/Храм на большой никитской напротив консерватории – Храм Вознесения Господня «Малое Вознесение»

Храм на большой никитской напротив консерватории – Храм Вознесения Господня «Малое Вознесение»

Храм Вознесения Господня «Малое Вознесение»

IMG_2731999 (1)

slider-3-4

slider-3-1

4-2017-1200

02

01

03

08

1980

1981

1996 г

4-1

4-2

4-3

4-4

1-1

1-4

10

5-1

7-1

7-4

21

7-3

{«visible_panels»:»4″,»width»:»1215″,»height»:»300″,»orientation»:»horizontal»,»panel_distance»:»0″,»max_openedaccordion_size»:»80%»,»open_panel_on»:»click»,»shadow»:»false»,»autoplay»:»false»,»mouse_wheel»:»false»}

mvoznesenie.ru

Малое Вознесение — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 сентября 2018; проверки требуют 8 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 сентября 2018; проверки требуют 8 правок.

Храм Вознесения Господня на Никитской («Малое Вознесение») — православный храм Центрального благочиния Московской епархии.

Храм расположен в районе Пресненский, Центрального административного округа города Москвы (Большая Никитская улица). Главный престол освящён в честь праздника Вознесения Господня.

С 1830-х годов в народе широко распространилось название храма «Малое Вознесение», в отличие от «Большого Вознесения» — более новой церкви Вознесения за Никитскими Воротами (1827—1848). До постройки Большого Вознесения храм именовался «Старым Вознесением».[1]

Первое упоминание о церкви относится к 1584 году. Её деревянное здание было уничтожено пожаром в 1629 году. Современное каменное здание было построено в 1634 году. В 1680-е годы храм перестраивался, к нему был добавлен южный придел святых Прокопия и Иоанна Устюжских. В 1690 году в храме упоминается также северный придел святителя Николая.

В 1737 году храм пострадал от пожара и был восстановлен в 1739 году. При этой реконструкции к нему был пристроен северный придел во имя усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1764 году храм был надстроен восьмиугольным барочным барабаном, увенчанным одной главкой.

В начале XIX века был увеличен южный придел храма, сооружена арочная галерея, примыкающая к северному приделу, построена тёплая паперть. В 1831 году храм был украшен новым иконостасом. В 1876 году церковь была перестроена по про екту архитектора А. А. Мартынова[2]. В 1902 году в храме были проведены реставрационные работы.

После революции 1917 года храм продолжал действовать некоторое время. В 1929 году с него сбили колокола и отправили на переплавку, а в 1937 году он был закрыт

[3]. В конце 1930-х годов с него сбили кресты и переоборудовали внутренние помещения. В 1980 году храм занимало одно из управлений Главмосстроя.

В 1992 году храм был возвращён Русской православной церкви. Работами по его восстановлению занималась приходская община храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке. В день Вознесения Господня 3 июня 1992 года был освящён главный престол храма. Над украшением храма росписями работали художники Ирина Старженецкая и Иван Глазунов[4]. Иконостасы храма выполнены иконописцем Сергеем Фёдоровым.

  • Исполняющий обязанности настоятеля храма — протоиерей Алексий Круглик.
  • Протоиерей Алексий Давиденко.
  • Священник Александр Бованенко[5].
  1. ↑ Снегирев И. М. Подробное историческое и археологическое описание города. М., 1865. Т. 1. С. 22
  2. ↑ Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): илл. биогр. словарь / Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А.В.Щусева и др. — М.: КРАБиК, 1998. — С. 167. — 320 с. — ISBN 5-900395-17-0.
  3. ↑ Звонарев П. Сорок сороков. Т. П. М., 1994. С. 113—115
  4. ↑ Уколова В. Просветы вечности Архивная копия от 15 августа 2016 на Wayback Machine
  5. ↑ Священство
     (неопр.)
    . Храм Вознесения Господня «Малое Вознесение». Дата обращения 26 мая 2019.
  • Москва: все православные храмы и часовни / авт.-сост.: М. И. Вострышев, С. Ю. Шокарев. — М.: Эксмо, 2009. — С. 84. — ISBN 978-5-699-34703-2.

