/Вулканы антарктиды: Вулканы Антарктиды. 1000 чудес со всего света

Вулканы антарктиды: Вулканы Антарктиды. 1000 чудес со всего света

Содержание

Вулканы Антарктиды. 1000 чудес со всего света

Вулканы Антарктиды

В Антарктиде много вулканов. Некоторые из них (в частности, расположенные на островах Антарктики) извергались в последние 200 лет. В связи со специфичностью климата и малой населенностью южного материка, большинство извержений происходили без свидетелей со стороны людей и фиксировались, когда вулканическая активность подходила к концу, а иногда и задним числом. Только на острове Десенсьон исследовательские станции находятся в зоне одного из вулканов.

На вершине горы Мельбурн, расположенной напротив острова Росса, по другую сторону залива Мак-Мердо, находятся активные фумаролы — трещины в земной коре, выбрасывающие газ. Сочетание пара и отрицательных температур породило множество хрупких ледяных колонн; кроме того, несмотря на высоту, вокруг фумарол развилась уникальная бактериальная флора.

В 1893 г. норвежец К. А. Ларсен, совершая путешествие на юг по редкому маршруту через море Уэдделла, записал, что видел вулканическую активность у Сил-Нунатекс. Много лет это наблюдение скептически воспринималось геологами, которые говорили, что Ларсен, вероятно, видел облако, но работы последнего времени обнаружили следы активных фумарол в регионе. Вулканическое извержение всегда производит незабываемое впечатление, однако резкий контраст расплавленной лавы и ледяного снега делает антарктические извержения особенно эффектными.

Джеймс Кларк Росс и Фрэнсис Крозиер на своих кораблях «Эребус» и «Террор» 9 января 1841 г. преодолели паковый лед и оказались на открытой воде моря Росса. Тремя днями позже они увидели скалистую гряду, вершины которой поднимались до 2500 м; впоследствии она была названа Россом хребтом Адмиралти. Корабли продолжали плыть на юг, следуя линии гор. 28 января 1841 г. путешественники были поражены видом — по словам Роберта Мак Кормика, корабельного врача «Эребуса», — «потрясающего вулкана в чрезвычайно активном состоянии». Расположенный к северу от острова Росса, в глубине моря Росса вулкан был назван «гора Эребус», а меньший, потухший конус к востоку, — «гора Террор».

Эребус считается самым южным из известных действующих вулканов.

В те давние дни, когда наука геология переживала свое детство, активный вулкан посреди льда и снега застывшего континента казался чрезвычайно загадочным. Сегодня геологи уже не удивляются таким феноменам и могут с легкостью объяснить присутствие вулканов, где бы они ни появились, — климатические условия в этом случае не принципиальны. В Антарктиде часто встречаются вулканические породы, хотя с геологической точки зрения они очень древние и представляют продукт вулканической деятельности тех времен, когда континент еще не занимал своего современного полярного положения.

Вулканические породы — важный индикатор движения континентов, полезный для определения маршрутов древних передвижений континентов по поверхности земного шара. Геологически молодая вулканическая область Мак-Мердо в районе моря Росса и связанные с ней вулканы земли Мэри Бэрд просто указывают на недавние континентальные сдвиги в Антарктиде.

Вулкан Эребус — сторожащий путь к Южному полюсу — служит маяком для всех путешественников. Восхождение на гору неизбежно превратилось в одну из целей первых исследователей и скалолазов. Во время экспедиции Эрнеста Шеклтона на «Нимроде» в 1907–1909 гг. группа из шести человек под предводительством 50-летнего профессора Эджворта Дэвида совершила восхождение на легендарную гору. 10 марта 1908 г. они достигли вершины высотой 3794 м и обнаружили там кратер диаметром 805 м и глубиной 274 м, на дне которого находилось озерцо расплавленной лавы. Это озеро существует и сегодня, а Эребус является одним из трех вулканов, демонстрирующих долговременные лавовые озера.

В сезон 1974–1975 гг. геологическая партия из Новой Зеландии спустилась в основной кратер и разбила там лагерь, но активность вулкана не дала им спуститься во внутренний кратер. 17 сентября 1984 г. вулкан снова стал извергаться, выбрасывая разжиженные огненные «бомбы». В настоящее время Эребус по-прежнему остается предметом интенсивных геологических исследований, но при этом привлекает не только геологов.

С транспортных кораблей и самолетов, направляющихся на американскую станцию Мак-Мердо, и кораблей, идущих к историческим домикам Скотта и Шеклтона, в хорошую погоду открываются великолепные виды. Естествоиспытатели, путешественники и просто любители риска не могут устоять перед стремлением сфотографировать гору-вулкан, а в былые времена романтические покорители Южного полюса чувствовали потребность запечатлеть увиденное на картине. Некоторые из лучших работ принадлежали кисти Эдварда Уилсона, доктора и натуралиста, участвовавшего в обеих экспедициях Скотта. Ботаники испытывают особый интерес к гряде Трамвай, расположенной высоко на склонах горы, где в области фумарол на теплой почве развилась богатая растительность.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Антарктида состоит из вулканов — общественные новости

Общество

Ученые обнаружили в Антарктиде более 90 подледных вулканов

Татьяна Бутурлина

14 августа, 2017 17:00

Геологи утверждают, что с этого момента гряда может претендовать на звание самого крупного вулканического пояса планеты.

Изучив скрытую подо льдом поверхность континента, а затем сопоставив полученные данные со снимками из космоса, группа исследователей обнаружила подо льдами в Антарктиде 91 вулкан. Ранее ученые знали о существовании на континенте 47 вулканов.

Расположенные в западной части материка, вулканы высотой от 100 до почти четырех тысяч метров, покрыты двухкилометровым слоем льда. И сегодня ученые опасаются, что если хотя бы один из этих вулканов проснется, — то это приведет к последующей дестабилизации ледяных покровов Антарктики и выходу льда в море.

Сегодня они планируют определить, насколько активны находки и каков реальный риск их извержения.

По словам одного из участников проекта Роберта Бингэма, — исследования на дне моря на этом не заканчиваются,- под Шельфовым ледником Росса может оказаться самая высокая концентрация вулканов в мире.

Надо отметить, что на острове Росса расположен самый южный и один из самых активных на нашей планете вулкан Эребус. Возвышающийся почти на четыре километра над вечными льдами Антарктиды, он на сегодня — самый высокий из действующих вулканов на Земле (его высота составляет — 3794 м).

Эребус был открыт 28 января 1841 года, английской экспедицией, которой руководил полярный исследователь сэр Джеймс Кларк Росс. Экспедиции принадлежали два корабля: «Эребус» и «Террор».

В итоге, остров получил название в честь своего «завоевателя», а вулкан окрестили именем корабля. Расположенный к востоку, меньший, уже потухший вулкан, получил название Террор.

Первое восхождение на вершину этого грозного вулкана состоялось в марте 1908 года. Шесть смельчаков за три дня достигли вершины огнедышащей горы и осмотрели все три ее кратера. Самый большой из них был диаметром 805 м и глубиной 274 м.

Надо сказать, что этот район Антарктиды привлекает исследователей со всего мира. Знаменитый полярный исследователь, Герой СССР и России, долгое время проработавший депутатом Госдумы и сенатором, доктор географических наук и 1-й вице-президент Русского географического общества Артур Чилингаров уверен, что у арктического туризма имеются очень большие перспективы, особенно, после таких громких открытий.

Но чтобы вдохнуть жизнь в такие арктические путешествия, необходимо решить ряд вопросов, как по созданию туристической инфраструктуры, так и нормативного, в том числе разрешительного, характера.

«Арктический туризм является в основном экспедиционным туризмом, то есть туристические группы путешествуют вдали от обитаемых мест в составе экспедиционных групп, не важно, будет ли это на судне, на вездеходах или на лыжах», — комментирует Чилингаров, — «Экспедиционный характер предъявляет высокие требования к профессионализму организаторов и экипировке самих туристов. Это в любом случае не легкая прогулка. Туризм вообще-то является серьезной индустрией с многомиллиардными оборотами. Есть такие разработанные туристические маршруты и в Антарктиде.

Хочу сказать, что в мире существует много поклонников такого вида отдыха, готовых платить немалые деньги для того, чтобы увидеть суровую красоту Арктики и Антарктики и, в известной мере, оторваться от цивилизации. Приведу только два примера: архипелаг Шпицберген, где в «высокий сезон» буквально яблоку негде упасть, и российская ледовая база «Барнео», уже 16-й год принимающая несколько сотен туристов со всего мира в непосредственной близости от Северного полюса. Сложно найти более чарующую, завораживающую и неземную красоту, чем эти дикие, снежные и бескрайние просторы, где так редко ступает нога человека»

Подпишитесь на нашу e-mail рассылкуПодписаться

Антарктида — самое «жаркое» место нашей планеты

Наша планета удивительна и разнообразна. Она, как живой организм, дышит, развивается, изменяется. Одним из проявлений жизненной активности Земли являются сейсмические пояса планеты.

Зоны сейсмической активности — это регионы, где постоянно случаются землетрясения, где расположены действующие вулканы и выходы термальных источников на поверхность. Одними из самых интересных объектов в таких местах являются вулканы. Образование на поверхности Земли (как на суше так и под водой), где происходит выход магмы с глубинных слоев на поверхность, сопровождающийся выбросом пепла и газа — это и есть вулкан. Ученые подразделяют их на действующие, которые активно извергаются, спящие — те, что сохраняют свою активность и могут начать извергаться в любой момент, и уснувшие, которые уже навсегда потухли.

Всем известны скопления вулканов на Камчатке, в Андах и на западном побережье Северной Америки. Но, как оказалось, подобные явления можно наблюдать и в совершенно неожиданных, на первый взгляд местах. Например, мало кто знает, что в основании самого холодного места на планете находится целая вулканическая система. И даже высочайшая точка этого континента носит название вулкан Эребус. Именно под ледяным панцирем Антарктиды экспедиция британских ученых обнаружила более 90 неизвестных ранее вулканов. Эта группа расположена в западной части материка и скрыта от глаз более чем двухкилометровой толщей льда. Благодаря подледному расположению они были обнаружены лишь при помощи радаров, установленных на борту воздушного судна. На наличие в этом районе вулканов указывали и наблюдения, проведенные ранее, но это были в большей степени сейсмические исследования.

Чем же примечательны эти невидимые вулканы и почему представляют такой интерес для мировой науки? В Антарктиде насчитывается около 10 действующих вулканов, извержения которых зафиксированы нашими современниками или в недавнем прошлом. Это, например, уже упоминавшийся вулкан Эребус, который извергался в 2011 году, вулканы Пик Броун, Сил Нунатакс, Хадсон и Десепшен, которые проявляли сильную активность за последние 40 лет. Антарктида — это огромное количество воды, сосредоточенное в виде льда и законсервированное там тысячелетия назад. В эпоху глобального потепления, когда Арктика и Антарктика, ледяные шапки нашей планеты, ежегодно теряют значительную часть своих ледяных запасов, наличие вулканов на самом южном континенте может сыграть роковую роль в процессах повышения уровня Мирового океана. И если антарктические вулканы начнут извергаться, то даже под многокилометровой толщей льда эти процессы могут оказать существенное отепляющее влияние на регион и спровоцировать появление большого числа айсбергов.

Это открытие могло бы и не беспокоить миллиарды людей, живущих в большинстве своем на значительном удалении от южной ледяной шапки, если бы не одно печальное обстоятельство. Дело в том, что при современных тенденциях роста уровня Мирового океана и реальной угрозе затопления густонаселенных прибрежных территорий активизация далеких антарктических вулканов может свести на нет все усилия человечества по предотвращению негативных климатических изменений.

