развлечения и стиль
Выберите подписку
пробный
Попробуйте полный цифровой доступ и узнайте, почему более 1 миллиона читателей подписались на FT
- В течение 4 недель получите неограниченный цифровой доступ премиум-класса к надежным, отмеченным наградами бизнес-новостям FT
Подробнее
Цифровой
Будьте в курсе важных новостей и мнений
- MyFT — отслеживайте самые важные для вас темы
- FT Weekend — полный доступ к материалам выходных
- Приложения для мобильных устройств и планшетов — загрузите, чтобы читать на ходу
- Подарочная статья — делитесь до 10 статьями в месяц с семьей, друзьями и коллегами
Подробнее
Распечатать
Печатное изданиеFT доставляется с понедельника по субботу вместе с доступом к электронной бумаге
- Доставка на дом или в офис с понедельника по субботу
- FT Газета выходного дня — стимулирующее сочетание новостей и особенностей образа жизни
- ePaper access — цифровая копия печатной газеты
Подробнее
Команда или предприятие
Premium FT.com доступ для нескольких пользователей, с интеграцией и инструментами администрирования
Премиум цифровой доступ плюс:
- Удобный доступ для групп пользователей
- Интеграция со сторонними платформами и CRM-системами
- Цены на основе использования и оптовые скидки для нескольких пользователей
- Инструменты управления подписками и отчеты об использовании
- Система единого входа на основе SAML (SSO)
- Специализированный аккаунт и команды по работе с клиентами
Подробнее
Узнать больше и сравнить подписки
Или, если вы уже являетесь подписчиком
войти в систему
И ворон развеет кости ваши… | Музыка
В Сретенском монастыре в Москве 18:00, и верующие прибывают на молитву. Внутри церкви женщины в платках преклоняют колени перед огромным алтарем, а православный священник в черном прямоугольном головном уборе размахивает ладаном. Сотни свечей освещают старинные фрески.
Наверху в галерее группа молодых людей стоят вокруг нот. Некоторые из них одеты в мантии семинаристов; другие носят джинсовые куртки. У одного хвостик. У троих есть бороды. Их средний возраст — около 23 лет.Они похожи на любой другой хор, пока не откроют рот. Возникает волна необыкновенного звука: насыщенного, захватывающего, мелодичного, мощного и совершенно неподражаемого. Такой звук можно было бы ожидать, если бы первые апостолы внезапно прервали писать Новый Завет и запели. Внизу звонким баритоном отвечает священник; славные обмены доносятся до небес.
То, что этот хор такой хороший, не случайно. Как отмечает молодой настоятель монастыря отец Тихон, он состоит из «лучших голосов Москвы», в том числе из элитных музыкальных академий, и пользуется растущей международной репутацией.Ранее в этом месяце хор Сретенского отправился в мировое турне, выступив в Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго, Вашингтоне, Сиднее, Мельбурне, Женеве и Берлине. Кульминацией тура станет лондонское выступление 30 сентября. Отзывы пока что хлынули. Как отмечает New York Times, 41 певец овладел «плотным носовым тоном и яркой смесью, характерной для русской хоровой традиции». Один гимн «Теперь силы небесные» он назвал «до боли прекрасным» и похвалил солиста тенора Антона Сергеева за его «мечтательный пыл».Аудитория, в том числе многие джентльмены в церковных одеждах, «казалось, были готовы слушать всю ночь напролет».
Помимо укрепления репутации хора, тур познакомит западную публику с необычным диапазоном русских песен, как светских, так и религиозных, включая памятную казахскую медитацию о смысле смерти. В программе также несколько древневизантийских и классических литургических произведений. Но большая часть спектакля не религиозна как таковая, состоит из русского народного пения.