ru.wikipedia.org

Расписание служб – Храм Вознесения Господня «Малое Вознесение»

24 ноября воскресенье
Неделя 23-я по Пятидесятнице
Мученика Виктора и мученицы Стефаниды
8:30Исповедь
9:00Часы. Божественная Литургия. Молебен
17:00Молебен с акафистом свв. Петру и Февронии, Муромским чудотворцам
~18:00
после молебна
Еженедельные встречи
26 ноября вторник
18:00Молебен с акафистом об учащих и учащихся
~19:00
после молебна
«Христианство — пути развития»
27 ноября среда
Апостола Филиппа
8:00Утреня. Часы. Божественная Литургия
28 ноября четверг
18:00Молебен с акафистом прав. Прокопию Устюжскому
~19:00
после молебна
«Евангельские чтения»
29 ноября пятница
Апостола и евангелиста Матфея
8:00Утреня. Часы. Божественная Литургия
30 ноября суббота
Святителя Григория Неокесарийского
9:00Часы. Божественная Литургия. Панихида
17:00Всенощное бдение
1 декабря воскресенье
Неделя 24-я по Пятидесятнице
Собор святых Эстонской земли
8:30Исповедь
9:00Часы. Божественная Литургия. Молебен
17:00Молебен с акафистом свв. Петру и Февронии, Муромским чудотворцам
~18:00
после молебна
Еженедельные встречи

mvoznesenie.ru

Храм Вознесения Господня (Малое Вознесение)

Храм в честь Вознесения Господня на Большой Никитской (с начала 1830-х годов именуемый «Малым Вознесением», чтобы отличать его от вновь построенного храма «Большое Вознесение» у Никитских ворот) расположен в самом центре Москвы, недалеко от Кремля. Со второй половины ХIV века здесь пролегал путь на Волоколамск и далее на северо-запад к Великому Новгороду; кипела жизнь в богатой слободе, где  обосновались новгородские купцы, а затем и торговые люди из Великого Устюга. Их стараниями, по всей вероятности, и была построена Вознесенская церковь, первоначально деревянная.

Первое упоминание о храме найдено в Лицевом летописном своде Ивана Грозного и относится к 7056 (1548) году: «…князя Михаила изымал князь Петр Шуйской на посаде во дворе у вознесения … за Неглинною на Никитской улицы…» А годом ранее, в 1547-м, были канонизированы два святых покровителя Великого Устюга – праведные Прокопий и Иоанн. Особенно близок был торговому сословию блаженный Прокопий – ганзейский купец, родом из Любека, который безраздельно отдал свое сердце православию. Ныне существующий южный придел храма – единственный в Москве, освященный во имя Прокопия Устюжского – впервые упоминается в 1680 году. Недавние археологические исследования позволяют предположить, что изначально он существовал как отдельный храм и позднее был соединен с Вознесенской церковью.
Считается, что новая каменная церковь была возведена на месте древней царем Феодором Иоанновичем, сыном Иоанна Грозного,  в память его венчания на царство в день праздника Вознесения Господня 31 мая/10 июня 1584 года.

Вскоре  последовали события Смутного времени, и правившие Русью в течение шести столетий потомки Рюрика  ушли с исторической арены. А храм стал свидетельством духовной преемственности двух царских династий: бояре Романовы (из рода которых происходила и мать царя Феодора, первая супруга Иоанна Грозного Анастасия) также имели непосредственное отношение к Вознесенской церкви. Именно в этой части старой Москвы располагались их земельные владения. Известно, что брат царицы Анастасии Никита Романович Захарьин в 1582 году выстроил неподалеку (Б. Никитская, 7) Никитский монастырь в честь своего небесного покровителя – великомученика Никиты, благодаря чему и возникло современное название улицы (монастырь уничтожен в 1930-х годах, сейчас на этом месте электроподстанция метрополитена).

Когда сын Никиты Романовича – и отец юного царя  Михаила Романова – патриарх Филарет возвратился из польского плена и поселился в отчих пределах, палаты его находились совсем рядом с церковью Вознесения. По некоторым историческим сведениям, храм, возможно, удостаивался патриаршего служения.