Ученые предупредили об опасности пробуждения более ста вулканов Антарктиды

На ледяном континенте проживает около 5000 ученых со всего мира, которые изучают нетронутые регионы, пытаясь узнать как можно больше об истории Земли и последствиях изменения климата. Но исследователи были шокированы, когда подо льдами обнаружили более 100 спящих вулканов, что сделало Антарктику крупнейшим вулканическим регионом на Земле. Находка была особенно важна, потому что активность этих вулканов могла иметь решающие последствия для остальной части планеты.

Исследователи предупредили, что в случае извержения, некоторые из ледниковых щитов, уже пострадавшие от глобального потепления, будут дестабилизированы еще больше. Однако теперь специалисты пытаются выяснить, может ли раскаленная лава этих вулканов достичь поверхности Земли, или толстый антарктический лед остановит ее, прежде чем она сделает планету непригодной для жизни.

«Мы знаем, что подо льдом прячется множество вулканов – 138, если быть точным. И это только те, о которых нам известно. Насколько катастрофичными будут последствия, если все эти вулканы внезапно проснутся?» – рассказали специалисты в документальном фильме, опубликованном на YouTube.

При этом они подчеркнули, что нормальные условия извержения вулканов не применимы к замерзшей пустыне. «Обычно перед извержением есть предупреждающие знаки, такие как рои землетрясений, указывающие на то, что расплавленная порода движется под поверхностью. Затем к ним присоединяются лава, пепел и горячие газы», – пояснили эксперты.

«Однако вулканы Антарктиды – это совсем другая история. Они погребены под слоями льда толщиной более четырех километров. Мы не будем иметь дело с вулканическими газами, выходящими на поверхность, по крайней мере, до первого извержения», – добавили они.

Ученые отметили, что это явление окажет разрушительное действие на остальной мир. Тепло растопит ледяные пещеры, образуя значительное количество талой воды, которая заставит лед двигаться быстрее в океан.

«Оттуда начнется эффект домино, и магма найдет выход. В Антарктиде множественные извержения могут разбудить более 100 других вулканов и дестабилизировать весь регион», – предупредили исследователи.

Если лед растает, мировой уровень океана поднимется примерно на 60 метров, что приведет к замедлению движения крупных штормов и выпадению большого количества осадков. Ураганы и тайфуны посеют хаос на Земле. Дикая природа потеряет свою среду обитания, а сельскохозяйственные угодья будут уничтожены. «Обширные наводнения вытеснят миллионы людей с береговой линии – мы будем наблюдать тысячи смертей и штормов, сносящих с лица земли города и образующие океаны внутри стран», – заключили эксперты.

Ранее сообщалось, что окрестности национального парка Йеллоустоун пережили месяц интенсивных землетрясений. Согласно отчету Геологической службы США (USGS), только за октябрь в регионе было зарегистрировано 86 подземных толчков.

Белая мгла. 40 лет крупнейшей авиакатастрофе в Антарктиде

• Андреас Иллмер
  • Би-би-си

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Название горы Эребус в переводе с древнегреческого значит «страх»

28 ноября 1979 года новозеландский самолет с туристами, летевшими любоваться с воздуха первозданными красотами Антарктиды, врезался в склон потухшего вулкана Эребус. Все 257 человек, находившихся на борту, погибли мгновенно.

По сей день это самая масштабная воздушная трагедия в истории освоения Антарктики.

Кроме участия в двух мировых войнах, Новая Зеландия не знала серьезных потрясений и массовых жертв. По меркам маленькой, благополучной и безопасной страны гибель в мирное время такого количества людей выглядела чудовищно.

Случившееся потрясло каждого новозеландца, повлекло многолетнее расследование с публичным обменом обвинениями и памятно до сих пор.

Как это случилось?

Компания Air New Zealand начала проводить обзорные полеты над Антарктидой за два года до катастрофы. Идея имела оглушительный успех.

Полеты выполнялись на больших американских самолетах McDonnell Douglas DC-10, начинались и заканчивались в Окленде и длились 11 часов без посадки.

За свои деньги пассажиры получали повышенный комфорт, и, главное, потрясающие виды сверкающих ледяных просторов на краю света.

28 ноября 1979 года первый пилот, бывший капитан новозеландских ВВС Джим Коллинз около полудня совершил привычный маневр: нырнул под облака до высоты 2 тыс. футов (610 метров), чтобы дать пассажирам лучший обзор.

Автор фото, Robert Baden Thomson/Antarctica New Zealand

Подпись к фото,

Следы авиакатастрофы на склоне горы Эребус видны до сих пор

Судя по всему, он был уверен, что повторяет обычный маршрут и находится над покрытым вечным льдом проливом Мак-Мердо.

Пассажиры смотрели в иллюминаторы и увлеченно фотографировали снежные просторы. Множество снимков, в том числе сделанных за секунды до крушения, были обнаружены в фотоаппаратах, найденных среди обломков самолета.

То, что выглядело из пилотской кабины как простирающаяся впереди по курсу белая равнина, оказалось на самом деле вертикальным склоном горы на острове Росса, ограничивающем пролив с востока.

Сигнал тревоги сработал за шесть секунд до столкновения, когда ничего уже нельзя было сделать. Лайнер врезался в обледенелый склон.

После нескольких часов ожидания встревоженные авиационные власти окончательно уверились, что самолета в воздухе больше нет. Сперва надеялись, что он совершил вынужденную посадку из-за нехватки топлива.

Воздушная разведка подтвердила худшие опасения: обломки DC-10 ясно виднелись у подножия Эребуса, и даже на расстоянии было ясно, что выжить никто не мог.

«С современным авиалайнером такого не случилось бы, — заверил Би-би-си накануне трагической годовщины глава Ассоциации гражданских пилотов Новой Зеландии Эндрю Ридлинг. — Оборудование теперь намного лучше. Спутниковая навигационная система не позволила бы сбиться с курса».

Остается добавить, что усовершенствование систем навигации в авиалайнерах стало в том числе и результатом уроков, извлеченных из катастроф, подобных той, что случилась с рейсом TE901.

Страна в шоке

Расследование указало на две причины катастрофы.

Первой стала ошибка бортового компьютера. Заложенные в него данные слегка отличались от обычного маршрута и от полетного задания, полученного экипажем в устной форме.

В результате пилот Коллинз был уверен, что находится над проливом, а на самом деле уже миновал его и достиг острова Росса с возвышающимся над ним на 3794 метра вулканом Эребус.

В тот день наблюдалось метеорологическое явление, известное как «белая мгла». Это оптический феномен в полярных широтах, когда при ярком солнечном свете и низкой облачности исчезает линия горизонта, лед и небо становятся неразличимы.

В этой авиакатастрофе погибли 227 туристов и 30 членов экипажа. 44 человека не удалось опознать.

Все население Новой Зеландии равнялось примерно трем миллионам. Как говорили тогда, практически каждый в стране лично знал кого-то из жертв, их близких или людей, так или иначе причастных к случившемуся: спасателей, авиаторов, юристов.

«Трагедия случилась, когда эта сравнительно молодая нация искала для себя новую точку опоры, — поясняет историк из Кентерберийского университета Роуэн Лайт. — Представление о себе как форпосте Британской империи устарело. Для новой идентичности важное значение имела идея культуртрегерства, прогрессивных технологий, освоения новых пространств. Проникновение в Антарктиду, лежащую в 4500 километрах южнее, хорошо укладывалось в эту парадигму».

Автор фото, Colin Monteath/Antarctica New Zealand

Подпись к фото,

На хвосте разбившегося самолета родственники жертв изобразили кору — маорийский узор в виде папоротника

Однако три крупные катастрофы — крушение поезда в Тангиваи в 1953 году, гибель парома «Вахине» в 1968 году и воздушная трагедия 1979 года, унесшие, соответственно, 151, 51 и 257 жизней, пошатнули уверенность новозеландцев в их способности властвовать над техникой и природой.

Последовавшие разбирательства, фактически продемонстрировавшие неспособность властей установить истину, также произвели тягостное впечатление.

Автор фото, Phil Reid/Antarctica New Zealand

Обломки самолета на склонах Эребуса

Кто виноват?

Первое расследование возложило вину на пилотов, спустившихся ниже уровня, считающегося безопасным по стандартам гражданской авиации. Компьютер, конечно, ошибся с курсом, но если бы высота была достаточной, ничего и не случилось бы.

У погибших летчиков, естественно, нашлись защитники. Дело взяла в свои руки Королевская комиссия по расследованиям — высшая следственная инстанция Новой Зеландии.

Ее вывод оказался прямо противоположным: во всем виновата компания Air New Zealand.

Да, самолет снизился сильнее положенного, но это было обычной практикой, чтобы дать туристам возможность полюбоваться красотами с близкого расстояния и сделать качественные фото. Об этом говорилось даже в рекламных брошюрах.

Комиссия обвинила авиаперевозчика в замалчивании правды с целью сберечь собственную репутацию и не платить семьям погибших.

Меткое выражение судьи Питера Мэхена «Цепь продуманной лжи» стало знаменитым и до сих пор употребляется в Новой Зеландии по любым поводам.

Автор фото, Getty Images

Родные погибших на месте трагедии в 2011 году

Но компания Air New Zealand обратилась в апелляционный суд и снова была оправдана, а обвинения судьи Мэхена отвергнуты.

Дело зашло в тупик, и перипетии юридических баталий в конце концов заслонили в массовом сознании саму трагедию.

Извинения через 40 лет

Так или иначе, репутация компании Air New Zealand сильно пострадала. Полетов над Антарктикой она с тех пор не осуществляла. Сейчас подобную услугу предоставляет маленькая частная авиакомпания из Австралии.

Оптимистичная вера новозеландцев в государство и вообще в разумность и надежность существующего миропорядка тоже оказалась задета. По словам Роуэна Лайта, трагедия стала для молодой нации чем-то вроде утраты невинности.

В 2009 году Air New Zealand принесла извинения, но не за саму катастрофу, а за последующее поведение своего тогдашнего руководства.

Лишь накануне 40-летия трагедии ее глава Тереза Уолш попросила прощения за проявленную компанией неспособность должным образом позаботиться о безопасности пассажиров и экипажа.

От имени правительства к ней присоединилась премьер-министр Джасинда Ардерн.

Памятника жертвам самой крупной катастрофы в истории Новой Зеландии до сих пор нет.

Ранее в этом году Джасинда Ардерн пообещала, что памятник в Окленде, отражающий масштаб трагедии и вызванные ей чувства единения и утраты, скоро появится, но согласия по поводу того, как он должен выглядеть, все еще нет.

На место катастрофы родные погибших привезли крест, каменную плиту и изображение кору — маорийского узора в виде папоротника, считающегося символом Новой Зеландии.

Часть обломков авиалайнера, наполовину вросших в лед, по-прежнему лежат на склонах Эребуса.

Тайна озера на дне кратера вулкана в Антарктиде раскрыта спустя 30 лет

Ученые проанализировали спутниковые снимки редкого лавового озера на острове Сондерс в Южной Атлантике, полученные с орбиты еще в январе 2018, и результатами поделились в журнале Science Direct.

30 лет ученые пытались объяснить тепловые аномалии на вершине вулкана Майкл на острове Сондерс, который является частью Южных Сандвичевых островов и одним из самых отдаленных мест на планете. Остров был обнаружен с орбиты еще в 90-х годах прошлого века, но лишь теперь благодаря спутниковым снимкам удалось разгадать его загадку.

Исследователи уверены: на дне кратера вулкана Майкл бурлит озеро лавы, окруженное льдом. «Впервые за 30 лет данные с нескольких спутников были использованы для анализа лавового озера на горе Майкл», — сказал Даниэль Грей, ведущий автор исследования.

