Каким был крестьянский быт в XVIII веке на Руси?
Реформы, проводимые в России Петром I, осуждающие отношение Екатерины II к жестокостям крепостничества, не меняли, по сути, уровень жизни и положение крестьянства в XVIII веке. 90 % населения страны испытало на себе увеличение крепостнического гнета, усиление нищеты, полное бесправие. Крестьянский быт, подчиненный распорядку работы на земле, был рационален, беден, сохранял корни и традиции предков.
Что выращивал крестьянин?
Земледельческие работы в поле проводились с апреля по октябрь. Способы обработки почвы, приемы выращивания урожая, набор орудий труда передавались от отца к сыну и внуку. В разных регионах страны наблюдались отличия, связанные с климатическими и историческими условиями. Большое значение имели обрабатываемые почвы. Но соха, предмет старины крестьянского быта, хоть и с конструктивными отличиями, оставалась собой по всей территории страны.
Основными сельскохозяйственными культурами, выращиваемыми русскими крестьянами, были зерновые. Рожь, пшеница, овес, просо, гречиха произрастали во всех регионах. Для откармливания скота высаживались горох, вика, клевер, для технических и хозяйственных нужд – конопля, лен. Это исконно русские культуры.
Из «заграничных» и прижившихся в российском сельском хозяйстве следует отметить капусту, чечевицу, а в XVIII веке — кукурузу, картофель, подсолнечник и табак. Хотя эти «деликатесы» выращивались не для крестьянского стола.
Домашнее животноводство
Уровень крестьянского быта напрямую зависел от количества возделываемой земли и наличия скота. Прежде всего коровы. Если на дворе есть крупный рогатый скот, семья уже не бедствует, может позволить себе и более сытную еду, и по праздникам покупную одежду, и домашнюю утварь побогаче. В хозяйствах «середняков» могли быть 1-2 лошади.
Крестьянская изба
Поначалу так называлась жилая отапливаемая часть, но к XVIII веку это уже комплекс дворовых построек. Качество и добротность строений зависели от доходов семьи, от уровня крестьянского быта, а состав хозяйственных построек был приблизительно одинаков: амбары, риги, сараи, бани, хлева, птичники, погреба и так далее. В понятие «двор» включались сад, огород, земельный участок.
На Руси дома были рубленными, то есть основным строительным инструментом был топор. Утеплителем, который закладывали между венцами, служил мох, позже — пакля. Крыши крыли соломой, которая при нехватке кормов к весне скармливалась скотине. Вход в отапливаемую часть был через сени, служившие для сохранения тепла, хранения хозяйственной утвари, а летом — в качестве дополнительной жилой площади.
Мебель в избе была «встроенной», то есть неподвижной. Вдоль всех незанятых стен ставились широкие лавки, которые на ночь становились лежанками. Над лавками вешались полки, на которых хранили всякую всячину.
Значение печи в крестьянском быте начала 18 века
Сложить печь, которая была очень важным элементом крестьянской избы, приглашали хорошего мастера, потому что это непростое дело. Печь-матушка кормила, грела, парила, лечила, укладывала спать. Топились печи по-черному, то есть трубы не было, а едкий дым из дымохода расстилался под потолком. Дышать было трудно, глаза слезились, коптились потолок и стены, зато дольше сохранялось тепло, экономились дрова.
Печи ставились большими, почти на четверть избы. Хозяйка вставала рано, чтобы протопить ее с утра. Топилась она долго, зато долго и сохраняла тепло, можно и еду приготовить, и хлеба напечь, и одежду просушить. Печь приходилось топить круглый год, даже периодически летом, чтоб напечь хлеба на неделю и насушить грибов-ягод. Спали на печи обычно самые слабые члены семьи: дети и старики. В русских избах строили полати, настил от печи к противоположной стене – тоже спальное место.
От местоположения печи в доме «плясала» планировка помещения. Ставили ее слева от входной двери. Устье печи смотрело в угол, приспособленный для готовки еды. Это хозяйкино место. Здесь располагались предметы крестьянского быта, которыми ежедневно пользовались женщины: ручные жернова, ступки, горшки, миски, ложки, сита, ковши. Угол считался «грязным», поэтому прикрывался от посторонних взглядов ситцевой занавеской. Отсюда же был спуск в подполье за продуктами. У печи висел рукомойник. Изба освещалась лучинами.
Остальная часть комнаты, называвшаяся чистовой, имела красный угол. Он находился в углу, по диагонали от печи. Здесь всегда был иконостас с лампадкой. Сюда приглашались самые дорогие гости, а по будням здесь, во главе стола, сидел хозяин, который давал разрешение приступать к еде после молитвы.
Другие постройки двора
Часто дворовую постройку делали в два этажа: внизу жила скотина, а наверху – сеновал. Разумные хозяева пристраивали ее одной стеной к дому, чтоб скотине было теплее и хозяйке не приходилось выбегать на мороз. Орудия труда, сани, телеги хранились в отдельно стоящем сарае.
Крестьянский быт 18 века не обходился без бани. Даже самые бедные дворы имели ее. Устройство бани дошло до наших дней, практически не изменившись, только топилась она тогда по-черному.
Амбар с зерном берегли больше всего. Ставили его подальше от избы, следили, чтоб не загорелся, на дверь вешали замок.
Во что одевались крестьяне?
Мужчины носили кафтаны из толстого сукна, поддевки для тепла. А летом во всех случаях жизни – рубахи из ситца и холщовые штаны. Лапти на ногах были у всех, но по праздникам состоятельные крестьяне надевали сапоги.
