/Кутуб минар в дели – Башня Кутб-Минар (Kutb-Minar) — Мастерок.жж.рф — LiveJournal

Кутуб минар в дели – Башня Кутб-Минар (Kutb-Minar) — Мастерок.жж.рф — LiveJournal

Содержание

Башня Кутб-Минар (Kutb-Minar) — Мастерок.жж.рф — LiveJournal

«Самая высокая башня в Индии, «седьмое чудо Хиндустана», когда-то возвышалась в центре города, носившего в XII-XIII вв. название Раи Питхора.
(Высота башни—72,55 м, диаметр у основания — 14,4 м, диаметр у вершины — 2,44 м).

Никто не знает наверняка, кем и когда было начато строительство этого величественного монумента. Его происхождение теряется в мифах и легендах. Считают, однако, что первый этаж башни, известный также под названием Виджай Стамбх (Колонна Победы), был построен раджпутским князем Притхвираджей Чауханом в 1191 г. якобы для того, чтобы его любимая и чрезвычайно набожная дочь Сурадж Мукхи могла перед принятием пищи, поднявшись на башню, получать вдохновение от созерцания священной реки Ямуны. В 1199 г. первый этаж был якобы переделан мусульманским правителем Кутбуддином Айбеком, после чего она получила новое название — 

Кутб-Минар.

 

Надстраивался Кутб-Минар постепенно. Потомки Кутбуддина Айбека достроили второй и третий этажи в 1210-1236 гг., а четвёртый и пятый были добавлены к ним при императоре Фирузшахе Туглаке в 1370 г. На самой башне имеется множество надписей, повествующих о её строительстве, реставрации и самых различных переделках. Когда-то Кутб-Минар был увенчан куполом, который свалился в результате землетрясения в 1803 г. Один европейский инженер пытался восстановить купол, но усилия не привели к успеху: купол так и остался лежать в саду недалеко от башни. В результате землетрясений и дождей башня несколько наклонилась, однако, как считают правоверные мусульмане, изречения из Корана, высеченные на внешней поверхности по-арабски, дали ей силу устоять перед стихией.

И сегодня, спустя восемь с лишним веков после её создания, пройдя 156 ступеней (всего их в башне 379), можно подняться наверх, правда, всего лишь до первого балкона. Жестокие каноны индуистской религии, требующие от вдов соблюдения обычая “сати” (самосожжение), а также их исключительно тяжёлое положение в индуистских семьях толкали многих женщин на самоубийство, и все этажи башни были закрыты для широкой публики, включая первый.

 

Многие учёные и архитекторы до сих пор спорят: относить ли Кутб-Минар к памятникам индуистской архитектуры или мусульманской? Свидетельства и той и другой точек зрения весьма противоречивы. Вход в башню обращён на север, в то время как входы на всех других этажах обращены на восток.

Башня стоит прямо в грунте, а не на платформе, как чаще всего строились мусульманские памятники, и колокольчики, вырезанные в камне на стенах первого этажа — также типичный декоративный элемент индуистской архитектуры. Возможно, изречения из Корана были высечены на стенах башни позже.

Создатели Кутб-Минара, безусловно, были не только талантливыми математиками — они обладали и редким художественным вкусом. Именно поэтому, несмотря на разницу в отделке этажей, башня до сих пор поражает воображение всех, кто приходит полюбоваться ею.


Мусульманские завоеватели Индии не везли в своих обозах архитекторов и мастеров. Их первые сооружения в этой стране возводились местными зодчими-индусами, поэтому не могли не нести на себе отпечатка и влияния индуистской архитектуры. Так была построена мечеть Кувват-ул-ислам (в переводе с арабского — “могущество ислама”) — первая мечеть на индийской земле. Там, где она сейчас стоит, когда-то возвышался храм бога Вишну, созданный в 1143 г. Притхвираджей Чауханом.

Известный военачальник мусульманского правителя Мухаммада Гури Кутбуддин Айбек, покорив в 1191 г. Дели, превратил храм бога Вишну в мечеть. История свидетельствует, что он выбросил из храма всех идолов, разровнял каменную резьбу стен и из строительного материала, полученного в результате уничтожения 27 индуистских и джайнистских храмов, построил мечеть (высота её арок до 16,5 м, а ширина стен — 7, 7 м). Стены и хорошо сохранившиеся каменные колонны с изображениями людей и животных подтверждают предположения учёных о происхождении мечети. Для чисто мусульманской архитектуры характерен лишь строгий геометрический и растительный орнамент.

 

 

 

 


Строительство самой древней в Северной Индии мечети Кувват-ул-ислам началось в 1192 г. и закончилось в 1198 г. Об этом свидетельствуют цифры, высеченные в камне на центральном входе, который располагается с восточной стороны. На нём также сделана надпись, в которой призывается милость Аллаха к создателю мечети Кутбуддину. Красивыми каменными арками когда-то отделялся главный молельный зал от двора. Центральная арка высотой в 16 м, возвышающаяся за железной колонной, и сегодня поражает изящной резьбой по мрамору и песчанику, геометрическими орнаментами и сурами из Корана. При Шамсуддине Илтутмыше (1229 г.) и Алауддине Хилджи (1310 г.) мечеть была значительно расширена.

Во дворе стоит известная на весь мир железная колонна, происхождение которой до сих пор не совсем ясно. Историки утверждают, что колонна была отлита в 895 г. до н.э. и что, согласно древней санскритской надписи на ней, ещё раджа Дхава, правивший в Дели в начале IX в. до н.э., приказал своим ремесленникам отлить этот железный столб (высота — 7,2 м, диаметр у основания — 41,7 см, у вершины — 30,5 см, вес — около 6 т). Мусульманские летописцы, в свою очередь, доказывали, что колонна была привезена завоевателями из магометанских стран, расположенных к северу от Индии.