Проанализировав коротковолновые инфракрасные полосы на снимках, исследователи определили долю, занятую расплавленной лавой, и рассчитали температуру лавового озера. По их расчетам, в верхних слоях температура колеблется в пределах от 284 до 419 градусов по Цельсию, а ниже, вероятно, еще более горячая лава, где температура может достигать 1279 градусов.

По оценкам исследователей, озеро имеет ширину около 110 метров и площадь 10 000 квадратных метров, что примерно равно площади восьми олимпийских плавательных бассейнов.

Гора Майкл, кстати, не единственный вулкан, в котором находится постоянное лавовое озеро. Также известны лавовые озера в кратерах вулкана Амбрим в Тихом океане, горы Эребус в Антарктике, вулкана Эрта Але в Эфиопии, вулкана Масая в Никарагуа, вулкана Ньирагонго в Демократической Республике Конго и на горе Ясур в южной части Тихого океана.

Изучение редких природных особенностей важно для разработки методов мониторинга вулканов из космоса. «Их можно использовать для ретроспективного анализа других вулканов и отслеживания их поведения, особенно тех вулканов, которые недоступны из-за местоположения», — говорит Грей.

Кстати, ученым известно, что под антарктическими льдами толщиной в километр скрывается целая вулканическая цепь. С помощью радиолокационных сигналов были обнаружены 91 подледный вулкан. Теперь важно выяснить, сколько вулканов все еще активны. Исследователи предупреждают: вулканы Антарктики могут стать более активными, если ледяной покров продолжит истончаться, уменьшая тем самым давление на кратеры.

Действующий вулкан в антарктиде называется. Эребус, вулкан в антарктиде

Фото из открытых источников

Ученые Эдинбургского университета, проделав огромную исследовательскую работу, на днях опубликовали серию материалов от имени Лондонского геологического общества Geological Society, из которых следует неутешительный для нашей планеты вывод: самый опасный с точки зрения дремлющих вулканов регион Земли — это Антарктида. (сайт)

Под огромной толщей льда на этом материке еще в прошлом веке обнаружено 47 спящих вулканов, однако в настоящий момент исследователи прибавили к ним еще 91 — и это по меньшей мере, поскольку огромный ледниковый панцирь может скрывать и прочие вулканические образования. Таким образом Антарктика, к удивлению ученых, потеснила с первого места даже Восточно-Африканский вулканический хребет, считающийся до сего времени самым грозным вулканическим образованием планеты.

Один из авторов антарктического вулканического исследования Robert Bingham (Роберт Бингам) считает это открытие весьма тревожным для нашего мира с его неспокойной экологической обстановкой в виду глобального потепления. Достаточно даже одному из вулканов Антарктиды проснуться, как неустойчивый ледниковый покров ее западной части начнет массовый сброс в океан, что может привести к резкому повышению уровня его воды и затоплению огромных прибрежных территорий во всем мире. А если вулканы заработают вдруг все?..

Фото из открытых источников

Провести новое обследование Антарктики на предмет выявления вулканов, особенно в той ее части, которая не была учтена в прошлом веке (под более толстыми льдами этого материка), принадлежит самому молодому члену геологической команды Эдинбургского университета Максу Ван Вик де Фризу, который на сегодняшний момент является еще студентом учебного заведения. Однако именно он практически начал осуществлять этот проект.

Повторный анализ ледового материка провели с помощью радиолокаторов, установленных на гусеничных транспортных средствах и самолетах, после чего полученные данные сравнивались с геологической информацией других аэросъемок и спутников. Когда обширные данные были собраны в единую картину и обработаны на компьютеры, оказалось, что в Антарктиде находятся еще более девяносто спящих вулканов, все они (и старые, и новые) имеют высоту от 100 до 3800 метров и покрыты сейчас льдом, достигающим 4 километров толщины. Причем все пики сосредоточены в западной рифовой системе материка, простирающейся на 3500 километров от шельфового ледника Антарктиды до самого Антарктического полуострова.

Фото из открытых источников

Вот что говорит об этом Роберт Бингам:

Мы просто поражены, поскольку ожидали скорее обратного, что вулканов в этом ледяном мире окажется даже меньше, а их тут в три раза больше. И все они сосредоточены практически в одном месте — в западной части Антарктиды. К сожалению, у нас сегодня возникло опасение, что на дне моря, лежащего под громадным шельфовым ледником Росса, вулканов может оказаться еще больше. Поэтому Антарктику без преувеличения можно назвать самым опасным вулканическим регионом Земли. Здесь огнедышащих монстров, пусть пока спящих и незаметных, куда больше, чем в Восточной Африки со знаменитыми вулканами Килиманджаро, Ньирагонго, Лонгонот и так далее. Причем извержение антарктических вулканов, если таковое произойдет, принесет миру не просто какие-то неприятности, а настоящую беду — новый Всемирный потоп.

Вулкан Эребус находится на бескрайних просторах Южного полюса, Антарктида. Этот вулкан расположен южнее всех остальных действующих объектов такого типа. Высота Эребуса составляет 3794 метра. Диаметр кратера объекта составляет 805 метров, а глубина кратера вулкана равна 274 метрам.

Точные координаты расположения Эрубуса (Антарктида) 72 градуса, 32 минуты южной широты; 162 градуса, 17 минут восточной долготы. Это территория острова Росса, на котором имеется еще три вулкана. Все вулканы, кроме Эребуса уже потухли.

Наблюдения за активностью

Регулярная вулканическая активность Эребуса наблюдается с 1972 года. Институтом горной промышленности и технологий США, расположенным в штате Нью-Мексико, была организована специальная станция, которая ведет наблюдение за активностью вулкана.

На территории вулкана можно наблюдать уникальное природное явление. Вулкан Эребус обладает единственным в своем роде озером из настоящей лавы.

Обнаружение вулкана произошло в 28.01.1841 года. Эребус нашли в ходе выполнения миссии экспедиции из Англии. Руководителем проекта был знаменитый английский ученый Джеймс Кларк Росс. В мероприятии принимали участие два корабля Эребус и Террор. Впервые покорение края вершины действующего вулкана произошло в ходе экспедиции, целью которой было покорение просторов Южного полюса. Шестеро отважных исследователей, во главе с Эрнестом Шеклтоном, покорили вершину Эребуса 10.03.1908 года.

Корабль Эребус, а в дальнейшем и одноименный вулкан получили свои названия в честь Эреба великого божества из Древнегреческой культуры. Этот бог был рожден в Хаосе.

Координаты Эребуса совпадают с координатами пересечения разломов Земной коры. Великий вулкан по праву считается наиболее активным предметом вулканической активности. Разломы коры влекут за собой негативные последствия. Из разломов происходит мощный выброс газов, исходящих с недр Земного шара. Среди огромного количества выделяемых газов стоит отметить водород и метан.

Эти газы, достигая уровня Стратосферы, оказывают негативное воздействие на озоновый слой и способствуют его разрушению. Минимальная толщина защитного слоя Земли именно в месте расположения озера Росса, где находится знаменитый вулкан Эребус.

Одна из крупных авиакатастроф произошла из-за того, что пассажирский самолет DC-10, пролетавший над вулканом, столкнулся с его поверхностью. В результате столкновения скончалось 257 человек, 200 из которых являлись гражданами Новой Зеландии. Катастрофа произошла 28.11.1978 года. Самолет перемещался согласно маршруту NZ 901. Летательный аппарат принадлежал авиакомпании Air New Zealand, Новая Зеландия.

Эребус — самый активный вулкан на планете. Ученые постоянно фиксируют незначительную вулканическую активность Эребуса. Последнее крупномасштабное извержение было зафиксировано в 2011 году.

Группа вулкана

Эребус относится к группе Стратовулканов — многослойных объектов вулканической активности, имеющих форму конуса. Чаще всего такие объекты состоят из застывшей лавы, тефры, а также вулканического пепла. У Эребуса большая высота и крутые горные спуски, характерные для стратовулканов. Этот вулкан часто извергается в виде взрывов. Как и все стратовулканы Эребус извергает довольно вязкую и густую лаву, которая быстро застывает и не успевает распространиться на значительные участки земной поверхности.

Взрывы Эребуса очень опасны для человечества. Так как магма, извергаемая вулканом, очень густая и она застывает раньше, чем достигает поверхности кратера вулкана, происходит утечка газа из магмы из-за чего и происходит ее взрыв.

В процессе извержения вулкан выделяет:

• Вулканический пепел, который не только влияет на атмосферу, но и несет угрозу для перелетов воздушного транспорта в зоне катастрофы. Во время перелета над зоной извержения стратовулкана видимости практически нет, потому велик риск столкновения с различными объектами. Возможна остановка двигателя летательного аппарата;
  • Вулканическую грязь, состоящую из вулканических горных пород и воды. Грязевой поток движется довольно быстро и имеет внушительную высоту, потому скрыться от него крайне сложно;
  • Лаву, которая не несет особой угрозы для человечества, так как поток магмы движется довольно медленно и быстро застывает.

Вулкан Эребус является уникальным творением матери-природы. Этот величественный и грозный объект вулканической активности обладает особой таинственностью и красотой. Он очаровывает и оставляет незабываемые впечатления. Особенно запоминается таинственное магматическое озеро, которое расположено в кратере Эребуса. Возможно, этот вулкан не самое безопасное место на планете, но он, бесспорно, является ее украшением.

Вулкан Эребус (The Erebus) — самый южный действующий вулкан в мире, покрытый ледниками, и имеющий уникальное озеро активной лавы в кратере на вершине. Расположен на острове Росса, где имеется ещё 3 потухших вулкана. Его высота — 3794 м. Постоянная активность вулкана наблюдается с 1972 года. Институт горной добычи и технологии штата Нью-Мексико, США организовал здесь станцию наблюдения за вулканом, также вулкан изучает новозеландская база Скотт. Вулкан является одним из 328 действующих вулканов, входящих в тихоокеанское огненное кольцо – полосу вулканов, окаймляющих Тихий океан.

Вулкан Эребус открыт 28 января 1841 г. английской экспедицией под руководством полярного исследователя сэра Джеймса Кларка Росса на кораблях «Эребус» и «Террор». Впервые поднялись на его вершину и достигли края действующего вулкана шесть членов экспедиции Эрнста Шэклтона 10 марта 1908 года (экспедиция пыталась покорить Южный полюс). Корабль и вулкан были названы в честь Эреба, древнейшего греческого бога, родившегося из Хаоса. Расположенный к востоку, меньший, уже потухший вулкан, получил название Террор.

Вулкан Эребус находится на пересечении разломов земной коры и является одним из активнейших вулканов планеты. Из этих разломов периодически происходят мощные выбросы глубинных газов, в том числе водорода и метана, которые, достигая стратосферы, разрушают озон. Минимальная толщина озонового слоя наблюдается над морем Росса, где расположен вулкан Эребус.

Необычно, что у вулкана есть внешний кратер, глубиной 100 метров и шириной около 650 метров, внутри которого расположен меньший кратер, в котором находится озеро жидкой лавы, одно из немногих «незаживающих» лавовых озер в мире. Кроме антарктического гиганта, долговременно живущие озера жидкой лавы есть еще только в кратере вулкана Килауэа на Гавайских островах и в кратере вулкана Ньирагонго в Африке. Однако, огненное озеро среди вечных снегов и льдов производит, без сомнения, более сильное впечатление. Извержения внутри озера создают «бомбы» из кусков лавы диаметром 6 и более метров, которые могут приземляться на расстоянии до 1,6 км. Лава этого удивительного вулкана имеет уникальный состав. Такой же состав имеют и горные породы из которых состоят горы Кении, так называемые кениты, только в расплавленном состоянии. Эребус — единственный на Земле действующий вулкан, извергающий подобную магму.