Женщины всегда больше интересовались своей одеждой. Носили холщовые, ситцевые, шерстяные юбки, сарафаны, кофты – все то, во что одеваются и сейчас. Только тогда одежда шилась чаще всего из домотканых тканей, зато украшалась вышивкой, бисером, разноцветными шнурками и поясками.
Крестьянский быт состоял не только из суровых будней. В русских деревнях всегда любили праздники и умели гулять весело. Катание с гор, на лошадях, качелях и каруселях – традиционные забавы. Веселые песни, хороводы, многоголосое пение – это тоже быт 18-го века.
homsk.com
Крестьянский быт XVIII века в России
Реформы, проводимые в России Петром I, осуждающие отношение Екатерины II к жестокостям крепостничества, не меняли, по сути, уровень жизни и положение крестьянства в XVIII веке. 90 % населения страны испытало на себе увеличение крепостнического гнета, усиление нищеты, полное бесправие. Крестьянский быт, подчиненный распорядку работы на земле, был рационален, беден, сохранял корни и традиции предков.
Что выращивал крестьянин?
Земледельческие работы в поле проводились с апреля по октябрь. Способы обработки почвы, приемы выращивания урожая, набор орудий труда передавались от отца к сыну и внуку. В разных регионах страны наблюдались отличия, связанные с климатическими и историческими условиями. Большое значение имели обрабатываемые почвы. Но соха, предмет старины крестьянского быта, хоть и с конструктивными отличиями, оставалась собой по всей территории страны.
Основными сельскохозяйственными культурами, выращиваемыми русскими крестьянами, были зерновые. Рожь, пшеница, овес, просо, гречиха произрастали во всех регионах. Для откармливания скота высаживались горох, вика, клевер, для технических и хозяйственных нужд – конопля, лен. Это исконно русские культуры.
Из «заграничных» и прижившихся в российском сельском хозяйстве следует отметить капусту, чечевицу, а в XVIII веке — кукурузу, картофель, подсолнечник и табак. Хотя эти «деликатесы» выращивались не для крестьянского стола.
Домашнее животноводство
Уровень крестьянского быта напрямую зависел от количества возделываемой земли и наличия скота. Прежде всего коровы. Если на дворе есть крупный рогатый скот, семья уже не бедствует, может позволить себе и более сытную еду, и по праздникам покупную одежду, и домашнюю утварь побогаче. В хозяйствах «середняков» могли быть 1-2 лошади.
Мелких животных: свиней, овец, коз — содержать было проще. И трудно было выжить без птицы: кур, уток, гусей. Там, где позволяли условия, местные жители добавляли в свой небогатый рацион грибы и ягоды. Немаловажное значение имели рыболовство и охота. Особенно эти промыслы были распространены в Сибири и на Севере.
Крестьянская изба
Поначалу так называлась жилая отапливаемая часть, но к XVIII веку это уже комплекс дворовых построек. Качество и добротность строений зависели от доходов семьи, от уровня крестьянского быта, а состав хозяйственных построек был приблизительно одинаков: амбары, риги, сараи, бани, хлева, птичники, погреба и так далее. В понятие «двор» включались сад, огород, земельный участок.
На Руси дома были рубленными, то есть основным строительным инструментом был топор. Утеплителем, который закладывали между венцами, служил мох, позже — пакля. Крыши крыли соломой, которая при нехватке кормов к весне скармливалась скотине. Вход в отапливаемую часть был через сени, служившие для сохранения тепла, хранения хозяйственной утвари, а летом — в качестве дополнительной жилой площади.
Мебель в избе была «встроенной», то есть неподвижной. Вдоль всех незанятых стен ставились широкие лавки, которые на ночь становились лежанками. Над лавками вешались полки, на которых хранили всякую всячину.
Значение печи в крестьянском быте начала 18 века
Сложить печь, которая была очень важным элементом крестьянской избы, приглашали хорошего мастера, потому что это непростое дело. Печь-матушка кормила, грела, парила, лечила, укладывала спать. Топились печи по-черному, то есть трубы не было, а едкий дым из дымохода расстилался под потолком. Дышать было трудно, глаза слезились, коптились потолок и стены, зато дольше сохранялось тепло, экономились дрова.
Печи ставились большими, почти на четверть избы. Хозяйка вставала рано, чтобы протопить ее с утра. Топилась она долго, зато долго и сохраняла тепло, можно и еду приготовить, и хлеба напечь, и одежду просушить. Печь приходилось топить круглый год, даже периодически летом, чтоб напечь хлеба на неделю и насушить грибов-ягод. Спали на печи обычно самые слабые члены семьи: дети и старики. В русских избах строили полати, настил от печи к противоположной стене – тоже спальное место.
От местоположения печи в доме «плясала» планировка помещения. Ставили ее слева от входной двери. Устье печи смотрело в угол, приспособленный для готовки еды. Это хозяйкино место. Здесь располагались предметы крестьянского быта, которыми ежедневно пользовались женщины: ручные жернова, ступки, горшки, миски, ложки, сита, ковши. Угол считался «грязным», поэтому прикрывался от посторонних взглядов ситцевой занавеской. Отсюда же был спуск в подполье за продуктами. У печи висел рукомойник. Изба освещалась лучинами.
Остальная часть комнаты, называвшаяся чистовой, имела красный угол. Он находился в углу, по диагонали от печи. Здесь всегда был иконостас с лампадкой. Сюда приглашались самые дорогие гости, а по будням здесь, во главе стола, сидел хозяин, который давал разрешение приступать к еде после молитвы.
