/Витражи собора парижской богоматери – Витражи Нотр-Дам-де-Пари | Paris10.ru: все про Париж!

Витражи собора парижской богоматери – Витражи Нотр-Дам-де-Пари | Paris10.ru: все про Париж!

Содержание

Витражи Нотр-Дам-де-Пари | Paris10.ru: все про Париж!

Неделю назад значительно пострадал и чуть не погиб в огне мировой памятник архитектуры, собор Парижской Богоматери. Самыми уязвимыми в страшной катастрофе на тот момент казались средневековые витражи Нотр-Дама. Удивительно, но хрупкое стекло, которому почти 800 лет, выдержало жар огня. Крыша над средокрестием проломлена падающим шпилем, но уцелел самый ценный витраж собора — Южная роза дю Миди, сопровождающий «открыточный» вид на Нотр-Дам-де-Пари со стороны Сены. Многие фрагменты розы были подлинными и сохранились с XIII века.

Немногие знают, что на крыше ризницы Нотр-Дама, прямо за каменной вязью, с 2013 года стоят пчелиные ульи. Тысячи насекомых несколько лет подряд собирали нектар в самом центре Парижа. Их домики находились в 30 метрах от эпицентра пожара, и пчелиная семья чудом выжила после катастрофы.

Пчелы в Нотр-Дам

Давайте вспомним историю бесценных творений из стекла и камня и посмотрим по-новому на их красоту.

Как появились витражи в готических храмах

Готической архитектуре предшествовала романская эпоха. Стены храмов в то время были толстые, несущие, на них опиралась вся конструкция здания. Чтобы не ослаблять ее, окна приходилось делать маленькими. В XII веке придумали каркасную основу, состоящую из колонн, стрельчатых арок и внешних «подпорок» — контрфорсов и аркбутанов. Стены уже не служили опорой, их превратили в легкую оболочку, а пространство между каркасом стали заполнять огромными витражными окнами.

Готические витражи

Таким образом, витражи сделались неотъемлемой частью готических соборов, они заменяли настенную живопись и вызывали трепетные эмоции. Словно Святой дух спускался на верующих, проникая волшебным лучом света через цветные стекла…

Средневековое искусство витража

Никогда еще искусство создания сюжетных картин из цветного стекла не достигало такого расцвета, как в готической архитектуре. Их называли «библией для неграмотных» — Священное писание в визуальном воплощении становилось доступным для тысяч прихожан. Впрочем, «читать» витражи тоже надо было уметь, поэтому, прежде всего их назначение — создавать волшебное впечатление и хотя бы в мыслях своих помочь возвыситься над мирским.

Витраж в Нотр-Дам

Технология изготовления витражных картин в Средние века сложна и трудоемка, но настолько совершенна, что стала основой современных техник:

  • Эскиз полотна переносили на деревянную панель.
  • Варили стекло и отливали из него плоский лист. Его разрезали на фрагменты в соответствии с эскизом.
  • Кусочки укладывали на деревянную заготовку и окрашивали, прорабатывая мельчайшие детали.
  • Затем следовал обжиг, закрепляющий краску на стекле. Его выполняли в несколько последовательных этапов.
  • Фрагменты витража соединяли между собой и фиксировали тонким свинцовым профилем. Начиная с XV века, их начали спаивать.
  • Готовую картину помещали в металлическую раму и устанавливали на место.

Дефекты стекла средневековые мастера умудрялись обращать себе на пользу. Воздушные пузырьки, неравномерная окраска и толщина использовались для подчеркивания фактуры и объемности картины, усиливали игру света.

Витражи Нотр-Дам-де-Пари

Источником дневного света в соборе Парижской богоматери служат 110 витражных окон. Большая часть из них воссоздана заново в ходе реставраций XIX и XX века. Оригинальными, сохранившимися со Средневековья, являются только 3 больших круглых окна над входами — так называемые розы, созданные в XIII веке при Людовике Святом. Архитекторы Жан де Шелль и Пьер де Монтрей спроектировали окна-розетки небывалых доселе размеров. Имена мастеров-стекольщиков до нас не дошли.

Витражи Нотр-Дама

Основу розы составляет симметричный переплет из резного камня. Он состоит из центрального венчика и затейливых лепестков, разделенных перемычками. В символике готических сооружений окно-роза олицетворяла цикличность событий и круговорот времени.

Западная роза

Западная роза над главным порталом — старейший витраж собора, его диаметр равен 9,6 м. С внутренней стороны западное окно частично закрывает соборный орган.

Орган Нотр-Дам

Сюжет стеклянных картин над главным входом посвящен человеческой природе Христа. В центре восседает Дева Мария с младенцем на руках. Ее окружает центральный круг лепестков с изображениями королевской лилии. Следующие по порядку медальоны показывают библейских пророков, 12 знаков зодиака и 12 пороков. Внешний круг лепестков содержит 12 добродетелей и 12 времен года — излюбленный сюжет средневековых мастеров, отражающий сезонные крестьянские работы каждого месяца.

Во время Французской революции и последующего забвения многие витражи розы серьезно пострадали, их пришлось переделывать с нуля. Тем не менее, 10 витражных панно считаются подлинными.

Южная роза

Южная Роза Нотр-Дама

Диаметр окна-розы над южным входом — 12,9 м, а если считать всю прямоугольную площадь остекления, то его высота доходит до 19 м. Каменный каркас южной розы укрепили в XIX веке, и сейчас она уже не выглядит настолько тонкой и ажурной, какой была при создании.

Тема южной розы — Новый завет, всего в ней 84 витражных панно, объединенных центральным венчиком. Посередине — Христос с мечом в устах, а вот последующие лепестки перемешались между собой в ходе многочисленных реставраций и несколько потеряли изначальный смысл. 12 апостолов здесь соседствуют со святыми, ангелами, мучениками и мудрыми девами; можно рассмотреть сцены из Нового и Ветхого завета. Нижний фриз с прямоугольными витражами полностью обновлен в XIX веке и изображает 16 ветхозаветных пророков и четырех евангелистов.