Склоны вулкана покрыты точками фумаролей или ледяных дымовых труб высотой до 18 метров. Они формируются, когда внутренний жар горы растапливает снег, образуя пещеру, а вырывающийся оттуда пар замерзает в момент соприкосновения с воздухом. Ученые пытаются выяснить, могли ли эти теплые ледяные пещеры когда-нибудь содержать жизнь. На гладких валунах из застывшей лавы, оберегаемой ледяным куполом от наружных морозов, кое-где встречаются мох и водоросли с причитающимся комплексом живности. Здешний реликтовый биоценоз очень чувствителен, и пещеры относится к особо охраняемым территориям, а часть их вообще запрещена для сторонних посещений. Наверное, именно этим объясняется тот факт, что не удалось найти фотоснимков на эту тему.

Впервые вершина вулкана была покорена в 1901 году, членами экспедиции Эрнста Шеклтона, а первое одиночное восхождение состоялось только в 1985. С 1970 года вулкан был под наблюдением, а в 1980 оно стало постоянным, благодаря сети из шести сейсмических станций. С точки зрения науки важным свойством вулкана является то, что его активность относительно невысока и на удивление устойчива, что позволяет изучать жерло вулкана с очень близкого расстояния. Каждый год, примерно в течение шести недель, с ноября по январь, ученые поднимаются на вершину, на высоту 3 476 м, для активной полевой работы.

Ледники тянутся от вулкана до краев острова. Толщина ледника Язык Эребуса варьируется от 50 до 300 метров, он продолжает расти, каждый год прибавляя около 160 метров в длину. Язык Эребуса вытянут за границы острова, в бухту, где он плавает в глубокой воде. Замерзшие воды бухты Эребус, летом обычно тают, и волны придают краям ледника удивительные зазубренные формы. Отломившиеся части ледника образуют айсберги. Кроме того, волны создают в леднике пещеры, представляющие собой взаимосвязанные расщелины, с перекрытиями из снежных мостов. Эти пещеры привлекают работников расположенных рядом станции МакМэрдо и Базы Скотт. Те, кто были внутри, рассказывают о похожих на сталактиты сосульках на сводах пещер, а также о ледяных кристаллах сложной формы. Солнечный свет, проходящий через лед, окрашивает пещеры в голубой цвет.

Если вы не ученый, то маловероятно, что вы попадете на остров Росса. Но все же, есть небольшое количество круизных кораблей, которые посещают Антарктику, поинтересуйтесь их маршрутами. Средняя температура тут составляет — 20°C летом и -60 °C зимой.

28 ноября 1979 года в склон вулкана врезался пассажирский самолёт DC-10 новозеландской авиакомпании Air New Zealand. В результате катастрофы рейса 901 погибло 257 человек (из них 200 — новозеландцы). Во время короткого Антарктического лета все еще можно ясно увидеть обломки.

Этот район Антарктиды привлекает исследователей со всего мира не только действующим вулканом Эребус, свечение над которым превратили его в своеобразный маяк для всех, кто плавает в море Росса, но и тем, что неподалеку, на Земле Виктории, располагался еще недавно Южный магнитный полюс Земли. Сейчас его местоположение сместилось севернее, и теперь точка Южного полюса находится в океане, рядом с берегом Антарктиды.

ФОТО ВУЛКАНА ЭРЕБУС В АНТАРКТИДЕ

Эребус — отличное название для вулкана. В греческой мифологии Эребус был сыном бога Хаоса, а его матерью была Гайя, или Земля. Он был создан из тьмы и тени и заполнил все уголки мира своей темнотой. Вулкан Эребус является самым южным вулканом на Земле и самым активным в Антарктиде. В нем находится озеро раскаленной лавы температурой в 900 градусов по Цельсию — это циркулирующий бассейн магмы глубиной свыше километра, один из пяти подобных, существующих на планете

В то время, как внутри вулкана экстремально горячие температуры, снаружи можно мгновенно замерзнуть в арктических температурах. Склоны заснеженного вулкана испещрены ледяными пещерами, через которые часто выходят вулканические газы, водород и метан, разрушающие озоновый слой Земли. Именно над этим самым активным вулканом мира и наблюдается наиболее тонкий слой озона

Вулкан Эребус был впервые обнаружен полярным исследователем сэром Джеймсом Россом в 1841 году. Позже, в 1907 году, исследователь Эрнест Шеклтон совершил первое восхождение на Эребус со специально организованной экспедицией. Окружающие вулкан территории были названы островом Росса, в честь первооткрывателя

Одна из самых главных особенностей этого вулкана — он всегда активен. Именно поэтому здесь расположена обсерватория вулкана горы Эребус (MEVO), так как для вулканологов это идеальный объект. Вместо бездействия, а затем эффектного прорыва раз в 100 лет, как у многих других вулканов, Эребус всегда включен и бурлит

Это место также печально известно из-за трагической авиакатастрофы. Новозеландский самолет при экскурсионном полете попал в густые облака и врезался в склон вулкана. Погибли 237 пассажиров и 20 членов команды. В полете также должен был принимать участие знаменитый исследователь и путешественник Эдмунд Хиллари, но в последний момент отменил свою поездку. Следы этой катастрофы всё ещё видны на склоне Эребуса, а неопознанные останки жертв захоронены на мемориальном кладбище Вайкумете в западном Оакленде, Новая Зеландия, где ежегодно возлагается памятный венок

В южном секторе карты Антарктиды обозначен стратовулкан Эребус – второй на Земле по высоте. Первооткрыватели-англичане назвали его именем греческого бога – символа мрака, порожденного Хаосом.

Южный полюс планеты насчитывает множество потухших, спящих и активных вулканов. Толщина льда в центральной части материка настолько огромна, что под его тяжестью суша вогнулась почти на 1 км. Только по периметру, а также на прилегающих островах подземные силы смогли пробить ледяной щит и выплеснуться в виде вулканов, горячих гейзеров, фумарол.

Вулкан Эребус на карте находится в окружении 3-х остывших собратьев на южно-антарктическом острове Росса в одноименном море, поблизости от Земли Виктории.

Описание вулкана: высота, диаметр и глубина кратера, возраст

Эребус относится к стратовулканам, для которых характерна слоистость от множества взрывных извержений. На протяжении 1,3 млн. копятся застывающие один за другим потоки магмы. К ним добавляется тефра – оседающие из воздуха выбросы в виде бомб и пепла, которые со временем цементируются в легкую пористую породу туф.

Исследованием структуры наслоений были также выявлены:

• базальт;
  • фонолит и его разновидность кенит;
  • трахит.

Сегодня высота действующего вулкана достигла зоны разреженного воздуха на уровне 3704 м. Выше только потухший, превратившийся в гору, Сидли на антарктической Земле Мэри Бэрд. При глубине кратера 274 м диаметр Эребуса чуть меньше 1 км (805 м).

История извержений вулкана

Стратовулкан принадлежит к Западно-Антарктической рифтовой системе – группе Мак-Мердо, по имени пролива, выходящего в море Росса. Эребус подпитывается огненно-жидкой массой из геосферы между ядром и корой Земли, то есть из верхней мантии. По заключению ученых магматические залегания на глубине 200 км имеют диаметр около 300 км.

Вулкан Эребус — второй на Земле по высоте. Первый — Мауна-Лоа на Гавайях.

От основного массива уходит вниз на 400 км вертикальный канал. Уровень магмы поднимается к жерлу по 6 см/год. На сужающемся дне внутренней кальдеры (котла) Эребуса постоянно находится озеро раскаленной лавы. Постоянным притоком поддерживается вялотекущее извержение с облаками пара, пепла, периодическим разлетом на полтора километра 10-метровых бомб.

Когда накопившее снизу давление становится критическим, происходит короткий мощный взрыв.

За ближайшие 100 лет зафиксировано 8 взрывоподобных извержений, самое сильное – в 1972 г., последнее – в 2011 г. Светящиеся фейерверки раскаленных камней, багровый дым достигают высоты 8-этажного дома. Вырвавшиеся через разломы в земной коре газы – водород, метан – вторгаются в озоновый слой стратосферы и утончают его.

В результате над морем Росса, над Антарктидой формируется огромная озоновая дыра, контур которой повторяет конфигурацию земных разломов. Выток лавы из озера, отверстий в склонах соединяется с гейзерными (водяными) фонтанами, паро-дымовыми столбами из фумарол. При этом вулканический апокалипсис не истощает полностью запасы магмы на дне.

Если заглянуть в отсалютовавший котел, она просвечивается в трещинах остывающей черной корки. Вулкан Эребус на карте Антарктики – сейсмически спокойный район. Для южного полюса вообще не характерны тектонические подвижки, а вулканизм не сопровождается частыми землетрясениями, как на других континентах.

Климат и погода

Климатические условия острова Росса – полярные морские, не отличающиеся от антарктической зоны в целом, поскольку происходит постоянная циркуляция материкового воздуха. Основные приметы – морозная зима, холодное лето. Причем смена температурного фронта своеобразная: самые низкие показатели – в августе, самые высокие для здешних мест – в январе.

Ключевые погодные отметки, °С:

среднегодовая температура на северо-западном побережье острова-26
то же на юго-востоке-36
средняя температура в январе-2 – +6
то же в июле-27
самый низкий показатель августа-62
усредненная годовая температура морской воды на поверхности-1,8°
максимальное прогревание верхнего слоя воды летом+2°

Небо преимущественно закрыто облаками, близость моря создает влажность до 80% в виде тумана. Над островом Росса дуют продолжительные сильные ветры с востока. Среднегодовой объем осадков незначителен – всего 100 мм. Здесь, как над всем Южным полюсом, наивысшая на планете солнечная радиация.

Природные достопримечательности

На карте Антарктика представлена невыразительным белым пятном, в действительности здесь много необычных природных объектов. Склоны того же вулкана Эребус утыканы высокими башнями, из которых постоянно валит дым. Создается впечатление, что внутри горы кто-то топит печи. Это фумаролы.

Когда вулкан успокаивается, температура выходящих паров и газов снижается, вокруг трещины или отверстия оседает паровой конденсат, постепенно намерзая в высоту до 20 м и больше.

Ледяные башни приобретают самую фантастическую форму. Новозеландские ученые так описывают фумаролы: наиболее крупная похожа на фигуру космонавта, за которой процессией следуют подобия людей, животных. Одна фумарола напомнила льва.

От вулканических паров в толще льда образуются пещеры необыкновенной красоты: с просвечивающимися голубыми сводами, белыми сталактитами, разной формы арками, причудливой «лепниной» на стенах, огромными ледяными завитками. Одной из самых впечатляющих является пещера Уоррен глубиной 12 м. Дно полости обнажилось: где-то проступил мягкий влажный грунт, где-то – твердая скальная порода.

Толстые ледяные стены не пропускают свет, но их кристаллическая поверхность создает неповторимый эффект: если в кромешной темноте включить фонари, вспыхивают алмазные искры, переливающиеся всеми цветами радуги.

В самом жерле вулкана есть свой феномен: несмотря на огненное озеро на дне, края котла покрыты льдом. Во время извержения наледь испаряется, но как только активная деятельность замирает, периметр и склоны снова становятся белоснежным.

Невозможно представить, но в условиях вечной мерзлоты живут бактерии. Их находят в антарктических оазисах, каким является долина Тейлора на Земле Виктории. В ней под 400-метровым пластом льда есть незамерзающее очень соленое озеро. Его вода просачивается по горизонту на несколько километров, стекает в низину, образуя каскадный ледяной «водопад» кроваво-красного цвета.