Другие постройки двора
Часто дворовую постройку делали в два этажа: внизу жила скотина, а наверху – сеновал. Разумные хозяева пристраивали ее одной стеной к дому, чтоб скотине было теплее и хозяйке не приходилось выбегать на мороз. Орудия труда, сани, телеги хранились в отдельно стоящем сарае.
Крестьянский быт 18 века не обходился без бани. Даже самые бедные дворы имели ее. Устройство бани дошло до наших дней, практически не изменившись, только топилась она тогда по-черному.
Амбар с зерном берегли больше всего. Ставили его подальше от избы, следили, чтоб не загорелся, на дверь вешали замок.
Во что одевались крестьяне?
Мужчины носили кафтаны из толстого сукна, поддевки для тепла. А летом во всех случаях жизни – рубахи из ситца и холщовые штаны. Лапти на ногах были у всех, но по праздникам состоятельные крестьяне надевали сапоги.
Женщины всегда больше интересовались своей одеждой. Носили холщовые, ситцевые, шерстяные юбки, сарафаны, кофты – все то, во что одеваются и сейчас. Только тогда одежда шилась чаще всего из домотканых тканей, зато украшалась вышивкой, бисером, разноцветными шнурками и поясками.
Крестьянский быт состоял не только из суровых будней. В русских деревнях всегда любили праздники и умели гулять весело. Катание с гор, на лошадях, качелях и каруселях – традиционные забавы. Веселые песни, хороводы, многоголосое пение – это тоже быт 18-го века.
fb.ru
Быт крестьян в 18 веке в России: интерьер, одежда и питание
Современная жизнь буквально бурлит благодаря развитию технологий и прогрессу. Мы не представляем свой быт без интернета и смартфона, можем добраться в другую страну всего за несколько часов, имеем круглосуточный доступ к воде и продуктам питания. Но ведь так было не всегда. Привычные жизнь и быт крестьян в 18 веке были куда менее радужными. Каким был ежедневный уклад простых людей того времени? И смогли бы мы выжить в таких суровых условиях?
Крестьянский быт 18 века: убранство и отопление в курной избе
Жизнь крестьян была куда тяжелее, чем времяпровождение богатой знати. Большинство простых людей обитали в курных избах. Особенностью такого жилища было печное отопление, система которого не была оснащена трубой дымохода. Крестьяне топили «по-черному» с открытым очагом: дым распределялся внутри помещения и выходил либо сквозь щели, либо через волоковое оконце или дверь, а копоть оседала на стенах и потолке.
Топить «по-белому» было сложнее, так как хороший печник, умевший грамотно собрать печь и вентиляцию к ней, был практически на вес золота. Печи без тяги нередко дымили, так как план их кладки был просчитан не особо точно. Глинобитные печи были надежнее кирпичных, так как со временем становились лишь крепче, лучше держали тепло и не прогорали.
Примечательно, что методика отопления «по-черному» сохранена и сейчас, нередко применяется в банях. Но в быту крестьян в 18 веке отопление таким небезопасным способом было острой необходимостью.
Кроме открытого очага интерьер простой курной избы включал несколько обязательных элементов. Особым среди них был киот, расположенный в «красном» углу избы. Это специальный шкафчик для икон, в котором бережно хранились лики православных святых, Божьей Матери, Спасителя и пр.
Красный угол в крестьянской избеЕще один неотъемлемый предмет мебели в избе – полати. Этот специальный помост для сна располагался на уровне печи, так как отдыхать на нем было теплее. Местом для сна служили и лавки, расположенные вдоль стен. Выражение «семеро по лавкам спят» связано как раз с тем, что на длинных лавках не только сидели, но и почивали после тяжелого трудового дня. Нехитрый крестьянский скарб и утварь хранились на полках, которые прибивались над лавками.
Культура питания крестьян
Традиционные блюда крестьян, живших в 18 веке, отличаются от современных кулинарных изысков. Например, мясо было скорее праздничным блюдом. Да и обилие постов не способствовало частому употреблению мясных яств.
Самым популярным первым блюдом были щи из квашеной капусты. Кроме этого нехитрого супа хозяйки подавали домочадцам сало. Во время поста оно заменялось грибами или рыбой. Счастливые обладатели коров баловали родных молочными продуктами, созданными в домашних условиях: творогом, сметаной и пр. Востребованными были и различные каши.
Мало какой прием пищи проходил без главного – хлеба. Его пекли раз в неделю. Если современный хлеб из супермаркета уже через несколько дней очерствеет, то у крестьянок 18 века были свои секреты по сохранению выпечки. Хлеб хранился в льняных или холщовых полотенцах, которые замедляли испарение влаги и высыхание выпечки.
В голодное время для выпечки использовалась ржаная мука с различными добавками. В ход шла и гречневая, и овсяная мука, из которых делали блины, оладьи и лепешки.
В качестве питья подавались фруктовые узвары, которые были не просто вкусными, но и полезными для здоровья, а также квас и кисель. Последний кардинально отличался от современного: его готовили из ферментированного зернового продукта, например, той же овсяной муки. Такой кисель удобнее было не пить, а есть ложкой. Среди напитков покрепче народ жаловал пиво, так называемое хлебное вино.
Одежда крестьянина 18 века
Одежда простого деревенского жителя была незамысловата, главным требованием к ней была защита от холода, а не модные изыски. Хотя во все времена женщины старались выглядеть привлекательно, даже если относились к самому низкому социальному сословию.