Подлинной средневековой работой считается 12 медальонов.

В 2013 году отчеканили памятную медаль, посвященную 850-летию собора Парижской богоматери. На одной стороне медали изображен фасад собора со стороны Сены, а реверс выполнен в виде южного окна-розы. Сейчас новую партию медалей выпускают повторно, а вырученные средства будут направлены на реконструкцию.

Северная роза

Северная Роза Нотр-Дама

Северная роза, выходящая на теневой фасад собора, сохранилась лучше других. Ее размеры совпадают с размерами южной розы, а сюжеты посвящены Ветхому завету и долгому ожиданию Спасителя. В центральном венчике изображена Богоматерь с младенцем; среди прочих персонажей — иудейские цари, патриархи и первосвященники.

Чудеса реставрации

Парижский Нотр-Дам за свою долгую жизнь не раз приходил в упадок, а затем восстанавливался. Совершенствовалось искусство мастеров-витражистов. Во время великой реставрации, которая произошла в XIX веке под началом Виолле-ле-Дюка, ризница собора пополнилась свежими окнами-витражам. Они содержали 18 сцен жизни Святой Женевьевы, покровительницы Парижа.

Совершенно новый ансамбль из 24 высоких окон создал художник Жак де Шевалье в 1966 году взамен утраченных. Более ста лет на их месте стояли простые прозрачные стекла, и вот он — момент истины! Смогут ли современные тона конкурировать с оттенками средневековья и оставаться с ним в гармонии? На удивление, новые витражи успешно интегрировались в архитектуру собора. Некоторые даже путали воссозданные окна с произведениями XIII века.

Будем надеяться, что через несколько лет Нотр-Дам-де-Пари предстанет перед нами во всем своем прежнем великолепии. Ведь, как показывает практика, собор умеет возрождаться!

» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — Терновый венец — христианская реликвия Нотр-Дам-де-Пари

 

Автор: Ольга Костромичева

paris10.ru

Нотр-Дам и раньше терял свой шпиль и витражи

То, что произошло в понедельник вечером в Париже, не укладывается в голове, кажется ни у кого. Даже для тех, кто ни разу в жизни во Франции не был, Нотр-Дам все равно символ. Будь его образ связан с реальной роматической поездкой в Париж, мюзиклом или романом Виктора Гюго.

«Весь Париж стоит на площадях и плачет…» Очевидец рассказывает, что происходит возле Собора Парижской Богоматери

В Собор Парижской Богоматери приходили 14 миллионов туристов в год, почти по 30 тысяч человек в день. В списке самых посещаемых достопримечательностей мира он на первом месте среди всех красот Европы.

В год главный собор Парижа посещалo по 14 миллионов туристов. Фото: GLOBAL LOOK PRESS

В год главный собор Парижа посещалo по 14 миллионов туристов.Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Самые шокирующие кадры пожара, случившегося вечером 15 апреля: как падает шпиль собора. Видеть это жутко. Но это случается с Нотр-Дамом не впервые. Во время Французской революции 1789 года храм обезглавили – старинный шпиль его был разрушен, как разрушены и разграблены статуи и многие сокровища внутри собора. Революционеры воспринимали его как символ королевской власти. Боролись с ней – страдал собор. Робеспьер объявил храм “твердыней маркобесия”. Впрочем, жителям нашей страны долго объяснять не нужно, церквей и соборов и у нас было уничтожено множество.

Несколько лет Нотр-Дам именовался Храмом Разума (все тогда, в эпоху Французской революции). И в нем велись службы во славу богини Свободы, у алтаря Разума и факела Правды.

В соборе Нотр-Дам-де-Пари, 2014 год. Фото: REUTERS

В соборе Нотр-Дам-де-Пари, 2014 год.Фото: REUTERS

Храм даже подумывали снести, столь плачевным было его состояние в начале 19 века. Но все же решили восстановить. Во многом благодаря роману “Отверженные” Виктора Гюго, который привлек внимание к архитектурному шедевру.

Шпиль, скульптуры и многие другие детали Собора Парижской Богоматери были восстановлены только в 1840-х годах. Реставрация шла больше 20 лет, руководил ею известнейший архитектор и реставратор Эжен Эммануэль Виолле-ле-Дюк. Получается, что около 80 лет собор стоял без шпиля. Возможно, и сейчас удастся его воссоздать…

Шпиль (тот, что рухнул) – дубовый, высотой 96 метров, покрыт свинцовыми пластинами. Крыша же весила 210 тонн и тоже состояла из свинцовых плиток.

Шпиль собора обрушился через час после возникновения пожара в понедельник 15 апреля 2019 г. Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Шпиль собора обрушился через час после возникновения пожара в понедельник 15 апреля 2019 г.Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Витражи – одно из прекраснейших украшений собора. Самые древние, еще 13 века, — три большие розы: западная, южная и северная (об их судьбе в новостях пока ничего не говорится). Остальные были разрушены вандалами в 14 и 18 веках, а затем воссозданы. Нотр-Дам умеет возрождаться.

Восхитительные витражи собора Нотр-Дам-де-Пари. Фото: REUTERS

Восхитительные витражи собора Нотр-Дам-де-Пари.Фото: REUTERS

Поделиться видео </>

Собор Парижской Богоматери в огне.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Сильный пожар в Соборе Парижской Богоматери: обрушился шпиль, пострадавших нет

В Париже в Соборе Парижской Богоматери произошел пожар. Сведений о жертвах в настоящий момент нет. По предварительным данным, пожар вспыхнул на верхних этажах здания. Причиной возгорания могут быть связаны с ведущимися там ремонтными работами, отмечают СМИ.