 

 

Третья версия называет создателем колонны императора Чандрагупту II Викрамадитья, потому что в надписи на колонне имеется слово “Чандра”. Особо религиозные индусы даже пытаются доказать, что столб был отлит во времена “Махабхараты”, затем перенесён в древнейшую столицу Индии Магадху (Бихар) и в конце концов доставлен в Дели и установлен в вишнуистском храме раджпутским князем Анангпалом, ибо его имя также высечено на поверхности колонны. Такое разночтение объясняется тем, что точный и полностью надёжный перевод надписи, сделанной на колонне, получить пока не удалось. Но о высоком мастерстве древнеиндийских металлургов, возможно, владевших навыками порошковой металлургии, она свидетельствует несомненно. Несмотря на колебания температуры, высокую влажность и многие столетия, прошедшие с ее создания, колонна не подверглась окислению и не несет на себе даже следов ржавчины. Химический анализ металла показал, что чистое железо в колонне составляет 99,72%.

Когда в 1739 г. персидский император Надир Шах захотел увезти железный столб к себе на родину, ему не удалось вытащить колонну из грунта. Отчаявшись, Надир Шах приказал обстрелять её ядрами, которые оставили на поверхности лишь незначительные отметины.

 

Существует поверье, что, если кому-либо удается обхватить столб руками, стоя к нему спиной, — ему на всю жизнь обеспечено счастье. Поэтому металл на этом уровне основательно отполирован посетителями Кутб-Минара.

В 1311 г. Алауддин Хилджи пристроил к мечети Кувват-ул-ислам величественные ворота, называемые Алаи Дарваза, или Ворота Аллаха. Украшенная тонкой резьбой по мрамору арка ворот (высота 18,3 м) по форме напоминает изогнутую подкову. Алаи Дарваза считается одним из самых замечательных образцов индо-мусульманского архитектурного синтеза.

Немного ниже уровня ворот из песчаника и белого мрамора выстроена небольшая, квадратная в проекции гробница Имама Замина, главного духовного лица мечети Кувват-ул-ислам. Имам Замин приехал в Индию из Туркестана во времена Сикандера Лоди и был весьма почитаемым лицом среди индийских мусульман.

 

 


С противоположной стороны мечети Кувват-ул-ислам, напротив Алаи Дарваза, высится любопытное сооружение, напоминающее по форме основание Кутб-Минара. Это — Алаи-Минар. Алауддин Хилджи, будучи человеком чрезвычайно тщеславным, решил превзойти своих предшественников и выстроить башню, которая была бы более чем вдвое выше Кутб-Минара (183 м). Строительство Алаи-Минара началось в 1311 г., но стены были подняты лишь на 15 м. Со смертью Алауддина в 1315 г. работы прекратились, и башня осталась недостроенной. Вход в неё расположен с восточной стороны. Наличие платформы под минаретом также полностью отвечает требованиям мусульманской архитектуры.

Как памятник архитектуры представляет интерес и гробница султана Шамсуддина Илтутмыша. Мавзолей был построен в 1235 г. дочерью султана Разией Бегам, которая сама правила в Дели в 1236—1240 гг. Усыпальница считается одной из самых древних мусульманских гробниц Индии. До сих пор хорошо сохранилась резьба по мрамору, строгие орнаменты и изречения из Корана. Над беломраморным надгробием когда-то возвышался купол внушительных размеров.

Построенный в 1317 г., мавзолей Алауддина Хилджи возвышается непосредственно напротив гробницы Илтутмыша. Когда-то рядом с мавзолеем находилась мусульманская школа (медресе) и небольшая мечеть.

 

 

Согласно легендам, довольно часто на долю башни Кутб Минар выпадала тяжёлая миссия – стать орудием сведения счётов с жизнью. Как правило, так поступали жёны султанов.
Само название этой знаменитой башни толкуется по-разному. Одно группа учёных считает, что название этой башни произошло от имени первого из тюркских султанов Кутбуддина Айбака. Вторые предполагают, что она получила такое название из-за имени святого из Багдада, на момент постройки переселившегося в Дели и пользовавшегося особым расположением Акбара. Его звали Кхваджа Кутбуддин Бахтияр Каки.

На сегодняшний день вокруг башни построено ограждение, а чтобы попасть на территорию дл знакомства с этой достопримечательностью необходимо приобрести билет.

 

 

 
Вход на территорию комплекса Кутб-Минар для иностранных граждан стоит $5, фотографировать и снимать на видео можно без ограничений.

 

 

В 1993 году минарет Кутб-Минар была внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


[источники] источники
http://aquarium.lipetsk.ru/
http://india.obnovlenie.ru/
http://www.rutraveller.ru/

 

Сами знаете, что в Индии неимоверное множество интереснейших мест и сооружений, но давайте я вам все же напомню еще несколько:  Форт Читторгарх (Chittorgarh Fort) или например Пещерные храмы Эллоры (Ellora Caves) Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=27952

masterok.livejournal.com

Минарет Кутб-Минар в Дели — подробная информация с фото

Видео: Кутб Минар

Общая информация

26643856;
индийцы/иностранцы 10/250 рупий, видео 25 рупий;
открыт в светлое время суток;
метро Qutab Minar

Сам Кутб Минар — внушительная, потрясающая башня победы, очень похожая на афганские башни и используемая как минарет. Султан Кутб-уд-дин начал ее строительство в 1193 г., сразу же после разгрома последнего индуистского королевства в Дели. Высота башни около 73 метров, и она сужается в диаметре от 15 м до 2,5 м на верхушке.

В башне 5 этажей, и на каждом есть балкон. Первые три этажа сделаны из красного песчаника, а остальные два -из мрамора и песчаника. Кутуб-уд-дин успел возвести только первый этаж. Его последователи продолжили строительство, а в 1326 году в башню ударила молния. В 1368 году Фируз-шах восстановил верхние этажи и построил купол. В 1803 г. купол был разрушен землетрясением; после сделали другой, в 1829 году, который потом убрали.

Тут по ночам проводят световое шоу (индийцы/иностранцы 20/250 рупий; 18.30-20.00). В октябре/ноябре тут проходит праздник Кутб.

Помните, что в Кутб Минар по выходным всегда многолюдно.