Наряд трудящихся женщин состоял из сарафана, нижней рубахи, душегрейки для холодного времени года и юбки – понёвы. Поверх такого туалета надевался зипун – полукафтан, зимой прикрываемый шубой или тулупом. На ногах красовались лапти, а у более зажиточных жителей – сапоги.
Праздничная женская одежда второй половины 18 векаМужское одеяние также включало несколько обязательных предметов. Крестьянин надевал рубашку, сверху – балахон и кафтан. Нижнюю часть тела покрывали порты, под которые зимой дополнительно поддевались теплые подштанники. Под лаптями обязательно находились онучи, представляющие собой специальную обмотку для ног. Голову венчала шапка-треух.
Скромная жизнь, нехитрое убранство в доме, тяжелый труд, простая еда и такая же одежда – главные особенности быта крестьян в 18 веке в России. Однако все эти сложности скрашивались праздниками, веселыми гуляниями, трогательными обычаями и духовной близостью между людьми из одной общины. Как ни странно, но современному обществу есть чему поучиться у далеких предков, не искушенных упрощающими жизнь технологиями.
Вконтакте
Google+
LiveJournal
Одноклассники
Мой мир
Будет интересно почитать:
Метки: 18 век, быт крестьян, история и обычаи, крестьянская курная изба, одежда крестьян, Россия
В рубриках: Страны и народы, 20:32, 10 Окт 2019 в 20:32. Ваш отзыв
umniku.ru
Быт крестьян 18 века в России
Реформы, проводимые в России Петром I, осуждающие отношение Екатерины II к жестокостям крепостничества, не меняли, по сути, уровень жизни и положение крестьянства в XVIII веке. 90 % населения страны испытало на себе увеличение крепостнического гнета, усиление нищеты, полное бесправие. Крестьянский быт, подчиненный распорядку работы на земле, был рационален, беден, сохранял корни и традиции предков.
Что выращивал крестьянин?
Земледельческие работы в поле проводились с апреля по октябрь. Способы обработки почвы, приемы выращивания урожая, набор орудий труда передавались от отца к сыну и внуку. В разных регионах страны наблюдались отличия, связанные с климатическими и историческими условиями. Большое значение имели обрабатываемые почвы. Но соха, предмет старины крестьянского быта, хоть и с конструктивными отличиями, оставалась собой по всей территории страны.
Основными сельскохозяйственными культурами, выращиваемыми русскими крестьянами, были зерновые. Рожь, пшеница, овес, просо, гречиха произрастали во всех регионах. Для откармливания скота высаживались горох, вика, клевер, для технических и хозяйственных нужд – конопля, лен. Это исконно русские культуры.
Из «заграничных» и прижившихся в российском сельском хозяйстве следует отметить капусту, чечевицу, а в XVIII веке — кукурузу, картофель, подсолнечник и табак. Хотя эти «деликатесы» выращивались не для крестьянского стола.
Домашнее животноводство
Уровень крестьянского быта напрямую зависел от количества возделываемой земли и наличия скота. Прежде всего коровы. Если на дворе есть крупный рогатый скот, семья уже не бедствует, может позволить себе и более сытную еду, и по праздникам покупную одежду, и домашнюю утварь побогаче. В хозяйствах «середняков» могли быть 1-2 лошади.
Мелких животных: свиней, овец, коз — содержать было проще. И трудно было выжить без птицы: кур, уток, гусей. Там, где позволяли условия, местные жители добавляли в свой небогатый рацион грибы и ягоды. Немаловажное значение имели рыболовство и охота. Особенно эти промыслы были распространены в Сибири и на Севере.
Крестьянская изба
Поначалу так называлась жилая отапливаемая часть, но к XVIII веку это уже комплекс дворовых построек. Качество и добротность строений зависели от доходов семьи, от уровня крестьянского быта, а состав хозяйственных построек был приблизительно одинаков: амбары, риги, сараи, бани, хлева, птичники, погреба и так далее. В понятие «двор» включались сад, огород, земельный участок.
На Руси дома были рубленными, то есть основным строительным инструментом был топор. Утеплителем, который закладывали между венцами, служил мох, позже — пакля. Крыши крыли соломой, которая при нехватке кормов к весне скармливалась скотине. Вход в отапливаемую часть был через сени, служившие для сохранения тепла, хранения хозяйственной утвари, а летом — в качестве дополнительной жилой площади.
Мебель в избе была «встроенной», то есть неподвижной. Вдоль всех незанятых стен ставились широкие лавки, которые на ночь становились лежанками. Над лавками вешались полки, на которых хранили всякую всячину.
Значение печи в крестьянском быте начала 18 века
Сложить печь, которая была очень важным элементом крестьянской избы, приглашали хорошего мастера, потому что это непростое дело. Печь-матушка кормила, грела, парила, лечила, укладывала спать. Топились печи по-черному, то есть трубы не было, а едкий дым из дымохода расстилался под потолком. Дышать было трудно, глаза слезились, коптились потолок и стены, зато дольше сохранялось тепло, экономились дрова.
Печи ставились большими, почти на четверть избы. Хозяйка вставала рано, чтобы протопить ее с утра. Топилась она долго, зато долго и сохраняла тепло, можно и еду приготовить, и хлеба напечь, и одежду просушить. Печь приходилось топить круглый год, даже периодически летом, чтоб напечь хлеба на неделю и насушить грибов-ягод. Спали на печи обычно самые слабые члены семьи: дети и старики. В русских избах строили полати, настил от печи к противоположной стене – тоже спальное место.