Устрашающую окраску придает жизнедеятельность озерных микроорганизмов. Лишенные возможности получать энергию за счет солнечного фотосинтеза, они перешли на химический.

Ученые выявили 3 стадии:

• Соли серной кислоты озера – сульфаты – трансформируются бактериями в сульфиты.
  • Сульфиты окисляются ионами 3-валентного железа из донного грунта.
  • После получения необходимой для жизни энергии в воде остается 2-валетное железо. Окисляясь кислородом при выходе озерной воды на поверхность, Fe 2 О 3 окрашивает ее в красный цвет.

Исследователи считают, что глубинная, затемненная экосистема существует со времен древней планеты, а ее микроорганизмы развиваются по принципиально иным эволюционным механизмам. Современные приборы позволяют обнаружить бактерий, выживающих в условиях испепеляющих температур вулкана.

Поскольку большинство микробов погибает в лабораторных условиях, их научились описывать по ДНК. Таким образом, было подтверждено, что микроорганизмы обитают в горячих осыпях Эребуса. Поставлена новая задача – на основании проб из пещер и склонов вулкана доказать, что замерзшие бактерии жили в раскаленной лаве.

На вопрос о самых иссушенных местах планеты большинство назовет пустыни. Но верный ответ – Сухие антарктические долины. Почти 8000 км² Земли Виктории утюжат ветра уникальной для планеты скорости – 320 км/час, поэтому в отдельных оазисах не задерживается ни снег, ни лед.

Исторические достопримечательности

На мысе Эванс острова Росса до сих пор стоит хижина англичанина, полярного исследователя, капитана Р. Скотта. Он возглавлял трансантарктическую экспедицию из 5 чел. и благополучно довел ее к средине января 1912 г. до Южного полюса.

Ликование первооткрывателей омрачилось видом палатки с норвежским флагом, которые год назад оставила экспедиция Амундсена. На обратном пути измученных, разочарованных полярников добили морозы и физическое истощение.

Недалеко от хижины в 1916 г. воздвигнут крест на сложенном из камней высоком основании в память о погибшей экспедиции Р. Скотта.

К интересным историческим находкам относится обнаруженный в антарктических снегах в 2013 г. дневник Д. Левика – врача, зоолога, фотографа из группы Р. Скотта. Новозеландские специалисты в области наследия Антарктики отреставрировали размокшие под талым снегом страницы, поместили информацию на цифровые носители.

Дневник переправили на мыс Эванс для приобщения к коллекции из 11 тыс. артефактов, связанных с британскими полярниками. В экспозиции хранятся фотографии, сделанные Д. Левиком на пути к Южному полюсу.

Д. Росс прибыл с экипажем в Антарктику на 2 судах – Эребус и Террор. В первый же день путешественники стали свидетелями извержения вулкана. Потрясенный феерическим зрелищем, Д. Росс отметил в карте огнедышащую гору под именем Эребус. В компанию к ней холодный невысокий щитовулкан, отстоящий на 30 км, назвали Террором.

Исследователи обнаружили в составе лавы стратовулкана уникальный минерал кенит – стекловатую массу с пластинчатыми либо игольчатыми вкраплениями калиевых полевых шпатов, эгирина, оливина. Последнего много в структуре некоторых астероидов. Оливин также близкий родственник драгоценных желто-зеленых хризолитов. Кенит встречается в породах древнейших гор Кении.

В разогретом до 900° жидком состоянии его извергает только Эребус. Для геологов, вулканологов мира этот факт представляет значительный интерес.

Вулкан Эребус на карте острова Росса соседствует с Церковью Снегов (1956 г.). Полярное культовое сооружение находится под присмотром американцев с полярной станции Мак-Мердо. В церкви отправляют службу католики, протестанты, мормоны, буддисты, бахаисты и другие религиозные течения, имеющие возможность прилетать на Южный полюс.

Белое пятно Антарктиды на карте мира хранит много интересных тайн и достопримечательностей. Одна из них – вулкан Эребус.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео о вулкане Эребус

Что это за вулкан, какие его особенности:

Горячие и холодные: сколько действующих вулканов в Антарктиде?

Посмотрите за лед. Глубоко погрузитесь в геологию и географию Антарктиды, и вы обнаружите, что континент раскален вулканической активностью.

На самом деле, ученые все еще изучают вулканическое поле Антарктиды благодаря недавней статье, опубликованной Эдинбургским университетом, в которой освещаются некоторые интересные обновления. Для всех, кто интересуется тем, как Антарктида образовалась и продолжает меняться, важно понимать роль вулканов и продолжающуюся вулканическую активность.

Новые вулканы, спрятанные подо льдом

Используя данные радиолокационного картирования Антарктиды, исследовательская группа из Эдинбургского университета недавно смогла подтвердить присутствие 91 вулкана под ледяным покровом протяженностью до 4 км в Западной Антарктиде. До этого объявления мир уже знал о 47 объектах в этой части континента, что делало это обновление значимым для развития антарктической науки.

Подробнее: Основные мифы о путешествии в Антарктиду

Это открытие означает, что Антарктида является домом для самого большого хребта вулканов на Земле, больше, чем Восточная Африка и Гималаи.Ученые также считают, что в Антарктиде можно найти больше вулканов, а это значит, что есть еще больше секретов, которые нужно раскрыть.

Эдинбургский университет сравнил спутниковые записи и записи из базы данных, а также измерения, полученные с помощью радара, проникающего через лед, и геологическую информацию, чтобы найти скрытые пики базальтовых пород. Вулканы высотой от 100 до 3850 м не являются активными, но могут стать активными, если лед Антарктиды продолжит истончаться из-за изменения климата.

Доктор Роберт Бингхэм из университетской школы геонаук объяснил, что еще многое предстоит узнать о ледяном континенте.

«Очень интересно открывать для себя множество вулканов на этом относительно неизведанном континенте».

«На этом относительно неизведанном континенте интересно открыть для себя множество вулканов. Лучшее понимание вулканической активности может пролить свет на их влияние на лед Антарктиды в прошлом, настоящем и будущем, а также на другие рифтовые системы по всему миру », — сказал он.

«Если они [ледяные щиты] значительно уменьшатся, это может ослабить давление на лежащие ниже вулканы и привести к извержениям, которые могут еще больше дестабилизировать ледниковые щиты и усилить повышение уровня моря, которое уже влияет на наши океаны.”

Подробнее: Исследование субантарктических островов

Что мы уже знаем о вулканах в Антарктиде

Одно из преимуществ путешествия с Aurora Expeditions — это взаимодействие с нашей командой экспертов на борту. . Если вы хотите узнать больше об истории Антарктиды или об определенном виде птиц, наши историки и естествоиспытатели с радостью ответят на ваши вопросы. Это также включает вулканическую активность.

На данный момент в Антарктиде есть только два действующих вулкана — гора Эребус (к югу от Новой Зеландии) и остров Десепшн (к юго-востоку от мыса Горн, Южная Америка).Оба эти вулкана очень уникальны и демонстрируют, почему антарктические вулканы отличаются от вулканов по всему миру.

Гора Эребус

Гора Эребус (3794 м), расположенная за спящей горой Сидли, является самым активным вулканом Антарктиды. Фактически, пик острова Росс является самым южным действующим вулканом на планете.

Подробнее: Восхождения в Антарктиду

Последнее извержение Стратовулкана произошло в 2015 году, образцы горных пород датируются 1 годом.3 миллиона лет. Интересно, что гора Эребус — один из немногих вулканов, у которых есть постоянное конвектирующее фонолитическое лавовое озеро — расплавленная лава, постоянно содержащаяся в кратере.

Хотя Aurora Expeditions не решается на эту сторону Антарктиды, она остается одним из самых острых мест на континенте из-за событий 28 ноября 1979 года. Из-за ошибки в координатах траектории полета рейс авиакомпании Air New Zealand 901 врезался в гору Эребус, в результате чего погибли все 257 человек на борту. Обзорный полет стал крупным прорывом в антарктическом туризме, и эта трагедия сильно ударила по новозеландскому сообществу — по-прежнему самая смертоносная катастрофа в стране в мирное время.

Остров Десепшн

Подробнее: Советы по выживанию в проливе Дрейка

На другой стороне полуострова Антарктида находится остров Десепшн, действующий вулкан архипелага Южные Шетландские острова. Остров Десепшн — это совершенно другой тип вулкана, чем гора Эребус, поскольку он находится под водой, а остров является кальдерой. Самая высокая точка острова также составляет всего 576 м, что делает ее доступной для наших путешествий.

Во время некоторых антарктических круизов мы можем приземлиться на острове Десепшн и позволить вам исследовать различные места, представляющие геологическую и историческую ценность.Это включает в себя китобойные станции начала 20 века и геотермальные воды в заливе Уэйлерс.

Что может вас удивить, так это то, что остров Десепшн — одна из самых безопасных гаваней в Антарктиде, благодаря кальдере, защищающей воды от сильных ветров. Конечно, поскольку вулкан все еще активен, мы никогда не можем быть слишком осторожными с островом Десепшн!

С открытием 91 нового вулкана и многих других, которые могут быть обнаружены, Антарктида превратилась в очаг вулканической активности, что помогает формировать ландшафт этого очаровательного места.Если вы хотите увидеть Антарктиду собственными глазами, не стесняйтесь связаться с командой Aurora Expeditions сегодня — мы с нетерпением ждем вашего ответа!

Подледниковые вулканы

Этот раздел был подготовлен профессором Джоном Смелли.

Введение

Карта Антарктиды, показывающая распределение вулканов в возрасте от ок.11 млн лет и по настоящее время. Только небольшое количество активных.

Как и в других средах, вулканы также извергаются под ледяными покровами и ледниками. Примеры хорошо известны из нынешних и бывших ледниковых регионов мира, особенно из Исландии, Британской Колумбии и Антарктиды. Подледниковые вулканы самобытны и получили собственное название: « гляциовулканизм ». Гляциовулканизм определяется как «взаимодействие магмы со льдом во всех его формах, включая снег, фирн и любую талую воду» [1,2].Это очень молодая наука с историей спорадических исследований, насчитывающих менее века, но интерес к этой теме резко возрос примерно с 2000 года. Помимо предоставления бесценной информации о строительстве вулканов в уникально враждебной и недоступной среде, важно при прогнозировании последствий современных ледниково-вулканических извержений (например, Eyjafjallajokull в Исландии, 2010 г.) исследования подледниковых вулканов также превратились в, вероятно, сейчас наиболее эффективную методологию для получения множества критических параметров прошлых ледниковых щитов, в основном Антарктического ледяного щита [ е.грамм. 3,4,5].

Подледниковые вулканы как прокси ледникового покрова

Исследования прошлых ледяных щитов с использованием ледниково-вулканических обнажений все еще находятся в зачаточном состоянии. Лучше всего они разработаны для примеров в Антарктиде, где уже завершены два крупнейших исследования. Поскольку лед не сохраняется в геологической летописи (он тает), интуитивно не очевидно, как последовательности подледниковых вулканов могут сохранять подробную запись этого льда. Тем не менее, следующая информация может быть получена рутинно из ледниково-вулканических последовательностей [1,3,4]:

1. Был ли раньше лед?
  2. Толщина льда.
  3. Базальный термический режим льда (см. Ледниковые процессы).
  4. Отметка поверхности льда.
  5. Строение ледяного покрова.

Эти вопросы важны, потому что ответы на них помогут нам понять реакцию ледникового покрова на изменения окружающей среды в прошлом — и это поможет нам лучше прогнозировать будущие изменения. См .: Зачем изучать антарктические ледники?