«Огромное облако дыма не утихает»: Корреспондент «КП» из Парижа о пожаре в Нотр-Даме

Корреспондент «Комсомольской правды» в Нижнем Новгороде Андрей Вовк, в настоящий момент находящийся в Париже, рассказал в эфире Радио «КП» о ситуации в столице Франции после начала пожара в соборе Парижской Богоматери (подробности).

«Горит часть нас!»: Макрон оплакивает пылающий Нотр-Дам-де-Пари, а Трамп советует тушить с гидросамолетов

«Сердце горит!», «Плачу от кадров!» — с такими словами французы и сочувствующие по всему миру публикуют в соцсетях фотографии пылающего Нотр-Дам-де-Пари. Воспетый Виктором Гюго собор 1345 года загорелся в понедельник вечером, и огонь в считанные мгновения охватил символ Парижа сверху донизу. На многочисленных видео с места трагедии клубы пламени вырываются из базилики, а над мостом стоит дымовая завеса (подробности).

www.kp.ru

При пожаре в Нотр-Дам-де-Пари уцелели витражи в окнах-розах, орган поврежден водой

Уникальные витражи в окнах-розах собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари) не пострадали во время произошедшего в нем сильного пожара, а вот знаменитый орган поврежден водой, об этом сообщил представитель собора Андре Фино.

– Из того, что мне удалось увидеть, витражи не пострадали, три прекрасные розы, датированные XII и ХIII веками до сих пор на месте, – цитирует представителя собора издание «Европейские новости» со ссылкой на французский канал BFMTV.

О том, что как минимум одно из знаменитых окон-роз уцелело во время пожара, свидетельствуют и утренние фотографии, сделанные внутри здания.

При пожаре в Нотр-Дам-де-Пари уцелели витражи в окнах-розах, орган поврежден водой

В тоже время, Андре Фино сообщил, что могли пострадать другие витражи собора, датируемые более поздним временем создания.

– Могли пострадать витражи XIX века, менее важные, но не бесценные сокровища XIII века, это просто чудо, – сказал он.

Представитель собора также сообщил, что огонь не повредил и знаменитый орган, на который, правда, попала вода при тушении пожара.

–  Огонь вообще не повредил орган, он получил определенные повреждения от струй воды, – уточнил Андре Фино.

Ранее также стало известно, что не пострадали основные святыни собора Парижской Богоматери – Терновый венец Спасителя, часть Животворящего Креста Господня и Гвоздь из Креста.

Напомним, что возгорание в соборе Парижской Богоматери произошло около 18:50 (19:50 мск) в понедельник 15 апреля. В результате пожара обрушились шпиль, часы собора и большая часть кровли. В тоже время, благодаря усилиям пожарных удалось спасти фасад собора и его башни.

По предварительным данным, одной из причин пожара могли стать проводившиеся в нем реставрационные работы. Сейчас идет расследование происшествия.

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари) – католический храм в центре Парижа, являющийся одним из символов, как Парижа, так и всей Франции. Он строился с 1163 по 1345 год на месте первой христианской церкви Парижа – базилики святого Стефана.

Смотрите также:
Основные святыни собора Парижской Богоматери спасены
Терновый венец Спасителя. Инфографика
Терновый венец Спасителя

 

Фото из открытых источников

foma.ru

история, архитектура, особенности собора Парижской Богоматери — Travel Stories

На небольшом острове посреди Сены в самом сердце Парижа вы найдете всемирно известный собор Нотр-Дам де Пари (собор Парижской Богоматери), башни которого устремляются куда-то в небеса. Собор Парижской Богоматери – самая посещаемая достопримечательность Парижа, привлекает более 14 миллионов туристов в год. Нотр-Дам является признанным шедевром французской готической архитектуры и находится в центре внимания католического Парижа на протяжении семи веков.

К сожалению, в связи с недавним пожаром 15 апреля 2019 года, собор ещё долгие годы будет закрыт для посетителей. Значительную часть реликвий и предметов искусства удалось спасти, однако часть уникального достояния собора была утеряна. Так, например, в результате пожара был полностью уничтожен шпиль, деревянные интерьеры собора, повреждена северная роза (один из малых оконных витражей), а также Большой орган. И пока Нотр-Дам будет находиться на реставрации, мы предлагаем вам совершить виртуальное путешествие по культовой парижской достопримечательности.

Краткая информация

В соборе Парижской Богоматери хранится одна из величайших реликвий христианства – Терновый венец, который, согласно преданию, по приказу Понтия Пилата возложили на голову Иисуса Христа перед тем, как он понёс свой крест на Голгофу. Среди основных отличительных особенностей собора выделяют три эффектные витражные розы, сокровищницу и колокольни, с которых открывается потрясающий вид на Париж. Обширный интерьер собора вмещает 6000 верующих.

Немного истории Нотр-Дам де Пари

В 1160 году епископ Морис де Сюлли распорядился снести предыдущий парижский собор Святого Стефана. Три года спустя началось строительство нового собора Нотр-Дам де Пари. Епископ де Сюлли посвятил свою жизнь и большую часть своего богатства созданию «Богоматери Парижа». Строительство продолжалось в течение многих лет и после его смерти в 1196 году. Четыре разных архитектора работали над собором на протяжении всего периода строительства. К 1250 году западные башни и северная роза были завершены, а остальные элементы были установлены лишь к 1345 году.

Собор Парижской Богоматери был значительно поврежден революционерами в 1792-93 гг., когда были разрушены многие статуи и соборные порталы. В 1845 году началась обширная реставрация собора под руководством архитекторов Антуана Лассуса и Эжена Виолле-ле-Дюка, которая заняла 25 лет. В результате реставрации были не только восстановлены здание и скульптуры собора, но и сооружён знаменитый шпиль. В эти годы были снесены примыкавшие к собору постройки, в результате чего перед фасадом Нотр-Дам и образовалась Соборная площадь. Сейчас здесь же, на площади, находится нулевой километр – начальная точка отсчёта французских дорог.