От местоположения печи в доме «плясала» планировка помещения. Ставили ее слева от входной двери. Устье печи смотрело в угол, приспособленный для готовки еды. Это хозяйкино место. Здесь располагались предметы крестьянского быта, которыми ежедневно пользовались женщины: ручные жернова, ступки, горшки, миски, ложки, сита, ковши. Угол считался «грязным», поэтому прикрывался от посторонних взглядов ситцевой занавеской. Отсюда же был спуск в подполье за продуктами. У печи висел рукомойник. Изба освещалась лучинами.
Остальная часть комнаты, называвшаяся чистовой, имела красный угол. Он находился в углу, по диагонали от печи. Здесь всегда был иконостас с лампадкой. Сюда приглашались самые дорогие гости, а по будням здесь, во главе стола, сидел хозяин, который давал разрешение приступать к еде после молитвы.
Другие постройки двора
Часто дворовую постройку делали в два этажа: внизу жила скотина, а наверху – сеновал. Разумные хозяева пристраивали ее одной стеной к дому, чтоб скотине было теплее и хозяйке не приходилось выбегать на мороз. Орудия труда, сани, телеги хранились в отдельно стоящем сарае.
Крестьянский быт 18 века не обходился без бани. Даже самые бедные дворы имели ее. Устройство бани дошло до наших дней, практически не изменившись, только топилась она тогда по-черному.
Амбар с зерном берегли больше всего. Ставили его подальше от избы, следили, чтоб не загорелся, на дверь вешали замок.
Во что одевались крестьяне?
Мужчины носили кафтаны из толстого сукна, поддевки для тепла. А летом во всех случаях жизни – рубахи из ситца и холщовые штаны. Лапти на ногах были у всех, но по праздникам состоятельные крестьяне надевали сапоги.
Женщины всегда больше интересовались своей одеждой. Носили холщовые, ситцевые, шерстяные юбки, сарафаны, кофты – все то, во что одеваются и сейчас. Только тогда одежда шилась чаще всего из домотканых тканей, зато украшалась вышивкой, бисером, разноцветными шнурками и поясками.
Крестьянский быт состоял не только из суровых будней. В русских деревнях всегда любили праздники и умели гулять весело. Катание с гор, на лошадях, качелях и каруселях – традиционные забавы. Веселые песни, хороводы, многоголосое пение – это тоже быт 18-го века.
autogear.ru
Быт крестьян — Как написать историю своей семьи?
Жизнь и быт крестьян на Руси зависели от местности, в которой они проживали. Дом был значительно утеплен в северных районах, в то время как на юге обходились мазанками. Расположение на приграничных или вновь осваиваемых территориях сопровождалось вражескими набегами. Кроме того, у каждой губернии встречаются свои традиции, которые позволяют отличать жителей разных регионов.
Но в целом образ жизни крестьян в России в 16-19 веке был очень похож. (Подробнее о категориях крестьян)
Дом
Центром крестьянского дома была каменная печь. Вокруг нее ставили стены из бревен (сосна или ель). Пол земляной. На него для тепла клали половики.
В конце 16 века у избы появились сени. Входя с улицы, крестьянин попадал в небольшую «холодную» комнату, тут хранили продукты и прочее. И только потом в само жилище. В сенях не было окон. Это усовершенствование помогало сохранить в доме тепло.
В избе окна были обтянуты бычьим или рыбьим пузырем. Стекло было большой редкостью. Окна служили еще и дымоходом, располагаясь повыше.
Печь топили по-черному, дым уходил в отверстие в потолке и окна. Во-первых, так лучше прогревался дом. Во-вторых, стены покрывались черным налетом сажи и копоти, который забивал щели в стенах: насекомые летом не ползут, а зимой ветер не продувает. Щели в стенах дополнительно забивались мхом или соломой. Считалось, что изба так сохранится на более долгий срок, ведь покрытые сажей стены не гнили. К тому же печь требовала меньше дров при таком способе растопки.
Позволить себе топить по-белому могли только зажиточные крестьяне. Бедняки смогли это лишь к концу 18 века.
В печи готовили еду и мылись, бани были не у всех. Русская печь, которую топили круглый год, использовалась. как спальное место.
Освещалась изба лучиной, которую втыкали возле печки в специальную подставку. Под лучину ставили плошку с водой или землей, чтобы не случилось пожара от случайно упавшего уголька. В основном с темнотой все ложились спать.
Внутреннее убранство дома
Убранство дома скудное. Наискосок от печи – красный угол, где располагалась икона. Заходя в дом, взгляд падал именно на иконы. Вошедшие крестились, а лишь потом здоровались с хозяевами.
С одной стороны печи располагалась «женская часть», где женщины готовили и занимались рукоделием. Большой стол, за которым проходила трапеза, стоял по центру, количество посадочных мест было рассчитано на всю семью. С другой стороны печки находились инструменты и лавка для мужских работ.
Лавки стояли вдоль стен. На них спали, укрываясь домоткаными полотнами, шкурами. В крышу вбивали кольцо, на которое обычно вещали люльку с ребенком. Занимаясь рукоделием, женщина качала люльку.
Обязательный атрибут крестьянского дома – сундуки со скарбом. Они могли быть деревянными, обитыми кожей или металлическими пластинами. Для каждой девочки собирался свой отдельный сундук с приданным.
Посуда в доме была двух видов: глиняная, в которой готовили, и деревянная, из которой ели. Металлическая посуда была большой редкостью и стоила немалых денег.
Двор
Во дворе располагались хозяйственные постройки: сарай, загон для домашнего скота (хлев). В 16-17 веке в северных районах приобрело популярность строительство двух ярусного сарая: снизу находились животные, а на втором ярусе хранилось сено, рабочий инвентарь.