Поскольку вулканические толщи обычно довольно толстые (сотни метров) и содержат устойчивые породы, такие как лава, они могут сохраняться в течение нескольких преобладающих явлений льда, в отличие от многих более тонких (обычно всего несколько метров) ледниковых отложений.Однако извержения вулканов обычно происходят с интервалом от нескольких десятков до сотен тысяч лет. Таким образом, вулканическая летопись имеет грубое разрешение, сравнимое с наземными ледниковыми отложениями, но в целом хуже, чем в морских отложениях.

Гляциовулканизм в Антарктиде

Антарктида — самая большая ледниково-вулканическая провинция в мире. Здесь много вулканов, и они происходят на всем протяжении от субантарктических Южных Сандвичевых островов, через Антарктический полуостров и Землю Мэри Берд до Восточной Антарктиды, на расстоянии около 5000 км.Извержения совпали с развитием Антарктического ледникового щита. Вулканы преимущественно базальтовые, и есть несколько примеров более развитого магматического состава [6,7]. Они варьируются от очень больших стратовулканов с высотой вершин до 4000 м над уровнем моря и диаметром основания от 40 до 60 км до вулканических полей, состоящих из нескольких небольших центров [6,9]. Отдельные вулканы часто очень красивы, но обширный снежный и ледяной покров и удаленные места могут затруднить доступ к ним.

Гора Мельбурн, еще один действующий антарктический вулкан. Слои пепла от этого вулкана присутствуют в прибрежных ледяных скалах.
Гора Утро (правый фон) и Минна Блафф, миоценовый подледниковый вулкан и остаток вулкана, соответственно.
Гора Эребус, действующий антарктический вулкан. Скалы на переднем плане — остатки нескольких молодых подледниковых и субаэрально извергнутых вулканических центров.
Спутниковый снимок трех больших перекрывающихся миоценовых стратовулканов на полуострове Даниэль на севере Земли Виктории.

В отличие от вулканов в более низких широтах, которые обычно сильно скрыты растительностью, выходы вулканов в Антарктиде обычно очень чистые и красиво обнаженные. В таких местах, как север Земли Виктории, участки обрывов высотой до 2 км простираются на 10 или 20 км в поперечном направлении [8]. Однако многие вулканы подвержены минимальному воздействию или были сильно удалены из-за нескольких преобладающих ледяных щитов, особенно на Антарктическом полуострове.Любопытство подледниковых вулканов состоит в том, что, поскольку они сформированы из чередующихся толстых секций лав и обломочных пород и, следовательно, технически являются стратовулканами, частое развитие лавовых дельт (см. Ниже) привело к образованию профилей вулканов с уклонами менее 15 °, которые обычно связаны с щитовыми вулканами (с преобладанием лавы). Оба термина использовались для описания антарктических вулканов.

Карикатура, показывающая небольшой вулкан, извергающийся под ледяным покровом, основные типы образовавшихся пород, талое озеро и основные пути выхода талой воды.
Мультфильмы, иллюстрирующие два основных типа ледниково-вулканических комплексов, обнаруженных на Антарктическом полуострове. Последовательности очень разные и были созданы во время извержений при разной толщине льда. A. Дельта-последовательность, питаемая лавой. Б. Листовидная последовательность.
Вид на северо-запад острова Джеймса Росса, субледниковый вулкан эпохи плиоцена. Вулкан сильно расчленен ледниковым щитом Антарктического полуострова и вместе с переслаивающимися ледниковыми осадочными породами сохраняет непревзойденные палеоэкологические показатели.Северный Антарктический полуостров на заднем плане. Изображение астронавта НАСА.

Ледяной щит Антарктического полуострова плиоценового периода

Таблица 1. Геологическая шкала времени

Этот раздел следует читать вместе с Эволюцией ледяного щита Антарктического полуострова.

На Антарктическом полуострове находится множество в основном небольших вулканических построек, возраст которых составляет от 7,5 миллионов лет назад (млн лет назад) до настоящего времени [6,9]. И наоборот, несколько более крупных стратовулканов находятся в северной части региона [10,11].Из последних наиболее долгоживущей и самой важной на сегодняшний день является вулканическая группа острова Джеймс Росс (JRIVG), в которой доминирует вулкан Маунт-Хаддингтон. Обнажения на месте в JRIVG датируются 6,25 млн лет назад, но извержения, вероятно, начались как минимум 10 миллионов лет назад. Некоторые из вулканических обнажений на Антарктическом полуострове были важны для определения особенностей подледниковых вулканов и гляциовулканизма, что привело к фундаментальным успехам в понимании строительства вулканов, а также в исследованиях палеоэкологической среды [e.грамм. 12-15]. Морфология и другие важные характеристики ледяного щита Антарктического полуострова крайне плохо известны для периодов, предшествовавших LGM.

На полуострове присутствуют два общих типа ледниково-вулканических последовательностей, известных как пластинчатые последовательности (тип последовательности, определенный в Антарктиде; 12,16), и последовательности, в которых преобладают многочисленные дельты, питаемые лавой (дельта, питаемая лавой, аналогична осадочная дельта, но полностью образована вулканическими породами, то есть субаэральными покрывающими лавами («топсеты»), перекрывающими субаквальный покров гиалокластит брекчии (2,15).Характеристики последовательностей позволили получить подробную историю толщины ледяного покрова, которая показала, что ледяной щит Антарктического полуострова изменялся по толщине до c. 850 м, но обычно было намного меньше (<400 м) за период 6,25 миллиона лет назад до настоящего времени [3,4]. Таким образом, он просто драпировал, а не затоплял ландшафт, хотя, вероятно, сохранялся даже в малоледные периоды, соответствующие межледниковым периодам [17]. Базальный термический режим был преимущественно политермическим (субполярным) [2,18,19].

Дельта острова Джеймса Росс, образованная горизонтальными субаэральными лавами, перекрывающими крутые пласты стекловидной вулканической брекчии (гиалокластита). Горизонтальная поверхность, разделяющая два типа горных пород, называется зоной прохода и представляет собой уровень ископаемой воды. Фотография Яна Скиллинга.
Крупным планом — стекловидная брекчия лавы (гиалокластит), образовавшаяся, когда субаэральная лава течет в воду, быстро остывает (до стекла) и распадается на фрагменты.

Восточно-Антарктический ледниковый щит позднего миоцена

Landsat Image Мозаика Антарктиды, показывающая различные ледяные щиты Антарктиды

Гляциовулканические толщи, отложенные подледниковыми вулканами, также широко распространены в северной части Земли Виктории, в основном как перекрывающие очень большие стратовулканы или вулканические щиты. Они разбросаны по ц. 400 км от периферии нынешнего Восточно-Антарктического ледникового щита, обращенного к морю Росса [8]. Возраст отложений преимущественно позднемиоценовый (ок.12-5 млн лет) и состоят из нескольких основных типов: лавовых дельт, вулканических пластинчатых толщ, ледниково-озерных толщ и пирокластических конусов [7]. Они образовались вместе с ледниковым покровом, толщина которого обычно составляла всего несколько сотен метров (<300 м). Нет также свидетельств наличия свободных ото льда условий, которые, следовательно, либо не существовали, либо не оставили никаких записей.

Эти наблюдения предполагают наличие тонкого устойчивого позднемиоценового ледяного купола или ледяного поля, покрывающего домиоценовую топографию северной части Земли Виктории в тот период, хотя он мог сливаться с большим ледниковым щитом Восточной Антарктики, аналогичным условиям, существующим сегодня [5 ].Поздний миоцен был намного теплее, чем сегодня, но внутренние районы Трансантарктических гор уже были подняты до своей нынешней высоты до вулканизма и помогли ледниковому покрову образоваться и сохраниться. Температурный режим ледника варьировался от влажного и динамического до холодного (замерзший до дна) и предположительно относительно стабильный. Ледниковый термический режим был преимущественно полярным с момента самых ранних извержений, но с несколькими временными изменениями в более динамичный режим на влажной основе (субполярный или умеренный).

Антарктический рефугиум

Отпечаток художника северной части ледяного щита Антарктического полуострова при максимальной толщине льда плейстоцена, воссозданный с использованием информации, полученной из ледниково-вулканических пород.

Важным побочным результатом исследований подледниковых вулканов на севере Земли Виктории и Антарктического полуострова является признание того, что ледяные щиты, сохраняющиеся в течение миллионов лет, обычно были тонкими, а не намного более толстыми ледяными щитами, которые предлагалось в большинстве исследований по моделированию.Таким образом, новые результаты предполагают наличие потенциально свободных ото льда поверхностей в качестве убежищ для растений и животных, которые, как показывают эволюционные и биогеографические исследования современных наземных и морских биот Антарктики, имели древнее происхождение и сохранялись в течение множества ледниковых циклов, уходящих в прошлое на миллионы лет [20 ].

Дополнительная литература

Перейти наверх или перейти к дебатам о Сириусе.

1. Смелли, 2000. Подледниковые извержения. В : Сигурдссон, Х.(ред.) Энциклопедия вулканов . Academic Press, Сан-Диего, стр. 403-418.
  2. Smellie, 2006. Относительная важность надледниковой и подледниковой утечки талой воды в извержениях базальтовых подледниковых туй: важная нерешенная загадка. Обзоры наук о Земле , 74, 241-268.
  3. Смелли, Дж. Л., Джонсон, Дж. С., Макинтош, В. К., Эссер, Р., Гудмундссон, М. Т., Хэмбри, М. Дж. И ван Вик де Фрис, Б. 2008. Шесть миллионов лет ледниковой истории, зафиксированной в вулканической группе острова Джеймс Росс. Антарктический полуостров. Палеогеография, палеоклиматология, палеоэкология , 260, 122-148.
  4. Смелли, Дж. Л., Хейвуд, А. М., Хилленбранд, главный врач, Лант, Д. Дж. и Вальдес П.Дж. 2009. Природа ледникового щита Антарктического полуострова в плиоцене: сравнение геологических данных и результатов моделирования. Обзоры наук о Земле , 94, 79-94.
  5. Смелли, Дж. Л., Рокки, С., Джемелли, М., Ди Винченцо, Дж. И Армиенти, П., 2011. Характеристики ледникового покрова Восточной Антарктики в позднем миоцене, полученные на основе наземных ледниково-вулканических последовательностей на севере Земли Виктории, Антарктида. Палеогеография, палеоклиматология, палеоэкология , 307, 129-149.
  6. ЛеМазурье, У. Э. и Дж. У. Томсон (ред.) Вулканы Антарктической плиты и Южного океана. Американский геофизический союз, Серия антарктических исследований , 48, 487 с.
  7. Смелли, Дж. Л., Рокки, С. и Армиенти, П. 2011. Вулканические последовательности позднего миоцена на севере Земли Виктории, Антарктида: продукты ледниково-вулканических извержений при различных термических режимах. Бюллетень вулканологии , 73, 1-25.
  8. Гамильтон, В., 1972. Вулканическая провинция Халлетт, Антарктида. Профессиональные документы геологической службы США , 456-C, 62 стр.
  9. Смелли, Дж. Л. 1999. Литостратиграфия современных миоценовых щелочных вулканических полей на Антарктическом полуострове и восточной части Земли Элсуорта. Наука об Антарктике , 11, 362-378.
  10. Нельсон П. Х. Х., 1975. Вулканическая группа острова Джеймса Росса на северо-востоке Земли Грэма. Научные отчеты Британской антарктической службы , 54, 1-62.
  11. Смелли, Дж. Л., Макинтош, В. и Эссер Р. 2006. Среда извержения вулканизма на острове Брабант: свидетельства наличия тонкого влажного льда на севере Антарктического полуострова в конце четвертичного периода. Палеогеография, палеоклиматология, палеоэкология , 231, 233-252.
  12. Смелли, Дж. Л., Хоул, М. Дж. И Нелл, П. А. Р. 1993. Подледниковый вулканизм в долинах позднего миоцена на севере острова Александр, Антарктический полуостров. Бюллетень вулканологии , 55, 273-288.
  13. Смелли, Дж. Л. и Скиллинг, И. П. 1994. Продукты подледных извержений при разной толщине льда: два примера из Антарктиды. Осадочная геология , 91, 115-129.
  14. Скиллинг, И. П., 1994. Эволюция ледникового вулкана: Браун-Блафф, Антарктида. Бюллетень вулканологии , 56, 573-591.
  15. Скиллинг, И. П. 2002. Базальтовые дельты пахоехо, питаемые лавой: крупномасштабные характеристики, образование обломков, процессы внедрения и экологическая дискриминация.В: Смелли, Дж. Л., Чепмен, М. (Ред.), Взаимодействие вулкана и льда на Земле и Марсе. Геологическое общество, Лондон, специальная публикация , 202, 91-113.
  16. Смелли, Дж. Л. 2008. Базальтовые подледниковые пласты: доказательства двух типов с разными значениями для предполагаемой толщины связанного льда. Обзоры наук о Земле , 88, 60-88.
  17. Зальцманн У., Райдинг Дж. Б., Нельсон А. Э. и Смелли Дж. Л. 2011. Насколько вероятно появление зеленого Антарктического полуострова во время теплых межледниковий плиоцена? Критическая переоценка на основе новой палинофлоры с острова Джеймса Росса. Палеогеография, палеоклиматология, палеоэкология , 309, 73-82.
  18. Hambrey, M.J., Smellie, J.L., Nelson, A.E., Johnson, J.S. 2008. Взаимодействие позднекайнозойского ледника и вулкана на острове Джеймса Росса и прилегающих районах в районе Антарктического полуострова. Бюллетень Геологического общества Америки , 120, 709-731.
  19. Нельсон, А.Е., Смелли, Дж. Л., Хэмбри, М.Дж., Уильямс, М., Вотраверс, М., Зальцман, У., Макартур, Дж. М. и Регелус, М., 2009 г. Неогеновые ледниковые селевые потоки на острове Джеймса Росса, северная часть Антарктического полуострова , и их значение для истории регионального климата. Обзоры четвертичной науки , 28, 3138-3160.
  20. Convey, P., Stevens, MI, Hodgson, DA, Smellie, JL, Hillenbrand, CD., Barnes, DKA, Clarke, A., Pugh, PJA, Linse, K. и Cary, SC 2009. Изучение биологических ограничений на ледниковая история Антарктиды. Обзоры четвертичной науки , 28, 3035-3048.