Соборная площадь перед фасадом Нотр-Дам // Фото: Flickr.com – Claude Attard

Архитектура Нотр-Дам де Пари

Нотр-Дам считается одним из лучших примеров французской готической архитектуры. Это было одно из первых зданий в мире, где использовались «летающие» контрфорсы в качестве средства поддержки внешних стен. Вокруг здания можно увидеть множество небольших статуй, выполненных в индивидуальном стиле. Некоторые статуи использовались в качестве опор для колонн, а другие, такие как знаменитые гаргульи – в качестве водостока. Три больших розовых витража считаются одним из величайших шедевров христианства.

Западный Фасад

Внушительный западный фасад как только ни называли – от «шедевра композиции и исполнения» Марселя Обера до «чистого творения духа» Ле Корбюзье. Это просто, но сложно; контрастно, но гармонично.

Фото: Flickr.com // Автор: Lawrence OP

Западный фасад растянулся в ширину на 41 метр и поднимается ввысь на 63 метра к вершине башни. В центре изображена большая роза диаметром 9,6 метра, которая образует ореол над статуей Девы с младенцем. Слева и справа от Девы стоят два ангела. Под балюстрадой находится галерея ветхозаветных царей. Это ряд из 28 статуй, обезглавленных во время Великой французской революции и заново созданных в период реставрации в XIX веке.

На нижнем уровне есть четыре контрфорса, каждый из которых имеет нишу со статуей. На северной опоре изображен Стефан Первомученик, на южной – Дионисий Парижский.

Между опорами находятся три больших портала, каждый из которых отличается от другого. Правый, южный портал называется Порталом Святой Анны. Левый, северный портал – это портал Богородицы, увенчанный треугольным фронтоном. Центральный портал, Портал Страшного Суда, является самым высоким и широким из трёх.

Портал Страшного Суда

Центральный портал Страшного суда // Фото: A. H. – Pixabay

Портал Страшного Суда богат символикой и рассказывает довольно интересную историю.

На нижней перемычке изображены метрвецы, восставшие из могил. На верхней перемычке архангел Михаил взвешивает их души. Избранных людей, проявивших любовь к Богу и ближнему, ведут к Небесам слева. Осуждённых же дьявол ведёт в ад справа. Помимо этого, на одной из перемычек Христос величественно восседает на своем престоле славы. Над Христом расположены фигуры Небесного Двора

Архангел Михаил (слева) и дьявол (справа) // Фото: Günther Simmermacher – Pixabay

Шпиль собора

Оригинальный шпиль Нотр-Дам, который также служил колокольней, был разрушен в 1786-1792 гг. Во время реставрации Виолле-ле-Дюк решил построить второй шпиль, смоделированный по образцу шпиля, построенного в Орлеане в 1852 году. Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора, имеет высоту 96 метров. Основание шпиля украшают четыре группы бронзовых статуй апостолов – всего их двенадцать. Все статуи смотрят на Париж, кроме св. Фомы, покровителя архитекторов, – он обращён лицом к шпилю и рукой касается лба.

Гаргульи

Одна из самых известных черт собора Парижской Богоматери – это гаргульи, некоторые из которых также служат водостоками. Поднявшись по винтовой лестнице на 387 ступенек к вершине колокольни можно не только рассмотреть знаменитые статуи гаргулий в деталях, но и полюбоваться захватывающим панорамным видом на город.

Фото: instagam.com // Автор: @maria_demina_one

Внутреннее убранство собора Парижской Богоматери

Фото: Flickr.com // автор: Jose Maria Cuellar

Внутри собора трансепты (поперечные нефы), пересекаясь с главным, образуют крест. Главный продольный неф украшен серией скульптур, изображающих сцены из Евангелия. В часовнях, расположенных в правой части собора, представлены картины и скульптуры разных художников. Эти работы, предметы искусства, следуя многовековой традиции, передаются в дар собору ежегодно в первый день мая.

Одними из самых знаковых украшений собора являются его многочисленные витражи. Всего в соборе Парижской Богоматери насчитывается 110 застеклённых витражами окон, однако главными по праву считаются три «розы» Нотр-дам.

Витражи собора

Западная роза, или роза главного входа – старейшая из трёх, она была выполнена около 1220 года. Нижнюю часть розы скрывает корпус большого органа.

Северная роза собора // Фото: Flickr.com –Deb Nystrom

Северная роза была остеклена между 1250-60 гг. Её диаметр составляет 12,9 метра, как и южной розы. Вместе с нижним ажурным фризом северная и южная розы достигают в высоту аж 18,5 метров.

В центре северной розы изображена Богородица, держащая младенца Христа. Их окружают изображения царей и пророков Ветхого Завета. Создание южной розы датируется примерно 1260 годом, это был подарок короля Людовика IX. В противоположность северной, сюжет южной розы посвящён Новому Завету.

Орган собора Парижской Богоматери

В соборе Нотр-Дам три органа, самый известный из которых – Большой орган. Оснащённый почти восемью тысячами трубок и пятью клавиатурами, он является самым большим органом во Франции.

Большой орган собора Парижской Богоматери // Автор: Nav reet rana [CC BY-SA 4.0], через Викисклад

Первый большой орган был установлен в соборе в 1402 году – это был старый орган, помещённый в новый готический корпус. Впоследствии он неоднократно достраивался и реконструировался.

Склеп

Склеп находится под площадью прямо перед собором и предлагает посетителям взглянуть на историю Парижа с необычной стороны. В склепе можно найти сооружения, которые датируются от античности вплоть до XX века. Он охватывает довольно большую территорию, проходящую через последовательные уровни, перенося посетителей во времена первых галло-римских поселений на берегах Сены. Эта территория восходит к 27 г. до н.э. и 14 г. н.э. Собственно, под собором Парижской Богоматери, построенным на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, находится фундамент галло-римского храма Юпитера, который стоял там ранее.