Зимой часто приходилось брать скотину прямо в дом, чтобы уберечь от морозов.
Обязательная постройка – подпол. Ямка в земле, которую накрывали крышкой. В нее складывали продукты, чтобы не портились в тепле. В холодное время года продукты можно было хранить в сенях в мешочках, или на улице.
Обязательно во дворе был огород, на котором работали женщины и дети. Выращивали овощи: репа, свекла, морковь, капуста, редька, лук. В зависимости от региона могли выращивать ягоды или фрукты.
Картофель, горох, рожь, овес, ячмень, пшеницу, полбу, ярицу, сорицу, просо, чечевицу, лен, коноплю сеяли на поле. Так же засевали однолетние и многолетние травы.
В лесу собирали грибы и ягоды, в основном этим занимались дети. Сушили впрок, делали запасы на зиму. Собирали мед диких пчел.
Рыбу, выловленную в реке, запасали в соленом и сушеном виде.
Крестьянский дом, Кировская областьПища
Все крестьяне соблюдали церковный пост. Чаще всего на их столе были овощи, хлеб и каша. Рыба в разрешенные дни. А мясные блюда ели в основном по праздникам.
Обычные блюда в каждой крестьянской семье: щи из капусты с салом да черный хлеб, квашенная капуста с луком, постная похлебка, редька или свекла с растительным маслом. Пареная репа, ржаной пирог с репой. Мясо да пироги из белой муки (редкость) по праздникам. Каша с маслом.
Из молока производили молочные продукты, которые тоже употребляли в пищу в разрешенные постом дни.
Пили чай на травах, квас, медовуху, вино. Из овса готовили кисель.
Самым ценным продуктом считалась соль, поскольку она позволяла заготавливать мясо и рыбу, не позволяя им испортиться.
Работа крестьян
Основное занятие, быт крестьян – это земледелие. Пашня, косьба, жнитва, в которых принимали участие и мужчины, и дети, и женщины (в пашне не всегда). Если в семье не хватало рабочих рук, то нанимали работников в помощь, платя им деньги или продукты.
Сельскохозяйственный инвентарь зависел от достатка семьи. Вилы, коса, топоры и грабли. Использовали плуг и соху.
Были у крестьян жернова для изготовления муки, гончарный круг.
После окончания сельскохозяйственных работ у мужчин появлялось время на ремесла. Каждый в деревне владел ремеслами, мог выполнять любую работу, детей учили с самого раннего детства. Высоко ценились специальности, которые освоить можно было, работая подмастерьем, например, кузнец. Мебель, посуду, различный рабочий инвентарь крестьяне производили самостоятельно.
Мальчиков в крестьянских семьях с раннего возраста приучали к труду: ходить за скотом, помогать в огороде. В 9 лет мальчика начинали учить верховой езде на лошади, владению сохой, косой, топором. К 13 годам его брали в работать в поле. К 16 годам мальчик уже владел ремеслами, умел плести лапти.
Позднее, когда началось всеобщее начальное образование мальчиков, а иногда и девочек отдавали в школы, которые находились при церквях. Там учили читать, писать и считать, изучался закон Божий.
Женщины занимались домашней работой, ухаживали за скотиной и огородом, помогали мужчинам в поле. Рукоделию уделялось особое внимание — изготавливали всю одежду на всю семью.
Девочек с 7 лет обучали прясть, вышивать, шить рубахи, ткать, готовя к взрослой жизни. Каждая готовила себе приданное, стараясь украсить как можно лучше. Те, кто к определенному возрасту еще не владел мастерством, подвергались насмешкам. Это касалось и мальчиков, не умевших чего-то, например, плести лапти.
В зависимости от климатических условий крестьяне так же занимались пчеловодством, виноделием, выращивали виноградники.
Занимались мужчины охотой и рыбной ловлей.
Одежда
Основной задачей крестьянской одежды было удобство для работы и тепло. Материал для одежды женщины ткали сами.
Крестьяне носили длинные холщовые или льняные рубахи, у которых подмышками пришивались ластовицы, заменяемые элементы, собиравшие пот. На плечах, спине и груди так же были заменяемые элементы – подклада — подоплека. Поверх рубахи надевали пояс.
Верхняя одежда крестьян – кафтан (застегивался на пуговицы или застежки) и зипун (узкое недлинное платье). Зимой носили овчинные тулупы и шапки (валяные или из шкурок лесных зверей)
Женщины ходили в рубахах, сверху надевая сарафан в пол, длинную юбку.
Замужние женщины обязательно покрывали голову платком, а девушки носили повязку в виде широкой ленты.
На ноги обували лапти, а в некоторых районах в холода носили обувь из двух сшитых кусочков кожи. Плели обувь из прутьев лозы, привязывая кожаную подошву к ноге ремнем.
Праздники
Крестьяне были очень религиозными, верующими людьми, потому праздники в основном были религиозными. Дома молились перед и после трапезы, любое дело начиналось с молитвы, в надежде, что Бог не оставит в хорошем начинании.
Крестьяне регулярно посещали церковь по воскресеньям. Обязательным было присутствие на исповеди в Святую Четырехдесятницу перед Пасхой. Пасха считалась главным православным праздником. (подробнее о православной Пасхе)
Новый год сначала отмечали в сентябре, а после реформы Петра Первого – 1 января 1700 года стало первым Новым годом по новому календарю.
Рождество Христово и следующие за ними Святки и Масленица сопровождались колядой, гаданиями, массовыми праздничными гуляниями, хороводами, катаниями на санях.