Мечеть Кувват ул Ислам (Quwwat-ul-Islam Masjid)

У подножия Кутб Минар стоит первая построенная в Индии мечеть, известная как мечеть «Мощь ислама». Была построена в 1193 году, с разными дополнениями в разное время. Она символизирует подъем одной религии над другой. Вначале ее возвели на развалинах индуистского храма и, как гласит надпись над восточными воротами, из «27 частей разных храмов» — в декоре можно заметить много индийских и джайнских элементов.

Алтамиш, зять Кутуб-уд-дина, окружил первоначальную мечеть крытым двором в 1210-1220 гг.

Железный столб

Этот семиметровый железный столб во дворе мечети стоял здесь задолго до ее строительства. Шесть полос санскритских надписей указывают на то, что его построили возле храма Вишну (возможно, в Бихаре) в честь Чандрагупта II (Chandragupta), который правил с 375 по 417 г.

До сих пор остается загадкой, как его сделали, поскольку его железо удивительной чистоты. Ученые пока не определили, как такое железо, не заржавевшее за 2000 лет, можно получить при помощи современных технологий.

Алаи Минар (Alai Minar)

Когда Ала-уд-дин достраивал мечеть, он задумал еще более грандиозное сооружение. Он хотел построить еще одну победную башню, точно такую же, как Кутб Минар, но в два раза больше! К моменту его смерти было построено уже 27 метров, но никто не захотел продолжать этот слишком уж дерзкий проект. Недостроенная башня так и стоит к северу от Кутб Минар.

Другие достопримечательности

Изящные ворота Алай Дарваза (Alai Darwaza) украшают главный вход в комплекс. Они были построены из красного песчаника в 1310 году на севе-ро-западе Кутб Минар. Гробница имама Замина находится рядом с воротами, а гробница Алтамиша, умершего в 1235 г. — в северо-западном углу мечети. Сильно разрушенное медресе Ала-уд-дина расположено в задней части комплекса.

На территории есть несколько летних дворцов и гробниц последних царей Дели, которые пришли после моголов. Пустое место между двумя гробницами было оставлено для последнего царя Дели, который умер в Янгоне (Бирма) в 1862 году, сосланный за причастность к первой войне за независимость в 1857 г.

wikiway.com

Кутб Минар — как добраться и когда идти, что посмотреть и как одеться, сувениры

Уже год я живу в столице Индии: сумасшедшем, шумном и по-особенному прекрасном городе Нью-Дели. С крыши моего дома можно увидеть большой парк Sanjay Van, который местные жители называют «джунглями», и башню Кутб Минар. С этого тихого уголка я и начала знакомство с Нью-Дели. Позже я узнала, что минарет — это вторая по посещаемости достопримечательность страны. После Тадж-Махала, разумеется. И еще интересный факт: Кутб Минар — самый высокий кирпичный минарет в мире (есть и выше, но они построены не из кирпича).

С точным названием индийцы так и не определились, поэтому Кутб Минар в Дели называют также Кутуб Минур и Кутаб Минар.

Пишут тоже по-разному. В парке Sanjay Van также есть и другие достопримечательности, так что ниже я предложу вам, с осмотром чего ещё можно совместить экскурсию к Кутб Минар.

Как добраться до Кутб Минар

Вариантов, как обычно и бывает, несколько:

  • Пешком. Прогулка через парк может стать прекрасным началом экскурсии. Главный вход в Sanjay Van расположен со стороны улицы Qutub Institutianal Area. Дорога займет 30–40 минут. В парке встречаются павлины, обезьяны, коровы и буйволы.
  • На метро. Нужно доехать до станции Green Park или Qutub Minar, а затем пройтись пешком (около 15 минут) или воспользоваться услугами мото-рикши (5 минут, не больше 0.5–0.6 $ или 30–40 рупий).
  • На автобусе. Остановка Qutub Minar или Saket, далее пешком около 10 минут.

Адрес: Mehrauli, New Delhi, Delhi 110030.

Где приобрести билеты в Кутб Минар

Билетная касса расположена через дорогу от минарета Кутб Минар и музейного комплекса.

Стоимость входа для иностранцев 3 $ или 200 рупий. Аудиогиды можно взять у входа в комплекс. Русского языка нет, но есть английский, немецкий и испанский.

Когда идти в Кутб Минар

Минарет Кутб Минар пользуется в Дели большой популярностью. Лучше избегать выходных и праздничных дней. Самое удобное время по моему мнению — с утра или после обеда.

Музейный комплекс открыт с 7.00 до 17.00.

Что посмотреть в парке Sanjay Van

Безусловно, на территории парка примецчателен не только минарет, хотя именно из-за него, насколько я знаю, большинство туристов и приезжает сюда.

Кутб Минар

В первую очередь — сам минарет. На фото Кутб Минар выглядит впечатляюще. В реальной жизни в окружении исторических руин, ухоженных газонов и цветущих кустов башня, уходящая в небо, запомнится вам, как и мне, надолго. Высота минарета — 72,6 метра. Его начали строить в 12 веке, а закончили в 14.

Кутб Минар использовался, чтобы созывать верующих на молитвы. Минарет также символизировал мощь ислама (в то время большей частью Индии правили мусульмане). Была и еще одна более «приземленная» функция — обозревать окрестности на предмет иноземных захватчиков.

Минарет Ала-и-Минар

Слава Кутб Минара в Индии не давала покоя великим правителям. Один из них, Алауддин Хильджи, решил перещеголять башню и воздвигнуть свой минарет, который будет в два раза выше. Постройка достигла отметки всего в 24,5 метра, когда шейх умер.

Продолжить его дело было некому, поэтому вместо величественной башни, на которую возлагались большие надежды, сейчас можно увидеть строение, напоминающее каменный «пенек». Знаете, мне даже кажется несколько забавным, насколько тщеславию иногда может помешать случайность.

Великая мечеть Дели

Такое громкое название носит мечеть Кувват-уль-Ислам, вернее, то, что от нее осталось.

Когда-то постройка символизировала мощь и красоту исламской культуры. Сейчас на ней лежит отпечаток беспощадного времени.

Гробница Имама Замина

Гробница мусульманского святого, который жил на рубеже XV и XVI веков. Постройка лежит в руинах, однако частично сохранились колонны с прекрасной резьбой по камню, а также необычная балюстрада.