«В русских народных песнях есть сакральный аспект — они часто о смерти и страданиях», — объясняет отец Тихон за чашкой чая в своей уютной резиденции. «Один кусок,« Черный ворон », — это своего рода диалог со смертью. Это о солдате-казаке, который отправляется в бой, зная, что он умрет. Он говорит о том, как пуля пробьет его грудь, как его товарищи уйдут от него, и как его жена выйдет замуж за лучшего друга, его кости будут разбросаны по степи волками и воронами.«
Разве это не удручает?» Вовсе нет. Это о победе над смертью, — говорит отец Тихон. — Это не пессимистично. Нет никакой депрессии. Это чрезвычайно реалистичный взгляд на жизнь и смерть — если вы верите в Бога ». Он добавляет:« В России существует богатая традиция романсов и песен, особенно в советские времена, когда церковная музыка была запрещена. В атеистическом режиме молитвенные чувства сублимируются в музыке ».
Сорок с лишним певцов хора — одаренные молодые профессионалы.Некоторые из них — семинаристы, которые учатся на священников; Помимо пения по несколько часов в день, они слушают лекции внешних профессоров, берут уроки духовности и ухаживают за сельскими садами монастыря. Остальные — студенты Московской консерватории и других элитных музыкальных академий. Один из них, Федор, — талантливый композитор. Все верующие православные.
Член хора Роман Александрович Родионов, сидящий на садовой скамейке возле белоснежной монастырской многоглавой церкви, говорит, что начал петь в 10 лет.В его таланте заметил хормейстер в родном городе Орле. «Он начал учить меня пению», — говорит 19-летний Роман. Почему он думает, что хор такой хороший? «Что ж, многие певцы — выпускники самых известных музыкальных школ Москвы», — говорит он. «Но это также зависит от Божьей помощи. До и после каждой репетиции мы поем молитву».
На вопрос, хотят ли они провести дополнительный день в Париже или дополнительный день в Лондоне, хор единогласно выбрал Лондон. Оказывается, некоторые из них являются поклонниками Шерлока Холмса.«Когда я слышу слово« Лондон », я сразу думаю о красных автобусах, Биг-Бен и чае с молоком, — говорит Роман. «Когда я учился в школе, я даже не мечтал, что когда-нибудь пойду туда».
На самом деле певцы Сретенского монастыря — это группа много путешествующих. Они уже пели в соборе Парижской Богоматери в Париже, а также в зале Ватикана и в Белграде. Они часто принимают участие в богослужениях в Москве, проводимых Патриархом России Святейшим Алексием II в Успенском соборе, изысканном храме XV века за высокими стенами и запретными башнями Кремля.
Турне посвящено не продаже компакт-дисков, хотя хором было выпущено несколько, а воссоединению разделенной православной церкви в России. В мае церковь в России воссоединилась с Русской православной церковью за рубежом, что стало новаторским событием, ознаменовавшим окончание девяти десятилетий разделения, вызванного большевистской революцией. (Церковь внутри страны неохотно признала новое коммунистическое правительство; церковь за границей никогда не признала.) Помимо концертов, хор примет участие в службах в православных церквях по всему миру, отмечая это.
Основанный в XIV веке Сретенский монастырь отражает всю историю России: войны и революции, пламенную молитву и необузданный воинствующий атеизм. После революции 1917 года новое правительство установило в зданиях прокоммунистическую секту. В 1925 году его закрыли. Настоятель монастыря архиепископ Иларион был отправлен в ГУЛАГ, где и погиб. В 1930-х годах здесь размещались офицеры сталинской тайной полиции, а на зеленой территории монастыря проводились многочисленные казни.Церковь получила свои постройки еще в 1991 году; хор образовался спустя три года.
Сегодня монастырь — оазис спокойствия в центре дерзкой капиталистической Москвы. Снаружи молодые женщины в дизайнерских солнцезащитных очках водят абсурдно большие черные джипы по загруженным дорожным движением проспектам. Однако, по словам отца Тихона, несмотря на такое мнимое безбожие, Русская православная церковь сейчас переживает выдающийся ренессанс в России: в Москве насчитывается 500 церквей по сравнению с 40 в 1980-х годах.
В церкви последние прихожане крестятся и готовятся отправиться домой. Отец Тихон говорит, что у хора есть еще одна причина, по которой его не интересуют мирские успехи и деньги.