Зимой в разрешенные постом дни играли свадьбы, причем обязательно они сопровождались различными свадебными приметами и традициями. (Подробнее о том, как женились на Руси)
Вам будут интересны другие статьи по генеалогии:
Рекруты в России
Как раскрасить старое черно-белое фото
Как выбрать имя ребенку
Как установить судьбу участника Великой отечественной войны
yulianovozhilova.ru
Быт русских крестьян [Жизнь] — это, что такое, какие, определение, значение, доклад, реферат, конспект, сообщение, вики — WikiWhat
XVI век
см. Домострой
см. Жизнь крестьян в 17 веке в России
При Петре I (начало 18 века)
см. Жизнь людей при Петре I
При Екатерине II (вторая половина 18 века)
Одежда
Одежда людей при Екатерине II по-прежнему была домотканой и изготавливалась вручную. Мужчины носили холщовые рубахи и порты, на ногах — лапти и онучи. Женщины надевали длинные рубахи и сарафаны. Шапка, сермяга или овчинный полушубок, рукавицы были обязательными деталями зимнего гардероба крестьян.
Жильё
Жилищем крестьян служила изба. Правда, во второй половине XVIII в. хозяева домов все чаще делали потолок из досок и возводили печи с трубами, которые топились по-белому.
Интерьер избы не менялся на протяжении нескольких веков: главное место занимала печь, вдоль стен — лавки, в красном углу под иконами — стол.
Семья
Крестьянские семьи были большими. Иногда под одной крышей жило два-три поколения родственников. Такое хозяйство имело нескольких взрослых работников-мужчин, которые могли обработать и свой надел, и барскую землю, и даже уйти на заработки. Детей рождалось много. Однако детская смертность была высока: как правило, из пяти младенцев до трёх лет доживал только один.
В семье царили патриархальные отношения. Старший по возрасту мужчина был главой семьи. Именно он отвечал за всех домочадцев. Младшие члены семьи с уважением относились к старикам.
Еда
Семья, как и прежде, собиралась за общей трапезой. Крестьянская еда не отличалась особым разнообразием, но была достаточно калорийной: каши, щи, хлеб, молоко, творог, яйца, пироги, блины, мёд. Осенью и зимой, когда забивали скот, на столе появлялось мясо. Летом — грибы, ягоды, рыба. Рассевшись вокруг стола, домочадцы по очереди черпали деревянными ложками еду из общей миски.
Труд
Уклад крестьянской жизни определялся порядком сельскохозяйственных работ. Весна, лето, осень — самое напряжённое время. Ведь надо было обработать свой надел и барскую землю, заготовить сено не только для своих коров и лошадей, но и для помещичьих. Зимой работы было меньше.
Однако среди тяжёлых трудовых буден в крестьянской жизни были и праздники.
Образование
Основная масса крестьян была безграмотной. Поэтому человек, умевший писать и читать, пользовался у односельчан особым почётом. Материал с сайта http://wikiwhat.ru
Деньги
К концу XVIII в. некоторые крестьяне смогли «выбиться в люди» — скопить капитал. Это позволило им изменить свою жизнь. Такие «капиталистые» крестьяне строили себе добротные избы, покупали одежду и обувь, фарфоровую и стеклянную посуду, мебель…
Жизнь горожан в России
Картинки (фото, рисунки)
Ж.-Б. Лепренс. Бытовая сцена. Рисунок. Середина XVIII в.
И. Тупылев. Крестины. 1800 г.
И. Тонкое. Сельский праздник. 1790-е гг.
Реферат еда русских крестьян
Жизнь русского города в xvii
Одежда крестьян в конце 18 века в россииа
Жизнь крестьян россии в xviii веке
Крестьяне в 17 веке в россии одежда
Почему быт и традиции российского крестьянства не менялись на протяжении долгого времени?
Какую одежду носили крестьяне в 18 веке?
Что представляло собой жилище людей?
Каково было питание крестьян?
Каким был ритм жизни крестьян?
Какие праздники отмечали люди?
Поясните выражения: «топить по-чёрному», «топить по-белому».
Как проходили сельские праздники?
wikiwhat.ru
Быт и обычаи 18 века в России: история
Эпохальное правление Петра I, а также его многочисленные реформы, направленные на европеизацию и искоренение средневековых пережитков в быту и политике, оказали огромное влияние на жизненный уклад всех сословий империи.
Различные новшества, активно вводившиеся в повседневный быт и обычаи россиян в 18 веке, дали сильный толчок к превращению России в просвещенное европейское государство.
Реформы Петра I
Петр I, как и сменившая его на престоле Екатерина II, главной своей задачей считал приобщение женщин к светской жизни и приучение высших сословий российского общества к правилам этикета. Для этого создавались специальные наставления и руководства; молодые дворяне обучались правилам придворного этикета и отправлялись на обучение в западные страны, откуда возвращались вдохновленные желанием сделать народ России просвещенным и более современным. В основном изменения затрагивали светскую жизнь, семейный уклад остался неизменным — главой семьи был мужчина, остальные члены семейства обязаны были ему подчиняться.
Быт и обычаи 18 века в России вступали в острое противостояние с нововведениями, ведь достигший расцвета абсолютизм, а также феодально-крепостнические отношения не позволяли безболезненно и быстро воплотить планы по европеизации в жизнь. Кроме того, налицо был явный контраст жизни обеспеченных сословий и крепостных крестьян.