Эти коллонны навели меня на мысль, что в витиеватых узорах будто раскрыт сюжет то ли некоторого исторического периода, то ли будущих подвигов.

Железная колонна

Железную колонну высотой 7 метров и весом 6 тонн создали в период правления династии Гупта (IV — VI века). С тех пор колонна почти не изменилась, только пропала мифическая птица Гаруда, украшавшая вершину. Есть разные теории насчет того, почему железо не подвергается коррозии. По одной из них колонну отливали из метеорита. Однако, наиболее вероятно, что индийские металлурги применили особый (теперь утерянный) метод сплава железа.

Индийцы верят, что если встать спиной к колонне и обхватить ее руками, то исполнится одно самое сокровенное желание. Страждущих проверить, работает ли поверье, было так много, что сотрудникам архитектурного музея пришлось возвести вокруг колонны ограду. Но вы всё равно можете попытать счатья. Я не думаю что то, насколько близко вы подберётесь к постройке, сильно повлияет на результат!

Как одеться, отправляясь к Кутб Минар

Стоит обратить внимание на свой внешний вид, если вы собираетесь посетить комплекс Кутб Минар. Индия – весьма консервативная в плане одежды страна. А в музейном комплексе, который почитается мусульманами, стоит быть вдвойне осторожным. Женщинам обязательно нужно прикрыть колени и плечи. Мужчинам не желательно быть в шортах и майках. В музей вас, конечно, пустят в любой одежде, но гулять под осуждающими взглядами местных жителей не самое приятное занятие.

Сувениры

На выходе из комплекса работает небольшой магазин с сувенирами. Ничего необычного — магниты, брелоки, открытки, книги и путеводители.

Есть небольшой отдел с мусульманскими религиозными книгами и брошюрами.

Совет напоследок

Внутри комплекса есть скамейки и лужайки, на которых можно перевести дух и отдохнуть от жары. На выходе (втридорога) торгуют газировкой, лимонадом и закусками. Чтобы съесть что-то более существенное, чем чипсы и шоколад, я советую отправиться в близлежащие районы Saket или Katwaria Sarai.

Но я предлагаю взять с собой что-то из еды, а также захватить бутылочку воды, так как после длительной прогулки вам захочется как есть, так и пить. Вместе с этим скромным обедом или ужином вы можете сесть на одну из скамеек или расположиться прямо на лужайке и окинуть взглядом эти величественные строения ещё раз.

travelask.ru

Кутуб-минар и железный столб Дели

Следующим серьезным историческим местом в Дели стал Кутуб-Минар, который наш гид отметил как мусульманский храм, в котором нет ничего мусульманского.

Кутуб Минар

Какая особенность у этой большой кирпичной башни? Дело в том, что Кутуб-Минар самый высокий в мире минарет, построенный из кирпича. Его высота около 73 метров, диаметр внизу — 15 метров, вверху — 3 метра.

Если приглядеться, то можно заметить, что Кутуб-Минар состоит из нескольких частей, отличающихся по дизайну. Причина этому, как всегда в те времена, проста — слишком медленные темпы строительства. Или слишком короткая продолжительность жизни заказчика.

Строить его начал первый мусульманский правитель Индии. Обратите внимание — мусульманский правитель.  В конце XII столетия войска мусульман сломили  сопротивление разобщенных индийских княжеств. К началу XIII века на всей территории Северной Индии образовалось единое мусульманские государство – Делийский султанат, а ислам стал новой религией Индии.

В итоге, противостояние мусульман и индуизма привело к тому, что в момент приобретения независимости англичане разделили Индию на две части, выделив из старой большой Индии мусульманский регион — Пакистан. Несмотря на официальную версию, озвученную гидом, об отсутствия противоречий и мирное существование,  как нам показалось не все здесь гладко в смешанном индийском обществе. Но я забежал вперед. Итак, мусульманский правитель Кутб уд-Дин Айбек начал строительства самого большого минарета в мире, но успел сделать только фундамент. Его наследник пристроил еще 3 яруса, а закончили возведение в 1368 году, добавив 4-й и 5-й ярус.

Цель минарета как всегда прозаичная — показать, кто здесь самый крутой. А в остальное время проводить обзор окрестностей.

Историки обращают внимание на необычный дизайн башни. Он не характерен для мусульман, более того, в нем очень ярко выражены мотивы индуисских храмов. Возможно это сделано специально, так как у индусов была традиция отмечать  крупные  победы возведением «башни победы». И  такой вариант дизайна был выбран, чтобы башня напоминала индусам на понятном им языке символов, кто победил в этой битве.

Раньше вход на башню был разрешен и можно было подняться на смотровую площадку на самом верху. Однако случилось несчастье, два школьника на экскурсии сорвались сверху и разбились. По этой причине вход на башню для посторонних был закрыт, а так как поддерживать ступени в рабочем состоянии перестали, то, со слов гида, теперь  подъем наверх уже рискован сам по себе.

Следующим экспонатом, расположенным в непосредственной близости к Кутуб-Минару, стала грандиозная мечеть Кувват-уль-Ислам (что означает Мощь Ислама), которую еще называют Великая мечеть Дели. Но сейчас вы ее уже не увидите, так как она полностью разрушена и о ее размерах можно только догадываться.

Чем она интересна? Строительство мечети началось в 1190 году и строили ее из остатков двадцати семи разрушенных индуистских и джайнских храмов. Это очень хорошо видно по колоннам, они все разные.

Так как ислам запрещает изображение «животников» (как любил говорить наш гид) и людей, только абстрактные знаки,  чтобы соблюсти требования ислама, но не расстаться с халявным строительным материалом, всем животникам и людям посрубали головы и другие, особо выдающиеся части тела.

В таком виде изображения уже не нарушали устои ислама и колонны старых индусских храмов пошли в стройку.

Это была первая мечеть, построенная в Дели после исламского завоевания.

Кроме того сохранилась еще гробница султана Алу-уд-дина Хильджи. Чем он прославился не знаю, в моей памяти не осталось следа.