Интересные факты о соборе Парижской Богоматери

  • Необыкновенный 6-тонный колокол «Эммануэль» был единственным колоколом, спасенным от расплавления во время Французской революции.
  • Наполеон Бонапарт короновал себя императором французов в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года.
  • Нотр-Дам является самым популярным памятником в Париже. Ежегодно его посещают около 14 миллионов человек в год. Для сравнения, Эйфелеву башню посещает почти вдвое меньше туристов – около 7 миллионов человек.

travel-stories.ru

Два Нотр-Дама — Мастерок.жж.рф — LiveJournal

А кто знал, что кроме Собора Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris) существует еще и Базилика Нотр-Дам в Монреале (Basilique NotreDame de Montréal) ? И я не знал. Вот сейчас рассмотрим их немного и выясним кто чья копия, кто построена раньше и почему так называются. Кстати, теперь обращая больше на это внимания вижу в интернете в некоторых источниках рассказы про Парижский собор с фотографиями Монреальского 🙂

В 1642 году Поль Шомеди де Мезоннёв основал на берегу реки Святого Лаврентия французскую колонию Виль-Мари (нынешний Монреаль). Спустя несколько лет здесь обосновались священник Жан-Жак Олье и его собратья по священнической конгрегации Сен-Сюльпис. В 1663 году им был выделен участок земли под приходской дом, остававшийся во владении сюльпицианцев до 1840 года. Приход был официально открыт и посвящен Пресвятому имени Марии в 1678 году.

Строительство церкви Нотр-Дам на этом месте началось в 1672 году. Первое здание было построено по традиционному плану иезуитских миссионерских церквей, с трансептом и полукруглым хором. Между тем население Монреаля, первоначально не превышавшее тысячи человек, быстро росло, и в 1708 году здание пришлось увеличивать, а в 1722 году оно подверглось значительной реконструкции. По проекту королевского инженера Гаспара Лери западный фасад был существенно перестроен и расширен; с обеих сторон к нему предполагалось пристроить две башни. Однако закончить удалось только одну, северную, а южная башня так и осталась недостроенной.


К 1734 году эта церковь снова оказалась слишком маленькой для растущего населения города, и пришлось расширять ее опять — на сей раз за счет создания боковых проходов, связывающих трансепт с башнями на фасаде. В таком виде храм просуществовал до начала XIX столетия, пережив смену колониальных властей Канады: в 1760 году на смену французам пришли англичане.

В 1822 году решение епископа Квебека о начале строительства кафедрального собора Сен-Жак побудило сюльпицианцев к коренной реконструкции старой церкви Нотр-Дам. Для разработки проекта был приглашен ирландский архитектор Джеймс О’Доннелл (1774—1830), эмигрировавший в Нью-Йорк в 1812 году. К тому времени он уже построил церковь Христа в Нью-Йорке и заканчивал возведение пресвитерианской церкви в Рочестере. Работа над проектом церкви Нотр-Дам в Монреале произвела в нем глубокие внутренние перемены: незадолго до своей смерти (28 января 1830 г.) он отказался от протестантской веры и перешел в лоно католической церкви.


Кликабельно

Проект О’Доннелла, представленный им на обсуждение полномочной комиссии, вызвал горячие споры: архитектор предложил создать ни больше ни меньше, как самый грандиозный храм Северной Америки, и вдобавок в стиле, противоречившем установившимся традициям. В то время в архитектуре еще безраздельно господствовал классицизм; О’Доннелл же в своем проекте возрождал традиции блестящей французской готики XII—XIII веков. Неудивительно, что его предложение вызвало резкие протесты консервативно настроенных членов комиссии. Возражая им, архитектор сказал:

«Господа, помните, что это — не временная постройка, но то, что принесет славу вам, вашей конгрегации и всей вашей стране. Я ручаюсь, что этой церковью будут восхищаться будущие поколения».

Большинством голосов проект О’Доннелла был одобрен.



Кликабельно 8000 рх, панорама

Строительные работы начались в 1824 году. Потребовалось два года, чтобы возвести стены, фасад и заложить основания башен. Опоры перекрытий были завершены в 1827 году, своды и интерьер — в 1829 году. Старая церковь оставалась действующей, пока в 1830 году не была закончена новая базилика. Работы над западным фасадом продолжались под руководством архитектора Джона Остелла до 1841 года. Северная башня сохранялась до 1843 года, после чего ее сменила новая постройка. Среди колоколов выделяется «Большой Бурдон» весом 9980 кг.

Собор Нотр-Дам в Монреале, рассчитанный на 10 тыс. человек, стал первым крупным неоготическим сооружением и самой большой по тем временам церковью Северной Америки. Сегодня, окруженный современными высотными зданиями, он несколько теряется на их фоне, а между тем размеры его поистине грандиозны: высота башен — 66 м, протяженность — 77 м при ширине 41 м и высоте центрального нефа 24 м. Вся постройка в плане имеет форму прямоугольника, а две башни западного фасада связаны внутренним портиком. Собор, обильно украшенный готическими элементами, тем не менее сохраняет традиционный классический план, сформировавшийся в XVIII столетии. Можно сказать, что собор Нотр-Дам готический снаружи и классический внутри. Как бы то ни было, архитектура монреальского собора вдохновила многих последователей О’Доннелла на создание подобных сооружений в Монреале и его окрестностях. Так, церкви Сент-Терез и Сент-Энн-де-ла-Перад являются почти точными копиями (правда, уменьшенными) собора Нотр-Дам.

Первоначальный интерьер собора был полностью изменен в 1872—1879 годах по проекту архитектора Виктора Буржо и под художественным влиянием восстановленной в те годы знаменитой часовни Сент-Шапель в Париже. Предыдущее убранство из серого и голубого искусственного мрамора сменила полихромия — голубые, красные, пурпурные цвета, серебро и золото. Апсида была окрашена в темно-синий цвет, своды расписаны золотыми звездами. На фасадах появились три больших окна-«розы».