Придворная жизнь в XVIII веке
Быт и обычаи царского двора во второй половине XVIII века отличались невиданной роскошью, удивлявшей даже иностранцев. Все сильнее чувствовалось влияние западных тенденций: в Москве и Санкт-Петербурге появились воспитатели-гувернеры, парикмахеры, модистки; обязательным к изучению стал французский язык; была введена специальная мода для дам, являвшихся ко двору.
Новшества, появлявшиеся в Париже, обязательно перенимались русской знатью. Придворный этикет походил на театральное представление — чинные поклоны, реверансы создавали острое ощущение наигранности.
Со временем большую популярность получил театр. В этот период появляются и первые русские драматурги (Дмитриевский, Сумароков).
Возрастает интерес к французской литературе. Представители аристократии все большее внимание уделяют образованию и развитию многогранной личности — это становится своего рода признаком хорошего тона.
В 30-х — 40-х годах XVIII века, в период правления Анны Иоанновны, одним из популярных развлечений, помимо шахмат и шашек, стала игра в карты, которая ранее считалась неприличной.
Быт и обычаи 18 века в России: жизнь дворян
Население Российской империи состояло из нескольких сословий.
В наиболее выгодном положении были дворяне крупных городов, особенно Санкт — Петербурга и Москвы: материальное благополучие и высокое положение в обществе позволяли им вести праздный образ жизни, уделяя все время организации и посещению светских приемов.
Пристальное внимание уделялось домам, на обустройство которых заметное влияние оказывали западные традиции.
Владения аристократии отличались роскошью и изысканностью: большие залы, со вкусом обставленные европейской мебелью, огромные люстры со свечами, богатые библиотеки с книгами западных авторов, — все это должно было показать чувство вкуса и стать подтверждением знатности семьи. Просторные комнаты домов позволяли владельцам устраивать многолюдные балы и светские приемы.
Роль образования в XVIII веке
Быт и обычаи второй половины 18 века еще теснее были связаны с влиянием западной культуры на Россию: модными стали аристократические салоны, где кипели споры о политике, искусстве, литературе, велись диспуты на философские темы. Большую популярность получил французский язык, которому дети дворян с детства обучались специально нанятыми учителями-иностранцами. По достижению 15 — 17 лет подростков отдавали в учебные заведения закрытого типа: юношей обучали здесь военной стратегии, девушек — правилам хорошего тона, умению играть на различных музыкальных инструментах, основам семейной жизни.
Европеизация быта и устоев городского населения имела огромное значение для развития всей страны. Нововведения в искусстве, архитектуре, питании, одежде быстро приживались в домах знати. Переплетаясь со старорусскими привычками и традициями, они определяли быт и обычаи 18 века в России.
В то же время новшества не распространялись по всей стране, а охватывали только наиболее развитые ее регионы, в очередной раз подчеркивая пропасть между зажиточными слоями и бедняками.
Жизнь провинциальных дворян
В отличие от столичных дворян, представители провинциального дворянства жили более скромно, хотя и пытались всеми силами походить на более зажиточную аристократию. Порой такое стремление со стороны выглядело довольно карикатурно. Если столичная знать жила за счет своих огромных владений и работающих на них тысячах крепостных, то семьи провинциальных городов и сел основной доход получали от налогообложения крестьян и доходов со своих небольших хозяйств. Дворянская усадьба представляла собой подобие домов столичной знати, но с существенным отличием — рядом с домом были расположены многочисленные хозяйственные постройки.
Уровень образования провинциальных дворян был очень низким, обучение в основном ограничивалось основами грамматики и арифметики. Мужчины проводили досуг, выезжая на охоту, а женщины сплетничали о придворной жизни и моде, не имея об этом достоверного представления.
Владельцы сельских усадеб были тесно связаны с крестьянами, которые выполняли роль работников и прислуги в их домах. Поэтому сельское дворянство было гораздо ближе к простолюдинам, чем столичные аристократы. К тому же малообразованные дворяне, так же как и крестьяне, зачастую оказывались далеки от вводимых новшеств, а если и пытались не отставать от моды, получалось это скорее комично, чем изысканно.
Крестьяне: быт и обычаи 18 века в России
Тяжелее всех приходилось самому низкому сословию Российской империи — крепостным крестьянам.
Работа шесть дней в неделю на помещика не оставляла крестьянину времени на обустройство своей повседневной жизни. Собственные клочки земли им приходилось обрабатывать в праздничные и выходные дни, ведь семьи крестьян были многодетными, и нужно было хоть как-то их кормить. С постоянной занятостью и отсутствием свободного времени и средств связан и простой быт крестьян: деревянные избы, грубый интерьер, скудная еда и простая одежда. Однако все это не мешало им придумывать развлечения: в большие праздники устраивались массовые игры, водились хороводы, пелись песни.
Дети крестьян, не получая никакого образования, повторяли судьбу своих родителей, также становясь дворовыми и слугами при дворянских усадьбах.
Влияние Запада на развитие России
Быт и обычаи русского народа в конце XVIII века в большинстве своем оказались под полным влиянием тенденций западного мира. Несмотря на устойчивость и закостенелость старорусских традиций, веяния развитых государств постепенно входили в жизнь населения Российской империи, делая зажиточную его часть более образованной и грамотной. Этот факт подтверждается появлением различных учреждений, на службе которых состояли уже получившие определенный уровень образования люди (например, городские больницы).
Культурное развитие и постепенная европеизация населения довольно ярко свидетельствуют о истории России. Быт и обычаи в 18 веке, видоизменившиеся благодаря политике просвещения Петра I, положили начало глобальному культурному развитию России и ее народа.
fb.ru