На выходе мы поинтересовались у гида, а что еще за круглые развалины видятся за деревьями. Оказывается, еще один правитель решил превзойти Кутуб-Минар и начал закладывать фундамент более грандиозной башни, но не успел по уже знакомым нам причинам.

После его смерти желающих продолжить строительство почему-то не нашлось.

Ну а в заключении еще один снимок (как обещал nikor 35 мм)

Эти закутки, глубиной 2-3 метра были … «гостиничными» номерами. Раньше все было очень просто.

Железный столб Дели

А теперь о гораздо более интересном. Из уроков химии/физики многие вспомнят о знаменитом железном нержавеющем столбе, который нашли в Индии. Столб имеет высоту 7 метров и вес 6 тонн. И мы его увидели!

Кутуб-Минар (в центре) и нержавеющий железный столб (справа)

Первоначально столб находилась в храме Вишну города Матхура. Потом храм был разрушен сами уже знаете кем, остатки храма использовались как стройматериалы для минарета Кутб-минар и для мечети Кувват-ул-ислам. Столбу же применения найти не смогли, поэтому он просто стоит. Простоял он уже 1600 лет, являясь головной болью для местного управления культуры. Ведь если столб стоит и ничего с ним не происходит, значит на него ни бюджета не выделяется, ни реставрацию замутить, ни спирт, ни наждачку не списать. Невыгодной экспонат с экономической точки зрения для потомков.

Фото А. Моисеевой

Конечно, смириться с такой ситуацией никто не хотел, поэтому стали изучать загадочный столб.

Химическими анализами того, что удалось отковырнуть от него, установлено, что столб состоит из очень чистого железа (99,4-99,8 %). Среди примесей почти большую часть составляет фосфор. По содержанию углерода (до 0,15 %) это низкоуглеродистая сталь. Химический состав: Железо — 99,722 % Фосфор — 0,114 % Углерод — 0,08 % Кремний — 0,046 % Азот — 0,032 % Сера — 0,006 % Т.е. по большому счету обычное железо. Другие железяки, изготовленные умельцами по всему миру в аналогичное время практически не доживают до наших дней или доживают в очень покусанном ржавчиной виде.

Почему же этот железный столб не ржавеет? Есть несколько версий.

— Столб сделан из чистого метеоритного железа, а как известно, все, что хоть как-нибудь связано с «оттуда», автоматически не требует дальнейших доказательств. Если железо «оттуда», значит оно имеет право не ржаветь.

— Это древняя цивилизация, так как в те времена отлить столб такого размера технологий просто не было. А древняя цивилизация, конечно же «оттуда»

— Это не цивилизация, это инопланетяне привезли «оттуда» прямиком и оставили нам, чтобы мы знали. А мы, тупые, так и не знаем.

Там, где появляется слово «оттуда», сразу же возникают вторичные последствия. Например, говорят, что колонна обладает лечебными свойствами, стоит ее обнять и будет тебе счастье и исцеление от всех болезней. Важно постоять возле колонны не менее получаса. Если бы эту колонну привезли к нам, то обнаружилось бы еще одно инопланетное свойство колонны. Если в мороз минус 40 голый индус обнимет колонну, да еще и лизнет ее, то она притянет его к себе и не отпустит, пока не потеплеет! Это будет покруче загадка, чем самоисцеление!

Но тайна как оказалась раскрывается просто — Многолетними усилиями российских исследователей выявлен ряд неизвестных ранее особенностей этой постройки. Например, оказалось, что фундамент колонны выполнен в виде двусторонней пирамиды (ромба) (Прим.В.С. — видимо эти самые ученые первый раз наконец-то взглянули на столб), он образует невидимый обычным глазом вертикальный энергетический поток, напоминающий по форме пламя свечи высотой около 8 метров и диаметром более 2 метров. Они же нашли внутри колонны миниатюрный атомный реактор, излучение которого защищает колонну от ржавления. Теперь то сразу стало все на свои места… Конечно же инопланетяне не при чем, просто древние индусы воткнули реактор в обычный кусок железки. Никакой уфологии, все по-земному, по-человечески. А то честно говоря уже тошно от этого космического бреда (см.Ак-Баур – неолитический храмовый комплекс. Все рисунки первобытных на фото.). Реактором и ромбом конечно же легко объясняется чудо излечения — энергетические потоки великая сила. Особенно в форме свечи.

Еще одна удивительная вещь, в 1739 году в столб было выпущено пушечное ядро, которое не нанесло ему никакого вреда, как утверждают путеводители. Учитывая, что пушечные ядра в среднем имели вес от килограмма до 18 кг, большую пушку вряд ли прикатили бы для этого эксперимента, били скорее всего из какой-нибудь пехотинской. Пусть будет 9 кг. Вес столба 6 тонн. Поэтому максимум, что могло сделать ядро — небольшую вмятину. И она есть на столбе. А вот чего-либо «удивительного» в этом факте как раз нет.

Тема мне была любопытна с инженерной точки зрения, хотя я не металлист, имею только общие представления из техникумовского курса. Вот что удалось выяснить. Во-первых, столб не имеет космического происхождения, так как не содержит характерные для «космического железа» примеси, в частности никель. Поэтому версия «оттуда» начинает рушиться. Во-вторых этот столб далеко не уникален. В городе Дхар (штат Мадхья Прадеш) находится несколько металлических столбов похожих на знаменитую железную колонну, только они более старые и расположены горизонтально.

Три нержавеющих столба из города Дхар

И, кстати, не круглые. Только про эти три столба дают очень мало информации, так как если их привезти и расположить рядом с Делийским, то версия прямого происхождения «оттуда» сразу начинает увядать. Как и другие невероятные столбовые способности.

Более того, в основании делийского столба обнаружены следы коррозии, а если не ошибаюсь, в 60-х годах прошлого века столб подвергли чистки. Не думаю, что чистили его только от птичьего помета. Потому что одно время он выглядел вот так:

Старая фотография заставляет усомниться в полной «нержавейке»

Так как анализ проводили не только вышеупомянутые «псевдоисследователи», но и другие ученые, наиболее правдоподобной мне показались следующие выводы:

В химическом составе железа содержится высокий процент фосфора, который образует защитный слой на поверхности металла и заодно придает изделию из такого железа ломкость. Еще раз посмотрите на фотографию места удара ядра и трещины, которые пошли вбок.