В 1872 году тогдашний настоятель собора Бенжамен-Виктор Руссело, приехав в Париж, заказал у скульптора Анри Буриша статуи и барельефы для главного алтаря и нового алтарного образа, созданного Виктором Буржо. По проекту Анри Буриша была сделана и кафедра проповедника (1883—1887 гг.). Ее изготовил монреальский резчик Луи-Филипп Эбер, слегка изменив первоначальный вариант и изобразив у основания кафедры две фигуры пророков вместо четырех.

В 1882 году у входа в собор по проекту архитектора Пьера-Луи Морана был сооружен небольшой баптистерий-крещальня. Все его декоративное убранство — витражи, росписи сводов, стен и дверных проемов — создано художником Озиасом Ледуком в 1926 году.

Огромные размеры и роскошное убранство нового собора вполне подходили для массовых богослужений, однако для менее торжественных церемоний требовалось более скромное сооружение. Поэтому в 1888 году рядом с собором была возведена деревянная часовня Святейшего Сердца Иисусова, построенная по проекту архитекторов Анри-Мориса Перро и Альбера Меснара в стиле английской готики и рассчитанная на 1000 человек. Ее официальное открытие состоялось в 1891 году.

7 декабря 1978 года часовня была практически уничтожена пожаром. Ее восстанавливали, используя старые фотографии и рисунки. Новое декоративное убранство часовни включает алтарный образ работы квебекского скульптора Чарльза Дауделина. 32 отлитые из бронзы скульптурные группы символизируют преодоление человеком трудностей земной жизни и его восхождение к небесной славе Святой Троицы.

В соборе хранится большая коллекция художественных и исторических ценностей. Самые интересные из них можно видеть в музее собора. В их числе серебряное изображение Мадонны — дар французского короля Людовика XV; фигура Девы Марии из слоновой кости, принадлежавшая семье Поля Шомеди де Мезоннёв, основателя Монреаля; картина «Св. Франциск, слушающий ангельскую музыку» работы выдающегося испанского художника Алонсо Кано (1601—1667), а также Распятие и люстра, подаренные королем Людовиком XVI.

[ТУТ ВЫ МОЖЕТЕ ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ИЗУМИТЕЛЬНЫХ ФОТО СОБОРА ]

Продолжим теперь про Парижский собор:

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) (фр. Notre Dame de Paris) — географическое и духовное «сердце» Парижа, расположен в восточной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера.


   В соборе проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, — использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции.

    Высота собора — 35 м, длина — 130 м, ширина — 48 м, высота колоколен — 69 м, вес колокола Эммануэль в восточной башне — 13 тонн, его языка — 500 кг.

Строительство началось в 1163, при Людовике VII Французском. Историки расходятся в мнениях о том, кто именно заложил первый камень в фундамент собора — епископ Морис де Сюлли или папа Александр III. Главный алтарь собора освятили в мае 1182 года, к 1196 году неф здания был почти закончен, работы продолжались только на главном фасаде. К 1250 году строительство собора в основном было завершено, а в 1315 году закончена и внутренняя отделка.

   Строительство западного фронтона, с его отличительными двумя башнями, началось около 1200 года.

  Главными создателями Нотр-Дам считаются два архитектора — Жан де Шель, работавший с 1250 по 1265 год и Пьер де Монтрей (создатель Св. Капеллы. Умер в 1267 году), работавший с 1250 по 1267 год.

В ходе строительства собора в нём принимало участие много разных архитекторов, о чём свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западная сторона и башни. Башни были закончены в 1245, а весь собор — в 1345 году.

   Мощный и величественный фасад разделён по вертикали на три части пилястрами, а по горизонтали — на три яруса галереями, при этом нижний ярус, в свою очередь, имеет три глубоких портала. Над ними идёт аркада (Галерея Королей) с двадцатью восемью статуями, представляющими царей древней Иудеи.

   Собор с его великолепным внутренним убранством в течение многих веков служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций и национальных похорон. В 1302 году в нём впервые собрались Генеральные Штаты — первый парламент Франции[1]. Здесь отслужил благодарственный молебен Карл VII, коронованный в Реймсе. А через полтора века состоялась свадьба Генриха IV , который был королем Наварры, и сестры французского короля Маргирите (Марго) Валуа.

   Как и в других готических храмах, здесь нет настенной живописи, и единственным источником цвета являются многочисленные витражи высоких стрельчатых окон.

Во времена Людовика XIV, в конце XVII века, собор пережил серьёзные перемены: могилы и витражи были разрушены. В ходе Великой Французской революции, в конце XVIII века одним из первых декретов Робеспьера было объявлено, что если парижане не хотят, чтобы «твердыня мракобесия была снесена», то они должны уплатить Конвенту мзду «на нужды всех революций, какие еще произойдут с нашей помощью в других странах».

   Собор был объявлен Храмом Разума.

   В июле 1793 года Конвент объявил, что «все эмблемы всех царств должны быть стерты с лица земли», и Робеспьер лично распорядился обезглавить «каменных королей, украшающих церкви».

   Собор был возвращён церкви и вновь освящён в 1802 году, при Наполеоне.

В 1831 году Виктор Гюго опубликовал роман «Собор Парижской Богоматери», написав в предисловии: «Одна из главных целей моих — вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре».

   Реставрация началась в 1841 г. под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка (1814-1879). Этот известный парижский реставратор также занимался реставрацией Амьенского собора, крепости Каркассон на юге Франции и готической церкви Сент-Шапель. Восстановление здания и скульптур, замена разбитых статуй и сооружение знаменитого шпиля длились 23 года. Виолле-ле-Дюку также принадлежит идея галереи химер на фасаде собора. Статуи химер установлены на верхней площадке у подножия башен.

masterok.livejournal.com

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари)

Видео: Нотр-Дам де Пари

История строительства собора

Алтарь Норт-Дама с с коленопреклоненными статуями Людовика XIII и Людовика XIVАлтарь Норт-Дама с с коленопреклоненными статуями Людовика XIII и Людовика XIV

Храмы располагались в этом месте с незапамятных времен, еще в эпоху римлян тут стоял храм, посвященный Юпитеру. Позднее Меровинги, правившие Галлией в 500-571 годах, построили здесь собор Св. Этьена.