Гигантские вулканы скрываются под льдами Антарктики

Под льдом Антарктиды скрывается 91 вулкан, о существовании которых до сих пор никто не знал.Это может быть один из самых обширных вулканических регионов на Земле. Однако это открытие — не просто забавный факт о самом южном континенте планеты. Ученые задаются вопросом, насколько активны эти вулканы. Например, их вулканическая жара может ускорить сокращение уже находящегося под угрозой исчезновения льда Антарктиды.

Макс Ван Вик де Врис — студент-геолог Эдинбургского университета в Шотландии. Ему было любопытно, как выглядит Антарктида под всеми своими льдами.Он нашел в Интернете данные, описывающие подстилающую землю. «Когда я только начинал, я ничего особенного не искал», — вспоминает он. «Мне просто было интересно посмотреть, как выглядит земля подо льдом».

Учителя и родители, подпишитесь на шпаргалку

Еженедельные обновления, которые помогут вам использовать Новости науки для студентов в учебной среде

Но затем, по его словам, он начал замечать знакомые формы конуса.Много их. Он знал, что формы конуса типичны для вулканов. Он присмотрелся. Затем он показал их Эндрю Хайну и Роберту Бингхэму. Оба геологи в его школе.

Вместе они подтвердили то, что Ван Вик де Фрис думал, что видел. Это был 91 новый вулкан, прячущийся подо льдом толщиной 3 километра (1,9 мили).

Некоторые пики были большими — до 1000 метров (3280 футов) в высоту и десятки километров (не менее дюжины миль) в поперечнике, — говорит Ван Вик де Фрис.«Тот факт, что в Антарктиде было большое количество неоткрытых вулканов, которые ускользнули от внимания, честно удивил всех нас, особенно с учетом того, что многие из них огромны», — отмечает он. По его словам, небольшие бугорки на льду отмечают место захоронения вулканов. Однако никакие поверхностные подсказки не раскрывают существование большинства из них.

Команда описала свои находки в прошлом году в специальной публикации Лондонского геологического общества.

Охотники за вулканами

Предыдущие научные исследования в этом районе были сосредоточены на льдах.Но вместо этого Ван Вик де Фрис и его коллеги смотрели на поверхность земли подо льдом. Они использовали онлайн-набор данных под названием Bedmap2. Созданный Британской антарктической службой, он объединяет различные типы данных о Земле. Одним из примеров является проникающий через лед радар, который может «видеть» сквозь лед, чтобы выявить форму земли внизу.

Bedmap2 собирает множество типов данных, чтобы детально показать поверхность суши под толстым льдом Антарктиды. Исследователи использовали эти данные, чтобы обнаружить 91 ранее неизвестный вулкан, погребенный под тысячами метров льда.Bedmap2 / Британская антарктическая служба

Затем геологи перепроверили формы конусов, которые они заметили с помощью Bedmap2, с данными других типов. Они использовали несколько методов, которые могут помочь подтвердить наличие вулкана. Например, они изучили данные, показывающие плотность и магнитные свойства горных пород. Они могут дать ученым ключ к разгадке их типа и происхождения. Исследователи также посмотрели на снимки местности, сделанные со спутников. Всего 138 конусов соответствовали всем критериям вулкана.Из них 47 ранее были идентифицированы как погребенные вулканы. Таким образом, 91 год стал новым для науки.

Кристин Сиддоуэй работает в Колорадском колледже в Колорадо-Спрингс. Хотя она изучает геологию Антарктики, она не принимала участия в этом проекте. По словам Сиддоуэя, новое исследование — отличный пример того, как онлайн-данные и изображения могут помочь людям делать открытия в недоступных местах.

Эти вулканы скрыты под огромным, медленно движущимся западно-антарктическим ледяным покровом. Большинство из них находится в регионе под названием Земля Мэри Берд. Вместе они образуют одну из крупнейших вулканических провинций или регионов планеты. Эта новооткрытая провинция простирается на расстояние от Канады до Мексики — около 3600 километров (2250 миль).

Эта мегавулканическая провинция, вероятно, связана с зоной Западно-Антарктического разлома, — объясняет Бингхэм, автор исследования. Рифтовая зона формируется там, где некоторые тектонические плиты земной коры расширяются или раскалываются.Это позволяет расплавленной магме подниматься к поверхности Земли. Это, в свою очередь, может подпитывать вулканическую активность. Многие рифты по всему миру, такие как Восточноафриканская рифтовая зона, связаны с действующими вулканами.

Много расплавленной магмы отмечают область, которая может выделять много тепла. Однако пока неизвестно, сколько именно. «Западно-Антарктический рифт, безусловно, наименее известная из всех геологических рифтовых систем Земли», — отмечает Бингхэм. Причина: как и вулканы, он погребен под толстым льдом.На самом деле никто даже не знает, насколько активен рифт и его вулканы. Но он окружен по крайней мере одним журчащим действующим вулканом, торчащим над льдом: гора Эребус.

Ван Вик де Фрис подозревает, что скрытые вулканы довольно активны. Одна из подсказок заключается в том, что они все еще имеют форму конуса. Западно-антарктический ледяной щит медленно сползает к морю. Движущийся лед может разрушить лежащие в основе ландшафты. Итак, если бы вулканы были бездействующими или мертвыми, движущийся лед стер или деформировал бы эту характерную форму конуса.Активные вулканы, напротив, постоянно перестраивают свои конусы.

Вулканы + лед = ??

Если в этом регионе много живых вулканов, что может произойти, если они будут взаимодействовать со льдом над ними? Ученые еще не знают. Но в своем исследовании они описывают три возможности.

Пожалуй, самый очевидный: любые извержения могут растопить лед, находящийся наверху. С потеплением климата Земли таяние антарктических льдов уже вызывает серьезную озабоченность.

Таяние льда поднимает уровень моря во всем мире. Западно-антарктический ледяной щит уже осыпается по краям, где он плавает в море. Например, в июле 2017 года кусок льда размером с Делавэр откололся и уплыл. (Этот лед не поднимал уровень моря, потому что он находился на поверхности воды. Но его потеря облегчает переход льда на суше в море, где он поднимет уровень моря.) Если бы весь Западный антарктический покров растаял, уровень моря поднимется как минимум на 3.6 метров (12 футов) по всему миру. Этого достаточно, чтобы затопить большинство прибрежных населенных пунктов.

Burbling Mt. Эреб выпускает пар под летним солнцем Антарктиды, если смотреть на покрытые снегом волны давления на море Росса. Ралофф / Science News

Однако отдельные извержения, вероятно, не окажут большого влияния на весь ледяной щит, говорит Ван Вик де Фрис. Почему? Каждый из них будет всего лишь одной маленькой точкой тепла под всем этим льдом.

Однако, если вся вулканическая провинция активна, это создаст другую историю.Высокие температуры в большом регионе растопят большую часть льда. Если бы скорость таяния была достаточно высокой, на дне ледяного покрова образовались бы каналы. Протекающая по этим каналам вода будет действовать как мощная смазка, ускоряющая движение ледяного покрова. Более быстрое скольжение раньше отправило бы его в море, где оно растаяло бы еще быстрее.

Измерить температуру у подножия ледяного покрова довольно сложно, отмечает Ван Вик де Фрис. Так что трудно сказать, насколько теплая вулканическая провинция под всем этим льдом.

Второе возможное воздействие всех этих вулканов заключается в том, что они действительно могут замедлить поток льда. Почему? Эти вулканические конусы делают поверхность земли подо льдом более неровной. Подобно лежачим полицейским на дороге, эти конусы могут замедлять лед или иметь тенденцию «приколоть» его.

Третий вариант: истончение льда из-за изменения климата может вызвать новые извержения и таяние льда. Бингхэм отмечает, что лед тяжелый, он утяжеляет каменистую кору Земли. По мере того, как ледяной покров истончается, давление на кору уменьшается.Это пониженное давление может затем «открыть» магму внутри вулканов. И это может вызвать усиление вулканической активности.

Это действительно видели в Исландии. И есть свидетельства того, что это могло произойти и в Антарктиде, добавляет Бингхэм. Похоже, обнаженные вулканы, такие как гора Эребус, извергались чаще после последнего ледникового периода, когда лед становился тоньше. Ван Вик де Фрис считает, что мы можем ожидать повторения. «Это почти наверняка произойдет по мере таяния льда», — говорит он.

Но что именно произойдет и где будет сложно, добавляет он.Погребенные вулканы могут вести себя по-разному в разных частях ледникового покрова. Исследователи могут обнаружить все три эффекта — таяние, скалывание и извержение — в разных местах. Это сделает прогнозирование общих воздействий особенно сложным. Но по крайней мере теперь ученые знают, где искать.

Горячие и холодные: сколько действующих вулканов в Антарктиде?

Новые вулканы, спрятанные подо льдом

Подробнее: Основные мифы о путешествии в Антарктиду

Это открытие означает, что Антарктида является домом для самого большого хребта вулканов на Земле, больше, чем Восточная Африка и Гималаи. Ученые также считают, что в Антарктиде можно найти больше вулканов, а это значит, что есть еще больше секретов, которые нужно раскрыть.