Индийскими учеными из Department of Materials and Metallurgical Engineering,  Electrochemistry and Corrosion Division, Defense Materials and Stores Research and Development Establishment, Indian Institute of Technology, Kanpur в феврале 2002 года были проведены обстоятельные исследования со следующим резюме (перевел с английского как мог): Критическим фактором высокой коррозионной стойкости является формирование тонкого металлооксидного слоя, который резко снижает скорость коррозии. Процессу формирования защитного слоя из кристаллического фосфата помогают циклы смачивания и сушки, что является важным вкладом в устойчивость к коррозии. Таким образом, коррозионная стойкость железного столба Дели обусловлена как окружающей средой, так и высоким содержанием фосфора, обеспечивающего защитную пленку из кристаллического гидрофосфата железа.

Индийские ученые считают, что древние кузнецы не обладали уникальными знаниями химии сплавов, а просто подбирали состав железа опытным путем. А если мы вспомним, что древние индусы изобрели булат и вообще были очень опытными металлургами, то озвученная версия мне кажется наиболее верной.

На этом наше знакомство с Дели закончилось, и мы отправились в Агру.

Индия нас ждет! Предисловие.    Дели Индия. День первый.   Кутуб-минар и железный столб Дели    Тадж-Махал    Красный форт Агра   Индия в фотографиях. Серия: Двое.    Колодец Чанд Баори Индия   Шейк Блю Пирамид Гоа  Боди-серфинг

vsobolev.com

Кутб Минар

Минарет Кутб-Минар является самым высоким кирпичным минаретом в мире. Высота башни достигает 72,5 метров, а на вершину строения ведут 379 ступеней. Находится минарет в городе Дели, что в Индии. Башня считается объектом всемирного наследия и находится под защитой ЮНЕСКО.

mandalay.ru

Строительство башни начал первый мусульманский правитель Индии Кутбуддин Айбак. Он находился под впечатлением от афганского Джамского минарета и решил построить минарет ничем ему не уступающий и даже превосходящий его по красоте.

mandalay.ru

Фундамент будущей башни был заложен в 1193 году, но дальше строительство застопорилось. Позже, уже при правлении Ильтутмыша (наследник Кутбуддина), было возведено три яруса башни. И только в 1368 году был достроен последний пятый ярус.

mandalay.ru

Глядя на башню снизу вверх, можно проследить, как развивался и изменялся архитектурный стиль того времени.

mandalay.ru

Минарет Кутб-Минар построен на территории самой древней индийской мечети Кувват-ул-ислам, что в переводе означало “мощь ислама”. До этого здесь было несколько индуистский культовых сооружений, среди которых и храм бога Вишну. Некоторые стены индуистских храмов сохранились вплоть до наших дней и мирно соседствуют с минаретом.

mandalay.ru

Башня сложена из красного песчаника, а над третьим ярусом при строительстве использовали белый мрамор. Некогда башню венчал купол, но при землетрясении 1803 года он был обрушен. Восстанавливать его не стали, а его останки так и остались лежать неподалеку от минарета.

mandalay.ru

Диаметр основания башни равен 14,3 метра. С каждым ярусом башня всё больше и больше сужается, и на пятом ярусе диаметр этажа равен всего 2,7 метров. Стены башни расписаны замысловатой резьбой, среди которой встречаются и изречения из Корана.

mandalay.ru

Построив столь высокий минарет, было утеряна пожалуй главная особенность подобных строений. Как известно, минарет служит местом откуда несколько раз в день разносятся призывы муэдзина к молитве. Однако башня получилась столь высокой, что крик муэдзина был почти не слышен с неё.

mandalay.ru

Стоит отметить, что помимо башни здесь есть ещё одна, не менее занимательная достопримечательность — небольшая железная колонна, которая установлена неподалеку от минарета. Высота этого, с виду незамысловатого сооружения, всего 7,2 метра, а вес около 6 тонн.

mandalay.ru

Если верить летописям, то отлита колонна была в 895 году до нашей эры. Возникает вопрос, как колонна могла сохранится в целости и сохранности до наших дней и не заржаветь?! Благодаря ряду тестов удалось установить, что химический состав колонны почти 100% чистое железо.

mandalay.ru

До сих пор остаётся загадкой, как же удалось получить при плавке подобный состав железа, так как по тем временам данная процедура была технически невыполнимой! Ходят слухи, что материалом для плавки послужил метеорит, который упал на Землю почти три тысячи лет назад.

mandalay.ru

Считается, что если обнять колонну и загадать желание, то оно непременно исполнится. Вера в подобную мистическую силу колонны настолько велика, что администрация минарета приняла решение огородить колонну для её лучшего сохранения.

mandalay.ru

Для того, чтобы попасть на территорию минарета иностранным гражданам (туристам) придётся заплатить 5$. Фото и видео съёмка не запрещены.

www.mandalay.ru

Кутб-Минар – уникальный памятник архитектуры

В столице Индии находится грандиозное сооружение Кутуб-Минар (Башня Победы) – уникальный памятник индо-исламской средневековой архитектуры. Это самый высокий кирпичный минарет в мире и самая высокая башня в Индии. В 1993 году объект внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Возле минарета находится еще несколько сооружений, составляющих вместе комплекс исторических памятников различных эпох: старейшая индийская мечеть – Кувват-уль-Ислам, минарет Ала-и-минар, гробница Имама Замина, ворота Ала-и-Дарваза и загадочная металлическая колонна, неподдающаяся коррозии.

Кутуб-Минар (также Кутб-Минар или Кутаб-Минар) построен несколькими поколениями властителей Делийского султаната.