Внешний облик храма с веками претерпевал некоторые изменения. Так, даже каменной церкви могли нанести ущерб печально знаменитые московские пожары 1629 года. После перестройки храма в конце XVII в. был освящен не только упомянутый южный Прокопьевский придел, но и изначально существовавший северный, сперва посвященный святителю Николаю, а с конца XIX в. и доныне именуемый в честь Усекновения Честной Главы Пророка и Крестителя Господня Иоанна.

До 1764 года храм имел двухшатровое завершение, но по прошению настоятеля, священника Василия Иванова шатры, из-за их чрезмерного веса, заменили восьмериком с граненым покрытием. Венчающий главу храма красивый крест с короной и с цатой (т.н. «полумесяцем» или «новолунием») – символом великокняжеской и патриаршей власти относится к концу XVIII века. Он сохранился и был восстановлен на своем месте в 1992 году.

Вознесенская церковь помнит многих. Сын сподвижника Петра I, князя Федора Юрьевича Ромодановского – Иван Федорович, в 1719–1729 годах «главный начальник» и генерал-губернатор Москвы, был щедрым вкладчиком храма, а после его смерти «Малому Вознесению» продолжала благодетельствовать его супруга Анастасия Федоровна (урожденная Салтыкова).

В XIX столетии под сводами  храма  бывали многие известные люди. Глава двух российских академий, графиня Е. Р. Воронцова-Дашкова владела усадьбой, стоявшей прямо напротив храма, и почти тридцать лет была его прихожанкой. В 1832 году в доме Дашковой снимали квартиру родители А. С. Пушкина, и естественно предположить, что поэт, всегда живо интересовавшийся русской стариной, заходил в церковь, тем более что неподалеку располагались владения Гончаровых, родителей его жены, а также дома близких друзей – Е.А.  Баратынского, П.А. Вяземского.
В конце XIX в. известности храма много поспособствовала деятельность его настоятеля, протоиерея Гавриила Сретенского (1828–1890), ставшего активным помощником ныне прославленного в лике святых равноапостольного просветителя Японии архиепископа Николая (Касаткина). Отец Гавриил горячо пропагандировал в русском обществе дело Японской миссии. Когда в 1880 году будущий святитель приехал в Москву для сбора средств на поддержание миссии,  настоятель «Малого Вознесения» повсюду его сопровождал, что особо было отмечено в дневниках архиепископа Николая, как и дата служения (вероятно, не единственного) владыки в храме: 7 мая 1880 г. – панихида по безвременно ушедшему сыну о. Гавриила.  Впоследствии протоиерей Гавриил немало сделал и для устроительства  Императорского Православного Палестинского Общества.

После 1917 года храм два десятилетия продолжал действовать, в 1930-х годах,  еще до закрытия, с него сбили и отправили на переплавку колокола. В последние годы перед закрытием здесь часто проходили архиерейские службы: митрополит Трифон (Туркестанов) возглавлял в «Малом Вознесении» все престольные праздники и ранние Литургии. Здесь же он совершил и последнее в своей жизни богослужение – позднюю Литургию в субботу Светлой седмицы 1934 года.

По воспоминаниям современников, многие священники, оставшиеся без своих приходов, находили в храме на Никитской временный приют и возможность служить. Имя по крайней мере одного из них история сохранила, это протоиерей Павел Никанорович Левашов, принявший мученическую кончину на Бутовском полигоне.
В 1937 году храм был закрыт, варварски перестроен, полностью утратил внутреннее убранство.

1992 год – дата второго рождения «Малого Вознесения». Примерно за год до официального его возвращения Русской Православной Церкви стала складываться община, объединенная любовью и трудами замечательного священника, протоиерея Геннадия Огрызкова (1948–1997). Отец Геннадий, будучи сам талантливым архитектором и художником, привлек к восстановлению храма многих представителей творческой интеллигенции Москвы. Ныне существующие росписи выполнены Иваном Глазуновым, Ириной Старженецкой, Дмитрием Алимовым. Над иконостасом работал живописец Сергей Федоров, росписями которого украшены ныне храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов в Даниловом монастыре, православная церковь в Бауске в Латвии (впоследствии  художник также писал иконы в православной традиции для Вестминстерского аббатства, Рочестерского и Винчестерского соборов). Несколько икон для храма создал его прихожанин, известный иконописец Евгений Мамиконян. Снаружи на стенах здания находятся оригинальные рельефные композиции скульптора Анатолия Комелина.