Эдинбургский университет сравнил спутниковые записи и записи из базы данных, а также измерения, полученные с помощью радара, проникающего через лед, и геологическую информацию, чтобы найти скрытые пики базальтовых пород.Вулканы высотой от 100 до 3850 м не являются активными, но могут стать активными, если лед Антарктиды продолжит истончаться из-за изменения климата.

«На этом относительно неизведанном континенте интересно открыть для себя множество вулканов.Лучшее понимание вулканической активности может пролить свет на их влияние на лед Антарктиды в прошлом, настоящем и будущем, а также на другие рифтовые системы по всему миру », — сказал он.

«Если они [ледяные щиты] значительно уменьшатся, это может ослабить давление на лежащие ниже вулканы и привести к извержениям, которые могут еще больше дестабилизировать ледовые щиты и усилить повышение уровня моря, которое уже влияет на наши океаны».

Подробнее: Исследование субантарктических островов

Что мы уже знаем о вулканах в Антарктиде

Одно из преимуществ путешествия с Aurora Expeditions — это взаимодействие с нашей командой экспертов на борту.Если вы хотите узнать больше об истории Антарктиды или об определенном виде птиц, наши историки и естествоиспытатели с радостью ответят на ваши вопросы. Это также включает вулканическую активность.

На данный момент в Антарктиде есть только два действующих вулкана — гора Эребус (к югу от Новой Зеландии) и остров Десепшн (к юго-востоку от мыса Горн, Южная Америка). Оба эти вулкана очень уникальны и демонстрируют, почему антарктические вулканы отличаются от вулканов по всему миру.

Гора Эребус

Подробнее: Восхитительные восхождения в Антарктиду

Последнее извержение Стратовулкана произошло в 2015 году с образцами горных пород возрастом 1,3 миллиона лет. Интересно, что гора Эребус — один из немногих вулканов, у которых есть постоянное конвектирующее фонолитическое лавовое озеро — расплавленная лава, постоянно содержащаяся в кратере.

Остров Десепшн

Подробнее: Советы по выживанию в проливе Дрейка

На другой стороне полуострова Антарктида находится остров Десепшн, действующий вулкан архипелага Южные Шетландские острова.Остров Десепшн — это совершенно другой тип вулкана, чем гора Эребус, поскольку он находится под водой, а остров является кальдерой. Самая высокая точка острова также составляет всего 576 м, что делает ее доступной для наших путешествий.

Во время некоторых антарктических круизов мы можем приземлиться на острове Десепшн и позволить вам исследовать различные места, представляющие геологическую и историческую ценность. Это включает в себя китобойные станции начала 20 века и геотермальные воды в заливе Уэйлерс.

Что может вас удивить, так это то, что остров Десепшн — одна из самых безопасных гаваней в Антарктиде, благодаря кальдере, защищающей воды от сильных ветров.Конечно, поскольку вулкан все еще активен, мы никогда не можем быть слишком осторожными с островом Десепшн!

С открытием 91 нового вулкана и многих других, которые могут быть обнаружены, Антарктида превратилась в очаг вулканической активности, что помогает формировать ландшафт этого очаровательного места. Если вы хотите увидеть Антарктиду собственными глазами, не стесняйтесь связаться с командой Aurora Expeditions сегодня — мы с нетерпением ждем вашего ответа!

Антарктида: вулканы могут проснуться и сделать Землю «необитаемой», — предупреждают ученые | Наука | News

На ледяном континенте проживает около 5000 ученых со всего мира, которые изучают нетронутые регионы, чтобы больше узнать об истории Земли и последствиях изменения климата.Но исследователи были потрясены, когда они обнаружили более 100 спящих вулканов под ледяным покровом континента, что сделало его крупнейшим вулканическим регионом на Земле. Находка была особенно важной, потому что активность этих вулканов могла иметь решающие последствия для остальной части планеты.

Если одно извержение произойдет, это может еще больше дестабилизировать некоторые из ледовых щитов региона, которые уже пострадали от глобального потепления.

И канал YouTube «What If» выдвинул еще более тревожный случай во время своего документального фильма о регионе.

Рассказчик сказал: «Эта огромная ледяная пустошь находится на вершине вулканического хребта.

«Может ли их раскаленная лава достичь поверхности Земли, или толстый антарктический лед остановит лаву, прежде чем она сделает планету непригодной для жизни?

Под Антарктидой находится более 100 вулканов (Изображение: GETTY / YOUTUBE)

Изменение климата уже влияет на регион (Изображение: GETTY)

«Антарктида — самый холодный континент на Земле, и это довольно загадочно. знают, что под ним были похоронены действующие вулканы до 2013 года, когда ученые случайно обнаружили две группы небольших землетрясений.

«Теперь, когда мы просканировали Антарктиду с помощью радара, проникающего через лед, мы знаем, что подо льдом прячется множество вулканов — 138, если быть точным.

«Это только те, о которых мы знаем. Насколько сильно мы столкнемся, если все эти вулканы внезапно извергнутся? »

Далее в серии объяснялось, что нормальные условия извержения вулканов не применимы к замерзшей пустыне.

Он добавил: «Перед извержением вулкана обычно есть предупреждающие знаки, такие как волны землетрясений, указывающие на то, что расплавленная порода движется под поверхностью.

ПРОЧИТАЙТЕ БОЛЬШЕ: Открытие Антарктиды: Дайвер «унесен» невероятными «эволюционировавшими» морскими существами подо льдом

Огромные глыбы льда могут быть сброшены в море (Изображение: YOUTUBE)

«Затем лава и пепел присоединяются к вечеринка, сопровождаемая нагретыми газами — в среднем лава движется со скоростью около 6 миль в час.

«Когда происходит сильное извержение, вулкан может выделять перегретые газы и пепел, создавая пирокластическое облако, температура которого достигает 700 ° C и движется со скоростью 50 миль в час.

«Вулканы Антарктиды — это совсем другая история.Они погребены под слоями льда толщиной более четырех километров (2,5 мили).

«Мы не будем иметь дело с вулканическими газами, выходящими на поверхность, по крайней мере, до первого извержения».

Но такое событие может иметь разрушительные последствия для остального мира.

Чем больше льда в воде, тем выше уровень моря (Изображение: GETTY)

В сериале добавлено: «Тепло растопит пещеры во льду, создавая значительное количество талой воды, и вот тогда все станет некрасиво.

«Эта талая вода заставит лед над собой двигаться быстрее и начнет уходить в океан.

«Оттуда начнется эффект домино, и магма найдет выход через извержение.

«В Антарктиде множественные извержения вулканов могут разбудить более 100 других вулканов и дестабилизировать весь регион.

«По мере их взрыва будет образовываться больше талой воды, в результате чего большая часть антарктического льда соскользнет в океан».

И документальный фильм показал, как люди будут чувствовать всю силу во всем мире.

Гора Эребус — действующий вулкан в Антарктиде (Изображение: GETTY)

В мае он продолжал: «Антарктический лед будет окружен более теплыми океанскими течениями — с одной стороны, мы получим новый взгляд на коренные породы Антарктики, но на с другой стороны, лед не исчезнет, ​​он растает.

«Если лед растает, это поднимет глобальный уровень моря примерно на 60 метров, что приведет к замедлению движения сильных штормов и увеличению дождя.

«Ураганы и тайфуны нанесут ущерб поверхности Земли.

«Дикая природа потеряет среду обитания, а сельскохозяйственные подоконники станут заражены.

«Обширное наводнение вытеснит миллионы людей с береговой линии — мы можем наблюдать тысячи смертей и штормов, сносящих с лица земли города и плавучие океаны внутри страны».

Эта возможность беспокоит и экспертов.

На острове Десепшн есть действующая кальдера (Изображение: GETTY)

Доктор Роберт Бингхэм из Эдинбургского университета сказал в феврале: «На этом относительно неизведанном континенте замечательно открывать множество вулканов.

«Лучшее понимание вулканической активности может пролить свет на их влияние на лед Антарктиды в прошлом, настоящем и будущем, а также на другие рифтовые системы по всему миру.

Но на данный момент эти вулканы спящие, то есть они не извергались в последние 10 000 лет, но могут произойти в будущем.

На данный момент в Антарктиде всего два действующих вулкана — гора Эребус и остров Десепшн.

Ученые продолжают изучать регион, чтобы узнать больше.

Судный день Антарктиды: вулканы подо льдом могут извергнуться и сделать планету «непригодной для жизни» | Наука | News

На ледяном континенте проживает около 5000 ученых со всего мира, которые изучают нетронутые регионы, чтобы больше узнать об истории Земли и последствиях изменения климата. Но исследователи были потрясены, когда они обнаружили более 100 спящих вулканов под ледяным покровом континента, что сделало его крупнейшим вулканическим регионом на Земле.Находка была особенно важной, потому что активность этих вулканов могла иметь решающие последствия для остальной части планеты.

Джон Смелли, профессор вулканологии в Университете Лестера, сказал The Conversation: «Вулканы растают огромные пещеры в основании льда и создают огромное количество талой воды.

«Поскольку Западно-Антарктический ледяной щит влажный, а не замерзший до самого дна — представьте себе кубик льда на кухонной столешнице — талая вода будет действовать как смазка и может привести к более быстрому скольжению и быстрому движению лежащего сверху льда.

«Эти вулканы также могут стабилизировать лед, поскольку они дают ему за что держаться — представьте, что тот же самый кубик льда цепляется за объект в форме комка.

«В любом случае, объем воды, который может быть произведен даже большим вулканом, — это мелочь по сравнению с объемом вышележащего льда.

«Таким образом, одиночное извержение не окажет большого влияния на ледяной поток. Что будет иметь большое значение, если несколько вулканов извергнутся вблизи или под любым из выдающихся «ледяных потоков» Западной Антарктиды.

Более 80 процентов запасов пресной воды на Земле хранятся в Антарктиде — этого достаточно, чтобы поднять глобальный уровень моря примерно на 60 метров, если она растает, что сделает планету «непригодной для жизни», как ранее указывали ученые.

И профессор Смелли сказал извержение подо льдом может вызвать катастрофическое ускорение этого процесса.

Он добавил: «Ледяные потоки — это реки из льда, которые текут намного быстрее, чем их окрестности.

ПОДРОБНЕЕ: проект« изоляции »Антарктиды« расширит возможности ‘для людей, чтобы колонизировать Марс

В 2017 году он добавил: «Наиболее драматично то, что большая серия извержений может дестабилизировать гораздо больше подледниковых вулканов.

«По мере того, как вулканы охлаждают и кристаллизуются, их магматические очаги сжимаются, и все, что мешает вулканическим газам резко уйти во время извержения, — это вес вышележащих пород или, в данном случае, нескольких километров льда.

«Поскольку лед становится намного тоньше, снижение давления может вызвать извержения.

«Больше извержений и таяния льда означало бы, что еще больше талой воды будет направлено под ледяные потоки».

Ученые продолжают изучать регион, чтобы узнать больше.

В Антарктиде самая большая концентрация вулканов в мире, согласно новому исследованию — Quartz

Все в Антарктиде гиперболично. Это самый холодный, самый высокий, самый сухой и ветреный континент. Теперь он может добавить еще одно экстремальное перо к своей шапке: ученые обнаружили, что на этом континенте находится самая большая концентрация вулканов на Земле.

Ученые из Эдинбургского университета пришли к такому выводу после того, как они обнаружили 91 вулкан, который оставался скрытым от геологических исследований. В результате общее количество идентифицированных вулканов на континенте достигло 138, и все они находятся в районе, называемом Западно-антарктической рифтовой системой. Находка превосходит Восточную Африку как область мира с самой высокой концентрацией вулканов.