Минарет Кутаб-Минар

Уникальный памятник средневековья – кирпичный минарет имеет высоту 72, 6 метров.  В 1193 году Кутб уд-Дин Айбек, первый мусульманский правитель Индии, увидев афганский Джамский минарет и пожелав его превзойти, начал строительство минарета, но только завершил фундамент. Еще три яруса построил его наследник Илтутмиш, пятый и последний ярус в 1368 году достроил Фируз-шах Туглак. По внешнему виду сооружения прослеживается развитие архитектурного стиля.

https://flic.kr/p/9e9iCH

Qutub Minar

Кроме обычного назначения: собирать людей на молитву в мечети Кувват-ул-Ислам, минарет использовали как Башню Победы, чтобы все увидели мощь ислама; также с башни наблюдали окрестности, охраняя город. Историки считают, что минарет назван в память первого тюркского султана Кутбуддина Айбака, по другой версии – в честь святого из Багдада Кутбуддина Бахтияра Каки, который поселился в Индии и имел большой авторитет у Акбара.

Комплекс украшают необычные орнаменты, которые абсолютно несовместимы с Исламом. Это объясняется тем, что для строительства использовали камни из развалин разрушенных индуистских храмов. Так возникло необычное сочетание или, своего рода, слияние различных вероисповеданий в одном архитектурном культовом сооружении.

Минарет Ала-и-Минар

Алауддин Хильджи начав строить минарет Ала-и-Минар, имел желание создать его в два раза выше Кутаб-Минара. Когда конструкция достигла высоту 24,5 метра, строительство прекратили. После смерти Алауддина построили только один ярус, который сохранился до настоящих дней.

https://flic.kr/p/4Gio5y

Qutub Minar

Мечеть Кувват-уль-Ислам

Основатель ордена мамлюков или Династии Рабов Кутб-уд-Дин Айбек начал в 1190 году строительство мечети Кувват-уль-Ислам (Мощь Ислама), многим известную под названием Великая мечеть Дели или мечеть Кутб. Стройматериалы для мечети доставляли с разрушенных двадцати семи джайнских и индуистских храмов. Это первая мечеть, которую построили в индийской столице после исламского завоевания.

Позже мечеть расширяли и достраивали. В настоящее время мечеть разрушена, но по внушительным развалинам можно судить об исламской архитектуре.

Западнее мечети расположена могила Илтутмиша, возведенная в 1235 году. Строительство мавзолея показывает отклонение от индийских обычаев кремации.

Ворота Ала-и-Дарваза

Внушительные ворота Ала-и-Дарваза первый султан столицы Индии династии Хильджи Алауддин.

https://flic.kr/p/uNPHi

Qutub Minar

Гробница Имама Замина

Северо-восточнее ворот Ала-и-Дарваза располагается небольшая гробница суффийского святого пятнадцатого века имама Мухаммада Али, широко известного под именем Имам Замин. Он, будучи уроженцем Туркестана пришел в Индию в период правления Сикандара-шаха Лоди (1488-1517 гг.). Имам Замин принадлежал суфийскому ордену Чишти. Гробницу, площадь которой 7,3 кв. м, построили в 1537-1538 гг. еще при его жизни, а через год он скончался.

Колонна из уникального железа

Интересную загадку представляет железная колонна, имеющая высоту семь метров и вес шесть тонн. Колонну воздвигнул царь Кумарагупта династии Гупта, которая правила в 320-540 года в Северной Индии.

Железная колонна в Дели (Кутубова колонна) расположена приблизительно в двадцати километрах на юг от Старого Дели. Колонна приобрела широкую известность из-за того, что за 1600 лет своего существования избежала коррозии.

https://flic.kr/p/z214s

India 2006 457

К железной колонне – одной из главных достопримечательностей Дели, с давних пор стекались толпы богомольцев. Существует поверье, что если стать спиной к колонне и руками обхватить её сзади, то это принесёт счастье или исполнится загаданное желание. Чтобы защитить историческое сооружение от вандализма, в 1997 г. вокруг нее установили ограду.

Колонна была воздвигнута в честь царя Чандрагупты II в 415 году. Первоначально она располагалась на западе страны, в городе Матхура, в храмовом комплексе Вишну. Установленную перед храмом колонну венчало изображение священной птицы Гаруды. Царь Ананг Пола в 1050 году перевез её в Дели. А стройматериалы от разрушенных в тринадцатом веке построек храмового комплекса были использованы при строительстве минарета Кутаб-Минар.

Наличие в пятом веке такого огромного железного изделия выступало символом высокого богатства государства. Среди европейцев колонна в Дели приобрела популярность после работ английского востоковеда Александра Каннингема.

https://flic.kr/p/joFwQN

Qutub Minar, Delhi

Выдвинутые ранее предположения, что железная колонна якобы откована или отлита из цельного куска железа, сейчас подвергаются большим сомнениям. Вероятнее всего колонну изготовили ковкой отдельных криц железа, масса которых составляла 36 кг. В качестве доказательства можно увидеть отчетливые линии сварки и следы ударов, также небольшое содержание серы и достаточно много неметаллических включений, т. е. шлака после плохой проковки некоторых участков.

Главной причиной стойкости Кутубовой колонны к атмосферной коррозии служит явление пассивации металлов, т. е. на её поверхности образовалась естественным образом плёнка оксида, которая предотвращает дальнейшее развитие коррозии. Также причинами являются низкая влажность воздуха в индийской столице, и увеличенное содержание в металле примеси фосфора, который усиливает способность стальной поверхности к пассивации. К электрохимической коррозии конструкция намного менее устойчива: вкопанная в землю часть подверглась значительной коррозии, ее покрывает сантиметровый слой ржавчины. Подобную колонну из Конарака, которая расположена поблизости моря, покрывает сильная коррозия. О железной колонне в Дели сложено много легенд, связанных с ее исключительной стойкостью.

Гиды часто упоминают, что для создания памятника использовали нержавеющую сталь. Но анализ, проведенный индийским ученым Чедари, доказывает, что в делийской колонне не содержится значительных количеств легирующих элементов, способствующих повышенной коррозионной стойкости, тогда как известно, все нержавеющие стали – легированные.

https://flic.kr/p/dY1MT7

Qutub Minar, India

Существовало противоположное мнение, что колонна изготовлена из очень чистого железа. Такая гипотеза даже фигурировала в учебниках по металлургии, как образец высокой атмосферной стойкости чистого железа. Но материал колонны в Дели по содержанию примесей не доходит даже до технически чистого железа. Наиболее корректное название материала колонны – это сварочное, сыродутное или кричное железо.