Сейчас в храме хранится несколько православных святынь — икона благоверных князей Петра и Февронии Муромских с частицей их святых мощей, ковчежец с частицами мощей Киево-Печерских святых (в алтаре), иконы святителя Феофана Затворника, благоверного  князя Романа Угличского и покровителя столицы благоверного князя Даниила Московского с частицами святых мощей, икона святой блаженной Матроны с частицей ее гроба.

«Малое Вознесение» любят и те,  кто ценит красоту церковного пения, так как в его хоре поют музыканты-профессионалы, в том числе студенты и выпускники  консерватории. В 2015 году в храме появилась икона святых покровителей музыкантов и поэтов, она была написана  по заказу храма и является единственной в своём роде.

В 2018 году в храме проведены ремонтные и реставрационные работы на фасадах, кровле, в интерьерах, отремонтированы кровля колокольни и апсиды храма, устройство водоотведения.


Статья подготовлена прихожанкой Храма Вознесения Господня (Малое Вознесение) Еленой Володиной.

um.mos.ru

Воскресная школа для взрослых – Храм Вознесения Господня «Малое Вознесение»

Воскресенье 
13:00 — 15:00Введение в основные церковные науки (библеистика, литургика, церковная история). Скачать план занятий>> протоиерей Алексий Давиденкод. 22
13:00 — 15:00Введение в библейскую историю.
Скачать план занятий>>
иерей Александр Бованенкод. 22
15:00 — 20:00Школа иконописиЕкатерина ФоминаДом причта
18:00 — 22:00«Встречи на Никитской» (3 раза в месяц)Галина ШепелеваДом причта
18:00 — 22:00«Молодежные встречи» (1 раз в месяц)протоиерей Алексий ДавиденкоДом причта
Понедельник 
14:00 — 19:00Английский языкМария Валерьевна ФоминаДом причта
19:00 — 22:00Курсы звонарей (с участием в богослужениях)Василий Викторович ВакатовДом причта
Вторник 
14:00 — 17:00Английский языкМария Валерьевна ФоминаДом причта
17:00 — 22:00ИЗО студияОльга Николаевна МалягинаДом причта
17:00 — 22:00Студия «Исторического бального танца»Алина Добрынинад. 22
19:00 — 21:00МотохорГеоргий Ухрелидзед. 22
19:00 — 22:00Курсы звонарей (с участием в богослужениях)Василий Викторович ВакатовДом причта
Среда 
14:00 — 17:00Английский языкМария Валерьевна ФоминаДом причта
17:00 — 22:00ИЗО студияОльга Николаевна МалягинаДом причта
17:00 — 21:00Школа церковного пения (с участием в богослужениях)Капиталина ХоджаеваДом причта
Четверг 
14:00 — 19:00Английский языкМария Валерьевна Фоминад. 22
19:00 — 21:30Евангельские чтения Дом причта
19:00 — 22:00Курсы звонарейВасилий Викторович ВакатовДом причта
19:00 — 21:00МотохорГеоргий Ухрелидзед. 22
19:00 — 21:00Авторский курс «Призвание»Анастасия Владимировна Мошенникова д. 22
Пятница 
14:00 — 19:00Английский языкМария Валерьевна ФоминаДом причта
17:00 — 22:00Студия исторического бального танцаАлина Добрынинад. 22
19:00 — 21:00Школа церковного пения (с участием в богослужениях)Капиталина ХоджаеваДом причта
Суббота 
17:00 — 20:00Театральная студия «Весть»Сергей и Галина ИщенкоДом причта
17:00 — 20:00Мастер-курс кино и ТВ «Перспектива»Наталья ШематиноваДом причта

mvoznesenie.ru

☦Храм Малое Вознесение на Никитской: история и фото.

Храм Вознесения Господня на Никитской, или Малое Вознесение, получил имя в 1830-х годах при сопоставлении по размеру с Вознесенской церковью у Никитских Ворот.