Собор Парижской Богоматери был заложен в 1163 году Морисом де Сюлли, епископом Парижа, а краеугольный камень был заложен папой римским Александром III. Его возведение продолжалось до 1345 года, то есть заняло почти два века. За это время проектом руководили десятки архитекторов, что не помешало им воздвигнуть прекрасный и органичный ансамбль. Согласно историческим данным, ранее на этом же месте существовало еще несколько церквей, как христианских, так и языческих.

Строительство собора Нотр-Дам де Пари проходило с участием многих архитекторов, но основными его создателями, внесшими наибольший вклад, считаются Пьер де Монтрей и Жан де Шель. Закладывалось здание во времена царствования Людовика VII. Именно тогда стал популярен готический стиль в архитектуре, который и был использован зодчими. Это направление удачно смешалось с романским стилем из традиций Нормандии, что придало собору уникальный облик.

Картина "Коронация Наполеона I" (2 декабря 1804 г.), написанная Жак-Луи Давидом в 1807 г.Картина «Коронация Наполеона I» (2 декабря 1804 г.), написанная Жак-Луи Давидом в 1807 г.Восточный фасад собора, 1860-еВосточный фасад собора, 1860-е

Историю Франции и Нотр-Дама невозможно разделить, ведь именно здесь возносили свои молитвы рыцари, отправляясь в Крестовые походы, проходили коронация Наполеона, празднование победы над гитлеровскими войсками и многие другие события.

Собор Парижской БогоматериНорт-Дам окутан атмосферой мистицизма и темной романтики Собор Парижской БогоматериЗападный фасад собора Парижской Богоматери

Собор Парижской Богоматери сильно пострадал от неумелых реконструкций в ходе событий конца XVIII века, а позже – из-за народного забвения. Так, французская революция чуть не лишила мир этого уникального памятника архитектуры, его даже хотели сжечь. Множество скульптур были разбиты или обезглавлены, витражи уничтожены, драгоценная утварь разграблена. Постройку объявили Храмом Разума, затем — центром Культа Высшего Существа, а позже просто превратили в продовольственный склад. От полного разрушения архитектурный ансамбль уберег роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», занявший центральное место в истории любви горбуна к красотке-цыганке. Публикация произведения не только сделала писателя знаменитым, но и обратила внимание широкой публики на исключительную историческую, а также эстетическую ценность древнего здания.

Собор Парижской БогоматериИменно здесь находится «Нулевой километр» – точка отсчета всех расстояний во Франции

Было принято решение реконструировать Нотр-Дам по всем правилам старинных технологий. Виолле-ле-Дюка успешно справился с такой непростой задачей, поскольку архитектор владел знаниями о способах строительства древних мастеров, работавших над постройкой храма. Реставрация собора Парижской Богоматери продолжалась более четверти века. За это время восстановили фасады и внутреннее убранство, реконструировали загубленную революционерами галерею скульптур и часть горгулий, вернули на свое законное место всех сохранившихся инфернальных «охранников».

Дополнительно был сооружен и установлен на крышу шпиль высотой более 95 метров. В последующие годы парижане крайне трепетно относились к своей святыне. Примечательно, что храм практически не пострадал за период двух Мировых войн. В конце XX века была инициирована еще одна реставрация, позволившая полностью очистить здание от городской пыли, вернуть песчанику, из которого сложен фасад, первоначальный золотистый оттенок.

Собор Парижской БогоматериВид на собор Парижской Богоматери через арку

Видео: Последствия пожара в соборе

Фасад и горгульи

Собор Парижской Богоматери – место, куда ведут все дороги Франции!Собор Парижской Богоматери – место, куда ведут все дороги Франции!

Самым популярным атрибутом внешнего убранства собора Парижской Богоматери остаются каменные демонические существа. Горгульи присутствуют здесь в большом количестве и предназначены не только для украшения, но и для отведения воды из многочисленных стоков на кровле. Дело в том, что необыкновенно сложная конструкция крыши способствует накоплению влаги из-за осадков, поскольку она не может стекать так же свободно, как с обычных домов. Это способно привести к развитию плесени, отсыреванию и разрушению камня, поэтому качественные водостоки просто необходимы любому готическому собору.

Собор Парижской Богоматери

По традиции малопривлекательные выходы труб маскировали фигурами горгулий, химер, драконов, реже – людей или реальных животных. Многие усматривают в этих демонических образах скрытые смыслы, поэтому здесь открывается большой простор для фантазии. Примечательно, что на момент постройки каменных демонов на соборе не было, их установили с подачи реставратора Виолле-ле-Дюка, использовавшего данную средневековую традицию.

Барельеф собораБарельеф собораДева Мария с младенцем и ангеламиДева Мария с младенцем и ангелами Собор Парижской БогоматериСобор Парижской БогоматериСобор Парижской Богоматери Горгульи Нотр-Дама
Собор Парижской Богоматери на закатеСобор Парижской Богоматери на закате

Главный фасад украшен каменными статуями и имеет три портала. Основной находится посередине, его арки поддерживают по семь изваяний с каждой стороны, а главным декором являются рельефные сцены Страшного Суда. Правый портал посвящен Святой Анне, где изображены Пресвятая Дева с Младенцем, а левый – Богородице, со знаками зодиака и изображением коронации Девы Марии. Огромные двери украшены коваными рельефными изображениями.

Уже упомянутый шпиль на крыше заменил тот, что был разобран в конце XVIII века. Конструкция украшена четырьмя группами апостолов, а также соответствующими евангелистам животными. Все изваяния обращены лицом к французской столице, за исключением покровителя архитекторов Святого Фомы, который словно любуется шпилем.