В свое время, популярным было предположение о том, что колонна изготовлена из метеоритного железа. Давно известно, что оно отлично сопротивляется коррозии. Однако в метеоритном железе всегда находят никель, а в железе древней колонны никеля не обнаружено.

На железную колонну в Дели обратили свое внимание и уфологи, которые связали её происхождение с внеземными цивилизациями.

В Средневековье Кутуб-Минар считали одним из чудес с

www.miraterra.ru

Кутаб Минар — восьмое чудо-света

Индийцы, утверждают что минарет Кутаб Минар является еще одним чудом света и активно рекомендуют посетить этот памятник архитектуры. На слово поверив этим словам местных жителей я поехал в сторону диковинного памятника.

Основные достопримечательности Дели расположены в центральной части города, мне казалось, что Кутаб Минар тоже где-то в центре, но сверившись с картой я обнаружил его на окраине города.

И насыщенный день было решено завершить посещением Кутаб Минар, после прогулки по Олд Дели, беглого осмотра Красного форта и самой большой мечети в Индии, комфортабельный вагон делийского метро везет меня на станцию с одноименным названием Кутаб Минар (читайте также, про то как самостоятельно добраться до Кутаб Минар).

Вечернее солнце приятно согревало, жуликоватый кассир продал билет на посещение восьмого чуда света в индийской интерпретации, очереди никакой нет, с фотоаппаратами ноутбуками и прочими личными вещами пускают — это какое счастье земное.

Минарет огромен и виден задолго до входа на территорию, при приближении проявляются отдельные фрагменты и арабская вязь из Корана. Кутуб Минар самый высокий в мире минарет, построенный из кирпича, высотой 73 метра, диаметр у основания — 15 метров, вверху примерно 3 метра.

Эта индийская достопримечательность появилась на свет в те времена когда мусульмане правили Индией и к строительству приложили руку несколько тогдашних правителей, общее время строительства растянулось на 175 лет. Каждый строил в своем стиле и именно столько ярусов, насколько хватало его жизни, а далее следующий правители и так далее, в 1368 году Фируз-шах Туглак достроил грандиозное сооружение. Сегодня на башню можно посмотреть снаружи, а не так давно вход внутрь был доступен.

Где минарет, там должна быть и мечеть, но оглядевшись вокруг, мечети вы не обнаружите. Говоря точнее, она присутствует, но состояние ее такое что на мечеть она непохожа. Мечеть Кувват-уль-Ислам (ее руины), интересна больше своей судьбой нежели величием, историки говорят о 1190 годе, именно тогда началось грандиозное строительство.

Материалом для мечети послужили камни и прочие элементы из варварски разрушенных индуистских и джайнских храмов, википедия говорит о 27 храмах, которые послужили стройматериалом для мечети Кувват-уль-Ислам.

Как видите сегодня от «Мощи Ислама» (именно так можно перевести название мечети Кувват-уль-Ислам) ничегошеньки не осталось, а великолепные колонны из разграбленных и уничтоженных храмов сохранились отлично, за небольшим уроном. Урон на колоннах появился в те же времена что и начало строительства мечети Кувват-уль-Ислам, в Исламе не разрешено изображать лица людей и прочих, так вот на всех колоннах их и уничтожили.

Чуть дальше расположена гробница султана Алу-уд-дина Хильджи, в этом месте все туристы стараются сделать селфи и всячески подурачится. Свою гробницу султан построил еще при жизни, но ровно через год она ему и пригодилась, вот ведь до чего умный народ и дату точно подсчитал и в сроки уложился.

Еще одним туристическим аттракционом рядышком с минаретом Кутаб Минар является железный столб. Когда-то столб преспокойно жил себе в храме Вишну города Матхура, но потребовались строительные материалы для минарета Кутб-минар и для мечети Кувват-ул-ислам и храм был разрушен, куда в мечети деть столб так и не поняли и просто поставили его отдыхать на солнышке, вот он до сих пор и стоит.

Считается, что для полного счастья требуется обнять столб, но вселенскому счастью индийские правители приказали долго жить и оградили столб забором. Основная загадка столба в том, что он сделан из железа и не гниет. Ходит множество легенд, от стандартных — столб привезли инопланетяне, до практически адекватных — столб был изготовлен из части метеорита и от этого не гниет. Но все намног проще, в Индии всегда понимали как обращаться с железом и столб состоит из сплава металлов, которые при изменении условий окружающей среды образуют своего рода защитный слой.

Если пристально всматриваться в то место на столбе где на нем имеется отметина от пушечного ядра, то на трещинах имеются явные следы коррозии. Про уникальность столба говорят все экскурсоводы, но в Индии есть несколько подобных не гниющих столбов, но менее знаменитых.

На территории Кутаб Минар, встречаешь сооружения и не сразу понимаешь, под какие нужды они построены, вот к примеру кельи для пилигримов и прочих нуждающихся во временном проживании, просто, зато есть крыша над головой.

Гиды говорят, Кутаб Минар — это мусульманский храм, но пройдясь по его зеленой территории, посмотрев на непонятный железный столб, полюбовавшись на замечательные колонны из разрушенных храмов, разглядев все загогулины на башне-минарете, который так полюбили самоубийцы, что вход внутрь закрыли навсегда, сложно понять с какой стороны тут Ислам?

Если времени в Дели у вас предостаточно, то Кутаб Минар посетить стоит, территория невелика, но исторических строений хватает, многие сохранились очень хорошо, другие напротив. Устав бродить посидите в парке, тут много бурундуков и шумных зеленых попугаев, конкурирующих за ваше угощение с голубями.

Для любителей самолетов, так же есть своя забава. Аэропорт имени Индиры Ганди совсем рядом и самолеты очень часто попадают в кадр при съемке минарета, так что берите хорошую оптику и снимки будут шикарными.

Удивительная особенность местного туалета — он платный и стоит какие-то копейки, которых не у каждого туриста и найдутся (3 и 5 рупии, за что 3, а за что 5 я так и не понял).

in-trips.ru