Что есть что в церкви

Храм на Большой Никитской появился в 1584 году на дороге в Великий Новгород, поэтому не удивительно, что здесь жили Новгородцы. Их стараниями, вероятно, и была построена первая Вознесенская церковь. Некоторое время на этом месте стоял домовый храм патриарха Филарета.

Храм Малое Вознесение очень любила знать, поэтому здесь нашли упокоение представители многих дворянских родов. Здесь же отпевали Екатерину Дашкову (ее в народе называли Екатериной Малой), хотя похоронили ее в Троицке.

В советское время многие священники, оставшиеся без приходов, находили в храме на Никитской временный приют и возможность служить. Но в 1937 году Малое Вознесение закрыли.

В здании церкви разместили сначала общежитие, затем различные учреждения, а потом реставрационные мастерские. А в 1992 году храм Вознесения на Большой Никитской вернули церкви.

Храм окружает ограда с вмонтированными в белокаменные столбы резными иконами. Среди святынь Вознесенской церкви икона Петра и Февронии Муромских с частицей святых мощей, икона покровителя столицы благоверного князя Даниила Московского с частицами мощей, икона святой блаженной Матроны с частицей гроба.

«Малое Вознесение» любят и ценители духовного пения, так как в церковном хоре поют музыканты-профессионалы, в том числе студенты и выпускники консерватории. А в 2015 году в храме появилась единственная в мире икона святых покровителей музыкантов и поэтов. Ее написали специально для церкви Малое Вознесение.

Говорят, что… …в XIX веке в Малое Вознесение приходили, чтобы присмотреть невесту. Для знакомства нужно было получить приглашение в дом, но безвестного юношу никто не желал видеть у себя. Тогда молодые люди шли в церковь, приглядывались друг к другу, могли даже перекинуться парой слов, например, попросить передать свечку. Там же можно было получить приглашение в дом, познакомиться с родителями и хлопотать о свадьбе.

А вам есть, что добавить в рассказ о храме Вознесения Господня (Малое Вознесение)?

liveinmsk.ru

Храм «Малое Вознесение». Рядом с храмом — Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот

С 1830-х годов в народе широко распространилось название храма «Малое Вознесение», в отличие от храма «Большое Вознесение» — более новой церкви Вознесения за Никитскими Воротами.

До постройки Большого Вознесения храм именовался «Старым Вознесением».

Первое упоминание

Первое упоминание о церкви относится к 1584 году. Её деревянное здание было уничтожено пожаром в 1629 году.

Каменный храм

Современное каменное здание было построено в 1634 году.

В 1680-е годы храм перестраивался, к нему был добавлен южный придел святых Прокопия и Иоанна Устюжских. В 1690 году в храме упоминается также северный придел святителя Николая.

Церковь Малого Вознесения в Москве, 1882 год Николай Найдёнов (1834-1905), Public Domain

В 1737 году храм пострадал от пожара и был восстановлен в 1739 году. При этой реконструкции к нему был пристроен северный придел во имя усекновения главы Иоанна Предтечи.

В 1764 году храм был надстроен восьмиугольным барочным барабаном, увенчанным одной главкой.

В начале XIX века был увеличен южный придел храма, сооружена арочная галерея, примыкающая к северному приделу, построена тёплая паперть. В 1831 году храм был украшен новым иконостасом.

В 1876 году церковь была перестроена по проекту архитектора А. А. Мартынова. В 1902 году в храме были проведены реставрационные работы.

Времена богоборчества

После революции 1917 года храм продолжал действовать некоторое время.

В 1929 году с него сбили колокола и отправили на переплавку, а в 1937 году он был закрыт.

В конце 1930-х годов с него сбили кресты и переоборудовали внутренние помещения.

В 1980 году храм занимало одно из управлений Главмосстроя.

Возрождение

В 1992 году храм был возвращён Русской православной церкви. Работами по его восстановлению занималась приходская община храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке.

В день Вознесения Господня 3 июня 1992 года был освящён главный престол храма.

Над украшением храма росписями работали художники Ирина Старженецкая и Иван Глазунов. Иконостасы храма выполнены иконописцем Сергеем Фёдоровым.

bolshoevoznesenie.ru