Практически все витражи довольно современны, выполнены при реставрации храма в XIX веке. Только в центральной розе ветров сохранились некоторые средневековые части. Узор этой масштабной конструкции (диаметр 9,5 метров) из цветного стекла изображает Марию, а также сельские работы, знаки Зодиака, людские достоинства и грехи. Северный и южный фасады оборудованы самыми крупными розами, которые существуют в Европе. Каждая из них имеет около 13 метров в диаметре.

Собор Парижской БогоматериФасад Нотр-Дама, включающий 3 портала: Богородицы, Страшного Суда и Святой Анны, а также Галерею Королей сверху

Внутреннее убранство собора Парижской Богоматери

Собор Парижской БогоматериСеверная роза собора Парижской Богоматери

Конструкция в продольном сечении представляет собой крест, по центру которого располагается комплекс скульптурных изображений различных евангельских сцен. Интересно, что внутренние поддерживающие стены здесь отсутствуют, их функцию выполняют многогранные колонны. Большое количество художественной резьбы залито неземным светом, который окрашивается в разные цвета, проходя сквозь стекла нескольких роз. В правой части Нотр-Дама туристы могут полюбоваться на замечательные скульптуры, картины и другие произведения искусства, которые традиционно преподносятся в дар Богоматери каждый год первого мая. Величественная центральная люстра выполнена по эскизам Виолле-ле-Дюка, после реконструкции она заменила паникадило, переплавленное во время Французской Революции.

Собор Парижской БогоматериСобор Парижской БогоматериСобор Парижской Богоматери Интерьер Нотр-Дама
Витраж Нотр-Дама. Из-за обилия библейских сцен в Средние века собор называли "Библией для нечитающих"Витраж Нотр-Дама. Из-за обилия библейских сцен в Средние века собор называли «Библией для нечитающих»

Между порталом и более высоким ярусом находится Галерея Царей, где выставлены скульптуры Ветхозаветных правителей. Революционеры безжалостно уничтожили изначальные статуи, поэтому они были сделаны заново. В конце XX века фрагменты отдельных скульптур были найдены под одним из парижских домов. Оказалось, что владелец выкупил их в смутное время, чтобы похоронить с почестями, а позже построил на этом месте свое жилище.

Нельзя не упомянуть о величественном органе, установленном в соборе Парижской Богоматери. Он был оборудован еще при возведении храма, множество раз перестраивался и реконструировался. На сегодняшний день этот орган является самым крупным во Франции по количеству регистров и вторым по числу труб, часть из которых сохранилась со времен Средневековья.

Собор Парижской БогоматериОрган в соборе Парижской Богоматери

Южная колокольня

Собор Парижской БогоматериЮжная башня собора Парижской Богоматери

Если вы хотите насладиться парижскими панорамами, не уступающими по красоте виду с Эйфелевой башни, обязательно стоит подняться на Южную башню собора Парижской Богоматери. Сюда ведет спиральная лестница из 387 ступеней, поднявшись по которым, вы увидите главный колокол собора, Эммануэль, а также сможете в непосредственной близости рассмотреть горгулий. Считается, что они так внимательно смотрят на запад, потому что ожидают захода солнца, после которого каждую ночь оживают.

Музей и сокровищница

В соборе функционирует музей, где каждый посетитель сможет узнать об истории храма во всех подробностях, послушать множество знаменитых и малоизвестных рассказов, связанных с этим местом. Здесь хранятся различные экспонаты, которые непосредственно касаются многовековой жизни Нотр-Дама.

Собор Парижской БогоматериВ Сокровищнице Норт-Дама де Пари

Из святыни можно пройти в подземную Сокровищницу, вынесенную под площадь перед собором. В ней находятся исторические и религиозные реликвии: утварь, драгоценные предметы искусства и так далее. Но самыми главными экспонатами являются Терновый венец Христа, один из гвоздей, которыми Иисус был распят, и фрагмент того самого креста.

Собор Парижской БогоматериГоргулья Нотр-Дама

Порядок и стоимость посещения

Плавучее кафе с видом на Нотр-ДамПлавучее кафе с видом на Нотр-Дам

Чтобы попасть внутрь собора Парижской Богоматери, вам придется отстоять большую очередь. По статистике, каждый день порог Нотр-Дама, в зависимости от времени года, переступает от 30 до 50 тысяч людей. Вход в сам собор бесплатный, но чтобы подняться на колокольню каждому взрослому человеку придется заплатить 15 евро. Те, чей возраст меньше 26 лет, могут пройти бесплатно. Стоимость посещения Сокровищницы составляет 4 евро для взрослых, 2 € – для молодых людей 12-26 лет, 1 € – для посетителей 6-12 лет. Бесплатно могут входить дети до 6 лет. Кроме того, во все пятницы Великого Поста, а также в первые числа каждого месяца сокровища бесплатно выносятся для всеобщего обозрения. Такие выставки начинаются обычно около трех часов дня.

Около собора можно покормить птицОколо собора можно покормить птиц

Каждый посетитель имеет возможность воспользоваться аудиогидом на английском, немецком, французском, португальском, испанском, китайском или японском языках. Стоимость этой услуги составляет 5 евро.

Как добраться

Полный адрес святыни: 6 place du Parvis Notre-Dame, Ile de la Cit, 75004 Paris. В пяти минутах ходьбы расположены станции метро «Шалете», «Остров Сите» и «Отель-де-Виль». Кроме того, можно воспользоваться автобусными маршрутами № 21, 38, 47 или 85. По будням собор Парижской Богоматери открыт с 8.00 до 18.45, по субботам и воскресеньям – с 7.00 до 15.00. Каждую субботу здесь проходят службы в 5.45, а также в 18.15.

Собор Парижской БогоматериСобор Парижской Богоматери с подсветкой

wikiway.com

Собор Парижской Богоматери. — ru_art links — LiveJournal

? LiveJournal
  • Main
  • Ratings
  • Interesting
  • Disable ads
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)

art-links.livejournal.com